Меню Рубрики

Почему при анемии нельзя летать

Можно ли при беременности летать на самолете? Благоприятные и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, противопоказания и возможные негативные последствия

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В настоящее время авиаперелет стал вполне обыденным событием, не вызывающим сильных эмоций у человека любого возраста, если только он панически не боится летать. Однако даже такое банальное событие, как авиаперелет, вызывает беспокойство и множество вопросов, если человек, планирующий совершить путешествие в воздушном судне, является беременной женщиной.

В связи с повышенной бдительностью беременной женщины в отношении собственного состояния, от которого зависит нормальное развитие плода, она задается вопросом о безопасности практически любых обыденных действий, в том числе и авиаперелетов. Рассмотрим возможные влияния авиаперелетов на состояние беременной женщины и ответим на вопрос: «можно ли летать при беременности на самолете?»

Авиаперелеты во время беременности, на любом сроке гестации вплоть до самых родов, в подавляющем большинстве случаев безопасны и не наносят сколько-нибудь значимого вреда как самой женщине, так и плоду. Единственными противопоказаниями к авиаперелетам при беременности являются угрозы выкидыша или преждевременных родов, отслойка плаценты, гестозы, кровотечения, анемия III степени, преэклампсия и обострение имеющихся хронических заболеваний. При отсутствии данных противопоказаний беременная женщина может беспрепятственно летать на самолете на любом сроке. Поэтому если беременность протекает нормально, а женщина чувствует себя хорошо, то она вполне может летать на современных самолетах без какого-либо вреда для себя и будущего ребенка.

В общем, степень безопасности авиаперелета для каждой конкретной беременной женщины зависит от состояния ее здоровья. То есть, по сути, безопасность перелета при беременности такая же, как и для этой же, но не беременной женщины.

Известные в настоящее время потенциальные опасности и возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм человека касаются не столько роста и развития плода в утробе матери, сколько любого взрослого или ребенка, предпринимающего путешествие на воздушном судне. Это означает, что все риски и опасности авиаперелетов для беременных женщин точно такие же, как и для небеременных представительниц прекрасного пола, мужчин и детей. Так, главными рисками авиаперелетов считается «синдром путешественников экономического класса», повышение риска тромбоэмболии, пересушивание слизистых оболочек ЛОР-органов, заражение инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за скопления большого количества людей в салоне самолета и т.д.

Однако все имеющиеся относительные риски авиаперелетов можно снизить практически до нуля, выполняя несложные правила поведения на протяжении всего полета, которые мы рассмотрим отдельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровая женщина, беременность которой протекает нормально (без осложнений), может спокойно летать на самолете, выполняя простые правила, направленные на минимизацию рисков, тогда, когда это необходимо, поскольку авиаперелет для нее и будущего ребенка безопасен. Если же у женщины имеются какие-либо осложнения беременности, то сначала следует их устранить, после чего по достижении стойкого улучшения можно совершать авиаперелеты, также выполняя простые правила, минимизирующие риски и негативное влияние полета на самолете.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют беременным женщинам отказываться от авиаперелетов при наличии у них следующих состояний или заболеваний:

  • Одноплодная беременность более 36 недель;
  • Многоплодная беременность более 32 недель;
  • Первые семь дней после родов;
  • Осложненное течение беременности (например, угроза выкидыша, гестозы, сильный токсикоз и др.).

Данные рекомендации ВОЗ являются довольно нечеткими, поскольку отражают только основные и весьма общие моменты, в которые беременной женщине не рекомендуется летать на самолете. Более того, они носят рекомендательный характер и не относятся к противопоказаниям. Из рекомендаций ВОЗ также очевидно, что беременная женщина может летать на самолете, когда это ей необходимо, поскольку авиаперелеты безопасны для нее и для плода.

Более четкие противопоказания к авиаперелетам при беременности приводят специалисты акушеры-гинекологи развитых стран Европы и США. Так, абсолютными противопоказаниями к авиаперелетам во время беременности являются следующие состояния у женщины:

  • Предлежание плаценты (полное);
  • Преэклампсия;
  • Анемия III степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 70 г/л).

Это означает, что при наличии данных абсолютных противопоказаний беременные женщины не должны летать на самолете ни при каких обстоятельствах.

Помимо абсолютных, существуют относительные противопоказания к авиаперелетам для беременных женщин. При наличии подобных относительных противопоказаний женщина может летать на самолете с соблюдением осторожности, однако врачи настоятельно рекомендуют в таких случаях отказываться от воздушных путешествий. Итак, к относительным противопоказаниям к авиаперелетам при беременности относят следующие состояния и заболевания:

  • Угроза преждевременных родов;
  • Угроза выкидыша;
  • Подозрение на отслойку плаценты;
  • Анемия II степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 90 г/л, но выше 70 г/л);
  • Низкое расположение плаценты (учитывается только с 20-ой недели беременности);
  • Аномальное строение плаценты;
  • Кровянистые выделения из влагалища на любом сроке беременности, возникшие за 1 – 2 дня до планируемого перелета;
  • Неправильное положение плода в III триместре беременности (с 28 по 40 недели включительно);
  • Многоплодная беременность в сроке более 24 недель гестации;
  • Проведение инвазивных процедур (например, амниоцентез, хориоцентез и т.д.) в течение 7 – 10 дней перед планируемым авиаперелетом;
  • Гестоз;
  • Тяжелый токсикоз;
  • Чрезмерная рвота;
  • Перенесенный в прошлом тромбофлебит;
  • Неконтролируемый сахарный диабет;
  • Неконтролируемая гипертоническая болезнь;
  • Истмико-цервикальная недостаточность;
  • Обострение хронических заболеваний (например, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и т.д.);
  • Острые инфекционные заболевания (в том числе, простуда, грипп и др.);
  • Беременность, наступившая в результате ЭКО;
  • Рубец на матке.

Риск преждевременных родов из-за перепадов давления во время взлета, посадки и попадания в турбулентность

У многих людей укоренилось в сознании, что авиаперелеты на любом сроке беременности увеличивают риск преждевременных родов. Причем объясняется подобный факт тем, что возникающие при взлете, посадке и турбулентности перепады давления негативно воздействуют на матку, вызывая родовую деятельность.

Однако многолетние практические наблюдения за полетами беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, показали, что частота преждевременных родов в воздухе такая же, как и на земле. А перепады давления никоим образом не влияют на сократительную активность матки. Иными словами, авиаперелет не увеличивает риск преждевременных родов, поэтому этого не стоит бояться. И даже если у женщины уже имеется риск выкидыша или преждевременных родов, то авиаперелет его не увеличит. Таким образом, данное мнение является мифом.

Определить риск преждевременных родов можно при помощи трансвагинального УЗИ с измерением длины шейки матки. Если шейка матки длиннее 14 см, то риск преждевременных родов практически нулевой и можно смело совершить авиаперелет. Если же шейка матки короче 14 см, то имеется риск преждевременных родов, степень которого должен оценить врач и принять решение, можно ли лететь данной женщине на самолете.

Многих женщин результаты многолетних практических наблюдений не убеждают, поскольку они считают, что если бы полеты не увеличивали риск преждевременных родов и не влияли на беременность негативно, то авиакомпании не ограничивали бы их в допусках к полетам, требуя справку от врача-гинеколога, в которой указывается, что данной женщине можно лететь на самолете. Однако политика авиакомпаний не имеет никакого отношения к влиянию полетов на беременность, поэтому указанный вывод является в корне неверным.

Следует понимать, что подобная политика авиакомпаний обусловлена не негативным влиянием полетов на беременность, а стремлением минимизировать вероятность стресса для команды лайнера, который они получат, если пассажирка начнет рожать в салоне самолета. Ведь ни пилоты, ни стюардессы не являются врачами-гинекологами, и не особенно желают оказаться в ситуации, когда нужно оказывать помощь роженице. Хотя стюардесс и обучают навыкам приема родов, но они не врачи и не акушерки, а потому рожающая женщина для них – это чрезвычайная ситуация. А оказываться в стрессовой чрезвычайной ситуации не хочет никто, и поэтому авиакомпании просто страхуются, предпочитая не иметь дела с подобными инцидентами. Сделать это очень просто – ограничить допуск к авиаперелетам для беременных женщин, что мы и видим со стороны авиакомпаний.

Риск тромбозов глубоких вен при длительных авиаперелетах, продолжающихся более 4 часов, увеличивается в 3 – 4 раза у всех людей, а не только у беременных женщин. Однако поскольку сама по себе беременность уже является состоянием, при котором повышен риск тромбоэмболий и ТЭЛА, то авиаперелет усугубляет этот риск, повышая его в 3 – 5 раз по сравнению с небеременными здоровыми женщинами. Кроме того, дополнительно несколько повышает риск тромбозов и ТЭЛА прием гормональных препаратов. Риск тромбозов и ТЭЛА также увеличивается по мере удлинения времени, проводимого в полете. То есть, чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск тромботических осложнений. Поэтому данное мнение является правдой.

Необходимо помнить, что риск тромбозов и ТЭЛА при авиаперелетах связан с низкой концентрацией кислорода и избыточной сухостью воздуха салона самолета, употреблением алкоголя, кофе и газированной воды, а также длительным нахождением в неподвижном положении. Все эти факторы вызывают застой крови в сосудах ног и обезвоживание, что и приводит к образованию тромбов.

Однако данные повышенные риски тромбозов и ТЭЛА у беременных женщин можно минимизировать при помощи правильного поведения в полете (ходить через каждые 45 – 50 минут, часто двигать ногами в положении сидя, надевать компрессионное белье и т.д.). Если беременная женщина будет выполнять указанные правила поведения в полете, то риск тромбозов существенно снизится. В настоящее время общество акушеров-гинекологов Британии разработало следующие рекомендации для беременных женщин, выполнение которых позволит снизить риск тромбозов:

  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голени;
  • Через каждые 45 – 50 минут ходить по салону самолета по 10 – 15 минут;
  • Употреблять по 500 мл жидкости в час (сок, негазированная вода);
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь;
  • Надевать в полет компрессионные гольфы с профилактической степенью сдавливания.

Кроме того, если у беременной женщины имеются дополнительные факторы риска тромбозов, такие, как вес более 100 кг, многоплодная беременность, тромбофилия, варикозное расширение вен, то перед полетом необходимо провести медикаментозную подготовку. Данная подготовка направлена на снижение риска тромбозов и ТЭЛА во время авиаперелета, и заключается во введении препаратов низкомолекулярного гепарина (например, Фраксипарин, Дальтепарин, Эноксипарин и др.). Препараты вводятся однократно, накануне предстоящего перелета, в дозировке 5000 ЕД.

Если по каким-либо причинам ввести препараты низкомолекулярного гепарина нельзя, то их можно заменить приемом Аспирина по 75 мг один раз в сутки накануне и в день перелета. Однако Аспирин для профилактики тромбозов вен и ТЭЛА обладает меньшей эффективностью по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.

На высоте более 2500 метров действительно имеется радиоактивное излучение, обусловленное активностью солнца. Дело в том, что атмосфера нашей планеты задерживает данные радиоактивные солнечные вспышки, не допуская их попадания на землю. Поэтому человек, находясь на земле, не подвергается воздействию солнечной радиации. Но если он поднимается в воздух на высоту более 2500 метров, то солнечная радиация будет воздействовать на него в полной мере, поскольку защитный эффект атмосферы в этом случае уже отсутствует. Таким образом, находясь в современных авиалайнерах, полет которых проходит на высоте более 2500 метров (как правило, на 10 000 метрах), человек действительно подвергается воздействию солнечной радиации.

Однако не следует паниковать, поскольку данное влияние радиации солнца совершенно безопасно для всех людей любого пола и возраста, в том числе для беременных женщин. Безопасность солнечной радиации, воздействию которой подвергается беременная женщина при авиаперелете, обусловлена тем, что получаемая доза излучения очень низкая. Так, доза солнечной радиации, получаемая при трансатлантическом перелете, в 2,5 раза ниже, чем при рентгене органов грудной клетки. Поэтому при нечастых авиаперелетах беременная женщина подвергается влиянию малых доз радиации, которые не опасны ни для нее, ни для плода.

На большой высоте воздух разрежен, и концентрация кислорода в нем относительно низкая. Соответственно и в салоне самолета концентрация кислорода ниже, чем в воздухе на поверхности земли. Подобное положение приводит к тому, что в крови любого человека, в том числе беременной женщины, также несколько снижается количество кислорода. Однако гипоксия не наступает, поскольку уменьшение давления кислорода в крови вызывает ряд компенсаторных реакций, которые обеспечивают ткани и органы O2 в необходимых им количествах.

Так, в ходе изучения влияния низкой концентрации кислорода в воздухе в условиях авиаперелета на организм беременных женщин было выявлено, что признаки гипоксии у плода отсутствуют (по данным КТГ). То есть, небольшое уменьшение концентрации кислорода в воздухе и крови женщины во время полета не приводит к гипоксии плода, а, следовательно, не оказывает негативного влияния на его состояние. Поэтому распространенное мнение о том, что плод испытывает кислородное голодание во время авиаперелета, является мифом.

Единственной ситуацией, в которой плод может оказаться в состоянии гипоксии при авиаперелете, является наличие анемии III степени у беременной женщины. В таком случае компенсаторных механизмов не достаточно для устранения гипоксии из-за отсутствия необходимого количества гемоглобина.
Подробнее о гипоксии

Наиболее благоприятный и самый безопасный период для авиаперелетов – это второй триместр беременности, то есть, с 14 по 27 недели гестации включительно. В этот период явления токсикоза уже закончились, живот еще относительно небольшой, а угроза преждевременных родов минимальна. Поэтому женщинам рекомендуется планировать авиаперелеты именно на второй триместр беременности.

Помимо благоприятных, имеются еще и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, во время которых полет наиболее опасен для беременной женщины. К таким неблагоприятным периодам для авиаперелетов, да и вообще для любых других активных действий, относятся следующие:

  • С 3 по 7 недели беременности;
  • С 9 по 12 недели беременности;
  • С 18 по 22 недели беременности;
  • Каждый срок очередной менструации, которая бы наступила, если бы не было беременности.

В эти опасные и неблагоприятные периоды рекомендуется воздерживаться от авиаперелетов.

В настоящее время существует общепринятые следующие правила перевозки беременных женщин, которых придерживается большинство авиакомпаний:

  • До 28 недель беременности женщин пускают на борт без каких-либо справок и специальных документов;
  • С 29 по 36 недели беременности женщины для посадки в самолет должны предоставить справку от гинеколога о том, что полет разрешен;
  • С 36 недели авиаперелет запрещен.
Читайте также:  Анемия при отравлении тяжелыми металлами

Справка от врача-гинеколога, необходимая для полета с 29 по 36 недели беременности, годна максимум 7 дней, поэтому получать ее необходимо непосредственно перед планируемым путешествием. Кроме того, на любом сроке беременности на регистрации от женщины могут потребовать справку или другой документ (например, обменную карту), в котором указан срок гестации.

Указанные правила являются общими и наиболее часто встречающимися, однако не универсальными. Многие авиакомпании используют другие правила перевозки беременных женщин, которые могут быть как более строгими, так и напротив, лояльными. Например, некоторые авиакомпании берут на борт женщин и после 36 недели беременности со справкой от гинеколога о том, что полет разрешен. Поэтому, покупая билеты на самолет, необходимо выяснить правила авиакомпании, которая осуществляет рейс.

В наиболее крупных авиакомпаниях действуют следующие правила относительно беременных женщин:

  • KLM – до 36 недель свободно, после чего пассажирку не пустят на борт ни в коем случае;
  • BRITISH AIRWAYS – до 28 недель свободно, а с 28 и до родов только со справкой от гинеколога, в которой указано, что противопоказания к полету отсутствуют и с заполненным заявлением, что женщина осознает все риски и не возлагает вину на авиакомпанию;
  • LUFTHANSA – до 34 недель свободно, с 35 недели и до родов только со справкой от гинеколога, который работает в специальном центре авиакомпании;
  • Аэрофлот и S7 – справка от врача на любом сроке беременности;
  • UTair, Air Berlin, Air Astana – до 36 недель со справкой от гинеколога, а с 36 недели – полет запрещен;
  • Air France – свободно на любом сроке беременности вплоть до родов;
  • Alitalia – до 36 недель свободно, а после со справкой от врача.

Путешествия во время беременности: можно ли летать на самолете, как влияет смена часовых поясов и др. — видео


Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник

Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент Соединенных Штатов, страдал от очень высокого кровяного давления и сердечной недостаточности. Его личного врача спросили, может ли президент продолжить исполнять свои обязанности и полететь на Ялтинскую конференцию. Он скрыл состояние президента от общественности и разрешил ему лететь. Рузвельт прилетел слабым на конференцию, на которой он встретился с Черчиллем и Сталиным, обсуждая с ними вопрос о послевоенном переделе Европы. Было ли верным разрешить человеку в его состоянии лететь самолетом? По всей видимости, нет. Президент скончался в апреле 1945 года, примерно через два месяца после конференции и после дополнительных полетов, которые разрешил ему врач. Условия полета, такие как низкая концентрация кислорода, сухой воздух и продолжительное сидение, обострили его болезни, как это иногда случается и с сегодняшними пассажирами.

С ежегодным увеличением числа пассажиров, многие врачи оказываются перед пациентом, который задает вопрос: «Доктор, мне можно летать самолетом?» Сумеют ли они ответить пациенту так, как это необходимо? Авиаполет, особенно тот, который продолжается в течение многих часов, является физиологическим стрессом для любого человека, тем более со слабым здоровьем. Воздействие полета на человеческий организм обусловлено поднятием в высоту и понижением атмосферного давления, что является причиной снижения концентрации кислорода и влажности воздуха. Немногие, например, знают, что эти факторы, наряду с длительным и неудобным сидением, приводят к увеличению вязкости крови и ухудшению кровообращения, что повышает риск развития тромбоза глубоких вен. Другими словами — это приводит к образованию тромбов в ногах. Опасность заключается в их переносе в легкие, что может привести к закупорке кровеносных сосудов и даже к смерти. В дополнение к этому, во время полета пассажиры находятся в условиях постоянного шума, изменений биологических часов и длинных расстояний, которые необходимо преодолевать в аэропортах с нелегким багажом. В связи с этим особым физиологическим состоянием существуют противопоказания к полетам, основанные на научной литературе в этой области.

В 2007 году я написал в этой газете статью о медицинских опасностях при авиаполетах. Тем не менее, сообщения авиакомпаний о вызове врача-пассажира для оказания помощи больному и сообщения страховых компаний об обращениях пациентов, поступивших в больницу после длительного полета, указывают на то, что осознание проблемы не выросло, и во многих случаях в рейс все еще отправляются пассажиры с медицинскими противопоказаниями. Некоторые из них, возможно, посещали врача перед полетом, однако не были предупреждены о таящихся в нем опасностях. Это следует также из исследования, проведенного нами в 2003 году в медицинской школе Еврейского университета, в рамках которого мы дали 116 семейным врачам прочитать описание медицинского состояния 21 человека и попросили их ответить, разрешается ли им лететь самолетом в этих случаях. Например, мы спросили, может ли летать самолетом пациент с уровнем гемоглобина (белок, ответственный за доставку кислорода из легких к тканям организма) менее 8 (тяжелая анемия). В этом случае, из-за низкой концентрации кислорода в салоне самолета существует опасность того, что организм не сможет получить достаточное снабжение кислородом, и пассажир может испытывать слабость и даже потерять сознание; или, разрешен ли полет пациенту с воспалением среднего уха. С тем, чтобы компенсировать изменения давления воздуха во время полета, полость среднего уха должна быть открытой. Поэтому в случае воспаления, когда воздух не может выходить из внутренних полостей уха наружу, он остается внутри, оказывает давление на окружающие ткани и может вызвать сильную боль, головокружение и даже разрыв барабанной перепонки. В конечном итоге, мы обнаружили, что около 90 процентов врачей дали от 8 до 16 правильных ответов. Не было врача, которому удалось правильно ответить на все поставленные вопросы. Это связано с незнанием условий полета и их возможного влияния на различные заболевания и состояния.

Пассажиры и семейные врачи должны знать о рисках, проверять возможность и правильно выбирать время полета. Многие семейные врачи воспринимают полет как безопасное событие, которое не требует особого внимания. Большинство из них не знакомы с авиационной медициной и обычно не направляют пациентов на консультации со специалистами в этой области. Медицинские события в полетах редки, однако некоторые из них являются следствием ошибки в медицинском заключении, и результат может быть серьезным.

Профессор Йоэль Дончин, преподаватель медицинской безопасности в учебном центре медицинского факультета Еврейского университета, «ХаАрец«, Ш.Ш.
Фотоиллюстрация: в аэропорту им. Бен-Гуриона. Фото: Нир Кейдар.

источник

Самолеты давно и прочно вошли в нашу жизнь. Многие люди уже не представляют комфортное передвижение без услуг авиации. Москва особенно славится большим количеством ежедневных рейсов. Однако существуют такие заболевания, при которых запрещено летать самолетами. Какие же есть противопоказания к полету на самолете?

Инсульт очень «помолодел», если раньше с ним сталкивались в основном люди старшего возраста, то сейчас инсульт диагностируют даже у детей.

Если человека поразила эта коварная болезнь, его двигательная способность снизится, так как недуг негативно влияет на подкорковые центры движения. У ишемического инсульта довольно много ограничений на различные виды деятельности.

Возможен ли полет после инсульта?

Только врачи разрешают или запрещают полеты. Исходя из состояния больного, они определяют, есть ли противопоказания к перелету на самолете. Опасностью является большой перепад давления в воздушном судне, в зависимости от высоты он может иметь большую амплитуду. Это может вызвать следующий приступ при условии, что организм не восстановился после перенесенного инсульта.

Пациенты, страдающие легкой формой нарушения гемодинамики кровеносной системы, приблизительно через два месяца после болезни могут летать. Но лучше всего проконсультироваться на эту тему с врачом.

Если полет был разрешен, то необходимо соблюдать определенные меры безопасности. Нужно постоянно наблюдать динамику изменения давления в различных ситуациях, а перед перелетом — принять лекарства, снижающие артериальное давление. Также лучше избегать стрессовых ситуаций, вызывающих психосоматические нарушения и изменение настроения — они могут привести к рецидиву. Оптимальным вариантом станет принятие успокоительных препаратов.

В самолет стоит взять маленькую аптечку, в которой будут находиться все потенциально нужные лекарства. В течение рейса надо потреблять большое количество жидкости — это улучшает обмен веществ и общее состояние.

Важно! Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь! Токсическое действие этанола на высоте усиливается.

Если перелет занимает длительное время, то нужно обеспечить двигательную активность — вставать каждый час и гулять по проходу.

Если после инсульта прошло 5 и более лет, то пользование различными летательными аппаратами не запрещается.

Внимание! Перелеты продолжительностью более 5 часов негативно воздействуют на людей, перенесших инсульт. По возможности надо выбирать короткие рейсы или совершать пересадки.

Гипертония опасна тем, что при перелете вырабатывается гормон стресса — адреналин, это вызывает учащенное сердцебиение, повышение давления и ускорение обмена веществ. На высоте гипертоники и люди с кардиостимулятором могут столкнуться с такими симптомами, как:

  • Мигрень вследствие спазма сосудов головы, что может вызвать инсульт;
  • Давящая боль в груди, появление стенокардии;
  • Одышка;
  • Тахикардия вследствие работы сосудов на износ, происходит спазм сосудов.

При перепадах давления в салоне уменьшается объем кислорода в легких гипертоника, поэтому летать при серьезной гипертонии вредно. Стресс, перепады давления негативно в целом влияют на состояние здоровья и могут вызывать гипертонический криз.

Есть несколько случаев, когда гипертоникам летать можно:

  • болезнь в начальной стадии;
  • нет сопутствующих болезней;
  • самоконтроль на высоком уровне;
  • эффективность терапии;
  • хорошая физическая форма.

Но при гипертонии 2-й и 3-й степени, ожирении, неумении справляться со стрессом, аэрофобии и сопутствующих заболеваниях летать нельзя.

Гипертония и перелет на самолете — совместимые понятия при условии обязательной консультации с лечащим врачом.

Кроме гипертоников и людей, перенесших инсульт, запрещено летать людям, страдающим:

  • тромбофлебитом;
  • тромбозом глубоких вен ног;
  • пневмонией;
  • острыми инфекционными болезнями;
  • частыми обострениями астмы;
  • повышенным внутричерепным давлением;
  • легочной гипертензией;
  • пневмотораксом;
  • психиатрическими заболеваниями.

Врачи предупреждают, что самолеты нежелательны при баротравме уха с повреждениями внутреннего и среднего уха — возможна глухота.

С осторожностью надо летать людям с несвертываемостью или повышенной свертываемостью крови, заболеваниями легких, сахарным диабетом, эпилепсией, иными хроническими заболеваниями. После стентирования, шунтирования, перенесенного инфаркта миокарда и при сердечной недостаточности о возможности полета надо проконсультироваться с лечащим врачом. Эпилептикам надо проявлять повышенную осторожность и следить за тем, чтобы самочувствие было на высоком уровне. Люди, страдающие от геморрагического инфаркта головного мозга, не должны летать до разрешения врача.

Больным с электрокардиостимулятором перед полетом нужно получить справку от врача о наличии стимулятора, получить разрешение на перелет и зарегистрироваться как инвалид.

Многих путешественников, особенно если они с детьми, волнует вопрос — можно ли лететь на самолете с температурой? Каждая ситуация требует индивидуального подхода, так как, например, взрослые иначе переносят температуру, чем дети, да и значения температуры могут быть разными.

Внимание! При вирусной инфекции летать нельзя!

Не раз происходили случаи, когда, например, человек с ветрянкой перелетел из одного города в другой и заразил всех на борту. Лучше не рисковать здоровьем других людей. При невирусном характере заболевания взрослые могут лететь с температурой ниже 38, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • обильное питье;
  • взять с собой жаропонижающее;
  • спать во время полета;
  • взять теплую одежду.

Если у ребенка температура до 38, то надо взять градусник и измерять ее каждый час, при повышении — дать жаропонижающее.

В случае, если температура выше 38, то лучше проконсультироваться с врачом. Такая высокая температура может указывать на серьезные заболевания, при которых может даже потребоваться хирургическое вмешательство. Если лететь было разрешено, то перед рейсом надо сбить температуру, взять с собой таблетки и градусник, много пить и тепло одеться.

У многих мужчин и женщин найдутся болезни, при которых лучше ограничить полеты, решение о выборе самолета в качестве транспортного средства находится полностью под ответственностью самого человека. Удар может произойти с кем угодно и где угодно, поэтому лучше проходить обследования у врача, тогда и летать можно будет без страха. Кстати, все вышеперечисленные противопоказания касаются и полетов в аэротрубе i fly.

источник

Воздушный перелет, особенно перелет на большие расстояния, подвергает пассажиров воздействию многих факторов, оказывающих негативное влияние на их здоровье. Пассажиры, имеющие хронические заболевания, подвергаются большей опасности в этом отношении. Риски, связанные с перелетом, могут быть минимизированы. Для этого нужно проконсультироваться с врачом – эскпертом в области авиационной медицины. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся медицинские проблемы и вызывающие их факторы, связанные с авиаперелетом.

Давление в салоне
В современных самолетах салоны герметичны, но давление в них несколько меньше чем давление на уровне моря (это требует больших затрат топлива). При полете на высоте 11-12 тыс давление в кабине эквивалентно подъему на 1800-2400 м над уровнем моря. Такое давление хорошо переносится здоровыми людьми.

Кислород в полете
Из-за понижения атмосферного давления в кабине самолета, количество кислорода в крови пассажиров и экипажа также снижается. На фоне некоторых заболеваний такое снижение может привести к тяжелым последствиям. Особенно страдают люди с заболеваниями сердца и легких, с пониженным содержанием гемоглобина. Таким пассажирам может потребоваться дополнительный кислород в самолете. К сожалению, не все авиакомпании предоставляют дополнительный кислород. Даже при перевозке больных на самолете всех российских авиалиний в сопровождении врача провоз кислорода запрещен. В России единственной компанией, обладающая специальным разрешением на провоз кислорода на борту немедицинского самолета, является Московская Международная Медицинская Служба.

Расширение газов на высоте
При подъеме все газы имеют свойства расширяться за счет снижения давления. Таким образом воздух в герметически закрытых полостях тела при подъеме самолта расширяется. Расширение воздуха в околоносовых полостях и в полостях среднего обычно не вызывает проблем, т.к. воздух выходит через специальные отверстия, расположенных возле носовых ходов. Воздух в норме выходит через эти отверстия, и никаких неприятных ощущений не возникает, кроме разве «щелчков» в ухе. При посадке давление снова повышается, воздух должен вернуться в среднее ухо и околоносовые пазухи, чтобы давление выровнялось. Если по каким-то причинам движения воздуха не происходит (отек при насморке), возникают неприятные ощущения и даже боль в ушах. Чтобы «помочь» воздуху, можно попытаться жевать или зевать или даже использоваться прием Вальсавы – выдох с закрытым ртом и зажатым носом. Пассажирам с насморком рекомендуется использовать сосудосуживающие капли (отривин, глазолин) перед взлетом и посадкой. Грудным детям можно дать бутылочку или соску – это стимулирует глотание и помогает выровнять давление в ушах и пазухах.

Читайте также:  При железодефицитной анемии можно ли забеременеть

За счет такого же механизма (расширение газа) при взлете может возникнуть вздутие кишечника и боль в животе. Поэтому перед полетом не рекомендуется пить много газированных напитков.

Во время некоторых хирургических и диагностических процедур в полости тела вводят воздух. Примеры: операции на животе, грудной клетки, некоторые глазные операции. Если Вы планируете совершать перелет через несколько дней после какой-либо операции обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Влажность воздуха в салоне
Обычно в салоне самолета очень сухой воздух — влажность составляет около 20% (комфортная влажность для человек больше 30%). Низка влажность может вызвать сухость кожи и слизистых, дискомфорт в глазах, но риска для здоровья практически не представляет. Бороться последствиями низкой влажности несложно – больше пит и использоваться увлажняющие кремы.

Озон
Озон – более активная форма обычного кислорода. Его содержание выше в верхних слоях атмосферы. Озон может вызвать раздражение легких, слизистых и глаз. В современных самолетах установлены специальные фильтры и катализаторы, превращающие озон в простой кислород.

Космическая радиация
На больших высотах уровень космической радиации возрастает, но до настоящего времени сколько-нибудь значимого эффекта от этого не обнаружено.

«Морская» болезнь
Морская болезнь, к счастью, случается редко, в основном при прохождении зоны турбулентности. Тем, кто к ней предрасположен, лучше сидеть в середине салона – там меньше трясет. Существуют специальные препараты, снижающие ощущение тошноты.

Неподвижность и тромбоз глубоких вен
Сокращение мышц голени важный фактор, способствующий венозному оттоку от ног. Длительная неподвижность (особенно в сидячем положении) приводит к застою крови в венах и может привести к тромбозу.

Тромбы, образующиеся в венах в большинстве случаев имеют небольшой размер и не вызывают симптомов. Большие тромбы могут привести к появлению отеков и болезненности в области голеней. Если кусочек тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия) развивается одышка, боль в груди и в тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Эмболия проявляется не сразу а спустя несколько часов или дней после перелета.
Факторы риска развития тромбоза вен нижних конечностей и эмболии:
— тромбоз в прошлом
— тромбоз или эмболия у ближайшего родственника
— использование эстроген-содержащих контрцептивов
— беременность
— недавняя травма или операция (особенно операции на животе, тазовой области или на нижних конечностях)
— рак
— врожденная патология свертывающей системы крови
— курение

Пассажирам, имеющим один или больше вышеупомянутых факторов риска следует проконсультироваться с врачом перед длительным (больше 3 часов перелетом).

Как предотвратить тромбоз
С помощью простых мер можно свести риск развития тромбоза к минимуму.
Если есть возможность, каждые 2-3 часа следует пройтись по салону. Сокращение мышц голени предотвращает венозный застой. Если ходить по салону нельзя, можно делать специальные упражнения для мышц голени (например, «написать» ступней в воздухе свое имя и фамилию). Ручную кладь не рекомендуется ставить под ноги, чтобы не ограничивать пространство для движения.
Нужно много пить – «засушивание» организма способствует тромбозу.
Пассажирам с высоким риском тромбоза этих простых мер может быт недостаточно. Что еще можно сделать? Существуют компрессионные чулки, которые не дают крови скапливаться в венах ног. Чтобы выбрать правильные тип чулков лучше всего посоветоваться с врачом.
Есть также специальные препараты, уменьшающие свертывание. Назначать их может только врач. Помните, что если Вам предписан обычный или низкомолекулярный гепарин, и возникнет потребность в уколе во время полета, стюардесса не сможет Вам помочь. Вам придется либо делать укол самим, либо лететь в сопровождении медицинского работника.

Дайвинг
Сразу после погружения лететь не рекомендуется. Минимальное время от погружения до полета должно быть 12 часов, а лучше – 24 часа. Это нужно для того, чтобы избыточный азот успел вывестись из организма.

Перелет через несколько часовых поясов
При длительных перелетах сбиваются наши биологические часы. Это может вызвать слабость, сонливость или бессонницу, понизить работоспособность и ухудшить самочувствие. Чтобы уменьшить неприятные ощущения:
— хорошо отдохните до полета
— во время полета ешьте легкую пищу и не злоупотребляйте алкоголем. Также не пейте много кафеин-содержащих напитков
— если приходится спать при свете, одевайте на глаза специальные шоры.
— Когда прилетите на новое место, постарайтесь заснуть хотя бы на 4 часа в новое для вас ночное время – это помогает перенастроить биологические часы
— Иногда приходится использовать легкое снотворное. Посоветуйтесь с врачом. Не принимайте снотворное во время полета.
— Новый препарат мелатонин появился в некоторых странах (и в России) для борьбы с расстройствами сна. Назначать его может только врач.
— Если Вы находитесь на новом месте меньше 3-х дней, пытаться подстроиться под местное время не обязательно.

Особые группы пассажиров
К ним относят пассажиров, для которых перелет может быть связан с опасностью для здоровья, или они сами могут быть потенциально опасны для окружающих.
— больные пассажиры
— новорожденные дети
— беременные
— пассажиры с заразными инфекционными болезнями

Капитан корабля имеет право отказать в перелете любому пассажиру, даже если у того есть билет.

Новорожденные дети младше 7 дней не могу лететь без сопровождения медперсонала

Беременные женщины до 28 недель могут лететь без ограничений. Больше 28 недель – нужно письменное заключение врача с разрешением на перелет. После 36 недель перелет противопоказан (если беременность множественная, то перелет противопоказан после 32 недель).

Если Вам потребуются дополнительные услуги при посадке в самолет (например, кресло каталка) следует уведомить авиакомпанию заранее, желательно – за несколько дней. Некоторые авиакомпании даже устанавливают носилки для больных пассажиров (правда в таком случае требуется сопровождение врача). Вас или Вашего лечащего врача могут попросить заполнить специальную форму.

Медицинская помощь на борту
Экипаж самолета обучен оказывать первую помощь. На всех самолетах есть набор первой помощи (его может использовать экипаж) и врачебный набор (его может использовать только врач, случайно оказавшийся среди пассажиров). На всех самолетах есть небольшой запас медицинского кислорода, используемого в неотложных случаях. Если Вы заранее знаете, что Вам может потребоваться кислород, следует уведомит авиакомпанию заранее. Многие авиакомпании также комплектуют самолеты автоматическими дефибрилляторами.

Противопоказания к перелету. Список ориентировочный, каждая авиакомпания может предъявлять разные требования:
— новорожденные младше 7 дней
— беременность больше 36 недель (больше 32 недель для множественной беременности)
— ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое
— все серьезные и/или острые инфекционные заболевания
— декомпресионная болезнь
— повышенное внутричерепное давление, вызванное кровоизлиянием, травмой или инфекцией
— недавний инфаркт миокарда или инсульт
— недавняя операция на брюшной полости, на грудной полости, на черепе, на глазах – т.е. все операции, которые могут связаны с введением воздуха в закрытую полость тела
— тяжелое респираторное заболевание, одышка в покое, пневмоторакс (воздух в грудной полости над легким)
— серповидно-клеточная анемия
— психиатрическое заболевание

Пассажиры с вышеуказанными проблемами могут лететь на немедицинском самолете только в сопровождении медперсонала.

Полет самолетом – это быстрый, удобный, безопасный и безвредный способ путешествия. Однако среда в салоне самолета и некоторые факторы, связанные с перемещением на значительные расстояния, могут вызвать у пассажиров определенный стресс. Ниже приводятся советы, которые позволят сделать ваш полет более приятным.

В салоне самолета влажность воздуха опускается до 20% и менее, как в пустыне. Это практически никак не вредит здоровью, но может вызвать некоторый дискомфорт кожи, глаз, слизистых оболочек носа и горла. Для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние сухого воздуха:

1. Пейте в достаточном количестве воду и сок.
2. Ограничьте потребление алкоголя, кофе, чая и напитков, содержащих кофеин, так как они обладают обезвоживающим действием.
3. Носите очки вместо контактных линз.
4. Сведите к минимуму использование декоративной косметики; используйте увлажняющие кремы для лица, век, губ; хорошо применять на кожу увлажняющие средства в виде аэрозолей с минеральной водой.

В самолете приходится долго сидеть в одной и той же позе. Длительное пребывание без движения вызывает замедление кровообращения, сужение кровеносных сосудов ног и образование в них тромбов (венозный тромбоз). В результате в ногах возникают болевые ощущения, которые могут продолжаться даже в течение нескольких дней после полета. Чтобы сделать полет более комфортным:

1. Выбирайте места, где перед креслами больше свободного пространства. Это первые ряды салона, а также ряды перед запасными выходами (прежде чем приобретать билет, ознакомьтесь со схемой салона).
2. Пейте в основном воду и сок, ограничьте прием алкоголя и кофеина.
3. Избегайте курения, оно негативно влияет на свертываемость крови.
4. Не сидите долго в одной позе, особенно не кладите ногу на ногу. Каждые 60-90 минут вставайте и походите по салону.
5. В полет надевайте просторную одежду из натуральных тканей. Не носите узкую обувь, она должна быть удобной и легкой. Если же без модельных туфель обойтись нельзя, то снимите их.
6. Время от времени делайте элементарные упражнения:
— вращайте ступнями сначала в одну, затем в другую сторону, вытягивайте носки;
— хорошенько потянитесь, а чтобы размять затекшие руки, сожмите кулаки и подержите их в напряжении несколько секунд. Расслабьтесь, выдохните.
7. За 2-3 часа перед полетом примите 75-100 миллиграммов аспирина (1/6-1/5 часть обычной таблетки) — это лекарство препятствует образованию тромбов.

Если у вас слабый вестибулярный аппарат, и вы страдаете морской болезнью – вас укачивает, появляется головокружение, слабость, тошнота — летайте большими (широкофюзеляжными) самолетами и выбирайте место рядом с крылом. Не стоит читать или смотреть в иллюминатор, лучше закрыть глаза или зафиксировать взгляд на какой-то точке. Не принимайте алкоголь во время полета и за 24 часа до него. Перед полетом имеет смысл принять одно из средств против укачивания — авиамарин, аэрон, бонин или кинедрил. Помогают также антигистаминные препараты, обычно применяемые против аллергии – димедрол, супрастин, пипольфен. Они, правда, действуют не сразу, а часа через два или более.

Разница во времени, с которой сталкиваются многие, путешествующие самолетами и пересекающие несколько часовых поясов, серьезно сказывается на самочувствии. Особенно трудно бывает приспособиться тем, кто привык вставать в одно и то же время и придерживаться четкого режима дня. Причем перелеты на восток переносятся тяжелее, чем на запад. В результате сбоя биологических часов проявляются такие симптомы, как бессонница, беспокойный сон, усталость днем, вялость, а также проблемы с пищеварением. Для того чтобы легче адаптироваться к временному сдвигу:

1. До полета постарайтесь сместить свой режим дня на 1-2 часа, чтобы он больше приближался к тому, что вам придется придерживаться на новом месте.
2. Хорошо отдохните перед полетом.
3. По возможности, выбирайте дневные, а не ночные рейсы.
4. До и во время полета принимайте легкую пищу, пейте больше воды.
5. В полет надевайте удобную одежду.
6. Прилетев на место, постарайтесь ложиться спать и вставать по местному времени. Не ложитесь спать в 12 часов дня, даже если внутренние часы подсказывают вам, что уже 2 часа ночи. Постарайтесь продержаться подольше.
7. Для перестройки организма требуется около недели. Поэтому, если вы прилетели на два-три дня, не выходите из своего обычного графика.

И, наконец, если вы регулярно принимаете лекарства, не забудьте взять их с собой в самолет в ручном багаже. Особенно это касается людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом.

источник

Симптомы анемии настолько разносторонние, что затрагивают практически каждую функциональную систему организма. Причины, вызывающие анемию: массивные травмы и операции; повреждения сосудов; любые виды кровопотери; генетические и наследственные дефекты ферментов и структуры эритроцитов; аутоиммунные заболевания; прием некоторых лекарственных препаратов; отравление ядами и токсинами… Как и любая патология, анемия требует комплексного лечебного подхода. В первую очередь определяется конкретный вид анемии, ее причина и степень. Только после этого можно приступать к коррекции. В ряде случаев эта патология не требует специфического лечения и закономерно устраняется после лечения основного заболевания, симптомом которого она являлась. Но большинство анемий требуют того или иного лечения. В основном анемия хорошо поддается лечению народными средствами, о которых мы и расскажем в этой книге.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боремся с анемией народными методами (Юрий Константинов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Большинство врачей считают, что в большинстве случаев она не является самостоятельным заболеванием, а сопутствует другим нарушениям в организме или появляется как следствие образа жизни, прежде всего, плохого питания.

1. Диета – это залог успеха при лечении анемии. Она должна состоять из нерафинированных, необработанных продуктов, находящихся как можно более, в неприготовленном состоянии. Следующие рекомендации могут быть полезны:

– избегайте употребления молока и молочных продуктов, так как они понижают эффективность поглощения телом железа из других продуктов;

– избегайте употребления богатой специями и горячей пищи, если у вас есть раны на языке или во рту;

– чай и кофе понижают способность организма поглощать железо, поэтому их не следует употреблять. (Апельсиновый сок увеличивает эту способность);

– абрикосы, персики и чернослив, сушенные или свежие, содержат факторы, способствующие развитию гемоглобина. Изюм, свежий виноград, и сухие или свежие яблоки немного менее эффективны;

Читайте также:  Анемия при лейкозах развивается вследствие

– цельная пшеничная мука и овсянка очень полезны для выработки гемоглобина;

– употребляйте большое количество свежих фруктов и овощей, богатых витамином С. Он необходим для извлечения (поглощения) железа из пищеварительного тракта;

– смесь шпината, салата и томатов; спаржи, салата и брокколи – плодотворно влияют на производство гемоглобина. Смесь (салат) из помидоров и салата более эффективна, чем просто салат;

– овощи с ярко зелеными листьями богаты железом, поэтому их нужно употреблять часто. У растений с тусклыми цветами окраски содержание железа мало;

– дрожжевые и пшеничные ростки содержат большое количество железа. Существуют и другие вегетарианские продукты, с большим содержанием железа. Например, цельная пшеница, свекла и ее листья, капуста, сельдерей, петрушка, финики, вишни, инжир и груши;

– фосфаты и нейтрализаторы ослабляют восприятие организмом железа. Ранее предполагалось, что фитат, содержащийся в цельной пшенице, также понижает восприятие железа. Но последние опыты, проведенные на женщинах, которые ели много пшеницы, показали, что у них не наблюдалось пониженного уровня содержания железа в организме;

– как показали исследования, уровень восприятия железа из сои больше, чем из шпината;

– употребление яиц понижает способность организма абсорбировать железо из других продуктов;

– уровень железа, содержащийся в бананах, достаточен для того, чтобы вызвать производство гемоглобина в организме.

2. Отдых снижает потребность организма в кислороде и снимает нагрузку с сердца и легких. Люди, страдающие анемией, должны хорошо отдыхать не только ночью, но и в обед. Для хорошего притока крови в мозг и снятия, таким образом, головокружений, не используйте подушку во время сна.

3. Необходимо тщательно следить за ртом и языком, так как у людей с анемией часто есть раны на этих органах. Зубы нужно чистить щеткой с мягким ворсом. Полощите рот каждые 2 часа, и смазывайте губы минеральным (неорганическим) маслом или вазелином, чтобы предотвратить их пересыхание и трещины.

4. У людей с анемией плохая циркуляция крови, поэтому им необходимо остерегаться переохлаждений и перенагреваний. Теплая одежда и соответствующее одеяло во время ночного сна, как минимум, обеспечат человеку комфорт.

5. Сульфат железа и другие его соединения часто употребляются при анемии, но исследования показали, что они создают токсичное воздействие на организм. Они уничтожают витамин Е, увеличивают недостаток кислорода, разрушают простые жирные кислоты и уничтожают каротин и витамины А и С. Соединения железа также могут приводить к разрушению печени, особенно, когда у больного плохой аппетит. Соли железа, принимаемые во время беременности, могут еще больше увеличить потребность плода в кислороде, привести к выкидышу, преждевременным или поздним родам и уродствам или умственным недостаткам у новорожденного. Железо находится в неочищенных продуктах в таком количестве, что нормальному человеку его будет достаточно и нет никакого повода для развития анемии, К тому же такое железо никогда не бывает токсичным. «Никакой вид железа, приготовленный искусственно, не является полностью безопасным, не вызывающим раздражение желудочно-кишечного тракта».

6. Многие лекарства убивают витамин Е и другие вещества, необходимые для формирования кровяных клеток, вызывая этим самым анемию. Существуют несколько средств для борьбы с насекомыми, которые разрушают костное вещество, приводя к уменьшению формирования клеток крови. В этом же подозреваются пищевые добавки и искусственные заменители сахара, поэтому их нужно избегать. Тетрациклин связывает железо и понижает, таким образом, его восприятие организмом.

7. Физические упражнения стимулируют костное вещество к производству кровяных клеток, и способствуют этим самым к восприятию (абсорбции) железа из кишечника. Энергичные упражнения увеличивают коэффициент производства этих клеток. У хорошо тренированных атлетов содержание красных телец в крови составляет 6,5 млн. на кубический миллиметр, в то у время, как у пассивного человека, чьи ткани получают недостаточное количество кислорода, это число составляет 3 млн. По всей видимости, простой недостаток упражнений, является главной причиной анемии средней сложности. С такого рода анемией человек не может справиться без упражнений, даже если он будет принимать самые лучшие и современные лекарства, которые стимулируют образование необходимых красных кровяных телец, включая и железо.

8. Непродолжительное принятие холодной ванны стимулирует костное вещество. Температуру воды возьмите в пределах от 20 до 30 °C; чем ниже температура, тем меньше времени проводите в ванной: полминуты при 20–25 °C, одну минуту при 25–30 °C, две минуты при 30–35 °C, три минуты при 35–40 °C. Массаж тела при помощи мочалки или грубой щетки, а также умывание лица холодной водой перед принятием ванны помогают лучше перенести воздействие холодной воды.

9. Витамин Д способствует процессу образования крови. Ежедневное пополнение за счет солнечных ванн обеспечит достаточное количество витамина, даже если процедура проходит в течение 10 минут и солнечные лучи направляются на небольшой участок тела, например, лицо.

10. Приготовление пищи в железных кастрюлях дает возможность частицам железа попадать в продукты, а затем тем в организм.

11. Вода из глубоких колодцев или скважин может содержать больше количество железа, чем городская водопроводная.

12. Растирание холодными рукавицами может быть эффективно для производства кровяных клеток. Для этого окуните перчатки или кусочки махровой ткани в холодную (4 – 21 °C) воду и выжмите их. Начните растирать все тело по отдельным частям, делая это быстро в течение 5–8 секунд. Затем вытрите быстро и принимайтесь за другой участок. Избегайте переохлаждения.

13. При анемии очень полезен массаж.

14. В запущенных состояниях потребуется прием лекарственных средств. Все препараты должны подбираться только врачом.

Во время лечения не пейте кофе, чай, молоко, кефир, не ешьте хлеб из цельных зерен или хлопьев, яйца, творог или йогурты в течение двух часов после приема препаратов железа. Они могут замедлить всасывание железа.

Если вы по какой-то причине пропустили прием лекарства, не нужно наверстывать упущенное, выпивая в следующий раз двойную дозу. Это может привести к избытку железа в организме.

Обращайте внимание на любые неприятные эффекты – нарушения стула (чаще всего запоры), тошноту, головные боли. При их возникновении сообщите врачу, так как в таких случаях необходимо заменить препарат.

Строго следуйте назначенной дозировке и схеме приема. Курс лечения обычно длительный, занимает 1–2 месяца. Не отменяйте его самостоятельно, как только почувствовали себя лучше.

Железо может окрашивать зубы в темный цвет. Чтобы избежать этого, обязательно чистите их после приемов препаратов. Но поскольку металл поступает в эмаль и изнутри то, если вы заметили потемнения, обратитесь к врачу за консультацией.

Железосодержащие средства – не единственные лекарства, которые назначаются при анемии. Как уже говорилось, многое зависит от других сопутствующих факторов. Кроме витаминных комплексов (при В12-дефицитной анемии назначаются инъекции этого витамина), в лечении малокровия могут использоваться глюкокортико-стероиды (при аутоиммунных нарушениях), анаболические стероиды, эритропоэтин (вещество, стимулирующее работу костного мозга).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боремся с анемией народными методами (Юрий Константинов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

источник

Опасны ли перелеты во время беременности, на каком месяце лучше организовать путешествие, правила «перевозки» живота, и прочие полезные ответы на тревожные вопросы.

Беременность окутана множеством разных предрассудков. Бабушка говорит, что нельзя стричься, мама — что нельзя заранее покупать приданое малышу; тысячи ерундовых наставлений мы отвергаем и продолжаем вести свою обычную насыщенную жизнь, продолжаем работать, ходить в салоны красоты и путешествовать. Но все ли путешествия подходят беременным? Больше всего сомнений вызывает самолет. Опасности перелетов — это бабушкины предрассудки или угроза действительно существует? Врачи не пришли к единому мнению насчет перелетов: большинство аккуратно выразится, что это для беременных «нежелательный риск».

Известно, что беременные женщины крайне чувствительны к перепадам давления, неизбежному явлению во время перелета, особенно ощутимому во время взлета и посадки. Со стопроцентной уверенностью невозможно сказать, как женщина это перенесет. Существует мнение, что сильный перепад атмосферного давления способен вызвать преждевременные роды. Однако научных доказательств ему не существует. Разумеется, преждевременные роды — явление нередкое, они могут произойти и на земле. Но именно в воздухе не будет детской реанимации, бригады врачей и возможности оказать квалифицированную помощь.

Выяснить риск преждевременных родов можно на УЗИ, измеряя длину шейки матки. Многие авиакомпании вводят ограничения на перелет женщин, у которых высоки шансы познать радость материнства прямо в самолете. К ним относятся беременные на поздних сроках, женщины с многоплодной беременностью и те, у кого уже есть в анамнезе преждевременные роды.

Во время полета в салоне самолета концентрация кислорода уменьшается. С этим фактом также связано немало волнений беременных женщин, которые сразу рисуют в голове жуткие картины кислородного голодания ребенка в утробе. Их готов успокоить швейцарский профессор Р. Хух. Он провел исследования, изучил влияние относительной гипоксии на организм здоровых беременных и не нашел поводов для беспокойства: отклонений не было ни в газовом составе крови матери, ни в реакциях плода. Так что современной наукой принято считать, что небольшое снижение насыщения крови кислородом не представляет для беременных опасности. Правда, в расчет брали только здоровых беременных. Тяжелее нехватку кислорода перенесут женщины, страдающие анемией. Анемия тяжелой степени — прямое противопоказание к перелету.

Образование тромбоза, то есть сгустка крови в венах ног — это, пожалуй, самая серьезная опасность, которой подвергают себя беременные женщины, сидя неподвижно во время длительных перелетов. Врачи мрачно сообщают, что риск развития глубокого венозного тромбоза у беременных в 5 раз превышает риск развития его у небеременных женщин приблизительно того же возраста.

Беременность сама по себе является фактором риска венозной тромбоэмболии, а длительное сидение в кресле эконом-класса ситуацию явно не улучшает. Поэтому нужно соблюдать нехитрые рекомендации: использовать компрессионные чулки, чаще пить воду в полете, отказаться от кофеиносодержащих напитков и хотя бы 10 минут в час неспешно прогуливаться по салону самолета.

Космическое радиоактивное излучение — вовсе не миф. Правда, в основном его изучают в таких институтах как NASA в связи с опасностью облучения космонавтов.

Пока мы проживаем где-то в районе уровня моря, под толстым слоем атмосферы (она служит естественным барьером для излучения), то ежегодно получаем дозу радиации равную двум рентгеновским снимкам. Это считается безопасным.

Однако на высоте, где парят современные воздушные суда, не ставящие своей целью покорение космоса, защитный слой атмосферы значительно ниже, чем на земле. Еще в начале годов Федеральное управление Авиации США выпустило бумагу с признанием, что пилоты самолетов за год облучаются практически так же, как на объектах с повышенной радиационной опасностью.

А тем беременным, которые не работают пилотами авиалайнеров, паниковать все же не стоит. Исследователи полагают, что нечастые перелеты не оказывают негативного влияния на плод. К примеру, во время трансатлантического перелета (который длится не менее 7 часов) человек облучается в 2,5 раз меньше, чем при рентгене грудной клетки.

Что касается облучения, которое всегда страшно получить, проходя сквозь рамки металлоискателей в аэропорту, то тут и вовсе не стоит нервничать. Сотрудники аэропортов уверяют, что в основе работы рамок — лишь слабое магнитное поле.

Самым благоприятным временем для перелета является второй триместр, с 14 по 28 неделю беременности. В первом триместре существует риск выкидыша, основные органы ребенка еще не сформировались, а пассажирку, скорее всего, будут мучить неприятные симптомы токсикоза. В третьем триместре велика опасность преждевременных родов, кроме того, из-за размеров живота беременной может быть просто неудобно в тесном кресле самолета.

Однако главным руководством к принятию решения об отпуске в дальних краях должно все же стать мнение вашего гинеколога, ведь именно он знает обо всех осложнениях именно вашей беременности и осведомлен о возможных проблемах. Во время посещения своего врача стоит взять справку с указанием срока беременности, приблизительной даты родов, а также лаконичным сообщением «такая-то противопоказаний к полету не имеет». Перед этим гинеколог может попросить сдать дополнительный анализ или сходить на УЗИ, чтобы окончательно развеять тревоги.

А у Королевской Коллегии акушеров-гинекологов Великобритании абсолютными противопоказаниями для перелета считают предлежание плаценты, преэклампсию, анемию тяжелой степени. К относительным противопоказаниям относят риск преждевременных родов и преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты; анемию средней степени тяжести, низкую плацентацию (с 20 недель гестации), наличие кровянистых выделений из половых путей при любом сроке беременности, проведение инвазивных процедур, многоплодную беременность (после 24 недель), и неправильное положение плода во второй половине III триместра).

Перед путешествием стоит выяснить, каких правил придерживается выбранная вами авиакомпания в отношении беременных. Требования у них разные. Например, на сайте «Аэрофлота» есть такая информация: «Беременным женщинам, роды которых предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за 7 дней до начала полета».

А «Трансаэро» сообщает: «Перелет беременных женщин допускается при условии, что он выполняется не позднее четырех недель до срока предполагаемых родов и что не существует опасности преждевременных родов. Информация о состоянии беременной женщины, подтвержденная медицинским заключением и обменной картой, обязательно должна быть предоставлена авиакомпании.

Перелет беременных женщин возможен при том условии, что перед полетом подписывается гарантийное обязательство, в котором оговаривается, что авиакомпания не несет никакой ответственности за неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть для беременной женщины и плода во время перелета и вследствие перелета».

AirFrance и вовсе не требует никаких бумаг: «Беременные женщины допускаются на рейсы авиакомпании Air France без справки от врача. Несмотря на это, мы всё же рекомендуем вам перед поездкой посоветоваться с врачом».

В любом случае, уточнять такую информацию лучше непосредственно перед полетом, потому что бывает, что авиакомпании меняют свои правила.

источник