Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма и наркомании в учебных заведениях

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

В настоящее время наркомания достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет быстрыми темпами, поэтому очень важно своевременно принимать меры, которые помогут в борьбе с этим страшным явлением. Подобного рода проблема наносит серьезный вред всем членам современного общества. Наркомания является настоящей бедой для всех тех семей, которые уже успели с ней столкнуться. Есть перечень мер, с помощью которых можно предупредить появление этого заболевания.

Под наркоманией подразумевается заболевание, которое вызывается употреблением наркотических веществ – произошло от греческих слов «оцепенение» и «безумие, восторженность». Другими словами, под наркотической зависимостью подразумевается состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах и стремится заполнить их любыми способами, чтобы избавиться от психического дискомфорта и получить ощущения, которые кажутся ему приятными. В результате он с легкостью переступает границы морали – это приводит к разрушению семьи, общения с друзьями.

Традиционная биомедицинская модель наркомании в своей основе имеет эпидемиологию, которая характерна для инфекционных заболеваний. Носителями в соответствии с теорией принято считать конкретных индивидов. Если обобщить, то эта модель определяет заболевание следствием заражения человека. Современная действительность вынуждает пересмотреть ее принципы, т.к. часто паталогические состояния возникнут не из-за проникновения в организм инфекции. Сегодняшняя модель основывается на утверждении, что болезнь человека во многом зависит от его поведения.

Мероприятия по профилактике наркомании являются необходимостью, ведь она наносит существенный вред как наркоману, так и его близким. Наркотики являются ядом, который медленно разрушает мозг человека, его психику. За счет мозгового нарушения и дисфункции нервной системы начинают разрушаться внутренние органы. Люди, употребляющие кокаин и некоторые другие наркотики, живут не больше 4-х лет – нередко они погибают от разрыва сердца. Те, кто употребляют морфин, через 2-3 месяца теряют способность к умственной деятельности.

Все наркоманы испытывают серьезные проблемы со здоровьем (из-за низкого иммунитета) и поэтому долго не живут. Некоторые личности и вовсе в течение первых лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытки покончить с жизнью. Наркоман легко переступает все дозволенные черты, нередко становясь преступником. Личность больного становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего он с большой скоростью идет к своей гибели.

Ввиду того, что интересы наркомана сосредотачиваются исключительно на добыче и употреблении наркотических веществ, круг его общения сужается, в основном состоит из антисоциальных личностей. Наркоман постепенно теряет все: рабочее место, друзей, семью. Для общества он становится абсолютно бесполезным, поэтому общество стремится уменьшить рост наркомании и вернуться к полноценной жизни зависимых людей. Часто наркомана узнают по следующим признакам:

  • бессоннице, бледности;
  • застывшему, лишенному мимики лицу;
  • сухости слизистых оболочек;
  • частой зевоте, чиханию;
  • постоянно заложенному носу;
  • дрожащим рукам с воспаленными и исколотыми венами;
  • необычайно широким или узким зрачкам;
  • не реагирующих на изменение освещенности глазам.

Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены одной главной цели – создать базу (информационную, правовую, силовую), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением:

  • профилактика наркомании среди молодежи, прежде всего, должна проводиться медицинскими учреждениями, т.к. это является не просто вредной привычкой, а настоящим заболеванием;
  • со стороны законодательных органов документально определяются способы борьбы с продажей и распространением наркотических препаратов;
  • силовые системы обеспечивают воплощение законодательных мер в жизнь с проведением специфических операций, направленных на остановку распространения веществ;
  • научными учреждениями создаются средства, с помощью которых можно вылечить человека от зависимости от химических веществ и определить лиц, которые имеют предрасположенной к такой зависимости.

Профилактика наркомании среди подростков – это вопрос, который непосредственным образом касается каждого, кто имеет прямое отношение к наркотическим веществам, т.е. входит в целевую группу. К ней относятся:

  • Подростки. Они очень часто попадают под воздействие лиц, которые предлагают наркотики на пробу. Их неустоявшаяся психика с легкостью подвергается внешнему воздействию. Отсутствие собственной и четкой точки зрения делает их сильно уязвимыми перед такого рода влиянием.
  • Лица, которые единожды попробовали наркотики и периодически проводили с ними эксперименты.
  • Созависимые. То есть люди, которые входят в социальное окружение наркоманов.
  • Лица, которые регулярно применяют психотропные вещества без назначения врача.
  • Занимающиеся проституцией, которые используют в своей деятельности наркотики.
  • Люди, которые имеют наркотическую зависимость на протяжении некоторого времени.

Одним из самых распространенных действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, проведение антиагитационных мероприятий. Их основная задача заключается в информировании людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека. Сюда же включается и пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни).

В ходе профилактических мероприятий в учебных заведениях проводятся соответствующие лекции и занятия, демонстрируются художественные и документальные фильмы. Хорошая работа, проведенная среди подростков, дает ощутимые результаты, поэтому она должна проводиться в широких масштабах и постоянно. Информация по профилактике должна соответствовать нескольким требованиям:

  • не иметь оттенка безысходности, быть позитивной;
  • СМИ не должны показывать сцены употребления наркотиков;
  • любая публикация должна иметь информацию в понятном виде и рекомендации по профилактике употребления запрещенных препаратов;
  • подготовка материалов должна вестись только специалистами, то есть наркологами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных работников.

Чтобы обеспечить активную работу, необходима соответствующая законодательная база. В связи с этим, прежде всего, требуется административная ответственность за употребление запрещенных средств и возможность обследования лиц, подозреваемых в наркомании. Сегодня существуют специальные сообщества анонимных наркоманов, члены которого помогают друг другу избавиться от этой зависимости.

Молодежь, которая быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминальные дела, теряет семью и друзей, становясь потенциально опасной для окружающих. Объектами профилактических мероприятий считаются все те группы лиц, которые подвергаются риску появления зависимости от наркосодержащих веществ. К субъектам при этом относятся организации и лица, занимающиеся профилактическими работами и претворяющими их в жизнь. Субъектами являются:

  • Федеральная служба, которая занимается контролем за оборотом наркотиков на территории страны. Она осуществляет контроль и мониторинг всех антинаркотических мероприятий, участвует в разработке специальных программ и выполняет их внедрение на местах.
  • Государственный комитет РФ по антинаркотической работе и его территориальные подразделения. В обязанности этих субъектов входит осуществление контроля над проведением профилактических мер и их результативностью, включая координацию с участием СМИ (средств массовой информации) и прочих организаций.
  • Органы самоуправления, имеющие местное значение. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на обеспечение досуга молодежи, развитие физкультуры, массового спорта.
  • Органы управления, относящиеся к системе здравоохранения. Благодаря им осуществляются работы, связанные с лечением, предупреждением, реабилитацией лиц, которые подвержены влиянию наркотиков.
  • Органы управления в образовательной системе. Они специализируются на организации и контроле над внеучебным временем молодежи, детей, проводят воспитательные работы и коррекцию поведения при помощи социальных центров.
  • Органы внутренних дел. Они контролируют ситуацию на рынке наркотиков, проводят операции по предупреждению их незаконного оборота.
  • Профильные учреждения и органы, специализирующиеся на управлении в системе соцзащиты населения. Их содействие направлено на защиту детей в случае, если они попадут в сложную ситуацию.

Необходимо давать реальную оценку ситуации с наркотиками, приняв во внимание процент тех, кто уже знаком с приемом наркотических средств. Сотрудники полиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию на прием запрещенных средства. Если подросток не хочет посещать наркологический диспансер и даже является лидером группы наркоманов, то в таком случае требуется принимать административные меры. Дополнительно нужно организовать консультирование по телефону. Своеобразным информационным мостом для людей становятся следующие службы:

  • Телефон поддержки для наркозависимых, работающий в круглосуточном режиме. На линии работают специалисты в области химической зависимости.
  • «Горячая линия». Цель этой службы заключается в информировании населения по вопросам наркомании и алкоголизма, предоставлении сведений о реабилитационных, лечебных учреждениях.
  • «Телефон доверия». Эта служба отличается от телефона поддержки тем, что тут отвечают на вопросы и дают рекомендации профессиональные психологи.

Без комплекса профилактических мероприятий среди молодых (особенно несовершеннолетних) лиц количество наркоманов будет только расти – это скажется на росте уровня преступности. Особенно важным является выявление лиц, которые уже пристрастились к наркотическим средствам, чтобы заболевание не усугубило их положение. Наркозависимые нередко становятся полностью потерянными для общества. Выделяют несколько видов профилактических работ, проводимых в основном с молодым поколением:

  • Общая. Эту разновидность считают самой массовой, и с ее помощью решается сразу несколько задач профилактики употребления наркотических средств. Для этой цели используется информационная пропаганда, включающая в себя донесение до населения методов, которые законодательная власть использует в борьбе с наркозависимостью и наркотическими средствами, информации о рисках при их употреблении, стимулированию молодежи к обращению в специальные службы помощи. Помимо этого, используется способ развития навыков у подростков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и при преодолении сложных ситуаций.
  • Выборочная. Этот вид работ направлен на тех представителей молодежи, которых считают «трудными» детьми. Они уже показывают свои поведенческие навыки и нередко оказывались в сложных ситуациях. Причина повышенного внимания к этой категории обуславливается тем, что приобщение к употреблению наркотиков часто встречается у таких молодых людей.
  • Симптоматическая. Профилактические меры этого вида направлены на лиц с опытом употребления наркотических средств, но которые еще не приобрели статус наркоманов. В социальном поведении они выделяются равнодушием к родителям, сужением круга своих интересов и тем, что были замечены в наркотических или алкогольных эксцессах.
  • В отношении инъекционных наркоманов (использующих уколы). Лица, являющиеся потребителями инъекционных наркотиков, редко попадают в сферу внимания органов здравоохранения. Опасность их состоит и в том, что они нередко становятся переносчиками разных заболеваний, например, гепатита С, СПИДА, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
  • Реабилитация. В отношении лиц, прошедших курс специального лечения, применяются реабилитационные методы, основанные на мотивации к здоровой жизни и помощи в профилактике срывов.

Профилактика употребления наркотиков является серьезным занятием, которое должно масштабно проводиться в школах и других учебных заведениях. Педагоги, социальные работники и психологи могут использовать всевозможные методы, которые направлены на то, чтобы отбить у людей юного возраста интерес и тягу к наркотикам. Особое значение имеют родители, которые должны дать правильное воспитание свои детям, т.е. направить их в нужное русло. В терминологии ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяют несколько видов профилактики:

Задача первичной профилактики заключается в предупреждении употребления наркотических средств. Молодежь при доступной информации и нужном подходе может сформировать свое мнение о наркомании. При этом выделяют четыре направления:

  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • активная воспитательная работа, проводимая среди подростков, молодежи;
  • административно-законодательные меры;
  • общественная борьба, направленная на искоренение распространения, употребления наркотиков.

Этот вид профилактики направлен на раннее выявление всех тех лиц, которые употребляли психоактивные средства. Кроме того, сюда же относится и их лечение, предупреждение рецидивов, проведение поддерживающей терапии. При этом предрасположенность к наркомании можно определить с помощью целого ряда патохарактерологических особенностей личности. Особенную склонность к этому имеют подростки с истерическим, неустойчивым характером, терпимые к любым отклонениям от психических, социальных норм.

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. То есть следует восстановить здоровье людей, которые пострадали от этого заболевания, а затем помочь им снова приобщиться к обществу, труду. Важна поддержка родных и близких, особенно при личном контакте с ними.

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ. Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство.

Читайте также:  Кто лечил алкоголизм панцирем рака отзывы

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе. Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме. Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

источник

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.

Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся «потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всех: государства, школы, родителей.

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства имеют и некоторые сельскохозяйственные культуры, например мак, конопля.

Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вдыхание некоторых ядовитых веществ, как например, испарений минеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и комаров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Наркотические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсические вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто получает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.

Наркомания возникает в ответ на возросшую напряженность личной и общественной жизни как способ ухода от реальной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются защитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность общественного прогресса.

Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравственно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, другие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — вынуждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это болезнь века.

Мнения относительно того, что есть наркомания, разделились. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболеванием, возникающим от перенапряжения психики. У одних отношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и педагогические подходы к профилактике и лечению наркомании. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увещевать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.

Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом возвращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней совсем. Они утрачены для себя, своих близких, для общества. Наркотики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.

Общественная опасность наркомании еще и в том, что ежедневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, пристрастившийся к наркотикам, становится никудышным работником. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью, удовлетворять свои потребности он уже не может. Поэтому наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.

Винить человека в том, что он начинает искать и употреблять наркотики, нельзя. Если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или преднамеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической зависимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) человек будет привязан к таблетке, шприцу.

И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На этот вопрос мы не найдем более убедительного ответа, чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна наркомании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произрастать и дальше.

Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркотиком. Социологические обследования выявляют все более тревожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.

Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее идущего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики начальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.

Перед учителем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикомании среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю необходимо выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.

В состоянии наркотического опьянения дети и подростки могут совершать не только асоциальные поступки, но и правонарушения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей контроля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их будущему.

С наркоманией нужно бороться всеми доступными средствами. Но для этого должны быть в первую очередь устранены главные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напряженности; сопутствующие — увеличение числа людей, потребляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.

Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается физиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. Поэтому основные направления деятельности учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастных групп.

Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготовлена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.

В учительской среде все еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасением учеников-наркоманов, в частности информировать учеников о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос этот действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спровоцировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрезмерная старательность педагога при объяснении сущности наркотизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специалисты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителей, родителей, но, прежде всего, государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой.

Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для компетентного антинаркотического воспитания. Им необходимо хорошо ориентироваться в том, что представляют из себя наркотические вещества: каковы их свойства, признаки действия, последствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителей имеет об этом весьма смутное представление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает наркомании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителей называют радио, телевидение, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и коррекционную работу.

По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:

—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;

—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;

—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;

—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;

—состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.

Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:

• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);

• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);

• плохой запах изо рта, от волос и кожи;

• стремление уйти, спрятаться;

• неустойчивая, шатающаяся походка;

• агрессия или, наоборот, апатия;

• неадекватные реакции на ситуацию;

• заторможенность речи, мышления, действий;

• плохая память, отсутствие интересов;

Конечно, такие признаки могут быть вызваны и другими причинами. Но, наблюдая подобное состояние своего ученика, учитель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жизни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с реБенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.

Алкоголизм — другой не менее страшный, опасный и коварный враг. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 г. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гг. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетнего возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в России среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в начальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47 % бракоразводных дел. Среди правонарушителей алкоголиков более 60 %.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влияние. Во-первых, дети и без того отличаются расторможенностью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усиливает эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за город — вино. Возникает своего рода психологическая зависимость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием веселого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физиологической зависимости.

Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:

· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;

• внимательно следить за развитием ситуации. Если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;

• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;

• проводить групповую антиалкогольную терапию;

• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.

Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.

Обсудим профессиональный секрет

Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макаренко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удастся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культуре пития. И это дало гораздо больше положительных результатов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков.

Конечно, никто не призывает учителя начальных классов организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вредность употребления алкоголя и наркотиков.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Читайте также:  Курс лечения от алкоголизма в диспансере

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

МКОУ Тогучинского района «Шахтинская средняя школа»

План мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения на 2015-2016 уч.год.

1.Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности.

2.Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе.

3.Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по профилактике вредных привычек.

4.Привлечение самих учащихся через разнообразные формы воспитывающей деятельности.

1.Планирование и корректирование работы по профилактике наркомании совместно с врачами, работниками милиции.

2.Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к употреблению наркотиков.

3.Участие в проведении акции «Нет наркотикам», в проведении дней «За школу без наркотиков».

4.Использование возможностей сферы дополнительного образования, социума в работе с детьми.

5.Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.

1.Создание консультационного пункта по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи.

2.Охват организованным отдыхом и трудом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.

3.Организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению наркотических и токсических веществ.

4.Активизация работы социальной службы по работе с подростками «группы риска».

1.Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. Работа с ними.

2.Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

3.Организация консультаций педагогов для родителей.

ПРАВОВОЙ ВСЕОБУЧ УЧАЩИХСЯ.

1.Проведение бесед, классных часов по информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом.

2.Содействие в становлении здорового образа жизни.

3.Разъяснение учащимся ответственности за неподобающее поведение в общественных местах.

4.Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву.

5.Изучение документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой

Классные руководители, социальный педагог

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

Классные руководители, социальный педагог,

Диагностирование школьного микрорайона с целью выявления микроучастков, отрицательно воздействующих на детей.

социальный педагог, зам. директора по ВР, кл. рук.

Корректировка картотеки индивидуального учета подростков группы риска

Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции)

Зам. директора по ВР, классные руководители

Проведение рейдов «Подросток»

Классные руководители, социальный педагог, зам. директора по ВР

Лекционно-просветительная работа с учащимися

«Правонарушения и ответственность за них» (5-8 классы),

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть» (9класс)

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, врач-нарколог, социальный педагог

Беседы с юношами и девушками по формированию сексуальной культуры (9-11 классы)

просмотр видеофильмов по графику (6-9 классы)

Беседы о вреде курения (5-7 кл.)

Беседы о профилактике ВИЧ инфекции (9-11 кл.)

Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением

Беседа «Правда и ложь об алкоголе» (8-9 классы)

Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду» (9-11 кл.)

Воспитательная работа с учащимися

Проведение тематических классных часов:

«Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»

(по плану классных руководите-лей)

Конкурс рисунков и плакатов «Молодежь против наркотиков».

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

8-11 кл. «Мир без наркотиков»

Игра – соревнование «Баланс положительных и отрицательных сторон курения» (6-8 классы)

Участие в акции «Мы выбираем жизнь!»

Конкурсы по антиалкогольной и антинаркотической тематике:

Зам. директора по ВР, учителя рус. языка и лит-ры

Тематический вечер «Любовь – волшебная страна»

Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь»

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

Систематическое выявление учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы МО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного воздействия

Зам. директора школы по ВР, Совет профилактики правонарушений

Спортивно- оздоровительные мероприятия

Спортивная игра для старшеклассников «Альтернатива»

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ

учителя физ-ры, зам. директора по ВР

В течение года (согласно графику проведения соревнований)

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 классы)

Учитель физ-ры, классные руководители

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

Согласно планов работы классных руковод.

1 классы «Адаптация первоклассника».

5 классы «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста».

6 классы «Социально-психологическая характеристика личности учащегося».

7 классы «Возрастные особенности подросткового периода».

8 классы « Подросток и родители».

9 классы «Поиск понимания в общении».

10 классы «Пора ранней юности».

11 классы «Непослушный ребенок».

Согласно плану работы лектория

Заместитель директора школы по ВР, классные руководители

Консультации родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий

Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков».

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Встречи с врачом-венерологом, наркологом

Зам. директора по ВР, классные руководители

Работа с классными руководителями и учителями.

Школа классного руководителя «Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки.»

Собеседование с классными руководителями по вопросу планирования воспитательной работы

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по нравственному и правовому воспитанию старшеклассников.

Встречи с врачом-наркологом

Социальный педагог Буханистова Т.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Детская наркомания остается одной из главных угроз для развития современного общества. В условиях нового времени, когда устои социально-экономической жизни претерпевают значительные изменения, наблюдается тенденция сознательного отказа подрастающего поколения от потребления алкоголя и табакокурения в пользу наркотических веществ, выявление факта принятия которых вызывает значительные трудности и таит, без преувеличения, смертельную угрозу. В связи с этим большое значение приобретает профилактика наркомании в учебных заведениях, предусматривающая реализацию различных направлений деятельности:

  • выявление социально-экономических предпосылок популяризации наркотиков;
  • диагностику отношения учащихся к психотропным веществам и практике их употребления;
  • повышение уровня осведомленности представителей психолого-педагогического коллектива в области профилактики наркомании посредством применения проверенных мер воздействия;
  • систематическое воспитание у учащихся строгих моральных установок, осознанного отказа от деструктивных привычек;
  • приобщение родительской общественности к реализации профилактических мер по предупреждению наркомании.

В отечественной педагогической практике проблеме развития зависимости от психотропных препаратов долгое время не уделялось должного внимания. Чтобы минимизировать масштабы опасного явления, приобретающего все больший размах, возникла необходимость осуществления комплексной профилактики наркомании в учебных заведениях, в первую очередь — в школах.

Административному и педагогическому составу ОУ важно осознать, что на данный момент деятельность по информационному противостоянию популяризации наркотической зависимости приобрела стихийный характер. Многочисленные мероприятия, организуемые по инициативе представителей общественных организаций, психологов, врачей-наркологов, содержание которых находит отражение в воспитательной работы в школе, нет единой системы и последовательности. Как правило, детям предлагается однотипная и устаревшая информация, не вызывающая повышенного интереса, как следствие — воспринимаемая без должного внимания, а в худшем случае — оцениваемая как ошибочная и не соответствующая действительности. В свете этого усилия отдельных учителей-предметников, стремящихся раскрыть риски наркомании в рамках учебных дисциплин, носят эпизодический характер. Аналогичная ситуация складывается и организованными акциями, беседами, разъяснительными мероприятиями. Чтобы переломить ситуацию в корне и обеспечить высокую результативность профилактики наркомании в школе, педагогическому составу во главе с директором и его заместителем по воспитательной работе важно разработать единую систему слаженных действий, позволяющую держать ситуацию под контролем: своевременно выявлять предпосылки развития наркотической зависимости и оперативно оказывать помощь детям, столкнувшимся с этой проблемой.

Полезная информация об анкетировании школьников, которое проводится в рамках профилактики наркомании в образовательной организации, представлена в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

(обзор научно-правовой базы)

Залогом успешной деятельности по предупреждению зависимости является понимание педагогами уровня обознанности детей по теме, позволяющее искать методы эффективного воздействия и повсеместно реализовать профилактику наркомании в образовании. Исследования последних лет, проведенные независимыми мониторинговыми группами в разных регионах страны, позволили выявить, что для российских школьников характерны следующие черты:

  1. Высокий уровень информированности о наркогенных веществах и особенностях их применения. Среднестатистический школьник может назвать 3-4 вида наркотических веществ и жаргонных выражений, определяющих их формы (например, «колеса» — таблетки).
  2. Несформированность причинно-следственных связей по вопросам развития зависимости. Большинство детей не представляют, какие показатели психофизического состояния указывают не неспособность человека сознательно отказаться от приема того или иного препарата без обращения за квалифицированной помощью. Немаловажно, что вследствие возрастного фактора подростки склонны переоценивать свои силы, в том числе и в вопросах борьбы с зависимостью: множество несовершеннолетних разделяют убеждение, что смогут перестать принимать наркотики, как только посчитают это нужным, по сути тем самым отрицая понятие зависимости от психотропных веществ как таковое и утрачивая способность трезво оценивать риски.
  3. Высокий показатель обмена «наркогенной информацией» в ходе обсуждения популярных роликов, клипов, сериалов, фильмов, где часто иллюстрируется механизм действия наркотических веществ без демонстрации ломки и других опасных последствий.
  4. Мотивированность «попробовать все»: в ходе анонимного анкетирования более 10 % школьников признались, что готовы попробовать наркотик «если предложат», около 20 % — «если никто не узнает».
  5. Низкий уровень тревожности в отношении наркотической зависимости, обусловленный неверием в возможность реального контакта с проявлениями токсикологической зависимости в любой форме.

Ввиду ценностных установок детской аудитории ведение ошибочной информационно-разъяснительной политики по вопросам профилактики наркомании может привести к обратному эффекту: апелляция к эмоциям юных слушателей наравне с подачей разрозненных фактов грозит вместо формированием ценностных установок у школьников, гарантирующих сознательный отказ от приема психотропных средств, пробуждением нездорового интереса к теме. Профилактика наркомании в учебных заведениях должна вестись таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень информированности детей о рисках «первой пробы» и приобщить к участию во всеобщей антинаркотической кампании не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Особенностью просветительской деятельности, направленной на профилактику наркомании в образовательных организациях, является превентивный принцип. Ввиду высоких рисков, возникающих в процессе знакомства ребенка с психотропными веществами любого спектра действия, очень важно сделать все для того, чтобы оно не состоялось, разъясняя преимущества ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечивая возможности для организации насыщенного и увлекательного досуга. В свете этого можно выделить несколько направлений антинаркотической деятельности в школе, реализация которых будет осуществляться на протяжении учебного года в несколько этапов:

  1. Психолого-педагогическое — представляет собой совокупность информационно-интерактивных мер, направленных на разъяснение школьникам не только долгосрочного вреда от принятия психотропных средств (формирование зависимости, развитие болезней печени, возрастание риска ранней смерти), но и первичных проявлений наркотической зависимости, к числу которых относится угасание жизненных сил, снижение мотивированности, необходимость поиска наркотиков любыми средствами, утрата контакта с родными и близкими, потеря социальных и профессиональных перспектив. Ввиду того, что для большинства детей подросткового возраста, пребывающих в группе риска, характерен сознательный отказ от построения долгосрочных планов в пользу краткосрочных, а также фокусировка на внешних показателях успеха, именно последовательное психолого-педагогическое воздействие может оказать наибольший эффект в профилактической борьбе с наркоманией.
  2. Социально-педагогическое, базирующееся на идее создания в образовательной организации единой информационной среди антинаркотической направленности. С этой целью в ОУ должны систематически проводиться общешкольные мероприятия, находящие продолжение в классных часах, индивидуальных беседах, проектной деятельности по теме в составе инициативных групп. Дополнительно важно обеспечить функционирование школьной службы психологической поддержки, предоставляющей анонимные консультации, и разработку перечня санкций, применяемых к ученикам, пропагандирующим наркотические средства любой интенсивности действия.
  3. Организационно-методическое — направление профилактической деятельности по борьбе с наркоманией, в рамках которого создаются предпосылки для несения личной ответственности за здоровье и жизнь детей педагогами, представителями школьной администрации, родителями. Для этого инициируется проведение тематических родительских собраний, педсоветов, распространение соответствующих методических пособий, привлечение в качестве консультантов специалистов из профильных профилактических учреждений.
Читайте также:  Какие витамины надо принимать при алкоголизме

Широта охвата антинаркотической деятельности по направлениям нередко провоцирует хаотичность распределения мероприятий в течение года, поэтому с целью рационализации процесса целесообразно выделить этапы работы по направлению, отраженные в таблице.

Название и время реализации, значение этапа

Диагностический (начало учебного года).

Проведение диагностики позволяет выявить актуальный уровень вовлеченности школьников в проблему наркомании и выделить две группы учащихся, нуждающихся в наблюдении и помощи:

  • имеющих опыт употребления наркотических средств;
  • демонстрирующих положительное отношение к употреблению наркотиков, но пока не имеющих возможность удовлетворить любопытство.

Ключевой целью диагностического этапа является выявление тенденций по употреблению наркотиков в пределах конкретной школы. Для этого необходимо:

  1. Определить показатели реальной информированности детей о наркотиках.
  2. Очертить круг факторов, провоцирующих готовность к употреблению наркотических средств.
  3. Выделить группы детей для дальнейшей работы.

Организационно-практический (реализуется на протяжении учебного года).

Реализация широкого круга воспитательных мер, направленных на профилактику наркомании в школе, призвана сформировать у учащихся потребность в ведении здорового и активного образа жизни, осознании персональной ответственности за состояние здоровья, повышения уровень психосоциальной устойчивости до уровня, достаточного для сопротивления негативным социальным веяниям.

В рамках ведения обширной антинаркотической пропаганды педагогам необходимо:

  1. Предоставить школьникам объективную и актуальную информацию о различных психотропных веществах, механизмы их влияния на организм человека.
  2. Способствовать проведению открытого диалога по вопросам наркотической зависимости и сопутствующих проблемах (психологическая неустойчивость, поиск места в жизни).
  3. Учить школьников критически осмысливать социальные тенденции и свои отношения с другими людьми.
  4. Формировать предпосылки для готовности осуществления значимого выбора.
  5. Укреплять взаимодействие со специализированными организациями, привлекая представителей последних к ведению просветительской деятельности в ОУ.

Заключительный этап (май-июнь).

В конце учебного года целесообразно обобщить и систематизировать информацию по антинаркотической деятельности, накопленную в течение учебных месяцев, определить показатели эффективности работы по направлению и осуществить перспективное планирование по профилактике наркомании в школе на будущий год.

Цели и задачи Методы ведения, аналитической, психолого-педагогической и разъяснительной работы по профилактике наркомании в образовательных организациях
Общешкольная деятельность по профилактике наркотической зависимости ежегодно должна начинаться с изучения данных актуальных социологических исследований, тематических информационных сводок, представляемых российскими и международными специализированными центрами. Дополнительно проводится анонимное анкетирование школьников, которое может быть заменено другими методами мониторинга.
Формирование значимых ценностных установок и практических навыков, способствующих сознательному отказу от дегустации наркотиков, требует применения информационных, прикладных и конструктивно-позитивных методов через реализацию широкого комплекса форм деятельности. Для обеспечения высоких показателей результативности работы по направлению следует организовывать профилактические беседы, лекции, семинары, конференции, психологические практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, массовые мероприятия, показы видеолекций, инициировать проектную деятельность.
С целью выявления показателей эффективности реализуемой антинаркотической работы, педагогам рекомендуется выявить наличие у учащихся изменение личностной позиции касательно практики приема психотропных средств, а также зафиксировать основные трудности, с которыми пришлось столкнуться в течение года. Оптимальным организационным решением, позволяющим отследить показатели прогресса, является проведение итого анкетирования с последующим сравнением результатов с данными, полученными в начале года. Дополнительно можно провести опросы детей из «группы риска», разъяснительные беседы, анализ имеющейся отчетной документации.

Важным условием обеспечения высокой результативности профилактики наркомании в образовательных учреждениях является следование ряду принципов, позволяющих создать доверительную атмосферу между участниками учебно-образовательного процесса, в условиях которой могут свободно обсуждаться острые вопросы. К числу таких ценностных установок относятся принципы:

  1. Параллельности. Основные компоненты антинаркотической деятельности должны находить отражение во всех аспектах учебно-воспитательного процесса и применяться по отношению ко всем его участникам без исключения.
  2. Полисубъектности. В информационной борьбе с наркоманией нет «лишних людей», поэтому к проведению разъяснительных мероприятий рекомендуется привлекать педагогов, психологов, врачей, консультантов центров общественной помощи, родителей, а также лиц, сумевших успешно преодолеть зависимость и готовых поделиться своей жизненной историей.
  3. Цикличности. Профилактические методы рекомендуется последовательно реализовывать в течение учебного года, а также в каникулярное время, повторяя цикл информационных работ из года в год с целью формирования у учащихся личностных установок по неприятию наркозависимости.
  4. Комплексности. В рамках профилактической активности важно применять меры первичной и вторичной профилактики ввиду наличия в биографии некоторых школьников практики потребления наркотических веществ и эпизодов девиантного поведения, грозящего развитием зависимости в будущем.
  5. Разноуровневости. Профилактику наркомании в учебных заведениях следует подкреплять семейным воспитанием и индивидуальным воздействием, поэтому для снижения рисков потребления детьми наркотических средств важно обеспечить тесный контакт между школой и родителями, организациями дополнительного образования, психологической службой с целью создания единой информационно-просветительской площадки.
  6. Информационной полноты. Педагогам, ведущим разъяснительную деятельность, рекомендуется предоставлять максимально полные данные о положительном и отрицательном воздействии различных психотропных веществ с учетом возрастных потребностей школьников. Намеренное опускание или замалчивание отдельных фактов может привести к возникновению информационных пустот, служащих благотворной почвой для возникновения стереотипов или вызывающих полной отрицание всей полученной информации.
  7. Тематической актуальности. Явление наркотической зависимости тесно связано с различными аспектами межличностных отношений (наркотики как «лекарство» от стресса, средства сексуального принуждения и т.д.), поэтому их влияние должно рассматриваться в совокупности с этими факторами.
  8. Действенности и интерактивности. При выборе методов и форм работы педагогам рекомендуется отдавать предпочтение активным способам взаимодействия, позволяющим одновременно взаимодействовать как можно с большим количество участников (моделирование сценок, конференция, «мозговой штурм», «открытый микрофон»).
  9. Психологической комфортности. Инициатором мероприятий, направленных на профилактику наркомании в школе, важно предусмотреть возможность корректировки их содержания, времени и специфики проведения с учетом пожеланий участников образовательного процесса и сделать все возможное для создания доверительной атмосферы.

Отвечают Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н. и Виктория Ярцева, юрист-редактор системы «Образование»

Для подросткового возраста, когда для большинства детей становится актуальной профилактика наркомании в образовательной среде, характерно резко изменение поведения, повышенная эмоциональность или, напротив, замкнутость, что усложняет возможность своевременного выявления факта знакомства с психоактивными веществами. В свете этого важным моментом становится не только работа на опережение, но и проработка глубинных возрастных проблем, неспособность разрешить которые заставляет ребенка искать возможность ухода от реальности.

Среди методов и форм воздействия, показавших наибольшую эффективность в сфере ведения антинаркотической пропаганды, хочется выделить следующие:

  1. Групповые и индивидуальные информационные формы работы с детьми (беседы, тренинги, дискуссии, ролевые игры).
  2. Мероприятия просветительской направленности, организуемые для школьников, их родителей и учителей.
  3. Шефство (поддержка детей «группы риска»).
  4. Альтернативное воспитание (организация содержательного и интересного досуга).

Ключевой формой профилактического взаимодействия с детьми школьного возраста для большинства педагогов остается беседа (групповая или индивидуальная), в ходе которой можно наиболее полно представить показатель риска, возникающий в случае приема наркотических средств по немедицинским показателям, и уровень ответственности, установленный действующим законодательством для несовершеннолетних, принимающих психоактивные вещества, и их близких. При условии, что педагогу известны особенности личности воспитуемого, в беседу, проводимую в рамках профилактики наркомании в образовательной среде, рекомендуется включить следующие компоненты:

  1. Элемент испуга. Многолетние исследования личности людей, страдающих от наркотической зависимости, позволили выявить, что среди множества чувств, которые можно противопоставить удовольствию от принятия наркогенных средств, наиболее действенным является страх. При условии, что в качестве примеров будут представлены близкие для воспитуемого, а не разрозненные случаи из мировой практики, можно достичь сознательного отказа ребенка от наркомании. Подросткам, прибывающим в плену иллюзий и уже имевших опыт потребления наркотиков, можно показать видеозаписи ломки иди другого девиантного поведения наркоманов «со стажем», чтобы пробить брешь стереотипных убеждений. Главное — отказаться от сознательного чрезмерного запугивания субъекта профилактического воздействия, ведь в противном факте можно добиться противоположного эффекта.
  2. Обращение к эгоистическим чувствам. В данном случае речь идет не только об обязанностях подрастающего гражданина перед обществом, но и перед близкими, друзьями и семьей.
  3. Метод дискредитации «магии наркотиков», подразумевающий использование большого объема проверенной фактической информации, которая должна нести эффект шока.
  4. Привлечение экспертов — специалистов профильных центров, психологов, врачей, а также наркоманов, сумевших преодолеть зависимость. При работе с подростками важно помнить, что в силу возраста большинство школьников склонно подвергать сомнению и переосмысливать многие полученные факты, в особенности полученные от лиц, которые по той или иной причине могутт казаться некомпетентными в конкретном вопросе. Так, последствия приема ПАВ, озвученные сверстником, могут оказаться более «ценными», чем информация, рассказанная педагогам. Эксперты, имеющие большой опыт работы с трудными подростками, способны оказать неоценимую помощь педагогическому составу школы по вопросам профилактики наркомании в образовательной среде.

Что касается организации общения подростков с лицами, ранее страдавшими от наркотической зависимости, то здесь следует проявить максимальную бдительность. С одной стороны, жизненная история конкретного человека может произвести сильно впечатление на ребенка, заставив переосмыслить стереотипные убеждения о безвредности ПАВ, с другой — пример возвращения к нормальной жизни после периода полного кафа может спровоцировать нежелательные размышления о преувеличенной опасности наркомании.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО».

Комплексная система антинаркотического просвещения в школе предусматривает последовательное доведение до ведома учащихся пагубного воздействия наркогенных препаратов на психоэмоциональное состояние человека. Помимо общешкольных тематических мероприятий, важно максимально эффективно использовать образовательную деятельность. Так, на уроках биологии и химии следует уделить особое внимание механизму действия наркотиков на все системы организма, а во время уроков правовой грамотности — рассмотреть криминогенный аспект проблемы наркомании, в рамках занятий литературным чтением — ознакомиться с тематическими повестями и рассказами (А. Андреева «Стайер», В. Липатова «Серая мышь», И. Уканов «Вождь бедствий», Ю. Сбитиева «Ловцы», Г. Немченко «Не совсем научная фантастика»).

В условиях главенствующей роли семьи в процессах воспитания классным руководителям следует уделять особое внимание детям, причисляемым к «группе риска», — испытывающим значительные сложности в условиях подростковой адаптации, проявляющих нездоровый интерес к вопросам наркотической зависимости. Задача педагога заключается не в слепом поучении, а демонстрации множества альтернативных мнений. Работа по направлению предусматривает последовательное выполнение ряда действий:

  1. Выявление школьников «группы риска» посредством ведения наблюдений, определение уровня их педагогической запущенности, изучение личных трудностей и интересов.
  2. Установление уровня вовлеченности каждого «трудного» ребенка в семейную и школьную жизнь, оценивание возможности приобщения к общественно полезной или кружковой деятельности, в том числе организации мероприятий по профилактике наркомании в образовательном учреждении.
  3. Определение социальных групп, с которыми контактирует учащийся, с последующим выявлением уровня их влияние.
  4. Отслеживание учебных интересов и трудностей школьника для оказания своевременной помощи.
  5. Установление тесного взаимодействия с представителями семей «трудных» детей с целью оказания взаимопомощи по вопросам воспитания.
  6. Обеспечение ненавязчивого контроля за досуговой деятельностью школьников, чье поведение грозит формированием наркотической зависимости.

Значимой формой профилактики наркомании в школе является альтернативное воспитание — организация содержательной досуговой деятельности детей, направленная на минимизацию пространства для формирования девиантного поведения. Участие в конференциях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях, волонтерской деятельности позволяет обеспечить тесное взаимодействие ученика, испытывающего проблемы с адаптацией, со стремительно меняющимся социумом, а также способствует развитию коммуникативных и организаторских навыков, толерантности, повышает уверенность в себе. Под руководством умелого педагога дети развивают способность к самоконтролю и критическому мышлению, что позволяет обеспечить формирование правильных ценностных установок, обеспечить защиту личных интересов ребенка даже при контакте с неблагонадежными лицами, пропагандирующими употребление наркотиков.

Нивеляция привлекательности психоактивных веществ в глазах подрастающего поколения требует систематической и слаженной работы, поэтому для достижения высокого уровня результативности профилактики наркомании в образовании необходимо тесное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса и родителей:

  1. Директор школы и его заместители осуществляют координацию системы антинаркотической разъяснительной деятельности в школе.
  2. Учителя-предметники по возможности проводят профилактику наркомании во время образовательной деятельности.
  3. Педагоги, выполняющие обязанности классных руководителей, организовывают внеклассные информационные мероприятия, при содействии представителей ПМПК ведут первичную работу с детьми «группы риска», взаимодействуют с представителями семей по вопросам пропаганды вреда ПАВ.
  4. Школьный врач консультирует участников образовательного процесса по вопросам первичных признаков развития наркотической зависимости, принимает участие в беседах, психологических обследованиях, разработке профилактических мероприятий.
  5. Школьный психолог с целью разрушения мифов о привлекательности наркомании проводит различные развивающие мероприятия в групповом и индивидуальном порядке, оказывает психологическую поддержку детям, столкнувшимися с проявлении наркомании, в том числе в анонимном порядке, инициирует организацию ежегодного анкетирования с последующим выделением «групп риска», содействует налаживанию контактов с профильными специалистами за пределами школы, если в этом возникает необходимость.
  6. Социальный педагог привлекает к работе по профилактике наркомании в образовании представителей специализированных организаций, участвует в организации содержательного досуга школьников, активно взаимодействует со школьным психологом.
  7. Органы ученического самоуправления ответственны за организацию волонтерского движения, направленного на противостояние наркотикам, участие в проведении общешкольных опросов и социальных акций.
  8. Библиотека служит информационной базой для ведения разъяснительной работы профилактической направленности.
  9. Система дополнительного образования создает альтернативу «ничегонеделанью», грозящему приобщению учащихся к социально неблагополучным компаниям, посредством организации интересных, увлекательных и полезных вариантов досуговой активности.
  10. Центры повышения квалификации работников образования организуют лекции, семинары, конференции для педагогов и социальных работников по вопросам ведения эффективных антинаркотических компаний на школьном уровне.
  11. От представителей семей ожидается всестороннее содействие школе в вопросах разъяснения опасности наркотической зависимости, контроля состояния детей (особенно в условиях часто повторяющихся эпизодов девиантного поведения), готовности при необходимости содействовать с классным руководителем, представителями ПМПК и уполномоченных служб.

Система профилактики наркомании в образовании будет неполной без привлечения к работе педагогов, школьных психологов консультантов общественных организаций, работающих с наркоманами и «трудными» подростками во многих городах и регионах страны (благотворительный фонд «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании»), «Родители против наркотиков» и другие), а также представителей городских и районных наркологических служб, готовых вести обширную информационно-просветительскую, лекционную и консультативную работу со всеми участниками образовательного процесса. В случаях утраты контролем над ситуацией или выявления опасных лиц, пропагандирующих употребление наркотиков и распространяющих ПАВ за пределами школы, целесообразно обращение в правоохранительные органы, представители которых проведут правовое консультирование несовершеннолетних и их родителей по вопросам ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ, обеспечат условия для постановки лиц, чье поведение не поддается коррекции, на первичный профилактический учет.

В условиях необходимости поддержания тесного контакта с учащимися проведение тематических классных часов является действенным методом профилактики наркомании в учебных заведениях. Вместе с тем многие педагоги, взявшие на себя обязанность классного руководства, испытывают трудности при обсуждении наркогенной опасности с подростками, большинство из которых интересуются темой и систематически черпают знания (порой ошибочные!) из непроверенных онлайн-источников. Чтобы обеспечить конструктивный диалог, педагогу следует заблаговременно узнать как можно больше информации о различных аспектах проблемы наркомании: например, уточнить статистические показатели зависимости в регионе, стране, мире, популярные типы наркотических веществ и механизм их воздействия на организм, предпосылки приобщения лица к практике наркомании, стереотипы о ПАВ, особенности государственной политики по направлению.

Чтобы создать атмосферу доверительного общения, лектору не следует апеллировать к угрозам и запретам — в противном случае не избежать агрессии и непринятия информации со стороны проблемных детей, наибольшим образом нуждающимся в антинаркотической профилактике. Тактика преувеличения опасности или презентации информации о наркотических средствах в качестве сенсации также окажется ошибочной ввиду высокого уровня обознанности школьников в вопросах формирования зависимости, чему способствует содержание доступных онлайн-роликов, популярных фильмов и сериалов, откровений наркоманов.

Профилактика наркомании в учебных заведениях во время классного часа предусматривает ведение откровенной беседы без выхода за рамки информации, уже известной школьников. Поэтому в преддверии мероприятия рекомендуется провести анонимное анкетирование, при необходимости — разъяснительные беседы с родителями, многие из которых сохраняют веру в неспособность любимого чада познакомиться с любыми видами наркотиков, как следствие — могут посчитать антинаркотическую пропаганду бессмысленной и даже опасной.

источник