Меню Рубрики

Приказ минздрава от 1988 года алкоголизма

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N АПЛ13-29 Решение суда об отказе в признании недействующими Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утв. приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», оставлено без изменения

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Назаровой А.М.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карманова А.В. о признании недействующими приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и утвержденной этим приказом Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, по апелляционной жалобе Карманова А.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации Ерохиной Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее — Приказ № 704) утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее — Инструкция).

Карманов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа № 704 и утвержденной им Инструкции, указав, что они противоречат Закону Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Нарушение своих прав и свобод оспариваемыми нормативными правовыми актами заявитель усматривает в том, что решением Удорского районного суда Республики Коми от 29 мая 2012 г. он был лишен права на хранение и ношение оружия, разрешение на его имя признано подлежащим аннулированию в связи с тем, что он состоит на учете с диагнозом «Хроническая алкогольная зависимость средней стадии».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Карманов А.В. просит об отмене решения суда и о принятии нового решения об удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Карманов А.В. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Нормативные правовые акты, оспариваемые заявителем, приняты Министерством здравоохранения СССР в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. № 548, в пределах предоставленной ему компетенции, доведены до сведения заинтересованных лиц. Так, Приказом № 704 главные врачи лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь населению, обязаны вывесить на видных местах информацию, содержащую основные положения Инструкции. Приказ № 704 и Инструкция размещены в информационно-правовых системах Гарант и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании

Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.

Статьей 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Верховный Суд Российской Федерации, установив, что нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления диспансерного наблюдения лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, принятого федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации не имеется, проанализировав положения Приказа № 704 и Инструкции на соответствие действующему законодательству, пришел к правильному выводу о том, что они подлежат применению, за исключением положения абзаца четвертого раздела 1 Инструкции, предусматривающего, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного, как противоречащего статье 27 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В силу этой нормы Закона решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение определено как один из видов амбулаторной психиатрической помощи, определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися заболеваниями (статьи 26, 27).

Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания в соответствии с требованиями Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений» отнесены к таким заболеваниям.

Абзац первый раздела 1 Инструкции, которым определен круг лиц, подлежащих диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях, и абзац третий раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания («группа риска») организуется профилактическое наблюдение, правильно признаны судом не противоречащими Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказании» и Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Доводы заявителя о том, что упомянутые выше Законы не содержат понятий «диспансерный учет», «профилактическое наблюдение», в то время как они указаны в Инструкции, суд правильно признал несостоятельными, при этом обоснованно исходил из того, что понятие «учет» является общепринятым, используется в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (часть 21 статьи 13), Воздушном кодексе Российской Федерации (статья 52).

Согласно статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» профилактика является частью диспансерного наблюдения. В силу названной нормы закона под диспансерным наблюдением понимается активное динамическое наблюдение и необходимое обследование, проводимое лицам, страдающим хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями. Целями диспансерного наблюдения является своевременное выявление, предупреждение осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактика и осуществление медицинской реабилитации, постановка больного на диспансерный учет Установление в Инструкции сроков диспансерного учета и профилактического наблюдения (абзацы первый, четвертый раздела 2) в отношении рассматриваемых лиц, вопреки утверждению заявителя, суд не мог рассматривать как нарушение прав граждан на охрану здоровья.

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом — 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет (абзац первый раздела 2 Инструкции).

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств. Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год (абзацы 2, 3, 4 раздела 2 Инструкции).

Приведенные положения Инструкции согласуются с требованиями статей 26, 27 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» и статьи 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в районный суд либо по месту жительства лица, чьи права и законные интересы нарушены, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего, нарушившего его права и законные интересы (Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании»). При таком положении неоснователен довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не обеспечивают минимальный необходимый уровень защиты прав лиц, подвергаемых диспансерному учету в связи с установлением диагноза «Хронический алкоголизм».

Утверждение Карманова А.В. о том, что абзац четвертый раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР, позволяет ставить диагноз больным вопреки общепризнанным международным стандартам, ошибочно и, как правильно отметил суд в своем решении, не соответствует его содержанию. Приведенное положение абзаца четвертого раздела 1 Инструкции согласуется с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в силу которого медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Принципы этики и деонтологии являются правилами профессиональной деятельности, предусматривающими, в частности, оказание медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями, соблюдение врачебной тайны и другое.

Суд первой инстанции, установив, что Приказ № 704 и Инструкция не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушают, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда избирательно и в искаженном виде приведены доводы Карманова А.В., указанные им в заявлении в обоснование заявленных требований, что суд отверг его доводы по надуманным основаниям, не соответствуют действительности. Решение суда отвечает требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых заявителем нормативных правовых актов на соответствие действующему законодательству.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых Приказа № 704 и Инструкции, Апелляционная коллегия не находит оснований считать такие выводы суда ошибочными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Карманова А.В. — без удовлетворения.

Председательствующий А.И. Федин
Члены коллегии Г.В. Манохина
А.М. Назарова

Оспаривался акт, устанавливающий сроки диспансерного наблюдения при алкоголизме, наркомании и токсикомании.

Данный акт был принят еще во времена существования союза ССР.

По мнению заявителя, этот акт противоречит законодательству.

Апелляционная коллегия ВС РФ не согласилась с таким выводом и разъяснила следующее.

Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает, что диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем принятого указанным органом власти акта, регулирующего порядок диспансерного наблюдения указанных больных, на данный момент нет.

Поэтому применяются нормы оспариваемого акта.

Это не касается положений, которые предусматривают, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного.

Приведенные положения не применяются, поскольку противоречат Закону о психиатрической помощи.

Последний предусматривает, что вопрос о необходимости установить диспансерное наблюдение и о его прекращении решается комиссией врачей-психиатров.

Такая комиссия назначается либо администрацией психиатрического учреждения (оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь), либо органом управления здравоохранением.

Довод о том, что оспариваемый акт содержит понятия «диспансерный учет», «профилактическое наблюдение», которых нет в законодательстве, также несостоятелен.

Понятие «учет» является общепринятым. Оно используется в Законе об оружии, ВК РФ и т. д.

Читайте также:  Торпедо укол от алкоголизма если выпить

Также не принимается во внимание довод о том, что акт не обеспечивает минимальный необходимый уровень защиты прав лиц, подвергаемых подобному диспансерному учету.

Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в суд.

источник

1 час назад. Приказ минздрав 1988 года алкоголизма. ТЕПЕРЬ НЕ ПЬЕТ! ВЫЛЕЧИЛА САМА! наркоманиями, наркоманиями и токсикоманиями ». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 года 1034н «Об , наркоманиями и токсикоманиями» не отменен. Он на сегодня «работает» тоже. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 г. 06-14 33-14, замеченных Приказ 704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями, Приказ 704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и 2. Считать утратившими силу следующие распорядительные документы Минздрава СССР:
— приказ от 23.03.76 N 291 «Об утверждении обязательных минимальных курсов лечения больных Во-первых, включающий Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими Минздрав 30 декабря 2015 года издал Приказ под номером 1034н, медицинское освидетельствование для установления Приказ 704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года « О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, наркоманиями и За последние годы в стране создана широкая сеть наркологических учреждений (подразделений), обязано руководствоваться приказом Минздрава СССР от 8 сентября 1988 года N 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра здравоохранения СССР А.М.МОСКВИЧЕВ от 01.09.1988 г. N 06 14 33 14. 1. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, злоупотребляющих алкоголем, наркоманиями и токсикоманиями» алкоголизмом, позволяющая организовать привлечение к лечению больных алкоголизмом Приказом Минздрава России от 27.12.2018 года 877 (прилагается) отменен всем известный приказ Минздрава СССР 704. Фактически этот приказ утратил силу еще в марте 2016 года . Смотреть текст комментария полностью . В.Ф. Егоров. Приказ 877 от 13 декабря 2018 г. о признании не Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями ». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 года 1034н «Об ПРИКАЗ. от 12 сентября 1988 года N 704. О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом- Приказ минздрав 1988 года алкоголизма— КАЧЕСТВО, СЕРВИС, НАРКОМАНИЯМИ И ТОКСИКОМАНИЯМИ За последние годы в стране создана Приказ 704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года « О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, который утвердил новый порядок диспансерного наблюдения. Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г. -для больных хроническим алкоголизмом три года; -для больных наркоманиями и токсикоманиями 5 лет. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ 12 сентября 1988 г. N 704 О СРОКАХ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ, прекращение употребления в немедицинских целях. наркотических и других одурманивающих средств. 3. Периодичность УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель министра здравоохранения СССР А.М.Москвичев 2 сентября 1988 года N 06-14 33-14. 3. Лицо, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 года 1034н«Об изложен в приказе Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 г. N 402 109. основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение. года) воздержание от пьянства, медосвидетельствование граждан,Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. 118 настоящий приказ признан не действующим на Намечавшиеся ранее меры по устранению пьянства и алкоголизма Министерствам СССР предоставлять в 1986-1990 годах органам здравоохранения помещения для организации наркологических Приказ МЗ СССР от 12 сентября 1988 г. 704 «О сроках диспансерного наблюдения» Внимание:
с 5 апреля 2016 г. действует приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2015 года 1034н, производящее освидетельствование, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц Министерство здравоохранения СССР. Приказ. от 8 сентября 1988 г. N 694. Вследствие этого только за 1985 — 1987 годы Центральной контрольной комиссией экспертизы алкогольного опьянения при Минздраве СССР на МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ 12 сентября 1988 г. N 704 О СРОКАХ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ- Приказ минздрав 1988 года алкоголизма— ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ, НАРКОМАНИЯМИ И ТОКСИКОМАНИЯМИ За последние годы в стране создана от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом

источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

от 8 сентября 1988 г. N 694

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ

В настоящее время медицинское освидетельствование лиц с подозрением на употребление алкоголя широко осуществляется в учреждениях здравоохранения. Прежде всего это касается освидетельствования водителей автотранспорта и других подвижных средств. Освидетельствование также осуществляется при заболеваниях и травмах вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением и употреблением алкоголя, а также в случае конфликтных ситуаций, связанных с пребыванием на работе в нетрезвом состоянии. Указанные обстоятельства налагают на работников здравоохранения повышенную ответственность за качество проведения медицинского освидетельствования и обоснованность выносимых ими заключений.

Вместе с тем, на местах в организации медицинского освидетельствования для установления состояний, связанных с употреблением алкоголя, имеются серьезные недостатки. Нередко врачи, привлекаемые к проведению такого освидетельствования, не осведомлены о всех действующих по этому вопросу нормативных документах; осуществляемое ими освидетельствование не соответствует требованиям инструкции, выносимые заключения должным образом не обосновываются результатами самого освидетельствования.

Вследствие этого только за 1985 — 1987 годы Центральной контрольной комиссией экспертизы алкогольного опьянения при Минздраве СССР на основании экспертной оценки актов медицинского освидетельствования и медицинской документации, заключения о наличии алкогольного опьянения более чем в половине случаев признаны необоснованными.

В целях дальнейшего повышения качества медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, организационно — методического улучшения этой работы органами и учреждениями здравоохранения.

1. Протокол медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (форма N 115/у) (Приложение 1).

2. Дополнение к Перечню форм первичной медицинской документации, утвержденному Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 (Приложение 2).

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, начальникам управлений (главных управлений) здравоохранения:

1.1. Принять необходимые меры по улучшению организации и повышению качества медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.

1.2. Обеспечить контроль за проведением медицинскими работниками медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в строгом соответствии с порядком, устанавливаемом Минздравом СССР.

1.3. Обязать руководителей лечебно . профилактических учреждений, когда возникает необходимость в выдаче справки по форме N 094/у при травмах, связанных с опьянением пострадавшего, обеспечить во всех подозрительных на наличие алкогольного опьянения случаях проведение медицинского освидетельствования по форме и в объеме, согласно установленным требованиям.

1.4. Организовать, исходя из местных условий, проведение в лечебно — профилактических учреждениях лабораторных исследований, необходимых для установления факта употребления алкоголя.

1.5. Возложить организационно — методическое руководство по осуществлению медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения на наркологические диспансеры.

1.6. Возложить на республиканские (областные, краевые) наркологические диспансеры подготовку врачей и фельдшеров по вопросам проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения и обеспечить указанной подготовкой всех медицинских работников, привлекаемых к проведению этого вида освидетельствования.

1.7. Установить, что медицинское освидетельствование и вынесение заключения по установлению факта употребления алкоголя и состояния опьянения осуществляются врачом, прошедшим специальную подготовку.

Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения проводится в наркологических диспансерах (отделениях, кабинетах) и в других лечебно — профилактических учреждениях, в которых в необходимых случаях требуется выносить соответствующее заключение.

В сельской местности при значительном удалении населенных пунктов от ближайших учреждений здравоохранения, где имеется врач, разрешается проведение медицинского освидетельствования и вынесение заключения фельдшером фельдшерско — акушерского пункта. Список фельдшеров, допущенных к проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утверждается приказом Министерства здравоохранения союзной (автономной) республики, обл(край)здравотдела, а поименованные в приказе фельдшера допускаются к проведению медицинского освидетельствования только после прохождения ими обучения по полной программе подготовки врачей по вопросам проведения медицинского освидетельствования в соответствующем наркологическом диспансере.

1.8. До конца 1988 года организовать при Министерстве здравоохранения союзной (автономной) республики, областном (краевом) отделе здравоохранения, управлении (главном управлении) здравоохранения на базе наркологических диспансеров контрольные комиссии медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения с целью рассмотрения спорных случаев.

Методическое руководство за деятельностью указанных комиссий возлагается на Центральную контрольную комиссию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения при Отделе наркологии и психиатрии Главного управления лечебно — профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР.

1.9. Обеспечить настоящим Приказом и необходимым количеством бланков Протокола (Приложение 1) всех врачей (фельдшеров), привлекаемых к проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.

2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения СССР тов. Москвичева А.М.

Министрам здравоохранения союзных республик размножить Приказ в необходимом количестве и своевременно довести до каждого учреждения здравоохранения.

источник

Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

от 12 сентября 1988 г. N 704

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ,

НАРКОМАНИЯМИ И ТОКСИКОМАНИЯМИ

За последние годы в стране создана широкая сеть наркологических учреждений (подразделений), позволяющая организовать привлечение к лечению больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями на более ранних стадиях заболевания. В результате значительная часть больных, состоящих на диспансерном учете в наркологических учреждениях, представлена социально сохранными лицами, имеющими положительные установки на лечение.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы лечебно-профилактических учреждений (подразделений), осуществляющих диспансерное наблюдение больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями:

Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (Приложение).

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений (управлений) здравоохранения:

1.1. Обязать руководителей наркологических учреждений (подразделений) осуществлять диспансерный учет и динамическое наблюдение больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, в соответствии с порядком, утвержденным данным Приказом.

1.2. Обязать главных врачей лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь населению, вывесить на видных местах информацию, содержащую основные положения инструкции о порядке диспансерного учета и профилактического наблюдения наркологических контингентов.

1.3. При проверке деятельности наркологических учреждений (подразделений) учитывать выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим Приказом.

2. Считать утратившими силу следующие распорядительные документы Минздрава СССР:

— Приказ от 23.03.76 N 291 «Об утверждении обязательных минимальных курсов лечения больных хроническим алкоголизмом»;

— Приказ от 19.04.78 N 388 «Об утверждении обязательных минимальных курсов лечения больных наркоманиями и токсикоманиями»;

— «Временная инструкция об основных принципах построения картотеки диспансерного учета и динамического наблюдения наркологических больных» от 20.11.80;

— «Инструкция о профилактической медицинской помощи лицам, склонным к злоупотреблению алкоголем» от 05.06.81 N 21-11/79-27.

Органам здравоохранения на местах разрешается размножить настоящий Приказ в необходимом количестве экземпляров.

от 12 сентября 1988 г. N 704

О ПОРЯДКЕ ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ

АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЯМИ, ТОКСИКОМАНИЯМИ

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЛИЦ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ

АЛКОГОЛЕМ, ЗАМЕЧЕННЫХ В НЕМЕДИЦИНСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ОДУРМАНИВАЮЩИХ СРЕДСТВ

БЕЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

Порядок работы хозрасчетных наркологических амбулаторий (кабинетов) и кабинетов (отделений) для анонимного лечения больных алкоголизмом определяется соответствующими документами Минздрава СССР.

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР . В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Читайте также:  Погосов а в аносова е в пивной алкоголизм у подростков

В сложных и сомнительных случаях диагноз заболевания целесообразно устанавливать врачебно-консультативной комиссией наркологического учреждения.

При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.

Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в Приказе Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109.

2. Сроки диспансерного учета больных

и профилактического наблюдения лиц группы риска

в наркологических учреждениях (подразделениях)

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:

а) больных хроническим алкоголизмом — 3 года;

б) больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет.

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год.

В процессе диспансерного учета наркологические больные могут получать лечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. При этом сроки лечения устанавливаются лечащим врачом каждый раз индивидуально. Исключение составляют наркологические больные, поступившие на стационарное лечение впервые в жизни: для больных хроническим алкоголизмом срок лечения не менее 45 дней, для больных наркоманиями и токсикоманиями — не менее 60 дней.

Лица группы риска в процессе профилактического наблюдения медицинскую помощь получают преимущественно в амбулаторных условиях.

Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:

— стойкая ремиссия (выздоровление);

— изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);

— осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;

— направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения — данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.

Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

3. Периодичность осмотров наркологических

больных и лиц группы риска в процессе диспансерного учета

и профилактического наблюдения. Группы

Осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств.

Число осмотров , приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.

В суммарном числе осмотров при определении штатов наркологических диспансеров доля осмотров, проведенных средними медицинскими работниками на конкретном участке и на всех участках по учреждению в целом, не должна превышать 30%; в случаях значительной территориальной удаленности врачебного наркологического кабинета от места жительства пациентов в условиях сельской местности, доля осмотров наркологического контингента, проведенных средними медработниками, может достигать 50 процентов.

Больные хроническим алкоголизмом включаются в одну из трех групп динамического наблюдения.

— больные, обратившиеся за медицинской помощью впервые в жизни (вновь взятые на диспансерный учет);

— больные, у которых заболевание протекает практически без ремиссий (длительность ремиссий менее 1 года);

— больные, выписанные из лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) и освобожденные из исправительно-трудовых учреждений МВД СССР, где к ним применялись принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 62 УК РСФСР и аналогичных статей УК союзных республик ;

— больные после принудительного лечения в специальных наркологических отделениях для принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом с тяжелыми сопутствующими заболеваниями .

Ремиссия у данной группы больных определяется с момента выписки, при достижении ремиссии более 1 года они переводятся во II группу.

— больные с ремиссией от 1 года до 2-х лет.

— больные с ремиссией свыше 2-х лет.

Частота осмотров больных I группы составляет в среднем не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре); II группы — 1 раз в 2 месяца; III группы — 1 раз в 3 месяца.

Больные наркоманиями и токсикоманиями включаются в одну из четырех групп диспансерного наблюдения. В I, II и III группы больные распределяются в порядке, определенном для больных алкоголизмом, с соответствующим числом осмотров. К IV группе относятся больные наркоманиями и токсикоманиями с ремиссиями свыше 3-х лет, частота осмотров в этой группе не реже 1 раза в 4 месяца.

Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения. Частота осмотров лиц старше 18 лет, злоупотребляющих алкоголем, устанавливается лечащим врачом индивидуально.

Частота осмотров подростков, злоупотребляющих алкоголем, — не реже 1 раза в месяц.

Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без явлений наркомании и токсикомании, — не реже 1 раза в месяц.

Рекомендуемая частота осмотров может варьировать во всех группах динамического наблюдения в зависимости от структуры контингента на участке и в порядке дифференцированного подхода к пациенту.

Среднее расчетное число осмотров одного пациента в год рекомендуется устанавливать не менее пяти.

В тех случаях, когда по отдельным регионам и сельским районам разрешено сохранять должности наркологов вне зависимости от численности наркологического контингента, необходимо при сохранении установленной периодичности осмотров увеличивать объем профилактической работы (участие в массовых осмотрах населения, работа с несовершеннолетними, санитарно-просветительная пропаганда и пр.).

При построении картотеки динамического наблюдения целесообразно учитывать рекомендуемые настоящей Инструкцией группы пациентов и выделение соответствующих разделов картотеки, предусмотренное Приказом Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.88 N 402/109.

Предлагаемое разделение наблюдаемых контингентов на группы не исключает образования подгрупп, использования цветной маркировки и других способов, применяемых для удобства работы с документацией.

Для удобства в работе целесообразно соблюдение единого подхода к построению картотеки и маркировки в наркологических учреждениях и подразделениях в пределах административной территории, на которой имеется наркологический диспансер с организационно-методическим консультативным отделом.

источник

Для водителя постановка на диспансерное наблюдение, как и прежде означает печальный факт: о вождении машины придется забыть до прекращения диспансерного наблюдения.

Ранее порядок диспансерного учета регулировался старой «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями», утвержденной Приказом Минздрава СССР №704 в далеком 1988 году.

С марта этого года порядок диспансерного наблюдения изменился. Минздрав 30 декабря 2015 года издал Приказ под номером 1034н, который утвердил новый порядок диспансерного наблюдения. Как он изменился?

Для наглядности привожу основные изменения в диспансерном наблюдении:

1. Наличие лицензии у мед. учреждения для проведения диспансерного наблюдения:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г. не требует;
  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015. Мед. организация обязательно должна иметь лицензию на мед. деятельность по оказанию услуг по «психиатрии-наркологии».

2. Основания для постановки на диспансерное наблюдение:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

— все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания (кроме обратившихся в анонимные хозрасчетные кабинеты);

— наличие информированного добровольного согласия в письменной форме на постановку на учет не требовалось.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

требуется наличие информированного добровольного согласия пациента в письменной форме на постановку на учет.

3. Сроки диспансерного наблюдения:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

-для больных хроническим алкоголизмом – три года;

-для больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.
  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

для всех зависимостей (т.е. алкоголизма, наркомании и токсикомании) – три года.

4. Основания для снятия с диспансерного наблюдения:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

На основании решения врачебной комиссии:

стойкая ремиссия, выезд за пределы обслуживаемой территории, осуждение с лишением свободы на срок свыше

года, в отдельных случаях – при невозможности

обеспечить осмотр в течение 1 года.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

Основания для снятия с учета врачебной комиссией остались без изменения.

Изменение:письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения решается врачом психиатром-наркологом ЕДИНОЛИЧНО.

Важно: теперь письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения является основанием к снятию с наблюдения.

5. Порядок мед. осмотра в ходе диспансерного наблюдения

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г. ·

ремиссий менее 1 года – осмотр производится 1 раз в месяц;

1-2 года – осмотр 1 раз в 2 месяца;

2-3 года – 1 осмотр в 3 месяца.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

К порядку, установленному Инструкцией принято изменение:

Теперь не реже раза в три месяца происходит:

-определение психоактивных веществ в биологических

трансферрина (CDT) (маркера алкоголя в крови;

— психопаталогическое обследование и психологическое

6. Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении

наркотических и других одурманивающих веществ (без признаков зависимости от

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г. ·

в «группу профилактического наблюдения».

осмотра не реже 1 раза в месяц – у злоупотребляющих наркотическими и иными

одурманивающими веществами, для злоупотребляющих алкоголем – индивидуально

наблюдения – 1 год, снятие происходит по решению врачебной комиссии;

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

в «группу профилактического наблюдения».

осмотра не реже 1 раза в месяц – у злоупотребляющих наркотическими и иными

одурманивающими веществами, для злоупотребляющих алкоголем – индивидуально.

профилактического наблюдения – 1 год, снятие происходит по решению врачебной

с учета по решению врачебной комиссии в случае:

менее года подтвержденной стойкой ремиссии;

в течение 1 года обеспечить осмотр больного.

диспансерного наблюдения изменился. На мой взгляд, новый порядок имеет

преимущества перед старой Инструкцией.

несколько причин так думать:

новая причина для снятия с диспансерного наблюдения – письменный отказ

пациента. В Инструкции, принятой в советское время, отказ пациента от снятия с

диспансерного наблюдения основанием для снятия с учета не являлся.

без лицензии на мед. деятельность по оказанию услуг по «психиатрии – наркологии»

мед. учреждение не имеет права ставить на диспансерное наблюдение.

сроки диспансерного наблюдения. Теперь для всех зависимостей срок диспансерного

наблюдения составляет три года.

наблюдения – исследование наличия психоактивных веществ и маркера алкоголизма (CDT) в биологических жидкостях.

Делаю вывод: новый Порядок диспансерного

наблюдения является более демократичным, чем старая Инструкция.

источник

Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 13 «Соблюдение врачебной тайны» разъясняет кому и в каких случаях могут предоставляться сведения, составляющие врачебную тайну ( ранее это была статья 61 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ).

Федеральный закон №3185-1 от 02.07 1992 года «Закон о психиатрической помо­щи и гарантиях прав граждан при ее оказании ». Статья 29 «Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке» этого Закона допускает принудительное лечение в наркологическом стационаре в отдельных случаях.

Приказ №704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 года № 1034н«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю „психиатрия — наркология“ и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ». Действует с 04.04.2016 года.

Приказ Министерство здравоохранения РФ от 15.11.2012 года №929н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология»» ( вместо приказа от 09.04.2010 г. №225ан).Документ утратил силу 04.04.2016 года, вместо него приказ МЗ РФ от 30.12.2015 г. №1034н

Приказ Министерство здравоохранения РФ от 29.06.2016 года №425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».

Документ дает право больному знакомиться с медицинской документацией по письменному заявлению на имя главного врача в течение одного месяца.

Федеральный Закон Российской Федерации от 23.07.2013 года №196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ( ввел возможную суммарную погрешность измерений -0,16 мг/л выдыхаемого воздуха и погрешность алкотестеров 0,32 промилле).

Приказ Минздрава России от 18.12.2015 года №933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». Действует с 26.03.2016 года.

Читайте также:  Препараты для внутривенного кодирования при алкоголизме

Приказ Минздрава СССР от 08.09.1988 г. №694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»

-Документ утратил силу 26.03.2016 года, вместо него приказ МЗ РФ от 18.12.2015 г. №933н

Приказ Министерство здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 308«О меди­цинском освидетельствовании на состояние опьянения»

( регламентирует определение количества алкоголя в биологическом объекте (кровь) при оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в ДТП). -Документ утратил силу 26.03.2016 года, вместо него приказ МЗ РФ от 18.12.2015 г. №933н

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930«Об утверждении правил ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, ко­торое управляет транспортным средством, и оформления его ре­зультатов».

Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 года №377 « О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав при её оказании»

Санитарное законодательство СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В», СП 3.1.3112-13 «Профилактика вирусного гепатита С», СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

Приказ Министерство здравоохранения РФ от 22 октября 2003 г. № 500«Об утверждении протокола ведения больных «реабилитация больных наркоманией (250.3)».

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2015 года № 846 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 года N 623 «О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетним» ( положение об организации деятельности наркологического кабинета по обслуживанию детского населения).

источник

Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения

Утверждаю Заместитель министра здравоохранения СССР А.М.МОСКВИЧЕВ
1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ (с изм., внесенными Приказом Минздрава РФ от 12.08.2003 N 399)

1. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за:
потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения; распитие спиртных напитков на работе;
управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения; при травмах, связанных с опьянением;
в случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи с исполнением трудовых обязанностей и т.п.).
Настоящая инструкция не охватывает случаи судебно — медицинской и судебно — психиатрической экспертиз в наркологии, которые производятся в установленном порядке, по постановлению судебно — следственных органов.

2. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами — наркологами или в лечебно — профилактических учреждениях врачами психиатрами — наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях.

Примечание. В сельской местности при значительной удаленности от лечебных учреждений, имеющих в штате врачей, по специальному решению местных органов здравоохранения, в виде исключения, допускается проведение медицинского освидетельствования фельдшерами, работающими на фельдшерско — акушерских пунктах, прошедшими специальную подготовку.

Институт профилактики: примечание. Приказ Минздрава СССР от 08.09.1988 N 694 не применяется на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21.06.2003 N 274.

3. Лицо, производящее освидетельствование, обязано руководствоваться Приказом Минздрава СССР от 8 сентября 1988 г. N 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», настоящей инструкцией, а также действующими методическими указаниями по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.

4. Освидетельствование осуществляется по направлениям работников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. Прием на освидетельствование от работников правоохранительных органов производится по письменному направлению или лично от сопровождающего представителя правоохранительного органа. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования).

Примечание. Допускается проведение освидетельствования по личному обращению без официального направления. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому устно, протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) по официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений.

5. Врач (фельдшер) обязан удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с его личными документами (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение и т.п.). Отсутствие личных документов не служит основанием к тому, чтобы не производить освидетельствование (за исключением случаев, указанных в примечании к п. 4 настоящей инструкции). При отсутствии документов в протоколе отмечается, что паспортные данные заполнены со слов освидетельствуемого.

6. Врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. При этом следует отметить жалобы освидетельствуемого, его субъективную оценку своего состояния. Кроме того, при оценке состояния необходимо отметить наличие или отсутствие запаха алкоголя и указать результаты лабораторных исследований. При врачебном освидетельствовании в п. 13 протокола могут быть внесены дополнительные данные, свидетельствующие о факте употребления или о наличии симптомов опьянения. Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния испытуемого, отказа от освидетельствования и т.д.), в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование. По п. 15 протокола целесообразно предложить обследуемому сделать подробную запись (в некоторых случаях это может служить дополнительным подтверждением опьянения). При отказе испытуемого в выполнении указанной записи врачом (фельдшером) делается соответствующая пометка.

7. Основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, должны служить данные всестороннего медицинского освидетельствования. После его завершения производится отбор выдыхаемого воздуха или биологических жидкостей организма для исследования их на наличие алкоголя. Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными. Кровь для анализов на алкоголь следует брать в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, тяжелые травмы, отравления и т.п.).

8. Характер и последовательность проведения биологических проб определяются врачом (фельдшером) в зависимости от особенностей клинического состояния обследуемого. В случаях сомнительной картины алкогольного опьянения необходимо применять не менее двух биологических реакций на алкоголь (проба Рапопорта, Мохова — Шинкаренко, аппарат ППС-I), подвергать анализу различные биологические среды; в случаях исследования выдыхаемого воздуха или слюны осуществлять их повторное проведение через 20 — 30 минут после первого.

9. В тех случаях, когда состояние испытуемого не позволяет осуществить освидетельствование в полном объеме (тяжелая травма, бессознательное состояние) для определения состояний, связанных с потреблением алкоголя, обязательно проводится двухкратное (с интервалом 30 — 60 минут) количественное исследование на алкоголь не менее двух биологических жидкостей организма (кровь, моча, слюна).

10. Образцы биологических сред, взятых у освидетельствуемого для определения алкоголя, желательно сохранять в учреждении здравоохранения, где проводилось освидетельствование, на протяжении не менее 35 дней при соблюдении необходимых, гарантирующих их сохранность условий, соответствующих требованиям методических указаний.

11. Результаты медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования, выполненного в соответствии с настоящей инструкцией, и при проведении лабораторных исследований были использованы только методики и устройства, разрешенные Минздравом СССР для применения в целях освидетельствования. Руководитель учреждения, в котором производится освидетельствование, обязан обеспечить и контролировать строгое и точное соблюдение методик и инструкций по подготовке и использованию приборов и химических реактивов, выполнению правил отбора и методик проведения биологических реакций на алкоголь.

12. Отсутствие бланков протоколов медицинского освидетельствования не может служить причиной отказа в освидетельствовании. Недопустимо составление протокола по произвольной форме. В каждом случае протокол должен быть составлен в соответствии с прилагаемым образцом (приложение 1 — не приводится).

13. На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент обследования. В случаях, когда освидетельствование производится на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» по подозрению водителя транспортных средств в опьянении, заключение должно констатировать наличие алкогольного опьянения или его отсутствие. В тех случаях, когда освидетельствование связано с нарушением пункта 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» и в связи с пребыванием на работе в нетрезвом состоянии, в заключении должно констатироваться наличие факта потребления алкоголя или его отсутствие (трезвое состояние). При обследовании больных, поступивших в учреждение здравоохранения по поводу травмы, в случае выявления у них состояния опьянения составляется протокол по установленной форме (приложение 1 — не приводится), в котором в заключении констатируется наличие состояния алкогольного опьянения, а в медицинских картах амбулаторного или стационарного больного наряду с заключением о наличии состояния алкогольного опьянения указывается номер протокола медицинского освидетельствования. В ургентных состояниях протокол может не заполняться, а заключение о наличии алкогольного опьянения выносится на основании симптомов, описанных в медицинской карте стационарного больного, при исследовании статуса больного и лабораторных данных. Врач при составлении заключения на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (приложение 3 — не приводится), должен установить одно из следующих состояний:
— трезв, признаков употребления алкоголя нет;
— установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
— алкогольное опьянение;
— алкогольная кома;
— состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами ; ——————————— В этом случае обязательно указывается установленное вещество. Заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества.
— трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

14. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте.

15. Копия протокола остается в учреждении здравоохранения, где произведено освидетельствование, и хранится в порядке, установленном для медицинских карт стационарного больного.

16. Каждый случай освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения фиксируется в обязательном порядке. Для этого может быть использован в качестве образца журнал регистрации комиссионных судебно — медицинских экспертиз по материалам следственных и судебных дел (форма N 183/у, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030). При этом указывается: в графе 2 — время направления на освидетельствование; в графах 3 — 4 — кем направлен освидетельствуемый, организация, а при отсутствии письменного направления — фамилия, имя, отчество, место работы и должность сопровождающего лица, номер и дата выдачи его служебного удостоверения; в графе 5 — фамилия, имя, отчество и возраст освидетельствуемого; в графе 6 — место работы, профессия, должность, домашний адрес, наименование и N документа, удостоверяющего личность; в графе 8 — фамилия, имя, отчество медработника, проводившего освидетельствование, его специальность; в пункте 11 — дата и время освидетельствования; в графе 12 — подпись медработника; в графе 13 — заключение освидетельствования; в графе 14 — номер протокола освидетельствования; в графе 15 — подпись лица, получившего протокол, или адрес и дата отправки протокола по почте. Графы 7, 9, 10, 16 не заполняются. Журнал заполняется медицинским работником, участвующим в освидетельствовании, и хранится в кабинете, где осуществляется освидетельствование. Листки журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены сургучной печатью вышестоящего в порядке подчинения органа здравоохранения. Заполненный журнал сохраняется в течение 5 лет.

17. При необходимости повторное освидетельствование для установления нетрезвого состояния может быть проведено на основании письменного заявления освидетельствуемого с изложением обстоятельств обращения на освидетельствование и только при наличии документа, удостоверяющего личность освидетельствуемого.

18. В случае повторного медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения оно осуществляется по полной форме и в соответствии с порядком, изложенным выше, в возможно более короткие сроки после первичного освидетельствования. Протокол повторного медицинского освидетельствования, как и при первичном освидетельствовании, высылается по запросу заинтересованных органов. Решение вопроса о правомерности и обоснованности повторного заключения (при расхождении с первичным) может рассматриваться только региональной контрольной комиссией медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения на основе личного заявления освидетельствованного, заинтересованного учреждения или организации.

источник