Меню Рубрики

Проблема здорового образа жизни алкоголизм подростков

И не говори.

Если третий день не хочется работать, значит, сегодня среда

Та шоб ти был так здоров, як у нас дела

Шалом леолам, гои.
Тики имею вас спросить:как оно ваше ничего?

Привпт всем! Пусть у всех всё будет хорошо! Три дня до отпуска

так это тоже прекрасно)свежий воздух и все такое))

Алтай тоже хорошо))) А я в деревню. В которой и так живу

хорош уже отпусками тут дразниться)))

В какие? Альпы? Гималаи? Кордильеры?

ну и кака печаль?)) еще месяцок и отдых)правда там и лето закончится

а я тоже в августе, уеду в горы)

А толку? Один фиг на работе сиду

не грусти, ведь июЛь начнется)))

Привет! Ещё немного и июнь закончится

Димкин) утра доброго)не говори, прямо взрыв))

Саныч умеет нервишки пощекотать))

Наркотики и наркомания
В течение жизни человек испытывает различные эмоции: радость, страх, печаль и др. Если человек ведет здоровый образ жизни, то это, как правило, положительные эмоции, но гораздо больше эмоций человек трактует как отрицательные. Для нормального функционирования психики человку необходимы все виды эмоций, а без положительных эмоций он просто не выживет. Поэтому человек всегда стремился разнообразить свое эмоциональное состояние, уделяя особое пристрастие к поиску способов получения эмоций, которые для него являются положительными.

Все эмоции без исключения сопровождаются физиологическими изменениями (учащение сердцебиения, задержка дыхания, влажность кожи, дрожь и т. п.). Каждый раз, когда мы что-то делаем, думаем, чувствуем, в нервной системе происходят физиологические изменения. От одной нервной клетки (нейрона) к другой передаются импульсы, начинается выделение биологически активных, веществ — нейромедиаторов. В нормальном состоянии колебания эмоционального состояния человека незначительны, центральная нервная система поддерживает баланс нейромедиаторов. Наркотии искусственным путем нарушают естественный процесс передачи нервных импульсов, к примеру, имитируют воздействие особого химического вещества нейромедиатора, приводящего к ощущению удовольствия. В этом случае человек получает «кайф» — необычно высокий пик соответствующих эмоций и ощущений.

Таких способов нарушения передачи нервных импульсов много, как и самих нейромедиаторов, но во всех случаях наркотики не сами вызывают желаемые эмоции, а помогают организму активизировать свои ресурсы. При повторении опытов воздействия наркотика ресурсы организма истощаются, он теряет способность вырабатывать нужные для поддержания баланса нейромедиаторы. Без очередной дозы наркотика у человека появляется абстинентный синдром и развивается наркомания.

Наркомания — не болезнь в обычном смысле этого слова. Наркомания — тотальное поражение личности, к тому же сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья. Наркомания — это био-психо-социо-духовная болезнь.

Самое страшное, что наркоманы слишком поздно понимают, что они не просто » балуются наркотиками «, а уже не могут без них. Иногда пристрастие к наркотикам развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становиться зависимым после первой же инъекции героина.

Конец же всегда сводится к следующему: либо это изоляция (тюрьма, психиатрическая больница), либо СМЕРТЬ, и в редкмх случаях-выздоровление (5-10%).

К сожалению, наркотив множество. В практике под наркотиком (наркотическое вещество) понимают вещество, которое соответствует трем критериям: медицинскому, социальному, юридическому:

1. медицинский критерий — это вещество оказывает специфическое действие на психические процессы (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и т.д.);

2. социальный — если немедицинское потребление принимает большие масштабы и последствия этого приобретают социальную значимость;

3. юридический — если (с учетом выше сказанного) это вещество, в установленном Законом порядке, признано наркотическим и включено МЗ РФ в список наркотических средств.

Эти критерии взаимосвязаны, и в правовом аспекте какое-либо средство может быть признано наркотическим при единстве этих трех критериев.

Алкоголизм — хроническое, неизлечимое, прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни — тело, психику, душу и социальную жизнь человека. Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет. Насколько бы не был долог срок воздержания от алкоголя.

Соответственно лечение алкоголизма заключается в том, чтобы человек научился жить вообще не употребляя алкоголь. К сожалению, очень многие люди, даже приверженцы здорового образа жизни, употребляют достаточно много алкоголя, утверждая, что у него много положительных свойств. На самом деле эти утверждения – всего лишь мифы.

1. Алкоголь помогает при простуде.

Алкоголь снижает иммунитет, поэтому пьющие люди значительно чаще болеют, в том числе и простудными заболеваниями. С простудными заболеваниями организм справляется сам, важно ему не мешать, не заражать себя новой порцией бацилл.

2. Алкоголь повышает аппетит.

Алкоголь раздражает слизистую оболочку желудка, вызывает гастрит, язву, панкреатит, нарушает усвоение питательных веществ и ведет к дистрофии.

3. Алкоголь поднимает настроение.

Вызывает наркотическое опьянение — дурашливость. Если у человека есть потребность в подъеме настроения с помощью алкогольного яда — это ненормально. Вероятно, уже сформирована зависимость.

4. Алкоголь снимает усталость.
Парализует активность коры головного мозга и вызывает дурашливую расторможенность. Необходимы скорее отдых, сон, переключение на другой вид деятельности.

5. Алкоголь снимает стресс.

Вызывает временный наркоз, выход из которого тяжелее самого стресса. Помогут скорее уход в работу, общение с семьей, аутогенная тренировка, релаксация, медитация, физические нагрузки (пробежки, быстрая ходьба, гантели, аэробика, шейпинг и т. д.), секс, хобби.

Вводит в наркотический сон, ведет к быстрому формированию зависимости, у пьющих людей вызывает мучительную бессонницу, заканчивающуюся нередко белой горячкой и другими алкогольными психозами. Лучше выбрать физическую работу, душевное равновесие, здоровый образ жизни.

7. Алкоголь повышает потенцию.

Действует непредсказуемо. В одних случаях блокирует появление эрекции с неизбежным полным фиаско, в других — затрудняет семяизвержение, что ведет к застою крови и воспалительным заболеваниям половых органов. У привычно пьющих людей вызывает дегенерацию яичек со снижением выработки мужского полового гормона — тестостерона, в результате чего наступает импотенция.

Вызывает безрассудность и неконтролируемое поведение.

9. Алкоголь — калорийный продукт.

Не продукт, а наркотический яд. Алкоголики очень часто гибнут при явлении всех признаков истощения. Питательными являются продукты, содержащие жиры, белки, углеводы.
10. Алкоголь расширяет сосуды.

Расширяет не там, где нужно. Например, расширяя сосуды слизистой оболочки желудка, провоцирует гастриты, язвы, желудочные кровотечения. Полезное расширение сосудов дают такие препараты, как никошпан, ксантинол и др.

Типичный пример иллюзорности действия алкоголя. Расширяя поверхностные подкожные сосуды, вызывает усиленную теплоотдачу и замерзание. Из-за такого невежества поплатился здоровьем не один рыбак.

12. Алкоголь помогает при депрессии.

Утяжеляет депрессию. Часто толкает на самоубийство.

13. Алкоголь полезен для сердца.

Кардиотоксический яд, вызывает миокардиопатию. Активные мышечные клетки сердца перерождаются в бесполезную соединительную ткань. Сердечная недостаточность, как причина смерти пьющих людей, — обычное явление.

14. Алкоголь снижает повышенное артериальное давление.

Лекарство хуже болезни. В наркотическом опьянении артериальное давление снижается, но при выходе из наркоза повышается гораздо выше исходного.

15. Алкоголь очищает организм от токсинов.

Сам является токсином. Вредные вещества, включая алкоголь, из организма выводят печень и почки. Желательно избегать контактов с любыми токсинами.

16. Алкоголь выводит из организма радиацию.

В зависимости от локализации радиационного поражения применяются различные лекарственные средства. Например, при попадании радиоактивных веществ в желудок назначают энтеральные сорбенты и комплексоны, при лучевых поражениях кожи применяют мази. Водке здесь нет места.

17. Алкоголь помогает вести бизнес.

Разваливает бизнес, так как алкоголь делает человека безответственным. Успешному бизнесу способствуют предприимчивость, деловитость, инициативность, ум, ответственность, умение найти свою нишу, связи и т. д.

18. Алкоголь укрепляет дружбу.

Дружба на алкогольной почве длится до тех пор, пока у вас есть деньги. Без денег пьющий человек обречен на одиночество.

19. Алкоголь улучшает творческие способности. Талант — не пропьешь!

Алкоголь угнетает творческие способности. Уничтожая нейроны коры головного мозга, постепенно ведет к слабоумию. В алкоголе все живое гибнет, начиная от микробов и кончая человеком.

20. Алкоголь создает образ крепкого, зрелого мужчины.

Выставляет мужчину в глупом, жалком виде. Лучше спросите у женщин, как, по их мнению, выглядит настоящий мужчина.

21. Пить много — вредно, выпивать «культурно» — полезно.

«Культурная» выпивка ведет к привычке, привычка перерастает в потребность. Потребность — это алкоголизм. Для любого человека самое полезное — вообще не пить.

22. Крепкие алкогольные напитки — плохо, слабые — хорошо.

В любом разведении алкоголь остается наркотиком. Некоторые наши сограждане и слабоалкогольным пивом могут набраться до беспамятства.

У человека зависимого от алкоголя или его близких рано или поздно возникнет вопрос — это дурная привычка или уже серьезная болезнь, требующая лечения? Специалисты отвечают на этот вопрос так: на первой стадии формирования алкогольной зависимости, когда ведущую роль играют психические факторы, можно говорить о явлении как о вредной привязанности. Однако, если не принять своевременных мер, рано или поздно она приводит к патологическим изменениям в организме употребляющего алкоголь человека и на второй стадии приобретает характер болезни.

В силу своей специфики болезнь эта более тесно связана с социальными проблемами общества нежели, скажем, хронический бронхит или язва желудка.

Тем не менее, алкоголизм, как и любое другое заболевание, имеет вполне определенную симптоматику, начитывающую двенадцать основных признаков алкоголизма:
К первому из них относится рост толерантности (терпимости, переносимости) к алкоголю. Если, скажем, на первых порах человеку было достаточно классической российской дозы — бутылки на троих — для достижения комфортного состояния, то со временем доза алкоголя начинает неуклонно расти. Впрочем, до определенного момента.
Второй симптом алкоголизма — появление похмельного синдрома на следующий день после принятия спиртного. Признаками его является головная боль, тошнота, угнетенное состояние, чувство жажды, слабость и разбитость.
Третий признак алкоголизма — желание (и необходимость) похмелиться. То есть, принять некоторую минимальную дозу спиртного, помогающую восстановить свои силы и улучшить самочувствие.
Следующий признак алкоголизма — потеря контроля над количеством выпитого. После одной — двух первых рюмок человек теряет контроль над собой, не может остановиться и прекращает прием алкоголя только тогда, когда заканчивается спиртное или отключается сознание.
Еще один симптом алкоголизма — потеря контроля над ситуацией в момент наивысшего опьянения. Человек перестает понимать, кто он такой, где находится, поведение его далеко не всегда соответствует ситуации, без особых причин он может начать плакать, смеяться, приливы любви к ближнему непредсказуемо сменяются приступами ярости и ненависти. Кроме того, в состоянии алкогольного опьянения снижается контроль над подавленными в обычном состоянии гомосексуальными импульсами. Каждый мог наблюдать, как два подвыпивших друга подолгу жмут руки, целуются в засос, признаются друг другу в уважении и любви. Почему они не делают этого в трезвом состоянии? Может быть дело в том, что у трезвого на уме, то у пьяного не языке? Или в чем-то ещё.
Шестой признак заболевания — алкогольная потеря памяти (амнезия). Больные, достигшие такой фазы развития алкоголизма, на следующее утро могут ничего не помнить, и узнают от окружающих немало интересного о том, что они вытворяли вчера. К сожалению, традиции нашего общества допускают добродушное, снисходительное отношение к такому поведению, способствуя тем самым дальнейшей деградации человека, росту бытовой преступности, который в большинстве случаев как раз и совершается «по пьянке». А вот в Западной Европе, например, демонстрация алкоголику пленки, на которой запечатлены все его пьяные «фокусы», является одним из методов его воспитания. И как уверяют некоторые источники информации, весьма действенным.
Седьмой симптом алкоголизма — наличие запойных состояний. «Запоем» специалисты называют такое состояние, когда прием спиртного продолжается на протяжении более двух дней подряд.
Восьмой симптом алкоголизма — нарушение аппетита во время запоя. Аппетит настолько снижается, что человеку бывает достаточно закусить ломтиком лимона или огурчиком, чтобы испытать чувство насыщения.
Вместе с расстройством аппетита во время запоя наступает расстройство сна (девятый симптом алкоголизма). Находясь в этом состоянии, большинство больных днем спят, а ночью испытывают со сном большие проблемы Пытаясь вырваться из порочного круга, они начинают прибегать к помощи спиртного, чтобы заснуть и ночью, но ситуация лишь усугубляется.
К десятому симптому алкоголизма относится возникновение тревожности и страхов во время запойного состояния. Больного начинает пугать тишина в квартире, он находится в состоянии непрерывного, тревожного ожидания. Чтобы избавиться от такого состояния, по свидетельству специалистов, многие больные даже спят с бутылкой под подушкой. Следующее звено в цепи превращений здорового человека в психического, физического и морального инвалида — возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций. Именно то самое состояние, когда о человеке говорят что он «допился до чертиков».
Одиннадцатый симптом алкоголизма — снижение толерантности к спиртному. Чтобы впасть в состояние опьянения, пациенту на этом этапе нужно все меньше и меньше алкоголя. Если на максимуме толерантности его могли «свалить с ног» одна-две, а то и несколько бутылок водки в день, то на определенном этапе это состояние у него начинает возникать после минимальной дозы спиртного, буквально с рюмки-другой. Срок прохождения тернистой дороги у каждого свой. Одному алкоголику достаточно трех-четырех лет для того, чтобы полностью сойти с круга, другой сможет «балансировать на грани» десять-двадцать лет. Но в любом случае, если не принимать во время адекватных мер и не обращаться за специализированной помощью к врачам, печальный итог гарантирован.
Последний симптом алкоголизма — деградация личности. Человек становится полностью безразличным ко всему происходящему. Единственное, на чем сосредотачиваются все его усилия на этой фазе болезни — на том, как достать спиртное.

Стадии алкоголизма

Результаты оцениваются следующим образом:
наличие от 1 до 3 признаков свидетельствует об алкоголизме первой стадии;
наличие от 3 до 9 признаков свидетельствует о второй стадии алкоголизма (от 3 до 6 — вторая А, от 6 до 9 — вторая Б);
наличие от 9 до 12 признаков свидетельствует о третьей стадии алкоголизма.

Первая стадия алкоголизма характеризуется прежде всего психической зависимостью, началом формирования физической зависимости. Человек начинает употребл*ть алкоголь не «за компанию» или «по поводу», а для того, чтобы почувствовать действие, изменить своё состояние, а когда возможности выпить нет он зачастую испытывает дискомфорт. Признаками первой стадии алкоголизма являются появление тяги к употреблению алкоголя, формирование устойчивости к алкоголю (толерантности) и легкая форма похмельного (абстинентного) синдрома, появление необходимости опохмелиться. На первой стадии алкоголизма психическая зависимость — ведущее проявление алкоголизма, но уже в это время возможны нарушения в функционировании некоторых систем и органов. Поскольку физическая тяга к спиртному на первой стадии алкоголизма сформировна еще не окончательно, больному можно помочь, не прибегая к таким радикальным методам, как полный отказ от алкоголя.

Во второй стадии алкоголизма болезненное влечение к алкоголю усиливается. Этому сопутствуют нарастающие психические изменения: на алкоголе концентрируются все интересы человека, проявляется эгоцентризм (крайняя эгоизма), притупляется чувство долга, человек становится безответственным и беспечным, он с трудом воспринимает и выражает эмоции. Появляется потеря чувства меры по отношению к выпитому. После принятия высоких доз возникает потеря памяти. Часто наблюдаются утомляемость, беспричинные колебания настроения. Снижается трудоспособность.

Читайте также:  Как убрать последствия алкоголизма на лице

Характерной особенностью второй стадии алкоголизма является окончательное формирование абстинентного (похмельного) синдрома. Кроме того, во второй стадии алкоголизма продолжается и достигает максимума устойчивость к алкоголю. Происходит дальнейшее разрушение организма. У многих пациентов на этой стадии врачи наблюдают увеличение печени, которое в дальнейшем превращается в цирроз, со стороны желудочно-кишечного тракта — гастриты и панкреатиты.

На второй стадии алкоголизма уже потребуется длительное лечение. Чаще всего речь может идти не о полном излечении, а о длительной ремиссии (периоде воздержания от употребления спиртного). На стадии 2 «А» алкоголизма только при упорном лечении, соблюдении всех рекомендаций врача-психотерапевта, при условии полного осознания человеком своей проблемы и взятия на себя ответственности за лечение, возможно повернуть болезнь вспять, стать умеренно пьющим. Больному хроническим алкоголизмом на стадии 2 «Б», естественно, если сам человек заинтересован в лечении и хочет быть всегда в форме, придется обращаться к врачам примерно раз в 2 — 3 года, чтобы проводить соответствующее лечение, получать моральную и психологическую поддержку, укреплять веру в собственные силы.

В третьей стадии алкоголизма усиливаются признаки психического истощения, физического одряхления и падение устойчивости к алкоголю. Потеря памяти наступает даже при приёме малых доз спиртного. При этом меняются как характер опьянения, так и характер влечения к алкоголю, который из способа изменения состояния превращается в средство поддержания жизнедеятельности.

О лечении третьей стадии заболевания говорить весьма проблематично. Прежде всего, потому, что в организме к этому времени уже погибает большое количество клеток, начинается распад личности, бывает весьма существенно нарушена деятельность центральной нервной системы, обмен веществ, поражены внутренние органы, в первую очередь — печень. К тому же, на этой стадии человек с трудом вспоминает себя в другом состоянии. Он забывает опыт трезвой жизни. Но даже при таком состоянии «ставить крест» на человеке нельзя. Пока человек жив, у него всегда остается шанс на излечение.

источник

Большой проблемой любого общества является такой недуг, как алкоголизм. Для борьбы с ним человек прилагает множество усилий и в некоторых случаях ему удается победить эту проблему. Существуют специальные меры профилактики алкоголизма. Все они направлены на формирование негативного отношения к спиртным напиткам. Необходимо показывать на своем примере, как можно обойтись без спиртных напитков: в окружающем мире существует множество других увлечений и интересных занятий.

Чаще всего такое заболевание, как алкоголизм, так же как и многие другие нуждается в профилактических действиях. В первую очередь необходимо создать верный тезис, который будет поддерживать негативное отношение к алкогольным напиткам. Нужно создавать атмосферу, при которой небудет возникать желания принимать спиртные напитки. Часто в целях профилактики алкоголизма среди подростков используют множество занятий, пытаются увлечь его различными видами спорта и обучения.

Самые важные аспекты в таких действия профилактики алкоголизма это гуманность и направленность. Каждый человек это личность, и в любых его желаниях требуется поддержка и понимание. Тогда когда достигается полный психологический комфорт, не остается места и время для алкоголя и зависимости. Для этого необходимо проводить беседы на темы, касающиеся алкогольной зависимости.

Необходима поддержка любого человека в его начинаниях и развитие творческой мысли, все это направлено на профилактику алкоголизма. В семье происходит профилактика на уровне общения. Каждый человек в семье имеет право голоса и высказывания своего мнения. Создавая обстановку комфорта, тепла и уюта, человек отказывается от мысли употребления алкоголя.

Подростковая зависимость от алкоголя, довольно трудно решаемая проблема и потребует приложения немалых трудов и сил. Проблема заключается как в физиологическом, так и в моральном плане, для этого и проводится профилактика алкоголизма. В подростковом возрасте алкоголь наносит серьезный вред здоровью, несмотря на его дозировку. Страдают в основном следующие категории подростков:

  • Дети из неблагополучных семей нуждаются в профилактике алкоголизма.
  • Подростки, связавшиеся с непростой компанией, должны попадать под профилактику алкогольной зависимости.
  • Дети, которым не хватает общения и внимания, нуждаются в такой профилактике.
  • Подростки, которые ничем не заняты, должны также получать профилактические беседы на тему вреда алкоголизма.

Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют организационные и воспитательные меры. Необходимо приложить усилие и донести до сознания подростка, какой вред может нанести алкоголь не только его здоровью, но и психике. В целях профилактики алкоголизма необходимо усиленно проводить различные беседы.

Нужно попробовать стимулировать любое начинание подростка, повысить его круг интересов, направить в нужное русло обучение по специальной программе. Именно в подростковой профилактике очень важную роль играет поведение родителей. Они должны показать как на своем примере, так и окружающих, что не существует безвредных алкогольных напитков и любой алкоголь наносит вред организму человека. Проводить профилактику алкоголизма среди подростков, это важный аспект в воспитательной работе.

В школах создаются специальные программы с докладами профилактики подросткового алкоголизма. Они направлено ведут психологическую борьбу с таким недугом и помогают в профилактике алкоголизма. Способность преодолевать любые кризисные ситуации, адаптироваться в обществе и коллективе, все это выражается в направленности таких действий педагогов. Опытные специалисты помогают своими действиями отвлечь подростка от пагубного пристрастия.

Обучение и овладение новой профессией также помогает справляться с проблемой алкоголизма среди подростков. Необходимо убедить детей подросткового возраста во всей пагубности такого пристрастия. Для профилактики алкоголизма проводятся не только школьные беседы, доклады и лекции, но и индивидуальные занятия, на которых ребенок получает полнейшую информацию о вреде алкогольной зависимости и понимает всю серьезность его лечения.

Психика ребенка школьного возраста намного слабее, чем у взрослого человека, в тех случаях, когда проводится профилактика заболевания у более старшего поколения, она страдает намного меньше. Необходимо соблюдать некоторые правила, воздействуя на психологическую картину подростка:

  • Необходимо поддерживать благоприятную и благополучную атмосферу в семье. Отсутствие конфликтных ситуаций и полноценные доверительные отношения, не смогут спровоцировать тягу к алкоголю.
  • У ребенка должно выработаться стойкость к стрессам, развиваться нормально интеллектуальные способности.
  • Постоянный медицинский контроль за здоровьем, различное лечение подростка, может помочь оградить его от принятия алкоголя.
  • Со стороны внешнего социального фактора, необходимо обеспечить его проживание в нормальном некриминальном районе.
  • Если будут соблюдаться все социальные нормы и правила, то ребенок не станет задумываться об употреблении алкоголя.
  • Для того чтобы оградить и провести профилактику алкоголизма, не нужно действовать жесткими методами. Необходимо полностью разобраться в проблеме связанной с таким пристрастием. Все меры должны быть четко направлены на исправления этой проблемы, необходимо полностью отвлечь подростка от темы алкоголя.
  • Нельзя уступать в тех случаях, когда подросток уже имеет сильное пристрастие к алкоголю, необходимо как можно быстрее провести профилактику алкоголизма среди его круга общения.

Пьянство в семье подростка является одним из основных проблем. Для того чтобы провести меры профилактики алкоголизма в таких неблагополучных семьях, необходимо предупреждать родителей о вреде пьянства. Находясь в окружении пьющих родителей, подросток испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение, которое снимает таким же способом. Для того чтобы такие срывы не случались, нужно оказывать как можно большую моральную и психологическую поддержку. Стараться занимать его различными воспитательными и обучающими программами, в целях профилактики алкоголизма.

Для подростка необходимо организовать его социальный и культурный досуг в целях профилактики алкоголизма. Только в этих случаях можно предотвратить алкоголизм среди несовершеннолетних и не доводить ситуацию до лечения у специалистов. Пьянство в семье это основной порок, который окружает несовершеннолетних. Профилактика алкоголизма просто необходима в этом случае. Существует некая предрасположенность к алкогольной зависимости, которая со временем ведет вынужденное лечение у врача. Здесь необходимо подходить с разных сторон решения проблемы алкоголизма.

Нельзя оставаться в стороне и наблюдать за тем, как подросток пристрастился к алкогольной зависимости, нужно оказывать всякую помощь, иначе все может закончиться лечением у специалистов этой области. Лечение алкогольной зависимости проводится под наблюдением опытных специалистов, и не всегда с первого раза дает свои результаты. Для того чтобы этого не случалось и необходимо проводить профилактику алкоголизма.

Чаще всего в целях профилактики алкоголизма используют психологический фактор. Физические воздействие не помогает и не оказывает положительного влияния на психику подростка. Необходимо подойти к профилактике с разных сторон. Семья, школа и социальный круг общения должен быть для подростка выражен только с положительной стороны. Профилактика алкоголизма заключается в том, чтобы как можно сильнее оградить подростка от многих факторов, влияющих на развитие зависимости.

Проблема алкоголизма среди подростков, стоит довольно остро и необходимо предпринимать как можно больше действий для ее профилактики. Не стоит перекладывать решение проблемы на школу и учителей, необходимо выявить источник и постараться устранить проблему при помощи различных подходов к ней.

В настоящее время такая проблема, как алкоголизм среди подростков, приобретает все большую актуальность. Причин развития подросткового алкоголизма множество. Рассмотрим их подробнее, а также обратимся к главному вопросу – как уберечь ребенка опасности попасть в зависимость от алкоголя.

И одна из главных – семейные застолья с выпивкой, где ребенок (подросток) наблюдает за чередой тостов, после чего в его сознании алкоголь тесно ассоциируется с праздником, радостью, весельем. Иногда родители сами предлагают попробовать ребенку пиво или вино. Дети начинают воспринимать потребление алкогольных напитков за праздничным столом как норму.

Еще тяжелее складывается ситуация в семьях, где пьяные застолья устраиваются еженедельно. А в семьях родителей-алкоголиков пьющих детей еще больше.

Не менее частой причиной подросткового алкоголизма является относительная доступность и дешевизна спиртных напитков. Нельзя отрицать тот факт, что это приманивает подростков, завлекает яркими этикетками, возможностью почувствовать себя «взрослым», раскованным, «крутым».

Нужно помнить также о том, что подростки всегда стремятся подражать своим кумирам: звездам шоу-бизнеса, эстрады, кинематографа. Дети зачастую перенимают от них отрицательные пристрастия (курение, употребление спиртного, наркотиков). Так они стремятся выглядеть модно и современно. То есть данный фактор тоже можно смело причислить к причинам развития алкогольной зависимости в раннем возрасте.

Алкоголизм среди подростков – проблема не только неблагополучных семей. К нежелательной зависимости может привести чрезмерная опека ребенка во вполне благополучной семье, особенно выполнение родителями всех его прихотей. «Тепличные» дети легко попадают под дурное влияние сверстников и не могут ему противостоять из-за слабости характера.

Растущему организму алкоголь наносит непоправимый вред. Последствия употребления спиртного подростком гораздо серьезнее, чем алкоголизм в более старшем возрасте, так как юный организм неустойчив к воздействию токсических веществ.

При регулярном употреблении спиртных напитков страдает репродуктивная функция, особенно у девушек. Возникают существенные проблемы в работе печени, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. Резко снижается иммунитет и возрастает опасность заражения венерическими болезнями, гепатитом В и С, ВИЧ-инфекцией.

Следует обозначить, что не все методы лечения алкоголизма взрослых подходят для борьбы с аналогичной зависимостью у подростков. То, что организм ребенка еще находится в стадии роста, накладывает свои ограничения.

Более того, самолечение алкогольной зависимости у подростков недопустимо! Лечебные мероприятия в данном случае должны проводиться исключительно под руководством квалифицированных наркологов и психологов и быть направлены в первую очередь на очищение организма от токсинов, а также улучшение психического состояния пациента.

Однозначно важное значение имеет профилактика алкоголизма среди подростков. Здесь должны быть объединены усилия семьи, школы и государства. Основные этапы профилактики — это агитация здорового образа жизни, приобщение к занятиям физкультурой и спортом, организация досуга детей, просветительская работа, запрет рекламы и продажи спиртных напитков несовершеннолетним, уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и т.п.

На сегодняшний день детский алкоголизм является крайне распространенным явлением. Согласно мировой статистике, 80% лиц младше восемнадцати лет хотя бы раз в жизни пробовали спиртное. Около 25% школьников по всему миру регулярно распивает пиво, не считая его при этом алкогольным напитком. Наркологи же называют эту привычку «пивным алкоголизмом».

В странах СНГ детский алкоголизм приобрел масштабы настоящей эпидемии. Лидирующую позицию по распространенности этой проблемы занимает Украина – в ней 40% подростков регулярно пьет спиртное. Довольно распространен детский и подростковый алкоголизм в Израиле, Чехии, России. С каждым годом ситуация становится все более критичной, а бороться с ней все труднее.

Факт! К сожалению, профилактика детского алкоголизма в большинстве стран не приносит ожидаемого эффекта. Подростки начинают пить очень рано, а к своему восемнадцатилетию и вовсе спиваются. Злоупотребление спиртными напитками приводит к росту преступности среди несовершеннолетних.

Практически всегда детский алкоголизм является следствием взаимодействия с внешним миром. Ребенок выпивает под воздействием каких-либо внешних обстоятельств и вскоре начинает зависеть от спиртного. Следует отметить, что у подростка очень быстро развивается толерантность к алкоголю. Если он начал пить – то привыкнет к этому всего за несколько месяцев.

Наиболее частые причины алкоголизма у подростков:

  • неблагоприятное влияние пьющих друзей и окружения;
  • попытки забыться, уйти от проблем в школе, компании, семье;
  • наличие большого количества лишних карманных денег;
  • слабохарактерность, толкающая выпить «за компанию»;
  • нехватка внимания или избыток свободного времени;
  • желание самоутвердиться, похвастаться перед друзьями.

Довольно часто родители сами подталкивают ребенка к пьянству. Они наливают ему рюмку на каком-нибудь застолье или празднике. Это помогает ребенку преодолеть психологический барьер. Он решает, что теперь ему можно пить, и начинает распивать спиртное уже вместе с друзьями. Это становится первым шагом к развитию алкоголизма подростков.

Что делать, если ребенок начал пить – этот вопрос беспокоит многих родителей. Большинство мам попросту впадают в истерику, узнав, что их чадо пристрастилось к алкоголю. Однако паниковать раньше времени не стоит. Да, детский алкоголизм – крайне неприятное и опасное явление. Однако он излечим, как и любая другая болезнь. Главное – серьезно относиться к проблеме и искать способы решить ее.

Детский алкоголизм опасен своим быстрым развитием. Чтобы начать зависеть от спиртного, ребенку достаточно выпивать несколько раз в месяц. Вред алкоголя на организм подростка обусловлен токсическим воздействием на головной мозг и жизненно важные органы. Это приводит к их поражению и появлению ряда психических и соматических заболеваний.

Негативное влияние алкоголя на организм подростка начинается уже после первой попойки. Этиловый спирт быстро поступает в кровь и разносится по всему организму. Преодолевая гематоэнцефалический барьер, он проникает в головной мозг, где воздействует на опиоидные рецепторы и вызывает привыкание.

В норме алкоголь расщепляется ферментными системами печени и выводится почками. У подростков эти органы еще не полностью сформированы. Вследствие этого, этиловый спирт перерабатывается очень медленно, а его длительное токсическое воздействие приводит к тяжелым осложнениям. Если ребенок начал пить – проблем не избежать.

Последствия алкоголизма у подростков:

  • задержка роста;
  • проблемы с психикой;
  • деградация личности;
  • половая дисфункция;
  • ухудшение зрения;
  • нарушение пищеварения;
  • авитаминоз и снижение иммунитета;
  • поражение внутренних органов.

Если подросток начал злоупотреблять спиртным, то у него вскоре возникают характерные признаки алкогольной зависимости. От него часто можно услышать запах вина, пива, водки или перегара. Вскоре появляется необоснованная агрессивность или апатия, нарушается мышление, страдает успеваемость в школе. Через некоторое время подросток перестает интересоваться чем-либо кроме алкоголя и постепенно «спивается».

Читайте также:  Гемодез инструкция по применению при алкоголизме

Подростковый алкоголизм может приводить к таким заболеваниям:

  • жировая дистрофия печени;
  • сахарный диабет;
  • варикозное расширение вен;
  • миокардиодистрофия, аритмии;
  • тяжелые психические заболевания и др.

Факт! Детский алкоголизм нередко приводит к тяжелым отравлениям. Это объясняется тем, что ребенок не может контролировать количество выпитого, а его организм крайне чувствителен к этиловому спирту. При алкогольном отравлении необходимо лечение в стационаре.

Если подросток начал пить – нужно незамедлительно что-то делать. Чем раньше будет начато лечение – тем выше шансы его спасти. Ни в коем случае не стоит надеяться на то, что ребенок возьмет себя в руки или каким-то чудом самостоятельно прекратит выпивать. Нельзя забывать, что детский алкоголизм – это болезнь, лечение которой требует немалых усилий.

Основным методом борьбы с данной проблемой является психотерапия. Подростковый алкоголизм требует не только помощи со стороны близких, но и регулярных консультаций психотерапевта. Специалист поможет ребенку разобраться с проблемами, толкающими его к пьянству. Лечение должно продолжаться до тех пор, пока несовершеннолетний полностью не откажется от спиртного и не начнет жить нормальной, полноценной жизнью.

Родители пьющего подростка должны делать следующее:

  • ограничить контакты ребенка с пьющими друзьями;
  • проследить, чтобы у подростка не было лишних карманных денег;
  • отправить ребенка в спортивную секцию или кружок;
  • обратиться за медицинской и психотерапевтической помощью;
  • постараться построить доверительные отношения с ребенком.

Лечение также должно включать правильное питание, режим, адекватный отдых. Все это необходимо для того, чтобы молодой организм быстрее восстановился после интоксикации. Лечение запоя, алкогольного отравления и абстинентного синдрома лучше проводить в условиях стационара.

Если ребенок пьет длительное время и сильно зависим от спиртного – его можно закодировать с помощью специальных препаратов. Однако это можно делать только с согласия самого подростка и его родителей. Медикаментозное лечение детского алкоголизма довольно эффективно, однако вредно для здоровья и имеет много побочных эффектов.

На сегодняшний день во многих странах проводится профилактика подросткового алкоголизма. Она включает в себя активную просветительскую деятельность и запрет на продажу спиртного лицам младше восемнадцати лет. Еще в школе молодежи начинают рассказывать о вреде пьянства и опасности алкогольной зависимости.

Профилактика детского алкоголизма должна проводиться не только учителями, но и родителями. Им не следует селиться в неблагополучном районе, разрешать ребенку общаться с пьющими сверстниками. Родители должны уделять своим детям достаточно внимания, выслушивать их и никогда не ругать без повода. Следует отметить, что детский алкоголизм нередко становится следствием дефицита внимания или напряженных отношений в семье.

В идеале профилактика алкоголизма среди подростков должна включать и запрет на рекламу спиртных напитков. Подростки не должны видеть пропаганду пьянства и следовать ей. Алкогольная зависимость должна ассоциироваться у них с неблагополучием, болезнями и серьезными проблемами.

источник

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека.

Я решил исследовать такую тему, как «Здоровый образ жизни», актуальность и значимость, которой на мой взгляд сегодня очевидна.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА

603079, Московское шоссе, 161, т. (факс) 279-03-11

Научное общество учащихся

Проблема здорового образа жизни у подростков

Судоль Елена Владимировна

Рецензия научного руководителя

на исследовательскую работу

ученика 8 «Б» класса Курашева Юрия

Тема «Проблема здорового образа жизни у подростков»

Заявленная тема соответствует содержанию работы. Она актуальна, так как в настоящее время уже никто не оспаривает, что основная задача каждого человека заключается в том, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, должен основываться на охране здоровья, на формировании и воспитании культуры здоровья. Автора волнуют вопросы о здоровье. Текст работы соответствует указанному плану и теме. Тема раскрыта достаточно полно. Материал изложен последовательно, логично, доступно. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основные главы работы сопровождаются детальным анализом и собственными обобщающими заключениями.

Возможно практическое применение данного материала на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях.

Считаю, что исследовательская работа Курашева Юрия выполнена в полном объёме, отвечает требованиям.

Научный руководитель: Судоль Елена Владимировна,

1.1. Общие представления о здоровом образе жизни. 5

1.2. История здорового образа жизни в Росси. 7

1.3. Валеология. Что такое валеология. 9

1.4. Как изменился человек и человечество за последние десятилетия. 10

1.5. Заблуждения и спекуляция на тему «здоровый образ жизни». 12

2.1. Вредные привычки и принципы ЗОЖ. 13

3.1. От чего зависит здоровье. 19

3.2. Принципы (классификация) здорового образа жизни. 20

3.3. Важное условие здорового образа жизни . 21

3.4. К здоровому образу жизни. 22

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека.

Я решил исследовать такую тему, как «Здоровый образ жизни», актуальность и значимость, которой на мой взгляд сегодня очевидна. Моя гипотеза заключается в следующем, если изучать основы профилактики пагубных привычек, то следует ожидать формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения подростков к таким вредным привычкам как алкоголь, курение, наркотики.

Целью моей работы является пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек! Наша короткая жизнь пролетает быстро и незаметно, поэтому надо любить жизнь сегодня, пытливо познавать её, дорожить каждой минутой, каждым прожитым днём.

Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:

-рассмотреть историю развития ЗОЖ;

-изучить проблемы здорового образа жизни у подростков; — рассмотреть процесс воздействия и восприятия вредных привычек.

В своей работе я использовал следующие методы научного исследования: наблюдение, сравнение, анализ и обобщение. Результатом моего исследования станет позыв «Хочу быть здоровым!».

1.1. Общие представления о здоровом образе жизни

Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Для чего вдруг потребовался какой-то особый, здоровый образ жизни? Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого Человека. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую .

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как «биологическими, так и социальными потребностями.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

1.2. Что такое здоровый образ жизни?

Существует несколько сложившихся версий здорового образа жизни, в зависимости от национальных, культурных или религиозных особенностей: восточный, американский, европейский, православный, мусульманский. ложный и дурацкий. Все дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению.

Наиболее адекватное определение «здорового образа жизни»: здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек).

Здоровый образ жизни — это прежде всего культурный, активный образ жизни, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека. Существуют и совсем примитивные определения, которые не подчеркивают важнейшую составляющую Человека: здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего собственного здоровья.

Пример здорового образа жизни подают отдельные знаменитые личности, такие как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов (приложение 1).

1.3. История здорового образа жизни в России

Наши прародители Адам и Ева совсем недолго прожили в Раю, где не было голода, холода, тяжелого физического труда. Праздность и пытливый ум привели к греху.

Господь отправил Человека на Землю собственным трудом добывать свой хлеб и жить в лишениях и страданиях. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19) [1] . Так человек с тех пор и живет. Труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, труд обязателен для здорового и дееспособного человека. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10) [2] .

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни.

1.4. Валеология. Что такое валеология?

В 1980 году была создана (придумана) наука «Валеология».

Валеология — (valeo-я здоров греч, logos-учение) интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии — научить человека формировать и беречь свое здоровье.

Термин валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу.

1.5. Как изменился человек и человечество за последние десятилетия?

Во-первых, человек стал жить дольше. Если в начале прошлого столетия продолжительность жизни составляла 30—47 лет, то теперь она составляет более 70 лет. Больше стало пожилых людей и меньше детей и молодежи.
Во-вторых, за последние 100 лет средняя физическая нагрузка человека уменьшилась в 50 раз. Физический труд больше не является основным источником материальных благ.

В третьих, изменились тела людей: мужчины, например, почти на 20 см выше своих предков, живших сто лет назад, и на 25 кг тяжелее. Избыточный вес имеют четверть взрослых граждан России, а в царской России таких граждан было не более 3%.

В четвертых, изменилась структура болезней человека. Если раньше люди чаще умирали от инфекций и травм, то теперь от рака и сердечно-сосудистых болезней.

В пятых, изменилось питание человека. Есть стали больше и чаще. «Среднесостоятельная крестьянская семья, в которой имелось 2 взрослых работника, 3 женщины, 3 детей и 1 старик, потребляла: хлеба — 160 п. , овощей — 60 п., мяса — 36 п. , рыбы — 30 п. , масла — 5 п., молочных продуктов — 10,8 п.» (Чуркин М.К. Специфика рациона питания и соотношения личных и хозяйственных потребностей в бюджете сибирской крестьянской семьи во второй половине XIX — начале XX вв.).
Сравните с тем, что мы едим сейчас: сахар и сладости 19% (было не более 1%). Хлебопродукты и выпечка, зерновые 34% всей еды (было 53%). Молочные продукты 11% (было 4%, но молока!). Мясопродукты 13% (было 12%). Овощи и фрукты 10% (было 20%). Растительные масла 10% (входят в состав маргаринов и прочих пищевых суррогатов). Рыба, морепродукты 2% (10%).
Рацион питания современного человека определяется технологией пищевой промышленности, достатком, но не истинными потребностями организма (приложение 2). О качестве современных продуктов питания не хочется и говорить (приложение3).

2.1. О вредных привычках и принципах ЗОЖ

В России за год умирает почти 2 млн. человек (2075,9 тыс. в 2008), если сравнивать со смертностью европейцев, то это примерно 800 тыс. дополнительных смертей «по российским причинам».

Вредные привычки мешают человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Вредные привычки можно разделить на 3 категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены: на самого их носителя, на других людей, на окружающие предметы. Существует, немало вредных привычек, которые не приносят вреда тому, кто ими обладает, но мешают окружающим. Это привычки громко разговаривать в общественных местах, сквернословить, грубить. Среди вредных привычек наиболее опасными являются систематическое употребление алкоголя, курение, избыточное питание, злоупотребление медикаментами.

Рассмотрим вред алкоголя, наркотиков и курение, только от пристрастия к этим верным привычкам совершается большое число преступлений.

Алкоголь наносит организму непоправимый ущерб (приложение 4). Больше всего подвержены повреждающему действию алкоголя клетки головного мозга. Вред алкоголя на организм подростка заключается не только в повреждении этих клеток, но весь организм в целом.
Под влиянием алкогольного воздействия изменяются поведенческие реакции, теряется самоконтроль, и совершаются поступки, о которых подростки могут жалеть всю последующую жизнь. Снижается концентрация внимания и координация движений, что может привести к травме. Организм подростка очень чувствителен и восприимчив к спиртному и даже при попадании небольшой дозы в организм подростка происходит нарушение всех физиологических функций. Происходит постепенное привыкание и потребность употребления алкоголя всё в больших дозах.

Многие подростки начинают принимать алкоголь из простого любопытства, им хочется выглядеть взрослыми. Так рюмка за рюмкой возникает привыкание. Алкоголь становится частью обмена веществ организма, без которого человек испытывает синдром отмены. Постепенно происходит деградация личности, всё человеческое в человеке убивается. Алкоголь влияет на организм подростка губительно относительно всех органов и систем.

Вред алкоголя на организм подростка выражается в развитии психосоматических нарушений, ведь алкоголь – это токсическое вещество, которое в первую очередь действует на нервную систему не просто отравляя нервные клетки, но и убивая их.

Несмотря на пропаганду здорового образа жизни, массу фильмов об ужасах судьбы наркозависимых, многие подростки считают, что быть наркоманом модно, круто, стильно и роскошно. Но в действительности все не так: грязные подъезды, один шприц на десяток человек и дикая боль до следующей полученной, иногда из интереса или добровольно, дозы.
Среди многочисленных проблем, связанных с употреблением наркотиков, важно отметь проблему «легких» и «тяжелых» наркотиков , так как в данное время среди молодежи господствует ложное убеждение, что так называемы «легкие наркотики» не так уж вредны и временами допустимы для употребления. Само понятие «легкие наркотики» абсурдно! Ведь легко только поначалу, до того, пока «немножко и иногда» не перейдет в «часто, много и тяжело» (а стоит ли начинать пробовать?)

Читайте также:  Последствие и влияние алкоголизма на организм

У подростков, испытывающих потребность в психоактивных веществах, не может не развиваться искажение мировоззрения, личностных сдвигов, формирование характерных для больных наркоманией мифов о том, что в случае необходимости, они сами и очень легко смогут перестать принимать наркотики (редко кому это удается).

Избежать привязанности практически невозможно, вместе с тем, с каждой дозой наркоман вводит в свой организм растворитель, который разлагает все его органы, а смертность среди инъекционных наркоманов превышает 90%. Фактически подавляющее большинство из них обречены на раннюю смерть. Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет непрерывной наркотизации. Все наркотики независимо от пути введения в организм в большей или меньшей степени обязательно повреждают: нервную систему (в том числе головной мозг); иммунную систему; печень; сердце; легкие, порождая такие заболевания, как пневмония, хроническая печеночная недостаточность и многое другое.
Несмотря на повсеместное распространение подростковой наркомании, употребление или отказ от наркотиков – это личное дело каждого человека. Однако хотелось бы, чтобы каждый подросток перед тем, как съесть таблетку, покурить или уколоться, задался вопросом: а стоит ли? Стоит ли тайком воровать деньги у родителей на очередную дозу; стоит ли проводить болезненные месяцы в реабилитационных центрах; стоит ли видеть жалостливое презрение в глазах друзей и сверстников; стоит ли хоронить свои стремления и мечты ради минутного удовольствия или удовлетворения простого интереса?

источник

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения

Профилактическая работа в школе.

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст — это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей — подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел — учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.
  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

источник