Меню Рубрики

Беседы на тему алкоголизма с студентами

Профилактические мероприятия против национального алкоголизма должна проводиться в России с упорным постоянством, поскольку на сегодняшний день число смертей из-за алкогольной зависимости составляет около полумллиона в год. При этом, умерших по этой причине среди мужчин — 30%, а среди женщин — 15%. Но женская половина зависимых от алкоголя также с каждым годом неуклонно увеличивается. Кроме того, более 60% жестоких преступлений в России также совершается под воздействием алкоголя. А повальный подростковый алкоголизм и того паче ведет к неизбежной деградации нации в третьем поколении. Именно поэтому стоит уже сегодня предпринимать меры профилактики алкоголизма, чтобы предотвратить национальную беду.

Основная проблема россиян заключается в том, что практически 80% пьющих людей не причисляют себя к алкоголикам и считают, что способны самостоятельно остановиться в любой момент. Однако употребление алкоголя как минимум три раза в неделю (если за раз принято хотя бы по бутылке пива) уже можно считать первой стадией алкоголизма, на фоне которой человек уже теряет адекватную оценку действительности и считает, что окружающие просто чрезмерно придирчивы и требовательны к нему. Именно поэтому предупреждение пьянства лучше проводить с детьми и подростками ещё на уровне семьи, а не государства, чтобы предостеречь подрастающего человека от пагубного пристрастия.

Важно: все меры по предупреждению алкоголизма должны быть направлены как на подрастающее поколение, так и на людей, уже пьющих. Причём во втором случае придётся упорно пробивать броню из сложившегося у человека ложного впечатления о своей нормальности и адекватности при частом злоупотреблении спиртными напитками.

Стоит понимать, что профилактика алкоголизма населения может проводиться на двух уровнях:

  • Общегосударственный. Подразумевает активную пропаганду против употребления алкоголя. А также включает в себя такие профилактические мероприятия как административная ответственность (штраф за употребление алкоголя), законодательные акты против алкоголизации населения и медико-социальные мероприятия.
  • Личностный. Здесь предупреждение пьянства и алкоголизма распространяется на конкретную личность. В этом случае высокую актуальность имеет частная беседа по профилактике алкоголизма, выпуск специальных программ на телевидении на тему алкоголизм, трансляция радиопередач на ту же тематику и сокращение антисоциальной рекламы с пропагандой спиртного.

Чтобы мероприятия на тему «алкоголизм и его профилактика» имели эффективное воздействие на все слои населения, их разработчики должны учесть, что программа по предупреждению пьянства алкоголизма должны охватывать и реализовывать такие цели:

  • Формирование у всех возрастных групп населения негативного отношения к распитию спиртных напитков;
  • Пропагандирование здорового и активного образа жизни как внутри семьи, так и внутри коллектива;
  • Определение лиц из группы риска с целью ведения профилактических мероприятий именно в их кругу (дети алкоголиков, семьи с низким уровнем дохода и высокой конфликтностью);
  • Предупреждение провоцирующих алкоголизм факторов (создание условий для увеличения дохода семьи, организация здорового досуха, мероприятия по развитию интеллекта и творческих способностей человека).

При этом профилактика по борьбе с алкоголизмом делится на три типа:

Ниже разберем подробно каждый из них.

Этот тип активных мероприятий проводится среди тех слоёв населения, которые еще не испробовали на себе действие алкоголя. Чаще всего это дети, подростки, молодые люди, руководители детских коллективов, дети без постоянного места жительства и дети, не посещающие школу. Здесь беседа по профилактике алкоголизма будет как нельзя актуальной.

Важно: желательно проводить такие беседы по профилактике алкоголизма и употребления алкоголя у детей в возрасте 6-10 лет. Именно в этом возрасте авторитет взрослых для маленьких человечков еще не утрачен.

Также помимо бесед в комплекс первичных профилактических мероприятий должны входить:

  • Психологические тренинги, направленные на усиление позитивного настроя, осознание себя, как целостной гармоничной личности.
  • Занятия по развитию поведенческих навыков и контролю эмоционального состояния.
  • Занятия по обучению маленьких детей навыкам общения с людьми и умению грамотно разрешать/переживать конфликтные ситуации.
  • Создание спортивных секций, кружков и пр., призывающих детей и молодежь грамотно строить свой досуг и направлять свой потенциал в творческое русло.
  • Трансляция теле- и радиопередач на тему алкоголизм среди детей и его негативные последствия.

Кроме того, для профилактики алкоголизма населения среди подростков и детей необходимо сделать так, что факторы защиты от алкоголизма были значительно выше, чем факторы риска развития зависимости. К факторам защиты относят:

  • Здоровую и неконфликтную атмосферу в кругу семьи;
  • Возможность для ребенка развивать свои творческие и интеллектуальные способности;
  • Хороший или хотя бы средний уровень дохода семьи;
  • Формирование достаточной самооценки у подрастающего человечка;
  • Проживание семьи в антикриминальном регионе/районе;
  • Обучение ребенка моральным и этическим нормам.

Важно: первичная профилактика алкоголизма населения (в частности детей) должна проводиться и на уровне семьи. Так, первая беседа по профилактике алкоголизма должна исходить из уст родителей. Но здесь стоит помнить, что важен и положительный пример. Поэтому, если родители будут вещать о вреде алкоголя, держа в руках бокал с вином, вряд ли это предупредит в дальнейшем детский или подростковый алкоголизм.

Подобные мероприятия направляют на людей, которые уже испытали на себе негативное воздействие алкоголя, но еще не стали 100%-но зависимыми. Цель таких мер — выявление социально-неадекватных типов личностей, склонных к злоупотреблению спиртным. В этом случае по отношению к данным лицам для борьбы с алкоголизмом проводят такие мероприятия:

  • Тренинги по созданию жесткой мотивации для отказа от алкоголя;
  • Создание установок на трезвый и здоровый образ жизни, в котором алкоголизм профилактика просто не существуют;
  • Помощь алкоголезависимым в решении психологических проблем и осознании своего состояния на уровне эмоций;
  • Помощь в нахождении нового себя и умении решать проблемные ситуации здоровыми способами.

Важно: в этом случае к профилактической работе по профилактике алкоголизма населения подключаются психологи, психотерапевты, наркологи, которые усиливают предупреждающий зависимость барьер.

Такие меры для профилактики алкоголизма населения направлены не только на работу с самим алкоголезависимым человеком, но и на все его окружение. То есть работа проводится в том числе и в кругу семьи для создания положительного отношения к больному и его стремления выздороветь. На фоне работы с зависимым психотерапевты работают и с каждым членом семьи, предупреждая возможные психологические срывы, упреки и обвинения в адрес больного, что может спровоцировать новый этап болезни.

В частности помимо медицинских профилактических мероприятий (кодирование, детоксикация и пр.) по отношению к больному и членам его семьи проводится психологическая работа, направленная на:

  • Создание крепкого эмоционального фона у каждого из окружения алкоголика и у самого больного;
  • Осознание личных здоровых целей и нахождение путей их достижения;
  • Изменение образа жизни на здоровый и активный, чтобы больше не принимать никаких психостимуляторов;
  • Улучшение коммуникативных способностей человека при работе с ним для профилактики алкоголизма населения в целом;
  • Развитие личностных качеств и творческих способностей.

Совет: чтобы предупредить алкоголизма или независимо от степени алкогольной зависимости каждый человек в качестве меры для предотвращения алкоголизма может читать и перечитывать книгу известного американского специалиста Аллена Карра «Легкий способ бросить пить». В издании не только описаны механические и психологические процессы, происходящие в организме алкоголика, но и чётко указаны более глубокие мотивы к прекращению пьянства. Прочитав эту книгу, человек будто смотрит на себя со стороны и учится управлять своими мыслями по-другому, что приводит к полному выздоровлению. Таким образом, происходит не только излечение больного, но и предупреждение от пьянства алкоголизма.

источник

Профилактическая беседа о вреде алкоголя.

Цель: Проинформировать о последствиях и вреде употребления алкоголя.

В наши дни очень актуальна проблема употребления алкоголя. От этого страдает все общество, под угрозу ставится подрастающее поколение, здоровье будущих матерей.

Вред алкоголя очевиден. Алкоголь разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно на них действует, вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается алкоголизм. А главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, которая выпускается негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Употребление такой продукции приводит к отравлениям, и даже смерти.

Алкогольные напитки содержат два основных компонента – это этиловый спирт (этанол) и вода. Этиловый спирт содержится в томатном и апельсиновом соках, используется в качестве растворителя злаках, пятновыводителях, духах. Цвет алкогольным напиткам придают растительные красители, а аромат достигается за счет других добавок. Крепость алкогольных напитков измеряется в градусах.

токсически действует на клетки головного мозга

изменяет биологические процессы головного мозга

обеспечивает организм энергией;

замедляет работу центральной нервной системы, снижает ее эффективность, действует как анестезирующее средство;

стимулирует производство мочи (при большом приеме алкоголя тело теряет больше воды, чем получает, вследствие этого клетки обезвоживаются);

временно выводит из строя печень (после приема большой дозы спиртного примерно две трети печени могут выйти из строя, но работа печени обычно полностью восстанавливается через несколько дней).

При употреблении алкоголя в нервной системе замедляется передача импульсов. Исчезают запреты, беспокойство и волнение, они уступают место ощущению эйфории. Это происходит из-за поражения высших уровней мозга. А в результате поражения низших уровней мозга ухудшается зрение, речь и координация движений. Расширяются мелкие кровеносные сосуды, в результате этого излучается тепло и человеку становится жарко, одновременно падает температура внутренних органов. Возможно усиление сексуального желания, что связано с подавлением обычных запретов. По мере повышения уровня алкоголя в крови физическая половая активность ухудшается. В конце концов, отравляющее действие алкоголя вызывает тошноту и рвоту. Первыми сигналами алкоголизма являются – наличие тяги. Поражение печени приводит к алкогольному гепатиту и циррозу, следом идет асцит (жидкость в животе), бактериальный перитонит (воспаляется выстилка брюшной полости), поражение мозга, пищеводное кровотечение из варикозных сосудов (при повышенном давлении в венах печени), увеличение селезенки, функциональная почечная недостаточность, анемия. Нарушение свертываемости крови приводит к ее большим потерям. Последствия алкоголизма сохраняются многие месяцы после того, как человек отказывается от спиртного. Алкоголь разрушает системы гормональной регуляции организма, а эта сфера одна их самых неизученным, нарушения в ней могут привести к серьезным болезням.

Причина алкоголизма неизвестна, но злоупотребление спиртным – это не единственный фактор. Предполагают, что причиной предрасположенности к алкоголизму является биохимический или генетический дефекты. Исследования показывают, что люди с повышенным риском стать алкоголиками менее подвержены опьянению, нежели неалкоголики. Развитию алкоголизма может способствовать некий социальный фон и черты личности.

Природа наделила женщину одной из высочайших обязанностей — быть матерью. Мы не ставим под сомнение, все прекрасное в человеке — от матери, что без нее не было бы на земле ни поэтов, ни героев. С име­нем женщины, матери связаны нежность и красота, любовь к детям и самоотверженность, забота о них, о семье.

Злоупотребление спиртным влечет за собой груз болезней и недомоганий преждевременную старость. Женщина или со­всем теряет способность стать матерью, или, что еще более трагично, если и родит, то слабого, неполноценного ребенка. У нее ослабевает или полностью угасает инстинкт материн­ства.

Тратить жизнь на пьянство не только стыдно, но и преступно! пристрастие к алкоголю можно преодолеть, что лечиться не когда не поздно и не стыдно. Таким образом, независимо от формы пьянства каж­дый прием алкоголя вызывает выраженные изменения в организме, а последующие и все большие дозы спиртного ведут к психической деградации личности и общему за­болеванию.

источник

Профилактическая беседа о вреде алкоголизма (с презентацией) расчитана на учеников 8-9 классов. Можно данный материал использовать на уроках биологии.

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, указать возможные пути борьбы с ним.

Ход беседы
Перед началом беседы раздается анкета (Приложение 1) , учащиеся заполняют ее и сдают учителю.
Учитель : Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой, употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?
Участники : Отвечают на поставленный вопрос.
Учитель : Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.
Участники : Делятся впечатлениями, воспоминаниями
( Учитель акцентирует внимание на негативных моментах)
Учитель : При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.
Знаете ли вы, почему так происходит?
Участники : Высказывают свои предположения.
Учитель : Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.
Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.
Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.
На какие органы еще влияет алкоголь?
Участники : Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.
( Учитель вносит необходимые дополнения по ходу беседы)
Учитель : Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.
Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.
У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.
Участники : Описывают примеры, с которыми сталкивались.
Учитель : Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?
Участники : Высказывают варианты лечения, профилактики.
( Учитель по мере необходимости вносит дополнения)
Учитель : Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Читайте также:  Народная медицина алкоголизм без ведома больного

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.
Заключение и выводы:
Учитель : Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Советую почитать такие книги, как «Падение Ивана Чупрова» Г.Ф.Тендрякова, «Возвращение в жизнь» Г.И. Шонина, «Серая мышь» В.Липатова. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.

Анкета
(пристрастие учащихся к алкоголю)
Подчеркните вариант своего ответа
1. Употребляли ли Вы алкогольные напитки?
— Да — нет
2. Когда Вы попробовали алкоголь в первый раз?
не пробовал; — до 10 лет; — 11 — 12 лет; — 13 – 15 лет; 16 лет и старше
3. Где это было? (напишите свой вариант ответа)

____________________
_____________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _______________________

4. Знали ли об этом Ваши родители?
— Да — нет
5. Как часто Вы употребляете (употребляли) алкоголь?

— не употребляю
— ежедневно
— 2-3 раза в неделю
— 1 раз в неделю
— 1-2 раза в месяц
— реже
6. Где (с кем) Вы чаще всего употребляли (употребляете) алкоголь? (свой вариант ответа)

___________ _________ _________ _________ _______ _______

7. Укажите источник денежных средств для приобретения спиртных напитков ________ ________ _________ _________ ______ ________ _________
________ ________ _________ _________ ______ ________ _________ ________

источник

Немного истории.

История приготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н.э. Вино также считалось даром богов. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта усугубила пьянство. Даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина всё же процветал и воспевался в стихах. В средневековье в Западной Европе научились получать крепкие напитки путём выгонки вина из сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И.Костомаров (1817- 1885) полностью отверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало и лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу, пиво, крепостью не более 5-10 градусов. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное виноделие. В 1895 году царское правительство ввело монополию на продажу водки. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получить дохода от продажи водки. Привычка имеет огромную силу. Это – одна из причин, почему мы пока не можем отказаться от продажи водки. Другой причиной является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в связи с этим к расходованию большого количества сахара, зерна, фруктов, к росту заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом. Поэтому борьба с алкоголизмом потребует ещё много времени и усилий.

Во всём мире в течении последних 20 лет резко возросло употребление спиртных напитков. Бьют тревогу врачи и социологи, педагоги и общественные деятели. Больше стали пить в развивающихся странах, производство алкоголя за последние 20 лет в Африке увеличилось на 400%, в Азии – на500%.Потребление алкоголя в Англии возросло в 4 раза, в Дании – в 3 раза, в ФРГ – 2 миллиона людей – алкоголики. В.В.Бехтерев говорил: “Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить”.В нашей стране значительная часть населения не воспитывается в духе трезвости, недостаточно осведомлена о вреде употребления спиртных напитков для здоровья нынешних и особенно будущих поколений, для общество в целом.

Почему люди пьют.

Мы неоднократно слышим выражение: “Выпьем, согреемся”. В обиходе полагают. что спирт является хорошим средством для согревания организма. Считается, что спирт обладает лечебным действием не только при простудных заболеваниях, но и при целом ряде других болезней. Где же истина? Или бытует среди многих людей убеждение: алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие. Недаром спиртное принимают “против усталости”, практически на всех праздниках. Более того, существует мнение, что алкоголь является высококалорийным продуктом, быстро обеспечивает энергетические потребности человека. Так что рассуждение о пользе алкоголя – это довольно распространённое заблуждение. Выдающийся психиатр, академик В.М.Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: “Всё дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев.” Пьянство и алкоголизм сами по себе не отомрут, не исчезнут и “питейные обычаи”. Необходима упорная борьба с пережитками прошлого, в котором каждый должен принять участие. Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей, как например, потребность в кислороде или пище.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Маленький ребёнок, сидящий за праздничным столом, ждёт, когда ему в рюмку нальют сладкой воды, и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая ритуал винопития. Уже в это время начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

С чего начинается пьянство.

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям,испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. “ Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное”,- писал Ж.-Ж.Руссо.

Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой пагубные привычки. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение : игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

Психиатр И.К.Янушевский, проанализировав причины, под влиянием которых дети и подростки приобщились к спиртному, пришёл к выводу, что 39% из них к употреблению спиртного приучили родители, 33% подражали взрослым, 25% приучили старшие товарищи, в 3% случаев причины не установлены. Очень наглядные цифры! В молодом возрасте все алкогольные нарушения психики развиваются катастрофически быстро.

В медицинской литературе описаны результаты работы врачей и педагогов, которые оценивали влияние алкоголя на успеваемость в школе.

Отношение к алкоголю Успеваемость очень хорошая Успеваемость удовлетворительная Успеваемость неудовлетворительная.
Совсем не пили 45% 48% 7%
Получали алкоголь изредка 35% 56% 9%
Получали алкоголь регулярно 1 раз в день 27% 59% 14%
Получали алкоголь 2 раза в день 20% 55% 25%
Получали алкоголь 3 раза в день 0% 33% 67%

Алкоголь за короткое время может изменить характер ребёнка, сделать его не только несдержанным, угрюмым, неуравновешенным, но может толкнуть и на совершенно немотивированные действия. Пьянство лишает молодёжь активной жизненной позиции, способствует формированию потенциально опасных характеров. С развитием алкоголизма подростки перестают скрывать, маскировать состояние опьянения дома и в школе. Появление подростка дома или в школе в состоянии алкогольного опьянения может свидетельствовать о снижении его нравственных установок, что нужно считать весьма тревожным симптомом. Привыкшие к вину подростки и юноши – это основной резерв “армии алкоголиков”.

Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь.

Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особыми патологическим состоянием организма : неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградации личности. Для алкоголика опьянение представляет наилучшим психологическим состоянием. Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизиологические изменения. У лиц, пристрастных к алкоголю, заболевания сердечно- сосудистой системы возникают в 2 раза, органов пищеварения – в 18 раз, органов дыхания – в 4 раза чаще, чем у непьющих.

При злоупотреблении алкоголем могут возникнуть психические заболевания. Ещё много веков назад врач Древней Греции Гиппократ по этому поводу писал: “Пьянство – это умышленное и самовольно вызванное сумасшествие”. Одной из форм алкогольного психоза является белая горячка, которая возникает внезапно, чаще всего ночью. При белой горячке температура тела повышается до 40-41 градуса. Такое состояние продолжается от нескольких часов до нескольких дней, может наступить летальный исход. Таким образом, каждый, кто увлекается алкоголем, особенно молодёжь, делает себя потенциальным пациентом психиатрической больницы.

Алкоголизм излечим. Люди, избавившиеся от пагубной привычки, могут в дальнейшем жить нормальной жизнью. Но лечение это очень длительное и трудное.

Безусловно, больные хроническим алкоголизмом являются дурным, заразительным примером для окружающих, особенно молодёжи, они формируют вокруг себя “алкогольные группы”, распространяют пьянство со всеми вытекающими из него последствиями: аморальными поступками, разрушением семьи, материальным и духовным обкрадыванием детей, неизлечимыми болезнями, тяжёлыми травмами, преступлениями.

Алкоголь и развивающийся организм.

Есть данные, что продолжительность жизни женщин –алкоголиков на 10%, а мужчин –алкоголиков на 15% меньше, чем непьющих. Алкоголь, попадая в организм ребёнка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. При регулярном употреблении алкоголя страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.

Привычка к выпивке рано или поздно непременно приведёт к алкоголизму… Исследования хронического алкоголизма, проведённые в последние годы, свидетельствуют о том, что это зло – во многом результат бездумного следования дурным “традициям”. Не зря в народе говорят “Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки”. Профессор А.К.Качаев (1972) прямо сказал : “Ничего не возникает само по себе. Махровый цвет алкоголизма произрастает на хорошо удобренной почве бытового пьянства, безобидной, на первый взгляд, выпивки по любому поводу, кстати подвернувшемуся, случаю”.

Читайте также:  Наследственность детей и подростков к алкоголизму

“Алкоголизм – это порождение варварства- мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского”,- писал Д.Лондон, подчёркивая дикость алкогольных традиций.

Пьянство – это в первую очередь результат плохого воспитания, подражание заразительным дурным примерам, привычкам и обычаям, унаследованным от далёкого прошлого, а также проявление распущенности, результат недостаточного воздействия на пьющего со стороны семьи, друзей.

Нет – алкогольной зависимости!

Самое важное, что должен знать и “исповедовать” молодой человек:

  • Алкоголь для растущего организма – более опасный яд, чем для сформировавшегося. Особенно вреден он для девушек, будущих матерей.
  • Алкоголь – враг умственной работе.
  • Алкоголь и спорт абсолютно не совместимые вещи.
  • Алкоголь, как правило, спутник безделья, внутренней неорганизованности, низкой культуры.
  • Алкоголь даже в очень ограниченных количествах может привести к так называемому патологическому опьянению, состоянию, при котором человек не способен контролировать свои действия, может нанести незаслуженные оскорбления, обиды, совершить преступления.
  • Алкоголь – прямая дорога к правонарушениям.
  • Алкоголь вызывает привыкание к нему, которое переходит в опаснейшую болезнь – алкоголизм

Зло искоренимо.

Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как сами спиртные напитки. Уже в древности люди осознали вред от злоупотребления вином. Так, в Древней Греции пить не разведённое водой вино(крепость его и так не превышала 10 ) считалось недостойным свободного гражданина. Правительство Спарты легендарный Ликульт запретил пить вино высшей знати государства, но поощрял спаивание рабов, чтобы держать их в повиновении.

В Афинах правитель Солон ввёл закон, согласно которому архоиты (должностные лица) наказывались за пьянство: первый раз– крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.

Древний историк Плиний Старший писал о том, что персы и мидяне были побеждены греками под предводительством А. Македонского потому, что у них было развито пьянство и другие, связанные с ним пороки.

В Древней Индии употребление спиртных напитков представителям высших каст было категорически запрещено.Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому и никто не смел права приютить её.

В некоторых странах, прежде всего мусульманских были введены религиозные запреты на употребление алкоголя. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею чугунную медаль с надписью “За пьянство”.

Наше свободное время.

В последнее время появляются молодые люди, подчёркнуто отрицательно относящиеся к спиртному. Они вводят в моду –подтянутость, спортивный вид, простоту и вежливость в обращении с окружающими, ориентируются на здоровый образ жизни. Но чтобы стать полноценной, полезной для общества личностью, надо своё свободное время заполнять осмысленными занятиями. “Кто хочет что-нибудь сделать, ищет средства. Кто не хочет, делать ничего, ищет причины”,- гласит известный афоризм.

Учёные давно установили, что одним из наиболее распространённых побудителей мотивов, толкающих человека к “сорокоградусной”, является неумение занять себя, неудовлетворённость той или иной формой досуга. Поэтому чем интереснее будет досуг, чем в большей мере каждый сможет удовлетворить свои желания и потребности, тем решительнее пойдёт борьба с пьянством, которое начинается от безделья.

Приступая к работе над собой, основные усилия необходимо сосредоточить на формировании положительных привычек. Схватка с самим собой – дело нелёгкое. Недаром многие считают, что преодоление привычки к алкоголю были в их жизни первым наиболее сильным испытанием. Тут-то человек и познаёт себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует свой организм. Выдержал, сдержал однажды данное себе слово- значит, научился владеть собой.

Необходимо сделать усилие и решиться никогда не прикасаться к спиртному.

источник

«Алкоголь в жизни подростка»

Формировать отрицательное отношение к алкоголю, помочь осознать масштабы вреда алкоголя для здоровья человека.

Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

К сожалению, в наше время, почти каждый вечер можно увидеть, как во дворах, на улицах, в подъездах стоят подростки и выпивают пиво, джин тоники и т.д.. Причем подростки убеждены, что они собрались вместе не для того, чтобы выпивать, а просто пообщаться и провести вместе время. Как им кажется, алкоголь – это всего лишь атрибут их встреч.

Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь, алкоголизм .
Алкоголизм — это: /ответы детей/
Алкоголь — это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.
Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

Большинство подростков и юношей считают, что слабый алкоголь – это всего лишь недорогой и абсолютно безопасный способ расслабиться. При этом многие, периодически прикладываясь к бутылке хмельной жидкости, с презрением смотрят в сторону алкоголиков. Им кажется, что они пьют не водку, а практически «лимонад». Да и употребляют не для того, чтобы «забыться», а лишь с целью повысить настроение. Отношение нашей молодежи к слабоалкогольным напиткам, как к лимонаду, очень опасно!! Пивной алкоголизм развивается медленнее и не так заметно, чем алкоголизм от крепких спиртных напитков. И обычно, момент, когда потребность в спиртном становится для подростка необходимостью, потребность, проходит незамеченным.

Ребята, как вы считаете, есть ли все-таки польза от алкогольных напитков? Если есть, то какая?

Примерные варианты ответа:

Становится весело, становишься более раскрепощенным

Более уверенный в себе становишься

Но, кроме положительных, есть и отрицательные стороны слабоалкогольных напитков . Давайте их рассмотрим.

Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь – этиловый или винный спирт. После принятия его внутрь через 5-10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – это яд для любой живой клетки. После попадания в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. Если алкоголь часто попадает в организм, клетки разных органов, в конце концов, погибают под действием алкоголя, нарушается чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям (перерождение ткани почек, печени, сердца, сосудов и т.д.)

Наиболее заметным проявлением разрушительного действия алкоголя на человека является его влияние на мозг. Проявлением этого являются путаная речь пьяного, провалы в памяти, заплетающиеся ноги, затуманенное зрение, замедленная реакция. Эти симптомы опьянения обычно исчезают, как только алкоголь уходит из крови. Но если человек употребляет спиртное регулярно, его влияние на мозг заметно даже после того, как алкоголь уже не окончил свое непосредственное действие на мозг.

Даже небольшая доза алкоголя может привести к помутнению сознания и провалам в памяти. Этот эффект наблюдается у людей в не зависимости от пола, возраста и наличия алкоголизма. Несмотря на то, что мужчины чаще женщин принимают алкоголь, у слабого пола тоже наблюдаются провалы памяти и помутнения сознания. Это говорит о том, что вред алкоголя для женщин выражен в большей степени. Мозг женщины более восприимчив к спиртному и последствия злоупотребления алкоголем у женщин более тяжелые, чем у мужчин.

Несмотря на то, что информация о вреде алкоголя в наше время доступна для широкого ознакомления, многие подростки начинают слишком рано знакомиться со «взрослыми напитками». Причины, побуждающие юное создание впервые испробовать алкоголь, могут быть различными. Но нельзя недооценивать пагубное действие спиртных напитков на молодой организм, будь то пиво или слабоалкогольные напитки.

Почему начинают пить подростки:

преодолеть чувство скованности, стеснения

не отстать от других, чувствовать себя «своим»

ощущение бессмысленности жизни

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы.

В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. “ Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное”,- писал Ж.-Ж.Руссо.

Если ты хочешь :
• сохранить свое здоровье,
• иметь привлекательную внешность,
• быть успешным в учебе и работе,
• сохранить хорошие отношения с родными, ты всегда можешь сказать «НЕТ!» тому, кто протягивает тебе рюмку с алкоголем.

Ответы подростков на вопрос «Как сказать «НЕТ»?

Вот некоторые варианты отказа:
1. Назови причину отказа, например: «Я знаю, что это опасно для здоровья», «Я уже пробовал, и мне не понравилось», «Мне это не интересно», «У меня другие планы на сегодня».
2. Просто скажи «НЕТ». Ты не обязан всем объяснять причины.
3. Имей интересное, увлекательное дело. Если ты занят, это уже причина отказа.
4. Иногда сверстники могут оказывать сильное давление, заставляя употребить алкоголь. Постарайся действовать уверенно и сохраняй твердость в принятии своего решения. Ты можешь сказать: «Нет, больше меня не уговаривайте», «Мне нужно уйти».
Потом просто уйди.
5. Дружи с теми, кто не употребляет алкоголь. Твои настоящие друзья не будут заставлять тебя пить спиртное и не станут делать этого сами.

Узнав, что такое алкоголь и что такое алкоголизм мы приходим к правилам:

ПОМНИ : АЛКОГОЛЬ – ТИХОЕ ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ!

ПОМНИ : АЛКОГОЛЬ РАЗРУШАЕТ ЗДОРОВЬЕ И ВЫЗЫВАЕТ БОЛЕЗНЕННОЕ ПРИСТРАСТИЕ (ЗАВИСИМОСТЬ).

источник

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «О вреде пьянства и алкоголизма»

Сценарий классного часа для учащихся 9 классов. Сценарий классного часа для учащихся 10 класса. Сценарий классного часа для учащихся 11 классов. Сценарий классного часа для старшеклассников. Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни.

Цели классного часа

1. Донести до учащихся информацию о вреде алкоголя.

2. Разобраться с причинами, приводящими к употреблению алкоголя.

3. Призвать учащихся к отказу от употребления алкоголя.

1. Материал для сообщений, который дается двум ученикам.

2. Веник или швабра для игры.

3. Видеопроектор и рекламные ролики.

4. Распределение ролей сценки между учащимися.

Преподаватель показывает видеоролики с любой рекламой.

■ Как вы думаете, что такое реклама и для чего она предназначена?

После обсуждения подвести к ответу: реклама представляет собой одну из форм передачи покупателю информации о товаре, его качествах, цене, возможностях использования и т. п. Цель рекламы — продать товар.

■ Всегда ли информация о товаре, передаваемая в рекламе, оказывается достоверной? (По возможности привести примеры).

■ Что испытывает человек, обнаружив, что качество товара не соответствует тому, которое было обещано рекламой? (Разочарование).

■ Любая реклама стремится красочно описать товар, показывая его только с лучшей стороны. Как можно узнать, правдива реклама или нет? Подвести к ответу: чтобы узнать, правдива реклама или нет, надо найти достоверную информацию о товаре.

■ Знаете ли вы рекламу, которая представляет товар, который не только разочаровывает, но может причинить непоправимый вред его потребителю? Ответ: реклама пива. После этого показывается рекламный ролик с пивом.

Посмотрите, какая завлекательная реклама. Она не обещает ничего, кроме удовольствия. Но как можно противостоять этому заманчивому предложению? Ответ: узнать достоверную информацию о пиве и основном его составляющем — алкоголе.

Сегодня на классном часе мы будем рассматривать всем хорошо знакомую тему — алкоголь.

1. Что такое алкоголь и каково его влияние на человека.

Алкоголь приносит много бед людям. Многие из вас сталкивались с этой проблемой в жизни. Многие семьи страдают от пьянства одного или нескольких их членов. Видели ли вы пьяных людей? Видели ли вы кого-либо из своих близких или друзей в пьяном состоянии? На самом деле в наше время очень трудно найти молодых людей, которые не попробовали на себе влияние алкоголя. Но знаем ли мы правду об алкоголе и его влиянии на нас? Что вы знаете?

Ответы учеников. После этого следует выступление одного из школьников.

Сообщение 1. Что такое алкоголь, его влияние на человека.

Употребление алкоголя известно с глубокой древности. Фруктовые соки, мед и даже молоко, постояв на солнце, приобретали свойства, которые люди, выпив такие напитки, не могли не подметить: они вызывали веселость, легкость, возбуждение и т. п. Из литературных источников известно, что пьянство широко процветало в Древнем мире. О нем упоминается также во всех мифах и легендах. Даже боги, по представлениям людей, предавались разгулу под воздействием вина и других алкогольных напитков. Из тех же источников мы узнаем, что пьяному разгулу всегда сопутствовали разврат и преступность, а также болезни.

Так что же представляет собой алкоголь, предлагающий одновременно радость и беду?

Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт.

Физиологическое влияние. Попадая в желудок и кишечник, алкоголь впитывается в кровь уже в течение 5-10 мин после принятия. По кровеносным сосудам спирт разносится по всему организму человека. Если — рассмотреть под микроскопом клетки, в которые он попадает, то можно увидеть, как они сморщиваются, перестают нормально функционировать. Если алкоголь попадает в клетку неоднократно, вскоре она погибает. Так начинают разрушаться органы: печень, сердце, почки. Перерождается ткань кровеносных сосудов, нарушается функционирование всего организма в целом. Таким образом, опьянение, по сути, представляет собой отравление организма алкоголем.

Клетки мозга страдают от алкоголя в первую очередь. А вред, нанесенный им, является непоправимым. Мощным потоком крови алкоголь доставляется к го­ловному мозгу, его высшим отделам, затрагивая нервные клетки. В результате разрушается связь между различными отделами головного мозга.

Алкоголь, попавший в организм человека, выводится оттуда в течение нескольких дней. Особенно вредным является воздействие алкоголя на юный организм, кото­рый в период роста и развития очень восприимчив ко всем наркотическим веществам. Юноши и девушки, употребляющие алкоголь, подвергают опасности разрушения все свои органы, особенно центральную нервную систему. В результате сильно снижается память, возникают психические проблемы, резко ухудшается поведение.

Читайте также:  Психозы развивающиеся у больных хроническим алкоголизмом

В алкогольных напитках выявлено наличие канце­рогенных веществ, которые приводят к возникновению злокачественных опухолей. Особенно велик риск заболевания раком у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным. Так, согласно статистике, риск возникновения рака полости рта у молодых людей возрастает в 10 раз. А если они при этом не только употребляют алкоголь, но и курят, риск возрастает в 15 раз по сравнению с непьющей молодежью.

Влияние на потомство. Алкоголь производит разрушительное действие в клетках, в том числе и на генетическом уровне. Это негативно сказывается на потом­стве. Дети рождаются неполноценными, с врожденными заболеваниями.

У юношей, злоупотребляющих алкоголем, ослабляется половая потенция. У девушек нарушается процесс выработки половых гормонов и созревания яйцеклетки. Злоупотребляющие алкоголем люди могут остаться бездетными.

Влияние на поведение. Кровеносные сосуды расширяются под воздействием алкоголя, что увеличивает поток крови, поступающий в головной мозг. Бурный поток насыщенной алкоголем крови приводит к увеличению возбуждения нервных центров. Это и вызывает легкую эйфорию и веселость. Однако после этого в ра­боте мозга происходят изменения. Высшие отделы ослабляют контроль над низшими отделами. В результате человек в состоянии опьянения перестает контролировать свое поведение, речь. Его действия становятся развязными. Человек начинает говорить то, что ни за что не сказал бы в трезвом состоянии.

Чем больше человек пьянеет, тем больше парализуются его нервные центры, контролирующие работу возбужденных отделов головного мозга. Человек перестает думать о последствиях своих поступков и слов. Тайные страсти и порочные наклонности, которые человек прячет в глубине души, выходят наружу, что приводит к дурным действиям. Воспитанность и скромность отходят в сторону, уступая место легкомыслию и нахальности. Человек становится невнимательным, неосторожным, может рассказать все секреты.

Женщины под влиянием алкоголя становятся развязными в своем поведении, теряют стыд, не следят за нормами поведения. Пьяные женщины теряют свое до­стоинство, становятся распущенными, склоняются к случайным половым связям. Следствием часто становятся нежелательные беременности и венерические заболевания.

Влияние на волю. Под действием алкоголя воля человека ослабевает, и большую свободу получают инстинкты. В результате человек не может себя контролировать и совершает поступки, которые он не хотел бы совершать, следуя разуму. Но человек начинает следовать внутренним побуждениям, не в силах им противиться. Это приводит к чувству сожаления и раскаяния в содеянных проступках и ошибках. Эти чувства мучают человека, но не изменяют его.

Развитие зависимости. Алкоголь создает эффект приподнятого настроения. Это чувство радостного возбуждения приятно человеку и побуждает его снова и снова употреблять алкоголь. При постоянном употреблении алкоголя происходят общее отравление организма и перерождение тканей. Клетки начинают черпать энергию не столько из веществ, получаемых с пищей, сколько из алкоголя. Развивается химическая зависимость. Это серьезная трагическая болезнь, от которой почти невозможно вылечиться.

Если воздействию алкоголя подвергаются юноши и девушки, у них развитие зависимости происходит в 4 раза быстрее, чем у взрослых людей. В этом возрасте еще не закончено формирование личности, поэтому она тоже испытывает разрушительное воздействие алкоголя.

Мы старшеклассники. Мы почти взрослые. В нашей власти выбирать друзей. Только мы сами принимаем решение, употреблять алкогольные напитки или отказаться от них. Мы не дети и уже достаточно сильны, чтобы найти в себе мужество противостоять всяким попыткам склонить нас к употреблению алкоголя, даже если это наши близкие друзья. Давайте избегать вечеринок, на которые собираются молодые люди, совсем не умеющие веселиться и радоваться жизни без выпивки. Мы — молодежь. В наших руках будущее. Давайте будем иметь трезвый взгляд на жизнь.

Игра «Пчелка»

Далее для выявления причин и следствий употребления алкоголя классный руководитель предлагает ребятам сыграть в игру.

Для игры выбирают четырех юношей. Они по очереди держат в руке веник или швабру, поставленную в направлении подбородка. При этом участники должны смотреть в потолок. В таком положении им надо сделать тридцать оборотов вокруг веника или швабры в качестве оси кружения. На выполнение задания дается время — 45 с.

Тот, кто справился с этим заданием, должен положить веник или швабру на пол перед собой и попытаться переступить через него туда и обратно. Если кто-то справится и со вторым заданием, получает большой приз (шоколадку, бутылку лимонада и т. п.). Обычно большинство участников не может справиться даже с первым заданием.

Учитель: итак, мы продолжим наш разговор. Игра хоть и принесла радость, но оказала заметное влияние на физические способности. Из-за воздействия на мозг нарушилась координация движений. То же происходит и во время употребления алкоголя. Он разрушительно действует на мозг и его функции. Но почему же люди, зная о пагубном влиянии на организм, все равно не находят в себе сил отказаться от предлагаемого алкоголем удовольствия?

Первый вопрос для обсуждения

Что происходит с людьми, когда они напиваются?

Возможные ответы: радостная эйфория, головная боль, депрессия, слабость, непристойное поведение, бол­тливость, неприятный запах, тянет на откровенные разговоры, страх, мания преследования и т. д.

Второй вопрос для обсуждения

А каковы, на ваш взгляд, причины, заставляющие молодых людей употреблять алкогольные напитки?

Возможные ответы: чтобы улучшить настроение, «поймать кайф», чтобы угодить друзьям, для храброс­ти перед каким-нибудь делом (особенно если оно касается девушек), заглушить чувство одиночества, отчая­ния, разочарования, вины, снизить чувство отвержения, для борьбы с депрессией и т. д.

После этого следует выступление ученика, который читает стихотворение.

Английский поэт Роберт Бёрнс написал такие строки:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

И просто пьянство — без причин.

Сообщение 2. Причины и следствия злоупотребления алкоголем.

Причины. Они могут быть разными. Вот, например, причины, которые могут побуждать взрослых тянуться к бутылке. Так, например, некоторые пытаются таким способом справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими в их жизни. Они думают, что выпивка сделает их проблемы легче, даст силы перенести тяжелые обстоятельства, противостоять давлению, прессу.

Другие прибегают к выпивке по социальным мотивам. Например, если человек вырос в неблагополучной семье. Или жизнь не складывается, не хватает денег на нормальное существование, сломался. Возможно, на работе каждую неделю попойка, от которой трудно отказаться — окажешься чужаком. Или соседи постоянно выпивают и угощают.

Есть ритуальные причины, когда к выпивке относятся как к обязательному действию: на празднике, вечеринке, встрече, общении с друзьями. Это становится ритуалом, от которого нельзя отказаться, иначе придется уйти, иногда даже порвать отношения.

Молодежь в основном начинает пить из-за конфор­мизма, т. е. за компанию. Многие не могут отказаться от предложения, потому что все в их группе это делают. Боятся прослыть «белой вороной».

Другой распространенной причиной алкоголизма среди молодежи является дурной пример близких родственников. Когда в семье пьют, дети очень рано вовлекаются в эту зависимость. У них есть соблазн и возможность попробовать, чтобы выяснить, действительно ли так приятно употребление алкоголя, что их родители готовы на все ради этого удовольствия. Жизнь в неблагополучной семье сама по себе является трагедией, ко­торую хочется как-нибудь облегчить. Испытав радостное забытье от первых рюмок, юношу начинает тянуть к этому способу решения проблем. Потом он уже не может остановиться.

Некоторые молодые парни и девушки начинают пить из любопытства. Им интересно узнать, что представляет собой состояние опьянения, как он или она будут себя вести в этом состоянии.

Некоторые парни прибегают к выпивке, чтобы стать более свободными и смелыми в общении с девушками, впечатлить их, понравиться. Девушки не отказываются от предложенного понравившимся парнем пива или вина, чтобы не оттолкнуть его от себя.

Часто молодые люди прибегают к алкоголю из-за несчастной любви, одиночества, отвержения. Таким образом они борются с негативными душевными чувствами, пытаясь искусственно поднять себе настроение.

Последствия. Следствием употребления алкоголя являются внутренняя опустошенность, потеря ориента­ции в жизни, потеря жизненного интереса, отсутствие силы воли, разрушение личности, психические нарушения, отказ от нравственных принципов.

Некоторых употребление спиртного приводит к нарушению закона, совершению преступления. Многие несовершеннолетние преступники становятся таковыми в результате употребления алкоголя. Преступления, совершенные пьяными людьми, являются очень жестокими и строго наказываются по закону. Много убийств, краж и хулиганских нападений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Множество аварий на дорогах с трагическими последствиями произошло по вине пьяных водителей.

Употребление алкоголя провоцирует насилие в семьях. Алкоголизм ведет к спуску по социальной лестнице на самое дно — пьяницы часто остаются без жилья, работы, семьи, друзей, становятся бомжами, живут на улице, в подвалах. Они становятся отверженными обществом людьми и не могут уже вернуться к нормальной жизни из-за непоправимых психических изменений.

Если ты решился попробовать облегчить свое душевное состояние с помощью спиртного, то подумай: действительно ли это поможет тебе? На самом ли деле выпивка облегчает давление и решает проблемы или только маскирует их, затушевывает? Поможет ли тебе Употребление алкогольных напитков изменить реальность вокруг тебя или, наоборот, уведет тебя от реальности? Так стоит ли тебе окружать себя искусственной Реальностью или стоит подумать и принять жизнь такой, какая она есть?

Затем классный руководитель или один из учеников читает отрывок из произведения Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», гл. XII:

«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь».

Что в этом отрывке можно узнать о пьяницах?

1. В этом отрывке описывается порочный круг, в который попадают зависимые люди и из которого не могут выбраться.

2. Хорошо описана психологическая зависимость: любой пьяница верит, что может бросить, если захочет, вся проблема в том, что он никогда этого не захочет, даже если его мучает совесть — влечение к спиртному сильнее.

Третий вопрос для обсуждения

■ Действительно ли алкоголь помогает в решении проблем?

В форме дискуссии обсудить с классом вопрос, помогает ли употребление алкоголя справиться со стрессом, расслабиться, решить трудные вопросы или все совсем наоборот.

Четвертый вопрос для обсуждения

■ Правильно ли я поступаю, употребляя алкоголь?

Отработка навыков отказа. Как же я могу уберечь себя от пагубного влияния алкоголя? Как отказать тем, кто предлагает попробовать? А если это мои близкие друзья?

Выходит ученик и читает стихотворение:

Средь традиций самых разных

Если встреча, если праздник,

Завтра утром в форме быть,

Пить спиртное иль не пить?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? Сейчас мы посмотрим, как вы умеете говорить «нет».

Учитель делит класс на группы. Каждой группе раздает листки, на которых описаны ситуации, в которых молодому человеку предлагают употребить алкогольный напиток. Ученики должны обсудить ситуацию, а затем обыграть ее по ролям, при этом показать, как можно отказаться от предложения.

Задание для первой группы. Парень влюбился в девчонку из соседнего двора. Друзья посоветовали подойти и признаться ей в своих чувствах, но перед этим выпить для храбрости.

Задание для второй группы. Две подруги гуляют в парке. К ним подходят парни, чтобы познакомиться. Чтобы завязать разговор, они предлагают девушкам угостить их пивом.

Задание для третьей группы. На дискотеку кто-то из ребят принес бутылку водки и предлагает своей компании выпить для поднятия настроения.

Задание для четвертой группы. Девушке нравится молодой парень. Он приглашает ее на свидание и ведет в кафе. Здесь он предлагает ей заказать алкогольный напиток.

Трудно найти молодежную группу, которая не испытала бы на себе влияние алкоголя. Если провести анонимный опрос в школе по вопросу употребления алкогольных напитков, то многие бы ответили, что употребляют их в большем или меньшем количестве. Наверняка, попробовав спиртное впервые, подросток не стал искать информацию о пользе или вреде этого напитка, не стал советоваться со знающими людьми, а стоит ли продолжать этим заниматься, не начал искать статьи в интернете о проблеме пьянства и алкоголизма. Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются. Не будь легкомысленным. Помни о последствиях.

Далее ученики показывают сценку по мотивам басни С.В. Михалкова «Заяц во хмелю».

В день именин, а может быть, рожденья

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу

Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище львов,

От них и то летели клочья. »

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, —

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

источник