Меню Рубрики

Рональд поттер эфрон стыд вина и алкоголизм

Роналд Т. Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О Клэр, Висконсин. Проводит профессиональные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической зависимости и созависимости. Соредактор «Терапии стыда и вины в консультировании алкоголиков» и издания, посвященного связи между химической зависимостью и семейным насилием.

Глава 1. Обзор: Стыд, вина и алкоголизм. 8

Глава 2. Позитивное значение умеренного стыда. 20

Глава 3. Защиты от стыда. 29

Глава 4. Послания и поведение, провоцирующие стыд, в родительской
семье. 50

Глава 5. Семейные темы стыда с активными и начинающими лечение
алкоголиками. 71

Глава 6. Лечение стыда — общие соображения. 88

Глава 7. Лечение стыда у клиентов-алкоголиков. ПО

Глава 8. Позитивная роль рационального чувства вины. 126

Глава 9. Защиты от чувства вины. 137

Глава 10. Порождающие чувство вины послания и поведение в
родительской семье. 151

Глава 11. Обычные темы вины в семьях активных и начинающих
выздоравливать алкоголиков. 164

Глава 12. Работа с чувством вины — общие замечания. 181

Глава 13. Работа с чувством вины клиентов-алкоголиков. 200

Глава 14. Творческие подходы к стыду и вине: помощь взрослым детям
алкоголиков. 216

Глава 15. Анонимные Алкоголики, стыд и вина. 231

Глава 16. Финальные замечания. 237

Предисловие

Читателя, открывшего эту книгу случайно или по здравому умыслу, хо­чется искренне поздравить. Без сомнения, этот труд является на сегодня настоящим подарком как для профессионалов, так и для всех людей, в той или иной мере имеющих интерес к психической реальности нашего суще­ствования.

И уж точно, текст не оставит равнодушным ни одного человека, в той или иной мере затронутого «любимой» российской (а как житель сопредельной дружественной страны добавлю — не только российской) проблемой — ал­коголизмом. Не обязательно собственным, ибо эта книга адресована также всем тем, кто задет болезнью близких людей. История и жизнь так распо­рядились нами на необозримом постсоветском пространстве, что все мы в той или иной степени — родственники людям, страдающим зависимостью от алкоголя или, что еще более грустно, от наркотиков и других веществ.

Более того, ни один читатель не останется равнодушным к разделам, где автор касается организации семейных отношений, а точнее говоря, их дезорганизации через родительские и супружеские послания. Эти посла­ния — явные и скрытые — на всю оставшуюся жизнь способны отравить существование как детям, так и взрослым. И поэтому мне хочется сказать проще — я бы советовал прочесть эту хорошую и умную книгу всем, у кого была, есть или будет семья.

Язык и стиль книги чрезвычайно прост и ясен, хотя текст принадлежит перу профессионала высочайшего класса.

Рональд Д. Поттер-Эффрон — доктор психологии, практикующий кли­нический психолог-психотерапевт из штата Висконсин, США. Этот автор широко известен в англоязычной профессиональной среде как один из крупнейших на Западе специалистов в области психотерапии зависимых и созависимых состояний, давно, много и интересно пишет на эту тему. Его работы цитируются практически во всех серьезных публикациях по вопро­сам психотерапии зависимостей по обе стороны Атлантики, а в последние годы — и в работах отечественных исследователей.

После обилия статистических выкладок на страницах научных трудов или глубокомысленных рассуждений на тему о репрессивно-гиперсоциаль­ном контроле со стороны сурового Супер-Эго стиль автора может кому-то показаться чересчур упрощенным либо лишенным научности. Почему-то есть странный стереотип в мышлении научно-профессиональной публики: если в тексте не упомянут критерий статистической достоверности Стью-дента либо автор игнорирует термины типа «трансфер», «компьютерная томография», на худой конец «психосемантика» и «герменевтика», то этот труд не подходит под определение «научный». Слава тебе, Господи, ничего подобного Вы здесь не встретите.

Возможно, что в контексте подобного определения «научности», данная книга не претендует на то, чтобы заниматься статистическими доказатель­ствами правильности каких-либо постулатов. Я читал ее как очень правди­вый детектив про семью и жизнь. Более того, я считаю, что ей несомненно подходит другое определение: это АБСОЛЮТНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КНИ­ГА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ или ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ИМИ.

За каждой строчкой, когда читаешь этот текст, видны часы (тысячи ча­сов) индивидуальной и групповой работы, за каждой страницей звучат из­ломанные и покалеченные судьбы сотен людей, проходяших год за годом через кабинет автора. Здесь в каждом абзаце чувствуется не только при­сутствие солидного, сертифицированного, как положено, маститого за­океанского мэтра. Ощущается постоянное присутствие человека, полного сочувствия, доброты и надежды на исцеление своих пациентов. Для любо­го профессионала, которому посчастливится читать эту очень правдивую книгу, достоверность описанных в ней выводов, наблюдений и клинических историй не вызовет ни малейшего сомнения.

Вечерами и ночами, когда я читал эту книгу после дня работы с клиента­ми или терапевтической группы, я часто надолго останавливался, застывая на всплывающих из текста образах моих пациентов. Буквально на страни­цах этой книги я нашел выходы из нескольких сложнейших тупиков моей терапевтической практики в этот период.

Очень редко бывает, что, впервые открыв книгу автора, которого знаешь лишь понаслышке, вдруг обнаруживаешь, что получил послание от старого знакомого, умного и наперед знающего твои сегодняшние проблемы. Имен­но такое ощущение я пережил, изучая эту работу.

Книга читается абсолютно без напряжения и с интересом детекти­ва. Автор явно тяготеет к точке зрения на зависимости, характерной для Гештальт-терапии (что мне было особенно приятно) и экзистенциально-гуманистической психотерапии, — как на способы избегания контакта со своими чувствами, миром и экзистенциальной ответственностью за свою жизнь.

Впрочем.-эта работа, надеюсь, будет не менее интересна и для тех, кто тя­готеет к когнитивной терапии либо транзактному анализу, поскольку при­веденные в ней теоретические посылы и рекомендации будут, несомненно, ценны для любого профессионала, независимо от пристрастий в практиче­ской работе и «конфессиональной ориентации».

Всерьез проанализированы аспекты терапевтической эффективности поддерживающих 12-шаговых программ самопомощи, что особенно ценно для тех коллег, кто мало знаком с работой анонимных сообществ, либо все еще сомневается в их высокой эффективности.

Отдельного упоминания заслуживает глава, написанная супругой и кол­легой автора — доктором Патрисией Поттер-Эфрон об арттерапевтических и творческих техниках работы с зависимыми и созависимыми людьми. На мой взгляд, она понравится не только арттерапевтам, но и всем, кто не чужд оригинальности и новизны в своей работе. Такой работы с метафорами не постеснялся бы сам Милтон Эриксон.

В конце концов, эта книга просто будет полезна любому читателю, за­интересованному в том, чтобы разобраться в болезненных или непонятных событиях своего детства, юности или взрослости, и желающему ощутить себя реалистичнее и увереннее. По-моему, очень светлая и дающая надежду книжка на очень серьезную и больную тему, помогающая читателям при­близиться к ответам на вечные вопросы: «Кто я? Чего я стою? Чего я до­стоин и что могу позволить себе в этой жизни?» На самом деле^как мне по­казалось, автор пишет о двух самых важных ценностях в жизни — о Любви и Свободе, и о том, как тяжело они иной раз даются людям. А также о том, во что обходится столь легкий отказ от них.

И еще хочется искренне поблагодарить издателей, и, в особенности, ав­тора перевода, за прекрасное владение языком, за внятный слог книги и доставленное эстетически-профессиональное удовольствие от контакта с нею.

Константин Королев, врач-психотерапевт, научный консультант реабилитационной программы для химически зависимых «Восхождение», преподаватель кафедры психологии Белгосуниверситета, тренер Московского Гештальт-Иститута. Белоруссия, Минск. 2002 г.

источник

Ronald T. Potter-Efron. Shame, Guilt, and Alcoholism: Treatment Issues in Clinical Practice

Стыд и вину часто путают […] Самый простой способ различить их — помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную самость. В противоположность этому, вина относится к его специфическому актуальному или планируемому поведению. Стыдящийся человек думает: «Как Я мог совершить это?», а виновный: «Как я мог совершить Это?».

Стыд — это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа, тогда как вина — это болезненное состояние осознания, которое сопровождает […] попрание субъектом общественных ценностей и правил.

[…] Одно и то же поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем. Это особенно верно для поведения в рамках традиционной морали; некто, предавший Родину за деньги, может стыдиться своей жадности и/или чувствовать вину за свою нелояльность.

Но даже тривиальные действия, которые, казалось бы, никак не связаны с виной (например однажды утром забыть побриться) могут всколыхнуть вину с тем же успехом, что и стыд, если они связаны, сколь угодно незначительно, с общественными или семейными принципами.

[…] Стыд чаще всего ассоциируется с ранними эпизодами осознания ребенком, что он — отдельный человек, который нуждается в родительском принятии и может легко его потерять. Чувство вины развивается, когда ребенок начинает осознавать, что у него есть общественные обязанности, и поэтому он должен сдерживать эгоистические агрессивные или сексуальные побуждения. […] Когда ребенок демонстрирует агрессию, он, скорее всего, будучи наказан, услышит оба родительских комментария, как стыдящий («Посмотри на себя, тебе должно быть стыдно!»), так и обвиняющий («Не смей бить сестру, это против наших правил!»). Простое и прямое критическое послание — «Нет, это плохо!» — может интерпретироваться и как стыдящее (что ребенок в сущности своей дефектен), и как обвиняющее, если пресекается специфическое поведение.

Стыд и вина, несмотря на общие черты — это разные переживания. Сравнение двух состояний поможет понять это.

Ощущение провала — центральная характеристика […] человека, испытывающего стыд или вину.

Для стыдящегося […] дефицит является внутренним — событие ощущается как жизненный провал. Он чувствует себя неадекватным своему человеческому облику: как будто, когда он родился, Бог совершил ошибку, создав такой бракованный и дефективный организм. Кризис стыда — духовный; стыдящийся человек задается вопросом, стоит ли ему жить, и часто не находит оправданий своему существованию. Он верит, что не является в полном смысле слова человеком.

Переживающий стыд чувствует, что совершенно не соответствует своим жизненным задачам. Причем последние — не обязательно моральные или этические. Это может быть карьера, семья или даже внешний вид. Часто они отражают […] родительские ожидания. Стыд появляется всегда, когда случается что-то, заставляющее субъекта заметить разрыв между своим актуальным состоянием и их ожиданиями. Например, мужчина, воспитанный как «мачо», может быть унижен временной импотенцией; одна сексуальная неудача является для него сигналом того, что он на самом деле сексуальный обманщик. Он также может быть уверен, что все видят его слабость и презирают его. Другой человек может испытать такие же чувства из-за относительно низкой оценки в школе («5-» для одного, «3-» для другого) или обнаружив, что залез в долги.

Читайте также:  Как избавить от алкоголизма пожилого человека

Виновные […] имеют дело с другим типом неудачи. Их интересы сфокусированы больше на внешнем, и их заботит в первую очередь то, что они сделали неправильно и как это отразится на них и на остальных. Их ошибка — в действии, а не в бытии. Фигурально выражаясь, вместо недолета до цели (как в случае стыда), они летят слишком далеко, переступая социальные нормы или семейные правила.

Виновная персона терпит неудачу, когда делает что-то, противоречащее ее собственным обязательствам перед другими. Например, человек может осуществлять запрещенные сексуальные действия, только когда чувствует себя настолько плохо, что его наслаждение от этих действий ограничено. Простое обдумывание некоторых действий может также вызывать чувство вины; в этих ситуациях неудача состоит в искушении совершить нечто аморальное или неэтичное.

Чувство вины — это реакция на этическое преступление, затрагивающее наше моральное чувство себя. […] Моральное чувство может быть сильно развито у одних людей и только минимально представлено у других. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.

2. Первичный ответ/чувства

Стыд — мощное физическое событие. Типична телесная реакция пристыженного […]: лицо вспыхивает, глаза опускаются вниз, в животе тянет, колени слабеют. Жертва стыда может ощущать отсутствие контроля над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек чувствует себя целиком видимым, как если бы каждый, кто смотрит на него, мог видеть его насквозь. Он разоблачен, уязвим и беззащитен. Он может буквально или символически чувствовать, что сжался, уменьшился в размерах, превращаясь в ничтожество. Его малейшие недостатки чудовищно преувеличиваются: крошечное пятнышко на галстуке может вырасти для него до гигантских размеров, и он не способен будет даже думать о нем. Он может быть парализован стыдом, не способен сделать и шага, несмотря на отчаянное желание убежать.

Слова, которые пристыженный человек говорит себе: «Я — ничтожество», «Я отвратителен», «Я — грязь», «Я ничего не стою», «Я — никто и ничто». Он не замечает никаких качеств в себе, способных искупить его очевидные недостатки.

Переживание стыда — это двойной удар: […] человек опустошен и тем, что он такая презренная тварь, и тем, что его дефективность всем очевидна. Он сталкивается с неодолимым чувством своей неадекватности, унижения и презрения к себе.

Чувство же вины редко вызывает реакцию всего тела. Один человек может реагировать расстройством желудка, другой — тяжестью в груди, а остальные могут вообще не отмечать никаких телесных проявлений. […] Не совсем правильно говорить, что вина ощущается так же, как стыд. «Ощущения» вины чаще являются смесью эмоций и мыслей. Эти мысли действительно болезненны, но это не физическая боль. Несмотря на это, виновный человек может ужасно мучиться, и его дискомфорт может быть настолько же невыносим, как и тот, что сопровождает стыд.

Виновный человек тоже нелестно отзывается о себе […]. Некоторые заключают: «Я плохой», «Я злой», «Я — грешник, мое место в аду». Его разум может быть переполнен мыслями о том, что он совершил, кого он обидел, и что ему надо сделать, чтобы как-то исправить случившееся. Эти мысли не обязательно ведут к эффективным действиям и могут не контролироваться; виновный человек не может отделаться от мыслей о своих кажущихся непростительными ошибках.

Первичные реакции на чувство вины — когнитивные и поведенческие. Человек непрерывно думает скорее о том, что он натворил, чем о том, кто он после этого. Боль виновности стимулирует его сделать что-нибудь, что улучшит ситуацию или компенсирует причиненный вред.

3. Провоцирующее событие и вовлечение Самости

Отличительной особенностью стыда является то, что совершенно тривиальное и мелкое событие может вызвать непропорционально большую интенсивность этого чувства. Человек, забывший имя того, кого ему представили на вечеринке, в норме может испытать легкое смущение. Но он может пережить и все физические проявления стыда, описанные выше. Его текущий дискомфорт был драматически осложнен тем, что этот эпизод напомнил ему множество предыдущих постыдных инцидентов.

Стыд ставит под сомнение базовую идентичность человека. Из-за этого аспекта мы можем говорить, что проблема стыда — духовная по своей природе. Пристыженная персона сомневается в том, что имеет законное место во Вселенной, и даже в том, что является человеком, а не другим существом — пришельцем, возможно, монстром. Он «прогнил насквозь» и не видит возможности искупления.

Чувство вины такой кризис веры может сопровождать гораздо реже. Виновного человека заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. Он может действительно удивляться, как он мог «пасть так низко», и ожидать сурового наказания за свое преступление, но обычно не станет задаваться вопросами о своем праве на существование.

Чувство вины вызывается тем, что человек нарушает или собирается нарушить важные семейные или общественные нормы. Некоторые из них могут быть практически универсальными («Не убий«), другие — характерными для специфической субкультуры («Никогда не разговаривай с полицейским») или родительской семьи («Всегда слушайся своего брата Билли»). Эти нормы описывают поведение, считающееся моральным: человек может уважать себя как моральную личность, если он им соответствует. Он может ожидать наказания, пропорционального гнусности оскорбления, нанесенного им сообществу, в случае, если он решает не подчиниться его командам.

4. Происхождение и центральный страх

И с психодинамической, и с точки зрения развития стыд происходит из напряжения, появляющегося в тот момент, когда ребенок осознает свое существование как отдельного человеческого существа. Маленький ребенок постепенно осознаёт, что есть граница между ним и другими, что он — отдельная сущность, и что другие могут наблюдать за ним и оценивать его; цена самоосознавания — смущение. Такая уязвимость перед другими развивается в первые два года жизни […].

[…] Центральный кризис данного периода развития ребенка — по природе своей нарциссический. Это природный «безграничный эксгибиционизм», стремление пускать пыль в глаза (оставаться центром вселенной) […] побуждает его привлекать внимание своих родителей и всего мира. Однако […] такое поведение способно привести к катастрофическому результату: он может столкнуться с внезапным и опустошающим родительским осуждением.

Когда это случается, он уходит от контакта, и его интерес, радость и возбуждение по поводу мира могут уменьшиться[.].

Ребенок, растущий в нормальной домашней обстановке, получает смешанные послания, вербальные и невербальные, которые, в конечном итоге, помогают ему узнать, когда, где и как он может подобающим образом продемонстрировать себя миру. Он получает достаточно внимания, чтобы решить, что, хотя он и не может всегда находиться в центре мироздания, он, несомненно, имеет свое место в нем. Он может ожидать того, что регулярно будет оказываться в фокусе внимания своих родителей по многим мелким каждодневным поводам и, по крайней мере иногда, в связи с «большими» событиями типа дня рождения. Он привыкает к тому, что его родители видят его и одобряют увиденное.

К несчастью, не все семейные системы обеспечивают такую поддержку развивающемуся ребенку. Иногда родные не способны уделить ему позитивного внимания, возможно, потому, что мало видели его сами. Члены таких семей по большей части продуцируют послания, говорящие ребенку, что он не хорош или недостаточно хорош. Дети, выросшие в таких, связанных стыдом семьях [.], склонны пропускать внутрь неодобрение своих родителей. Они становятся «замешаны на стыде» и чувствуют глубокий стыд в глубине своего существа […].

Основной страх развивающегося ребенка — это страх оставления, «смерти от эмоционального голода» [.]. Он обнаруживает, что мир не вращается вокруг него, что есть желания и потребности, которые он не может удовлетворить сам. Его вселенная становится более опасным местом, в котором он не может быть уверен в том, что выживет.

Оставление может быть физическим («Я никогда не знаю, придут ли папа и мама домой ночевать. Часто мы ложимся спать голодными») или эмоциональным («Я никогда не чувствовал заботы матери обо мне»), в виде пренебрежения («Они забывали про мой день рождения каждый год») или злоупотребления («Когда я стала подростком, я подурнела. Мой отец называл меня проституткой и неряхой«).

Общий знаменатель всего этого в том, что ребенок осознаёт, что любовь и привязанность, получаемая им в семье, может быть отобрана, возможно, неожиданно и несправедливо. Ребенок, в конечном счете, может прийти к выводу, что его невозможно любить. Страх оставления, который он ощущает, невозможно уменьшить, потому что он больше не спрашивает себя, покинут ли его, а только когда и как это произойдет. Оставление становится несомненным для глубоко стыдящегося человека. Так или иначе, он, возможно, будет продолжать добиваться любви. Это может привести к погоне за эмоционально неподходящим партнером, чья любовь и принятие остаются недостижимыми […] или внезапно прекращаются.

Единственный способ для ребенка уменьшить страх оставления — идентифицироваться со своими родителями. Дети, усвоившие позитивные цели и идеалы своих родителей, как правило, развивают более реалистичную концепцию своей желаемой сущности, которая, в свою очередь, помогает им стать автономными индивидами. Они стараются стать похожими на своих идеализированных родителей; они чувствуют гордость, а не стыд за себя, поскольку они интернализовали принятие своих воспитателей. Эти родительские идентификации — источники позитивных функций стыда […].

Чувство вины коренится также в развивающихся отношениях между собой и другими. Фрейд (1960) постулировал, что человеческие существа рождаются по сути своей эгоистичными, жадными тварями, не интересующимися тонким искусством компромисса и переговоров с другими. Он верил, что наши примитивные агрессивные побуждения неизбежно толкают детей к борьбе со старшим поколением. Приводимый им архетипический пример — Эдипов конфликт, который, предположительно, разгорается между отцом и сыном за сексуальное обладание матерью. Фрейд, возможно, привел эту метафору для иллюстрации потенциальной борьбы за власть между поколениями, возникающей, когда дети вырастают. Глубинный интерес Фрейда заключался в исследовании того, как человеческий род умудряется жить сообществом, несмотря на конфликт. Он объявил вину необходимой для выживания вида.

Читайте также:  Как вылечить алкоголизм в домашних условиях у себя

Фрейд утверждал, что дети боятся нападения и наказания со стороны своих гораздо более могущественных родителей. Они интуитивно понимают, что их агрессивные импульсы должны быть подавлены или перенаправлены с этих фигур на другие.

Кохут (1978) описывает часть самости, которая идентифицирована с позитивными родительскими целями, как «эго-идеал». Этот технический термин используется как противоположность «супер-эго», чтобы подчеркнуть огромную психодинамическую разницу между источниками стыда и вины. Читателей, интересующихся данным материалом, я отсылаю к трудным, но просвещающим произведениям Кохута.

Дети могут сохранить ощущение силы, не подвергая себя опасности, путем идентификации с родителями. Фрейд верил, что дети перенаправляют часть своей энергии на формирование совести («супер-эго»); ее назначение — обеспечить выживание индивида и вида посредством поощрения просоциального поведения. Индивид развивает систему ценностей, которая акцентируется на совместных действиях; он развивает моральное чувство, поэтому слишком эгоистичное поведение приводит к интенсивному дискомфорту.

Чувство вины служит ребенку (а позже и взрослому) сигналом, что он находится в опасной зоне. Хотя он может не чувствовать этого на сознательном уровне, некоторые из его агрессивных побуждений начали проявляться. Но любая агрессия в адрес более могущественной фигуры, в лучшем случае, неблагоразумна. Его совесть, принявшая традиционные ценности, требует отказа от своей агрессии.

источник

Роналд Т. Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О’Клэр, Висконсин. Проводит профессиональные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической зависимости исозависимости. Соредактор «Терапии стыда и вины в консультировании алкоголиков» и издания, посвященного связи между химической зависимостью и семейным насилием.

Издательство: «Институт общегуманитарных исследований» (2014)

Роналд Т. Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О Клэр, Висконсин. Проводит профессиональные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической зависимости и созависимости. Соредактор «Терапии стыда и вины в консультировании алкоголиков» и издания, посвященного связи между химической зависимостью и семейным насилием.

Глава 1. Обзор: Стыд, вина и алкоголизм. 8

Глава 2. Позитивное значение умеренного стыда. 20

Глава 3. Защиты от стыда. 29

Глава 4. Послания и поведение, провоцирующие стыд, в родительской
семье. 50

Глава 5. Семейные темы стыда с активными и начинающими лечение
алкоголиками. 71

Глава 6. Лечение стыда — общие соображения. 88

Глава 7. Лечение стыда у клиентов-алкоголиков. ПО

Глава 8. Позитивная роль рационального чувства вины. 126

Глава 9. Защиты от чувства вины. 137

Глава 10. Порождающие чувство вины послания и поведение в
родительской семье. 151

Глава 11. Обычные темы вины в семьях активных и начинающих
выздоравливать алкоголиков. 164

Глава 12. Работа с чувством вины — общие замечания. 181

Глава 13. Работа с чувством вины клиентов-алкоголиков. 200

Глава 14. Творческие подходы к стыду и вине: помощь взрослым детям
алкоголиков. 216

Глава 15. Анонимные Алкоголики, стыд и вина. 231

Глава 16. Финальные замечания. 237

Предисловие

Читателя, открывшего эту книгу случайно или по здравому умыслу, хо­чется искренне поздравить. Без сомнения, этот труд является на сегодня настоящим подарком как для профессионалов, так и для всех людей, в той или иной мере имеющих интерес к психической реальности нашего суще­ствования.

И уж точно, текст не оставит равнодушным ни одного человека, в той или иной мере затронутого «любимой» российской (а как житель сопредельной дружественной страны добавлю — не только российской) проблемой — ал­коголизмом. Не обязательно собственным, ибо эта книга адресована также всем тем, кто задет болезнью близких людей. История и жизнь так распо­рядились нами на необозримом постсоветском пространстве, что все мы в той или иной степени — родственники людям, страдающим зависимостью от алкоголя или, что еще более грустно, от наркотиков и других веществ.

Более того, ни один читатель не останется равнодушным к разделам, где автор касается организации семейных отношений, а точнее говоря, их дезорганизации через родительские и супружеские послания. Эти посла­ния — явные и скрытые — на всю оставшуюся жизнь способны отравить существование как детям, так и взрослым. И поэтому мне хочется сказать проще — я бы советовал прочесть эту хорошую и умную книгу всем, у кого была, есть или будет семья.

Язык и стиль книги чрезвычайно прост и ясен, хотя текст принадлежит перу профессионала высочайшего класса.

Рональд Д. Поттер-Эффрон — доктор психологии, практикующий кли­нический психолог-психотерапевт из штата Висконсин, США. Этот автор широко известен в англоязычной профессиональной среде как один из крупнейших на Западе специалистов в области психотерапии зависимых и созависимых состояний, давно, много и интересно пишет на эту тему. Его работы цитируются практически во всех серьезных публикациях по вопро­сам психотерапии зависимостей по обе стороны Атлантики, а в последние годы — и в работах отечественных исследователей.

После обилия статистических выкладок на страницах научных трудов или глубокомысленных рассуждений на тему о репрессивно-гиперсоциаль­ном контроле со стороны сурового Супер-Эго стиль автора может кому-то показаться чересчур упрощенным либо лишенным научности. Почему-то есть странный стереотип в мышлении научно-профессиональной публики: если в тексте не упомянут критерий статистической достоверности Стью-дента либо автор игнорирует термины типа «трансфер», «компьютерная томография», на худой конец «психосемантика» и «герменевтика», то этот труд не подходит под определение «научный». Слава тебе, Господи, ничего подобного Вы здесь не встретите.

Возможно, что в контексте подобного определения «научности», данная книга не претендует на то, чтобы заниматься статистическими доказатель­ствами правильности каких-либо постулатов. Я читал ее как очень правди­вый детектив про семью и жизнь. Более того, я считаю, что ей несомненно подходит другое определение: это АБСОЛЮТНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КНИ­ГА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ или ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ИМИ.

За каждой строчкой, когда читаешь этот текст, видны часы (тысячи ча­сов) индивидуальной и групповой работы, за каждой страницей звучат из­ломанные и покалеченные судьбы сотен людей, проходяших год за годом через кабинет автора. Здесь в каждом абзаце чувствуется не только при­сутствие солидного, сертифицированного, как положено, маститого за­океанского мэтра. Ощущается постоянное присутствие человека, полного сочувствия, доброты и надежды на исцеление своих пациентов. Для любо­го профессионала, которому посчастливится читать эту очень правдивую книгу, достоверность описанных в ней выводов, наблюдений и клинических историй не вызовет ни малейшего сомнения.

Вечерами и ночами, когда я читал эту книгу после дня работы с клиента­ми или терапевтической группы, я часто надолго останавливался, застывая на всплывающих из текста образах моих пациентов. Буквально на страни­цах этой книги я нашел выходы из нескольких сложнейших тупиков моей терапевтической практики в этот период.

Очень редко бывает, что, впервые открыв книгу автора, которого знаешь лишь понаслышке, вдруг обнаруживаешь, что получил послание от старого знакомого, умного и наперед знающего твои сегодняшние проблемы. Имен­но такое ощущение я пережил, изучая эту работу.

Книга читается абсолютно без напряжения и с интересом детекти­ва. Автор явно тяготеет к точке зрения на зависимости, характерной для Гештальт-терапии (что мне было особенно приятно) и экзистенциально-гуманистической психотерапии, — как на способы избегания контакта со своими чувствами, миром и экзистенциальной ответственностью за свою жизнь.

Впрочем.-эта работа, надеюсь, будет не менее интересна и для тех, кто тя­готеет к когнитивной терапии либо транзактному анализу, поскольку при­веденные в ней теоретические посылы и рекомендации будут, несомненно, ценны для любого профессионала, независимо от пристрастий в практиче­ской работе и «конфессиональной ориентации».

Всерьез проанализированы аспекты терапевтической эффективности поддерживающих 12-шаговых программ самопомощи, что особенно ценно для тех коллег, кто мало знаком с работой анонимных сообществ, либо все еще сомневается в их высокой эффективности.

Отдельного упоминания заслуживает глава, написанная супругой и кол­легой автора — доктором Патрисией Поттер-Эфрон об арттерапевтических и творческих техниках работы с зависимыми и созависимыми людьми. На мой взгляд, она понравится не только арттерапевтам, но и всем, кто не чужд оригинальности и новизны в своей работе. Такой работы с метафорами не постеснялся бы сам Милтон Эриксон.

В конце концов, эта книга просто будет полезна любому читателю, за­интересованному в том, чтобы разобраться в болезненных или непонятных событиях своего детства, юности или взрослости, и желающему ощутить себя реалистичнее и увереннее. По-моему, очень светлая и дающая надежду книжка на очень серьезную и больную тему, помогающая читателям при­близиться к ответам на вечные вопросы: «Кто я? Чего я стою? Чего я до­стоин и что могу позволить себе в этой жизни?» На самом деле^как мне по­казалось, автор пишет о двух самых важных ценностях в жизни — о Любви и Свободе, и о том, как тяжело они иной раз даются людям. А также о том, во что обходится столь легкий отказ от них.

И еще хочется искренне поблагодарить издателей, и, в особенности, ав­тора перевода, за прекрасное владение языком, за внятный слог книги и доставленное эстетически-профессиональное удовольствие от контакта с нею.

Константин Королев, врач-психотерапевт, научный консультант реабилитационной программы для химически зависимых «Восхождение», преподаватель кафедры психологии Белгосуниверситета, тренер Московского Гештальт-Иститута. Белоруссия, Минск. 2002 г.

Роналд Т. Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О’Клэр, Висконсин. Проводит профессиональные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической зависимости и созависимости. Соредактор «Терапии стыда и вины в консультировании алкоголиков» и издания, посвященного связи между химической зависимостью и семейным насилием.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Читайте также:  Как помочь сыну в лечении алкоголизма

Р.Поттер-Эфрон «Стыд, вина и алкоголизм», форм. 140×200

Р.Поттер-Эфрон «Стыд, вина и алкоголизм», форм. 140×200

Роналд Т.Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О Клэр, Висконсин. Проводит профессиональные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической зависимости и созависимости. Клиницисты, занятые лечением алкоголизма, найдут этот обзор вопросов лечения в клинической практике практичным и уравновешивающим семейное и социальное взаимодействие с личной психологической динамикой клиента-алкоголика.

источник

Роналд Т.Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О Клэр, Висконсин. Проводит профессиональные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической

Большинство людей получают некоторое количество чувства собственной ценности, помогая другим. Они уравновешивают свой альтруизм тем, что приобретают другую часть этого чувства путем достижения персональных целей. Созависимые, однако, могут стыдиться возможного персонального успеха. Они верят, что неполноценны и. дефективны — в сущности, не имеют никакой ценности. Они не видят причин, по которым другим стоило бы терпеть их.

Большинство людей получают некоторое количество чувства собственной ценности, помогая другим. Они уравновешивают свой альтруизм тем, что приобретают другую часть этого чувства путем достижения персональных целей. Созависимые, однако, могут стыдиться возможного персонального успеха. Они верят, что… Развернуть

Большинство людей получают некоторое количество чувства собственной ценности, помогая другим. Они уравновешивают свой альтруизм тем, что приобретают другую часть этого чувства путем достижения персональных целей. Созависимые, однако, могут стыдиться возможного персонального успеха. Они верят, что неполноценны и. дефективны — в сущности, не имеют никакой ценности. Они не видят причин, по которым другим стоило бы терпеть их.

Большинство людей получают некоторое количество чувства собственной ценности, помогая другим. Они уравновешивают свой альтруизм тем, что приобретают другую часть этого чувства путем достижения персональных целей. Созависимые, однако, могут стыдиться возможного персонального успеха. Они верят, что… Развернуть

Избыточно виноватые люди могут развить почти фобическую реакцию на свою собственную агрессию. Их обычно наказывали за любой признак независимости. Чувство вины служит им напоминанием о том, что нужно слушаться. Любить для них — значит давать другому человеку в точности то, что он хочет, предпочтительно даже не спрашивая себя, хочет ли этого также и сам любящий. Иметь желания и потребности — это попросту слишком опасное предприятие для иррационально виноватой персоны.

Избыточно виноватые люди могут развить почти фобическую реакцию на свою собственную агрессию. Их обычно наказывали за любой признак независимости. Чувство вины служит им напоминанием о том, что нужно слушаться. Любить для них — значит давать другому человеку в точности то, что он хочет,… Развернуть

Уход может стать привычным. Когда это случается, человек начинает убегать от тех аспектов жизни, которые особенно опасны, от зон, где он может испытать стыд. Эмоционально это означает развитие способности оставаться в стороне от других. Некоторые стыдящиеся люди кажутся друзьям и семье эмоционально недоступными, в то время как в действительности они не осмеливаются стать ближе из-за своего страха отвержения и оставления.

Уход может стать привычным. Когда это случается, человек начинает убегать от тех аспектов жизни, которые особенно опасны, от зон, где он может испытать стыд. Эмоционально это означает развитие способности оставаться в стороне от других. Некоторые стыдящиеся люди кажутся друзьям и семье… Развернуть

Стыдящийся индивид не выздоровеет, пока он уверен, что человеческие отношения настолько хрупки, что единственный промах дискредитирует всю межличностную историю двух людей. Ему нужно осознать, что большинство отношений продолжаются и в периоды, когда один или оба партнера не соответствуют ожиданиям другого. Он должен понять, как прощать своего партнера и как надеяться, что тот простит его, когда он ошибается. Эти уроки могут быть усвоены только в контексте терапевтического опыта, в котором оба участника открывают свои слабости и принимают слабости другого.

Стыдящийся индивид не выздоровеет, пока он уверен, что человеческие отношения настолько хрупки, что единственный промах дискредитирует всю межличностную историю двух людей. Ему нужно осознать, что большинство отношений продолжаются и в периоды, когда один или оба партнера не соответствуют… Развернуть

источник

Роналд Т. Поттер-Эфрон, мастер социальной работы, доктор философии, клинический психотерапевт из О Клэр, Висконсин. Проводит профессиональ­ные мастерские по темам стыда и вины, управлению гневом и использованию гештальт-терапии в лечении химической зависимости и созависимости. Соре­дактор «Терапии стыда и вины в консультировании алкоголиков» и издания, посвященного связи между химической зависимостью и семейным насилием.
Эта книга посвящена

Синтии, Дженнифер и Джошуа
Содержание

Глава 1. Обзор: Стыд, вина и алкоголизм

Глава 2. Позитивное значение умеренного стыда

Глава 3. Защиты против стыда

Глава 4. Сообщения и поведение, провоцирующие стыд, в родительской семье

Глава 5. Семейные темы стыда с активным и начинающим выздоравливать алкоголиком

Глава 6. Работа со стыдом – основные соображения

Глава 7. Работа со стыдом у клиентов-алкоголиков

Глава 8. Позитивное значение рациональной вины

Глава 9. Защиты против чувства вины

Глава 10. Сообщения и поведение, провоцирующие вину, в родительской семье

Глава 11. Обычные темы вины в семьях активных и начинающих выздоравливать алкоголиков

Глава 12. Работа с виной – общие соображения

Глава 13. Работа с виной у клиентов-алкоголиков

Глава 14. Творческие подходы к стыду и вине: помощь взрослым детям алкоголиков

Глава 15.Анонимные алкоголики, стыд и вина

Глава 16. Финальные замечания

Кажется, что стыд и вина постоянно вторгаются в мир алкоголиков и в их семьи. Отношения между этими двумя чувствами и химической зависимостью весьма сложны, что будет видно на всем протяжении данного текста. Таким образом , этот вопрос нельзя безопасно игнорировать ни выздоравливающему индивиду, ни консультанту по химической зависимости. Безусловно, качественная трезвость включает в себя появление здоровой гордости и ясного чувства ответственности, которые невозможны, пока индивид подвергается атакам непреодолимого чувства стыда или вины.

Стыд и вина – очень личные темы, и поэтому терапия, вторгающаяся в эту область, затрагивает эмоции обоих участников — и клиента, и помощника. Я надеюсь, что профессиональные консультанты, читающие эту книгу, найдут время поразмыслить о собственных чувствах стыда и вины. Я знаю, что мой семейный фон (нагруженный стыдом, но относительно свободный от вины) повлиял как на мою нынешнюю семью, так и на профессиональную жизнь.

Замечание относительно родовых окончаний. Как и многие авторы, я пытался найти способ писать бегло, не используя сексистский язык. Я решил поступить следующим образом: использовать мужские окончания в одной половине книги и женские в другой. Я оставил неуклюжую форму он/она для ситуаций, в которых я чувствовал особую важность избежать указаний на пол. Пожалуйста, заметьте, что хотя мужские окончания использованы при обсуждении стыда, а женские – вины, я не намеревался утверждать, что эти чувства свойственны одному полу больше, чем другому 1 .

Эта книга предназначена в первую очередь для профессиональных консультантов. Я старался минимизировать использование жаргона, и я верю, что непрофессионал с пользой прочитает эту книгу. Возможно, что, по крайней мере, большинство из нас все же каким-то образом закончит ее (по эту или по другую сторону письменного стола). Все описанное – это часть человеческого бытия и часть процесса выздоровления.

Проблемы стыда и вины пронизывают все общество. Чувство вины, в частности, часто ассоциируется с западной цивилизацией вообще (Piers and Singer, 1953), хотя реальных доказательств этого не существует. Базисное Фрейдовское понимание развития личности постулирует в качестве центрального конфликт между нашими животными, эгоистическими побуждениями и противостоящими им силами внутри нас, которые пытаются контролировать и перенаправлять эту энергию на социально приемлемые цели. Чувство вины исполняет центральную роль в этом конфликте: оно наказывает индивида изнутри, когда он хотя бы задумывается о том, чтобы повести себя асоциальным образом. Стыд, менее изученный и, возможно, менее понятный, чем вина, также пропитывает наше общество, появляясь всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущенными, униженными или ничего не стоящими. И хотя и стыд, и вина имеют и позитивные функции, как я объясню дальше, большинство клиницистов имеют дело с клиентами, которые сталкиваются с совершенно избыточными количествами стыда и вины. Такие «связанные стыдом» и «связанные виной» индивиды часто вырастают в семьях, излишне использующих стыд или вину в своем повседневном обиходе.

У данной книги две главных цели: помочь профессиональным терапевтам понять, как алкоголизм связан с чувствами стыда и вины, а также как они могут лечить алкоголиков, полных стыда и вины. Первая цель — увеличить понимание — сложна в связи с тем, что ни понятие стыда, ни понятие вины не имеет точного определения, которое было бы авторитетно признано в профессиональном сообществе. Я предлагаю следующие определения для этих неуловимых терминов:

Стыд – это «болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа», тогда как вина – это «болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание субъектом общественных ценностей и правил».

Стыд и вину часто путают как клиенты, так и терапевты. Самый простой способ различить их – это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную самость. В противоположность этому, вина относится к его специфическому актуальному или планируемому поведению. Стыдящийся человек думает: «Как Я мог совершить это?», а виновный – «Как я мог совершить Это

Таблица 1 представляет собой список наиболее важных отличий между стыдом и виной. Эти отличия будут обсуждаться позже в этой главе и в остальном тексте.

Центральная черта
Вина
бытия; недостижение це­лей; целостной самости Основное ощущение себя Провоцирующее событие действительное или мысленное нарушение
физиологическая:

аффективная: сильная эмоция

Вовлечение самости частичный (моральный) образ себя: «Как я мог совершить Это
быть покинутым,

не принадлежать

Происхождение потребность в контроле над агрессивными импульсами
отрицание

обсессивные / компульсивные паттерны,

интеллектуализация

гуманные чувства

чувство компетентности

источник