Меню Рубрики

Вред алкоголизма классный час 4 класс

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами тренинга.

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Читайте также:  Лендворец ростов на дону лечение алкоголизма

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

источник

Цель: сформировать у детей представление о том, что алкоголизм — это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алкоголику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный материал.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

— Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм — это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

Обсуждение вопросов:

— отношение к человеку, больному алкоголизмом;

— как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

— может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

— может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуговицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками размашистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характерен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкогольном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных видах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному всегда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший человек перебивает других, старается навязать собственные суждения. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным и опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства — домашние конфликты, пожары, возникающие от непогашенных окурков.

Рекомендации ребенку, который оказался в одном помещении с опьяневшим человеком:

— не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участвовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отказом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

— в общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

— ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш знакомый).

— У людей не существует дурных привычек курить, пить водку, принимать наркотики, все это — болезнь.

— В жизни чаще бывает гак: выкурив одну-единственную сигарету или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

— Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным алкоголизмом на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

— Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому — 5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рисковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

— Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)?

Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».

источник

начинаешь курить, для того, чтобы доказать , что ты взрослый. Потом пытаешься бросить курить, Чтобы доказать, что ты взрослый.

ГКОУ «Адыгейская республиканская специальная(коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Открытое Мероприятие «Вред курения

Ученик: Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.

Ведущий: -Здравствуйте, ребята! Мы говорим Вам «Здравствуйте», а значит, что вам желаем здоровья! Во всём мире, и в России в том числе, остро стоит проблема сохранения здоровья. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что, здоровье человека-самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. — А что такое здоровье? Раннее считалось, что здоровье-это отсутствие болезней. Но пьяный человек или обкуренный, у которого ничего не болит, считается, ребята, здоровым? Так что такое здоровье? Психологи утверждают: « Человек разумный живёт в значительной мере эмоциями, а не умом! Согласно определению всемирной организации здравохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Факторы, ухудшающие состояние здоровья,-употребление алкоголя, курение, наркомания. -Вот , сегодня , мы с вами и поговорим о вреде курения и алкоголя. Ведь эти вредные привычки находятся с нами рядом и идут по жизни. -К сегодняшнему мероприятию мы готовились очень долго и упорно: изучали информацию о последствиях курения и алкоголя, рисовали рисунки, разучивали стихи, частушки и сценки. И если после сегодняшнего мероприятия, хотя бы один курящий или пьющий человек решит расстаться с сигаретой или со спиртными напитками, мы будем считать, что наш труд не пропал даром. Смотрите и думайте. Я предлагаю открыть первую главу «Чёрной книги», которая называется «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации». -Итак, мы начинаем!

(Роли: Ученик, Муха-Цокотуха, Комар, Паучок)

А противный паучок-табачок.

Нашу муху в уголок поволок

Паучок: Дайте, мухе табачку.

Муха: -Больше братцы не могу!

Ученик: Стала бедная кричать.

Муха: -Нету больше сил молчать!

Ученик: Вдруг откуда ни возмись,

Комарик: -Муха, муха не дури,

Вещества проходят в кровь

Ты слабеешь вновь и вновь,

Ученик: Испугалась цокотуха

Затряслась золочёным брюхом:

Ведущий: В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Курение-самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодёжи. По данным Всемирной Организации Здравохранения, во многих странах курит до половины мужского населения. Более того, армия курильщиков не только уменьшается, а, наоборот, стремительно увеличивается. Ещё недавно считалось, что курение-чисто мужской порок. Курящие женщины встречались редко и подвергались осуждению общества. Но в последнее время число курильщиков среди женщин сильно увеличивается. Коварству табака нет предела. А сейча мы откроем страничку истории табака и узнаем что же это ттакое «табак».

Страника истории: Табак родом из Америки. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго(о.Гаити) о ттуда начало своё победное шествие по всем континентам. История приобщения европейцев к курению началась так: 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!». В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушённые листья, свёрнутые в трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении каждый делал из неё 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Вскоре табак привезли во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привёз оттуда листья и семена табака в подарок Екатирине Медичи. От фамилии этого человека произошло слово «никотин»-основной компонент табака. Постепенно курение стало популярно в Европе, дошло оно и до России. В России, в царствовании царя Михаила Фёдоровича, увлечённых в курениив первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй-отрезаниемноса или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в цаствовании Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению всех своих приближённых и разрешил свободный ввоз табака из-за границы. При Петре I появились первые табачные фабрики; в казну потекли доходы отторговли табаком. Курение быстро распространилось по всей своей стране.

(Роли: Ученик, Продавец, Парень)

Ученик: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар.

Продавец: «Покупайте табак, прекраный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь , собака не укусит, вор в дом не залезет».

Ученик: Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.

Парень: А почему стариком не буду?

Продавец: Потому что до старости не доживёшь.

Парень: А почему собака не укусит?

Продавец: Так ведь с палкой будешь ходить.

Парень: А почему вор в дом не залезет?

Продавец: Потому что всю ночь будешь кашлять.

Ведущий: А теперь небольшой конкурс, называется он: «Составь пословицу из предложенных слов».

-МОГИЛЬЩИК, САМ, КУРИЛЬЩИК, СЕБЕ. (Курильщик-сам себе могильщик)

-МОГИЛУ, ВЕРЗИЛУ, ТАБАК, И, СВЕДЁТ.( Табак и верзилу сведёт в могилу)

-ДЛЯ,ТАБАК, ДУРАКОВ, ЗАБАВА. (Табак-забава для дураков)

-ВРЕДИТЬ, ЗДОРОВЬЮ, КУРИТЬ (Курить-здоровью вредить)

-МУДРОСТЬ, ТАБАК, УДАЛЯЕТСЯ, ПОЯВЛЯЕТСЯ, КОГДА. (Когда появляется табак, удаляется мудрость)

-ПОПРАЩАЙСЯ, ПОЗДОРОВАВШИСЬ, С, УМОМ, С, СИГАРЕТОЙ. (Поздоровавшись с сигаретой, попращайся с умом)

Ученик: Снять напряжение порой

Слаб тот, кто пьёт и пьёт опять,

Ведущий: Открывая следузщую главу «Чёрной книги», которая называется: «реки начинаются с ручейка, а пьянство с глотка пива». Мы поговорим о вредной привычке как алкоголь, ведь это друг курения. Эти два друга, которые идуд дружно, перерастают в злейших врагов человека! Итак что же такое алкоголь? Алкоголь-психоактивное вещество, содержащееся в таких напитках, как пиво, вино, водка, слабоалкогольные и крепкие спиртные напитки. «Похитители рассудка»-так именуют алкоголь с давних времён. Говорят, что пьянство-давняя трагедия русского народа. Это явная клевета! Русские учёные этнографы, изучая древние рукописи, доказали, что на Руси пили очень мало, только в праздники: свадьбы, крестины. Варили медовуху,брагу или пиво, крепость которой не превышала 10 градусов. Деревни или села имели свой питейный дом или корчму, где подавали птво, брагу, меды, квасы. Известны случаи, когда людей спаивали в целях мщения. Так княгиня Ольга использовала этот метод, чтобы отомстить за убийство мужа. Споила их и подожгла! Пьянство в будние дни всегда считалось позором и большим грехом! Во времена Петра I пьяницам вешали на шею медаль, позорящую человеческое достоинство.

Читайте также:  В чем проявляется склонность к алкоголизму

(Роли: Ученик, Бабушка, Оля, Доктор)

Ученик: Бабушка переливала из бутылки в графин вишнёвую наливку. Рядом стояла внучка оля. Наливка красиво текла в графин. Несколько капелек попали на стенки графина снаружи. Бабушка подхватила капельки пальцем и поднесла ко рту.

Бабушка: -Ох, и вкусна, гости будут довольны!

Оля: -Бабушка, а дай мне попробовать!

Бабушка: -Что ты! Детям нельзя! Детям вредно и опасно!

( в комнате звонит телефон. Бабушка уходит)

Оля: Попробуюка я, совсем чуть-чуть. (берёт в руки стакан, хочет налить совсем немного, но нечаянно выплёскивает полстакана) Ой, что же делать? Перелить обратно? Пролью-бабушка узнает, что не послушалась её. Придётся всё выпить. (Выпивает) Ой, голова закружилась! (падает в обморок)

Бабушка: (подбегает к Оле) Доктора! Доктора!

(входит доктор. Оказывает Оле помощь)

Доктор: Скорее! Микстуру! Острое алкогольное отравление! Она может умереть! Ещё микстуру!

Ученик: С Олей, к счастью, всё обошлось! Но не знаю случаи, когда дети умирали от алкоголя. Вот, например был семейный праздник. Один гость выпил много вина и уже не очень хорошо соображал, что делает. Когда родителей не оказалось в комнате, он налил большую рюмку коньяку и дал её дестикласснику, сыну хозяев, со словами « Докажи, что ты мужчина! Выпей сразу, как лекарство!» Мальчик выпил-и спасти его уже не удалось. Ребята, никогда не пейте никакой алкогольный напиток, кто бы вам не предлагал.

Ведущий: Подростки, употребляющие спиртные напитки делятся на две группы. К первой относят тех, кто пробует их из-за любопытства испытпть новые ощущения, «для храбрости»-эти подростки не отличаются глубиной знаний и опыта. Ко второй группе относятся-подростки, употребляющие алкоголь «от поведения правонарушителя». Характерные черты-примитивное, бесцельное, пустое времяпровождение. Учёные отмечают у таких подростков очень низкий уровень интелектуального развития. Скучная внутренняя пкстота этой группы подростков-благоприятная почва для распития спитрных напитков и правонарушений. Отсюда следет: небходимо научиться правильно распоряжаться своим свободным временем!

Ведущий: А теперь поиграем в игру «Кричалки про вредные привычки»

Трезвость-Сила, алкоголь- (могила)

Срочно брось курить. (табак)

Алкоголь и табак-Родине. (враг)

Исчезнет пусть табачный. (дым)

Музыкальный номер «Частушки»

Хоть Минздрав предупреждает,

Пользы нет – один лишь вред.

Со спортом стану я дружить,

Ведущий: Подводя итог, мне хочется напомнить вам народную мудрость: «Посеешь привычку-пожнёшь характер, посеешь характенр-пожнёшь судьбу». Опасайтесь вредных привычек, стройте свою судьбу сами. Человек познает самого себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует самоорганизацию. Выдержал, сдержал однажды данное самому себе слово-значит, научился владеть собой. На этом наше мероприятие подошло к концу, напоследок хочется сказать: -Помните5, здоровье, радость жизни и счасте в ваших руках! До новых встреч!

Данный материал можно использовать по профилактике правонарушений среди учащихся.

Цель: формирование отрицательного отношения к курению.

Цели: — содействовать сохранению здоровья школьников;- формировать у школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;- формировать основания для кр.

Анкету можно использовать на уроке окружающего мира, ОБЖ, при проведении тематического родительского собрания.

В курение вовлечены практически все слои населения, что самое опасное туда вовлечена и молодежь — это социальная проблема общества.

источник

Цели и задачи классного часа

— Выяснить вместе с учащимися, какие мифы сложились в обществе о «пользе» алкоголя. Подвергнуть эти заблуждения научному анализу и критике;

— научить учащихся обоснованно опровергать мифы о «пользе» алкоголя.

Обсуждение ситуации: «Почему употребляют алкоголь»

Эта проблема обсуждается вместе с учащимися, которым задаются вопросы:

— Как вы считаете, почему люди пьют?

— Какую пользу приносит алкоголь?

Ответы учащихся в столбик записываются учителем на доске. Доводы в пользу употребления алкоголя, как правило, выглядят следующим образом:

— алкоголь помогает общению;

— алкоголь употребляют для веселья и т. д.

Здесь уместно привести строки шотландского поэта Роберта Бернса, который с убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы.

Крестины, свадьбы и развод,

И просто пьянство без причин.

Затем учитель проводит беседу по указанным учащимися доводам в пользу употребления алкоголя.

Учитель: Посмотрите, сколько «пользы» приносит алкоголь! Может быть, его все-таки стоит употреблять ради такого «благотворного» действия? Получается, что алкоголь — это чуть ли не панацея от всех бед, он решает и проблемы со здоровьем, и многие социальные проблемы.

Не обольщайтесь, все это — мифы об алкоголе, сложившиеся в человеческом обществе и оправдывающие его употребление.

Попробуем посмотреть на все это с научной точки зрения.

Далее учитель должен опровергнуть записанные на доске доводы в «пользу» алкоголя, при этом можно вначале апеллировать к учащимся, которые тоже могут с помощью имеющихся у них сведений опровергнуть некоторые из них.

Разоблачение мифов о «пользе» алкоголя

Теоретический материал для классного руководителя

а) Алкоголь согревает.

С детства мы слышим, что спиртное согревает тело, но согревание с помощью водки или спирта — это всего лишь самообман. Кто из вас не слышал об обморожениях людей, находившихся на морозе в состоянии опьянения? Таких примеров множество. Ф.Г. Углов описывает случай, который произошел с ним в детстве. Возвращаясь зимой поздно вечером от товарища, он увидел знакомого мужчину, спящего на лавочке, рядом с ним сидела собака, она никого не подпускала, и разбудить мужчину было невозможно. Когда все-таки спящего разбудили, у него оказались сильно обморожены ноги, докторам пришлось повозиться, чтобы избежать ампутации. Оказывается, перед тем как пойти погулять с собакой и зная, что на улице большой мороз, этот человек решил себя «подогреть» и выпил добрую порцию водки. Его разморило, он решил отдохнуть и тут же уснул.

В чем же дело? Почему выпитая водка не согрела человека? Оказывается, выпивший человек не способен оценивать температуру собственного тела.

Под влиянием алкоголя периферические сосуды расширяются и к поверхности тела притекает больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но это чувство общей теплоты — обман. Нагревается только кожа, которая в то же время быстро отдает тепло, т. е. теплоотдача увеличивается. Температура тела понижается. Организм же под влиянием алкоголя утрачивает свою нормальную чувствительность к холоду, кожа не отвечает на его действия сжатием своих кровеносных сосудов.

Несмотря на быстрое охлаждение тела человек этого не ощущает, и поэтому легко может наступить обморожение и даже замерзание. Некоторые могут возразить, что для отогревания замерзшему человеку дают выпить водки. В данном случае алкоголь употребляют как противоболевое средство, поскольку он действует оглушающе, как наркоз. Обмороженному нужна теплая ванна, а если ее нет, то лучше алкоголь не давать внутрь, а растереть тело водкой или спиртом, но такое растирание можно делать только взрослому человеку. А напоить замерзшего лучше горячим чаем с травами и медом.

б) Алкоголь помогает общению.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Вы знаете, как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Алкоголь парализует процесс торможения в нервной системе, человек становится говорливым, беззаботным, легко заводит новые знакомства. Снижается контроль за поведением. Часто застенчивые люди попадают в эту ловушку. В нормальном состоянии они необщительны, не уверены в себе. Выпив спиртного, они вдруг обнаруживают, что начинают легко заводить знакомства и могут быть даже душой компании. Им еще и еще раз хочется испытать это новое и приятное состояние, и они выпивают снова и снова.

— Что лучше: быть общительным алкоголиком или не слишком общительным человеком, но не зависимым от алкоголя?

Учащиеся отвечают на эти вопросы и предлагают свой путь решения проблемы. Этому человеку нужно решать свою проблему не с помощью алкоголя, а обратившись к специалистам, есть специальные тренинги, которые помогут отработать навыки общения, преодолеть застенчивость.

в) Алкоголь придает храбрости.

Пьяный человек действительно становится храбрым, но не оттого, что меняются качества его личности. Просто в состоянии опьянения человек не может реально оценить опасность и последствия своих действий. У пьяного притупляется инстинкт самосохранения, который обычно предотвращает многие беды. К чему это может привести? К травмам, а иногда даже к смерти. Какая же это храбрость? Недаром в народе говорят: «Пьяному море по колено». Есть и еще один аспект этой «храбрости» пьяного. Трезвому человеку стыдно причинять неприятности, надоедать другим людям, стыдно вести себя непристойно. Но вот человек выпил, и ему ничего не стыдно. Он «храбро» хулиганит, хамит, лезет в драку, «не боится» выражаться нецензурно, чего, будучи трезвым, он себе никогда бы не позволил. Так что такое «храбрость» пьяного? Что она несет ему самому и окружающим?

г) Алкоголь снимает стрессы.

Многие утверждают, что алкоголь помогает расслабиться, снимает стрессы.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Мы знаем, что при воздействии алкоголя на нервную систему сначала проявляется стимулирующий эффект, так как алкоголь парализует тормозящие нервные волокна. Где же здесь расслабление и снятие стресса? Чтобы спиртное подействовало угнетающе, нужны достаточно большие его дозы.

Профессор Старцев из Сухуми в опытах на обезьянах доказал, что если у животного вызвать стресс, а потом дать ему алкоголь, то, во-первых, стресс будет намного сильнее, и во- вторых, под воздействием алкоголя животное очень трудно вывести из стрессового состояния, и оно часто погибает от таких причин, которые не привели бы к смерти, если бы не влияние алкоголя.

Поэтому-то человек, принимающий в состоянии стресса водку или вино для расслабления, на самом деле резко утяжеляет свое состояние. (Углов Ф.Г. Что стало с людьми, и почему их не «трогает» голос разума? //Мелиоратор Дона, 1991. № 9-10.)

д) Алкоголь лечит.

В 1915 году съезд русских врачей вынес решение, что алкоголь должен быть исключен из числа лечебных средств.

Бытует убеждение, что если человек простудился или подхватил грипп, то лучшим народным средством для лечения является алкоголь: нужно выпить, лечь спать, и все болезни как рукой снимет. Алкоголь якобы все продезинфицирует и убьет микробы. Несколько лет назад в Академии наук Франции решили проверить это средство и поставили опыт, касающийся влияния алкоголя на вирусные инфекции. Опыты показали, что алкоголь не оказывает никакого противовирусного и дезинфицирующего воздействия внутри организма. Напротив, люди, употребляющие спиртное, более уязвимы для вирусных инфекций, так как под влиянием алкоголя клеточная мембрана становится более проницаемой, и любая инфекция проникает в клетку намного легче. Чтобы продезинфицировать наш организм изнутри, нужно выпить дозу алкоголя, которая превышает смертельную в 17 раз.

Где же здесь лечебный эффект?

Это заблуждение основано на наркотическом действии алкоголя. Действительно, выпив, человек не так ощущает боль, чисто субъективно он себя чувствует лучше, но это действие кратковременное, болезни алкоголь не лечит. В медицине алкоголь употребляют для дезинфекции, приготовления лекарств, но не для лечения болезней.

е) Алкоголь употребляют для веселья.

Пожалуй, самым распространенным в обществе является убеждение, что алкоголь употребляют для веселья.

Это мнение опроверг еще Л.H. Толстой, который в статье «Что делает вино с человеком» писал: «Пьяное веселье всегда кончается ругательствами, драками, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни веселья, а приносит людям только большой вред».

Не веселость, а дурашливость — начальная степень опьянения, именно она появляется в случае принятия небольшой дозы спиртного, если же пьющий добавит, то наступит буйность.

Употребляя алкоголь в разных обстоятельствах, люди ведут себя по-разному: на свадьбе, празднике — радуются и веселятся, на поминках — плачут, горюют. Ученые задались целью выяснить, какое действие оказывает алкоголь на самом деле.

Следующие опыты описаны врачом С. Гориным в статье «Алкогольная эйфория — миф!» в журнале «Трезвость и культура» (1987. № 10).

Опыт 1. Взрослым мужчинам-добровольцам внутривенно вводили раствор этилового спирта в количестве, вызывающем легкое опьянение. При этом никто из них не знал, какое вещество введено. Подопытные должны были анализировать свое состояние. У них возникали следующие чувства: сонливость, тревога, тошнота, некоторые говорили, что было «не по себе». Никому не было весело.

Параллельно тот же опыт проводили с контрольной группой, члены которой были предупреждены, что будет введен раствор спирта. Получив дозу, члены этой группы дурачились, рассказывали анекдоты, т. е. вели себя как подвыпившая компания.

Опыт 2. Группу подростков от 14 до 18 лет попросили вспомнить и описать свое состояние после первого приема алкоголя. Они отмечали: жжение в желудке, тошноту, неприятные ощущения в области головы («как будто ударили чем- то мягким, не больно, но неприятно»).

Опыт 3. Взрослых мужчин без признаков алкоголизма попросили описать ощущение от приема спиртного в условиях, исключающих общение (сурдокамера). Пить можно было сколько хочешь и записывать свои ощущения. Никто не отмечал веселья, только выражали недоумение, почему в компании весело, а здесь — нет.

Опыт 4. Употребление алкоголя в сурдокамере предложили алкоголикам. У части из них наблюдалось повышение настроения, это были люди с какой-то патологией мозга (травма, менингит и т. п.). Все остальные никакого веселья не отмечали. Они дружно обвинили экспериментаторов в том, что в водку что-то подмешали.

Опыт 5. Алкогольно-зависимым людям внутривенно вводили физиологический раствор, а говорили, что вводят спирт. Подопытные начинали вести себя так, как будто были пьяны.

Из всего этого ученые сделали вывод о том, что алкоголь не вызывает веселья. Состояние веселья является внушенным индивиду обществом. Алкоголь сам по себе не обладает веселящим действием.

Читайте также:  Как вылечить народными средствами пивной алкоголизм

Каким же образом у людей возникло ошибочное убеждение, что алкоголь вызывает веселье?

Вспомним историю. Обряд братания после примирения племен предполагал совместное употребление вина (чаша по кругу). Затем по обряду полагалось веселиться, ведь заключен мир, не будет больше смерти и горя. В сознании человека связь веселья и пития установилась с тех древних времен. Неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, люди стали воспринимать как сигнал к началу веселья, дружеского общения.

ж) Алкоголь употребляют для аппетита.

Научно доказано, что под влиянием алкоголя изменяется очень важный регулятор нашего организма — чувство голода, аппетит. Небольшое количество алкоголя, повышая вначале выделение желудочного сока, может увеличивать аппетит. Но это часто наносит ущерб организму, так как естественное чувство голода преувеличивается, происходит перегрузка желудочно-кишечного тракта, особенно, если спиртное принимают натощак, сопровождая его острыми, раздражающими закусками. Последствиями этого могут быть нездоровая полнота, расстройство пищеварительного тракта. Многие пьющие страдают заболеваниями печени, желудка, поджелудочной железы, при этом они продолжают пить, утверждая, что боли становятся меньше. Возможно, так оно и есть, под воздействием алкоголя боль на какое-то время притупляется. Но после того как действие спиртного прекращается, болезнь снова вступает в свои права. При повторных приемах алкоголя пищеварительные железы начинают работать ненормально, происходит уменьшение сокоотделения.

Человек должен знать, что действие алкоголя на его организм таит в себе много самых коварных и опасных неожиданностей. В то время как для одних даже самое сильное опьянение может пройти без видимых вредных последствий, у других одноразовое употребление алкоголя вызывает глубокие и продолжительные психические и нервные расстройства.

Подведение итогов классного часа

В ходе краткой беседы в качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается привести доводы, опровергающие мифы о «пользе» алкоголя, перечисленные на доске. Учитель делает вывод о вреде алкоголя.

источник

Цели и задачи классного часа

— Показать пагубное влияние алкоголя на детский организм, вред приобщения детей к «умеренному» употреблению алкоголя и опасность использования спиртного в «лечебных» целях;

— познакомить учащихся с методикой оказания первой помощи при остром алкогольном отравлении;

— выяснить, какие заболевания сердечно-сосудистой системы и системы пищеварения подстерегают любителей спиртного.

Оборудование классного часа

Плакаты «Воздействие алкоголя на различные органы человека», «Алкоголь и твое тело».

Обсуждение проблемы: «Влияние алкоголя на детский организм»

Теоретический материал для учителя.

По данным Ю.П. Лисицина и Н.Я. Копыт, больше половины алкогольно-зависимых людей воспитывались в семьях, где алкоголь употреблялся часто. Подавляющее большинство (96,2 %) этих лиц впервые приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а одна треть из них познала его вкус до 10 лет. Характерно, что детям до 10 лет алкоголь впервые предложили близкие родственники. Ф.Г. Углов в своей книге «Из плена иллюзий» приводит такой пример: «В своем письме читательница пишет, что она находилась в компании за праздничным столом вместе с молодой женщиной, у которой на руках был маленький ребенок. Женщина довольно активно пила вино и каждый раз, оставив немного на дне стакана, давала допить своему ребенку. Соседка с беспокойством спросила: «Зачем вы это делаете? Разве можно ребенку давать вино?». «А что особенного, — спокойно возразила молодая мама. — Я всегда так делаю. Для развития аппетита». Можно не сомневаться, что из этого ребенка в будущем непременно вырастет алкоголик, потому что у детей привыкание к вину и появление потребности в нем возникает очень быстро, буквально через 2—3 приема даже самых малых доз».

Это подтверждается следующим примером. Ученик четвертого класса одной из московских школ в день своего рождения по настоянию родителей (!) выпил стакан сухого вина, ведь, по словам некоторых «ученых», сухие вина полезны, они содержат много витаминов и большое количество полезных веществ, и почему же не давать их ребенку?! После одного приема алкоголя у мальчика появилась тяга к спиртному. В любой компании взрослых и подростков он под любым предлогом стал доставать и пить его. Последствия сказались очень быстро. Мальчик не смог заниматься в школе, нуждался в специальном длительном лечении. Один прием сухого вина, причем из рук родителей, — и вся его жизнь испорчена!

Там, где отец или мать много пьют, дети рано приобщаются к вину. Здесь действует и повседневный пример родителей, и легкая доступность винных изделий, и частое угощение малолетних родителями и их собутыльниками. В таких условиях дети уже в юные годы могут стать алкоголиками. Если же ребенок устоял и не приучился к вину, он рано прозревает и понимает то горе, которое несет алкоголь ему и его семье. Он ненавидит и вино, и отца. И нередко в семьях пьяниц дети вырастают трезвенниками. Но это бывает чаще тогда, когда мать не пьет и оберегает детей. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к распространению женского алкоголизма.

Пропаганда безвредности «умеренных» доз алкоголя, полезности сухого вина и лечебных свойств спиртного приносит неисчислимые бедствия и способствует более раннему приучению детей к нему. Дети, читая и слыша об этом, охотно пробуют вино, а некоторые родители, наслушавшись таких безответственных пропагандистов, не прочь приобщить ребенка к «культурному» винопитию и использовать спиртное в лечебных целях.

Шестимесячной девочке, больной воспалением легких, делали винные компрессы на грудную клетку 3 раза в день в течение 3—5 часов. На третий день у нее появились симптомы отравления: потеря сознания, бледность кожи, холодный пот, полное расслабление мускулатуры, высокая температура. В выдыхаемом девочкой воздухе ощущался запах алкоголя. Около 17 часов девочка находилась в тяжелом состоянии и только на 4-е сутки к ней вернулось сознание.

Мальчик 10 лет был со своим отцом и компанией взрослых на зимней рыбалке. Во время обеда его уговорили для согревания выпить водки, он выпил примерно одну треть стакана под одобрительные возгласы взрослых мужчин. После обеда они снова ушли к реке, а мальчик остался у костра. Посидев немного, он вдруг повалился на снег и потерял сознание. Был быстро доставлен в больницу. Врачи пытались спасти ребенка, делали уколы, вливания. Но ничего не помогло. Мальчика спасти не удалось, он умер, не приходя в сознание.

Вспомните, каков токсический эквивалент спирта для подростка? А для ребенка весом в 16 кг он составит всего 40 г водки. Ребенку нужны ничтожно малые дозы спиртного, чтобы в его организме произошли непоправимые нарушения. Зная об этом, многие родители задумались бы, прежде чем предлагать ребенку выпить.

Врачи отмечают, что алкоголь за короткое время изменяет характер ребенка, делает его не только угрюмым, неуравновешенным и несдержанным, но и может толкнуть на совершенно немотивированные поступки. Кроме того, употребление алкоголя детьми ведет к резкому снижению уровня познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Если для взрослого в возрасте 30—35 лет употребление алкоголя в течение 10-15 лет ведет к постепенному разрушению организма, то требуется совсем немного времени, чтобы привести ребенка к гибели.

Описано заболевание мальчика 4,5 лет, которому родители с семимесячного возраста от болей в животе ежедневно давали по 10—20 г, а после года по 50—80 граммов водки, разведенной подслащенной водой. У мальчика развилась потребность в алкоголе. Без него он не мог заснуть ни днем, ни ночью. На третьем году жизни умственное развитие ребенка приостановилось, речь стала медленной, произношение невнятным. Затем пропал аппетит, появился жидкий стул, мальчик стал худеть, у него увеличилась печень. После курса лечения состояние немного улучшилось. Однако через три месяца началось ухудшение, и он умер. Непосредственной причиной смерти явился алкогольный цирроз печени.

Вот так иногда заканчиваются попытки взрослых приобщить детей к алкоголю. Во многих случаях это делается с «добрыми намерениями» или с «лечебной целью». Все приведенные примеры взяты из книги Ф. Г. Углова «Из плена иллюзий».

Обсуждение проблемы: «Первая помощь при остром алкогольном отравлении»

Бывают ситуации, когда человеку необходима срочная помощь, он получил слишком большую дозу алкоголя, которая чревата смертельным исходом. Предположим, вы на пикнике на природе, и на скорую врачебную помощь рассчитывать не приходится, поэтому каждый должен знать, что делать в таком случае.

Медицинская помощь при остром алкогольном отравлении должна быть направлена на:

1) удаление алкоголя из желудка;

2) поддержание функций сердечно-сосудистой системы;

3) введение вещества, возбуждающего нервную систему.

В первую очередь нужно промыть пострадавшему желудок, чтобы предотвратить дальнейшее всасывание алкоголя в кровь и повышение его концентрации. Для этого ему необходимо выпить 2-2,5 литра теплой воды, затем вызвать рвоту. У тех, кто находится в состоянии тяжелого отравления, нужно попытаться вызвать рвоту без воды, повернув вниз головой и надавив пальцами на корень языка. Помещение, где находится опьяневший, следует проветрить. Отрезвляюще действует вдыхание нашатырного спирта (возбуждает дыхательный центр) или прием его внутрь в количестве 5—20 капель на стакан воды, крепкий чай, кофе. При жалобах на боли в области сердца необходимо дать имеющиеся под рукой сердечные средства. Например, таблетку валидола под язык. Спиртосодержащие средства в данном случае давать не рекомендуется. Необходимо вызвать врача для оказания квалифицированной помощи.

Иногда вовремя оказанная помощь может спасти человеку жизнь.

Обсуждение проблемы: «Влияние алкоголя на систему пищеварения»

Вначале рекомендуется вспомнить, какие органы относятся к системе пищеварения.

При объяснении материала используются плакаты: «Воздействие алкоголя на различные органы человека», «Алкоголь и твое тело».

У большинства лиц, употребляющих алкоголь, имеются заболевания органов пищеварения. Уже при попадании его в полость рта поражаются десны, язык, носоглотка, миндалины, притупляется острота вкусовых ощущений. В пищеводе и желудке алкоголь оказывает обжигающее воздействие на слизистую оболочку этих органов, парализует функции их клеток, что приводит к нарушению пищеварения. У часто употребляющих алкоголь отмечаются такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. На фоне атрофии слизистой могут развиваться полипы и злокачественные опухоли.

Аппетит после употребления спиртного возбуждается только на начальных стадиях за счет повышения кислотности желудочного сока. В конечном же итоге после длительного употребления алкоголя кислотность снижается вплоть до полного ее отсутствия.

Очень сильно страдает печень, которая является основным барьером на пути проникновения продуктов распада и токсинов в организм человека. Печень играет важную роль в пищеварении и обмене веществ. Алкоголь обладает отравляющим действием на печень и поражает ее клетки. Исследования показали, что только у 11 % алкоголиков печень не поражена.

Печень перерабатывает токсические вещества алкоголя, нейтрализует их. Установлено, что за час печень взрослого человека способна нейтрализовать действие 8—10 граммов чистого алкоголя. Если за час выпивается больше, то алкогольные токсины будут накапливаться в печени, и тем самым будет увеличиваться нагрузка на нее. Методом радиоактивных изотопов установлено, что алкоголь обнаруживается в печени почти через две недели после однократной выпивки. В результате перегрузки клеток печени развиваются ожирение и гепатит, а затем и цирроз печени, при котором омертвевшие клетки печени замещаются соединительной тканью, которая не играет никакой роли в нейтрализации ядов. В конечном итоге печень уменьшается в размерах и перестает выполнять свои функции. Организм лишается защитной «химической лаборатории», происходит постепенное его отравление. От цирроза печени страдающие алкоголизмом мужчины умирают в 9 раз, а женщины — в 22 раза чаще, чем непьющие люди.

Часто у пьющих людей бывает воспаление поджелудочной железы. Оно характеризуется резкой болью в области живота и требует экстренной медицинской помощи, нередко сложного хирургического вмешательства.

Обсуждение проблемы: «Алкоголь и сердечно-сосудистая система»

Вначале учащиеся вспоминают, какие органы относятся к сердечно-сосудистой системе. Продолжается работа с плакатами.

У людей, систематически употребляющих алкоголь, очень часто наблюдаются сердечно-сосудистые нарушения. В результате снижения функций желез внутренней секреции повышается содержание холестерина в крови.

Учитель предлагает вопрос учащимся:

— Какие заболевания развиваются при употреблении алкоголя?

Учащиеся могут вспомнить, что избыток холестерина накапливается на стенках кровеносных сосудов, делает их хрупкими, ломкими, т. е. развивается атеросклероз. Одним из опасных последствий атеросклероза сосудов головного мозга является кровоизлияние в мозг — инсульт. Это заболевание может развиться не только в среднем, но даже в молодом возрасте.

Кровяное давление у большинства пьющих повышено, реже — понижено. Давление нормализуется после прекращения употребления алкоголя, но при дальнейшем употреблении принимает более устойчивый характер и переходит в гипертоническую болезнь.

Учитель предлагает вопрос учащимся:

— Какое еще заболевание может развиться вследствие сужения просвета артерий?

Учащиеся вспоминают, что при этом происходит нарушение кровообращения нижних конечностей, появляется перемежающая хромота, возможно омертвение тканей и развитие гангрены ног.

Под воздействием алкоголя сердце подвергается жировому перерождению, увеличивается в объеме, становится вялым, не способным обеспечить нормальное кровообращение. Об этом свидетельствуют развивающиеся отеки, одышка.

Человека, находящегося в состоянии опьянения, даже дома, в постели подстерегает опасность. Во время глубокого сна может развиться так называемый синдром сдавления. Многим приходилось «отсиживать» или «отлеживать» руку или ногу. Трезвый человек даже во сне меняет положение тела. Пьяный может длительно находиться в одной позе, поэтому в придавленной части тела возможно возникновение необратимых изменениях, которые могут окончиться даже ампутацией.

Установлено, что алкогольнозависимые люди живут в среднем на 17 лет меньше других. Раннему старению способствует отравление алкоголем всех органов и систем.

Подведение итогов классного часа

Учитель в итоговой части классного часа-беседы может провести краткий диалог с учащимися.

Приведем несколько вопросов для возможной краткой беседы — обратной связи:

— Вследствие чего может развиться детский алкоголизм?

— Чем смертельная доза алкоголя для детского организма отличается от смертельной дозы взрослого?

— Почему недопустимо «лечение» детей с помощью алкоголя?

— Почему не следует приучать детей к «умеренному» употреблению алкоголя?

— Что необходимо сделать в первую очередь при остром алкогольном отравлении?

— Какое воздействие оказывает алкоголь на систему пищеварения?

— Какой орган системы кровообращения особенно сильно поражается при употреблении алкоголя?

— В чем сходство поражений сердечно-сосудистой системы у курильщиков и употребляющих алкоголь?

— Что такое синдром сдавления и каковы его последствия?

источник