Меню Рубрики

План ухода за ребенком при ангине

Что должны делать, о чем должны думать родители, если ребенок жалуется на боль в горле? Первое и главное – без паники! Сначала надо выяснить, что болит и как болит. С одной стороны или с обеих. Если малыш достаточно большой, можно попытаться выяснить, не ел ли он холодной еды, не пил ли холодную воду. Ни для кого не секрет, что малыши обожают пробовать на вкус снег и сосульки важно понять, какие причины были для переохлаждения, это поможет оценить ситуацию и предпринять некоторые шаги до прихода врача.

Если горло болит, но температура остается нормальной, попробуйте для начала просто осмотреть зев и миндалины маленького пациента. Для этого усадите его в стульчик для кормления, попросите держаться за столешницу или дайте в руки игрушку, — это отвлечет малыша и позволит вам подробно рассмотреть больной участок. Заметив инородное тело в области зева, срочно вызывайте «Скорую помощь», ну а если вы видите покраснение и налеты — скорее всего, у вашего ребенка тонзиллит или ангина.

С обычным тонзиллитом разобраться под силу каждому родителю. В первую очередь необходимо регулярно, не реже одного раза в час, полоскать горло раствором ромашки, питьевой соды или эвкалипта. Если ребенок совсем мал, предложите ему пить то же раствор ромашки из столовой ложки, так будет происходить орошение миндалин, и положительный эффект не заставит себя ждать. Трехлетним детям посоветуем полоскать горло. Для первого раз попробуйте взять одноразовый шприц без иглы или детскую спринцовку, наполнить ее каким-либо упомянутым антисептическим раствором и малыми порциями впрыскивать состав в рот ребенку, внимательно следя за его реакцией и способностью выплевывать лекарство. Для этой процедуры опять же удобнее использовать стульчик для кормления пег перего: это не позволит малышу отправиться по своим важным делам в самый разгар лечебной процедуры.

Полоскания – универсальный способ лечения и при ангине, и при тонзиллите. Однако при ангине врач обязательно назначит антибиотик и, возможно, иммуномодулирующие препараты. Родителям тоже надо быть готовыми, например, к тому, что после курса антибиотиков разовьется дисбактериоз. Именно поэтому в домашней аптечке должны появиться препараты из группы эубиотиков или пробиотиков, которые помогут восстановить баланс «хороших» бактерий в организме.

Следующий очень важный момент при уходе за ребенком, страдающим ангиной – обеспечить нормальную проходимость носовых ходов. Нельзя допустить, чтобы вместо носового дыхания было дыхание через рот. В этом случае слизистая глотки быстрее высыхает, заживление идет медленнее, борьба с инфекцией протекает вяло, существует опасность хронизации процесса. Поэтому крайне важно закапывать в нос сосудосуживающие препараты, промывать носовые ходы солевыми растворами или, на худой конец, просто водой.

Многие родители настаивают на укутывании горла теплым шерстяным шарфом… Этот способ мягкого теплового воздействия, разумеется, имеет право на существование, однако при активном гнойном процессе, как это бывает при ангине, к тепловым процедурам стоит относиться очень и очень осторожно.

Общеизвестно, что злоупотреблять жаропонижающими препаратами для лечения детей не стоит. И это верно – ведь организм должен сам учиться бороться с инфекцией. Лишь когда температура достигает 38 с половиной градусов, допустимо применение препаратов парацетамола или ибупрофена.

Как и при любом другом заболевании, где имеет место повышение температуры, очень важно обеспечить малышу достаточное количество теплого питья. И лучше предлагать ребенку по три столовых ложки питья каждые 10 минут, чем заставлять выпивать целый стакан жидкости раз в час. Отличными вариантами для целебных напитков станут отвар ромашки, слабый раствор лимонного сока с сахаром, раствор сиропа шиповника. Здесь речь уже идет о поддержке заболевшего малыша с помощью витаминных препаратов. Известно, что главный помощник иммунитету – витамин С. Кто-то готов поставить на первое место по полезности мед и его продукты. Мы не будем спорить с этим, однако если ваш ребенок еще никогда не пробовал меда, не стоит начинать употреблять этот полезный, но очень аллергенный продукт во время болезни.

О чем еще следует помнить родителям, чьим детям поставлен диагноз «ангина»? О том, что чаще всего ангина вызывается стрептококком, микробом очень коварным и хитрым. Поэтому заболевшему ангиной малышу, даже если он чувствует себя относительно удовлетворительно, важно соблюдать строгий постельный режим, ни в коем случае не перенапрягаться, глядя в телевизор или на монитор компьютера. Даже обычное чтение – значительная нагрузка для такого ребенка. Через три месяца после выздоровления необходимо будет в обязательном порядке консультироваться у кардиолога для того, чтобы исключить возможные осложнения на сердце. К сожалению, осложнения эти не так уж редки.

источник

Родители нередко путают ангину с ОРВИ. Самым известным проявлением обоих этих недугов является покраснение горла и боль при глотании. Однако ангина гораздо опаснее, так как может давать тяжелые осложнения, да и лечится она совсем по-другому. Важно понимать, чем она отличается от остальных болезней. При ангине у ребенка возникает гнойное воспаление горла. Лечиться полосканиями и спреями при этом бесполезно. Главное, не навредить, полагаясь только на домашние процедуры. Необходимо посетить врача, провести полный курс лечения антибиотиками.

Содержание:

  • Что такое гнойная ангина
  • Виды гнойного воспаления горла, характерные проявления
  • Причины заболевания
  • Особенности симптомов и лечения
    • Отличие ангины от ОРВИ
  • Диагностика гнойной ангины
  • Лечение при ангине
    • Медикаментозное лечение
    • Хирургическое лечение
    • Применение народных средств
  • Рекомендации родителям

Гнойная ангина, или острый тонзиллит, представляет собой воспаление небных миндалин, расположенных вблизи корня языка. Миндалины (гланды) являются одним из органов иммунной системы организма, защищающей его от проникновения болезнетворных бактерий. Они состоят из так называемой лимфоидной ткани, клетки которой (лимфоциты) способны распознавать чужеродные микроорганизмы и вырабатывать убивающие их антитела.

При возникновении гнойной ангины у детей миндалины перестают функционировать, и инфекция беспрепятственно проникает в кровь и различные органы. Ослабление иммунитета может спровоцировать переохлаждение, поэтому гнойная ангина чаще возникает у ребенка после того, как он съест мороженое, выпьет холодную воду, замерзнет во время прогулки осенью или зимой.

Миндалины вырастают у ребенка обычно после 1 года, поэтому у грудных малышей гнойной ангины не бывает. Чаще всего она возникает у детей старше 2-3 лет.

Гнойная ангина – это болезнь, возбудителями которой являются бактерии (чаще всего это стрептококки, реже – стафилококки, хламидии). Заболевание может иметь различное происхождение.

Первичная ангина – это заболевание, которое возникает и развивается самостоятельно в результате попадания бактерий в организм здорового ребенка.

Вторичная гнойная ангина (симптоматическая) возникает как один из симптомов мононуклеоза, дифтерии, кори.

Специфическая – вызванная специфическими видами инфекции (гонококками, палочками). Такой тип заболевания (например, некротическая гнойная ангина) у детей встречается крайне редко. Возможно также возникновение грибкового и герпетического поражения.

В составе небных миндалин имеются так называемые фолликулы (в них вырабатываются лейкоциты) и лакуны (каналы, через которые выводятся погибшие микробы и лейкоциты). Начальной стадией заболевания является возникновение катаральной ангины (негнойного воспаления, которое проявляется покраснением и небольшим отеком небных миндалин). Если не провести лечения антибиотиками, то происходит поражение более глубоких тканей, у детей возникает гнойная ангина следующих видов:

  1. Фолликулярная. Воспаляются фолликулы. Миндалины отекают и краснеют, на их поверхности появляется желтоватый налет. Гнойные очаги могут сливаться, образуя пленки, которые невозможно удалить. Возможно возникновение абсцесса.
  2. Лакунарная. Гнойный воспалительный процесс возникает в лакунах. Миндалины краснеют и распухают. Воспаление не распространяется на соседние области.
  3. Фибринозная. Гнойный процесс распространяется на все ткани миндалины. Такой вид заболевания является осложненной формой фолликулярной и лакунарной ангины. Для него характерно появление на миндалинах желтовато-белой пленки, которая, в отличие от дифтерийной, легко снимается, при этом не остается язв.
  4. Флегмонозная (абсцесс). Происходит образование гнойника. На поверхности миндалины появляется желтое пятно, возникает неприятный запах изо рта. При увеличении гнойника может произойти его разрыв и попадание гноя в кровь (сепсис), а через нее – в различные органы (головной мозг, сердце, почки).

Заражение бактериями происходит как воздушно-капельным, так и бытовым путем. То есть ребенок может заразиться при вдыхании воздуха, содержащего бактерии. Они попадают туда при разговоре, чихании или кашле человека, больного ангиной. Заразиться можно также через посуду, банные принадлежности, игрушки и другие предметы, на которые попала слюна больного, а также при поцелуе.

Провоцируют гнойную ангину у детей другие воспалительные заболевания в полости рта (например, кариес, воспаление десен). Бактерии через кровь могут быть занесены в миндалины из воспаленных почек. Возможно попадание стрептококков и других возбудителей с поврежденных участков кожи.

Способствующими факторами являются ослабление иммунитета, переохлаждение, нарушение санитарных норм в помещении и правил личной гигиены. Возникновение гнойной ангины может произойти после травмирования миндалин (например, рыбной косточкой или горячей пищей).

Инкубационный период развития гнойного процесса составляет обычно 5-7 дней. У ослабленного ребенка симптомы могут проявиться раньше.

Болезнь начинается с резкого повышения температуры до 38.5°-39°. Возникают озноб, ломота в теле, слабость. Ребенку больно глотать и разговаривать. Постепенно боль усиливается и ощущается даже в состоянии покоя.

Тяжесть симптомов зависит от вида гнойной ангины у ребенка. Помимо основных, могут появиться также следующие симптомы:

  • опухание подчелюстных лимфатических узлов;
  • отечность гортани и шеи;
  • головная боль;
  • потеря голоса;
  • боль в животе, рвота, понос;
  • боль в ушах;
  • храп во сне.

Кроме прочего, иногда появляются высыпания на коже из-за интоксикации организма.

В отличие от ОРВИ, при гнойном тонзиллите у ребенка не бывает насморка. Основными признаками заболевания являются высокая температура, боль в горле, боль в животе.

Примечание: Если у ребенка красное горло, при этом имеются насморк и кашель, – это не ангина, а вирусное инфекционное заболевание. Антибиотики против вирусов бессильны, поэтому при ОРВИ их не назначают, а применяют лишь средства для облегчения симптомов. Через 1 неделю вирус погибает, происходит самоизлечение.

Гнойная ангина у детей самостоятельно не проходит. Если не провести антибактериальное лечение, это ведет к возникновению таких тяжелых заболеваний, как менингит, миокардит, пиелонефрит. Нередко, особенно у малышей 2-5 лет, осложнением ангины является воспаление среднего уха (отит) и воспаление дыхательных путей. Даже простая катаральная ангина может перейти в хронический тонзиллит с последующими серьезными осложнениями.

Лечение антибиотиками позволяет быстро справиться с болезнью.

Отличить в домашних условиях ангину от других заболеваний, при которых у ребенка бывают похожие признаки (грипп, корь, дифтерия, скарлатина), невозможно. Поэтому, если у него подскочила температура, он жалуется на боль в горле, при этом нет насморка, то, прежде чем начинать лечение, необходимо обязательно вызвать врача. Ребенка должен осмотреть педиатр или отоларинголог. Для установления диагноза применяются визуальный осмотр горла и методы лабораторного анализа. Путем пальпации определяется состояние подчелюстных лимфоузлов.

Фарингоскопия. Осмотр горла с помощью лобного рефлектора. Позволяет изучить степень отечности и покраснения глотки и миндалин, наличие гнойных участков, признаков, характерных для различных видов гнойной ангины у детей (наличие пленок, абсцессов, поражения соседних участков полости рта).

Общий анализ мочи и крови. Проводится для определения количества лейкоцитов и степени развития воспалительного процесса в организме.

Микроскопическое исследование мазка с поверхности миндалин и глотки. Проводится для установления типа микробов, вызвавших заболевание.

Бактериологический посев содержимого мазка. Позволяет выяснить тип бактерий, подобрать антибиотик, к которому они наиболее чувствительны.

Пункция миндалин проводится при необходимости отличить острый тонзиллит от других бактериальных заболеваний горла.

Лечение проводится в основном в домашних условиях. Причем необходимо придерживаться постельного режима. Больной ребенок госпитализируется в том случае, когда ему меньше 3 лет, у него не спадает высокая температура (39°-40°), имеются затруднения при дыхании, глотании пищи и жидкости, обнаруживается абсцесс на миндалинах, существует реальная угроза возникновения осложнений.

Для того чтобы предотвратить появление осложнений гнойной ангины у ребенка, проводится лечение антибиотиками, средствами местного воздействия на воспаленные гланды, препаратами для устранения болезненных симптомов.

Применяются препараты на основе пенициллина (феноксиметилпенициллин, амоксициллин). При наличии аллергии на пенициллин или необходимости повторного лечения антибиотиками из-за возникновения рецидивов ангины используют антибактериальные средства другой группы (макролиды), такие как сумамед, азитромицин, эритромицин.

При тяжелых формах заболевания или возникновении осложнений для лечения используются еще более сильные антибиотики (цефалоспорины).

Для ускорения очищения поверхности миндалин от гноя проводится полоскание горла антисептическими растворами мирамистина или хлоргексидина. Используются спреи, оказывающие антисептическое действие, содержащие антибиотик: например, гексорал, биопарокс.

Для устранения болезненных ощущений и першения в горле при гнойной ангине у детей можно воспользоваться таблетками для рассасывания (стрепсилс, фалиминт). В них содержатся компоненты с обезболивающим, противовоспалительным и антисептическим действием.

Предупреждение: Если ребенок еще не умеет полоскать горло и сосать таблетки, лечение можно проводить только спреями. Рекомендуется для дезинфекции ротовой полости давать ему слегка теплый чай.

Маленьким детям, которым трудно проглотить пилюлю или таблетку, лекарства дают в виде сиропов или суспензий. Для снижения температуры и устранения головной боли детям дают парацетамол (панадол) или ибупрофен (нурофен).

Если у ребенка высокая температура, при этом холодные руки и ноги, это свидетельствует о нарушении кровообращения из-за спазма сосудов. В этом случае ему дают спазмолитики: но-шпу или дротаверин.

Накопление в крови продуктов жизнедеятельности бактерий приводит к интоксикации организма и появлению аллергической реакции на токсины, что выражается головной болью, тошнотой, рвотой, диареей. Поэтому ребенку дают противоаллергические препараты (супрастин, эриус).

Читайте также:  Как правильно лечить горло при ангине

Антибиотики, попадая в организм, уничтожают не только вредную, но и полезную микрофлору (лактобактерии). Если же курс лечения гнойной ангины у детей прервать раньше времени, то на фоне недостатка полезных бактерий болезнетворная флора быстро размножится вновь. Кроме того, может наступить привыкание к антибиотику, впоследствии придется лечиться более сильным препаратом. Поэтому, давая ребенку антибиотик, следует соблюдать основные правила:

  • не прекращать его прием, даже если состояние пришло в норму (длительность курса определяет врач);
  • параллельно принимать препараты для восстановления микрофлоры кишечника (линекс, бифидумбактерин);
  • обязательно давать назначенные врачом антигрибковые препараты (нистатин и другие), так как в отсутствие лактобактерий в организме начинает быстро размножаться грибок Кандида.

Наряду с медикаментозной терапией назначаются физиотерапевтические процедуры (УВЧ, электрофорез и другие).

Поскольку гланды играют важную роль в работе иммунной системы организма, то удаление миндалин применяется в случае крайней необходимости:

  • миндалины распухают так, что перекрывают дыхание и мешают приему пищи и жидкости;
  • ребенок не может нормально спать, храпит, возможна остановка дыхания во сне;
  • рецидивы возникают 4 раза в год и чаще;
  • возникают осложнения (миокардит, ревматизм, заболевания почек и другие).

Народные средства позволяют в домашних условиях проводить лечение гнойной ангины, очищение и смягчение горла, устранение болезненных ощущений.

Для полоскания горла детям используются раствор соды (1 ч. л. на 1 стакан воды), а также настои ромашки, календулы, эвкалипта, шалфея. Можно полоскать горло свекольным соком, настойкой прополиса (на 100 мл воды берется 5 капель настойки).

Хорошо смягчает гнойное горло и оказывает дезинфицирующее действие теплое (не горячее) молоко с медом.

При лечении гнойной ангины необходимо кормить ребенка еле теплой жидкой или мягкой пищей. У него должна быть индивидуальная посуда, так же как и другие предметы быта, которыми он пользуется.

Из рациона надо полностью исключить соленую, кислую, острую, слишком сладкую пищу, в том числе и соки, раздражающие горло и усиливающие боль. В помещении необходимо делать частую влажную уборку, в нем должно быть достаточно прохладно, воздух не должен быть сухим.

При гнойной ангине категорически запрещается проводить такие тепловые процедуры, как ингаляции, или прикладывать согревающие компрессы. Это приведет к еще большему развитию гнойной инфекции, повысит риск бактериального поражения различных органов.

Нельзя счищать или выдавливать гной, самостоятельно смазывать раствором люголя, медом или другими средствами. Таким путем можно повредить слизистую, содрать образовавшиеся корочки, вызвать болезненное раздражение. Любые процедуры должны проводиться только в кабинете врача.

Нельзя заниматься самолечением и давать ребенку препараты без назначения специалиста. Для детей их подбирает врач с учетом противопоказаний, возраста и веса больного малыша.

В целях профилактики рекомендуется приучить ребенка полоскать горло прохладной водой, (постепенно понижая температуру до 20°). Необходимо следить, чтобы во время прогулки у него была непромокаемая обувь.

источник

Таким заболеванием, как острый тонзиллит чаще всего болеют дети, поскольку иммунная система у них еще слаба. Лечение ангины у детей — дело весьма серьезное, поскольку неправильный подход может стать причиной довольно печальных последствий. Как правило, ангиной дети болеют в возрасте от 3 до 6 лет.

Ангина у детей может быть следствием проникновения в организм вирусов или бактерий. Чаще всего заболевание развивается по вирусному типу. Нередко причиной является и стрептококк группы А. Дети заболевают чаще всего после контакта ребенком, больным ангиной либо заражаются через употребление еды и напитков.

У малышей ангина появляется обычно неожиданно и сопровождается болью в горле и повышенной температурой. Ребенок слабеет, теряет аппетит и жалуется на головные боли. Это и является первыми признаками заболевания. Спустя 3 дня они начинают постепенно проходить, и состояние ребенка улучшается.

Основные симптомы заболевания:

  • острая боль в горле;
  • высокая температура (до 40 градусов);
  • затрудненное открытие рта;
  • боль во время глотания, причем даже слюны;
  • пропадает голос, он становится сиплым;
  • появление плохого запаха изо рта;
  • головная боль:
  • слабость во всем теле;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • появление налета из гноя на миндалинах.

Что касается причины появления ангины, для ее точного определения необходимо сдать следующие анализы:

  • мазок из горла, что позволит определить ставшую причиной заболевания инфекцию (вирус, бактерия);
  • анализ крови.

Чтобы понять тип ангины, есть несколько критериев. При ангине бактериального типа у ребенка появляются следующие симптомы:

  • миндалины покрыты налетом светло-желтого цвета;
  • боль в лимфатических узлах и их увеличение;
  • температура в районе 38 градусов;
  • отсутствие кашля;
  • это, как правило, дети о 15 лет.

Для того, чтобы ответить на вопрос, как вылечить ангину у ребенка, нужно определить тип заболевания. Если ребенок заболел ангиной вирусного типа, лечение проводится с помощью антисептических и противовирусных и жаропонижающих препаратов. Если же причиной заболевания стала бактерия, тогда в качестве основного метода лечения используется прием антибиотиков.

При наличии хотя бы 3 признаков из указанного списка на 60% можно предположить, что ангину вызвала стрептококковая инфекция. Если же 3-4 признака отсутствуют, можно на 80% утверждать, что ангина не является стрептококковой. Однако 100% гарантию никто не даст, для этого требуются анализы в лабораторных условиях. В таких случаях, как правило, назначаются антибиотики, но чаще всего это делается с целью перестраховки.

Для лечения ангины у ребенка используют следующие препараты:

  1. Ибупрофен. Данное средство применяют тогда, когда заболевание сопровождается очень высокой температурой (от 38,5 градусов).Помогает справиться с лихорадкой и уменьшить отек с болью. Прежде чем применять лекарство, необходимо очень внимательно изучить инструкцию.
  2. Парацетамол. Помогает справиться с температурой и болью при ангине. Препарат используется часто без назначения врача, однако не нужно забывать ознакомиться с инструкцией, особенно когда его принимает ребенок.
  3. Антибиотики. Используются при бактериальной ангине для борьбы с инфекцией бактериального характера.
  4. Антисептики местного назначения. Их используют на начальной стадии ангины. К данным препаратам относят Мирамистин, Оросепт, Ингалипт. Они направлены на дезинфекцию и уменьшение боли.
  5. Стоматодин, Люголь. Используется для снятия гнойного налета с помощью ватных палочек.
  6. Растворы для полоскания горла с применением фурацилина, перманганата калия (0,1%), хлорофилипта.

В момент, когда ангина только появляется, полоскание лучше всего проводить каждый час. Однако если ребенок еще маленький и не может самостоятельно полоскать горло, гной удаляется с помощью ватного тампона с Люголем.

Ангина у ребенка до года проявляется несколько по-другому:

  • обильное слюноотделение, вызванное затрудненным и болезненным глотанием;
  • полная потеря аппетита;
  • беспокойство, капризы;
  • миндалины покрываются гноем;
  • резко повышается температура.

Ребенку, который болен ангиной, прописывается постельный режим.Чем больше отдыха, тем лучше самочувствие будет у ребенка. Необходимо обильное питье, так как при повышенной температуре организм нуждается в большом количестве воды, при ее недостатке может начаться обезвоживание. Лечить горло и снять болевые ощущения можно при полоскании раствором воды с солью в пропорции 1:1. Необходимо соблюдать правила личной гигиены, часто мыть руки. У ребенка должна быть своя, отдельная от остальных, посуда. Кроме того, помещение необходимо регулярно проветривать и производить влажную уборку. Ребенок считается не заразным спустя сутки после спада температуры.

При бактериальной ангине не стоит пускать все на самотек, так как если не применить антибиотики, начнется осложнение, и инфекция может распространиться на нос и уши малыша.

В этом случае ребенку будет не только тяжело глотать, но и дышать. В некоторых случаях заболевание без лечения приводит к менингиту или же перитонзиллярному абсцессу. Распространение инфекции может продолжиться на другие части тела, результатом чего может стать ревматическая лихорадка, из-за которой начинаются проблемы с суставами и сердцем. Ангина у детей опасна еще и тем, что без лечения может произойти инфицирование легки. Может развиться пневмония и пиелонефрит.

Чтобы поставить точный диагноз, никаких дополнительных исследований не требуется. Врачу достаточно посмотреть на горло пациента, чтобы определить заболевание. В дополнении к осмотру специалист должен опросить родителей по поводу симптомов, наблюдавшихся у малыша дома. На основе данной информации врач может поставить точный диагноз.

В том случае, если ребенок не может ни пить, ни есть из-за того, что у него очень сильно болит горло или ему сложно дышать, а также глотать, необходимо вызвать скорую помощь.

Это следует сделать и тогда, когда у ребенка, больного ангиной, появляется сильное слюнотечение или же ребенок начинает бредить. Это происходит при высокой температуре тела (39-40 градусов). При увеличении отека или же проблемах с открытием рта и появлением боли в челюсти тоже следует обратиться за неотложной помощью. Еще один повод вызвать неотложку — если малыш очень вялый и не ходит в туалет более 12 часов.

источник

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение аппетита;
  • нарушение глотания из-за болей в горле;
  • дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
  • нарушение формулы сна:
  • высокий риск развития осложнений;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • недостаточное внимание к ребенку;
  • дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
  • гиперопека;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 ста­каном кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, про­цедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть боль­ше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафикси­ровать повязкой (для более плотного прилегания к поверхно­сти кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.

Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.

ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

  • вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
  • β-гемолитический стрептококк группы А;
  • коринебактерии.

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

  • анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
  • склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
  • фоновые состояния (аллергический диатез). J

Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. На­рушение вентиляции легких приводит к синдрому кислород­ной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Читайте также:  Как пить керосин при ангине

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп).
  2. степень (стридор — круп неполной компенсации).
  3. степень (декомпенсированный круп).
  4. степень (асфиксия).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

  • грубым кашлем (лающим, каркающим);
  • изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
  • шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).

1.При компенсированном крупе:

  • кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
  • осиплость голоса;
  • инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).

2. При крупе неполной компенсации:

  • состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
  • голос осипший, кашель резко лающий;
  • дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).

3. При декомпенсированном крупе:

  • состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
  • нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.
  • крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
  • аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
  • периодически возникают судороги.

Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыха­тельного и сердечно-сосудистого центра.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.

При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.
  2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
  3. Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
  4. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
  5. Антибактериальная терапия (по показаниям).
  6. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
  7. Витаминотерапия.
  8. Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
  9. Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».

При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.

При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.

Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания;
  • дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
  • страх перед манипуляциями и др.;
  • риск возникновения тяжелых осложнений;
  • угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • страх за ребенка;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:

  • срочно вызвать врача;
  • успокоить ребенка и родителей;
  • обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
  • применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).

Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями). Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 4463 | Нарушение авторских прав

источник

Различают катаральную, фолликулярную, лакунарную и гнойно-некротическую формы ангины (острого тонзиллита).

Общие клинические симптомы: боль в горле при глотании, увеличение регионарных (паратонзиллярных) лимфоузлов, гнойные налеты на миндалинах, интоксикация, проявляющаяся лихорадкой, вялостью, слабостью детей. Величина лихорадки, размеры лимфоузлов и выраженность боли пропорциональны тяжести болезни и ее клинической форме.

Катаральную ангину, очень трудную для дифференциальной диагностики, следует относить к стертой форме болезни, при ней отсутствует главный симптом — гнойный налет на глоточных миндалинах. Фолликулярная ангина протекает обычно в легкой и редко среднетяжелой форме, лакунарная — обычно в среднетяжелой или тяжелой, гнойно-некротическая — в тяжелой форме. Наиболее частым осложнением ангины является паратонзиллярный абсцесс.

При фолликулярной ангине как такового налета нет, видны гнойно перерожденные лимфоидные фолликулы, являющиеся составной частью миндалины, в виде желтоватых округлых образований, находящихся под эпителием. Они как бы имитируют наложения на слизистой оболочке миндалин. Можно найти небольшие углубления, окруженные венчиком из обрывков эпителия, образовавшиеся после самопроизвольного вскрытия нагноившегося фолликула. Обычно относится к легкой или средней по тяжести течения формой болезни.

Для лакунарной ангины характерно наличие жидкого или сливкообразного гноя, расположенного преимущественно в естественных углублениях миндалин (лакунах). При выпадении фибрина пленки могут располагаться и на поверхности выпуклых частей, но эти налеты легко снимаются шпателем или удаляются после энергичного полоскания горла. После отмывания гнойных наложений на миндалине можно обнаружить и гнойные фолликулы. Две последних формы характеризуются тем, что налет всегда ограничен миндалинами. Как правило, протекает в средне тяжелой или тяжелой форме.

При гнойно-некротической ангине некрозы (эрозии слизистой оболочки бело-желтого цвета из-за выпавшего фибрина) могут выявляться и вне миндалин — на передних и задних дужках, язычке, мягком небе). Всегда протекает тяжело.

Так называемая «ложно пленчатая ангина» вызывается обычно стафилококком, она развивается на фоне инфекционного мононуклеоза, лейкозов, агранулоцитоза. В клинике имеется диссонанс между значительными изменениями в зеве и слабой интоксикацией, небольшой болезненностью при глотании, выявляющейся при пальпации лимфоузлов. Эта ангина наиболее похожа на дифтерию зева.

Кандидозные наложения на миндалинах имеют ярко белый цвет и творожистый вид, легко снимаются шпателем, под ними выявляется умеренное покраснение слизистой оболочки. Реакции регионарных лимфоузлов и болезненности при пальпации нет. Характерны для детей первых месяцев жизни.

Редкие этиологические варианты ангин возникают обычно у детей ослабленных, с наличием иммунодефицита. Точный диагноз возможен только при бактериологическом его подтверждении.

При выявлении больного ангиной на участке врач осуществляет ежедневное наблюдение в течение первых 3-х дней всех больных. В первый день необходимо взять посев слизи из глотки и носа (раздельно) на Вb (при необходимости и на микрофлору), причем обязательно до начала антибактериальной терапии.

В соответствии с утвержденным Минздравом России регламентом (Приложение 1 к методическим рекомендациям от 03.02.1997 г. № 36) для взятия материала используют стерильные ватные сухие тампоны. Материал из ротоглотки и носа берут отдельными тампонами, натощак и не ранее чем через два часа после еды, при хорошем освещении, с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка и внутренних поверхностей щек и зубов.

Одним тампоном собирают материал с пораженных участков ротоглотки — миндалин, а при необходимости — с дужек мягкого неба, небного язычка или задней стенки глотки. При наличии налетов материал следует брать с границы, пораженных и здоровых тканей, слегка нажимая па них тампоном. Для взятия материала из носа используют другой тампон, который вводят сначала в один, потом в другой носовой ход, не касаясь крыльев носа.

Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее 3-х часов с момента взятия материала. При проведении обследования контингентов в отдаленных от бактериологических лабораторий районах, когда посев не может быть произведен в течение 3-х часов с момента взятия материала, рекомендуют засевать материал на чашки с питательной средой или использовать транспортную среду. Использование питательных бульонов в качестве транспортной среды позволяет применить экспресс-методы выявления дифтерийного токсина для выдачи предварительного ответа (ИФА, РПГА).

Каждой пробирке с исследуемым материалом (зев, нос или другая локализация) придается номер. В прилагаемом списке указывается номер пробирки, фамилия, имя (или инициалы), возраст, название учреждения, направляющего материал, или домашний адрес обследуемого, цель обследования (диагностическая с указанием диагноза, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование и др.), дата и время взятия материала.

Обязательно лечение антибиотиками (макролиды, пенициллины, цефалоспорины для приема внутрь — зиннат, цедекс) в средних терапевтических дозах в течение 10 дней, которое дополняется полосканием или орошением ротоглотки антисептиками (раствором фурациллина 1:5000, отварами и настоями шалфея, ромашки, календулы и др.). Препаратами выбора при лечении бактериальной ангины (острого тонзиллита) является феноксиметилпенициллин (оспен), ампициллин. При аллергии на Р-лактамные антибиотики применяют макролиды (рулид, клацид, сумамед, эритромицин и др.) или линкосамиды (линкомицин, клиндамицин). Полное освобождение слизистой от возбудителя ангины достигается обычно после десятидневного курса терапии (азитромицнном — 5 дней).

В последние годы все чаще применяется местный антибактериальный препарат — биопарокс (фюзафюджин), выпускаемый в виде орально-назального спрея (по 4 впрыскивания в день через рот) в течение 5-7 дней.

Для уменьшения болевых ощущений можно применять орошение ротоглотки официнальными препаратами: ингалиптом, каметоном, бензидамином (тантум-верде и др.). Для дезинтокации назначают через рот жидкость в объеме 20-30 мл/кг/сутки в виде чая, настоя или отвара потогонных растений (цветков липы, бузины, ягод малины), морсов (из ягод и листьев смородины, малины), фруктовых компотов.

Курсовые назначения НПВС, особенно аспирина, применяются только при реальной угрозе инфекционно-аллергических осложнений (обострение хронического декомпенсированного тонзиллита, например). Высокую температуру тела снимают разовыми дозами парацетамола, ибупрофена или нимесулида. Болевые ощущения целесообразно уменьшать с помощью пастилок или леденцов себидин, стрепсилс плюс, фарингопил, йокс, стрепсилс, ларипронт, септолете, фалиминт, доктор Тайс и др.

Пациенты,.имеющие патогенный стрептококк (Str. pyogenes или ß-гемолитический стрептококк группы А) без повышения антистрептолизина-О, в антибактериальном лечении не нуждаются.

Наблюдение на участке. Выписка выздоровевших осуществляется не ранее 10-го дня от начала болезни. Через 7-10 дней проводится контрольное исследование крови и мочи (OAK и ОАМ), по показаниям — ЭКГ. За лицами, переболевшими бактериальной ангиной, устанавливается диспансерное наблюдение в течение 1 месяца. Через 3 недели повторяют анализы крови и мочи. При отсутствии патологии (осложнений) ребенок снимается с учета. При выявлении осложнений (хронический тонзиллит, кардит, ревматизм, нефрит и др.) ребенок передается под наблюдение ревматолога, нефролога, ЛОР-врача и т. д.

Вакцинация возможна через месяц после выздоровления.

В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

· Выявите проблемы больного ребёнка.

· Составьте план сестринского ухода с обоснованием

· Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

1. Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Повышение температуры тела

Ø Риск аспирации рвотными массами

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск заражения окружающих

Повышение температуры тела

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

План сестринского вмешательства

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

Читайте также:  Инкубационный период при ангине гнойной у взрослых

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

1. Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Повышение температуры тела

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск инфицирования окружающих

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Обучите мать методам увлажнения воздуха.

1. Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск присоединения осложнений

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

— Выполнение назначений врача:

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

Ø Вызвать машину скорой помощи

Ø Успокоить ребёнка и маму

Ø Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Ø Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø Дать тёплое щелочное питьё

Ø Госпитализировать в стационар

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

1. Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

Ø Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø Приготовить антипиретики

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II. Симптоматическая терапия.

1. Жаропонижающие препараты.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2. Средства, применяемые при рините

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1 — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3 – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Жалобы ребёнка при остром рините

4) Слизисто – серозные выделения из носа

2. Ложный круп развивается при

3. Источник болезни при гриппе

4) Носитель – реконвалесцент

4. Основной путь передачи гриппа

5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

3) Слизистая ротовой полости

8. Для парагриппа характерно

2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

10. Аденовирус преимущественно поражает

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Симптомы аденовирусной инфекции

1) Субфебрильная температура

2) Гнойные выделения из глаз

6) Увеличение лимфатических узлов

3. Для снижения температуры у детей применяют

4. Противокашлевые препараты

5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

7. Препараты специфического лечения ОРВИ

3) Цианоз носогубного треугольника

5) Гнойные налёты на миндалинах

9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

3) Сформированы все пазухи носа

4) Длинный слёзно – носовой канал

5) Сухая слизистая оболочка

10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2. При сухом кашле показаны … препараты

3. Муколитические средства способствуют отхождению …

4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9. Эуфиллин водится с целью снятия …

10. Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2. Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9. Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2. Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3. Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4. Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5. Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6. , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7. Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8. , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9. , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10. , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11. Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12. , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13. Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14. Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

источник