Меню Рубрики

Закон о профилактике алкоголизма наркомании и токсикомании

Профилактика пьянства и алкоголизма представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию психотерапии и лечения алкоголиков, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Профилактика пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 440.

Военнослужащий попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны командиров, сослуживцев, членов семьи или самого военнослужащего, а также при условии формирования социономом самозаказа по результатам обследования воинских подразделений или отдельных военнослужащих.

Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа работы являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения военнослужащего является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.

Для постановки точного диагноза соционому важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм — генетически обусловленное заболевание. Им страдает подавляющее число алкоголиков. Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин и характеризуются неожиданным появлением у человека патологической, необоримой тяги к спиртному. Вторичный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизненные кризисы.

На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для излечения первичного алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детоксикации организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечения вторичного алкоголизма необходимо в первую очередь избавить больного от соответствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.

Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необходима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности военнослужащего, формирование у него прочных установок на трезвость. В противном случае возможны рецидивы.

В последнее время в интересах лечения алкоголиков широко применяются методы выработки у пациентов рефлекторной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью специальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при лечении названными препаратами наступает отравление организма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вызывается тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувство страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу А.Р. Довженко, при котором подобно вшиванию в тело названных выше препаратов в психику человека «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологического барьера на пути к употреблению алкоголя.

Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной психотерапии. Социальному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендовать клиентам наиболее приемлемые для них.

Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождаться психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейролингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистической психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутогенная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).

Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекция социальной структуры воинских подразделений (включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» к активной общественной деятельности, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; участие семьи в социальной реабилитации алкоголика.

Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.

При работе с пьяницами и алкоголиками социальный работник должен соблюдать ряд правил. Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В других случаях более эффективными окажутся организационные и социальные меры. В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. В-четвертых, для излечения алкоголика недостаточно вызвать у него отвращение к спиртному, необходимо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву. В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм — это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.

Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Таким образом, профилактика наркомании — это важнейшая практическая задача военных руководителей и специалистов всех уровней, и в первую очередь социальных работников.

Для успешной борьбы с наркоманией в войсках необходимо, чтобы командиры, социономы, медицинские работники владели большими знаниями этой проблемы, чем сами злоупотребляющие, что даст возможность предупреждать и своевременно разрешать социальные проблемы военнослужащих, выявлять и перекрывать пути поступления наркосодержащих веществ в подразделения, своевременно обнаруживать лиц, склонных к употреблению дурманящих веществ и употребляющих их, вести профилактическую и коррекционную работу с ними. Поэтому весьма важным является знание социальным работником основных наркосодержащих веществ.

Важнейшим моментом профилактической работы является выявление военнослужащих, отличающихся высоким риском наркоманизации. Специалисты считают, что в «группу риска» целесообразно включать: выходцев из регионов с повышенным уровнем употребления наркотиков; лиц с наркоотягощенной наследственностью, имеющих опыт общения с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами, допускающих лояльные высказывания по отношению к наркоманам; военнослужащих, проявляющих страсть к азартным играм; воинов с симптомами пониженной адаптации к воинской службе; лиц, перенесших ранее тяжелые и продолжительные заболевания; военнослужащих, у которых были обнаружены различные снадобья, таблетки, смеси, медицинская техника.

По отношению к перечисленным категориям военнослужащих проводятся следующие мероприятия:

— индивидуальные диагностические беседы на предмет выявления отношения к наркотикам;

— поддерживание тесных связей с их родственниками в интересах получения соответствующей информации;

— посылка запросов в военкоматы и отделения милиции по месту жительства военнослужащего до армии;

— усиление контроля за их поведением.

Однако профилактическая работа не ограничивается исключительно первичной диагностикой молодого пополнения. Соционом, командиры подразделений осуществляют систематические действия по выявлению военнослужащих, употребляющих наркотики, и фактов их употребления: медосмотры, осмотры личного состава при помывке в бане, утренние осмотры, диагностические беседы, наблюдение, регулярные опросы военнослужащих.

В процессе осуществления названных мероприятий особое внимание уделяется выявлению следующих признаков употребления наркотиков и других психоактивных веществ:

— заметное покраснение или бледность кожного покрова лица;

— постоянное облизывание губ;

— тремор конечностей, мышечные подрагивания;

— краснота, блеск глаз, чрезмерное расширение или сужение зрачков;

— наличие в выдыхаемом воздухе устойчивого запаха химических веществ; испарение аналогичного запаха от одежды;

— наличие на руках и ногах вдоль вен следов уколов и кровяных капель на нижнем белье.

Особое диагностическое значение имеют татуировки. Они могут «рассказать» соционому о степени приобщения человека к наркотикам, о его роли в вовлечении других лиц в процесс наркоманизации, о статусе наркомана в среде себе подобных, о наличии в его биографии фактов нарушения закона.

О факте употребления наркосодержащих веществ могут свидетельствовать и симптомы, проявляющиеся в поведении военнослужащих. Специалисты обращают особое внимание на такие симптомы, как:

— неадекватная ситуации жестикуляция; сонливость в дневное время;

— неуверенная походка, нарушенная координация движений;

— признаки простуды (озноб, насморк);

— громкая речь, утрированная мимика и пантомимика;

— немотивированное почесывание тела;

— резкие колебания аппетита;

— широкая амплитуда и интенсивность изменения настроения;

— характерное курение в группах (длинные затяжки, держание папиросы между ладонями — «цыганочка»).

Важнейшим сигналом о возможном употреблении военнослужащим наркотических веществ является употребление им жаргонных выражений из языка наркоманов. Как показывает практика, наиболее часто наркоманами употребляются слова: винт, айс (первитин); гера (героин); глюки, мультики (видения в состоянии наркотического транса); джеф, марцефаль, мулька, мурцовка (эфедрон); дима (димедрол); дунуть (покурить анашу); дурь (гашиш); волокуша; кайф, таска, тащить, торчать (эйфория); кинуться (ввести наркотик внутривенно); кода (кодеин); кокнар (препарат из мака); колеса (препараты в виде таблеток); костыль (пластинка гашиша); косяк (сигарета с гашишем); ломка (наркотическое похмелье); кролик (втягиваемый в процесс наркоманизации); Мария, Марьянка, ханка (опий); марафет, кока, кокс (кокаин); Марфа (морфин); машина (шприц); париться (вдыхать пары ингалянтов); опилки, зимник, план, пластилин, чернушка (гашиш); пяточка (окурок папиросы с наркотиком); сенцо (маковая соломка); сонники (транквилизаторы); стекло (препараты в ампулах); травка, план, клевер, божья травка, Мэри Джейн, нот, грас, хей (марихуана); учитель (опытный наркоман); химия (препараты из мака, нашатырного спирта и ацетона); чифир (крепко заваренный чай); чухаться (чесаться вследствие сильного зуда, появляющегося после внутривенного введения наркотика); ширево (вводимые внутривенно опиаты); яма (источник получения наркотиков).

При условии внимательного и целенаправленного наблюдения социальный работник может обнаружить признаки кустарного производства наркотиков в воинской части. Это наличие: в подразделении — книг и библиотечных заказов на медицинскую литературу; кофемолок, мясорубок, дуршлагов, другой посуды, белья, бинтов, тампонов, пропитанных бурым веществом, с характерным запахом, растительными частицами; устойчивых специфических растительных и химических запахов от людей; темных налетов растительного происхождения у них под ногтями; в расположениях личного состава, в подвалах, на чердаках, в котельных и других местах — медицинских инструментов и препаратов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, сохраняющих специфический запах, упаковок от средств бытовой и промышленной химии.

Предупреждение наркомании включает комплекс воспитательно-разъяснительных, социально-коррекционных, организационных и медико-санитарных мероприятий.

Опыт показывает, что как бы ни совершенствовались технологические схемы социальной работы, важнейшим их компонентом всегда будет разъяснение. В профилактике наркомании в воинских частях большое значение имеет деятельность социальных работников, командиров, воспитательных структур по разъяснению военнослужащим и членам их семей механизма действия наркотических средств, наличия фактора привыкания, психологических, социальных и медицинских последствий наркомании. Целью разъяснительной работы является формирование в воинских коллективах и семьях военнослужащих активного отрицательного отношения к наркотикам и наркоманам. Для этого практикуются лекции, доклады, беседы медицинских работников, психологов, социономов, лиц, имевших негативный опыт употребления психоактивных препаратов, демонстрация кино- и видеофильмов по антинаркоманической тематике и т. п. При проведении разъяснительных мероприятий социальный работник должен помнить о следующем: ни в коем случае нельзя вести речь обо всем многообразии доступных дурманящих средств, способах их добычи и производства.

Не меньшее значение в профилактике наркомании среди военнослужащих имеется планомерное и целенаправленное осуществление специальных организационных предупредительных мер. К ним относятся: постоянный контроль за имеющимися в воинской части наркосодержащими и дурманящими веществами; тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках; проведение систематических проверок мест возможного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства); осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок личного состава, особенно в выходные и праздничные дни; тщательное проведение утренних осмотров личного состава и осмотров при помывке военнослужащих; налаживание надежной системы информации о негативных явлениях в подразделениях; своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения, установление контроля за почтовыми отправлениями, приходящими в их адрес.

Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают такие социально-коррекционные меры, как перевод военнослужащих, испытывающих тягу к дурманящим веществам, в разные воинские подразделения; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих наркоманизации военнослужащих. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекционной деятельности.

Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению наркомании среди военнослужащих должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.

Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании в войсках включает комплекс разъяснительно-воспитательных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическую, лечебно-реабилитационную работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику воинской части, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ПЕРЕЧЕНЬ основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма

ПЕРЕЧЕНЬ
основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма

Читайте также:  Витебск кодирование от алкоголизма доктор кузнецова

Федеральный закон от 8.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 25.12.2008 г.)

Федеральная программа «Комплексные меры противдействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 561.
Указ Президента РФ от 18.10.2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (в ред. от 07.12.2008 г.).
Закон Московской области от 15.12.2004 г. № 22/121-П «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области» (в ред.от 27.12.2008 г.).

Программа Правительства Московской области «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Московской области на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 30.05.2008 г. №403/19.

Уголовная ответственность
Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Примечания. 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психо¬тропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
2. Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228.1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 05.01.2006 № 11-ФЗ)
3. Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются, (л. 3 введен Федеральным законом от 05.01.2006 № Ы-ФЗ)
Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере, —
(в ред. Федерального закона от 27.07.2009 № 215-ФЗ)
в) утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2009 № 215-ФЗ
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден¬ного за период до трех лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; (п. «в» в ред. Федераль¬ного закона от 27.07.2009 № 215-ФЗ)
г) в особо крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового, (в ред. Федерального закона от27.07.2009 № 215-ФЗ)
Статья 228.2. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ 1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здо¬ровью человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Пример:
Михаил Б., 18 лет, находясь в квартире своего друга Алек¬сея С., предложил находящемуся там же ранее незнакомому Владимиру Б. купить у него наркотическое средство — ма¬рихуану. Получив согласие, он договорился с Владимиром Б. о встрече, а сам, осуществляя свой преступный замысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, приобрел у неустановленного следствием лица наркотическое средство — марихуану общей массой 6,5 грамма. Желая заработать денег, Михаил Б. встретился в назначенное вре¬мя с Владимиром Б. и продал ему приобретенную марихуану, после чего скрылся с места преступления.
Постановление горсуда: Михаил Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года.
Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
4. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
5. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N9 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоро¬вья, либо с угрозой применения такого насилия, —
(в ред. Федерального закона от 08.122003 № 162-ФЗ)
г) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, (а ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Пример:
Несовершеннолетние Валерий 3., 17 лет, и Александр Ф., 16 лет, находясь в состоянии наркотического опьянения, об¬манным путем проникнув в квартиру гражданина Ж., 66 лет, больного онкологическим заболеванием, и угрожая приме¬нением насилия, потребовали от супруги гражданина Ж., 64 лет, прописанные врачом лекарственные препараты, содер¬жащие наркотическое вещество, после чего скрылись.
Гражданка Ж. сообщила о случившемся в дежурную часть УВД. В ходе оперативно-розыскных мероприятий несовершеннолетние Валерий 3. и Александр Ф. были задержаны.
Постановление горсуда: Валерий 3. и Александр Ф. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 229 УК РФ. Им назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) лет с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ]
в) в отношении двух или более лиц; (п. «в» в ред. Федерального закона от27.07.2009 № 215-ФЗ)
г) с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены в отношении несовершеннолетнего;
б) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового. (часть третья в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)
Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. (примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Пример:
Несовершеннолетний Михаил М., 17 лет, со стажем потребления наркотических средств 3 года, находясь в состоянии наркотической абстиненции, приобрел прекурсоры психотропных веществ. Для принятия дозы он зашел на квартиру своего знакомого. Там находился 13-летний Вячеслав К.Т, брат его знакомого. Приготовив из прекурсоров для себя психотропное вещество, он внутривенно ввел его себе в присутствии Вячеслава К. Находясь в состоянии опьянения, он предложил Вячеславу К. принять психотропное вещество. Тот ответил согласием, и Михаил М. ввел ему дозу вещества. После этого Михаил М. ушел из квартиры, оставив Вячеслава К. одного в состоянии сильного опьянения. Возвратившись домой, мать Вячеслава К. застала его в состоянии сильного опьянения и вызвала скорую помощь. Вячеслав К. был госпитализирован и находился длительное время в реанимации. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Постановление горсуда: Михаил М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 230 ч. 1 УК РФ, и осужден на срок 3 (три) года с отбыванием наказания в воспитательной колонии. На основании ст. 97 ч. 1 п. «в» УК РФ ему назначено принудительное лечение.
Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж¬денного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ;
в) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Примечание. Размеры запрещенных к возделыванию растений, содер¬жащих наркотические вещества, для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации, (примечание введено Федераль¬ным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ
1. Организация либо содержание притонов для потребле¬ния наркотических средств или психотропных веществ —
наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до
семи лет.

Административная ответственность
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов —
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161 -ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, (в ред. Федеральных за¬конов от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 22.06.2007 А/о 116-ФЗ)
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное администра¬тивное правонарушение.
Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, (в ред. Федерального за¬кона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобожда¬ется от административной ответственности за данное правонарушение.
Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических оредств или психотропных веществ.
Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
2. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
3. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, —
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Примечание. Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 статьи 20.20 и статье 20.22 настоящего кодекса следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Читайте также:  Кто может вылечить от алкоголизма гипнозом

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, пси¬хотропных веществ или их прекурсоров
Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров —
влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой, (а ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицин¬ских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
Пример:
Несовершеннолетний Артем С., 15 лет, носил майки с изображением листьев конопли и надписями на иностранном языке, пропагандирующими употребление этого наркотика. Следуя его примеру и по его рекомендации еще трое его друзей приобрели футболки с аналогичным рисунком. Сотрудниками наркоконтроля Артем С. был задержан, с ним была проведена соответствующая работа, и он указал продавца на рынке, который продал ему эту майку. Составлен протокол.
Постановление горсуда: продавец-предприниматель без образования юридического лица признан виновным в совершении правонарушения по статье 6.13 и оштрафован на 4 500 рублей.
Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли.
Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, под¬лежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психо¬тропные вещества или их прекурсоры, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли
Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Феде¬рации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа —
влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавлива¬емых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах-
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах —
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на родите¬лей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей, (б ред. Федерально¬го закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Источник: рекомендации по профилактике наркомании «Помоги сказать нет!» Правительства Московской области

источник

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

О ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере формирования здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления алкоголем, немедицинского употребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ, распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании среди жителей Красноярского края.

Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
система профилактики — это совокупность субъектов системы и мер, ими осуществляемых, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании;
профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, психологического, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании;
алкоголизм — заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающееся систематическим потреблением алкогольных напитков;
наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
токсикомания — заболевание, обусловленное зависимостью от токсического вещества;
психоактивные вещества — вещества естественного или синтетического происхождения, способные воздействовать на центральную нервную систему с изменением психического состояния;
девиантное поведение — отклоняющееся от нормы поведение (система поступков или отдельные поступки как отдельных индивидов, так и социальных групп), противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам;
аддиктивное поведение — особый тип деструктивного поведения, выражающийся в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления одного или нескольких веществ, изменяющих психическое состояние (алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ);
социальная дезадаптация — процесс утраты социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды;
реабилитация — совокупность медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление физического, личностного и социального статуса больного алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности к социальной адаптации, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивного вещества, к которому сформирована зависимость;
ремиссия — период течения заболевания (алкоголизм, наркомания, токсикомания), характеризующийся воздержанием больного от употребления психоактивного вещества, к которому сформирована зависимость;
антиалкогольное, антинаркотическое обучение и воспитание -совокупность профилактических мер, направленных на распространение информации о причинах развития, проявлениях, осложнениях, медицинских и социальных последствиях алкоголизма, наркомании и токсикомании, способах противодействия злоупотреблению алкоголем, вовлечению в потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также на формирование навыков ведения здорового образа жизни;
антиалкогольная, антинаркотическая пропаганда — пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к потреблению алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
антиалкогольное, антинаркотическое просвещение — деятельность органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан по распространению идей, знаний, культурных ценностей в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
группа риска — лица, которые вследствие медико-биологических, психологических или социальных причин находятся в ситуации, предрасполагающей к систематическому употреблению алкоголя, немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ, формированию алкогольной, наркотической или токсической зависимости;
дети — несовершеннолетние лица, не достигшие четырнадцати лет (малолетние);
подростки — несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет;
молодежь — лица в возрасте от 18 до 30 лет.

Статья 2. Задачи деятельности субъектов системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в крае
Задачами деятельности субъектов системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:
1) обеспечение функционирования в крае системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, краевых государственных и муниципальных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций края, специалистов в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) организация и координация деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании, или минимизация их воздействия;
4) сокращение потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
5) создание системы выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией на ранних стадиях заболевания;
6) совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Статья 3. Система профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в крае
1. К субъектам системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края в пределах своих полномочий относятся органы государственной власти края и краевые государственные учреждения.
2. В деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в крае принимают участие в пределах своих полномочий территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в крае, уполномоченные на решение задач в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, антинаркотические комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, средства массовой информации, а также общественные объединения и религиозные организации.
3. Система профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании включает комплексное осуществление мер:
первичной профилактики, направленной на предупреждение начала употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ лицами, не имеющими опыта их употребления;
вторичной профилактики, направленной на лиц, допускающих эпизодическое и с вредными последствиями употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также зависимостью от них в целях предупреждения прогрессирования наркологического расстройства;
третичной профилактики или реабилитации больных со сформировавшейся зависимостью от алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсических веществ, направленной на предупреждение дальнейшего употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсических веществ, уменьшение вреда от их потребления, оказание помощи больным в преодолении заболевания, формировании стойкой ремиссии, а также предупреждение рецидива заболевания.
4. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляется в отношении всего населения на территории края с приоритетом её проведения среди:
обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе относящихся к группе риска;
родителей (законных представителей) несовершеннолетних;
работающей молодежи и работников отдельных видов профессий и деятельности, связанных с источниками повышенной опасности;
лиц с девиантным поведением, склонных к аддиктивному поведению и состоящих на учете в органах внутренних дел;
лиц, злоупотребляющих алкоголем, эпизодически потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества, без признаков сформированного алкоголизма, наркомании или токсикомании, членов их семей и социального окружения;
больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и другими сопутствующими заболеваниями, нуждающихся в лечении и реабилитации, членов их семей и социального окружения;
лиц, привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
лиц, отбывших наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Читайте также:  Какое потребление алкоголя ведет к алкоголизму

Статья 4. Финансовое обеспечение мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
Финансирование мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, осуществляемых органами государственной власти края и краевыми учреждениями, производится за счет средств краевого бюджета.

Статья 5. Первичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании
1. Первичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании включает в себя антиалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание, комплексную антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, антиалкогольное и антинаркотическое просвещение, социальный менеджмент, психологическое консультирование.
2. Антиалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, проводится в семье, среди учащихся и студентов образовательных организаций, в сфере организации досуга детей, подростков и молодежи и включает:
2.1) обучение граждан по программам формирования здорового образа жизни и самопрофилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании с выработкой у несовершеннолетних системы ценностных ориентаций, исключающей аддиктивное поведение;
2.2) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;
2.3) обучение специалистов в области профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведения профилактических бесед и иным способам профилактической работы.
3. Комплексная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, предусматривает:
3.1) размещение социальной антиалкогольной и антинаркотической рекламы в средствах массовой информации;
3.2) создание и поддержка средств массовой информации, направленных на детскую, подростковую и молодежную аудиторию, в целях формирования позитивной жизненной ориентации в детско-подростковой и молодежной среде.
Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда проводится в рамках деятельности средств массовой информаци, организаций культуры, спорта, туризма, учреждений по делам молодежи, семьи, а также в иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами края.
4. Антиалкогольное и антинаркотическое просвещение, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, предусматривает:
4.1) издательскую деятельность, проведение просветительской работы антиалкогольной и антинаркотической направленности в средствах массовой информации;
4.2) реализацию просветительских проектов, научные конференции, семинары и иные мероприятия антиалкогольной и антинаркотической направленности;
4.3) информирование населения и проведение разъяснительной работы о законодательстве в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Антиалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание, комплексная пропаганда, просвещение организуются органами исполнительной власти, краевыми государственными (муниципальными) организациями в сфере здравоохранения, образования и науки, спорта, туризма и молодежной политики, социальной политики, культуры, иными органами, негосударственными учреждениями, общественными объединениями в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края.
5. Социальный менеджмент, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, включает:
5.1) деятельность по поддержке организаций молодежи, в том числе общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, и обеспечению их развития;
5.2) деятельность по созданию центров досуговой занятости детей, подростков и молодежи (клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие формы организации досуга);
5.3) проведение мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни и антиалкогольного и антинаркотического просвещения;
5.4) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
6. Психологическое консультирование, в том числе по телефону доверия, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, включает психологическое консультирование семей, входящих в группу риска, а также граждан с различными формами социальной дезадаптации.

Статья 6. Вторичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании
1. Вторичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании включает:
выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, в первую очередь среди детей, подростков и молодежи, в целях своевременного оказания квалифицированной наркологической медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи;
диагностику вида и степени зависимости, а также выявление факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на преодоление физической и психической зависимости;
формирование социально значимого окружения, поддерживающего здоровый образ жизни лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и (или) токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
2. Выявление лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, осуществляется в ходе:
2.1) проведения плановых и внеплановых медицинских осмотров учащихся и студентов образовательных организаций в случаях, предусмотренных в положениях об образовательных учреждениях;
2.2) проведения на регулярной основе плановых и внеплановых медицинских осмотров работников организаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2.3) обязательного медицинского освидетельствования для выявления наркологической патологии у работников профессиональных групп, деятельность которых связана с источниками повышенной опасности.
3. Профилактическое наблюдение за лицами, допускающими немедицинское потребление психоактивных веществ с вредными последствиями, организуется медицинскими организациями в соответствии с действующим законодательством на основании:
3.1) результатов медицинских осмотров, проведенных с применением тест-систем, находящихся в свободной продаже в аптечных организациях края;
3.2) сообщения правоохранительных органов о лицах, привлеченных к административной ответственности за нахождение в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического) или незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих веществ.
4. Образовательные и иные организации вправе вести индивидуально-профилактическую работу и оказывать иную адресную помощь лицам, допускающим немедицинское потребление психоактивных веществ с вредными последствиями.
Оказание такой помощи организациями и учреждениями не является основанием ограничения прав и свобод человека, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
5. Оказание медико-социальной помощи направлено на своевременное выявление и качественное лечение лиц с зависимостью от психоактивных веществ (алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ), снижение уровня смертности, улучшение уровня социальной адаптации, организуется медицинскими организациями в соответствии с действующим законодательством и включает:
5.1) выявление граждан, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;
5.2) диагностику вида и степени зависимости, а также выявление факторов, предрасполагающих к ее возникновению и прогрессированию;
5.3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных на детоксикацию, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление состояния отмены психоактивного вещества, минимизацию проявлений психической зависимости, терапию заболеваний, сопутствующих зависимости;
5.4) организацию диспансерного наблюдения за больными с зависимостью от психоактивного вещества.
6. Лечение больных в организациях государственной системы здравоохранения осуществляется путём реализации единых стандартов и порядка оказания наркологической медицинской помощи больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
7. В целях повышения доступности и качества оказания медицинской наркологической помощи осуществляется:
принятие краевых государственных программ;
укрепление кадрового потенциала, увеличение численности и материально-технического обеспечения специализированных наркологических учреждений;
подготовка специалистов в области наркологической медицинской и медико-социальной помощи (врачей наркологов, психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников, а также медицинского персонала первичного звена здравоохранения);
совершенствование методов диагностики, обследования, лечения больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов диагностики и лечения наркологических расстройств;
совершенствование медицинской деятельности по реализации решений суда по возложению на условно осужденных обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании;
совершенствование медицинской деятельности по реализации решений суда по отсрочке исполнения наказания больным наркоманией и возложению обязанности пройти курс лечения от наркомании.

Статья 7. Третичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании
1. Третичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляется посредством медико-социальной реабилитации и ресоциализации, включающих медико-психологическую, социально-психологическую и социальную реабилитацию.
2. Реабилитация больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией направлена на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе без употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных посредством реализации комплекса медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер и обеспечивает:
2.1) формирование мотивации у больных на участие в реабилитационных программах;
2.2) подавление основного синдрома зависимости — патологического влечения к психоактивному веществу с помощью последовательного комплексного использования фармакологических, психотерапевтических, психологических мероприятий;
2.3) предупреждение рецидивов заболевания, преодоление медицинских и социальных последствий, формирование ответственности за свое поведение и мотивации на ведение здорового образа жизни;
2.4) восстановление семейных отношений, коммуникативных навыков, включая целенаправленную деятельность и повышение качества жизни больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
2.5) обучение и трудоустройство больных наркоманией, в том числе в центрах занятости на базе действующих реабилитационных центров;
2.6) формирование социально значимого окружения реабилитируемых больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
3. Реабилитация больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией осуществляется в реабилитационных наркологических центрах (отделениях) на базе действующих наркологических и психоневрологических диспансеров.
4. Для повышения эффективности медико-социальной реабилитации больных реализуется:
совершенствование методов и внедрение новых реабилитационных технологий;
применение единого стандарта медико-социальной реабилитации, критериев и системы контроля качества ее оказания;
финансовое обеспечение наркологических диспансеров и других специализированных наркологических учреждений края для организации на их базе реабилитационных подразделений в случаях, предусмотренных соответствующими краевыми государственными программами;
государственная поддержка научных исследований в области реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, разработки и внедрения инновационных программ реабилитации и реинтеграции больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
укрепление кадрового потенциала наркологических реабилитационных центров (отделений) и подразделений;
подготовка и переподготовка на систематической основе специалистов (психиатров-наркологов, психотерапевтов, клинических психологов, социальных работников и психологов) по вопросам медико-социальной реабилитации больных;
система мер по подготовке, переподготовке и аттестации кадров, участвующих в оказании немедицинской реабилитационной помощи;
межведомственное взаимодействие в области медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, включая взаимодействие медицинских, образовательных, социальных и общественных организаций.
5. В государственной системе реабилитационной помощи используется потенциал общественных и религиозных объединений и иных организаций.

Статья 8. Полномочия Законодательного Собрания края
К полномочиям Законодательного Собрания края относятся:
1) принятие нормативных правовых актов края в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов края в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 9. Полномочия Правительства Красноярского края
1. К полномочиям Правительства края относятся:
осуществление правового регулирования отношений в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
обеспечение реализации государственной политики в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
утверждение краевых государственных программ в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. Правительство Красноярского края в соответствии со своими задачами и в пределах своей компетенции:
взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
руководит деятельностью органов исполнительной власти края в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
содействует развитию сети государственных организаций, подведомственных органам исполнительной власти края, для оказания специализированной помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем, незаконно потребляющим наркотические средства, психотропные и токсические вещества, а также больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, укреплению материально-технической базы этих организаций;
создает условия для развития научно-исследовательской деятельности по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
создает условия для привлечения негосударственных некоммерческих организаций к участию в реализации мероприятий по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Статья 10. Антинаркотическая комиссия Красноярского края
С целью координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в целях осуществления мониторинга и оценки развития наркоситуации в крае антинаркотическая комиссия Красноярского края действует в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон края вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через десять дней со дня его официального опубликования.

Документ опубликован: 27.12.2013, Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края,

Документ опубликован: 30.12.2013, «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края» , № 53(628)/1

источник