Меню Рубрики

Одна из форм анемии заболевание крови наследуется как аутосомный признак

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой скмье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

В – нормальный слух, b – глухота.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение bbX D X _ .
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник BBX d Y.

Девочка-дальтоник X d X d получила одну X d от отца, а вторую от матери, следовательно мать bbX D X d .

P bbX D X d x BBX d Y
G bX D BX d
bX d BY
F1 BbX D X d BbX D Y BbX d X d BbX d Y
девочки
с норм.
слухом
и зрением
мальчики
с норм.
слухом
и зрением
девочки
с норм.
слухом,
дальтоники
мальчики
с норм.
слухом,
дальтоники

Дочь BbX d X d . Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

А – карие глаза, а – голубые глаза.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Кареглазая женщина с нормальным зрением А_X D X _ .
Отец женщины ааX d Y, он мог отдать дочери только аX d , следовательно, кареглазая женщина АаX D X d .
Муж женщины ааX D Y.

AX D АX d aX D aX d
aX D AaX D X D
карие
норма
девочка
AaX D X d
карие
норма
девочка
aaX D X D
голубые
норма
девочка
aaX D X d
голубые
норма
девочка
aY AaX D Y
карие
норма
мальчик
AaX d Y
карие
дальтонизм
мальчик
aaX D Y
голубые
норма
мальчик
aaX d Y
голубые
дальтонизм
мальчик

Вероятность рождения ребенка-дальтоника с карими глазами составляет 1/8, (12,5%), это мальчик.

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

АА – смерть, Аа – анемия, аа – норма.
X D – нормальное зрение, X d – дальтонизм.

Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии АаX D X _ .
Здоровый по крови мужчина-дальтоник ааX d Y.
Первый ребенок АаX d Y, второй ребенок ааX D Y.

Первый ребенок получил Y от отца, следовательно, X d он получил от матери, следовательно , мать АаX D X d .

AX D АX d aX D aX d
aX d AaX D X d
анемия
норма
девочка
AaX d X d
анемия
норма
девочка
aaX D X d
норма
норма
девочка
aaX d X d
норма
дальтонизм
девочка
aY AaX D Y
анемия
норма
мальчик
AaX d Y
анемия
дальтонизм
мальчик
aaX D Y
норма
норма
мальчик
aaX d Y
норма
дальтонизм
мальчик

Вероятность рождения следующего сына без аномалий составляет 1/8, (12,5%).

Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

У здоровых родителей родился больной ребенок, следовательно, глухота и дальтонизм являются рецессивными признаками.

А — норм. слух, а — глухота
X D — норм. зрение, X d — дальтонизм.

Ребенок имеет аа, родители здоровы, следовательно, они Аа.
Отец здоров, следовательно он X D Y. Если бы ребенок был девочкой, то она бы получила от отца X D и не была дальтоником. Следовательно, ребенок мальчик, ген дальтонизма получил от матери. Мать здорова, следовательно огна X D X d .

AX D AY aX D aY
AX D AAX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
AX d AAX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AAX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aX D AaX D X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX D Y
норм. слух
норм. зрение
мальчик
aaX D X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX D Y
глухота
норм. зрение
мальчик
aX d AaX d X D
норм. слух
норм. зрение
девочка
AaX d Y
норм. слух
дальтоник
мальчик
aaX d X D
глухота
норм. зрение
девочка
aaX d Y
глухота
дальтонизм
мальчик

Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями составляет 1/16 (6,25%).

В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

В первом поколении получено единообразное потомство (первый закон Менделя), следовательно родители были гомозиготы, F1 – гетерозиготы, у гетерозигот проявились доминантные гены.

А — нормальные крылья, а — редуцированные крылья
B — красные глаза, b — белые глаза

P AAX B X B x aaX b Y
F1 AaX B X b , AaX B Y

AX В аX В AY aY
AX B AAX В X В AaX В X В AAX B Y AaX B Y

Все потомство получилось с нормальными крыльями и красными глазами. Во втором скрещивании проявился третий закон Менделя (закон независимого наследования).

У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с чёрным телом, белыми глазами, всё потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.

А — серое тело, а — черное тело
X Е — красные глаза, X е — белые глаза

Поскольку в первом скрещивании всё потомство было единообразным, следовательно, скрещивали гомозигот:
Р АА X Е X Е х ааX е Y
F1 АаX Е X е , АаX Е Y (все с серым телом и красными глазами)

Второе скрещивание:
Р аа X е X е х ААX Е Y
F1 АаX е X Е , АаX е Y (самки с серым телом красными глазами, самцы с серым телом, белыми глазами)

Расщепление признаков во втором поколении произошло потому, что признак цвета глаз сцеплен с Х-хромосомой, и самцы получают Х-хромосому только от матери.

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

А — норма, а — альбинизм.
Х Н — норма, Х h — гемофилия.

Женщина ААХ Н Х Н , мужчина ааХ Н Х h .

аХ Н аХ h
АХ Н AaX H X H
нормальная
дочь
АaX H X h
нормальный
сын

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

Поскольку при скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями получился ребенок с закрученными крыльями, следовательно А — нормальные крылья, а — закрученные крылья, родители Аа х Аа, ребенок аа.

Ген размера глаз сцеплен с Х-хромосомой, следовательно, самец с маленькими глазами получил от отца Y, а от матери ген маленьких глаз, но сама мать была с нормальными глазами, следовательно, она была гетерозигота. Х B — нормальные глаза, Х b — маленькие глаза, мать Х B Х b , отец Х B Y, ребенок Х b Y.

AX B AX b aX B aX b
aX b AaX B X b
норма
норма
самка
AaX b X b
норма
маленьк.
самка
aaX B X b
закручен.
норма
самка
aaX b X b
закручен.
маленьк.
самка
aY AaX B Y
норма
норма
самец
AaX b Y
норма
маленьк.
самец
aaX B Y
закручен.
норма
самец
aaX b Y
закручен.
маленьк.
самец

Фенотипически сходно с родительской самкой будет F2 AaX B X b , их 1/8 (12,5%) от общего числа потомков.

источник

Вопросы уровня С1

  • Кареглазый блондин женился на голубоглазой брюнетке. С какими генотипами по этим признакам могут быть у них дети при условии, что гены сцеплены и в отцовских хромосомах произойдет кроссинговер?
  • Муж гетерозиготен по резус-­фактору, а жена – резус­-отрицательна. Каковы возможные генотипы будущих детей по резус­-фактору? Какие прогнозы можно дать этой паре?
  • Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери: Елена, Ксения, Анна, у одной из которых был вздорный характер. Анна, у которой был мягкий характер, вышла замуж за человека с таким же характером. У них было два сына. Скандалист Владимир и добряк Юрий. Укажите на родословной этой семьи генотипы всех ее членов. Какова вероятность рождения вздорного ребенка от брака Юрия с женщиной, имеющей мягкий характер, при условии, что Юрий гомозиготен? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • Таня и Наташа – родные сестры, и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанным признакам мужчин. У Тани родились 2 мальчика-­дальтоника и две здоровые девочки. У Наташи два сына, оба гемофилики и дальтоники одновременно. Определите генотипы Тани, Наташи, их родителей и всех детей. Почему дети Наташи страдают двумя заболеваниями? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • Кареглазый Борис, родители которого были кареглазыми, женился на голубоглазой Вере, также имевшей кареглазых родителей. У них родился голубоглазый мальчик Петя. Определите генотипы всех членов семьи. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • При многократном внутрипородном скрещивании коротконогих особей крупного рогатого скота 25% родившихся телят оказываются мертворожденными, а 25% – длинноногими. Каковы генотипы коротконогих особей? Какой ген доминирует? Каковы генотипы погибших особей?
  • Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-­дальтоника сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
  • На заседании «Союза меча и орала» Остап Бендер заявил, что он является законным наследником Российского престола, ибо его матушка состояла в гражданском браке с Государем Императором. В подтверждение этого великий комбинатор сказал, что он, как и его сводный брат Алексей, страдает гемофилией. Убедительны ли претензии гражданина О.Бендера на Российский престол?

Вопросы уровня С1

Все вопросы этого уровня оцениваются в 2 балла.

1. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и толщину?

В ответе нужно применить знания о видах и названиях тканей, местоположении тканей.

Элементы правильного ответа

1. Рост растения связан с образовательными тканями – меристемами.
2. Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы – точки роста побега и корня.
3. Боковые меристемы – камбий и перицикл – обеспечивают рост растения в толщину.
4. Вставочные меристемы обеспечивают ветвление побегов.

  • Как, зная особенности роста растений, можно обеспечить боковой рост корней?
  • Зачем пикируют корни растений?
  • Зачем садоводы стригут кустарники в парках?
  • О чем «рассказывают» годичные кольца деревьев?
Читайте также:  Примеры анализов при железодефицитной анемии

2. Как вы думаете, почему проводящая ткань луба (флоэма) названа ситовидными трубками?

Элементы правильного ответа

1. Ситовидные трубки состоят из живых клеток, стенки которых пронизаны порами.
2. Поры нужны для связи клеток друг с другом.
3. Эта связь обеспечивается цитоплазматическими мостиками.

  • В каких направлениях и по каким сосудам движутся питательные вещества в растении?
  • Из чего состоит луб и каковы его функции?
  • Где и почему образуются наплывы на коре дерева?

3. Какие ткани проходят через все органы растения?

В ответе нужно применить знания о видах тканей, их местоположении и функциях. Очевидно, что основные и выделительные ткани не пронизывают все растение, т.к. располагаются локально в органах, а вот проводящие и механические ткани действительно связывают все растение.

Элементы правильного ответа

1. Через все органы растения проходят механические ткани, обеспечивающие опору растения.
2. Проводящие ткани – ксилема и флоэма – также проходят через все органы растения и обеспечивают передвижение по растению органических и неорганических соединений.

  • Как связаны между собой органы цветкового растения?
  • Каковы функции проводящих и механических тканей?

4. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести процессы поступления питательных веществ в растение и факторы, влияющие на их продвижение вверх.

Элементы правильного ответа

1. Корневое давление (осмос).
2. Капиллярные явления в сосудах ксилемы.
3. Транспирация воды листьями.

  • Почему процесс поступления воды и минеральных солей сравнивают иногда с работой насоса?
  • Какая связь существует между корневым давлением и транспирацией?

5. Назовите основные функции вегетативных органов цветкового растения.

Ответ на этот вопрос требует применения знаний о строении и функциях вегетативных органов растения, понимания термина «вегетативный».

Элементы правильного ответа

1. Рост.
2. Питание.
3. Дыхание.
4. Транспорт веществ.
5. Вегетативное размножение.

  • В каких органах растения происходит фотосинтез?
  • Каковы способы вегетативного размножения растений?
  • Какие органы растения дышат?
  • На каком основании такие растения­-паразиты, как раффлезия, заразиха, Петров крест, считают растениями, ведь хлорофилла они практически не содержат?

6. Какую роль играют генеративные органы цветкового растения?

Отвечая на это вопрос, необходимо вспомнить основные функции генеративных органов, понимая, что имеются в виду органы воспроизведения растений.

Элементы правильного ответа

1. Образование гамет.
2. Оплодотворение.
3. Формирование семян и плодов.

  • Какова роль цветка в жизни растения?
  • Есть ли у цветковых растений споры?
  • Чем отличается половое размножение от бесполого?
  • Почему оплодотворение у цветковых растений названо «двойным»?

7. Какова роль растений в экологических системах?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить о роли растений в производстве органических соединений, круговороте веществ.

Элементы правильного ответа

1. Растения – продуценты (создают органические вещества).
2. Растения выделяют кислород.
3. Растения участвуют в круговоротах двуокиси углерода и азота.

  • Почему считается, что растения – основные поставщики энергии в экосистемах?
  • Почему фотосинтез и дыхание – взаимно противоположные процессы?

8. Почему могут завянуть растения, если их будут поливать концентрированным раствором удобрений?

Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на термин «концентрированный» и соотнести его с процессом, который начнется в растении после полива концентрированным раствором.

Элементы правильного ответа

1. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе.
2. Вода из растения будет просачиваться в почву за счет осмоса.
3. Из-­за недостатка воды растение завянет.

  • Какие процессы обеспечивают тургор клеток?
  • Почему в жару растения могут завянуть? Что такое вирусное и бактериальное увядание?
  • Какова роль транспирации в растении?
  • Что произойдет с живыми клетками растения, помещенными в дистиллированную воду? Почему?
  • Полезно ли поливать растения дистиллированной водой?

9. Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?

Это достаточно сложный вопрос. Однако его вполне могут задать на экзамене, т.к. он имеет определенное практическое значение.

Элементы правильного ответа

1. В проводящие сосуды цветов на месте среза попадает воздух.
2. Он мешает воде подниматься вверх по растению.
3. Нужно обрезать часть стебля цветка под водой, чтобы вытеснить воздух из сосудов растения.

  • Зачем в вазу с цветами добавляют сахар?
  • Зачем иногда очищают от коры часть стебля цветка, прежде чем поставить его в вазу с водой?

10. Какие приспособления существуют у ветроопыляемых цветковых растений?

Ответ на этот вопрос требует приведения примеров не менее трех приспособлений для опыления растений ветром.

Элементы правильного ответа

1. Мелкие цветки, собранные в соцветия.
2. Сухая мелкая пыльца.
3. Тычинки на длинных тычиночных нитях.
4. Рыльца пестиков высовываются из цветков.
5. Пыльца созревает рано, до распускания листьев.
6. Растения растут группами.

  • Какие приспособления к опылению есть у насекомоопыляемых растений?
  • Почему ветроопыляемые растения часто цветут до распускания листьев?
  • Почему не из всех цветков развиваются плоды?

11. В клетках есть эндоплазматическая сеть, в митохондриях – кристы, в хлоропластах – граны. Что общего между этими структурами и каков биологический смысл этой «общности»?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить принцип строения указанных органоидов клетки, а затем объяснить биологический смысл такого устройства органоидов.

Элементы правильного ответа

1. Перечисленные органоиды содержат складки из мембран.
2. Эти складки увеличивают площадь рабочей поверхности органоида и клетки в целом.

  • Зачем деревьям и кустарникам нужны большие кроны?
  • У деревьев большие кроны и сильно разветвленные корни. Могут ли эти особенности ограничивать жизнедеятельность деревьев?

12. Могут ли генетически одинаковые растения отличаться друг от друга при попадании в различные условия внешней среды? Приведите примеры.

Отвечая на этот и похожий вопросы, нужно вспомнить, что условия внешней среды влияют на выраженность признака, на внешний облик организма.

Элементы правильного ответа

1. Да, могут.
2. Форма кроны сосны изменяется под действием ветров, дующих в одном направлении, и принимает форму флага.
3. Потомки одного растения, выросшие в совершенно разных условиях, например на лугу и в лесу, отличаются размерами.
4. Это примеры модификационной изменчивости.

Вы можете сами привести еще несколько примеров.

  • Объясните возможные причины внешних различий между потомками одного растения.
  • Исследователю нужно выяснить, результатом какой изменчивости стали различия между потомками одного растения. Как это можно сделать?

13. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?

Отвечая на этот вопрос, вспомните, по каким признакам организмы объединяются в группу. Назовите признаки бактерий, по которым они отличаются от других организмов.

Элементы правильного ответа

1. Организмы объединяются в группы по принципу общности существенных признаков.
2. Все бактерии – безъядерные организмы, содержащие одну кольцевую молекулу ДНК.
3. Клетки бактерий лишены ряда органоидов, имеющихся у эукариотических организмов.

  • Назовите отличия бактериальной клетки от растительной.
  • Каковы характерные особенности бактериальной клетки?
  • Каким образом бактерии получают энергию для своего существования?
  • Какие функции выполняют бактерии в экосистемах?

14. Предложите способы борьбы с болезнетворными бактериями, учитывая диапазон их распространения, устойчивости и скорости размножения.

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, где можно встретиться с бактериями, в каких условиях они живут и как распространяются. Затем следует предложить способы борьбы, направленные на ухудшение условий существования бактерий (для ответа на вопрос уровня С1 достаточно привести 2–3 способа борьбы).

Элементы правильного ответа

1. Профилактические прививки от заболеваний.
2. Термическая обработка пищи, пастеризация.
3. Контроль качества воды и производства продуктов питания для предотвращения распространения бактерий.
4. Дезинфекция в больницах, поликлиниках, детских учреждениях.
5. В больницах – стерилизация инструментов и перевязочного материала.
6. Облучение операционных ультрафиолетом.
7. Личная гигиена.

  • В чем заключается полезная роль бактерий?
  • Приведите 2–3 примера использования бактерий в промышленности.
  • Что такое дисбактериоз и как его преодолеть?

15. Почему через некоторое время белая плесень, образованная мукором, чернеет?

Для ответа на этот вопрос нужно знать, что потемнение плесени означает созревание спор гриба.

Элементы правильного ответа

1. До созревания спор плесень остается белой.
2. Почернение плесени вызвано созреванием спор.

  • Чем отличается мукор от пеницилла?
  • Что собой представляют дрожжи и каково их значение в пищевой промышленности?
  • Какой вред наносят грибы растениям и животным?

Вопросы уровня С2

Проверка умений работать с текстом и рисунком.

Задания, требующие найти и объяснить ошибки в тексте * .

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Цветковые, или покрытосеменные, растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы бесполого и полового размножения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. 6. Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок. 7. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется диплоидная зигота и триплоидный эндосперм.

Задания на поиск ошибок требуют от учащегося точного знания материала и повышенного внимания к тексту, ибо ошибки могут быть тщательно замаскированы. Выполняя это и подобные ему задания, необходимо знать основные признаки отдела растений, точно различать понятия «гаметофит» и «спорофит», иметь представление о местах обитания растений.

Элементы правильного ответа

Ошибки содержатся в предложениях 1, 3, 6.

В предложении 1: покрытосеменные растения – это отдел, а не класс.
В предложении 3: плод развивается не из семян, а из завязи.
В предложении 6 две ошибки: пылинка – мужской гаметофит, а зародышевый мешок – женский.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Моховидные – вечнозеленые многолетние растения. 2. В цикле развития преобладает спорофит – коробочка со спорами. 3. Стебель представляет собой побег с листьями. 4. Вода и минеральные соли поднимаются вверх по ксилеме. 5. Органические вещества, синтезированные в листьях, проводятся по флоэме. 6. Гаплоидный гаметофит – зеленое листостебельное растение, на котором образуются гаметы. 7. Корней у мхов нет; некоторые из них закрепляются в почве ризоидами.

Элементы правильного ответа

Ошибки содержатся в предложениях 2, 4, 5.

В предложении 2: в цикле развития мхов преобладает гаметофит.
В предложении 4: ксилемы у мхов нет.
В предложении 5: флоэмы у мхов нет.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Папоротники растут только в тропических лесах. 2. Они закрепляются в почве только корневищами. 3. В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое поколение. 4. Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами. 5. Для оплодотворения папоротникам необходима вода. 6. После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток. 7. После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1: папоротники растут и в лесах умеренных зон.
В предложении 2: у большинства папоротников хорошо развиты придаточные корни и только у некоторых есть корневища.
В предложении 4: гаметы у папоротников образуются на заростке.
В предложении 6: из зиготы вырастает зеленое растение – спорофит.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Грибы – это один из отделов растений. 2. У грибов есть некоторые признаки животных: гетеротрофный тип питания, хитин, входящий в состав клеточной стенки, запасной углевод – глюкоза. 3. Тело грибов состоит из гифов, которые, в свою очередь, собираются в мицелий (грибницу). 4. Вместе с корнями высших растений грибы образуют микозы, а с водорослями – лишайники. 5. Почвенные грибы могут играть роль корневых волосков, которые всасывают воду и минеральные вещества. 6. Размножаются грибы только половым путем.

Ответ на этот вопрос требует от вас не только точного знания темы «Грибы», но и повышенного внимания к тексту. В нем употребляются близкие по звучанию термины «микозы» – «микориза», а также понятия, требующие точной дифференциации.

Элементы правильного ответа**

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1 допущена ошибка в систематике грибов.
В предложении 2 неправильно назван запасной углевод.
В предложении 4 неправильно употреблен термин «микозы».
В предложении 6 ошибочно указан только один способ размножения.
В этом, как и в ряде следующих заданий, помеченных звездочками (**), элементы правильного ответа даны не полностью, а в виде подсказок. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.

* В экзаменационных работах обычно допускается сделать три ошибки.

источник

Задание 40 № 11316. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая — геном Х b . Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

1) Генотипы родителей: кошка Х В Х b . Гаметы кошки Х В и Х b . Кот Х b У. Гаметы кота Х b и У .

2) Генотипы рыжих котят — Х b У или Х b Х b .

3) Наследование, сцепленное с полом.

Возможные генотипы и фенотипы котят от данных в условии кота и кошки: черепаховая кошка Х В Х b ; черный кот Х В У; рыжая кошка Х b Х b ; рыжий кот Х b У. В вопросе задачи спрашивается только про рыжих котят, поэтому в ответе указываем:

2) Генотипы рыжих котят — Х b У или Х b Х b

Задание 40 № 11326. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?

1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая — АВ.

2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

Задание 40 № 16199. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страда-

ющего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей.

Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

Гаметы ♀ АХ, ♀ АХ d , ♀ аХ, ♀ аХ d ♂ аУ, ♂ аХ d

2) Генотип сына, больного лёгкой формой анемии и дальтонизмом, АаХ d У.

Генотип сына без патологии ааХУ.

3) Вероятность рождения сына без патологий 1\8.

Дальтонизм обозначен как Х d

Нормальное цветовое зрение Х

(но можно обозначить как Х D )

Задание 40 № 16383. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.

2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные

3) Вероятность рождения безухих белых ягнят равна 0. Все ягнята либо длинноухие, либо короткоухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть.

Задание 40 № 11291. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение — доминантный признак)

1) Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты,

Задание 40 № 11294. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей и какова вероятность рождения кареглазых детей?

1) Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т. е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип — Аа. Генотип голубоглазого отца — аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)

3) ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей — 50%

Задание 40 № 11297. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая — 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.

1) Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, черная окраска доминирует и генотип самца — аа, генотип второй самки — АА.

2) В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки — Аа.

3) Генотипы потомства от первой самки — Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки — Аа (единообразие — 33 черных).

Задание 40 № 11299. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?

1) Генотипы родителей: вв, ВВ.

2) Генотипы потомства в первом поколении: Вв — устойчивые к ржавчине.

3) Генотипы потомства во втором поколении: 1BB : 2Bb — устойчивые к ржавчине, 1 bb — восприимчивые к болезни. Правило расщепления Менделя:

Задание 40 № 11300. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая — розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти — доминантный (А).

1) Генотипы родителей: самец Аа, I самка — аа, II самка — Аа;

2) генотипы потомства от I самки: 2Аа с розеточной шерстью, 1аа — с гладкой шерстью;

3) генотипы потомства от II самки: 3(АА, Аа) — с розеточной шерстью, 1аа — с гладкой шерстью.

Задание 40 № 11305. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений.

1) Генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и Ааbb (гаметы Аb, аb).

2) Генотипы первого гибридного поколения — АА Bb и АаВb(все с гребнем и оперенными ногами).

3) Фенотипы и генотипы второго поколения:

6/8 (3/4) с гребнем и оперенными ногами:

1ААВВ : 2ААВb : 1AaBB : 2AaBb

2/8 (1/4) с гребнем и голыми ногами:

Задание 40 № 11307. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

1) Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв,

2) при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

3) 9 —черные,мохнатые,3 — черные, гладкие,3 — белые,мохнатые,1 — белый, гладкий.

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?

1) Генотипы родителей АаХdХ и ааХdУ.

2) Гаметы АХd, АХ, аХd, аХи аХd, аУ.

3) Вероятность рождения сына без аномалий с генотипом ааХУ равна 1/8.

Задание 40 № 11328. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

1) Признак доминантный так как передается потомству всегда, не сцепленный с полом так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа (с признаком).

2) Генотипы детей в F1 женщины — Аа (с признаком) и aа, мужчины — Аа (с признаком).

3) Генотипы потомков F2 мужчина — Аа (с признаком).

Задание 40 № 11329. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

2) генотипы родителей: мать — аа, отец — АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы — Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

Задание 40 № 11330. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

1) Признак доминантный, не сцеплен с полом;

2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.

Задание 40 № 12280. Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?

1. Показан пример аутосомно-доминантного наследования при полном доминировании.

2. Генотипы родоначальников Аа и аа.

3. Все люди, не несущие исследуемого признака, гомозиготны по рецессивному признаку.

Задание 40 № 12695. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Х а ,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Х а , другой Х А .

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 — женщина-носитель — Х А Х а

4 — мужчина без признака — Х А Y

8 — мужчина с признаком — Х а Y

11 — женщина-носитель — Х А Х а

Задание 40 № 13895. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х В определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.

По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А);

отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак (а);

зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген Х В

1) Определим генотипы родителей:

самка — без хохолка с коричневым оперением — ♀ aaХ b Y

самец — хохлатый с зелёным оперением — ♂ А?Х В Х ?

Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с фенотипом — без хохолка коричневые — данный птенец получил гамету aХ b от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то aaХ b Y, если самец aaХ b Х b .

Итак, генотип самца ♂ АaХ В Х b

2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХ b ; aY

а самец четыре типа: AХ B ; AХ b ;aХ B ;aХ b

3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства:

самки хохлатые зелёные — Aa Х B Y

самцы хохлатые зелёные — AaХ B Х b

самки хохлатые коричневые — AaХ b Y

самцы хохлатые коричневые — AaХ b Х b

самки без хохолка зелёные —aaХ B Y

самцы без хохолка зелёные —aaХ B Х b

самки без хохолка коричневые —aaХ b Y

самцы без хохолка коричневые —aaХ b Х B

4) Закономерности:По второму признаку (окраска оперения) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание.

адание 40 № 16034. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.

1) А — чёрная шерсть, а — кофейная шерсть В — короткая шерсть, b — длинная шерсть Возможные генотипы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.

2) Скрестить надо с рецессивной гомозиготой по обоим генам (длинношерстная собака с шерстью кофейного цвета). Это будет анализирующее скрещивание.

3) Только в том случае, когда в потомстве е будет признаков расщепления можно говорить о чистопородности приобретенной собаки

100% чёрные короткошерстные

Остальные три варианта говорят о том, что собака не «чистая линия»

Получится 1:1:1:1 АаВЬ : Aabb: aaBb: aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длиношерстные : кофейные короткошерстные : кофейные длиношерстные)

Получится 1:1 AaBb : aaBb (чёрные короткошерстные : кофейные короткошерстные)

Получится 1:1 AaBb : Aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длиношерстные)

Задание 40 № 17043. Пробанд – женщина, умеющая сворачивать язык в трубочку, выходит замуж за мужчину, который не умеет сворачивать язык в трубочку. У них родились сын и дочь, оба умеют сворачивать язык в трубочку. Мать пробанда умеет сворачивать язык в трубочку, а отец – не умеет.

Брат пробанда умеет сворачивать язык в трубочку.

У пробанда есть и сестра, которая не умеет сворачивать язык в трубочку, она дважды выходила замуж за мужчин, которые умеют сворачивать язык в трубочку. Сын от первого брака не умеет сворачивать язык в трубочку, дочь от первого брака и сын от второго брака умеют сворачивать язык в трубочку. Бабушка по материнской линии не умела сворачивать язык в трубочку, а дедушка — умеет. Определите характер наследования признака (умение сворачивать язык в трубочку) и укажите генотипы пробанда и её сестры.

1. Признак «умение сворачивать язык в трубочку» является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении. Если из двух родителей только один умеет сворачивать язык в трубочку, то признак проявляется.

С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин (не сцеплен с Х-хромосмой).

2. Генотип пробанда: Аа, т. к. отец пробанда не умел сворачивать язык в трубочку и имеет генотип аа, а доминантную аллель (А) пробанд получает от матери.

3. Генотип сестры пробанда: аа, т. к. она не умеет сворачивать язык в трубочку – рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.

источник

К самостоятельной работе 07.04.2013. Одна из форм анемии (за­бо­ле­ва­ние крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОльга Беклова

Презентация на тему: » К самостоятельной работе 07.04.2013. Одна из форм анемии (за­бо­ле­ва­ние крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание.» — Транскрипт:

2 Одна из форм анемии (за­бо­ле­ва­ние крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?

3 От скре­щи­ва­ния двух сор­тов зем­ля­ни­ки, один из ко­ то­рых имеет усы и крас­ные ягоды, а вто­рой не имеет усов и об­ра­зу­ет белые ягоды, в пер­вом по­ко­ ле­нии все рас­те­ния имели усы и ро­зо­вые ягоды. От скре­щи­ва­ния рас­те­ний без усов с ро­зо­вы­ми яго­да­ ми с рас­те­ни­я­ми без усов с крас­ны­ми яго­да­ми по­лу­ че­ны две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы рас­те­ний: без усов ро­зо­вые и без усов крас­ные. Со­ставь­те схемы двух скре­щи­ва­ний. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­ лей и потом­ства, ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния окрас­ки ягод у зем­ля­ни­ки, закон на­след­ствен­но­сти, ко­то­рый про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае.

4 1) В пер­вом скре­щи­ва­нии: скре­щи­ва­ния двух сор­тов зем­ля­ни­ки, один из ко­то­рых имеет усы и крас­ные ягоды, а вто­рой не имеет усов и об­ра­зу­ет белые ягоды по­лу­чи­ли 100% потом­ства с усами и ро­зо­вы­ми яго­да­ ми. Со­глас­но пра­ви­лу еди­но­об­ра­зия Мен­де­ля по­лу­ча­ ем, что усы до­ми­нант­ный при­знак; от­сут­ствие усов ре­цес­сив­ный. 2) Закон на­след­ствен­но­сти: По при­зна­ку окрас­ки пло­ дов — не­пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния. До­пол­ни­тель­но. Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние при­зна­ков (III закон Мен­ де­ля) между пер­вым и вто­рым при­зна­ком, а также ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние и пра­ви­ло еди­ но­об­ра­зия ги­бри­дов I по­ко­ле­ния.

5 Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F 1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

6 При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Состав­те схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

7 Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 с гладкими жёлтыми семенами и 316 с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?

8 1) Доминантные признаки — гладкие и окрашенные семена, т.к. в первом по­ко­ле­нии по­лу­чи­ли все се­ме­на — глад­кие и окра­шен­ные. Т.к. при образовании второго поколения анализирующее скрещивание, значит полученные гибрид ы(АВ//ав) скрещивают с ав//ав 2) Первое скрещивание. Генотипы родителей: ААВВ ; аавв Генотип потомства: АаВв (АВ//ав) 3) Вто­рое скре­щи­ва­ние. Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: АаВв (АВ//ав); аавв (ав//ав) Детей: АаВв — гладкие окрашенные (1200) аавв — морщинистые неокрашенные (1215) Аавв — гладкие неокрашенные (309) ааВв — морщинистые окрашенные (315) В F2 проявляется закон сцепленного наследования. Четыре фенотипические группы объясняются неполным сцеплением генов А и В, сцепление нарушено, т.к. идет кроссинговер

источник

Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы

Какие из перечисленных организмов относятся к нематодам?

Какие признаки относятся к отряду Жуки?

5. Грызущий ротовой аппарат

6. Сосущий ротовой аппарат

Установите соответствие между признаками царства и царством, к которому эти признаки относятся.

А. Включает только одноклеточные организмы

Б. Все организмы бехъядерные

В. Включает только автотрофные организмы

Г. Способ питания организмов только гетеротрофный

Д. Клетки имеют целлюлозные оболочки

Е. Организмы царства не имеют тканей

Соотнесите виды заболеваний с системами органов, для которых эти заболевания характерны.

Виды заболеваний

Системы органов

Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лен и ее плоидностью.

Стадия развития

В. Листостебельное растение мха

Плоидность стадии

Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой.

Примеры отбора

А. Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам

Б. Сокращается число растений клена с очень короткими и очень длинными крыльями семян

В. На фоне закопченных деревьев увеличивается количество темных бабочек

Г. С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шерстным покровом

Д. Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет

Форма отбора

Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные классы животных.

1. Многощетинковые кольчецы

Какую информацию может извлечь цитогенетик из хромосомного набора организма животного при его микроскопическом исследовании?

Правильный ответ — при исследовании хромосомного набора можно определить вид животного. По хромосомному набору можно определить пол животного. Если известны наследственные заболевания животного, то можно определить их характер.

Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?

Правильный ответ: 1 — жилка листа, выполняющая проводящую и опорную функции.

2 — столбчатая фотосинтезирующая ткань (основная) (мезофилл).

3 — губчатая фотосинтезирующая ткань (основная) (мезофилл).

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.

1. Клеточное строение растений было открыто английским ученым Р. Гуком во второй половине XVII в.

2. Примерно в то же время голландец Антони ван Левенгук впервые описал простейших животных — инфузорий — а также сделал множество других открытий.

3. В первой половине XIX в. Луи Пастер открыл клеточное ядро.

4. В самом конце XIX столетия была впервые сформулирована клеточная теория.

5. Ее сформулировали немецкие ученые Т. Шванн и М. Шлейден.

6. ЕЕ основное положение утверждало, что все организмы, кроме вирусов, состоят из клеток.

7. Рудольф Вирхов дополнил клеточную теорию положением о том, что каждая клетка происходит из клетки в результате деления исходной клетки.

Правильный ответ — ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.

Предл. 3 — клеточное ядро открыл Р. Броун.

Предл. 4 — клеточная теория была сформулирована в первой половине 19-го века.

Предл. 6 — в клеточной теории ничего не говорилось о вирусах.

Почему регуляция функций организма названа нейро-гуморальной? Как она осуществляется?

Правильный ответ — в регуляции деятельности организма человека участвуют две системы: нервная и эндокринная. Нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы от рецепторов к ЦНС и от ЦНС к органам. Гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых в кровь контролируется нервной системой.

Лосось выметывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.

Правильный ответ — примеры, относящиеся к внутривидовой борьбе за существование.

1. Не все рыбы достигают мест нереста.

2. Не все икринки оплодотворяются самцами, при движении к нересталищу рыбы «забивают» друг друга.

Примеры межвидовой борьбы за существование.

1. Икра и мальки кеты поедаются другими рыбами.

Каковы особенности мейоза, которые обеспечивают разнообразие гамет?

Правильный ответ — в мейозе гомологичные хромосомы всегда расходятся по разным гаметам. Хромосомы расходятся по гаметам независимо друг от друга в случайных сочетаниях. Конъюгация и кроссинговер обеспечивают разнообразие гамет в результате обмена генами между гомологичными хромосомами.

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением , но легкой формой анемии, родила от здорового (по крови) мужчины дальтоника сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий? Определите генотипы родителей, генотип сына с патологией и возможный генотип здорового сына.

Правильный ответ — Р: мать AaXXd x отец ааХdY

Гаметы: AX, AXd, aX, AXd x aXd, aY

Генотип сына, больного легкой формой анемии и дальтонизмом AaXdY

Генотип сына без патологии ааХУ

Вероятность рождения сына 1/8.

Источник: ЕГЭ 2017. Биология: тренировочные задания/Г. И. Лернер. — Москва: Эксмо, 2016. — 368 с. (ЕГЭ. Тренировочные задания). 40 вариантов.

источник