Меню Рубрики

Алкоголизм семейная болезнь м издательство опора 1999

на смерть.» Во многих странах, где широко распространены церкви (харизма

тические), происходит благоприятное воздействие на общество и в соци —

альном и в экономическом плане; снижается преступность, уменьшается ал-

коголизм и наркомания, поднимается экономика и т.д. Что так необходимо

Напрашивается вывод, что алкоголизм можно победить призвав имя

Таким образом, исследования проведенные в данной работе показали,

что духовная реабилитация больных алкоголизмом эффективна и может быть

использована в социальной работе для преодоления проблемы алкоголизма.

1. Алкоголизм — семейная болезнь. — М. : Издательство » Опора «

2. Андерсон Дж.Сердце женьщины / пер. Топаль Е Минск : » Пико-

3. Анонимные Алкоголики — Нью — Йорк : Издательство «Сервис». —

4. Библейская энциклопедия / пер.Российское библейское общество,

5. Библия — М.: Издательство Российское Библейское общество 1994.

6. Битти М.Алкоголик в семье или преодоление — М.: Издательство

7. Батусь Б.С.,Сидоров П.И.Психология,клиника и профилактика ран-

него алкоголизма МГУ, 1984.

8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.

9. Вера и жизь // Христианский журнал. — 1998.

10. Галинг — Штиляр А., Бест Э., Домберг Г. Наркотики — пособие

для учитилей. — Франкфурт — на — Майне.:Издательство «Профилактика»

11. Геллей Г.Библейский справочник. — СПб.: «Библия для всех»,

12. Государственный доклад о состоянии здоровья населения УР в

1998 году — Ижевск » Вектор «, 1999.

13. Гримак Л. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат,

14. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. —

Свердловск.: Издательство Урал ун-та, 1988 68 с.

15. Гузиков Б.М., Мироян А.А. Алкоголизм у женьщин.//.,1988.

16. Двенадцать шагов и двенадцать традиций (АА). — М.: Из — во

17. Дело веры // Христианская газета. — 1997 — 2000.

18. Дьянук Н.В. Психотехника. — М.: «КСП», 1997. 369 с.

19. Евангилие за колючей проволокой // Христианский журнал для

20. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула»,

Ростов — на — Дону. «Феникс», 1997 — 224 с.

21. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб. И.К » Комплект»,

22. Колесов Д.Б. Предупреждение вредных привычек у школьников. —

23. Коупленд Г.Воля Божия на твое исключение.: Издательство лен-

нета Коупленда Форт Уорт, 1991.

24. Ледяев А. Бумеранг. — Рига. 1991.

25. Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка при-

26. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм : социально психологичес-

кие проблемы пьянства и алкоголизма М., 1983.

27. Легальные не легальные наркотики / россицско — германское

пособие/ пер. Лобанова Л.Н. — СПб., 1995.

28. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства / пер. Кенжеев Б. —

М.: СП » Соваминко «, 1992. — 320 с.: ил.

29. Макдауэл Дж. Лучший подарок — это жизнь / пер. Кенжеев Б. —

30. Москаленко В.Д. Выйти замуж за алкоголика // Крестьянка. —

31. Перетти Ф. Тьма века сего / пер. Жердеевой Н.С.СП.:» Библей-

32. Плетт Л. Пробуждение начинается с меня. — Киев 1983.

33. Пособие для организаторов христианских групп поддержки «Опо-

ра». — М.: Издательство «Вера Медика», 2000.

34. Психологический словарь / Зинченко В.Л., Мещерякова Б.Г. —

М.:Педогогика — Пресс, 1997 — 440 с.-ил.

35. Рабочая книга социолога / Осипов Г.В. Издательство «Наука»,

36. Социальная работа / Курбатова В.И. — Ростов — на — Дону:

37. Спикард А.: Барбара Томсон Страсть к спиртному / пер. Баку-

38. Уэбб Т. » Дерево обновленной жизни «: Издательство АА

39. Хейгинн К. Основы духовного роста М. Изд-во » Библейский

40. Хинн Б. Это твой день для чуда / пер. Соколова И.Ю. — СПб.:

41. Харизма. Новости // Общероссийская газета ассоциации христиан

веры евангельской. — 1999. — ноябрь — декабрь.

42. Шихирев П.Н. Жизть без алкоголя ? Социально — психологические

проблемы пьянства и алкоголизма. — М.: 1988.

43. Элвис Э. Могучий воин / пер. Кулешов Л. — Минск.: » Пикороп»

44. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗАХ — г — е. изу — е — М. — 1997

Алексей 28 лет. Имел зависимость от алкоголя, табака. Употре —

блять спиртное начал в 16 лет; делать это начал т.к. делали друзья.

Первый опыт показал мне, что этим я достигаю свободы в общени-

и особенно с девушками. Вином я привык гасить свой комплекс неполно-

ценности. Уже через некоторое время я стал в центре нашей компании и

думал, что все это благодаря вину или водке. Совсем не догадывался,

что способности не в спиртном, а во мне.

В среде молодежи витает высокий стереотип современного молодо-

го человека, навеянный модой и т.п. И если человек не подходит под

этот стандарт, то ему приходится как-то самоутвердиться. Часто выход

для молодых это алкогольи наркотики, потому что другого не предлага-

ется. Умение общаться и вести себя в простом обществе редко где пре-

подаются. Поэтому молодежь устанавливает свои законы.

Сначала я стал обыкновенным выпивающим как и все. Пополнил ря-

ды алкоголиков,которые считают что они умеют пить. Это продолжалось

около 7 лет. Я считал что имею счастливую жизнь и ничто мне не угро-

жает. Единственное что меня тревожило это то, что я все больше курил

и мне этого все больше не хватало. Даже лечился от этого на курсах

по методу Шичко. Хватило на год, т.е. это время я не курил. Меня

удивляло, что я очень легко бросал курить и потом спустя год также

легко начинал, как-будто и не бросал курить. Кстати пить бросать я

не собирался, мне это нравилось. Попробовал бросить когда проходил

лечение во второй раз от курения, так за одним. Где-то пол года не

пил.Но после первой серьезной ссоры с девушкой сразу запил и закурил.

Ведь все это я делал ради нее, но оказалось что это все временное.

Случилось далее то, что я точно никогда не ожидал. Я остался

без семьи, денег, друзей, в чужом городе далеко, совсем в другом ми-

ре. Жизнь людей на земле очень непостоянна. Это были для меня очень

тяжелые 3 года. За эти годы я стал настоящим алкоголиком. Началось

все с бутылки пива на ночь, для спокойного сна (мучало одиночество)

и закончилось тем что я в течение дня имел дозу бутылку водки, если

я не выпивал, то чувствовал себя нехорошо. Раньше об этом знал толь-

ко я: что это мне хочется и нравится, но теперь это выплеснулось на-

ружу. Это стали замечать мои друзья и знакомые, которые у меня поя-

вились. Они перестали мне доверять. Жизнь катилась кубарем вниз.

Когда я пришел в церковь, моей целью не было бросить пить или

курить. Япросто думал, что мне это не повредит: быть в церкви.

В церкви я впервые за свою жизнь может быть короткую но жес —

ткую жизнь почувствовал неподдельную любовь. Меня это заинтересова-

ло. Мне стало интересно то, что от меня никто ничего не хотел и не

требовал, здесь я вспомнил что я человек, а не просто работающий на

на себя эгоист. Здесь люди доверяли мне, я это видел в их глазах.

Мне уже давно никто не доверял. Я видел, что эти люди не боятся, что

я их обману, они видели во мне человека. Сначала я этого не понимал,

но теперь знаю что этих людей доверять научил Сам Бог.

Я остался в церкви, я в первый же день покаялся за все зло ко-

торое творил. Так началась моя новая жизнь. Мне нравилось, да и сей-

час нравится, что Бог не требует от нас ничего, кроме любви. Когда

И.Х. умер за людей и воскрес, Он заплатил за их грехи. И Он, так на-

писано в Библии, не вменяет этих грехов больше, т.е. Он их забыл и

не вспомнит во век. Он не требует отрабатывать, оплачивать, Он любит

просто так; это потому что Он любит. Он и есть любовь и это тоже на-

писано в Библии.Библия это письмо от Бога ко всем людям. Это инстру-

кция по выживанию Божьего творения называемого человек. Теперь моя

жизнь стала счастливой и я уверен, что я счастлив. Я не шел в цер —

ковь, чтобы бросить пить. Но читая Библию я увидел, что Богу это не

понравится, Он плачет, Он переживает со мной, когда я пьяный и хожу

по лезвию бритвы». Когда я это понял, то я просто не стал пить, т.к.

это не любит Бог, а я люблю Бога. Тот кто любит, сделает все для

своего любимого. Я не пью теперь не потому что кто — то меня застав-

ляет не пить. Но я не пью потому что я люблю Бога, а Ему это не нра-

виться. Он простил мне грехи, Он их не помнит, Он избавил от рабства

дьявола, которое называется алкоголизм и самое главное, что в замен

Он просит лишь любви, любви не только на словах, но и в делах,теперь

мне вовсе не хочется пить. Бог убрал это желание полностью. Я свобо-

источник

ЗАВИСИМОСТЬ: СЕМЕЙНАЯ БОЛЕЗНЬ

Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания) и созависимости. Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного. Трезво живущие родственники таких больных эмоционально вовлечены в эту болезнь. Родственники не только сами страдают, но и строят такие взаимоотношения в семье, которые препятствуют выздоровлению больного. Созависимостью страдают жены, матери, братья, сестры, взрослые дети и даже внуки больного алкоголизмом или наркоманией. Сами больные также характеризуются признаками созависимости до развития болезни либо после наступления трезвости. Созависимые родители не могут успешно выполнять свои родительские функции, страдают дети. Происходит повторение нежелательных событий в семье. Взрослые дети составляют группу высокого риска множественных проблем: развития зависимости, психосоматических заболеваний, тревожно-депрессивных состояний, часто они вступают в трудный брак. Описаны закономерности жизни таких семей (дисфункциональная семья). Созависимость излечима. Впервые в России предложена программа преодоления созависимости. Исцеление приводит к более гармоничным взаимоотношениям в семье, служит профилактикой возникновения зависимости у детей. Книга написана языком, доступным для родственников и друзей больных. В то же время книга может быть руководством для психологов, психотерапевтов, наркологов, психиатров, социальных работников в работе с больными и их семьями.

«Жизнь с алкоголиком – как война. Передвижение по обстреливаемой местности. Пробежишь несколько метров – упадешь. И никогда не знаешь, что будет завтра. И даже сегодня вечером

. Так что жены алкоголиков – это отдельная социальная прослойка, их можно объединить в особую группу или вид».

В. Токарева. Рассказ «Пять фигур на пьедестале»

Аннотация для читателей

Кто-нибудь из ваших родственников болен алкоголизмом, наркоманией? Возможно, вы являетесь внучкой уже умершего дедушки, который страдал этим недугом? Вы сами или ваша подруга замужем за алкоголиком или наркоманом? Может быть, ваш любимый пьет? Вы не можете быть в близких отношениях с больным алкоголизмом и оставаться эмоционально не вовлеченной в эту проблему, не так ли?

Книга может помочь вам выздороветь от созависимости (состояние, которое неизбежно развивается у тех, кто живет рядом с больным), улучшить качество своей жизни и жизни всей семьи, способствовать выздоровлению больного. Преодоление созависимости – лучшая профилактика различных проблем у детей.

Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других профессионалов, помогающих людям. Абсолютно необходимая книга для жен больных алкоголизмом мужей.

Часть 1. ЗАВИСИМОСТЬ

Алкоголизм – болезнь семейная

Зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) – семейная болезнь. Во-первых, она может встречаться у нескольких членов одной и той же семьи, передаваться из поколения в поколение (к примеру, поражать одновременно отца и сына, нескольких братьев и сестер, прослеживаться у более дальних родственников). Конечно, подобное не является неизбежным, поэтому в каждой такой семье наряду с больными есть и здоровые в этом отношении лица (Москаленко В.Д., Шевцов А.В., 2000).

Во-вторых, даже если в семье только один алкоголик, то все остальные ее члены страдают психологически. Просто невозможно жить рядом с алкоголиком и не быть вовлеченным в его болезнь эмоционально. Психическое состояние родственников больных зависимостью обозначают термином созависимость.

Родственники больных страдают не меньше, а порой даже больше (поскольку они не пьют и переносят свою боль без алкогольного наркоза), чем сами больные. Для больных есть сеть наркологических диспансеров и больниц, частные лечебные учреждения тоже ими занимаются. А куда может обратиться родственник больного за помощью, например, жена алкоголика? Только в некоторых лечебных учреждениях есть специалисты, уделяющие внимание родственникам. Часто лечебные учреждения ограничиваются лишь краткой консультацией родственника.

Я считаю, что родственники имеют право на специальную помощь. В этой книге я предлагаю подобную программу помощи. Настоящая книга посвящена детальному описанию проявлений созависимости, а также ее преодолению, т.е. выздоровлению от созависимости.

Сколько в России семей, страдающих от алкоголизма или наркомании своего близкого родственника? Точных научных данных по этому вопросу нет. Перепись населения с учетом такого признака, как зависимость от психоактивных веществ члена семьи, не проводилась. Но мы можем составить представление о размерах обсуждаемого явления по косвенным признакам.

Сколько в России больных алкоголизмом? Не меньше, чем в других развитых странах. А сколько их в других странах? Сообщали, что 10 % мужчин и 3 % женщин старше 15 лет страдают алкоголизмом. Я думаю, что это осторожные цифры. На лекции по алкоголизму, которую я слушала, будучи на стажировке в США, я слышала, что 15 % населения США в целом (без разделения по полу) больны алкоголизмом.

В научной литературе о распространенности алкоголизма в России мне встречались такие данные: от 7 до 11 % взрослого населения больны алкоголизмом (Миневич В.Б., 1990).

Другие, ненаучные источники указывают, что 20-40 % населения страдает алкоголизмом (из телевизионной передачи «Здоровье»).

Главное, с чем, я думаю, читатель спорить не будет, это то, что алкоголизма много и частота его с годами не уменьшается, а растет. Что касается наркомании, то она очень быстро растет. Семьи страдают как при алкоголизме, так и при наркомании. В моей практике различия состоят лишь в том, что при алкоголизме одного из членов семьи к врачу приходят жены, взрослые дети, а при наркомании члена семьи – в основном родители, реже – жены. У наркоманов России еще не народилось много детей.

Я спрашивала у учителей, известно ли им, у скольких учеников класса кто-либо из родителей болен алкоголизмом. Учителя говорили, что им известны такие семьи. И называли цифру 5-6 учеников из 30 человек в классе. Мы можем сделать вывод, что каждая 5-6-я семья страдает от алкоголизма одного из родителей. Это по меньшей мере. Алкоголизм – болезнь, которую люди склонны скрывать.

Читайте также:  Медикаментозные методы и способы лечения от алкоголизма

О подобной частоте семей, пораженных алкоголизмом родственника, пишет и американский автор Д. Гудвин (Goodwin D.,W., 1988). Каждая 6-я семья, состоящая из родителей и детей, в США страдает от алкоголизма одного из своих членов. Если же учитывать более обширные семьи, состоящие из трех поколений, то кто-либо болен алкоголизмом в каждой 3-й такой семье. В России не может быть меньше таких семей.

источник

Таким образом, вывод может быть один — при планировании беременности следует категорически отказаться от употребления алкоголя.

Многие скажут, что они знают тех, кто выпивал во время беременности, и в то же время родил полноценного ребенка. Все возможно. Но нужен ли вам этот риск? Ведь единой безопасной для всех дозы не существует. Вредность алкоголя для плода зависит от многих факторов: особенностей женского организма по переработке спирта и реакции на алкоголь, состояния органов женщины на момент беременности, генотипа плода, срока беременности и многих других моментов.

Список использованной литературы

1. Алкоголизм — семейная болезнь. — М.: Издательство «Опора», 1999

2. Как вырастить здорового ребенка. /Под ред. В.П. Алферова. — Л.: Медицина, 1991

3. Клиника интеллектуальных нарушений. /Составитель: Л.К. Бусловская. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002

4. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.: Медицина, 1992

6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Владос, 2001

7. Наши дети. Составители: к.п.н. И.В. Гребенников, к.м.н. Ю.Ф. Змановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

8. Слотник Р. Тератогенные факторы и основные пороки развития. — М.: Добрая книга, 2001

9. Шихирев П.Н. Жизнь без алкоголя? Социально — психологические проблемы пьянства и алкоголизма. — М.: Звезда, 1988

3.5.РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫЗДОРАВЛИВАЮЩИМ БОЛЬНЫМ АЛКОГОЛИЗМОМ
(Многие выздоравливающие в начальный период трезвости жизни упор-

но считают себя исключением из правил; поэтому члены семьи и другие

связанные с ними люди должны позаботиться о том, чтобы не подкреплять

Следущие рекомендации предупреждают о главных потенциальных опас-

ностях, с которыми могут столкнуться выздоравливающие больные алкого-

лизмом.
1.Избегать прежних мест (и друзей) где пьют.
2.Продолжать посещать собрания анонимных алкоголиков.
3.Помнить, что это не просто.
4.Не принимать лекарств, влияющих на настроение .
5.Научиться справляться с отрицательными эмоциями.
6.Если снова появится желание выпить, не считать это поражением, а во-

зобновить посещение собраний, поговорить с поправившимися больными ал-

коголизмом, духовным наставником.
7.Избегать состояний, которые могут привести к рецидиву.( Нельзя быть

голодным, злым, одиноким, усталым).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе предложена разработка духовной программы реабили-

тации больных алкоголизмом. Программа была подготовлена благодаря

изучению многолетнего опыта работы с больными алкоголизмом разных

специалистов: медиков, психологов и духовных служителей, а также

консультантов организации «Анонимных алкоголиков».

В исследовательской части работы были использованы социологичес-

кие методы: наблюдение, анализ документов и фокусированное интервью,

для того, чтобы изучить влияние духовного развития на восстановление

личности. Данные исследования показали, что через духовное воздействие

происходит освобождение от зависимости, а также восстанавливаются все

сферы человеческой личности. Что подтверждает гипотезу. Эти результаты

помогли в создании духовной программы.

В программе учтены трудности при работе с зависимыми и те пробелы

нашей действительности, которые усугубляют положение больного

алкоголизмом. Этот момент заключается в том, что необходимо активное

воздействие на разрушение ошибочных стереотипов взаимоотношений в

семье с больным алкоголизмом.

При этой работе необходима соответствующая подготовка и группа

людей, которые готовы оказать помощь при противостоянии зависимому. Ка-

ждый шаг в этом этапе д.б. четко соблюден для получения максимального

результата. И вообще, в работе с больными алкоголизмом необходима инфо-

рмированность об этой опасной болезни.

При изучении материала прояснилась картина запущенности и песси —

мизма относительно проблемы алкоголизма. Алкогольному пристрастию под

вержены даже дети 5-6 лет, эта болезнь распространилась до масштабов

Чтобы остановить эту ситуацию необходимо мобилизовать все ресур-

сы (и медицинские, и психологические, и духовные и т.д.)

Как показывает опыт, в реабилитации больных алкоголизмом (и нар-

команией) нужен комплексный подход. Помощь в осуществлении этой

программы может оказать церковь, миссия которой на земле » спасать взятых

на смерть.» Во многих странах, где широко распространены церкви (харизма

тические), происходит благоприятное воздействие на общество и в соци —

альном и в экономическом плане; снижается преступность, уменьшается ал-

коголизм и наркомания, поднимается экономика и т.д. Что так необходимо

Напрашивается вывод, что алкоголизм можно победить призвав имя

Таким образом, исследования проведенные в данной работе показали,

использована в социальной работе для преодоления проблемы алкоголизма.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алкоголизм — семейная болезнь. — М. : Издательство » Опора »
1999 .
2. Андерсон Дж.Сердце женьщины / пер. Топаль Е Минск : » Пико-
роп», 1999 .
3. Анонимные Алкоголики — Нью — Йорк : Издательство «Сервис». —
1976.
4. Библейская энциклопедия / пер.Российское библейское общество,
1995.
5. Библия — М.: Издательство Российское Библейское общество 1994.
6. Битти М.Алкоголик в семье или преодоление — М.: Издательство
«Опора», 1999.
7. Батусь Б.С.,Сидоров П.И.Психология,клиника и профилактика ран-
него алкоголизма МГУ, 1984.
8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.
9. Вера и жизь // Христианский журнал. — 1998.
10. Галинг — Штиляр А., Бест Э., Домберг Г. Наркотики — пособие
для учитилей. — Франкфурт — на — Майне.:Издательство «Профилактика»
1993.
11. Геллей Г.Библейский справочник. — СПб.: «Библия для всех»,
1983.
12. Государственный доклад о состоянии здоровья населения УР в
1998 году — Ижевск » Вектор «, 1999.
13. Гримак Л. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат,
1989.
14. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. —
Свердловск.: Издательство Урал ун-та, 1988 68 с.
15. Гузиков Б.М., Мироян А.А. Алкоголизм у женьщин.//.,1988.
16. Двенадцать шагов и двенадцать традиций (АА). — М.: Из — во
«Белпринт» 1993.
17. Дело веры // Христианская газета. — 1997 — 2000.
18. Дьянук Н.В. Психотехника. — М.: «КСП», 1997. 369 с.
19. Евангилие за колючей проволокой // Христианский журнал для
заключенных — 1999. — N 5
20. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула»,
Ростов — на — Дону. «Феникс», 1997 — 224 с.
21. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб. И.К » Комплект»,
1997 — 187 с.
22. Колесов Д.Б. Предупреждение вредных привычек у школьников. —
М., 1984.
23. Коупленд Г.Воля Божия на твое исключение.: Издательство лен-
нета Коупленда Форт Уорт, 1991.
24. Ледяев А. Бумеранг. — Рига. 1991.
25. Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка при-
водит к болезни. М. 1986.
26. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм : социально психологичес-
кие проблемы пьянства и алкоголизма М., 1983.
27. Легальные не легальные наркотики / россицско — германское
пособие/ пер. Лобанова Л.Н. — СПб., 1995.
28. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства / пер. Кенжеев Б. —
М.: СП » Соваминко «, 1992. — 320 с.: ил.
29. Макдауэл Дж. Лучший подарок — это жизнь / пер. Кенжеев Б. —
М.: СП » Соваминко «, 1993.
30. Москаленко В.Д. Выйти замуж за алкоголика // Крестьянка. —
1997. — N 12.
31. Перетти Ф. Тьма века сего / пер. Жердеевой Н.С.СП.:» Библей-
ский взгляд «, 1999 — 480 с.
32. Плетт Л. Пробуждение начинается с меня. — Киев 1983.
33. Пособие для организаторов христианских групп поддержки «Опо-
ра». — М.: Издательство «Вера Медика», 2000.
34. Психологический словарь / Зинченко В.Л., Мещерякова Б.Г. —
М.:Педогогика — Пресс, 1997 — 440 с.-ил.
35. Рабочая книга социолога / Осипов Г.В. Издательство «Наука»,
1983.
36. Социальная работа / Курбатова В.И. — Ростов — на — Дону:
«Деникс», 1999 — 576 с.
37. Спикард А.: Барбара Томсон Страсть к спиртному / пер. Баку-
лова А.Д. — М.: Белпринт 1993.
38. Уэбб Т. » Дерево обновленной жизни «: Издательство АА
39. Хейгинн К. Основы духовного роста М. Изд-во » Библейский
взгляд», 1995.
40. Хинн Б. Это твой день для чуда / пер. Соколова И.Ю. — СПб.:
«Кайрос » 1998 — 176 с.
41. Харизма. Новости // Общероссийская газета ассоциации христиан
веры евангельской. — 1999. — ноябрь — декабрь.
42. Шихирев П.Н. Жизть без алкоголя ? Социально — психологические
проблемы пьянства и алкоголизма. — М.: 1988.
43. Элвис Э. Могучий воин / пер. Кулешов Л. — Минск.: » Пикороп»
1997.
44. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗАХ — г — е. изу — е — М. — 1997
240 с.

Приложение 2
СУЖДЕНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО
Алексей 28 лет. Имел зависимость от алкоголя, табака. Употре —
блять спиртное начал в 16 лет; делать это начал т.к. делали друзья.
Первый опыт показал мне, что этим я достигаю свободы в общени-
и особенно с девушками. Вином я привык гасить свой комплекс неполно-
ценности. Уже через некоторое время я стал в центре нашей компании и
думал, что все это благодаря вину или водке. Совсем не догадывался,
что способности не в спиртном, а во мне.
В среде молодежи витает высокий стереотип современного молодо-
го человека, навеянный модой и т.п. И если человек не подходит под
этот стандарт, то ему приходится как-то самоутвердиться. Часто выход
для молодых это алкогольи наркотики, потому что другого не предлага-
ется. Умение общаться и вести себя в простом обществе редко где пре-
подаются. Поэтому молодежь устанавливает свои законы.
Сначала я стал обыкновенным выпивающим как и все. Пополнил ря-
ды алкоголиков,которые считают что они умеют пить. Это продолжалось
около 7 лет. Я считал что имею счастливую жизнь и ничто мне не угро-
жает. Единственное что меня тревожило это то, что я все больше курил
и мне этого все больше не хватало. Даже лечился от этого на курсах
по методу Шичко. Хватило на год, т.е. это время я не курил. Меня
удивляло, что я очень легко бросал курить и потом спустя год также
легко начинал, как-будто и не бросал курить. Кстати пить бросать я
не собирался, мне это нравилось. Попробовал бросить когда проходил
лечение во второй раз от курения, так за одним. Где-то пол года не
пил.Но после первой серьезной ссоры с девушкой сразу запил и закурил.
Ведь все это я делал ради нее, но оказалось что это все временное.
Случилось далее то, что я точно никогда не ожидал. Я остался
без семьи, денег, друзей, в чужом городе далеко, совсем в другом ми-
ре. Жизнь людей на земле очень непостоянна. Это были для меня очень
тяжелые 3 года. За эти годы я стал настоящим алкоголиком. Началось
все с бутылки пива на ночь, для спокойного сна (мучало одиночество)
и закончилось тем что я в течение дня имел дозу бутылку водки, если
я не выпивал, то чувствовал себя нехорошо. Раньше об этом знал толь-
ко я: что это мне хочется и нравится, но теперь это выплеснулось на-
ружу. Это стали замечать мои друзья и знакомые, которые у меня поя-
вились. Они перестали мне доверять. Жизнь катилась кубарем вниз.
Когда я пришел в церковь, моей целью не было бросить пить или
курить. Япросто думал, что мне это не повредит: быть в церкви.
В церкви я впервые за свою жизнь может быть короткую но жес —
ткую жизнь почувствовал неподдельную любовь. Меня это заинтересова-
ло. Мне стало интересно то, что от меня никто ничего не хотел и не
требовал, здесь я вспомнил что я человек, а не просто работающий на
на себя эгоист. Здесь люди доверяли мне, я это видел в их глазах.
Мне уже давно никто не доверял. Я видел, что эти люди не боятся, что
я их обману, они видели во мне человека. Сначала я этого не понимал,
но теперь знаю что этих людей доверять научил Сам Бог.
Я остался в церкви, я в первый же день покаялся за все зло ко-
торое творил. Так началась моя новая жизнь. Мне нравилось, да и сей-
час нравится, что Бог не требует от нас ничего, кроме любви. Когда
И.Х. умер за людей и воскрес, Он заплатил за их грехи. И Он, так на-
писано в Библии, не вменяет этих грехов больше, т.е. Он их забыл и
не вспомнит во век. Он не требует отрабатывать, оплачивать, Он любит
просто так; это потому что Он любит. Он и есть любовь и это тоже на-
писано в Библии.Библия это письмо от Бога ко всем людям. Это инстру-
кция по выживанию Божьего творения называемого человек. Теперь моя
жизнь стала счастливой и я уверен, что я счастлив. Я не шел в цер —
ковь, чтобы бросить пить. Но читая Библию я увидел, что Богу это не
понравится, Он плачет, Он переживает со мной, когда я пьяный и хожу
по лезвию бритвы». Когда я это понял, то я просто не стал пить, т.к.
это не любит Бог, а я люблю Бога. Тот кто любит, сделает все для
своего любимого. Я не пью теперь не потому что кто — то меня застав-
ляет не пить. Но я не пью потому что я люблю Бога, а Ему это не нра-
виться. Он простил мне грехи, Он их не помнит, Он избавил от рабства
дьявола, которое называется алкоголизм и самое главное, что в замен
Он просит лишь любви, любви не только на словах, но и в делах,теперь
мне вовсе не хочется пить. Бог убрал это желание полностью. Я свобо-

Другие последствия употребления алкоголя во время беременности включают самопроизвольные аборты во II триместре беременности, внутриутробную гипоксию и низкую оценку новорожденного по шкале Апгар.

Приему алкоголя часто сопутствуют курение и употребление наркотиков. Это оказывает дополнительное неблагоприятное влияние на плод, повышая риск внутриутробной задержки развития.

Кроме того, могут возникать нарушения внутриутробного развития плода – эмбриопатии.

В последнее время изучена клиническая картина олигофрении алкогольно-эмбриопатического генеза, сочетающаяся с нарушениями речи, показано влияние хронического алкоголизма на возникновение различных дефектов речи. Описан алкогольный эмбриопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития, черепно-лицевые уродства.

При алкогольном эмбриопатическом синдроме отмечены нерезко выраженные нарушения слуха, что неблагоприятно влияет на развитие речи ребенка.

При алкоголизме родителей отмечается более высокая частота смерти плода во внутриутробном и перинатальном периодах, недоношенность, внутриутробная и интранатальная асфиксия, а также более высокая заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Читайте также:  Кодирование от алкоголизма и сахарный диабет

В дошкольном и школьном периоде эти дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлениями общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении.

Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития (сочетание алкоголизма и курения с токсикозами беременности, с различными хроническими и острыми вирусными заболеваниями матери и т.д.).

Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией – ММД). Для них характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

В настоящее время при легкой мозговой недостаточности выделяют особый вид психического дизонтогенеза, в основе которого лежит превосходящая возрастная незрелость отдельных высших корковых функций. Она вызывает своеобразное отставание в развитии речи и неравномерность психического развития, определяющие специфические трудности обучения этих детей.

При минимальной мозговой дисфункции происходит задержка темпа развития функциональных систем мозга, требующих для своего осуществления интегративной деятельности: речь, поведение, внимание, память, пространственно-временные представления и другие высшие психические функции.

К этому следует добавить, что АСП дает о себе знать в течение всей жизни. Даже если нет умственной отсталости, подросткам и взрослым с таким диагнозом присущи психологические и поведенческие трудности. Часто они практически не могут жить без посторонней помощи.

Таким образом, вывод может быть один – при планировании беременности следует категорически отказаться от употребления алкоголя.

Многие скажут, что они знают тех, кто выпивал во время беременности, и в то же время родил полноценного ребенка. Все возможно. Но нужен ли вам этот риск? Ведь единой безопасной для всех дозы не существует. Вредность алкоголя для плода зависит от многих факторов: особенностей женского организма по переработке спирта и реакции на алкоголь, состояния органов женщины на момент беременности, генотипа плода, срока беременности и многих других моментов.

1. Алкоголизм – семейная болезнь. – М.: Издательство «Опора», 1999

2. Как вырастить здорового ребенка. /Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991

3. Клиника интеллектуальных нарушений. /Составитель: Л.К. Бусловская. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002

4. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Медицина, 1992

6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Владос, 2001

7. Наши дети. Составители: к.п.н. И.В. Гребенников, к.м.н. Ю.Ф. Змановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

8. Слотник Р. Тератогенные факторы и основные пороки развития. – М.: Добрая книга, 2001

9. Шихирев П.Н. Жизнь без алкоголя? Социально – психологические проблемы пьянства и алкоголизма. – М.: Звезда, 1988

[1] Фетальный (от лат. fetus — зародыш) — то же, что эмбриональный

источник

Статья предназначена для психологов и психотерапевтов, работающих с проблемой алкогольной зависимости и созависимости. В статье описываются диагностические признаки, причины формирования зависимой структуры личности, особенности терапевтических отношений и работы с такого рода клиентами.

Ключевые слова: зависимая структура личности, алкогольная зависимость, алкоголизм, созависимость, диагностика, психотерапия.

  • Малейчук Г.И. Психотерапия клиентов с зависимой структурой личности // Ж. «Психотерапия» — 2013. — №4 — С.48-52
  • Москаленко В.Д. Зависимость и созависимость в семьях больных алкоголизмом // Вопросы наркологии. — 1995. — №2. — С. 76—79.
  • Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. Сообщение 1 // Ж. «Психотерапия» — 2014г. — №1 — С.32-37
  • Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. Что происходит с вашим мужем? //Ж. «Психотерапия» — 2014 -№2 — С.10-19
  • Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. Страх, тревога, затянувшееся отчаяние // Ж. «Психотерапия» — 2014г — №5 — С.23-31
  • Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании. Пособие для врачей, психологов и родственников больных. М.: «Анахарсис», 2002, С.112
  • Олифирович Н.И., Малейчук Г.И. Анализ сказочных историй. Зависимый ребенок: жизнь в слиянии // Ж. «Психотерапия» — 2014г — №5 — С. 32-45

    -Доктор, моя жена страдает от алкоголизма;

    Данный эпиграф отражает проблему алкогольной зависимости, которая касается всех членов семьи, а не одного употребляющего. По последним данным Роспотребнадзора 5 000 000 человек, или 3,4% взрослого населения России больны алкоголизмом.[8] Однако, на учете стоит всего 1,7% больных. И это только официальные показатели. Данные, опубликованные в отчете НИИ Росстата по итогам 2011 года, свидетельствуют, что фактически в стране насчитывается 12 000 000 граждан, злоупотребляющим алкоголем, а это, в свою очередь, еще 12% населения России.[9] Важно осознавать, что потребление алкоголя населением с годами не уменьшается, а возрастает, перерастая чаще в алкогольную зависимость. Однако, реальность такова, что в фокус профессиональной деятельности психолога / психотерапевта чаще попадают созависимые клиенты — родственники зависимого. Их запросы звучат следующим образом: «Как его (её) вылечить от алкоголизма?».

    Зависимость от алкоголя – семейная болезнь. Главным, центральным признаком алкоголизма является болезненное всепоглощающее пристрастие к алкоголю. В народе это называется тягой, в медицине – влечением. Есть три основных позиции, при которых нарколог ставит человеку диагноз «алкоголизм»:

    -Неподконтрольная воле тяга к спиртному;

    -Отрицание того, что это превратилось в серьезную жизненную проблему;

    -Типичная для алкоголизма нездоровая атмосфера в семье.[3]

    Алкоголизм может передаваться из поколения в поколение и охватывать всю семью в целом. Семьи больных алкоголизмом страдают во многих отношениях. Главные их проблемы – психологические. Однако с ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья, поскольку стресс способствует возникновению болезней. Алкоголизм разрушает взаимоотношения в семье. Эта болезнь препятствует выражению любви между супругами, между родителями и детьми. Родители любят своих детей, но они так сильно заняты проблемами алкоголизма, что не могут естественно выражать свою любовь к детям. В большинстве семей, в которых проживают больные с алкогольной зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (со — приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).

    Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного. Трезво живущие родственники таких больных эмоционально вовлечены в эту болезнь. Родственники не только сами страдают, но и строят такие взаимоотношения в семье, которые препятствуют выздоровлению больного. Созависимостью страдают жены, матери, братья, сестры, взрослые дети и даже внуки больного алкоголизмом или наркоманией. Родственники больных страдают не меньше, а порой даже больше (поскольку они не пьют и переносят свою боль без алкогольного наркоза), чем сами больные.

    Созависимый человек — это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. Созависимость в известном смысле — это отказ от себя.

    Обращаясь к проблеме алкогольной зависимости и, как следствие – созависимости близких членов семьи, следует отметить, что диагноз алкоголизма установить не так легко, как может показаться. Нетрудно распознать алкоголизм, когда пациент под забором валяется, причем регулярно. Но, любая болезнь (в том числе и алкоголизм) может протекать и тяжело, и не столь тяжело, а какое-то время оставаться скрытой, нераспознанной. А иногда речь идет только о предрасположенности к алкоголизму.

    Реализуется предрасположенность в явную болезнь или так и останется нереализованной – можно понять, воспользовавшись диагностическим ориентировочным опросником «Восемь признаков болезненного потребления алкоголя» по Р. Хейлману [6] :

    1. Постоянные мысли об алкоголе. Больной человек часто думает о выпивке в то время, когда его должны занимать другие стороны жизни. Можно задать следующие вопросы:

    • Ожидаете ли вы с нетерпением конца рабочего дня, чтобы выпить и расслабиться?
    • Ловите ли вы себя на том, что ждете конца недели, когда можно немножко гульнуть?

    2. Повышение выносливости к алкоголю. Этот симптом алкоголизма называется рост толерантности к алкоголю.

    Выяснению этого симптома могут помочь следующие вопросы:

    •Изменилась ли ваша личная доза алкоголя, от которой вы пьянеете?

    •Не находите ли вы, что можете пить больше других и при этом не пьянеть?

    •Гордитесь ли вы тем, что можете выпить больше других?

    3. Быстрое поглощение алкоголя. Можно спросить:

    • Выпиваете ли вы свой стакан залпом или цедите понемногу?

    • Не случалось ли вам, идя в гости, принять дома некоторую дозу алкоголя, чтобы «стартовать» раньше?

    4. Употребление алкоголя в одиночку. Для больного алкоголизмом важнее сама выпивка, чем общение за столом. Уместны вопросы следующего рода:

    • Выпиваете ли вы иногда дома в одиночку или за столом, когда никто другой не пьет?

    5. Употребление алкоголя в качестве универсального лекарства.

    Вопросы:
    • Выпиваете ли вы для успокоения нервов, для снятия стресса?

    • Возникает ли мысль о выпивке, когда вы сталкиваетесь с неприятностями, с физическим недомоганием?

    6. Покупка алкоголя про запас. Можно задать вопрос:

    • Чувствуете ли вы себя спокойнее, если у вас припасена бутылка дома (в гараже, в сейфе, на работе, в туалете)?

    Вопросы:
    • Случается ли вам пойти куда-то выпивать, когда первоначально вы намеревались сразу отправиться домой?

    • Выпиваете ли вы больше того количества, которое намеревались выпить вначале?

    8. Выпадение из памяти момента окончания выпивки.

    Вопросы:
    • Были ли у вас случаи, когда вы утром не могли вспомнить, как закончилась вчерашняя выпивка?

    • Всегда ли вы помните после выпивки, где вы пили, с кем и что с вами там происходило?
    Как итожить полученную информацию по приведенным 8 пунктам? Если выясняется, что у человека имеется 4 или больше из вышеперечисленных признаков, то весьма вероятно, что он болен алкоголизмом. Окончательное суждение – за врачом-наркологом.

    Еще один важный признак алкоголизма – опохмеление, которое подразумевает принятие новой дозы алкоголя, чтобы снизить интенсивность симптомов отягощенного алкоголем физического и психического состояния (абстинентный синдром). Важно учитывать то, что опохмеление может быть отставленным на какое-то время, например, на время после работы. И, даже если человек идет на работу трезвым не означает, что он не опохмеляется.

    Далее рассмотрим основные характеристики человека с алкогольной зависимостью.

    Эмоциональная незрелость: Взрослые мужчины, женщины в своем поведении демонстрируют нетипичные для их возраста детские черты – обидчивость, импульсивность, безответственность. В норме люди эмоционально взрослеют, переживая неприятности, боль. Больные зависимостями избегают этого (благо рядом всегда есть люди, готовые взять на себя решение их проблем). Так больные остаются эмоционально незрелыми.

    Низкая толерантность к фрустрации: ежедневные неудобства невыносимы для алкоголика. Он либо взрывается гневом, либо прибегает к выпивке. Не дает себе право на ошибку.

    Неумение выражать свои чувства: лишь в состоянии алкогольного опьянения он выражает давно подавленные эмоции. Однако, «выпуская пар» на окружающих, больше всего испытывает гнев к себе самому.

    Идеи величия: в нетрезвом состоянии алкоголик самовлюблен; хвастается, переоценивает свои возможности, пытаясь таким образом заслужить уважение окружающих, так как самооценка его «хромает».

    Чувство вины: одно из основополагающих чувств алкоголика. После запоев чувство вины усиливается и он обещает бросить пить. Но чувство вины болезненно, поэтому снова пьет и чувствует себя еще более виноватым.

    Отрицание: отрицает свои алкогольные проблемы, отрицает тяжкие последствия своей выпивки. Отрицанием продиктованы слова многих больных, когда они говорят: «А я не алкоголик. Захочу и брошу». Он не врет. Он так искренне заблуждается.[4]

    Алкоголизм одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения, вследствие чего у близких больного могут развиваться следующие признаки созависимой личности:

    Страх и тревога: когда человек находится в состоянии созависимости – он боится всего. Страх потерпеть неудачу, страх, что другие о нем думают. Основная составляющая этих страхов – отсутствие стабильности внутри семьи.

    Стыд, вина: созависимые стыдятся как собственного поведения, так и поведения близких. Стыд и вина – это мощные негативные чувства. Они циркулируют в неблагополучных семьях и могут служить визитной карточкой алкогольной семьи. При помощи навязывания этих чувств, кто-то в семье или в обществе пытается держать другого под контролем, управлять, манипулировать, властвовать.

    Гнев: созависимые чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же.

    Затянувшееся отчаяние: алкоголизм – такая болезнь, при которой люди не склонны просить помощи. Алкогольная семья – закрытая система, замкнутый круг, в котором бьется отчаяние.

    Навязчивые мысли: это постоянные мысли об употреблении алкоголя близким человеком, о последствиях употребления, которые мешают больному осознать проблему, блокируют осознание себя и других.

    Склонность к резким суждениям: стремление быть правым, оказаться на высоте, потребность управлять другими, манипулировать своими близкими. Однако, созависимому важно осознать, что он не может справиться с чужим алкоголизмом, а лишь помочь своим поведением тому, что больной сам будет двигаться в сторону выздоровления.

    Отрицание: помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Именно отрицание мешает мотивировать их на преодоление собственных проблем, усугубляет зависимость у близкого.

    Границы личности: в алкогольной семье никто не знает своих границ. Каждый воспринимает проблемы больного как свои собственные. Жизнь всей семьи вертится вокруг больного.

    Поражение духовной сферы: если у больного по мере развития заболевания ценности вытесняются отношениями с химическим веществом, то у созависимых они вытесняются патологически измененными взаимоотношениями с больным членом семьи.[5]

    Семьи с зависимостью одного из супругов часто разводятся уже по прошествии длительного срока болезни. Развод в таком случае становится причиной дальнейшего усугубления зависимости. В случаях сохранения брака семья становится дисфункциональной. Такие семьи еще называют фасадными. Снаружи все нормально, а внутри кошмар. Ад кромешный становится привычной ситуацией.[4] Одним из вариантов проявления дисфункциональности в семьях больных с зависимостью является доминантно-подчиненный тип взаимодействия. Доминирующее положение супруга исполнено следующего смысла: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, надежнее, я более справедлив(а), могу контролировать себя, мне мало что угрожает». Также, члены диады склонны меняться ролями, этот тип отношений называют феномен перевертыша. Когда один из супругов в хорошем настроении, другой чем-то недоволен. Когда один желает близости, другой держит дистанцию. Супруги не способны наладить гармоничные отношения и в то же время не могут расстаться.

    О феноменах ассортативности и антиципации:

    Ассортативность браков — это не случайный выбор супруга, а выбор по наличию определенных признаков (себе подобных). Как правило, подобный выбор делается неосознанно.

    Феномен антиципации в наркологии проявляется преимущественно в том, что представители младшего поколения болеют тяжелее, чем представители старшего.
    Данные феномены подтверждают тот факт, что семейный алкоголизм – реальность; болезнь, которая может передаваться из поколения в поколение и отягощаться у младших представителей рода.

    Однако, чтобы прекратить этот порочный (нарастающий) круг, важно осознавать, что жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет выздоравливать от созависимости. Исцеление приводит к более гармоничным взаимоотношениям в семье, служит профилактикой возникновения зависимости у детей.

    Читайте также:  Классный час для 7 класса по профилактики наркомании и алкоголизма

    Переходя к основной части данной работы – психотерапии с клиентами, важно обозначить, что и зависимость и созависимость это разные формы проявления зависимой структуры личности. Общим для них является ряд различных личностных свойств: психический инфантилизм, патологическая привязанность к объекту зависимости с той лишь разницей, что в случае зависимости таким объектом будет вещество, а в случае созависимости – другой человек.

    В ситуации, когда клиентом является зависимый: терапевт работает не с клиентом, а с системным феноменом, клиент – это симптом дисфункциональной системы. Поэтому, работать с клиентом как с симптомом в индивидуальной терапии оказывается невозможно. В этом случае лучшее, что может сделать терапевт, — попытаться привлечь на терапию созависимого.

    В работе с созависимым: наоборот, важно не включаться в системные отношения, а поддерживать автономию клиента. Общая стратегия работы как с зависимым, так и созависимым – ориентация на их психологическое взросление.[1]

    Традиционным является взгляд на зависимых как на некое социальное зло, а на созависимых как на их жертв. Поведение созависимых, как правило, социально одобряется и принимается. Однако, с психологической точки зрения вклады созависимого в такие патологические отношения ничуть не меньше зависимого.

    Причиной формирования как зависимой, так и созависимой структуры личности является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве (2-3 года) – стадии установления психологической автономии, необходимой для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Ощущение своего Я позволяет заявлять о себе, полагаться на свою внутреннюю силу, брать ответственность за свое поведение. Такие люди способны быть в близких отношениях, не теряя при этом себя. Известно, что для успешного развития психологической автономии ребенка необходимо, чтобы психологической автономией обладали оба его родителя.

    Принципам психологической работы с клиентом противоречит то, что запрос на психотерапию делает созависимый, в то время как клиентом является зависимый. Прогностически более перспективный вариант для терапии — когда созависимый сам обращается за терапией.

    Для психолога/терапевта важно осознавать то, что он может быть втянут в системные отношения. Это «уменьшает» его профессиональную позицию и терапевт становится профессионально неэффективным, так как нельзя изменить систему, находясь в самой системе. Одной из форм втягивания терапевта является треугольник Карпмана [6] (жертва-спасатель-преследователь), который является необходимым атрибутом жизни зависимых-созависимых, где психологу/терапевту на первых порах отводится роль спасателя, но в дальнейшем он может быть включен и в другие роли – преследователя и даже жертвы.

    Анализируя терапевтические отношения в работе с описываемыми клиентами, необходимо отметить, что они достаточно неустойчивы по причине сопротивлений в работе со стороны как клиента (зависимого-созависимого), так и терапевта, так как терапия – это «разрыв» патологической связи зависимого с созависимым, а они ведь так нуждаются друг в друге.

    У психолога/терапевта также могут неосознанно включаться механизмы сопротивления работе. Чувства, которые он испытывает к клиенту, сложно отнести к разряду позитивных: страх, злость, безысходность, отчаяние, так как работа с такими клиентами долгая и медленная, а изменения незначительные неустойчивые. Злость обусловлена тем, что клиент нарушает границы, как свои, так и границы терапии, терапевта.

    Основная цель терапии с клиентами с зависимой структурой личности – создание условий для «психологического рождения и развития собственного «Я», что является основой для его психологической автономии; в формировании функционально эффективной границы Я, которая приводит к ненужности зависимого поведения.

    Для этого необходимо: восстановление личных границ, обретение чувствительности клиента, прежде всего к агрессии, контакт со своими потребностями, желаниями, научение новым моделям свободного поведения. Важным моментом является ориентация в работе не на симптомы зависимого поведения, а на развитие идентичности клиента.

    Психологу/терапевту следует быть безоценочным и принимать разнообразные проявления Я клиента. Это предъявляет особые требования к осознанию и принятию терапевтом отвергаемых аспектов собственного Я, его умению выдерживать проявление различных чувств, эмоций и состояний клиента, прежде всего его агрессии. Проработка деструктивной агрессии делает возможным выход из патогенного симбиоза и отграничение собственной идентичности.

    На следующем этапе – проявление агрессии, негативизма, обесценивания следует приветствовать, так как это дает клиенту реальную возможность проявления «плохой» своей части, при этом сохраняя отношения и не получая отвержения. Такой новый опыт принятия себя значимым Другим, может стать основой принятия самого себя, что послужит условием для построения здоровых отношений с ясными границами.

    Критерием успешной работы является возникновение у клиента собственных желаний, открытие в себе новых качеств своего Я, на которые он сможет опираться, а так же способность оставаться в одиночестве. Одним из маркеров успешности терапии является появление у клиента чувства благодарности.

    Психотерапия клиента с зависимой структурой личности – это долгосрочный проект, потому что это терапия не конкретной проблемы человека, а изменение его картины Мира, Я-концепции. Поэтому, в заключении кратко обозначим психотерапевтические цели при работе с зависимыми и созависимыми клиентами. Каждую цель можно использовать для работы на отдельной терапевтической сессии:

      Проработать переживания психологической боли по причине отвергнутости;Помочь осознать чувство страха по поводу покинутости;Помочь в высвобождении, выражении чувств ярости, отчаяния, обиды;
      помочь личности в осознавании ее собственных потребностей;Признать право на существование чувств и потребностей, отличных от других людей;Развить способность сообщать о своих чувствах и потребностях;Проработать семейную историю, связать страх брошенности и покинутости с ее событиями, осознать сформировавшуюся подверженность психологической травматизации;Помочь распознать типичный цикл спасательства (спасатель-жертва-преследователь) с целью его прерывания через принятие личной ответственности за свои выборы;Помочь развить настоящее чувство любви к объекту привязанности и научиться выражать его здоровым, не созависимым способом;Развить и укрепить способность и навыки заботы о себе;Поддержать развитие собственного «Я», базирующегося на истинных желаниях и потребностях, а не на попытках притворяться хорошим, чтобы любой ценой оставаться в отношениях;Проанализировать и проработать основные защитные стратегии и процессы (отрицание, идентификацию, ретрофлексию и др.), чтобы обеспечить их осознавание и гибкость при использовании в отношениях с другими;Развить умение обращаться за помощью к другим людям;Увеличить степень «укоренения» в реальности с целью более зрелого функционирования;Поддерживать навыки взаимодействия, базирующиеся на отношениях «взрослый – взрослый» и способность формировать зрелые любовные отношения, в отличие от связей, основанных на зависимости и созависимости;Поддержать и развить навыки выражения здоровой агрессии, позволяющей заявлять о своих потребностях и поддерживать границы между собой и другими.

    источник

    — Сосредоточься на сегодняшнем дне

    — Вынь бревно из своего глаза.

    3.4.ПОСЕЩЕНИЕ СЛУЖЕНИЙ (ЦЕРКОВНЫХ)

    Анализируя изученный христианский опыт и полученные результат

    исследования, важность этого процесса неоспорима.

    В церкви верующие люди всегда готовы поделиться духовными силами,

    оказать духовную помощь. Зависимый может получить ответы на все жиз­нен-

    ные вопросы, заполнить духовную пустоту. Если он согласен признать сво-

    им Господом Иисуса Христа, то получает от Него спасение, (что может ос-

    вободить его от физической зависимости мгновенно). Больной алкоголизмом

    может получить освобождение также в любой другой момент служения: при

    слушании Слова Божьего, при поклонении и прославлении Бога Сила Духа

    Святого, которая присутствует при богослужении способна делать чудеса,

    о которых свидетельствуют миллионы людей в наше время.

    Ожидание этого чуда не должно вызвать разочарования, если в

    данный момент этого не произойдет.

    В любом случае восстановление всей личности будет происходить в

    непрерывном и продолжительном процессе.

    А реализация духовной программы должна продолжаться до конца

    Чтобы полнее раскрыть этот этап предлагаем обратиться к теологи —

    ческим основам христианского выздоровления, помещенным во II главе

    3.5.РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫЗДОРАВЛИВАЮЩИМ БОЛЬНЫМ АЛКОГОЛИЗМОМ

    (Многие выздоравливающие в начальный период трезвости жизни упор-

    но считают себя исключением из правил; поэтому члены семьи и другие

    связанные с ними люди должны позаботиться о том, чтобы не подкреплять

    Следущие рекомендации предупреждают о главных потенциальных опас-

    ностях, с которыми могут столкнуться выздоравливающие больные алкого-

    1.Избегать прежних мест (и друзей) где пьют.

    2.Продолжать посещать собрания анонимных алкоголиков.

    3.Помнить, что это не просто.

    4.Не принимать лекарств, влияющих на настроение .

    5.Научиться справляться с отрицательными эмоциями.

    6.Если снова появится желание выпить, не считать это поражением, а во-

    зобновить посещение собраний, поговорить с поправившимися больными ал-

    коголизмом, духовным наставником.

    7.Избегать состояний, которые могут привести к рецидиву.( Нельзя быть

    голодным, злым, одиноким, усталым).

    В данной работе предложена разработка духовной программы реабили-

    тации больных алкоголизмом. Программа была подготовлена благодаря

    изучению многолетнего опыта работы с больными алкоголизмом разных

    специалистов: медиков, психологов и духовных служителей, а также

    консультантов организации «Анонимных алкоголиков».

    В исследовательской части работы были использованы социологичес-

    кие методы: наблюдение, анализ документов и фокусированное интервью,

    для того, чтобы изучить влияние духовного развития на восстановление

    личности. Данные исследования показали, что через духовное воздействие

    происходит освобождение от зависимости, а также восстанавливаются все

    сферы человеческой личности. Что подтверждает гипотезу. Эти результаты

    помогли в создании духовной программы.

    В программе учтены трудности при работе с зависимыми и те пробелы

    нашей действительности, которые усугубляют положение больного

    алкоголизмом. Этот момент заключается в том, что необходимо активное

    воздействие на разрушение ошибочных стереотипов взаимоотношений в

    семье с больным алкоголизмом.

    При этой работе необходима соответствующая подготовка и группа

    людей, которые готовы оказать помощь при противостоянии зависимому. Ка-

    ждый шаг в этом этапе д.б. четко соблюден для получения максимального

    результата. И вообще, в работе с больными алкоголизмом необходима инфо-

    рмированность об этой опасной болезни.

    При изучении материала прояснилась картина запущенности и песси —

    мизма относительно проблемы алкоголизма. Алкогольному пристрастию под

    вержены даже дети 5-6 лет, эта болезнь распространилась до масштабов

    Чтобы остановить эту ситуацию необходимо мобилизовать все ресур-

    сы (и медицинские, и психологические, и духовные и т.д.)

    Как показывает опыт, в реабилитации больных алкоголизмом (и нар-

    команией) нужен комплексный подход. Помощь в осуществлении этой

    программы может оказать церковь, миссия которой на земле » спасать взятых

    на смерть.» Во многих странах, где широко распространены церкви (харизма

    тические), происходит благоприятное воздействие на общество и в соци —

    альном и в экономическом плане; снижается преступность, уменьшается ал-

    коголизм и наркомания, поднимается экономика и т.д. Что так необходимо

    Напрашивается вывод, что алкоголизм можно победить призвав имя

    Таким образом, исследования проведенные в данной работе показали,

    что духовная реабилитация больных алкоголизмом эффективна и может быть

    использована в социальной работе для преодоления проблемы алкоголизма.

    1. Алкоголизм — семейная болезнь. — М. : Издательство » Опора «

    2. Андерсон Дж.Сердце женьщины / пер. Топаль Е Минск : » Пико-

    3. Анонимные Алкоголики — Нью — Йорк : Издательство «Сервис». —

    4. Библейская энциклопедия / пер.Российское библейское общество,

    5. Библия — М.: Издательство Российское Библейское общество 1994.

    6. Битти М.Алкоголик в семье или преодоление — М.: Издательство

    7. Батусь Б.С.,Сидоров П.И.Психология,клиника и профилактика ран-

    него алкоголизма МГУ, 1984.

    8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.

    9. Вера и жизь // Христианский журнал. — 1998.

    10. Галинг — Штиляр А., Бест Э., Домберг Г. Наркотики — пособие

    для учитилей. — Франкфурт — на — Майне.:Издательство «Профилактика»

    11. Геллей Г.Библейский справочник. — СПб.: «Библия для всех»,

    12. Государственный доклад о состоянии здоровья населения УР в

    1998 году — Ижевск » Вектор «, 1999.

    13. Гримак Л. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат,

    14. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. —

    Свердловск.: Издательство Урал ун-та, 1988 68 с.

    15. Гузиков Б.М., Мироян А.А. Алкоголизм у женьщин.//.,1988.

    16. Двенадцать шагов и двенадцать традиций (АА). — М.: Из — во

    17. Дело веры // Христианская газета. — 1997 — 2000.

    18. Дьянук Н.В. Психотехника. — М.: «КСП», 1997. 369 с.

    19. Евангилие за колючей проволокой // Христианский журнал для

    20. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула»,

    Ростов — на — Дону. «Феникс», 1997 — 224 с.

    21. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб. И.К » Комплект»,

    22. Колесов Д.Б. Предупреждение вредных привычек у школьников. —

    23. Коупленд Г.Воля Божия на твое исключение.: Издательство лен-

    нета Коупленда Форт Уорт, 1991.

    24. Ледяев А. Бумеранг. — Рига. 1991.

    25. Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка при-

    26. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм : социально психологичес-

    кие проблемы пьянства и алкоголизма М., 1983.

    27. Легальные не легальные наркотики / россицско — германское

    пособие/ пер. Лобанова Л.Н. — СПб., 1995.

    28. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства / пер. Кенжеев Б. —

    М.: СП » Соваминко «, 1992. — 320 с.: ил.

    29. Макдауэл Дж. Лучший подарок — это жизнь / пер. Кенжеев Б. —

    30. Москаленко В.Д. Выйти замуж за алкоголика // Крестьянка. —

    31. Перетти Ф. Тьма века сего / пер. Жердеевой Н.С.СП.:» Библей-

    32. Плетт Л. Пробуждение начинается с меня. — Киев 1983.

    33. Пособие для организаторов христианских групп поддержки «Опо-

    ра». — М.: Издательство «Вера Медика», 2000.

    34. Психологический словарь / Зинченко В.Л., Мещерякова Б.Г. —

    М.:Педогогика — Пресс, 1997 — 440 с.-ил.

    35. Рабочая книга социолога / Осипов Г.В. Издательство «Наука»,

    36. Социальная работа / Курбатова В.И. — Ростов — на — Дону:

    37. Спикард А.: Барбара Томсон Страсть к спиртному / пер. Баку-

    38. Уэбб Т. » Дерево обновленной жизни «: Издательство АА

    39. Хейгинн К. Основы духовного роста М. Изд-во » Библейский

    40. Хинн Б. Это твой день для чуда / пер. Соколова И.Ю. — СПб.:

    41. Харизма. Новости // Общероссийская газета ассоциации христиан

    веры евангельской. — 1999. — ноябрь — декабрь.

    42. Шихирев П.Н. Жизть без алкоголя ? Социально — психологические

    проблемы пьянства и алкоголизма. — М.: 1988.

    43. Элвис Э. Могучий воин / пер. Кулешов Л. — Минск.: » Пикороп»

    44. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗАХ — г — е. изу — е — М. — 1997

    Алексей 28 лет. Имел зависимость от алкоголя, табака. Употре —

    блять спиртное начал в 16 лет; делать это начал т.к. делали друзья.

    Первый опыт показал мне, что этим я достигаю свободы в общени-

    и особенно с девушками. Вином я привык гасить свой комплекс неполно-

    ценности. Уже через некоторое время я стал в центре нашей компании и

    думал, что все это благодаря вину или водке. Совсем не догадывался,

    что способности не в спиртном, а во мне.

    В среде молодежи витает высокий стереотип современного молодо-

    го человека, навеянный модой и т.п. И если человек не подходит под

    этот стандарт, то ему приходится как-то самоутвердиться. Часто выход

    для молодых это алкогольи наркотики, потому что другого не предлага-

    ется. Умение общаться и вести себя в простом обществе редко где пре-

    подаются. Поэтому молодежь устанавливает свои законы.

    источник