Меню Рубрики

Сестринский уход при анемии список литературы

Анемия, понятие, описание заболевания, его классификация и причины развития. Этапы сестринского процесса при уходе за ребенком с диагнозом железодефицитной анемии. Сбор информации о пациенте, выявление проблем больного, оценка эффективности ухода.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

РТ «Зеленодольское медицинское училище» (техникум)

на тему: Сестринский процесс при железодефицитной анемии

Проблема диагностики и лечения анемий является одной из самых актуальных в современной терапевтической практике. Анемии возникают во все периоды жизни человека. Проблема имеет важное социальное значение. Анемиями страдает одна треть населения российской федерации: 40% случаев это беременные женщины, 25-30% это молодой и средний возраст, а в пожилом и старческом возрасте страдает 30% населения. Причинами является экология, питание, неблагоприятные факторы внешней среды, стрессы и нередко различные заболевания. Данная болезнь приводит к нарушению трудоспособности и ухудшению качества жизни пациентов.

железодефицитный анемия сестринский уход

Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.

По степени тяжести анемии делятся на:

а) легкой степени тяжести (гемоглобин снижен до 90 г/л)

б) средней тяжести (гемоглобин 89-70 г/л)

в) тяжелую анемию (гемоглобин менее 70 г/л)

Всемирная организация здравоохранения рекомендует считать нормой содержание гемоглобина в крови у взрослых выше 120 г/л

а у детей до 5 лет — выше 110 г/л

а) дефицит железа в депо (недоношенность, многоплодная беременность, анемии у беременных)

б) недостаточное поступление железа и других микроэлементов, белка, витаминов с пищей ( одностороннее вскармливание коровьим или козьим молоком, позднее введение прикормов, несбалансированное питание, злоупотребление углеводной диетой)

в) нарушение всасывания железа в кишечнике при заболеваниях органов пищеварения

г) избыточная потеря железа при кровотечениях, гельминтозе, экссудативно — катаральном диатезе

д) повышение потребности в железе в период интенсивного роста, частых заболеваний ребенка

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.

История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.

Объективные методы обследования:

Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).

Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).

Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.

Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния — пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса — поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.

При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

источник

Сестринский уход при железодефицитной анемии

Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
— прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
— латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
— железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА:

Лёгкая: Нb г/л 90-110 Эритроциты (1012/л) 3,0 Цветной показатель0,7-0,8 Fe сыворотки мкмоль/л 14,3 – 9,1

Средней тяжести: 70-90 2,5-3,0 0,6-0,7 7,7

Тяжелая ниже: 70 ниже-2,5 ниже-0,6 ниже-7,7
Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
— Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
— Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
— Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

Этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Классификации лейкозов

Лейкозы согласно современным классификациям, классифицироваться по следующим критериям: морфологическим, иммунологическим, биохимическим и цитогенетическим.

Морфологическая классификация:
Выделяют две большие основные группы лейкозов

Франко-Американско-Британская рабочая группа (FAB) по лейкемии в 1976 г. приняла общепринятую в настоящее время классификацию лейкозов по морфологическим характеристикам лейкозных лимфобластов.

А) L1 мелкие с узким ободком цитоплазмы и трудно различимым ядрышком клетки. Наиболее распространённая клетка при всех типах ОЛЛ у детей

В) L2 — крупнее L1, более широкий ободок цитоплазмы, одно или больше выраженных ядрышек. Клетки менее типичны, чем L1, их иногда ошибочно принимают за миелобласты.

С) L3 крупные клетки с базофильной вакуолизированной цитоплазмой и чётко выраженными ядрышками. Встречаются редко и, как правило, являются маркерами В-клеточного варианта ОЛЛ.

85% пациентов имеют L1 субтип ОЛЛ, менее 2% L3, 13%-L2. Такое деление практически важно, так как L1 имеют более благоприятный прогноз.

Иммунологическая классификация основана на происхождении от Т или В-лимфоцитов.

· 1-3% — В-клеточный и пре-В-клеточный

· 0 клеточный — неидентифицируемый

Цитогенетическая классификация. Если лейкемические клетки имеют гипердиплоидный кариотип (более 50 хромосом), это дает хороший прогноз по выживаемости.

Ферментная терминальная дезоксинуклеотидилтрансфераза (её нахождение в 90% случаев характерно для ОЛЛ у детей). Таким образом, дифференцируют ОЛЛ от ОНЛ.

Среди острых нелимфобластных лейкозов (ОНЛЛ) выделяют:

1. Острый миелоидный лейкоз:
М0- недифференцированный
М1 — острый миелобластный лейкоз недифференцированный
М2 — острый миелобластный лейкоз с дифференциацией
М3 – острый промиелоцитарный лейкоз
М4 – острый миеломонобластный лейкоз
М5 – острый монобластный лейкоз
М6- острый эритролейкоз
М7 — острый мегакариобластный лейкоз

2. При Хроническом миелолейкозе выделяют взрослый тип, ювенильный тип, бластный криз.

3. Врождённый лейкоз является особой формой острого лейкоза

Клинические проявления.

Следует отметить, что в силу полиморфности клиники у большого количества детей диагноз может устанавливаться случайно. Ниже приводим наиболее частые клинические проявления острых лейкозов.

По образному выражению в основе клиники лейкозов лежат два факта:

1. У больных слишком много лейкоцитов

2. Слишком мало эритроцитов и тромбоцитов

Наиболее типичны:

· Повышение температуры тела на субфебрильных цифрах или умеренный фебрилитет. Гипертермия связана с тем, что лейкозные клетки могут продуцировать эндогенные пирогены, а у части больных в силу бактериемии или вирусемии.

· Костно-суставной синдром (иногда ложный ревматизм) — боли в трубчатых костях нижних и реже верхних конечностей, позвоночнике, ребрах. В некоторых случаях, а наблюдается ограничение подвижности, нарушение походки.

· Кожные покровы и слизистые оболочки. Бледность кожных покровов. Лейкемиды (пролифераты лейкозных клеток)- образования темно-желтого или бурого цвета, выступающие над поверхностью тела в области грудной клетки, волосистой части головы, таза. Пролифераты в костях орбиты могут приводить к экзофтальму. Со стороны полости рта за 1-5% месяца до начала заболевания могут проявляться кровоточивость и гиперплазия дёсен, герпетические периоральные высыпания. Сухость и заеды красной каймы губ. Стоматит от катарального до язвенного.

· Геморрагический синдром. Кровоизлияния чаще на коже нижних конечностей и реже на туловище. Необильные носовые кровотечения, кровотечения из дёсен. Редко — желудочно-кишечные кровотечения и гематурия.

· Лимфоаденопатия — патогномоничный признак лейкоза. Лимфоаденопатия, как правило, генерализованная. Наиболее часто увеличиваются передне и заднешейные, подчелюстные и паховые лимфоузлы. Более значительное увеличение лимфоузлов характерно для нелимфобластных вариантов лейкоза.

· Гепатолиенальный синдром — чаще имеет место умеренно выраженная гепатоспленомегалия. Печень и селезенка, гладкие при пальпации.

· Изменения со стороны нервной системы на ранних этапах в виде астеноневротического и астеновегетативного синдромов. На поздних стадиях в виде нейролейкоза. Клинические проявления нейролейкоза — тошнота, рвота, нарушения сознания, поражения черепно-мозговых нервов, парезы, параличи, судороги.

· Поражения слюнных желёз — синдром Микулича.

· Редкие проявления виде пневмониеподобного синдрома, кардиоваскулярные расстройства по типу функциональной кардиопатии, увеличение почек, лейкозная инфильтрация яичек др.

Диагноз острого лейкоза ставится клинически, но всегда должен быть подтверждён лабораторно:

· Периферическая кровь: бластные клетки, анемия, тромбоцитопения

· В типичных случаях «лейкемический провал» — отсутствие переходных форм между юными недифференцированными и зрелыми кровяными клетками

· Миелограмма — обилие бластов. Количество бластов превышающее30% в костномозговом аспирате — необходимый критерий для диагноза острой лейкемии

· Угнетение эритро и -тромбоцитопоэза

· Цитохимические критерии дифференциальной диагностики ОЛЛ и ОНЛ.

(!) Диагноз острого лейкоза без пункции костного мозга и цитологического исследования аспирата костного мозга неправомерен.

При ОЛЛ наблюдается скопление РАS-положительного материала виде гранул вокруг ядра не менее чем у 10% бластов. Гранулярная окраска на бета глюкоронидазу при отрицательных реакциях на пероксидазу, неспецифическую эстеразу.

При ОНЛЛ — положительная реакция на пероксидазу, липиды, неспецифическую эстеразу, слабое диффузное окрашивание при ШИК реакции на бета глюкоронидазу.

1. Затрудняет диагностику и «маскирует клинику».

2. Снижает эффективность последующего лечения.

Лечение острого ОЛЛ.

Какова судьба больных лейкемией, которые не получают специфического лечения?(Aplenc R, 2002)

При отсутствии специфического лечения от появления симптомов до диагноза при ОЛЛ и ОНЛЛ проходит в среднем 1,2 мес.

От установления диагноза до наступления смерти при ОЛЛ проходит в среднем
3,5 мес., а при остром миелобластном лейкозе смерть наступает через 1, 2 мес.

Современные методы лечения лейкозов дают возможность не только продлить жизнь больным, но и в некоторых случаях излечиться от заболевания.

Современные схемы лечения позволяют достичь 70% выживаемости детей с ОЛЛ. При ОНЛЛ выживаемость составляет свыше 40%.

К сожалению, стоимость курса лечения очень высока и составляет примерно 3500 $ США. Операция по трансплантации костного мозга обходится по скромным подсчетам в 50 тыс. долларов. Следует отметить, что даже в развитых странах такие затраты не по силам среднему гражданину, поэтому основные денежные средства поступают от благотворительных фондов и из государственных источников. В наши задачи не входит конкретизированное изложение современных алгоритмов лечения лейкозов у детей. Ниже приводим только основные принципы терапии и ведения данной категории больных

Сестринский уход при железодефицитной анемии

Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
— прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
— латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
— железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА:

Читайте также:  Правила приема препаратов железа при железодефицитной анемии

Лёгкая: Нb г/л 90-110 Эритроциты (1012/л) 3,0 Цветной показатель0,7-0,8 Fe сыворотки мкмоль/л 14,3 – 9,1

Средней тяжести: 70-90 2,5-3,0 0,6-0,7 7,7

Тяжелая ниже: 70 ниже-2,5 ниже-0,6 ниже-7,7
Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
— Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
— Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
— Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

источник

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 5

1.1. Этиология железодефицитной анемии 5

1.2. Патогенез железодефицитной анемии 7

1.5. Дифференциальная диагностика 13

1.7. Профилактические мероприятия 17

2. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) 20

2.1. Материалы и методы исследования 20

2.2.Результаты исследования и их обсуждение 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Анемия — частая патология системы гемопоэза, поражающая детей и взрослых [6; 9; 14].

Это группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов).

Термин «анемия» без детализации не определяет конкретного заболевания, то есть анемию следует считать одним из симптомов различных патологических состояний [8].

Распространенность железодефицитной анемией (ЖДА) у детей меняется с возрастом.

В период быстрого роста дефицит железа достигает 50% и превалирует у девочек (они быстрее растут, и у них появляются менструальные кровопотери).

Среди детей от многоплодной беременности и детей с опережающим обычные нормы ростом ЖДА на первом году жизни выявляется более чем в 60% случаев. В пожилом возрасте половые различия постепенно исчезают, и даже отмечается преобладание мужчин с дефицитом железа.

1. Беленков Ю.Н. Болезни органов кровообращения. Хроническая сердечная недостаточность. — М.: Медицина. — 2014. — 685 с.

2. Братель И.Н. Факторы окружающей среды, влияющие на формирование здоровья населения / И.Н. Братель, Н.И. Гергель // Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. — 2014. — Т.9. -С. 37−40.

3. Братель И.Н. Распространенность анемии среди населения как индикатор экологического неблагополучия территории // Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. — 2015. — Т.10. — С. 29−31.

4. Волкова С.А. Основы клинической гематологии: учебное пособие / С.А. Волкова, Н.Н. Боровков. — Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2013. — 400 с.

5. Воробьев А.И. Протокол ведения больных. Гемофилия / А.И. Воробьев, О.П. Плющ, З.С. Баркаган //Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2016. — № 3. — С. 18−74.

6. Городецкий В.В., Годулян О.В. Железодефицитные состояния и железодефицитная анемия: лечение и диагностика //Медпрактика — 2014. — № 1 — 28 c.

7. Давыдкин И.Л. Болезни крови в амбулаторной практике: руководство / И.Л. Давыдкин, И.В. Куртов, Р.К. Хайретдинов, Т.Ю. Степанова, Т.А. Гриценко, С.П. Кривова, Ю.А. Косякова, О.И. Федорова. — М.: ГЕЭТАР-Медиа, 2014. — 184 с.

8. Дворецкий Л.И. Железодефицитные анемии. М.: изд-во Ньюдиа-мед., 2017. — 36с.

9. Джумагазиев А.А. Основы поликлинической педиатрии. — Р-н-Д. — 2016. — 420 с.

10. Кассирский И.А., Алексеев Г. А. Клиническая гематология: учеб. для вузов. — М.: Медицина, 2012. — 125 с.

11. Козарезова, Т. Н. Болезни крови у детей / Т. Н. Козарезова, Н. Н. Климкович. Минск: Белорусская наука, 2013. — С. 54−104.

12. Козинец, Г. И. Стабильность кроветворения и его адаптационные возможности / Г. И. Козинец, Ю.К. Новодержкина // Клиническая лабораторная диагностика. — 2017 — № 5. — C. 16−18.

13. Кононова С.В., Ловцова Л.В., Зуева И. А. Фармакоэкономический анализ применения препаратов железа для лечения железодефицитной анемии у детей // Медиц. альманах. — 2014. — № 4. — С. 56−60.

14. Краснов М.В. Железодефицитные анемии у детей // Практич. медицина. — 2016. — № 19. — С. 4−6.

15. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10): [Электронный ресурс]

: URL: mkb-10.com/ (дата обращения: 16.02.2018).

16. Моисеева В. С. Внутренние болезни: учебник: в 2 т./ Под ред. В. С. Моисеева, А. И. Мартынова, Н. А. Мухина. — 3-е изд., исправлено и дополнено — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2012. — Т. 1. — 960 с.

17. Момот А.П. Патология гемостаза. Принципы и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. — СПб.: ФормаТ, 2016. — 208 с.

18. Окороков А. Н. Диагностика болезней внутренних органов: Т.

4. Диагностика болезней системы крови / А. Н. Окороков. — М.: Мед. лит., 2015. — 512 с.

19. Папаян А.В., Жукова Л.Ю. Анемии у детей / Руководство для врачей — СПб.: 2011. — 384с.

20. Румянцев А.Г. Классификация и диагностика анемий у детей // Вопросы современной педиатрии. — 2014. — № 1. — С. 94−102.

21. Русова Т.В. Диагностика железодефицитной анемии у детей / Т.В. Русова, Г. А. Ратманова, О.Б. Козлова, // Земский врач. — 2014. — №. 5 — С. 13−16.

22. Тарасова И.С., Чернова В.М., Румянцева А.Г. Профилактика дефицита железа — актуальная проблема здравоохранения всех стран мира // Гематология и трансфузиология. — 2014. — № 2. — С. 31−38

источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ»

1. Барыкина, Н. В. Сестринское дело в хирургии [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская; под ред. Б. В. Кабарухина. – 7-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 447 с.: ил., табл. – (Среднее профессиональное образование).

Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 040600 “Сестринское дело” и типовой программой по сестринскому делу в хирургии с курсом военно-полевой хирургии и реаниматологии (1999 г.). Оно включает теоретический раздел, где в конце каждой главы представлены задания для самоподготовки, тестовые задания и клинические ситуационные задачи, а также раздел “Основные практические умения по хирургии”, проиллюстрированный рисунками, схемами, рентгенограммами. Пособие содержит библиографический список и эталоны ответов на тестовые задания. Предназначено для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов страны, а также может быть использовано студентами медицинских колледжей и училищ и в системе последипломного профессионального образования.

2. Беляева, В. В. Рекомендации для медицинских сестер по повышению приверженности пациентов антиретровирусной терапии [Текст] / В. В. Беляева. – М., 2008. – 60 с. – Библиогр.: с. 52-53 (22 назв.).

Методические рекомендации по организации работы по повышению приверженности пациентов к антиретровирусной терапии посвящены описанию нового подхода к оказанию помощи при этом заболевании, т. к. обеспечение приверженности лечению ВИЧ инфекции представляет собой сложную задачу, которая не может быть решена усилиями только лишь лечащих врачей – инфекционистов. В рекомендациях обосновывается современный подход к организации работы по повышению приверженности пациентов к АРВТ, который заключается в осуществлении мультипрофессионального командного подхода. Методические рекомендации разработаны для сотрудников учреждений, оказывающих медицинскую помощь при ВИЧ инфекции, в том числе специализированную.

3. Евсеев, М. А. Уход за больными в хирургической клинике [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. А. Евсеев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 192 с. : ил.

Настоящее учебное пособие имеет своей целью создание теоретической базы для наиболее эффективного проведения практических занятий по уходу за больными в хирургической клинике. Состоит из семи разделов, в которых изложены особенности организации и режима хирургического стационара, деонтологические аспекты ухода за больными, требования к гигиене хирургического больного, особенности подготовки больных к диагностическим процедурам и оперативным вмешательствам, приводятся основные принципы ухода за больными в послеоперационном периоде, а также представлены некоторые наиболее значимые практические навыки, необходимые в процессе ухода за хирургическими больными. Предназначено студентам медицинских вузов.

4. Калигина, Л. Г. Основы сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Калигина, В. П. Смирнов; Л. Г. Калигина, В. П. Смирнов; Минздравсоцразвития РФ, Федеральное агентство по здравохр. и соцразвитию; ФГОУ “ВУНМЦ по непрерывному мед. и фарм. образованию”. – М. : ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2006. – 430 с. : ил. – Библиогр.: с. 428-429.

Рассмотрены теоретические основы сестринского дела. Рассказано о технике безопасности в лечебно-профилактическом учреждении и роли медицинской сестры в ее обеспечении. Особое внимание уделено стандартам проведения манипуляций и процедур, принципам паллиативной помощи. Для студентов средних профессиональных учебных заведений.

5. Козлова, Т. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие для сред. мед. работников / Т. В. Козлова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 192 с. – Прил.: CD.

Данное пособие разработано с учетом требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студентов специальных учебных заведений и действующими учебными программами по специальности “Сестринское дело”. В пособии представлен обширный материал по вопросам правового регулирования профессиональной деятельности средних медицинских работников и пациентов. Пособие включает лекционный материал, тестовые и ситуационные задания, вспомогательные материалы, данные в приложениях. Указание в тексте нормативно-правовых документов позволят читателям ориентироваться в медицинском праве и эффективно защищать свои права. Данное пособие рекомендовано студентам, обучающими: специальностям “Сестринское дело” как базового уровня, так и повышенного уровня образования, а также слушателям дополнительного образования.

6. Лапик, С. В. Организация сестринских программ профилактики сахарного диабета и его осложнений [Текст]: учеб. пособие / С. В. Лапик, Ю. И. Павлов, Е. М. Сагадеева ; Минздравсоцразвития РФ, ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”. – М.: ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2008. – 224 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 211-215 (38 назв.).

Пособие предназначено для последипломной подготовки выпускников факультетов высшего сестринского образования, а также для других категорий медицинских работников, отвечающих за организацию школ здоровья для пациентов. Настоящее издание подготовлено в рамках Российско-канадского проекта “РОКСИ”. Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060109 “Сестринское дело”.

7. Мещерякова, М. А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах [Текст]: учеб. пособие / М. А. Мещерякова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 176: табл. – Библиогр.: с. 174-176.

Настоящее пособие составлено в соответствии с примерной программой специальной дисциплины «Педагогика с методикой преподавания» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040600 «Сестринское дело» (квалификация «Менеджер»). Книга посвящена разделу «Методика преподавания специальных дисциплин» и содержит 11 тем, задания для работы студентов на занятии и самостоятельной внеаудиторной работы, а также тестовые задания для контроля успешности изучения каждой темы. Пособие может быть использовано при проведении практических занятий.

8. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела [Текст]: учеб. / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 368 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 363-364 (26назв.).- Прил.: с.333-362.

Учебник “Теоретические основы сестринского дела” написан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и адресован студентам медицинских училищ и колледжей, обучающимся по специальностям “Сестринское дело”, “Акушерское дело”, “Лечебное дело” (квалификация фельдшер). Предлагаемое читателю новое переработанное издание “Теоретические основы сестринского дела” предназначено для изучения предмета “Основы сестринского дела”. В книгу введена новая глава “Качество медицинской помощи – одна из составляющих качества жизни”, которая позволит студентам оценивать качество сестринской помощи пациентам, даст возможность научного исследования в сестринском деле. Хочется верить, что учебник поможет преподавателям, студентам медицинских колледжей и училищ базового и повышенного уровней подготовки, слушателям дополнительного последипломного образования, студентам факультетов высшего сестринского образования (ВСО) и практикующему сестринскому персоналу по-новому взглянуть на функции специалистов сестринского дела, поднять качество сестринской помощи на должный уровень.

Читайте также:  К чему может привести железодефицитная анемия

9. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету “Основы сестринского дела” [Текст] : учеб. / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 512с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 502-503.

Предлагаемый читателю учебник “Практическое руководство к предмету “Основы сестринского дела” авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской – это следующая после “Теоретических основ сестринского дела” книга, написанная в соответствии с современными требованиями к учебной литературе. Учебник полностью соответствует учебной программе предмета “Основы сестринского дела” в рамках Государственного образовательного стандарта по специальности “Сестринское дело”, “Лечебное дело”, “Акушерское дело”. Учебник раскрывает наиболее важные проблемы практической деятельности медицинских сестер, такие как инфекционный контроль, безопасность среды, практические манипуляции, уход за пациентами при различных состояниях. Все процедуры и технологии в издании изложены в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры современных стандартов сестринской практики. Современное содержание учебника, его высокий методический уровень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ базового уровня, но и студентам повышенного уровня образования, слушателям последипломного профессионального образования, а также студентам факультетов высшего сестринского образования.

10. Осколов, В. Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Н. Осколов, О. В. Богоявленская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с. : ил. – Пред. Указ.: с. 386-396.

В учебном пособии изложены основные вопросы ухода за больными в терапевтической клинике с учетом современной специфики сестринского дела. Особое внимание уделено подробному разбору медицинских процедур и манипуляций, выполняемых средним медицинским персоналом, уходу за больными с патологией различных органов и систем, а также за пациентами пожилого и старческого возраста. Рассмотрены мероприятия по оказанию первой доврачебной помощи при неотложных терапевтических состояниях. Пособие предназначено студентам медицинских вузов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и факультета высшего сестринского образования.

11. Основы ухода за хирургическими больными [Текст] : учеб. пособие / А. А. Глухов [и др.]. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 288 с. : табл. – Библиогр.: с. 287. – Предм. указ.: с. 277-286. – Прил.: с. 197-252.

В учебном пособии отражены основные вопросы ухода за больными хирургического профиля, сделаны акценты на особенностях и технике проведения различных медицинских манипуляций, освещены проблемы организации работы хирургического отделения, хирургической инфекции, асептики и антисептики, предоперационной подготовки и ведения больных в послеоперационном периоде, гигиены питания; рассмотрены основные положения медицинской деонтологии. Приводятся вопросы для тестового контроля уровня знаний, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, среднего медицинского персонала.

12. Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями почек и мочевыводящих путей [Текст] : практ. пособие / А. Н. Балабанова [и др.]; Минздравсоцразвития РФ, ФГЛУ “ВУНМЦ Росздрава”. – М.: ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2008. – 128 с. : табл. – Библиогр.: с. 127(21 назв.).

Материалы пособия даны в виде информационных блоков по соответствующим заболеваниям и блока контроля (тестовые задания и ситуационные задачи). Настоящее практическое пособие предназначено для студентов учреждений среднего медицинского профессионального образования базового уровня подготовки, а также слушателей отделений повышения квалификации. Рекомендовано учебно-методической комиссией по укрупненной группе “Здравоохранение” специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования Совета Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов медицинских училищ и колледжей.

13. Островская, И. В. Основы сестринского дела [Текст] : учебник для мед. училищ и колледжей / И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 320 с. – Библиогр.: С. 293-296.

Учебник “Основы сестринского дела” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В первой части освещены общие вопросы теории сестринского дела и сестринского процесса как методологической основы сестринской практики. Ее цель – отразить развитие сестринского дела. Во второй части представлены материалы, касающиеся деятельности сестринского персонала. Предназначен студентам медицинских училищ и колледжей, обучающимся по специальностям “Сестринское дело”, “Акушерское дело”, “Лечебное дело” (квалификация фельдшер) в рамках дисциплины “Основы сестринского дела”.

14. Повзун, С. А. Медицинские конфликты [Текст] / С. А. Повзун. – СПб. : ЭРА, 2006. – 136 с.

В повседневной практике лечащего врача периодически возникают конфликты с больными или их родственниками по поводу предполагаемого некачественного лечения. В ряде случаев эти конфликты продолжаются в форме прокурорских проверок и судебных разбирательств. Как врачу свести до минимума возможность возникновения конфликта? Какой должна быть его тактика в конфликтной ситуации? Какие действия следует предпринять врачу в случае смерти больного? На эти и некоторые другие вопросы читатели смогут найти ответы в данной книге. Книга предназначена для врачей широкого профиля и студентов медицинских вузов.

15. Руководство для средних медицинских работников [Текст] / гл. ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева ; Минздравсоцразвития РФ ; АСМОК. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 976 с. : ил. – (Национальный проект “Здоровье”). – Предм. указ.: с. 971-975. – Прил.: CD.

Руководство подготовлено в рамках единой информационно-образовательной системы для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Издание предоставляет подробную информацию по всем разделам деятельности медицинской сестры, принимающей участие в оказании первичной медико-санитарной помощи. Руководство предназначено средним медицинским работникам, принимающим участие в оказании первичной медико-санитарной помощи: медицинским сестрам взрослых и детских поликлиник, женских консультаций, сельских амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и других амбулаторно-поликлинических учреждений. На прилагаемом компакт-диске содержится нормативно-правовое обеспечение.

16. Руководство Дьюхерста по акушерству и гинекологии для последипломного обучения [Текст] / под ред. Ч. Р. Уитфилда ; пер. с англ. под ред. В. И. Краснопольского. – М. : Медицина, 2003. – 796 с. : ил. – Библиогр. в конце глав.

Данное руководство, основываясь на современных тенденциях и разработках, разносторонне освещает проблемы не только акушерства и гинекологии, но и перинатального акушерства. Тем самым оно восполняет известный пробел в учебной литературе по этим вопросам. Логическое распределение материала по темам и доступность изложения делают публикацию полезной не только для врачей, специализирующихся в данной области, но и для студентов медицинских институтов, а также для врачей общей практики, сталкивающихся с необходимостью принимать решения в области акушерства и гинекологии. Особую ценность представляют включенные в руководство таблицы, содержащие конкретные профессиональные рекомендации и обширные цифровые данные. Для акушеров-гинекологов, врачей общей практики.

17. Руководство по первичной медико-санитарной помощи [Текст] / гл. ред. А. А. Баранов, И. Н. Денисов, А. Г. Чучалин ; Минздравсоцразвития РФ. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1544 с. : ил. – Предм. указ.: с. 1535-1541. – Прил.: CD.

Издание содержит сведения (в том числе клинические рекомендации профессиональных медицинских обществ) по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации при заболеваниях и синдромах, наиболее распространённых в практике врачей, отказов первичную медико-санитарную помощь. Представленная информация основана на доказательной медицине. Соблюдение международной методологии в подготовке клинических рекомендаций гарантирует их современность, достоверность, обобщение лучшего мирового опыта и, применимость на практике. Именно поэтому клинические рекомендации имеют преимущества перед традиционными источниками информации (учебники, монографии, руководства) и позволяют врачу принимать обоснованные клинические решения. Предназначено участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики.

18. Савостьянова, Н. Г. Сестринское дело в педиатрии [Текст] : учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / Н. Г. Савостьянова; Минздравсоцразвития РФ, ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”. – М. : ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2008. – 320 с. : табл., фото. – Библиогр.: с. 317-319 (80 назв.).

В учебное пособие “Сестринское дело в педиатрии” включены современные данные по основным темам дисциплины, касающиеся причин и механизма развития заболеваний в детском возрасте, в том числе и инфекционных, основных клинических проявлений, возможных осложнений, методов диагностики, принципов лечения, профилактики, а также организации сестринского процесса при уходе за пациентами различных возрастных групп в условиях стационара и на дому, оказания помощи ребенку при развитии неотложных состояний. Для удобства пользования весь материал разбит на 2 тома. В 1-м томе представлены главы с 1 по 15, а во 2-ом томе – с 16 по 21. Пособие предназначено для студентов средних медицинских учебных заведений.

19. Севостьянова, Н. Г. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 / Н. Г. Севостьянова ; Минздравсоцразвития РФ, ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”. – М. : ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2008. – 640 с. : табл., фото.

В учебное пособие “Сестринское дело в педиатрии” включены современные данные по основным темам дисциплины, касающиеся причин и механизма развития заболеваний в детском возрасте, в том числе и инфекционных, основных клинических проявлений, возможных осложнений, методов диагностики, принципов лечения, профилактики, а также организации сестринского процесса при уходе за пациентами различных возрастных групп в условиях стационара и на дому, оказания помощи ребенку при развитии неотложных состояний. Для удобства пользования весь материал разбит на 2 тома. В 1-м томе представлены главы с 1 по 15, а во 2-ом томе – с 16 по 21. Пособие предназначено для студентов средних медицинских учебных заведений.

20. Сестринское дело в неврологии [Текст]: учеб. / под ред. С. В. Котова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 248 с. : ил., фото. – Библиогр.: с. 243-244 (31 назв.).

Учебник “Сестринское дело в неврологии” подготовлен специалистами МОНИКИ им. М. Ф.Владимирского и Научного центра неврологии РАМН в соответствии с требованиями базового уровня среднего профессионального образования Государственного образовательного стандарта по специальности 060109.51 “Сестринское дело”. В книге изложены основы анатомии и физиологии нервной системы, приведены неврологические синдромы и методика осмотра больного, описаны основные нозологические формы заболеваний нервной системы. Рассмотрены вопросы сестринского дела при организации ухода и неотложных неврологических состояниях. Предназначен студентам медицинских училищ и колледжей, обучающимся по специальности “Сестринское дело”.

21. Современная организация сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / под ред. З. Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 576 с. : табл. – Библиогр.: с. 573-575 (49 назв.). – Прил.: CD.

Данная книга является учебным пособием для студентов, обучающихся по специальности “Сестринское дело” (повышенный уровень) с углубленной подготовкой в области организации здравоохранения. В издании подробно рассматриваются все основные направления профессиональной деятельности главной (старшей) медицинской сестры с учетом современного этапа реформирования сестринского дела, требований нормативно-правовой документации. Каждая глава учебного пособия содержит как теоретический материал для изучения, так и комплект приложений по теме – образцы локальных актов лечебно-профилактического учреждения. В пособии предложены вопросы для самоконтроля и задания с элементами учебно-исследовательской деятельности для самостоятельной работы. Издание дополнено CD-диском, на котором содержатся нормативные и локальные документы.

22. Теория и практика сестринского дела [Текст]: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1. / П. Бейер [и др.] ; под ред. С. В. Лапика, В. А. Ступина, В. А. Саркисовой ; пер. с англ. – М.: ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2008. – 800 с. : ил., фото., табл.

Учебник предназначен для изучения основ сестринского дела по специальностям “Лечебное дело”, “Акушерское дело”, “Сестринское дело” в соответствии с Государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины “Основы сестринского дела” для средних специальных учебных заведений. Учебный материал представлен конспективно, с использованием схем, таблиц, различных форм медицинской документации. Особое внимание уделено разделам “Инфекционный контроль”, “Применение лекарственных средств” как ключевым в сестринской практике. Медицинские процедуры составлены в виде алгоритма с примечаниями и рекомендациями для медицинской сестры. Резюме приведено в конце каждого раздела и представляет собой краткий обзор изложенной информации. Глоссарий содержит разъяснения трудных терминов. Все разделы книги завершены самостоятельной работой для студентов с эталонами ответов. Учебник рекомендован преподавателям дисциплины “Основы сестринского дела”, студентам медицинских колледжей, училищ. Представляет интерес студентам факультетов высшего сестринского образования вузов, медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений любого профиля.

23. Теория и практика сестринского дела [Текст] : учеб. пособие : в 2 т. Т. 2. / П. Бейер [и др.] ; под ред. С. В. Лапика, В. А. Ступина, В. А. Саркисовой ; пер. с англ. – М.: ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2008. – 889 с. : ил., фото., табл. – Библиогр.: в конце глав.

Учебник предназначен для изучения основ сестринского дела по специальностям “Лечебное дело”, “Акушерское дело”, “Сестринское дело” в соответствии с Государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины “Основы сестринского дела” для средних специальных медицинских учебных заведений. Учебный материал представлен конспективно, с использованием схем, таблиц, различных форм медицинской документации. Особое внимание уделено разделам “Инфекционный контроль”, “Применение лекарственных средств” как ключевым в сестринской практике. Медицинские процедуры составлены в виде алгоритма с примечаниями и рекомендациями для медицинской сестры. Резюме приведено в конце каждого раздела и представляет собой краткий обзор изложенной информации. Глоссарий содержит разъяснения трудных терминов. Все разделы книги завершены самостоятельной работой для студентов с эталонами ответов. Учебник рекомендован преподавателям дисциплины “Основы сестринского дела”, студентам медицинских колледжей, училищ. Представляет интерес студентам факультетов высшего сестринского образования вузов, медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений любого профиля.

24. Шевченко, А. А. Клинический уход за хирургическими больными. “Уроки доброты” [Текст] : учеб. пособие / А. А. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с. : ил. – Библиогр.: с. 404-405. – Предм. указ.: с. 406-412.

В книге представлен систематизированный материал по уходу за хирургическими больными в соответствии с учебной программой по дисциплине “Общая хирургия с курсом ухода за хирургическими больными”. Материал состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части подробно описаны принципы ухода за больными в различных подразделениях хирургического стационара. В практической части даны тестовые задания с ответами и ситуационные задачи с решениями, а также алгоритмы основных манипуляций по уходу. Отличительной особенностью данного пособия является богатый материал по воспитанию доброты и милосердия у будущих врачей. Предназначена студентам медицинских вузов и колледжей, а также практическим врачам, медсестрам и широкому кругу читателей.

Читайте также:  Надо ли лечить анемию при беременности

Статьи из периодических изданий

30. Александрова, М. С. Критерии оценки эффективности медицинской реабилитации [Текст] / М. С. Александрова, Ю. В. Одношивкин, С. А. Куковякин // Физиотерапевт. – 2010. – № 5. – С. 62-68. – Библиогр.: с. 68 (6 назв.).

31. Александрова, О. В. Маркетинговые исследования сестринского ухода в отделении сосудистой хирургии [Текст] / О. В. Александрова, О. А. Васнецова // Медицинская сестра. – 2010. – № 7. – С. 7-9. – Библиогр.: с. 9 (7 назв.).

32. Беляева, И. В. Мотивы выбора профессии [Текст] / И. В. Беляева // Сестринское дело. – 2010. – № 5. – С. 26-27.

33. Бессонов, Ю. О. Стереотипы в восприятии медсестер [Текст] / Ю. О. Бессонов // Медицинская сестра. – 2010. – № 4. – С. 43.

34. Бражников, А. Ю. К вопросу о подготовке в России специалистов с высшим сестринским образованием [Текст] / А. Ю. Бражников // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 12-15. – Библиогр.: с. 15 (9 назв.).

35. Бучко, О. А. Экономическое стимулирование сестринского персонала [Текст] / О. А. Бучко, Т. Ф. Моисеева // Сестринское дело. – 2010. – № 2. – С. 34-35.

36. Вахитов, Ш. М. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении [Текст] / Ш. М. Вахитов, Э. И. Нуриева // Казанский медицинский журнал. – 2010. – № 2. – С. 260-263. – Библиогр.: с. 263 (5 назв.).

37. Веселова, О. Ю. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности медицинской сестры детской стоматологической поликлиники [Текст] / О. Ю. Веселова, Е. В. Михайлова // Экран муниципального здравоохранения. – 2010. – № 17. – С. 34-36 .

38. Воробьева, В. Н. Роль среднего медицинского персонала в обеспечении эпидемической безопасности в учреждениях здравоохранения при профилактике внутрибольничной инфекции [Текст] / В. Н. Воробьева // Медсестра. – 2010. – № 5. – С. 8-14.

39. Воробьева, В. Н. Романтика моей профессии – это белые халаты, бессонные ночи, спасенные жизни [Текст] / В. Н. Воробьева // Медсестра. – 2010. – № 8. – С. 5-6.

40. Выгочиков, Н. М. Организация работы заведующих здравпунктами по медицинскому обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [Текст] / Н. М. Выгочиков // Справочник фельдшера и акушерки. – 2010. – № 5. – С. 60-67.

41. Гажева, А. В. Индикаторы оценки качества деятельности медицинских медсестер [Текст] / А. В. Гажева, А. В. Иванов, А. В. Гречко // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2010. – № 1-2. – С. 44-47. – Библиогр.: с. 47 (5 назв.).

42. Голенков, А. В. Удовлетворенность больных сестринским уходом и лечением в психиатрическом стационаре [Текст] / А. В. Голенков, Н. С. Ожиганова // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 8. – С. 143-152. – Библиогр.: с. 152 (4 назв.).

43. Ерофеева, Е. Б. Формирование профессиональных компетенций как условие для подготовки медицинских сестер [Текст] / Е. Б. Ерофеева, Л. С. Сухова, Л. Н. Федорова // Медсестра. – 2010. – № 12. – С. 50-56. – Библиогр.: с. 56 (8 назв.).

44. Зарубина, В. В. Контроль (аудит) деятельности главной медицинской сестры ЛПУ [Текст] / В. В. Зарубина, И. С. Мыльникова // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. – 2010. – № 11. – С. 40-43.

45. Злобина, Г. М. Оценка влияния инновационной модели последипломной подготовки на качество жизни специалистов сестринского дела [Текст] / Г. М. Злобина, Н. В. Якимова // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2010. – № 2. – С. 95-97. – Библиогр.: с. 97 (8 назв.).

46. Злобина, Г. М. Управление профессиональной компетентностью специалистов сестринского дела в лечебно-профилактическом учреждении [Текст] / Г. М. Злобина, Л. Ф. Молчанова, Н. В. Якимова // Экономика здравоохранения. – 2010. – № 3 (147). – С. 39-43. – Библиогр.: с. 43 (8 назв.).

47. Исследовательский потенциал медицинских сестер общей практики [Текст] / М. Хилл [и др.] // Российский семейный врач. – 2010. – № 1. – С. 39-43. – Библиогр.: с. 43 (13 назв.).

48. Карибян, К. В. Менеджмент в сестринском деле [Текст] / К. В. Карибян // Медсестра. – 2010. – № 6. – С. 42-43. – Библиогр.: с. 43 (3 назв.).

49. Коркмазова, Л. Х. Об оценке состояния здоровья медицинских сестер [Текст] / Л. Х. Коркмазова, М. М. Васина // Медсестра. – 2010. – № 7. – С. 35-39. – Библиогр.: с. 39 (2 назв.).

50. Кудрявцева, В. В. Медсестра педиатрической службы скорой медицинской помощи [Текст] / В. В. Кудрявцева, А. И. Петрова // Медицинская сестра. – 2010. – № 7. – С. 36-37. – Библиогр.: с. 37 (9 назв.).

51. Куфтарева, Ю. В. Школы здоровья: роль сестринского персонала в проведении группового консультирования [Текст] / Ю. В. Куфтарева // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 9. – С. 146-153. – Библиогр.: с. 152-153 (9 назв.).

52. Кучеренко, В. З. Профессиональные компетенции руководителя сестринской службы: результаты социологического исследования [Текст] / В. З. Кучеренко, А. Ю. Бражников, Н. Н. Камынина // Проблемы управления здравоохранением. – 2010. – № 4. – С. 28-33. – Библиогр.: с. 33 (3 назв.).

53. Манипуляции, выполняемые вручную [Текст]. Ч. 4. Перемещение тяжелобольного с помощью подвесного подъемного устройства // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 24-25.

54. Медицинская эргономика и безопасное перемещение пациента // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2009. – № 1. – С. 4-64. – Библиогр.: с. 63-64 (15 назв.).

55. Молчанова, Л. Ф. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским образованием [Текст] / Л. Ф. Молчанова, Е. А. Кудрина, Н. Н. Артемьева // Главврач. – 2010. – № 10. – С. 62-67. – Библиогр.: с. 67 (12 назв.).

56. Мордовина, М. В. Стресс в работе операционной медицинской сестры [Текст] / М. В. Мордовина // Сестринское дело. – 2010. – № 2. – С. 42-45.

57. Мушников, Д. Л. Медики среднего звена: образ жизни и ценности [Текст] / Д. Л. Мушников // Сестринское дело. – 2010. – № 5. – С. 13.

58. Мышкина, Л. В. Школы здоровья: работу ведет медсестра [Текст] / Л. В. Мышкина // Сестринское дело. – 2010. – № 5. – С. 41.

59. Нифантова, Н. “У медсестры главный проверяющий – совесть” [Текст] / Н. Нифантова // Медсестра. – 2010. – № 5. – С. 5-7.

60. Нифантова, Н. От сердца к сердцу. Медсестра: как не “сгореть” на работе [Текст] / Н. Нифантова // Медсестра. – 2010. – № 5. – С. 35-36.

61. Носкова, В. А. Медицинская сестра и терапевтическое обучение [Текст] / В. А. Носкова, Т. В. Поздеева // Медсестра. – 2010. – № 7. – С. 46-50.

62. Нужно ли медицинской сестре высшее образование? [Текст] // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. – 2010. – № 5. – С. 64-67.

63. Ободникова, М. В. Методическое пособие для проведения практического занятия на тему “Десмургия. Мягкие повязки” [Текст] / М. В. Ободникова // Медсестра. – 2010. – № 8. – С. 44-50. – Библиогр.: с. 50 (3 назв.).

64. Обоснование необходимости изучения вопросов качества сестринской помощи студентами факультета высшего сестринского образования и специалистами по управлению сестринской деятельности [Текст] // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. – 2010. – № 4. – С. 18-23.

65. Окунева, Г. Ю. Специфика работы медицинских сестер в отделениях для ВИЧ-инфицированных пациентов [Текст] / Г. Ю. Окунева, Н. Г. Бочкарева // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 7. – С. 9-15.

66. Организация работы специалистов со средним медицинским образованием по раннему выявлению онкологических больных [Текст] // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2010. – № 1 (23). – С. 5-87.

67. Особенности работы старшей медицинской сестры в отделении челюстно-лицевой хирургии Российской детской клинической больницы [Текст] // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 9. – С. 10-14.

68. Островская, И. В. Роль медсестер в профилактике хронических заболеваний и ведении таких пациентов [Текст] / И. В. Островская // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 4-9. – Библиогр.: с. 9 (7 назв.).

69. Отюцкая, О. С. Карта динамической оценки состояния пациентов: внедрение в практику [Текст] / О. С. Отюцкая, А. В. Пьяных // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 34-37.

70. Павлова, А. Н. Медсестринский персонал отделения функциональной диагностики [Текст] / А. Н. Павлова, А. И. Петрова // Медицинская сестра. – 2010. – № 4. – С. 23-28. – Библиогр.: с. 28 (14 назв.).

71. Пердомини, М. Медсестра глазами итальянского общества [Текст] / М. Пердомини, Б. Труцци // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 38-40.

72. Российско-американские семинары по уходу за пожилыми людьми [Текст] / Ван Сон К. [и др.] // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 41-43. – Библиогр.: с. 43 (4 назв.).

73. Рыжонина, Т. В. Кадровая политика сестринского персонала как фактор улучшения качества и доступности медицинской помощи жителям Пензенской области [Текст] / Т. В. Рыжонина // Медсестра. – 2010. – № 7. – С. 31-34.

74. Рябчинская, Н. П. Особенности профессиональной деятельности медсестры приемного отделения стационара [Текст] / Н. П. Рябчинская, Л. В. Бирюкова, А. И. Юдина // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 30-34. – Библиогр.: с. 33-34 (6 назв.).

75. Сакалова, Т. В. Опыт отбора среднего медицинского персонала для работы в стационаре [Текст] / Т. В. Сакалова // Медсестра. – 2010. – № 6. – С. 35-41. – Библиогр.: с. 41 (2 назв.).

76. Семёнова, Е. В. Роль медицинских сестер и акушерок в консультировании пациентов по вопросам гормональной контрацепции [Текст] / Е. В. Семёнова, И. В. Акимова // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 9. – С. 15-24.

77. Семивеличенко, Т. Н. Организация работы и дифференцированная оплата труда медицинских сестер гинекологического стационара [Текст] / Т. Н. Семивеличенко, Е. В. Богданова, Т. Н. Павленко // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 9. – С. 77-81.

78. Сестринское дело: от Пирогова до наших дней [Текст] // Сестринское дело. – 2010. – № 4. – С. 3 .

79. Сипатова, М. Сегодня – медсестра, а завтра – … [Текст] / М. Сипатова // Медсестра. – 2010. – № 7. – С. 7-11.

80. Система здравоохранения в Бельгии. Особенности работы главной медицинской сестры в крупном бельгийском госпитале [Текст] // Главная медицинская сестра. – 2010. – № 8. – С. 120-128.

81. Скворцов, В. В. Тактика неотложной помощи медицинской сестры при желудочно-кишечных кровотечениях [Текст] / В. В. Скворцов, А. В. Тумаренко // Медсестра. – 2010. – № 4. – С. 42-47. – Библиогр.: с. 47 (12 назв.).

82. Старшая медицинская сестра [Текст] // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2009. – № 4. – 1-79.

83. Строкань, С. С. Инновационные технологии в сестринской практике [Текст] / С. С. Строкань, Е. А. Марьенко, А. В. Беркун // Главная медицинская сестра: журнал для руководителей среднего медперсонала. – 2010. – № 10. – С. 19-34. – Библиогр.: с. 34 (4 назв.).

84. Тодрин, В. В. Проверка ЛПУ. Актуальные вопросы [Текст] / В. В. Тодрин // Сестринское дело. – 2010. – № 4. – С. 16-17.

85. Тодрин, В. В. Роль диетической медсестры ЛПУ в организации противоэпидемиологических мероприятий [Текст] / В. В. Тодрин // Сестринское дело. – 2010. – № 5. – С. 14-15.

86. Торчинский, Н. В. Доказательная сестринская практика. Оценка достоверности диагностических методов [Текст] / Н. В. Торчинский, А. Ю. Бражников // Медицинская сестра. – 2010. – № 6. – С. 27-33. – Библиогр.: с. 33 (8 назв.).

87. Удалова, О. Н. Здоровье, образ и качество жизни медицинских сестер психиатрических (наркологических) учреждений Кабардино-Балкарии [Текст] / О. Н. Удалова // Медсестра. – 2010. – № 5. – С. 17-21. – Библиогр.: с. 21 (3 назв.).

88. Уход за трахеостомой [Текст] // Медицинская сестра. – 2010. – № 4. – С. 24-25.

89. Филимонова, Т. В. Развитие коммуникативных навыков у студентов факультета высшего сестринского образования [Текст] / Т. В. Филимонова, Ю. А. Москалева // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 16-18. – Библиогр.: с. 18 (27 назв.).

90. Цветков, Д. А. Медсестры амбулаторно-поликлинических учреждений: состояние здоровья и условия труда [Текст] / Д. А. Цветков // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – С. 10-11. – Библиогр.: с. 11 (5 назв.).

источник