Меню Рубрики

Моей подруге вырезали аппендицит лексическая ошибка

Объясните происхождение ошибки, исправьте ее

1. Возле входа вы увидите разбитые клумбы, это дело рук сту­дентов.

2. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей.

3. Миллионы людей теряются из-за отсутствия информации на улицах.

4. Фотограф-профессионал снимет комнату.

5. Компания РИКО обует всю страну!

6. Сейчас судьи вынесут па поле очки.

7. Продавца можно подобрать и в самом поселке.

8. За год мы потеряли 6 студентов.

9. Долг врача — довести больного до конца.

10. Выход из данной ситуации связан с предоставлением фир­менных услуг.

11. После повторного анализа были получены отличные резуль­таты.

Исправьте лексические ошибки

1. Моей подруге вырезали аппендицит.

2. На стенах мастерской висела живопись.

3. Я неравнодушен к двум вещам: журналистике и фотогра­фиям.

4. Мы доверяем Ивановой К.К. выступить в суде в качестве хо­датайства по делу Петрова.

5. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.

6. Приспособление предохраняет рабочего от травматизма.

7. Речь идет о сохранности аскорбиновой кислоты в пище.

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу

1. Необходимо оплатить (командировочные, командирован­ные) расходы.

2. Нужна (криминальная, криминалистическая) экспертиза.

3. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.

4. Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

5. Сочетание черного с белым делает (эффективным, эффект­ным) любой костюм.

6. В профсоюзе он занимал (выборные, выборочные) должно­сти.

7. Он дал нам очень (дипломатичный, дипломатический) от­вет.

8. К его предложениям относятся так (нестерпимо, нетерпимо), что это уже стало для него (нетерпимо, нестерпимо).

9. Карелин (техничный, технический) спортсмен, но сейчас он совершил (техничную, техническую) ошибку.

10. Надо (тактично, тактически) намекнуть ему, что он не дол­жен сам принимать такие ответственные (тактичные, такти­ческие) решения.

Исправьте ошибки

1. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

2. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили.

3. Прежде чем приступить к делу, необходимо изучить суще­ство процесса.

4. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя.

5. Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан.

6. Он демонстрационно покинул зал заседаний.

7. Гарантийный оклад составит не менее 5 тысяч.

8. Руководитель даст нам списки рекомендательной литературы.

Образуйте все возможные словосочетания

1. Бережливый — бережный (обращение, отношение, хозяйка).

2. Искусный — искусственный (работа, шелк, мастер, смех, освещение).

3. Невежественный — невежливый (ответ, суждение, обраще­ние, человек).

4. Обидный — обидчивый (человек, характер, намек, прозви­ще).

5. Скрытый — скрытный (угроза, характер, недовольство, на­мерения).

Отредактируйте следующие предложения

1. Вы стали писать менее высокохудожественные рассказы.

2. Юбилейный — огромный микрорайон.

4. Этот вопрос сверх малоподъемный.

5. Старого кладбища тоже уже пока нет (Жванецкий).

6. Полчища тружеников вышли на субботник.

7. Они погибли благодаря несчастному случаю.

8. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов.

9. Он хотел причинить радость своим родным.

10. Они внесли огромную лепту в выполнение плана.

11. Есть возможность тяжелых осложнений.

12. Этот боксер опытный, легко победить его будет очень труд­но.

13. Команда опять потерпела победу.

9. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетае­мости слов и исправьте предложения

1. Стихийные рынки значительно обезобразили город.

2. Эти функции поручаются отделам рекламы.

3. Эти события сыграли резонанс по всей стране.

4. В обеих странах уделяют огромное значение встрече глав правительств.

5. Специалисты оказывали экономические консультации пра­вительству.

6. Герань оказывает неплохой терапевтический эффект на боль­ных.

7. Нужно сказать должное идее президента.

8. Только у пас супердешевые цены на бытовую технику.

9. Особенно важную роль призван выполнить новый закон об образовании.

10. Большую роль имеет хороший аттестат.

11. Надо смело ставить свои требования.

12. Татьяна, сестра царя, занимала почетную роль при дворе.

13. Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значе­ние в истории старейшей московской больницы.

14. Спикер парламента провел двухчасовой разговоре учеными АН РФ.

15. Не нужно из этого факта строить проблему.

16. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обеща­ний.

17. Большое место в Заявлении было уделено вопросу надежно­сти АЭС.

источник

Причиной лексической ошибки может быть употребление слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением, и наоборот

Упражнение 24. Исправьте лексические ошибки.

1. Моей подруге вырезали аппендицит. 2. На стенах мастерской висела живопись. 3. Я неравнодушен к трем вещам: журналистике, рекламе и пиару. 4. В рекламной статье речь идет о сохранности аскорбиновой кислоты в пище.

Причиной неверного толкования высказывания может стать паронимия – смешение однокоренных слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению: подпись (автограф) – роспись (рисунок по мокрой штукатурке, дереву)или парономазия — звуковое подобие неродственных слов: извиняться – изменяться, инфекция – инъекция.

Упражнение 25. Исправьте ошибки, обратившись за толкованием слов к к толковому словарю. Определите, что перед вами – паронимы или парономазы:

1. Наконец—то обнаружены остатки царской семьи. 2. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 3. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 4. Гарантийный оклад составит не менее 5 тысяч. 5. Трибуна была представлена гостям. 6. Вы уже ходили вешаться? 7. Поставьте свою роспись в ведомости.

В речи часто путают паронимыодеть – надеть.Глаголнадеть(что? на кого?) имеет антонимснять,и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлогна(надеть на голову).Глаголодеть(кого? во что?) имеет антонимраздеть.

Упражнение 26. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть. Выбор паронима объясните тремя способами (вопрос, предлог, антоним).

1. Музыкант …чехол на гитару. 2. На мебель были …чехлы. З. Девочка …куклу. 4. Слесарь …хомут на трубу. 5. Невеста …новые туфли. 6. Брат …часы на руку. 7. Муж жену …как принцессу. 8. Космонавт …скафандр. 9. Сегодня холодно, … шарф!

2.2. Лексическая сочетаемость и связанные с ней трудности

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Ошибки сочетаемости связаны с тем, что объединенные слова:

а) противоречат друг другу по смыслу(мини-супермаркет),

б) не сочетаются по стилистической (эмоциональной, оценочной) окрашенности (ужасно красивая девушка),

в) не сочетаются по традиции (иметь роль– неверно; верны традиционно устойчивые выраженияиметь значениеилииграть роль),

г) не сочетаются друг с другом по смыслуставить процедуру, лечить иммунитет, облокотился спиной,

д)не сочетаются по грамматической нормекрасный бежать.

Упражнение 27. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Отредактируйте следующие предложения:

1. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. 2. Юбилейный — огромный микрорайон. 3. Эффективно и мягко очищает кожу лица, шеи и декольте от всех видов загрязнений и макияжа (Реклама косметики). 4. В 70 км от Санкт-Петербурга, в 15 минутах ходьбы от прекрасных пляжей реки Оредеж, среди экзотических елей расположен этот интересный коттедж (Рекламная статья). 5. Стихийные рынки значительно обезобразили город. 6. Она соучастница во всех переживаниях своих друзей. 7. Трите морковный сок, укрепляйте иммунитет!

2.3. Проблемы многословия

Многословие — это употребление слов, которые не несут новой информации, например:писал в своейавтобиографии.

Упражнение 29. Исправьте ошибки в следующих предложениях:

1. В декабре месяце было 6 самовольных прогулов. 2. В аудитории собралось 26 человек студентов. 3. После первого же дебюта актриса получила предложение сниматься в кино. 4. Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 5. Говорил, бурно жестикулируя руками. 6. Он ногами растоптал мою мечту.

Многословие может принимать форму плеоназма – употребления близких по смыслу слов, например, синонимов:в конечном итоге, упал вниз, бесполезно пропадает.

Разновидностью плеоназма является тавтология – повторное обозначение уже названного понятия, когда рядом ставятся однокоренные слова спросить вопрос или русские и заимствованные слова, дублирующие друг друга памятные сувениры, юный вундеркинд, мизерные мелочи. Не считаются тавтологичными сочетания однокоренных слов, явялющихся единственными носителями соответствующих значений:варить варенье, посылать посылку, постелить постель, словарь иностранных слов, накрыть крышкой или выполняющие стилистическую задачу усиления эмоциональности речи:горе горькое, виды видывать, белым-бела.

Упражнение 30. Устраните многословие, повторы, плеоназм и тавтологию в предложениях:

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. Сборники текстов песен группы вы сможете купить за деньги в холле (Устная реклама). 3. Агентство обязуется подбирать свободные вакансии для клиента в соответствии с его требованиями (Объявление). 4. Помочь уставшим клеткам головного мозга помогает фосфор, содержащийся в рыбных продуктах (Устная реклама). 5. Очень уникальные иконы контрабандисты пытались провести через границу.

2.4. Проблемы речевой недостаточности

Речевая недостаточность — это непреднамеренный пропуск нужного слова. При речевой недостаточности искажается мысль автора, высказывание становится абсурдным, алогичным:Тараканы. Успех гарантирован на 100% (Объявление).

Упражнение 31. Проанализируйте предложения, устраните ошибки:

1. Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив (Объявление). 2. Требуются рабочие по выпечке хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков (Объявление). 3. Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете). 4. Дети до З-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре). 5. Лекарство от головы, от сердца, от почек (Объявление). 6. Меняю двухкомнатную квартиру со всеми удобствами на метро «Краснопресненская» (Объявление). 7. Охрана: мужчины до 45 лет (Объявление).

2.5. Проблемы использования фразеологизмов

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 929 | Нарушение авторских прав

источник

Трудности выбора слова по значению

Употреблять слова необходимо в точном соответствии со значением, зафиксированным в толковых словарях. Только тогда речь будет точной. В противном случае говорят об использовании слова без учета значения (семантики), о нелогичности высказывания.

Например, нельзя сказать:Он был достаточно высокий, т.к достаточно = столько, сколько требуется для чего-то. Правильно сказать:Он был довольно высокий или Он был достаточно высокий, чтобы играть е баскетбол.

Упражнение 20. Найдите в предложениях слова, употребленные без учета семантики (они являются ошибочным звеном в структуре предложения, поэтому называются сигналом ошибки). Пользуясь толковым словарем, исправьте предложения, подобрав слово, точно отражающее смысл высказывания.

1. Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. 2. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию. 3. Граждане, не обращайтесь за разменной монетой к водителю, размножайтесь сами! (Объявление). 4. Наша передача выходит в эфир ежедневно по средам. 5. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа. 6. Люди перестают доверять радио- и телепередачам, так как нередко мы получаем полную деформацию о военных действиях.

Часто лексическая ошибка возникает из-за того, что многие слова (особенно заимствованные) являются для говорящего агнонимами, т.е. словами с неизвестным значением. Их неверное употребление также ведет к нелогичности, абсурдности высказывания.

Упражнение 22. Исправьте лексические ошибки. При необходимости воспользуйтесь словарём, данным в конце практикума.

1. Спортсмен имеет ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 2. Внимание нужно уделить ранним проявлениям болезни, дебюту астмы. 3. Датчанки остаются серьезными оппонентами нашим лыжницам. 4. Эксклюзивный ремонт обуви! (Объявление)

Иногда лексические ошибки — неясность высказывания, неуместный комизм — возникают из-за того, что говорящий не учитывает многозначности слова, не снимает ее в контексте.

Упражнение 23.Объясните происхождение ошибки, исправьте её:

1. Возле входа вы увидите разбитые клумбы, это дело рук студентов. 2. Важное значение имеет открытие Института мхов в Ялте. 3. Миллионы людей теряются из-за отсутствия информации на улицах. 4. Первое место в стрельбе заняла С. Петрова, перестрелявшая всех мужчин. 5. Компания РИКО обует всю страну! (Реклама) 6. За год мы потеряли 6 студентов.

Причиной лексической ошибки может быть употребление слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением, и наоборот.

Упражнение 24. Исправьте лексические ошибки.

1. Моей подруге вырезали аппендицит. 2. На стенах мастерской висела живопись. 3. Я неравнодушен к трем вещам: журналистике, рекламе и пиару. 4. В рекламной статье речь идет о сохранности аскорбиновой кислоты в пище.

Причиной неверного толкования высказывания может стать паронимия – смешение однокоренных слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению: подпись (автограф) – роспись (рисунок по мокрой штукатурке, дереву)или парономазия — звуковое подобие неродственных слов: извиняться – изменяться, инфекция – инъекция.

Упражнение 25. Исправьте ошибки, обратившись за толкованием слов к к толковому словарю. Определите, что перед вами – паронимы или парономазы:

1. Наконец—то обнаружены остатки царской семьи. 2. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 3. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 4. Гарантийный оклад составит не менее 5 тысяч. 5. Трибуна была представлена гостям. 6. Вы уже ходили вешаться? 7. Поставьте свою роспись в ведомости.

В речи часто путают паронимыодеть – надеть.Глаголнадеть(что? на кого?) имеет антонимснять,и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлогна(надеть на голову).Глаголодеть(кого? во что?) имеет антонимраздеть.

Упражнение 26. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть. Выбор паронима объясните тремя способами (вопрос, предлог, антоним).

1. Музыкант …чехол на гитару. 2. На мебель были …чехлы. З. Девочка …куклу. 4. Слесарь …хомут на трубу. 5. Невеста …новые туфли. 6. Брат …часы на руку. 7. Муж жену …как принцессу. 8. Космонавт …скафандр. 9. Сегодня холодно, … шарф!

Лексическая сочетаемость и связанные с ней трудности

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Ошибки сочетаемости связаны с тем, что объединенные слова:

а) противоречат друг другу по смыслу(мини-супермаркет),

б) не сочетаются по стилистической (эмоциональной, оценочной) окрашенности (ужасно красивая девушка),

в) не сочетаются по традиции (иметь роль– неверно; верны традиционно устойчивые выраженияиметь значениеилииграть роль),

г) не сочетаются друг с другом по смыслуставить процедуру, лечить иммунитет, облокотился спиной,

д)не сочетаются по грамматической нормекрасный бежать.

Упражнение 27. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Отредактируйте следующие предложения:

1. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. 2. Юбилейный — огромный микрорайон. 3. Эффективно и мягко очищает кожу лица, шеи и декольте от всех видов загрязнений и макияжа (Реклама косметики). 4. В 70 км от Санкт-Петербурга, в 15 минутах ходьбы от прекрасных пляжей реки Оредеж, среди экзотических елей расположен этот интересный коттедж (Рекламная статья). 5. Стихийные рынки значительно обезобразили город. 6. Она соучастница во всех переживаниях своих друзей. 7. Трите морковный сок, укрепляйте иммунитет!

Многословие — это употребление слов, которые не несут новой информации, например:писал в своейавтобиографии.

Упражнение 29. Исправьте ошибки в следующих предложениях:

1. В декабре месяце было 6 самовольных прогулов. 2. В аудитории собралось 26 человек студентов. 3. После первого же дебюта актриса получила предложение сниматься в кино. 4. Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 5. Говорил, бурно жестикулируя руками. 6. Он ногами растоптал мою мечту.

Многословие может принимать форму плеоназма – употребления близких по смыслу слов, например, синонимов:в конечном итоге, упал вниз, бесполезно пропадает.

Разновидностью плеоназма является тавтология – повторное обозначение уже названного понятия, когда рядом ставятся однокоренные слова спросить вопрос или русские и заимствованные слова, дублирующие друг друга памятные сувениры, юный вундеркинд, мизерные мелочи. Не считаются тавтологичными сочетания однокоренных слов, явялющихся единственными носителями соответствующих значений:варить варенье, посылать посылку, постелить постель, словарь иностранных слов, накрыть крышкой или выполняющие стилистическую задачу усиления эмоциональности речи:горе горькое, виды видывать, белым-бела.

Упражнение 30. Устраните многословие, повторы, плеоназм и тавтологию в предложениях:

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. Сборники текстов песен группы вы сможете купить за деньги в холле (Устная реклама). 3. Агентство обязуется подбирать свободные вакансии для клиента в соответствии с его требованиями (Объявление). 4. Помочь уставшим клеткам головного мозга помогает фосфор, содержащийся в рыбных продуктах (Устная реклама). 5. Очень уникальные иконы контрабандисты пытались провести через границу.

Проблемы речевой недостаточности

Речевая недостаточность — это непреднамеренный пропуск нужного слова. При речевой недостаточности искажается мысль автора, высказывание становится абсурдным, алогичным:Тараканы. Успех гарантирован на 100% (Объявление).

Упражнение 31. Проанализируйте предложения, устраните ошибки:

1. Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив (Объявление). 2. Требуются рабочие по выпечке хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков (Объявление). 3. Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете). 4. Дети до З-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре). 5. Лекарство от головы, от сердца, от почек (Объявление). 6. Меняю двухкомнатную квартиру со всеми удобствами на метро «Краснопресненская» (Объявление). 7. Охрана: мужчины до 45 лет (Объявление).

Проблемы использования фразеологизмов

Фразеологизмы – устойчивые обороты речи с самостоятельным значением – характеризуются постоянством состава, грамматической формы, семантики.

Упражнение 32. Закончите выражения, дав полный вариант фразеологизма (учтите, что некоторые фразы вариативны). Определите, к какому из пластов языка (просторечие, литературный язык: нейтральный, разговорный, книжный) относится фразеологизм. Объясните происхождение устойчивого выражения (бытовая ситуация, библейская история, история языка, древняя мифология).

Читайте также:  Как называют удаление аппендицита

1. Бередить. 2. Брать быка. 3. Быльем . 4. В трех соснах. 5. В шею… 6. Ахиллесова. 7. Не от мира. 8. Дрожать над каждой …9. Фома… 10. Рвать на себе. 11. Вынь да. 12. Ставить точки…

Остерегайтесь речевых ошибок при использовании фразеологизмов. Частые причины ошибочных употреблений:

а) незнание семантики– Много лет она занималась танцами, и сегодня было ее очередное боевое крещение.

б) незнание стилистической окраски –Он работал кадровым водителем степных кораблей.

в) неоправданное изменение состава (сужение или расширение) – Со всех своих длинных ног она кинулась бежать. Он сделал хорошую мину.

г) искажение лексического состава (замена компонента) – провести вокруг пальца.

д) искажение грамматической формыпредсказания сбылись с полной мерой.

е) разрушение образности —Аэрофлот удержал поток пассажиров на высоком уровне.

ж) нарушение единства образной системы фразеологизма и контекста –Решение собрания гласит черным по белому.

з) контаминация (соединение в речи элементов разных устойчивых выражений) –оказать значение (от оказать влияние и придавать значение).

Упражнение 33. В предложениях найдите фразеологизмы, дайте им толкование, объясните ошибки в употреблении.

1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Язык не поднимается говорить об этом. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Музыкальный театр выпустил в свет балет «Золушка». 5. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому не удастся подрезать им крылья.

источник

Многословие –использование слов с повторением уже выраженного смысла. В речи встречаются следующие виды многословия:

тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) повторение близко в тексте однокоренных или одинаковых слов: нарисовать рисунок; он знает очень много интересного и очень увлекательно рассказывает;

плеоназм(от греч. pleonasmos – избыток) – оборот речи, в котором неоправданно повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению (человек двадцать людей), или такие, в которых значение одного слова входит в состав другого (патриот Родины; патриот – человек, преданный Родине).

С точки зрения языковой нормы, лексический плеоназм, как правило, недопустим. Некоторые плеонастические сочетания, однако, закрепились в языке. Например, экспонат выставки (экспонат – выставленный).

6. Уместное использование иностранных слов.

Заимствованные слова появляются в языке в результате общения народов, в результате политических, экономических связей между ними. Как правило, использование иностранных слов вызывается потребностью в наименовании новой вещи, нового явления (айфон, байт), а также необходимостью разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия (контракт – договор).

Следует избегать немотивированного использования иностранных слов, если в языке есть русские слова с тем же значением: брат относился к политике совершенно индифферентно. Следует сказать: безразлично.

Кроме того, необходимо знать смысл заимствованного слова: Его представляли этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками. Следовательно, использование этого слова неуместно).

Непонимание значений иностранных слов может привести к плеонастическим выражениям: двигать вперед прогресс. (Прогресс – движение вперед).

7. Правильное употребление фразеологических оборотов.

Фразеологизмыустойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением: ломать голову (думать), кануть в Лету (исчезнуть).

При употреблении фразеологизмов встречаются следующие ошибки:

1) замена компонента фразеологического сочетания: на подножном питании (правильно: на подножном корму); басня во языцех (правильно: притча во языцех);

2) неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота: из пустого в порожнее (правильно: переливать из пустого в порожнее); наступать на чужие пятки (правильно: наступать на пятки);

3) смешение двух оборотов: с молодых волос (правильно: с молодых ногтей и до седых волос);

4) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма: лить водой на мельницу (правильно: лить воду на мельницу);

5) стилистическая неуместность использования фразеологического оборота: начальник драл горло на подчиненных. (Драть горло – просторечное выражение. Следует сказать: начальник кричал на подчиненных).

8. Исключение употребления слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением: моей подруге вырезали аппендицит. (Аппендицит – воспаление аппендикса, т.е. червеобразного отростка слепой кишки. Правильно: моей подруге вырезали аппендикс).

9. Исключение речевой недостаточности.

Речевая недостаточность –это непреднамеренный пропуск нужного слова: клюв лесного голубя по форме не отличается от городского голубя (правильно: клюв лесного голубя по форме не отличается от клюва городского голубя); Объявление на рентгенкабинете: срочно делаем только переломы (правильно: срочно делаем только снимки переломов).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8660 — | 7091 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Ошибки сочетаемости связаны с тем, что объединенные слова:

а) противоречат друг другу по смыслу (мини-супермаркет),

б) не сочетаются по стилистической (эмоциональной, оценочной) окрашенности (ужасно красивая девушка),

в) не сочетаются по традиции (иметь роль – неверно; верны традиционно устойчивые выражения иметь значение или играть роль),

г) не сочетаются друг с другом по смыслу ставить процедуру, лечить иммунитет, облокотился спиной,

д) не сочетаются по грамматической норме красный бежать.

Упражнение 27. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Отредактируйте следующие предложения:

1. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. 2. Юбилейный — огромный микрорайон. 3. Эффективно и мягко очищает кожу лица, шеи и декольте от всех видов загрязнений и макияжа (Реклама косметики). 4. В 70 км от Санкт-Петербурга, в 15 минутах ходьбы от прекрасных пляжей реки Оредеж, среди экзотических елей расположен этот интересный коттедж (Рекламная статья). 5. Стихийные рынки значительно обезобразили город. 6. Специалисты отдела рекламы оказывали консультации изготовителям продукции. 7. Она соучастница во всех переживаниях своих друзей. 8. Трите морковный сок, укрепляйте иммунитет!

Упражнение 28. Поиграем в «Веревочку». Для этого необходимо от каждого слова построить ряд, в котором каждое слово по смыслу, стилистической окраске и грамматическим нормам сочетается со своими «соседями» («соседей» при проверке словосочетания можно ставить в нужную грамматическую форму). В каждой «веревочке» должно быть не менее 10 слов, она должна заканчиваться первым словом. Например: рекорд – ставить – эксперимент – удачный – поездка – отправляться – компания – веселый – праздник – провести – вовремя – зафиксировать – рекорд.

Слова для образования «веревочки»: рейтинг, билборд, мерчендайзер. Проверьте полученные «веревочки» друг у друга. Спорные случаи сочетаемости разберите с преподавателем.

Многословие — это употребление слов, которые не несут новой информации, например: писал в своей автобиографии.

Упражнение 29. Исправьте ошибки в следующих предложениях:

1. В декабре месяце было 6 самовольных прогулов. 2. В аудитории собралось 26 человек студентов. 3. После первого же дебюта актриса получила предложение сниматься в кино. 4. Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 5. Говорил, бурно жестикулируя руками. 6. Он ногами растоптал мою мечту.

Многословие может принимать форму плеоназма – употребления близких по смыслу слов, например, синонимов: в конечном итоге, упал вниз, бесполезно пропадает.

Разновидностью плеоназма является тавтология – повторное обозначение уже названного понятия, когда рядом ставятся однокоренные слова спросить вопрос или русские и заимствованные слова, дублирующие друг друга памятные сувениры, юный вундеркинд, мизерные мелочи. Не считаются тавтологичными сочетания однокоренных слов, явялющихся единственными носителями соответствующих значений: варить варенье, посылать посылку, постелить постель, словарь иностранных слов, накрыть крышкой или выполняющие стилистическую задачу усиления эмоциональности речи: горе горькое, виды видывать, белым-бела.

Упражнение 30. Устраните многословие, повторы, плеоназм и тавтологию в предложениях:

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. Сборники текстов песен группы вы сможете купить за деньги в холле (Устная реклама). 3. Агентство обязуется подбирать свободные вакансии для клиента в соответствии с его требованиями (Объявление). 4. Помочь уставшим клеткам головного мозга помогает фосфор, содержащийся в рыбных продуктах (Устная реклама). 5. Очень уникальные иконы контрабандисты пытались провести через границу. 6. Привыкайте к комфорту! Зарубежные иномарки – лучшие! (Реклама).

источник

Образец тестирования.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ «Практическая грамотность».

Фамилия, инициалы________ Группа_______ Дата____________

Задание: вставить пропущенные буквы, открыть скобки и расставить знаки препинания в тексте.

Жадов лежал у щели бл…ндажа и (н…) отрываясь от б…нокля все так (же) напр…же(н/нн)о следил за разр…ставш…мся боем по его ра(с/сс)четам бой должен был нача(т/ть)ся (на) много позже.

Бл…ндаж выр…т на зеленеющ…м еще (не) вытопта(н/нн)ом скате лесистого холма. У подножия его ра(с/сс)т…лается река и видно как справа вал…т клубы дыма с заг…ревшегося моста и за ним в травяном болоте тян…тся излома(н/нн)ая линия окопов. Левее в (не) хоже(н/нн)ых камышах в(ь/ъ)ется впадающий в реч…нку ручей. Шагах в трехстах отмеж…вываясь от реки начинаются та…щие в тумане немецкие линии идущие (в) даль к лесистым холмам. От стел…щегося дыма двух пожаров река вид…тся (грязно) багровой и от снарядов вода в ней вскипает фонтанами окутываясь бурым колебл…щимся облаком.

Уже (н…) один раз огонь был сосред…точен на крепости. Над пылающими зданиями бл…стали разрывы шрапнели и по сторонам лома(н/нн)ой линии окопов взлетали разв…ваясь на ветру (космато) черные столбы.

В трос…никах и траве где (н…) останавливался взгляд чуть (н…) каждую минуту вспыхивали огоньки ружейной стрельбы.

Жадов (н…) терпеливо взглянул на часы на светящ…мся ц…ферблате половина третьего значит ра(с/сс)читывал он в уме уже светает и (в) продолжении… ближайш…го часа надо ждать атаки.

Действительно грохот арти(л/лл)ерийской к(а/о)н(а/о)нады усиливался и глухо начинала дрожать земля. Вдруг (не) (в) далеке (на) (ис) кось к реч…нке взвились десятки ракет и (в) след (за) тем земля оз…рилась (как) будто солнцем. Немцы поднялись из убежища и нач…лась атака.

В исчезающ…м сумраке ра(с/сс)вета Жадов увидел на (не) ясно темнеющ…м лугу движ…щиеся фигурки которые пр…обретали все более зловещие оч…ртания. Из обе(с/сс)илевш…й крепости (на) встречу им (н…) вспыхнул (н…) один огонек. (В) далеке через реку двигались понтоны и было видно как переправившись коло(н/нн)ы колыш…щимся строем идут по полю.

Бой за крепость длившийся (в) течении… (н…) одних суток был лиш… ничтожной частью огромного сражения на фронте протянувш…мся (на) много десятков верст.

(А.Н. Толстой «Хождение по мукам»)

Жадов лежал у щели блиндажа и, не отрываясь от бинокля, все так же напряженно следил за разраставшимся боем: по его расчетам бой должен был начаться намного позже.

Блиндаж вырыт на зеленеющем, еще не вытоптанном скате лесистого холма. У подножия его расстилается река, и видно, как справа валят клубы дыма с загоревшегося моста и за ним, в травяном болоте, тянется изломанная линия окопов. Левее, в нехоженых камышах, вьется впадающий в речонку ручей. Шагах в трехстах, отмежевываясь от реки, начинаются таящие в тумане немецкие линии, идущие вдаль к лесистым холмам. От стелющегося дыма двух пожаров река видится грязно-багровой, и от снарядов вода в ней вскипает фонтанами, окутываясь бурым колеблющимся облаком.

Уже не один раз огонь был сосредоточен на крепости. Над пылающими зданиями блистали разрывы шрапнели, и по сторонам ломаной линии окопов взлетали, развеваясь на ветру, космато-черные столбы.

В тростниках и траве, где ни останавливался взгляд, чуть не каждую минуту вспыхивали огоньки ружейной стрельбы.

Жадов нетерпеливо взглянул на часы: на светящемся циферблате половина третьего; значит, рассчитывал он в уме, уже светает, и в продолжение ближайшего часа надо ждать атаки.

Действительно, грохот артиллерийской канонады усиливался, и глухо начинала дрожать земля. Вдруг невдалеке, наискось к речонке, взвились десятки ракет, и вслед за тем земля озарилась как будто солнцем. Немцы поднялись из убежища, и началась атака.

В исчезающем сумраке рассвета Жадов увидел на неясно темнеющем лугу движущиеся фигурки, которые приобретали все более зловещие очертания. Из обессилевшей крепости навстречу им не вспыхнул ни один огонек. Вдалеке через реку двигались понтоны, и было видно, как, переправившись, колонны колышущимся строем идут по полю.

Бой за крепость, длившийся в течение не одних суток был лишь ничтожной частью огромного сражения на фронте, протянувшемся на много десятков верст.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СЕМИНАРАХ

ЗАДАНИЕ: Вашему вниманию предлагаются высказывания профессиональных говорящих – политиков, телеведущих, литераторов. Найдите речевые ошибки; укажите, какая именно норма языка была нарушена – орфоэпическая*, морфологическая, синтаксическая или лексическая; определите тип ошибки; исправьте ошибку, предложив свой вариант.

* Ударная гласная выделена заглавной буквой.

Правда ли, что люди, у которых нарушено обоняние, склоннЫ к агрессии?

У нас невозможно возврата монопольной партии.

Теннис хорош тем, что он в любой возраст помогает.

Я не собираюсь отказываться ни от каких своих намерЕний.

И, может быть, наше завтра будет не сильно хуже.

Я очень большую роль возлагал на эту встречу.

Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами.

Надбавки на социально значИмые товары увеличились.

А теперь по выплате по дОлговым обязательствам.

Одену очки, чтобы лучше видеть.

Я был красноречив, аргументирован.

Если бы президент захотел внести Черномырдина, он сразу бы это сделал.

Мы объявили о подорожании цен на метро.

Потенциал продовольственного обеспечения мы обеспечили.

Кроме того, реформа сОздала условия для развития экономики.

Какие доходы Вы зарабатываете?

Эти деньги из расчета с самой МВФ.

Будем адекватные меры делать.

И даже сильная женщина, к которой я себя причисляю, хочется быть слабой и беззащитной.

Приходится учитывать совершенные недостатки.

Хочу поехать летом на югА.

Надо управлять страну, зная, что ты управляешь.

Кто будет принимать в этот период времени решения?

Моя рука тянется к телефонному аппарату, чтобы снять трубку на нем.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НОРМАМ РЕЧИ

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА РЕЧИ.

ЗАДАНИЕ 1: из предлагаемых слов подчеркните те, в которых наблюдается устаревший (устаревающий) вариант ударения. Ударная гласная выделена заглавной буквой.

дЕвичий, укрАинский, дожилА, ракУрс, принялА, тИгровый, змЕиться, счАстливый, составнАя, звАла, свАты, прадЕдовский, безУдержный, ржАветь.

ЗАДАНИЕ 2: исправьте ошибки в ударении.

ПломбИровать, плЕсневеть, увЕдомить, облЕгчить, лиловЕть, кашлянУть.

ЗАДАНИЕ 3: проставьте ударение в глаголах женского рода прошедшего времени.

Пила, отдала, влила, доняла, ждала, догнала, звала, пряла, вила, гнала, взяла.

ЗАДАНИЕ 4: укажите, к каким акцентологическим вариантам относятся данные пары слов.

ЗАДАНИЕ 5: исправьте ошибки, отметив правильное место ударения в словах

УнЕсенный, Эксперт, цЕмент, углУбить, упрОщенный, приобрЕтенный, оцЕненный, Отбывший, развЕденный, заклЮченный, возбУжденный, стрОгальный, свЕзенный, принЕсенный, нанЕсенный, нефтепрОвод, Испокон, допЕченный, засОренный, зАпершись, замЕненный, внЕсенный, взбОдрить, вАяние, металлУргия, намерЕние.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА РЕЧИ.

ЗАДАНИЕ 1: соедините слова и их значения. Напишите самостоятельно значение для тех слов, у которых оно не указано.

ВИРШИ, БУКЛЕТ, СЕНСАЦИЯ, АДЕКВАТНЫЙ, АПЛОМБ, ДИЛОГИЯ, ЗАКОСНЕЛЫЙ, МЕМОРАНДУМ, МОНОГРАФИЯ, РЕГРЕСС

§ Два произведения одного автора, связанные единством замысла и преемственностью сюжета.

§ Волнующее всех сильное впечатление от какого-л. события.

§ Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.

ЗАДАНИЕ 2: каждое толкование замените одним словом.

1. Краткая приветственная застольная речь –

2. Искусство составления букетов, распространенное в Японии –

3. Стихотворение, музыкальное произведение, приветственная речь, созданные без подготовки, в момент произнесения, исполнения –

4. Положение, кратко излагающее какую-либо идею, основную мысль доклада, лекции –

5. Группа экспертов, присуждающая премии на соревнованиях, конкурсах –

6. Лицо или фирма, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Обладает местом на бирже, производит котировку бумаг –

7. Торжественное представление фирмы, предприятия, товара с целью ознакомления или рекламы –

8. Возврат собственности ее прежним владельцам или потомкам –

9. Совокупность избирателей –

10. Доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль за постановкой фильма –

11. Новая кинематографическая интерпретация сюжета уже снятого и бывшего в прокате фильма –

ЗАДАНИЕ 3: определите тип лексической ошибки; предложите свой вариант редактирования.

1. Моей подруге вырезали аппендицит.

2. Ее объяснение было очень доходным.

3. После удачного выступления я впервые узрел свою силу.

4. Я, конечно, наверно соглашусь с этим предложением.

5. Обстановка обошлась без эксцессов.

6. На выставке среди экспонатов был филателист из Омска.

7. Сегодня делаем только срочные переломы.

8. Не оставляйте без внимания больного, а доведите его до конца.

9. Наш приз составляет из себя майку с логотипом.

ЗАДАНИЕ 4: создайте предложения с фразеологизмами. В каком стиле они будут выглядеть уместно?

6. Расставить все по своим местам

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА РЕЧИ.

ЗАДАНИЕ 1: создайте словосочетание «прилагательное + существительное»

ЗАДАНИЕ 5: исправьте ошибки, связанные с различными нарушениями синтаксической нормы, и перепишите предложения.

1. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

Читайте также:  Вправляемая грыжа после аппендицита

2. В работе дается краткая характеристика методики определения текста популярного публицистического жанра.

3. Узнав об этом, были опубликованы разоблачающие министра документы.

4. Проснувшись завтра, за окном уже будет сентябрь.

5. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

6. Мы озабочены за безопасность границ.

7. Вы понимаете о том, что Ваша жизнь будет теперь иной?

8. А свою подпись из-под этого документа я не уберу.

9. Ко мне вдруг пришла такая мысль.

10. Он вместе с другом был лучшими в финальном турнире.

11. В ходе проверки были выявлены множество недостатков.

12. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

ФИГУРЫ РЕЧИ.

Задание: определить фигуру речи в следующих примерах.

1. Ваша забота не будет забыта.

2. Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль (М. Цветаева).

3. Как ни исполнен автор благоговения к тем спасительным пользам, которые приносит французский язык России, как ни исполнен благоговения к похвальному обычаю нашего светского общества, изъясняющегося на нем во все часы дня, конечно, из глубокого чувства любви к отчизне, но при всем том не решается внести фразу какого бы то ни было чужого языка в сию свою русскую поэму (Н. Гоголь).

4. Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья (А. Пушкин).

5. Я кончился, а ты жива (Б. Пастернак).

6. Все время схватывая нить судеб, событий, жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья (Б. Пастернак).

7. Я написал бы восемь строк о свойствах страсти, о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях, нечаянностях впопыхах, локтях, ладонях (Б. Пастернак).

8. Я виртуоз из виртуозов в искусстве лжи (М. Цветаева).

9. Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь (М. Цветаева).

10. И было темно. И это был пруд. И волны (Б. Пастернак).

11. Трудно понять китайцев и женщин (А. Аверченко).

12. Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук (Б. Пастернак).

13. Но время шло, и старилось, и глохло (Б. Пастернак).

14. Умом туп, да кошелек туг (поговорка).

15. Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль (М. Цветаева).

16. Я пережил и многое, и многих, и многому изведал цену я (П. Вяземский).

17. Не люблю только час пред закатом, ветер с моря и слово «уйди» (А. Ахматова).

18. Чтоб в ярком золоте моих воспоминаний сверкали вы (старинный романс).

19. Не мудрено голову срубить – мудрено приставить (пословица).

20. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

21. Я написал бы восемь строк о свойствах страсти, о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях, нечаянностях впопыхах, локтях, ладонях (Б. Пастернак).

22. Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь (М. Цветаева).

23. И было темно. И это был пруд. И волны (Б. Пастернак).

24. Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук (Б. Пастернак).

25. Но время шло, и старилось, и глохло (Б. Пастернак).

26. В наивности и легкомыслии немного привлекательного; станете старше и будете сами подсмеиваться над собой. Есть, конечно, счастливые люди, которые всю свою жизнь сохраняют легкость и наивность мысли, им можно только позавидовать (А.Н. Островский).

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Превратить письменный текст (объявление, реклама, аннотация) в устный.

2. Произнести чужой текст как свой.

3. Произнести пятиминутную речь по выбранному афоризму.

4. Превратить предложенный факт в интригующую информацию.

5. «Перевести» имеющийся текст из одного стиля в другой (разговорный, художественный, деловой, научный, публицистический).

6. «Перевести» текст из одного жанра в другой в рамках одного стиля.

7. Рассказать «победную» историю в жанре рассказа, репортажа, интервью, хроники.

8. Последовательная аргументация «за» и «против» (напр., при обсуждении афоризма).

9. Коллективное составление текста (напр., рекламы художественного фильма, литературного произведения). Определить стиль и жанр произведения, о котором идет речь в рекламе, аннотации, рецензии.

10. Максимальное «разворачивание» и «сворачивание» текста в пределах одного стиля (напр., от лекции к резюме, от стихотворения – к его названию, от учебника – к аннотации; и наоборот – от названия к стихотворению и т.п.).

Участие в работе на семинарах является обязательным. Наличие домашних письменных работ, конспектов лекций, записей во время семинарских занятий является необходимым условием для аттестации студента и его допуском к зачету по предмету.

Формы контроля успеваемости. Итоговой формой контроля успеваемости по курсу “Русский язык и культура речи” является зачет (в случае трудоемкости 4 з.е.). Формы итогового и текущего контроля успеваемости по предмету обсуждаются в разделе 7.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Учебники и учебные пособия

1. Голуб И.Б. Культура речи. – М., последнее переиздание.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов. – Отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М., 2006.

3. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов /Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа. С.-Пб., 2005.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Высшее образование. – Ростов н/Дону, 2006.

5. Русский язык и культура речи. Учебник. – Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2006.

6. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. – М.: Флинта, 2010.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы (последнее переиздание).

· Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996.

· Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989 (или последующие переиздания).

· Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). — М., 1999.

· Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М., 2005.

· Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. /под ред. проф. А.П. Сковородникова. – М., 2005.

· Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993; 2001 (или последующие переиздания).

7. Оценочные средства контроля успеваемости.

Промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины рекомендуется проводить в виде тестов, объединяющих в содержании своих заданий пройденные темы.

Образцы тестовых заданий.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ «Русский язык и культура речи» (1 вар.).

Фамилия, инициалы___________________ Группа_______ Дата_________

Задание 1: просклонять числительные

Планета, знамя, имиджмейкер, Валя, тихоня, дитя, дядя, Рязань, дочка, дочь.

Задание 4: определить род несклоняемых существительных.

Денди, депо, конфетти, Миссисипи, салями, меню, мисс.

Задание 5: просклонять слова:

Образец тестирования.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ «Практическая грамотность».

Фамилия, инициалы________ Группа_______ Дата____________

Задание: вставить пропущенные буквы, открыть скобки и расставить знаки препинания в тексте.

Жадов лежал у щели бл…ндажа и (н…) отрываясь от б…нокля все так (же) напр…же(н/нн)о следил за разр…ставш…мся боем по его ра(с/сс)четам бой должен был нача(т/ть)ся (на) много позже.

Бл…ндаж выр…т на зеленеющ…м еще (не) вытопта(н/нн)ом скате лесистого холма. У подножия его ра(с/сс)т…лается река и видно как справа вал…т клубы дыма с заг…ревшегося моста и за ним в травяном болоте тян…тся излома(н/нн)ая линия окопов. Левее в (не) хоже(н/нн)ых камышах в(ь/ъ)ется впадающий в реч…нку ручей. Шагах в трехстах отмеж…вываясь от реки начинаются та…щие в тумане немецкие линии идущие (в) даль к лесистым холмам. От стел…щегося дыма двух пожаров река вид…тся (грязно) багровой и от снарядов вода в ней вскипает фонтанами окутываясь бурым колебл…щимся облаком.

Уже (н…) один раз огонь был сосред…точен на крепости. Над пылающими зданиями бл…стали разрывы шрапнели и по сторонам лома(н/нн)ой линии окопов взлетали разв…ваясь на ветру (космато) черные столбы.

В трос…никах и траве где (н…) останавливался взгляд чуть (н…) каждую минуту вспыхивали огоньки ружейной стрельбы.

Жадов (н…) терпеливо взглянул на часы на светящ…мся ц…ферблате половина третьего значит ра(с/сс)читывал он в уме уже светает и (в) продолжении… ближайш…го часа надо ждать атаки.

Действительно грохот арти(л/лл)ерийской к(а/о)н(а/о)нады усиливался и глухо начинала дрожать земля. Вдруг (не) (в) далеке (на) (ис) кось к реч…нке взвились десятки ракет и (в) след (за) тем земля оз…рилась (как) будто солнцем. Немцы поднялись из убежища и нач…лась атака.

В исчезающ…м сумраке ра(с/сс)вета Жадов увидел на (не) ясно темнеющ…м лугу движ…щиеся фигурки которые пр…обретали все более зловещие оч…ртания. Из обе(с/сс)илевш…й крепости (на) встречу им (н…) вспыхнул (н…) один огонек. (В) далеке через реку двигались понтоны и было видно как переправившись коло(н/нн)ы колыш…щимся строем идут по полю.

Бой за крепость длившийся (в) течении… (н…) одних суток был лиш… ничтожной частью огромного сражения на фронте протянувш…мся (на) много десятков верст.

(А.Н. Толстой «Хождение по мукам»)

Жадов лежал у щели блиндажа и, не отрываясь от бинокля, все так же напряженно следил за разраставшимся боем: по его расчетам бой должен был начаться намного позже.

Блиндаж вырыт на зеленеющем, еще не вытоптанном скате лесистого холма. У подножия его расстилается река, и видно, как справа валят клубы дыма с загоревшегося моста и за ним, в травяном болоте, тянется изломанная линия окопов. Левее, в нехоженых камышах, вьется впадающий в речонку ручей. Шагах в трехстах, отмежевываясь от реки, начинаются таящие в тумане немецкие линии, идущие вдаль к лесистым холмам. От стелющегося дыма двух пожаров река видится грязно-багровой, и от снарядов вода в ней вскипает фонтанами, окутываясь бурым колеблющимся облаком.

Уже не один раз огонь был сосредоточен на крепости. Над пылающими зданиями блистали разрывы шрапнели, и по сторонам ломаной линии окопов взлетали, развеваясь на ветру, космато-черные столбы.

В тростниках и траве, где ни останавливался взгляд, чуть не каждую минуту вспыхивали огоньки ружейной стрельбы.

Жадов нетерпеливо взглянул на часы: на светящемся циферблате половина третьего; значит, рассчитывал он в уме, уже светает, и в продолжение ближайшего часа надо ждать атаки.

Действительно, грохот артиллерийской канонады усиливался, и глухо начинала дрожать земля. Вдруг невдалеке, наискось к речонке, взвились десятки ракет, и вслед за тем земля озарилась как будто солнцем. Немцы поднялись из убежища, и началась атака.

В исчезающем сумраке рассвета Жадов увидел на неясно темнеющем лугу движущиеся фигурки, которые приобретали все более зловещие очертания. Из обессилевшей крепости навстречу им не вспыхнул ни один огонек. Вдалеке через реку двигались понтоны, и было видно, как, переправившись, колонны колышущимся строем идут по полю.

Бой за крепость, длившийся в течение не одних суток был лишь ничтожной частью огромного сражения на фронте, протянувшемся на много десятков верст.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СЕМИНАРАХ

ЗАДАНИЕ: Вашему вниманию предлагаются высказывания профессиональных говорящих – политиков, телеведущих, литераторов. Найдите речевые ошибки; укажите, какая именно норма языка была нарушена – орфоэпическая*, морфологическая, синтаксическая или лексическая; определите тип ошибки; исправьте ошибку, предложив свой вариант.

* Ударная гласная выделена заглавной буквой.

Правда ли, что люди, у которых нарушено обоняние, склоннЫ к агрессии?

У нас невозможно возврата монопольной партии.

Теннис хорош тем, что он в любой возраст помогает.

Я не собираюсь отказываться ни от каких своих намерЕний.

И, может быть, наше завтра будет не сильно хуже.

Я очень большую роль возлагал на эту встречу.

Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами.

Надбавки на социально значИмые товары увеличились.

А теперь по выплате по дОлговым обязательствам.

Одену очки, чтобы лучше видеть.

Я был красноречив, аргументирован.

Если бы президент захотел внести Черномырдина, он сразу бы это сделал.

Мы объявили о подорожании цен на метро.

Потенциал продовольственного обеспечения мы обеспечили.

Кроме того, реформа сОздала условия для развития экономики.

Какие доходы Вы зарабатываете?

Эти деньги из расчета с самой МВФ.

Будем адекватные меры делать.

И даже сильная женщина, к которой я себя причисляю, хочется быть слабой и беззащитной.

Приходится учитывать совершенные недостатки.

Хочу поехать летом на югА.

Надо управлять страну, зная, что ты управляешь.

Кто будет принимать в этот период времени решения?

Моя рука тянется к телефонному аппарату, чтобы снять трубку на нем.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НОРМАМ РЕЧИ

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА РЕЧИ.

ЗАДАНИЕ 1: из предлагаемых слов подчеркните те, в которых наблюдается устаревший (устаревающий) вариант ударения. Ударная гласная выделена заглавной буквой.

дЕвичий, укрАинский, дожилА, ракУрс, принялА, тИгровый, змЕиться, счАстливый, составнАя, звАла, свАты, прадЕдовский, безУдержный, ржАветь.

ЗАДАНИЕ 2: исправьте ошибки в ударении.

ПломбИровать, плЕсневеть, увЕдомить, облЕгчить, лиловЕть, кашлянУть.

ЗАДАНИЕ 3: проставьте ударение в глаголах женского рода прошедшего времени.

Пила, отдала, влила, доняла, ждала, догнала, звала, пряла, вила, гнала, взяла.

ЗАДАНИЕ 4: укажите, к каким акцентологическим вариантам относятся данные пары слов.

источник

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание №20)

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).

4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2 . Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

В речи встречаются различные виды многословия .

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Читайте также:  Убрать шрам после удаления аппендицита

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю четвёртую декаду апреля было холодно

Всю последнюю декаду апреля было холодно

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

3. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности

4. Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова)

В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится.

5. Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили .

Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали .

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность)

В своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В читальный зал в одежде не входить.

В читальный зал в верхней одежде не входить.

8. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

В рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче .

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче.

9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10. Смешение лексики разных исторических эпох

Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке.

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено . 6. . почтили присутствием . 7. Ведущую роль . играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве . 11. Большую роль. сыграли .

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась . 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется . 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

источник