Приоритетная проблема: отсутствие аппетита и извращение вкуса. Сестринский диагноз: отсутствие аппетита и извращение вкуса из-за недостатка железа в организме.
Краткосрочная цель: стимуляция аппетита в течение недели.
Долгосрочная цель: восстановление аппетита ко дню выписки.
План | Мотивация |
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
2. Разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету | Для возбуждения аппетита. |
3. Эстетически оформлять приём пищи. | Для возбуждения аппетита. |
4. Включить в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны, пряности (с разрешения врача). | Для возбуждения аппетита. |
5. Провести беседу с пациентом о необходимости питания для улучшения здоровья. | Для предупреждения потери массы тела. |
6. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии со вкусами пациента и рекомендациями диетолога. | Для эффективного лечения. |
7. Регулярно проветривать палату перед приёмом пищи. | Для исключения неприятных запахов, снижающих аппетит. |
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня | Для наблюдения за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий. |
9. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). | Для точности диагностических процедур. |
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). | Для эффективного лечения. |
Приоритетная проблема: слабость, головокружение.
Сестринский диагноз: слабость и головокружение из-за гипоксии мозга при анемии.
Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости и головокружения через 7 дней.
Долгосрочная цель: слабость и головокружение исчезнут к моменту выписки.
План | Мотивация |
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
2. Обеспечить кормление пациентки в палате. | Для уменьшения физической нагрузки. |
3. Обеспечить помощь пациентке в удовлетворении основных физических потребностей. | Для уменьшения физической нагрузки. |
4. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии с рекомендациями диетолога. | Для эффективного лечения. |
5. Провести беседы с пациенткой о сущности заболевания, принципах лечения и профилактики, диетическом питании, фитотерапии. | Для информации пациентки, уменьшения беспокойства. |
6. Регулярно проветривать палату. | Для обогащения воздуха кислородом. |
7. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). | Для точности диагностических процедур. |
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). | Для эффективного лечения. |
Приоритетная проблема: беспокойство, угнетённость состояния пациента.
Сестринский диагноз: беспокойство, угнетённость вследствие дефицита знаний о своём заболевании (В12-дефицитная анемия).
Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о своей болезни (симптомы и способы предупреждения обострений) к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент перестанет ощущать беспокойство к моменту выписки.
План | Мотивация |
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
2. Провести беседу об особенностях течения В12-дефицитной анемии | Убедить в благоприятном прогнозе при данном заболевании. |
3. Провести беседу об особенностях питания и образа жизни при В12-дефицитной анемии. | Убедить, что правильное питание и образ жизни помогут предотвратить ухудшение самочувствия. |
4. Провести беседу о диспансерном наблюдении и противорецидивном лечении. | Для информации пациента о возможности амбулаторного лечения. |
5. Познакомить пациента с человеком, больным В12-дефицитной анемией, но полностью адаптированным к своему заболеванию. | Для положительного влияния чужого примера. |
6. Провести беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки. | Для обеспечения психологической поддержки родственников. |
7. Подобрать популярную литературу о данном заболевании и предложить её пациенту. | Для закрепления полученной в процессе бесед информации. |
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, УЗИ органов брюшной полости). | Для точности диагностических процедур. |
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача (в/м инъекции цианокобаламина). | Для эффективного лечения. |
Приоритетная проблема: боль во рту и горле, нарушение целостности их слизистой.
Сестринский диагноз: боль во рту и глотке, нарушение целостности их слизистой вследствие лейкоза.
Краткосрочная цель: боль уменьшится через 3 дня.
Долгосрочная цель: боль и изъязвления исчезнут к моменту выписки, у пациента не будет инфекционных осложнений.
План | Мотивация |
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
2. Обеспечить приём полужидкой негорячей легкоусвояемой пищи. | Для максимального щажения слизистой рта и глотки. |
3. Обеспечить приём обильного количества витаминизированной пищи (некислые соки, кисель, морс, компот). | Для уменьшения интоксикации. |
4. Поместить пациентку в изолированную боксированную палату. | Для уменьшения риска инфицирования. |
5. Обеспечить частое проветривание палаты, кварцевание и влажную уборку с дезсредствами. | Для обеспечения инфекционной безопасности пациента. |
6. Выделить пациентке отдельную посуду и обеспечить дезинфекцию всех предметов ухода. | Для обеспечения инфекционной безопасности пациента. |
7. Провести беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания. | Для повышения защитных сил организма. |
8. Обрабатывать пациентке ротовую полость растворами антисептиков утром и вечером и после каждого приёма пищи (растворы соды, фурациллина, борной кислоты, перманганата калия). | Для подавления патогенной микрофлоры. |
9. Провести беседу с родственниками об ограничении частоты посещений и необходимости использования спецодежды, масок. | Для уменьшения риска инфицирования. |
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, стернальная пункция). | Для точности диагностических процедур. |
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача (в/в введение цитостатиков). | Для эффективного лечения. |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.
1Объективно:
бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации — систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Анализ крови: Нв — 75 г/л, эритроциты 3,9´10 12 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты — 4,5´10 9 /л, СОЭ 20 мм/час.
2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.
3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.
5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента .
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).
4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.
5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.
Эталоны ответов
(1) Нарушены потребности:
дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.
è Настоящие:
слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.
è Потенциальные:
риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.
è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.
Краткосрочная цель —
стимуляция аппетита в течение 1 неделя.
(3) Долгосрочная цель
— восстановление аппетита ко дню выписки.
(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
План | Мотивация |
1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. | Для ликвидация дефицита железа в пище. |
2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме. |
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. | Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита. |
4. Рекомендация по приему горечей. | Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. |
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. | Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. |
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. | Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. |
8. Выполнение врачебных назначений. | Для эффективного лечения. |
(5) Оценка эффективности:
у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.
3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.
4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.
5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.
Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)
Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.
При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
1Объективно:
состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.
2Пациенту назначено:
2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.
1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.
2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.
4. Обучите пациента технике введения инсулина.
5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.
Эталоны ответов
(1) Нарушенные потребности:
выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.
(2) Проблемы пациента:
è настоящие
—опасение за исход заболевания;
è потенциальные
—риск развития гипо- и гипергликемической ком;
—риск развития диабетической стопы;
—риск развития ретинопатии.
Из перечисленных проблем пациента
è приоритетной является жажда.
(3) Краткосрочная цель:
пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.
(4) Долгосрочная цель:
у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1. Обеспечить питание согласно диете №9. | Для нормализации углеводного обмена. |
2. Обеспечить пациенту лечебно — охранительный режим. | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы. |
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. | Для активного участия пациента в лечении. |
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. | Для коррекции дозы инсулина. |
5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. | Для предупреждения присоединения инфекций. |
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе. |
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии. |
8. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений. |
(6) Оценка эффективности:
пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.
4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.
5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
источник
Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.
Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании.
Слабость, вялость, изменение вкусовых ощущений, ломкость ногтей, выпадение волос, бледность кожных покровов, сердцебиения, нарушения ритма, снижение аппетита, неврологические расстройства.
Задание № 2.Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:
Проблема пациента | Данные обследования |
Сухость кожи | Кожные покровы сухие, шелушатся |
Слабость | Желание больше лежать, снижение работоспособности |
Извращение вкуса | Желание есть мел, известку |
Ломкость ногтей | Ногти ломаются, сухие |
Выпадение волос | Волосы редкие |
Сонливость днем | Снижение работоспособности |
Снижение аппетита | Пища кажется безвкусной |
Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.
Независимые действия медсестры | Взаимозависимые действия медсестры | Зависимые действия медсестры |
Создать физический и психический покой, рекомендации по диете, режиму, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов, взвешивание. | Организация консультации диетолога, по психотерапии. | Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача, профилактика возможных осложнений. |
Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:
диета, богатая железом, витаминами; режим с ограничением физических нагрузок, препараты железа при железодефицитной анемии и витамин В12 при В12 — дефицитной анемии, симптоматические средства, диспансерное наблюдение.
Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.
Название препарата | Показания | Пути введения | Противопоказа- ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия. |
Ферроплекс | Железодефицитная анемия | В таблетках через рот | Индивидуальная непереносимость |
Цианокобаламин | В12 дефицитная анемия, заболевания печени, полиневриты, радикулиты, кожные заболевания | Парентерально, внутрь | Тромбоэмболия, стенокардия, аллергическая непереносимость |
Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:
В поликлинику на прием к терапевту обратилась молодая женщина 27 лет, с жалобами на слабость, головокружения, сердцебиение при подъёме на 2-ой этаж (живёт на 4-ом этаже, в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса – ест уголь, мел. Находится в послеродовом отпуске – ребёнку 7 месяцев, кормит грудью. Муж в командировке. Обеспокоена своим состоянием, тревожна.
ОБЪЕКТИВНО: кожа бледная. сухая. ЧСС – 90 в минуту (при нагрузке), ЧДД — 20 в минуту, АД 110/70 мм рт. ст. (р. д — 110/70 мм рт. ст). Врачебный диагноз: железодефицитная анемия.
План работы медицинской сестры
Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, двигаться, поддерживать безопасность, социальные потребности.
Сестринский процесс необходимо осуществлять в амбулаторных условиях (у больной маленький ребенок, которого не с кем оставить), возможно организовав стационар на дому.
Проблемы пациента | Наблюде-ние | План ухода | Мотивация | Роль больного и родственников | Оценка |
Настоящие:слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита, беспокойство. Потенциальные: риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности. Приоритетная: отсутствие аппетита и извращение вкуса. | За внешним видом и состоянием пациента, пульсом, АД, ЧДД. Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. | 1. Обеспечение диетического содержания железа. 2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. 3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. 4. Рекомендации по приему горечей. 5. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. 6. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. 7. Выполнение назначений врача. 8. Проведение бесед о заболевании, успокоить. | 1. Для ликвидации дефицита железа в пище. 2. Для эффективного лечения заболевания, восполнение дефицита железа в организме. 3. Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышение аппетита. 4. Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. 5. Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. 6. Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. 7. Для эффективного лечения. 8. Для снятия психологической проблемы. | Обеспечить больному физический и психический покой. Строго следить за соблюдением диеты и режима, за выполнением всех назначений. Исключение алкоголя, курения. Объяснить важность последующей диспансеризации. | Состояние улучшилось, жалоб нет. Цель достигнута. |
Цели: краткосрочная – стимуляция аппетита в течение 1 недели;
долгосрочная – восстановление аппетита к концу месяца
Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.
Манипуляция | Подготовка пациента | Основные этапы выполнения манипуляции |
ТЕХНИКА ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ | Объяснить манипуляцию, успокоить, получить согласие. | 1. Подготовьте руки к инъекции 2. Соберите шприц емкостью 5-10 мл, приготовьте иглы длиной 60-80 см (одну — для набора лекарства, другую — для инъекции). 3. Наберите лекарство из ампулы или флакона, смените иглу, проверьте ее проходимость. 4. Приготовьте два ватных шарика, смоченных спиртом. 5. Определите место инъекции (для этого мысленно разделите ягодицу на 4 части, проведя горизонтальную линию через большой вертел бедренной кости, а вертикальную — через седалищный бугор). Инъекции нужно выполнять в верхненаружный квадрант под углом 90° по отношению к поверхности кожи. 6. Протереть место инъекции последовательно двумя ватными шариками, смоченными спиртом. Выполнять внутримышеные инъекции лучше в положении пациента лежа на животе или боку. Тогда наблюдается наиболее полное расслабление мышц. Выполняя инъекции стоя, следует посоветовать пациенту перенести тяжесть тела на противоположную месту инъекции ногу. 7. Левой рукой плотно зафиксировать мягкие ткани и, держа правой рукой, ввести иглу перпендикулярно кожной поверхности на глубину 5-6 см, оставив у канюли около 1 см. 8. Не перекладывая шприца из руки в руку медленно ввести лекарство. 9. Приложив к игле ватный шарик, смоченный спиртом, фиксировать иглу, быстро ее извлечь, место слегка помассировать ватным тампоном. |
Взятие крови из вены на биохимическое исследование | Объяснить манипуляцию, успокоить, получить согласие. | 1. Вымойте руки с мылом, осушите под электросушилкой или полотенцем. 2. Обработайте руки двумя ватными шариками, смоченными спиртом один — для ладоней, другой — для тыльной поверхности). Руки обработайте по направлению от кончиков пальцев к запястью. 3. Приготовьте иглу Дюфо, чистую сухую пробирку, ватные шарики, смоченные спиртом. 4. Наденьте перчатки. 5. Под локоть пациента подложите клеенчатую подушку. 6. Наложите жгут на среднюю треть плеча пациента на салфетку или одежду. 7. Обработайте перчатки спиртом. 8. Попросите пациента сжимать и разжимать кулак. 9. Обработайте область локтевого сгиба двумя ватными шариками, смоченными спиртом, найдите наиболее наполненную вену. 10. Натяните кожу локтевого сгиба левой рукой и фиксируйте вену (кулак пациента при этом сжат). 11. Пунктируйте вену так же, как для внутривенной инъекции: иглу Дюфо держите за канюлю срезом вверх, параллельно коже. Под иглу, чтобы не испачкать руку пациента кровью, можно подложить стерильную салфетку. 12. Подставьте к канюле пробирку, наберите нужное количество крови (5-10 мл). 13. Снимите жгут, предложите пациенту разжать кулак. 14. Извлеките иглу, прикрыв место пункции ватным шариком, смоченным спиртом 15. Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе на 5 минут. 16. Прикрепите к пробирке направление и отправьте кровь в биохимическую лабораторию. 17. Ватный шарик с кровью положите в 3% раствор хлорамина на 1 час, затем выбросите его. Примечание: если кровь берут на СПИД или RW (сифилис), то забор крови осуществляется при помощи ИГЛЫ СО ШПРИЦЕМ! Нужное количество крови насасывается в шприц (5-6 мл), а затем осторожно, по стеночке, выпускается в стерильную пробирку. Пробирка закрывается стерильной пробкой. Пишется направление по форме N 264У/88, регистрируется в журнале. Упаковывается в пенал с сопроводительным направлением. В случае нарушения целостности пробирки, все замачивается в дез.растворе (пробирка с остатками крови, направление). Сотрудник, принимающий кровь, должен работать в перчатках. |
Оценка (замечания преподавателя)——————
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 2993 | Нарушение авторских прав
источник
Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
— прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
— латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
— железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая — снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая — снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
— Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
— Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
— Лечение сопутствующих заболеваний.
— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.
Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния — пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса — поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии