Меню Рубрики

Алкоголизм у детей и подростков группы риска

  • ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОТ АЛКОГОЛИЗМА
  • АЛКОГОЛИЗМ
  • ФАКТОРЫ АЛКОГОЛИЗМА

При рассмотрении социальных факторов следует учитывать их проявление в микро- и макросоциальном уровнях жизнедеятельности подростка.

Микросоциальный уровень — включает в себя взаимоотношения внутри семьи, так как семья является первым социальным институтом, сюда же будут относиться взаимоотношения подростка в образовательном учреждении, в сфере досуга, а это проявляется в таких взаимоотношениях как «ребёнок-взрослый», но и во взаимоотношениях между сверстниками, что очень важно для несовершеннолетних.

Макросоциальный уровень — будет отражать функционирование общества в целом, от жизни малых субкультур до уровня всего мирового сообщества.

Разработаем схему проявления социальных факторов на двух уровнях жизнедеятельности подростка на рисунке 4.

Рассмотрим семейный фактор риска как один из главных микросоциальных факторов приобщения подростков к алкоголю такие как нарушения взаимоотношений в семье, которые принято называть дисфункциональные детско-родительские взаимоотношения.

Рисунок 1. Проявление социальных факторов на уровнях жизнедеятельности подростка.

К ним будут относиться следующие функции:

  • хозяйственно-бытовая функция, состоящая из удовлетворений материальных благ;
  • воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании и самореализации в детях;
  • функция первичного социального контроля, состоит в обеспечении социальных норм членами семьи, кто в зависимости от ряда причин не обладает в достаточной степени возможностью строить своё поведение в соответствии с общепринятыми социальными нормами;
  • функция духовного общения.

Нарушения в функционировании семьи как социального института могут быть связны с личностными особенностями всех членов семьи, а также уровнем культуры, внешними для семьи негативными факторами, которые возникают при стрессовых ситуациях и будут угрожать целостности семьи.

Выделение различных семейных функций, реализация которых довольно часто неразрывно связана друг с другом, будет являться условным для профилактической работы с семьёй.

Рассмотрим различные нарушения семейных взаимоотношений, которые приводят к риску употребления алкоголя, в таблице.

Таблица 1. Факторы нарушений семейных взаимоотношений, которые приводят к риску употребления алкоголя подростками

Область проявления фактора

Факторы риска

Реализация семейных функций

  • Отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
  • физическое и психологическое насилие в семье;
  • снижение функций социального контроля, неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;
  • нарушение эмоциональных отношений,
  • неуважительные и взаимоотвергающие взаимоотношения в семье;
  • не вовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов и увлечений.
  • регулярные конфликты между родителями;
  • преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения «заключения мира через распитие спиртного»;
  • втягивание ребёнка в конфликты и использование его в качестве «аргумента» при выяснении личных отношений.
  • расширение сферы родительских чувств;
  • предпочтение в подростке детских качеств;
  • проекция на подростке не желаемых качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • гипер- и гипопротекции;
  • недостаток требований, предъявляемых родителями к подростку;
  • неустойчивость и противоречия в воспитании подростка;
  • низкий авторитет родителей в глазах подростка;
  • конфликтные взаимоотношения, отсутствие взаимоотношений между членами семьи;
  • чрезмерная привязанность к ребёнку либо полное его игнорирование;
  • снижение функций социального контроля.

На основании данных таблицы видно, что факторы нарушения семейных взаимоотношений проявляются в реализации семейных функций, супружеских взаимоотношений, родительско-детских взаимоотношений.

Психологами и социологами принято считать, что отсутствие доверительных отношений в семье во многом осложняет процесс социализации. Если ребёнок в детстве не научился доверять, то ему в жизни будет трудно создавать близкие взаимоотношения с окружающими, так как он будет рисковать попасть в «заколдованный круг изолированности». Доверие у ребёнка будет укрепляться только тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный для него момент он обретёт поддержку, но не гиперопёка, которая в свою очередь лишит его инициативы. Соответственно ему важно быть уверенным в том, что он состоятелен для близких людей, как участник во многих событиях жизни.

Рассмотрим влияние психосоциальных факторов.

Формирование алкогольной зависимости у подростков, также, как и другие психосоциальные расстройства, могут быть связаны с мультифакторным риском и факторами устойчивости, которые включают индивидуальные генетические, личностные и средовые факторы, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. В связи с этим превентивные и профилактические воздействия, основанные на редукции факторов риска и увеличения потенциала факторов устойчивости в определённых условиях среды намного более эффективны, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска.

Те обстоятельства, которые достоверно увеличивают шансы подростка стать потребителем алкоголя, называют факторами риска употребления психоактивных веществ. А обстоятельства, которые достоверно снижают шансы подростка стать потребителем спиртных напитков, называют факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления спиртосодержащих напитков, для определённых возрастных и этнических групп, для определённой общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого спиртного.

В своём исследовании автор опирается на разработанную классификацию факторов риска формирования алкоголизма в подростковом возрасте исследователями Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским.

Факторами риска могут быть:

  • проблемы физического и психического здоровья;
  • прохождение и воспитание в семье, страдающей алкоголизмом или наркоманией;
  • регулярное общение со сверстниками, которые уже употребляют алкоголь, а также отсутствие устойчивости к давлению со стороны сверстников;
  • личностные особенности (неуверенность в себе, низкая самооценка, регулярные колебания настроения, низкий уровень интеллекта, неприятие социальных норм и ценностей);
  • высокий уровень семейного стресса (семейная нестабильность, низкий уровень материального дохода в семье);
  • трудности в обучении (неспособность осваивать школьную программу), частые пропуски школы; трудности межличностных взаимоотношений (с родственниками, со сверстниками, в школе с учителями).

Различные нарушения семейного воспитания:

  • неполные или распавшиеся семьи;
  • полное отсутствие семьи;
  • деструктивные семьи;
  • воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции;
  • воспитание в семьях, где родители и старшие дети употребляют алкоголь или наркотики.

Подростки, проживающие в алкогольных семьях, в отличие от детей из благополучных семей более зависимы, они не могут противостоять социальному давлению, соответственно не могут регулировать собственное поведение и оценивать себя. Таким подросткам из алкогольных семей характерно откладывать принятие решения важной проблемы на потом. Они таким образом стараются забыть о неприятностях, надеясь на то, что всё разрешится, само собой. Подростки из неблагополучных семей избегают решительных действий, требующих от них ответственности за последствия, и в свою очередь, часто действуют под давлением первого порыва. Они довольно вспыльчивы в значимых конфликтных ситуациях и ведут себя агрессивно, а впоследствии это приводит к тому, что они начинают употреблять алкоголь, чтобы уйти от реальности.

Довольно часто в основе семейных конфликтов лежит неадекватное восприятие незрелых отношений взаимозависимости, а это отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке.

В результате регулярных конфликтов у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации и отсутствие способности к совместной деятельности, а это неспособность к согласованности в вопросе о воспитании своих детей.

Автор в своём исследовании рассматривает характерные черты поведения между взрослыми и подростками в конфликтных семьях:

  • отсутствие в семье заботы, радости от общения;
  • доминирование разъединения, неприязни друг к другу, перекладывания чувства вины друг на друга;
  • активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, активное избегание семьёй поддержки школы, друзей и служб социальной защиты;
  • легко возникающее состояние тревоги и паники, при котором возникает тенденция разрешать возникшие проблемы только эмоционально;
  • несоответствие между словами и поступками со стороны родителей.

Эти черты могут подтолкнуть подростка к употреблению алкоголя.

Рассмотрим факторы нарушения онтогенеза:

  • черепно-мозговые травмы;
  • психотравмы;
  • различные тяжёлые соматические заболевания в процессе развития ребёнка;
  • родовые травмы, такие как защемление шейного отдела и гипоксии головного мозга.

Психосоциальные факторы риска:

  • зависимость от влияния референтной группы сверстников, особенности личностного реагирования, социальной перцепции характера межличностных взаимоотношений и «Я» — концепции;
  • тенденция реализовать эмоциональное напряжение в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания, принятия решения, игнорирования в системе социальных установок и ролей;
  • нарушение в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированная в соответствии с возрастом самооценка, прогнозирование оценки своего поведения в глазах окружающих его людей);
  • несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализировать взаимоотношения с окружающими;
  • отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
  • отсутствие сформированного представления о жизненных целях и будущем; отсутствие сформированного реального и идеального образа «Я» и значимых окружающих и в связи с этим отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
  • неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении как призыв о помощи, который направлен к членам семьи.

К ним же могут относиться нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка такие, как:

  • формирующаяся отчуждённость, противоречивость в отношениях с родителями;
  • избегающий, поверхностный и формальный стиль общения в семье; формальное отношение к внутрисемейным проблемам, а также их игнорирование;
  • снижение школьной успеваемости ребёнка и нарушение школьной дисциплины;
  • неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
  • конфликтное взаимоотношение со сверстниками — представителями формального детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
  • регулярные конфликты с учителями и администрацией школы;
  • нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному принципу».

На основании данной информации делаем вывод, что фактором защиты от употребления подростками алкоголя является такие критерии как:

  • семейная стабильность и сплочённость, а также адекватное воспитание и близкие взаимоотношения членов семьи;
  • средний и высокий уровень дохода в семье;
  • низкий уровень преступности в регионе;
  • доступность служб социальной помощи;
  • высокий уровень интеллекта и устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие подростка и членов его семьи;
  • высокая самооценка, развитие навыков самостоятельного решения проблем, поиски и восприятия социальной поддержки.

В связи с тем, что социальной причиной является, в первую очередь, ближайшее окружение ребенка, то возникает необходимость рассмотреть эту причину с двух точек зрения: с одной стороны, существует срез проблемы подросткового алкоголизма, на который положительно могут повлиять социальные работники и государство, с другой стороны существует другой срез проблемы, который не может быть скорректирован социальными работниками и государством, либо скорректирован должен быть на очень ранней стадии развития проблемы, либо не может быть вообще скорректирован.

Отсюда следует, что необходимо выявить те точки воздействия на подростка, в которых социальный работник может принести наибольшую пользу конкретному подростку и обществу в целом. Соответственно работать в этом направлении должны и специалисты практики.

  1. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб. ЗАО «Издательство Питер», 1999г – с.652
  2. Одинцова, М.А., Шарко, С.М. Психологическое благополучие подростков из алкогольных семей. М., 2014, с 689-690. Материалы социологического конгресса. Дети и общество
  3. Сирота, Н.А, Ялтонский, В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. 2011. – с.9.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономически­ми изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма. Большинство семей детей алкоголиков находится за чер­той бедности. Государство, по существу, полностью отка­залось от ранее существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании. Средства массовой информа­ции до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продол­жается реклама на пиво. Введена вседозволенная, бескон­трольная продажа алкогольных напитков. В большинстве случаев коммерческие киоски располагаются рядом с дет­скими садами и учебными заведениями. Пиво отнесено к категории слабоалкогольных напитков и стало обычным, полностью доступным для детей и подростков. Наблюда­ется увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет бес­призорность, безнадзорность, бродяжничество, преступ­ность несовершеннолетних. Школа (учителя, психологи, социальные педагоги) дистанцируется от активного и дей­ственного воспитания детей группы риска, занимает по­рой позицию невмешательства в процесс алкоголизации и криминализации детей и подростков, перекладывая эти функции на плечи правоохранительных органов.

В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решаю­щий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим факто­ром в этом процессе являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравле­ния, перенесенные в первые годы жизни, неблагоприят­ные воздействия окружающей среды, криминальная, амо-

ральная, неполная семьи, акцентуации характера, умст­венная отсталость и пограничные формы умственной от­сталости. Как показали результаты опросов среди подро­стков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких мо­лодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и непринятие их взглядов и прин­ципов. Очень часто общение с родителями вызывает у по­дростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине зло­употребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными и к совершению правонару­шений.

Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возрас­та, в частности потребность к группированию со сверст­никами из потребности идентификации с ними. Употреб­ление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Упо­требление алкоголя — это важная часть роли взрослых, ко­торую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуа­льный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто упо­требление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть обще­ственные запреты. Как показали исследования, злоупот­ребляющие алкоголем испытывали чувство неудовлетво­ренности собой, отличались безответственностью, незре­лостью представлений о жизни, замкнутостью, ненадеж­ностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприняти­ем общепринятых норм и правил Читать также: Как вшивают торпеду от алкоголизма

ям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т. п.), выбирают именно алкоголь?

Главным здесь является то, что в «уличной» микросре­де подростки, если ни в каком другом месте не находят ре­ального поля для самоутверждения, могут обрести нако­нец высокий социальный и личностный статус, проник­нуться самоуважением, чего они не в состоянии были сде­лать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он не просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения (Кон И. С, 1989). Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживаются ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т. п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного по­священия в члены группы. Потребление спиртных напит­ков, в свою очередь, требует денег, которых у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо нет, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкогольные экс­цессы подростков (несовершеннолетних) — это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свобод­ного общения. Алкоголизм среди детей и подростков изна­чально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиноч­ку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в ис­ториях больных ранним алкоголизмом это противодейст­вие микросреде ограничивалось либо мерами репрессив­ного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкого­лизма, пагубными перспективами связи с «дурной компа­нией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от «уличной» компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успеш-

ными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и соци­альные ожидания. Его потребности в личном эмпатийном общении, ощущении собственной значимости, защищен­ности, силы удовлетворялись только в этой девиантной группе. «Уличная» компания, пусть в извращенной фор­ме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрос­лых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компа­нии, отрезая подростку, или, во всяком случае, крайне за­трудняя, путь возвращения к благополучному детству.

Читайте также:  Физическая культура как профилактика от алкоголизма

Внешние черты личности подростка, для которого за­труднен возврат в благополучную среду, достаточно по­дробно описаны клиницистами. Они отмечают, что боль­ным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заостренность характерологических черт, депрессивные реакции, нару­шение социальной адаптации, узость интересов, асоциа­льные тенденции, циничность, эмоциональная холод­ность, утрата привязанности к семье и т. д. Для целей кри­минологического исследования следует особо отметить такие черты подростков-алкоголиков, как подозритель­ность, недоверчивость, повышенная мнительность, нео­боснованная ревность, готовность к болезненной фикса­ции ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим моти­вом поведения. Все перечисленные качества действитель­но приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.

Проблема увлечения спиртным среди подростков уже давно изучается, ведь эта беда актуальна для множества стран. Не стала исключением и Россия. По данным статистики, в нашей стране порядка 10,5 млн человек являются алкозависимыми. Среди них 500 000 людей возрастом до 14 лет. Неутешительные цифры показывают, что первая проба спиртного приходится на 12—13 лет.

Алкоголизм подростков «расцветает» в период 14—15 лет. Юные люди охотно дегустируют крепкий алкоголь и ежедневно «балуются» пивом и коктейлями. Молодой и незрелый еще организм отличается особенной чувствительностью и стремительным развитием зависимости. Не удивительно, что спустя совсем немного времени очередная партия юных алкоголиков пополняет статистические ряды.

Чтобы понять причины, из-за которых так стремительно растет подростковый алкоголизм, следует понимать и психологию юного человека. Когда ребенок взрослеет, он начинает ассоциировать себя с полноправным членом общества и воспринимает себя, как уже взрослую личность.

Ввиду своей незрелости, подросток еще не способен отвечать и адекватно оценивать собственные поступки. Даже взрослые внешне, юноши и девушки отличаются несостоятельностью характера.

Подавляющее большинство современных подростков впервые пробуют спиртное по вине собственных родителей. Находясь во время семейных праздников за общим столом, видя, как от спиртного взрослые приходят в хорошее настроения, юный человек считает, что в алкоголе нет ничего плохого.

Социальные психологи и наркологи, рассматривая основные причины детского алкоголизма, выделяют ряд причин, заставляющих подростков тянуться к алкоголю. В основном истоки малолетнего пьянства лежат на базе недостатка внимания родителей и базируются на следующих проявлениях:

  • желание подражать старшим приятелям;
  • попытка уйти от школьных и семейных проблем;
  • постоянное наличие у подростка свободных денег;
  • алкозависимость и постоянное пьянство собственных родителей.

Юные люди всегда употребляют спиртное со своими сверстниками. Кстати, они зачастую отказываются от предложенной рюмки на семейных торжествах, пытаясь скрыть свое увлечение. А вот среди приятелей пьющий подросток чувствует себя героем, более старшим и опытным человеком.

Из-за отсутствия самоконтроля, юный человек стремительно напивается, доводя себя до тяжелейшей интоксикации. Находясь в неадекватном состоянии, малолетние пьяницы часто совершают противоправные действия: драки, хулиганства, грабежи. Итогом становится задержание и учет у инспектора по делам несовершеннолетних.

Самая тяжелая форма патологии, связанной с пьянством у подростка. Данное заболевание диагностируется в случае, когда родители увлекались алкоголем в период беременности и при зачатии. Если плод в процессе внутриутробного развития регулярно получает этанол, он уже рождается с синдромом алкоголика.

Такие дети постоянно беспокойны, так как им необходима привычная доза спиртного. А стоит лишь смочить губы ребенка водкой, он успокаивается. Такой вид алкоголизма практически невозможно полностью излечить.

Медики часто диагностируют алкоголизм у детей, которые пристрастились к выпивке после перенесенных тяжелых заболеваний. В связи с этим ребенок претерпевает серьезные личностные изменения, которые и толкают его к асоциальному поведению. К подобным рискованным ситуациям относятся:

  • нейроинфекции;
  • тяжелые мозговые травмы;
  • органические инфекционные заболевания ЦНС.

В данных ситуациях наркологи отмечают стремительное и очень тяжелое течение алкозависимости. Подросток быстро теряет контроль над объемом выпитого и моментально втягивается в смертельный процесс. В этих случаях абстинентный синдром развивается так же мгновенно и проходит в тяжелой форме.

К появлению хронического алкоголизма в юном возрасте приводят и различные психологические потрясения. В частности:

  • социальная запущенность;
  • потеря мамы в раннем возрасте;
  • длительные и частые семейные ссоры, конфликты;
  • отсутствие внимание и должной заботы со стороны родителей.

Рассматривая вопрос о том, какой вред приносит алкогольное увлечение юному человеку, следует брать во внимание психику подростка. Дети в переходном возрасте отличаются ярким максимализмом. Они искренне считают, что если спиртное и вредит здоровью, то это их никак не заденет.

Чем раньше подросток начинает употреблять алкоголь, тем выше у него шансы заполучить хронический алкоголизм.

Используя медицинскую статистику, можно отследить многие закономерности и понять, какое влияние алкоголя на организм подростка существует. А оно бывает в очень частых случаях смертельным:

  1. У тех, кто впервые прикоснулся к спиртному до 20 лет, шанс получить алкоголизм на 80% выше.
  2. Если созревшему взрослому организму для развития алкозависимости требуется порядка 10—15 лет, то ребенку достаточно 1—2 года, чтобы стать алкоголиком.

Алкоголь подводит к летальному исходу не только суррогатный, который наполнен различными химическими, ядовитыми компонентами. Гибель способен вызвать и дорогой, элитный коньяк, если употребить его в слишком большом количестве. Для среднестатистического взрослого эта доза составляет 2—7 промилле, что равно:

  • водки (либо иного крепкого напитка): 300—1000 мл;
  • вино средней градусности: 1—3,5 л.

Для подростков и детей смертельная доза намного ниже. Учитывайте, что детский организм гораздо слабее и беззащитнее, да и масса тела у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Печень маленького организма с огромным трудом справляется с нейтрализацией спиртовых метаболитов, а мозг и сердце по своей функциональности намного слабее.

Смертельная доза алкоголя для ребенка весом 20—22 кг может уложиться в объем менее 0,4 промилле. Это приблизительно приравнивается к 30 мл крепкого спиртного. А младенец может скончаться, поев молочка у матери, которая находиться в состоянии даже легкого опьянения.

У юного организма система продуцирования печенью специальных ферментов, которые работают на нейтрализацию, расщепление и вывод спиртного из организма, еще не налажена. Поэтому попав в детское тело, ядовитый этанол в чистом виде моментально разносится по кровотоку по всем внутренним органам.

В это время у детей активно начинается рост и созревание мозга, ЦНС приобретает необходимую чувствительность. В этом возрасте максимальный токсический порог укладывается в показания 0,1 промилле на каждый килограмм веса. То есть необратимое поражение мозговых структур у детей возрастом до 3-х лет начнется при попадании в организм всего чайной ложечки крепкого алкоголя (около 5 мл).

В это время продолжается бурное формирование нейронных связей между клетками мозга. Из-за этого отмечается снижение порога чувствительности рецепторов в 1—1,5 раза. И, соответственно опасность алкоголя резко возрастает. Допустим, при весе ребенка 30—35 кг необратимый вред мозговым структурам принесет порядка 20—25 мл чистого этанола. Это приблизительно пара столовых ложек водки.

Начиная с этого возраста, в юном организме происходит постепенное упрощение клеточной нейронной структуры. Одновременно начинается массовый апоптоз (отмирание) рабочих мозговых клеточек (нейронов). Мозг у подростка медленно приближается к показателям взрослого человека.

То есть, теоретически наносимый урон от этанола в этом периоде приравнивается к организму взрослого. Но стоит вспомнить и о физическом развитии подростка. Алкоголь крайне негативно отражается на формировании внутренних органов тела.

По утверждению врачей возрастной показатель не является догмой, степень физического развития у каждого человека индивидуальна. Кто-то полностью созревает и превращается во взрослого человека по всем показателям и в 17 лет, а кто-то «зреет» до 26.

Рассуждая о том, почему детям нельзя пить алкоголь, следует более детально рассмотреть, как метаболиты этилового спирта воздействуют на неокрепшие внутренние системы. И как это может повлиять на организм, который находится еще на этапе своего формирования.

Подросток стремительно привыкает к алкоголю из-за незрелости мозговых рецепторов. Этанол наносит сокрушительный и необратимый удар клеточкам структур мозга. Клетки серого вещества стремительно разрушаются, теряют влагу, сохнут и перерождаются, окончательно погибая. Итогом становится интеллектуальная деградация и резкое падение умственных способностей.

У молодого организма чрезвычайно высока чувствительность сосудистых стенок. В конечном результате сильно страдает сердечная мышца (миокард), что провоцирует развитие серьезных сердечных патологий. Часто формируются аритмии различного вида. Находящееся под постоянной и сильной нагрузкой сердце может просто не выдержать и остановиться.

Из-за высокой проницаемости сосудов, у подростка после регулярного потребления спиртного быстро развивается жировое перерождение гепатоцидов (печеночные клетки). Это приводит к стойкому нарушению синтеза необходимых ферментов, глобальному расстройству углеводного и белкового метаболизма.

Опасный цирроз и алкогольный гепатит у юного организма развиваются во много раз быстрее, чем у взрослого. Да и прогрессируют смертельные заболевания намного агрессивнее и скорее.

В молодом организме под воздействием алкоголя сильно страдает поджелудочная железа. Учитывайте, что подростки обычно начинают «знакомиться» с алкоголем с употребления спиртных коктейлей, где содержание сахара просто огромное. В сочетании с этанолом это вызывает дополнительную и серьезную нагрузку на органы ЖКТ.

Под убийственным влиянием этилового спирта система иммунной защиты начинает давать значительные сбои, переставая выполнять свои функции. В итоге подросток, употребляющий спиртное, намного чаще болеет опасными инфекционными заболеваниями, которые еще больше разрушают работу и так ослабленных внутренних органов. Причем восстановление после обычной простуды проходит гораздо тяжелее, чем у непьющего сверстника.

В том, что подросток начинает злоупотреблять спиртные напитки, в первую очередь виновны его родители. Именно родителям следует не просто бдеть и контролировать своих драгоценных чад, но и объяснять весь вред алкоголя, особенно в юном возрасте.

Каждый подростков обязан знать, к каким последствиям приводит употребления алкоголя в его возрасте, чем опасно для здоровья и будущей жизни спиртное.

Юный человек обязан понимать, что быть крутым – это быть умным, интересным, развитым и физически крепким. Ведь именно такие качества формируют будущий успех в плане социализации и положения в обществе. А не алкогольная деградация, начавшаяся в юном возрасте. Но мало объяснять и рассказывать ребенку о вреде алкоголя.

Человека воспитывают на собственном примере. Именно взрослым следует подавать личные примеры трезвой и здоровой жизни, где нет места пьянству. Помните, что намного проще предупредить алкоголизм, чем потом заниматься длительным лечением, спасать ребенка из «помойки жизни» или вытаскивать из следственного изолятора по причине совершенным в пьяном виде различных преступлений.

источник

Подростковый алкоголизм — алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.

Подростковый алкоголизм – серьезная проблема современного общества. Точные данные о распространенности алкогольной зависимости в пубертатном возрасте отсутствуют, однако, согласно статистике, более 10% всех госпитализаций подростков в психоневрологические стационары осуществляются в связи с постановкой диагноза «подростковый алкоголизм». По результатам опросов, в 90-е годы средний возраст юношей на момент первого употребления спиртного составлял 16-18 лет. Спустя десятилетие этот возраст снизился до 10-12 лет. При этом, если раньше подростковый алкоголизм чаще диагностировался у подростков мужского пола, то с начала XXI века половые различия практически стерлись и спиртное начали активно принимать не только юноши, но и девушки.

Алкоголизм у взрослых возникает через 5-10 и более лет регулярного употребления спиртного. Для развития подросткового алкоголизма требуется всего 2-3 года регулярного приема этанолсодержащих напитков. Отличительными особенностями алкоголизма у подростков являются более явные и более грубые изменения со стороны всех органов и систем. Подростковый алкоголизм влечет за собой быстрое ухудшение физического здоровья, психическую и интеллектуальную деградацию. У больных часто выявляются необратимые изменения репродуктивной системы, обуславливающие бесплодие и рождение детей с врожденными аномалиями. Лечение подросткового алкоголизма осуществляют специалисты в области наркологии.

Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками — детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.

Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм. Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях. При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.

К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.

Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.

У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.

При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.

Читайте также:  Метод довженко при лечении алкоголизма отзывы

После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром, который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия, снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев. Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.

Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.

Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.

При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и аритмия, возникает гастрит, гепатит, панкреатит, пиелонефрит, цистит и уретрит. Переохлаждения в пьяном виде и снижение иммунитета приводят к учащению инфекционных заболеваний легких и верхних дыхательных путей. Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, часто ведут беспорядочную половую жизнь, что влечет за собой нежелательные беременности, распространение гонореи, сифилиса и других половых инфекций.

Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с больным и его родителями. При тяжелом подростковом алкоголизме, сопровождающемся выраженными психическими, интеллектуальными и соматическими нарушениями, постановка диагноза обычно не представляет затруднений. При отсутствии выраженных изменений возможна гипердиагностика подросткового алкоголизма. Специалисты полагают, что в 30-50% случаев диагноз выставляется ошибочно, поскольку наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.

Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.

Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов, аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.

источник

Дата 14.02.2016
Размер 222,81 Kb.
Тип Доклад
    Навигация по данной странице:
  • Автор
  • Алкоголизм у детей и подростков
  • Подростковый алкоголизм и правонарушения
  • Факты о наркотиках и наркомании
  • Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, наиболее оправданны следующие действия
  • Психоэмоциональная сфера
  • От детского сада до третьего класса
  • К концу шестого класса дети должны
  • К концу девятого класса ребёнок должен знать
  • Выпускные классы. К концу школы дети должны
  • Если Вы столкнулись с наркоманом
Ургубамахинская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему: «Группы риска формирования зависимости от алкоголя и наркотиков»

Автор : Заместитель директора

Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков

Понятие «аддиктивного поведения». Факторы риска.

В ходе реформ в современной России материальные потребности у определенных людей резко возросли, а социальные и духовные сократились, вся структура общества разрушилась. Экономические отношения перестали контролироваться нормами культуры и нравственности. Собственность стала самоцелью. Самым доходным видом бизнеса стали деструктивные развлечения, которые ведут к вымиранию нации.

Среди многих проблем России одно из важнейших мест заняли проблемы аддиктивного поведения современной молодежи. Наркомания, алкоголизм, токсикомания и другие отрицательные явления стали угрожать здоровью населения всей страны. Данные явления начали распространяться на территории России угрожающими темпами. В решении данных проблем появилась необходимость системной работы, ориентированной на использование всего арсенала профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.

1. Понятие «аддиктивное поведение». Факторы риска

Аддиктивное поведение детей и подростков – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Аддиктивное поведение (от англ.addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ, приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство – это чрезмерное употребление алкоголя не обязательно в рамках хронического алкоголизма.

Алкоголики – это «интенсивные пьяницы, зависимость которых от алкоголя достигает такой степени, что возникают явные психические нарушения или конфликты в физическом и психическом здоровье. Алкогольное опьянение проявляется психическими, неврологическими и соматическими нарушениями.

Психическая зависимость – патологическое стремление к опьянению, преследующее цель устранить чувство дискомфорта. Чаще психическая зависимость проявляется:

— у незрелой личности, склонной искать защиту, поддержку, неспособной принимать состоятельно обдуманные и рациональные решения.

— при специфическом характере выполняемой деятельности (нервные перегрузки, служебные и творческие неудачи, неудовлетворенность личной жизнью).

Алкоголизм у детей и подростков

В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономическими изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма.

Большинство семей детей алкоголиков находится за чертой бедности. Государство, по существу, полностью отказалось от существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании. Средства массовой информации до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продолжается реклама на пиво. Наблюдается увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, преступность несовершеннолетних…

В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решающий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим фактором в этом процессе являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравления, перенесенные первые годы жизни, неблагоприятные воздействия окружающей среды, криминальная, аморальная, неполная семьи, умственная отсталость. Как показали результаты опросов среди подростков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких молодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и неприятие их взглядов и принципов. Очень часто общение с родителями вызывает у подростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине злоупотребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными к совершению правонарушений.

Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возраста, в частности потребность к группированию со сверстниками из потребности идентификации с ними. Употребление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Употребление алкоголя – это важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуальный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто употребление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть общественные запреты. Как показали исследования, злоупотребляющие алкоголем, испытывали чувство неудовлетворенности собой, отличались безответственностью, незрелостью представлений о жизни, замкнутостью,

ненадежностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприятием норм и правил.

Не все молодые люди, иногда позволяющие себе крепко выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Проблемная ситуация возникает тогда, когда молодой человек начинает выпивать в основном по психологическим причинам, а не просто за компанию или по поводу какого-либо события. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существование серьезных личностных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений, реже участвуют во внеклассных мероприятиях, чаще не ночуют дома. Очень не многие из них пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в их поведении видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать протест или искать убежища от проблем с помощью спиртного.

Эти и другие обстоятельства составляют важнейшие предпосылки подросткового и юношеского алкоголизма, способствующие более раннему усвоению алкогольных традиций, установок, на фоне которых формируются все психические процессы и личность в целом.

Б.С.Братусь, анализируя динамику психического развития детей, злоупотребляющих спиртным, обратил внимание, что дошкольный период не вызывает особых опасений у воспитателей: дети подвижны, охотно общаются со сверстниками, их ведущая деятельность соответствует возрасту. Однако иногда отмечается повышенная возбудимость или истощаемость, несколько изменен и характер их игр: в них больше присутствуют мотивы наказания, элементы жестокости, что, прежде всего, можно отнести за счет влияния микросреды. Вследствие семейного неблагополучия эти дети попадают в группу социально и педагогически запущенных, и их подготовка к школе оказывается не достаточной по сравнению с нормой: они менее приспособлены к учебе и школьным требованиям поведения. Их основные отличия от нормы обычно сводится к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредоточению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Оказывается, им трудно учится, уже к младшему подростковому возрасту у них появляются трудности в поведении, они становятся нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, имеют склонность рано приобщаться к алкоголю.

По мере усложнения школьной программы таким детям становится все труднее усваивать школьную программу. Их умственная работоспособность ограничивается 15-25 минутами, вторая половина урока проходит мимо их внимания. Они становятся невнимательными, отвлекаются, отвечают невпопад. Все это вызывает осуждение, раздражение учителей, насмешки со стороны сверстников и стойкое негативное отношение к ним. Такому ребенку не под силу бывает самостоятельно справиться с выполнением домашнего задания без дополнительной помощи взрослых. В неблагополучной семье подобная помощь, как правило, отсутствует. Отсюда раздражение, недовольство родителей и обвинения ребенка в лени, тупости, глупости, нередки различные наказания – от лишения каких-либо благ до физического наказания.

В результате важнейшие потребности ребенка этого возраста, тесно связанные с его учебной деятельностью (потребность в одобрении взрослых, окружающих, родителей, сверстников, потребность в самоуважении и пр.), начинают ущемляться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт.

Выходы из этого положения могут быть различными и, к сожалению, далеко не всегда благополучными: иногда такой ребенок становится на время забитым, подобострастным, тихим, иногда, напротив, стремится компенсировать недостатки учебы бравадой, дерзостью, выходками на уроке; иногда – ролью постоянного шута в классе; иногда, если позволяют физические силы, — драками.

Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста эти дети начинают злоупотреблять алкоголем. Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного психического развития выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, им выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпровождения является выпивка. Это компания, группа, которую в литературе называют по-разному – уличной, дворовой, асоциальной и т.п. Эти группы могут быть однородными по возрасту или разнородными, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка, (часто неосознанным желаниям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т.п.) выбирают именно алкоголь?

Главным здесь является то, что в уличной микросреде подростки, если ни в каком другом месте не находят реального поля для самоутверждения, могут обрести наконец, высокий социальный и личностный статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать в школе, ни в своей семье, ни в какой – либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он не просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживается ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т.п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Потребление спиртных напитков, в свою очередь, требует денег, которые у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкоголизм среди детей и подростков изначально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговора, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкоголизма, пагубными перспективами связи с «другой компанией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от уличной компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успешными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и социальные ожидания. Уличная компания, пусть в извращенной форме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрослых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компании, отрезая подростку или, во всяком случае, крайне затрудняя путь возвращения к благополучному детству.

Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами. Они отмечают, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т.п. Для целей криминологического исследования следует особо отметить такие черты подростков – алкоголиков, как подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становиться ведущим мотивом поведения. Все перечисленные качества действительно приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.

Подростковый алкоголизм и правонарушения

Педагоги, психологи ошибочно считают, что есть только один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно – совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения по формуле: алкогольное опьянение – потеря социального контроля – преступление. У несовершеннолетних преступников чаще действует другой механизм, а именно: потребность в алкоголе – корыстное преступление – алкогольное опьянение. Свыше 35 % совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретении алкоголя. Алкоголизация подростков, как правило, носит групповой характер, отсюда и связь с групповыми преступлениями. Потребность во взрослом самоутверждении разворачивает другой механизм: потребность в самоуважении – групповой алкогольный эксцесс – групповое преступление. По этой форме совершаются многие так называемые «свадебные преступления», преступления в период проводов в армию, а также в вечернее и ночное время, когда группа «расслабляется» после удачного дела. Здесь возможны акты поножовщины, использование огнестрельного оружия.

Существенны психологические различия между алкоголиками – преступниками и не преступниками. Не преступников отличает, то, что среди них преобладают лица, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе.

Среди алкоголиков — преступников преобладают те, которые характеризуются высокой активностью, выраженностью защитных механизмов в форме отрицания тревоги, что не позволяет им адекватно определить возможности неблагоприятных последствий собственных действий. У них отсутствует взвешивание и анализ различных вариантов своего поведения, а возникшие побуждения непосредственно реализуются в поступках. Для таких правонарушителей типичны выраженные влечения к аффективным переживаниям, стремление к риску, «острым ощущениям» и т.п. Среди несовершеннолетних преступников В.Ф. Пирожков (1998) выделяет следующие типы и мотивацию потребления алкогольных напитков:

— начинающие пить из любопытства;

— страдающих алкогольной болезнью.

Развитие алкоголизма начинается с безобидного употребления алкоголя из любопытства. Часть подростков, удовлетворив свое любопытство, больше никогда алкоголь не употребляет. У других же состояние алкогольного опьянения приобретает личностный смысл – выпивка становиться средством самоутверждения. Такие алкогольные эксцессы носят групповой характер, должны иметь аудиторию, в глазах которой необходимо самоутвердиться. Группа алкоголизирующих подростков легко превращается в «скоп», избрав для самоутверждения пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение актов вандализма, драки, поножовщину.

Любители кайфа, а также алкогольные эстеты. У данной группы употребление спиртного входит в традиционные ритуалы в качестве досуга, у которых социальная, групповая зависимость дополняется психологической зависимостью. Первые пьют, чтобы испытать алкогольную эйфорию, а вторые подкрепляют употребление алкоголя своими теориями: что и как предпочтительней пить, чтобы получить удовольствие и наслаждение. Алкогольным эстетам свойственно вовлечение в пьянство девушек, их спаивание, организация притонов, совершение актов изнасилований. У групп «любителей кайфа» и «алкогольных эстетов» криминальное поведение становится дополнением к алкогольным эксцессам, поскольку только употреблением алкоголя полностью заполнить досуг невозможно.

В отличие от мужского алкоголизма женский алкоголизм имеет свою специфику. Он развивается по преимуществу у лиц с узким кругом интересов, ограниченными семейно – бытовыми связями. Алкоголизм у девочек – подростков и у женщин протекает более злокачественно, с быстрой деградацией личности, с огрублением, угасанием родственных привязанностей, интеллектуальным снижением.

Завершая анализ подросткового и юношеского алкоголизма, Б.С. Братусь резюмирует, что болезнь не уничтожает личность как таковую, но глубоко извращает, деформирует её. В результате образуется собственно аномальная личность, т.е. не способная ни к творчеству, ни к позитивной свободе, ни к вере, ни к ответственности, ни к любви – словом, не способная ориентировать, направлять и организовывать жизненное развитие как процесс приобщения к родовой человеческой сущности.

Нарушения поведения у детей с риском наркотизации и формирования зависимости.

Саморазрушающее (аддиктивное) поведение

Основные тенденции динамики аддиктивного поведения заключаются в следующем: на протяжении всего последнего, десятилетнего периода отмечался непрерывный рост:

вовлеченности старших подростков в употребление наркотических и токсических веществ, злоупотребляющих алкоголем;

понизился возраст приобщения к алкоголю;

отмечается переход с употребления так называемых «легких» на «тяжелые» наркотики, что отражает общие тенденции их распространенности;

подростки с аддиктивным поведением отличаются большей дезадаптацией в различных сферах. Так, у них отмечаются более низкая учебная успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, при психологическом тестировании у них выявляется высокий уровень невротизации и личностных расстройств.

Аддиктивное поведение детей и подростков — это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Условия и обстоятельства социальной ситуации развития ребенка, увеличивающие его шансы стать потребителем наркотических средств, называются факторами риска употребления наркотиков, а факторы, снижающие этот шанс, названы защитными факторами.

Необходимо выделять биологические факторы и факторы «патологической почвы, психологические факторы.

Биологические факторы риска наркотизации:

наследственная отягощенность психическими и наркологическими расстройствами родителей и ближайших родственников;

хронические соматические заболевания;

Факторы «патологической почвы»:

резидуально-органические поражения головного мозга (менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмы) с органическими психическими расстройствами не психотического характера без выраженного когнитивного дефицита;

различные проявления дизонтогенетического развития, включая задержки развития, задержанное развитие (инфантилизм);

различные проявления диссоциированного и дисгармоничного развития, включая формирующиеся аномально-личностные свойства, из которых наиболее значимыми как фактор «патологической почвы» являются эмоционально-неустойчивые, диссоциальные, истерические черты;

Макросоциальные факторы риска наркотизации:

состояние социально-экономической ситуации в стране с высоким риском дисстрессовых состояний у населения;

кризис базовой системы ценностей и культурных норм;

формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление ПАВ как «престижное» поведение;

доступность психоактивных веществ.

Микросоциальные факторы риска наркотизации, связанные с опытом ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности: в семье, в учреждениях образования, в общении со сверстниками.

Семейный микросоциальный фактор:

злоупотребление ПАВ в семье, воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией;

дисфункциональные воспитательные стили с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью;

отсутствие чувства принадлежности к семье;

несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.

Школьный микросоциальный фактор:

• асоциальные формы поведения в образовательном учреждении;

• школьная неуспешность, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте;

• частые переходы из одной школы в другую;

• конфликтные отношения с педагогами и соучениками;

• отстраненное или «скрывающее» отношение педагогического коллектива к употреблению ПАВ учениками.

Коммуникативный микросоциальный фактор:

наличие в ближайшем окружении ребенка сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих ПАВ;

конфликтные взаимоотношения со сверстниками;

одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка.

Психологический (личностный) фактор риска наркотизации:

наличие акцентуированных свойств характера;

личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект.

неэффективные копинг-стратегии, включая стратегии избегания, ориентацию на снятие напряжения, обусловленного стрессором.

· низкая эффективность личностных ресурсов;

· быстрая фиксация ригидной модели употребления ПАВ: успокаивающей, коммуникативной, конформной, гедонистической, манипулятивной, активирующей, компенсаторной;

· отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;

· отсутствие жизненной перспективы.

Большинство родителей утверждают: «У наших детей все хорошо, им это не грозит». Опасное заблуждение!

Зависимость развивается исподволь, предпосылки и склонности могут возникнуть еще в детстве. Поэтому мы, взрослые, должны создать такие условия, чтобы нашим детям, вначале маленьким, затем взрослым, была обеспечена независимость от различных наркотиков.

Есть в народе хорошая поговорка «информирован – значит вооружен». Врага надо знать в «лицо», а наркотик – это самый безжалостный, бескомпромиссный враг.

Старое медицинское правило гласит: чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов на его излечение.

Родителям, педагогам, специалистам, ведущим работу с детьми и молодежью необходимо знать наиболее общие признаки, которые свидетельствуют о возможном «знакомстве» с наркотическим веществом. Эти признаки можно условно разделить на прямые и косвенные.

Прямые признаки с несомненностью подтверждают факт приема наркотика. К ним, можно отнести состояние наркотического опьянения, как при разовом, так и систематическом употреблении, а также состояние абстиненции, возникающее только при наличии уже сформировавшейся зависимости.

Для всех, кто находится в состоянии наркотического опьянения, независимо от степени его выраженности характерны:

кратковременные нарушения мышления (снижение способности к суждению последовательного выполнения обычных математических операций);

нарушения координации, четкости и последовательности движений, невозможность выполнения мелких двигательных операций, неустойчивость равновесия, пошатывание, неуверенная походка, меняется почерк;

изменение вегетативных реакций, которые могут проявляться

чрезмерным покраснением, то чрезмерной бледностью кожных покровов,

помутнением глаз, резко расширенными или суженными зрачками;

изменение характера речи, которая может быть чрезмерно быстрой, разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций (у одних беспричинная веселость, приподнятое настроение, переходящие в паясничанье и дурашливость, у других — благодушие, довольство,

у третьих — доминируют раздражительность, злобность, агрессивность

Что нужно делать педагогу при подозрении на употребление подростками наркотиков:

1. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей, тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация школы будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

2. Предложение помощи подростку должно быть корректным и, если

ситуация позволяет, ненавязчивым.

3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта.

4. Необходимым представляется информировать педагогов об учреждениях оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах организации их учебы. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.

5. При работе с подростком, употребляющим психоактивные вещества, надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.

Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, наиболее оправданны следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям подростка или опекунам подростка.

2.При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев, это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением специалиста, занимающегося вопросами подростковой наркологии.

3. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Если у Вас возникли подозрения в том, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, то в таком случае необходимо:

1.Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Срочно вызвать медицинского работника школы.

3. Немедленно поставить в известность руководителей школы.

4. В случае, если состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.

5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков.

Если вы уверены, что Ваш ребенок употребляет наркотики

Скажите ему прямо о Вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что Вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться в ситуацию. Если Вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста — нарколога.

Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потреблений наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.

Из кн. Родительский всеобуч «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»

внезапные общие перемены в поведении ребёнка

резкие перепады настроения в короткий промежуток времени

проявления эмоциональной и социальной незрелости

стремление к немедленному удовлетворению своих желаний

так называемое «тоннельное видение» — ограниченное узкими рамками отношение к проблемам и их разрешению

Родители. Отношения в семье конфронтация с родителями;

полный отказ от общения с родителями

всё возрастающая изоляция от семьи

нежелание знакомить своих новых друзей с родителями

всё большее охлаждение к прежним друзьям

снижение интереса к друзьям и знакомым противоположного пола

новые знакомства с теми, кто намного старше, с людьми со странностями, которые явно избегают встреч со старшими членами семьи

падение интереса к учёбе и приобретению новых знаний

равнодушие к школьным предметам, спорту и прежним увлечениям

проявления чувства безнадёжности и беспомощности

частое состояние печали, чувство ущербности, обиды и страха

ощущение собственной неполноценности

усиливающаяся неуверенность в себе

социальная изолированность и обособленность

обвинение других в собственных безответственных действиях и поступках

выискивание чужой вины, чужих промахов и ошибок

разговоры о вредных привычках у взрослых

оправдание неблаговидных поступков сверстников,

систематические опоздания в школу и на занятия

всё более поздние возвращения домой

отговорки по поводу своих опозданий всегда под рукой

ощущение своей избранности

Безрассудство. Равнодушие к опасности

всё возрастающая склонность к риску и поиск сильных нервных потрясений

участие в рискованных предприятиях

Враждебность. Ожесточённость к другим

возрастает вызывающее неповиновение правилам и распоряжениям

растёт враждебность и угрожающий вызов в поведении

дети действиями и словесно выражают себя грубо и оскорбительно

в гневе способны крушить и ломать домашнее имущество

могут сознательно нанести себе увечье

От детского сада до третьего класса

что существуют наркотики и какой вред они могут принести;

правила, существующие дома и в школе по отношениям к наркотикам;

почему так важна осторожность при виде незнакомых (и, возможно, опасных) лекарств и других препаратов.

Большую роль в этом возрасте играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Самое важное в этот период — постараться воспитать в учениках независимость, способность отстаивать своё мнение, не идти на поводу у других.

К концу шестого класса дети должны:

• знать, что существуют наркотики короткого и длительного действия и понимать, к каким последствиям ведёт их употребление;

• уметь объяснить, почему они не хотят употреблять наркотики;

• уметь предлагать друзьям другую форму общения, избегать компаний, в которых «балуются» наркотиками.

Пришло время научить ребёнка отказывать кому-то, даже если это тяжело и неприятно. Вы можете смоделировать ситуацию, когда ему против желания предлагают покурить или выпить, и пусть он попробует сам решить, как лучше отказаться.

К концу девятого класса ребёнок должен знать:

• стадии наркотической зависимости;

• влияние наркотиков на двигательные реакции человека, его координацию, в связи с чем становятся невозможными занятия спортом, вождение машины .

Выпускные классы. К концу школы дети должны:

• знать о возможности трагического исхода от приёма комбинированных наркотиков;

• понимать, что многие тяжёлые заболевания напрямую связаны с наркоманией;

• знать о пагубном влиянии наркотиков на развитие плода и течение беременности;

• понимать, что наркотическое состояние ведёт к совершению преступлений, к дорожно-транспортным происшествиям и тому подобному;

• чётко осознавать ту опасность, которую наркомания несёт обществу.

Если Вы столкнулись с наркоманом

На улице, в транспорте, в любом другом общественном месте можно столкнуться с человеком, находящемся в состоянии наркотического опьянения. Если пьяного довольно легко определить по поведению, запаху, разговору, то человека, одурманенного наркотиком, можно принять просто за психически неуравновешенного. Действительно, человек, находящийся в определенной стадии наркотического опьянения, может выглядеть странно. Но сказать так — значит не сказать главного. Наркоман, независимо от того, находится ли он под воздействием наркотика или испытывает жгучую потребность в очередной порции яда, представляет реальную опасность для окружающих. Под воздействием наркотика он не отдает отчета в своих действиях, а при возникновении физиологической потребности в очередной порции он готов пойти на преступление. Наркоман из-за нескольких рублей может даже убить человека. Опасность столкновения с наркоманом во многом зависит от способности своевременно «опознать» такую личность.

Лучший способ избежать контакта с наркоманом заключается в использовании следующих рекомендаций.

Не посещать тех мест, где наркоманы обычно собираются. Немедленно уходить от людей, которые по перечисленным выше признакам напоминают наркоманов.

Если такой человек проявляет по отношению к вам внимание, пытается вступать с вами в разговор, демонстрирует бесцеремонность и агрессивность, немедленно уйдите. Причем идите туда, где как можно больше людей.

Если вы где-либо заметили шприцы, резиновые жгуты, пустые ампулы из-под жидких медицинских препаратов, большое количество таблеток снотворного психотропного свойства, следы от многочисленных уколов-инъекций на руках в области вен и т.п. и подозреваете, что столкнулись с людьми, употребляющими наркотики, немедленно покиньте это место.

источник