Меню Рубрики

Социальная анемия управленческие пути преодоления

Актуальность темы. Отклоняющиеся поведение — поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от него общество. Анемия — это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции. Теория аномии — концепция, которая объясняет некоторые виды преступности, уделяя основное внимание лицу, в отличие от теории дифференцированного связи, объектом которой являются условия социального окружения. Теория социальной дезорганизации объясняет преступность на социальном уровне, ставит психологию преступника в зависимость от процесса функционирования общества в целом. Предмет исследования – социальная анемия. Объект исследования – управленческие решения в сфере преодоления социальной анемии. Цель данной работы -изучить управленческие решения по предотвращению социальной анемии. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: 1. Рассмотреть теория девиации 2. Изучить проявление социальной анемии 3. Охарактеризовать управленческие методы предотвращения социальной анемии При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Анемия — это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции. Понятие анемии введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Состояние дезорганизации (анемии) создает условия для девиации, т. е. отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация возникает и в стабильных обществах. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 1980-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

1. Абрамов, Е.И. Социология управления. – М.: ООО «ТНТ», 2015. – 340 с. 2. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. – М.: КноРус, 2013. – 248 с. 3. Батаршев, М.А. Психология управления. – М.: Дело, 2016. – 240 с. 4. Кашапов, М.М. Психология педагогического мышления. – СПб.: Алетейя, 2015. – 464 с. 5. Орлова, И.М. Краткий курс по государственному и муниципальному управлению. – М.: Окей-книга, 2013. – 128 с. 6. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Владос, 2000. – 288 с. 7. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2014. – 448 с. 8. Степанова, Е.М. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб.: Алетейя, 2016. – 288 с. 9. Сушков, О.И. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, Деловая книга, ИП РАН, 2016. – 448 с. 10. Тарасова, И.А. Конспект лекций. Государственное и муниципальное управление. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с. 11. Толстых, М.А. Психология. – СПб.: Алетейя, 2015. – 288 с. 12. Федорова, М.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2015. – 641 с. 13. Шамарова, Г.М. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Синергия, 2013. – 320 с. 14. Яковлев, А.П. Психология управления. – М.: Юрайт, 2016. – 214 с. 15. Яновский, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: КноРус, 2013. – 200 с.

источник

1. Причины появления новой отрасли научного знания — социального управления.

2. Теория и методология социального управления.

3. Предмет общей теории социального управления.

4. Современное социальное управление: состояние, тенденции изменения.

5. Новая парадигма социального управления.

6. Управленческая деятельность и управленческие отношения. Тенденции изменений в условиях управленческой революции.

7. Система социального управления: пути совершенствования.

8. История управленческой мысли в России. Ее представители, содержание управленческих идей и технологий.

9. Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.

10. Закон интеграции в управлении.

11. Закон экономии времени в управлении.

12. Закон приоритетности социальных целей в управлении.

13. Объективно-субъективная природа управленческих отношений.

14. Социальная доктрина. Технологии ее разработки и реализации.

15. Диалектика управления и самоуправления.

16. Принцип единоначалия в принятии управленческого решения и коллегиальности при его обсуждении.

17. Принцип научности социального управления.

18. Проблема ответственности в социальном управлении.

19. Гуманизм и нравственность в управлении.

20. Принцип системности в управлении.

21. Проблемы профессионализма в управлении.

22. Мотивация управленческого труда.

23. Формы и методы использования принципов управления на различных этапах развития общества.

24. Управление как наука и искусство.

25. Возможности управляемой системы по расширению сферы саморегулирования.

26. Социальное моделирование в современных условиях.

27. Социальное прогнозирование — один из важнейших методов управления.

28. Возможности более полного использования электронно-вычислительной техники в управлении.

29. Методы самоуправления и саморазвития социальных систем: состояние использования и возможность более широкого применения.

30. Технологии определения целей и их согласования.

31. Стратегические цели: механизм выдвижения и реализации.

32. Разработка и реализация общенациональных программ.

33. Региональные программы: существующая практика, пути ее изменения к лучшему.

34. Мультипликационный подход в программировании.

35. Совокупность методов в достижении поставленных целей.

36. Стратегическое целеполагание — ресурс антикризисного управления.

37. Стратегия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

38. Стратегии возрождения местного сообщества: технологии разработки и реализации.

39. Ценности, мораль, идеология как регуляторы общественной жизни: механизмы их использования в управлении.

40. Нравственные аспекты социального управления: пути их развития и укрепления.

41. Социальные нормативы. Их роль в управлении.

42. Социальная анемия: управленческие пути преодоления.

43. Информационное обеспечение социального управления.

44. Проблемы информатизации общества и обеспечения национальной безопасности.

45. Информационное общество: проблемы адаптации к новым условиям жизни в нем.

46. Законы и принципы сбора, хранения и анализа информации.

47. Система социального управления: пути совершенствования.

48. Организационные отношения и организационная деятельность. Проблемы оптимизации.

49. Формальные и неформальные социальные организации. Принципы их проектирования и развития.

50. Социальный лидер управленческого типа. Пути формирования и выдвижения.

51. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации.

52. Социальный контроль: технологии совершенствования и повышения действенности.

53. Технологии повышения эффективности управления.

54. Глобализация проблем управления.

55. Учет геополитических факторов — необходимое условие эффективного управления.

56. Государство — главный субъект социального управления.

57. Противоречия между обществом и государством: пути своевременного выявления и разрешения.

58. Социальная политика: механизм выработки и реализации.

59. Социальное содержание муниципального управления.

60. Социальные аспекты местного самоуправления.

61. Пути общественного развития: общие закономерности и особенности.

62. Российский самобытный путь общественного развития: тенденции и перспективы.

63. Современная управленческая культура: сущность, структурные элементы.

64. Принципы формирования современной управленческой культуры: тенденции и перспективы.

источник

Тема: Социальная анемия и управленческие пути ее преодоления

Тип: Реферат | Размер: 57.11K | Скачано: 59 | Добавлен 27.02.13 в 06:15 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Содержание
Введение 3
1. Понятие нормы 4
2. Теории девиации 12
3. Формы проявления отклоняющегося поведения и пути преодоления 18
Заключение 25
Список литературы 26

Введение
Отклоняющиеся поведение — поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому чего ждет от него общество.
Анемия — это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции. Понятие анемии введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Состояние дезорганизации (анемии) создает условия для девиации, т. е. отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация возникает и в стабильных обществах.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется это связано с тем что, чем сложнее становится общество, чем больше протекает в нем процессов тем больше у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас обычных людей, членов общества.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Цель работы – изучить социальную анемию, управленческие пути ее преодоления.

1. Понятие нормы
Понятие нормы определяется разными исследователями по-разному. Но самым показательным примером является, пожалуй, схема нормальной личности по К. Леонгарду. Центром этой схемы являются задатки как анатомофизиологические предпосылки для развития способностей. Следующий круг — это способности как свойства личности, отражающие скорость приобретения навыков, знаний и умений. Затем идет темперамент как свойство личности, отражающее динамику психической деятельности. Далее идет характер как свойство личности, отражающее отношение человека к себе, людям и труду. И, наконец, направленность, состоящая из мотивационной сферы, убеждений, идеалов, мировоззрения.
На самом деле психологическое строение личности более сложно. Оно связано с потребностями человека и его направленностью, с эмоциональными и волевыми особенностями. Несмотря на то, что последние рассматриваются психологией как отдельные процессы, они по существу являются включенными в строение личности. Личность человека формируется и проявляется в его деятельности, поступках, действиях. В потребностях материальных и духовных выражается связь человека с окружающим миром, людьми. Оценивая человеческую личность, прежде всего необходимо охарактеризовать круг ее интересов, содержание ее потребностей. Нужно судить о человеке по мотивам его поступков, по тому, к каким явлениям жизни он равнодушен, по тому, чему он радуется, на что направлены его мысли и желания.
Совокупность основных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, то есть когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования.
Ценность – это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни. Подлинная ценность должна быть всегда обеспечена «золотым запасом» соответствующего смысла, в противном случае она девальвируется до уровня простой декларации, более того, может стать бутафорией, маскирующей совсем другие устремления.
Именно общие смысловые образования, являющиеся основными конституирующими единицами личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям и к самому себе. Нельзя говорить о нормальном или аномальном развитии личности, не рассматривая этих отношений как с динамической стороны, так и со стороны содержательной. Кроме того, уровень притязаний, типичные для данного человека особенности выбора жизненных целей так же составляют существенную характеристику динамической стороны личности. Разного рода нарушения этой стороны нередко весьма типичны для аномального развития личности. Можно, например, с полным основанием думать, что ключ ко многим превратностям жизни людей, страдающих неврозами и психопатиями, надо искать именно здесь – в способах реагирования на успех и неуспех, в особенностях целеполагания.
Начнем с самого понятия уровня притязаний. Ф. Хоппе пишет, что человек приступает к работе с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут меняться. Совокупность этих сдвигающихся, то неопределенных, то точных ожиданий, целей или притязаний относительно своих будущих достижений Ф. Хоппе предложил назвать уровнем притязаний. Судя по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью извлечь из действия максимум достижений и полным отказом от какого-либо достижения. Уровень притязаний рождается из двух противоположных тенденций: с одной стороны, тенденции поддержать свое «Я», свою самооценку максимально высоко, а с другой стороны – тенденции умерить свои притязания, чтобы избегнуть неудачи и тем самым не нанести урон самооценке. Образующиеся в результате конфликта двух тенденций колеблющиеся психологические волны уровня притязаний выполняют по крайней мере две важнейшие психологические функции. Во-первых они регулируют конкретную тактику целеполагания, являясь необходимым инструментом приспособления к меняющимся условиям среды. Во-вторых, они по возможности охраняют человека от нанесения вреда его самооценке, чувству собственного достоинства.
Важно заметить, что только в результате борьбы, конфликта двух названных тенденций возникает определенный, свойственный данному человеку уровень притязаний, с присущими ему переживаниями успеха и неуспеха, но не наоборот – будто из самих по себе переживаний успеха и неудачи непосредственно рождается уровень притязаний. Поэтому, в частности, выраженные аффективные реакции на успех и неуспех, которые столь часто констатируют, например, при психопатиях, не должны быть главными объектами психологического рассмотрения. На основании анализа понятий, введенных Ф. Хоппе, можно утверждать, что изменения притязаний и целеполагания тесно зависят от того, как будет решен в конкретной деятельности нередко возникающий конфликт между реальными и идеальными целями субъекта. Умение своевременно разводить реальные и идеальные цели во многом определяет зрелость, уравновешенность личности, надежную защиту самооценки, рациональную тактику и стратегию целеполагания.
Напротив, слияние, недифференцированность реальных и идеальных целей может приводить к серьезным психологическим и жизненным последствиям, препятствующим полноценному формированию личности.
А.Н. Леонтьев подчеркивает важнейшую роль деятельности в формировании личности, и пишет, что иерархические отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредованиями. Опосредование связано с одной стороны, с осознанием мотивов деятельности, перспективных целей, с другой стороны – с критичностью, с правильной оценкой своего «Я» и других, с возможностью регуляции своего поведения. Указывая, что личность представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что деятельность человека на психологическом уровне является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, образом, реальная функция которого состоит в том, что он ориентирует в предметном мире. Естественно, что подобная ориентация не может актуализироваться без учета контроля.
О механизмах контроля говорит и П.Я. Гальперин, когда пишет, что действует не сознание, а личность, которая регулирует свои действия на основе сознания, и далее, говоря об общественном сознании, он вновь подчеркивает, что оно составляет важнейшую ведущую структуру в системе управления человеком своим поведением.
Таким образом, основным радикалом развитой личности является возможность опосредования своего поведения, возможность его регуляции, умение увидеть свои ошибки и, главное, уметь их исправлять. Не случайно в основах уголовного судопроизводства России предусмотрена ответственность человека за свои поступки; она предусматривается только в том случае, если человек осознал все значение своих действий и мог руководить ими. Следовательно, критичность является неотъемлемым компонентом, без которого нельзя опосредовать свое поведение. Поэтому правомерно предполагать, что изучение опосредования и зрелости личности можно изучать через анализ критического отношения человека к себе и окружающему, через анализ контроля. При этом следует отметить, что понятие критичности и контроля в литературе часто не разграничиваются. Это понятия родственные, но не однозначные. Критичность — это устойчивое психическое состояние человека, которое как и любое другое психическое состояние, является, говоря словами С.Л. Рубинштейна, непосредственно динамическим эффектом деятельности человека. Контроль же представляет собой конкретное проявление этого состояния и связан с осознанием своих отдельных действий и поступков в реальной ситуации. Иными словами состояние критичности является существенным компонентом деятельности человека, контроль же связан с его действиями, является в известном смысле производным от критичности. В психологической литературе критичность исследуется в основном как контроль в процессе решения задачи, как компонент ориентировочно — исследовательской деятельности, как возможность отличия своих действий от ожидаемого результата. Она связывается с поисковой деятельностью, с механизмом сличения, входящим в структуру мыслительного акта. В действительности же критичность выступает как компонент самосознания, позволяющий оценить себя, свои мотивы и поступки. В этом своем значении критичность дает возможность человеку опосредовать не только свои отдельные действия, но и поведение в целом. И наоборот, нарушение критичности приводит к нарушению опосредования, которое принимает вид различных форм неудачных способов компенсации, защиты, нарушения общения.
Другой известный психолог Э. Фромм пишет, что психически здоровый индивид продуктивен и не отчуждаем; со своими эмоциями он ощущает связь с окружающим миром, со своим интеллектом он постигает объективную реальность; он осознает свою собственную неповторимую личность и чувствует свою связь с ближними.
Следует отметить общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какие свойства личности могут быть отнесены к кругу нормальных. Г. Олпорт, проанализировав описания многих психологов, представил их в виде следующего перечня:
1. интерес к внешнему миру, расширение связей «Я» с внешним миром;
2. самообъективизация, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию, способность юмористически окрашивать действительность;
3. наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам;
4. способность к установлению теплых, душевных контактов с окружением;
5. владение адекватными навыками, способностями и восприятиями, необходимыми при решении практических проблем повседневной жизни;
6. любовь и уважение ко всему живому.
Г. Олпорт выделяет ряд психологических механизмов (сказать точнее — описательных характеристик), которые свойственны нормальной личности. Это следующие так называемые анаболические механизмы:
1. активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее;
2. доступность опыта сознанию (то есть способность видеть события собственной жизни такими каковы они есть, не прибегая к «психологической защите»);
3. самопознание с присутствием юмора;
4. способность к абстракции;
5. постоянный процесс индивидуализации — развитие и усложнение внутренней личности, не приводящий, однако, к аутизму;
6. функциональная автономность мотивов;
7. устойчивость к фрустрациям.
В противоположность анаболическим механизмам, обеспечивающим психическое здоровье, Г. Олпорт приводит список катаболических, патогенных механизмов (опять же, если сказать точнее, — свойств). Это:
1. пассивная позиция по отношению к действительности;
2. вытеснение;
3. другие способы защиты «Я» (рационализация, реактивные образования, проекции и замещения, всевозможные формы искажения истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию);
4. ограниченность мышления на конкретном уровне;
5 всевозможные формы «закоснения» развития.
По мнению Г. Олпорта, именно эти механизмы, качественно отличные от анаболических, характерны для различных случаев аномалий.
Затрагивая вопрос о том, насколько специфичен психологический процесс формирования аномалий личности, то есть насколько он отличается по своим внутренним механизмам от формирования нормальной личности, мы сразу сталкиваемся с острой методологической проблемой соотношения нормы и патологии, нормальных и патологических механизмов в развитии личности. Не касаясь здесь различных точек зрения и дискуссий по этому поводу, перейдем сразу к тому выводу, который вытекает из проведенного анализа.
Как показывают данные, при формировании аномалий личности действуют психологические механизмы, общие и для протекания нормальной психологической жизни. «Патология» проистекает не из того, что наряду с этими начинают действовать еще какие-то специфически патологические механизмы, а из-за того, что условия работы и протекания общих для любой психологической жизни механизмов искажаются особыми биологическими, физиологическими условиями.
Это положение диктует иной, чем общепринятый, подход к пониманию аномалий личности. Действительно, если только описывать и исследовать продукты болезненного процесса, то они предстанут резко, качественно отличными от клиники тех проявлений личности, которые признаются нормальными. Отсюда — данные исследований аномалий личности (подавляющее большинство которых направлено на испытание сложившихся форм патологии) нередко трактуются как имеющие весьма ограниченную ценность для общей психологии, как годные только для гротескного примера извращения психологических функций, но не для понимания сущности человеческой психики. Другим (и теперь более частым) уклоном является, напротив, игнорирование качественных различий нормальных и аномальных проявлений, например, попытки строить общие модели структуры личности из категории психопатологии, сближение противоречий нормальной личности и конфликтов невротика.
Между тем данное положение позволяет понять принципиальное единство законов психической жизни в норме и патологии.
Кроме того, чтобы правильно оценить девиантное (отклоняющееся) поведение, необходимо представлять, от каких именно норм общества оно может отклоняться. Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его. Выделяют следующие нормы, которым следуют люди: правовые нормы, нравственные нормы и эстетические нормы. Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. Отдельно в рамках каждой из вышеперечисленных общественных норм описывают нормы сексуального поведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоролевого поведения человека, а также частотой девиации именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека. При этом нормы сексуального поведения регулируются как на уровне прав, так и на уровне нравственности и эстетики. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Читайте также:  История болезни по педиатрии железодефицитная анемия 3 месяца

2. Теории девиации
Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации, но тем не менее знать их необходимо. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.
Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между делинквентным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли. Известный американский врач У. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».
В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу . Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.
С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот механизм нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами.
Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.
Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится. Для подростка первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.
Последним этапом принятия роли является закрепление за собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и других на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.
Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что людям с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.
Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным сознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты) . В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.
Так, структура индивидуального девиантного поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально- экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и другие, то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.
Искажения в системе ценностей большей частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе институтов юстиции – суда, прокуратуры – ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и других. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможности использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира». Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем.
Сторонники культурологических теорий (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.
В теории стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считается, что девиация – «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека.
Сторонники радикальной криминологии, отстаивают позицию, что девиация – это результат противодействия норм общества.
Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.
Изучение механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

3. Формы проявления отклоняющегося поведения
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного проезда до вандализма. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам девиантного поведения в широком смысле относят:
1) пьянство и алкоголизм;
2) наркотизм;
3) преступность;
4) самоубийство;
5) проституцию.
Некоторые думают, что пьянство и алкоголизм — это одно и то же. Это не совсем так. Алкоголизм, как правило, возникает и развивается на почве пьянства, но эти два понятия смешивать не следует, так как алкоголизму, в отличие от пьянства, присущи качественно иные характеристики и особенности, что обусловливает иные средства и методы борьбы с ним.
Обычный пьяница употребляет спиртные напитки при каждой возможности, а зачастую ежедневно. Однако, в отличие от алкоголика, он сохраняет контроль за количеством выпитого алкоголя.
Характерным признаком перехода пьянства в алкоголизм является то, что прием даже большой сильно опьяняющей дозы не вызывает защитной реакции — рвоты: организм привыкает, перестает сопротивляться.
Вторым очень существенным признаком, подтверждающим переход пьянства в алкоголизм, является потеря контроля за количеством выпитого.
Третий признак алкоголизма — следствие двух первых — это изменение характера опьянения: появляется злобность, агрессивность, провалы памяти, ослабление болевой чувствительности. Начинается деградация личности. Все подчиняется одному — выпить. Перечисленные признаки и составляют первую, начальную, стадию алкоголизма.
Вторая стадия — это уже выраженная алкогольная наркомания, основными признаками которой являются возникновение и установление похмельного синдрома, перемежающийся, запойный или постоянный характер пьянства, появление алкогольных психозов, алкогольное поражение внутренних органов и нервной системы.
Третья стадия алкоголизма характеризуется теми же основными симптомами, что и вторая, но имеет некоторые особенности. Опьянение наступает от сравнительно небольших доз спиртного, иногда больной может не пить крепких напитков и переходит к более слабым. Спиртное употребляется в небольших количествах, но часто. Таким образом, алкоголик находится в состоянии опьянения постоянно.
Немецкие наркологи предостерегают: обычные концентрации алкоголя в Как часто некоторые люди с гордостью отмечают у себя и своих товарищей повышенную устойчивость к спиртному, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к спиртному — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания.
Таким образом, разница между эпизодическим приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего.
В первом случае человек отмечает какое-либо торжественное или значительное событие, а во втором — пьет только чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать человека от пьянства, это предупреждает его падение и развитие алкоголизма.
Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в нашей стране безусловно самыми вескими являются следующие:
1.Развал системы детских и молодежных организаций.
2.Резкое изменение социального статуса — расслоение в обществе.
3.Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.
4.Ценностный кризис в обществе — потеря жизненных ценностей.
Ослабление семейных связей (в частных случаях).
Все это привело к тому, что молодежь, а именно она — самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей «Момент» и «Резиновый», затем переходят на анашу, маковую соломку, «балуются» паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт. И если для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради «крутизны». Запретный плод — сладок. Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин. Пришедшая к нам с Запада новая танцевальная культура принесла к нам наркотики, и плохим тоном стало появляться на дискотеке без ЛСД или таблетки экстази.
Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры — медицинские, правовые и др.
Человек становится примитивно эгоистичен. Единственный стимул деятельности, к сожалению, все менее координируемой — стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой» (ломкой называется физическое состояние организма человека, когда особые железы мозга не вырабатывают морфин, подавляющий болевые ощущения в суставах и тканях. Как только человек начинает вводить морфины в организм искусственным путем, железы перестают работать, так как организм и без этого получает морфин).
По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой.
Преступность — отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.
Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Существует связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь.
Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально не меняют ситуацию.
Современные подростки погружены в огромный поток информации, поэтому от родителей требуется культура и мастерство воспитания. Низкий уровень образования и культуры формирует невысокую культуру досуга, определяя этим качество психологического развития семьи, специфику взаимоотношений. Обыденные явления во многих семьях подростков (грубость, разрешение конфликтов посредством драк) воспринимаются последними как нормальная форма отношений между людьми, приемлемая и во взаимоотношениях со сверстниками.
Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их за собой на протяжении всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие опыт общения с «трудными» подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого.
На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллекту средствами подросток может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.
Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
В концептуальном плане в профилактических технологиях выдерживается прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Среди основных направлений проведения профилактики девиантного поведения особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.
Следующий подход – социально педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», — гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.

Читайте также:  Что лучше всего помогает при анемии

Заключение
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения — профилактическая.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Список литературы
1. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагополучные условия формирования личности в детстве: психологические механизмы насильственного преступного поведения. М., 2008
2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Знание, 2009. 158с.
3. Бадмаев С.А. Психокоррекция отклоняющегося поведения школьников. – 4-е изд. М.: Магистр, 2009. 96с.
4. Беляева Л.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. М., 2008.
5. Гальперин П.Я.. Введение в психологию. — М., 2010.
6. Гришко Е.А. Понятие преступного сообщества и его место в институте соучастия // Уголовное право. — 2010. — №2.
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: «Издательская группа НОРМА-ИНФРА». 2010.
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. М.: Педагогика, 2008. 159с.
9. Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 2010.
10. Криминология. Учебник / Под ред. И.И. Карпеца, В.Е. Эминова.- М.: 2010.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов–на–Дону, 2009.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Тема 17. Социальный контроль и эффективность управления

  1. Социальный контроль как совокупность приемов и средств.
  2. Способы осуществления социального контроля.
  3. Проблемы социального контроля и эффективности в российской системе управления.

Темы докладов и рефератов

1. Ценности, мораль, идеология как регуляторы общественной жизни: механизмы их использования в управлении.

2. Нравственные аспекты социального управления: пути их развития и укрепления.

3. Социальные нормативы. Их роль в управлении.

4. Социальная анемия: управленческие пути преодоления.

  1. Система обучения и повышения квалификации государственных служащих».
  2. Анализ кадрового потенциала организации.
  3. Антикризисное управление в современных российских условиях.
  4. Аттестация персонала: социально-психологические проблемы.
  5. Безработица. Управление занятостью.
  6. Бюрократия как социальный феномен.
  7. Власти и влияние в управленческой деятельности: проблемы лидерства.
  8. Гендерные аспекты стиля управленческого воздействия.
  9. Государственная (муниципальная) кадровая политика и механизмы ее реализации.
  10. Зарубежный опыт управления персоналом в современных российских условиях: проблемы адаптации.
  11. Инновационная культура в организации.
  12. Манипулирование как способ реализации корыстных интересов.
  13. Методы стимулирования трудовой деятельности персонала в организации: социологический анализ.
  14. Мониторинг персонала организации: как фактор эффективного управления.
  15. Мотивация труда работников как фактор эффективного управления производством.
  16. Организационная патология.
  17. Организационно-кадровый аудит.
  18. Особенности управления в агрессивной социальной среде.
  19. Особенности управления персоналом на муниципальном уровне.
  20. Особенности управленческого менталитета.
  21. Персонал организации: основные характеристики.
  22. Планирование и развитие карьеры в системе государственных органов власти
  23. Планирование и развитие карьеры в системе муниципальных органов власти .
  24. Роль неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности.
  25. Руководитель женщина в системе управления.
  26. Система управления человеческими ресурсами.
  27. Совершенствование управления человеческими ресурсами предприятия: сущность, принципы, методы.
  28. Социальное управление как разрешение между управляющей и управляемой системами.
  29. Социально-культурные факторы современного управления.
  30. Социальный лидер управленческого типа: пути формирования и выдвижения.
  31. Социологическое обеспечение управления трудовым коллективом.
  32. Управление конфликтами как фактор устойчивого развития организации.
  33. Управленческое решение: понятие, виды и пути оптимизации принятия и реализации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Бюрократия как социальный феномен. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера.
  2. Власть и социальная ответственность.
  3. Коммуникация в системе управления: Школа научного управления. Школа человеческого управления. Школа рационального управления.
  4. Концепция научного менеджмента Ф. Тэйлора и А. Файоля.
  5. Манипулирования в системе управления: понятие, методы. Манипулятивные приемы.
  6. Материальное и нематериальное стимулирование персонала организации. Слабости системы стимулирования.
  7. Модели социального управления: субординация, реординация, координация.
  8. Организационная патология и оргкультура. Разновидности патологии. Оргдиагностика.
  9. Основные концепции риска. Методы определения и оценки риска. Этапы снижения числа и последствий социальных рисков.
  10. Основные теории потребностей и мотивации: А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Херцберга и др.
  11. Особенности межличностной и функционально-ролевой коммуникации. Массовая коммуникация.
  12. Оценка персонала.
  13. Переговоры как один из методов разрешения конфликта.
  14. Понятие авторитета. Авторитет должности и моральный авторитет. Авторитет и лидерство.
  15. Понятие культуры. Организационная культура и элементы оргкультуры. Отличительные особенности сильной и слабой культуры.
  16. Представления об управлении обществом в классической социологии ХIХ в. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм).
  17. Приемы и техника психологических манипуляций в межличностном взаимодействии. Нейтрализация межличностных манипуляций.
  18. Прикладные социологические исследования управления и менеджмента (контент-анализ, анкетный опрос, интервью).
  19. Развитие управления в 1960-1980 гг. в России (, Д. М. Гвишиани, ).
  20. Руководитель в системе управления. Основные роли в управленческой деятельности.
  21. Современный руководитель: личность, стиль управленческого воздействия как факторы эффективного управления.
  22. Социальная иерархия и социальное управление.
  23. Социальное проектирование и прогнозирование. Методы прогнозирования.
  24. Социология бюрократии.
  25. Социальный контроль и социальные санкции как элементы социального управления.
  26. Социальные технологии и эффективность управления.
  27. Социальный контроль и социальные санкции как элементы социального управления.
  28. Социальный конфликт: понятие, параметры, характеристика конфликта.
  29. Социология управления: объект и предмет. Структура и функции социологии управления.
  30. Стимулирование персонала в системе управления. Основные функции и задачи стимулирование труда.
  31. Управленческая мысль в первой половине XX в. (, , ).
  32. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации.
  33. Формальные и неформальные социальные организации. Принципы их проектирования и развития.
  34. Школа «человеческих отношений» Э. Мейо, М. Фоллет.
Читайте также:  Железодефицитная анемия лечение народными методами

  1. Процесс исторического становления рыночных отношений в России и связанные с ним изменения в производственных организациях.
  2. Организационная культура как объект управления: виды, функции, задачи управления, операционализация, индикаторы.
  3. Анализ типа организационной культуры.
  4. Организационная культура и организационный порядок.
  5. Исследование организационной среды.
  6. Кросскультурные исследования организационных культур.
  7. Экология человека и организационная среда.
  8. Экологический подход в исследовании организаций.
  9. Проблемы передачи технологии в условиях глобализации экономики.
  10. Должностные инструкции как средство управления поведением в организации.

Исследование эффективности организационных коммуникаций.

1. Какого ученого считают родоначальником науки управления?

2. Главными принципами, какого подхода являются единство командования и единство руководства?

источник

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Литература к семинару 1. Афонин Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник. М., 2004.

2. Основы современного социального управления. Теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2006.

3. Грищенко Н. Б., Клевно В. А., Мищенко В. В. Добровольное медицинское страхование: Основы современной практики. Барнаул, 2001.

4. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Н. В. Тимошина, Т. С. Зубкова. М., 2003.

5. Пособия по государственному социальному страхованию / А. В. Верховцев. М., 2001.

6. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. М., 2003.

7. Социальная реабилитация / Н. Ф. Дементьева, Е. И. Холостова. М., 2002.

Тема 5. Корпоративный, инвестиционный и инновационный менеджмент в организациях социальной сферы Вопросы для обсуждения:

1. Цели функционирования, развития и управление предприятием.

2. Стратегии предприятия: социально-экономическая обусловленность, назначение.

3. Стратегии функционирования и роста фирмы (портфельная стратегия): интенсивный рост, интеграционный рост, диверсификационный рост.

4. Стратегии поведения на рынке.

5. Социальная стратегия. Специфика стратегического управления на малых и средних предприятиях. Особенности стратегического менеджмента на крупных предприятия.

6. Стратегическое корпоративное управление: особенности взаимодействия владельцев, директората и наемных работников акционерных обществ.

Литература к семинару 1. Афонин Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник. М., 2004.

2. Основы современного социального управления. Теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2000.

3. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы / В. С. Кукушкин. М., 2003.

4. Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурнологические схемы. Учебное пособие. М., 2004.

Тема 6. Управление реструктуризацией организаций социальной сферы: цели, задачи, методы, практический опыт Вопросы для обсуждения:

1. Структура органов управления социальной деятельностью в России и субъектах РФ.

2. Специфика полномочий федерального, регионального и муниципального управления социальной работой.

3. Финансовые основы деятельность социальных организаций.

4. Сущность системного подхода к управлению. Задачи и методы системного анализа. Система показателей состояния и развития объектов управления.

Тема доклада: Рефрейминг организации.

Литература к семинару 1. Афонин Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник. М., 2004.

2. Основы современного социального управления. Теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2006.

3. Ларионов И. К. Социальная теория. Общие основы и особенности России. М., 2001.

4. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы / В. С. Кукушкин. М., 2003.

Тема 7. Оценка социально-демографических процессов Вопросы для обсуждения:

1. Изучение социально-демографических изменений при анализе социальной структуры.

3. Демографическая ситуация и демографический прогноз.

Тема доклада: Демографический прогноз для России.

Литература к семинару 1. Афонин Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник. М., 2004.

2. Основы современного социального управления. Теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2006.

3. Ларионов И. К. Социальная теория. Общие основы и особенности России. М., 2001.

4. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. СПб., 2003.

5. Социальная политика / Н. А. Волгин. М, 2004.

Тема 8. Круглый стол: Современные принципы, методы и технологии менеджмента, проблемы и опыт их использования в управлении организациями социальной сферы. Социальное партнерство.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обручающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.

По курсу «Гуманитарные технологии социального менеджмента» самостоятельная работа осуществляется в процессе подготовки к семинарам, при выполнении индивидуальных заданий и подготовке эссе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ – Очень важно правильно спланировать время. Эссе, сданное позже крайнего срока, будет заведомо хуже сданного в срок, поскольку может не быть засчитано.

– Необходимо писать коротко, четко и ясно.

– От вас ждут проявления способностей построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний и самостоятельного мышления.

– Качество любого эссе (сочинения) зависит от трех составляющих: исходный материал (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); качество его обработки (организация, аргументация и доводы); аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

– По теме вам следует сначала прочитать 2–3 ключевые статьи или главы книг, в которых даются концептуальные рамки или теоретическая аргументация, приводятся эмпирические данные, рассматривается и оценивается круг литературы по данной теме.

– Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как введение (суть и обоснование выбора данной темы), основная часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).

– Во введении очень полезно дать краткие определения ключевых терминов. Однако постарайтесь свести к минимуму число определений (скажем, 3–4).

– Наполняя содержанием основную часть, ограничьтесь в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли.

– При цитировании всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом.

– В заключении стоит дать указания на применение вашего исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

ТЕМЫ РАБОТ (ЭССЕ) ПО КУРСУ 1. Особенности управления социальными процессами.

2. Роль менеджера в организации деятельности социальной организации.

3. Основные методы управления бюджетной организацией.

4. Принципы и формы организации заработной платы работников социальной сферы.

5. Теоретические основы менеджмента в социальной среде.

6. Цели и задачи менеджмента социальной организации.

7. Учет внешних доходов при управлении социальной организацией.

8. Структурная организация социального объекта.

9. Значение социальных трансфертов и источники их финансирования.

10. Назначение мониторинга условий и качества жизни населения, его место в управлении социальными процессами.

11. Профессионально-квалификационный состав персонала социальной организации. Формы и методы подготовки и повышения квалификации персонала.

12. Средний класс общества: критерии и проблемы его формирования в современной России.

13. Факторы социальной мобильности населения.

14. Виды социальных гарантий, льгот и компенсаций и их значение для населения (на примере отдельных групп).

15. Социально-психологическое управление и его актуальность для малых социальных организаций.

16. Формирование общественного мнения о работе социальной организации.

17. Направление работы по уменьшению бедности.

18. Специфика управления использования женской рабочей силы.

19. Формы государственной (муниципальной) работы с безработными.

20. Экономическая стратификация населения.

21. Основные направления социальной политики правительства РФ (региона, муниципального образования).

Основные требования к написанию реферативных работ 1. В качестве темы реферативной работы по своему усмотрению магистрант, студент выбирает одну из предложенных в перечне тем или совместно с преподавателем формулирует свою, но соответствующую программному материалу курса «Гуманитарные технологии социального менеджмента».

2. После ознакомления с содержанием выбранной темы реферата магистранту, студенту следует ознакомиться со справочной, научнометодической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы. Перед ее написанием магистрант, студент должен обязательно продумать и составить четкий план его изложения, который при необходимости можно уточнить с преподавателем. Важно помнить, что чем четче план работы, чем он логичнее составлен, тем легче автору изложить свои мысли, сделать обоснованные выводы. В свою очередь, план реферативной работы является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей.

3. Структура работы, как правило, включает: титульный лист;

план работы; введение (где излагаются актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, структуры, форм и методов теории и практики социального управления, раскрывающие тему), содержащую 3–5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников.

4. Работа выполняется магистрантом, студентом самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. Работа выполняется только в отпечатанном виде. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературных источников должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы).

5. Работа рецензируется преподавателем и оценивается им, как правило, по пятибалльной шкале. При получении отрицательной оценки работа вместе с рецензией отдается магистранту, студенту на доработку и с учетом замечаний возвращается для повторной проверки вместе с рецензией.

Примерный план реферата на тему «Руководитель предприятия в социальной сфере» Введение.

1. Социальные аспекты управленческой деятельности.

2. Основные функции и роль руководителя предприятия социальной сферы.

3. Управленческое взаимодействие руководителя с подчиненными и социальными менеджерами.

4. Социальные аспекты стратегии руководства организацией.

5. Формирование современного стиля руководства — функция социального менеджера.

Список использованной литературы.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Причины появления новой отрасли научного знания — социального менеджмента.

2. Теория и методология социального менеджмента.

3. Предмет общей теории социального менеджмента.

4. Современное социальное управление: состояние, тенденции изменения.

5. Новая парадигма социального менеджмента.

6. Управленческая деятельность и управленческие отношения.

Тенденции изменений в условиях управленческой революции.

7. Система социального менеджмента: пути совершенствования.

8. История управленческой мысли в России. Ее представители, содержание управленческих идей и технологий.

9. Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.

10. Закон интеграции в управлении.

11. Закон экономии времени в управлении.

12. Закон приоритетности социальных целей в менеджменте.

13. Социальная доктрина. Технологии ее разработки и реализации.

14. Диалектика управления и самоуправления.

15. Принцип единоначалия в принятии управленческого решения и коллегиальности при его обсуждении.

16. Социальное моделирование в современных условиях.

17. Социальное прогнозирование — один из важнейших методов управления.

18. Стратегические цели: механизм выдвижения и реализации.

19. Разработка и реализация общенациональных программ.

20. Региональные программы: существующая практика, пути ее изменения к лучшему.

21. Мультипликационный подход в программировании.

22. Совокупность методов в достижении поставленных целей.

23. Стратегия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

24. Ценности, мораль, идеология как регуляторы общественной жизни: механизмы их использования в управлении.

25. Нравственные аспекты социального менеджмента: пути их развития и укрепления.

26. Социальные нормативы. Их роль в управлении.

27. Социальная анемия: управленческие пути преодоления.

28. Организационные отношения и организационная деятельность. Проблемы оптимизации.

29. Формальные и неформальные социальные организации.

Принципы их проектирования и развития.

30. Социальный лидер управленческого типа. Пути формирования и выдвижения.

31. Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации.

32. Социальный контроль: технологии совершенствования и повышения действенности.

33. Технологии повышения эффективности управления.

34. Государство — главный субъект социального управления.

35. Противоречия между обществом и государством: пути своевременного выявления и разрешения.

36. Социальная политика: механизм выработки и реализации.

37. Социальное содержание муниципального управления.

38. Социальные аспекты местного самоуправления.

39. Современная управленческая культура: сущность, структурные элементы.

Интернет-ресурсы 1. Библиотечка Либертариума («Moscow Libertarium Library»):

http://www. libertarium. ru 2. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://ecsocman. edu. ru 3. http: //www. ptpu. ru.

4. http: //www. urbaneconomics. ru.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Технологии оценивания: работа студента оценивается на основе балльно-рейтинговой системы (100 баллов за освоение дисциплины).

Виды текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на семинарских и других видах занятиях в ходе решения тестов, учебных ситуаций и др. Это позволяет закреплять полученные знания, отрабатывать навыки принятия решений и навыки самооценки знаний.

Критерии для проведения текущего контроля: результаты ответов на вопросы, задания, в том числе тестовые, конкретные ситуации, участие в дискуссиях по ключевым понятиям менеджмента, участие и эффективность работы в малых группах.

Обязательной формой текущего контроля является написание реферата.

Форма итоговой аттестации — тестирование.

Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения данной дисциплины студент должен:

– разобраться в основных понятиях и категориальном аппарате;

– уметь анализировать предприятие как социальноэкономический феномен;

– знать социальную организацию предприятия, уметь анализировать его социальную структуру;

– знать социальные функции трудового коллектива предприятия;

– уметь анализировать социальный потенциал трудового коллектива предприятия;

– владеть методическими основами социального менеджмента;

– разбираться в вопросах социального целеполагания;

– знать основы социального планирования, социального контроля на предприятии;

– знать организационную структуру предприятия, владеть вопросами организации социального менеджмента;

– знать новые инновационные подходы к управлению социальными процессами на предприятии.

Форма текущей аттестации должна проходить в форме деловой игры.

Порядок проведения и организации управленческих деловых игр по курсу В тематику деловых игр вынесены ключевые функции и структурные элементы управления, овладение которыми требует не только знаний, но и практических умений, формирования навыков управленческого поведения и творческого мышления.

Тематика деловых игр 1. Целеполагание в управлении.

2. Комплексные целевые программы и проекты — организационная форма целеполагания.

3. Стратегическое целеполагание — ресурс антикризисного управления.

4. Организационные отношения и организационная деятельность.

Проектирование социальных организаций.

5. Социальный лидер управленческого типа. Разработка личностно-профессиональной модели управленца в организации определенного типа, технологии поиска.

6. Принятие управленческого решения. Технологии принятия и реализации.

7. Социальный контроль и эффективность управления. Технологии осуществления.

источник