Меню Рубрики

Алкоголизм и его последствия 10 класс

Алкоголизм по праву относят к одной из самых серьезных проблем современного общества, так как темпы распространения этого заболевания увеличиваются с каждым годом. Постоянная реклама алкогольных напитков и доступность спиртного играют отрицательную роль, потому что это способствует распространению алкогольной зависимости среди населения. Особенно негативно «реклама» отражается на подростках, так как все запретное всегда притягивает. Алкоголизм молодежи – часто встречающееся явление. Для того чтобы человеку избавиться от непреодолимого желания принимать алкоголь надо совершить огромное усилие.

Принято считать, что алкоголизм – это заболевание, вызванное частым употреблением спиртных напитков и характеризующееся появлением сильного пристрастия к алкоголю. Его относят к одному из видов наркомании за счет того, что на центральную нервную систему алкоголь действует как наркотик. Из-за длительного и интенсивного злоупотребления спиртным начинаются характерные изменения во внутренних органах, поэтому этот факт тоже относят к симптомам алкоголизма.

Лечением любого заболевания должен заниматься специалист. В данном случае следует обращаться к психиатру-наркологу, так как алкоголизм серьезная проблема, вызывающая психиатрические и физические изменения в организме. Чаще всего справиться самостоятельно с данной болезнью невозможно, особенно, когда речь идет о второй и третьей стадиях алкоголизма. В итоге своевременное обращение к врачу поможет восстановить здоровье и устранить зависимость.

В последнее время все причины возникновения алкогольного пристрастия разделяют на три большие группы:

  1. Физиологические факторы.
  2. Психологические факторы.
  3. Социальные факторы.

Одним из самых важных моментов считают наличие генетической предрасположенности к алкоголизму, которая возникает из-за возникновения мутации в генах. В результате человек с такими изменениями в хромосомах значительно быстрее становится алкоголиком по сравнению с окружающими. Так как за последние десятилетия алкоголизмом стало страдать огромное количество людей, то и вероятность рождения детей с имеющейся предрасположенностью очень большая. Но наличие такой причины алкоголизма не является обязательным для его возникновения, так как большое значение оказывают воспитание и социальный статус.

Помимо генетической предрасположенности, к физиологическим факторам можно отнести состояние здоровья человека. При некоторых заболеваниях, касающихся нервной системы, обмена веществ или проблем с печенью алкоголизм возникает быстрее. Психологические изменения у алкоголика чаще всего присутствуют с начала заболевания. Человек, злоупотребляющий спиртным, часто испытывает депрессию и тревогу, имеет маниакальные изменения личности. Алкоголизм и его последствия в психологическом плане ужасны, так как личность человека сильно деградирует. Многие люди начинают «прикладываться» к бутылке от безысходности, другие считают, что алкоголь дает им возможность отдохнуть после рабочего дня. В совокупности это вызывает регулярное употребление алкоголя, которое в будущем приведет к возникновению зависимости.

Социально-экономический фактор – это те условия, в которых существует человек. В зависимости от окружающей среды человек либо склонен употреблять спиртное, либо нет. Воспитание, традиции и семейные ценности влияют на то, каким образом человек отдыхает и решает проблемы. Если перед его глазами был негативный пример, то есть алкоголизм в семье, вероятность появления зависимости значительно увеличивается. Это связано с тем, что пропадает страх перед употреблением спиртных напитков. Если можно было родителям, то можно и мне – так думает большая часть молодежи, когда речь заходит об алкоголе и сигаретах.

Выделяют две формы зависимости – психологическая и физическая. Первая возникает из-за влияния алкоголя на центральную нервную систему, вторая – из-за включения этанола в обмен веществ. Алкоголизм развивается постепенно, что зависит от частоты употребления и количества выпиваемого спиртного. Для того чтобы диагностировать патологическое пристрастие к алкоголю доктор оценивает четыре признака:

  1. Степень влечения к алкоголю.
  2. Изменение толерантности к алкоголю.
  3. Алкогольный абстинентный синдром (появление психо-неврологических и соматовегетативных симптомов, которые возникают после прекращения приема спиртного). Симптомы алкоголизма всегда включают абстинентный синдром, характерный для всех наркоманов.
  4. Алкогольное поражение внутренних органов.

Для того чтобы понять тяжесть состояния, психиатр-нарколог всегда оценивает признаки алкоголизма. Самым важным остается пристрастие к алкоголю, то есть непреодолимое желание употреблять его в независимости от обстановки. Также доктора выделяют три стадии алкоголизма:

  1. Первая стадия характеризуется появлением зависимости. Человек испытывает сильное желание принять алкоголь. Даже если желание обостряется один раз в неделю, это все равно грозный симптом. Алкоголик не осознает опасности происходящего и предпочитает утолить потребность, а не бороться с ней. Теряется контроль по отношению к количеству спиртного, то есть он пьет до того момента, пока не наступит опьянение. Человек часто агрессивен и раздражителен, что сильно бросается в глаза. На следующий день есть похмелье, но еще нет необходимости опохмеляться. Рвота отсутствует. Алкоголизм и его стадии протекают по-разному. Первая стадия обязательно переходит во вторую, но всегда за разные промежутки времени.
  2. Вторая стадия характеризуется тем, что увеличивается толерантность к алкоголю, то есть необходимо больше спиртного для того, чтобы появилось состояние опьянения. Зависимость становится очень сильной. Теряется контроль во время приема алкоголя, а его количество постоянно растет. Алкоголизм и его причины ведут к появлению ретроградной амнезии. Основным отличием первой стадии от второй является возникновение абстинентного синдрома. Если не удовлетворить желание выпить спиртное, то запускается ряд механизмов, ухудшающих физическое и психическое состояние человека. Таким образом, организм требует следующую порцию алкоголя.
    Появляется раздражительность, повышение артериального давления, дрожание рук, век, учащение сердцебиения, бессонница, рвота после еды или воды, а не после спиртного. Помимо физических признаков может начаться психоз с галлюцинациями. Состояние крайне опасно как для самого алкоголика, так и для окружающих. Чтобы не допустить таких тяжелых симптомов, алкоголик продолжает принимать спиртное, что приводит к запою. Последствия алкоголизма еще обратимы, но только при соблюдении всех условий лечения. На этой стадии алкоголики могут быть очень долго, иногда до конца жизни.
  3. Третья стадия заключительная. Характеризуется тем, что сильно падает выносливость к алкоголю, то есть требуется маленькое количество спиртного для того, чтобы опьянеть. Абстинентный синдром очень яркий, приводит к ежедневному употреблению алкоголя. Личность человека изменяется в худшую сторону, так как интеллект и способность к мышлению полностью пропадают. Хронический алкоголизм ведет к необратимым изменениям во внутренних органах.

Главным моментом в лечении алкоголизма является полный отказ от алкоголя на всю жизнь, так как даже однократное употребление спиртного возвращает алкоголика на прежнюю дорогу. В начале лечения особую роль уделяют устранению абстинентного синдрома и смягчению алкогольной зависимости. Для купирования алкогольной интоксикации используют препараты, усиливающие обмен веществ и выводящие этанол из организма. Алкоголизм и его последствия приводят к тому, что только медикаментозным лечением ограничится крайне сложно. Алкоголики нуждаются в интенсивной психотерапии, так как стабильная ремиссия возможно только при проведении полноценного лечения.

Для того чтобы оценить всю серьезность такой проблемы, как хронический алкоголизм, надо осознать социальный ущерб. Из-за пристрастия к алкоголю распадаются семьи, рождаются больные дети, которые в будущем тоже могут стать алкоголиками. Количество преступлений, совершенных из-за опьянения или для того, чтобы достать спиртное, неуклонно растет. Из-за распространенности алкоголизма происходит уменьшение общего интеллектуального уровня общества, что приводит к деградации и исчезновению культурных ценностей. Из-за проблем со здоровьем уменьшается количество трудоспособного населения. Последствия алкоголизма страшны не только для самого человека. Они затрагивают общество и ухудшают генотип всей нации. Поэтому надо делать акцент на профилактике этого страшного заболевания, а не на его лечении.

источник

Одной из самых значительных меди ко-социальных проблем современности является наркотизм. Этот термин объединяет в себе все виды наркотического воздействия: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение.

Самым распространенным проявлением наркотизма является алкоголизм.

Человек начал изготовлять и употреблять спиртные напитки за много столетий до нашей эры. Вероятно, уже в первобытном обществе с целью достижения опьянения употребляли перебродившие фрукты, мед. С развитием земледелия и виноградарства широко распространилось изготовление вин. Многочисленные исторические исследования показывают, что вино было широко распространено у самых различных народов древности. В Древнем Китае, например, алкогольные напитки изготавливали из риса, в Индии — из пшена, риса или ячменя, в Иране — из конопли. Скифы получали опьяняющий напиток из кобыльего молока. Египтяне первыми научились варить пиво. В Древней Греции и Древнем Риме в честь сбора винограда устраивались празднества — вакханалии (Вакх — бог виноделия), сопровождаемые разгулом и пьяными оргиями, название которых стало нарицательным.

Спиртные напитки быстро завоевывали многочисленных приверженцев из-за своей способности изменять психическое состояние человека, особенно настроение, вызывая разнообразные приятные ощущения, как правило ошибочные, т. е. иллюзии. После приема алкоголя улучшается самочувствие, ослабляются тоска и печаль, появляются беззаботность и веселье. Робкий — становится смелым, молчаливый — разговорчивым и т. д. Окружающее воспринимается в искаженном свете, заглушается голос разума, человек перестает быть самим собой, очень часто его поведение становится асоциальным. Но все это длится недолго, вскоре появляются разбитость во всем теле, слабость, сонливость, подавленное настроение.

До настоящего времени общепринятого определения алкоголизма нет. В быту термин «алкоголизм» означает неумеренное употребление спиртных напитков и является синонимом понятия пьянства. По определению ВОЗ, «алкоголизм — любая форма потребления алкоголя, которая превышает традиционную, принятую в обществе »пищевую» норму или выходит за рамки социальных привычек данного общества».

По определению, принятому в медицине, «алкоголизм — заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (т. е. возникает психическая и физическая зависимость), развитием абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях нарушением со стороны внутренних органов, нервной системы и психической деградацией».

Чаще используют термин «хронический алкоголизм» («алкогольная болезнь»). Можно сказать, что алкоголизм — это совокупность патологических изменений, возникающих в организме под влиянием длительного неумеренного употребления алкоголя.

Алкоголизм и пьянство — разные стадии злоупотребления алкоголем. Чаше всего, когда речь идет о злоупотреблении алкоголем, имеют в виду пьянство. Пьянство, в свою очередь, является причиной возникновения алкоголизма.

В зависимости от потребления алкогольных напитков выделяют следующие группы лип (по Ю. П. Лисицыну):

  • не употребляющие алкогольные напитки (убежденные трезвенники);
  • потребляющие алкогольные напитки редко (по праздникам и семейным торжествам), в среднем не чаще одного раза в месяц, в небольших количествах (несколько рюмок вина или крепких алкогольных напитков);
  • умеренно употребляющие алкогольные напитки (1-3 раза в месяц, но не чаще 1 раза в неделю), в небольших количествах в случаях, социально оправданных (праздники, семейные традиции, встречи с друзьями), не допускают асоциальных действий;
  • злоупотребляющие алкоголем, к которым относятся: а) пьяницы — употребляющие алкоголь часто, несколько раз в неделю, в больших количествах, повод к употреблению не имеет социальных объяснений («за компанию», «без повода», «захотел и выпил» и т. д.), алкогольные напитки распиваются в случайных местах, в состоянии алкогольного опьянения поведение нарушено (конфликты в семье, невыход на работу, нарушение правил общественного порядка), иногда может быть неудержимая тяга к спиртному; лица с начальными признаками алкоголизма (психическая зависимость от приема алкоголя, утрата контроля за количеством выпитого, повышение толерантности к алкоголю); б) лица с выраженными признаками алкоголизма, когда к психической зависимости присоединяется физическая зависимость от алкоголя, синдром похмелья (абстинентный синдром) и другие симптомы вплоть до серьезных психических нарушений (алкогольный психоз).

Распространению алкоголизма способствуют так называемые алкогольные мифы, т. е. иллюзорные представления, оправдывающие употребление алкоголя.

Миф первый: алкоголики — это те, кто пьет каждый день дешевые напитки (но это не так, ибо формы алкоголизма различны).

Миф второй: пьянство неприятно для окружающих, но в целом не очень опасно для здоровья (это также не соответствует истине, так как алкоголь относится к группе факторов риска заболеваний печени и органов сердечно-сосудистой системы, туберкулеза легких, хронических бронхитов, панкреатитов, язвенной болезни желудка, формируется психологическая и биохимическая зависимости, наступает интеллектуальная и психическая деградация).

Миф третий: алкоголиками становятся только те, кто имеет к этому врожденную склонность (но это совсем необязательно, так как известны случаи развития алкоголизма у детей непьющих родителей).

Миф четвертый: без алкоголя невозможно отмечать никакие события человеческой жизни и т. д.

Наряду с алкогольными мифами имеют значения следующие причины, как правило действующие одновременно:

биологические: в 30-40 % случаев алкоголизм развивается вследствие наследственной предрасположенности. Если один из родителей является алкоголиком, то вероятность развития хронического алкоголизма у детей составляет 50 %, если алкоголиками являются оба родителя, то вероятность 75 %;

психологические: тип личности во многом обусловливает пристрастие к алкоголю. Чаше алкоголизму подвержены люди слабовольные, безынициативные. К алкоголизму часто приводят психогенные травмы, когда человек не может справиться с бедой и находит утешение в уходе от реальности путем употребления алкоголя; социальные: следования традициям, сложившимся в семье и окружающем обществе, низкий культурный уровень (включая и отсутствие культуры употребления алкоголя), отсутствие досуга, сознание безысходности своего социального положения, невозможность изменить что-либо в своей жизни;

социально-экономические: продажа алкогольных напитков приносит во всех странах многомиллиардные доходы (в нашей стране доходы от продажи спиртных напитков составляют существенную часть государственного бюджета).

Последствиями алкоголизма могут быть:

медицинские: алкоголь приводит к поражению таких органов, как печень (5-е место среди других причин смерти), центральной нервной системы (ЦНС) (алкогольная энцефалопатия, алкогольные психозы, полиневриты и т. д.); увеличивается риск возникновения острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, на фоне злоупотребления алкоголем прогрессирует туберкулез легких, рак легких, хронические бронхиты; алкоголизм родителей приводит к рождению нездорового потомства с врожденными дефектами и заболеваниями, росту детской смертности и т. д.;

социальные: алкоголизм приводит к увеличению преступности, росту заболеваемости, инвалидности, смертности, т. е. к снижению показателей здоровья населения, повышению травматизма;

социально-экономические: снижение трудоспособности в результате действия злоупотребления алкоголя на здоровье приводит к материально-экономическому ущербу для общества, снижению производительности труда и т. д.

Как показал опыт, запретительные меры в борьбе с алкоголизмом неэффективны. В основу организации борьбы с пьянством и алкоголизмом должны быть положены принципы убеждения, формирования установки на здоровый образ жизни, преодоления алкогольных мифов, деятельность средств массовой информации и обществ трезвости и т. д.

Меры по предупреждению пьянства и алкоголизма следует разделять на специфические и неспецифические (косвенные). Специфическая профилактика подразумевает меры, прямо направленные на сокращение потребления алкоголя: формирование общественного мнения, санитарное просвещение, ограничение времени продажи спиртных напитков, возрастной ценз продажи спиртных напитков, административные меры (штрафы, лишение дополнительных отпусков, премий и т. д.).

Меры косвенной профилактики опосредованно влияют на уменьшение потребления алкоголя. К ним относятся установки на формирование здорового образа жизни, повышение уровня благосостояния и культуры, образование и т. д.

Большинство людей, которые начинают пробовать, а затем и потреблять спиртное и наркотики, проходят ряд стадий, которые совпадают между собой и отражают сложность вопроса развития алкоголизма (рис. 1).

Рис. 1. Развитие алкоголизма

Стадия знакомства с алкоголем

На данной стадии знакомства со спиртными напитками подростки часто начинают пробовать спиртное (в компании сверстников, дома и т.д.) с целью поднять себе настроение. Отрицательная реакция организма: плохое самочувствие, головные боли, тошнота, рвота, т.е. отрицательный опыт, может отучить от алкоголя. Однако у тех, кто испытал удовольствие после выпитого, усиливается желание продолжать выпивать, и они переходят на следующую стадию употребления — стадию регулярного употребления спиртного.

Стадии регулярного употребления

Подростки, употребляющие алкоголь регулярно, — это люди, пьющие в компании. Определенная степень самоконтроля присутствует у взрослого человека, однако большинство подростков напивается допьяна (различные физиологические нарушения и изменения в поведении уже не вызывают у них опасения). Длительное употребление сопутствует переходу на третью стадию.

Стадия навязчивой идеи (неотступные мысли о выпивке)

Третьей стадией является наличие навязчивых мыслей о спиртном. На стадиях знакомства и регулярного употребления подростки пьют, чтобы испытать приятные ощущения, которые ассоциируются у них с употреблением алкоголя. Но на третьей стадии подросток начинает пить для того, чтобы устранить или приглушить неприятные ощущения, отрицательные эмоции. На этой стадии подростки начинают терять контроль над собой, у них вырабатывается физическая выносливость к алкоголю (и в то же время физическая зависимость). Это
основной признак, предупреждающий о том, что развивается пристрастие к алкоголю и, возможно, алкоголизм.

Читайте также:  Факторами способствующими развитию алкоголизма у женщин являются

Стадия физической потребности (химически обусловленная зависимость)

Четвертая стадия — это химически обусловленная потребность или алкогольная зависимость. Характерной чертой этой стадии являются потеря самоконтроля, длительные запои. Основным движущим мотивом на этой стадии является самолечение. Поведение алкоголика имеет ряд характерных признаков: толерантность — все больше алкоголя требуется для достижения того же эффекта; абстинентный синдром — появление болезненных симптомов, развивающихся, когда человек не пьет; поведение, обусловленное тягой к наркотику, — поведение резко изменяется, когда алкоголик лишен предмета своей страсти; выпивка становится важнее всего остального в жизни; идет деградация личности.

Алкоголь — этиловый спирт (этанол, химическая формула С2Н5ОН) является бесцветной летучей жидкостью, легко воспламеняющейся и с характерным запахом и жгучим вкусом.

Кратковременные последствия действия алкоголя:

  • замедленная реакция на внешние раздражители;
  • замедленные рефлексы;
  • нарушение координации движений;
  • снижение остроты мышления;
  • ухудшение памяти;
  • рвота; затуманенный взгляд;
  • повышенный риск несчастных случаев;
  • шатание при ходьбе или стоянии на месте;
  • потеря сознания.

Последствия длительного воздействия алкоголя:

  • заболевание алкоголизмом;
  • провалы памяти;
  • цирроз печени;
  • нарушение функции головного мозга;
  • нарушение нервной системы;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нарушение работы пищеварительной системы и других систем;
  • сокращение продолжительности жизни;
  • кома;
  • смерть (в результате несчастных случаев, от избытка алкоголя).

Молекула спирта невелика и легко всасывается в кровь. Всасывание начинается уже в слизистой оболочке рта, около 20% всасывается слизистой желудка, а основная часть алкоголя поглощается в тонком кишечнике. Этанол легко проникает через клеточные мембраны всех тканей, но концентрация его находится в прямой зависимости от содержания в них воды. Поэтому, например, концентрация алкоголя в ткани головного мозга в 1,5 — 2 раза выше, чем в других тканях. Довольно высока его концентрация и в печени, поскольку она активно поглощает и нейтрализует любые вещества, находящиеся в крови в превышающей норму концентрации.

После однократного введения этанол окисляется с постоянной скоростью 85-100 мг/кг в час. При частом его применении скорость окисления возрастает в результате повышения активности алкогольдегидрогеназы, с чем и связано повышение толерантности на первой стадии алкоголизма.

Алкоголь относится к веществам, которые оказывают вредное влияние практически на все системы организма человека. Понятно, что особенно опасно его действие для растущего, еще не сформированного организма: он тормозит рост, задерживает развитие психических и половых функций и мышц, отражается на внешнем виде человека и т.д. Положение усугубляется тем, что чувствительность растущего организма к алкоголю гораздо выше, чем у взрослого, поэтому иногда даже 100 г вина бывает достаточно, чтобы у него возникло сильное алкогольное опьянение. Стойкое же пристрастие к алкоголю — алкоголизм — у подростка развивается в 5- 10 раз быстрее, чем у взрослого человека. Если же учесть необратимость наступающих при алкоголизме в организме человека изменений, то это означает, что ставший алкоголиком подросток остается неполноценным в отношении здоровья человеком практически на всю оставшуюся жизнь. Он еще может вернуться к нормальной трудовой, семейной или социальной деятельности, но полностью реализовать отпущенные ему природой возможности уже не сможет.

Влияние алкоголя на центральную нервную систему определяется прежде всего тем, что при его употреблении именно в ее клетки он попадает в первую очередь. Обусловлено это свойством алкоголя хорошо растворять жиры, содержание которых в оболочке нервной клетки выше, чем в любой другой, и превышает 60%. Проникнув внутрь нейрона, алкоголь здесь и задерживается, потому что цитоплазма его содержит очень много воды. Собственно, в описанных особенностях воздействия алкоголя на ЦПС и заключается его привлекательность для человека: после употребления он быстро вызывает возбуждение нервной системы, и у человека появляется чувство легкости и веселья. Однако по мере нарастания концентрации алкоголя в нервной клетке и, соответственно, возбуждения оно постепенно переходит в так называемое запредельное торможение. Очень важно, что в первую очередь в пего впадают те отделы мозга, которые контролируют поведение, отношения человека с другими людьми, критичность в отношении к собственному поведению. В результате выключения этих центров в состоянии опьянения человек становится болтливым, агрессивным, а сам себе он кажется чрезвычайно умным и остроумным, сильным и смелым. Не случайно поэтому многие преступления и опасные поступки, грозящие жизни и здоровью и самого этого человека, и окружающих его людей, совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

К сожалению, именно способность алкоголя вызывать запредельное торможение и заставляет часто прибегать людей к его употреблению при возникновении каких-либо жизненных проблем (конфликты, нереализованные возможности, безответная любовь и пр.), когда вместо попыток их практического разрешения чело- пек пытается уйти от этих проблем. Он, как ему кажется, и добивается этой цели через употребление алкоголя. Этанол вызывает быстрое торможение доминантных центров ЦНС — и «нет проблем», человеку становится хорошо и легко. Но проблемы — то остаются, и тогда он хочет вновь и вновь вернуться в это блаженное состояние, где есть иллюзия их отсутствия. Правда, при этом не учитываются нескольких важных и опасных последствий такого поведения:

  • проблемы все-таки не исчезают, а все больше накапливаются и нарастают;
  • любой прием алкоголя сопровождается разрушением клеток головного мозга, которые, как известно, не восстанавливаются;
  • человек теряет время, которое бы мог использовать для решения стоящих перед ним вопросов;
  • для достижения опьянения требуется все больше и больше алкоголя;
  • чем больше и дольше он употребляет алкоголь, тем больше страдает его организм.

Но это лишь первая фаза опьянения. По мере его развития торможение захватывает все более глубокие образования мозга. Поэтому сначала становится все менее контролируемой речь, нарушается память, расстраивается координация движений. Постепенно торможение может охватить и те нервные центры, которые отвечают за важнейшие функции организма, из-за чего может нарушиться регуляция температуры тела (по этой причине так часто замерзают пьяные в холодную погоду), дыхание (вплоть до его остановки) и деятельность сердца.

Таблица. Заболевания и физиологические нарушения у пьющих людей

источник

Открытый урок по химии 10 класс «Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Урок изучения нового материала.

«Школа-интернат №9 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

«Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия»

Тема: Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия.

Познавательные: изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.

Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Формирование ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых (видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни)
  • коммуникативных (владеть химическим языком, уметь работать в группе)
  • учебно-познавательных (самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу)
  • информационной (искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее (составлять таблицу, опорный конспект)

Тип урока: урок изучения нового материала.

экран, презентация к уроку,

Дидактические материалы для групп

Реактивы и оборудование: раствор яичного белка, этиловый спирт, чистые пробирки

Спиртсодержащие медицинские препараты (1 группа), средства бытовой химии (2 группа);

Овощи, фрукты, материалы, из которых можно получить этиловый спирт — виноград, картофель, древесные опилки (3 группа)

Вещества и материалы, которые могут быть получены из этилового спирта — уксусная кислота, резиновые изделия (4 группа)

Но он, глупец, богатства те

  1. 1. Организационный этап
  2. 2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них — медицинские препараты, средства бытовой химии, резиновые изделия, уксусная кислота

Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Запасной вариант:

1,2 группы: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии

Достаточно правильного ответа хотя бы в одной группе, учащимся других групп (если нет ответа) можно предложить ответить на этот вопрос в конце урока.

3 группа: нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты

4 группа: из картофеля, винограда, древесных опилок можно получить спирт

— Так о чём же пойдет речь сегодня на уроке?

— Давайте вспомним, что нам известно об этом классе органических соединений, а, значит, какие знания на сегодняшнем уроке будут опорными.

— Обратимся к схеме, которая представлена на доске :

состав – строение – свойства – применение

Учащиеся вспоминают, какой материал был изучен на предыдущих уроках и формулируют тему сегодняшнего урока ( слайд 2 )

Учитель предлагает записать тему урока в план-конспект урока.

Тема урока: Применение спиртов

Итак, сегодня на уроке вам предстоит:

— установить взаимосвязь между применением спиртов и их свойствами.

— выяснить области применения спиртов

3. Операционно-исполнительский и исследовательский этап.

СН 3 ОН — 30 млн. тонн в год (настоящее время)

С 2 Н5ОН — 240 млн. тонн ( слайд 3 )

— Вам известно, что обе эти жидкости токсичны, зачем производить так много яда?

3.1 Работа с текстом учебника.

— Рассмотрите схему 7 на стр.152, прочитайте текст учебника на стр. 151-152, спиртосодержащую продукцию и заполните таблицу

1. Химическая промышленность

А) взаимодействие с карбоновыми кислотами — получение эфиров

Б) получение алкадиенов(р. Лебедева) – каучука – резины

В) производство уксусного альдегида — уксусной кислоты

Растворитель, дезинфицирующее средство

Растворитель, дезинфицирующее средство

4. Топливо (горючее для двигателей

Горит, высокое октановое число горючей смеси

(изготовление спиртных напитков)

Проверка ( слайд 4 ) и обсуждение

Учитель помогает ученикам увидеть проблему (подводит к ней) и предлагает ее сформулировать.

Огромные масштабы производства и употребление населением всего мира токсичного вещества (слайд 5)

3.2 Алкоголизм и его последствия

3.2.1 Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком ( слайд 6 )

Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.

Существует 5-7% людей с большим содержанием эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается, и организм требует введения спирта извне.

2. Теория неправильного питания

При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.

3. Теория социальной псевдоадаптации

В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.

4. Теория эмоционального комфорта

Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.

5. Теория удовлетворения потребностей

(физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные).

У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.

Остановимся подробнее на этом несоответствии.

химическим путем подтвердить вредное влияние алкоголя на организм человека;

установить последствия злоупотребления алкоголем;

3.2.2 Учитель предлагает ученикам выполнить задания по группам (4-5 мин)

Работают в группе. Используют предоставленные информационные материалы, учебник по анатомии, справочную литературу.

Каково физиологическое воздействие алкоголя?

На какие системы органов оказывает влияние?

Алкоголь оказывает возбуждающее действие (первые минуты), затем угнетающее.

— нервные клетки разрушаются, стареют;

— распад волокон, связывающих нервные клетки – нарушается взаимодействие мозговых структур;

— тормозится потребление О 2 клетками, участки мозга испытывают кислородное голодание;

— понижается активность ферментов, которые катализируют распад АТФ с выделением энергии;

— нарушается транспортировка ионов Na+, Н+ через мембраны нейронов.

2. Пищеварительная система.

— раздражает слизистые оболочки;

— в желудке всасывается 20 % алкоголя, в тонком кишечнике – 80%;

— усиленно выделяется желудочный сок с высоким содержанием HCl ;

— повышается кислотность, но мало фермента (пепсина);

— жиры задерживают алкоголь в желудке, растворяя спирт, вызывая алкогольный гастрит, обострение язвы, изменяет секрецию поджелудочной железы (панкреатит);

— жировое перерождение печени, её распад;

— в толстом кишечнике нарушение всасывания витаминов В и С .

3 .Сердечнососудистая система.

Алкоголь отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны. Сокращение сердечной мышцы ослабевают. Изменяет стенки кровеносных сосудов.

Алкоголь повреждает всю половую систему, разрушая кровеносные сосуды, является одной из главных причин бесплодия и выкидышей у женщин, либо рождения нездорового потомства.

Алкоголь вызывает ферментативновитаминную недостаточность, нарушается обмен витамина В 1, развивается симметричное поражение нервов (слабость, дрожание мышц, расстройство сердечнососудистой системы, нарушается репродуктивная функция, поражается генетический аппарат и развивающийся плод).

источник

Познавательные: изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Формирование ключевых компетенций:
ценностно-смысловых (видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни)
коммуникативных (владеть химическим языком, уметь работать в группе)
учебно-познавательных (самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу)
информационной (искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее (составлять таблицу, опорный конспект)

Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы:
Для учителя:
мультимедийный проектор,
экран, презентация к уроку,
Для обучающихся:
Дидактические материалы для групп
Информационные материалы
Реактивы и оборудование: раствор яичного белка, этиловый спирт, чистые пробирки
Спиртсодержащие медицинские препараты (1 группа), средства бытовой химии (2 группа);
Овощи, фрукты, материалы, из которых можно получить этиловый спирт — виноград, картофель, древесные опилки (3 группа)Вещества и материалы, которые могут быть получены из этилового спирта — уксусная кислота, резиновые изделия (4 группа)
«Творец,
Ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил…»

1. Организационный этап
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них — медицинские препараты, средства бытовой химии, резиновые изделия, уксусная кислота
Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Запасной вариант:
1,2 группы: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии Достаточно правильного ответа хотя бы в одной группе, учащимся других групп (если нет ответа) можно предложить ответить на этот вопрос в конце урока.
(слайд 1)
3 группа: нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты 4 группа: из картофеля, винограда, древесных опилок можно получить спирт

Учитель: Ученики:
— Так о чём же пойдет речь сегодня на уроке? О спиртах

— Давайте вспомним, что нам известно об этом классе органических соединений, а, значит, какие знания на сегодняшнем уроке будут опорными.
— Обратимся к схеме, которая представлена на доске:
состав – строение – свойства – применение
Учащиеся вспоминают, какой материал был изучен на предыдущих уроках и формулируют тему сегодняшнего урока (слайд 2)
(Применение спиртов)

Учитель предлагает записать тему урока в план-конспект урока.

Тема урока: Применение спиртов
Учитель: Ученики:
Итак, сегодня на уроке вам предстоит:
— установить взаимосвязь между применением спиртов и их свойствами.
— выяснить области применения спиртов
III.
3. Операционно-исполнительский и исследовательский этап.
Справка:
мировое производство
СН3ОН — 30 млн. тонн в год (настоящее время)
С2Н5ОН — 240 млн. тонн (слайд 3)
— Вам известно, что обе эти жидкости токсичны, зачем производить так много яда?

Читайте также:  Сколько живет алкаш на последней стадии алкоголизма

3.1 Работа с текстом учебника.

— Рассмотрите схему 7 на стр.152, прочитайте текст учебника на стр. 151-152, спиртосодержащую продукцию и заполните таблицу
«Применение спиртов»

Области применения Свойства
1. Химическая промышленность Химические свойства
А) взаимодействие с карбоновыми кислотами — получение эфиров
Б) получение алкадиенов(р. Лебедева) – каучука – резины
В) производство уксусного альдегида — уксусной кислоты
2. Медицина Растворитель, дезинфицирующее средство
3. Парфюмерия Растворитель, дезинфицирующее средство
4. Топливо (горючее для двигателейвнутреннего сгорания) Горит, высокое октановое число горючей смеси
Р.горения:
5. Пищевая промышленность
(изготовление спиртных напитков) ? ? ?
[ разрыв – несоответствие]
Заполняют таблицу
Проверка ( слайд 4) и обсуждение Самопроверка
Учитель помогает ученикам увидеть проблему (подводит к ней) и предлагает ее сформулировать. Проблема:
Огромные масштабы производства и употребление населением всего мира токсичного вещества (слайд 5)

3.2 Алкоголизм и его последствия
3.2.1 Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком (слайд 6)
Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.
1. Биологическая
Существует 5-7% людей с большим содержанием эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается, и организм требует введения спирта извне.
2. Теория неправильного питания
При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.
3. Теория социальной псевдоадаптацииВ период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.
4. Теория эмоционального комфорта
Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.
5. Теория удовлетворения потребностей
(физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные).
6. Генетическая
У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.
7. Психологическая
Традиции, устои.
Остановимся подробнее на этом несоответствии.
Цель:
химическим путем подтвердить вредное влияние алкоголя на организм человека;
установить последствия злоупотребления алкоголем;

3.2.2 Учитель предлагает ученикам выполнить задания по группам (4-5 мин)
Работают в группе. Используют предоставленные информационные материалы, учебник по анатомии, справочную литературу.
Ответы учеников
(слайды 7-11)
Каково физиологическое воздействие алкоголя?
На какие системы органов оказывает влияние?

Ответы учащихся:
1. 1. Нервная система.
Алкоголь оказывает возбуждающее действие (первые минуты), затем угнетающее.
— нервные клетки разрушаются, стареют;
— распад волокон, связывающих нервные клетки – нарушается взаимодействие мозговых структур;
— тормозится потребление О2 клетками, участки мозга испытывают кислородное голодание;
— понижается активность ферментов, которые катализируют распад АТФ с выделением энергии;
— нарушается транспортировка ионов Na+, Н+ через мембраны нейронов.

2. Пищеварительная система.
— раздражает слизистые оболочки;
— в желудке всасывается 20 % алкоголя, в тонком кишечнике – 80%;
— усиленно выделяется желудочный сок с высоким содержанием HCl;
— повышается кислотность, но мало фермента (пепсина);
— жиры задерживают алкоголь в желудке, растворяя спирт, вызывая алкогольный гастрит, обострение язвы, изменяет секрецию поджелудочной железы (панкреатит);
— жировое перерождение печени, её распад;
— в толстом кишечнике нарушение всасывания витаминов В и С.

3.Сердечнососудистая система.
Алкоголь отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны. Сокращение сердечной мышцы ослабевают. Изменяет стенки кровеносных сосудов.
4. Репродуктивная система.
Алкоголь повреждает всю половую систему, разрушая кровеносные сосуды, является одной из главных причин бесплодия и выкидышей у женщин, либо рождения нездорового потомства.
Вывод:
Алкоголь вызывает ферментативновитаминную недостаточность, нарушается обмен витамина В1, развивается симметричное поражение нервов (слабость, дрожание мышц, расстройство сердечнососудистой системы, нарушается репродуктивная функция, поражается генетический аппарат и развивающийся плод).

3.2.3 Химическое подтверждение вредного воздействия алкоголя на организм.
Демонстрация «Денатурация под действием спирта»
Просмотр видеофрагмента о действии крови на спирт
(слайд 12) Учащиеся отмечают наблюдения и формулируют вывод.

Вывод: алкоголь вызывает разрушение эритроцитов, тем самым, нарушая газообмен в организме.
Лабораторный опыт (слайд 13):
1. Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Учащиеся проводят опыт, отмечают наблюдения и формулируют вывод.

Вывод: под действием спирта происходит денатурация белка, т.е. необратимо разрушается его структура и свойства.
3.2.4 Метаболизм спирта. Какие превращения происходят со спиртом в организме? (слайд 14)
От 70 до 95 % алкоголя окисляется в печени.
CH3COH — ацетальдегид (в 10-30 раз токсичнее спирта, алкогольная интоксикация)
Записывают уравнение реакции:
O
//
C2H5OH + [O] CH3 C + H2O
\
H

CH3COOH – уксусная кислота – образуется при окислении Б,У,Ж естественным путем, её накопление нарушает равновесие в обмене веществ, это проявляется в ожирении печени.
O O
// //
CH3C + [O] CH3C
\ \
H OH

Вывод: алкоголь участвует в обмене веществ, значит, может вызвать физическую зависимость.

Почему после употребления алкоголя человек хочет пить? Роль воды для организма.
Спирты оттягивают молекулы воды от белков. Белки, потеряв гидратную оболочку дегратируются, это ведет к нарушению их биологической активности. Соответственно это вызывает раннее старение и дряблость клеток.
R – O H
\ \
H…O – H
Между молекулами спиртов и воды образуются водородные связи.

Часто жажда утоляется соленой жидкостью. Почему?
Нарушение транспорта ионов Na+ и К+.

Вывод:
Разрушение белков;
Разрушение эритроцитов;
Дегидратирующее воздействие;
Участие в обменных процессах (физиологическая зависимость) (слайд 15-17)
3.3 Разыгрывание этюда (по желанию учащихся)
Учитель: Нам часто приходится делать выбор между добром и злом. В старину говорили, что чёрт нашёптывает в левое ухо, а ангел – в правое. Выбор за нами. Я приглашаю представителя от первой группы выступить в роли соблазнителя выпить, от второй – в роли отговаривающего, от третьей – роль человека, которого соблазняют.
Учитель: Кому из ребят было труднее всего?
Заключительный этап
4.1 Учитель: О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.
Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива, ведь внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка.
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», — писал Л.Н. Толстой
«Сделай правильный выбор» (слайд 18-19). Просмотр видеосюжета по статистике употребления алкоголя на душу населения в разных странах и в России.
4.2 Рефлексия
В случае согласия с утверждением поставьте знак «+» напротив него:
Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
4.3 Подведение итогов урока
Оценки
за активное участие
за таблицу
за экспериментальный опыт
4.4 Домашнее задание
Повторить § 17 и 18, конспект урока
Список литературы:
И.И. Балаев «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе» №6,1988 г.
Н.Ю. Волжская «Деловая игра «Здоровье нации», «Химия» еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №43, 1998 г.
Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» Тобольского государственного университета
Братусь Б. С. , «Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма», Москва, 1984 г.
Муратова И. Д. , Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе».
http://www.nfvo.ru/stat/2007/04/15/stat_6.html
http://vestnik.volgmed.ru/

  • 1300491-1-otkrytyy_urok_0
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 0

источник

Алкоголизм и его последствия для здоровья человека — вред от регулярного употребления спиртных напитков

В настоящее время злоупотребление алкоголем – важная проблема на территории России. Согласно статистике, по состоянию на 2019 год, количество больных алкоголизмом превысило отметку в 5 млн человек или 3,7% от всего населения. Осложнения алкоголизма стали одной из ведущих причин наступления преждевременной смерти. Кроме того, наибольшее количество всех преступлений были совершены в состоянии опьянения. Частое употребление алкоголя неизбежно ведет к зависимости, т.е. алкоголизму и его последствия разрушают не только здоровье, но и жизнь.

Алкоголизм – это психическое расстройство, которое характеризуется неумеренным употреблением напитков, содержащих этиловый спирт. В результате состояния постоянного опьянения, у человека ухудшается состояние здоровья, снижается трудоспособность, благосостояние и нравственный облик. Человек становится зависим от алкоголя на физиологическом и психическом уровнях. Алкоголизм не совместим с нормальной социальной, личной жизнью. При длительном употреблении высоких доз алкоголя неотвратимо возникают необратимые психические нарушения.

Существует множество причин, условий, которые могут привести к хроническому алкоголизму. Как правило, это стресс в результате эмоционального конфликта, домашних, бытовых проблем, потеря близкого человека, трудности на работе. Злоупотреблению алкоголем способствует депрессивный тип характера личности с низкой самооценкой, недовольство своими действиями, поступками и достижениями.

Имеет значение наследственный фактор (отец, мать или другие кровные родственники страдают алкоголизмом), а также разного рода негативные факторы окружающей среды и культуры, воспитания, доступности алкогольных напитков для несовершеннолетних. Кроме того, употреблению спиртных напитков способствует низкий уровень жизни населения, отсутствие хорошей работы, возможности получить образование.

Алкоголизм – заболевание, развивающееся годами и даже десятилетиями. Клинически выделяют три основных стадии развития этого психического расстройства:

  1. Первая стадия. Начинается с того, что человек увеличивает дозы алкоголя и выпивает чаще. Он пьет много, часто, придумывая предлоги для употребления алкоголя. При этом начинают развиваться характерные симптомы: человек быстро теряет контроль, над своим поведением, неадекватен. На следующий день, после употребления алкоголя отмечается плохое самочувствие, но без необходимости похмелиться. Явный признак начала алкоголизма – стойкая уверенность человека в том, что он может в любой момент бросить пить.
  2. Вторая стадия. Наблюдается у пациентов, которые состоят на учете в наркологических диспансерах. У человека повышается устойчивость к спиртному, поэтому постепенно и незаметно повышаются дозы спиртного. На второй стадии алкоголизма усиливаются начальные симптомы и проявляются новые. С каждым разом дозы увеличиваются что приводит к затяжным запоям на протяжении нескольких дней подряд.
  3. Третья стадия. Завершающая, проявляется тяжелыми осложнениями. На третьей стадии у пациента начинается расстройство психических функций и алкогольная деградация всех жизненно важных органов организма. Повышается устойчивость к этиловому спирту, человек пьет систематически, ежедневно, по нескольку раз в сутки, но небольшими дозами.

Некоторые наркологи выделяют завершающую, четвертую стадию, для которой характерны тяжелое расстройство психики (алкогольные психозы), абстинентные синдромы и нервные осложнения (припадки, деменция). Хронический алкоголик не способен самостоятельно мыслить, нормально разговаривать и устанавливать социальные контакты, безучастен к окружающему миру.

Человек на этой стадии выпивает часто, маленькими порциями, постоянно находится в алкогольном опьянении. В этот период больной теряет семью, часто дом, проживает на улице. Алкоголизм четвертой стадии не поддается какой-либо терапии, т.к. все органы, системы организма разрушены действием этилового спирта, хронической интоксикацией его метаболитами. Человек, который дошел до этой стадии, долго не живет, умирает от комы, которая возникает от длительных запоев.

В начальной стадии развития алкоголизма проявляются последствия алкогольного отравления (головная боль, тошнота). Со временем, симптомы регулярного пьянства становятся явными: настроение часто, резко меняется, зависит от употребления алкоголя. Без выпивки пациент становится агрессивным и неадекватным, появляются провалы в памяти. Алкоголик думает только про выпивку, других радостей, увлечений и потребностей для него не существует и даже необходимость приема пищи отходит на второй план.

Для второй стадии развития зависимости характерна не только психологическая, но и физическая необходимость в алкоголе. Организм требует новых, более высоких доз спиртного, без него он перестает нормально функционировать. На этом этапе человек нередко бросает работу, становится апатичным, депрессивным. Самостоятельно пациент перестать пить уже не может.

На третьей стадии заболевания, человек быстро деградирует как личность, психика нарушена. Морфологические разрушения в центральной нервной системе, работе органов и систем организма приводят к частичной потере движений и речи, возникает внезапный паралич всего тела. В клетках печени развиваются злокачественные новообразования, возникают тяжелые заболевания почек, сосудов. Кроме того, частое опьянение ведет к алкогольному делирию, нередко летальному исходу.

Не смотря на то, что пиво – это слабоалкогольный напиток, опасность для жизни, здоровья он представляет не меньшую. Такой алкоголизм оказывает непосредственное отрицательное влияние на все системы организма. Среди самых неприятных последствий пивной зависимости – вред, который напиток наносит сердцу. Большие дозы «пенного» скажутся на общем самочувствии и на состоянии его сосудов.

В истории медицины известен термин «баварское пивное сердце», который был обозначен немецким медиком для пациентов, чьи сердца успели патологически измениться в результате ежедневного употребления большого количества пива. Такое состояние характеризуется следующими признаками:

  • утолщенные стенки сердечных камер;
  • некрозы мышечных волокон;
  • расширенные полости сердца;
  • снижение количества митохондрий в клетках.

Чрезмерное употребление алкоголя со временем негативно отражается на всех аспектах жизни человека: от здоровья до социального статуса. Этиловый спирт погубил жизни многих тысяч людей, из-за него распадаются семьи и рождаются дети с уродствами, инвалидностью. Последствия алкогольной интоксикации, социальные проблемы и многое другое — вот итог бесконтрольного употребления алкоголя.

Негативные последствия запоя и алкогольной интоксикации могут быть необратимы для здоровья человека. Нередко отмечается летальный исход при употреблении критических доз алкоголя в совокупности с седативными лекарствами, наркотическими веществами. Симптомы при детоксикации:

  • головная боль;
  • тошнота;
  • потеря аппетита;
  • тремор рук;
  • тахикардия.

Репродуктивная система одна из первых страдает от неконтролируемого употребления спиртосодержащих напитков, поэтому здоровые дети у хронических алкоголиков рождаются редко. У ребенка, который был зачат пьющими людьми, часто происходят генетические мутации (болезнь Дауна, синдром Тернера, фенилкетонурия). Нередко происходят анатомические нарушения при внутриутробном развитии: пороки сердца, недоразвитие органов, анэнцефалия, гидроцефалия и др., развивается алкогольный синдром.

Если у алкоголиков рождается дочь с рисом родить потомство с патологиями. Это связано с тем, что предшественники яйцеклеток зарождаются при внутриутробном развитии и в дальнейшем не обновляются, а просто дозревают, поэтому у девочки, которая еще в утробе матери подвергалась систематическому воздействию этилового спирта, рождаются нездоровые дети. Вследствие этого внимание уделяют профилактике, устранению женского алкоголизма.

Алкоголь часто является толчком для преступного поведения, т.к. он расслабляет сознание человека, дает ощущение безнаказанности. Социальные последствия алкоголизма включают в себя:

  • драки;
  • кражи;
  • сексуальное насилие;
  • нанесение материального ущерба;
  • оскорбительное поведение;
  • убийства;
  • домашнее насилие;
  • вождение в нетрезвом виде.

Одним из методов предупреждения, лечения и профилактики алкоголизма – это кодирование, т.е. комплекс мероприятий, направленных на выработку рефлекторного отторжения алкоголя или эмоционального отвращения. В современной наркологии существует несколько видов такой процедуры:

  1. Медикаментозное. Применение лекарственных препаратов, вызывающих непереносимость даже малых доз этилового спирта.
  2. Психотерапия. Использование современных методов воздействия на психическое восприятие.
  3. Аппаратное кодирование. Применение физиотерапии для выработки непереносимости алкоголя.
  4. Гипнотерапия. Использование сеансов индивидуального или группового гипноза.

Успешным считается кодирование, после которого человек физически не может употреблять какие-либо спиртные напитки, даже если хочет. При приеме алкоголя у таких пациентов сразу же начинается тошнота, рвота, головокружение, головная боль. Самым распространенным методом кодирования больных алкоголизмом признано медикаментозное.

источник

Нейрофизиолог Джон Кристал о лечении алкоголизма, привычке пить и воздействии алкоголя на мозг.

Существует несколько подходов к пониманию алкоголизма. Как правило, мы понимаем под этим термином спектр расстройств, связанных с алкоголем. С одной стороны, алкоголизм — это состояние, когда люди физически зависимы от алкоголя и пьют ежедневно, а если они прекращают пить, то у них появляются симптомы алкогольного абстинентного синдрома: высокое кровяное давление, тревога, дрожь и изменения чувственного восприятия.

Другой вид проблем, которые возникают в связи с потреблением алкоголя, связан с состоянием, когда люди могут не выпивать каждый день, но все равно иметь проблемы. Например, они могут сильно напиваться только по выходным, но всегда попадать в проблемные ситуации. Они могут становиться агрессивными, садиться за руль в состоянии опьянения, рискованно вести себя в сексуальном плане, подвергая себя угрозе ВИЧ или других заболеваний. Иногда люди появляются на работе пьяными и теряют ее. Пьянство может также угрожать браку или другим отношениям.

В конце концов, люди, которые выпивают много, но непоследовательно, могут также страдать от токсичного воздействия алкоголя на органы, например на печень. Таким образом, даже если люди не имеют физической зависимости от алкоголя, у них все равно могут быть расстройства, связанные с алкоголем.

Читайте также:  Пьянство и алкоголизм не являются органическим элементом

Алкоголь состоит из невероятно простых молекул: два атома углерода, немного атомов водорода и гидроксил. Едва ли можно найти молекулу проще.

Тем не менее на мозг алкоголь воздействует довольно сильно. Например, он попадает в маленькие кармашки в некоторых сигнальных молекулах в мозге, таких как рецепторы химической передачи — нейротрансмиттеры (нейромедиаторы). Алкоголь изменяет химические связи в мозге.

Структура этанола (этилового спирта, винного спирта или алкоголя) / Wikimedia Commins

Одно из самых мощных воздействий алкоголя — снижение способности глутамата (главного нейромедиатора коры головного мозга) подавать сигналы через NMDA-рецепторы. Примечательно, что это тот же самый рецептор, с которым связываются обезболивающие препараты, такие как кетамин или фенциклидин (PCP).

Алкоголь не очень эффективно блокирует NMDA-рецепторы, но когда его употребляют в больших объемах в течение долгого периода времени, то количество этих рецепторов увеличивается. Когда это происходит, мозг становится менее восприимчивым к алкоголю и более чувствительным к глутамату.

Когда алкоголик резко перестает выпивать, у него высвобождается больше глутамата, чем обычно, и в то же время он сам становится более восприимчивым к его воздействию. В результате мозг становится более возбудимым, а это вызывает серьезные и опасные для жизни осложнения абстинентного синдрома, включая судороги, белую горячку, различные психозы.

Другие системы в мозге также приспосабливаются к алкоголю. Одна из таких систем — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Это важнейший тормозной медиатор коры и лимбической системы мозга. Алкоголь в целом подавляет активность нейронов, а также попадает в мембраны ГАМК. Таким образом он стимулирует рецепторы и имитирует действие гормонов-нейростероидов. Именно по этой причине алкоголь является мышечным релаксантом, анксиолитическим и седативным веществом. В особо высоких дозах алкоголь может подавлять дыхание, что является одной из причин, по которой передозировка может быть опасной для жизни.

Мозг также приспособляется к перевозбуждению рецепторов ГАМК алкоголем, делая эти рецепторы менее чувствительными. ГАМК адаптируется довольно сложным способом. Одним из важных этапов, в результате которых мозг становится невосприимчивым и зависимым от алкоголя, — это переключение мозга с активного функционирования ГАМК-рецепторов на менее активное.

Пониженное действие ГАМК-рецепторов способствует снижению восприимчивости (другими словами, способности выпивать больше алкоголя без чувства интоксикации). Однако, когда человек прекращает пить, пониженная активность ГАМК-рецепторов не может компенсировать потерю способности к нервному торможению, мозг становится более возбудимым, и появляются признаки абстиненции. После недели трезвости появляются рецепторы высокого функционирования ГАМК, и симптомы абстинентного синдрома исчезают.

Следовательно, если вы выпиваете много и систематически, в вашем мозге может происходить множество изменений.

Самые важные из них следующие: возбуждающая система глутамата становится более восприимчивой, а тормозящая система ГАМК — менее чувствительной. Так мозг становится более возбудимым, и этот дисбаланс между возбуждением и торможением приводит ко многим симптомам, которые мы связываем с симптомами алкогольного абстинентного синдрома, включая тревожность, гипервозбудимость, повышенную пугливость и судороги.

Аналогично этому медикаменты, которые снижают сигналы глутамата или усиливают сигналы ГАМК, такие как бензодиазепины, барбитураты и противосудорожные лекарства, уменьшают чрезмерную возбудимость мозга и снимают симптомы абстиненции.

Люди, которые физически зависят от алкоголя, находятся под угрозой тяжелых последствий, таких как припадки. В чрезвычайных обстоятельствах у них могут быть моменты замешательства.

Существует крайняя форма алкогольного абстинентного синдрома, которая называется алкогольный делирий. Он может сопровождаться метаболической гиперактивностью и даже привести к смерти. У большинства людей, которые много пьют, нет угрозы этих наиболее опасных симптомов. Они, как правило, появляются у людей, у которых было несколько эпизодов физической зависимости от алкоголя. Обычно у людей не происходят припадки, до тех пор пока у них не случится 5-10 приступов тяжелого опьянения, отмеченного необходимостью детоксикации, или они не имеют абстинентного синдрома.

Алкоголик, страдающий делирием, на смертном одре в окружении своей испуганной семьи. Агитационный плакат с надписью «Алкоголь убивает» (франц.) / wikipedia.org

Другие причины связаны с разнообразием симптомов и проблем, которые осложняют алкогольные расстройства. У людей может развиться депрессия и состояние тревоги, могут случаться припадки. Во время абстинентных эпизодов некоторые нервные клетки могут стать более уязвимыми для повреждений или даже гибели, и поэтому люди, у которых было несколько эпизодов абстинентного синдрома, могут иметь проблемы с концентрацией или памятью, которая не всегда полностью восстанавливается.

Есть несколько особо опасных состояний, которые могут развиться при алкоголизме. Они являются не чистыми фармакологическими последствиями алкоголя, а скорее следствиями более сложных синдромов алкоголизма. Одно из этих состояний — это проблемы с питанием.

Когда люди меняют свой режим питания из-за того, что они принимают много алкоголя, их рацион зачастую не сбалансирован; у них развивается серьезный дефицит тиамина и фолиевой кислоты. В сочетании с алкоголем это может создать уязвимость по отношению к другим факторам.

Один из них называется синдром Вернике, или синдром Вернике-Корсакова, и он включает тяжелые нарушения памяти, при которых люди могут даже не помнить свое собственное имя, или что они делали, или куда они направлялись. Это следствие тяжелых нарушений памяти, которые возникают, если лишать мозг питания и подвергнуть его метаболическому регрессу алкогольной зависимости и абстиненции.

Модель молекулы тиамина, известного также как витамин B1 / wikipedia.org

Медицина долгое время признавала последствия алкоголизма как подходящие для медицинских исследований, даже когда патологическое пьянство признавалось признаком скорее моральной слабости, чем болезни.

Однако, когда мы узнали больше о биологических факторах, взаимодействующих с физическими и социальными, стимулирующими патологическое выпивание, врачи оказались более вовлечены в изучение алкоголя и медицинских процедур, которые могли бы уменьшить его воздействие.

Поворотным моментом было появление концепции алкоголизма как болезни (the disease concept of alcoholism), выдвинутой профессором Элвином Джеллинеком из Йельского университета в 1940-1950-е годы. В рамках этой концепции различные виды патологического употребления алкоголя были рассмотрены как подтипы медицинского расстройства, называемого алкоголизмом. Первый медицинский препарат для патологических пьяниц — дисульфирам — был изобретен в 1920-х годах, но стал выписываться пациентам гораздо позже.

При ежедневном употреблении это лекарство ингибирует альдегиддегидрогеназу — фермент, ответственный за разрушение молекул спирта, которые называются ацетальдегид. Если принимать дисульфирам и пить алкоголь, в теле будет накапливаться высокий уровень ацетальдегида, и это вызовет недомогание. Дисульфирам может быть очень полезным при отказе от алкоголя, если принимать его регулярно, но многие люди не получают от него пользы, потому что сбиваются с курса.

Некоторые пациенты, например, перестают принимать лекарство, когда они хотят выпить. Однако это лекарство может быть очень эффективным, если члены семьи или работодатели следят за приемом таблеток.

Существуют и другие лекарства для лечения алкоголизма. Налтрексон блокирует действие опиоидов, таких как морфин, и некоторые считают, что он снижает полезные эффекты алкоголя. Другие полагают, что он снижает потребление алкоголя.

Акампросат одобрен для лечения алкоголизма в США, но механизм его действия не вполне понятен, и это лекарство не показало своей эффективности во время самого длительного исследования на проверку этого препарата —NIAAA Project COMBINE.

Более новый антисудорожный препарат топирамат, который пока не одобрен для применения в США, также подает надежды.

Другие типы медикаментов используются для снятия симптомов абстиненции.

На основе имеющихся данных можно предположить, что риск развития алкоголизма примерно на 40–50% обусловлен генетической наследственностью, а еще на 40–50% определяется окружением.

Было проделано много исследовательской работы, чтобы определить генетическую природу алкоголизма. Наибольший прогресс в определении генов алкоголизма был достигнут, когда ученые нашли гены, которые являются защитными и изменяют метаболизм алкоголя. Например, мутация в гене, который снижает функцию фермента альдегиддегидрогеназы, очень распространена среди людей из китайской выборки.

Эти люди защищены от развития алкоголизма, потому что в их организме алкоголь метаболизируется так, как если бы они принимали дисульфирам (препарат, который подавляет тот же фермент).

Другой защитный механизм встречается в гене, кодирующем алкогольдегидрогеназу (ADH). Вариации этого гена встречаются в некоторых группах европейского происхождения. В этом случае усиление функции ADH ведет к быстрому накоплению токсичного ацетальдегида.

Некоторые люди учатся преодолевать сдерживающие факторы и сильно пьют, несмотря на эти мутации, но они делают это с определенным риском. Устойчиво высокие уровни ацетальдегида в теле могут способствовать развитию некоторых форм рака.

Пьяный Ной. Джованни Беллини. 1515 / wikipedia.org

Были обнаружены и другие варианты генов, но мы все еще многого не понимаем в генетике алкоголизма. Одна из подсказок, которые мы имеем, заключается в том, что люди, которые склонны к развитию алкоголизма, имеют врожденную слабую чувствительность к алкоголю.

Это не просто означает, что они менее чувствительны к алкоголю в целом, а они ощущают меньше последствий и меньше негативных эффектов, и к ним они особенно менее чувствительны. И когда они выпивают, то испытывают только приятные ощущения без побочных эффектов, которые защищают от проблем, связанных с употреблением алкоголя.

Так как же это работает? Один из предполагаемых способов возвращает нас к блокаде алкоголем NMDA-рецепторов глутамата. Другими словами, когда алкоголь блокирует NMDA-рецепторы, мы теряем координацию, у нас ухудшается память, и это может способствовать ощущению головокружения, которое испытывают многие люди после того, как они много выпили.

Но кажется, что люди с семейной историей алкоголизма имеют врожденную терпимость особенно к этому механизму, поэтому они менее чувствительны к препаратам, которые блокируют NMDA-рецепторы глутамата, таким как кетамин, и они менее восприимчивы к негативным эффектам алкоголя.

Похоже, что часть наследственного риска развития алкоголизма регулируется механизмами, посредством которых алкоголь влияет на химические сигналы в мозге.

Имеют ли люди с риском алкоголизма только измененную чувствительность к алкоголю или есть еще какие-то вещи, которые передаются по наследству? Ученые обнаружили, что люди с похожей семейной историей алкоголизма, у которых измененная чувствительность к кетамину, также имеют искаженное восприятие мира.

Важным фактором риска появления проблем с зависимостью является то, как человек взвешивает возможности наград и наказаний в жизни. Если люди думают о риске от потребления алкоголя, они пьют меньше. Например, они говорят себе: «Хорошо, ты можешь выпить, но потом ты лишишься водительских прав». Но другие думают: «Я выпью этот напиток сейчас, а о дальнейших проблемах подумаю по мере их поступления». Такие люди недооценивают долгосрочные риски и переоценивают краткосрочные выгоды.

То, как люди балансируют между долгосрочными и краткосрочными наградой и наказанием, является важным фактором того, как они выбирают количество выпиваемого алкоголя. Оказывается, что люди, у которых есть семейная история, связанная с алкоголем, не только склонны к потреблению алкоголя, но также выбирают краткосрочную выгоду и не обращают внимания на угрозу последствий в будущем. Поэтому они выбирают удовольствия, несмотря на то что могут получить от этого проблемы. Их организм воспринимает алкоголь как что-то привлекательное, а их мотивационная система заставляет их желать краткосрочной выгоды вроде удовольствия от алкоголя. Поэтому интересно, как можно научить людей фокусироваться на долгосрочных наградах.

Окружающая среда — важный фактор уязвимости перед алкоголизмом. Стресс — хороший пример. Когда мы пребываем в состоянии стресса, механизмы, которые управляют нашим поведением и помогают нам функционировать, ослабевают. Суждения меняются, а способность противостоять некоторым стимулам и сказать «нет» снижается, и люди могут делать то, что они не сделали бы, не пребывая в состоянии стресса. Социальный фактор так же сложен, как и генетический. Легко сказать «нет», когда вы сидите один дома, но если вы на вечеринке и окружены людьми, которые пьют, то присутствует социальное напряжение, которое побуждает людей пить.

Люди часто хотят чувствовать себя связанными с другими людьми, чувствовать себя комфортно и расслаблено в компании других людей. Даже когда люди попадают в такие ситуации и не хотят потреблять алкоголь, потому что знают, что у них будут проблемы, как только они начнут пить, социальная среда снижает эту уверенность.

Обычно мы говорим об алкоголизме так, как если бы это был рациональный выбор, который делает рациональный человек, например: «Я бы хотел выпить, и я выпью», но оказывается, что у людей, которые склонны к алкоголю, немного более сложная система поведения.

В исследованиях алкоголя мы пользуемся термином «привычка», под которым мы понимаем ситуацию, при которой очень часто люди пьют автоматически, когда попадают в определенный набор ситуаций. Они делают это не потому, что чувствуют себя хорошо от алкоголя, не потому, что сознательно делают такой выбор, а просто потому, что такое поведение стало рутиной, контекст определенных ситуаций возбуждает желание выпить.

Часто люди говорят, что выпили в ситуации, когда пить вовсе не собирались. Например, они ехали домой, совершенно не раздумывая заехали в любимый бар и уже выпили стакан, прежде чем поняли, что происходит. Это сложно объяснить, потому что люди сами не понимают свое поведение. Другими словами, они не понимают, почему они начинают принимать алкоголь, несмотря на то что он не заставляет чувствовать себя хорошо.

Когнитивное и поведенческое лечение алкоголизма создано, чтобы учить людей избегать того, чтобы делать что-то автоматически. Мы говорим людям, чтобы они избегали людей, мест и ситуаций, которые возбуждают тягу к алкоголю. Это может быть стресс, бары или вечеринки. Если люди вокруг пьют, мы учим их распознавать риски и оценивать шансы при потреблении алкоголя.

Сейчас мы понимаем, что алкоголизм развивается под воздействием социума, а затем становится привычкой в результате биологического процесса в мозге. Эти виды алкоголизма работают с помощью соседних, но разных схем в мозге.

Можно думать в таком ключе: вещи, которые мы решаем делать, по природе своей находятся под нашим контролем, и мы можем их подавлять, но поведение, которое появляется из примитивных частей мозга, сложно контролировать. Это все равно что пытаться съесть только одну картофельную дольку, в то время как у нас есть целая упаковка чипсов. Ученые пытаются понять нейробиологию привычки пить алкоголь, чтобы разработать медикаменты, которые смогут сделать процедуру потребления алкоголя не привычной, а ориентированной на определенные цели.

Важно отметить механизмы риска алкоголизма, потому что они могут создать новые идеи о том, как лечить алкоголизм. Например, ученые начали 5-летний проект, в рамках которого тестируем лекарство, которое может изменить чувствительность организма к алкоголю, перезапустив NMDA-рецепторы — не блокируя рецепторы, а изменяя баланс рецепторов на мембране нейрона. Это только один пример новых подходов, которые ученые пытаются разработать.

Можно разработать медикаментозное лечение, которое будет нацелено на привычное или целенаправленное потребление алкоголя. Например, мемантин — NMDA-рецептор, блокирующий глутамат, — во многих случаях работает так же, как работало бы хорошее лекарство от алкоголизма. Если дать мемантин человеку в лаборатории, он блокирует некоторые эффекты алкоголя и снижает влечение. Однако, если дать его людям, которые пьют по привычке, он не сработает.

Другими словами, потребление алкоголя по привычке не контролируется этим лекарством, притом что оно работает при целенаправленном потреблении. Это противоположно эффекту налтрексона. Он не снижает стимулирующие эффекты алкоголя и не снижает тягу к алкоголю, но у людей, которые пьют по привычке, он снижает потребление.

Понимание разных причин, по которым люди потребляют алкоголь, может помочь нам разработать новые способы лечения алкоголизма. Это может помочь встроить уже существующие лекарства в более сложную терапию, которая будет лечить как поведенческие, так и физические аспекты и помогать людям справляться со стрессом, а также давать им химическую защиту против алкоголизма.

источник