Меню Рубрики

Профилактическая программа алкогольной зависимости

Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя. Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • Раннее начало половой жизни;
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • Регулярное медицинское наблюдение;
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • Соблюдение общественных норм.

Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком. Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.

  1. Первичная профилактика алкоголизма;
  2. Вторичная профилактика алкоголизма;
  3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления. Существует три варианта данного подхода:
a. Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b. Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c. Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

источник

Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией. Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны. Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.

Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой. Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы. Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.

Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.

Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить. С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.

Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:

  • нарушается сердечная деятельность;
  • разрушается печень;
  • страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
  • происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает:

  • антиалкогольное обучение;
  • работу средств массовой информации;
  • организацию детской и молодежной активности;
  • развитие личностных ресурсов;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • формирование социальной компетентности.

Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов. Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.

Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма. Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.

Это общество анонимных алкоголиков. Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.

Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе. Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью. Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.

Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет. Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях. Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше. Меры пресечения детского алкоголизма:

  • здоровое питание;
  • излечение от спиртного родителей;
  • антиалкогольное воспитание;
  • полноценный сон;
  • приобщение к спорту.
Читайте также:  Помощь при алкогольной наркотической зависимости

Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители. Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю. Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков. Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.

Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма. Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход. Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга. Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.

Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения. Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим. Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы. К ним относятся:

  1. Психо-эмоциональная лабильность. Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
  2. Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя. Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
  3. Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток. Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).

К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков. Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю. Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.

По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский. С годами он стремительно молодеет. В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам. Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.

Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние. Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии. Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей. У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы. Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.

Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры. В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт. Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.

Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта. Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.

На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день. Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу. Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни). Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Новочебоксарска ЧР

на заседании методического директор МБОУ «СОШ №13»

совета МБОУ «СОШ №13» ____________Мясникова Н.К.

по профилактике алкоголизма и

наркомании среди подростков

Филонова Евгения Вениаминовна

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Филонова Евгения Вениаминовна — педагог-психолог

Сроки реализации программы:

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

— формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

— открытости и информированности;

— добровольности и сотрудничества;

— системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение тематического видео «Трезвая Россия» Урок трезвости, презентации, выполненной в программе Power Paint по данной теме, конкурс плакатов, рисунков. Викторина «Полезные привычки» и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма; просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания; тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 8–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (вы пуск газет, изготовление плакатов, съем ка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

Психопрофилактика и психогигиена психических травм

Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика

Беседы на родительских собраниях

Здоровое поколение нового века

Профилактика различных «маний»

Конкурс стенгазет среди классов

Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный)

Читайте также:  Препарат для подшивки от алкогольной зависимости

Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»

Пропаганда здорового образа жизни

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

сентябрь, октябрь, и по запросу учителей

II. Профилактическая деятельность

Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам

Разрешение проблемных ситуаций.

Психокоррекционная и психоразвивающая работа

Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений

«А ты сказал наркотикам НЕТ. » — ролевая игра

Коррекция детско-родительских отношений

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях

III. Диагностико-аналитическая деятельность

Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»

Выявление уровня осведомленности.

Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями.

Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении. В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:

— лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи
информации. На лекции материал излагается концентрированно, в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание обучающихся ;

— практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие обучающимся раскрыть свой внутренний потенциал;

— деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и
социальной адаптации в условиях современного общества.

— беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы :

1. Методы проблемного обучения:

— создание проблемных ситуаций — постановка проблемного вопроса;

— самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

— создание и решение различных ситуаций .

3. Методы практико-ориентированной деятельности:

4. Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении с еме йных связей.

Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек.

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение — это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Девиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.

Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» — 1988г.-248с.

Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.

Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.

Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления — М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.

Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова — 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. — 176 с. (методика).

Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.

Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство ACT », 2001. — 800 с.

Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. — М., ЦГЛ, 2006.- 160с.

Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.

«Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.

«Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.

«Лучшие уроки по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. — видеоматериал.

источник

Нормальный образ жизни не предполагает пьянство и наркоманию. Алкогольная зависимость и последующая интоксикация организма всегда ведет к деградации личности и ее моральному и физическому обнищанию. Ущерб от алкоголизма проявляется в социальной среде, затрагивает нравственные аспекты самого пьющего индивидуума, но и в равной степени касается его семьи, близких людей и коллектива, в котором человек работает и проводит время.

Предметом изучения и исследования общественных организаций, медицинских институтов становится проблема лечения и профилактики пьянства и алкоголизма, составление для этого определенных программ по выявлению стадии заболевания и целенаправленного лечения пагубной зависимости.

Профилактика алкогольной зависимости не будет эффективной без понятия патогенеза болезни. Это болезненное состояние является прогрессирующим, в его основе лежит наслаждение от употребления этилового спирта. По сведениям ВОЗ, злоупотребление спиртными напитками становится третьей причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых болезней:

  • тяжелая форма алкогольной интоксикации (отравления) является причиной множества летальных исходов в молодом возрасте,
  • при употреблении высокой дозы спиртного наступает внезапная остановка сердца или нарушения его ритма работы,
  • в состоянии опьянения подростки и взрослые люди наиболее подвержены травматизму в быту или в транспорте и на производстве,
  • желание свести счеты с жизнью возрастает после принятия горячительной дозы, равно как и побуждение отомстить обидчику, убив его или покалечив.

На ранних стадиях заболевания развиваются тяжелые патологии внутренних органов, язвы, травмы, расстройства работы сердца, сосудов, нервной системы. Более поздние стадии ассоциируются с циррозом печени, серьезными нарушениями функционирования мозга. Среди мужского населения у больных алкоголизмом смертность по статистике наступает до 50 лет.

Потребность испытать патологическое наслаждение от принятия спиртного существует у многих современников. В развитии пагубного пристрастия играют роль социальные и личностные конфликты, плохая адаптация человека в обществе, напряженные рабочие и эмоциональные перегрузки. Важная роль в профилактике употребления алкоголя отводится социальному окружению, семейному микроклимату, воспитанию детей и подростков в традициях предков и современников целой страны и народности.

Для алкоголизации является неоспоримым влияние генетической предрасположенности, наследственных факторов, предрасположенности к изменениям метаболизма в организме.

Для алкоголизма характерны некоторые соматические и психические расстройства. В клинике заболевания отмечают три основных стадии болезни с определенными симптомами в каждой из них. Перед началом этих заболеваний у человека обычно проявляется алкоголизм в бытовой стадии, так называемой, продромальной. Для него характерно ситуационное применение горячительных напитков, происходит расслабление от случая к случаю, с приходом гостей, на торжествах.

Человек не напивается спиртным до безобразного состояния, в таком периоде ему не грозят серьезные ослабления здоровья. В это время подросток, мужчина или особы женского пола могут без труда бросить употребление спиртного, и не жаждут пьянства, оставшись наедине. Но если такие распития происходят слишком часто, то развивается первая стадия алкоголизма.

Алкогольная зависимость в этом периоде длится до 5 лет, у человека появляется психическая зависимость от спиртных напитков:

  • постоянные мысли о расслаблении от спиртного,
  • радостное предвкушение выпивки,
  • неудовлетворенность положением дел в трезвом виде.

Растет толерантность, проявляющаяся симптомом измененной реактивности. Увеличивается переносимость спиртного в больших количествах, организм привыкает к похмельному синдрому без рвоты и с забыванием отдельных эпизодов во время пьянства. В этом состоянии на человека можно повлиять с помощью профилактической беседы о вреде алкоголя.

Длится длительно, от 5 до 15 лет, все симптомы утяжеляются, тяга к распитию все чаще возникает спонтанно, становится интенсивной, мотивации находят сами алкоголики, приноравливаясь к различным ситуациям, выпивки становятся постоянными. Толерантность, развиваясь до определенной степени, остается такой длительное время, спутанность воспоминаний в период алкогольного опьянения становится постоянной, все чаще случаются периоды запоя.

Длится 5–10 лет и характеризуется патологическим влечением к принятию спиртного, утрачивается количественное восприятие выпитого, больной становится нетребовательным к месту и времени, личностям собутыльников. Человек теряет чувство достоинства, постоянно не помнит предшествующих событий, у него развивается недостаток витаминов, плохо работают все системы и органы. В таком состоянии пациент не может контролировать количество выпитого, а разрушение организма ведет к летальному исходу.

Система государственных и общественных медицинских, санитарных, педагогических и психологических действий, имеющих целью предупреждение развитие заболевания, является программой профилактики алкоголизма.

Профилактические действия делят на:

  • социально-медицинские,
  • социальные,
  • медицинские.

Между собой они делятся на мероприятия, учитывающие частные цели, затрачивающие определенные средства и по эффекту воздействия. Для профилактических мероприятий выделяют три типа по определению ВОЗ:

  • Первичная профилактика представляет собой программу, направленную на развитие и сохранение условий для здоровой жизни, и устранение неблагоприятных факторов. Первичная профилактика алкоголизма предупреждает плохое влияние алкогольных традиций определенной среды, формирует у людей, тем более у подростков, гигиенических и нравственных привычек, которые исключают возможность злоупотреблять алкоголем. В основе закладывается образ здорового существования, воспитание личности в способности противостоять проблемам алкоголизма.
  • Вторичная профилактика алкоголя выявляет численность населения, которое наиболее подвержено негативным привычкам, особенно важна профилактика алкоголизма в школе, где подростки могут образовывать определенные группы для распития спиртных напитков. Важную роль играет оздоровление микросоциальной сферы в семье и в тесном коллективе.
  • Третичная профилактика проявляется в сфере людей, которые подверглись алкогольной зависимости и их патологическое состояние может прогрессировать. Предпринимаются шаги поддерживающей терапии, используются принципы социальной реабилитации, проводится разъяснительная беседа с родителями о вреде алкоголя и его осложнений.

Все меры по борьбе с пьянством имеют основные направления:

  • Коррекция заключается в прямом воздействии на обычаи распития в определенной среде и среди отдельных лиц, ценообразование в продаже спиртного, административное регулирование мероприятий, создании факторов для трезвого поведения.
  • Компенсация определяет изменение общественных отношений, которые способствуют формированию обычаев использовать алкоголь, замена их на те, что проходят в здоровой эмоциональной среде. С таким направлением профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних принимает большое значение.

Специалисты научных институтов определили семь уровней по степени развития алкогольной зависимости у детей:

  • Нулевая стадия характеризуется тем, что ребенок никогда не пробовал алкоголь, благодаря установке родителей и личному воспитанию жить в полной трезвости. Мотивом служит убеждение во вредном влиянии алкоголя на поведение и здоровье.
  • Начальная стадия характеризуется случайными и редкими случаями распития алкоголя, при этом мотивом служит желание стать ближе ко взрослым и приобщиться к их миру, поступать, как все.
  • Эпизодическая стадия определяет период, когда знакомство с напитками расширяется, и подросток еще скрывает употребление от родителей. Мотив определяется желанием повысить значимость, обрести уверенность, стать более коммуникабельным.
  • Стадия высокого риска расширяет возможность найти огромное количество соответствующих поводов для распития спиртного среди подростков, часто на этом уровне профилактика женского алкоголизма играет роль для избавления от вредной привычки. Мотивацией служит веселое времяпровождение в компании, повышение настроения и тонуса.
  • Дальше, если профилактика алкоголизма в школе не приносит результатов, то зависимость переходит в стадию стабильной тяги к употреблению напитков, причем мотивы изменяются и представляют собой желание подростка уйти на время пьянства от реальности.
  • Дальнейшая стадия определяется, если тяга к алкоголю переходит в стадию физической зависимости. При этом большое количество выпитого переносится довольно легко, но возникает похмельный синдром. Мотивом употребления является желание устранить абстинентный синдром с помощью следующей дозы спиртного.
  • Следующая стадия характеризуется развитием у подростков запойного состояния, когда развивается психическая зависимость от пьянства наряду с физической потребностью, мотивом чаще всего служит желание устранить болезненность и уйти от проблем.
Читайте также:  Интернет зависимость алкогольной зависимости

Специфические условия создаются при обучении ребенка в области познаний химических веществ, что дает представление о действии веществ в организме и возникновении химической зависимости. Целью такого обучения является возможность понять процессы в его теле при употреблении спиртного.

Неспецифические мероприятия включают помощь в вопросе самопознания личности, развивают стремление получить знания о своих психофизических способностях. Целью является использование тонких психических материй для развития здорового человеческого мышления.

Социальные мероприятия направлены на помощь в социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, создание здорового образа жизни и комфортного существования посредством трезвого восприятия реальности.

Основные профилактические меры заключаются в действиях социальных работников и специалистов:

  • беседы с родителями и подростками об алкоголизме в виде лекций, частных бесед,
  • формирование осознанной нравственной личности путем осознания важности здорового существования,
  • формирование понятия о специфических чертах личности, подверженной зависимости от алкоголя,
  • чтение подростками специфической литературы о вреде спиртных напитков.

Эти методы успешно используются педагогическим коллективом школы для предупреждения и лечения подросткового алкоголизма. Явление детского и подросткового алкоголизма часто является причинами преступности. Такие проявления распития несовершеннолетними встречаются у неблагополучных родителей. Чтобы приобрести желанные горячительные напитки, дети, которые еще не зарабатывают средства, начинают становиться на путь воровства.

Для лечения таких зависимых ребят существуют специальные клиники, и дети там проходят адаптацию к нормальным жизненным условиям, их учат любить собственный организм, заботиться о своем будущем. В воспитании личности, независимой от алкоголя ведущая роль принадлежит семейному воспитанию, затем идет школьный коллектив педагогов и одноклассников.

Если подросток впервые попробовал алкоголь, родителям не следует впадать в крайность, в это время нужно проводить беседы, но не навязывать их, а стараться заинтересовать ребенка. Важно занять его, чтобы он посещал спортивные секции, трудовые и развивающие кружки, у него появится интерес к творчеству или спортивным победам. С алкоголем такое насыщенное времяпровождения несовместимо, кроме того, появятся единомышленники, поддерживающие друга в трудную минуту.

Целью педагогов и родителей является совместное создание факторов для гармонии подросткового развития, изменение сомнительных ценностей алкогольного угара на вполне радостные события из нормальной жизни, формирование здорового интереса, развитие у ребенка личной ответственности за свои поступки и поведение.

источник

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна — социальный педагог.

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна — социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

— открытости и информированности;

— добровольности и сотрудничества;

— системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел — черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» — по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог — психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

источник