Меню Рубрики

Целевая программа профилактики алкоголизма и наркомании

Об утверждении муниципальной целевой программы «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХВАЛОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Об утверждении муниципальной целевой программы

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма

и их социальных последствий на территории

С целью совершенствования профилактической антинаркотической работы в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение, ограничения распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных последствий, в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом муниципального образования Хваловское сельское поселение,

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу « Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы».

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Волховские огни» и размещению на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

МО Хваловское сельское поселение

МО Хваловское сельское поселение

Муниципальная целевая программа

наркомании, токсикомании, алкоголизма

и их социальных последствий на территории

Хваловское сельское поселение

муниципальной целевой программы

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их

социальных последствий на территории

муниципального образования Хваловское сельское поселение

Муниципальная целевая Программа «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы»

Ограничение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий

Основание для разработки Программы

— Федеральный закон от 01.01.2001 года “О наркотических средствах и психотропных веществах” (с изменениями и дополнениями);

— Распоряжение Президента Российской Федерации от 01.01.2001 года «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и злоупотреблению ими»;

— Федеральным законом от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

— Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области

— Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области

Исполнители мероприятий Программы

— Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области;

— Заинтересованные организации и ведомства

Задачи и важнейшие целевые показатели Программы

Совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних, а также предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков:

— определение масштабов распространения наркомании на территории муниципального образования;

— подготовка специалистов для ведения профилактической работы в учебных заведениях, их информационное и методическое обеспечение, внедрение профилактических программ в учебные планы образовательных учреждений муниципального образования Хваловское сельское поселение;

— повышение информированности населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами;

— повышение интереса родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков:

— расширение охвата детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях;

— развитие физической культуры и спорта с целью вовлечения большего количества подростков и молодежи к занятиям массовыми видами спорта на спортивных площадках по месту жительства, по месту учебы, а также в кружках и секциях;

— пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи, исключающего курение, употребление алкогольных напитков и психоактивных веществ в немедицинских целях;

— духовное и нравственное развитие подростков и молодежи на примерах лучших образцов литературы, кино, изобразительного искусства, проведение культурно-массовых мероприятий с целью организации досуга подростков и молодежи, приобщения подростков и молодежи к мировым и российским достижениям в области культуры и искусства

Финансирование мероприятий Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств местного бюджета

Сроки реализации Программы

Перечень основных мероприятий

— подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ;

— организация профилактической работы в образовательных учреждениях;

— взаимодействие с общественными организациями;

— работа со СМИ. Пропагандистские и профилактические мероприятия;

— снижение доступности наркотиков в целях незаконного потребления

Планируемые результаты реализации Программы

Снижение темпов роста наркотизации населения муниципального образования Хваловское сельское поселение:

— выявление потребителей психоактивных веществ на ранней стадии, снижение доступности психоактивных веществ для молодежи муниципального образования Хваловское сельское поселение;

— повышение информированности населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами, разработка и изготовление видеороликов и демонстрационных материалов по профилактике злоупотребления психотропными веществами

— повышение интереса родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков (увеличение количества обращений к специалистам);

— расширение охвата детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях;

— формирование позитивного отношения населения к здоровому образу жизни

Система организации контроля за реализацией Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение

Итоги работы Программы подводятся ежегодно

Наркомания стала, к сожалению, неотъемлемой чертой современного российского образа жизни. Наркотики становятся все более доступными, на российском рынке во все возрастающем объеме появляются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

Муниципальная целевая Программа «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012-2014 годы» (далее — Программа) направлена на совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, прежде всего, молодежи и несовершеннолетних, а также предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков.

Программа разработана на основании Федерального закона от 01.01.2001 года “О наркотических средствах и психотропных веществах” (с изменениями и дополнениями), Распоряжения Президента Российской Федерации от 01.01.2001 года «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и злоупотреблению ими», Федеральным законом от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Наркомания представляет собой одну из наиболее опасных социальных болезней, распространение которой оказывает отрицательное воздействие на общество. В настоящее время происходит катастрофическое расширение девиантной среды наркоманов, в которую вовлекаются, в первую очередь, подростки и молодежь.

Ситуация в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение характеризуется как стабильная.

Существующая ныне система профилактики требует дальнейшего совершенствования. Активные профилактические мероприятия должны опираться:

– на методологию формирования у детей, подростков и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

– на формирование у детей, подростков и молодёжи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность;

– на диагностику наркозависимости на ранней стадии;

– на реабилитацию молодёжи, возвращающуюся из среды наркотизации в нормальную жизнь.

В результате общество столкнулось с реальной незащищённостью подростков перед экспансией наркотических средств. Поэтому, без жёстких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактики только за счёт усилий учителей, врачей, психологов не представляется возможным.

Вторая причина — в сочетании, с одной стороны, доминирующих в поведении подростка мотивов любопытства и подражания; с другой — растерянности и некомпетентности педагогов, социальных работников, родителей.

Ситуация усугубляется тем, что в недалёком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных слоёв общества, семей с высоким достатком. Именно дети из этих семей, с легко доступными деньгами, формируют особую молодёжную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, праздное времяпровождение с наркотизацией как определённым стилем жизни.

Не последнюю роль в наркотизации подростков играет низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией.

Многие просто не знают куда обратиться. Причём, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с подростками и молодёжью — учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в разработке таких программ.

Конечно, борьба с распространением наркотиков и наркомании — общегосударственная задача. И сложно в отдельно взятой территории победить это зло. Органы местного самоуправления не могут и не должны стоять в стороне от этой проблемы. Муниципальная власть, как самая близкая к населению, чаще всего сталкивается с тем социальным злом, которое порождает зависимость от наркотиков. Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение координирует свою деятельность по снижению темпов роста наркомании с правоохранительными органами, медицинскими и образовательными учреждениями, социальными службами, общественными организациями. Принятие программы на муниципальном уровне будет способствовать объединению усилий администрации, общественности, всех заинтересованных сторон в решении данной проблемы.

Основные цели и задачи Программы

Основная цель Программы — ограничение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение.

Данная цель может быть достигнута через совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, прежде всего, молодежи и несовершеннолетних, а также предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков. Для этого необходимо решить ряд задач, а именно:

– подготовить специалистов для ведения профилактической работы в учебных заведениях, их информационное и методическое обеспечение, внедрение профилактических программ в учебные планы образовательных учреждений муниципального образования Хваловское сельское поселение;

– повысить информированность населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами;

– повысить интерес родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков;

– расширить охват детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях.

Сроки и этапы реализации Программы

Данная Программа предусматривает проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера, поэтому не может быть выполнена в пределах одного финансового года. В связи с этим Программа рассчитана на трехгодичный период с 2012 по 2014 годы.

Организация управления (механизм реализации) Программы

Реализацию Программы обеспечивает администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение, которая:

– контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет их отклонение от предусмотренных целей, устанавливает причины и принимает меры по устранению отклонений;

– при несоответствии средств на реализацию целевой Программы, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение о бюджете на соответствующий финансовый год, и средств, предусмотренных целевой Программой, заказчик обеспечивает реализацию целевой Программы в пределах средств, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение о бюджете муниципального образования Хваловское сельское поселение на соответствующий финансовый год;

– ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей с учетом выделенных на реализацию Программы финансовых средств и приоритетов развития муниципального образования Хваловское сельское поселение;

– при необходимости создает рабочую группу по реализации Программы, определяет ее состав и регламент, утверждаемые в установленном порядке, организует деятельность рабочей группы;

– несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета;

– готовит отчеты о ходе и результатах реализации Программы;

– организует мониторинг, оценку достигнутых целей и эффективности Программы.

При несоответствии средств на реализацию целевой Программы, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение о бюджете муниципального образования Хваловское сельское поселение на соответствующий финансовый год, и средств, предусмотренных целевой Программой, заказчик вносит предложение о целесообразности внесения изменений и дополнений или досрочного прекращения реализации целевой Программы либо ее части на совет депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение.

Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за ходом реализации целевой Программы осуществляет администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение.

Заказчик одновременно с годовым отчетом о деятельности отрасли в установленные сроки представляет отчет о результатах реализации целевой программы.

По истечению сроков реализации Программы заказчик представляет отчет о ее выполнении за весь период реализации.

Оценка эффективности социально-экономических результатов

Реализация данной Программы в течение трех лет позволит:

– внедрение профилактических программ в учебные планы образовательных учреждений муниципального образования Хваловское сельское поселение;

– повысить информированность населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами, разработать и изготовить демонстрационные материалы по профилактике злоупотребления ПАВ;

– повысить интерес родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков;

– расширить охват детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях;

То есть совершенствовать существующую систему первичной профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, что приведет к ограничению распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение.

Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 1 к Программе.

к муниципальной целевой Программе

и их социальных последствий

на территории муниципального образования

Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы»

Перечень мероприятий муниципальной целевой Программы

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их

социальных последствий на территории муниципального образования

Хваловское сельское поселение на 2012-2014 годы»

источник

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

Читайте также:  Препараты от алкоголизма пропротен 100 отзывы

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник

    Томская область
    городской округ
    закрытое административно-территориальное образование Северск

    АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО СЕВЕРСК

    от 30 декабря 2014 года № 3510

    Об утверждении муниципальной программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции» на 2015-2020 годы

    (с изменениями на 31 января 2019 года)

    2. Опубликовать постановление в газете «Диалог» и разместить на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.seversknet.ru).

    3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

    4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по социальной политике Лоскутову Л.А.

    И.о. Главы Администрации
    Н.В.Диденко

    Муниципальная программа «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и вич-инфекции» на 2015-2020 годы

    УТВЕРЖДЕНА
    постановлением
    Администрации ЗАТО Северск
    от 30.12.2014 № 3510

    Паспорт муниципальной программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции» на 2015-2020 годы

    муниципальной программы «Профилактика алкоголизма, наркомании,
    токсикомании и ВИЧ-инфекции»

    Наименование муниципальной программы (далее — Программа)

    Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции

    Cрок реализации Программы

    Ответственный исполнитель Программы

    Отдел социальной поддержки населения Администрации ЗАТО Северск

    Администрация ЗАТО Северск
    Управление образования Администрации ЗАТО Северск
    Управление молодежной и семейной политики, культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск
    Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск
    Отдел социальной поддержки населения Администрации ЗАТО Северск
    Отдел информационной политики Администрации ЗАТО Северск

    Цель социально-экономического развития ЗАТО Северск, на реализацию которой направлена Программа

    Формирование отношения населения к здоровью как к базовой ценности

    Привлечение подростков и молодежи к формированию негативного отношенияк употреблению наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ с одновременным формированием устойчивой мотивации выбора здорового образа жизни

    Целевые показатели (индикаторы) результативности Программы и их значения (по годам реализации)

    Показатели цели, единица измерения

    2021 год (прогнозный период)

    2022 год (прогнозный период)

    Количество обучающихся, родителей обучающихся и волонтеров, привлеченных к профилактическим мероприятиям, чел

    1. Формирование у подростков и молодежи позитивных моральныхи нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к употреблению спиртных напитков, психотропных веществ, незаконному потреблению наркотиков
    2. Осуществление мониторинга распространения употребления спиртных напитков, психотропных веществ, незаконного потребления наркотикови распространения ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи
    3. Информирование подростков и молодежи о негативных последствиях употребления спиртных напитков, психотропных веществ, незаконного потребления наркотиков, о ВИЧ-инфекции как возможного последствия употребления наркотических веществ
    4. Создание условий для снижения спроса на наркотики

    Подпрограмма 1 «Совершенствование форм и методов профилактики злоупотребления спиртными напитками и психоактивными веществами»
    Подпрограмма 2 «Мониторинг распространения потребления психоактивных веществ среди молодежи и подростков»
    Подпрограмма 3 «Информационное обеспечение профилактики злоупотребления спиртными напитками, психотропными веществамии распространения ВИЧ-инфекции»
    Подпрограмма 4 «Создание условий для эффективной реабилитации потребителей наркотиков»
    Подпрограмма 5 «Обеспечивающая подпрограмма»

    Ведомственные целевые программы, входящие в состав Программы (далее — ВЦП)

    Объем финансирования Программы, всего, в т.ч. по годам реализации Программы, тыс.руб.

    2021 год(прогнозный период)

    2022 год(прогнозный период)

    Местный бюджет (потребность (прогноз)

    Другие источники (расписать):

    федеральный бюджет (потребность (прогноз)

    федеральный бюджет (по согласованию (прогноз)

    бюджет Томской области (потребность (прогноз)

    бюджет Томской области (по согласованию (прогноз)

    внебюджетные источники (по согласованию (прогноз)

    ———————————
    Объем финансирования в 2018 году включает неиспользованный остаток финансирования 2017 года в сумме 111,09тыс.рубУтвержденный объем финансирования в целом по Программе исключает двойной счет на сумму 111,09 тыс.руб.

    Муниципальная программа «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции» на 2015-2020 годы направлена на формирование у подростков и молодежи негативного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ содновременным формированием устойчивой мотивации выбора здорового образа жизни.

    Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции строится на комплексной основе и обеспечиваетсясовместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

    Все профилактические мероприятия можно разделить на 3 группы в зависимости от аудитории, на которую она направлена.

    Первичная профилактика направлена на здоровых людей, никогда не употреблявших психоактивные вещества (далее — ПАВ). Этот вид профилактики направлен на молодежно-подростковую часть общества — школьников, студентов, и просто на несовершеннолетних граждан. Целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ являются: формирование отрицательного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование отрицательного отношения к наркотикам, ответственности за свое поведение, обусловливающей снижение спроса на ПАВ, сдерживание вовлеченности детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.

    Вторичная профилактика направлена на людей, имеющих опыт употребления ПАВ, но не имеющих сформированной зависимости от их употребления — это так называемая «группа риска». Целью вторичной профилактики является предотвращение дальнейшего употребления ПАВ пациентами из «группы риска». Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса подростка. Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

    Читайте также:  Как кодировать по методу довженко от алкоголизма

    Третичная профилактика направлена на больных с зависимостью от ПАВ.И ее целью является снижение вреда от употребления ПАВ, предотвращение рецидивов заболевания. Это и есть реабилитация, которая представляет собой комплексное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

    Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Равно как и не может быть исключено активное участие психиатров-наркологов в осуществлении первичной профилактики.

    Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение ивзаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.

    В профилактике потребления ПАВ необходим более полный и постоянный охват обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Северск массовыми и групповыми мероприятиями, которые в разной форме и с разным подходом способствуют формированию у подростков и молодежи позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к употреблению спиртных напитков, психотропных веществ, незаконному потреблению наркотиков. Количество обучающихсяв общеобразовательных организациях ЗАТО Северск в 2012-2014 гг. остается примернона одном уровне — 10120 — 10140 человек. В 2013 году в различных городских мероприятиях участвовало более 8 тысяч обучающихся. На основе этих данных можно предположить два вывода:

    с возраста 11 лет все обучающиеся приняли как минимум участие в одном из мероприятий в течение года;

    в различных мероприятиях принимает участие значительно меньшее число обучающихся, но по несколько раз.

    Тот и другой вывод не способствует эффективности формирования у значительного большинства подростков и молодежи позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к употреблению спиртных напитков, психотропных веществ, незаконному потреблению наркотиков. На заседании антинаркотической комиссии Администрации ЗАТО Северск, утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Северск от 10.04.2014 № 830 «О создании антинаркотической комиссии Администрации ЗАТО Северск» (протокол от 24.09.2014 № 3), решено обеспечить рост численности подростков и молодежи, привлекаемых к участию в городскихмероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни и негативное отношение к потреблению ПАВ и систематично привлекать детей из «групп риска» к занятиям физической культурой и спортом.

    Необходимо осуществлять постоянный анализ данных медицинской статистики и данных анонимного анкетирования обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Северск.

    В 2013 году количество больных, состоящих на диспансерном учете в СКБ ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, с диагнозом «наркотическая зависимость» составляло 502 человека, в 2014 году количество больных сократилось до 480 человек. Тенденция к снижению наблюдается с 2011 года. Динамика профилактического учета приведена в таблице 1.

    Количество больных с диагнозом «наркотическая зависимость»

    Количество человек, употреблявших наркотические вещества с вредными последствиями

    источник

    повышение самосознания учащихся через различные формы работы.Формирование здорового образа жизни.

    Просмотр содержимого документа
    «Комплексно -целевая программа по профилактике курения, алкоголизма и наркомании»

    Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы.

    В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

    Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

    Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал многих школ позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации необходиманадежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется социальными педагогами, психологами, педагогами-организаторами молодежных клубов, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, медицинского психолога, инспектора ОПДН и др.).

    Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.

    Цель комплексной программы

    Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

    Задачи
    • Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
    • Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
    • Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
    • Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .

    • Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».
    • Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.

    доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

    анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

    опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

    системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

    Формы, методы и приемы профилактической работы.

    1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

    2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

    3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

    4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

    5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

    6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

    Сроки реализации программы:
    Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период сентября 2011- года по август 2014 года.

    Этапы реализации программы

    I. Подготовительный этап (сентябрь — октябрь 2011)

    • Анализ состояния профилактической работы за 2010 – 2011 уч. год.
    • Диагностика трудностей и проблем.
    • Обработка результатов.

    II. Практический (ноябрь 2012 г.- июнь 2013г.)

    • Реализация программы.
    • Отслеживание результатов.
    • Коррекция программы.
    • Отработка технологий и методов работы.

    III. Обобщающий (август 2013 г.)

    • Анализ и обобщение результатов.
    • Соотнесение результатов с поставленными целями.
    • Оформление и описание результатов.
    • Выработка методических рекомендаций.
    • Описание опыта работы по реализации программы.
    • Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

    Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

    Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

    Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

    Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

    Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

    Соц. педагог , классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность

    Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

    Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9 — ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

    Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

    Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

    Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

    Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

    Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.

    Кл. руководители, педагог-организатор

    Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

    Участие в международной акции АНТИ – СПИД.

    Зам. директора по УВР, Соц педагог, классные руководители

    Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

    Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”

    Провести беседы с просмотром презентаций по темам:

    “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

    Соц педагог школьный инспектор

    Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

    Ответственный по безопасности

    Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

    В течение периода реализации программы

    Соц педагог инспектор ОДН Четина Н.А

    Участие во Всероссийском уроке здоровья

    Зам. директора по УВР, мед. работник, учителя физ. культуры

    Проведение спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»

    Волонтёрское движение на базе 5-9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.

    Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

    В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

    Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

    Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

    Соц педагог школьный инспектор

    Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся.

    Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

    Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

    санитарно-гигиенического режима в школе.

    Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

    Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа

    Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни

    Зам. директора по ВР мед. работник, учителя физ. культуры

    Утверждение плана работы совета профилактики школы

    Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

    Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

    Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

    Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

    Организация и проведение “Дня здоровья”.

    Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

    Соц. педагог , классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность

    Анкетирование учащихся 5-9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

    Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

    Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

    Кл. руководители, зам директора по УВР, школьный инспектор

    Индивидуальные беседы с родителями детей

    Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»

    Встреча учащихся группы «риска» с наркологом. Викторина по теме: «Дети и наркомания»

    Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство».

    Кл. руководители, школьный инспектор

    Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».

    Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»

    Встреча с врачом «Предохрани себя»

    Просмотр видеофильма «Наркомания и дети»

    Выставка литературы «Против наркомании»

    Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни»

    Проведение Недели профилактики наркозависимости.

    Кл. руководители, педагог-организатор, школьный инспектор

    Семинар для родителей 7-х классов «Как пережить опасный возраст?»

    Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска»)

    Проведение классных часов по темам:

    Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-8 классы

    Кл. руководители, школьный инспектор

    Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних

    Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).

    Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

    Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

    Посещение уроков «Работа с трудными учащимися на уроке».

    В течение периода реализации программы, (среда)

    Проведение спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»

    Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.

    Читайте также:  Шум в ушах и голове алкоголизм

    Соц. Педагог, школьный инспектор

    Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания,

    Зам. директора по ВР мед. работник, учителя физ. культуры

    Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый уч. год.

    Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

    1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

    2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

    3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

    Ожидаемые результаты
    • Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
    • Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
    • Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
    • Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
    • Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

    МАСКОУ «Кувинская коррекционная школа-интернат

    Программа ПРОФИЛАКТИКи НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ

    Цели, задачи и организация работы

    по профилактике наркомании в школе

    Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

    Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.

    Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

    Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

    Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

    Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

    Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

    Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

    Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

    подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

    поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

    осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

    в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

    Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

    1) определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

    2) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

    3) обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

    4) разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

    5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

    Комплексность или согласованное взаимодействие

     органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

     специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

     органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

    Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

     степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

    А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

    М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:

     социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

     психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

     образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

    Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

    П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

     согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

     анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

    Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

    С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

    В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

     общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

     работа с детьми «группы риска»;

     работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

     работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

    2) Работа с педагогическим составом:

     подготовка учителей к ведению профилактической работы;

     организационно-методическая антинаркотическая работа.

     информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

     работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

     психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

     поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

    4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

    Первый этап: диагностирующий.

    Время проведения: сентябрь (начало месяца).

    Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

    определить степень информированности детей и подростков по проблеме;

    выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;

    сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

    1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

    2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

    Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.

    Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

     подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

     подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

     подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

    Второй этап: организационно-практический.

    Время проведения: сентябрь – май.

    Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

    1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

    2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

    3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

    4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

    5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

    2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

    3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

    6) психотерапевтические занятия;

    12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

    14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

    Возможная тематика мероприятий:

    1. Спортивное ток-шоу «Наркомания — эпидемия века».

    2. Соревнования по массовым видам спорта:

     «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

     «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»

     «Умей сказать нет наркотикам»

     «Волшебная страна здоровья»

     «Опасность «пассивного курения»

     «Эффективные методы отказа от курения»

     «Препараты, применяемые против курения»

     «Здоровый образ жизни – школа выживания»

     «Профилактика вредных привычек»

    5. Общешкольные мероприятия:

     «День без вредных привычек»

     «Молодежь против наркотиков»

    6. Научно-исследовательские работы:

     «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

     «Стресс и способы борьбы с ним»

     «Исправь свое настроение сам»

     «Как стать сильным и привлекательным»

     «Как стать красивой и привлекательной»

    8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».

    1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

    2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

    3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

    4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

    Третий этап: заключительный.

    Время проведения: май (конец месяца).

    Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

    1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

    2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

    3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

    1) анализ отчетной документации;

    3) анонимное анкетирование.

    Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

    1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

    2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

    3) определить динамику целевых групп.

    1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

    2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

    3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

    Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

    1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;

    2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;

    3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

    4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

    5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

    источник