- ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОТ АЛКОГОЛИЗМА
- АЛКОГОЛИЗМ
- ФАКТОРЫ АЛКОГОЛИЗМА
При рассмотрении социальных факторов следует учитывать их проявление в микро- и макросоциальном уровнях жизнедеятельности подростка.
Микросоциальный уровень — включает в себя взаимоотношения внутри семьи, так как семья является первым социальным институтом, сюда же будут относиться взаимоотношения подростка в образовательном учреждении, в сфере досуга, а это проявляется в таких взаимоотношениях как «ребёнок-взрослый», но и во взаимоотношениях между сверстниками, что очень важно для несовершеннолетних.
Макросоциальный уровень — будет отражать функционирование общества в целом, от жизни малых субкультур до уровня всего мирового сообщества.
Разработаем схему проявления социальных факторов на двух уровнях жизнедеятельности подростка на рисунке 4.
Рассмотрим семейный фактор риска как один из главных микросоциальных факторов приобщения подростков к алкоголю — такие как нарушения взаимоотношений в семье, которые принято называть дисфункциональные детско-родительские взаимоотношения.
Рисунок 1. Проявление социальных факторов на уровнях жизнедеятельности подростка.
К ним будут относиться следующие функции:
- хозяйственно-бытовая функция, состоящая из удовлетворений материальных благ;
- воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании и самореализации в детях;
- функция первичного социального контроля, состоит в обеспечении социальных норм членами семьи, кто в зависимости от ряда причин не обладает в достаточной степени возможностью строить своё поведение в соответствии с общепринятыми социальными нормами;
- функция духовного общения.
Нарушения в функционировании семьи как социального института могут быть связны с личностными особенностями всех членов семьи, а также уровнем культуры, внешними для семьи негативными факторами, которые возникают при стрессовых ситуациях и будут угрожать целостности семьи.
Выделение различных семейных функций, реализация которых довольно часто неразрывно связана друг с другом, будет являться условным для профилактической работы с семьёй.
Рассмотрим различные нарушения семейных взаимоотношений, которые приводят к риску употребления алкоголя, в таблице.
Таблица 1. Факторы нарушений семейных взаимоотношений, которые приводят к риску употребления алкоголя подростками
Область проявления фактора
Факторы риска
Реализация семейных функций
- Отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
- физическое и психологическое насилие в семье;
- снижение функций социального контроля, неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;
- нарушение эмоциональных отношений,
- неуважительные и взаимоотвергающие взаимоотношения в семье;
- не вовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов и увлечений.
- регулярные конфликты между родителями;
- преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения «заключения мира через распитие спиртного»;
- втягивание ребёнка в конфликты и использование его в качестве «аргумента» при выяснении личных отношений.
- расширение сферы родительских чувств;
- предпочтение в подростке детских качеств;
- проекция на подростке не желаемых качеств;
- неразвитость родительских чувств;
- гипер- и гипопротекции;
- недостаток требований, предъявляемых родителями к подростку;
- неустойчивость и противоречия в воспитании подростка;
- низкий авторитет родителей в глазах подростка;
- конфликтные взаимоотношения, отсутствие взаимоотношений между членами семьи;
- чрезмерная привязанность к ребёнку либо полное его игнорирование;
- снижение функций социального контроля.
На основании данных таблицы видно, что факторы нарушения семейных взаимоотношений проявляются в реализации семейных функций, супружеских взаимоотношений, родительско-детских взаимоотношений.
Психологами и социологами принято считать, что отсутствие доверительных отношений в семье во многом осложняет процесс социализации. Если ребёнок в детстве не научился доверять, то ему в жизни будет трудно создавать близкие взаимоотношения с окружающими, так как он будет рисковать попасть в «заколдованный круг изолированности». Доверие у ребёнка будет укрепляться только тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный для него момент он обретёт поддержку, но не гиперопёка, которая в свою очередь лишит его инициативы. Соответственно ему важно быть уверенным в том, что он состоятелен для близких людей, как участник во многих событиях жизни.
Рассмотрим влияние психосоциальных факторов.
Формирование алкогольной зависимости у подростков, также, как и другие психосоциальные расстройства, могут быть связаны с мультифакторным риском и факторами устойчивости, которые включают индивидуальные генетические, личностные и средовые факторы, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. В связи с этим превентивные и профилактические воздействия, основанные на редукции факторов риска и увеличения потенциала факторов устойчивости в определённых условиях среды намного более эффективны, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска.
Те обстоятельства, которые достоверно увеличивают шансы подростка стать потребителем алкоголя, называют факторами риска употребления психоактивных веществ. А обстоятельства, которые достоверно снижают шансы подростка стать потребителем спиртных напитков, называют факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления спиртосодержащих напитков, для определённых возрастных и этнических групп, для определённой общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого спиртного.
В своём исследовании автор опирается на разработанную классификацию факторов риска формирования алкоголизма в подростковом возрасте исследователями Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским.
Факторами риска могут быть:
- проблемы физического и психического здоровья;
- прохождение и воспитание в семье, страдающей алкоголизмом или наркоманией;
- регулярное общение со сверстниками, которые уже употребляют алкоголь, а также отсутствие устойчивости к давлению со стороны сверстников;
- личностные особенности (неуверенность в себе, низкая самооценка, регулярные колебания настроения, низкий уровень интеллекта, неприятие социальных норм и ценностей);
- высокий уровень семейного стресса (семейная нестабильность, низкий уровень материального дохода в семье);
- трудности в обучении (неспособность осваивать школьную программу), частые пропуски школы; трудности межличностных взаимоотношений (с родственниками, со сверстниками, в школе с учителями).
Различные нарушения семейного воспитания:
- неполные или распавшиеся семьи;
- полное отсутствие семьи;
- деструктивные семьи;
- воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции;
- воспитание в семьях, где родители и старшие дети употребляют алкоголь или наркотики.
Подростки, проживающие в алкогольных семьях, в отличие от детей из благополучных семей более зависимы, они не могут противостоять социальному давлению, соответственно не могут регулировать собственное поведение и оценивать себя. Таким подросткам из алкогольных семей характерно откладывать принятие решения важной проблемы на потом. Они таким образом стараются забыть о неприятностях, надеясь на то, что всё разрешится, само собой. Подростки из неблагополучных семей избегают решительных действий, требующих от них ответственности за последствия, и в свою очередь, часто действуют под давлением первого порыва. Они довольно вспыльчивы в значимых конфликтных ситуациях и ведут себя агрессивно, а впоследствии это приводит к тому, что они начинают употреблять алкоголь, чтобы уйти от реальности.
Довольно часто в основе семейных конфликтов лежит неадекватное восприятие незрелых отношений взаимозависимости, а это отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке.
В результате регулярных конфликтов у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации и отсутствие способности к совместной деятельности, а это неспособность к согласованности в вопросе о воспитании своих детей.
Автор в своём исследовании рассматривает характерные черты поведения между взрослыми и подростками в конфликтных семьях:
- отсутствие в семье заботы, радости от общения;
- доминирование разъединения, неприязни друг к другу, перекладывания чувства вины друг на друга;
- активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, активное избегание семьёй поддержки школы, друзей и служб социальной защиты;
- легко возникающее состояние тревоги и паники, при котором возникает тенденция разрешать возникшие проблемы только эмоционально;
- несоответствие между словами и поступками со стороны родителей.
Эти черты могут подтолкнуть подростка к употреблению алкоголя.
Рассмотрим факторы нарушения онтогенеза:
- черепно-мозговые травмы;
- психотравмы;
- различные тяжёлые соматические заболевания в процессе развития ребёнка;
- родовые травмы, такие как защемление шейного отдела и гипоксии головного мозга.
Психосоциальные факторы риска:
- зависимость от влияния референтной группы сверстников, особенности личностного реагирования, социальной перцепции характера межличностных взаимоотношений и «Я» — концепции;
- тенденция реализовать эмоциональное напряжение в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания, принятия решения, игнорирования в системе социальных установок и ролей;
- нарушение в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированная в соответствии с возрастом самооценка, прогнозирование оценки своего поведения в глазах окружающих его людей);
- несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализировать взаимоотношения с окружающими;
- отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
- отсутствие сформированного представления о жизненных целях и будущем; отсутствие сформированного реального и идеального образа «Я» и значимых окружающих и в связи с этим отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
- неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении как призыв о помощи, который направлен к членам семьи.
К ним же могут относиться нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка такие, как:
- формирующаяся отчуждённость, противоречивость в отношениях с родителями;
- избегающий, поверхностный и формальный стиль общения в семье; формальное отношение к внутрисемейным проблемам, а также их игнорирование;
- снижение школьной успеваемости ребёнка и нарушение школьной дисциплины;
- неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
- конфликтное взаимоотношение со сверстниками — представителями формального детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
- регулярные конфликты с учителями и администрацией школы;
- нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному принципу».
На основании данной информации делаем вывод, что фактором защиты от употребления подростками алкоголя является такие критерии как:
- семейная стабильность и сплочённость, а также адекватное воспитание и близкие взаимоотношения членов семьи;
- средний и высокий уровень дохода в семье;
- низкий уровень преступности в регионе;
- доступность служб социальной помощи;
- высокий уровень интеллекта и устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие подростка и членов его семьи;
- высокая самооценка, развитие навыков самостоятельного решения проблем, поиски и восприятия социальной поддержки.
В связи с тем, что социальной причиной является, в первую очередь, ближайшее окружение ребенка, то возникает необходимость рассмотреть эту причину с двух точек зрения: с одной стороны, существует срез проблемы подросткового алкоголизма, на который положительно могут повлиять социальные работники и государство, с другой стороны существует другой срез проблемы, который не может быть скорректирован социальными работниками и государством, либо скорректирован должен быть на очень ранней стадии развития проблемы, либо не может быть вообще скорректирован.
Отсюда следует, что необходимо выявить те точки воздействия на подростка, в которых социальный работник может принести наибольшую пользу конкретному подростку и обществу в целом. Соответственно работать в этом направлении должны и специалисты практики.
- Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб. ЗАО «Издательство Питер», 1999г – с.652
- Одинцова, М.А., Шарко, С.М. Психологическое благополучие подростков из алкогольных семей. М., 2014, с 689-690. Материалы социологического конгресса. Дети и общество
- Сирота, Н.А, Ялтонский, В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. 2011. – с.9.
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
источник
В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономическими изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма. Большинство семей детей алкоголиков находится за чертой бедности. Государство, по существу, полностью отказалось от ранее существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании. Средства массовой информации до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продолжается реклама на пиво. Введена вседозволенная, бесконтрольная продажа алкогольных напитков. В большинстве случаев коммерческие киоски располагаются рядом с детскими садами и учебными заведениями. Пиво отнесено к категории слабоалкогольных напитков и стало обычным, полностью доступным для детей и подростков. Наблюдается увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, преступность несовершеннолетних. Школа (учителя, психологи, социальные педагоги) дистанцируется от активного и действенного воспитания детей группы риска, занимает порой позицию невмешательства в процесс алкоголизации и криминализации детей и подростков, перекладывая эти функции на плечи правоохранительных органов.
В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решающий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим фактором в этом процессе являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравления, перенесенные в первые годы жизни, неблагоприятные воздействия окружающей среды, криминальная, амо-
ральная, неполная семьи, акцентуации характера, умственная отсталость и пограничные формы умственной отсталости. Как показали результаты опросов среди подростков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких молодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и непринятие их взглядов и принципов. Очень часто общение с родителями вызывает у подростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине злоупотребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными и к совершению правонарушений.
Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возраста, в частности потребность к группированию со сверстниками из потребности идентификации с ними. Употребление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Употребление алкоголя — это важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуальный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто употребление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть общественные запреты. Как показали исследования, злоупотребляющие алкоголем испытывали чувство неудовлетворенности собой, отличались безответственностью, незрелостью представлений о жизни, замкнутостью, ненадежностью, эгоистичностью, недоверчивостью и непринятием общепринятых норм и правил Читать также: Как вшивают торпеду от алкоголизма
ям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т. п.), выбирают именно алкоголь?
Главным здесь является то, что в «уличной» микросреде подростки, если ни в каком другом месте не находят реального поля для самоутверждения, могут обрести наконец высокий социальный и личностный статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он не просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения (Кон И. С, 1989). Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживаются ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т. п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Потребление спиртных напитков, в свою очередь, требует денег, которых у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо нет, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкогольные эксцессы подростков (несовершеннолетних) — это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Алкоголизм среди детей и подростков изначально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.
С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкоголизма, пагубными перспективами связи с «дурной компанией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от «уличной» компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успеш-
ными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и социальные ожидания. Его потребности в личном эмпатийном общении, ощущении собственной значимости, защищенности, силы удовлетворялись только в этой девиантной группе. «Уличная» компания, пусть в извращенной форме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрослых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компании, отрезая подростку, или, во всяком случае, крайне затрудняя, путь возвращения к благополучному детству.
Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами. Они отмечают, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заостренность характерологических черт, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т. д. Для целей криминологического исследования следует особо отметить такие черты подростков-алкоголиков, как подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим мотивом поведения. Все перечисленные качества действительно приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.
Проблема увлечения спиртным среди подростков уже давно изучается, ведь эта беда актуальна для множества стран. Не стала исключением и Россия. По данным статистики, в нашей стране порядка 10,5 млн человек являются алкозависимыми. Среди них 500 000 людей возрастом до 14 лет. Неутешительные цифры показывают, что первая проба спиртного приходится на 12—13 лет.
Алкоголизм подростков «расцветает» в период 14—15 лет. Юные люди охотно дегустируют крепкий алкоголь и ежедневно «балуются» пивом и коктейлями. Молодой и незрелый еще организм отличается особенной чувствительностью и стремительным развитием зависимости. Не удивительно, что спустя совсем немного времени очередная партия юных алкоголиков пополняет статистические ряды.
Чтобы понять причины, из-за которых так стремительно растет подростковый алкоголизм, следует понимать и психологию юного человека. Когда ребенок взрослеет, он начинает ассоциировать себя с полноправным членом общества и воспринимает себя, как уже взрослую личность.
Ввиду своей незрелости, подросток еще не способен отвечать и адекватно оценивать собственные поступки. Даже взрослые внешне, юноши и девушки отличаются несостоятельностью характера.
Подавляющее большинство современных подростков впервые пробуют спиртное по вине собственных родителей. Находясь во время семейных праздников за общим столом, видя, как от спиртного взрослые приходят в хорошее настроения, юный человек считает, что в алкоголе нет ничего плохого.
Социальные психологи и наркологи, рассматривая основные причины детского алкоголизма, выделяют ряд причин, заставляющих подростков тянуться к алкоголю. В основном истоки малолетнего пьянства лежат на базе недостатка внимания родителей и базируются на следующих проявлениях:
- желание подражать старшим приятелям;
- попытка уйти от школьных и семейных проблем;
- постоянное наличие у подростка свободных денег;
- алкозависимость и постоянное пьянство собственных родителей.
Юные люди всегда употребляют спиртное со своими сверстниками. Кстати, они зачастую отказываются от предложенной рюмки на семейных торжествах, пытаясь скрыть свое увлечение. А вот среди приятелей пьющий подросток чувствует себя героем, более старшим и опытным человеком.
Из-за отсутствия самоконтроля, юный человек стремительно напивается, доводя себя до тяжелейшей интоксикации. Находясь в неадекватном состоянии, малолетние пьяницы часто совершают противоправные действия: драки, хулиганства, грабежи. Итогом становится задержание и учет у инспектора по делам несовершеннолетних.
Самая тяжелая форма патологии, связанной с пьянством у подростка. Данное заболевание диагностируется в случае, когда родители увлекались алкоголем в период беременности и при зачатии. Если плод в процессе внутриутробного развития регулярно получает этанол, он уже рождается с синдромом алкоголика.
Такие дети постоянно беспокойны, так как им необходима привычная доза спиртного. А стоит лишь смочить губы ребенка водкой, он успокаивается. Такой вид алкоголизма практически невозможно полностью излечить.
Медики часто диагностируют алкоголизм у детей, которые пристрастились к выпивке после перенесенных тяжелых заболеваний. В связи с этим ребенок претерпевает серьезные личностные изменения, которые и толкают его к асоциальному поведению. К подобным рискованным ситуациям относятся:
- нейроинфекции;
- тяжелые мозговые травмы;
- органические инфекционные заболевания ЦНС.
В данных ситуациях наркологи отмечают стремительное и очень тяжелое течение алкозависимости. Подросток быстро теряет контроль над объемом выпитого и моментально втягивается в смертельный процесс. В этих случаях абстинентный синдром развивается так же мгновенно и проходит в тяжелой форме.
К появлению хронического алкоголизма в юном возрасте приводят и различные психологические потрясения. В частности:
- социальная запущенность;
- потеря мамы в раннем возрасте;
- длительные и частые семейные ссоры, конфликты;
- отсутствие внимание и должной заботы со стороны родителей.
Рассматривая вопрос о том, какой вред приносит алкогольное увлечение юному человеку, следует брать во внимание психику подростка. Дети в переходном возрасте отличаются ярким максимализмом. Они искренне считают, что если спиртное и вредит здоровью, то это их никак не заденет.
Чем раньше подросток начинает употреблять алкоголь, тем выше у него шансы заполучить хронический алкоголизм.
Используя медицинскую статистику, можно отследить многие закономерности и понять, какое влияние алкоголя на организм подростка существует. А оно бывает в очень частых случаях смертельным:
- У тех, кто впервые прикоснулся к спиртному до 20 лет, шанс получить алкоголизм на 80% выше.
- Если созревшему взрослому организму для развития алкозависимости требуется порядка 10—15 лет, то ребенку достаточно 1—2 года, чтобы стать алкоголиком.
Алкоголь подводит к летальному исходу не только суррогатный, который наполнен различными химическими, ядовитыми компонентами. Гибель способен вызвать и дорогой, элитный коньяк, если употребить его в слишком большом количестве. Для среднестатистического взрослого эта доза составляет 2—7 промилле, что равно:
- водки (либо иного крепкого напитка): 300—1000 мл;
- вино средней градусности: 1—3,5 л.
Для подростков и детей смертельная доза намного ниже. Учитывайте, что детский организм гораздо слабее и беззащитнее, да и масса тела у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Печень маленького организма с огромным трудом справляется с нейтрализацией спиртовых метаболитов, а мозг и сердце по своей функциональности намного слабее.
Смертельная доза алкоголя для ребенка весом 20—22 кг может уложиться в объем менее 0,4 промилле. Это приблизительно приравнивается к 30 мл крепкого спиртного. А младенец может скончаться, поев молочка у матери, которая находиться в состоянии даже легкого опьянения.
У юного организма система продуцирования печенью специальных ферментов, которые работают на нейтрализацию, расщепление и вывод спиртного из организма, еще не налажена. Поэтому попав в детское тело, ядовитый этанол в чистом виде моментально разносится по кровотоку по всем внутренним органам.
В это время у детей активно начинается рост и созревание мозга, ЦНС приобретает необходимую чувствительность. В этом возрасте максимальный токсический порог укладывается в показания 0,1 промилле на каждый килограмм веса. То есть необратимое поражение мозговых структур у детей возрастом до 3-х лет начнется при попадании в организм всего чайной ложечки крепкого алкоголя (около 5 мл).
В это время продолжается бурное формирование нейронных связей между клетками мозга. Из-за этого отмечается снижение порога чувствительности рецепторов в 1—1,5 раза. И, соответственно опасность алкоголя резко возрастает. Допустим, при весе ребенка 30—35 кг необратимый вред мозговым структурам принесет порядка 20—25 мл чистого этанола. Это приблизительно пара столовых ложек водки.
Начиная с этого возраста, в юном организме происходит постепенное упрощение клеточной нейронной структуры. Одновременно начинается массовый апоптоз (отмирание) рабочих мозговых клеточек (нейронов). Мозг у подростка медленно приближается к показателям взрослого человека.
То есть, теоретически наносимый урон от этанола в этом периоде приравнивается к организму взрослого. Но стоит вспомнить и о физическом развитии подростка. Алкоголь крайне негативно отражается на формировании внутренних органов тела.
По утверждению врачей возрастной показатель не является догмой, степень физического развития у каждого человека индивидуальна. Кто-то полностью созревает и превращается во взрослого человека по всем показателям и в 17 лет, а кто-то «зреет» до 26.
Рассуждая о том, почему детям нельзя пить алкоголь, следует более детально рассмотреть, как метаболиты этилового спирта воздействуют на неокрепшие внутренние системы. И как это может повлиять на организм, который находится еще на этапе своего формирования.
Подросток стремительно привыкает к алкоголю из-за незрелости мозговых рецепторов. Этанол наносит сокрушительный и необратимый удар клеточкам структур мозга. Клетки серого вещества стремительно разрушаются, теряют влагу, сохнут и перерождаются, окончательно погибая. Итогом становится интеллектуальная деградация и резкое падение умственных способностей.
У молодого организма чрезвычайно высока чувствительность сосудистых стенок. В конечном результате сильно страдает сердечная мышца (миокард), что провоцирует развитие серьезных сердечных патологий. Часто формируются аритмии различного вида. Находящееся под постоянной и сильной нагрузкой сердце может просто не выдержать и остановиться.
Из-за высокой проницаемости сосудов, у подростка после регулярного потребления спиртного быстро развивается жировое перерождение гепатоцидов (печеночные клетки). Это приводит к стойкому нарушению синтеза необходимых ферментов, глобальному расстройству углеводного и белкового метаболизма.
Опасный цирроз и алкогольный гепатит у юного организма развиваются во много раз быстрее, чем у взрослого. Да и прогрессируют смертельные заболевания намного агрессивнее и скорее.
В молодом организме под воздействием алкоголя сильно страдает поджелудочная железа. Учитывайте, что подростки обычно начинают «знакомиться» с алкоголем с употребления спиртных коктейлей, где содержание сахара просто огромное. В сочетании с этанолом это вызывает дополнительную и серьезную нагрузку на органы ЖКТ.
Под убийственным влиянием этилового спирта система иммунной защиты начинает давать значительные сбои, переставая выполнять свои функции. В итоге подросток, употребляющий спиртное, намного чаще болеет опасными инфекционными заболеваниями, которые еще больше разрушают работу и так ослабленных внутренних органов. Причем восстановление после обычной простуды проходит гораздо тяжелее, чем у непьющего сверстника.
В том, что подросток начинает злоупотреблять спиртные напитки, в первую очередь виновны его родители. Именно родителям следует не просто бдеть и контролировать своих драгоценных чад, но и объяснять весь вред алкоголя, особенно в юном возрасте.
Каждый подростков обязан знать, к каким последствиям приводит употребления алкоголя в его возрасте, чем опасно для здоровья и будущей жизни спиртное.
Юный человек обязан понимать, что быть крутым – это быть умным, интересным, развитым и физически крепким. Ведь именно такие качества формируют будущий успех в плане социализации и положения в обществе. А не алкогольная деградация, начавшаяся в юном возрасте. Но мало объяснять и рассказывать ребенку о вреде алкоголя.
Человека воспитывают на собственном примере. Именно взрослым следует подавать личные примеры трезвой и здоровой жизни, где нет места пьянству. Помните, что намного проще предупредить алкоголизм, чем потом заниматься длительным лечением, спасать ребенка из «помойки жизни» или вытаскивать из следственного изолятора по причине совершенным в пьяном виде различных преступлений.
источник
Подростковый алкоголизм — алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.
Подростковый алкоголизм – серьезная проблема современного общества. Точные данные о распространенности алкогольной зависимости в пубертатном возрасте отсутствуют, однако, согласно статистике, более 10% всех госпитализаций подростков в психоневрологические стационары осуществляются в связи с постановкой диагноза «подростковый алкоголизм». По результатам опросов, в 90-е годы средний возраст юношей на момент первого употребления спиртного составлял 16-18 лет. Спустя десятилетие этот возраст снизился до 10-12 лет. При этом, если раньше подростковый алкоголизм чаще диагностировался у подростков мужского пола, то с начала XXI века половые различия практически стерлись и спиртное начали активно принимать не только юноши, но и девушки.
Алкоголизм у взрослых возникает через 5-10 и более лет регулярного употребления спиртного. Для развития подросткового алкоголизма требуется всего 2-3 года регулярного приема этанолсодержащих напитков. Отличительными особенностями алкоголизма у подростков являются более явные и более грубые изменения со стороны всех органов и систем. Подростковый алкоголизм влечет за собой быстрое ухудшение физического здоровья, психическую и интеллектуальную деградацию. У больных часто выявляются необратимые изменения репродуктивной системы, обуславливающие бесплодие и рождение детей с врожденными аномалиями. Лечение подросткового алкоголизма осуществляют специалисты в области наркологии.
Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками — детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.
Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм. Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях. При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.
К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.
Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».
Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.
Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.
У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.
При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.
После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром, который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия, снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев. Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.
Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.
Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.
При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и аритмия, возникает гастрит, гепатит, панкреатит, пиелонефрит, цистит и уретрит. Переохлаждения в пьяном виде и снижение иммунитета приводят к учащению инфекционных заболеваний легких и верхних дыхательных путей. Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, часто ведут беспорядочную половую жизнь, что влечет за собой нежелательные беременности, распространение гонореи, сифилиса и других половых инфекций.
Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с больным и его родителями. При тяжелом подростковом алкоголизме, сопровождающемся выраженными психическими, интеллектуальными и соматическими нарушениями, постановка диагноза обычно не представляет затруднений. При отсутствии выраженных изменений возможна гипердиагностика подросткового алкоголизма. Специалисты полагают, что в 30-50% случаев диагноз выставляется ошибочно, поскольку наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.
Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.
Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов, аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.
источник
Дата | 14.02.2016 |
Размер | 222,81 Kb. |
Тип | Доклад |
- Навигация по данной странице:
- Автор
- Алкоголизм у детей и подростков
- Подростковый алкоголизм и правонарушения
- Факты о наркотиках и наркомании
- Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, наиболее оправданны следующие действия
- Психоэмоциональная сфера
- От детского сада до третьего класса
- К концу шестого класса дети должны
- К концу девятого класса ребёнок должен знать
- Выпускные классы. К концу школы дети должны
- Если Вы столкнулись с наркоманом