Меню Рубрики

Проблемы детей из семей с алкогольной зависимостью

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья.

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [16, с. 69].

Воспитание в неблагополучных семьях, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства.

Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.

4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями [2, с. 331].

В современной науке существует множество типологий семьи.

М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [37, с. 119]:

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в социальной поддержке. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается социальная, образовательная, психологическая, посредническая помощь в рамках долговременных форм работы.

4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Неблагополучные семьи можно также условно можно разделить на две большие группы:

1) семьи с явной формой неблагополучия, в которых формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер: семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи);

2) семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей [14, с. 49].

Семьи с алкогольной зависимостью составляют особую группу неблагополучных семей.

Семьи с алкогольной зависимостью — это семьи с явной формой неблагополучия, чаще всего, асоциальные.

Алкоголизм — это «болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств» [30, с. 11].

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье алкоголика неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания — все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем, показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах.

Несмотря на большое разнообразие направлений и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставанию в физическом развитии ребенка.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью [32, с. 37].

Нарушение умственного развития детей, чьи родители страдают алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отмечается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, непредсказуемость поведения родителей, жизнь в состоянии постоянного страха) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери, либо сочетание обиды и любви к родителям, злоупотребляющим алкоголем [14, с. 53].

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Они с рождения ощущают диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Они учатся не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания стараются держать в себе.

Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями, нередко и бьют. Но ни родителям, ни в среде сверстников они никогда не скажут о своих страданиях. Дети убеждены, что то, о чем не высказано вслух, не существует.

Дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова, повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства [17, с. 49].

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособности быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей и подростков. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы поведения детей алкоголиков. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма у одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут появляться пассивные реакции, когда ребёнок убегает из дома, боясь родителей, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер [42, с. 119].

Другой формой нарушения поведения детей и подростков при семейном алкоголизме является имитационное поведение, а именно такие социально отрицательные формы имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, различные формы агрессивного поведения.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью детей. Почти все дети из алкогольных семей страдают отклонениями в психическом развитии, так как воспитываются в условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге они вырастают нервными, эмоционально неустойчивыми, с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют воспитание и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет им успешно адаптироваться к социальной среде.

источник

Употребление алкоголя имеет давние традиции, это стало частью нашей культуры и традиций. Употребление алкоголя сопровождает все праздничные мероприятия, будь то семейные или общенациональные праздники. В некоторых семьях конец рабочей недели принято отмечать с помощью алкоголя, а также все выходные дни, да что греха таить, в конце обычного рабочего дня, если сильно устал, почему бы не расслабиться немного? И завтра тоже. И послезавтра. Так постепенно пересекается та незримая грань между традиционным праздничным приемом алкогольных напитков и начинается территория алкогольной зависимости.

Смотрите также:

Что из себя представляет проблема алкоголизма, в общих чертах известно всем, практически каждый человек сталкивался с теми или иными его проявлениями. Алкоголизм считается психическим заболеванием, характеризующимся хроническим течением и формированием физической и психической зависимости к алкоголю. Бесконтрольное пристрастие к употреблению алкоголя, приводит к деградации многих физических, духовных и социальных качеств, в крайних случаях до потери человеческого облика. Рассмотреть в одной статье все аспекты этого заболевания не представляется возможным. Я попробую рассмотреть лишь одну из сторон этой большой проблемы, и расскажу с позиции специалиста о той атмосфере, в которой формируется мировоззрение ребенка и его психологический статус.

Острота проблемы сохраняла свою актуальность во все эпохи: так как она наносит вред не только физическому здоровью человека, злоупотребляющего спиртными напитками. Страдают все стороны его жизни, включая в первую очередь психологические и моральные аспекты.

Но наиболее чувствительна и болезненна проблема семейного алкоголизма. Бесконтрольное и регулярное употребления алкоголя взрослыми членами семьи, разрушительно сказывается на физическом, эмоциональном, духовном состоянии их ребенка. Постоянные стрессы, внутренние переживания накладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Кому-то нравится само состояние алкогольного опьянения – все проблемы отступают на задний план или кажутся легко разрешимыми, кто-то привлекает сама атмосфера застолья: «праздник каждый день».

Пьянствующий человек получает удовольствие от повышенного внимания со стороны родных. Они всячески пытаются решить проблему, помогают, упрашивают, заботятся. То есть, выпивающий человек получает значительно больше внимания, чем, будучи в трезвом состоянии.

У кого-то преобладает желание расслабиться, и хорошо провести время. Употребление алкоголя не считается чем-то зазорным, так как это позволяет раскрепоститься, говорить откровенно. Со временем, общение без таких напитков попросту не складывается.

Алкоголизм в семье приводит к непоправимым последствиям. Устранить эту проблему гораздо легче при первых признаках ее проявления. Лечение зависимости эффективно только при контролируемом наблюдении опытных психологов и наркологов.

Семьи, в которой один или несколько ее членов страдают алкогольной зависимостью, справедливо считаются одними из самых неблагополучных. Психологические условия, в которых постоянно находится ребенок, я бы описала следующим образом:

Распорядок семейной жизни, ее уклад как таковой не существует, жизнь непредсказуема. Соответственно, дети не понимают, какое поведение нормальное, а какое нет. Они не имеют адекватной «психологической почвы» под ногами, не знают моральных ориентиров. При этом амбивалентность касается всех сторон жизни семьи. Дети не видят четких границ личности.

В семье алкоголиков отношения зачастую строятся на лжи и лицемерии. Ребенок воспринимает и усваивает такой стиль отношений как нормальный. Отрицание проблемы имеет навязчивый характер. Больной алкоголизмом член семьи всячески отказывается принимать проблему и бороться с ней. Семья, в свою очередь, отрицает наличие тягостных событий, связанных с членом семьи, имеющим зависимость. Ребенок попросту не понимает, что происходит.

Ребенку не хватает обычного внимания родителей. Соответственно, чтобы удовлетворить свои детские психологические и не только потребности, он всячески пытается выделиться, чтобы мама с папой все же уделили немного своего времени. Когда ребенку не оказывается позитивного внимания, он пытается привлечь негативное, причем со временем, это начинает приобретать признаки асоциального поведения.

Методы воспитания в таких семьях заставляют ребенка думать, что он виноват в том, что происходит. Его простейшие потребности не принимаются во внимание, попросту игнорируются. Дети придумывают много объяснений этому: был непослушным, делал много ошибок, плохо учился и т.д. Ребенок считает, что он заслуживает того, что с ним происходит.

Дети не понимают, как функционируют нормальные семьи. Они не имеют примера, соответственно, не знают, что такое семейные ценности и какими должны быть отношения между родителями и их детьми.

Ситуация в «алкогольных» семьях нестабильная и не позволяет создать нормальную атмосферу для развития и духовного роста ребенка. Работая с детьми из проблемных семей, я обратила внимание на следующие наиболее типичные особенности, которые влияют на формирование детского мировоззрения:

  • ребенок считает употребление алкоголя нормальным, безобидным явлением и является лишь проявлением зрелости. Он не может анализировать реальное положение дел, верит всему, что говорят родители и принимает модель семьи такой, какой она есть;
  • психологические травмы, связанные с нестабильной обстановкой в семье, регулярными побоями и ссорами. Такие дети часто проявляют агрессию, становятся замкнутыми и запуганными;
  • отсутствие дисциплины в семье, что вызвано бесконтрольностью и невниманием к ребенку. Чаще всего такие дети плохо учатся, едва оканчивают школу и не имеют возможности получить высшее образование из-за отсутствия даже базовых знаний и навыков обучения;
  • физические травмы, которые дети получают во время пьяных драк родителей, приводят не только к ухудшению состояния здоровья, но и психологическим нарушениям;
  • финансовые проблемы, связанные регулярной тратой денег на алкогольные напитки и неспособностью родителей к постоянному и производительному труду. В таких семьях дети чувствуют себя обделенными, так как не получают большинства благ, которые есть у сверстников. Таким образом, развивается комплекс неполноценности и возникает почва для зависти и неприязни;
  • замедленное развитие, болезненность ребенка и слабость, причиной которых является отсутствие нормального здорового и регулярного питания, постоянное психологическое напряжение, частое несоответствие гардероба погоде.

Этот перечень угроз для развития и социализации ребенка далеко не полный. С раннего возраста у малышей возникают трудности в общении со сверстниками, конкуренцию с которыми они явно проигрывают как в плане физического развития, так и интеллектуального уровня, и школьной успеваемости. Самостоятельно справиться со всеми жизненными проблемами ребенок не в состоянии. Помочь может лишь общение с психологом.

Алкоголизм в семье, в той или иной мере, касается всех ее членов. Если от этой проблемы страдает кто-то один, все остальные являются созависимыми. Они либо всячески пытаются бороться за благополучие семьи, либо выступают в роли жертвы. То есть, мысли созависимых людей направлены исключительно на борьбу с проблемой, а бытовые дела, другие семейные проблемы, уходят на второй план.

Человек, страдающий алкогольной зависимостью, всячески протестует против любых попыток трезвого члена семьи хоть как-то изменить ситуацию. Чаще всего, эти протесты демонстративны.

К сожалению, в обществе все еще жив стереотип, считающий алкоголизм привычкой, а не болезнью. Изучая механизмы воздействия алкогольного окружения на ребенка, можно ослабить его последствия.

источник

Статья «Семья с алкогольной зависимостью как фактор жизненного риска детей младшего школьного возраста»

учитель начальных классов,

Семья с алкогольной зависимостью как фактор жизненного риска детей младшего школьного возраста.

В жизни каждого человека семья занимает особое место, она является главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Ребенок, который воспитывается в семье, учится смотреть на мир, формирует свои взгляды, потребности, отношения с окружающими, а в дальнейшем и весь свой жизненный путь.

Известный психиатр М.И.Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, и только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная»./2/

Точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Читайте также:  Чем опасна кодировка от алкогольной зависимости

Отличительной особенностью семей с алкогольной зависимостью является то, что семьи этого типа имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:

— дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

— дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками; переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми; появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

— дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

— дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

— родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

— самооценка родителей может зависеть от ребенка; родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком;

— семья с пьющими родителями опасна своим отрицательным влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Условия, в которых растут дети алкоголиков, отличаются недостатком заботы, высоким уровнем стресса. Детей травмирует царящая дома дисгармония, ссоры, скандалы. Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение ребёнка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому ребенку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства из них развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у детей психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

В этих семьях дети могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого дети могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого ребенка.

Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – ребенок превращается в инвалида.

Перечисленные выше особенности жизнедеятельности и развития ребенка в семье, страдающей алкоголизмом, приобретают характерные особенности у детей младшего школьного возраста, растущих в таких семьях.

Младший школьный возраст рассматривается как вершина детства. С одной стороны, в ребенке еще сохраня­ется много качеств, характерных для дошкольного возраста, та­ких как наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. С другой же стороны, ребенок начинает терять ту непосредственность, кото­рая была характерна для него ранее, у него меняется логика мыш­ления.

Объясняют это тесной связью с новой ситуацией развития млад­шего школьника — с включением его в учебную деятельность, школьную жизнь, новые взаимоотношения. В этот период появ­ляются новые мотивы (потребности), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Ведущими являются «непосредственно действующие мотивы». У младших школьников появляются новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности. Социальная среда — это не просто необходимое внешнее условие, а подлинный источник раз­вития, поскольку именно в ней «записана» программа того, ка­кие психические способности должны у ребенка возникнуть, и заданы конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в индивидуальную. Школа является одним из способов получения социального опыта.

Если раньше ребенок был включен в систему взаимоотноше­ний «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», то теперь систе­ма «ребенок — взрослый» дифференцируется. Здесь выделяется две подсистемы: «ребенок — родители» и «ребенок — учитель». Подсистема «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — обще­ство».

Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребен­ка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. От дей­ствий учителя на данном этапе во многом зависит гармоничное развитие ребенка, его отношение к самому себе и к окружаю­щим. Значительная роль в установлении моральных стандартов и развитии детских интересов принадлежит именно учителю. Он же во многом обеспечивает ребенку важный опыт приобретения на­выков социального общения.

Наряду с развитием интеллектуальных функций идет интенсив­ное развитие личности ребенка, которое также в данном возрасте, во многом определяется ведущей деятельностью — учением. Ре­бенок включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой по-разному оцениваются близкими взрослы­ми. Немаловажную роль при этом играет семья ребенка. Глобальные перестройки психики ребенка, касающиеся перехо­да к новым видам деятельности, новым системам отношений с окружающими, новому типу психического отражения, требуют от родителей внимательного и бережного к нему отношения.

Таким образом, изменения младшего школьного возраста накладывает определенные особенности на развитие ребенка в семье. Однако, в семье с алкогольной зависимостью эти особенности ребенка нивелируются. Общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в нормальных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Таким образом, нарушение в семье системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают огромное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям. Следствием неблагополучия семейного воспитания ребенка довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Так как семья является главным источником становления ребенка как личности, главной ее ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в ребенка закладываются общественные ценности, нормы поведения и общения. Но в современном обществе не все семьи положительно влияют на полноценное развитие ребенка.

Таким образом, семьи с алкогольной зависимостью оказывают негативное влияние на физическое развитие и эмоциональное благополучие детей, на систему его отношений с миром и к миру, играет огромную роль в становлении ребёнка как личность.

Блонский П.П. Психология младшего школьника /П.П.Блонский. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 574 с.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра /М.И.Буянов.- М.: Просвещение, 1988.- 207 с.

Кибальченко И.А. Проблемы ребенка младшего школьного возраста из семьи, отягощенной алкогольной зависимостью /И.А.Кибальченко.- Таганрог: Изд-во Таганрог. Гос. пед. ун-та, 2003.- 92 с.

Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации / Сборщикова К., Терентьева А. // Социальная педагогика. – 2004.- №2.

источник

В сложившейся системе функционирования общества, семья является основным институтом воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что именно в семье дети проводят подавляющую часть своей жизни. По длительности воздействия семейная обстановка является основным влияющим фактором на формирование личности детей.

В реалиях жизни общества нередки случаи, когда влияние семьи не оказывает на воспитание детей положительного воздействия по причине непонимания родителями своей социальной ответственности, если присутствует алкогольная зависимость.

Само определение говорит о нарушении основного назначения этой социальной структуры. Как раковая опухоль изменяет структуру ткани, так и больная семья начинает играть такую же роль в обществе. И наиболее частой причиной изменения функциональной роли семьи является наличие алкогольной зависимости родителей, при которой страдают созависимые члены семьи — дети.

Хронический алкоголизм — длительно развивающееся заболевание, при котором его симптомы проявляются по нарастающей. Источником и причиной алкогольной зависимости является длительное пьянство. Пьяница — это еще здоровый, но систематически употребляющий алкоголь человек. Хронический алкоголизм характерен наличием комплекса симптомов и этапов развития.

На этом этапе проявления алкогольной зависимости похожи на обычное бытовое пьянство, но постоянно растет дозировка и частота приема спиртного. Толерантное отношение к алкоголю постоянно нарастает, снижается уровень контроля пьющим за количеством принятого и это происходит вплоть до превышения смертельной дозы.

Потеря контроля проявляется в отсутствие рвотного рефлекса, в нормальных условиях освобождающего организм от излишков спиртного. Меняется поведение больного и его отношение к жизни.

Нарастает алкогольная зависимость, она проявляется в ухудшении самочувствия, раздражительности, нервном возбуждении и других признаках при невозможности принятия спиртного .

При продолжении регулярного приема в течение нескольких лет развивается средняя стадия алкоголизма.

При сохранении признаков первой стадии, начинаются проявления абстинентного синдрома — состояния слабости во всем теле, разбитости, возникновении кратковременных слуховых и зрительных галлюцинаций, возможны припадки эпилепсии . Больной постоянно стремится к опохмелению , приносящему временное облегчение. Если такой период продлится в течение нескольких лет, неизбежно наступление конечной стадии алкоголизма. Страдают созависимые члены семьи.

На этом этапе резко снижается толерантность к алкоголю, что связано со снижением функциональных способностей внутренних органов, в особенности печени и поджелудочной железы. Снижаются признаки алкогольной интоксикации.

Вместе с тем больной в течение дня малыми дозами еще способен употреблять обычное для него количество спиртного. Состояние внутренних органов продолжает ухудшаться. Срок жизни в третьей стадии может составлять до трех лет.

Перед непьющими, созависимыми членами семьи всегда стоит дилемма — продолжать бороться за любимого пьющего человека или решительно изменить отношения и разорвать этот порочный круг, попытаться вместе с детьми построить другую, более счастливую жизнь.

А вот у детей такого выбора нет. Они вынуждены жить в обстановке беспробудного пьянства, часто будучи обделены не только родительской любовью, но и достаточным питанием и одеждой.

Дети лишены возможности выбирать родителей, они не могут никаким образом изменить свою жизнь.

Родители, потворствуя своей пагубной склонности, часто находят для себя оправдания:

  • дети еще маленькие и не могут понять происходящего в семье;
  • их это не касается;
  • когда родитель не пьет — в семье все нормально.

Алкоголизм — это прогрессирующее состояние разума, духа и тела. Наличие алкогольной зависимости у одного из родителей в корне изменяет образ жизни и поведение всех членов семейства. Созависимые дети также втягиваются в эту ситуацию.

Влияние алкогольной зависимости родителя на душевное состояние и процесс формирования личности ребенка позитивным не назовёшь.

Специалисты различных направлений могут назвать целую систему в области личностных и межличностных отношений, способных деформировать системы духовных ценностей и психологического состояния.

Страдает и физическое здоровье, проявляются психосоматические явления, меняется поведение.

Созависимые дети приобретают характерные отклонения личностного и психологического характера:

  • заниженные самооценка и самоуважение;
  • подвержены страхам, тревогам, не верят в собственные силы;
  • недостаточно оценивают и контролируют свои чувства и поведение, часто раздражительны, склонны к депрессиям.

В плане межличностных отношений проявляются трудности адаптации в обществе:

  • они неискренни и недоверчивы;
  • склонны к извлечению выгод из деструктивных отношений, быстро обучаются манипулированию;
  • подвергаясь мучению, они часто впоследствии склонны к мучительству как по отношению к себе, так и к другим людям или животным;
  • испытывают сложности в установлении продуктивных отношений;
  • склонны к деспотизму, впоследствии подсознательно выбирают зависимых супругов.

Становится понятно, что созависимые дети, выросшие в семье с алкогольной зависимостью родителей практически обречены постоянно находиться в зоне риска приобрести в дальнейшем зависимое поведение. К сожалению, органы образования не всегда вовремя реагируют на отклонения в поведении детей и не принимают мер по стабилизации жизни своих воспитанников.

Наиболее весомы шансы изменить жизнь детей из алкоголизированных семей у органов опеки и попечительства.

Они наделены правом обращения в суд о лишении родительских прав родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и обеспечению малолетних детей.

Такие обращения заканчиваются изъятием детей из неблагополучных семей и помещением их в интернаты. Только что-то не видно счастливых детей, выпускников таких интернатов.

Вопреки сказанному, многие могут привести примеры удачно сложившихся судеб детей из неблагополучных семей. Многие успешно получили образование, приобрели профессию, создали семьи и живут вполне счастливой жизнью.

Исследователи утверждают, что в жизни таких детей был значимый взрослый человек, который вовремя уделил такому ребенку внимание, длительное или краткосрочное. Который сумел найти тропинку к сердцу маленького человека, познавшего неисчислимые беды в самом детстве. Сумевший выслушать и понять ранимую душу ребенка , многое объяснить и поддержать.

Это может быть и сосед по лестничной клетке, и школьный учитель или тренер, дальний родственник или совершенно посторонний человек, сумевший оказаться рядом и помочь.

Еще древние греки считали, что пить можно — нужно только знать — где пить , с кем пить и сколько пить . Современная медицина не отрицает, что алкоголь в определенных случаях дает полезный эффект. Однако, риск переступить черту разумного потребления настолько велик, что лучше обходить эту проблему стороной.

Алкоголизм по праву считают одной из самых опасных «инфекций» современности, способной перерасти в настоящую эпидемию. Потери по причине алкозависимости невосполнимы, но применение современных методов излечения и реабилитации может спасти людей, по несчастью или неведению попавших в эту ловушку.

Зависящие от алкоголя сами не могут справиться с со своим недугом , им должны помочь созависимые близкие, общество и медицина. Абстиненция в начальной стадии уже практически невозможна без участия медучреждения для преодоления физической зависимости.

Современные медикаментозные препараты и методы лечения позволяют надежно блокировать опиатный центр мозга. Это позволяет преодолевать синдром похмелья и физическое влечение больного к приему алкоголя.

Однако, одна только медицина не способна преодолеть ту массу проблем, которыми наделен алкоголик в силу своего физического и психического состояния. Устранение физиологических причин медикаментами — это дело нескольких дней. А социальная и психологическая реабилитация может длиться месяцами и годами.

Реабилитация больного алкоголизмом это сложный процесс возвращения его в здоровый окружающий мир, где нет места алкоголю. Алкоголик в семье — поистине бедствие, от которого в первую очередь страдают созависимые окружающие.

Тема алкогольной зависимости вряд ли станет когда-нибудь не актуальной для общества. Конечно, находятся люди, незнакомые с этим недугом, и к счастью, тех, кто заботится о своем здоровье, не приемля алкоголь, все больше.

Читайте также:  Мартин гор алкогольная зависимость

Но вопрос алкогольной зависимости и ее негативного влияния на человеческую жизнь остается одним из главных. Сегодня мы поговорим об алкоголизме в семьях и разрушительном влиянии, которое он оказывает на психическое здоровье ребенка, чьи родители злоупотребляют спиртным.

Одним словом, как пьянство родителей влияет на детей, передается ли алкоголизм по наследству?

Дети и алкоголь: главные вопросы

Каким образом родительское пристрастие к алкоголю отражается на личности и характере детей? Станет ли ребенок алкоголика пьющим, когда вырастет? Что делать, если подросток пришел домой пьяным? Ответы на самые важные вопросы о детях и алкоголе дают эксперты.

Как пьянство родителей влияет на ребенка?

Детство в семье, где есть пьющий родитель, становится бедой на всю жизнь.

Некоторые исследователи считают, что психологические травмы таких детей похожи на то, что переживают ветераны войны, когда возвращаются домой – посттравматическое стрессовое расстройство.

Причем причиной страданий ребенка становится не только пьющий родитель, но и его супруг, которого называют «созависимым» (ведь он тревожен, часто раздражен и измучен).

Это было рядом со мной с самого детства. Помню один случай, мне тогда было лет 12. Родители возили меня с собой на гастроли, они артисты. Мы с друзьями – такими же актерскими детьми – играли в коридоре гостиницы. И вдруг мне кричат: «Неля, иди сюда, твоего папу несут!» Я испугалась, что его убили. И когда прибежала к выходу, увидела – его действительно несли, в таком состоянии он был. И, хотя такое встречалось уже не в первый раз в моей жизни, я была готова провалиться сквозь землю…Нелли, 40 лет

Валентина Москаленко, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национального научного центра наркологии Росминсоцздрава, рассказывает о том, что происходит с ребенком, который растет в такой семье. Поскольку родители и другие члены семьи отдают много сил борьбе с алкоголизмом, ребенку постоянно недостает внимания. Он чувствует себя ненужным и недостойным любви.

Кроме того, ребенок живет в совершенно непредсказуемом мире, в ожидании новых неприятностей, и это замедляет личностное развитие, воспитывает страх перед любым конфликтом. Дети из семей, где есть алкоголик, часто бывают очень покладистыми, старательными, хорошо учатся – не приносят дополнительных проблем и без того страдающей семье.

В тех семьях, где предпочитают делать вид, что ничего не происходит, сохраняют благопристойный «фасад» перед окружающими, ребенок перестает доверять своим глазам и чувствам, у него формируется привычка к обману. Из-за страха быть разоблаченными многие дети замыкаются, перестают приглашать домой друзей, предпочитают компании собственный выдуманный мир – и так может продолжаться до тридцати или даже сорока лет.

Одно из самых тяжелых переживаний для ребенка – это чувство вины. «Дети в пьющих семьях, – говорит Валентина Москаленко, – часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство отца или матери. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родители и пьют.

Став взрослым, такой человек продолжает испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет.

Взрослые дети алкоголиков входят в кабинет врача или начальника с уже готовыми извинениями на устах».

Словом, во взрослый мир ребенок из алкогольной семьи вступает неуверенным, не доверяющем никому, в том числе и себе, склонным к депрессиям и вспышкам гнева.

Женщина, видя перед собой материнский сценарий поведения, подсознательно ищет мужчину, с которым она сможет этот сценарий воплотить – и, по статистике, около 60% дочерей алкоголиков выходят замуж за мужчин, уже больных этим недугом, либо за тех, кто станет алкоголиком в перспективе.

Причем, это происходит даже в случае развода матери с пьющим отцом, потому что жизненный сценарий записывается в подсознание до 6 лет.

Вообще, развод с пьющим родителем не решает многих психологических проблем и практически не влияет на риск появления алкоголизма у ребенка. Конечно, от физического и морального насилия ребенка нужно ограждать быстро и решительно.

Но для того чтобы залечить душевные травмы, родителям нужно признать и осознать, что происходит в их семье и какие чувства испытывает ребенок. «Самое лучшее, что можно сделать, – говорит Валентина Москаленко, – это обоим родителям пойти на длительную психотерапию.

Но об этом никто не знает и знать не хочет».

Помогает психотерапия и выросшим детям, родители которых были алкоголиками. Осознание своих проблем, обсуждение их в группе или с психотерапевтом – первая и важная часть исцеления, за которой неизбежно следуют перемены к лучшему.

Как алкоголизм передается по наследству?

Будет ли ребенок алкоголика тоже пьющим? Ответить на этот вопрос достоверно не сможет никто. С одной стороны, действительно, по наследству передаются и некоторые психологические, и физиологические свойства человека.

Известный генетик Светлана Боринская, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И.

Вавилов РАН рассказывает о том, что не так давно обнаружены гены, которые во многом отвечают за употребление алкоголя.

Все дело в том, что алкоголь, попадая в организм, сначала под воздействием особого фермента превращается в токсичный ацетальдегид, который вызывает неприятные ощущения – головокружение, тошноту, сердцебиение и так далее. А затем второй фермент окисляет ацетальдегид, превращая его в безвредное вещество.

Так вот, скорость этих двух реакций определяется генетически: если первый этап проходит быстро, токсичное вещество накапливается, человек чувствует себя так плохо, что физически не в состоянии много выпить.

А если накопление проходит медленно, то человек пьет, не чувствуя никакого дискомфорта.

Есть и другие, менее изученные гены, которые регулируют передачу нервного импульса и влияют на поведение и эмоциональное состояние человека. Они тоже в какой-то степени связаны с вероятностью появления зависимости от алкоголя и наркотиков.

Перечисленные выше медицинские факты лишь объясняют появление предрасположенности, которая может проявиться, а может – и нет.

Все остальное зависит от среды, в которой растет ребенок, и от отношения к нему родителей.

Истинной причиной зависимости в большинстве случаев становится не генетика, а родительская гиперопека (или, наоборот, игнорирование родителями), психическое или физическое насилие в семье.

В моей семье никто никогда не пил. Выпивали, конечно, за праздничным столом бокал-другой вина, но вот этого жуткого пьянства, с водкой, потерей ориентации и похмельем, не было. В семье бывшего мужа, отца моей дочери, было именно так – по любому поводу у них доставалась водка и дальше без остановки. Муж долгие годы вообще ни капли в рот не брал. А теперь я очень боюсь за дочь. Ей 15, и уже скоро она наверняка попробует алкоголь – как отзовется наследственность?Ольга, 38 лет

Раздражение, неудовлетворенность ищут выхода – и окружающий мир предлагает легкий способ «снятия стресса». В этом случае алкоголиком может стать и ребенок с безупречной наследственностью.

«При плохих условиях воспитания в детстве, – говорит Светлана Боринская, – генетические различия проявляются, и «рисковые» варианты оказывают свое действие: например, люди оказываются более склонны к депрессии, или у них более высока вероятность появления асоциального поведения. В хороших условиях генетические различия нивелируются».

Что делать, если подросток пришел домой пьяным?

Если ребенок напился, самое главное правило в этой ситуации – не обобщать. Для этого надо постараться хотя бы ненадолго забыть о дурной наследственности, о том, что и когда вы ему говорили, и где допустили ошибки.

Рано или поздно каждый человек встречается с алкоголем, и в 90% случаев это происходит именно в подростковом возрасте. Причинами чаще всего становятся желание почувствовать себя взрослым и быть принятым коллективом, любопытство и дух противоречия.

Но от того, как вы поведете себя в первый раз, зависит очень многое.

Как реагировать на появление ребенка пьяным? Прежде всего, позаботиться о его здоровье. Даже небольшие дозы этанола могут вызвать серьезное отравление у подростка. Проверьте пульс и дыхание, если кожа бледная, с испариной, отсутствует реакция на раздражители, вызовите «Скорую помощь».

Спокойно выясните, сколько и что выпил ребенок. Даже если он выглядит вполне сносно, алкоголь еще, возможно, находится в желудке, поэтому полезно выпить как можно больше воды, а затем вызвать рвоту. Затем, если нужно, покормите подростка и уложите спать. Кричать, ругать, наказывать в этот момент бессмысленно и вредно; он лишь утвердится в мысли, что его не понимают.

Уже потом, после того, как ребенок придет в себя, нужно обязательно обсудить произошедшее. Психологи советуют строить разговор с позиции не обвинения, а анализа: «Почему тебе захотелось?», «Что ты почувствовал?», «Что говорили ребята?»

Если вы постараетесь удержаться от обвинений и запугиваний, сохраните доверие подростка, это может спасти его от множества проблем в будущем. Нельзя, конечно, впадать и в другую крайность – жалеть и представлять его исключительно жертвой дурной компании, или же вообще сделать вид, что ничего не произошло.

Может быть, стоит иногда понемногу наливать подростку дома, чтобы научился пить под присмотром? Этот вопрос возникает у многих родителей, но он весьма спорный.

Во-первых, это преступление: как и в большинстве развитых стран, у нас за вовлечение в систематическое распитие алкогольных напитков детей с недавних пор предусмотрена уголовная ответственность. Во-вторых, даже небольшие дозы алкоголя наносят вред здоровью ребенка – надо ли делать это собственными руками?

Гораздо полезнее, если ребенок видит: в семье к алкоголю относятся спокойно, нет ни чрезмерного увлечения, ни строгих запретов и панических страхов.

Бокал вина за ужином с друзьями или шампанское в честь важного события – если вы позволяете себе выпивать нечасто, по радостным поводам, а не для «снятия стресса», то и подростком алкоголь не будет восприниматься как средство убежать от проблем и неприятностей.

Ольга Черномыс
Deti.mail.ru :

Когда пьют родители первыми страдают дети. Они получают сильнейшую психологическую травму, от которой не смогут оправиться всю жизнь. Дети алкоголиков растут с болью в сердце, они одиноки и несчастны, им требуется моральная поддержка. Но не всегда ребенок из семьи алкоголиков, став взрослым, начинает пить. Многое зависит от его характера и окружения.

Беременная женщина, берущая рюмку в руку, должна понимать, что вместе с ней будет пить ее ребенок. Последствия для него окажутся самыми печальными. Спазм сосудов и плаценты вызовет к кислородное голодание. Учеными доказано, что употребление спиртосодержащих напитков приводит к различным уродствам плода, нарушению обмена веществ, низкому интеллекту ребенка.

Внешность ребенка, рожденного алкоголиками

Психиатры предупреждают, что алкоголизм становится причиной нервных заболеваний. Дети часто появляются на свет с физическими отклонениями. Иногда последствия «пьяного зачатия» обнаруживаются лишь в школьном возрасте, и родители склонны винить в проблемах со здоровьем ребенка кого угодно, только не себя.

Ребенок, наблюдающий алкоголизм в семье, получает сильнейшую психологическую травму, от которой может не избавиться в течение всей жизни. Постоянные пьянки отца, реже матери держат ребенка в психологическом напряжении. Созависимая мать не может помочь.

Она игнорирует признаки катастрофы и не пытается что-то изменить. Для ребенка каждый дебош в доме – трагедия. Он мал, не может защитить ни себя, ни родного человека и от этого очень страдает, испытывает вину.

Ребенок часто становится жертвой пьяного родителя, получая свою порцию побоев и ругани. Каждый раз, возвращаясь домой из школы, он не знает, что его ждет: обычный семейный вечер или очередная пьяная драка.

Взрослым нужно стараться исключить негативное влияние на ребенка, для этого придется осознать ситуацию и начать лечение. Ребенок должен расти в нормальной обстановке.

Для ребенка каждый дебош в доме – трагедия

Взрослые, как правило, не пьют в одиночку, приводят с собой друзей, а это чревато не только психологическим, но и физическим насилием над ребенком. Иногда его заставляют выпить рюмку, другую, не понимая, что алкоголь и дети – несовместимые понятия.

Он с детских лет убеждается, что нигде не найдет поддержки и его никто не защитит, старается приспособиться к обстоятельствам. Ребенок не ощущает себя членом семьи. Родителей, ведущих асоциальный образ жизни, могут встретить одноклассники ребенка, и тогда в классе его будут ждать насмешки, а еще хуже – травля.

И если в раннем детстве малыш еще любит папу и маму, то подростком часто ненавидит их. У ребенка не формируются моральные качества, он с легкостью может украсть, обмануть, совершает противоправные действия. Сама ситуация вынуждает его хитрить. Постепенно приходит озлобленность на весь мир.

Окружающие смотрят на детей алкоголиков с осуждением, с ноткой презрения, а порой и страха.

Дети не приобретают жизненный опыт, круг их общения и интересов узок, у них нет элементарных знаний. Если их товарищи проводят много времени вместе с родителями, родными и их друзьями, то дети алкоголиков остаются одни. Папа и мамы одноклассников часто запрещают своим чадам дружить с таким ребенком, и он ищет общения среди товарищей по несчастью.

У детей алкоголиков наблюдается истощение нервной системы, поэтому в школе отмечают их пассивность, нежелание учиться, безразличие к окружающему миру. Но иногда такой ребенок старается стать лидером.

Он может позволить себе различные выходки, демонстративно грубит, не слушает учителей, чем завоевывает авторитет среди учеников, старается унизить других, показать, что они не лучше него. У ребенка часто наблюдаются психические отклонения.

Он истеричен, легко выходит из себя, часто плачет. Такие трагические последствия дает алкоголизм родителей.

Родители одноклассников часто запрещают своим чадам дружить с детьми алкоголиков

Казалось бы, получив негативный опыт, дети алкоголиков должны держаться от бутылки подальше. Но, увы, это не так. Бывает, что семьи спиваются из одного поколения в другое.

Ученые говорят, что болезнь имеет генетическую предрасположенность, и ребенок наследует от родителей склонность к ее развитию. Риск стать алкоголиком у него в несколько раз выше, чем у детей из семей, где отец и мать трезвенники.

В организме ребенка наблюдается большое количество специфического фермента, который отвечает за расщепление в печени этилового спирта. Это провоцирует быстрое развитие зависимости от алкоголя. Наследственность составляет всего 60 % риска. Такие дети легче становятся наркоманами, рано привыкают к табакокурению.

Ребенок получает в наследство не только гены, приводящие к алкогольной зависимости, но и психологический настрой. Он копирует жизнь своих близких, потому что с детства привык к шумным компаниям, скандалам. Для него это обычное время провождение.

Но бывает и так, что ребенок из семьи маргиналов вырастает честным, умным, порядочным. Он с малых лет испытывал отвращение к друзьям папы и мамы и старается построить свою взрослую жизнь по другому сценарию.

Поэтому сказать, что у алкоголиков вырастают только дети-пьяницы, нельзя. Есть наследственность, но в противовес ей можно поставить твердость характера, желание не повторить судьбу родителей.

Хорошо, если рядом с ребенком из пьющей семьи есть человек, пытающийся помочь. Это может быть родственник, неравнодушная соседка, школьная учительница. Большое влияние имеет рабочий коллектив, если в нем трудятся приверженцы трезвого образа жизни, то и молодой работник будет следовать их примеру.

Ребенок вырос, казалось бы, у него все хорошо, но окружающие и даже близкие люди часто не догадываются, как страдают взрослые дети алкоголиков. Отрицательный детский опыт имеет на них большое влияние. Даже уйдя из родительского дома, начав собственную самостоятельную жизнь, эти люди не перестают испытывать душевную боль, они не могут простить родителей и отпустить прошлое.

В психологии имеется понятие ВДА. Есть сообщества, группы поддержки, созданные для того, чтобы помочь людям, выросшим в дисфункциональных семьях. Психологи считают взрослых детей алкоголиков больными и предлагают программы для их излечения. Таких людей характеризуют следующие качества.

  1. Они не научились любить себя, и глубоко убеждены, что не заслуживают ничего хорошего. Причем стараются «держать марку» и боятся, что однажды их разоблачат и поймут, что они ничего не стоят.
  2. Они не любят принимать решений и предпочитают закрывать на проблемы глаза, надеясь, что все само рассосется. Взрослые дети алкоголиков не умеют контролировать свою жизнь, им кажется, что судьба сама знает, как распорядится.
  3. Они стараются все делать самостоятельно. С детства уверены, что никто не придет и не поможет. Это касается как бытовых вопросов, так и психологической поддержки. Такие дети не могут заставить себя просить кого-то даже о пустяке. Нужна книга и коллеге стоит протянуть руку, чтобы достать ее? Ребенок алкоголика встанет и сам возьмет то, что ему нужно.
  4. На экстремальную ситуацию они часто закрывают глаза, как делали это в детстве, когда мама и папа приходили домой пьяные. Ведь если не видеть, можно представить себе, что это не происходит. Подобное поведение приводит лишь к усугублению проблемы и на ее решение придется потратить больше сил и средств.
  5. У них сформирована неправильная модель семьи. Насилие как эмоциональное, так и физическое стало для таких людей нормой, и они часто прибегают к нему. Они не испытывают эмпатии.
  6. Взрослые дети алкоголиков часто чувствуют себя подавленными, не могут веселиться в компании, не испытывают радости, светлых чувств.

Медицина предлагает новые эффективные методики лечения алкоголизма. Тысячи людей успешно справились с пагубным пристрастием и смогли вернуться к нормальной жизни, наладить отношения в семье, со своими детьми.

УО администрации Первомайского района г. Минска

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ
(консультация для педагогов)

Материал подготовила:педагог-психолог ДУ № 162 II кв. категории

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ.

В семьях, где родители (один родитель) или некоторые другие родственники страдают алкоголизмом, ребёнок с самого начала пребывает в неблагоприятной, социально неполноценной обстановке. Такие родители не могут обеспечить не только нормальное воспитание, но и правильный уход за ребёнком.

Читайте также:  Помощь при алкогольной зависимости народное средство

С первых дней рождения у ребёнка нередко возникает дефицит общения с матерью – первым и главным представителем социальной среды, тем, кто призван обеспечить его безопасность и защиту. Этот дефицит включает недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий.

Как алкогольные семьи, так и дети, воспитывающиеся в них, отличаются друг от друга.

Отличия обусловлены рядом причин: кто из родителей пьёт (отец, мать или оба); есть ли в семье другие дети; отношениями с родственниками, бабушками и дедушками; пьют ли родители с раннего детства ребёнка (или один из них); работают пьющие родители (родитель) или они (он, она) оставили работу; как ведёт себя мама, если пьёт отец и т.д. и т.п.

В зависимости от развития семейной ситуации, а лучше – семейного сценария, составленного двумя или одним родителями(ем ), выделяют следующие особенности поведения детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор; так называемые «забияки» и «драчуны»; поведение детей (ребёнка) непредсказуемо, что вызвано соответствующими действиями родителей.
Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции.

Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание.

Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.
Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки.

Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания.

Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» — берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» — хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все устраивающие» — пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» — ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.

Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер.

Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях.
Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать.

Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает психологическое здоровье, т.е. душевное, личностное развитие.

Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере.
Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями.

Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п.

Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде.

Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам.

Родительское предпочтение спиртному отражается на ребёнке хуже, чем сами эпизоды пьянства или количество выпитого: у детей вырабатывается своё отношение к обстановке в семье, ребёнок так или иначе приспосабливается, находит способы преодоления возникающих трудностей в учёбе, в отношениях с другими детьми. Взаимоотношения с окружающими, как правило, неадекватны.

Переживая поверхностны, неустойчивы и существенно не влияют на мотивационную, аффективную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в аналогичных ситуациях в будущем. Переживания не являются достоянием опыта и регулятором поведения, так как недостаточно осознаются детьми. Не попадая в фокус сознания, они быстро забываются, поэтому дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее.

Обычно у таких детей в школе часто бывают конфликты, которые заканчиваются прогулами занятий, побегами из дома и т.п.

Такой своеобразный протест неадекватных требований среды к ребёнку, не способному их выполнить в силу незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, к подростковому возрасту приобретает активный характер.

При получении доступных удовольствий асоциальным путём в асоциальных компаниях у них происходит псевдокомпенсация осознаваемых отрицательных переживаний теми положительными, которые они там получают.

Литература: Богословская В.С.
Программа САН (самочувствие,
активность, настроение)—Мн.: УП
«ИВЦ Минфина», 2004

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ: АЛКОГОЛЬНАЯ СЕМЬЯ, СОЗАВИСИМОСТЬ

Научные исследования и медицинская практика убедительно доказали негативное влияние алкогольной интоксикации плода и генетической отягощенности на дальнейшее развитие ребенка.

Однако влияние злоупотребления алкоголем на потомство этим не исчерпывается.

Даже если проблема алкоголизма появилась в семье уже после рождения ребенка, развитие его личности все равно будет деформироваться, но уже под влиянием социальных факторов.

Все семьи, где есть больной алкоголизмом, являются дисфункциональными. Несмотря на внешние различия жизни такой семьи (материальный и образовательный уровень супругов, их социальное положение, события и обстоятельства), суть происходящего одна и та же. В этих семьях постоянно присутствует напряжение, тревога, ощущение хаоса и непредсказуемости, душевная боль.

Потребности детей постоянно не удовлетворяются, поскольку родители недоступны для детей либо просто физически (например, пьющий отец мало бывает дома), либо эмоционально: например, в период трезвости отец думает о том, как бы выпить, а мать поглощена мыслями о том, как удержать мужа от выпивки.

Алкоголизм является центром семьи, вокруг которого сосредоточены все мысли, чувства, действия и поступки остальных ее членов. Независимо от того, пьет в семье только один из родителей или еще и другие члены семьи, алкоголизм является семейной болезнью.

Это объясняется тем, что поведение алкоголика настолько деформирует отношения, так влияет на эмоциональный климат, что больными становятся и все близкие люди, которые живут с ним под одной крышей, беспокоятся о нем и любят его.

Конечно, семья, где оба родителя – алкоголики, является объектом, прежде всего, социальных мер воздействия: обращение в опекунский совет по вопросу помещения детей в интернат или круглосуточный детский сад, направление родителей на лечение от алкоголизма и т. п. Таких семей значительно -меньше, чем тех, где злоупотребляет алкоголем один из родителей.

Семьи, где алкоголиком является жена, а муж не злоупотребляет спиртным, как правило, существуют очень короткий промежуток времени. Это, по сути, переходной этап, поскольку муж вскоре забирает детей и оставляет такую женщину.

В худшем случае дети остаются проживать с матерью-алкоголичкой, и тогда снова встает вопрос о передаче детей на попечение социальных структур.

Наиболее распространенным у нас является такой тип семей, отягощенных алкогольной зависимостью, где злоупотребляет спиртным муж, а жена стремится спасти его, вернуть на правильный путь. Почему такую семью следует называть алкогольной? Потому что жена в такой семье является созависимой от алкоголизма мужа, а это тоже болезнь.

Понятие «созависимость»

Созависимость – это личностное образование, развивающееся у жен алкоголиков в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах мужа, вплоть до самоотречения и игнорирования своих обязанностей по отношению к детям.

Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У жен алкоголиков размыты границы своего «Я». Они так поглощены ответственностью за супруга, что утрачивают себя, подавляют свои потребности и чувства, как бы «замораживают» их, что способствует повышению переносимости эмоциональной боли.

Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, негативные переживания (страх, гнев, стыд, тревога, отчаяние), созависимые супруги тесно спаяны в эмоциональном отношении. Созависимость – психологический феномен, означающий симбиотические отношения между близкими людьми, один из которых болен алкоголизмом.

Отношения эти дисгармоничны, разрушительны для обоих, но в то же время супруги не могут прекратить эти отношения.

Дисгармония проявляется в эмоциональном состоянии, которое у мужа и жены часто противоположно: когда один в хорошем настроении, другой – в плохом, или один стремится к близости, а другой держит дистанцию, и т. п.

Симбиотические отношения супругов представляют собой такой союз, в котором муж и жена по очереди занимают то доминирующее, то подчиненное положение.

Например, для жены доминирующее положение означает: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, могу тебя контролировать, мне мало что угрожает; воспитывая, заботясь о тебе, «спасая» тебя, я строю здание самоуважения, манипулирую тобой, отвечаю за твою жизнь».

Муж, находясь в это время в подчиненном положении, чувствует примерно следующее: «Моя жизнь не удалась, я ничего не могу поделать и должен положиться на тебя. Спасай меня! Пока ты в доминирующем положении, я чувствую себя защищенным, но и оскорбленным, что может оправдать мое поведение. В любом случае ты ответственна за мою жизнь».

Обычно такое соотношение позиций супругов бывает, когда муж находится в трезвом состоянии (особенно «с похмелья»). Когда же муж в очередной раз пьяный, позиции меняются: муж мстит за свое унижение, доказывает (доступными ему в таком состоянии средствами) свою значимость, власть над женой, а она, опасаясь этой агрессии, «стушевывается», занимает подчиненное положение.

Отождествление себя с мужем приводит созависимую супругу к тому, что она страдает за обоих Поскольку алкоголизм воспринимается у нас как порок, жена стыдится поведения муж так же сильно, как если бы это было ее поведение.

Боясь унижения и осуждения окружающих, женщина всеми силами пытается скрыть пьянство мужа. Алкоголизм – это большой секрет семьи. «Никто не должен догадываться, какой кошмар творится у меня дома.

Чем хуже у меня с мужем, тем выше я держу голову на людях, улыбаюсь и смеюсь громче всех» – вот линия поведения созави-симых жен.

Они стараются оправдать мужа перед родственниками, выискивая причины, извиняющие его поведение; звонят на работу и сообщают, что он болен, когда он пьян; следят за тем, чтобы внешность мужа не выдавала его пьянство; просят мужа, чтобы он лучше пил дома, и т. п.

Постоянная необходимость вести двойную жизнь (на работе играть роль благополучной женщины, когда дома – ад) постепенно приводит созависимую жену к привычке лгать. Она обманывает не только посторонних, но и детей, мужа, считая, что только ложь может выручить в затруднительных ситуациях.

Также легко жены алкоголиков позволяют обманывать и самих себя, веря очередным обещаниям мужа, что он бросит пить. Созависимым женам свойственна эффективность восприятия – они слышат и видят то, что хотят видеть и слышать, верят не тому, что действительно, а тому, что совпадает с желаемым.

Этот деструктивный, разрушительный процесс самообмана и нечестности в межличностных отношениях ведет к деградации личности. Однако такая ситуация может продолжаться много лет.

Находясь в симбиотическом эмоциональном союзе с мужем-алкоголиком, жена стремится защитить его от невзгод и критики других людей, поскольку воспринимает его боль как свою собственную.

В том, что муж пьет, она обвиняет его друзей и сослуживцев, выдвигает различные обстоятельства, которые «довели его до пьянки», например, неприятности на работе, неурядицы в решении квартирного вопроса, неудачи сына в учебе и т. п.

Подобно тому, как больной не видит связи между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого, так и созависимая жена отрицает бессилие мужа перед алкоголем. Она считает, что все зависит от желания мужа, и обижается, когда его называют алкоголиком.

Стремясь заставить мужа отказаться от спиртного, жена начинает контролировать его поведение, руководить им и жизнью всей семьи.

Например, она берет на себя ту работу, которую в доме должен делать мужчина; старается побольше заработать, чтобы поддержать материальный уровень семьи; контролирует финансы, скрывая при этом реальные доходы и лишая мужа денег, чтобы он не потратил их на водку.

Стараясь сохранить его социальный статус, жена прилагает все усилия, чтобы муж удержался на работе, либо устраивает его на новое место работы; чтобы заполнить свободное время мужа, стремится найти ему хобби, например, покупает спортинвентарь, фотоаппарат, столярные инструменты и т.д.; использует сексуальные отношения в качестве орудия управления мужем.

Наконец, она уговаривает его пить понемножку, не ходить без нее к друзьям, пьет вместе с ним, чтобы он не так сильно опьянел, или, наоборот, кричит и ругается, выливает водку в раковину и т. п. Страх и тревога за мужа, жалость к нему побуждают жену нянчиться с ним, утешать, когда он сожалеет о своем поведении, подчищать и стирать за ним после его рвоты или еще худшего.

Взяв на себя всю ответственность за мужа, созависимая жена чувствует себя незаменимой. Это, естественно, подпитывает ее ощущение самоценности, уверенность в том, что муж без нее не сможет прожить. И в то же время созависимая жена панически боится быть брошенной.

Для нее непостижимо, что муж сможет обойтись без нее, поскольку это разрушает всю ее картину мира. Такая амбивалентность чувств свойственна женам алкоголиков и в других сферах отношений.

Они часто бросаются из одной крайности в другую: от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от максимального контроля над жизнью семьи к полному попустительству и т. д. Поэтому поведение созависимой жены часто противоречиво и лишено элементарной логики.

Например, она горько жалуется на мужа, что он пьяница и пропивает все деньги, а потом сама покупает ему «бутылочку», чтобы поощрить за хорошее поведение. Женщина звонит в милицию с жалобой, что муж побил ее, а потом сама забирает заявление. Она может сказать: «Шатайся, где хочешь, мне все равно», а потом начинает искать его и обзванивать всех знакомых.

Все чаще в поведении созависимых жен проявляется непоследовательность. Например, жена то содержит дом в идеальном порядке, тщательно следит за собой, то совсем опускается и, махнув на все рукой, забывает о своих семейных обязанностях и даже о детях.

Она яростно доказывает мужу, что нельзя бить детей и кричать на них, а затем сама начинает бить их и кричать на них. Женщина может категорически заявить, что больше не потерпит оскорблений и рукоприкладства, а затем вновь и вновь сносит ругань и побои.

Жена угрожает мужу, что еще одна выпивка, и она уйдет от него – и не приводит свою угрозу в исполнение.

Специфическое влияние мужа-алкоголика вызывает у женщины следующие эмоциональные проявления: стыд, тревога и страх, затянувшееся отчаяние (чувство бессилия, пессимистический взгляд на мир, чувство поражения в жиз ни), чувство гнева на мужа, на себя, на детей, на всех окружающих.

Постоянные негативные эмоции влекут за собой невротические расстройства и соматические заболевания.

Как правило, у жен алкоголиков отмечаются неврозы, депрессии, дисфории, аффективные состояния, они страдают заболеваниями пищеварительной системы (колиты, язвенная болезнь), гипертонией, головными болями и т. д.

Естественно, что все указанные негативные следствия созависимости женщины сказываются на ее отношениях с детьми.

Не случайно, дети, если отец-алкоголик не агрессивен, в 8 случаях из 10 предпочитают общаться с ним, а не с матерью, которая совсем не пьет.

Это объясняется тем, что мать, выдерживая колоссальные перегрузки, просто не имеет сил на то, чтобы выслушать детей, поиграть с ними. Чаще всего она бывает усталой, раздраженной, ворчливой и непоследовательной.

Таким образом, если в семье один из супругов алкоголик, то второй тоже болен – созависимостью. В зарубежной литературе этот термин так и называется «коалкоголизм».

Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что и то, и другое является болезненным состоянием, приводит к деградации морального облика человека, к нарушениям в эмоциональной, психической и соматической сферах.

Как при алкоголизме, так и при созависимости отмечается анозогнозия: муж не хочет признать себя алкоголиком, жена неспособна постичь, что ее поведение усугубляет дисфункцию семьи.

источник