Меню Рубрики

Социальная работа с подростками с алкогольной зависимостью

Подростковый возраст — это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18-19 лет, т.е. переходный возраст, т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от незрелости к зрелости пронизывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.

У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. А также ярко выражена неустойчивость нервной системы иногда не выдерживающая сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведущее к вспыльчивости, апатии.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. В такой ситуации он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения, в которой индивид сможет самореализоваться путем взаимодействия с членами данной группы, эта самореализация происходит через общение, а связь между общением и употреблением алкоголя у подростков замечена уже давно.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе где он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят и выпивают, что ведет к ранней алкоголизации подростков, которая выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.

Употребление спиртного подростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизации несовершеннолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренного потребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление. Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания, когда без медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т. е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта. Утрата защитного рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает толерантность — переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Подростки не только забрасывают учебу и работу, порывают положительные социальные контакты, но и совершают преступления, главная цель которых раздобыть деньги на спиртное (см. Приложение 2).

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1 — 3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения — раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

Таким образом, в этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости подростка

Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

«Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  • 1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.
  • 2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.
  • 3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности.
  • 4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу».1

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее контингентом является общая популяция детей, подростков и молодых людей, нуждающихся в помощи и решении данной проблемы. Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий:

  • 1. информация, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
  • 2. формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
  • 3. развитие проективных факторов здорового социально эффективного поведения.
  • 4. развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушению алкоголизации.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

  • 1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.
  • 2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).
  • 3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).
  • 4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды, воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида — как фактор риска алкоголизма.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Вторичная профилактика осуществляется с применением различных стратегий:

  • 1. формирование мотивации на изменение поведения.
  • 2. изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
  • 3. формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

  • 1. Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)
  • 2. Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)
  • 3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

источник

Злоупотребление алкоголем было признано в качестве крупной социальной проблемы вскоре после вступления человечества в пери­од относительной доступности дистиллированных алкогольных на­питков (около 1100 г. н. э.). Отрицательные последствия употребления алкоголя впервые документированы в XVIII столетии в Англии.

Алкогольная ситуация в России, отличавшая и ранее высокой напряженностью в отдельные исторические периоды, за последние годы стала чрезвычайной. Отмечается высокий в международном и временном сравнении — один из самых больших в мире — рост потребления алкоголя, достигающий, по разным оценкам, 13—15 л на душу населения в год. Указанное обстоятельство усугубляется спецификой структуры и форм его потребления населением: пре­имущественно крепких спиртных напитков, предпочтением «удар­ным дозам», а также недостаточным питанием, сопровождающим потребление алкоголя; при этом значителен объем фальсифициро­ванной алкогольной продукции, включающий токсичный алкоголь — нередко технический и не предназначенный для потребления людьми.

Динамика официальных данных алкогольной статистики за последние десять лет в России имеет свои особенности. По данным Национального научного центра наркологии Минздрава РФ общее число наркологических больных, выявленных впервые в жизни наркологическими и психиатрическими учреждениями страны, уве­личилось незначительно, но структура контингента выявленных больных изменилась весьма существенно. Многократное (более чем в четыре раза) увеличение числа доли лиц с алкогольными психо­зами, снижение числа пациентов с начальной стадией алкоголизма и лиц с пагубным употреблением алкоголя свидетельствуют о бо­лее позднем выявлении и о большей тяжести расстройств у выяв­ляемых больных.

Не случайно наркологические заболевания относят к важней­шей группе (категории) социальных недугов. Их социальность мно­гомерна. Они развиваются у индивидуума как члена макросоциума (общества, этноса) и одновременно — как члена микросоциума (се­мьи, дружеской группы, рабочего коллектива и т. д.). Алкого­лизм — социальная болезнь еще и потому, что от него страдает и больной как член общества, и само общество. В его динамике воз­никают разнообразные социальные (семейные, трудовые, крими­нальные) конфликты; обществу причиняется материальный ущерб; больной личностно и социально изменяется, меняя свой актуальный статус и (или) социально деградирует — в семейном, трудовом плане, начинает вести асоциальный образ жизни или обнаруживает какие-либо антисоциальные формы поведения.

Личностные адаптивные и эмоциональные реакции, фиксиру­ющиеся формы взаимоотношений и индивидуального поведения трансформируются в систему прочных патологических связей меж­ду больными и его окружением, прежде всего — его семьей, кото­рая принимает характер особо стойкой деформации поведения и психоэмоционального состояния членов окружения — супругов, детей, родителей и др.

Наркологические болезни высоко социально значимы и в пла­не отягощенности соматической патологией, процессами деграда­ции личности, высокой и ранней инвалидизацией и смертностью. В широком социальном контексте злоупотребление алкоголем и дру­гими психоактивными веществами чревато последствиями токси­ческого опьянения (травмы, дорожно-транспортные происшествия, преступления, отравления и т. д.). С уровнем потребления алкоголя прямо или опосредованно связаны такие важнейшие социальные параметры, как демографические показатели, структура общей и психической заболеваемости, уровень криминогенности, произво­дительность труда, состояние семей и т. д. Таким образом, потреб­ление алкоголя — это системное биопсихосоциальное явление, суммарные массовые эффекты которого (социальные, медицинс­кие, экономические, криминальные) влияют на общественное бла­госостояние и национальную безопасность. Вполне естественным является выделение в «Европейском Плане действий по борьбе с потреблением алкоголя» Европейского регионального бюро ВОЗ на 1993—2000 гг. в качестве одного из 9 основных стратегических на­правлений деятельности «системы социального обеспечения», кото­рая обычно первой соприкасается с проблемами, вызванными упот­реблением алкоголя. И здесь велика роль специалистов по социаль­ной работе.

Специалист по социальной работе в области наркологии обес­печивает систему социально-психологических и социально-право­вых отношений в сфере профилактики и лечения алкоголизма, а также в процессах ресоциализации больных и членов их окруже­ния. На сегодняшний день общепризнанной ведущей стратегией про­тиводействия алкоголизации и наркотизации населения является профилактика, как система комплексных государственных и обще­ственных, социально-экономических и медико-санитарных, психо­лого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направ­ленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепле­ние здоровья.

Не менее важны и программы реабилитации лиц с зависимос­тью от алкоголя, которые отличаются чрезвычайным разнообразием.

Тем не менее можно выделить ряд компонентов, присущих . большинству реабилитационных программ (Валентик Ю. В., Сиро­та Н. А., 2002):

1) терапия средой (реабилитационная среда);

3) психотерапия и психокоррекция (в том числе, противореци-дивная терапия);

5) работа с широким социальным окружением (в том числе пси­хосоциальная поддержка и жилищные программы);

6) образовательные программы.

Похожие программы существуют и для токсиманов и наркоманов.

По определению Всемирной организации здравоохранения, токсикомания — состояние периодической или хронической интокси­кации натуральным или синтетическим токсическими веществами (лекарственными, химическими и иными, не внесенными в списки наркотиков), опасное для индивида и общества, характеризующе­еся компульсивным влечением, сопровождающееся формировани­ем зависимости от эффекта вещества, возникновением абстинент­ного синдрома и разнообразными психическими, соматическими и социальными нарушениями.

С юридической точки зрения, больные наркоманией и токсикоманией являются разными контингентами. Перечень наркотичес­ких средств периодически пересматривается (последняя редакция утверждена постановлением Правительства РФ в 1998 г.), поэтому определенные виды токсикомании, возможно, будут отнесены к наркомании, если вещество, которым злоупотребляют, в силу сво­их клинических и фармакологических свойств будет внесено в офи­циальном порядке в группу наркотических. С медико-социальной же точки зрения, оба заболевания можно отнести к одной группе, развивающиеся по одним и тем же закономерностям, имеющим сходные социально-психологические механизмы формирования при­страстия, общую динамику психической и физической зависимости.

В обобщенном виде употребление наркотических и других одур­манивающих веществ может проявляться в двух формах — эпизо­дическом употреблении, когда болезнь еще не сформировалась, и систематическом, постоянном употреблении, сопровождающимся выраженными признаками болезни. Определены основные — об­щие — признаки наркотического опьянения (Николаева Л. П., Колесов Д. В., 2000), которые необходимо знать специалистам, чтобы вовремя обнаружить их у кого-либо из окружающих.

1. Внешний вид и поведение, которые в той или иной мере напоминают состояние алкогольного опьянения при отсутствии за­паха алкоголя.

2. Изменение сознания — с утратой способности к целенаправ­ленным действиям, распадом последовательной связи оценки происходящих событий; окружающая среда воспринимается и расце­нивается неясно.

3. Изменения настроения, сопровождающиеся возникновением беспричинного веселья, расторможенностью, чрезмерной болтли­востью, дурашливостью. Неустойчивость, быстрый переход от ве­селого и дурашливого настроения к тоскливому и злобному харак­терны для пациентов, имеющих достаточно большой стаж употреб­ления снотворных и транквилизаторов (седативные средства).

4. Изменение двигательной активности — с повышенной жес­тикуляцией, неусидчивостью.

5. Изменение координации движений — с наличием скованнос­ти или замедленности; при некоторых формах опьянения (снотвор­ными, транквилизаторами, гашишем) они могут быть размашисты­ми, резкими, грубыми, неточными.

6. Изменение речи, которая может быть ускорена; подчеркну­тая выразительность речи отмечается при злоупотреблении опиата­ми, эфедроном, гашишем; при других формах опьянения (снотвор­ными, транквилизаторами, вдыхании паров летучих растворителей) речь чаще всего замедлена, невнятна, с нечеткой артикуляцией.

7. Изменение цвета кожных покровов: при опьянении гаши­шем, снотворными, транквилизаторами, средствами бытовой хи­мии — к лицу приливает кровь, оно становится красным, отмеча­ется покраснение белков глаз.

8. Изменение зрачков: при опьянении опийными препаратами зрачки узкие, величиной со спичечную головку; другими наркоти­ческими и одурманивающими веществами — расширены, реакция на яркий свет либо вялая, либо отсутствует.

В состоянии наркотического опьянения отмечается повышен­ный блеск глаз, глазные щели обычно расширены. Косвенными признаками употребления наркотических и других одурманиваю­щих веществ, особенно в подростковой среде, могут служить:

· неожиданные изменения направленности интересов подрос­тка и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность) в соче­тании с появлением новых друзей или подруг;

· следы инъекцийв мышцы или по ходу вен — в области локтевых сгибов, на предплечьях, тыле кистей, стоп, на шее, мо­шонке; уплотнение вен, медленно заживающие раны и другие по­вреждения кожи;

Читайте также:  Эмоционально стрессовая психотерапия алкогольной зависимости

· изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, не­понятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта;

· появление у подростков различных предметов,которых не было ранее: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чай­ная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а также носимые с собой предме­ты, которые могут быть использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т. д.); кусочки каких-то растений;

· признаки «лекарственной» заинтересованности подростков:

исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димед­рол, тазепам и т. д), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.);

· появлениев речи подростка специфических слов(наркоти­ческого сленга).

Комплексная система медико-социальной и психологической реабилитации наркологических больных включает следующий ряд мероприятий:

а) лечебно-восстановительные процедуры, основывающиеся на сохранных сторонах психической деятельности;

б) индивидуальные и групповые психокоррекционные и пси­хотерапевтические занятия с использованием данных объективно­го изучения личности больного;

в) рекомендации по профилактике наркоманических заболева­ний;

г) психолого-педагогическую и социолого-педагогическую рабо­ту как с больными, так и с их родственниками.

Основными правилами социальной работы с алкоголиками и наркоманами являются: признание, неосуждение, индивидуализа­ция, самоопределение, рефлексия, партнерство и доверие (Валентик Ю. В. и др., 1997). Социальные работники, организуя и поддер­живая пациентов, создают атмосферу доверия, открытости, мак­симального развития способностей, мотивации к решению про­блем, к осмысленной деятельности и работе в коллективе. Кроме навыков эффективной коммуникации и поддержки групповой дея­тельности, социальные работники должны иметь представление об индивидуальных психологических особенностях, основных соци­альных и психологических проблемах пациентов, не иметь дискри­минационных установок по отношению к ним, быть терпеливыми и доброжелательными. Социальный работник на основе равноправно­го сотрудничества привлекает пациентов к участию в принятии решений и обеспечивает их полноценное участие в процессе осу­ществления намеченного. Находясь среди пациентов, он стимули­рует их деятельность, поддерживает хорошее настроение, обеспе­чивает их психологическую безопасность, помогает своевременно замечать возможные отклонения в поведении, обучает их навыкам самоконтроля, самообслуживания, ответственности за свое буду­щее, поведение и за выполнение рекомендаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8215 — | 7179 — или читать все.

источник

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «СКОШ VIII вида № 4» г. Сарапула

«ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

городская научно – практическая конференция учащихся и педагогов «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»

Глава 1. Алкоголизм — социально-педагогическая проблема 5

Понятие и характеристика алкоголизма как формы 5-6

девиантного поведения подростков

1.2. Причины употребления подростками алкоголя 7-9

Глава 2. Деятельность социального педагога по 10

профилактике алкогольной зависимости среди подростков

2.1 Содержание работы с подростками по профилактике 10-16

2.2 Система работы по профилактике алкогольной зависимости 17-21

среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ

Приложение 1. Час общения « на краю пропасти »

Приложение 2. Игра « Мое здоровье »

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения в России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Привыкание к алкогольным напиткам у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых, что в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Проблема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя [18, с.241].

Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность проблемы и его практическая значимость определила цель данного выступления.

Цель – изучение содержания работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

определить сущность понятия подросткового алкоголизма;

изучить содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в С(К)ОШ № 4 г. Сарапула.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.

Исходя из цели, была выдвинута гипотеза: снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога в школе.

При подтверждении гипотезы автором были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

метод теоретического обзора и анализа психологической и социально-педагогической литературы исследований по проблеме;

Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме подросткового алкоголизма: Сироты Н.Я., Кондрашенко В.Т., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Копыт Н.Я., Галагузова М.А., Мустаева Ф.А., Наумчик В.Н., Ястребов А.В. и др.

База исследования: МКС(К)ОУ « С(К)ОШ VIII вида № 4 ».

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога в школе будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди подростков.

Глава 1. Алкоголизм — социально-педагогическая проблема

Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст и рискованное поведение — это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Понятие «алкоголизм» включает в себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как — заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях — стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [21, с.6].

С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения,

характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей

социальной деградацией личности [21, с.8].

В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства — как проявление мужественности и независимости [ 1 , с. 20].

Особенность пьянства и алкоголизма как формы девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии — формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю — всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении [15, с.25].

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности [15, с.26].

Таким образом, последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

1.2 Причины употребления подростками алкоголя

Большинство современных авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и так далее) деятельность [16, с.16].

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более родителям часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки — на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей [16, с.18].

Еще одной причиной подросткового алкоголизма является наличие «лишнего времени». Исследования, проведенные Н.Я. Копытом, свидетельствуют о том, что для подростков «группы риска» характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Для них характерны азартные игры, посещение кафе, баров, и так далее [16, с.21].

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками — обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.

Ряд исследователей (Н.Я. Копыт, Ф.Ф. Гордееня, В.Т. Кондрашенко) в качестве причин, ведущих к формированию алкогольной зависимости, называют условно биологические факторы, наследственные, или генетические, под которыми понимают факторы обуславливающие предрасположенность к алкоголизму. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей.

М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:

позитивная реклама в средствах массовой информации;

незанятость свободного времени;

отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

психологические особенности личности;

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, конфликт с общественными нормами — таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков [19, с. 195].

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков.

Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий. Неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

Глава 2. деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков

2.1. Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

« Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.

2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.

3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности.

4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу ».

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)

Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)

Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Таким образом, для наибольшей эффективности профилактики алкоголизма подростков необходимо объединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Несомненно, борьба с алкоголизмом, это задача родителей, друзей, близких, но рядом с подростком зависимым от алкоголя, должен находиться квалифицированный специалист — социальный педагог.

Основной акцент работы социального педагога со школьниками подросткового возраста — это работа с группой через следующие направления деятельности:

Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

Читайте также:  Как избавиться от алкогольной зависимости медицинскими препаратами

Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников — проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности [15, с.32].

2.2. Система работы по профилактике алкогольной зависимости среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ « С(К)ОШ VIII вида № 4 » г. Сарапула

МКС(К)ОУ « С(К)ОШ VIII вида № 4 » находится по адресу: г.Сарапул ул.Гагарина д.20.

Источники отрицательного влияния:

— свободная торговля табачными изделиями и алкогольными напитками (ларьки);

Основной контингент обучающихся это дети с клиническим диагнозом « олигофрения ». Как известно им свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Это объясняет большой процент нарушенного поведения, которое проявляется в склонности к бродяжничеству, воровству, ранней алкоголизации, токсикомании. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательного учреждения.

В настоящее время в образовательном учреждении обучаются 129 обучающихся из разных семей:

Семьи, в которых дети проживают с одним родителем

Многодетных (малообеспеченных) семей

Дети, проживающие с опекунами

Семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально – опасном положении

Представленные данные говорят о том, что в основном семьи из слабозащищенных слоев населения. Поэтому они нуждаются в социально-педагогической поддержке со стороны школы.

Анализ работы школы за 2012 год показал рост числа обучающихся, задержанных в нетрезвом состоянии. В связи с этим в школе была организована целенаправленная работа по снижению количества обучающихся употребляющих алкоголь и задержанных в алкогольном опьянении на улицах города.

Был разработан комплексный план мероприятий по профилактике алкогольной зависимости обучающихся, который охватывает работу с педагогическим коллективом, с обучающимися и их родителями.

Для эффективности работы в данном направлении социальный педагог взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики: ОДН, отделом медицинской профилактики, управлением по делам семьи, материнства и детства.

Основные задачи по профилактике алкогольной зависимости:

Предоставление учащимся объективной информации о влиянии алкоголя на организм человека.

Формирование у них негативного отношения к распитию спиртных напитков .

Формирование умения противостоять давлению сверстников.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей и вредных привычек можно выделить следующие направления деятельности:

Диагностика отношения обучающихся к употреблению алкоголя;

Информационное обеспечение обучающихся по данной проблеме;

Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

Совместная деятельность обучающихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

Проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

Индивидуальная работа с обучающимися, склонными к употреблению алкоголя.

Для подтверждения гипотезы социальным педагогом проводилась профилактическая работа с обучающимися 7-9 классов. Выбор был обусловлен тем, что в 8-9 классах обучаются отдельные школьники, замеченные в употреблении спиртного, в 7 классе — с целью предупредить употребление алкоголя подростками.

В профилактическую работу входили:

Акции « Здоровым быть модно! » , « Знать чтобы жить! »;

Оформление информационного стенда для обучающихся « Сделай правильный выбор »;

Круглые столы « Влияние алкоголя на развитие растущего организма », « Употребление алкоголя – опасная болезнь », « Подростки и алкоголь » с участием специалистов отдела медицинской профилактики , инспектора ОДН;

Размышление на тему « В здоровом теле – здоровый дух », « Как победить дракона или удержись от вредной привычки » ;

Часы общения « Полезные и вредные привычки », « Дорога к себе », « Чтобы не пропасть поодиночке », « Свободный человек и его выбор », « Все в твоих руках », « На краю пропасти » ( Приложение 1);

Просмотр видеороликов по ЗОЖ;

Игра « Мое здоровье » ( Приложение 2);

КВН « За здоровый образ жизни »;

Единый день профилактики с участием специалистов отдела медицинской профилактики, инспектора ОДН;

Индивидуальная работа с родителями и отдельными обучающимися: посещение семей и беседа с родителями по вопросу употребления алкоголя их детьми и индивидуальные занятия с обучающимися, замеченными в употреблении алкоголя;

Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкогольной зависимости;

Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора ОДН по вопросам ответственности родителей за употребление несовершеннолетними алкоголя;

Проведение лекториев для родителей « Роль семьи в формировании ЗОЖ и позитивных привычек ребенка », « Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков » с участием специалистов;

Вопросы, связанные с профилактикой алкогольной зависимости среди подростков рассматриваются на МО классных руководителей.

При системе работы школы по профилактике алкогольной зависимости мы добились положительных результатов:

уменьшилось количество обучающихся, употребляющих алкоголь.

Сравнительная таблица правонарушений за 2 года

Нахождение несовершеннолет-него в общественных местах в алкогольном опьянении

4,7 % от общего числа обучающихся

2,3 % от общего числа обучающих-ся

от общего числа обучающих-ся

По количественным данным , указанных в сравнительной таблице наблюдается снижение количества обучающихся употребляющих алкоголь и задержанных на улицах города в алкогольном опьянении.

Таким образом, мы считаем, что снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа в школе.

Проведенное исследование социально – педагогической литературы и система работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков позволило сделать следующие выводы.

алкогольная зависимость детей появляется не случайно, а под воздействием определенных факторов;

основные причины наследственность, семейное неблагополучие;

последствия – это рост правонарушений среди несовершеннолетних.

В настоящее время употребление алкоголя подростками проблема всего государства. Поэтому сейчас как никогда актуально говорить об этом и при-

нимать меры по « спасению » нашего молодого поколения.

Школа должна компенсировать недостаток позитивного социального опыта у детей из неблагополучных семей, выявлять группы с неблагоприятным морально-психологическим климатом и своевременно оздоравливать взаимоотношения в них с помощью индивидуальной воспитательной работы.

Следовательно, система работы социального педагога по профилактике употребления подростками алкоголя будет эффективной, если включает в себя:

— индивидуальную работу с подростком;

— привлечение специалистов органов и учреждений системы профилактики.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. — Минск: Красико-Принт, 2008. — 128 с. — (Деятельность классного руководителя).

Азаров, Ю. Беспризорность и детская преступность – наши беды // Воспитание школьников. – 2002. — №7. – с.60-63.

Березин, С.В. Психология раннего алкоголизма [Текст] / С.В. Березин. — Самара, 2005. — 68 с.

Борисов, Е.В. Алкоголь и дети [Текст] / Е.В. Борисов. — М., 2001. — 243 с.

Бородкин, Ю.С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика [Текст] / Ю.С. Бородкин. — СПб., 2007. — 73 с.

Брокан, Э.Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде [Текст] / Э.Д. Брокан. — Рига, 2007. — 34 с.

Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – 2-е изд., стереотип. — М.: Изд.Центр « Академия », 2001, — 440 с.

Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. — Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 416 с.

Головань, А. О вопросах взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2005. -№3. – с.20-22.

Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. — М., 2001. — 134 с.

Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [Текст] / И.Г. Зайнышев. — М, 2004. — 56 с.

Калинин, М.А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников [Текст] / М.А. Калинин. — Архангельск: АГПИ, 2007. — 18 с.

Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д.В. Колесов. — М., 2007. — 97 с.

Колесов, Д.В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности [Текст] / Д.В. Колесов. — М.: Знание, 2000. — 64 с.

Кондрашенко, В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. — Минск.: Выш. шк., 1986. — 64 с.

Копыт, Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. — Москва: Медицина, 1984. — 48 с., ил. (Научно.-попул. мед. литература. Противоалкогольная пропаганда).

Копыт, Н.Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н.Я. Копыт. — М., 2004. — 145 с.

Левко, А.И. Социальная педагогика.: Уч. пос. — Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2003, — 341 с.

Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Минск: Адук. и вых., 2005. — 400 с. ил.

Никитина,Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении// Воспитание школьников. – 2001. — №1. – с.31.

Подростку о вреде алкоголя / Ф.Ф. Гордееня. — Минск:, 1981. — 30 с.

Стриж, Э.А. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся [Текст] / Э.А. Стриж. — Таллинн: PC ДОБТ. 2006. — 54 с.

Суслова, В.С. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления [Текст] / В.С. Суслова. — М, 2003. — 87 с.

Фицула, М.И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе [Текст] / М.И. Фицула. — К.: Рад. школа, 2004. — 104 с.

Час общения « На краю пропасти » для 8-9 классов

Цель: показать негативное влияние алкоголя на человека, способствовать развитию индивидуальной ответственности личности за себя, за свое здоровье.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа слайдов.

Все в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки. Также и человек- частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств. Человек радуется красоте природы: синему морю, теплому солнцу, завораживающим звездам. Но он может, конечно, всего этого не увидеть, если… свернуть не на ту дорогу.

Сегодня, мы с вами поведем разговор об алкоголе.

Презентация « Последствия употребления алкоголя ».

— Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получение получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

А теперь давайте ответим на вопрос: « Ты когда – нибудь пил? »

( раздаем чистые листочки, где в течение 5 минут учащиеся отвечают анонимно на поставленный вопрос).

Вопрос: « Ты когда-нибудь пил алкогольные напитки? »

пробовал однажды, но не напился

иногда пью, но не напиваюсь

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца- поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спросил мудреца: « Что у меня в руках – живое или неживое? » Если мудрец ответил бы « живое », он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы « неживое », молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: « ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ… »

Мне хочется , что бы вы выбрали правильный путь. И в завершение посмотрите короткий видеоролик.

для себя я понял (поняла), что…

Цель: формирование ценностного отношения к собственному здоровью, умения противостоять зависимостям от наркотиков, алкоголя, курения.

формировать тенденции и установки ЗОЖ;

расширять знания по данной проблеме;

способствовать сознательному выбору ЗОЖ.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия « Мое здоровье ».

Правила (соответствуют игре « Что? Где? Когда? »

В игре участвуют две команды.

Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов.

капитан команды в конце обсуждения должен назвать знатока, который даст ответ.

Дается 1 минута. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, команда может взять больше одной дополнительной минуты.

Сектор « Кот в мешке ». Команда передает право ответа одной из команд – соперниц.

Сектор « Вопрос – аукцион ». Команда назначает любую цену вопросу, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды.

Сектор « Своя игра ». Команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.

Сектор « Счастливый случай ». Команда получает указанную на табло сумму баллов.

Для каждого раунда ведущий вывешивает на доску (или рисует на ней) соответствующую таблицу.

Здоровье человека и общество

Подведем итоги. У нас победила команда…

Давайте поздравим друг друга с хорошим настроением!

10 – это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду утром и вечером? (Душ)

20 – как часто рекомендуется мыть голову? (не реже 1 раза в 10 дней)

30 – « Своя игра ». Это средство действительно служит профилактикой кариеса, однако чрезмерное его употребление приводит к перенапряжению слюнных желез? (жевательная резинка)

40 – как называется предмет, используемый для чистки зубов? (зубная нить)

Тема « Физическая культура »

10 – « Кот в мешке ». Тема « Загадки ».

сразу ты похорошеешь. (мыло.)

20 – состояние полного физического благополучия. (здоровье)

30 – такое сопровождение зарядки улучшает настроение, облегчает выполнение упражнений. (Музыкальное сопровождение).

40 – какие физические упражнения называются анаэробными? (выполняемые короткими резкими движениями.)

10 – когда я ем, …(я глух и нем.)

20 — в каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калории)

30- « Кот в мешке ». Здоровье. Способность организма противостоять действию повреждающих факторов, защитная реакция организма? (иммунитет)

40 – какие заболевания пищеварительной системы вы знаете? (гастрит, язва).

10 – « Вопрос – аукцион ». Сколько времени нужно чистить зубы? (2-3 мин.)

20 – сколько раз в год нужно посещать стоматолога »? (2 раза)

30 – какое количество зубной пасты нужно наносить на щетку? (с горошину)

40 – в нашей стране от этого заболевания страдает почти 100 % населения? (кариес)

20 – при попадании в больших количествах в организм человека от этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги. (никотин)

40- почему курильщику труднее, чем некурящему , выучить стихотворение? ( у курильщиков ухудшается память)

60- что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (зубы желтеют)

80- « Вопрос-аукцион ». Что такое « пассивное курение »? ( пребывание в накуренном помещении).

20 – какие заболевания возникают при злоупотреблении алкоголем? (язвы, гастрит)

40 – « Кот в мешке ». Биология. Эти животные – распространители грибка заболевания кожи. (собаки, кошки).

60 – « вопрос-аукцион ». Чем грозит употребление алкоголя беременной женщине? ( возможные патологические изменения у будущего ребенка).

80 – какое воздействие на зрение подростка оказывает алкоголь? ( снижение, потеря).

Тема « Здоровье человека и общество »

20 – продолжите древнее изречение: « В здоровом теле…(здоровый дух)

40 – « Счастливый случай » — эти две вредные привычки негативно сказываются на работе сердца. (курение и употребление алкоголя).

60 – какое воздействие оказывают наркотики на здоровье? (нарушение деятельности всех органов и систем человеческого организма, деградация личности)

80 — « Своя игра ». С какого возраста начинается формирование осанки? (с первых дней жизни ребенка.)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «СКОШ VIII вида № 4» г. Сарапула

Выступление на тему

«ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

городская научно – практическая конференция учащихся и педагогов «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»

Читайте также:  Завьялов психологические аспекты формирования алкогольной зависимости

Подготовила: Рочева

Елена Васильевна ,

Социальный педагог

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4»

Апрель, 2014

Введение 3-4

Глава 1. Алкоголизм — социально-педагогическая проблема 5

· Понятие и характеристика алкоголизма как формы 5-6

девиантного поведения подростков

1.2. Причины употребления подростками алкоголя 7-9

Глава 2. Деятельность социального педагога по 10

профилактике алкогольной зависимости среди подростков

2.1 Содержание работы с подростками по профилактике 10-16

2.2 Система работы по профилактике алкогольной зависимости 17-21

среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ

Заключение 22

Список литературы 23-24

Приложение 1. Час общения « на краю пропасти »

Приложение 2. Игра « Мое здоровье »

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения в России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Привыкание к алкогольным напиткам у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых, что в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Проблема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя [18, с.241].

Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность проблемы и его практическая значимость определила цель данного выступления.

Цель – изучение содержания работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

· осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

· определить сущность понятия подросткового алкоголизма;

· изучить содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в С(К)ОШ № 4 г. Сарапула.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.

Исходя из цели, была выдвинута гипотеза: снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога в школе.

При подтверждении гипотезы автором были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

· метод теоретического обзора и анализа психологической и социально-педагогической литературы исследований по проблеме;

Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме подросткового алкоголизма: Сироты Н.Я., Кондрашенко В.Т., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Копыт Н.Я., Галагузова М.А., Мустаева Ф.А., Наумчик В.Н., Ястребов А.В. и др.

База исследования: МКС(К)ОУ « С(К)ОШ VIII вида № 4 ».

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога в школе будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди подростков.

Глава 1. Алкоголизм — социально-педагогическая проблема

· Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст и рискованное поведение — это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Понятие «алкоголизм» включает в себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как — заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях — стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [21, с.6].

С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения,

характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей

социальной деградацией личности [21, с.8].

В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства — как проявление мужественности и независимости [ 1 , с. 20].

Особенность пьянства и алкоголизма как формы девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии — формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю — всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении [15, с.25].

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности [15, с.26].

Таким образом, последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

1.2 Причины употребления подростками алкоголя

Большинство современных авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и так далее) деятельность [16, с.16].

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более родителям часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки — на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей [16, с.18].

Еще одной причиной подросткового алкоголизма является наличие «лишнего времени». Исследования, проведенные Н.Я. Копытом, свидетельствуют о том, что для подростков «группы риска» характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Для них характерны азартные игры, посещение кафе, баров, и так далее [16, с.21].

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками — обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.

Ряд исследователей (Н.Я. Копыт, Ф.Ф. Гордееня, В.Т. Кондрашенко) в качестве причин, ведущих к формированию алкогольной зависимости, называют условно биологические факторы, наследственные, или генетические, под которыми понимают факторы обуславливающие предрасположенность к алкоголизму. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей.

М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:

· позитивная реклама в средствах массовой информации;

· незанятость свободного времени;

· отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

· психологические особенности личности;

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, конфликт с общественными нормами — таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков [19, с. 195].

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков.

Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий. Неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

Глава 2. деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков

2.1. Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

« Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.

2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.

3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности.

4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу ».

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Первичная профилактика.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

· Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)

· Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)

· Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Таким образом, для наибольшей эффективности профилактики алкоголизма подростков необходимо объединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Несомненно, борьба с алкоголизмом, это задача родителей, друзей, близких, но рядом с подростком зависимым от алкоголя, должен находиться квалифицированный специалист — социальный педагог.

Основной акцент работы социального педагога со школьниками подросткового возраста — это работа с группой через следующие направления деятельности:

· Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

· Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

· Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

· Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

· Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

· Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников — проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности [15, с.32].

2.2. Система работы по профилактике алкогольной зависимости среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ « С(К)ОШ VIII вида № 4 » г. Сарапула

МКС(К)ОУ « С(К)ОШ VIII вида № 4 » находится по адресу: г.Сарапул ул.Гагарина д.20.

Источники отрицательного влияния:

— свободная торговля табачными изделиями и алкогольными напитками (ларьки);

Основной контингент обучающихся это дети с клиническим диагнозом « олигофрения ». Как известно им свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Это объясняет большой процент нарушенного поведения, которое проявляется в склонности к бродяжничеству, воровству, ранней алкоголизации, токсикомании. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательного учреждения.

В настоящее время в образовательном учреждении обучаются 129 обучающихся из разных семей:

Семьи, в которых дети проживают с одним родителем

источник