Меню Рубрики

Миронов андрей причина смерти аневризма

Андрей Миронов – легендарный советский актер. Большинство фильмов, в которых он снялся, вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. «Удивительный человек, искренний, обаятельный, невероятно талантливый… Настоящий баловень судьбы!» — именно так говорили про актера его коллеги и друзья. Как складывалась жизнь одного из самых известных актеров советского кино и театра и от чего умер Андрей Миронов?

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и узнать, от чего умер Андрей Миронов, стоит поговорить о нем как о личности, о его творчестве, достижениях и личной жизни. Он родился в семье актеров. Его отец Александр Менакер и мать Мария Миронова познакомились во время гастролей Театра сатиры, когда оба состояли в супружеских отношениях с другими людьми. После начала романа Александр и Мария сразу же расторгли свои браки и официально оформили создание новой семьи.

Хотя Андрей Миронов (при рождении Менакер) появился на свет 7 марта, родители записали другую дату рождения – 8 марта, так как уже тогда были уверены, что их обаятельный сын станет настоящим подарком для всех женщин, и не прогадали. Андрей родился за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Поскольку театр эвакуировали в Ташкент, именно там вместе с родителями Андрей провел свое раннее детство, но в школу пошел уже в Москве. Так как отец знаменитого актера был по национальности евреем, а в СССР начались «чистки», было решено записать сына на фамилию матери. Так Андрей стал Мироновым.

Поскольку родители часто брали сына на театральные репетиции, а отдыхали в Подмосковье в доме отдыха, который был построен для артистов, с детства Андрей Миронов находился среди творческих людей и сам рос очень артистичным молодым человеком. В возрасте 11 лет будущий заслуженный артист РСФСР решил попробовать себя в актерской профессии. Он пришел на пробы на кинокартину «Садко» и был выбран актером для массовки. Андрей должен был играть нищего, но под разорванную рубаху он надел свою футболку, и режиссер прогнал его с площадки за непослушание. После этого случая мальчик твердо принял решение стать артистом и начал участвовать во всех школьных постановках, определившись с будущей профессией.

В 1958 году Миронов Андрей Александрович становится студентом Театрального училища имени Щукина. Молодого человека зачислили на курс, даже не догадываясь, что перед ними сын известных артистов. Самым главным для Андрея Миронова был красный диплом, потому он не стремился, как другие его однокурсники, сниматься в массовке, а старательно учился. Среди прочих он отличался веселым характером, обаянием и неподражаемым талантом. На четвертом курсе начинающему актеру предложили сыграть небольшую роль в кинокартине про подростковую любовь «А если это любовь?». Кинокритикам фильм не понравился, так как они считали, что любовные отношения между героями показаны были аморально.

После окончания училища, сразу же после первого прослушивания, Миронова приняли в Театр сатиры. Новичок сразу же привлекает внимание всей театральной труппы и мгновенно становится одним из самых узнаваемых артистов. Театральные премьеры удаются одна за одной и проходят с невероятным аншлагом – «Над пропастью во ржи», «Доходное место», «Клоп».

Больше всего Андрей Миронов, конечно, прославился своими киноролями. Несмотря на активную театральную деятельность, он сыграл более чем в 50 фильмах. Его карьера в кино начинается с фильма режиссера Александра Зархи под названием «Мой младший брат». Андрей Миронов сыграл роль второго плана – Юру, баскетболиста и мечтателя, юношу из поколения оттепели.

Свою первую главную роль Миронов сыграл в бессмертной комедийной мелодраме «Три плюс два», которая пользуется популярностью у зрителей и сегодня. Актеру досталась роль ветеринара Романа, который влюбился в прекрасную артистку цирка Зою. Картина описывает прелести отдыха на Черном море «дикарем». После премьеры кинофильма в Советском Союзе поездка на берег моря с палатками стала самым популярным видом отдыха.

В 1965 году Миронова ожидал еще один подарок судьбы – роль в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», которая получила множество различных наград. Актер сыграл Диму Семицветова, который зарабатывает нечестным путем, продавая из-под прилавка дефицитную бытовую технику и живет не по средствам.

Другими известными ролями Андрея Миронова стали роль Феликса в «Уроках литературы» и Фридриха Энгельса в киноленте «Год как жизнь». Несмотря на то что в «Бриллиантовой руке» актер сыграл афериста Геннадия Козодоева, образ преступника был настолько обаятельным, что для многих зрителей Андрей Миронов узнаваем и любим именно благодаря этой роли. Песня «Остров Невезения», которую актер спел для съемок фильма, до сих пор является легендарным хитом.

«Невероятные приключения итальянцев в России» стали дебютом Миронова в международном кинематографе. Картина завоевала любовь и зрителей, и кинокритиков, и в большинстве своем именно благодаря неподражаемому таланту Андрея Миронова. К удивлению своих коллег из Италии, актер все трюки выполнял самостоятельно, без дублера, что не могло не вызывать восхищения. Миронов сыграл Андрея Васильева, майора милиции под прикрытием, который помогает итальянцам отыскать клад умершей эмигрантки. После выхода этого фильма Андрей Миронов стал заслуженным артистом РСФСР.

«Соломенная шляпка» — еще одна кинокартина, которая принесла Андрею признание. Роль Леонидаса Фердинанда, повесы и покорителя женских сердец, которому перед свадьбой пришлось искать соломенную шляпку, удалась актеру на отлично. Мюзикл «12 стульев» также вошел в число любимых кинофильмов с участием Андрея Миронова, сыгравшего роль молодого обаятельного авантюриста Остапа Бендера, охотника за бриллиантами, которые одна богатая дама по глупости зашила в стул из своего гарнитура.

Малоизвестный факт, но Андрей Миронов должен был сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предлагал актеру сыграть Ипполита, но он попросил роль Жени Лукашина. Когда Миронов начал репетировать, стало ясно, что ничего не получится, так как из-за привлекательной внешности актера, его обаяния и природной харизмы он просто не мог сыграть робкого Лукашина, который, по его собственному признанию, никогда особенно не нравился женщинам.

В 1980 году актер получил звание народного артиста РСФСР. В 1981-м вышел фильм «Будьте моим мужем» — красивая романтическая история о том, как молодой женщине, которая приехала на курорт, чтобы поселиться в частном доме, приходится просить первого встречного притвориться ее супругом. Именно его самозабвенно сыграл Андрей Миронов.

Комедийное амплуа немного тяготило актера, и потому он старался искать роли в драматических фильмах. «Мой друг Иван Лапшин» становится в некотором смысле материалом для обучения студентов в театральных вузах. Актер сыграл Ханина, режиссера, который, устав от внутренних переживаний после смерти супруги, пытается застрелиться в ванной, но ему не хватает решимости. Именно сцена в ванной до сих пор считается лучшей драматической сценой, сыгранной Андреем Мироновым.

Последним фильмом актера стал «Человек с бульвара Капуцинов», в котором он сыграл Джонни Феста, миссионера, который принимает решение открыть кинотеатр немого кино в одном из захолустных городков Дикого Запада. Он верит, что людей может перевоспитать доброе и хорошее кино. Этот фильм наглядно демонстрирует влияние кинематографа на культуру людей.

Андрей Александрович был обворожительным мужчиной, всегда модно и аккуратно одет, известен своими изысканными манерами и неподражаемой улыбкой. Женщины интересовались биографией и личной жизнью Андрея Миронова. Поклонницы в прямом смысле боготворили его. Потому личная жизнь Андрея Миронова (биография подтверждает этот факт) была богата романами.

Во время студенчества Миронов встречался с Татьяной Егоровой, актер предложил девушке выйти за него замуж, но свадьба была отменена, так как умер отец актера. Поскольку пассия сына матери не понравилась, воспользовавшись ситуацией, Мария Владимировна сделала все возможное для того, чтобы начинающий артист быстро порвал с невестой все отношения.

Второй избранницей Андрея стала красавица Екатерина Градова, которая была известна широкому кругу советских зрителей благодаря роли радистки Кэт в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Девушка настолько понравилась Андрею Александровичу, что он сразу же приступил к активным действиям, пытаясь завоевать ее сердце. Поскольку молодая актриса дала понять, что в кратковременных интрижках участвовать не намерена, Миронов, сгорая от страсти и будучи уверенным, что Катя – его настоящая любовь, на втором свидании сделала ей предложение, а в 1971 году они поженились.

Мария Владимировна, мать Андрея Миронова, сначала встретила свою невестку достаточно холодно, но после увидела, что жена сына очень покладистая и с большой любовью относится к ее сыну. И свекровь старалась не влезать в отношения счастливой семейной пары. В 1973 году у молодоженов родилась дочь, которую Миронов назвал в честь своей матери Машей. Как только девочке исполнился год, Екатерина Градова ушла от мужа, так как он изменил ей с одной из актрис Театра сатиры. Миронов оставил квартиру жене и дочери, а сам вернулся к родителям.

После Андрей Александрович имел несколько романов, но это были несерьезные отношения. Встретившись на съемочной площадке с Натальей Фатеевой, актер безоглядно в нее влюбился, но та не приняла его ухаживаний, потому что была старше его и считала, что для молодого артиста она всего лишь очередное увлечение.

Именно Наталья познакомила актера с его будущей супругой Ларисой Голубкиной, которая стала его последней любовью. Влюбившись в звезду «Гусарской баллады», Миронов практически сразу же переехал к ней. Будущая жена Андрея Миронова растила дочь Машу, ровесницу дочери актера. Несмотря на совместное проживание, Лариса не принимала предложение Андрея выйти замуж, так как не верила в его любовь, а когда он подтверждал свои чувства поступками, сомневалась в том, что она его любит.

Но все же, когда Миронов в очередной раз сделал своей возлюбленной предложение, Лариса Голубкина неожиданно согласилась, и в 1976 году они поженились. В браке пара прожила 10 лет. Как поговаривали в актерских кругах, актер продолжал крутить романы, но рассудительная и мудрая жена Андрея Миронова не обращала на них внимания.

Так от чего умер Андрей Миронов? Что оборвало жизнь такого талантливого человека? Уже в конце 70-х годов актер начал чувствовать острое недомогание. Во время гастролей театра в Ташкенте в 1978 году у Андрея Александровича произошло кровоизлияние в мозг. Актеру успели оказать медицинскую помощь, и он выжил. С диагнозом менингит Миронову пришлось на время забыть о работе в театре, но, невзирая на предупреждения врачей об опасности заболевания, актер уже через два месяца стоял на сцене.

Зрители с благодарностью оценили поступок любимого артиста, и вся сцена была усыпана цветами, хотя найти их в декабре было очень непросто. Лимфатическая система актера была сильно поражена, в 80-е годы состояние здоровья еще больше ухудшилось. Все тело Миронова было покрыто фурункулами, они приносили ему огромную боль, но он все так же стремился выйти на сцену, так как не представлял своей жизни без театра и кино.

За несколько недель до смерти Андрея Александровича умер его близкий друг Анатолий Папанов. Причина — остановка сердца. У могилы Миронов как заговоренный повторял, что не хочет больше играть один и хочет, чтобы Папанов забрал его с собой.

До гастролей в Риге актер консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР по поводу ухудшения своего здоровья. Профессор Коновалов выявил у него аневризму в головном мозге, которую срочно нужно было оперировать, иначе актер мог в любой момент умереть. Однако Миронов боялся даже на мгновение остаться без театра, потому принял решение лететь в Ригу вместе с Театром сатиры — и совершил роковой поступок.

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главную роль. Он не сумел доиграть финальную сцену и произнести последний монолог, так как ему резко стало плохо. Его едва успел спасти от падения Александр Ширвиндт.

От чего умер Андрей Миронов? Сосуд в головном мозге лопнул, и произошло обширное кровоизлияние. Двое суток врачи не отходили от постели народного артиста, пытаясь спасти ему жизнь и поддерживая сердцебиение и дыхание, но все оказалось напрасно. В 5:35 утра сердце остановилось, и всеми любимый Андрей Миронов скончался, так и не придя в сознание.

В каком возрасте умер Андрей Миронов? Народный артист ушел из жизни будучи еще совсем молодым, ему исполнилось только 46 лет. Еще когда Андрей Александрович был молод, цыганка нагадала ему, что если он не начнет беречь себя и не перестанет работать на износ, его ждет ранняя смерть. Однако актер не придавал этому значения и продолжал активно сниматься в кино и играть на театральной сцене, радуя своих поклонников. Возможно, именно работа на износ и стала причиной смерти Андрея Миронова.

Последним спектаклем Андрея Миронова стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он шел в Театре сатиры 18 лет и был любим зрителями. В 1974 году вышла телеверсия спектакля, в котором Миронов, как и в спектакле, играл Фигаро, а графа Альмавиву играл Александр Ширвиндт. Его коллегами на сцене были Валентин Гафт, Вера Васильева, Роман Ткачук.

Миронов в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» сыграл Фигаро, домоуправителя графа Альмавивы. Герой должен был жениться на горничной Сюзанне. Однако к красивой девушке неравнодушен и сам граф. Фигаро осведомлен о тайной страсти Альмавивы, но и свою возлюбленную терять не намерен. Эту роль заслуженный артист играл с 1969 года, и, по признанию критиков, его игра была несравненной. Фигаро Миронова был очень умен, резв и находчив, и с каждым выходом на сцену актеру удавалось добавлять в персонаж новые краски.

Смерть великого актера как будто была срежиссирована кем-то свыше. В день, когда у Миронова началось обширное кровоизлияние в мозг, в Риге оказались и его две любимые жены, и приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова (причина смерти уже вам известна) транспортировали в Москву. По словам очевидцев, в каждом городе или в поселке, мимо которого проезжала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы. 20 августа 1987 года состоялись похороны Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище. Проститься с Мироновым не смогли его коллеги из Театра сатиры, так как им запретили прерывать гастроли. Хоронили Андрея Александровича в костюме Фигаро.

Могила Андрея Миронова находится на Ваганьковском кладбище, самом известном кладбище в Москве. Рядом с постаментом с огромным крестом посередине расположены шесть высоких плит. На могилу близкие Андрея и его поклонники постоянно приносят живые цветы.

В Санкт-Петербурге работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова, который был основан 1 ноября 1988 года. На его подмостках выступали более 90 актеров, среди которых самыми известными были А. Б. Фрейндлих, Н. П. Караченцов, В. С. Золотухин, В. В. Панина. За время своего существования в театре имени Андрея Миронова было поставлено более 60 спектаклей по произведениям как русской, так и зарубежной литературы.

источник

Его игру обожали как любители кинематографа, так и театральные зрители, он был кумиром миллионов советских людей, даря им радость и хорошее настроение.

Его талант не вызывал сомнений ни у кого, даже многие именитые артисты открыто признавали, что Андрей Миронов был гораздо талантливее их самих.

И глядя на ту легкость, с которой Миронов играл роли, пел, танцевал, на его пластику, мало кто мог предположить, что у актера серьезные проблемы со здоровьем, и что часто он выступает, превозмогая боль.

Знакомые артиста рассказывают, что однажды судьба свела Андрея Миронова с одной гадалкой, когда артист находился на гастролях в Болгарии.

Помимо предсказаний, касающихся личной жизни и творческой деятельности, гадалка предупредила Миронова о плохом состоянии здоровья, и что он должен относиться к себе гораздо бережнее.

Но актер не придал большого значения этим словам, и состоявшийся разговор на многие годы остался забытым.

Стоит отметить, что еще с юношеских лет у Миронова наблюдались проблемы с лишним весом, но они не были сколько-нибудь значимыми впоследствии: напряженная работа, часто связанная с большими физическими нагрузками, подчас изматывающие гастроли, а также диеты, на которые периодически садился актер, — все это способствовало тому, что лишние килограммы не накапливались.

Читайте также:  Обследование при аневризме грудной аорты

Однажды во время гастролей в Ташкенте, проходивших осенью 1978 года, Миронову стало плохо и его госпитализировали с подозрением на кровоизлияние в мозг. После тщательного осмотра было установлено воспаление оболочек головного мозга — менингит.

Помимо этого, у Андрея Миронова был еще один неприятный недуг — фурункулез, от которого артист сильно страдал.

В начале 80-х годов заболевание сильно обострилось, в районе подмышечных лимфатических узлов, шеи, а также на ногах, под коленями, появились множественные фурункулы, из-за которых актеру было трудно просто двигаться, не говоря уже о том, чтобы играть на сцене.

Именно из-за этой проблемы, а не из-за какого-то следования моде, Миронов часто появлялся на публике не в рубашке, а в водолазке с высоким горлом, чтобы скрыть свою проблему от посторонних глаз.

Как рассказывал в своих воспоминаниях другой талантливый актер, Михаил Державин, он вместе с Александром Ширвиндтом старался во время спектакля «Ревизор», когда Миронову по сюжету нужно было падать, так поддерживать Андрея, чтобы не коснуться ненароком больных мест и не причинить артисту страдания.

Проводимое терапевтическое лечение не давало никаких результатов, проведенное переливание крови так же не изменило ситуацию. даже обращение за помощью к известной в те времена целительнице Джуне ничего не изменило.

В итоге пришлось прибегнуть к хирургической операции, во время которой были удалены лимфоузлы в местах, наиболее подверженных фурункулезу.

После этого самочувствие Миронова несколько улучшилось, но о каком-то существенном улучшении общего состояния говорить не приходилось. К тому же у артиста случались регулярные сердечные приступы.

В августе 1987 труппа театра была на гастролях в Риге. 14 августа Андрей Миронов выступал Рижском оперном театре, шел спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Неожиданно во время выступления артисту стало плохо, он начал терять сознание.

Коллеги вызвали скорую и актер был экстренно госпитализирован в нейрохирургическое отделение клиники Гайльэзерс. Там артисту был поставлен диагноз — обширное кровоизлияние в мозг.

Последующие два дня врачи делали все возможное и невозможное для спасения Миронова, но их усилия оказались тщетными и рано утром 16 августа Андрей Миронов скончался, так и не приходя в сознание.

Вскрытие показало наличие аневризмы сосудов головного мозга. Тело артиста было перевезено в Москву, где 20 августа Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Так завершился земной путь Андрея Миронова — удивительно искреннего и светлого человека, талантливого артиста, до сих пор любимого зрителями.

источник

Здесь описана смерть Миронова. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены фото могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Андрей Александрович Миронов
07/03/1941 — 16/08/1987

Причиной, повлекшей смерть Миронова стало врожденная аневризма сосудов головного мозга, которая в возрасте 46 лет вызвала кровоизлияние в мозг.

Андрей Александрович умер в Риге, в клинике Гайльэзерс, 16 августа 1987 года.

Андрей Миронов похоронен 20 августа 1987 года. Церемония прощания проходила на сцене Театре Сатиры.

Тело артиста повезли из Риги в Москву на автомобиле, несмотря на предложение правительства Латвийской ССР, где констатировали смерть Миронова, выделить отдельный самолёт для транспортировки всех близких Андрея.

Более того, Валентин Плучек (главный режиссер театра) посчитал нецелесообразным отменять гастроли театра, и из всего коллектива на похоронах присутствовало всего четверо: Ширвиндт, Державин, Васильева и Егорова. Через несколько лет, когда умрет сам Валентин Плучек ситуация повторится — театр будет на гастролях, а на похороны почти никто не приедет…

Первые три минуты — монолог Андрея в роли Фигаро, начиная с 3:10 рассказ Александра Ширвиндта и Григория Горина о последних минутах Андрея Миронова

Похоронен Андрей Александрович на Ваганьковском кладбище в Москве. В конце 80-х могила Андрея Миронова подверглась набегу вандалов, укравших бронзовую ограду.

Могила А. Миронова. Москва, Ваганьковское кладбище

Для более полного погружения в атмосферу творчества и жизни Андрея Миронова мы рекомендуем прочесть скандальную книгу Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я»

Летом 1986 года по Москве поползли слухи о смерти Андрея Миронова. Григорию Горину даже пришлось опубликовать опровергающую заметку в «Советском экране».

Однако через год смерть Миронова настигла уже по настоящему.

Итак, 14 августа 1987 года в Латвии Андрей Миронов выходит на сцену и играет в спектакле Московского театра Сатиры «Безумный день или женитьба Фигаро».

Накануне, сразу после сольного концерта, артист жаловался на сильные головные боли, однако никто не придал этому должного значения.

В ходе представления Андрей Александрович внезапно оборвал монолог и неожиданно ушел за кулисы. Представление остановили. За сценой Андрей Миронов потерял сознание, и не приходя в себя умер через два дня в больнице в результате обширного кровоизлияния в мозг.

Помочь Миронову приехало сразу несколько выдающихся врачей, находившихся в тот момент в Риге на симпозиуме нейрохирургов, однако все попытки были тщетными.

По мистическому стечению обстоятельств именно в эти дни в Риге собрались практически все близкие люди Андрея Александровича.

День был жаркий, вечер душный, и после начала спектакля двери театра раскрыли настежь. Стало немного прохладней. Ширвиндт играл графа Альмавиву. Играли великолепно. Было похоже, что какие-то места с импровизацией. Это было видно по тому как «работали» Миронов и Ширвиндт. Сейчас бы сказали — драйв! Зал был в восторге! Вместо двух перерывов решили сделать один…

И после перерыва, минут через двадать (примерно), сцена в саду, неожиданно Андрей стал откидывать волосы со лба, видно было, что вспотел, что-то с ним не так, но играли азартно, зрители не заметили этой странности. Вдруг Андрей быстро ушёл в левую (из зала) кулису. Возникла пауза. Следом кинулся Ширвиндт. Тишина — пронзительная. Вдруг голос Ширвиндта из кулисы — «Андрею Александровичу плохо»! Глухо и потрясенно.

Занавес закрыли. Тишина уплотнилась до жути. Вышла молодая женщина, администратор, извинилась, повторила, что Андрею Александровичу плохо, явственно теперь уже сказала. Сомнения отпали — беда! На этом фоне проявился сперва где-то далеко, звук сирены «Скорой помощи»- двери открыты, слышно как подъехала. Придавила всех к местам.

Потом стихло. Уехала. И надо бы аплодировать за великолепную игру и неловкость возникла, виноватость какая-то. Стулья хлопают, молча люди выходят, ещё не ведая, что спектакль не повторят. И что-то ужасное в этой тяжкой тишине сконцентрировалось. Предощущение несчастья, но надежда ещё теплилась где-то глубоко. А — вдруг… Билеты, увы не сохранились. На счет врача в зале почему-то не отложилось, волнение было большое.

Всё смотрели на сцену, ждали, вот сейчас он примет что-нибудь, лекарство, и продолжится. Так он убедил всех своей игрой…

источник

Аневризма сосудов мозга — это патологическое состояние, которое характеризуется нарушением структуры сосудов головного или спинного мозга с образованием мешковидного расширения стенок сосудов. Наиболее частой причиной возникновения аневризмы являются врожденные нарушения строения стенок сосудов или сосудистые аномалии. Наиболее опасное осложнение аневризмы — это разрыв стенки артерии с развитием внутреннего кровотечения и кровоизлияния в органы.

Андрей Миронов (46 лет) — актер театра, кино: «Три плюс два» (1963; главная роль — ветеринар Роман Любешкин), «Берегись автомобиля» (1966; главная роль — Дима Семицветов), «Бриллиантовая рука» (1969; главная роль — контрабандист Гена Козодоев по кличке Граф), «Достояние республики» (1972; главная роль — Маркиз), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973; главная роль — капитан милиции Васильев), т/ф «Соломенная шляпка» (1975; главная роль — Фадинар), т/ф «Двенадцать стульев» (1977; главная роль — Остап Бендер), т/ф «Обыкновенное чудо» (1978; Администратор), «Мой друг Иван Лапшин» (1985; журналист Ханин), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987; главная роль — мистер Фест) и др.

В первый раз Миронов едва не умер в сентябре 1978 года. Он тогда вместе с Театром сатиры гастролировал в Ташкенте, и в один из дней ему стало плохо — у него лопнул сосудик в мозгу. По счастью, это был всего лишь микроразрыв, однако местные врачи поставили неверный диагноз: серозный менингит. Миронова положили в больницу. По Москве тотчас пошли слухи, что он… умер. Но он был жив, лежал в больнице. Если бы врачи правильно поставили диагноз и провели операцию, вполне вероятно, он бы прожил гораздо больше тех девяти лет, что последовали затем. Дело в том, что после того как у Миронова в Ташкенте лопнул сосудик, кровь запеклась и этот сгусток и держался до 87-го. Кстати, в роду Миронова многие умерли именно от аневризмы: и отец (аневризма сердца), и сестра отца, и тетка.

Как утверждают очевидцы, Миронов предчувствовал свой ранний уход. Например, его бывший одноклассник А.?Ушаков рассказывает: «Надежда Георгиевна Панфилова, наш классный руководитель, умерла в этом же 1987 году, унесшем и Андрея. Когда в маленькой ее квартирке на улице Вавилова наш класс прощался с нею, кто-то сказал, что мы очень редко видимся. Андрей, задумчиво помолчав, произнес: «Ничего. Скоро я вас соберу у себя — по такому же случаю…»

Закрыв в июне 1987 года свой 63-й сезон, Театр сатиры в июле отправился в гастрольную поездку по Прибалтике. Именно там и случилась трагедия.

14 августа Миронов должен был играть на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Но перед спектаклем он в течение двух часов играл на корте в теннис. Играл два часа на страшном солнцепеке, обмотавшись полиэтиленовой пленкой, чтобы согнать вес. После игры зашел к гендиректору санатория «Яункемери» Михаилу Малькиелю, оставил у него свои кроссовки и договорился, что вечером они проведут время в компании прелестных девушек. Не довелось…

Спектакль начался без опозданий и ровно двигался до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное. Вспоминает?А.?Ширвиндт:

«Фигаро: Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…»

Это были последние слова Фигаро, которые он успел произнести…

После чего, пренебрегая логикой взаимоотношений с графом, Фигаро стал отступать назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать… Граф вопреки логике обнял его и под щемящую тишину зрительного зала, удивленного такой «трактовкой» этой сцены, унес Фигаро за кулисы, успев крикнуть «Занавес!».

«Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге и в жизни вообще…»

Рассказывает руководитель клиники нейрохирургии Янис Озолиньш: «Я приехал в больницу буквально в считаные минуты, как только меня вызвали. Миронова привезли к нам в 23.25. Он был без сознания. Произошел так называемый разрыв аневризмы — сосуда, который снабжает кровью передние части головного мозга и также участвует в полном снабжении головного мозга.

При установлении диагноза было сразу ясно, что произошло обширное кровоизлияние между полушариями головного мозга. Мы сразу же провели обследование сосудов, констатировав гигантскую, по меркам головного мозга, аневризму: в диаметре она была больше 2,5 сантиметра! То есть она очень трудно поддается оперативному лечению. В результате разрыва — нарушение жизненно важных функций, дыхания и, как следствие, потеря сознания.

В реанимации мне удалось установить, что Миронову в театре кто-то из врачей, оказывая помощь, из самых лучших побуждений заложил в рот нитроглицерин. В такой ситуации, когда произошел разрыв артерии, прием сосудорасширяющего вещества мог усугубить объем кровотечения. Правда, мы можем только предполагать, но говорить об этом со всей определенностью трудно…

Было совершенно ясно, что в ситуации перенесенной клинической смерти Миронова оперировать не было смысла. Мы продлевали реанимационные мероприятия, то есть поддерживали кровяное давление, дыхание, и в это же самое время обдумывали возможности оперативной помощи. Практически сразу же при поступлении к нам мы совершили вспомогательную операцию. Это дало возможность предотвратить остановку сердцебиения. Так были выиграны эти два дня — с 14-го по 16 августа. Иначе Миронов умер бы сразу.

За это время здесь перебывали почти все родственники Миронова и его друзья, находившиеся в Латвии. Но ничего радикального мы сделать не могли, потому что уже наступили невозвратимые разрушения в мозгу. В сознание он так и не пришел. Смерть наступила 16 августа в 5.35 утра.

В помощь к Канделю из Москвы был вызван еще один известный нейрохирург — профессор А.?Маневич. Однако медицина в этом случае оказалась бессильной. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга)».

источник

Его игру обожали как любители кинематографа, так и театральные зрители, он был кумиром миллионов советских людей, даря им радость и хорошее настроение.

Его талант не вызывал сомнений ни у кого, даже многие именитые артисты открыто признавали, что Андрей Миронов был гораздо талантливее их самих.

И глядя на ту легкость, с которой Миронов играл роли, пел, танцевал, на его пластику, мало кто мог предположить, что у актера серьезные проблемы со здоровьем, и что часто он выступает, превозмогая боль.

Знакомые артиста рассказывают, что однажды судьба свела Андрея Миронова с одной гадалкой, когда артист находился на гастролях в Болгарии.

Помимо предсказаний, касающихся личной жизни и творческой деятельности, гадалка предупредила Миронова о плохом состоянии здоровья, и что он должен относиться к себе гораздо бережнее.

Но актер не придал большого значения этим словам, и состоявшийся разговор на многие годы остался забытым.

Стоит отметить, что еще с юношеских лет у Миронова наблюдались проблемы с лишним весом, но они не были сколько-нибудь значимыми впоследствии: напряженная работа, часто связанная с большими физическими нагрузками, подчас изматывающие гастроли, а также диеты, на которые периодически садился актер, — все это способствовало тому, что лишние килограммы не накапливались.

Однажды во время гастролей в Ташкенте, проходивших осенью 1978 года, Миронову стало плохо и его госпитализировали с подозрением на кровоизлияние в мозг. После тщательного осмотра было установлено воспаление оболочек головного мозга — менингит.

Помимо этого, у Андрея Миронова был еще один неприятный недуг — фурункулез, от которого артист сильно страдал.

В начале 80-х годов заболевание сильно обострилось, в районе подмышечных лимфатических узлов, шеи, а также на ногах, под коленями, появились множественные фурункулы, из-за которых актеру было трудно просто двигаться, не говоря уже о том, чтобы играть на сцене.

Именно из-за этой проблемы, а не из-за какого-то следования моде, Миронов часто появлялся на публике не в рубашке, а в водолазке с высоким горлом, чтобы скрыть свою проблему от посторонних глаз.

Как рассказывал в своих воспоминаниях другой талантливый актер, Михаил Державин, он вместе с Александром Ширвиндтом старался во время спектакля «Ревизор», когда Миронову по сюжету нужно было падать, так поддерживать Андрея, чтобы не коснуться ненароком больных мест и не причинить артисту страдания.

Проводимое терапевтическое лечение не давало никаких результатов, проведенное переливание крови так же не изменило ситуацию. даже обращение за помощью к известной в те времена целительнице Джуне ничего не изменило.

В итоге пришлось прибегнуть к хирургической операции, во время которой были удалены лимфоузлы в местах, наиболее подверженных фурункулезу.

После этого самочувствие Миронова несколько улучшилось, но о каком-то существенном улучшении общего состояния говорить не приходилось. К тому же у артиста случались регулярные сердечные приступы.

В августе 1987 труппа театра была на гастролях в Риге. 14 августа Андрей Миронов выступал Рижском оперном театре, шел спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Неожиданно во время выступления артисту стало плохо, он начал терять сознание.

Коллеги вызвали скорую и актер был экстренно госпитализирован в нейрохирургическое отделение клиники Гайльэзерс. Там артисту был поставлен диагноз — обширное кровоизлияние в мозг.

Последующие два дня врачи делали все возможное и невозможное для спасения Миронова, но их усилия оказались тщетными и рано утром 16 августа Андрей Миронов скончался, так и не приходя в сознание.

Читайте также:  Эндоваскулярное стентирование аневризмы брюшного отдела аорты

Вскрытие показало наличие аневризмы сосудов головного мозга. Тело артиста было перевезено в Москву, где 20 августа Миронов был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Так завершился земной путь Андрея Миронова — удивительно искреннего и светлого человека, талантливого артиста, до сих пор любимого зрителями.

источник

В августе 1987 года остановилось сердце популярнейшего советского актера, на киноработах которого выросло не одно поколение. В чем причины смерти Андрея Миронова?

Родился Андрей Александрович Манакер 7 марта 1941 года. Его родители, известные эстрадные артисты того времени Александр Семенович Манакер и Мария Владимировна Миронова решили записать в свидетельстве о рождении сына дату не “7”, а “8 марта”, что позже и значилось в его документах.

В первый класс в 1948 году Андрюша пошел с фамилией отца, однако, уже во второй — с фамилией матери, поскольку в свете антисемитски окрашенной “борьбы с космополитизмом” носить еврейскую фамилию было небезопасно. Так Андрей Манакер стал Андреем Мироновым.

Мать актера, рассказывая о его детстве, не отмечала у сына ни больших увлечений, ни прилежности в учебе. Особенно не складывались его отношения с точными науками. Единственным и непродолжительным увлечением мальчика было коллекционирование марок.

Первые кинопробы будущего актера на роль в массовке фильма “Садко” летом 1952 были неудачными — режиссер забраковал мальчика из-за того, что тот поверх подходящего по сценарию костюма сироты надел модную футболку.

Впервые мальчик вышел на сцену еще в школе в ученической постановке “Русские люди” по произведению Константина Симонова. Ему досталась роль фон Краузе. С тех пор театр стал неотъемлемой частью его жизни: сначала школьная театральная студия, затем театральная студия при Центральном детском театре и в итоге — поступление в Щукинское театральное училище.

19 марта 1962 года Андрей Миронов, несмотря на запрет студентам играть в кино, дебютировал в фильме “А если это любовь?”, а уже в июне закончил училище, получив красный диплом, и вошел в состав труппы Московского театра сатиры, где работал целых 25 лет.

Все последующие годы Андрей Миронов был постоянно задействован как в театральных постановках, радиоспектаклях, так и в кино. Его голосом говорят многие персонажи советских мультфильмов. Самые известные фильмы с его участием:

  • “Берегись автомобиля” (1966);
  • “Бриллиантовая рука” (1969);
  • “Невероятные приключения итальянцев в России” (1974);
  • “12 стульев”;
  • “Обыкновенное чудо” (1979);
  • “Человек с бульвара капуцинов” (1987), ставший последней его работой в кино.

Андрея Миронова знала и любила публика как героя легких, комедийных или музыкальных лент, тогда как душа самого актера стремилась к ролям драматическим, к героям с тонкой организацией и сложной судьбой. Его мечтой была роль в фильме Тарковского, однако тот не нашел его подходящим для своих работ. Никита Михалков также не предлагал сотрудничество.

Как умер Андрей Миронов?

Первым тревожным звоночком стало кровоизлияние в мозг, настигшее актера на гастролях в Ташкенте. Его госпитализировали и диагностировали менингит. Спустя всего несколько месяцев Миронов снова вышел на сцену.

В скором времени обнаружилась инфекция в лимфатических узлах, из-за чего тело актера покрылось фурункулами, не только причиняющими неудобство, но и не давшими ему работать. Мягкие способы лечения не принесли результата, и артист решился на крайнюю меру — хирургическое удаление лимфоузлов.

14 августа 1987 года на сцене оперного театра Риги в ходе спектакля “Женитьба Фигаро” Андрей, игравший главную роль, прямо на сцене начинает терять сознание и оказывается в реанимации. Двое суток врачи сражались за его жизнь, но уже 16 августа сердце актера остановилось.

Мнение врачей о том, от чего умер Андрей Миронов, однозначно — обширное кровоизлияние в мозг.

Яркий и обаятельный Андрей Миронов всегда пользовался немалым успехом у женщин и имел за плечами множество романов, однако официально вступал в брак всего дважды:

  • В 1971 году на актрисе Екатерине Градовой, известной публике по роли радистки Кэт в фильме “17 мгновений весны”. В паре была рождена дочь Мария, во взрослой жизни избравшая роль актрисы. Брак продлился недолго и распался в 1976 году;
  • В 1977 году на актрисе Ларисе Голубкиной, известной по роли в фильме “Гусарская баллада”. Актер даже удочерил ее дочь Марию, которая также успешно трудится в актерском цехе.

Когда умер Андрей Миронов, его тело было перевезено в Москву и похоронено на Ваганьковском кладбище. Со времени его смерти о нем было написано немало книг, снято множество сюжетов и даже один полноценный фильм “Андрей” (1991). Его имя носят театр и открытый в 1982 году астероид (Миронов).

Память о великом, без преувеличения, актере живет в сердцах миллионов людей, а его работы не теряют своей притягательности даже после смены веков.

источник

16 августа перестроечного 1987 года всю Советскую страну потрясло одно из самых трагических известий за всю историю советского кинематографа – в Риге на гастролях умер от инсульта самый знаменитый, преимущественно комический, советский артист того времени Андрей Александрович Миронов, прославившийся в таких фильмах, как «3+2» (режиссёр Генрих Оганисян, 1963), «Берегись автомобиля» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1967), «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1969), «Соломенная шляпка» (режиссёр Леонид Квинихидзе, 1974), «Небесные ласточки» (режиссёр Леонид Квинихидзе, 1976), «Обыкновенное чудо» (режиссёр Марк Захаров, 1978), «Трое в лодке, не считая собаки» (режиссёр Наум Бирман, 1979), а также в телесериале «12 стульев» (режиссёр Марк Захаров, 1976) и телеспектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (режиссёр Валентин Плучек, 1974).

Смерть А. Миронова была совершенно неожиданной, никаких признаков её приближения никто из окружающих в артисте не заметил. А. Миронов был загружен работой в театре, кино и на телевидении, не жаловался на здоровье, если и пил, то не более обычного мужчины своего возраста и своей профессии в тогдашнем СССР. Ему было 46 лет, впереди его ожидали 15-20 лет насыщенной профессиональной жизни, в лучах его огромной популярности. Его смерть повергла всех в СССР, кто хоть сколько-нибудь смотрел кино и телевидение, в глубокий шок.

Так возникла в истории советского кино загадка смерти Андрея Миронова. Говорили о причине его смерти разное – что он слишком много работал и всегда на работе выкладывался по полной, а от такой нагрузки можно и умереть, что, возможно, речь идёт о каких-то врождённых, не замечаемых при жизни ни им, ни врачами, отклонениях в организме. Но всё это – аргументы слабые. Работал? Конечно! Чтобы добиться в профессии того, чего он добился, надо было много работать! Однако, все люди, добившиеся в актёрской профессии похожих успехов, тоже работали и работают много, но только в редчайших случаях умирают так рано при таком относительно незначительном потреблении алкоголя, как он. Врождённые проблемы со здоровьем? Не так уж много такого рода проблем, которые бы врачи не обнаружили аж до 46 лет! Да ещё у такого известного человека, который, кстати, следил за своим здоровьем.

Для того, чтобы выдвинуть правдоподобное предположение о причинах смерти столь заметного человека, о котором сейчас, через 30 с лишним лет, обнародовано уже достаточно много всякой, в том числе и не очень-то удобной для участников этих событий информации, надо понять какой образ жизни вёл покойный в течении нескольких последних лет своей жизни.

Актриса Елена Проклова, достаточно известная советская кинозвезда, недавно призналась, что на съёмках фильма режиссёра Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» в 1983 году в Сочи у неё был роман с Андреем Мироновым, с которым они снимались в главных ролях в этом фильме. А. Миронов не умел, а, может быть, и не хотел скрывать эти отношения, и дело дошло до того, что его тогдашняя, вторая и последняя жена, тоже достаточно известная советская актриса Лариса Голубкина, примчалась в Сочи, чтобы прервать интимную связь своего мужа с Е. Прокловой.

А. Миронов «гулял» от жены, что, в общем, неудивительно, учитывая его бешеную популярность и нестарый ещё возраст. Возможно, как-то этому способствовали отношения с его тогдашней женой Л. Голубкиной. Андрей Александрович в своё время долго ухаживал за ней, добился брака с ней только после своего развода со своей первой женой Е. Градовой. Возможно, Л. Голубкина относилась к А. Миронову не слишком-то внимательно, как к мужу, не будучи всерьёз влюблённой в него, как это часто бывает в семьях, где и муж, и жена люди популярные и известные.

В 1986 году тот же режиссёр Алла Сурикова пригласила А. Миронова сниматься в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» – последнем советском киношедевре, в котором в главной роли блеснул А. Миронов. Артист первоначально отверг это предложение – какой-то комический вестерн с песнями и плясками, в сущности, повторение того, что он уже много раз делал в кино.

А. Суриковой А. Миронов в главной роли был нужен до такой степени, что она заявила, что без А. Миронова она просто не будет снимать этот фильм, и даже попросила (что было и остаётся совершенно уникальным для отечественного и мирового кинематографа! ), самому выбрать себе партнёров по фильму. А. Миронов на главную женскую роль выбрал молодую, известную и считавшуюся очень красивой актрису Александру Яковлеву (по тогдашнему мужу – Аасмяэ).

Вы понимаете, что происходит?! У той же А. Суриковой на съёмках предыдущего её фильма «Будьте моим мужем» в 1983 году А. Миронов совокуплялся с красавицей Е. Прокловой, о чём, естественно, А. Сурикова прекрасно знала! И сейчас сумела соблазнить А. Миронова съёмками в своём новом фильме только предложением жить на съёмках с той красавицей, какая ему нравится, а она, А. Сурикова, возьмёт эту красавицу на роль! А. Сурикова выступила, таким образом, своеобразной сводней для А. Миронова!

Не оцениваю поведение ни А. Миронова, подбиравшего себе половую партнёршу на съёмки через режиссёра, ни А. Сурикову, рискнувшую поработать для А. Миронова сводней за возможность зазвать его к себе в фильм. Отмечу лишь, что в то время среди молодёжи было не принято говорить «совокупляться» или «заниматься сексом», не говоря уж о матерном варианте обозначения такого сексуального действия, нет. Говорили вместо этого «сниматься». То есть самый сексуальный (и материный! ) глагол в русском языке заменялся термином из практики кинематографа! Вот до какой степени служебные романы на съёмочной площадке были популярны не только в собственно киносреде, но и в народе!

Итак, Андрей Миронов ради романа с красавицей А. Яковлевой (Аасмяэ) снимается в Крыму тёплой осенью 1986 года в последнем своём шедевре – фильме «Человек с бульвара Капуцинов». По свидетельству очевидцев А. Миронов на съёмках, действительно, ухлёстывал за гордой красавицей. Неизвестно, добился ли он успеха у неё, но известно, что у него были неприятности из-за этого не то адюльтера, не то попытки адюльтера. Якобы, его соперники из местного населения угрожали ему из-за его ухаживаний за А. Яковлевой.

Это очень неопределённое свидетельство может дать нам ключ к тайне смерти артиста. Его просто забили до смерти за нашу красавицу. Ведь понятно, как выясняли отношения мужчины из-за этой женщины – дрались. Смерть от побоев не всегда наступает сразу после побоев. Смерть от побоев вполне может наступить через несколько месяцев после этих побоев, что и могло произойти с А. Мироновым. Смертельный инсульт – обычная форма смерти от смертельно опасных побоев.

Можно предположить, что за неопределённым выражением очевидцев о каких-то «местных», столь невежливо обошедшихся со знаменитым артистом, стоят на самом деле более известные люди. Во-первых, понятно, что муж А. Яковлевой вполне мог явиться на съмки и побить А. Миронова. Во-вторых, не надо забывать, что вместе с А. Мироновым в фильме снимался другой чрезвычайно популярный и чрезвычайно склонный к разнообразию женщин вокруг себя актёр М. Боярский. Известно, например, что на съёмках фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» в 1978 году недавно женившийся М. Боярский жил половой жизнью аж с тремя местными женщинами, причём одна из этих его пассий заразила через него венерическим заболеванием весь этот своеобразный гарем.

М. Боярский подружился с А. Мироновым в том же 1986 году, когда они вместе с ним находились на чемпионате мира по футболу в Мексике, о чём сообщает сам М. Боярский, хотя вместе с ним они работали ещё на съёмках «Соломенной шляпки» в 1974 году. Возможно, А. Миронов, получив от режиссёра карт-бланш на подбор в фильм своих партнёров, сам способствовал попаданию М. Боярского на съёмки «Человека с бульвара Капуцинов». Ничего нет невозможного в том, что оба друга выпивали на съёмках, в том числе, безусловно, и с участием А. Яковлевой.

Чего не бывает по пьянке! Могли подраться из-за красавицы. Очень может быть, что после этой драки они и быстро примирились. Но побои, полученные А. Мироновым, уже были несовместимы с жизнью! Драки между мужчинами-друзьями, особенно по пьянке и из ревности, с последующим достаточно быстрым примирением, увы, – обычная картина мужской дружбы, особенно между молодыми мужчинами. Да и невозможно идеализировать и самого А. Миронова. Его многолетняя подруга Н. Егорова в своих воспоминаниях рассказывает, как он как-то приревновал её по пьянке и избил её так, что навсегда повредил ей кончик носа! Возможно, и здесь не обошлось без первоначального рукоприкладства пьяного и ревнивого А. Миронова к А. Яковлевой.

Сразу возникает вопрос об ответственности того невольного убийцы, который убил бедного А. Миронова своими побоями, был ли это кто-то из безвестных «местных», или муж А. Яковлевой, или М. Боярский. Скорее всего, доказать виновность невольного убийцы в таких случаях очень трудно, поэтому никакого уголовного дела и не было. Да и если бы было точно известно, что нечаянным убийцей А. Миронова стал муж А. Яковлевой или М. Боярский, то, что было делать властям?!

Сажать самого очень знаменитого М. Боярского?! Большой репутационный урон и советскому кино, и СССР вообще! Да и влиятельных защитников у М. Боярского вполне могло быть достаточно много – они могли «отмазать» М. Боярского от уголовной ответственности. Ещё тяжелее сажать мужа за убийство не то любовника, не то ухажёра своей жены. В традиционной культуре убийство мужем любовника жены было ненаказауемым. А традиционные моральные нормы всё равно достаточно влиятельны в обществе.

А. Миронов, конечно, всё время между полученными им смертельными побоями из-за А. Яковлевой в Крыму осенью 1986 года и своей неожиданной смертью в Риге в августе 1987 года чувствовал себя всё хуже и хуже, но мог приписывать это своей интенсивной работе, а если даже и догадывался об истинных причинах болезни, то не решался ни с кем об этом говорить. Сказать жене? Чтобы в очередной раз расстроить её своими изменами? Несмотря на всю сложную личную жизнь А. Миронова в браке с Л. Голубкиной, судя по всему, у них была далеко не плохая семья и оба они не стремились к разводу.

Пожаловаться на побивших его «местных»? На мужа А. Яковлевой? На М. Боярского? Это не особенно принято в таких случаях – ведь А. Миронов, женатый человек, сам стал ухаживать за чужой женой А. Яковлевой, сам, таким образом, вошёл безо всякой особенной необходимости в зону повышенного риска для собственной жизни. Посадить в тюрьму друга М. Боярского? Не очень-то хочется, даже умирая, сажать в места лишения свободы достаточно близких тебе, а также не очень-то виноватых людей!

Всё это предположение об истинной причине смерти знаменитого советского артиста является только наиболее вероятным, но всё же предположением, хоть как-то объясняющим одно из наиболее тягостных событий в СССР 1987 года.

источник

32 года назад, знойным летом 1987 года, гастроли московского театра Сатиры в Риге проходил с удивительным аншлагом. В спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» блистал Андрей Миронов. До финала оставалось всего ничего. Миронов успел дать свою реплику 53-летнему Александру Ширвиндту, игравшему роль графа Альмавива:

Читайте также:  Что такое аневризма межпредсердной перегородки r типа

— Мне известно, что одно время некий вельможа был к ней неравнодушен. Но то ли потому, что он её разлюбил, то ли потому что… я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает почтение мне…

В этой точке была драматургически обоснованная пауза. Андрей Александрович немного походил по сцене и, вместо того, чтобы продолжить монолог, вдруг сказал:

— Шура, болит голова, — а затем, пытаясь ухватиться рукой за декорацию, начал медленно оседать на сцену.

Ширвиндт быстро шепнул ассистенту режиссёра, стоявшему за кулисами, слово «Занавес!». Всё происходящее далее на сцене оказалось скрыто от взров собравшихся. Зрители шептались: «Какая-то заминка…». Все пребывали в полной уверенности, что минута-другая и… спектакль продолжится. Но в этот момент вышел администратор. «Мы не можем продолжить спектакль. Андрею Миронову плохо. Если в зале находятся медики, просим пройти их за кулисы».

И за кулисы потянулись врачи. Сразу несколько человек. Один из медиков, полагая, что у актёра сердечный приступ, доставал из кармана на ходу нитроглицерин, который в данной ситуации был… убийственным. Ведь у актёра произошло обширное кровоизлияне в мозг.

А ведь ещё двумя часами ранее Миронов был полон сил. И сил этих хватало не только для того, чтобы ежедневно давать изнуряющие спектакли, но и… предварять их сольными концертами. Они компенсировали отсутствие на гастролях в Прибалтике его друга — Анатолия Дмитриевича Папанова, который скончался девятью днями ранее описываемых событий – 5 августа 1987 года.

Папанов, с которым Миронова столько связывало в жизни и творческой судьбе, умер в результате трагической случайности. В доме, где он жил, отсутствовала горячая вода (велась знакомая каждому «ежелетняя» профилактическая работа). И, вернувшись со съемок замечательного фильма «Холодное лето 53-го года», Анатолий Дмитриевич стал под обжигающе-ледяные струи холодного душа. Сердце не выдержало.

На срочно организованных администратций театра Сатиры сольных концертах Андрей Миронов работал за двоих не в переносном — в прямом смысле слова.

На подмостках стоял портрет Анатолия Дмитриевича. И Андрей, обращаясь к нему, тут же перебегал на другой конец сцены, пародируя характерную для великого русского актёра манеру речи.

Находящиеся в зале становились свидетелями удивительной иллюзии. Миронов на сцене воссоздавал для них самые удивительные моменты своей работы с Папановым. Собравшиеся на творческий вечер памяти Анатолия Папанова плакали и смеялись. Никто не подозревал, что это последний, а точнее — предпоследний выход на сцену Миронова.

За кулисами Андрей Александрович лежал на столе. Вокруг суетились люди. А до приезда «Скорой» оставалось целых 10 минут. Проблески уходящего сознания прокручивали в голове кадры. Не только из фильмов, в которых были сыграны замечательные роли. Из жизни.

Родители Андрея — Мария Миронова и Александр Менакер — встретившись на гастролях, пошли на отчаянный шаг. Имея семьи, расторгли заключённые браки и объединились для создания нового союза, в результате которого на свет появился Андрей Миронов.

Андрею Миронову было суждено не только умереть, но и родиться на сцене, так как схватки Марии Владимировны, принципиально не желавшей уходить ни в какие предусмотренные законом декретные отпуска, начались 7 марта 1941 года в процессе демонстрации спектакля, в котором она была занята.

Детство Андрюши Менакера прошло в Ташкенте, куда были эвакуированы работники культуры и искусства, в том числе актёры Мария Миронова и Алексндр Менакер. Он так бы и прожил жизнь с фамилией отца, если бы родители, напуганные громким в начале 50-х годов «делом врачей» и сообщениями о «глобальном сионистском заговоре», не поспешили изменить фамилию сына.

Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым, и, конечно, когда врачей реабилитировали, никто не стал менять фамилию мальчика второй раз. «Пусть будет Мироновым, так легче в этой стране», — решила супружеская чета.

По кличке «Толстяк»

К лишнему весу Андрей Алекснадрович, такой стройный, такой подтянутый во всех фильмах, был предрасположен с детства. Он вёл ожесточённую борьбу с лишними килограммами на протяжении всей своей жизни. Уже в начальной школе его вес достигал 45 килограммов. Удивительно ли, что парнишка оказался задёрган одноклассниками. «Толстяк! Толстяк идёт» — неслось добродушному пареньку во след.

Позже актёр будет ревностно следить за стрелкой на весах, изнуряя себя физическими нагрузками. И в день своего последнего выхода на сцену, он играл более двух часов в теннис на жаре, облачённый в плотный костюм, что создавало дополнительную нагрузку на сосуды. Увы, они и без того находились в очень и очень неидеальном состоянии. Об этом чуть позже.

К поступлению в Щукинское театральное училище родители Андрея Миронова, известные на тот момент актёры, пытались приложить руку. Но Андрей настоял на том, чтобы члены экзаменационной комиссии не знали, чей он сын и… парень без проблем стал студентом одного из самых престижных столичных театральных вузов, выдержав конкурс в сто человек на место.

А вот с поступлением в театр было всё не так радужно. Ни о какой сатире Миронов, конечно же, не мечтал, грезя сценой Вахтанговского театра. Но там начинающему актёру были не рады и дали от ворот поворот. Мать приложила усилия для того, чтобы пристроить любимого сына хоть куда-то. Таким местом оказался театр Сатиры, где на Миронова долгое время смотрели, как на «сынка» звёздных родителей.

Но после первых же работ в спектаклях «Клоп» по В.Маяковскому, «Над пропастью во рожи» по мотивам произведений Д.Селинджера и «Доходное место» по пьесе А.Н. Островского все убедились в том, что Миронов обладает уникальным актёрским даром.

Пройдёт совсем немного времени и в театр Сатиры будет невозможно попасть именно потому, что там работал Андрей Миронов, беспрецедентный успех которому принесли сыгранные им…

Роли в кино

Совсем юного Миронова мы можем увидеть в драме «А если это любовь?» Юлия Райзмана, где он сыграл не главную роль одноклассника влюблённых подростков. Звали его героя Пётр.

И в картине «Мой младший брат» Александра Зархи, где ему достала роль Юрки Попова. Фильм 1962 года рассказывал о «поколении Оттепели», тревогах, стремлениях, чаяниях этих молодых людей. Критика, впрочем, встретила «поколенческий фильм» достаточно хладнокровно.

Куда более громкий успех ждал картину «Три плюс два», где 22-летний Андрей Миронов играет роль молодого ветеринара Романа Любешкина, претендующего вместе с компанией друзей на «место под солнцем» — точку на пляже, где из года в год загорают две молодые актрисы.

Картину, которая была запланирована, как среднебюджетная и предназначалась для проката в небольших кинотеатрах страны, не только ждал сенсационный успех. Образы, воплощённые на экране Андреем Мироновым, Геннадием Ниловым, Николаем Жариковым, Натальей Фатеевой и Натальей Кустинской настолько полюбились зрителям, что на следующий год количество предпочитающих «отдых дикарями» увеличилось многократно.

Успех был закреплён картиной «Берегись автомобиля», где Андрей Миронов сыграл роль прохиндея Димы Семицветова в тандеме с Анатолием Папановым. Помните? «Тебя посодют, а ты не воруй!».

Кульминацией триумфа становится «Бриллиантовая рука», фильм, из которого чуть было не вырезали мегапопулярный номер, когда контрабандист Гена Козодоев в исполнении 27-летнего Андрея Миронова поёт Семёну Семёновичу Горбункову песню «Остров невезения» на корабле.

Номер показался кому-то из компетентных цензоров «пристёгнутым» и неестесственным. Но Леонид Гайдай на компромисс не пошёл и вот уже шестой десяток лет песню, исполненную в этом фильме Андреем Мироновым, распевает вся страна.

Андрей Александрович Миронов, мечтавший стать драматическим актёром, сыграл за 46 лет своей жизни множество уникальных ролей комедийного плана. В возрасте Христа он появился в образе капитана милиции Андрея Васильева в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» и стал известен далеко за пределами СССР.

Итальянцы, несмотря на воспетый во всем мире необузданный темперамент и нрав, работали в этой полной опасных трюков картине, осторожно, доверяя исполнение сложных элементов каскадёрам. А Миронов, пребывавший в идеальной физической форме, всё делал сам, чем повергал их в шок.

Взрослея и, быть может, даже немного старея, актёр становился ещё лучше, приобретая черты, позволившие ему воплотить роль Великого Комбинатора в «Двенадцати стульях» Марка Захарова.

Мы могли бы увидеть его в образе Жени Лукашина в «Иронии судьбы…», но с Рязановым что-то не срослось. Да и не поверил бы никто в начале 70-х, что советский «плейбой» Андрей Миронов мог не пользоваться успехом у женщин, как говорит об этом герой, воплощённый в этой новогодней комедии Мягковым.

«Обыкновенное чудо»! Зенит славы. Удивительно, но Миронову не нужны были главные роли, чтобы занимать ключевую позицию в картине, и поэтому он легко соглашался на них. Можно ли представить себе «Обыкновенное чудо» без «воплощения зла» — Министра-администратора — с песней о бабочке? Вряд ли.

Все в этом фильме были привлекательны, а он — чертовски привлекателен.

Но как бы не любили мы трогательных, смешных, обворожительных героев Андрея Миронова в комедиях «Трое в лодке не считая собаки» и «Человек с бульвара Капуцинов», одной из последних его киноработ, кровь в жилах стынет от редких, если не сказать единичных ролей, пронизанных подлинным драматизмом.

Журналист Ханин, сыгранный 43-летним Андреем Мироновым за несколько лет до его смерти в картине «Мой друг Иван Лапшин», просит домохозяйку «Ты покорми меня, мать», чтобы избавиться от лишних глаз, лихорадочно засунуть украденный только что пистолет в рот и сделать отчаянную попытку застрелиться, последовав за умершей женой. Он отчаянно ищет смерти, прося Лапшина взять его с собой «ловить жуликов», получает от ворёнка во время облавы нож в живот, выживает и решает махнуть на Дальний Восток или в Сибирь. Где найдёт он желанную смерть? Кто знает. Когда? Вопрос времени.

И у тех, кто смотрел «Сказку странствий», вышедшую двумя годами ранее, в 1982 году, в глазах стоит лицо мыслителя Орландо. Умирая от прикосновения свирепствующей старухи-Чумы, он силится сохранить созданные им на бумаге великие открытия, но приходит к мучительному осознанию, что перед лицом смерти они ничего не стоят.

— Странно… Всё тело горит, а голова ясная, как никогда, — произносит Орландо-Миронов за мгновения до гибели. Но через минуту его бездыханное тело оказывается объято реальным огнём — санитары апокалипсиса, царящего вокруг, сжигают поражённого Чумой Орландо, старательно растаптывая листки с записанными на них формулами счастья.

«Скорая» примчалась через 10 минут. За кулисами бесновался Ширвиндт, требуя покинуть помещение посторонних. Он понимал, что его друг не хотел бы, чтоб его видели в настолько беспомощном состоянии. Под языком у Миронова был… нитроглицерин.

Врачи реанимировали его, а затем, когда стало ясно, что это кровоизлияние в мозг, машина «Скорой» помчалась в местную больницу.

В это знойное лето в Риге проходил симпозиум нейрохирургов со всего СССР. Был здесь и друг семьи — легендарный Эдуард Израилевич Кандель, светило отечественной медицины, заведующий нейрохирургическим отделением НИИ неврологии Академии медицинских наук СССР.

Он знал то, чего не знал почти никто из окружающих. Девять лет назад, в 1978 году, 37-летний на тот момент Андрей Миронов, испытал сильнейшие головные боли. В головном мозге рвался сосуд. И актёр мог бы уйти из жизни, так и не подарив нам роли во многих полюбившихся нам картинах конца 70-х, первой половины 80-х.

Но тогда кровоизлияние было незначительным. Тромб закупорил выход. Катастрофических последствий удалось избежать. Однако вести чрезмерно активный образ жизни врачи запрещали Андрею Александровичу уже тогда, объясняя, чем это закончится рано или поздно. Узнав о болезни сосудов, он… словно согласился с приговором врачей. Но график Андрея Миронова не стал менее напряжённым. Он, напротив, стал спешить, сниматься чаще, работать в театре больше, выходить на сцену не только в спектаклях, но и на многочисленных творческих вечерах.

Не чуждо ему было и ничто человеческое. Ведь в эти минуты, когда «Скорая» неслась в больницу, в номере гостиницы Ширвиндта и Миронова ждал Левон Оганезов, которому Андрей позвонил за полчаса до спектакля:

— Левон, мы с Шуркой взяли две бутылки водки! Готовь закуску, приедем после спектакля!

И Оганезов заказал в ресторане огромную сковородку так и не понадобившейся картошки и кучу «всякой всячины» для дружеской вечеринки.

Миронов работал и отдыхал, работал и занимался спортом по 2-3 часа в день. Ему нужны были силы, чтобы обеспечивать две семьи. В одну он сразу же в день получку отдавал всю зарплату. Деньги шли его родной дочери, Маше.

Жил актёр с тех доходов, которые появлялись в результате «профессионального актёрского чёса» — выступления, гастроли. Любившая отца Маша, которая была с ним и матерью, актрисой Екатериной Градовой, на гастролях в Риге, не находила себе места, в момент, когда отцу стало плохо.

— Я поеду в театр… — вдруг заявила вечером она.

— Маша, солнышко, ты ведь смотрела «Фигаро» сто раз… —попыталась остановить её мать.

— Папе плохо, он умирает! — закричала 14-летняя девочка и не ошиблась.

Когда актриса Ольга Аросева дозвонилась нейрохирургу Эдуарду Израилевичу Канделю, собиравшемуся праздновать день рождения в ресторане в кругу коллег, и сообщила, что Миронова забрали в реанимацию прямо со сцены, он незамедлительно отправился в больницу, а за «виновником торжества», которому исполнялось в этот день 64 года, последовали все ведущие нейрохирурги страны.

— Ты что-то можешь сделать? — глядя на мрачное лицо мужа спросила Гелена, его супруга, сестра Иосифа Кобзона, когда Кандель вышел из палаты реанимации.

— Да, — ответил он. — Немного отсрочить его смерть, чтобы Мария Владимировна успела приехать и свыкнуться с мыслью.

— Неужели он безнадёжен? — выдохнула Гелена.

— Я такой аневризмы ещё не видел, — произнёс Эдуард Израилевич.

Андрея Миронова поддерживали с помощью аппаратов искусственного обеспечения. Кто знает, не окажись под рукой у зрителя в момент приступа таблетка нитроглицерина, как известно, расширяющего сосуды, ситуация, возможно, не была бы настолько катастрофична.

Но случилось так, как случилось. Первым же самолётом примчалась Мария Владимировна — мать, которую Андрей Миронов боготворил и (многих это удивит) согласовывал с ней всю свою жизнь каждый шаг.

В её руках в те минуты была его жизнь, висевшая на волоске. Не находивший себе места Кандель мучительно искал варианты спасения. Хотя оказавшиеся у постели Миронова лучшие нейрохирурги СССР пришли к коллективному выводу, что выхода, увы, нет.

В какой-то момент, видя страдания близких актёра, Кандель произнёс:

— Я… могу оставить его в живых, но…

И все взгляды, среди которых, безусловно, доминировал взгляд матери, теряющей сейчас своего ребёнка, были в эту секунду обращены на Эдуарда Канделя. В глазах собравшихся у палаты сквозила надежда.

— Но это будет уже не Андрей, — изменившимся голосом произнёс знаменитый на всю страну нейрохирург.

Эдуард Израилевич, не спавший с вечера 14 августа по вечер 15-го чётко дал понять, что Миронова, останься он «под аппаратами», ожидает жизнь «овоща». И в эту секунду он встретился глазами со взглядом Марии Владимировны. Взор этот был ледяным. А лицо её вдруг стало каменным.

Ответ на осторожное предложение был понятен и принят, а точка в биографии актёра поставлена.

Уходить легче на рассвете, когда организм человека слаб и менее всего расположен к тому, чтобы бороться за жизнь. В 5.30 Кандель дал команду отключить от систем жизнеобеспечения Андрея Миронова.

А в 5 часов 35 минут 16 августа 1987 года великого актёра не стало. О его смерти мы узнавали, передавая новость из уст в уста. Программа «Время» — всесоюзный рупор советской эпохи — сообщала о смерти народных артистов СССР. Андрей Миронов, увы, не был удостоен этого высокого звания. Он был народным артистом РСФСР. Но поистине народным.

источник