Меню Рубрики

Влияние алкоголизма родителей на взрослых детей

Алкогольные (дисфункциональные) семьи являются почвой для развития зависимостей и разнообразных проблем, в возникновении которых важны травматические события детства. Поэтому дисфункциональные семьи называют нездоровыми, а функциональные – здоровыми. Сравнение здоровых и нездоровых семей проведено нами ранее [1]. Частным случаем дисфункциональной семьи является семья, в которой один родитель болен алкоголизмом, а второй родитель страдает созависимостью. На примере таких семей рассмотрим особенности эмоционального развития детей.

СИСТЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ

Расти, взрослеть трудно. Расти в алкогольном доме может быть непереносимо трудно. Миллионы взрослых мужчин и женщин выросли в семьях, где жизнь управлялась алкоголем. Миллионы детей и сейчас живут в таких семьях, если это можно назвать жизнью. Мой опыт работы с детьми больных алкоголизмом заставляет меня согласиться с мнением Cermak T.L.[5], который сравнил психологические травмы детей в этих семьях с травматическим опытом ветеранов войны, известным под названием посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот синдром возникает у ветеранов войны, когда они начинают приспосабливаться к мирной жизни после войны. Дети больных алкоголизмом переносят стресс, сравнимый с потерей близкого человека.

B.E.Robinson [4] сравнивал алкогольную семью с полем психологической битвы. Дети часто вынуждены выбирать, на чьей стороне воевать – на стороне мамы или папы. Иногда линия фронта проходит между родителями и детьми.

Нередко бывает и так, что ребенку легче ладить с пьющим родителем и труднее – с трезво живущим вторым родителем, страдающим созависимостью. Созависимые родители часто бывают раздражены, они устали от этой битвы. Они тревожны, нервозны, испытывают напряжение из-за поведения супруга. Неосознанно эти чувства родители транслируют детям. Малейшей провинности детей достаточно, чтобы созависимый родитель раздражился, расстроился, опечалился.

Некоторые родители пытаются подавлять и прятать свои истинные чувства от детей. Неизбежно это приводит к взрыву отрицательных чувств. Детям не понятны эти проявления эмоций. Восьмилетний Толик с недоумением сообщал: «А у нас мама всегда ругачая».

Созависимые родители отчаянно борются за то, чтобы в семье все было нормально. Они так поглощены приведением в порядок своего дома, что это истощает всю их психическую энергию и одной искорки достаточно, чтобы опять произошел взрыв. Тогда они могут демонстрировать безучастное отношение к детям: «Делай, что хочешь, только оставь меня в покое». Все внимание поглощает больной алкоголизмом, вся жизнь в доме вертится вокруг него, вокруг его проблем. И дети чувствуют себя заброшенными, нежеланными, нелюбимыми.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Низкая самооценка

У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько требуется ребенку. Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Слова и намеки интерпретируются ребенком как негативные представления о себе [3].

· Я – не очень важный человек.

· Я постоянно путаюсь под ногами.

· Я приношу другим проблемы, трудности.

· Я очень шумный или тихий, или неуклюжий (далее что угодно).

· Я не сообразительный, я – тупой.

· Я ничего не могу сделать, как следует.

· Мне нельзя ничего доверять.

· Я – эгоист и требую слишком много.

Даже одного, двух подобных убеждений достаточно, чтобы у ребенка сформировалась низкая самооценка, поскольку эти послания идут от самых значимых лиц – родителей или лиц, их заменяющих.

В здоровых, функциональных семьях, разрешают делать ошибки. Преодоление ошибок помогает росту и развитию. Члены семьи поощряют и взрослых, и детей исследовать незнакомые стороны жизни. Все члены семьи берут на себя ответственность за свои действия.

В здоровых семьях у детей развивается чувство принадлежности семье, поскольку они чувствуют позитивную сплоченность, тесную привязанность членов семьи друг к другу. И в то же время в здоровой семье уважают и ценят индивидуальные различия.

Дети больных алкоголизмом видят себя через мутное стекло родительского взгляда на мир. Ошибки в алкогольной семье просто запрещены. Алкоголь подмывает и растворяет самоуважение человека, всех членов семьи. Дети не знают, есть ли у них почва под ногами. Они не могут твердо стоять на своих ногах, поскольку их корни (родительская семья) больны и слабы.

Неуверенность не только в завтрашнем дне, но и в том, что произойдет сегодня вечером, делает из детей маленьких солдат-часовых. Детям необходимо стоять на посту, чтобы быть готовыми встретить проблему и защитить себя. Они храбро сражаются, чтобы побороть в принципе неодолимую проблему. Непредсказуемость событий в семье – единственная постоянная и предсказуемая характеристика таких семей.

В алкогольных семьях если и наблюдается сплоченность, то это негативная сплоченность, замешанная на критицизме, насилии, непостоянстве, отрицании и чрезмерном стрессе. Выживание там возможно, но какой ценой? Выживание заменяет жизнь, рост и развитие. Выживание это не жизнь. Личностный рост ребенка останавливается. Происходит фиксация на своем чувстве неадекватности, приниженности.

Завершение дел

В здоровых семьях родители постоянно уделяют внимание тому делу, которое ребенок делает и завершает. При этом ожидания родителей реалистичны, похвала и поддержка постоянны. Родители дают ощущение руководства жизнью ребенка и в то же время позволяют ему чувствовать себя самостоятельным человеком.

В алкогольных семьях завершенные дела ребенка получают признание и похвалу в зависимости от настроения родителей и от состояния родителя-алкоголика. Постоянным является критицизм, а не ободрение. Вместе с парами алкоголя в доме висят в воздухе возможные оскорбления, насилие – физическое, эмоциональное, сексуальное. Ожидания определяются уровнем алкоголя в крови больного члена семьи.

Семья игнорирует алкоголизм и считает допустимым именно такое безответственное поведение алкоголика. Отрицание как форма психологической защиты помогает справиться с болью. «Секрет семьи» защищен масками и тщательно подбираемыми словами в разговоре. И хотя это помогает выживать семье, в то же время отрицание поддерживает длительное существование алкоголизма.

Созависимый, т. е. трезво живущий родитель, притворяется перед детьми, что ничего особенного не происходит и настаивает, чтобы дети именно так и воспринимали действительность. «О, твой отец не алкоголик. Он просто много работает и позволяет себе расслабляться».

Родитель отрицает то, что ребенок видит своими глазами. Ребенок в замешательстве, он начинает не доверять реальности. Дети вынуждены подавлять свои подозрения и минимизировать свои чувства в отношении пьющего родителя: «Раз мама так сказала, значит, все не так уж и плохо, как мне казалось». До девятилетнего возраста дети преимущественно воспринимают мир глазами родителей. Они сомневаются и отрицают собственные восприятия. Затем они привыкают врать сверстникам, отрицать то, что происходит в семье.

Внешне, на видимой сцене дети выглядят как будто нормальными. Мальчики и девочки стараются быть теми, кем они должны быть по мысли родителей – вывеской, визитной карточкой несуществующего благополучия семьи. Такие семьи называют фасадными. Снаружи все нормально, а внутри кошмар. Ад кромешный становится привычной ситуацией.

Гнев – наиболее распространенная эмоция детей, возникающая как реакция на алкоголизм родителя. Выражение, проявление гнева обычно запрещено детям, хотя взрослые позволяют себе гневаться. Правда, взрослые редко служат здоровой моделью для выражения гнева. И ребенку не у кого научиться этому. Ребенок знает, что сердиться нельзя, это неправильно. Он часто прячет свой гнев под маской напускной улыбки. Позднее это может привести к бедности чувств. Как писал Э.Фромм, «Вначале ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге – и от самих чувств» (с.203). [2].

Гнев у ребенка может возникать по ряду причин. Это — отказ родителей поддержать ребенка во время спора, предательство, двойные послания («Я тебя люблю. Иди отсюда, не путайся под ногами».) Часто родители не выполняют своих обещаний. Если один родитель проявляет жестокость к ребенку, а второй видит это и не защищает, то ребенком ситуация воспринимается как предательство. Пьяный родитель может поломать игрушки или испортить другие дорогие ребенку вещи. На разрушение его собственности ребенок может реагировать гневом и даже яростью. Под этими чувствами лежат боль, печаль, горечь существования.

Подавленность

Дети больных алкоголизмом достоверно чаще описывают свое детстве как несчастливое по сравнению детьми не больных алкоголизмом родителей. В зрелые годы они в два раза чаще болеют депрессиями, чем дети не больных алкоголизмом родителей. Депрессия — это пожизненное наследие, хотя она часто возникает лишь периодически. Хорошая новость состоит в том, что все же не все взрослые дети страдают депрессиями. Явно лучше чувствуют себе дети, чьи родители лечатся от алкоголизма и достигают длительного воздержания от употребления алкоголя.

Страх, плохие предчувствия становятся тоже привычными чувствами. Непредсказуемость родительских ожиданий и реакций порождает ощутимый страх неизвестного. Придет ли отец сегодня трезвый? Будет ли мама кричать на отца? За что сегодня меня будут ругать?

Страх гнева родителей почти не проходит у детей. Гнев в алкогольных семьях вообще не поддается пониманию, он бессмысленный и постоянный. Все время кто-то на кого-то кричит, и кто-то кого-то обвиняет. Иногда члены семьи бьют друг друга.

Глядя на все это, ребенок учится избегать конфронтаций, чтобы не добавлять ничего в постоянно кипящий котел.

Дети в алкогольных семьях часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство родителя. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родитель и пьет. «Если бы я была хорошей девочкой, папа бы не пил», — говорила пятилетняя Аня. Она думала, что если очень постарается и станет, наконец «хорошей девочкой», тогда придет конец пьянству. Так она питала свою надежду. Это спасало ее от отчаяния. Часто дети думают, что они в состоянии сдержать пьянство родителя.

Став взрослыми, дети продолжают испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. Взрослые дети алкоголиков входят в кабинет врача или начальника с уже готовой фразой на устах «Извините меня».

Некоторые взрослые чувствуют вину за то, что подумали в детстве: «Лучше бы мой отец умер, тогда сразу бы прекратилось все это». Некоторые чувствуют вину за то, что сделали, может быть, ударили родителя. Чувство вины может заменять чувство гнева. А что вина легче гнева?

В хаотическом доме алкоголика мало что может быть надежным, безопасным и контролируемым. Маме и отцу доверять нельзя. Ежедневная жизнь непредсказуема, болезненные чувства вытесняются и подавляются. Дети в алкогольных семьях тратят очень много энергии на то, чтобы просто быть, существовать, выжить.

Смущение и изоляция

Десятилетний Миша часто жаловался школьному психологу, что ребята потешаются над его отцом, когда видят его пьяным. Это очень смущало Мишу. Поэтому он не играл с ребятами, изолировался от сверстников как раз в то время, кода они становились тесной дружной компанией. Возможность заводить себе друзей была ограниченной у Миши. Один только Петя понимал его, потому что у Пети отец тоже был алкоголик.

Обычная история с детьми больных алкоголизмом. Дети прячут пьянство своего отца или матери, избегают приглашать к себе в дом друзей. Отец Наташи однажды пришел в школу пьяный. Он упал на глазах у всего класса. Ребята хихикали и с интересом наблюдали за ним. Наташа очень смутилась, стала такой застенчивой, что говорила шепотом. Она очень стыдилась своего отца. Она замкнулась, ни с кем не дружила.

Многие дети в таких семьях строят невидимые стены вокруг себя, живут больше в мечтах и фантазиях, чем в реальном мире. Они как будто инкапсулируют свои чувства и не открывают эту капсулу до тридцати или сорока лет.

Горе, утрата

Возникает вопрос: «Могут ли дети больных алкоголизмом с таким тяжелым эмоциональным опытом стать полной противоположностью своим родителям? Могут ли они построить функциональную семью?»

Антон Петрович, 34 лет, говорил: «Поскольку я вырос в алкогольной семье, я хотел быть совершенно не похожим на своих родителей. Мне страстно хотелось иметь свою здоровую семью, может быть, потому, что таковой у меня никогда не было. Я никогда не чувствовал себя частью своей семьи. Мне больше всего хотелось именно этого. Если бы я жил в нормальной семье, наверное, это было бы не так важно для меня».

Горе у детей больных алкоголизмом может проявляться на разных уровнях. Отсутствие нормальной семьи у ребенка может давать чувство утраты, горя, потерянного детства. В дальнейшем это чувство может посещать человека время от времени. Помните слова А.П. Чехова: «В детстве у меня не было детства»? Утрата беззаботного, радостного детства может быть причиной горевания — психологического процесса с 5 стадиями, описанного Э. Кублер-Росс.

До наступления пубертатного возраста процесс горевания от утраты родителя, утраты физической или психологической («отец утонул в вине»), ясно не осознается ребенком. Затем это чувство препятствует развитию идентичности у подростка, осознанию себя уникальной личностью с чувством собственного достоинства и ценности. Неразрешенное чувство горя, утраты может омрачать жизнь и мешать построить свою семью.

ЯДОВИТЫЕ ПОСЛАНИЯ ИЗ СТРАНЫ ДЕТСТВА

С какими представлениями о себе дети больных алкоголизмом вступают в зрелый возраст?

Они усвоили, по меньшей мере, четыре ядовитых послания:

1. Я ничего не могу сделать, как следует;

2. Я не могу правильно думать;

3. Я никому не могу доверять, кроме как самому себе;

4. Я не должен что-либо чувствовать или выражать свои чувства.

НАЧАЛО ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Психотерапия взрослых детей больных алкоголизмом родителей может начинаться с обсуждения чувств, которые испытывал человек в детстве и которые испытывает теперь. Ранее им редко удавалось в доверительной, конфиденциальной обстановке высказывать то, что они чувствуют. Взрослым детям больных алкоголизмом родителей можно на одной из начальных терапевтических сессий предложить нижеследующее упражнение. Это только начало. Терапия длительна. Результаты могут быть положительными и значительными.

Упражнение «Пересматриваем прошлый опыт»

Прочитайте нижеприводимый список.

Вы начинаете выздоравливать тогда, когда цените весь свой прошлый опыт. Возможно, в прошлом у вас были эмоциональные лишения – преобладали одни чувства и не давали пробиться другим. Эмоциональные лишения задерживают рост личности.

Расслабьтесь. Приведите себя в комфортное состояние. Читайте ниже приводимый список и спрашивайте себя по каждому пункту: «Переживал ли я страх отвержения?» «Испытывал ли я трудности в достижении близких взаимоотношений?» Отметьте значком те переживания, которые имеют отношение к вашей прошлой жизни. Вы обнаружите, что кое-что из перечисленного имеет к вам отношение, а кое-что – нет. Не надо только испытывать чувство вины. Если какие-то важные для вас чувства, переживания, проблемы не включены в список, просто добавьте их.

— Трудности в достижении близких взаимоотношений (интимности)

— Резкие колебания настроения

— Низкая самооценка, недостаток самоуважения

— Булимия (переедание) нервная анорексия (отказ от еды)

— Алкоголизм у себя или у важных для вас близких людей

— Пристрастие к переживанию восторга, возбуждения

— Случайные сексуальные связи или другие сексуальные нарушения

— Проявления насилия со своей стороны либо наблюдение насилия со стороны значимых близких

— Чрезмерная ответственность либо чрезмерная безответственность

— Чрезмерные реакции на что-то либо чрезмерное равнодушие

— Склонность критиковать, судить других

— Потребность контролировать других

— Потребность получать похвалу и поддержку, одобрение

— Компульсивное (почти насильственное) поведение у себя либо у значимых близких (переедание, стремление к сверхдостижениям любой ценой, курение, злоупотребление психоактивными веществами).

Теперь вы яснее осознаете некоторые свои психологические особенности, которые могут создавать проблемы в вашей жизни.

Осознавать свои проблемы – очень важная часть исцеления.

Возможность обсудить некоторые из перечисленных проблем в условиях групповой терапии приносит облегчение и надежду на исцеление.

Список литературы

1. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных зависимостями – группа множественного риска // Психическое здоровье. – 2006, № 5(5). – С.61- 67.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. / М.: «Прогресс». – 1990. 271 с.

3. Black C. Children of alcoholics as Youngsters- Adolescents – Adults /

New York : Ballantine Books. – 1981. — 203 p.

4 Robinson B.E. Working with Children of Alcoholics. D.C. Health and Company/ Lexington, Massachusetts/ Toronto:

Lexington Books. – 1989. – 253 P.

5. Cermak T.L. A primer on adult children of alcoholics.

Pompano Beach, Florida : Health Communications. – 1985.

источник

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Читайте также:  Дроперидол инструкция по применению в ампулах при алкоголизме

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, ^напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Когда пьют родители первыми страдают дети. Они получают сильнейшую психологическую травму, от которой не смогут оправиться всю жизнь. Дети алкоголиков растут с болью в сердце, они одиноки и несчастны, им требуется моральная поддержка. Но не всегда ребенок из семьи алкоголиков, став взрослым, начинает пить. Многое зависит от его характера и окружения.

Беременная женщина, берущая рюмку в руку, должна понимать, что вместе с ней будет пить ее ребенок. Последствия для него окажутся самыми печальными. Спазм сосудов и плаценты вызовет к кислородное голодание. Учеными доказано, что употребление спиртосодержащих напитков приводит к различным уродствам плода, нарушению обмена веществ, низкому интеллекту ребенка.

Внешность ребенка, рожденного алкоголиками

Психиатры предупреждают, что алкоголизм становится причиной нервных заболеваний. Дети часто появляются на свет с физическими отклонениями. Иногда последствия «пьяного зачатия» обнаруживаются лишь в школьном возрасте, и родители склонны винить в проблемах со здоровьем ребенка кого угодно, только не себя.

У пьющих людей не бывает здорового потомства. Не зря в старину на Руси на свадебном пиру жениху и невесте было запрещено наливать алкоголь.

Ребенок, наблюдающий алкоголизм в семье, получает сильнейшую психологическую травму, от которой может не избавиться в течение всей жизни. Постоянные пьянки отца, реже матери держат ребенка в психологическом напряжении. Созависимая мать не может помочь. Она игнорирует признаки катастрофы и не пытается что-то изменить. Для ребенка каждый дебош в доме – трагедия. Он мал, не может защитить ни себя, ни родного человека и от этого очень страдает, испытывает вину. Ребенок часто становится жертвой пьяного родителя, получая свою порцию побоев и ругани. Каждый раз, возвращаясь домой из школы, он не знает, что его ждет: обычный семейный вечер или очередная пьяная драка. Взрослым нужно стараться исключить негативное влияние на ребенка, для этого придется осознать ситуацию и начать лечение. Ребенок должен расти в нормальной обстановке.

Для ребенка каждый дебош в доме – трагедия

Взрослые, как правило, не пьют в одиночку, приводят с собой друзей, а это чревато не только психологическим, но и физическим насилием над ребенком. Иногда его заставляют выпить рюмку, другую, не понимая, что алкоголь и дети – несовместимые понятия. Он с детских лет убеждается, что нигде не найдет поддержки и его никто не защитит, старается приспособиться к обстоятельствам. Ребенок не ощущает себя членом семьи. Родителей, ведущих асоциальный образ жизни, могут встретить одноклассники ребенка, и тогда в классе его будут ждать насмешки, а еще хуже – травля. И если в раннем детстве малыш еще любит папу и маму, то подростком часто ненавидит их. У ребенка не формируются моральные качества, он с легкостью может украсть, обмануть, совершает противоправные действия. Сама ситуация вынуждает его хитрить. Постепенно приходит озлобленность на весь мир. Окружающие смотрят на детей алкоголиков с осуждением, с ноткой презрения, а порой и страха.

Дети не приобретают жизненный опыт, круг их общения и интересов узок, у них нет элементарных знаний. Если их товарищи проводят много времени вместе с родителями, родными и их друзьями, то дети алкоголиков остаются одни. Папа и мамы одноклассников часто запрещают своим чадам дружить с таким ребенком, и он ищет общения среди товарищей по несчастью.

У детей алкоголиков наблюдается истощение нервной системы, поэтому в школе отмечают их пассивность, нежелание учиться, безразличие к окружающему миру. Но иногда такой ребенок старается стать лидером. Он может позволить себе различные выходки, демонстративно грубит, не слушает учителей, чем завоевывает авторитет среди учеников, старается унизить других, показать, что они не лучше него. У ребенка часто наблюдаются психические отклонения. Он истеричен, легко выходит из себя, часто плачет. Такие трагические последствия дает алкоголизм родителей.

Родители одноклассников часто запрещают своим чадам дружить с детьми алкоголиков

Казалось бы, получив негативный опыт, дети алкоголиков должны держаться от бутылки подальше. Но, увы, это не так. Бывает, что семьи спиваются из одного поколения в другое.

Ученые говорят, что болезнь имеет генетическую предрасположенность, и ребенок наследует от родителей склонность к ее развитию. Риск стать алкоголиком у него в несколько раз выше, чем у детей из семей, где отец и мать трезвенники.

В организме ребенка наблюдается большое количество специфического фермента, который отвечает за расщепление в печени этилового спирта. Это провоцирует быстрое развитие зависимости от алкоголя. Наследственность составляет всего 60 % риска. Такие дети легче становятся наркоманами, рано привыкают к табакокурению.

Но не нужно недооценивать характер человека, его целеустремленность, желание вести здоровый образ жизни, на это отводится 25 %, еще в 15 % случаев влияние оказывает окружение, друзья, коллеги.

Ребенок получает в наследство не только гены, приводящие к алкогольной зависимости, но и психологический настрой. Он копирует жизнь своих близких, потому что с детства привык к шумным компаниям, скандалам. Для него это обычное время провождение.

Но бывает и так, что ребенок из семьи маргиналов вырастает честным, умным, порядочным. Он с малых лет испытывал отвращение к друзьям папы и мамы и старается построить свою взрослую жизнь по другому сценарию.

Поэтому сказать, что у алкоголиков вырастают только дети-пьяницы, нельзя. Есть наследственность, но в противовес ей можно поставить твердость характера, желание не повторить судьбу родителей.

Хорошо, если рядом с ребенком из пьющей семьи есть человек, пытающийся помочь. Это может быть родственник, неравнодушная соседка, школьная учительница. Большое влияние имеет рабочий коллектив, если в нем трудятся приверженцы трезвого образа жизни, то и молодой работник будет следовать их примеру.

Ребенок вырос, казалось бы, у него все хорошо, но окружающие и даже близкие люди часто не догадываются, как страдают взрослые дети алкоголиков. Отрицательный детский опыт имеет на них большое влияние. Даже уйдя из родительского дома, начав собственную самостоятельную жизнь, эти люди не перестают испытывать душевную боль, они не могут простить родителей и отпустить прошлое.

В психологии имеется понятие ВДА. Есть сообщества, группы поддержки, созданные для того, чтобы помочь людям, выросшим в дисфункциональных семьях. Психологи считают взрослых детей алкоголиков больными и предлагают программы для их излечения. Таких людей характеризуют следующие качества.

  1. Они не научились любить себя, и глубоко убеждены, что не заслуживают ничего хорошего. Причем стараются «держать марку» и боятся, что однажды их разоблачат и поймут, что они ничего не стоят.
  2. Они не любят принимать решений и предпочитают закрывать на проблемы глаза, надеясь, что все само рассосется. Взрослые дети алкоголиков не умеют контролировать свою жизнь, им кажется, что судьба сама знает, как распорядится.
  3. Они стараются все делать самостоятельно. С детства уверены, что никто не придет и не поможет. Это касается как бытовых вопросов, так и психологической поддержки. Такие дети не могут заставить себя просить кого-то даже о пустяке. Нужна книга и коллеге стоит протянуть руку, чтобы достать ее? Ребенок алкоголика встанет и сам возьмет то, что ему нужно.
  4. На экстремальную ситуацию они часто закрывают глаза, как делали это в детстве, когда мама и папа приходили домой пьяные. Ведь если не видеть, можно представить себе, что это не происходит. Подобное поведение приводит лишь к усугублению проблемы и на ее решение придется потратить больше сил и средств.
  5. У них сформирована неправильная модель семьи. Насилие как эмоциональное, так и физическое стало для таких людей нормой, и они часто прибегают к нему. Они не испытывают эмпатии.
  6. Взрослые дети алкоголиков часто чувствуют себя подавленными, не могут веселиться в компании, не испытывают радости, светлых чувств.

Ребенок алкоголика – несчастное создание. Его психология нуждается в корректировке специалистом. Такие дети не могут простить родителей за испорченное безрадостное детство и юность. Замечательно, если они вырастут хорошими порядочными людьми, отличными семьянинами и станут ценными профессионалами. Но ощущение беспомощности, обиды останутся надолго.

Медицина предлагает новые эффективные методики лечения алкоголизма. Тысячи людей успешно справились с пагубным пристрастием и смогли вернуться к нормальной жизни, наладить отношения в семье, со своими детьми.

источник

Ни для кого не секрет, что склонность к зависимому поведению передается из поколения в поколение. И причина лежит не только в генетической предрасположенности, но и в особенностях психологии зависимых людей. Своеобразный стиль поведения и воспитания, характерный для родителей-алкоголиков, накладывает отпечаток на то, какими становятся их дети и как они, в свою очередь, воспитывают внуков.

Читайте также:  Профилактика пьянства и алкоголизма среди школьников

Психологические особенности детей родителей-алкоголиков

Ребенок не знает другого мира, чем тот, что создают вокруг него родители. Именно они во многом ответственны за то, каким человеком он станет. Родитель дает ребенку опыт безусловного принятия и любви, ощущение безопасности и постоянства мира, что в последующем поможет ему стать счастливым и здоровым взрослым.

Не хочу сказать, что дети родителей-алкоголиков не имеют шанса стать счастливыми и здоровыми взрослыми. Напротив, зачастую они демонстрируют значительные успехи в карьере, самореализации и личной жизни. Они живут и радуются жизни, несмотря на свои невидимые душевные шрамы.

Менее благоприятная ситуация, когда родители массированно алкголизировались, а повседневная жизнь была наполнена хаосом, непредсказуемостью, смешением ролей и агрессией. Это ведет к тому, что их взрослые дети находятся в постоянной борьбе за то, чтобы жить «нормальной» жизнью. Они часто не осознают того, какое влияние их прошлое имеет на актуальные проблемы, эмоциональную нестабильность и трудности в отношениях с другими людьми.

Большинство детей в семьях алкоголиков стараются никогда не говорить и даже не вспоминать о зависимости своих родителей. Это одно из правил, которое они усвоили в родительской семье, и которое сохраняло стабильность семейной системы. Семья также научила их не доверять другим людям, сдерживать свои эмоции и не говорить лишнего.

Взрослые дети алкоголиков уверенны, что покинув родительский дом, они «переросли» свои детские травмы. К сожалению, деструктивный детский опыт эхом сопровождает их во взрослой жизни. Путь исцеления от детской травмы непрост, но однозначно стоит затраченных усилий, времени и пролитых слез. Изменение привычных способов мышления, эмоционального и поведенческого реагирования ведет к значительному повышению качества жизни и удовлетворенности собой.

Для детей в семьях, где родители страдали алкогольной зависимостью, характерна виктимная, то есть жертвенная, установка. С большой вероятностью во взрослой жизни эти дети найдут себе в качестве партнера человека с зависимостью. Для этого существует две причины. Первая заключается в том, что хаотичная и непоследовательная жизнь зависимого человека для них привычна и знакома. Вторая причина кроется в потребности «спасти» зависимого партнера. Обычно жертвенная установка неплохо осознается взрослыми детьми алкоголиков, но одно это не приводит к изменению дезадаптивного поведения.

Другая особенность взрослых детей алкоголиков проявляется в их страхе эмоционального реагирования. Они избегают прямого выражения отрицательных эмоций, особенно гнева и грусти. В детстве им приходилось сталкиваться с ситуациями, когда родители неадекватно реагировали на их эмоции, например, жестоко наказывали. Также детям свойственно брать ответственность на себя за поведение окружающих, например, алкоголизацию родителей, связывая ее с тем, что они «расстроили» близкого человека. Постоянная травматизация в детстве и, как следствие, дефицит позитивных впечатлений приводит блокированию и положительных эмоций. Таким образом, взрослые дети родителей-алкоголиков испытывают трудности выражения не только отрицательных, но положительных эмоций. Блокирование эмоционального отреагирования нередко приводит к развитию психосоматических заболеваний, например, язвы, гипертонии, астмы.

Избегание конфликтных ситуаций становится привычным способом совладания со стрессом для взрослых детей алкоголиков. Они часто опасаются людей, наделенных властью, и выражающих несогласие с их мнением. Это тесно связано с другой психологической особенностью, характерной для взрослых детей родителей-алкоголиков, а именно с низкой самооценкой и потребностью в постоянном одобрении со стороны окружающих.

Недостаток любви и принятия с детства прививает им стремление к перфекционизму и поиску внешнего одобрения, позволяющие им испытывать некое уважение к собственной персоне. При этом взрослые дети алкоголиков пытаются всеми силами скрыть переживания собственной малоценности и никчемности, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре. Подобные маневры затрудняют восприятие адекватной критики и провоцируют защитную, враждебную реакцию на нее.

Жизнь к семье, где не существует четких границ и ролей, ведет к компенсоторной потребности в повышенном контроле. Ребенок родителей с алкогольной зависимостью быстро понимает, что только он может поддержать хоть какое-то постоянство в этом мире хаоса. Во взрослой жизни эта привычка может приобретает черты навязчивости. Человек испытывает сильнейшую тревогу, если не может контролировать внешние обстоятельства. Нередко повышенная тревожность перерастает в паническое расстройство, препятствующее нормальному функционированию человека.

Взрослые дети родителей-алкоголиков с трудом обращаются за помощью, так как признание совей ошибки и невозможности ее самостоятельно исправить, представляется им проявлением слабости и зависимости.

Дети алкоголиков склонны к различным формам зависимостей. Часто они пытаются обмануть себя, стараясь не повторить судьбу своих родителей, и неосознанно выбирают социально приемлемые формы зависимости, например, трудоголизм или пищевую аддикцию. Если говорить о трудоголизме, то в результате он приводит к похожим семейным проблемам, что и алкоголизм. Постоянное отсутствие дома подталкивает остальных членов семьи к выводу, что их ценность по сравнению с работой невелика. Пищевая зависимость служит иным способом выразить подавленные эмоции и справиться со стрессом, избегая осознанной встречи с реальными проблемами.

Страх потери контроля, базовое недоверие к миру, блокирование эмоций, все это крайне негативно отражается на межличностных отношениях. Взрослые дети родителей-алкоголиков неизбежно испытывают трудности в романтических отношениях. Они опасаются демонстрировать истинные чувства, вести себя естественно, не обладают навыками эффективного решения конфликтных ситуаций. Сближение с другими людьми происходит не быстро и сопровождается множеством сомнений, не навредит ли этот человек? В семейной жизни взрослые дети алкоголиков склонный создавать образ идеальной семьи, как бы исправляя те ошибки, которые допустили их родители. Они педантично следуют семейным ритуалам, отмечают праздники, дарят подарки. Но вследствие собственной уязвимости избегают эмоциональной близости.

Перечисленные особенности взрослых детей родителей-алкоголиков не претендуют на исчерпывающее описание, но позволяют составить общее понимание того, какие проблемные области требуют конструктивного разрешения.

Психологическая помощь взрослым детям родителей-алкоголиков

Не все семьи, где родители страдают алкогольной аддикцией, одинаковы. Некоторые из них причиняют больше вреда, чем другие. Но даже в этих семьях дети продолжают любить своих родителей и испытывают трудности в том, чтобы говорить о них «плохо».

Эффективная психологическая работа не заключается в том, чтобы обвинять и осуждать родителей-алкоголиков. Наоборот, она дает возможность безопасно пережить смешанные чувства по отношению к своим родителям. Можно любить человека и страдать от его поведения. Выход этих эмоций в психотерапии позволяет примириться со своими родителями и решить множество психологических проблем.

Преодоление отрицания является первым шагом к избавлению от груза, который был оставлен родителями-алкоголиками. Проблемы, копившиеся много лет, не разрешатся лишь от того, что взрослый ребенок алкоголиков осознает их связь с прошлым. Но позволит разделить прошлое и настоящее. Взрослые дети алкоголиков неадекватно ведут себя в ситуациях, которые ассоциируются у них с травматичным детством. Они как бы пытаются отреагировать в настоящем то, что было под запретом, когда они были маленькими детьми. Отреагирование подавленных эмоций является следующим этапом психологической работы.

Понимание психологии зависимого человека и его беспомощности перед лицом аддикции позволяет взрослым детям алкоголиков понять, что они не несут ответственности за то, что происходило с родителями. Это также снижает градус гнева в отношении родителей, так как человек осознает, что аддикт не в полной мере отвечает за собственные поступки и причиняет вред не со злого умысла, а в результате болезненного состояния.

Психолог работает с дисфункциональными установками или ошибками мышления, характерными для взрослых детей алкоголиков. Так называемое черно-белое мышление, катастрофизация, долженствование и многие другие приводят к отрицательным эмоциональным состояниям и дезадаптивному поведению. Психолог помогает изменить привычные способы восприятия мира и найти альтернативные объяснения событиям, провоцирующим негативные эмоции.

Психологическая работа не изменит прошлого, но поможет взрослым детям родителей-алкоголиков повысить самооценку, справиться с депрессией и тревогой, развить способность доверять миру и людям, научиться распознавать свои собственные нужды и реализовывать их эффективным и приемлемым путем. Все это позволит строить здоровые отношения, радоваться жизни и развиваться.

© Ирина Ушкова. Клинический психолог

Использование материалов сайта возможно только при размещении активной ссылки.

источник

Тема алкогольной зависимости вряд ли станет когда-нибудь не актуальной для общества. Конечно, находятся люди, незнакомые с этим недугом, и к счастью, тех, кто заботится о своем здоровье, не приемля алкоголь, все больше. Но вопрос алкогольной зависимости и ее негативного влияния на человеческую жизнь остается одним из главных. Сегодня мы поговорим об алкоголизме в семьях и разрушительном влиянии, которое он оказывает на психическое здоровье ребенка, чьи родители злоупотребляют спиртным. Одним словом, как пьянство родителей влияет на детей, передается ли алкоголизм по наследству?

Дети и алкоголь: главные вопросы

Каким образом родительское пристрастие к алкоголю отражается на личности и характере детей? Станет ли ребенок алкоголика пьющим, когда вырастет? Что делать, если подросток пришел домой пьяным? Ответы на самые важные вопросы о детях и алкоголе дают эксперты.

Как пьянство родителей влияет на ребенка?

Детство в семье, где есть пьющий родитель, становится бедой на всю жизнь. Некоторые исследователи считают, что психологические травмы таких детей похожи на то, что переживают ветераны войны, когда возвращаются домой – посттравматическое стрессовое расстройство. Причем причиной страданий ребенка становится не только пьющий родитель, но и его супруг, которого называют «созависимым» (ведь он тревожен, часто раздражен и измучен).

Э то было рядом со мной с самого детства. Помню один случай, мне тогда было лет 12. Родители возили меня с собой на гастроли, они артисты. Мы с друзьями – такими же актерскими детьми – играли в коридоре гостиницы. И вдруг мне кричат: «Неля, иди сюда, твоего папу несут!» Я испугалась, что его убили. И когда прибежала к выходу, увидела – его действительно несли, в таком состоянии он был. И, хотя такое встречалось уже не в первый раз в моей жизни, я была готова провалиться сквозь землю…

Валентина Москаленко, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национального научного центра наркологии Росминсоцздрава, рассказывает о том, что происходит с ребенком, который растет в такой семье. Поскольку родители и другие члены семьи отдают много сил борьбе с алкоголизмом, ребенку постоянно недостает внимания. Он чувствует себя ненужным и недостойным любви.

Кроме того, ребенок живет в совершенно непредсказуемом мире, в ожидании новых неприятностей, и это замедляет личностное развитие, воспитывает страх перед любым конфликтом. Дети из семей, где есть алкоголик, часто бывают очень покладистыми, старательными, хорошо учатся – не приносят дополнительных проблем и без того страдающей семье.

В тех семьях, где предпочитают делать вид, что ничего не происходит, сохраняют благопристойный «фасад» перед окружающими, ребенок перестает доверять своим глазам и чувствам, у него формируется привычка к обману. Из-за страха быть разоблаченными многие дети замыкаются, перестают приглашать домой друзей, предпочитают компании собственный выдуманный мир – и так может продолжаться до тридцати или даже сорока лет.

Одно из самых тяжелых переживаний для ребенка – это чувство вины. «Дети в пьющих семьях, – говорит Валентина Москаленко, – часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство отца или матери. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родители и пьют. Став взрослым, такой человек продолжает испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. Взрослые дети алкоголиков входят в кабинет врача или начальника с уже готовыми извинениями на устах».

Словом, во взрослый мир ребенок из алкогольной семьи вступает неуверенным, не доверяющем никому, в том числе и себе, склонным к депрессиям и вспышкам гнева. Женщина, видя перед собой материнский сценарий поведения, подсознательно ищет мужчину, с которым она сможет этот сценарий воплотить – и, по статистике, около 60% дочерей алкоголиков выходят замуж за мужчин, уже больных этим недугом, либо за тех, кто станет алкоголиком в перспективе. Причем, это происходит даже в случае развода матери с пьющим отцом, потому что жизненный сценарий записывается в подсознание до 6 лет.

Вообще, развод с пьющим родителем не решает многих психологических проблем и практически не влияет на риск появления алкоголизма у ребенка. Конечно, от физического и морального насилия ребенка нужно ограждать быстро и решительно. Но для того чтобы залечить душевные травмы, родителям нужно признать и осознать, что происходит в их семье и какие чувства испытывает ребенок. «Самое лучшее, что можно сделать, – говорит Валентина Москаленко, – это обоим родителям пойти на длительную психотерапию. Но об этом никто не знает и знать не хочет».

Помогает психотерапия и выросшим детям, родители которых были алкоголиками. Осознание своих проблем, обсуждение их в группе или с психотерапевтом – первая и важная часть исцеления, за которой неизбежно следуют перемены к лучшему.

Как алкоголизм передается по наследству?

Будет ли ребенок алкоголика тоже пьющим? Ответить на этот вопрос достоверно не сможет никто. С одной стороны, действительно, по наследству передаются и некоторые психологические, и физиологические свойства человека.
Известный генетик Светлана Боринская, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилов РАН рассказывает о том, что не так давно обнаружены гены, которые во многом отвечают за употребление алкоголя.

Все дело в том, что алкоголь, попадая в организм, сначала под воздействием особого фермента превращается в токсичный ацетальдегид, который вызывает неприятные ощущения – головокружение, тошноту, сердцебиение и так далее. А затем второй фермент окисляет ацетальдегид, превращая его в безвредное вещество. Так вот, скорость этих двух реакций определяется генетически: если первый этап проходит быстро, токсичное вещество накапливается, человек чувствует себя так плохо, что физически не в состоянии много выпить. А если накопление проходит медленно, то человек пьет , не чувствуя никакого дискомфорта.

Есть и другие, менее изученные гены, которые регулируют передачу нервного импульса и влияют на поведение и эмоциональное состояние человека. Они тоже в какой-то степени связаны с вероятностью появления зависимости от алкоголя и наркотиков.

Перечисленные выше медицинские факты лишь объясняют появление предрасположенности, которая может проявиться, а может – и нет. Все остальное зависит от среды, в которой растет ребенок, и от отношения к нему родителей. Истинной причиной зависимости в большинстве случаев становится не генетика, а родительская гиперопека (или, наоборот, игнорирование родителями), психическое или физическое насилие в семье.

В моей семье никто никогда не пил. Выпивали, конечно, за праздничным столом бокал-другой вина, но вот этого жуткого пьянства, с водкой, потерей ориентации и похмельем, не было. В семье бывшего мужа, отца моей дочери, было именно так – по любому поводу у них доставалась водка и дальше без остановки. Муж долгие годы вообще ни капли в рот не брал. А теперь я очень боюсь за дочь. Ей 15, и уже скоро она наверняка попробует алкоголь – как отзовется наследственность?

Раздражение, неудовлетворенность ищут выхода – и окружающий мир предлагает легкий способ «снятия стресса». В этом случае алкоголиком может стать и ребенок с безупречной наследственностью. «При плохих условиях воспитания в детстве, – говорит Светлана Боринская, – генетические различия проявляются, и «рисковые» варианты оказывают свое действие: например, люди оказываются более склонны к депрессии, или у них более высока вероятность появления асоциального поведения. В хороших условиях генетические различия нивелируются».

Что делать, если подросток пришел домой пьяным?

Если ребенок напился, самое главное правило в этой ситуации – не обобщать. Для этого надо постараться хотя бы ненадолго забыть о дурной наследственности, о том, что и когда вы ему говорили, и где допустили ошибки. Рано или поздно каждый человек встречается с алкоголем, и в 90% случаев это происходит именно в подростковом возрасте. Причинами чаще всего становятся желание почувствовать себя взрослым и быть принятым коллективом, любопытство и дух противоречия. Но от того, как вы поведете себя в первый раз, зависит очень многое.

Как реагировать на появление ребенка пьяным? Прежде всего, позаботиться о его здоровье. Даже небольшие дозы этанола могут вызвать серьезное отравление у подростка. Проверьте пульс и дыхание, если кожа бледная, с испариной, отсутствует реакция на раздражители, вызовите «Скорую помощь».

Спокойно выясните, сколько и что выпил ребенок. Даже если он выглядит вполне сносно, алкоголь еще, возможно, находится в желудке, поэтому полезно выпить как можно больше воды, а затем вызвать рвоту. Затем, если нужно, покормите подростка и уложите спать. Кричать, ругать, наказывать в этот момент бессмысленно и вредно; он лишь утвердится в мысли, что его не понимают.

Уже потом, после того, как ребенок придет в себя, нужно обязательно обсудить произошедшее. Психологи советуют строить разговор с позиции не обвинения, а анализа: «Почему тебе захотелось?», «Что ты почувствовал?», «Что говорили ребята?»

Если вы постараетесь удержаться от обвинений и запугиваний, сохраните доверие подростка, это может спасти его от множества проблем в будущем. Нельзя, конечно, впадать и в другую крайность – жалеть и представлять его исключительно жертвой дурной компании, или же вообще сделать вид, что ничего не произошло.

Читайте также:  Центры реабилитации алкоголизма в с петербурге

Может быть, стоит иногда понемногу наливать подростку дома, чтобы научился пить под присмотром? Этот вопрос возникает у многих родителей, но он весьма спорный.

Во-первых, это преступление: как и в большинстве развитых стран, у нас за вовлечение в систематическое распитие алкогольных напитков детей с недавних пор предусмотрена уголовная ответственность. Во-вторых, даже небольшие дозы алкоголя наносят вред здоровью ребенка – надо ли делать это собственными руками?

Гораздо полезнее, если ребенок видит: в семье к алкоголю относятся спокойно, нет ни чрезмерного увлечения, ни строгих запретов и панических страхов. Бокал вина за ужином с друзьями или шампанское в честь важного события – если вы позволяете себе выпивать нечасто, по радостным поводам, а не для «снятия стресса», то и подростком алкоголь не будет восприниматься как средство убежать от проблем и неприятностей.

источник

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

Стадии потребления алкоголя:

  • начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст. Реакция на первые приемы алкоголя в значительной степени влияет на дальнейшее поведение в этой сфере
  • экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта
  • социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам. Сформированы предпочтения и формы употребления, вполне осознаются его негативные и позитивные последствия. На этом этапе останавливается большинство людей, но возможен переход на следующий этап
  • привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. Увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность.
  • чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. В связи с этим алкоголь все чаще принимается с целью снятия «похмелья». Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы.
  • зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя.

Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

Психологические особенности ребенка из алкогольной семьи

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Эти дети не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

С первых дней рождения у ребёнка нередко возникает дефицит общения с матерью – первым и главным представителем социальной среды, тем, кто призван обеспечить его безопасность и защиту. Этот дефицит включает недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий. Как алкогольные семьи, так и дети, воспитывающиеся в них, отличаются друг от друга. Отличия обусловлены рядом причин: кто из родителей пьёт (отец, мать или оба); есть ли в семье другие дети; отношениями с родственниками, бабушками и дедушками; пьют ли родители с раннего детства ребёнка (или один из них); работают пьющие родители (родитель) или они (он, она) оставили работу; как ведёт себя мама, если пьёт отец и т.д. и т.п.

В зависимости от развития семейной ситуации, а лучше – семейного сценария, составленного двумя или одним родителями(ем ), выделяют следующие особенности поведения детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор; так называемые «забияки» и «драчуны»; поведение детей (ребёнка) непредсказуемо, что вызвано соответствующими действиями родителей. Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции. Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.

Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки. Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» — берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» — хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все устраивающие» — пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» — ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.

Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер. Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях. Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать.Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает психологическое здоровье, т.е. душевное, личностное развитие. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере. Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями.Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам. Родительское предпочтение спиртному отражается на ребёнке хуже, чем сами эпизоды пьянства или количество выпитого: у детей вырабатывается своё отношение к обстановке в семье, ребёнок так или иначе приспосабливается, находит способы преодоления возникающих трудностей в учёбе, в отношениях с другими детьми. Взаимоотношения с окружающими, как правило, неадекватны. Переживая поверхностны, неустойчивы и существенно не влияют на мотивационную, аффективную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в аналогичных ситуациях в будущем. Переживания не являются достоянием опыта и регулятором поведения, так как недостаточно осознаются детьми. Не попадая в фокус сознания, они быстро забываются, поэтому дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. Обычно у таких детей в школе часто бывают конфликты, которые заканчиваются прогулами занятий, побегами из дома и т.п. Такой своеобразный протест неадекватных требований среды к ребёнку, не способному их выполнить в силу незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, к подростковому возрасту приобретает активный характер. При получении доступных удовольствий асоциальным путём в асоциальных компаниях у них происходит псевдокомпенсация осознаваемых отрицательных переживаний теми положительными, которые они там получают.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируетсясложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка

Несомненно, огромным является влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка. Как бы ни проявлялся алкоголизм в семье, и каким бы путем он не пробирался, он все равно оставит свой значимый след. Проблема алкоголизма не только родителей, но и всего населения вызывает особую тревогу. Меньше людей умирают от болезней и эпидемии, чем от алкоголя! Почему? Наверное, это именно потому, что мы так к нему привыкли, что не умеем распознать алкоголизм, считаем, что принимать алкоголь – это норма, выводим собственные понятия слов «много» и «мало». Употребление алкоголя матерью приводит к разнообразным дефектам развития органов и систем ребенка. Наиболее часто встречается разрушение центральной нервной системы, поскольку именно она в наибольшей степени страдает от алкоголя во всех аспектах. При семейном алкоголизме у детей наблюдается не только умственная отсталость, мозговая деградация, нарушения центральной нервной системы, но и эмотивные нарушения, психологические отклонения, нарушения внимания и памяти, а также социальная нестабильность, дезориентация. Дети алкоголиков не приспособлены к жизни и значительно отличаются от других детей.

Последствия постоянного влияния алкоголя на нервно-психологическое развитие детей поистине ужасающе. С психологической точки зрения у детей формируются психопатические состояния, асоциальные формы поведения. Вероятность, что такой ребенок в будущем станет преступником или психически больным человеком намного выше, чем у других детей. Вот к чему ведет алкоголизм родителей, отчего страдают не только они, но и их дети и внуки. Не стоит забывать также о том, что алкоголизм передается по наследству и вероятность того, что склонность к употреблению алкоголя у детей будет намного выше – несомненна. Что же представляет собой само понятие алкоголизма? Это болезненное пристрастие к алкоголю, которое влечет за собой негативные последствия, как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Алкоголизм признан семейной болезнью, поскольку от него страдает не только сам алкоголик, но и другие члены семьи, иногда даже больше, чем он сам. В любом случае алкоголизм не проходит ни для кого безнаказанно. Влияние алкоголя на ребенка имеет некоторые формы, он может вредить биологически, в том случае если родители принимали алкоголь до рождения ребенка. Так же несомненный вред ребенку наносится психологический, нанося ему психотические и моральные травмы, приводя его к стрессам и невротическим срывам.Наверное, многим кажутся далекими такие последствия, да и сами они не считают себя алкоголиками. Это не так, даже самый «последний алкоголик», как мы их называем, не признает себя им. Нет даже такого понятия, как злоупотребление алкоголем, потому что если вы имеете в виду «злое употребление», то есть то, что несет за собой негативные последствия, то в случае употребление алкоголя мы не сможем найти другое значение, которое значило бы «доброе употребление». Алкоголь наносит вред в любых его количествах, и нет такого понятия как норма его употребления, есть социальный стереотип, что по праздникам употреблять алкоголь можно, и можно даже напиваться. Употребляя алкоголь даже в самых малых количествах, вы уже наносите вред своему ребенку. Если один из членов семьи страдает алкоголизмом, обстановка в семье становится просто невозможной, ведь алкоголизм меняет и самого человека, делает скверным его характер. Возникают постоянные ссоры, конфликты, скандалы, грубость и насилие со стороны родителей. Это приведет не только к психологическому, но и к физическому недоразвитию детей. Ребенок не может нормально развиваться и действовать, любить и познавать себя в окружении, где оба или один из родителей страдают алкоголизмом и так меняются под его воздействием.

Есть случаи, что у людей, страдающих ранней стадией алкоголизма, появляются «вполне нормальные дети». Поэтому другие алкоголики, несомненно, верят в свою удачу и в то, что у них, конечно, родятся нормальные дети, и, конечно же, алкоголизм на них никак не влияет. «Почему бы мне не пить, если я знаю, что у таких же моих знакомых или друзей рождаются вполне нормальные дети, ничего такого устрашающего с ними не случится»,- думают другие. Но это совсем не доказательство безвредности алкоголизма, нужно также учитывать то, что он проявляется в совокупности с другими факторами. Кроме того, у этих «нормальных детей»во время взросления рано или поздно проявятся нарушения и довольно серьезные проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах.

Алкоголизм родителей ведет также к соматическим проблемам, разным патологиям. В нашей стране статистика доказывает, что дети с каждым поколением рождаются все более и более неспособными к труду, умственной работе, учебе, они хуже мыслят, чем предыдущее их поколение, да и аномалии и случаи патологий возникают намного чаще. И все это объясняется тем, что алкоголь с каждым поколением становится все более популярным, а его употребление – нормой. Мы утопаем в море социальных стереотипов на счет алкоголя, и сами убиваем не только свою жизнь, но и здоровье наших будущих детей. За постоянным весельем и шутками скрываются черное будущее наших поколений, деградация человека. Народ убивает изнутри себя и своих детей, и самое страшное здесь – это их эгоизм и психологически-социальная недоразвитость. Из этого и имеем, что 40-60 процентов детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Дети плохо оценивают ситуацию, неспособны к качественному ее анализу. Эмоции поверхностные, действия социально неадаптированные. Подобные аномалии могут объясняться также медленным развитием центральной нервной системы. Если говорить о эмотивно-психологических последствиях – дети алкоголиков очень впечатлительны, долго держат в себе обиду, склонны накапливать негативные чувства.

Нервно-психологическое развитие и здоровье малыша напрямую зависят от того, есть ли у него в семье человек, злоупотребляющий спиртными напитками. Употребляя алкоголь, задумайтесь не только о себе, но и о своих будущих детях.

Подумайте о том, что вы и никто другой будете виновны в их бедах, сможете ли вы нести эту ношу всю жизнь? Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, страны, родных и будущих детей.

источник