Меню Рубрики

Делинквентное поведение алкоголизм и токсикомании у подростков

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 16.01.2012. Год: 2009. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru:

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ 5
1.1 Социальная ситуация развития подростка 5
1. 2 Специфические особенности психики и поведения подростков 8
2. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
2. 1. Общие проблемы переходного возраста 14
2.2 Основные негативные проявления личности подростков 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание — видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.
Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет. В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток — это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет».
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Психологи связывают трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.
Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Проследить развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста
3.. Рассмотреть главные особенности этого периода.
4. Изучить негативные проявления личности подростка.

1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1 Социальная ситуация развития подростка

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого.
Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.
В современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность.
Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода.
Хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий.
Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, такие подростки впоследствии оказываются в худшей ситуации, когда начинают искать работу, по сравнению со своими сверстниками, получившими полное образование. В развитых странах уровень безработицы среди лиц, не достигших 18 лет, в 3 раза выше, чем у взрослых.
Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Но стоит задуматься о том, что за подобные ошибки, возможно, придется расплачиваться своей последующей жизнью.
Драматизм подросткового периода состоит не только в изменениях организма. Не меньшее значение имеют те проблемы, которые приходится преодолевать. Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.
Таким образом, подводя итог нашей работе, мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.

1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания //Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980, т.2.
2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. – М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1990.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1994.
4. Волохова О. У последней черты. // Семья и школа. – 2000. — № 6. — С. 30-36.
5. Исаев Д. Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб.: Питер, 1997.
6. Крутецкий А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.:
Просвещение, 1976.
7. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно //Советская педагогика. – 1991. — № 6. — С. 140-146.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до17 лет). — М.: Изд-во УРАО., 1997.
9. Леви В. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1989.
10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.- Л.: Медицина, 1985.
11. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
12. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. — М.: Академия, 2001.
13. Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуша. СПб.: Питер, 1998. 14. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
15. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И.Фельдштейна — М.: Педагогика, 1987.
16. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1981. Т. 1.
17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 1996.
18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

Проблема отклонения в поведении — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов. Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988, стр.5

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков. Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988, стр.5

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19

Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды Москва, 1980, т.2 стр.10

Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.9

Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе. Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.

Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты «мирным» путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения. Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий. Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

источник

Единая природа алкоголизма и наркомании

Алкоголизм и наркоманию часто рассматривают как два самостоятельных явления. Между тем основное сходство этих заболеваний — патологическое влечение к химическому веществу (этанолу, морфию, производным барбитуровой кислоты и др.). Употребление этих веществ приводит к развитию психической и физической зависимости от них, которая в свою очередь ведет к деградации, а то и полному распаду личности, росту заболеваемости и смертности от постоянного отравления организма.

Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» состоит из греческих слов toxicon (яд) и mania и означает страстное влечение к ядовитым веществам. Токсикоманию могут вызвать химические, растительные или лекарственные средства, которые действуют так же, как и наркотики, но пока не признаны международными конвенциями наркотическими. То есть отличие наркомании от токсикомании чисто терминологическое, и при изменении юридического статуса вещества, вызывающего токсикоманию (то есть при признании его наркотиком), люди, его употребляющие, будут считаться наркоманами.

Читайте также:  Учебник по наркомании алкоголизму и токсикомании

Среди подростков наиболее распространенной формой токсикомании является вдыхание паров клея, бензина, лакокрасочных растворителей и других химических веществ. Поскольку клиническая картина, причины и последствия токсикомании и наркомании практически одинаковы, целесообразно употреблять эти термины как синонимы.

В реальной жизни алкоголизм и наркомания могут быть тесно связаны между собой. Так, широкое распространение приобрело одновременное употребление алкоголя и барбитуратов, курение гашиша в сочетании с потреблением алкоголя и т. д. При отсутствии наркотических веществ наркоманы обычно переходят на алкоголь, чтобы подавить абстинентный синдром. Конечно, привлекательнее для них наркотическая эйфория, но при невозможности добыть наркотик они вынуждены употреблять алкоголь или токсические вещества. Это касается даже тех, у кого еще не возник абстинентный синдром, а только сформировалась психическая зависимость. Один из обследуемых нами подростков, Валерий Ч., 15 лет, объяснил эту зависимость так: «Конечно, водка — это не то, но не ходить же на умняк!». То есть подросток настолько уже привык находиться в состоянии отрешенности, оторванности от реального мира, что состояние трезвости — по его выражению, «ходить на умняк» — для него уже неприемлемо.

Данные исследований и результаты работы других авторов (Р.В. Кочеткова, 1984; В.К. Смирнов, 1989; и др.) показали, что практически все подростки, ставшие наркоманами, в свое время злоупотребляли алкоголем. Более того, обычно они начинают с употребления различных психотропных средств, как бы совершая поиск «своего» наркотика. Об этом периоде первичной полинаркомании, как особенности специфически возрастной, подростковой, будет подробно сказано дальше.

Сходно действие алкоголя и наркотиков и по своему биохимическому механизму. Выше уже говорилось о том, что этанол и опиаты одинаково действуют на функционирование энкефалиновой системы. Работы отечественных и зарубежных клиницистов доказали, что барбитураты и опиаты близки по своему действию алкоголю. В процессе развития заболевания алкоголизмом или наркоманией выявлена общая для всех форм употребления психотропных средств закономерность изменения трофотропной и эрготропной систем.

Личностные особенности подростков, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, также удивительно сходны. Например, было установлено заметное сходство по показателям ММР1 между больными алкоголизмом, наркоманией и преступниками. Отечественные исследования психологов, проведенные в ходе изучения двух групп несовершеннолетних — подростков, начавших употреблять токсические вещества, и подростков, употребляющих алкоголь, пришли к выводу, что статистически значимых различий между этими группами нет. Данные наших исследований контингента несовершеннолетних, эпизодически употребляющих наркотики и алкоголь, подтверждают это заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что алкоголизм, наркомания и токсикомания являются по сути лишь разновидностями одного явления — психической и физической зависимости от химического вещества. Обыденные представления о том, что пьянство лучше, чем наркотики, являются заблуждением. В строго научном смысле употребление крепкого кофе, чая (тем более «чифира»), курение табака тоже своего рода «слабые» наркомании. Конечно, внешняя картина поведения и субъективное состояние человека после приема того или иного вещества различны, но суть их одна — изменение психического состояния.

Всемирная организация здравоохранения определяет алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости и предлагает использовать термин «зависимость» (addikt) как в отношении алкоголя, так и в отношении других фармакологических средств. В третьем издании «Справочника по диагностике и статистике психических расстройств» определяются 5 видов веществ, употребляемых людьми для изменения своего психического состояния: алкоголь, барбитураты и седативные средства с аналогичным действием, опиоды, амфетамин и психостимуляторы с аналогичным действием, препараты индийской конопли (гашиш, марихуана).

Учитывая, что употребление тех или иных из перечисленных веществ во многом определяется степенью сформированности химической зависимости, зарубежная наркология предлагает рассматривать стадии развития наркомании в соответствии с тем, какое вещество принимает человек: первая стадия — курение табака (никотиномания); вторая — употребление алкоголя; третья — курение марихуаны; четвертая стадия — употребление собственно наркотических препаратов, запрещенных для немедицинских целей.

Таким образом, наркотик отличается от токсикоманического вещества только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от наркотика и токсикоманического вещества в социальном смысле, то есть он просто более доступен в силу сложившихся культурно-исторических традиций. В психологическом же смысле все эти вещества фактически друг от друга не отличаются. Поэтому, на наш взгляд, вполне правомерно объединить их одним термином — «психотропные вещества», то есть изменяющие психику. Возможно также применение термина «психоактивные вещества».

Психотропное (психоактивное) вещество — это химическое вещество, способное вызывать при однократном приеме эйфорию либо другие желательные с точки зрения потребителя психотропные эффекты, а при систематическом приеме — психическую и физическую зависимость. Естественно, что в случае необходимости подчеркнуть действие того или иного психотропного вещества или его отличие от других, название должно быть конкретизировано. Если же речь будет идти о свойствах и эффектах, присущих всем этим веществам, мы будем употреблять обобщающие термины — психоактивные, или психотропные, вещества. Поведение человека, детерминируемое зависимостью от психотропных веществ, называется аддиктивным поведением.
2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

___________________________________________________________
Употребление алкоголя и злоупотребление им. Доза и степень опьянения; восприимчивость к этанолу. Уровни потребления алкоголя. Биологическая предрасположенность к алкоголизму, ее механизмы и последствия; влияние этанола на потомство. Отличие бытового пьянства от алкоголизма. Стадии развития алкоголизма. Употребление наркотиков как вид конфронтации с законом. Действие различных наркотических веществ на организм человека (опий, барбитураты, психостимуляторы, транквилизаторы, гашиш, ингалянты). Стадии развития наркомании.

1. УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И СТЕПЕНЬ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЯ АЛКОГОЛИЗМОМ

«Пить или не пить?» — вот самый интересный и загадочный вопрос, вокруг которого больше всего неопределенности и умалчивания. Впрочем, в период очередной успешно провалившейся кампании по борьбе с алкоголизмом ответ был однозначный: «Не пить! Алкоголь — это яд». Правда, очень немногие следовали этому призыву. Даже сами авторы антиалкогольной пропаганды не спешили отказываться от спиртного.

Сейчас, напротив, все больше звучит доводов о пользе алкоголя, особенно вина. Отмечается, что вино имеет много витаминов, микроэлементов и других полезных веществ. Например, красное вино, наполовину разбавленное водой, применяют как радиопротектор, при этом количество и длительность употребления предписывает врач. Всем известно, что при переохлаждении организма, обморожении принятие алкоголя дает положительный эффект. При упадке сил, вялости работы пищеварительных органов небольшие дозы алкоголя «для аппетита» оказывают благоприятное действие. При сильной психотравме, шоке, острой сосудистой слабости — в случае невозможности оказания скорой медицинской помощи — также используют алкоголь как средство, рефлекторно повышающее деятельность дыхательного и сосудодвигательного центров.

В настоящее время имеются доказательства, позволяющие предположить, что алкоголь обладает защитным действием при коронарных сердечных заболеваниях. Однако это относится к людям зрелого возраста: к мужчинам после 35 лет и женщинам, у которых уже наступила менопауза. При этом положительный эффект достигается только при употреблении очень небольших количеств — до 10 миллилитров чистого алкоголя и не чаще одного раза в неделю.

Психофармакологические свойства алкоголя широко используются людьми в стрессовых ситуациях. Известно, что во время войны бойцы на передовой получали по 100 граммов водки. Это хотя и нарушало меткость стрельбы и координацию движений, зато меняло настроение. Кстати, алкоголь действует как средство, повышающее агрессивность и уменьшающее страх, не только на людей, но и на животных, что хорошо показано в опытах на крысах. Известно: в крысином сообществе существует четкая иерархия — вожаки, изгои и крысы, занимающие промежуточное положение. Однако — под действием алкоголя, крысы-изгои начинают претендовать на место вожака: первыми хватают пищу, оттесняют других с безопасного места и т. д. Например, крыс заставляли плавать в бассейне с водой, где единственным участком суши был стержень, на котором могло поместиться только одно животное. В борьбе побеждали сильнейшие особи, остальные продолжали плавать до потери сил. После того как крысам дали алкоголь, бывшие неудачники (изгои) стали вытеснять со спасительного стержня более сильных собратьев, своих вожаков. Надо отметить, что слабые животные (изгои) гораздо охотнее лакали алкоголь, чем сильные, привыкшие быть вожаками.

Таким образом, помимо указанных в первой главе социально-психологических факторов, вызывающих стремление человека к алкоголю, существуют еще и факторы, действующие на уровне организма, причем не только человека, но и животных. Иными словами, универсальным свойством алкоголя является его способность усиливать позитивные эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением потребностей. Все это обусловливает то, что люди употребляют спиртное, традиционно считая его необходимым элементом своей жизни. Поэтому, несмотря на антиалкогольную пропаганду, большинство людей полагает, что в употреблении алкоголя нет ничего страшного, если только пить культурно и понемногу. Однако сразу возникают вопросы: «Что значит «понемногу»? Это сколько — рюмка, стакан, бутылка?»; «Что значит «культурно»? Это когда белая скатерть, хорошо сервированный стол, а не в подворотне? Или в ходе приятной беседы, без драки и ругани?»

Сторонники «культурного пития», вероятно, потерпели фиаско потому, что не смогли четко обозначить, что же они имели в виду под этим лозунгом. Действительно, сам этот термин расплывчатый и многоаспектный. Необходимо подобрать более точное определение, раскрывающее суть различий употребления спиртных напитков здоровыми людьми и теми, кто потерял контроль над алкоголем.

Доза и степень алкогольного опьянения

Начинать разговор об употреблении спиртных напитков лучше всего с понятия о дозе.

Доза употребления алкоголя — это такое минимальное количество этанола, которое у здорового взрослого человека вызывает состояние легкого опьянения, даже незаметного для окружающих. По международным нормам такой дозой считается 15—20 граммов чистого алкоголя (этанола). В пересчете на водку (то есть спирт, наполовину разбавленный водой) это составит 30—40 граммов (небольшая рюмочка). В пересчете на натуральное вино, крепость которого не превышает 10—13°, — 150—200 граммов (1/2—3/4 стакана вина). Именно такое количество чистого алкоголя у здорового взрослого человека легко метаболизируется в течение часа.

Если человек выпивает в течение часа две дозы, то состояние эйфории усиливается, появляется радостное возбуждение, человек чувствует себя свободно, раскованно, хотя координация движений уже несколько нарушается. После третьей дозы возникают более заметные сдвиги в поведении: человек становится развязным, бестактным. Выпивший переоценивает свои возможности, становится хвастливым, совершает опрометчивые поступки. Например, он вспоминает, что ему надо срочно выяснить с кем-то отношения или вернуть забытый долг, и развивает такую бурную деятельность, которую и сам не может объяснить, когда протрезвеет. Отмечается также эмоциональная неустойчивость: эйфория может легко сменяться плаксивостью либо дисфорией, злобностью, агрессивностью, мрачным настроением.

Если человек продолжает пить и в течение этого же часа принимает четвертую дозу, состояние его значительно ухудшается: отмечается вялость, снижение темпа мышления, нарушение походки. Речь становится неразборчивой, в ней много повторов. Часто в этом состоянии наступает дезориентация в окружающем пространстве, потеря контроля над собственным поведением до такой степени, что человек, не стесняясь, открыто проявляет сексуальность, цинично ругается, кричит, пристает к незнакомым людям и т. п.

После пятой дозы наступает глубокая степень опьянения: появляются неврологические нарушения, вестибулярные расстройства, непроизвольное отхождение мочи и кала, может развиться алкогольная кома.

Конечно, указанная динамика опьянения в зависимости от дозы отражает среднестатистические закономерности. Здесь показаны минимальные уровни приема спиртного, без учета широкой вариативности переносимости алкоголя. Более точно степень опьянения определяется по уровню концентрации этанола в крови человека.

Как уже отмечалось, естественный — эндогенный — уровень содержания алкоголя в крови у различных людей составляет от 0,01—0,03 до 0,07%. Исходя из этого, чтобы повысить уровень концентрации этанола в крови у разных людей, нужно разное количество алкоголя. Если концентрация спирта в крови повышается от 0,05 до 0,08—0,15%, наступает легкая степень опьянения — та, что возникает после 1—2 доз. При повышении концентрации до 0,2—0,25% возникает средняя тяжесть опьянения — это соответствует приему 3—4 доз в течение часа. Глубокое опьянение возникает при концентрации этанола в крови 0,3—0,5%, что соответствует приему 5 доз и более в течение часа. При концентрации этанола выше указанного уровня наступает смерть.

Почему у людей неодинаковая концентрация эндогенного этанола в крови? Почему для получения одной и той же концентрации этанола (и соответственно степени опьянения) разные люди выпивают различное количество спиртного? Почему даже один и тот же человек от одинаковой дозы алкоголя может пьянеть в разной степени в зависимости от обстоятельств? Это связано со многими факторами.

Факторы восприимчивости к алкоголю

Основным фактором является степень переносимости алкоголя организмом — толерантность к алкоголю. Этот фактор является врожденным и определяется особенностями метаболизма. Повышенная толерантность к этанолу является предпосылкой заболевания алкоголизмом. Чаще всего этот симптом наблюдается у тех, чьи родители злоупотребляли алкоголем. Если у человека отмечается повышенная толерантность к алкоголю, то это означает биологическую предрасположенность к алкоголизму, о которой будет сказано ниже.

Следующими факторами являются пол человека и масса его тела. Женщины обычно хуже переносят алкоголь. Чтобы опьянеть, им достаточно алкоголя почти в два раза меньше, чем мужчинам. Масса тела, естественно, тоже имеет большое значение, поскольку опьянение связано с повышением концентрации алкоголя в крови. Поэтому для более точного определения дозы расчет ведется так: 0,8 грамма этанола на 1 килограмм веса тела, или 15 миллиграммов этанола на 100 миллилитров сыворотки.

Важную роль играет и конкретная ситуация, в которой происходит употребление алкоголя. Известно, что если человек сыт или хорошо закусывает, он пьянеет меньше. Это объясняется тем, что часть этанола абсорбируется пищей, а часть связывается с белками и продуктами их распада. Особенно показательны в этом плане картофель, мясо, жир. Если люди пьют спиртное на холоде, они пьянеют меньше, чем в жару, так как часть этанола уходит на обогрев организма. Если человек ведет сидячий образ жизни, если он устал, плохо себя чувствует, то у него переносимость алкоголя хуже, чем у бодрого, энергичного человека, деятельность которого связана с физическими нагрузками. Имеет значение и время дня, и установка человека на ситуацию застолья. Одно дело, когда человек с радостью ожидает праздника, отдыха, возможности расслабиться, получить удовольствие. Другое, когда садится в ресторане за стол с целью деловых переговоров, или по каким-либо иным причинам не хочет опьянеть и испытывает тревогу и страх из-за боязни что-то сделать «не так» в состоянии опьянения.

Таким образом, указанные выше дозы лишь в усредненном варианте дают прогноз степени опьянения. Вполне вероятно, что если худенькая, маленькая девушка-студентка, отсидев 6 часов на лекциях и вернувшись усталая и голодная в общежитие, попадет в прокуренную комнату, где сидит веселая компания, то для того чтобы опьянеть, ей будет достаточно и половины дозы. В то же время, если молодой крупный мужчина, весом под 100 килограммов, с утра на морозце рубил дрова, а затем, плотно пообедав и выпив 100 граммов водки (2,5 дозы), пошел расчищать снег, то ему и в голову не придет, что по среднестатистическим нормам он уже может быть слегка пьян. Просто человек в хорошем настроении и отлично себя чувствует.

Наиболее часто употребляют алкоголь в опьяняющих дозах люди молодого возраста. После 30—35 лет переносимость алкоголя снижается, последствия состояния опьянения становятся все хуже. Отмечается головная боль, расстройство желудка, слабость, потливость, обострение соматических заболеваний.

У молодежи опьянение средней степени тяжести обычно является результатом давления окружения либо попыток экспериментировать алкоголем, испытать свои возможности в этом плане. Не имея научно обоснованного представления о дозе, они ищут ее эмпирическим путем и часто «проскакивают» через легкую степень опьянения в среднюю. Этому часто способствует вид напитка. Например, водку здоровый человек и сам не станет передозировать, уж очень это противно. Вино, учитывая его вкусовые свойства и мягкость действия, более коварно. Но самым опасным в этом плане является шампанское. Его вкус и запах, внешнее сходство с безалкогольными газированными напитками, имидж атрибута «красивой жизни» побуждают к употреблению. Между тем пузырьки газа стимулируют слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и способствуют увеличению скорости поступления этанола в кровь. Недаром опытный мужчина угощает девушку шампанским, надеясь, что она не заметит передозировку и неожиданно для себя опьянеет, а значит, снизит уровень самоконтроля.

Читайте также:  Принудительные реабилитационные центры по лечению алкоголизма

Важно усвоить, что здоровый, личностно зрелый человек после нескольких проб спиртного интуитивно сам находит свою норму потребления алкоголя. Эта норма соответствует легкой степени опьянения, то есть состоянию эйфории. Превышению этой нормы препятствует естественная реакция — феномен насыщения. Человек просто чувствует, что ему уже хватит, ему уже больше не хочется пить. Для здорового взрослого человека эта норма в среднем составляет 1—2 дозы в течение часа. Если после принятия этого количества спиртного феномен насыщения не «срабатывает», если человек продолжает пить до 3, 4, 5 доз без признаков более тяжелого опьянения и алкогольного отравления (тошнота, рвота, нарушение сознания и т. п.), то это свидетельствует либо о его биологической предрасположенности к алкоголизму, либо о начальной стадии заболевания.

источник

1.2 Девиантное поведение подростков – как неотъемлимая часть существующих социальных проблем, связующее агрессивность молодежи в обществе

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств — это происходящие

перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и

ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия.

Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.

Было проведено социологическое исследование по употреблению алкоголя и наркотиков студентами вуза и колледжа. Приобщение респондентов к алкоголю происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно.

До 10 лет впервые попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%. В 13-14 лет — интенсивность приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16 лет — уже 39,3%. В 17 лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых. Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4% девочек из числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств.

Остальные мотивы первого знакомства с алкоголем, курением и наркотиками

таковы: «из любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».

Это говорит о необходимости принятия соответствующих мер органами здравоохранения, просвещения и другими заинтересованными

ведомствами.Для организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков, для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т. е. школьные психологи должны проводить мониторинг факторов риска на местах.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Одной из причин этого является то, что сейчас Россия равняется на Запад. Это неправильно, так как мы не похожи на них, у нас другой менталитет. На наш взгляд, это наиболее актуальная проблема на данный момент, сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.

1 Иванова Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.141

3 Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.5

4 Иванова Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»,//сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.144

5 Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр.4

6 Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.205

7 Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

8 Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.22

9 Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988, стр.106

Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.13

11 Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр.4-5

12 Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр.6

13 Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12

14 Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988, стр.5

15 Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.

16 Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988, стр.5

17 Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19

18 Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды Москва, 1980, т.2 стр.1012

19 Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.9

20 Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

21 Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.14113

22 Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-

источник

Психические и психологические особенности подростков. Динамика, групповой характер, степень организованности. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности подростков.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних. Закономерности динамики ее роста и условий совершения нарушений. Криминальные группы и склонности.

реферат [31,9 K], добавлен 01.07.2008

Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения подростков. Исследование его причин, стадий и последствий. Изучение основных видов токсикомании. Анализ влияния токсикомании на подростковый организм. Диагностика и лечение подростковой токсикомании.

презентация [389,2 K], добавлен 19.04.2014

Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

дипломная работа [332,2 K], добавлен 17.07.2016

Психическое здоровье подрастающего поколения. Проблема отклоняющего поведения у подростков. Проблема употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств. Тенденция роста преступности несовершеннолетних. Различные типы воспитания.

реферат [22,5 K], добавлен 10.09.2011

Проблема преступности подростков в современной России. Психологическое содержание подросткового периода. Основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями. Меры и методы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 15.02.2011

Алкоголизм, наркомания, сектантство как формы девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте. Анализ результатов диагностики стратегий поведения в конфликте у подростков, склонных и несклонных к аддиктивному поведению. Профилактика и коррекция.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 01.06.2014

Теоретические аспекты проблемы подросткового возраста: новообразование личности, кризисы, мотивы вранья, поведенческие реакции, а также психические расстройства. Проблема и влияние психосоматических расстройств у подростков в практике современной школы.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 14.11.2008

Наркомания и связанная с ней преступность. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых. Индивидуальная профилактическая работа по проблеме наркомании. Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

курсовая работа [123,2 K], добавлен 19.07.2009

Психологические особенности подросткового возраста. Понятие и причины девиантного поведения подростков. Исследование особенностей влияния нарушений детско-родительских отношений на поведение подростков. Понятие и причины девиантного поведения подростков.

курсовая работа [113,5 K], добавлен 04.07.2012

Понятие и сущность девиации. Особенности, причины и динамика развития девиантного поведения в подростковом возрасте. Диагностика девиаций среди подростков в условиях СОШ №1 г. Хабаровска; методы и формы коррекционно-профилактической работы в школе.

курсовая работа [245,4 K], добавлен 21.02.2014

источник

Аннотация. В статье показаны особенности проявления агрессивного поведения подростков; названы группы подростков с прямой, косвенной, вербальной и экспрессивной (невербальной) агрессии, формы проявления агрессии, причины проявления детской агрессии.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, подростки, агрессивные подростки.

В современном обществе проблема управлением агрессивным поведением и осуществлением контроля проявлением агрессивности ребенка, на любом возрастном этапе, всё большей степени привлекает внимание самых разных специалистов — психологов, психиатров, социологов, педагогов. Агрессивность в структуре личности человека служит предпосылкой формирования различных форм поведения — конструктивных, социально позитивных, просоциальных, либо напротив — разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный и антисоциалный характер.

По мнению А. Пикиной, агрессия присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии [1].

Исходим из того, что агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения [2].

Проблема отклонения в поведении в подростковом возрасте одна из центральных психолого-педагогических проблем. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [3].

Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), данные период практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды [4].

Аверин В. А цитирует разработанную Э. Шпрангером культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Э. Шпрангер описал три возможных типа развития личности подростка. Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины [5].

Главными психологическими новообразованиями этого возраст Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.

Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии.

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения — всё это отражается на функциональных состояниях подростка. Повышается активность, значительного роста энергии. Но этот период и повышенной утомляемости, снижается работоспособность и продуктивность. С повышенной утомляемостью связано в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость [6].

В это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми, в том числе и родителями, где ссоры происходят в более грубой и резкой манере, чем раньше. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению к взрослым.

Если родители и старшие члены семьи учитывают взрослые возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка [6].

Этот период зависит от отношения семьи к подростку. Родителям необходимо перестраивать отношения от детской зависимости на взаимное уважение и равенство, так как в этот период развивается чувство взрослости , которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и к миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных [7].

В психологическом словаре определение агрессии звучит так: «Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [7].

Читайте также:  Алкоголизм его вред для здоровья человека

Дубинко Н.А. считает, что развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами [8].

Первый способ эмоциональное отвержение, т.е. родители отвергают своих. Отцы страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда переживают «вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Второй способ ужесточение контроля, т.е. родители, стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Нормальные юноши и девуш­ки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. Вследствие чего происходит формирование деструктивного и асоциального характера подростка.

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, — учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родите­ли приводят своих детей, не умея с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мне­нию, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до ребят, которые младше их по возрасту (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [9].

Известно, что у ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности подростков лежат, как правило, в семье, в отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в противодействии со сверстниками, учителями.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений, эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличайся обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве и товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным крутом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [10].

По мнению Е.С. Наумовой, основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [11].

Оклендер А. считает, что иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он просто выражает свой гнев. В гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. Акты агрессии часто называют антисоциальными. У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии [12]: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы [13]:

Первая форма — это социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Обычно используется агрессия для привлечения внимания, выражать свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания, ребенок успокаивается и прекращает свои вызывающие действия.

У этих детей внешнее проявляется физическая агрессия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними.

Вторая форма — это несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению.

Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям аг­рессии, чем девочки, однако это не совсем так. Агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается

Реан А.А. считает, что мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начи­нают позже, чем девушки. Девочки более сензитивны и впечатли­тельны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуф­лировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее. Девичья агрессивность нередко завуалиро­вана и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчи­ки же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех ок­ружающих без разбора [14].

Т.е. переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Все это влияет на поведение подростков. Виды агрессивного поведения различны у учащихся подросткового возраста. На это влияет и эмоциональное состояние подростков (гнев, ненависть, взрывы ярости и др.), и биологические факторы (особенности нервной системы, половое развитие и др.), психические факторы (особенности темперамента, самооценку и др.), и социальное окружение детей (улица, школа, сверстники и др.).

В.И. Долгова, Капитанец Е.Г, Барышникова Е.В., Попова Е.В. предлагают в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [15,16, 17, 18] Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы.

Таким образом, агрессия рассматривается как отдельные действия с целью нанесение физического или психологического ущерба другому человеку. В то время агрессивность рассматривается как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии и может иметь различную степень выраженности. Агрессивное поведение — это враждебные действия, целью которого является нанесения страдания, причинения ущерба другим людям и живым существам. Но гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению, соревновательности и активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

Наиболее выражено агрессивность проявляется в переходе от детства к взрослости, и составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Все это влияет на поведение подростков. Виды агрессивного поведения различны у учащихся подросткового возраста. На это влияет и эмоциональное состояние подростков, и биологические факторы, психические факторы и социальное окружение детей.

Ссылки на источники:

  1. Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. 2015. 13 октября [Электронный ресурс]. http://socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 13.10.2015).
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 184 с.
  3. Жагарина М.А. Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста // Издательский дом «Первое сентября». Оргкомитет «Открытый урок». 2009-2010 год. [Электронный ресурс] //http://festival.1september.ru/articles/569664/ (Дата обращения: 13.10.2015).
  4. Личко А. Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 25 с.
  5. Аверин В. А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., – 2008. – 121 с
  6. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. Питер, – 2004. – 592 с.
  7. Психологический словарь / Под ред. В.В. Юрчук. Минск: Элайда, – 2000. – 704 с.
  8. Саляхова, А. И. Такой вот подростковый возраст // Издательский дом «Первое сентября». Оргкомитет «Открытый урок». Выступление педагога-психолога на совещании учебный год 2006-2007 учебный год. [Элктронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/410375/ (Дата обращения:13.10.2015).
  9. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. – М.: – 2010, – №4. – С. 85-92.
  10. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, – 2008. – 176 с.
  11. Саратова Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. – 2011. – 11. Т.2. – 102-104 с.
  12. Наумова Е.С. Агрессия, ее причины и последствия//Социальная сеть работников образования. 17.12.2012. [Электронныйй ресурс] http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/agressiya-ee-prichiny-i-posledsviya (дата обращения 13.10.2015).
  13. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., – 2002. – 192 с
  14. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. – №3. – С.6-7.
  15. Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V.V.. – London, 2014. – С. 62-65.
  16. Долгова В.И. Инновационные технологии моделирования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков // Pressing problems of interpersonal communications in the educational process and the social practice (2015-10-08 14:00:00 — 2015-10-13 18:00:00). — МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. –
  17. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск, АТОКСО, – 2010. – 111 с
  18. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, – 2015. – 208 с.

Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. 2015. 13 октября [Электронный ресурс]. http://socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 13.10.2015).

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 184 с.

Жагарина М.А. Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста // Издательский дом «Первое сентября». Оргкомитет «Открытый урок». 2009-2010 год. [Электронный ресурс] //http://festival.1september.ru/articles/569664/ (Дата обращения: 13.10.2015).

Личко А. Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 25 с.

Аверин В. А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., – 2008. – 121 с

Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. Питер, – 2004. – 592 с.

Психологический словарь / Под ред. В.В. Юрчук. Минск: Элайда, – 2000. – 704 с.

Саляхова, А. И. Такой вот подростковый возраст // Издательский дом «Первое сентября». Оргкомитет «Открытый урок». Выступление педагога-психолога на совещании учебный год 2006-2007 учебный год. [Элктронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/410375/ (Дата обращения:13.10.2015).

Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. – М.: – 2010, – №4. – С. 85-92.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, – 2008. – 176 с.

Саратова Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. – 2011. – 11. Т.2. – 102-104 с.

Наумова Е.С. Агрессия, ее причины и последствия//Социальная сеть работников образования. 17.12.2012. [Электронныйй ресурс] http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/agressiya-ee-prichiny-i-posledsviya (дата обращения 13.10.2015).

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., – 2002. – 192 с

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. – №3. – С.6-7.

Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V.V.. – London, 2014. – С. 62-65.

Долгова В.И. Инновационные технологии моделирования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков // Pressing problems of interpersonal communications in the educational process and the social practice (2015-10-08 14:00:00 — 2015-10-13 18:00:00). — МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. –

Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск, АТОКСО, – 2010. – 111 с

Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, – 2015. – 208 с.

источник