Меню Рубрики

Причины алкоголизма и наркомании у подростков

Употребление спиртного с самых ранних лет наносит непоправимый вред здоровью, а также опасно развитием тяжелой зависимости. Молодежь в силу психологических особенностей подвержена негативному влиянию внешнего мира, поэтому крайне важно, чтобы каждый ребенок был огражден от причин, вызывающих подростковый алкоголизм. Узнайте о пагубных последствиях этого увлечения в столь юном возрасте.

Согласно медицинским источникам, тяжелая психологическая и физиологическая зависимость от спиртного развивается у молодых людей, которые хотя бы раз в неделю употребляют спиртное. При этом абсолютно не важно, какой это будет напиток: вино, коктейль или пиво. Алкоголизм у подростков развивается в самые короткие сроки. Так, если 13-летний ребенок систематически «балуется» спиртным, то к 15 годам у него сформируется стойкая зависимость от этанола.

Важно понимать, что систематическое злоупотребление алкоголем – это вид наркомании и бороться с ним нужно соответствующими мерами, прежде всего, превентивного характера. В условиях современности, когда всюду пропагандируется культ вседозволенности, родители должны приложить максимум усилий, чтобы уберечь ребенка от отрицательного влияния окружающего мира и воспитать любимое чадо самодостаточным волевым человеком.

Абсолютное большинство молодых людей не способно критически оценивать собственное состояние, поэтому без помощи взрослого здравомыслящего человека несовершеннолетнему алкоголику сложно побороть возникшую проблему. Как правило, у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным, быстро нарастает социальная дезадаптация. На этом фоне забрасывается учеба, возникают (либо усиливаются) семейные конфликты, нередко появляются проблемы с законом. Помимо всего прочего, особенности подросткового алкоголизма состоят в следующем:

  • кратковременной эйфории, быстро сменяющейся депрессивно-злобным настроем;
  • двигательном возбуждении;
  • полном выключении сознания;
  • скором развитии психологической и интеллектуальной деградации;
  • стремительном формировании стойкого компульсивного влечения к спиртному;
  • низкой эффективности лечения;
  • девиантном поведении.

Алкоголизм у подростков развивается под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. При всем этом не стоит забывать простую истину о том, что личность формирует среда. В этом плане исследователи придают особенное значение первичному опыту, который ребенок в первые годы своей жизни получает, общаясь с родителями. Собственно, поэтому семьи алкоголиков считаются априори опасными в отношении формирования пагубной (врожденной) зависимости у детей.

Дефекты воспитания нередко усугубляются негативным влиянием сверстников. В большинстве случаев дети алкоголиков попадают в асоциальные подростковые группы. Пребывание в кругу таких «друзей» оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, неправомерными поступками и другими подобными действиями. На этом социальные причины подросткового алкоголизма не исчерпываются. Так, отдельного внимания требует телевидение. Реклама спиртного самым негативным образом влияет на несовершеннолетних, вызывая у последних желание ощутить «незабываемый» вкус популярных напитков.

При всем этом ученые установили, что детский алкоголизм может возникать и по физиологическим причинам. На формирование пагубной зависимости у ребенка могут влиять течение беременности, осложненный родовой процесс. Широкомасштабные исследования показали, что у людей, регулярно злоупотребляющих алкоголем, развиваются вспомогательные метаболические механизмы, позволяющие организму эффективнее избавляться от этанола.

Ввиду этого эйфория у тяжело зависимых людей развивается после употребления огромного количества спиртного, что в конечном итоге оборачивается самыми негативными последствиями для организма. В этом отношении особенно опасен пивной алкоголизм у подростков. Помните, что систематическое употребление слабых спиртных напитков тоже способствует формированию физиологической зависимости от этанола.

К числу психологических факторов раннего алкоголизма относят особенности характера и умственные способности подростка. Противоречивые или завышенные требования к ребенку со стороны родителей, сопровождающиеся недостаточным вниманием к его интеллектуальным способностям и физическим нуждам, увеличивают вероятность развития у несовершеннолетнего тяги к приему алкогольных напитков.

Современная медицина рассматривает алкоголизм у подростков в качестве прогрессирующего болезненного процесса. Как и любое другое патологическое состояние, данный синдром характеризуется специфической клинической картиной. При этом каждая последующая фаза привыкания сопровождается разными физико-психическими нарушениями. Между тем наркологи выделяют следующие стадии развития алкоголизма у подростков:

  1. Первая – характеризуется появлением навязчивой, но преодолимой психологической зависимости от спиртного.
  2. Вторая – предусматривает возникновение компульсивного влечения к алкоголю и абстинентного синдрома.
  3. Третья – обуславливается непреодолимой тягой к спиртосодержащим напиткам.

В последнее время алкоголизм среди молодежи распространяется с огромной скоростью. Согласно статистике, около 75% подростков в возрасте до 15 лет уже когда-либо пробовали спиртное, тогда как к 17 годам с запрещенными напитками знаком практически каждый несовершеннолетний. Кроме того, примерно 5-7% отравлений в детском и подростковом возрасте приходятся на алкогольную интоксикацию. При этом важно сказать, что прием обычной для взрослого дозы спиртного может обернуться для неокрепшего организма летальным исходом.

Личность ребенка постоянно претерпевает множество изменений. В случае, если на каком-то из этапов психологического или социального развития подросток начинает приобщаться к спиртному, происходит сбой. При такой ситуации ребенок, как правило, начинает постепенно отставать в развитии, а потом и вовсе деградирует. Помимо всего прочего, алкоголь оказывает пагубное влияние на все системы организма. Так, регулярное употребление спиртного разрушительным образом воздействует на нервные клетки головного мозга.

Прием этанолсодержащих напитков вызывает сильное торможение умственных способностей. По этой причине ранняя алкоголизация приводит к остановке процесса формирования этических и нравственных норм. Кроме того, спирт отключает «центры самоконтроля», в результате чего у подростка пропадает способность к адекватному восприятию поступающей извне информации. Ситуация осложняется еще и тем, что сознание человека в состоянии опьянения концентрируется исключительно на негативных моментах и полностью игнорирует любые попытки собеседника уйти от конфликта.

Ранняя алкоголизация приводит к развитию подросткового конформизма и психопатизации. Происходящие на фоне злоупотребления спиртными напитками личностные изменения являются неоспоримым свидетельством развития у ребенка психоорганического синдрома, или состояния общей психической беспомощности. При этой патологии у подростка в той или иной степени могут превалировать признаки апато-абулического или аффективно-неустойчивого состояния. Первый синдром характеризуется интеллектуальным снижением, изоляцией, тогда как второй – резкими перепадами настроения.

Алкогольная зависимость откладывает свой отпечаток не только на личности ребенка, но и на его внешнем облике. Пьющие подростки, как правило, худощавы, бледны, у них слабо развиты вторичные мужские либо женские половые признаки. Регулярное поступление этанола в организм нарушает нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта, ввиду чего ребенок недополучает питательных веществ. Вследствие этого его волосы, ногти становятся ломкими, а кожа приобретает сероватый оттенок.

Влияние алкоголя на организм ребенка настолько губительно, что может привести к развитию самых страшных недугов. Так, печень подростка, которая обезвреживает поступающие алкогольные токсины, еще не способна синтезировать достаточное количество ферментов, отвечающих за расщепление этанола. Как следствие, яды скапливаются в органе и постепенно разрушают его. На этом этапе у подростка, как правило, диагностируется цирроз печени. Кроме того, прием алкоголя негативно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и репродуктивной систем ребенка.

Тяжелая форма зависимости сопровождается выраженными интеллектуальными и соматическими нарушениями, поэтому у специалистов, как правило, не возникает вопросов относительно природы этих явлений. При отсутствии явных признаков пагубного пристрастия проводится гипердиагностика алкоголизма, что, по мнению некоторых наркологов, необоснованно.

Своевременное выявление опасной зависимости у подростков в большинстве случаев защищает пациентов, уже начавших систематически употреблять алкоголь, от развития тяжелой формы пристрастия. Больных изолируют от компании собутыльников. Смена привычного образа жизни способствует разрушению характерных для алкоголизма установок и поведенческих паттернов.

Лечение запущенных форм зависимости зачастую малоэффективно по причине отсутствия у подростков критического отношения к собственному поведению и интенсивной тяги к спиртному. Использование имплантов, специальных аверсивных препаратов и других похожих методик в обычной ситуации не приносит желаемого результата. Наилучший эффект от лечения достигается при проведении психотерапии в условиях специализированного реабилитационного центра.

Известно, что подростковый возраст всегда сопровождается кризисом во взаимоотношениях между родителями и детьми. По этой причине в указанный период необходимо не только «закручивать гайки», но и уделять ребенку побольше внимания, проявлять интерес к его увлечениям и потребностям. К сожалению, понятия алкоголь и подростки в настоящее время практически неразделимы, но общими силами можно изменить ситуацию к лучшему.

Возможно, для этого родителям придется чем-то пожертвовать, например, выделять ежемесячно определенную сумму, чтобы подросток мог посещать всевозможные кружки, спортивные, художественные и другие школы. При всем этом важно помнить, что самой лучшей профилактикой детского алкоголизма является поддержание теплых доверительных отношений с собственным ребенком.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

В настоящее время проблема аддиктивного поведения детей и подростков является высоко актуальной: «в последние два десятилетия все специалисты, связанные с проблемами молодежи подростков, отмечают рост химической зависимости в этой возрастной группе. Особое беспокойство в последнее десятилетие XX в. вызвал бурный рост наркомании, преимущественно героиновой. Кроме того, существенно расширился ассортимент потребляемых ПАВ; появились новые для нашей страны синтетические наркотики – галлюциногены, психостимуляторы. Параллельно с этим на рубеже веков Россия столкнулась с еще одной новой пробле­мой – проблемой пивного подросткового алкоголизма. Резко увеличилось число лиц, сочетанно потребляющих два и более ПАВ. … Поскольку эти явления распространяются преимущественно на подростково-молодежные слои населения, проблема зависимости от ПАВ стала об­щенациональной и привлекает внимание специалистов самых разных областей знания: от врачей и психологов до социологов и юристов» [11, с.616].

Читайте также:  Цели и задачи мероприятий по наркомании и алкоголизму

В детском и подростковом возрасте алкоголизм и наркомания как сформировавшиеся заболевания встречаются редко, наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация и наркотизация. Наиболее распространенные мотивы употребления ПАВ детьми и подростками – нежелание отстать от товарищей, любопытство, представление, что употребление спиртного – символ взрослости и зрелости [5; 8]. Однако при повторном приеме алкоголя и наркотиков может развиться новый мотив – желание испытать веселое настроение, чувство расторможенности, комфорта, и тогда дальнейшее развитие зависимости у подростков осуществляется тем же путем, что и у взрослых людей.

При этом физиологическая, психическая и социальная незрелость подростка приводят к большей подверженности его организма и психики к неблагоприятным последствиям употребления ПАВ. Поэтому чем в более раннем возрасте сформирована зависимость, тем выше скорость развития алкоголизма и наркомании и тяжесть их течения [11].

Рост числа детей и подростков, употребляющих ПАВ, вероятно, обусловлен изменениями, произошедшими в современном обществе, которые способствуют ранней алкоголизации и наркотизации:

  1. Неблагоприятные экономические условия. Формированию зависимости способствует недостаток материального обеспечения и низкий уровень образования. Экономический кризис в России 90-х гг. ХХ века обусловил значительное увеличение числа семей с низким уровнем дохода; в связи с этим многим молодым людям приходилось в ущерб получению образования заниматься работой, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому повышение алкоголизации и наркотизации в стране за последнее время отчасти обусловлено экономическими причинами.
  2. Идеологические особенности общества. Одновременно с экономическим кризисом произошло изменение идеологии общества в направлении индивидуализации ценностей. В связи с этим у большинства населения сформировалась потребительская позиция по отношению к жизни, проявляющаяся в доминировании таких принципов, как «взять от жизни все». Употребление алкоголя и наркотических веществ зачастую рассматривается как возможность «получить удовольствие», которая является приоритетным стремлением в современном обществе.
  3. Отсутствие альтернативных способов проведения досуга. Распад СССР повлек за собой разрушение существовавшей системы организации развлечений молодежи; при этом новая система развлекательных заведений возникала спонтанно. Это привело к тому, что в настоящее время существует множество заведений, способствующих развитию алкоголизации и распространению наркотических веществ (бары, ночные клубы, дискотеки и т.п., подразумевающие как официальную продажу алкогольных напитков, так и зачастую неофициальное распространение наркотиков) при отсутствии развлекательных заведений, не связанных с употреблением ПАВ.
  4. Недостаток информации. Каждый современный подросток имеет представление о вреде алкоголизма и наркомании, однако в большинстве случаев это представление является расплывчатым и неубедительным, особенно в условиях постоянного наблюдения того, как окружающие продолжают употреблять ПАВ несмотря на «предупреждения Минздрава».

Выделяют следующие основные факторы, обусловливающие формирование расстройств поведения у детей и подростков [5]:

  1. Болезненное усиление влечений в результате органических заболеваний головного мозга или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к изменениям влечений;
  2. Отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-этических и общественных норм поведения родителей;
  3. Реакции протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или других воспитателей;
  4. Неразрешимые личностные конфликты, приводящие к импульсивным действиям, направленным на попытку их разрешения.

Для подросткового возраста характерен ряд ситуационно-личностных психологических реакций на неблагоприятные условия среды (прежде всего, социальной) – преходящих, ситуационно обусловленных отклонений в пове­дении ребенка или подростка. Наиболее распространенными из них являются реакция эмансипации и реакция группирования со сверстниками [6].

В основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки со стороны взрослых, стремление к независимости, самостоятельности и самоутверждению, порождающие протест против установленных правил и порядков. Наиболее часто реакция эмансипации выражается в открытом, демонстративном проявлении поведения, полностью противоречащего тем требованиям, которые предъявляются взрослыми. Такое поведение сопровождается непослушанием, грубостью, негативизмом, упрямством, игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Зачастую реакция эмансипации проявляется именно в употреблении алкоголя и наркотических веществ, воспринимаемом многими подростками как атрибут «взрослости».

Стремление подростков к объединению в неформальные малые группы имеет филогенетические корни и носит инстинктивный характер. Однако реакция группирования со сверстниками может одновременно являться и формой протеста подростка против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Значимость подростковой группы для личностей ее членов усиливается тем, что в группе удовлетворяются основные социально-психологические потребности подростков: познавательная потребность, потребность в эмоциональных контактах и т.д. Как правило, подобные группы являются референтными для большинства своих членов, и подростки полностью интериоризуют особенности поведения и ценности группы. Многие неформальные подростковые группировки проявляют положительное отношение к алкоголю и наркотическим веществам, и именно здесь зачастую зарождается зависимость.

Нередко ситуационно-личностные реакции подростков служат основанием для формиро­вания более устойчивых по своей природе девиантных форм поведения.

Кроме ситуационно-личностных реакций аддиктивное поведение детей и подростков может быть связано с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными патологическими формированиями личности, ранними проявлениями формирующихся психопатий, а также с психопатоподобными состояниями [5].

Таким образом, подростковый возраст по своим психосоциальным особенностям является уязвимым и податливым для формирования зависимости. В современном обществе к тому же существует ряд значимых факторов, способствующих употреблению ПАВ подростками, при отсутствии достаточно весомых препятствий на пути развития зависимости. Поэтому в настоящее время происходит рост числа алкоголиков и наркоманов в подростковой среде.

источник

Причин употребления наркотиков масса. Во всем многообразие факторов которые прямо и косвенно подталкивают или способствует возникновению наркомании в среде молодежи. Можно выделить объективные и субъективные, действительные и мнимые, случайные и закономерные и так далее и тому подобное. Но в общем и целом, их обычно делят на две группы.

Первая группа — тип личности и наклонность к психическим расстройствам самого подростка, который реализует себя поиском необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков. Некоторые психические расстройства начинают проявляться в подростковом возрасте в силу психологических и гормональных перестроек молодого организма.

Психопатия — это неправильное поведение (аномалия характера), которое приводит к дисгармоническому формированию личности подростка и нарушают его адаптацию в обществе. Имеет немаловажное значение курение, прем алкоголя, лекарственных средств беременной. Что негативно влияет на плод в период внутриутробного развития, а также отравления (интоксикации, стрессы, инфекции (особенно вирусные), недостаточное питание, гестозы, отслойка нормально расположенной плаценты.

Причины формирования органического заболевания головного мозга:

Сюда относятся и негативные воздействия на головной мозг ребенка, заболевания ЦНС, длительные тяжело протекающие болезни, в первые 1-3 года жизни ребенка.

Имеет значение и ЧМТ в анамнезе, менингиты, менингоэнцефалиты, отравления тяжелыми металлами в раннем детстве, отрицательное влияние окружающей среды, а также недостаток воспитания.

Когда воспитанием ребенка в семье никто не занимается, где мать и отец — алкоголики или когда отец — алкоголик, а мать занимается пьяным мужем, если подросток растет воспитывается в неполной семье(даже непьющей) в атмосфере полной скандалов, когда его воспитанием занимаются только бабушка с дедушкой, — психопатия еще более усугубляется.

При воспитании ребенка в благоприятной семье, где он видит нормальное поведение своих родителей в обществе, формируют адекватную духовно-нравственную позицию, говоря, что можно, а что нельзя делать, то эгоцентризм его становится не столь выраженный, как при многих видах психопатий.

Акцентуация характера — это пограничное проявление нормы, что еще не является патологией, при доминанте тех или иных черт характера. Виды акцентуаций характера по сути те же, что и виды психопатий, но доминаты при них выражены не столь резко как при психопатиях, отсутствует такая социальная дезадаптация, как при психопатиях.

Олигофрения (легкая умственная отсталость) и пограничная умственная отсталость предрасполагают обычно к раннему приему алкоголя и потребления наркотических средств. Для таких подростков характерен обычно низкий уровень интеллектуального развития. Они, как правило, не могут адекватно взвешивать последствия своих действий. Такие легко могут попасть под влияние плохой компании и более подвержены негативному влиянию, чем положительному. Всё это и создает основу для подражания сотоварищам, имеющим опыт выпивки и потребления наркотиков.

Подростки с такими заболеваниями как шизофрения, эпилепсия, биполярное расстройство. также более подвержены алкоголизму и наркоманиям. Наркомания, как и алкоголизм влияет на наследственность, только не прямо, а опосредованно, безусловно у детей алкоголиков более часты психические заболевания, имеется навязанная парадигма так называемого алкогольного поведения.

К дополнительным факторам алкогольной и наркотической зависимостей относится ещё и незрелая подростковая личность, которая не всегда способна противодействовать негативному внешнему влиянию. Для подросткового периода характерны особенности поведения, которые могут быть как явление присутствующей психической патологии, так и поведение здорового подростка. Что более всего свойственно акцентуатрам и психопатам, т. е. связано непосредственно с нарушениями поведения.

Большая часть нынешних подростков — акселераты, но в поведении своем и эмоциональных реакциях остаются инфантильными, тем самым напоминая поведение детей. Несмотря на «взрослость» и высокий рост, у них сохраняются детские интересы и неустойчивость эмоций, еще незрелая психика, повышенная внушаемость, незащищенность от негативного влияния окружающих, беспечность, эйфоричность, невозможность адекватно анализировать возможные последствия своих действий.

У акселератов-подростков еще недостаточно зрело развита критика к себе и своему поведению. Они хотят от взрослых уже другого внимания, поскольку стали смотреться более взрослыми и считают себя таковыми. Они жаждут самостоятельности, еще не имея возможности самостоятельно зарабатывать.

В материальном плане они еще остаются зависимы от родителей, а в учебном заведении их поведение корректируется педагогами. Тем самым компенсируя свою зависимость в компаниях таких же подростков, где каждый желает как можно ярче самовыразиться, утвердиться среди сотоварищей, достичь «авторитета» распространенными способами и средствами, характерных для этой компании.

Среди подростков одни в физическом и сексуальном плане развиваются рано, другие позднее, и над ними тогда начинают иронизировать более развитые сотоварищи. Дабы не отставать от сверстников в компании и не быть предметом насмешек, подросток пытается казаться круче других и доказать всем и самому себе, что он не хуже.

Лица в этом возрасте уже начинают пробовать алкоголь или наркотики в своей компании или под влиянием взрослых. Вне зависимости от наличия предрасположенности к психическим заболеваниям поведенческие групповые нормы и желание подражать старшим ведет к тому, что если даже один подросток ранее употреблял алкоголь или наркотики, то начинают алкоголизироваться или принимать наркотики вся компания подростков.

Здесь вина родителей этих подростков значительна, отсутствие надзора, воспитательных бесед, контроля за свободным времяпрепровождением своих детей, частые домашние бытовые скандалы.

Началу приема алкоголя и наркотиков способствуют поведенческие особенности подростковой группы в силу пубертатного возраста. А злоупотребление спиртным или наркотиками, в свою очередь, еще более усугубляет этот процесс. Стремление быть частью компании своих сверстников-товарищей — нормальное свойство пубертатного периода подростка.

Будучи один дома один или с товарищем, психически полноценный школьник средних классов находит занятие себе по душе, увлечённо во что-то играет, читает интересные книги, коллекционирует что-либо и пр. Однако, развитие, познание окружающего мира подростка не ограничивается только домом и семьей.

Детей дошкольного возраста еще можно за руку привести-отвести в детский садик, домой, позволяя гулять только со взрослыми. А с подростком это уже проблематично. Подросток сам посещает школу, может где-нибудь задержаться после уроков, а свободное времяпрепровождение совпадает со временем, когда родители еще на работе.

В эпоху Советского Союза были распространены занятия детей и подростков в различных спортивных, художественных учреждениях и различных кружках, и каждый увлекался своим хобби. В наши дни всевозможные спортивных и прочие учреждения стали платными и уже не любая семья может себе позволить такие расходы.

Сейчас спортом многие школьники уже не хотят заниматься, так как он стал менее престижным, за исключением видов, предназначенных для самообороны и нападения. Тем более занятие спортом требует старания и терпения, а болтаться во дворе или бродить по улицам куда проще.

Группируясь в компании сверстников, большинство подростков не находят себе никакого интересного занятия, как кроме сидеть во дворе на лавочке и бренчать на гитаре или слушая музыку, бесцельно ходить по улицам в поисках разнообразных «приключений». И такие «приключения» находят, которые часто сопряжены с насилием, грабежами и разбоем.

Конечно, такое времяпрепровождение свойственно не всем ребятам. Иначе, наш социум в ближайшее время ждала бы катастрофа. В какой-то момент компания ребят от скуки и «для настроения» начинает пробовать алкоголь. Как правило, инициатором служит опытный подросток, уже пробовавший спиртное. Одни начинают выпивать из любопытства, другие — чтобы казаться взрослым, третьи — чтобы не отставать от товарищей.

Если раньше в эпоху Советского Союза лица, не достигшие 21 года, не могли приобрести алкогольную продукцию, то в наши дни, хотя эти запреты пока никто не отменял, многим продавцам магазинов все равно, кому они продают алкоголь, взрослому или подростку. В любой момент несовершеннолетний может приобрести алкогольный напиток.

Легче стало сейчас приобрести и наркотики. На дискотеках можно «достать» «экстази», марихуану и другие наркотики. В школах, училищах ходят наркоторговцы со своим «товаром», предлагая его ученикам. Дети нашего времени могут легко и быстро найти свободные деньги: у некоторых детей денег может быть больше, чем у их родителей и педагогов.Когда кто-то из компании отказывается принимать спиртное или наркотики со всеми, то над ним начинают смеяться, называя слабаком или трусом, что негативно сказывается на психике подростка.

Ребята испытывают страх не потому, что их побьют, а потому что над ними начнут надсмехаться. В подростковом возрасте еще нет полной уверенности в себе и в своих силах, а обидные насмешки и прозвища крайне негативно сказываются на их еще незрелой психике.

Подростки-акселераты начинают считать себя уже взрослыми, однако, еще недостаточное развитие психических процессов нервной системы не защищает их от чужого негативного влияния, тем более авторитета сверстников своей компании. Подростки быстро пьянеют, даже с бутылки пива или ста граммов вина. Некоторым и того меньше. Но это рассматривается компанией признаком слабости и делается предметом насмешек со стороны «опытных» в плане выпивок.

Начиная выпивать, большинство ребят не знает о своей низкой толерантности к алкоголю. Они наблюдают, как взрослые пьют, даже если никогда не видели как их родители выпивали. Для подростков наглядным примером этого служит улица и кинофильмы, в которых лихой «герой» браво опрокидывает стакан за стаканом. Подражая взрослым и любимым киногероям, ребята начинают поступать так же.

Лидер компании молодых людей, как правило, опытный молодой человек в плане выпивок, употребления наркотиков и старше других товарищей, может иметь какое-либо психическое отклонение или физически более развит. Когда лидер обладает асоциальными наклонностями, тогда такая компания зачастую превращается в банду, охраняющую свою территорию от других подобных криминальных группировок. Бандиты группируются во дворах, подвалах, пустырях, «замороженных» стройках. Лидер готов всегда вступить в драку с любым членом своей компании, чтобы сохранить за собой право руководить группировкой с помощью силы.

Читайте также:  Какие капли или таблетки помогают от алкоголизма

Ребята начинают заниматься силовыми видами спорта, посещают тренажерные залы, чтобы нарастить мышечную массу и повысить физическую силу, овладевают определенными приемами самбо, каратэ. Зачастую нарастив мышечную массу, бросают спорт и вовлекаются в пьянки, азартные игры, начинают заниматься сексуальными оргиями. Если кто-то ранее принимал наркотики, то вся компания начинает пробовать наркотические вещества, какие им удается найти. Члены такой компании могут принимать участие в изнасилованиях, грабежах, разбое и многом другом.

Многие ребята из благополучных семей завидуют им и очень хотят стать частью такой группировки. Подростки стараются как-то проявить себя перед авторитетом данной группировки. Они одалживают безвозмездно деньги, оказывают разные услуги, и со временем становятся членами этой банды. Так бывшие домоседы, тихие и спокойные ребята начинают постепенно приобщаться к выпивкам, наркотикам, асоциальным формам поведения.

Родители и педагоги недоразумевают: что произошло с подростком.Ведь совсем недавно он был примерным и послушным учеником, а теперь он стал грубым, скрытным, стал прогуливать уроки, убегать к своим новым товарищам, дома стали пропадать деньги и ценные вещи.

Одни компании составляют только мальчики, в других присутствуют и девочки. Но их, как правило, немного. Обычно это девочки с нарушениями психики или дочери семей алкоголиков, для которых такая среда естественна. Они без малейших колебаний выпивают, принимают наркотики наравне с мальчиками.

Таким девочкам нравится находится в таких компаниях, у них рано начинаются беспорядочные половые связи и их нисколько не смущает частая смена партнеров по сексу. Как правило, в компании их не обижают, а наоборот, мальчики защищают их, чувствуя себя «настоящими мужчинами», и девочкам, в свою очередь, это нравится. И даже когда их унижают и придумывают «клички», психически неполноценно развитые девочки это все равно терпят и не убегают из компании. Поскольку только здесь они окружены мужским вниманием (даже в унизительной форме), которого лишены в домашних условиях.

Далеко не каждый раз подростки собираются в асоциальные компании. Объединение может совпадать по интересам — занятия каким-либо видом спорта, хобби и пр. Но рано или поздно в независимой подростковой компании появляется новое лицо, способный приучить других членов компании к выпивкам или приему наркотических веществ.

Для подросткового возрастного периода характерна подверженность чужому влиянию, причем психически неполноценные, инфантильные юнцы легко поддаются негативному воздействию.

Имитация — это стремление подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие средства. Каждый подросток выбирает себе объект для подражания — кинозвезду, популярного актера, певца или музыканта — и пытается по всем параметрам на него походить: также одеваться, разговаривать и вести себя.

Когда лицом для подражания становится герой с отрицательной ролью на сцене, тогда всем и родителям и педагогам, нужно быть на чеку. В период юношеского максимализма подросток старается не только во всем походить на своего героя, но и «быть круче» его во всем и везде.

Огромные неприятности ожидают родителей и педагогов, когда кумиром становится реальное лицо — взрослый или сверстник, связанный со спиртным или наркотиками, особенно с криминальной жизненной историей. Большая часть взрослых, страдающих опиоидной наркотической зависимостью, многократно судимы.

Школьники, студенты начальных курсов всегда с восхищением слушают о «подвигах» своего «кумира», о том, какой «кайф» дают наркотические вещества, еще не имея опыта зрело судить, где правда, а где ложь. Уголовник, находясь в центре внимания, еще больше начинает врать, чтобы заинтриговать юную публику. А это опасно вовлечением не только в алкоголизм и наркоманию, но и разными противозаконными действиями.

«Опытного» уголовника с упоением слушают не только асоциальные подростки, но и дети из благополучных семей. Для них это совершенно иная жизнь, полная интриг и приключений. Подростку нравится такое внимание «авторитета», поскольку тот обращается с ним как бы на равных. И очень часто во дворе рядом с такими «авторитетами» собираются в компании молодые юнцы. Но наркозависимому нужна не только молодая восторженная его рассказами аудитория. Он пытается использовать подростков в своих криминальных целях.

Вообще, каждый наркозависимый пытается расширить «свою круг общения». Большинство наркозависимых не только сами употребляют наркотики, но и торгуют ими. Приобщая юнцов к наркотикам, взрослый наркоман готовит будущих «клиентов», которым затем и будет справлять свой товар. «Авторитет» делает из молодых юнцов послушное орудие в своих руках. За «дозу» приобщившиеся подростки готовы на все. Наркоман может организовывать из таких подростков и криминальные группировки.

С начала взрослый приобщает молодежь к наркотикам, угощая за свой счет, а потом требует, чтобы они выпрашивали или воровали деньги, ценные вещи у родителей, бабушек, своих одноклассников. Перечить своему «авторитету» малолетки не могут. Своя зрелая точка зрения у большинства ребят еще не сформирована. Духовно-нравственная позиция подростка развивается во многом за счет воспитания родителей.

А если этого не происходит, то несоверешеннолетний оказывается незащищенным от отрицательного влияния чужих людей, которых он считает авторитетами. Ребята еще не способны правильно анализировать опыт ошибок других людей, еще не осознавая, что такое преступление, закон и тюрьма.

От взрослых они слышали, что нельзя воровать, но почему объяснить они не способны. Ребята не знают и не ужасаются последствий своих противозаконных действий. Не зря многие не криминальные авторитеты эксплуатируют их в своих интересах, пользуясь их бесстрашием. Они способны выполнить любую просьбу не раздумывая, сделать все, что скажут им их «герои».

Даже мимолетное нахождение в компании с асоциальным авторитетом значительно сказывается на поведении несовершеннолетнего. Ранее примерный ребенок и отличный ученик перестает слушать родителей и педагогов, поскольку основная направленность отрицательного авторитета — дискредитация родителей и учителей в глазах несовершеннолетних, дабы повысить свой престиж.

Подростку становится не интересно в школе и не хочется находиться дома, поскольку в компании намного заранее — там тайны, своя «взрослая» жизнь. Второй интерес такого авторитета — чтобы ребята ни проболтались старшим где и с кем они проводят свое свободное время и чем увлекаются. Лидер в отличие от несоверешеннолетних уже знает Уголовный кодекс на собственном опыте и ясно представляет, что ему «светит» за приобщение подростков к алкоголизму, наркомании и противозаконным действиям.

За счет лидера ребята делаются скрытными, на вопросы родителей отвечают агрессией или молчанием. А потом уже способны легко обмануть своих родителей по подсказке авторитета, — и родители уже даже не подозревают, кто руководит их чадо. Подростки начинают прогуливать уроки, участвовать в драках, хулиганстве, отбирать у младших школьников и слабых одноклассников деньги, сотовые телефоны, велосипеды и мопеды, чтобы прокатиться и прочее.

Потребление алкоголя или наркотических веществ способствует более ярким противозаконным действиям несовершеннолетних. Отсутствие надзора контроля и воспитания со стороны родителей и педагогов — основополагающий фактор такого поведения подрастающего поколения нашей страны.

Реакция протеста — наиболее распространенный механизм самозащиты среди несовершеннолетних, который формируется в ответ на обиду, ущемления самолюбия подростка, невыполнение их требований, из-за неудовлетворенности отношением к ним близким и родным людям. Формируется стрессорная реакция с негативными переживаниями.

Протест сосредотачивается против источника отрицательных переживаний — чаще родителей. Разругавшись родителями или педагогами, подросток бежит к дворовым товарищам. У него дисфоричное настроение, а товарищи и совместная выпивка или прием наркотических веществ настроение временно улучшают, придают самоуверенность себе и своим способностям.

Этот защитный механизм срабатывает и тогда, когда в семье идет ругань, скандалы. Родители ругаются друг с другом, а реакция протеста подростка направлена на них, так как, по его убеждению, родители перед ним виноваты, и он удовлетворяют свою потребность в самоуважении за счет мелких противозаконных действий.

К факторам, формирующим протестную реакцию относится равнодушие родителей по отношению к подростку, несправедливое, тяжело переживаемое для самолюбия наказание, запрет на что-либо. Эти реакции возникают и из-за предъявляемых постоянных претензий родителей, когда родители хотят сделать из ребенка гения, возводят перед ним непреодолимые задачи. А подростку проще гулять во дворе с товарищами, нежели чем находится дома за книгами или усиленно заниматься музыкой, спортом, изучать иностранный язык.

Подросток часто протестует при повторном браке своего матери или отца, когда в семью приходит отчим или мачеха, их дети или когда в семье появляется еще один ребенок и старшему теперь уже внимания не хватает. Это и ревность, и соперничество с мачехой или отчимом, их ребенком за свою прежнею роль в семье.

Такие реакции возникают также у ребят психически неполноценных, с психопатиями, в связи с чем он отстает в обучении и родители его наказывают за плохие оценки и прогулы уроков.Пассивная протестная реакция — это завуалированная враждебность, неудовлетворенность отношений со взрослыми, избегает общения. Тогда подросток ищет друзей, которым можно доверять, уже не дома и может оказаться в плохой компании, где распространен алкоголь и наркотики.

Этот защитный механизм выражается в виде непослушания, раздражительности, вызывающего поведения, ухода из дома за счет конфликта, жестоких способов наказания, оскорблений и унижений.У несовершеннолетнего с психопатией или органическим заболеванием головного мозга реакция активного протеста выражается двигательным беспокойством — в виде гнева, агрессии, поломкой различных предметов.Этот защитный механизм сопровождается также стремлением целенаправленно наносить вред своему обидчику, мстить своими асоциальными действиями.Иногда такая реакция укореняется и в дальнейшем направлена на всех взрослых, с которыми он сталкивается.

Эмансипация — это стремление к независимости, самостоятельности, самоуважению, когда подросток пытается избавиться от контроля родителей и педагогов всеми возможными способами. Чем сильнее над ним контроль и опека, тем больше он желает освободиться от влияния взрослых окружающих. Начинает идти им наперекор, показывая какой он самостоятельный. С таким поведением знакомы и родители, и учителя, интерпретируя это упрямством подростка.

Однако, это вполне естественное поведение подросткового периода. У психически полноценных ребят она с взрослением проходит. Крайние варианты реакции эмансипации возникают при грубом поведении родителей и учителей — когда имеет место деспотизм и беспрекословное подчинение любым требованиям. Как следствие — побеги из дома и бродяжничество.

Если взрослые стремятся оградить подростка от общения со своей компанией, то тогда возможен отказ от общения, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или посещения уроков.

Такое возможно, когда родители хотят уберечь своего ребенка от компании, в которой распространены алкоголь и наркотики, и переводят его в другую школу или училище, переезжают жить в другой район. Тогда подросток начинает винить своих родителей в том, что они разлучили его с лучшей компанией, и перестает с ними общаться.

Уход из дома может быть связан с тем, что с ребенком плохо обращаются, оскорбляют его или бьют, когда в семье родители — алкоголики. Девочки часто уходят из дома после сексуального насилия с ней отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить её.

Уход из дома может быть и из-за недостаточного внимания, особых требований и деспотизма взрослых, а иногда для поиска развлечений и новых впечатлений, приключений. Склонны убегать из дома ребята, которые любят фантазировать и мечтать, особенно после прочтения литературы о знаменитых путешественниках и дальних странах. Или когда несовершеннолетний боится наказания родителей за совершенный им проступок. К этой категории детей относятся робкие, «забитые» мальчики и девочки, которых жестко наказывают.

Первый побег из дома сопряжен с ссорой или психической травмой. Такая форма выхода из ситуации закрепляется на уровне подсознания подростка и в последующем любая стрессорная реакция сопровождается уходом из дома. Такие подростки недовольны тем, что взрослые не воспринимают их всерьез, не учитывают их интересы, считают своих родителей и педагогов отсталыми, консерваторами, которые не понимают и не приемлют образа жизни современной молодежи.

Девочкам не нравится, когда взрослые не дают им пользоваться косметикой, носить «броскую» одежду, или когда родители следят за тем, как они проводят свое свободное время и где развлекаются. Ребята из благополучных семей с хорошими материальными условиями, покинув стены родного дома, оценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и от школы.

Они испытывают удовольствие, когда сами добывают деньги, могут принимать алкоголь и наркотики, не опасаясь старших. Они хотят делать то, что захотят, приобретая жизненный опыт, в том числе и сексуальный. Покинув дом, ребята уходят от наскучившей опеки взрослых, от любых обязанностей и принуждений, оценивая свою «новую» жизнь как легкую, свободную и веселую.

Когда уходят из дома из-за плохого обращения с ними, подростки крайне не желают возвращаться обратно. Им даже больше нравится детский приемник, где обычно находятся до прихода родителей. При расспросе специально называют другой адрес и фамилию, чтобы не возвращаться домой. Многие такие подростки вступают в криминальные группировки, где начинают принимать алкоголь и наркотики.

Некоторые девочки после ухода из дома становятся малолетними проститутками. Они еще не способны заработать себе на жизнь, и их тут же заманивают сутенеры. Иногда, девочек с умственной отсталостью или из неблагополучных семей взрослый завлекает в компанию. Затем дают пробовать наркотики, пускает по рукам, а потом продает сутенерам или сам является сутенером. Такие девочки не находят для себя никакого выхода из такой мерзкой ситуации, да и не стараются его искать. Иногда вспоминают лишь о том, что лишились компании, где не были обделены мужским вниманием и хотели бы опять туда возвратиться и снова всех «обслуживать».

Иногда несовершеннолетние проститутки подвергаются насилию в компании подростков, но сами они не называют это изнасилованием. Девочки говорят, как принимали алкоголь или наркотики вместе с другими ребятами, а потом «эти ребята стали приставать и заставили их», но угрызений совести обычно по этому поводу не испытывают. Некоторые даже не могут вспомнить своего первого партнера по сексу.

Раннюю сексуальную жизнь несовершеннолетние, как правило, не ассоциируют с возможным материнством, хотя по анамнезу уже не один аборт. Какой-либо антипатии, удовлетворения от беспорядочных половых связей такие девочки-подростки не испытывают. У них нет сексуального влечения ни к сверстникам, ни к мужчинам постарше.

Читайте также:  Где можно закодироваться от алкоголизма в гродно

Многие несовершеннолетние проститутки принимают спиртное и наркотики. Их абсолютно не тревожит своя жизненная позиция, не протестуют, когда их бьют и оскорбляют, мирятся со всеми сложностями своей «профессии», во всем зависят от своего сутенера, а иногда даже в него влюбляются. Им не интересны другие возможности заработать на жизнь. Если сутенер дал «копейку» или кормит, одевает, покупая алкоголь или наркотики, несовершеннолетняя думает, что он добрый и порядочный: «не бьет», «не унижает».

Внешняя «взрослость» и «опыт» таких девочек сочетаются с психической незрелостью и примитивностью интересов, детской наивностью. Обычно почти у каждой такой девочки имеет место психопатизация, легкая умственная отсталость в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, шизотипические расстройства личности. Дромомания — склонность к бродяжничеству, один из вариантов отсутствия контроля над импульсивными побуждениями
— неудержимое влечение к «путешествиям».

Истинная дромомания бывает нечасто, обычно встречается при шизофрении и эпилепсии. Побеги таких людей обычно возникают спонтанно, предвестниками которых служат перепады настроения, и потом такие больные не могут вспомнить, что спровоцировало их. Иногда они самостоятельно возвращаются домой уставшие и голодные. Дромомания — это влечение импульсивного характера, которое связано с определенной психопатологией. В связи с этим такие люди могут пристраститься к потреблению алкоголя или наркотиков.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации — это такие варианты поведения, когда человек пытается не показывать, маскировать свои слабые стороны. Которые, в свою очередь служат средствами психологической защиты, например, переживание чувства неполноценности из-за своего физического или психического недоразвития. Гиперкомпенсация — это, к примеру, нелепое изменение своего внешнего обличья, курение, прием алкоголя и наркотиков у подростков, которые сомневаются в себе.

Такие реакции обычно характерны для детей, обделенных вниманием и заботой своих родителей, сиротам, ребятам из неполных семей. А также детям неврозоподобной симптоматикой, страдающим комплексом неполноценности. Причинами возникновения синдрома зависимости от алкоголя и опиоидов служат алкоголизм обоих родителей или наличие у одного из них или у обоих какой-либо психопатологии. Наглядный пример пьющих родителей-алкоголиков, психические отклонения самого ребенка, недостаточное воспитание и внимание своих родителей, педагогов. По этим причинам у подростка появляются психические отклонения, поведенческие расстройства, ведущие его в компанию асоциальных подростков.

Некоторые поведенческие нарушения подростков (за исключением психопатологий) обусловлены неправильным отношением родителей. Зачастую у родителей не только отсутствует критика к своим методам воспитания, но и обвиняют в этом своего ребенка или его товарищей, которые заманили его в дурную компанию. Виноватыми становятся все, кроме самих родителей: и школа «не умеет воспитывает», и ребенок «трудный», и компания «плохая».

источник

Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординально. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск, что сформируется алкоголизм; болезнь сопровождается выраженными психическими расстройствами и чаще всего приобретает ускоренное, а иногда и злокачественное течение.

Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте — уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Приём доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подросток начинает «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте, они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения, как состояние веселья, интересных приключений. Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения — тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже, чем взрослые.

Более доступными для подростков стали и наркотики. На любой дискотеке можно купить марихуану и другие наркотически действующие вещества. В школу, училище приходят торговцы наркотиками и предлагают учащимся свой товар. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся.

Многие современные подростки имеют опыт приема наркотиков. Сейчас наркомания среди подростков и молодежи распространяется с катастрофической быстротой. Причины увеличения числа больных наркоманией и токсикоманией следующие:

1. Появились новые формы наркомании и токсикомании вследствие того, что наркотики изготавливаются кустарным способом из лекарств и веществ, которые не считаются наркотиками, поэтому легкодоступны.

2. Возросло количество наркотиков, поступающих контрабандными путями из других стран.

3. Увеличился ассортимент наркотиков за счет контрабанды.

4. В последние десятилетия среди детей и подростков стало популярным злоупотреблением многими средствами бытовой химии, вдыхание паров растворителей, лаков, красок, пятновыводителей, бензина, некоторых сортов клея, которые объединены в группу ингалянтов. Эти вещества свободно продаются повсюду, стоят недорого — одного флакона аэрозоля хватает надолго, что значительно дешевле спиртного, а такое опьянение для подростков стало гораздо привлекательнее, чем алкогольное. Поэтому злоупотребление ими приобрело в подростковых группах характер эпидемии.

У подростков наиболее популярны кустарно изготовленные стимуляторы — эфедрон и концентрированный эфедрин, далее ингалянты (летучие органические растворители), марихуана, снотворные средства и транквилизаторы. «Тяжелые» наркотики, такие, как препараты опийной группы, в частности героин, морфин и прочие, подросткам пока не по карману, однако единичные случаи употребления «тяжелых» наркотиков есть и среди подростков. Для того чтобы готовить кустарный наркотик и постоянно вводить его, подросткам нужно определенное место. Приготовить раствор они могут дома, когда нет родителей, но принимают или вводят его обычно в группе. Значит, им нужно помещение. Иногда они наркотизируются у кого-то дома, если родители допоздна на работе, но тут есть опасность, что кто-либо из опьяневших подростков или все они не смогут вовремя покинуть квартиру. Поэтому они предпочитают подвалы, чердаки, заброшенные дома.

Наркоманы неряшливы, грязны, неделями не моются и не меняют бельё. Все они выглядят старше своих лет, лицо невыразительное, безжизненное. Кожа бледная, сухая и дряблая, волосы и ногти ломкие. Любые ранки и повреждения не заживают. Руки и ноги синюсшие, холодные. Точечные следы по ходу вен, подобны сыпи. Вены утолщены, кожа над ними покрасневшая.

При наркомании стимуляторами в значительной степени страдает сердечно — сосудистая система. У подростков обнаруживается выраженные нарушения на электродиаграмме. При внутривенном введении наркотика может наступить внезапная смерть от нарушения сердечного ритма или острой сердечно — сосудистой недостаточности.

Нарушение аппетита и длительное голодание во время периодов наркотизации, вызывают расстройства органов пищеварения. При приёме наркотиков, боли в желудке достигают такой интенсивности, что из-за этого, наркоман бывает вынужден прервать наркотизацию. [7]

Таким образом, несовершеннолетние обычно начинают выпивают или принимать наркотики в группе сверстников. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотики вся группа.

В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит своё свободное время, конфликтная обстановка в семье.

источник

Одной из самых острых проблем в подростковом возрасте является проблема алкоголизма и наркомании. Что же толкает подростка на путь этих опасных удовольствий? Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики?

Причины могут быть различными. В общей сложности их можно разделить на две основные группы.

Как показали наблюдения, алкоголизм и наркомания развиваются с большей вероятностью у детей, имеющих органические поражения головного мозга, причиной которых может стать родовая травма, полученная в результате асфиксии при появлении ребенка на свет; кроме того, неблагоприятные психофизические воздействия оказывают и различные заболевания центральной нервной системы, которые ребенок переносит в возрасте около трех лет; тяжелые отравления; черепно-мозговые травмы и инфекции мозга (менингит, вирусные заболевания).

Если ребенок в детстве перенес те или иные заболевания мозга или нервной системы, родителям с особенной тщательность нужно контролировать его, так как риск развития алкоголизма и наркомании в этом случае существенно возрастает.

Подростковый период сам по себе наиболее уязвим: характер и психика ребенка в этот период крайне неустойчивы, способность противостоять отрицательному внешнему влиянию выражена слабо. Именно неустойчивость психики в этом возрасте становится причиной не только развития алкогольной и наркотической зависимости, но и других нарушений, к примеру, социального характера — подростковой преступности. Особенности подросткового возраста, создающие благоприятную почву для развития пагубных привычек:

  • незрелость психики;
  • крайняя подверженность различным внешним влияниям;
  • стремление к самоутверждению;
  • желание доказать всем, что он уже взрослый человек;
  • отсутствие развитого чувства ответственности за собственные поступки и их последствия;
  • легкомыслие.

Как правило, подростки начинают принимать спиртное или наркотики, находясь в группе сверстников или более старших подростков. Желание выделиться или не «отстать» от других, склонность к подражанию, стремление следовать групповым нормам поведения, желание что-то «доказать» родителям, как правило, действуют в комплексе.

Ни один подросток, впервые принявший спиртное или затянувшийся сигаретой с наркотическим «дурманом», никогда не допускает мысли о том, что когда-то может приобрести болезненную зависимость от спиртного и наркотиков. Он воспринимает все это как «баловство», не отдавая себе отчета в том, что развитие зависимости начинается уже с самого первого момента употребления спиртного или наркотика. Естественно, в том, что подросток попадает под негативное влияние группировки, есть и вина взрослых.

Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни полростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному «отторжению» подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

Стремление объединяться в группы — нормальное, здоровое стремление ребенка, находящегося в подростковом периоде. Ограничить его общение стенами дома и школы невозможно, да и не нужно. Однако родителям следует обязательно быть в курсе того, чем занимаются подростки в свободное время, какие люди составляют окружение ребенка.

Очень часто подростки в компании начинают выпивать просто от «безделья». К сожалению, это правда. Отсутствие интереса к учебе, спорту, отсутствие возможности провести время приятно и полезно — эта духовная пустота окружающего мира и толкает подростков на то, чтобы как-то «разнообразить» свою жизнь. Инициатором, как правило, становится кто-то один; однако в силу особенностей возраста, о которых уже неоднократно говорилось выше, члены подростковой группировки начинают тянуться за «лидером». Кто-то стремится к подражанию, хочет «не отстать» от других; кто-то, в глубине души понимая, что поступает неправильно, просто боится быть осмеянным приятелями за то, что оказался таким «положительным».

При совместном принятии алкоголя общий фон настроения в компании повышается, становится «веселее». В дальнейшем срабатывает стереотип: нечем заняться, скучно — надо просто выпить, и все будет замечательно.

Безусловно, подросток, воспитывающийся в неблагополучной семье, гораздо легче поддается негативному влиянию сверстников:

Во-первых, потому что зачастую с раннего детства имеет перед глазами «пример для подражания» в лице собственных родителей.

Во-вторых, потому что не имеет должного контроля со стороны взрослых, четких положительных ориентиров. Однако членами подобных подростковых группировок, в которых происходит развитие алкоголизма и наркомании, становятся дети и из благополучных семей, в которых родители вообще не употребляют спиртного.

Подростки очень сильно подвержены влиянию. Переоценка жизненных ценностей, смешение позиций и приоритетов может произойти с любым из них, включая и тех, кто до поры до времени относился к категории «благополучных». Родители не должны забывать об этом.

Стремление к подражанию — достаточно стабильно встречающееся у большинства подростков явление, которое не во всех случаях может оказать отрицательное влияние. Иногда это стремление оказывается для подростка полезным, так как в качестве объекта для подражания выбирается герой положительный. Подростки в своем стремлении подражать доходят до имитации, иначе говоря, создают себе кумира. Они стремятся быть похожими на него абсолютно во всем: одеваются так же, как он, стараются подражать его походке, речи, манере разговора.

Задача родителей подростка — не допустить, что бы он выбрал в качестве примера для подражания отрицательного героя — будь то персонаж фильма, книги, телепередачи или же (что особенно важно!) реально существующий человек.

Формирование положительного идеала, позитивного образца для подражания в какой- то степени уже само по себе способно оградить подростка от дурного влияния.

Известно, что собственная нравственная позиция у подростка отсутствует, его эстетические понятия формируются под влиянием окружающих людей. Если по тем или иным причинам подросток не получает позитивного влияния от родителей, он легко попадает под воздействие любого человека, который внушает ему чувство уважения.

Еще одной причиной смешения идеалов в подростковом периоде является так называемая реакция протеста. В данном случае речь идет, опять же, о благополучных детях и благополучных семьях, о ситуации, когда, казалось бы, ничто не предвещает беды. Реакция протеста в подростковом возрасте проявляется наиболее часто. Как правило, она возникает у подростка в ответ на непонимание или нанесенную взрослыми обиду, повышенные требования, которым он не в состоянии соответствовать, ущемление самолюбия близкими людьми, родителями или педагогами.

В состоянии обиды на родителей подросток способен совершить все, что угодно, просто «назло» матери или отцу; к тому же, именно употребление алкоголя способно на какое-то время притупить обиду, заглушить ее, поднять настроение, повысить свою самооценку.

Реакция протеста возникает у подростка и в том случае, когда он становится свидетелем конфликтов между родителями.

Конфликты между родителями подросток на уровне подсознания часто воспринимает направленными против себя самого. В этом случае возникает все та же реакция протеста, желание заглушить обиду, что и провоцирует в дальнейшем возникновение патологического пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Статья предоставлена сайтом «Детская психология»

источник