Меню Рубрики

Какие из перечисленных анемий характеризуются гипербилирубинемией

A) мегалобластический тип кроветворения

B) жировое перерождение красного костного мозга

C) укорочение продолжительности жизни эритроцитов +

E) повышение осмотической резистентности эритроцитов

660. Для гемолитической анемии характерно

A) Увеличение непрямого билирубина

661. Больному с 1 группой крови перелито 700 мл III группы крови. Гемоглобин 70 г/л, эритроциты 2,7 х10 12 /л, ретикулоциты 5%, непрямой билирубин 69, 5 мкм/л Определить характер анемии

662. Хроническая кровопотеря приводит к развитию:

A) Железодефицитной анемии. +

B) Витамин В12-дефицитной анемии.

E) Микросфероцитарной анемии Минковского-Шоффара

663. Железодефицитная анемия характеризуется

  1. ретикулоцитозом
  2. гипохромией +
  3. мегалобластическим типом кроветворения
  4. гемосидерозом
  5. гипербилирубинемией

664. При железодефицитной анемии в периферической крови наблюдается:

B) Гиперхромия эритроцитов.

D) Нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево.

665. В12 –дефицитная анемия развивается при

A) Дефиците внутреннего фактора Касла

666. Дефицит В12 характеризуется развитием

A) Мегалобластической анемии

667. Мегалобласты и мегалоциты появляются в периферической крови при

A) Анемии Аддисона Бирмера

668. Недостающем звеном патогенеза В12-дефицитной анемии является

Дефицит витамина В12® ¯ синтеза метилкобаламина®нарушение образования

тетрагидрофолиевой кислоты ® ? ®снижение процессов деления и созревания эритроцитов

A) нарушение синтеза жирных кислот

B) нарушение образования миелина

D) нарушение синтеза дезоксиаденозилкобаламина

E) нарушение образования янтарной кислоты

669. Мегалобластический тип кроветворения характерен для

  1. железодефицитной анемии
  2. апластической анемии
  3. витамин В-12-дефицитной анемии +
  4. постгеморрагической анемии
  5. гемолитической анемии

670. Пантоцитопения — это

    A) серповидноклеточной анемии

    B) острой постгеморрагической анемии

    E) гипо-апластической анемии +

    672. Для гипо-апластических анемий характерно:

    A) Нейтрофильный лейкоцитоз.

    B) Появление серповидных эритроцитов.

    673. Дайте заключение по гемограмме: Эритроциты-3,2х10 12 /л; гемоглобин-60г/л;

    цветовой показатель-0,6; ретикулоциты-1%; лейкоциты-4,5х10 9 /л; сидеропения.

    В мазке крови: микроциты, гипохромные эритроциты, пойкилоциты:

    A) Острая приобретенная гемолитическая анемия.

    B) Витамин В12-фолиеводефицитная анемия.

    C) Железодефицитная анемия . +

    D) Острая постгеморрагическая анемия.

    E) Гипо-апластическая анемия.

    674. Больная 15 лет, кожные покровы бледные, с зеленоватым оттенком. В анализе крови: гемоглобин – 65 г/л, эритроциты 3,8 х 10 12 /л, ретикулоциты – 0,1%. В мазке крови – кольцевидные эритроциты. Определить вид анемии.

    1. В-12 дефицитная анемия, мегалобластическая, гиперрегенераторная
    2. сидероахрестическая, нормобластическая, гипорегенераторная
    3. гемолитическая анемия, нормобластическая, гиперрегенераторная
    4. гипопластическая анемия, нормобластическая, гипорегенераторная
    5. железодефицитная анемия, нормобластическая, гипорегенераторная +

    675. У больного глистная инвазия широким лентецом. В анализе: гемоглобин – 95 г/л, эритроциты – 2,8 х 10 12 /л, ретикулоциты – 0,5%, обнаружены мегалоциты и мегалобласты. Определить характер анемии

    1. железодефицитная анемия
    2. гемолитическая анемия
    3. витамин В-12– дефицитная анемия +
    4. сидероахрестическая анемия
    5. гипопластическая анемия

    676. Вашим заключением по гемограмме является

    В мазке: анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, мегалоциты, мегалобласты.

    A) олигоцитемическая гиповолемия

    B) олигоцитемическая гиперволемия

    C) полицитемическая гиповолемия

    D) олигоцитемическая нормоволемия +

    E) полицитемическая нормоволемия

    A) хроническую постгеморрагическую анемию +

    B) острую постгеморрагическую анемию

    C) анемию при дифиллоботриозе +

    D) наследственную апластическую анемию +

    E) наследственную микросфероцитарную анемию Минкофского-Шоффара

    679. Какие из перечисленных анемий можно отнести к регенераторным?

    A) железодефицитную анемию

    B) острую постгеморрагическую анемию +

    C) гемолитическую анемию Минковского-Шоффара +

    D) аутоиммунную гемолитическую анемию +

    E) фолиеводефицитную анемию

    680. Для каких анемий характерен микроцитоз эритроцитов?

    A) железодефицитной анемии +

    B) гемолитической анемии Минковского-Шоффара +

    C) острой постгеморрагической анемии

    D) хронической постгеморрагической анемии +

    E) гипопластической анемии

    681. Какие анемии характеризуются выраженной гипохромией эритроцитов?

    A) хроническая постгеморрагическая анемия +

    B) гипопластическая анемия

    C) острая постгеморрагическая анемия

    D) анемия при дифиллоботриозе

    682. При каких анемиях наблюдается мегалобластический тип кроветворения?

    B) анемии, связанной с дефицитом фолиевой кислоты +

    E) анемии, связанной с дифиллоботриозом +

    A) анемия Минковского-Шоффара +

    B) анемия Аддиссона-Бирмера +

    C) острая постгеморрагическая анемия

    D) фолиеводефицитная анемия +

    E) хроническая постгеморрагическая анемия

    684. Укажите, какие изменения гематологических показаний характерны для анемии Аддиссона-Бирмера:

    A) анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов +

    B) нейтропения с ядерным сдвигом вправо +

    E) нейтрофилия с ядерным сдвигом влево

    685. Укажите, какие гематологические показатели характерны для острой гемолитической анемии:

    A) выраженная гипохромия эритроцитов

    B) появление мегалобластов

    C) выраженный ретикулоцитоз +

    D) анизоцитоз и пойкилоцитоз +

    E) выраженный нейтрофильный лейкоцитоз с ядерным сдвигом влево +

    686. Какие гематологические показатели наиболее характерны для гипопластической анемии?

    C) нормохромия эритроцитов +

    D) относительный лимфоцитоз +

    687. Что не характерно для фолиеводефицитной анемии:

    A) гиперхромия эритроцитов

    B) лейкопения и тромбоцитопения

    D) высокий процент неэффективного эритропоэза

    E) симптомы фуникулярного миелоза +

    688. Какие причины могут вызвать развитие В12-дефицитной анемии?

    B) субтотальная резекция желудка +

    C) резекция подвздошной кишки +

    689. Внутрисосудистый гемолиз эритроцитов наиболее часто возникает при:

    C) переливании несовместимой по группе крови +

    D) действии гемолитических ядов +

    690. Какие из перечисленных анемий передаются по наследству?

    * гемолитическая анемия новорожденных

    691. Укажите анемии, для которых характерен мегалобластический тип кроветворения:

    B) наследственные гемолитические

    C) анемия Аддиссона-Бирмера +

    D) анемия на почве дефиллоботриоза +

    E) анемия от недостаточности фолиевой кислоты +

    A) наследственную микросфероцитарную

    C) пароксизмальную ночную гемоглобинурию

    D) анемию Аддиссона-Бирмера

    693. Укажите гематологические показатели, характерные для железодефицитных анемий:

    A) эритроциты 3*10 12 , Нв 60 г/л +

    B) эритроциты 1,2*10 12 , Нв 50 г/л

    E) эритроциты с тельцами Жоли в периферической крови

    694. Укажите гематологические показатели, характерные для В12-фолиеводефицитных анемий:

    * эритроциты 3*10 12 , Нв 60 г/л

    *эритроциты 1,2*10 12 , Нв 50 г/л +

    695. К числу факторов, наиболее часто способствующих развитию железодефицитной анемии, можно отнести

    A) острую массивную кровопотерю

    B) хроническую кровопотерю +

    C) ахлоргидрические состояния +

    696. Внутрисосудистый гемолиз характерен для:

    A) конфликта по АВО системе +

    B) серповидно-клеточной анемии

    D) отравления уксусной кислотой +

    E) наследственной микросфероцитарной анемии

    697. Внесосудистый гемолиз характерен для:

    B) серповидно-клеточной анемии +

    D) отравления уксусной кислотой +

    E) наследственной микросфероцитарной анемии

    A) анемии всегда характеризуются уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови

    B) в большинстве случаев анемий отмечается уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови +

    C) анемии всегда характеризуются уменьшением общего количества гемоглобина +

    D) анемии не обязательно сопровождаются уменьшением общего количества гемоглобина

    699. Укажите основные патогенетические факторы, обусловливающие развитие анемий:

    A) недостаточная продукция эритроцитов +

    B) повышенное разрушение эритроцитов +

    C) повышенная продукция эритроцитов

    D) недостаточное разрушение эритроцитов

    E) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга +
    Лейкоцитозы, лейкоцитопении

    700. К дегенеративным изменениям лейкоцитов относятся:

    а) токсогенная зернистость; б) анизоцитоз; в) тельца Гейнца;

    г) гиперсегментация ядер; д) тельца Жолли и кольца Кабо.

    источник

    витамин В 12 -фолиеводефицитная анемия +

    острая постгеморрагическая анемия

    677. Для гемолитической анемии характерна:

    A) олигоцитемическая гиповолемия

    B) олигоцитемическая гиперволемия

    C) полицитемическая гиповолемия

    D) олигоцитемическая нормоволемия +

    E) полицитемическая нормоволемия

    678. Какие из перечисленных анемий можно отнести к гипорегенераторным?

    A) хроническую постгеморрагическую анемию +

    B) острую постгеморрагическую анемию

    C) анемию при дифиллоботриозе +

    D) наследственную апластическую анемию +

    E) наследственную микросфероцитарную анемию Минкофского-Шоффара

    679. Какие из перечисленных анемий можно отнести к регенераторным?

    A) железодефицитную анемию

    B) острую постгеморрагическую анемию +

    C) гемолитическую анемию Минковского-Шоффара +

    D) аутоиммунную гемолитическую анемию +

    E) фолиеводефицитную анемию

    680. Для каких анемий характерен микроцитоз эритроцитов?

    A) железодефицитной анемии +

    B) гемолитической анемии Минковского-Шоффара +

    C) острой постгеморрагической анемии

    D) хронической постгеморрагической анемии +

    E) гипопластической анемии

    681. Какие анемии характеризуются выраженной гипохромией эритроцитов?

    A) хроническая постгеморрагическая анемия +

    B) гипопластическая анемия

    C) острая постгеморрагическая анемия

    D) анемия при дифиллоботриозе

    682. При каких анемиях наблюдается мегалобластический тип кроветворения?

    B) анемии, связанной с дефицитом фолиевой кислоты +

    C) анемии, связанной с резекцией желудка

    E) анемии, связанной с дифиллоботриозом +

    683. Какие из перечисленных анемий характеризуются гипербилирубинемией?

    A) анемия Минковского-Шоффара +

    B) анемия Аддиссона-Бирмера +

    C) острая постгеморрагическая анемия

    D) фолиеводефицитная анемия +

    E) хроническая постгеморрагическая анемия

    684. Укажите, какие изменения гематологических показаний характерны для анемии Аддиссона-Бирмера:

    A) анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов +

    B) нейтропения с ядерным сдвигом вправо +

    D) появление в крови эритроцитов с тельцами Жоли и кольцами Кабо +

    E) нейтрофилия с ядерным сдвигом влево

    685. Укажите, какие гематологические показатели характерны для острой гемолитической анемии:

    A) выраженная гипохромия эритроцитов

    B) появление мегалобластов

    C) выраженный ретикулоцитоз +

    D) анизоцитоз и пойкилоцитоз +

    E) выраженный нейтрофильный лейкоцитоз с ядерным сдвигом влево +

    686. Какие гематологические показатели наиболее характерны для гипопластической анемии?

    C) нормохромия эритроцитов +

    D) относительный лимфоцитоз +

    687. Что не характерно для фолиеводефицитной анемии:

    A) гиперхромия эритроцитов

    B) лейкопения и тромбоцитопения

    D) высокий процент неэффективного эритропоэза

    E) симптомы фуникулярного миелоза +

    688. Какие причины могут вызвать развитие В12-дефицитной анемии?

    B) субтотальная резекция желудка +

    C) резекция подвздошной кишки +

    689. Внутрисосудистый гемолиз эритроцитов наиболее часто возникает при:

    C) переливании несовместимой по группе крови +

    D) действии гемолитических ядов +

    690. Какие из перечисленных анемий передаются по наследству?

    * гемолитическая анемия новорожденных

    691. Укажите анемии, для которых характерен мегалобластический тип кроветворения:

    B) наследственные гемолитические

    C) анемия Аддиссона-Бирмера +

    D) анемия на почве дефиллоботриоза +

    E) анемия от недостаточности фолиевой кислоты +

    692. Какие из перечисленных анемий относят к гемоглобинопатиям?

    A) наследственную микросфероцитарную

    C) пароксизмальную ночную гемоглобинурию

    D) анемию Аддиссона-Бирмера

    693. Укажите гематологические показатели, характерные для железодефицитных анемий:

    A) эритроциты 3*10 12 , Нв 60 г/л +

    B) эритроциты 1,2*10 12 , Нв 50 г/л

    E) эритроциты с тельцами Жоли в периферической крови

    694. Укажите гематологические показатели, характерные для В12-фолиеводефицитных анемий:

    * эритроциты 3*10 12 , Нв 60 г/л

    *эритроциты 1,2*10 12 , Нв 50 г/л +

    *эритроциты с тельцами Жоли в периферической крови +

    695. К числу факторов, наиболее часто способствующих развитию железодефицитной анемии, можно отнести

    A) острую массивную кровопотерю

    B) хроническую кровопотерю +

    C) ахлоргидрические состояния +

    696. Внутрисосудистый гемолиз характерен для:

    A) конфликта по АВО системе +

    B) серповидно-клеточной анемии

    D) отравления уксусной кислотой +

    E) наследственной микросфероцитарной анемии

    697. Внесосудистый гемолиз характерен для:

    B) серповидно-клеточной анемии +

    D) отравления уксусной кислотой +

    E) наследственной микросфероцитарной анемии

    698. Какие из приведенных утверждений являются правильными?

    A) анемии всегда характеризуются уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови

    B) в большинстве случаев анемий отмечается уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови +

    C) анемии всегда характеризуются уменьшением общего количества гемоглобина +

    D) анемии не обязательно сопровождаются уменьшением общего количества гемоглобина

    699. Укажите основные патогенетические факторы, обусловливающие развитие анемий:

    A) недостаточная продукция эритроцитов +

    B) повышенное разрушение эритроцитов +

    C) повышенная продукция эритроцитов

    D) недостаточное разрушение эритроцитов

    E) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга +

    700. К дегенеративным изменениям лейкоцитов относятся:

    а) токсогенная зернистость; б) анизоцитоз; в) тельца Гейнца;

    г) гиперсегментация ядер; д) тельца Жолли и кольца Кабо.

    источник

    ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРАСНОЙ КРОВИ. АНЕМИИ (итоговый уровень)

    1. Перечислите гематологические признаки характерные для гипопластических анемии:

    а) анизоцитоз, пойкилоцитоз;

    б) отсутствие ретикулоцитов;

    в) лейкопения, тромбоцитопения;

    г) нормохромия эритроцитов;

    2. Перечислите компенсаторные реакции, возникающие в организме при анемиях:

    а) перераспределение крови;

    б) снижение свертывания крови;

    в) снижение скорости кровотока;

    г) усиление легочной вентиляции;

    д)относительный / абсолютный эритроцитоз

    3. Дайте классификацию анемий по цветовому показателю.

    4. Перечислите гематологические показатели характерные для гемолитических анемий:

    а) анизоцитоз, пойкилоцитоз

    в) лейкопения или тромбоцитопения

    д) гипоплазия костного мозга

    5. Укажите признаки В12дефицитной анемии:

    6. Перечислите анемии, для которых характерен мегалобластический тип кроветворения:

    б) наследуемые гемолитические

    г) анемии при дифиллоботриозе

    д) анемии при недостатке фолатов.

    ответ:1) б,г;2) а,в,д;3) а,г,д;4) в,г,д;5) а,б

    7. Укажите, какие из перечисленных анемий передаются по наследству?

    а) гемолитическая анемия новорожденных

    б) микросфероцитарная анемия

    г) серповидноклеточная анемия

    8.Перечислите, какие из перечисленных анемий характеризуются гипербилирубинемией:

    а) наследственная анемия Минковского-Шоффара;

    в) наследственная сидеробластная анемия;

    г) фолиеводефицитная анемия;

    д) хроническая постгеморрагическая анемия.

    9. Назовите виды клеток, характеризующих нормобластный эритропоэз:

    10. Назовите количество каких клеток крови увеличивается при болезни Ваккеза:

    ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРАСНОЙ КРОВИ. АНЕМИИ (итоговый уровень)

    1.Для микроцитоза эритроцитов характерно:

    а) железодефицитная анемия

    б) гемолитическая анемия Минковского-Шоффара

    в) острая постгеморрагическая анемия

    г) хроническая постгеморрагическая анемия

    д) гипопластическая анемия

    2.По аутосомно-доминантному типу наследуются:

    д)острая постгеморрагическая анемия

    3.Основными причинами развития железодефицитных анемий являются:

    в) патология слюнных желез

    г) хроническая кровопотеря

    д) нарушение всасывания железа

    4.Для приобретенной гемолитической анемии характерно:

    а)эритробластический эффективный тип кроветворения

    б)эритробластический неэффективный тип кроветворения

    ответ: 1)а,д,б; 2)а,б,в; 2)в,б,г; 3)б,д,г; 4)а,г,д

    5.При истинной полицитемии развиваются следующие расстройства функций сердечно-сосудистой системы:

    б) артериальная гипертензия

    в) нарушение микроциркуляции

    г) переполнение органов итканей кровью

    д) артериальная гипотензия

    6.Какие анемии относятся к нормохромным:

    а) острая постгеморрагическая

    б) хроническая постгеморрагическая

    7.Основные причины развития В12-дефицитной анемии:

    а)недостаточность поступления В12 с пищей

    б)множественный девиртикулез тонкой кишки

    8.Для острой постгеморрагической анемии на 4-5 сутки, характерна следующая картина периферической крови:

    а)число эритроцитов в пределах нормы

    ответ: 1) д,г,а; 2) а,б,в; 3)в.г,д; 4)б,в,д

    9.По типу кроветворения анемии классифицируют на:

    10.Для латентного периода дефицита железа характерно:

    б) отсутствие гипосидерина в макрофагах красного костного мозга

    в) повышение железосвязывающей способности сыворотки крови

    г) снижение железосвязывающей способности сыворотки крови

    д) повышение содержания протопорфиринов в эритроцитах

    ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРАСНОЙ КРОВИ. АНЕМИИ (итоговый уровень)

    1.Для острой гемолитической анемии характерны следующие гемотологические показатели:

    а) выраженная гипохромия эрироцитов

    б) уменьшение лейко-эритробластического отношения в костном мозге

    в) увеличение латентной железосвязывающей способности сыворотки крови

    2.По среднему диаметру эритроцитов анемии классифицируют на:

    ответ: 1.а,в,г; 2. б,г,д; 3.а,г,д; 4.в,г,д

    3.К гипохромным анемиям относят:

    4.Основными клиническими проявлениями железодефицитной анемии являются:

    а) трофические нарушения структуры ногтей, волос

    в) желтушность кожных покровов

    г) диспептические расстройства

    5.Для вторичных абсолютных эритроцитозах в периферической крови определяется:

    а) увеличение числа эритроцитов выше нормы

    6.Вследствие нарушения эритропоэза развиваются:

    а) гипопластические анемии

    в) микросфероцитарная анемия

    7.Основными причинами развития В-12дефицитной анемии являются:

    а) патология желудка(рак,атрофический гастрит)

    б) множественный девертикулез тонкой кишки

    в) дефицит транскобаламинов

    г) недостаточное поступление В12 с пищей

    8.В периферической крови при болезни Ваккеза определяется:

    ответ: 1.а,б,в; 2. б,г,д; 3.а,г,д; 4.а,б,г

    9.Какие анемии относят к микроцитарным:

    б)гемолитическая анемия Минковского-Шоффара

    в)острая постгеморрагическая анемия

    г)хроническая постгеморрагическая анемия

    ответ: 1.а,б,в; 2. б,г,д; 3.а,г,д; 4.в,г,д

    10. Перечислите регенеративные формы эритроцитов:

    в)эритроциты с остатками ядерной субстанции(тельца Жолли)

    ответ: 1.а,б,в; 2. Б,г,д; 3.а,в,г; 4.в,г,д

    ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРАСНОЙ КРОВИ. АНЕМИИ (итоговый уровень)

    1. Для анизоцитоза характерно:

    а)наличие в мазке крови эритроцитов неодинакового размера

    б) наличие в мазке крови эритроцитов разной формы

    в) наличие в мазке крови эритроцитов неоднородной окраски

    ответ: 1.а,б,в; 2. Б,г,д; 3.а,в,г; 4.в,г,д

    2.Снижением латентной железосвязывающей способности сыворотки крови характеризуются следующие виды анемий:

    б) железодефицитная анемия

    г) острая постгеморрагическая анемия

    д) наследственная сидеробластная анемия

    3.Какие виды клеток характеризуют нормобластный эритропоэз:

    4.Какие из наследственных гемолитических анемий относятся к белковозависимым мембранопатиям:

    ответ: 1.а,б,в; 2. Б,г,д; 3.а,в,г; 4.в,г,д

    5.Гипопластические анемии характеризуются следующими изменениями в периферической крови:

    а) анизоцитоз, пойкилоцитоз

    б) отсутствие ретикулоцитов

    в) лейкопения, тромбоцитопения

    г) нормохромия эритроцитов

    6.Компенсаторными реакциями в организме при при анемиях являются:

    а) перераспределение крови

    б) снижение свернывающей способности крови

    в) снижение скорости кровотока

    г) усиление легочной вентиляции

    д) относительный/абсолютный эритроцитоз

    7.К гипорегенераторным анемиям относят:

    а)хроническую постгеморрагическую анемию

    б) наследственную микросфероцитарную

    г)анемию при дифеллобатриозе

    д)наследственную сидеробластную анемию

    ответ: 1.а,б,в,; 2. а,б,г; 3.б,в,г; 4.в,г,д

    8.Внеклеточными факторами развития гемолитических анемия являются:

    а) недостаточность пируват киназы

    9.Основные звенья развития железодефицитных анемий:

    а)гипоплазия костного мозга

    б)агрегация «несбалансированной» цепи глобина в цитолизе

    в)торможение образования гемоглобина

    г)снижение синтеза железосодержащих соединений

    д)замедление синтеза железа

    ответ: 1.а,б,в; 2. б,г,д; 3.а,в,г; 4.в,г,д

    10.Основные гематологические проявления гипо- и апластических анемий в костном мозге:

    б) увеличесние числа лимфоидных клеток

    в) большое число мегалоцитов

    г) уменьшение числа клеток миелоидного ряда

    д) повышение содержания железа эритрокариоцитоах

    ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРАСНОЙ КРОВИ. АНЕМИИ (итоговый уровень)

    1. Перечислите признаки В12-(фолиево)-дефицитных анемий:

    в) мегалобластический тип кроветворения;

    г) уменьшение содержания железа в сыворотке крови;

    д)дегенеративные формы эритроцитов.

    Ответ: 1) а,б,в ; 2) в,г,д; 3) б,в,д; 4) а,г,д; 5) а,б,г

    2. Охарактеризуйте картину периферической крови при болезни Вакеза:

    д) цветовой показатель выше нормы.

    3.Перечислите какие из анемий характеризуются как микроцигарные: а)железодефицитная;

    б)гемолитическая анемия Минковского-Шоффара;

    в)острая постгеморрагическая анемия;

    г)хроническая постгеморрагическая анемия;

    ответ: 1) б,г,д; 2) а,б,в; 3) а,в,г; 4) в,г,д; 5) а,г,д

    4.Перечислите регенеративные формы эритроцитов:

    б) эритроциты с остатками ядерной субстанции (тельца Жолли);

    г) полихроматофильные эритроциты;

    д) пойкилоцитоз эритроцитов.

    5. Назовите, что характерно для латентного периода дефицита железа:

    б) отсутствие гипосидерина в макрофагах красного костного мозга;

    в) повышение железосвязывающей способности сыворотки крови;

    г) снижение железосвязывающей способности сыворотки крови;

    д) повышение содержания протопорфиринов в эритроцитах.

    6. Перечислите какие анемии относятся к гипохромным:

    а) острая постгеморрагическая;

    7. Перечислите основные клинические проявления при железодефицитной анемии:

    а) трофические нарушения ногтей, волос;

    б) глосситы; в) желтушность кожных покровов;

    г) диспептические расстройства;

    8. Назовите какие элементы красной крови относятся к клеткам физиологической регенерации:

    д) азурофильные эритроциты.

    ответ: 1) а,в,г; 2) а,б,д; 3) б,в,д; 4) в,г,д; 5) б,г,д

    9. Какие из характеристик подходят для внутрисосудистого гемолиза эритроцитов:

    Ответ: 1) а,в,д; 2) а,б,г; 3) б,в,д; 4) в,г,д; 5) б,г,д

    10. Назовите, как классифицируют анемии по патогенезу:

    источник

    Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патофизиологии патофизиологии головы и шеи для студентов стоматологического факультета


    Тема 13. Типовые нарушения системы крови

    ^ Наименование занятия. Типовые нарушения системы крови. Общее учение об анемиях.

    Общая цель занятия: Изучить различные патологические формы системы красной крови, их роль в диагностике и исследовании различных видов анемий.

    Перечень учебных вопросов занятия:

    1. Определения понятия «анемия».
    2. Методы изучения анемий.
    3. Принципы классификаций анемий
    4. Патологические формы эритроцитов, понятие.
    5. Дегенеративные формы эритроцитов. Значение.
    6. Регенеративные формы эритроцитов. Значение

    Входной тест- контроль

    1. Анемия характеризуется снижением в единице объема крови:

    +а) эритроцитов; б) лейкоцитов; в) тромбоцитов; г) плазматических клеток;

    д) плазменных факторов свертывания крови

    ^ 2. К дегенеративным формам эритроцитов относят:

    а) ретикулоциты; +) эритроциты разной величины; в) полихроматофильные эритроциты; г) нормоциты; д) эритроциты с остатками ядерной субстанции

    ^ 3. Пойкилоцитоз эритроцитов- это:

    а) изменение среднего диаметра эритроцитов;+ б) изменение формы эритроцитов;

    в) эритроциты с базофильной пунктацией; г) эритроциты с тельцами Жолли;

    д) эритроциты с кольцами Кабо

    ^ 4. Анизоцитоз эритроцитов -это:

    а) эритроциты с патологическими включениями; б) мишеневидные эритроциты; в) гиперхромия эритроцитов; г) овальная форма эритроцитов;

    +д) наличие в крови эритроцитов различной величины

    ^ 5. Ретикулоцитоз при анемиях свидетельствует о (об):

    а) появлении гипер- или гипохромных эритроцитов;

    +б) повышении функциональной активности костного мозга;

    в) изменении формы эритроцитов; г) изменении диаметра эритроцитов;

    д) мегалобластическом типе кроветворения

    ^ 6. Увеличение количества ретикулоцитов и появление нормобластов в крови при анемиях свидетельствует о(об):

    а) появлении гипер- или гипохромных эритроцитов;

    +б) повышении функциональной активности костного мозга;

    в) изменении формы эритроцитов;

    г) изменении диаметра эритроцитов;

    д) мегалобластическом типе кроветворени

    ^ 7. Какие из перечисленных анемий можно отнести к гипорегенераторным?

    +а) хроническую постгеморрагическую анемию;

    б) острую постгеморрагическую анемию;

    +в) анемию при дифиллоботриозе;

    +г) наследственную апластическую анемию ;

    д) наследственную микросфероцитарную анемию Минкофского-Шоффара

    ^ 8. Какие из перечисленных анемий можно отнести к регенераторным?

    а) железодефицитную анемию;

    +б) острую постгеморрагическую анемию;

    +в) гемолитическую анемию Минковского-Шоффара ;

    +г) аутоиммунную гемолитическую анемию ;

    д) фолиеводефицитную анемию

    ^ 9. Для каких анемий характерен микроцитоз эритроцитов?

    +а) железодефицитной анемии ;

    +б) гемолитической анемии Минковского-Шоффара ;

    в) острой постгеморрагической анемии;

    +г) хронической постгеморрагической анемии ;

    д) гипопластической анемии

    ^ 10. Какие анемии характеризуются выраженной гипохромией эритроцитов?

    +а) хроническая постгеморрагическая анемия ;

    б) гипопластическая анемия;

    в) острая постгеморрагическая анемия;

    г) анемия при дифиллоботриозе;

    ^ 11. При каких анемиях наблюдается мегалобластический тип кроветворения?

    а) -талассемии; +б) анемии, связанной с дефицитом фолиевой кислоты;

    в) анемии, связанной с резекцией желудка; г) апластической анемии

    ^ 12. Какие из приведенных утверждений являются правильными?

    а) анемии всегда характеризуются уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови; +б) в большинстве случаев анемий отмечается уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови; +в) анемии всегда характеризуются уменьшением общего количества гемоглобина; г) анемии не обязательно сопровождаются уменьшением общего количества гемоглобина

    ^ 13. Укажите основные патогенетические факторы, обусловливающие развитие анемий:

    +а) недостаточная продукция эритроцитов; +б) повышенное разрушение эритроцитов; в) повышенная продукция эритроцитов; г) недостаточное разрушение эритроцитов; +д) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга

    ^ 14. К наиболее общим свойствам анемий относятся:

    а) уменьшение общего количества нормального внутриэритроцитарного гемоглобина ;

    б) уменьшение общего количества нормальных эритроцитов;

    в) наличие другого патологического процесса, приведшего к развитию анемии;

    д) наличие гипоксии гемического типа ;

    ^ 15. Если патологический процесс, приведший к анемии, локализуется в системе крови, то такая анемия называется:

    16. Анемии подразделяются на постгеморрагические, гемолитические и дизэритропоэтические в зависимости от:

    а) происхождения; 6) типа эритропоэза; в) цветового показателя; +г)патогенеза

    ^ 17. Анемии подразделяются на истинные и ложные в зависимости от:

    +а)сущности; б) происхождения; в) механизма; г) типа эритропоэза

    ^ 18. Анемии подразделяются на спонтанные и индуцированные в зависимости от:

    а) сущности; +б)происхождения; в) механизма

    г) природы; д) функционального состояния красного костного мозга

    19. Анемии подразделяются на врожденные и приобретенные в зависимости от:

    а) сущности; б) происхождения; в) механизма;

    г) +природы; д) функционального состояния красного костного мозга

    ^ 20. Анемии подразделяются на нормо-, гипер-, гипо-, дис-, арегенераторные в зависимости от:

    а) сущности; б) происхождения; в) механизма;

    г) природы; +д) функционального состояния красного костного мозга

    ^ 21. Анемии подразделяются на нормобластические и мегалобластические в зависимости от:

    а) механизма; б) природы; в) функционального состояния красного костного мозга;

    +г)типа эритропоэза; д) цветового показателя

    ^ 22. Анемии подразделяются на нормо-, гипер-, гипохромные в зависимости от:

    а) функционального состояния красного костного мозга ; б) типа эритропоэза;

    +в)цветового показателя; г) этиологии; д) патогенеза

    ^ 23. Анемии подразделяются на первичные и вторичные в зависимости от:

    а) типа эритропоэза; б) цветового показателя; +в) этиологии;

    г) патогенеза; д) степени тяжести

    ^ 24. Анемии подразделяются на злокачественные и незлокачественные в зависимости от:

    а) течения; б) размера клеток; в) скорости развития; +г)прогноза

    25. Анемии подразделяются на нормо-, гипер-, мета-, гипо-, апластические в зависимости от:

    а) цветового показателя; б) этиологии; в) патогенеза;

    г) +структурного состояния костного мозга; д) течения

    ^ 26. Анемии подразделяются на молниеносные, острые, подострые, хронические в зависимости от:

    а) сущности; +б)скорости развития; в) прогноза

    27. Анемии подразделяются на компенсированные, субкомпенсированные, декомпенсированные в зависимости от:

    а) механизма; б) скорости развития; +в) степени приспособленности

    ^ 28. Если патологический процесс, приведший к развитию анемии, локализуется вне системы крови, то такая анемия называется:

    29. Каково содержание эритроцитов в крови у мужчин?

    а) 3,0 тер /литр; +б) 4,5 — 5,5 тер /литр; в) 6,0 — 7,0 тер /литр

    ^ 30. Каково содержание эритроцитов в крови у женщин?

    а) 3,0 — 3,6 тер /литр; +б) 4,0 — 5,0 тер /литр

    31. Каково содержание Нв в единице объема крови у мужчин?

    а) 100 — 110 г/л; б) 170 — 183 г/л; +в) 150 — 170 г/л

    ^ 32. Каково содержание Нв в единице объема крови у женщин?

    а) 100 — 105 г/л; б) 170 — 183 г/л; +в) 130 — 150 г/л

    33. Какова величина цветового показателя в норме?

    а) 0,5 — 0,7; +б) 0,9 — 1,1; в) 1,5 — 2,2

    ^ Контроль результатов усвоения темы

    г/л (HGB)

    ЦП Кол-во ретикулоцитов

    нет

    Кол-во тромбоцитов 190 гиг/л(PLT);

    Кол-во лейкоцитов 2,5 гиг/л (WBC)

Читайте также:  Спленэктомия проводится при какой анемии
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Рассчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга

Эталоны ответов на вопросы ситуационной задачи №1:

1. Количество эритроцитов и гемоглобина снижено.

3. По цветовому показателю – 1,3 – гиперхромная (ЦП= HGB/ RBC*0,03).

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов

1

Кол-во тромбоцитов 120 гиг/л; (PLT)

Кол-во лейкоцитов 2,7 гиг/л(WBC);

  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №3

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №4

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов

Кол-во лейкоцитов 2 гиг/л(WBC);

  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №5

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов

115

Нормоциты, непрямой билирубин 30 мкмоль/л, уробилин в моче
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №6

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №7

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №8

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов

Кол-во лейкоцитов 9 гиг/л(WBC);

  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №9

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов

80

Анизоцитоз в сторону макроцитов;
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №10

г/л(HGB)

Читайте также:  Какое железо принимать при железодефицитной анемии
ЦП Кол-во ретикулоцитов
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №11

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов
  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Задача №12

г/л(HGB)

ЦП Кол-во ретикулоцитов

Кол-во лейкоцитов 8 гиг/л (WBC);

  1. Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв.
  2. Имеется ли анемия у данного больного?
  3. Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП).
  4. Оценить анемию по типу кроветворения.
  5. Оценить анемию по функции костного мозга.

Тема 13. Типовые нарушения системы крови

Наименование занятия. Типовые нарушения системы крови. Острая и хроническая кровопотери. Острая и хроническая постгеморрагические анемии.

^ Общая цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, изменения картины крови при острой постгеморрагической анемии и хронической постгеморрагической анемии.

^ Перечень учебных вопросов занятия:

1. Острая кровопотеря. Этиология, патогенез, стадии компенсации.

2. Патогенез острой постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации при острой кровопотере. Картина крови по стадиям.

3. Хронические кровопотери. Этиология, патогенез.

4.Хроническая постгеморрагическая анемия как симптом хронической кровопотери. Картина крови при ней.

5. Проявления в полости рта.

^ 1. Простая гиповолемия наблюдается:

а) при обезвоживании организма; +б) в ранние сроки после острой кровопотери; в) при эритремии; г) через несколько суток после кровопотери;

д) при введении большого количества плазмозаменителей

^ 2. Наиболее частой причиной гиповолемии является:

3. Полицитемическая гиповолемия наблюдается при:

+а) обезвоживании организма; б) массивном гемолизе эритроцитов;

в) эритремии; г) анемии; д) кровопотере

^ 4. Нормоволемия олигоцитемическая наблюдается при:

а) обезвоживании; б) гипоксии; в) почечной недостаточности;

г) эритремии; +д) массивном гемолизе эритроцитов

^ 5. Гиперволемия полицитемическая наблюдается при:

+а) эритремии; б) недостаточности почек; в) обезвоживании;

6. При инфузии больших объемов изотонических растворов может развиться:

б) гиперволемия полицитемическая;

+в) гиперволемия олигоцитемическая ;

г) гиповолемия полицитемическая;

д) гиповолемия олигоцитемическая

^ 7. При каких состояниях наблюдается простая гиповолемия?

+а) через 30-40 мин. после острой кровопотери;

б) через 24 часа после острой кровопотери средней тяжести;

г) при перегревании организма

^ 8. При каких состояниях наблюдается полицитемическая гиповолемия?

+а) обширные ожоги; +б) перегревание организма;

в) водная интоксикация; г) болезнь Вакеза (эритремия)

^ 9. Какие изменения объема крови наблюдаются сразу после острой кровопотери?

а) олигоцитемическая гиповолемия; +б) простая гиповолемия;

в) олигоцитемическая нормоволемия; г) простая нормоволемия

^ 10. В какие сроки после острой кровопотери средней тяжести развивается ретикулоцитоз?

а) через 5-6 часов; +б) через 4-5 суток; в) через 24-48 часов; г) сразу после кровопотери

^ 11. Укажите процессы, имеющие приспособительное значение для организма в ближайшие минуты и часы после острой кровопотери:

а) уменьшение венозного возврата крови; +б) периферическая вазоконстрикция ;

+в) централизация кровообращения; г) тканевая гипоперфузия;+д) гипервентиляция

^ 12.Укажите, в каких случаях возникает нормоцитемическая гиперволемия?

+а) при переливании большого количества крови; б) у больных с заболеваниями почек; в) у больных эритремией; г) при в/в введении физиологического раствора;

д) при в/в введении кровезаменителей

^ 13. При однократной массивной кровопотере возникает:

а) железодефицитная анемия; б) В-12-дефицитная анемия; в) острая гемолитическая анемия; г) острая апластическая анемия; +д) острая постгеморрагическая анемия

^ 14. Картина крови при острой постгеморрагической анемии на 4-5 сутки характеризуется:

+а) увеличением полихроматофилов; +б) увеличением ретикулоцитов

в) появлением мегалобластов; +г) развитием нейтрофильного лейкоцитоза с ядерным сдвигом влево; д) появлением микросфероцитов

^ 15. Хроническая кровопотеря приводит к развитию:

+а) железодефицитной анемии ;

б) витамин В12-дефицитной анемии;

д) микросфероцитарной анемии Минковского-Шоффара

^ 16. Железодефицитная анемия характеризуется:

в) мегалобластическим типом кроветворения;

^ 17. При железодефицитной анемии в периферической крови наблюдается:

б) гиперхромия эритроцитов;

г) нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево;

^ 18. Какие из перечисленных анемий можно отнести к гипорегенераторным?

+а) хроническую постгеморрагическую анемию ;

б) острую постгеморрагическую анемию;

+в) анемию при дифиллоботриозе;

+г) наследственную апластическую анемию ;

д) наследственную микросфероцитарную анемию Минкофского-Шоффара

^ 19. Какие из перечисленных анемий можно отнести к регенераторным?

а) железодефицитную анемию;

+б) острую постгеморрагическую анемию ;

+в) гемолитическую анемию Минковского-Шоффара;

+г) аутоиммунную гемолитическую анемию ;

д) фолиеводефицитную анемию

^ 20. Для каких анемий характерен микроцитоз эритроцитов?

+а) железодефицитной анемии;

+б) гемолитической анемии Минковского-Шоффара;

в) острой постгеморрагической анемии;

+г) хронической постгеморрагической анемии ;

д) гипопластической анемии

^ 21. Какие анемии характеризуются выраженной гипохромией эритроцитов?

+а) хроническая постгеморрагическая анемия;

б) гипопластическая анемия;

в) острая постгеморрагическая анемия;

г) анемия при дифиллоботриозе;

^ 22. Укажите гематологические показатели, характерные для железодефицитных анемий:

+а) эритроциты 3*10 12 , Нв 60 г/л; б) эритроциты 1,2*10 12 , Нв 50 г/л

д) эритроциты с тельцами Жоли в периферической крови

^ 23. К числу факторов, наиболее часто способствующих развитию железодефицитной анемии, можно отнести:

а) острую массивную кровопотерю; +б) хроническую кровопотерю;

+в) ахлоргидрические состояния; г) облучение; +д) затяжные энтериты

^ 24. Какие из приведенных утверждений являются правильными?

а) анемии всегда характеризуются уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови;

+б) в большинстве случаев анемий отмечается уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови;

+в) анемии всегда характеризуются уменьшением общего количества гемоглобина;

г) анемии не обязательно сопровождаются уменьшением общего количества гемоглобина

^ 25. Укажите основные патогенетические факторы, обусловливающие развитие анемий:

+а) недостаточная продукция эритроцитов; +б) повышенное разрушение эритроцитов; в) повышенная продукция эритроцитов; г) недостаточное разрушение эритроцитов; +д) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга

^ 26. К наследственным гемолитическим анемиям по типу мембранопатий относится:

+а) микросфероцитоз; б) анемии вследствие дефицита глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы; в) a-талассемия; г) серповидно-клеточная анемия;

^ 27. Развитие серповидно-клеточной анемии связано с:

а) генетическим дефектом белково-липидной структуры мембраны эритроцита;

б) нарушением метаболизма нуклеотидов;

в) нарушением скорости синтеза бетта-цепей глобина;

г) блокированием реакции окисления глюкозо-6-фосфата в пентозо-фосфатном цикле;

+д) замещением глютаминовой кислоты в бета-цепи глобина на валин

^ 28. Для гемолитических анемий характерным является:

а) мегалобластический тип кроветворения;

б) жировое перерождение красного костного мозга;

+в) укорочение продолжительности жизни эритроцитов ;

г) дефицит железа в организме;

д) повышение осмотической резистентности эритроцитов

^ 29. Какие причины могут вызвать развитие В12-дефицитной анемии?

+б) субтотальная резекция желудка;

+в) резекция подвздошной кишки;

^ 30. Внутрисосудистый гемолиз эритроцитов наиболее часто возникает при:

а) эритроцитопатиях; б) гемоглобинозах; +в) переливании несовместимой по группе крови; +г) действии гемолитических ядов

^ Контроль результатов усвоения темы

У больного И., 40 лет, с диагнозом: язвенная болезнь желудка – появились жалобы на нарастающую слабость, потерю аппетита, «черный стул». При обследовании обнаружены бледность кожных покровов, «гусиная кожа», частый пульс малого наполнения, артериальное давление – 100/60 мм рт.ст., в клиническом анализе крови: эритроциты – 2,5 тер/л, гемоглобин – 80 г/л, ц.п.= 0,96, гематокрит 30%, лейкоциты – 10 гиг/л., тромбоциты – 200 гиг/л. Возникло подозрение на внутреннее кровотечение, и больной был переведен из терапевтического в хирургическое отделение городской больницы.

1) Какой синдром (по данным лабораторных исследований) развился у пациента?

2) Какие лабораторные данные доказывают его наличие?

3) Что могло явиться причиной развития данного синдрома в данном случае?

4) В какой фазе компенсации находится пациент после начала действия данной причины?

5) Приведите доказательства наличия этой фазы.

Эталоны ответов на вопросы ситуационной задачи №1:

  1. Анемия.
  2. Снижено количество эритроцитов и гемоглобина, гематокрия.
  3. Язвенная болезнь желудка.
  4. 2-ой фазе.
  5. Снижено количество эритроцитов и гемоглобина, а по ЦП – N (0,96)

Задача № 2

1) О наличии или отсутствии анемии, ее виде (если она имеется);

3) По функции костного мозга

4) По цветовому показателю, если известно, что в эритрограмме клинического анализа крови больной Т., 37 лет, страдающей маточными кровотечениями, эритроцитов – 2 тер/л., гемоглобина – 40 г/л., анизоцитоз.

5) Какое дополнительное исследование (действия) необходимо выполнить, чтобы ответить на все вопросы? Произведите его.

У Веры Д., 14 лет, появилась резкая слабость, снижение интереса к учебе, играм, спорту. В течение последних 5 лет она периодически поступала в больницу по поводу обнаруженного врожденного порока сердца, однако подобных жалоб отмечено не было, и девочка благополучно выписывалась домой в удовлетворительном состоянии. В настоящие время при поступлении в терапевтическое отделение Краевой детской больницы, помимо указанных жалоб, отмечаются бледность кожных покровов, озноб, частый нитевидный пульс, артериальное давление – 90/55 мм рт.ст., глухие тоны сердца. Клинический анализ крови: эритроциты – 2,8 тер/л, гемоглобин – 90 г/л, гематокрит- 35%, ц.п.=0,96, лейкоциты – 11 гиг/л., тромбоциты – 250 гиг/л. К вечеру у девочки появился стул типа «кофейной гущи». При подозрении на желудочное кровотечение из вен пищевода и желудка девочка была срочно доставлена в реанимационное отделение, где подозрение подтвердилось.

1) Успела ли развиться у девочки анемия?

2) Какие лабораторные данные подтверждают Ваш ответ?

3) Что явилось причиной данного синдрома у пациентки?

4) В какой фазе компенсации после начала действия этой причины находился ребенок?

5) Подкрепите Ваш ответ лабораторными данными из анализа крови.

Сделать заключение о наличии или отсутствии:

  1. Анемии, у больного, П., 25 лет, страдающего хроническими легочными кровотечениями, если известно, что в эритрограмме клинического анализа крови: эритроциты – 4,5 тер/л, гемоглобин – 150 г/л, незначительный анизоцитоз, преобладают мезоциты, ретикулоцитов – 9 ‰, лейкоцитов – 6 гиг/л, тромбоцитов – 350 гиг/л.
  2. Оцените тип кроветворения.
  3. Оцените функцию костного мозга.
  4. Оцените цветовой показатель у данного пациента.
  5. Произведите необходимые действия для ответа на все вопросы задачи.

Задача № 5

1) о наличии или отсутствие анемии у больного И., 20 лет, перенесшего тяжелую черепно-мозговую травму, если известно, что в эритрограмме клинического анализа крови: эритроциты – 3,6 тер/л, гемоглобин – 100 г/л, анизоцитоз 50 %, лейкоцитов – 7 гиг/л, тромбоцитов – 400 гиг/л.

Если анемия есть, оцените ее:

3) По функции костного мозга

4) По цветовому показателю, производя его вычисление

5) Что могло быть причиной анемии в данном случае?

источник

ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра патологической физиологии

на ЦМК медико-биологических дисциплин

Председатель: д. м.н., профессор

« __ » _____________ 200__ г.

на методическом совещании

Зав. кафедрой: д. м.н., профессор

«___» _______________ 200 г.

по подготовке и проведению практического занятия

по теме «Патология системы крови: анемии»

Продолжительность занятия 2 академ. час.

1. Тема: «Патофизиология анемии».

2. Мотивация: Нарушение взаимоотношения процессов эритропоэза и эритродиэреза может привести к часто встречающемуся в лечебной практике симптомы уменьшения числа гемоглобина и эритроцитов в крови – анемии.

Причинами анемии могут быть токсические вещества химического и биологического происхождения, возбудители инфекционных, паразитарных заболеваний, иммунные реакции, механическое повреждение эритроцитов, генетические дефекты структуры мембраны, обмена веществ, синтеза гемоглобина и т. д. При анемии в организме нарушаются окислительные процессы и развивается гипоксия гемического типа. Изучение причин и механизмов развития данного патологического процесса имеет прикладное значение в медицине. Изучение этиологии, патогенеза и защитно-приспособительных механизмов анемии важно для построения патогенетической терапии и профилактики данной патологии.

3. Цель обучения, воспитания и развития: Изучить этиологию, патогенез и критерии классификации анемий. Изучить морфологические изменения в периферической крови у больных с различными видами анемий, особенности развития и течения у детей(п/ф). Ознакомиться с методами лабораторной диагностики системы красной крови, уметь дифференцировать различные виды анемий.

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

4. Задачи обучения и воспитания:

1. Анемия – определение понятия. Основные принципы классификации анемий:

а) по этиологии и патогенезу

в) по регенераторной способности костного мозга

г) по размеру и форме эритроцитов

д) по уровню сывороточного железа

2. Анемии вследствие кровопотерь. Виды. Этиология, патогенез. Гематологическая картина.

3. Анемии вследствие усиленного кроверазрушения. Виды. Этиология, патогенез. Гематологическая картина.

4. Анемии вследствие нарушения кровообразования. Виды. Этиология. Патогенез. Гематологическая характеристика.

5. Обмен железа: всасывание, транспорт кровью, депонирование.

6. Патогенетическое обоснование принципов ранней диагностики и коррекции железа.

4.2. Студент должен уметь: анализировать патогенетические механизмы различных видов анемий с учетом динамики их развития и дифференцировать механизмы и проявления различных видов анемий по данным клинико-лабораторной диагностики. Уметь воспроизводить на подопытных животных отдельные звенья патогенеза анемии.

4.3. Личностно — и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т. д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

Читайте также:  Изменения ногтей при железодефицитной анемии

– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т. е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетичесих факторов и др.) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента.

5. Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии

— определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения;

— вводный контроль исходного уровня знаний студентов

II Основная часть занятия:

— определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов

— самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем;

— обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии

— итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме).

III Заключительная часть занятия:

— подведение итогов занятия;

— текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов

— определение общих и индивидуальных заданий на СДИ во внеучебное время;

— оглашение плана практического занятия следующего занятия

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия)

Сформулировать цель занятия

Контроль исходного уровня знаний

Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать вид (тип) патологического процесса;

– указать возможные причины его развития и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития порочных кругов;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса (острое и хроническое течение);

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации (руководствуясь принципом «относительной патогенности» механизмов защиты);

– на основании анализа механизмов патогенеза и динамики развития патологического процесса обосновать его возможности исхода;

– обосновать основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии анемий.

7. Задание на самоподготовку.

7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):

1. Биосинтез гемма и его регуляция.

2. Роль тетрагидрофолиевой кислоты в синтезе одноуглеродных групп. Проявления недостаточности фолиевой кислоты.

3. Распад гемма. Виды гемолиза. «Прямой» и «непрямой» билирубин. Обезвреживание билирубина.

4. Образование и обезвреживание активных форм кислорода в эритроцитах.

5. Гемоглобин плода (HbF) и его физиологическое значение. Полиморфные формы гемоглобинов человека.

6. Физиологический эритроцитоз, условия и механизмы его развития.

7. Иммунологические взаимоотношения в системе «мать-плод». Изоантигены эритроцитов ABO. Резус-антиген и его значение в патогенезе гемолитической болезни новорожденного.

7.2. Перечень контрольных вопросов:

Вопросы для самоподготовки

Целевые установки ответа на вопрос

Типы эритропоэза. Количественные и качественные изменения красной крови

Охарактеризовать типы эритропоэза (нормоцитарный : эффективный, неэффективный, терминальный ; мегалоцитарный).

Методы лабораторной диагностики красной крови. Указать изменение эритроцитов по величине, форме, окраске. Знать показатели физиологической регенерации костного мозга, признаки дегенерации.

Анемии. Определение понятия.

Основные классификационные критерии (по частным признакам, по механизму возникновения)

Охарактеризовать понятие – анемия. Знать основные классификационные критерии анемии: 1. По частным признакам: по причине (первичные, вторичные), по остроте развития (острые, хронические), по типу кроветворения (нормоцитарные, мегалоцитарные), по регенераторной способности эритроцитов (регенераторные, гипорегенераторные, арегенераторные, апластические), по размеру эритроцитов, по степени насы- щения эритроцитов гемоглобином, по концентрации гемоглобина. 2. По механизму развития: постгеморрагические (острые и хронические); Гемолитические (наследственные и приобретенные); дизэритропоэтические анемии вызванные нарушением синтеза гемма (железодефицитные и связанные с нарушением синтеза и утилизаци порфиринов); вызванные нарушением синтеза глобина(таласемия, гемоглобинопатии), дефицитные.

Постгеморрагические анемии: определение, причины, виды,

проявления, принципы терапии.

Охарактеризовать понятие — постгеморрагическая анемия. Знать виды данных анемий(острая, хроническая). Раскрыть причины приводящие к развитию данной анемии. Описать общие признаки анемии: общие, периферическая кровь. Охарактеризовать по основным классификационным критериям. Отметить основные принципы терапии.

Гемолитические анемии: определение, причины, классификация, проявления, принципы терапии.

Охарактеризовать понятие – гемолитическая анемия. Классификация: по этиологическому фактору(идиопатические, вторичные), по форме течения, по типу дефекта: наследственные(мембранный дефект, метаболический дефект, гемоглобинопатии), приобретенные(иммунные дефекты, механические причины, внутрисосудистые коагулопатии, инфекции, мембранный дефект). Раскрыть этиологические факторы (внеклеточные, внутриклеточные), физические, химические, биологические агенты. Знать механизм лизиса эритроцитов. Знать особенности развития гемолитических анемий у новорожденных и детей первого года жизни. Роль профессиональных

факторов в развитии гемолитических анемий. Описать основные гематологические проявления: периферическая кровь, костный мозг. Принципы медикаментозной терапии.

Дизэритропоэтические анемии: определение, виды. Дефицитные анемии (В12- фолиево — и железодефицитные): патогенез,

проявления. Особенности развития у новорожденных и детей(п/ф).

Дать определение понятия – дизэритропоэтическая анемия. Виды в зависимости от происхождения: обусловленные преимущественным поражением стволовых клеток(гипо — и апластические), обусловленные преимущественным поражением клеток-предшественниц миелопоэза и эритропоэтинчувствительных клеток(вследствие нарушения нуклеиновых кислот, витамина В12- и фолиеводефицитные), вследствие нарушения синтеза

глобинов (талассемии), в результате нарушения регуляции деления и созревания эритроцитов. Охарактеризовать основные звенья патогенеза. Описать основные гематологические проявления: периферическая кровь, костный мозг. Знать причины развития дефицитных анемий у новорожденных и детей.

7.3. Задания для СДС во внеучебное время.

1. Подготовить реферативные сообщения по теме занятия («Анемии, классификация, причины возникновения, особенности патогенеза», «Клинические проявления и принципы терапии различных видов анемий») с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники).

2. Составить ситуационные задачи по теме занятия, с приведением эталона ответа. Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету патофизиология.

7.4. Задания для самоконтроля:

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

уменьшение ОЦК, увеличение Нв уменьшение ОЦК, увеличение эритроцитов уменьшение Нв и эритроцитов уменьшение Нв уменьшение эритроцитов

2. Наиболее полно причины железодефицитной анемии отражает ответ:

недостаток в пище Fe+3 и HCl в желудке недостаток в пище Fe+3 , HCl в желудке, всасывание Fe+2 в кишечнике недостаток в пище Fe+3 , HCl в желудке, всасывание Fe+2 в кишечнике, трансферрина, депонирование Fe дефицит в пище Fe+3 , HCl и пепсина в желудке, всасывание Fe+2 в кишечнике, трансферрина дефицит в пище Fe+3 , HCl и пепсина в желудке, всасывание Fe+2 в кишечнике, трансферрина, депонирование Fe, недостаток ГМП

3. Главным звеном в патогенезе железодефицитной анемии является снижение:

синтеза гема и Нв синтеза миоглобина активности окислительно-восстановительных ферментов депонирование Fe синтеза миоглобина и депонирование Fe

4. Развитие железодефицитной анемии связано с нарушением эритропоэза на уровне:

стволовых клеток (СК) ЭЧСК (КОЕе) проэритробластов и эритробластов нормобластов, ретикулоцитов эритроцитов

5. Для синтеза гема в нормобластах необходим:

трансферрин гемсинтетаза глобин ферритин

6. Механизм развития острой постгеморрагической анемии включает следующие стадии:

1. сосудистую и гидремическую

2. сосудистую и костномозговую

3. сосудистую, гидремическую, костномозговую

4. гидремическую и костномозговую

7. Снижение числа сидеробластов при железодефицитной анемии связано:

1. со снижением сывороточного железа

2. увеличением сывороточного железа

3. уменьшением активности гемсинтетазы

4. недостатком образования протопорфиринов

5. повреждением митохондрий

8. Увеличение числа сидеробластов при сидероахрестической анемии вызвано накоплением гранул железа в:

стволовых клетках эритропоэтинчувствительных стволовых кроветворных клетках (КОЕэ) проэритробластах

9. Неспособность нормобластов при сидероахрестической анемии утилизировать Fe из цитоплазмы в митохондрии приводит только к :

снижению синтеза гема снижению синтеза гема, накоплению гранул Fe в цитоплазме снижению синтеза гема, накоплению гранул Fe в цитоплазме, увеличению уровня Fe в крови снижению синтеза гема, накоплению гранул Fe в цитоплазме, снижению уровня Fe в крови

5. увеличению синтеза гема, накоплению гранул Fe в цитоплазме, увеличениюуровня Fe в крови

10. Апластическую анемию вызывают физические и химические факторы, действующие на:

детерминированные стволовые клетки (КОЕгм) ЭЧСК(КОЕэ)-коммитированные клетки стволовые клетки (СК) или их «микроокружение» проэритробласты и эритробласты нормобласты, ретикулобласты

Тестовый контроль итогового уровня знаний:

1. Перечислите гематологические признаки характерные для гипопластических анемии: а) анизоцитоз, пойкилоцитоз; б) отсутствие ретикулоцитов; в) лейкопения, тромбоцитопения; г) нормохромия эритроцитов; д) гипохромия эритроцитов

2. Перечислите компенсаторные реакции, возникающие в организме при анемиях: а) перераспределение крови; б) снижение свертывания крови;

в) снижение скорости кровотока; г) усиление легочной вентиляции;

д)относительный / абсолютный эритроцитоз

3. Дайте классификацию анемий по цветовому показателю.

а) гиперхромные; б) ахромные; в) гипохромные; г) нормохромные; д) изохромные.

4. Перечислите гематологические показатели характерные для гемолитических анемий: а) анизоцитоз, пойкилоцитоз; б) ретикулоцитоз; в) лейкопения или тромбоцитопения; г) нормохромия; д) гипоплазия костного мозга

5. Укажите признаки В12 дефицитной анемии: а) первичные; б) дизэритропозтическая; в) макроцитарная; г) гиперрегенераторная; д) мегалобластическая.

6. Перечислите анемии, для которых характерен мегалобластический тип кроветворения: а) постгеморрагические; б) наследуемые гемолитические; в) анемия Аддисона-Бирмера; г) анемии при дифиллоботриозе; д) анемии при недостатке фолатов.

7. Укажите, какие из перечисленных анемий передаются по наследству?

а) гемолитическая анемия новорожденных; б) микросфероцитарная анемия;

в) талассемия; г) серповидноклеточная анемия; д) апластическая анемия.

8. Перечислите, какие из перечисленных анемий характеризуются гипербилирубинемией: а) наследственная анемия Минковского-Шоффара; б) анемия Адисона-Бирмера; в) наследственная сидеробластная анемия; г) фолиеводефицитная анемия; д) хроническая постгеморрагическая анемия.

9. Назовите виды клеток, характеризующих нормобластный эритропоэз:

а) ретикулоцит; б) зрелый эритроцит; в) мегалоцит; г) эритробласт; д) азурофильный нормоцит.

10. Назовите количество каких клеток крови увеличивается при болезни Вакеза: а) эритроциты; б) лимфоциты; в) тромбоциты; г) гранулоциты; д) моноциты, е) ретикулоциты

Ситуационная задача. Больная 46 лет поступила в клинику с жалобами на общую слабость, головокружение, потерю аппетита, боли и жжение в языке, парастезии, одышку и сердцебиение при физической нагрузке. Объективно: лицо больной пастозно. Кожа бледная с желтушным оттенком. Язык ярко-розовый, сосочки сглажены. Печень и селезенка выходят из-под реберного края. Отмечается снижение мышечной и тактильной чувствительности. Сухожильные рефлексы усилены. Анализ желудочного сока: отсутствие соляной кислоты, повышенное содержание слизи. Анализ крови: гемоглобин 80 г/л, эритроцитов 2,2х 10/12/л, ЦП 1,1, лейкоцитов 3.2 х 10/9/л. Мазок: анизо — и пойкилоцитоз, мегалобласты, встречаются тельца Жолли и кольца Кебота. Нейтрофилы крупные с большим количеством сегментов.

Какая анемия развилась у больной?

1. Какое патологическое состояние развилось у пациента после введения ему антибиотика?

2. Укажите признаки (клинические проявления аллергии).

3. Обоснуйте причину(ы) возникновения и назовите типы аллергии согласно классификации Джелла и Кумбса. Ответ аргументируйте.

4. Каковы механизмы развития этого патологического состояния?

5. Охарактеризуйте защитно-компенсаторные механизмы от аллергии у данного пациента, обоснуйте их целесообразность.

6. Обоснуйте патогенетическую терапию (ее принципы) анафилактического шока у данного пациента.

У данной больной снижено содержание гемоглобина и эритроцитов в единице объеме крови, цветной показатель превышает единицу (гиперхромия), что объясняется наличием в периферической крови мегалобластов и мегалоцитов богатых гемоглобином. Важным диагностическим признаком является наличие этих клеток и дегенерированных эритроцитов (пойкилоцитоз, анизоцитоз) с включениями телец Жолли и колец Кебота. Это позволяет думать о В12-дефицитной анемии. Причиной может быть нарушение выработки внутреннего фактора Кастла (гастромукопротеина), в результате атрофии слизистой желудка, о чет свидетельствует анализ желудочного сока. Дефицит цианокаболамина и фолиевой кислоты, в свою очередь, усугубляет поражение желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Литвицкий : учебник: В 2 т. – М.: ГОЭТАР-МЕД. – (ХХI век). – 2002. – 808с.

2. Литвицкий : учебник с прилож. на компакт-диске для мед вузов. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа. – 2007. – 496 с.

3. Патофизиология: Учебник: в 3 т. / Под ред. , . – М.: Академия. – (высшее профессиональное образование). – 2006.

4. Патофизиологическая физиология: Интерактивный курс лекций / , , , . – М.: информационное агентство», 2007. – 672 с.

5. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. . – М.: ГЭОТАР-Мед, 2002. – 384 с.

1. ,Чурилов развития болезней и синдромов. — «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург — 2002г., С. 624

2. Шиффман крови. – СПб.: Бином, 2000. – с.283-306.

3. Войнов по патологической физиологии: Учебное пособие. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2004. – 218 с.

4. Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах / Под ред. , , . – М.: «Медицинское информационное агентство», 2003. – 392 с.

5.Патофизиология и физиология в вопросах и ответах / , , , . – М.: информационное агентство», 2007. – 512 с.

6. , Билибин патофизиология: Электронный курс по патофизиологии. – М.: информационное агентство», 2006. – 176 с.

источник