Меню Рубрики

Агрессия адекватный академик адепт аккордеон анемия

В нелитературном произношении (в речи малообразованных людей) часто встречаются ошибки, многие из которых связаны с влиянием народных говоров. Наиболее типичные из них следующие:

1. Произношение южнорусского диалектного [у] (напоминающего звук, который произносится на месте г в слове бухгалтер) на месте [г]. Например: [g]opoд вместо [г]ород, [g]epoй вместо [г]ерой, ко[g]да вместо ко [г] да, все[g]да вместо все[г]да.

2. Диалектным влиянием следует объяснить и ошибочное произношение ко[л]идор (коридор), [л]егуяярныи (регулярный), тра[н]вай (трамвай), ко[н]форт (комфорт), бо[н]ба (бомба), о[м]ман (обман), ме[н]ный (медный), ради[в]о (радио), кака[в]о (какао).

3. В большинстве русских говоров наблюдается отвердение конечных губных согласных се[м], се[м]десят, голу[п], пригото[ф] и т. д. Такое произношение широко проникло в речь городского населения. Эти слова следует произносить с мягким губным согласным: се[м’], се[м’]десят, голу[п’], пригото[ф’]. Нелитературным является и произношение насы[п]те, пригото[ф]те вместо правильного насы[п ‘]те, пригото[ф ‘]те.

4. Особенно распространённым является южнорусское произношение ударного гласного [о] вместо [а] в глагольных формах пл[о’]тит, запл[о’]чено, недот[о’]тит, од[о’]лживать. Правильно: пла’тит, запла’чено, недоплатит, ода’лживатъ. Наблюдается и обратное явление: произношение ударного гласного [а] вместо [о]: приур[а’]чиватъ (приуро’чивать), отср[а’]чивать (отсрочивать).

Но больше всего отклонений от литературной нормы наблюдается под влиянием просторечия. Эти отклонения могут иметь разные причины, но главным образом определяются недостаточным владением литературным языком. Даже в парламентской речи можно услышать ошибки, вызванные вставкой лишних звуков: инци[н]дент, преце[н]дент, конста[н]тировать, компроме[н]тировать, компе[н]тентный, интри-ган[т], буду[ю]щий, заклеим [л] ённый, юрис[т]консулът вместо инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, компетентный, интриган, будущий, заклеймённый, юрисконсульт.

Многие отклонения обусловлены взаимодействием соседних звуков, например: кружовник (вместо крыжовник), мукулатура (вместо макулатура), полувер, полу’вер (вместо пуло’вер), тубаретка (вместо табуретка).

В словах, часто употребляющихся, в повседневной речи, наблюдаются, с одной стороны, незакономерные вставки гласных и согласных, например: пирож[е]ное (вместо пирожное), пел[е]мени (вместо пельмени), руб[е]ль (вместо рубль), пер[е]спектива (вместо перспектива), дико[о]браз (вместо дикобраз), по[д]скользнуться (вместо поскользнуться), по[д]черк (вместо почерк), про[д]чий (вместо прочий), дерма[н]mum (вместо дерматит), а с другой – пропуск звуков: тролебус (вместо троллейбус), флюрография (вместо флюорография), индивидум (вместо индивидуум), протьвень, протвенъ (вместо противень).

Распространены и явления опрощения, когда слово звучит не так, как правильно, а как проще его выговорить: друшлаг (дуршлаг), грейфрукт (грейпфрут), скурпулёзный (скрупулёзный), Азебаржан (Азербайджан) и многие другие.

Типичным отклонением от нормы следует признать и незакономерное смягчение согласного [з] в позиции перед [м] в заимствованных словах типа антагони[з’м], капитали [з’м], патриоти[зм], карьери[з’м] и. д.

1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.

2. Определите, один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге в словах:

живи-ка – ежевика, ожирение – ожерелье, оживать – а жевать, пожилая – пожелание, шитьё – шестёрка, широкий – шестьсот, шиповник – шептать, циничный – ценить, циновка – цена.

3.Прочитайте предложенные стихотворные отрывки. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому – [о]? Обратите внимание, что книжной системе произношения во многих случаях было чуждо произношение [о] после мягких согласных.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Вот она губы свои опаленные

Вкусны ли, милая, слезы соленые

Зачем чудовище над бездною,

И зверь в лесу, и дикий вой?

Зачем миры, с их славой звездною.

Несутся в пляске гробовой?

4. Какой звук: [е] или [о] – произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка» (М.,1989).

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка, планер, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование), падеж (скота), падеж (в грамматике).

5. Пользуясь орфоэпическим словарём, разделите данные слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного в позиции перед [е]:

интервидение, интервью, интервокальный, интермедия, интерн, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерполяция, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.

6. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

7. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры:

СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ.

8. Произнесите данные слова. Каковы нормы произношения согласных перед мягкими губными в современном литературном языке?

Вместе, вбежать, амбиция, обмяк, обвить, бомбить, к рампе, ветви, дверь, затмить, Людмила, звезда, разве, змей, извините, свет, свеча, косвенный, сфера, спеть, смесь, косметика, известие, развитие, воспитать, отвести, подвал, отметил.

9. Какой характер согласных [с], [т] в словах свете, ветви обусловливает рифма?

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

10. Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Стих, степь, гостить, вестибюль, шесть, сделать, с делом, везде, к звезде, из дерева, в кассе, снимок, с ним, снег, во сне, след, гусли, слить, злить, разнять, различие, с дядей, с ним, без дела, всадник, путник, от него, под небом.

11. Найдите в стихотворном отрывке пример на смягчение твёрдого согласного.

Царь затрясся весь от дикой злости,

Приказал своей покорной свите:

«Нуте-ко, в тюрьму девчонку бросьте,

12. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

Пенсия, вакансия, консерватория, консилиум, рецензия, претензия, транзит, бензин, блондин, кандидат, Индия, командир, мундир, чванливый, посланник, сторонник, сарафанчик, обманчивый, бревенчатый, студенческий, анчар, анчоус, банщик, гонщик, военщина.

13. Вставьте пропущенные гласные:

пл. тишь, упл. чено, запл. чено, недопл. тит, перепл. ченный, припл. ченный, од. лживать, отср. чивать, присв. ивать, приур. чивать, обусл. вливать.

14. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произношении следующих слов встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

15. Распределите слова по двум группам:

а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;

б) слова, в которых произношение отличается от написания.

Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, туристский, троллейбус, уплачено.

16. В каких словах мягкость согласного перед следующим мягким является нормой, а в каких – отклонением?

Бюрократизм, гость, жизнь, индивидуализм, казнь, карьеризм, совесть, колониализм, либерализм, национализм, патриотизм, плюрализм, трость, сепаратизм, фанатизм, эгоизм.

17. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн.

В глуши, в деревне, всё нам скучно.

Хоть вам и рады простодушно

Яль нёсся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Где народ, там и стон. Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

18. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн:

а) слова, где произносится [чн];

б) слова, где произносится [шн];

в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

19. Прочитайте правильно слова с сочетанием щн. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких – отклонением?

Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 1596 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Практическое занятие №2

Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Орфоэпические нормы в системе норм русского языка.

4. Произношение заимствованных слов.

1. Какой звук: [е] или [о] — произносится под ударе­нием в приведенных ниже словах? Проверьте произно­шение по «Орфоэпическому словарю русского языка».

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеже­нец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка.

2. Мягкий или твёрдый согласный про­износится в позиции перед [е] в данных словах? В каких словах возможен только один вариант, а в каких допус­тимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, анти­теза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, асте­роид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, биф­штекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопро­ект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тен­денция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энер­гия, эфемерный, юриспруденция.

3. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадо­чный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, од­нозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Сав­вична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сли­вочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

Практическое занятие №3

Тема: АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Особенности русского ударения.

2. Функции русского ударения.

1. Поставьте ударение в существительных женского рода: бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, зло­ба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, моло­дежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, ста­туя, хвоя, щеколда, флюорография.

2. Поставьте ударение в существительных среднего рода: изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение.

3. Поставьте ударение в прилагательных и причастиях: августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, супо­вой, ходовой, украинский. Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.

4. Поставьте ударение в глагольных формах: Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, под­нялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибы­ло, прибыли.

5. Расставьте ударения в наречиях.

Втридешева, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, назло, надолго, наискось, наотмашь, отчасти, памятуя, поедом, щегольски, щекотно.

Читайте также:  Какой фрукт полезен для анемии

6. Расставьте ударение в словах. Образуйте глаголы 3-его лица единственного и множественного числа.

Включить, долбить, звонить, крепить, осведомить, откупорить, отключить, перчить, повторить, позвонить, сверлить, солить, сорить, шевелить, баловать, бряцать, ржаветь, ходатайствовать.

7. Расставьте ударения в словах. Образуйте от них имена прилагательные.

Аккомпанировать, бронировать (номер), бронировать (танк), гофрировать, гравировать, запломбировать, костюмировать, никелировать, нормировать, премировать, сформировать.

Практическое занятие № 4

Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Употребление имен существительных.

2. Употребление имен прилагательных.

3. Употребление имен числительных.

4. Употребление местоимений.

1. Определите род имен существительных и аббревиатур.

Авеню, аэрозоль, бандероль, бигуди, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, какаду, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, кофе, купе, леди, лосось, меню, мозоль, пенальти, пони, портмоне, салями, сулугуни, танго, травести, тюль, фламинго, филе, фойе, фрау, хинди, цеце, шампунь, шимпанзе, эскимо.

2. Для каждой группы существительных сформулируйте заголовок, определяю­щий, какое окончание у этих существительных в форме именительного падежа множествен­ного числа:

а) адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, отпуск, сторож, паспорт, профессор;

б) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, слог, столяр, токарь, торт, фронт, шофер.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных суще­ствительных.

1) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

2) антресоли, бубны, консервы, лыжи, макароны, очки, шахматы, ясли;

3) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

4) амперы, ватты, гектары, граммы;

5) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,

6) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

7) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи;

8) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца;

9) джинсы, кальсоны, панталоны, шаровары, шорты.

4. Просклоняйте приведенные имена числительные. Полтора стакана, 43579 автомобилей.

5. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица ед. ч., при невозможности их образования замените их описательными выражениями.

Бороться, бродить, запретить, затмить, косить, записать, выдавить, убедить, жать, сесть, махать.

Практическое занятие № 5

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Понятие синтаксической нормы.

2. Согласование главных членов предложения.

3. Согласование определений.

4. Употребление причастных оборотов.

5. Употребление деепричастных оборотов.

7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Отредактируйте фразы. Объясните ошибки в построении предложения.

1. Я заметил характерную ему ошибку.

2. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.

3. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

4. На встрече присутствовал и представитель с завода.

5. Отработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.

6. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

7. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

8. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

9. Встреча прошла с большим интересом.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11. Я понял, какой намек мне дали.

12. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали пред­лагать аналогичные роли.

13. Написав диссертацию, работа будет допу­щена к защите.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема ещё не решена.

17. Николай ждал меня на коридоре.

18. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей.

19. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.

20. Все это сказывается на работу.

Практическое занятие № 6

Тема: КУЛЬТУРА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

1. Особенности официально-делового стиля (ОДС).

3. Жанры ОДС канцелярского подстиля.

4. Свойства официально-деловой письменной речи

1. Прочитайте слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследования, ходатайствовать, обвинительный приговор, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

2. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.

Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, дисциплина, совещание, обязанности, меры, претензия, благодарность, виза, выговор, соглашение, приказ, отчет, подпись, предписание, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.

3. Укажите наиболее употребляемые в официально-деловой речи варианты сочетаемости данных глаголов с существительными.

Внести, высказать, заслушать, обеспечить, объявить, предоставить, представить, принести, продлить, произвести, принять, предпринять, оказать, рассмотреть, удовлетворить.

4. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения, приговор, дети, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок.

5. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги:

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.

6. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

· Шьют ли в ателье пальто из их материала?

· Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

· Мне могут поменять студенческий билет, если нет новой фотографии?

7. Напишите: а) заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск, продлить сессию ИЛИ б) объяснительную записку в следующих ситуациях: вы пропустили занятие, не явились на дежурство, опоздали на занятие и т.д.

Практическое занятие № 7

Тема: КУЛЬТУРА НАУЧНОЙ РЕЧИ

1. Общая характеристика научного стиля.

2. Подстили научного стиля.

3. Жанры научного стиля речи.

4. Вторичные жанры научного стиля: аннотация, реферат, конспект.

5. Термины, требования к ним. Виды терминов.

6. Правила оформления цитат.

7. Правила оформления библиографии.

Орфографический и пунктуационный минимум

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните значения выделенных слов.

Статья научная один из основных текстовых жанров научной литературы или научного стиля. Относ..тся к группе информационно(?)аналитических текстовых жанров. Как отм..ча..т Ю.В. Рождественский (Ж,ж)анры научной статьи и монографии сл..жились лишь в 19 веке. До этого научная литература была пр..дставлена научными письмами публ..кациями и памфлетами… Такой тип п..чатных научных публ..каций был связан с тем что уч..ных(?)про(ф,фф)е(с,сс)ионалов было мало и малый и деш..вый тираж публикации ра(с,сс)ылался по определе(н,нн)ым адресам уч..ных лично изве..ных автору письма или памфлета. Таким путём сохр..нялась почтовая связь между членами сообщества уч..ных.

1. Определите, к какому подстилю относится приведённый ниже текст. Отметьте стилевые и жанровые особенности текста.

Наша страна так велика, что количество поездок по ней оборачивается качеством мышления, снимающего уникальную информацию с каждого участка пути, с каждого собеседника. Для формирования высокоорганизованного мышления человеку, занимающему элитарный пост руководителя, депутата, директора, градоначальника, губернатора, крайне важно ездить по стране. Почему? Да потому, что последние исследования лингвопсихологов показали, что в основе мышления лежит не слово, а смутный эмоционально окрашенный образ (слова мы подыскиваем в ходе мышления). Эти образы городов и областей, области ситуаций, образы соотечественников и питают, и корректируют процесс принятия конкретных решений (В.К. Харченко).

2. Составьте аннотацию к учебному пособию (художественной книге), учитывая жанровые особенности.

3. Приведите примеры терминов и их определений из словаря. Определите вид термина. Соответствуют ли термины предъявляемым к ним требованиям.

4. Приведите способы оформления цитат в тексте научного стиля.

5. Приведите примеры оформления библиографии (книга одного автора, книга нескольких авторов, статья из научного журнала, автореферат кандидатской диссертации).

Практическое занятие № 8

Тема: КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Подготовьте текст сообщения на одну из предложенных тем.

  1. Свобода слова в современном обществе.
  2. Стереотипность мышления и общения.
  3. Персонификация в современной коммуникации.
  4. Речевое манипулирование.
  5. Жаргонизмы в речи.
  6. Сквернословие в современном обществе.
  7. Канцеляризмы в речевой практике.
  8. Обращение в современном речевом этикете.
  9. Формулы вежливости в речевой практике.
  10. Барьеры в общении.
  11. Агрессия в современной речи.
  12. Иностранные слова в речевой практике.
  13. Риторика и культура речи.
  14. Риторический идеал современности.
  15. Поведение оратора в аудитории.
  16. Техника речи оратора.
  17. Установление контакта и поддержание внимания в аудитории.
  18. Выступление в конфликтной аудитории.
  19. Эффективное общение с подростками.
  20. Особенности внутрисемейного общения.
  21. Правила критики.
  22. Дейл Карнеги. Советы выступающему перед аудиторией.

Используя теоретический материал по теме «Культура ораторской речи», подготовьтесь к выступлению в аудитории.

Практическое занятие № 9

Тема: ОБЗОР ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Преподаватель к.ф.н. Е.М. Якимова

Дата добавления: 2017-01-21 ; просмотров: 1030 | Нарушение авторских прав

источник

1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Охарактеризуйте замеченные расхождения между написанием и произношением слов.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.

2. Какой звук— [е] или [о] — произносится под ударением в данных словах? Проверьте произношение по одному из орфоэпических словарей русского языка, изданных в последнее время.

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка, планер, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие.

3. Составьте предложения с приведенными словами и охарактеризуйте их сочетаемость.

Истекший — истёкший, сложенный — сложённый, погруженный — погружённый, крестный — крёстный, оглашенный — оглашённый, падеж — падёж, совершенный — совершённый.

4. Определите, мягкий или твердый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах? В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта? Выясните по словарю значения неизвестных вам слов.

Агрессия, адекватный, адепт, академик, аккордеон, анемия, анестезия, антисептика, антитеза, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, безе, бекон, берет, бестселлер, бизнес, бифштекс, брюнет, бутерброд, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, дефицит, диспансер, законопроект, индекс, интервал, кафе, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, коэффициент, купейный, лидер, лютеранин, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фанера, фортель, френч, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

5. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры.

СНГ, ДТП, МПС, ВПК, ЛДПР, НТВ, РФ, ЗАГС, РТР, ОРТ, ДПС, МВД, КПД, СКВ, СПб., МВФ, МГУ, ФСБ, ФБР, НТР, ЕГЭ.

6. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, в которых произносится [чн]; б) слова, в которых произносится [шн]; в) слова, в которых возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

7. Составьте словосочетания с приведенными словами, учитывая возможность двоякого произношения.

Перечница, шапочный, сердечный, копеечный, калачный, молочный.

8. Определите, в каких словах есть непроизносимые согласные.

Астма, волюнтаристский, гигантский, заводской, крестник, лаборантка, предпраздничный, прихвастнуть, совестливый, солнце, студентка, тростник, уместный, частник, чувствовать, шестнадцать.

9. Вставьте пропущенные гласные.

Пл_тишь,упл_чено, запл_чено, недоплатит, перепл_ченный, припл_ченный, од_лживать, отср_чивать, присв_ивать, приур_чивать, обусл_вливать.

10. Прочитайте правильно слова. Какие ошибки в произношении встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, сосиска, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

11. Прочитайте слова, обратив внимание на их правильное произношение. Объясните значение выделенных слов, подберите к ним синонимы (если это возможно).

Беспрецедентный, инцидент, пощёчина, поскользнуться, дерматин, желатин, дикобраз, почерк, кондоминиум, компетентный, эскорт, компрометировать, банлон.

Читайте также:  Как протекают роды при анемии

12. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов. Объясните значение выделенных слов, составьте с ними предложения.

Скурпулёзный, архирей, юрист-консульт, экскалация, комфорка, мукула- тура, тубаретка, электрофикация, битон, константировать, инциалы, конкурентноспособный, черезвычайный, учереждение, будующий.

13. Произнесите правильно иностранные имена и фамилии (при необходимости обратитесь к словарям). Составьте предложения, в которых должны быть отражены факты биографии этих знаменитых людей (при необходимости воспользуйтесь энциклопедическим словарем).

Федерико Феллини, Блез Паскаль, Луи Пастер, Жан Лаперуз, Сенека, Шарль Монтескье, Гомер, Ингмар Бергман, Дени Дидро, Жанна д’Арк, Огюст Роден, Альберт Эйнштейн, Марк Твен, Рене Декарт.

14. Прочтите правильно имена античных богов и героев и назовите мифы, с ними связанные. Существуют ли у этих имен орфографические или орфоэпические варианты?

Зевс, Феб, Гермес, Прометей, Одиссей, Дионис, Тезей, Персефона, Артемида, Орфей, Дедал.

15. Произнесите правильно иностранные географические названия и составьте с ними предложения.

Ватерлоо, Версаль, Бенилюкс, Пиренеи, Пелопоннес, Антверпен, Онтарио, Барселона, Перу, Темза, Техас, Тель-Авив, Гонконг, Пуэрто-Рико, Хуанхэ.

16. Согласны ли вы с приведенным ниже мнением известного специалиста в области культуры русской речи К. С. Горбачевича? Свое мнение обоснуйте и подтвердите примерами из вашего жизненного или читательского опыта.

«Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека.

Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией. Между тем, наряду с высоко поднятым престижем орфографии, у нас еще наблюдается если не безразличное, то чересчур снисходительное отношение к нарушениям орфоэпических (т.е. произносительных) норм. Человек, написавший, скажем, што вместо что, подвергается осуждению (вплоть до административных санкций). В то же время произнесение [что] вместо рекомендуемого орфоэпией [што] не вызывает, как правило, серьезного общественного порицания».

17. Прочитайте статью Р. В. Зелёной «Поговорим о том, как мы говорим». О каких характерных для современной разговорной речи особенностях говорит известная актриса театра и кино? Приведите собственные примеры аналогичных ошибок в речи современников.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сопщене, сображене.запарк, наборот, ваще, почер- кнул, коса, кару (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т.д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или: «Послушайте ститворениеФета». Объявляют: обедненный (объединенный) хор; обедненные нации; арктура (архитектура); кимография (кинематография) и т.д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

. Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо «вообще» говорить ваще и вместо «специальность» — спецальность? Идут в тятр, пошел кацу (к отцу), зашел в касу, выграл первые мачи (матчи). Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филялтятра, взапарк, едут на ара- дром, у них развивается выбражене, появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два [о] переходят почти всегда в редуцированные [а], но они остаются в речи, в ее ритме. И силы у нас всегда «вооруженные», а не воруженные. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

. Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало, шинэль, пионэр, тарэлочка, красивее, а теперь прибавилось танцэвать. До сих пор произносили просто: после [ц] в этом слове редуцированный [а]. А теперь слышим: «Он ушел на танцэвальную площадку танцэвать под танцэвальную музыку».

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.

18. Какие типы орфоэпических норм отражены в словарных статьях? Какого рода информацию можно извлечь из приведенных ниже статей?

абрек!неправ. [рэ] атлет ‘.неправ, атлёт бандероль и доп. [ ь ж ь и доп.жж] дегтярный ‘.нерек.устар. де[х]тярный доспехи [доп. с ь п ь ] зеро [зэ]

ларёчник [доп. устар. шн] наилучший [утш] никчёмный ‘.нерек. никчемный туристский [сс и доп. сц с ]

19. Обратившись к орфоэпическим словарям, изданным в последние годы, найдите примеры стилистических и нормативных помет. Опираясь на материалы словарей, расскажите об изменениях произносительных норм.

источник

1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, деградация.

2. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед (е) в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

3. Поставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор; августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский; бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки;, быстра, быстро, быстры,; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы; загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный; звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняля, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыло.

1.Определите род следующих существительных: артист, братишка внук, волк, девочки, дедушка, доярка, жена, женщина, заяц, львица, медведь, орел, тигр, тракторист, учительница, художник.

2. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.

Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, реле, сабо, салями, танго, филе, фойе, фрау, шимпанзе, эскимо.

3. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа: абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр.

1. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. В компот положили много изюм…и чернослив… Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча. Больной принял таблетку валидол… и выпил ложку бром… Столько этого крик. и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…Отбо…нет от разных заманчивых предложений. Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр… Трудно даже представить себе, сколько доход. получил в этом году наш завод. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград… Уступите ему смех…ради. К обеду хотите щей или борщ…? Эх, хорошо бы поддать, пар…! За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

2. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых(окошко). 2.Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9.В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу — желанное время для охотника.

3. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты ожешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Дордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулеиман Берта Мария ендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже олучил от (Николъ Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

4. Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими географическими названиями: Баку, Титикака, Кале, Канны, Перу, Эри, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Хонсю, Алазани, Алатау.

источник

Как пра­вило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р’]ем, ака[д’]емия, факуль[т’]ет, му[з’]ей. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к’]ет, [г’]ейзер, [к’]егли, с[х’]ема.

Следует отметить, что не все варианты равноправны. В некоторых случаях один вариант является предпочтительным, другой оценивается как менее желательный, но все-таки находится в пределах правильного и употребляется в разговорной речи: д[э]канат – д[е]канат, сл[э]нг – сл[е]нг, т[э]мп – т[е]мп. Поэтому в случае затруднения нужно обращаться к помощи словарей или справочных материалов: орфоэпических словарей, словарей трудностей произношения и ударения, справочников по правописанию и произношению. Самый распространенный и удобный в использовании «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова. Можно обращаться к любому изданию, начиная с 1989.

Читайте также:  Можно ли делать прививки при гемолитической анемии

Вопросы и задания

1. Что в современной лингвистике подразумевается под орфоэпической правильностью речи?

2. Обозначьте особенности русского ударения и подтвердите их примерами из профессиональной юридической речи.

3. Определите причины колебания норм произношения во многих словах русского языка.

4. Что должен знать юрист об орфоэпических и акцентологи­ческих нормах русского литературного язык?

Задание 1. Какое значение имеют орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литератур­ного языка в профессиональной юридической речи. Как вы считаете, нарушение акцентологических норм в профессиональной речи юристов: ошибка или профессиональный жаргон?

Задание 2.Опираясь на данные орфоэпического словаря, внесите данные ниже слова в таблицу. В разделе «Акцентологические нормы» поставьте ударение в словах, в разделе «Орфоэпические нормы» отметьте при помощи транскрипции особенности произношения отдельных звуков и их сочетаний (см. образец).

Акцентологические нормы

Орфоэпические нормы

Императивная норма Диспозитивная норма Императивная норма Диспозитивная норма каталОг мАркетинг и доп. маркЕтинг па[те]нт [депре]ссия и доп. [дэпрэ]ссия

Афера, бутерброд, гарем, двоеженец, компетенция, издевка, Ильинична, компьютер, миксер, нетто, нарочно, порядочный, прачечная, пустячный, никчемный, новорожденный, одновременный, одноименный, опека, детектив, прачечная, нарочно, декада, лотерея, заем, вероисповедание, вчистую, возбуждено (дело), включим, граффити, диспансер, документ, договор, жалюзи, завидно, завсегдатай, заговор, задолго, осужденный, откупорить, украинский, убыстрить, уведомить, фанера, фланель.

Задание 3.Прочитайте слова в таблице. Обратите внимание на заголовки столбцов. Произносите правильно.

Предшествующий согласный произносится мягко Предшествующий согласный произносится твердо Слова, в которых допускается вариантное произношение
Кофе, эффект, музей, берет, термин, шинель, спортсмен, интеллект, кассета, сейф, корректор, аффект, профессор, кекс, схема, резерв, компетентный, патент, террор, депрессия, депутат, агрессор, леди. Кодекс, критерий, модель, синтез, энергия, адекватный, артерия, декольте, детектив, тет-а-тет, ателье, отель, термос, тоннель, свитер, детектор, компьютер, тире, интернат, претензия, кафе, интервью, тенденция, юриспруденция. Декан, одесский, сессия, терапевт, бутерброд.

Задание 4.Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется.

Ассамблея, ассорти, грамм, касса, корректура, масса, массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе, грипп, ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, ванна, территория, тоннель, суббота, грамматика, миллион, аккуратный, классный, программный.

Задание 5. Поставьте ударения в следующих словах. Проверьте себя по словарю:

Агентство, алкоголь, аналог, асимметрия, бармен, броня (в кас­се), водопровод, дактилоскопия, диспансер, договор, завсегда­тай, каталог, квартал, ломота, намерение, нарко­мания, некролог, обеспечение, острота, по средам, приговор, рассредоточение, соболезнование, средства, трубопровод, углубление, эксперт абонировать, апостроф, асимметрия, бармен, безудержный, вероисповедание, включит, включенный, водопровод, возбужденный, газированный, газопровод, гербовый, дактилоскопия, договор, дозвонишься, жалюзи, жизнеобеспечение, завсегдатай, заключит, закупорить, запломбированный, звонит, каталог, квартал, красивее, кухонный, мусоропровод, наркомания, начался, некролог, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчили, оптовый, осужденный, откупорить, позвонишь, принудить, рассредоточение, сироты, скрепленный, средства, столяр, таможня, торты, трубопровод, уведомить, углубить, углубленный, украинский, умерший, феномен, флюорография, ходатайство.

Задание 6. Проверьте по словарю, правильно ли вы ставите ударения в гла­гольных формах:

Абонировать, балованный, включенный, включит, возбужде­но, вынуждена, задала, заключенный, запломбированный, заразишь, звонит, избаловать, начали, новорожденный, нор­мировать, облегчили, осужденный, отдали, оцененный, принял, побеленный, подбодрить, позвонишь, понявший, поручим, посолит, премировать, приобретенный, скреплен­ный, уведомить, углубить, углубленный, умерший.

Задание 7. Составьте предложения с приведенными словами и охарактеризуйте их сочетаемость.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, погруженный – погружённый, крестный – крёстный, оглашенный – оглашённый, падеж – падёж, совершенный, – совершённый.

Задание 8. Пользуясь орфоэпическим словарем, разделите слова на две группы в зависимости от произношения мягкого или твердого согласного перед [е].

Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.

Задание 9. Определите, мягкий или твердый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах? В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта? Выясните по словарю значения неизвестных вам слов.

Агрессия, адекватный, адепт, академик, аккордеон, анемия, анестезия, антисептика, антитеза, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, безе, бекон, берет, бестселлер, бизнес, бифштекс, брюнет, бутерброд, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, дефицит, диспансер, законопроект, индекс, интервал, кафе, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, коэффициент, купейный, лидер, лютеранин, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фанера, фортель, френч, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

Задание 10. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры.

СНГ, ДТП, МПС, ВПК, ЛДПР, НТВ, РФ, ЗАГС, РТР, ОРТ, ДПС, МВК, КПД, СКВ, СПб., МВФ, МГУ, ФСБ, ФБР, НТР, ЕГЭ.

Задание 11. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, в которых произносится [чн]; б) слова, в которых произносится [чн]; в) слова, в которых возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Никитична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Лукинична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

Задание 12.Прочитайте правильно слова с сочетанием щн и чн. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких – отклонением?

Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник, горничная, гречневый, Никитична.

Задание 13.Прочитайте правильно слова. Охарактеризуйте расхождения между написанием ми произношением сочетаний согласных.

Безжалостный, бесшумный, визжать, влезший, дрожжи, жужжать, заносчивый, зодчий, изжариться, изжелта-зеленый, отцепиться, падчерица, подписчик, расчистить, расщепить, сжечь, сзади.

Задание 14. Прочитайте правильно слова. Какие ошибки встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

Задание 15.Распределите слова по двум группам: а) слова, в которых произношение совпадает с написание; б) слова, в которых произношение отличается от написания.

Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, туристский, троллейбус, уплачено.

Задание 16. В каких словах мягкость согласного перед следующим мягким является нормой, а в каких – отклонением?

Бюрократизм, гость, жизнь, индивидуализм, казнь, карьеризм, совесть, колониализм, либерализм, национализм, патриотизм, плюрализм, трость, сепаратизм, фанатизм, эгоизм.

Задание 17. Произнесите правильно иностранные имена и фамилии (при необходимости обратитесь к словарям).

Федерико Феллини, Блез паскаль, Луи Пастер, Жан Лаперуз, Сенека, Шарль Монтескье, Гомер, Ингмар Бергман, Дени Дидро, Альберт Эйнштейн, Марк Твен, Рене Декарт.

Задание 18. Прочитайте правильно имена античных богов и героев и назовите мифы, с ними связанные. Существуют ли у этих имен орфографические или орфоэпические варианты?

Зевс, Феб, Гермес, Прометей, Одиссей, Дионис, Тезей, Персефона, Артемида, Орфей, Дедал.

Задание 19. Образуйте краткие формы (м.р., ж.р., ср.р. и мн.ч.) от следующих полных прилагательных, расставляя ударения в словах:

Бледный, быстрый, вредный, глупый, годный, дерзкий, правый (о человеке), редкий, святой.

Задание 20. Образуйте формы прошедшего времени глаголов (м.р., ж.р., ср.р. и мн.ч.), расставляя ударение в словах:

Взять, донести, ждать, занять, задать, начать, положить, понять, принять.

Задание 21. Образуйте от приведенных глаголов формы полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени, расставляя ударение в словах:

Включить, возбудить, допросить, завершить, задать, заключить, нарушить, осудить, прервать, услышать.

Задание 22. Возможны ли варианты произношения сочетания чн в данных словах?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, шуточный, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, убыточный, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, спичечный, к шапочному разбору, ночной.

Задание 23. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, дермантин, заведущий, следущий, будующий,сумашедший, дикообраз, желантин, подскользнуться, подщечина, прецендент,скурпулезный, подчерк.

Задание 24. Обозначьте ударение. Объясните, одинаково ли значение следующих слов.

Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, раскрыть заговор – заговор от боли, злая острота – острота лезвия, характерный поступок – характерный человек, языковая политика – языковая колбаса.

Задание 25.Данные слова распределите на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы г: [к], [г], [х], [в], [γ].

Легкие, бухгалтер, пугливый, смягчить, Господи, когти, берег, богатый, утюг, интересного, внимательного, стяг, флаг, гости, гвозди, облегчить, друг, город, гуси, гром, смог, красивого, мягкие, Бог.

Задание 26. Прочитайте приведенные ниже отрывки из решения районного суда (п.1) и газетных статей (п.2, 3), а также отдельные предложения (п.4). Какие нарушения акцентологи­ческих норм можно в них отметить?

1. В судебном заседании прокурор поддержал исковые тре­бования, уточнив их, и не признал требования Шестопало­ва В. В., ссылаясь на то, что изначально с момента прива­тизации квартиры нарушены права несовершеннолетних детей тем, что дети не были включены в договор приватизации и не было получено согласие на приватизацию без участия детей, нарушено их право на собственность, поскольку впоследствии квартира через посредника – Волосовича С.В. – была продана без учета интересов детей, они не были выписаны из квартиры, в приобретен­ную квартиру через представителя дети не вселялись и не проживали, отец был лишен родительских прав, а дети помещены в государственные учреждения, в настоящее время лишены жилья, проживают на квартирах, в связи с чем просит признать договор приватизации и договор купли-продажи квартиры недействительными, привести стороны в первоначальное положение, выселить семью Шестопаловых из занимаемого помещения, взыскав с Волосович С.В. в пользу Шестопалова В.В. денежную сумму от продажи квартиры по рыночной стоимости на момент рассмотрения дела в суде.

2. В настоящее время береговая полоса Волги полностью очищена от нефтепродуктов. В месте порыва трубопровода проводится техническая рекультивация почвы которая позволит уже в ближайшее время восстано­вить все свойства плодородного слоя земли. В нижней части оврага завершены работы по зачистке территории от остаточных пятен нефти. В устье оврага Безымянный с целью очистки установлено два фильтрующих устрой­ства.

3. Поэтому, каково было изумление следователя, узнав­шего об обвинительном приговоре по делу в отноше­нии Александра Шакало. Да не просто обвинитель­ном, а с реальным отбыванием наказания в колонии. Приговор, конечно, обжаловался в вышестоящий суд. Но судебная коллегия по уголовным делам Саратовс­кого областного суда, проверявшая доводы защиты, не нашла их в достаточной мере убедительными и остави­ла приговор судьи Мыльниковой без изменения. Так, впервые в истории Саратовской юриспруденции Сара­товским районным судом к реальному сроку лишения свободы был осужден человек, незаконно вырубивший двадцать четыре дуба в лесу так называемой первой кате­гории. Органами предварительного следствия бывший лесник Лысогорского лесничества 50-летний Александр Шакало обвинялся в том, что, как это указано в приго­воре суда, «с целью завладения денежными средства­ми. он спилил 24 дерева породы дуб общей кубатурой 17,98 кубических метра, а 17 октября того же года пы­тался реализовать их, но был задержан сотрудниками лесного хозяйства».

4. 1) Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2) Наши намерения заключить этот договор и под­писать итоговый документ искренни. 3) Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 4) Нужно обра­титься к эксперту по этому вопросу и одновременно уг­лубить разработку проблемы. 5) Несмотря на сложней­шее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 755 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник