Меню Рубрики

Ателье адекватный альтернатива анемия аннексировать антенна антисептика

Упражнение 20. Произнесите заимствованные слова. Обратите внимание на то, что согласный перед е в них произносится твёрдо (если в слове несколько таких сочетаний и лишь в одном случае согласный произносится твёрдо, то это сочетание подчёркнуто одной чертой). Обоснуйте твёрдое произношение согласного. В каких случаях такое произношение противоречит существующим в речи тенденциям?

Адекватный, адепт, альма-матер, альтернатива, амбре, анестезин, андеграунд, антенна, антисептик, антитеза, антре, апартеид, астения, астероид, ателье, атеизм, атеист, атеросклероз, аутодафе, аутсайдер, бартер, безе, бестселлер, бета-лучи, бижутерия, бифштекс, бренди, брудершафт, бутерброд, бюстгальтер, вальдшнеп, варьете, ватерлиния, ватерполо, вендетта, вестерн, вундеркинд, галифе, гангстер, гантели, генезис, гипотетический, гофре, гротеск, гульден, дебаркадер, деградация, деградировать, дегуманизация, дезавуировать, деизм, дезинтеграция, дейтерий, дека, декаданс, декалитр, декамивит, декаметр, деквалификация, декодировать, декольте, декор, декорум, деликатес, дельта, демарш, демиург, демос, демпинг, денационализация, денди, дендрарий, деноминация, денонсация, детектив, детектор, детерминизм, де-факто, дефляция, дефолт, децентрализация, дешифровать, де-юре, диадема, диатез, диета, диспансер, идентичный, идефикс, импресарио, индекс, индексация, инертный, интеграл, интеграция, интенсивный, интервал, интервент, интервью, интернат, интернационал, интернет, интернировать, интерпретация, интерьер, кабаре, канапе, карате, каре, кафе, кашне, кеб, книксен, кодекс, компьютер, конденсация, контейнер, кортеж, коттедж, кюре, лазер, лейбл, мадемуазель (в сочетании -дему- гласный звук не читается совсем – [дму]), мадера, майонез, медресе, менеджер, миксер, модель, модельер, модем, модерн, неоклассицизм, неонацизм, несессер, нетто, нонсенс, падре, панель, пантеон, пастель, пастеризация, плеер, плиссе, продюсер, проект, проектор, проекция, протеже, протез, протеин, протектор, протекция, регби, реестр, рейтинг, рейх, рейхстаг, реквием, реле, свитер, секс, сенбернар, сепсис, сервис, сет, сеттер, синтез, синтетика, сомбреро, стенд, степ, стетоскоп, стресс, тандем, тезаурус, тембр, темп, тенденция, тендер, теннис, теннисист, тент, термос, термостат, террариум, тест, тет-а-тет, тире, тостер, трейлер, фарватер, фонема, фонетика, фрейдизм, фрейлина, фрикасе, фуэте, фюрер, хунвейбин, хеппиенд, шатен, шедевр, шимпанзе, шоссе, шоумен, шпатель, штекер, штепсель, экстрасенс, эмансипе, энергия, эсеры, эссе, эстет.

Упражнение 21. Прочитайте заимствованные слова. В них допускается двоякое произношение согласного перед е, однако основным вариантом признаётся произношение твёрдого согласного звука перед е – [э]. Если в слове несколько таких сочетаний и лишь в одном случае согласный может произноситься твёрдо, то это сочетание подчёркнуто одной чертой.

Аннексия, аннексировать, бизнес, бизнесмен, дегенерация, деградация, дедукция, декадент, джентльмен, критерий, лотерея, магнезия, нейрохирург, неоимпрессионизм, неоклассицизм, неоколониализм, неонацизм, неонацист, неореализм, неоромантизм, неофашизм, нетто, пантера, плейбой, экземпляр.

Упражнение 22. Произнесите заимствованные слова. Обратите внимание на то, что согласный перед е в них произносится мягко (если в слове несколько таких сочетаний и лишь в одном случае согласный произносится мягко, то это сочетание подчёркнуто). Обоснуйте произношение мягкого согласного. В каких случаях такое произношение противоречит существующим в речи тенденциям?

Абрек, академия, акварель, антисемит, апогей, артель, асессор, аттестат, бенефис, бенуар, бергамот, берет, брюнет, букмекер, вексель, венецианский, газель, галантерея, гангрена, гегемон, гинея, гипотеза, гипотенуза, гризетка, дебатировать, дебаты, дебил, дебош, дебошир, дебют, дебютант, дебютировать, девиз, дегенерат, дезертир, дезинфекция, дезинфицировать, декламация, декларация, декларировать, декорация, декрет, деликатес, дельфин, демагог, демисезонный, демократ, демократия, демон, демонстрация, демонстрировать, департамент, депеша, депонировать, депозит, депонент, депутат, дерматин, деспот, деталь, дефект, дефицит, дивиденды, дизель, икебана, инвестор, интеллигент, катехизис, кегли, кегельбан, кейс, кельнер, кепи, компетенция, компонент, консервант, консерватизм, консерватор, конференция, крекер, крекинг, кремация, крематорий, легионер, лидер, манера, марионетка, марсельеза, метеор, метеорит, метод, музей, неолит, неологизм, неофит, непрезентабельный, нерпа, одеколон, пионер, полисемия, презент, презентация, президент, пресс, пресса, пресс-бюро, пресс-папье, пресс-служба, регент, реглан, редукция, резус, резекция, резерв, резервуар, резюме, рейд, рейсшина, рейтузы, ректор, рельс, ренегат, рентген, реприза, репс, рефери, рефрен, сектор, семантика, семестр, сервант, сервиз, серпантин, текст, тема, тематика, тенор, теория, теорема, термин, терминал, терминатор, термит, термометр, терраса, территория, тренер, тренинг, фанера, фонотека, фрезер, фрезеровщик, френч, фреска, хореограф, шведка, шинель, эпидемия, эпитет, эссенция, эффект.

Упражнение 23. Произнесите заимствованные слова. В них допускается двоякое произношение согласного перед е, однако основным вариантом является произношение мягкого согласного звука [е]. Если в слове несколько таких сочетаний и лишь в одном случае согласный может произноситься мягко, то это сочетание подчёркнуто одной чертой.

Агрессия, дебет, декада, декан, деканат, декатировщик, деквалификация, деклассированный, демобилизация, демобилизоваться, депрессия, детонатор, детонация, дефис, конгресс, конфедерация, крейсер, креп, креп- дешин, лорнет, метрдотель, претензия, прогресс, прогрессия, регресс, ренессанс, сентенция, сентиментальный, сервелат, сертификат, стенокардия, термоядерный, фланель, экспресс, экспрессивный, экспрессия.

Упражнение 24. Произнесите заимствованные слова. При их произношении возможно произношение твёрдого и мягкого согласного звука перед е, причём оба варианта признаются равноправными.

Анероид, девальвация, девальвировать, дегазация, дегазировать, дегустатор, дегустировать, дегустация, дезодорант, дезодоратор, дезорганизация, дезориентация, дезориентировать, демаркация, демаркационный, демаскировать, демилитаризация, демограф, демография, демонтаж, демонтировать, деморализация, деморализовать, депо, деривация, дерматолог, дефилировать, дефиниция, деформация, кемпинг, кратер, кредо, крем, сейф, сексолог, сенсорный, серсо, сессия, сонет, теософия, теократия, теология, термидор, терапевт, терапия, террор, трек.

Упражнение 25. Прочитайте вслух предложения, обращая внимание на произношение твёрдых и мягких согласных перед е в иноязычных словах.

1. Во время дебатов альтернативных проектов не поступило. 2. Агрессивная политика этого государства принудила нас принять адекватные меры. 3. Рядом с ателье в галантерейном магазине можно приобрести прекрасные демисезонные пальто, кашне и береты, а также бижутерию, французские духи и одеколон. 4. Аутсайдером чемпионата по ватерполо стала команда новичков. 5. К сожалению, моя диета не позволяет мне заказать в вашем кафе такие деликатесы, как бифштекс с экзотическим соусом, вальдшнепа под майонезом, бутерброды и кофе с крекерами и безе. 6. Бренди не пьют на брудершафт. 7. Новый вестерн явно не стал шедевром кинематографии и рассчитан на очень непритязательного зрителя. 8. Деградация общества проявляется в ослаблении демократии, общей дегуманизации и возрождении национализма, неонацизма и антисемитизма. 9. Я купил лотерейный билет. 10. Сын получил аттестат о среднем образовании. 11. Пресс-служба Венецианского кинофестиваля распространила заявление, что его апогеем станет демонстрация ретроспективы фильмов классиков неореализма. 12. Панель управления этого прибора крайне неудобна в эксплуатации. 13. Декорации для бенефиса прославленного тенора подготовил дебютант, недавний выпускник Академии художеств. 14. Необходимо произвести дезинфекцию помещения. 15. Декларация о независимости была принята депутатами единогласно. 16. Наш регион испытывает дефицит в дизельном топливе. 17. Стране необходимы новые инвестиции. 18. Он всегда отличался интеллигентными манерами и вёл себя как истинный джентльмен. 19. Я не хочу быть марионеткой в ваших руках. 20. В музее хранятся орудия труда эпохи неолита и осколок знаменитого метеорита. 21. Ваш метод позволяет эффективно проводить сложнейшие нейрохирургические операции с помощью лазера. 22. Неологизм, полисемия, семантика, фонема – это лингвистические термины. 23. По окончании второго семестра ректор выступил перед первокурсниками. 24. Рефери на ринге остановил бой по просьбе тренера одного из боксёров. 25. В комнате стоял новый сервант с прекрасным сервизом. 26. Текст резюме можно получить в пресс-центре. 27. Ваша теория позволяет достаточно легко доказать эту теорему. 28. На террасе собрались все домочадцы. 29. Территорию завода окружали фанерные щиты. 30. После войны он долго ещё носил галифе, френч и шинель. 31. Политику апартеида осудили все делегаты конференции. 32. Он страдает астенией и атеросклерозом. 33. Знаменитый поэт-декадент никогда не был атеистом. 34. Общая тенденция к переходу на бартерные сделки ведёт к дезинтеграции и децентрализации экономики. 35. Его роман о гангстерах с элементами детектива стал бестселлером. 36. Его гипотеза о генезисе славян вызвала бурную дискуссию. 37. Вскоре многие экономисты заговорили о возможном дефолте и необходимости индексации пенсий. 38. Нам удалось дешифровать эти записи. 39. В своём интервью импресарио рассказал о планах артиста выступить в кабаре и варьете. 40. После установки модема наш компьютер имеет доступ в интернет. 41. Мадемуазель, позвольте пригласить Вас на танец! 42. Продюсером фильма стал менеджер популярного актёра. 43. Этот модельер работает в стиле модерн. 44. Сгоревшие миксер и тостер, а также испорченный плеер пришлось отнести в ателье по ремонту бытовой техники. 45. Даже в этом свитере с рукавами реглан он выглядел как истинный денди. 46. У молодого теннисиста прекрасные перспективы и высокий рейтинг. 47. Каждую неделю она меняла причёску, становясь то брюнеткой, то шатенкой, то блондинкой. 48. Нам надо поговорить тет-а-тет. 49. Рядом с дендрарием расположен зоопарк с террариумом и клетками для пантер и шимпанзе. 50. Я не люблю кофе из термоса. 51. Фрейлина получила в подарок от императрицы великолепную диадему. 52. Перед включением прибора проверьте штекер и штепсель.

источник

Августовский, асбест, афера, блага, баржа, гусеница, дефис, жаворонок, заговор, каучук, километр, комбайнер, лосось, мастерски, медикаменты, миллиметр, мышление, ненависть, обеспечение, партер, плесневеть, портфель, похороны, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс, юродивый.

№ варианта 1 – 15 16 – 30
№ упражнения С. 36-37, №34 (строки 1-6). С. 37, № 35 (строки 1-4). С.37, №36 (строки 1-3). С. 36-37, №34 (строки 7-12). С. 37, № 35 (строки 5-8). С.37, №36 (строки 4-6).

34. Распределите данные слова в две группы: с твердым и мягким произношением согласного перед буквойе.

Ателье, адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, бассейн, берет, бутерброд, бизнес, бизнесмен, вундеркинд, гипотеза, гантели, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, дебаты, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, интервал,

кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, музей, модель, отель, орхидея, патент, портмоне, проект, пресса, протеже, пюре, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, темп, тенденция, термин, тезис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, форель, шатен, шедевр, шинель, энергия, эстетика, экспресс юмореска.

35. Выпишите отдельно слова, в которых под ударением произносится звук [э], и слова, в которых под ударением произносится звук [о].

Афера, безнадежный, береста, блеклый, бытие, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, груженый, двоеженец, дареный, ерничать, желоб, житие, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, истекший год, истекший кровью, кричит как оглашенный, маневры,

наемник, никчемный, новорожденный, одновременный, одноименный, опека, оседлый, осужденный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, платежеспособный, подключенный, современный, свекла, убеленный.

36. Распределите приведенные ниже слова на три группы: 1) возможно только произношение [ч’н] или [ч’н’] на месте орфографического «чн», 2) возможно только произношение [шн] или [шн’], 3) допускаются оба варианта произношения.

Беспечный, библиотечный, булочная, вечный, горчичник, двоечник, закадычный, конечно, конечный, копеечный, крошечный, Кузьминична, молочная каша, молочная кислота, нарочно, отличник, очечник, подвенечный,

порочный, порядочный, пустячный, речник, скворечник, скучно, скучный, сливочный, стрелочный, табачный, троечник, убыточный, шапочное знакомство, яблочный, яичница.

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.: Русский язык, М., «Просвещение», 2001г.

2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В.: Практикум по русскому языку и культуре речи, СПб, изд. «Союз», 2000г.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И.: Русский язык, М., Высшая школа, 2001г.

4. Розенталь Д.Э.: Русский язык, М., «Дрофа», 2000г.

5. Солганик Г.Я.: Стилистика русского языка 10-11 кл., – М., 1996г.

6. Введенская Л.А : Культура речи, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.

7. Введенская Л.А., Черкасова М.Н.: Русский язык и культура речи, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8976 — | 7163 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

2.слова, в которых согласные перед буквой е произносятся мягко;(Агрессия, адекватный, академия, альтернатива, анемия, анестезия, аннексия, антенна,

антитеза, артерия, атеизм, ателье бактерия, бассейн, бестселлер, бизнесмен, бухгалтер, гантели, гарем, генетика, гротеск, декада, декан, декорация, дельфин, демократия, депо, депрессия, детектив, диспансер, индекс, интервенция, интервью, интерпретация, кодекс, компетенция, кафе, кашне, кибернетика, кофе, кредо, крем, критерий, купе, купейный, лазерный, лидер, менеджер, миксер, модель, музей, одеколон, отель, пантера, партнер, пенсне, пионер, портмоне, пресса, претензия, прогресс, проректор, протез, протекция, реквием, рельсы, свитер, секс, сентенция, сервис, сессия, синтез, сленг, стенд, стресс, стюардесса, тембр, темп, тенденция, теннис, тент, терапевт, термин, термометр, термос, террор, тесты, тире, туннель, турне.)

академия генетика во всех других словах слышится звук эээээээээээээээээээээээ

академия, анемия, бестселлер, бухгалтер, гарем, декада, декан, декорация, дельфин, депрессия, компетенция, кофе, крем, лазерный, лидер, миксер, музей, одеколон, партнер, пенсне(в первом слоге), пионер, пресса, претензия, проректор, реквием, рельсы, сенденция , сервис, сессия, терапевт, термин, термометр,

«возможно ли жизнь без идеалов?»
дай 35 пунктов

столице России,городе Москве,на улице Волхонке есть чудесный музей. Северные берега России омываются Белым морем, Карским морем, морем Лаптевых, Баренцевым морем.»

выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы
е, согласные перед ними могут
произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и
подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в
виду.

в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут
произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и
подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в
виду.

Бенефис, дезертир, детектив, интервью, крейсер, нетто, паштет, рельс, тендер, шедевр.

1. В каком из этих слов по современной норме перед буквой Е произносится мягкий согласный звук?

1) Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны.
2) Тренера сборной отличает уверенность в победу наших спортсменов.
3) Этот запрос адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета.
2. Выпишите слова с Ё.
НЕДОУМЕННЫЙ, ПРИЕМНИК, ОПЕКА, ПРИГРЕЗИТЬСЯ, МАНЕВРЫ.
3. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо:
СЕССИЯ, ТЕТ-А-ТЕТ, ШИНЕЛЬ, ЭДЕМ, АКАДЕМИЯ.
4. Поставьте ударение в следующих словах:
ПО СРЕДАМ, ОВЕН, КАТАЛОГ, ЖАЛЮЗИ, МАРКЕТИНГ, ВАЛОВОЙ
(доход), НАЧАЛ, В ТУФЛЯХ, АПОСТРОФ, ГУСЕНИЦА, ИНСУЛЬТ,
КАМБАЛА, ИСКРА, ВЕРБА, ПАРАЛИЧ, ЗАДОЛГО, ЗАВИДНО, нет
ЩАВЕЛЯ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, КРЕМЕНЬ.
5. Как различаются по смыслу следующие паронимы? Употребите каждый
пароним в контексте (словосочетание, предложение), демонстрируя тем са-
мым разницу в значении:
ИНЦИДЕНТ-ПРЕЦЕДЕНТ, ЛОГИЧНЫЙ-ЛИГИЧЕСКИЙ, НЕВЕЖА-НЕВЕЖДА,
ГЛИНИСТЫЙ-ГЛИНЯНЫЙ, ВОСКРЕСЕНЬЕ-ВОСКРЕСЕНИЕ.
6. Как вы понимаете значение следующих заимствованных слов?
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ, МЕНТАЛИТЕТ, ПРОЛОНГАЦИЯ, ХОСПИС, ЛОББИЗМ.
7. Перепишите предложения, употребив числительные в нужной форме:
а) Найти сумму 879 и 8546.
б) 89 сложить с 7690.
в) От 5647 отнять 50.
8. Определите род следующих существительных:
МАНТО, ЦУНАМИ, ЭСПЕРАНТО, ТБИЛИСИ, АВЕНЮ, БРА, ЕВРО, ВУАЛЬ,
ГЕЛЬ, ЭМБАРГО.
9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:
Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).
ТУФЛЯ, БОТИНОК, ВАЛЕНОК, КРОССОВКА, БРЕЛОК, ДЖИНСЫ, ВАФЛИ,
БАРЫШНЯ, РЕЛЬСЫ, МЕСТО.
10. Перепишите слова, вставив пропущенные буквы:
КО….ОКВИУМ ПО ФИЗИКЕ, БА. ОТИРОВАТЬСЯ В ДУМУ,
ТРО. ЕЙБУС, А. ЮМИНИЕВАЯ ПОСУДА, КОНТРО. ИРОВАТЬ ГРУППУ,
ИНТЕ…ЕКТУЛЬНАЯ БЕСЕДА, Д…ВИДЕНДЫ.

12. B этом слове пишется и:1) сестриц..н, 2) белолиц..й, 3) австралийц. 4) ц..ганский, 5) аттестац..я.
13. B этом слове пишется э:1) про..кция, 2) тра..ктория, 3) пи..тет, 4) пан..ль, 5) по..тический.
14. Эти слова заключаются в кавычки:1) Владимир Красное Солнышко, 2) Герой России, 3) Нобелев ская премия, 4) медаль За отвагу, 5) улица Красного Маяка.
15. Словарь, рассказывающий о происхождении слов, называется:1) орфографический, 2) толковый, 3) орфоэпический, 4) ино-странных слов, 5) этимологический.
16. B этом слове ударение падает на второй слог:1) диспансер, 2) некролог, 3) туфля, 4) намерение, 5) средства.
17. Морфемный разбор этого слова сделан неправильно:1) весенн ий , 2) охотничий , 3) рановато, 4) кимон о , 5) строени е .
18. Способ образования этого слова указан неверно:1) созвучный — приставочный,2) подорожник — приставочно-суффиксальный,28583) настольный — переход одной части речи в другую,4) простолюдин — сложение.
19. B этом слове количество звуков и букв совпадает:1) поездка, 2) флибустьеры, 3) ландшафт, 4) масштаб.
20. B этих словах согласный перед буквой е произносится твёрдо:1) фанера, 2) пресса, 3) регби,4) дельта

Читайте также:  При поджелудочной железе может быть анемия

источник

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Понятие об орфоэпии

Орфоэпия
1. Совокупность правил литературно­го произношения 2. Раздел языкознания, изучающий литературное произношение
1) нормы произно­шения 2) нормы ударения

Орфоэпические нормы отражены в следующих словарях:

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М., 2005.

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. М., 1987.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2005.

Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р.И.Аванесова, С.И.Ожегова. М., 1959.

Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М., 2004.

Орфоэпические нормы гласных звуков

1. Только ударные гласные в русском языке произносятся ясно и четко: дом, собака.

2. В безударном положении гласные произносятся менее четко и ясно, т.е. редуцируются.

На месте о, а в безударном положении произносится звук, близкий к а, но короткий и ослабленный, обозначаемый как [^], [ъ]. Эта особенность называется «аканьем»: тр[^]ва, м[ъ]л[^]ко.

В некоторых иноязычных словах, не окончательно освоенных русским языком, на месте о в безударном положении, в отличие от русских слов, произносится ослабленное [о]: ради[о], вет[о].

После [ж], [ш], [ц] на месте о, а в некоторых словах произносится звук, близкий к ы, который обозначается как [ы е ]: ж[ы е ]леть, двадц[ы е ]ти, тридц[ы е ]ти, ж[ы е ]смин, ж[ы е ]кет, к сож[ы е ]лению, лош[ы е ]дей. Такой же звук произносится после [ж], [ш], [ц] на месте е: ж[ы е ]лтеть, ш[ы е ]птать. Подобное произношение называют «ыкающим».

После мягких согласных на месте а,е,я произносится звук, близкий к и, обозначаемый как [и е ], [ь]: ч[и е ]сы, п[ь]тачок. Такое произношение называется «иканьем».

На месте яв начале слова произносится сочетание звуков [йи е ]: [йи е ]зык, [йи е ]рлык.

3. Отсутствие буквы ё в книгах и периодических изданиях создает трудности и приводит к неправильному произношению слов типа афера, новорожденный ([э]или[о]). В Приложении 1 содержатся подобные слова.

■ Дополните список примеров, подтверждающих каждое теоретическое положение, изложенное выше.

1.Прочитайте слова с безударными гласными после шипящих и ц.

1. Жа, ша, ца — [^]: жара, шалун; жа, ша, ца — [ы е ]: жалеть, жакет, жасмин, лошадей, к сожалению, тридцати, двадцатью;
жа, ша, ца — [ъ]: жалюзи, крыша, царапать.

2. Же, ше, це — [ы е ]: желать, ценить, шептать, танцевать.

3. Ча, ща — [и е ]: часовой, щавель.

4. Ци — [ы]: интеллигенция, инфляция, лекция.

Брошюра [шу], парашют [шу],ножюри [ж’у]

2.Прочитайте слова иноязычного происхождения, обращая внимание на чтение безударных гласных.

1. о — [а]: брошюра, дотация, доцент, коммерция, контракт, контроль, кооперация, мотив, отель, портфель, спонсор.

2. о — [о]: оазис, авизо, биостимулятор, боа, бомонд, брутто, вето, геоботаника, какао, кредо, нетто, реноме.

3.Прочитайте слова, обращая внимание на чтение буквы яв начале слова.

Якутия, Япония, Ярославль, явление, ястребиный, ячейка, язык.

4.*Прочитайте слова, обращая внимание на то, какой звук ([э] или [о]) произносится под ударением.

Амеба, атлет, афера, белесый, береста, бесхребетный, блеф, блеклый, блестки, браконьер, бревенчатый, бытие (жизнь, существование), бытие и сознание, вмененный, внаем, всплеск, вычерпывать, вышеприведенный, головешка, гололедица, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, ерничать, желоб, желчный, желчь, жернов, жердочка, житие, заем, запечатленный, запеченный, зев, издевка, иноплеменный, истекший, коленопреклоненный, леска, маневр, маневренный, местоименный, многоженство, наемник, небо, недоуменный, несовременный, никчемный, новорожденный, киоскер, обыденщина, оглашенный, одновременно, одноименный, опека, оседлость, осетр, острие, осужденный, отцветший, падеж, планер, платежный, поблекнуть, преемник, приведший, привезший, принесший, разношерстный, свекла, скабрезный, смета, старьевщик, тверже, трехведерный, убеленный, филер, шерстка, шлем, щелка, ярем.

Орфоэпические нормы согласных звуков

1. Звонкие согласные в конце слова оглушаются: са[т], моро[с], хле[п].

2. Звонкие согласные перед глухими оглушаются (оглушение): тра[ф]ка, ско[п]ка. Глухие согласные перед звонкими озвончаются (озвончение): ко[з’]ба, моло[д’]ба.

3. Буква г может произноситься как

[г]: [г]ород, но[г]а;

[к]: сне[к], сапо[к];

[в]: большо[в]о, сине[в]о;

— фрикативный (щелевой) [γ]: [γ]осподи, а[γ]а, о[γ]о;

4. Твердые согласные (чаще всего [д], [т], [з], [с], [н]) перед мягкими согласными обычно смягчаются: [с’н’]ег, пе[н’с’]ия.

5. Согласные (исключая [ж], [ш], [ц]) перед буквой е произносятся как мягкие: [с’]емь, но[г’]е. Только в ряде иноязычных слов это правило нарушается: диспан[с]ер, [т]ест.

6. В большинстве слов сочетание чн- произносится как [чн]: встре[чн]ный, солне[чн]ный. Лишь в некоторых словах сохранилось произношение [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная, порядо[чн]ый и порядо[шн]ый.

7. Сочетание -чт- в русском языке произносится как [чт]: по[чт]а, ме[чт]а. Как [шт] оно произносится в слове что и производных от него: [шт]о-нибудь, кое-[шт]о, за исключением слова нечто, которое произносится с [чт].

■ Дополните список примеров, подтверждающих каждое теоретическое положение, приведенное выше.

5.Прочитайте слова, обращая внимание на 1) твердость согласных зи с; 2) оглушение звонких согласных в конце слов.

1. Капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, сосиски.

2. Дивиденд, фонд, прогноз, налог.

Дивиденд [т] — дивиденды, талмуд [т] — талмуды

6. Прочитайте слова. Проверьте правильность произношения звука, обозначенного буквой г.

1. Агония, бегать, газ, гений, гигант, гимнаст, горло, градус, грех, гром, гуманизм, жгут, игла, легион, нога.

3. Благодать, благо, господи.

4. Берег, бумеранг, кардиолог, мозг, поджог, творог, тренинг.

5. Алого, белого, великого, дальнего, столетнего, утреннего.

6. Легкий, мягкий, легчайший, мягчайший.

7. Прочитайте заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед е, обращая внимание на 1) твердое произнесение; 2) мягкое произнесение.

1. Адекватный, артефакт, бандероль, бартер, бред, бутерброд, детектив, индексация, интервал, интервью, кодекс, компьютер, лазер, модель, продюсер, протекция, тандем, тезис, тендер, тест, штемпель, штепсель.

2. Академия, анемия, бассейн, девальвация, декада, декларация, компресс, кофе, крем, леди, лидер, музей, Одесса, патент, пресса, прессинг, термин, термометр, федеральный, шинель, юриспруденция.

8.*Прочитайте приведенные ниже слова, учитывая особенности произношения согласного звука перед буквой е.

1. Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, гантели, гипотеза, гротеск, дебаты, дебет, дебют, декада, декан, декларация, демарш, демилитаризация, демисезонный, демпинг, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, идентичный, индекс, интеграция, интервидение, компресс, компьютер, консенсус, консервация, контейнер, контекст, корректор, кредо, критерий, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, тезис, текст, тема, темп, тенденция, теннис, тент, термос, террор, тире, трек, фанера, фланель, форель, шатен, экспресс, энергия, юмореска.

2. Брехт, Вольтер, Ремарк, Рембрандт, Рерих, Сенека, Сервантес, Флобер.

9.*Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Везде, вестибюль, всадник, гостить, гусли, злить, путник, различие, разнять, сделать, след, слить, снег,снимок, степь, стих, шесть.

Без дела, в кассе, во сне, из дерева, к звезде, от него, с делом,с дядей, с ним.

10.* Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

Анчар, анчоус, банщик, бензин, блондин, бревенчатый, вакансия, военщина, гонщик, Индия, кандидат, командир, консерватория, консилиум, мундир, обманчивый, пенсия, посланник, претензия, рецензия, сарафанчик, сторонник, студенческий, транзит, чванливый.

11.* Прочитайте слова, обращая внимание на произношение губных согласных [б], [п], [м], [в], [ф].

Восемь, восемьдесят, восемьсот, добавьте, дробь, насыпьте, обувь, оставьте, поздравь, познакомьтесь, приготовьтесь, семь, семьдесят.

12.*Прочитайте слова, обращая внимание на сочетание трех и более согласных.

Бездна, грубошерстный, грустный, жалостливый, корреспондентский, костлявый, местный, петербургский, поездка, постный, постлать, студентка, счастливый, участник, честный.

13.Прочитайте слова с сочетаниями согласных.

1. Чн →[чн] — закадычный, поточный, съемочный;

→ [шн] — конечно, скучно, яичница, нарочно, Ильинична, Никитична;

→ [чн] или [шн] — порядочный, пустячный, булочная.

Сравните:точно — тошно, научный (сотрудник) — наушный (аппарат); серде[чн]ые капли — серде[шн]ый друг, новая пере[чн]ица — чертова пере[шн]ица.

2. Чт →[чт] — мачта, ничтожный, нечто;

→ [шт] — что, чтобы, кое-что, ничто.

3. Жд → [шт’], [жд’], [ш’ш’], [ж’ж’] — дождь, дождик, дождливый.

4. Зж, жж → [жж], [ж’ж’] — визжать, позже, дрожжи.

14.* Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных чн.

[шн] [чн] и [шн] [чн]
коне[шн]о копее[шн]ный и копее[чн]ный зада[чн]ник

Беспорядочный, будничный, булавочная (головка), булочная, бутылочный, взяточник, горчичник, горячечный, дачник, девичник, игрушечный, конечно, конечный, копеечный, коричневый, крошечный, молочный, молочница, Кузьминична, нарочно, Никитична, ночной, перечница, подсолнечник, порядочный, прачечная, пряничный, пустячный, пушечный, речной, Саввична, скворечник, скучно, стрелочник, тряпичный, шапочный, яблочный, яичница, яичный, ячневая.

15.* Вставьте пропущенные гласные.

Пл…тишь, запл…чено, недопл…тит, перепл…ченный, упл…чено; од…лживать; отср…чивать; присв…ивать; приур…чивать.

16.*Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов.

Битон, биллютень, бобр, будующий, ветропрах, взаимообразно, вишенька, военноначальник, грейфрукт, дермантин, дикообраз, друшлаг, жаждующий, зелец, изнемождение, индивидум, инциндент, константировать, компентентный, компосировать, компроментировать, комфорка, конкурентноспособный, переспектива, перетрубация, пироженое, полувер, почтампт, прецендент, протвень, скурпулезный, следущий, тубаретка, флюрография, черезвычайный, экскалатор, юрист-консульт, явства.

Конъюнктура (создавшаяся в какой-либо области обстановка, ситуация),ноконъектура (восстановление испорченного текста на основании догадки)

17. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошел, прошу, взяла, рябина, язык, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый, аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.

18.Закончите предложения, вставив или подчеркнув нужное слово.

Губные согласные [б], [п], [в], [ф], [м], если после них стоит мягкий знак, всегда произносятся . …..

Совпадение в безударном положении после твердых согласных звуков [а], [о] в звуке, близком к [а], называется .

Совпадение в безударном положении после мягких согласных звуков [а], [о], [э] в звуке, близком к [и], называется .

На месте буквы е после твердых шипящих [ж], [ш], [ц] произносится согласный, близкий к . Такое произношение называется .

В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в безударном положении произносится .

Перед гласной буквой е в русских словах произносится (мягкий, твердый) согласный.

В иноязычных словах перед гласной буквой е может произноситься (мягкий, твердый) согласный.

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 3354 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Задание 1. Понятие языковой нормы. Виды норм литературного языка. Вариативность норм.
Задание 2. Расставьте ударение в словах.
Агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, знамение, знахарь, значимость, индустрия.

Задание 3. Укажите твердое, мягкое и вариантное произношение согласных перед Е.
Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебит, декларация, демилитаризация.

Задание 4. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.
1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.

Задание 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.
1.Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т.д. происходит бесплатно. 2. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. 3.Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность. 4. Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 5.Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 6.Партнер – это соучастник какого-либо действия, события, игры. 7. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 8. Учитель изобразил на доске план выполнения работы.

Задание 6. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты.

Задание 7. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:
Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, эксклюзивный, апеллировать, пунктуальный.

Задание 8. Отредактируйте предложения.
1.На вокзале объявление «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6.Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

Задание 9. Выберите правильную форму сказуемого.
1.Большинство студентов нашей группы успешно ( защитило, защитили) курсовой проект. 2. Еще один ряд предложений( возник, возникли) у главного инженера. 3. Меньшинство сотрудников все-таки ( проголосовало, проголосовали) против. 4.( Засеяно, засеяны) сто двадцать гектаров. 5. Несколько сотрудников ( отказалось, отказались) от сверхурочной работы. 6. Три заявления ( лежало, лежали) на столе. 7. Тридцать два человека ( работали, работало) на новом участке.

Читайте также:  Препарат при анемии для женщин

Anna в категроии Русский язык, вопрос открыт 19.01.2018 в 19:36

источник

Выпишите из толкового словаря диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, слова с книжной и разговорной окраской, укажите их значение и включите выбранные слова в речевое высказывание (предложение или текст).

Рекомендации к выполнению задания 1

Перед выполнением задания изучите тему «Национальный язык и формы его существования» по лекциям и учебникам (здесь и далее см. список литературы), ознакомьтесь с условными обозначениями, принятыми в толковом словаре.

Речевые высказывания, в которые включаются выписанные лексические единицы, не должны повторять примеры, приведенные в словарных статьях.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ЛУЧЕЗА’РНЫЙ, ая, ое; — рен, рна, рно (книжн., поэт). Сверкающий, полный сиянья, блеска. Лучезарное солнце. || перен. Исполненный радостного сияния, счастья, блистающий радостью, счастьем.

Сегодня он впервые после болезни вышел на веранду, долго смотрел на просыпающийся после зимы сад, и когда дети подошли к нему, он как-то светло, лучезарно улыбнулся им.

ПОКАЛЯ’КАТЬ, аю, аешь, сов., с кем-чем (простореч. фам). Поговорить, поболтать.

По вечерам у нас собирались мамины подружки, как говорила т. Ира, «покалякать».

Подобрать тексты всех стилей, выполнить их стилистический анализ.

Рекомендации к выполнению задания 2.

Перед выполнением задания изучите тему «Функциональные стили русского языка». Особое внимание обратите на стилевые черты и языковые средства, характерные для каждого из стилей – разговорного, научного, официально-делового, публицистического, стиля художественной литературы. Подбирая тексты для выполнения стилистического анализа, стремитесь к тому, чтобы они наиболее ярко иллюстрировали каждый из стилей.

Примерный план стилистического анализа текста.

1. Сфера использования текста.

2. Задача, выполняемая текстом.

3. Отличительные стилевые черты текста (общая характеристика).

4. Анализ языковых средств:

Примечание 3. Коллективные работы и работы, выполненные по одному и тому же источнику, не принимаются.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.

Деревенщина! (Саша Черный. «Дневник фокса Микки»)

1.Текст представляет собой отрывок из художественного произведения, написанного в жанре личного дневника. Темы выбранной дневниковой записи носят бытовой характер. Ее «автор» – фокс Микки – рассуждает на обыденные темы: в начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста – соседская собака.

2.Нарушенная логическая связь показывает наивный характер героя, который непринужденно и раскованно рассуждает о событиях. Его речь эмоциональна и оценочна: герой использует различные по интонации предложения (Как им не надоест целый день хлюпать? Деревенщина!), в его речи присутствует оценочная лексика (глупая, необразованная, деревенщина).

3.Лексическую основу текста создают нейтральные слова: осень, деревья, желтые, падают, собака. Причем большая их часть – это конкретная лексика: голова, собака, будка, живот, ходить, играть. Используются слова и выражения с явно разговорной окраской: цапаю, храпеть, хватает, хлюпает, необразованная, заберется, деревенщина, хожу в гости, пойдут туманы, целый день. Встречается и нарушения лексической сочетаемости слов: деревья лысые. Разговорную окраску словам придают использование оценочных суффиксов: уменьшительно-ласкательного в слове дождик и суффикса, выражающего иронию и пренебрежение, в слове деревенщина.

Морфологической особенностью данного текста является использование большого количества глаголов движения (хожу, играю, цапаю, заберется, бьет), отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных. Построение некоторых предложений также указывает на разговорный стиль повествования: Скоро деревья будут совсем лысые; Она глупая и необразованная – обратный порядок слов и полные прилагательные в роли сказуемого характерны для разговорной речи. Признаком разговорного стиля является и использование в тексте односоставных и неполных предложений: Осень; Как ему не надоест целый день хлюпать? Деревенщина! Характерен для разговорного стиля союз а в начале предложения: А потом пойдут туманы. В большинстве сложных предложений текста используется свободный порядок слов.

4. Перечисленные текстовые особенности позволяют сделать вывод, что взятый из художественного произведения отрывок написан в разговорном стиле.

Составить библиографический список по специальности (или по дисциплине «Русский язык и культура речи»), включив в него библиографическое описание книги одного или двух авторов, книги трех и более авторов, отдельного тома многотомного издания, статьи из газеты или журнала, официального документа.

Рекомендации к выполнению задания 3

Библиографический список – это список литературы (обычно алфавитный) по исследуемому вопросу, построенный по принципам библиографического описания. Библиография обычно помещается в конце исследования.

Библиографическое описание – это набор представленных по определенным правилам сведений о книге, статье, журнале и т. п. Библиографическое описание позволяет получить более или менее полное представление об издании (кто автор, какова тема, когда выпущено издание и т. д.).

Элементы библиографического описания разделяются следующие условные разделительные знаки (УРЗ):

двоеточие: сведения, относящиеся к заглавию: Русский язык: Учебник ;

косая черта / сведения об ответственности (о редакторе, составителе или о нескольких авторах)/ Под ред. Ю. Н. Караулова; / И. И. Иванов, В. В. Николаева, А. П. Панова и др. ;

двойная косая черта // начало второй части библиографического описания; например, сведения о сборнике или журнале, в котором размещена статья // Вопросы языкознания. № 2. 1995. ;

точка и тире . – сведения об издании, выходных данных, количестве страниц . – 2-е изд., перераб. и доп.;. – М.: Высшая школа, 1993; . – 157 с. (для книги); .– С.4 – 8. (для статьи).

При указании в выходных данных города, в котором изданы книга или статья, сокращение применяется только по отношению к гг. Москва и Санкт – Петербург – соответственно пишется М. или СПб. Наименования других городов дается без сокращений, например: Пенза, 2006.

Наименование книги, источника, из которого взята статья, издательства записывается без кавычек.

Схема библиографического описания источника:

1. Библиографическое описание книги, словаря, энциклопедии:

Автор книги (если есть 1 или 2 автора). Заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности (если есть). – Сведения об издании книги. – Количество страниц.

Розенталь по правописанию и литературной правке / Под редакцией . – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368 с.

2. Библиографическое описание статьи:

Автор (авторы) статьи. Заглавие статьи. – Сведения об издании статьи // Название журнала, сборника. – Год издания. – Номер (если издание – журнал) или дата (если издание – газета). – Страницы, на которых располагается статья.

Сиротинина в свете типов речевой культуры. // Stilistika. Вып. XIV. – Opole, 2005. – С. 209 – 217.

3. Библиографичекое описание электронного ресурса.

Основное заглавие. [Общее обозначение материала]: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Обозначение вида ресурса (Объем ресурса) .– Выходные данные (Место издания: Имя издателя, дата издания). – Примечания о режиме доступа. – Примечания об источнике основного заглавия. – Примечания о языке произведения.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ / ред. ; Web-мастер — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www. *****, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

Перед выполнением задания можно также ознакомиться с приложением учебного пособия «Русский язык и культура речи» (автор-составитель ) или воспользоваться справочными материалами сайта www.gramma.ru.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

Набоков по русской литературе: Пер. с англ. – М.: Независимая газета, 1996. – 440 с.

2. Книга трех и более авторов.

и др. Русский язык и культура речи: Учебник / , , – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 440 с.

Тургенев сочинений: В 5 т. – М.: Русская книга, 1994.

4. Отдельный том многотомного издания.

Тургенев сочинений: В 5 т. – М.: Русская книга. – Т.1. – 1994. – 544 с.

Патроева и семантика личных местоимений в лирике // Русская словесность. – 1998. – № 6. – С. 6 – 10.

Шестернина Е. Политкорректность на грани абсурда // Известия. – 2003. – 19 мая (№ 36). – С. 3.

Российская Федерация. Правительство. Об образовании Российского центра международного научного и культурного сотрудничества: Постановление Правительства Российской Федерации, 8 апр. 1994 // Российская газета. – 1994. – 15 апреля.

Подберите статью по специальности из газеты, журнала или сборника:

а) составьте аннотацию, написать рецензию, составить тезисы или конспект;

б) оформите цитату из статьи всеми возможными способами.

Рекомендации к выполнению задания 4а

Перед выполнением задания необходимо усвоить, какие признаки характерны для каждого из указанных жанров научного стиля.

Аннотация – это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи. Объем аннотации обычно не превышает 3 – 7 предложений. Аннотация состоит из 3 частей:

1. библиографического описания книги;

2. основной части (формулируется тема книги: В статье (книге, монографии) рассматриваются (анализируются, исследуются) вопросы (проблемы)…; перечисляются основные положения: Особое внимание уделяется (вопросам, анализу, исследованию)…, Автор подробно освещает…)

3. назначения книги (указывается предполагаемый адресат: адресована широкому кругу читателей, предназначена для студентов нефилологических факультетов и др.)

Рецензия – это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:

1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы: В работе автора. В рецензируемой работе. Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых. ) результатов, является. В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о. ).);

2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи (Работа посвящена актуальной теме. Актуальность темы обусловлена. Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна);

3) конспективное содержание рецензируемой работы, ее основные положения;

4) общая оценка работы рецензентом (Оценивая работу в целом. Суммируя результаты отдельных глав. Таким образом, рассматриваемая работа. Автор проявил умение разбираться в. систематизировал материал и обобщил его. Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий. ), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты. Работа, бесспорно, открывает.);

5) недостатки, недочеты работы (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том. К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором. (недостаточную ясность при изложении. ), Работа построена нерационально, следовало бы сократить. (снабдить рекомендациями. ), Существенным недостатком работы является. Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы. Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора. Упомянутые недостатки связаны не столько с. сколько с. ));

6) выводы рецензента ((Представляется, что в целом статья. имеет важное значение. Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени. Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени. Работа удовлетворяет всем требованиям. а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право. ).).

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются 1–2 самыми яркими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным, но по своему объему он не должен превышать 1/3 исходного текста.

Можно сохранять без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие формулировки, более краткие и с более простой структурой. Можно сокращать слова.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 4а (из пособия «Культура устной и письменной речи делового человека» — М., 2001. — С.

Искусственный разум. Феномен мышления

Машины уже научились, и делают это весьма добротно, слагать стихи, сочинять музыку, рисовать картины. Возможно, кому-то покажется, что это — несомненный признак их paзумности. Ведь если ЭВМ доступно творчество, которое всегда считалось свойством высокого интеллекта, то справедливо ли отказывать ей в разуме? Может, укоренившиеся предрассудки мешают нам более широко взглянуть на мир?

Все же большинство из нас едва ли согласится считать рисующую и сочиняющую стихи ЭВМ мыслящей. Что же тогда следует называть мышлением? Как отличить мыслящее от немыслящего?

Далекому от науки человеку трудно себе представить, как много умеют делать современные кибернетические устройства. Стоит хотя бы упомянуть о так называемых «экспертных системах», которые на основе имеющихся в их памяти сведений (к тому же они еще и обучаются на собственном опыте) анализируют состояние больного, режим технологического процесса, расстановку сил на поле боя и тому подобные многофакторные явления и дают советы, как поступить в том или ином случае. При этом ЭВМ не только сообщает свое решение, но и объясняет, почему оно должно быть таковым.

По сравнению с электронной памятью, выдачей архивных справок и математическими вычислениями, что у большинства людей и ассоциируется сегодня с образом компьютера, это — качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющегося вырабатывается новое знание. Не преобразуется из одной формы в другую, а именно вырабатывается. До сих пор это всегда считалось неоспоримой привилегией человеческого мозга. Неудивительно, что тому, кто впервые встречается с подобными системами, часто просто не верится, что он имеет дело с «железной ЭВМ», а не со спрятавшимся где-то оператором-человеком.

Да и способность ЭВМ выполнять математические расчеты, к чему теперь мы привыкли, еще совсем недавно рассматривалась как одна из самых высших ступеней духовной деятельности человека. Комплексные числа, с которыми сегодня легко оперирует почти любая ЭВМ, даже некоторые карманные калькуляторы, Г. Лейбниц, сам выдающийся математик, называл «духовными амфибиями», удивительным «порождением духа Божьего», а писатель В. Одоевский в своей «Русской речи» писал о нашей способности к вычислениям как о каком-то непостижимом, почти мистическом свойстве: « При всяком математическом процессе мы чувствуем, как к нашему существу присоединяется какое-то другое, чуждое, которое трудится, думает, вычисляет, а между тем наше истинное существо как бы перестает действовать, не принимая никакого участия в этом процессе, как в деле постороннем, ждет своей собственной пищи, а именно связи, которая должна существовать между ним и этим процессом, — и этой-то связи мы и не находим».

Можно представить, как был бы поражен Одоевский, узнав о вычислительных способностях наших ЭВМ! И тем не менее мы не считаем их думающими. Чего же им недостает?

Любая вычислительная машина, каким бы поразительным ни было ее «умение» обучаться, работает на основе заранее составленной для нее программы и поступающих внешних данных. Правда, мы, люди, тоже реализуем определенные программы действий, особенно в первые месяцы жизни, когда наше поведение почти целиком определяется заложенной в нас генетической программой. Однако принципиальное различие в том, что человек способен мотивированно, т. е. в зависимости от определенных условий, изменять программу и делает это так, что между старой и новой программами нет непрерывного логического мостика. Как это происходит, тоже пока не ясно, тут много споров и различных точек зрения, но это уже — другой вопрос, важно, что современные вычислительные машины этим свойством не обладают. Вот если бы случилось так, что какая-то ЭВМ, решавшая, скажем, задачи по электромагнетизму и квантовой механике, объединила бы эти два раздела науки и вывела уравнения квантовой электродинамики, а потом с их помощью предсказала бы новые явления этой неизвестной ей ранее области, тогда, наверное, мы были бы вправе назвать ее думающей. И прежде всего потому, что она сама, без всякой программной подсказки, решила заняться качественно новой задачей. Слово «решила» как раз и означает, что она мыслит.

Читайте также:  Какой укол колоть при анемии

Всякая интеллектуальная задача представляет собой поиск способа достижения поставленной цели, а иначе это будет не решением задачи, а просто действием по точной инструкции, мало чем отличающимся от работы станка-автомата. Когда мы говорим, что школьник решает задачу, это означает прежде всего, что он должен сообразить, какую взять для этого формулу, какие подставить в нее числа. Однако если он, заглядывая в тетрадь соседа, подставляет указанные там числа в написанную на доске формулу, это уже не решение, а механическое повторение. Именно так ведут себя современные ЭВМ. Строго говоря, никаких задач они не решают, и часто используемое нами выражение «ЭВМ решает» имеет условный смысл. Она, как запустивший уроки ученик, делает все по шпаргалке, не понимая ее смысла и не умея даже на волосок отступить от того, что ей подсказывают. Поэтому мы и не считаем ее разумной.

Способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение — это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления.

Правда, кое-кто, наверное, сразу же возразит: глупая рыбка в аквариуме и даже примитивная амеба, преодолевая препятствия в погоне за добычей, тоже ставят себе задачи, изменяющиеся в зависимости от конкретных условий, значит — и они мыслят?

А почему бы и нет? Могут быть примитивные формы мышления, ведь объяснять поведение животных во всем многообразии жизненных ситуаций одним лишь инстинктом — это гипотеза. И было бы весьма странным, если бы природа пошла только по этому жесткому пути, совершенно не использовав возможностей приспосабливаться к окружающей обстановке «по ходу дела».

Кстати, животным и птицам присуще такое «высшее свойство» мышления, как способность к обобщению. Например, они узнают пищу в самых различных конкретных формах, так сказать — пищу вообще. Пес узнает своего собрата в огромном доге и в крохотной, умещающейся на ладони японской собачке. Неторопливо разгуливающие по тротуару голуби не обращают внимания на людей, зато сразу же взлетают, стоит появиться поблизости кошке — большой или маленькой, черной или белой. Читатель найдет еще более убедительные примеры.

Наше обыденное понимание разумного слишком очеловечено, и, подобно тому, как в прошлом веке многим казалась нелепой сама мысль о преемственной связи между человеком и обезьяной, сегодня многих из нас смущает мысль о возможности нечеловеческого интеллекта. В частности, сами того не замечая, мы часто связываем представление о мышлении со способностью осознавать собственное «я», и это мешает нам более широко взглянуть на феномен мышления. Правда, связь между мышлением и чувством «я», по-видимому, действительно существует. Можно думать, что в условиях прихотливо изменяющейся внешней обстановки сложная система будет устойчивой лишь в том случае, если она обладает способностью ощущать свое состояние, а в этом, собственно, и состоит суть нашего «я». Анализ показывает, что подобное чувство необходимо уже многим роботам-автоматам. Ведь робот, да и вообще всякая сложная самообучающаяся и активно общающаяся с человеком машина должна сообщать ему о состоянии своей памяти, о том, что ей понятно, а что — нет и почему. А для этого автомат должен ощущать и быть способным выразить свое состояние. Это нужно роботу и для того, чтобы вовремя заметить неполадки в своем «организме». Не осознающий себя робот едва ли сможет долго просуществовать в сложной, быстро меняющейся и воздействующей на него обстановке. Конечно, «я» робота сильно отличается от нашего самосознания. Но и здесь не должно быть резкой грани.

Как это ни удивительно, но многое из того, что принято считать неотъемлемо человеческим, имеет продолжение и на низших этажах природы.

Статья доктора физико-математических наук, заведующего отделом Объединенного института ядерных исследований в Дубне B. C. Барашенкова «Искусственный разум. Феномен мышления», опубликованная в первом номере журнала «Человек» за 1991 год, посвящена проблеме создания искусственного разума.

В статье говорится о широких возможностях современных кибернетических устройств, а также называются факторы, характеризующие феномен мышления, без учета которых нельзя говорить об искусственном разуме.

Статья предназначается для читателей, интересующихся проблемами искусственного интеллекта.

Статья под заголовком «Искусственный разум. Феномен мышления» написана доктором физико-математических наук B. C. Барашенковым и опубликована в журнале «Человек» № 1 за 1991 год.

В данной статье речь идет о проблеме искусственного разума.

Автор рассказывает о современных ЭВМ и ставит вопрос о возможности создания разумных машин.

В начале статьи автор отмечает, что современные кибернетические устройства выполняют операции, считавшиеся до недавнего времени привилегией человеческого мозга. На примере «экспертных систем» он объясняет действия таких машин и утверждает, что это качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющейся информации вырабатывается — именно вырабатывается, подчеркивает ученый, — новое знание. Однако автор не может назвать их думающими.

Далее говорится о том, что недостает ЭВМ, чтобы считаться мыслящими, разумными.

Автор пишет, что любая вычислительная машина действует по инструкции, работает на основе заранее составленной для нее программы, мотивированно изменить которую она не в состоянии. Всякая же интеллектуальная задача, подчеркивает автор, представляет собой поиск способа достижения поставленной цели. Ученый подводит нас к мысли, что феномен мышления характеризуется, самое главное, способностью ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способностью к обобщению.

В конце статьи автор анализирует вопрос о связи между мышлением и чувством «я» и утверждает, что в сложной, быстро меняющейся обстановке существовать может только автомат, осознающий себя, способный выразить свое состояние. У не осознающего себя робота нет будущего.

Таким образом, можно прийти к выводу, что современные ЭВМ, не обладающие пока перечисленными характеристиками, нельзя назвать мыслящими, а значит, нельзя еще говорить об искусственном разуме.

Тема статьи доктора физико-математических наук В. Барашенкова — одна из самых актуальных в эпоху НТР. И ученых, и далеких от науки людей волнует мысль о возможности существования нечеловеческого интеллекта.

Тема раскрывается автором с научных позиций, но доступно и ярко.

Используя интересные примеры, иллюстрации, ученый рассказывает о новых кибернетических устройствах, способных сочинять стихи, музыку, создавать художественные полотна, анализировать человеческие заболевания, устанавливать режим технологических процессов и многое другое, что совсем недавно считалось интеллектуальной, духовной деятельностью только человека.

В ходе рассуждений автор убеждает нас, что, хотя современные ЭВМ находятся на качественно новой ступени интеллектуальной деятельности, их нельзя еще считать думающими, мыслящими.

В связи с этим на первый план правомерно выдвигается вопрос о феномене мышления, о том, что его характеризует, как представление о мышлении связано со способностью осознавать собственное «я». Убедительно звучит тезис о том, что главное, что характеризует феномен мышления, — это способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способность к обобщению.

Видимо, не все бесспорно в рассуждениях автора, и его точка зрения, конечно же, не нова и отнюдь не сенсационна, что признает он сам, но стержень, ключ к проблеме, на наш взгляд, найден верный. Все дело, безусловно, не в непостижимых способностях суперсовершенной ЭВМ, а в мотивированности действий, и мышление машины — это, прежде всего, следствие масштабности, глубины разума человека.

Рекомендации по выполнению задания 4б

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитирование должно быть полным, без искажения мысли, цитируемый текст приводится в кавычках, в той грамматической форме, в какой был дан в источнике.

Основными способами цитирование считается:

1) оформление цитируемого текста предложения с указанием в скобках автора;

2) оформление цитаты как предложения с прямой речью, знаки препинания при этом соответствуют пунктуационным правилам оформления предложений с прямой речью. ВАЖНО! Цитата, помещенная после двоеточия, может начинаться со строчной буквы (если таковая стояла в источнике), в этом случае обязательно ставится многоточие;

3) включение цитаты в сложное предложение с использованием подчинительного союза (что, если, ибо, потому что и др.). При этом она также заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы;

4) неполное цитирование обозначается постановкой многоточия на месте пропуска.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 4Б

«Способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение — это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления» ().

утверждает: «Способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение — это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления».

По мнению , «способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение — это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления».

утверждает, что «способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение — это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления»

Составьте заявление о приеме на работу, служебную записку, доверенность, деловое резюме.

Рекомендации по выполнению задания 5

Перед выполнением задания изучите тему «Деловые бумаги: языковое оформление и редактирование» по книге: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – Изд.7, испр. – М.: Флинта; Наука, 2001. — С.96 – 106.

При составлении резюме воспользуйтесь следующими рекомендациями: помните, что главная задача резюме – как можно более выигрышно (и в то же время предельно объективно) представить себя и свою рабочую биографию. Очень важно уметь выделить из собранной персональной информации ту, которая непосредственно относится к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков.

Обычно в резюме указываются (каждый пункт оформляется через интервал):

1) персональные данные соискателя (посередине листа прописными буквами фамилия, имя, отчество, строкой ниже дата и место рождения, семейное положение);

2) адреса и телефоны соискателя с указанием времени для контактов (слева домашние, справа организации, в которой на момент заполнения резюме работает соискатель вакансии);

3) наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;

4) основной текст, включающий в себя перечень мест работы и (или) учебы в хронологическом порядке, с указанием полного официального наименования организации, периода времени пребывания в них, наименование занимаемой должности (наименование учебной специальности), приобретенных навыков (например: с 2005 по 2006 годы работал в должности продавца-кассира в торговой сети «Товарищ», приобрел навыки работы с кассовым аппаратом, работал с оформлением финансовой и отчетной документации);

5) рекомендации (сведения о рекомендациях с предыдущих мест работы: рекомендации могут представлены по требованию);

6) дополнительные сведения (опыт внештатной работы, общественная деятельность, профессиональная переподготовка: прошел курсы переподготовки кадров по теме: «Основы покупательской политики»);

7) прочие сведения (сопутствующие знания и навыки: иностранные языки, заграничные поездки, владение компьютером, вождение автомобиля: владею английским техническим в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей системного администратора и т. д.;

8) отличия и награды, ученые степени (раздел не является обязательным);

9) интересы, склонности, имеющие отношение к предполагаемой профессиональной деятельности соискателя позиции (содержание — на усмотрение соискателя, раздел не является обязательным: коммуникабелен, самостоятелен, инициативен, обладаю организаторскими способностями и т. п.);

10) иная вспомогательная информация (на усмотрение соискателя – обычно сообщается об увлечениях);

11) предполагаемые условия труда (предоставление соц. пакета, свободного графика, нежелательность работы в ночное время суток и т. п.))

12) дата написания резюме (слева);

13) подпись соискателя (справа)

, проживающего по адресу: , кв. 241

Прошу выдать мне справку о том, что я обучаюсь на ФЗО, в связи с необходимостью предоставить информацию о повышении квалификации по месту работу.

Декану факультета заочного обучения

от студента группы 07 Тз1

, проживающего по адресу: , кв. 241

Прошу выдать мне справку о том, что я обучаюсь на ФЗО, в связи с необходимостью предоставить информацию о повышении квалификации по месту работу.

РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

8 марта 1970 г., женат, гражданин Российской Федерации

Телефон: (84рабочий с 10:00 до 17:00), (с 17:00 – 20:00;

Цель: трудоустройство по специальности.

2007 г. — Курсы по маркетингу предприятий малого бизнеса в Центре дополнительного образования «Техника» ПГТА;

2000 г. – 2006 г. Пензенская государственная технологическая академия, диплом экономиста по специальности «Экономика и управление на предприятии»

03.2006 г. по наст. время. Фирма «Дельта» (оптовая торговля продовольственными товарами) — Россия, Пенза. Начальник отдела продаж. Функции: организация продаж, контакты с розничными торговыми предприятиями, составление договоров, контроль за расчетами.

08.2000 гФирма «Дельта» (оптовая торговля продовольственными товарами) — Россия, Пенза, консультант. Функции: работа с клиентами, оформление договоров, организация реализации через торговые точки фирмы.

Знаю английский язык (могу изъясняться и работать с технической документацией), пользователь ПК (MS Office: Word, Excel, Access). Прикладное программирование приложений для Excel и Access. Имею личный автомобиль, водительские права категории B, опыт вождения 4 года. Коммуникабелен. Сохранились деловые связи с фирмами-поставщиками продовольственных товаров, с торговыми фирмами в различных регионах России и за рубежом.

Подберите 2 – 3 фразеологизма с различной стилистической окраской, объясните их значение и приведите примеры их употребления в художественной литературе или публицистическом стиле.

Рекомендации к выполнению задания

Повторите тему «Функциональные стили», обратите особое внимание на классификацию лексики с точки зрения стилистической принадлежности: разговорная, книжная, ограниченной и неограниченной сферы употребления.

Для выполнения задания воспользуйтесь словарем фразеологизмов, например, «Фразеологическим словарем русского литературного языка» под ред. .

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Запутывать следы (разг.) – хитростью, уловками сбивать кого-либо с толку. Запутать следы чиновникам от Городского Собрания на этот раз не удастся (Саратовский вестник. № 6)

Ахиллесова пята (книжн.) – слабая сторона чего-н., легко уязвимое место [по др.-греч. мифологии тело Ахиллеса было неуязвимо во всех местах, кроме пятки].

РЕОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 7 – 12

Перед выполнением указанных заданий ознакомьтесь с содержанием темы «Нормы литературного языка» ( например по кн: Петрунина язык и культура речи: Конспект лекций. – Пенза: Издательство ПГТА.), а также воспользуйтесь словарями, отражающими нормы употребления слов в русском языке : орфоэпическим, толковым, лексико-грамматическим и др. Практические задания взяты из пособия

Рекомендации к выполнению. Перед работой с упражнением ознакомьтесь с разделом «Трудные случаи употребления имен существительных» темы «Нормы литературного языка»

Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.

Выполнить упражнение № 29 на с. 35.

Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Августовский, асбест, афера, блага, баржа, гусеница, дефис, жаворонок, заговор, каучук, километр, комбайнер, лосось, мастерски, медикаменты, миллиметр, мышление, ненависть, обеспечение, партер, плесневеть, портфель, похороны, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс, юродивый.

источник