Меню Рубрики

Святые отцы об исцелении от алкоголизма

ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА — КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

В «Древнем патерике» есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. «Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил многолетние свои труды.

Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.

О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?

— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23). К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.

Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?

— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.

Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.

— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.

Раз уж мы заговорили о женском пьянстве… Почему на женщин алкоголь оказывает особенно сильное воздействие?

— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?

Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать его буквально?

— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

Как это — видеть?

— Так, обычно… С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?

— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда. — Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?

— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.

— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека?

— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.

— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как гипноз, кодирование…

— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.

— Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о нем подробней.

— Основоположник таких клубов — хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб — это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом. Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами добровольцы, прошедшие специальную подготовку. Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина, развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше. По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами, создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы. Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя на заседании одного из московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как же быть в этом случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли.

— Значит, с клубами трезвости покончено?

— Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем. Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась проблемами алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель по приходу о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.

Беседу вела Галина Семенова
Журнал «Мир Божий»

источник

. От пьянства ум начинает помрачаться; от этого — грешить; а от греха умирает (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 19).

Не люби употреблять вина до упоения, дабы тебе не лишиться божественного веселия (прп. авва Исаия, 59, 91).

Не люби вина до опьянения, чтобы не быть лишену обрадования Божия (прп. авва Исаия, 89, 348).

. Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог (свт. Василий Великий, 6, 177).

Если много выпито вина, оно, как мучитель, ворвавшийся в крепость, с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании; но прежде всего поработив самый рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь порядок, установившийся вследствие обучения, голос делает шумным, возбуждает непристойный смех; опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию (свт, Василий Великий, 6, 203).

Пьянство вводит в невоздержность. (свт. Василий Великий, 8, 17).

Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (свт. Василий Великий, 8, 18).

Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго (свт. Василий Великий, 8, 18).

. В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва (свт. Василий Великий, 8, 23).

Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает упивающегося, как скверного и чуждого святыни (свт. Василий Великий, 8, 23).

. Бегай пьянства, чтобы оно еще более не отделило тебя от Бога (свт. Василий Великий, 8, 28).

Пьянство — вражда на Бога. (свт. Василий Великий, 8, 28).

. Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка; потому что скорбь не вытекает вместе с вином. (свт. Василий Великий, 8, 74).

. Пьянство — матерь порока, противление добродетели, делает мужественного — робким, целомудренного — похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие (свт. Василий Великий, 8, 210).

Пьянство — этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу. (свт. Василий Великий, 8, 210).

Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок (свт. Василий Великий, 8, 210).

У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна. (свт. Василий Великий, 8, 211).

Жизнь есть сновидение (свт. Василий Великий, 8, 211).

. Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом (свт. Василий Великий, 8, 213).

Пьянство — утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть (свт. Василий Великий, 8, 217).

. низложен без меча, убит без врагов (свт. Василий Великий, 8, 217).

Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие (свт. Василий Великий, 8, 218).

Пост да уврачует пьянство; псалом — срамные песни; слезы да будут врачевством смеха (свт. Василий Великий, 8, 220).

Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

Не ходи. к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезапно богатства целомудрия (прп. Ефрем Сирин, 30, 209).

Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум (прп. Ефрем Сирин, 31, 293).

Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго (прп. Ефрем Сирин, 32, 16).

Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть (авва Евагрий, 89, 637).

. Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 44, 779).

Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство — демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (свт. Иоанн Златоуст, 45, 12).

. Верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 13).

Хочешь быть далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов, и с корнем вырви этот порок (свт. Иоанн Златоуст, 45, 167).

. Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения. А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

Не от вина происходит пьянство, — вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, — но порочная воля производит пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

Будем же воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздерживаться от пьянства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

. Пьяный бывает хуже. бесноватого. Бесноватого все мы жалеем. а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому что у того болезнь от (диавольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

. Пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, — оно хуже умопомешательства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

. Пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелания потребностию, а этот (пьяница) по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Особенно же тяжело то, что эта болезнь , полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виной. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла; а тот способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в своем теле, мертвым являет свое тело (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).

Читайте также:  Что за препарат для кодировки от алкоголизма

Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).

. Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие — в умеренности, а в неумеренности — бесчувственность (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

Кто самого солнца не может видеть от густого облака опьянения, тот как может наслаждаться радостию? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения. Царством ? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

Всегда, возлюбленные, пьянство зло, но особенно в день мучеников. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление, и глупость, и унижение Божественных вещаний, поэтому может быть и двойное наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 712).

. Не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).

Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, подавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых (свт. Иоанн Златоуст, 47, 76).

. Может ли быть что несчастнее человека, преданного пьянству, каждый день наполняющего себя вином и теряющего рассудок? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301).

. Дурное дело пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем, оно делает как бы мертвым и бездейственным. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301).

. Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность (свт. Иоанн Златоуст, 47, 304).

Пьянство. само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 67—68).

. прежде всего повреждает ум, потом приводит к скупости, так как тому, кто не имеет ничего, чтобы уплатить, нужно предаваться скупости. А узы скупости железны, подобно тому как если ты свяжешь какой-либо член узами, то вместе с ним влачится и все тело, куда бы ни влачились узы. Недостаточно и этого: пьяница теряет силу, становится скупым, грабителем, гневливым, ревнивцем, жестоким и безумным (свт. Иоанн Златоуст, 49, 348).

Не презирай вина, но презирай пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).

Ужели вино. причиною такого зла ? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: . пропади ночь — потому что есть воры, пропади свет — потому что есть клеветники; да погибнут жены — потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).

. Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти (свт. Иоанн Златоуст, 50, 592).

Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли — все это пьянство повергает в море нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593).

Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного. И что я говорю: Царствия Небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет во тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593).

— многообразный и многоглавый зверь. здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 715).

Не одних пьяниц постигнет наказание, но вместе с ними и соучастников их, — и весьма справедливо, потому что они самих себя губят и о спасении ближних нерадят (свт. Иоанн Златоуст, 50, 781).

Храм Божий — это те, в ком обитает Дух Божий; храмом идолов являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием (свт. Иоанн Златоуст, 51, 860).

Как в осажденном городе бывает великое беспокойство и смятение, когда вторгаются в него неприятели, так бывает и в душе, когда нападает на нее пьянство и сластолюбие (свт. Иоанн Златоуст, 52, 254).

. Когда мы не пьяны, то думаем, что можем преодолеть эту страсть; а когда предадимся ей, то уже не думаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 35).

. Не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление (свт. Иоанн Златоуст, 55, 75).

Христос хочет обитать у тебя; а ты попираешь Его объядением, пьянством? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 170).

Предающиеся пьянству, чем более вливают в себя вина, тем более распаляются жаждой, и каждый глоток делается поджогой жажды; в конце концов, удовольствие пропадает, между тем жажда делается неутолимой и приводит на самый край пьянства тех, кто стал его пленником. больше всего можно удивляться безумию людей, преданных пьянству, что они не хотят пощадить себя даже и в той мере, в какой другие щадят мехи. Разве для того дано тебе горло, чтобы ты наполнял его до самого рта перекисшим вином и иною гнилью? Не для того, а чтобы ты воссылал святые молитвы Богу, читал Божественные законы и подавал ближним полезные советы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 571).

. Человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем, как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец (свт. Иоанн Златоуст, 55, 572).

Если и Ной искушен был плодом собственного своего делания, не знав, что с ним стало от вина; и Лот, обезумленный вином, невольно на старости соделался отцом; и Ирод, став игралищем упоения, кровью святого Иоанна обагрил трапезу свою и сердце; и все неразумные проступки людей возникли от вина; то для чего навлекаешь на себя произвольное безумие и не заботишься о целомудренной соразмерности? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 129—130).

Пьянство. служит причиною стольких зол, что Слышатель неизреченных глаголов в раю поставляет его вне Царствия Божия. Посему не будем пренебрегать сей великой болезни, как малого недуга (прп. Исидор Пелусиот, 60, 164).

Пей вина как можно меньше; на сколько убавляется его мера, на столько же оно и благодетельно пиющим (прп. Нил Синайский, 72, 236).

Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями (прп. Нил Синайский, 72, 254).

Ужасный порок — пьянство! Это страсть, недуг, входящий в телосложение послаблением желанию, принимающий от навыка силу естественного качества (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378).

В монастырь аввы Антония сделано было приношение, в котором был небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес ее авве Сисою. Авва выпил; поднес потом вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (97, 249).

Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, увидев это, также не стали пить вина (106, 482).

Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все ваяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келье сей, и благодатию Христовою никогда не вкушала вина. » (103, 55).

Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов — убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд — стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз — небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (107, 78—79).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

источник

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.

Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.
Читайте также:  Отношение православной церкви к кодированию от алкоголизма

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

источник

Алкоголи́зм (пьянство) – проявление страсти чревоугодия, попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу.
В Священном Писании пьянство стоит в одном ряду с мужеложеством и скотоложеством: 1Кор.6:10 , Лк. 21:34 , Тов. 4:15 , Гал. 5:21 , 1Пет. 4:3 , Сир. 31:30 .
Излечение от алкоголизма требует духовной дисциплины: ежедневной молитвы, ежедневного чтения Священного Писания, регулярного участия в Таинствах Исповеди и Святого Причащения.

Все зависимости – это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ).
иерей Григорий Григорьев

Алкоголизм — 1) хроническое заболевание, обусловленное систематическим потреблением спиртного; проявляемое в стойкой психологической и физиологической зависимости от алкоголя; 2) греховная страсть, пьянство.

Почему, если алкоголизм — болезнь, он препятствует вхождению в Царство Небесное ( 1Кор.6:10 ); разве болезнь — грех?

По ряду критериев алкоголизм и действительно признаётся болезнью, причём широко распространенной, трудноизлечимой.

В то же время в ряду болезней он занимает особое место. И дело здесь вот в чём. Многие болезни возникают и прогрессируют вне зависимости от желания (вопреки желанию) человека.

Алкоголизм же во многом обусловлен именно сознательным влечением к спиртному, особым расположением его душевных сил. Можно сказать, что алкоголизм является болезнью нравственного, духовного порядка. Собственно говоря, и лечить её исключительно медицинскими средствами, игнорируя духовные, крайне трудно, а иногда — почти невозможно.

В рамках Православного Нравственного Богословия пьянство определяется прежде всего как греховная страсть. Стало быть, преодоление алкогольной зависимости главным образом подразумевает духовные, благодатные средства.

Для человека, подчиненного пьянству, алкоголь становится одним из главных (если не главным) предметов стремлений. Бог, семья, творчество, работа, забота о нравственном самовоспитании, о христианском долге отступают на задний план.

В случаях крайней зависимости от спиртного алкоголь фактически превращается в идола. В этой связи пьянство поставляется в Священном Писании в один ряд с идолопоклонством ( 1Кор.6:9-10 ).

Кроме того, по разрушительности и пагубности пьянства, оно сопоставляется с блудом, мужеложством, лихоимством, хищничеством ( 1Кор.6:9-10 ).

Стало быть, человек, злоупотребляющий спиртными напитками и не желающий это занятие прекращать, сам препятствует себе вхождению в Царство Божие.

НЕ В ВИНЕ ВИНА

“Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство,
поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница”
св. Иоанн Златоуст

В «Древнем Патерике» есть характерный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями только бы он совершил какой-нибудь грех.

Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои. Разве только истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением.

Вот как винопитие толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Истину говорит апостол: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Eф. 5, 18). (Творения св. Димитрия Ростовского. СПб., С.455-456)

Страсть пьянства – телесная, а «движение плотских страстей пресекает воздержание» (Добролюбие, т.1, с.600). Поэтому святые подвижники предпочитали даже совершенно не употреблять вина. Вот написано об этом в знаменательном памятнике аскетической литературы – «Луге Духовном»:

«В двадцати милях от Александрии есть Лавра… Туда мы прибыли к авве Феодору и спросили его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь и мы разрешили на вино?» «Нет!»- отвечал старец. А как же разрешали древние отцы?» «Древние отцы были велики и сильны – они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества» (Луг Духовный. Сергиев Посад. 1915 с. 192-193).

Или еще такой пример из древности. «Однажды в скиту сделано было угощение для братии. Одному из присутствующих старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина»(Св. Игнатий Брячанинов. Отечник. Пб. 1903 с. 482).

И, наконец, приведем рассказ о несколько ином случае воздержания, который иллюстрирует рассудительность святых подвижников. «Один из старцев, налив вино в чашу, поднес ее авве Сисою, тот выпил; потом поднес вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М. 1845 с. 289)

Важно понять, что алкоголизм это без сомнения болезнь, но в то же время, с точки зрения религиозной антропологии, алкоголизм – это страсть, от которой ни один человек не способен избавиться безболезненно, не изменив ничего в своей душе и сознании. Что такое страсть? Страсть – это злокачественный недуг души, пагубный навык, образующийся при многократном исполнении каких-либо порочных влечений, которые становятся потребностью человека, входят в его привычку, влияют на его образ жизни, властвуют над ним – вся дальнейшая жизнь человека строится в зависимости от данного пристрастия. «Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом… но порочная воля производит пьянство» (Иоанн Златоуст) и, следовательно, необходимо вначале изменить свою волю – отказаться от самооправдания, признать свою страсть и свое бессилие перед ней и попросить помощи. В этом случае помощь медицины окажется намного эффективней, поскольку больной сам будет искать исцеления. Но именно это самое сложное.

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью – своевольные люди. Это мнение основано не на догадке, а на твердом доказательстве и исследовании. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать два момента, необходимых для преодоления алкогольной зависимости. В первую очередь это желание самого страждущего бросить пить и готовность вести трезвую жизнь, причем не какой-то ограниченный срок (год, два, пять лет- это все пустые отговорки, не дающие необходимого эффекта), а постоянно. Во-вторых, для этого необходимо отказаться от своеволия и попросить помощи ничего не скрывая и не тая от врачей и близких.

Что же касается христиан страждущих этим недугом, то для них решающими могут стать эти слова апостола Павла: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:10 ).

Православный медицинский сервер

ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА

Страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.

— О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?

— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка ( 1Тим. 5, 23 ). К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение – в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.

— Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?

— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.

— Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.

— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.

— Раз уж мы заговорили о женском пьянстве… Почему на женщин алкоголь оказывает особенно сильное воздействие?

— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?

— Батюшка, существует такое выражение «напиться до чертиков». Не следует ли понимать его буквально?

— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

— Как это — видеть?

— Так, обычно… С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?

— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда.

— Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?

— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.

— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека?

— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.

— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как гипноз, кодирование…

— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.

Читайте также:  Медицинские социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма

Беседу вела Галина Семенова

(публикуется с сокращениями)

АЛКОГОЛИЗМ.
глава из второго издания книги «Духовность как ответственность»

Тема христианского осмысления алкогольной зависимости настолько обширна и серьезна, что ей стоит посвятить отдельную книгу. Однако, в контексте осмысления ответственности, стоит упомянуть о следующем. Как и любая форма зависимости, алкоголизм – следствие поиска слишком легкого выхода из жизненных затруднений и поисков. То, что не удалось обрести в обычной жизни, компенсируется потреблением алкоголя. Спасаясь от реальности, человек пытается найти средство переносить боль жизни. Это помогает на время забыться, но проблемы так и остаются нерешенными. Нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь и судьбу тех, кто рядом, подталкивает человека к уходу из мира реальности в мир иллюзий.

Уходом от реальности может быть не только алкоголизм. Сегодня все громче и страшнее о себе заявляет наркомания, особенно среди молодежи. Человек может уходить от реальной жизни, от ответственности, погружаясь в какое-то хобби или в работу. Недаром существует термин «трудоголик». Неважно, куда уходит человек, важно, что он уходит от реальности, от ответственности за то, как он строит свою жизнь, свои отношения с другими людьми. И этот уход чреват последствиями. За это потом приходится расплачиваться. Наступает момент, когда этот уход начинает проявляться на органическом уровне. Конечно, наркомания, алкоголизм – самые страшные формы ухода от реальности.

Следует отметить и помнить о том, что не меньшую ответственность за это несут и те, кто живет рядом с подобными людьми. Очень часто приходится слышать рассказы женщин, которые жалуются на своих мужей, что они пьют. И чаще всего это и заканчиваются только жалобами. Речь не идет о том, как помочь алкоголику, ведь перед вами не он, а его ближний. Чаще всего алкоголизм возникает не на пустом месте, но тогда, когда в окружении, в семье не все благополучно.

Священник может спросить женщину:

– Когда Вы выходили замуж, Ваш муж был алкоголиком?

– Значит, он стал алкоголиком на Ваших глазах. Почему? Как строились ваши отношения, ваша жизнь? От чего, от какой реальности сбежал муж в эту страшную зависимость?

Здесь есть над чем думать. Конечно, с человека, страдающего этой зависимостью, ответственность не снимается. Но хочется еще раз подчеркнуть, что не менее важно осознать свою ответственность за происходящее с тем человеком, который стал когда-то вашим ближним.

Первым шагом к выходу из любой зависимости является осознание того, что неразрешимых проблем не существует. Божественный Промысл посылает нам ровно столько испытаний и трудностей, сколько мы способны вынести. Немаловажно также осознать, от чего убегает человек. Это позволит выделить подлинную проблему. После этого необходимо возложить упование на Бога и в Его руки вверить собственное бессилие.

Довольно успешно с этой проблемой справляются группы, работающие по Двенадцатишаговой Программе. К литературе 12 Шагов мне бы хотелось направить читателей, которые хотели бы более углубленно изучить формы и методы преодоления алкогольной зависимости с упованием на помощь Божию.

Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.

Премудрый Соломон пишет: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»» ( Прит. 23, 29-35 ).

Слово о пьянстве

Святой Димитрий Ростовский.

«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1) , от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о вреде пьянства. Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный среди древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздь печали. Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительном количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает цельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делает человека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимает на брань и бой, за чем следует немалая печаль. Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно – десять.

Пусть будет пьянство названо виноградом, но виноградом не благоплодовитым, а разве тем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: «От виноградов содомских виноград их, и лоза их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горести их; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна» (Втор. XXXII . 32-33). Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! (Лук. VI . 45)

Первая гроздь желчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разума и погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, что многие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, или раны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные в Притчах: «Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех» (Прит. XXIII . 35).

Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые, скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоей пустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык уподобляется лопате, которой выкидывается гной. Сердце же такого человека чем иным может быть, разве только сокровенным местом многих зол, откуда не может происходить добро, но лишь одно зло, как говорится в Евангелии; «Человек злой от злого сокровища сердца своего износит злое, от избытка бо сердца глаголят уста его» (Лук. VI . 45).

Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблюдение тайны, ибо все то, что трезвый глубоко в сердце своем скрывает, погребши молчанием, будут ли это свои или вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным для всех. Кроме того, и все, что было совершено давно и предано забвению, он вспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной нового питья, в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, но поднимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон. Подобно сему и в пьяном человеке сила опьянения возмущает сердечные тайны и гонит их вон. Он устами своими открывает тайны подобно тому, как дрожжи поднимаются со дна бочки, и что обычно бывает, как пища из желудка, исполненного пьянством, выбрасываются и тайны блеванием. В пьяном обе эти, то есть и пища и тайны, превращаются в блевотину.

Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрского винограда есть распаление похоти на плотское смешение. Посему-то апостол и увещевает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. V . 18) , а святой Василий Великий говорит: «Несомненно от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах – мужского пола.»

Пятая гроздь — исполненная змеиного и аспидного яда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: «Начаша князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины, исполнившиеся вина, возстают друг на друга яростию» (Осии VII . 5) . Посему-то и Приточник выражает порицание: «Кому люте? Кому молва? Кому суды. Кому туга и понос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и не надзирающим ли, где когда пирове бывают?» (Притч. XXIII . 29, 30). И Сирах увещевает: «В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо, вином же искушается сердце в сваре гордых» (Сирах. XXXI . 29, 30). И еще тот же говорит: «Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит ярость безумного» (Сирах. XXXI . 34-35).

Шестая желчная гроздь – пьянственного винограда есть повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, боль головы, изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и ранняя кончина.

Седьмая гроздь – растрата имущества, погубление богатств и отсутствие прибылей. «Делатель бо пиянивый, – говорит Сирах,- не будет богат» (Сирах. XIX , 7) . О, как много таких, которые от великого богатства пришли к крайней нищете! Примером сего может быть блудный сын.

Восьмая несладкая гроздь – лишение спасения, ибо пьянство губит подобно вещественным имениям и духовные богатства. Оно осмеливается на все грехи, ибо тот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, тот грех он в пьяном виде совершить не стыдится, не боится и не гнушается. В Патерике есть повесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны.

Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму, и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели.

Об этом ясно говорит святой Златоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, все повергает в бездну законопреступления». Не лишится ли спасения своего и не будет ли отрешен от наследия небесного тот человек, который через пьянство лишился всех своих добродетелей? Истину говорит апостол: «Пьяницы царствия Божия не наследят» (1Кор. VI . 10).

Девятая желчная гроздь – гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божие, подвигает на гнев Бога своими грехами. Посему пророк Исайя восклицает: «Горе восстающим заутра, гонящим сикера, пиющим до вечера: вино бо пожжет я. С гуслями и прегудицами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, а дел Божиих не ведят» (Исаии V . 11,12) К таким и пророк Иеремия говорит: «Пийте и упийтеся, и изблюйте, и падите, и не возстаните от лица меча его же Аз послю среди вас» (Иеремии XXV . 27).

Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу смерти своей, могут каяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умирая покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающему же без покаяния неизбежна геенна.

Вот каковы грозди того содомогоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя в начале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в яд змеиный и аспидный.

Все это сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда. Послушаем, что говорит святой Златоуст:

«Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». Еще он же в другом месте говорит: «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление».

Из этих слов учителя видно, что не вино виновато, но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человек и без принуждения все больше и больше наполняет чрево свое, так что даже сам себе вредит.

Библия о пьянстве

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно…

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем.

Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством.

источник