Меню Рубрики

Влияние алкоголизма родителей на ранние стадии эмбриогенеза человека

Необходимо рассказать о том, как влияет алкоголь на женщин, так как женщинами, являющимися продолжательницами рода человеческого, закладывается здоровье будущих поколений. Состояние здоровья ребенка, подростка в какой-то мере определяет будущие возможности взрослого человека.

Алкоголь, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает и нормальное функционирование ее половых органов. Вот несколько цифр. Известный русский исследователь С.З. Пащенков наблюдал в течение 5 лет 3300 пациенток, лечившихся от хронического алкоголизма. У 85,3 процента из них имелись хронические заболевания, причем 40,6 процента женщин страдали заболеваниями половой сферы. В целом, у женщин, злоупотребляющих спиртным, в 2,5 раза чаще, чем у непьющих, отмечаются различные гинекологические заболевания. Злоупотребление алкоголем, разрушая организм женщины, истощает ее нервную и эндокринную системы и в конце концов приводит к бесплодию. Кроме того, женщины, злоупотребляющие алкоголем, нередко ведут беспорядочную половую жизнь, что неизбежно сопровождается воспалительными заболеваниями половых органов и оканчивается бесплодием.

Состояние опьянения в момент зачатия может крайне отрицательно сказаться на здоровье будущего ребенка, так как алкоголь опасен не только для созревающих половых клеток, но может сыграть свою роковую роль и в момент оплодотворения вполне полноценных (нормальных) половых клеток. Причем сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка.

Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического периода воздействовал алкоголь.

В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития – алкогольный синдром плода

(АСП), ,или синдром алкогольной фетопатии. Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии. У детей с синдромом алкогольной фетопатии характерные черты лица: маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.

Употребление спиртных напитков опасно на протяжении всей беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела , рожденных детей, мертворождению.

Кормящая мать должна помнить, что алкоголь оказывает крайне вредное воздействие на организм грудного младенца и в первую очередь на его нервную систему. Даже ничтожные дозы алкоголя, попадающие с молоком матери в организм младенца, могут вызвать серьезные нарушения в деятельности центральной нервной системы, а в отдельных случаях даже иметь необратимые последствия. Ребенок под воздействием алкоголя становится беспокойным, плохо спит, у него могут наблюдаться судороги, а в последующем и отставание в психическом развитии. Если же кормящая мать страдает хроническим алкоголизмом, и в организм младенца регулярно попадает алкоголь, то, помимо вышеупомянутых осложнений, у ребенка может возникнуть «синдром алкогольной зависимости грудного возраста». Подобные случаи описаны учеными прошлого и современными исследователями.

источник

Влияние алкоголизма родителей на ранней стадии эмбриогенеза

Периоды развития человека

Критические периоды в онтогенезе человека

Классификация врожденных пороков развития

Типы врожденных пороков развития

Заболевания, внутриутробная смерть плода

Периоды развития человека

онтогенез плод эмбриогенез врожденный порок

Развитие человека — это сложный биологический процесс, представляющий собой совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определенной временной последовательностью структурных, физиологических и метаболических изменений от зачатков, имеющих простое строение, до сложных органов. Такой процесс развития человека принято обозначать как онтогенез.

Термин «Онтогенез» введён Э. Геккелем (1866) при формулировании им биогенетического закона. Онтогенез разделяют на три периода: зародышевый (эмбриональный, или пренатальный) и послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма (неотальный).

Онтогенез включает рост, т. е. увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки. Все связанные с изменением наследственности, новые в эволюционном отношении признаки возникают в онтогенезе, но лишь те из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются последующим поколениям, т. е. закрепляются в эволюции.

Критические периоды в онтогенезе человека

С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критические, а повреждающие факторы (включают лекарственные средства, наркотики и многие другие вещества) — тератогенные.

Некоторые ученые полагают, что наиболее чувствительными к самым разнообразным внешним воздействиям являются периоды развития, характеризующиеся активным клеточным делением или интенсивно идущими процессами дифференциации. П. Г. Светлов, в середине XX столетия внесший большой вклад в разработку проблемы, считал, что критические периоды совпадают с моментом детерминации, который определяет конец одной и начало другой, новой цепи процессов дифференциации, т.е. с моментом переключения направления развития. По его мнению, в это время имеет место снижение регуляционной способности. Критические периоды не рассматривают как наиболее чувствительные к факторам среды вообще, т.е. независимо от механизма их действия. Вместе с тем установлено, что в некоторые моменты развития зародыши чувствительны к ряду внешних факторов, причем реакция их на разные воздействия бывает однотипной.

Критические периоды различных органов и областей тела не совпадают, друг с другом по времени. Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов. При этом действие разных факторов может вызвать одну и ту же аномалию. Это свидетельствует о неспецифическом ответе зачатка на повреждающие воздействия. В то же время некоторая специфичность тератогенных факторов выражается в том, что, будучи различными, они оказывают максимальное повреждающее действие не на одних и тех же стадиях развития.

П.Г.Светлов установил два критических периода в развитии плацентарных млекопитающих. Первый из них совпадает с процессом имплантации зародыша, второй — с формированием плаценты. Имплантация приходится на первую фазу гаструляции, у человека — на конец 1-й — начало 2-й недели. Второй критический период продолжается с 3-й по 8-ю неделю. В это время идут процессы нейруляции и начальные этапы органогенеза.

Однако этими двумя периодами не исчерпывается проблема критических периодов. В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды, когда воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать, то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию). В критические периоды зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию внешних факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (то есть, регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена. Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода. Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

2. имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);

3. развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);

4. развитие головного мозга (15-20-я недели);

5. формирование основных систем организма, в том числе половой (20-24-я недели);

8. половое созревание (11-16 лет).

К наиболее частым факторам, нарушающим нормальный эмбриогенез, принадлежат: перезревание женской половой клетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных препаратов, наркотических веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция, особенно вирусная. Для развития теплокровных животных и человека большое значение имеет температура тела. Длительное перегревание организма матери приводит к аномалиям развития плода. Рентгеновское облучение опасно в связи с возможными мутациями, так как клетки эмбриональных зачатков особенно чувствительны к радиации.

Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского. Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце — 140:100. Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й лунный месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й — 72, в 3-й — 43, а затем показатели снижаются до единичных. То есть, на первые два месяца беременности приходится около 2/3 всех случаев гибели эмбрионов.

Точное число аномально развивающихся беременностей на стадии зиготы неизвестно, поскольку на этой стадии беременность сложно диагностировать. Приблизительно подсчитано, что из числа беременностей, заканчивающихся спонтанными абортами, половина сопровождается хромосомными дефектами зародыша. Подобные аборты расцениваются как “ естественное средство” элиминации зародышей с генетическими дефектами и уменьшения числа врожденных уродств. По современным прогнозам, за счет спонтанного аборта генетически неполноценных зародышей число новорожденных с врожденными генетическими дефектами снижается с 12% до 2-3%. Используя методы фертилизации “in vitro” и разрабатывая современные биологические технологии, мы приближаемся к возможности анализировать состояние ДНК зародышей, предупреждать и корригировать врожденную патологию. Расшифровка генома человека, о которой было сообщено 26 июня 2000 г., практически завершена и в большой степени будет этому способствовать.

Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности. Последняя составляет 0.8-2.4 случая на 100 доношенных беременностей (около 6% стационарной гинекологической патологии). В 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной вторичного бесплодия. Действие разнохарактерных патологических факторов в раннем эмбриогенезе человека может вызвать прилежание плаценты и пузырный занос. При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь — ЦНС, сердце и др. Только с 63 дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться. Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.

Таким образом, гибель зародыша возможна с самых ранних стадий развития, в результате спонтанных абортов (до 30% зародышей) и внематочной (эктопической) беременности.

После оплодотворения наиболее чувствительным периодом к действию тератогенов является период с 3-й по 8-ю недели развития. Именно в раннем эмбриогенезе человека закладывается большая часть аномалий и уродств развития. Чем раньше возникает повреждение, тем грубее бывают пороки развития. Развивающийся организм можно уподобить большому вееру. Достаточно небольших нарушений у его основания, чтобы вызвать большие изменения во всем веере. При действии тератогенных факторов в фетальном периоде возникают малые морфологические изменения, задержка роста и дифференцировки, недостаточность питания плода и другие функциональные нарушения. Статистика утверждает, что у 2.5% новорожденных регистрируются резко выраженные аномалии развития. Около 10% причин смерти детей после рождения обусловлено врожденной патологией.

У каждого органа есть свой критический период, во время которого его развитие может быть нарушено. Чувствительность различных органов к повреждающим воздействиям зависит от стадии эмбриогенеза к повреждающим факторам.

Факторы, оказывающие повреждающее воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или воздействия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие, но в других концентрациях, с другой силой, в другое время. К ним относят кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, индукторы, давление, растяжение, электрический ток и проникающее излучение.

Рис.1.Чувствительность развивающегося зародыша человека

заштрихованным отрезком обозначен период наиболее высокой чувствительности;

незаштрихованным — период меньшей чувствительности;

1—38—недели внутриутробного развития

Классификация врожденных пороков развития

Врожденными пороками развития называют такие структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе), выявляются сразу или через некоторое время после рождения и вызывают нарушение функции органа. Врожденные пороки развития являются причиной приблизительно 20% смертей в неонатальном периоде, а также занимают значительное место в практике акушерства и гинекологии, медицинской генетике детской хирургии и ортопедии, патологической анатомии. В связи с этим знания по вопросам профилактики, этиологии, патогенеза, лечения и прогнозирования врожденных пороков развития имеют большое значение.

Знакомство с закономерностями и механизмами нормального морфогенеза в процессе эмбрионального развития позволяет понять, какого рода нарушения могут привести к возникновению пороков. Кроме того, пороки развития представляют собой как бы природные эксперименты, обнаруживающие скрытые от глаз процессы. Примером могут служить такие врожденные пороки развития, которые напоминают некоторые черты строения, свойственные другим видам взрослых позвоночных животных или их зародышам. Они позволяют осознать теснейшую эволюционно-биологическую связь человека с животными и использовать ее для иллюстрации закономерностей макроэволюции, а также для формирования естественно исторического взгляда на возникновение и развитие человека.

Читайте также:  Центр реабилитации при алкоголизме в петербурге

Существует несколько различных критериев, на основе которых классифицируют врожденные пороки развития. Основные из них: причина, стадия, на которой проявляется воздействие, последовательность их возникновения в организме, распространенность и локализация.

В зависимости от причины все врожденные пороки развития делят на:

Наследственными называют пороки, вызванные изменением генов или хромосом в гаметах родителей, в результате чего зигота с самого возникновения несет генную, хромосомную или геномную мутацию. Генетические факторы начинают проявляться в процессе онтогенеза последовательно, путем нарушения биохимических, субклеточных, клеточных, тканевых, органных и организменных процессов. Время проявления нарушений в онтогенезе может зависеть от времени вступления в активное состояние соответствующего мутированного гена, группы генов или хромосом. Последствия генетических нарушений зависят также от масштаба и времени проявления нарушений.

источник

В наши дни пагубное влияние алкоголя на эмбриональное развитие плода ни у кого не вызывает сомнений, ведь уже в конце 60-х годов прошлого века врачи стали замечать, что дети родителей, злоупотреблявших спиртными напитками, чаще рождаются с пороками развития и специфичным комплексом уродств.

Если женщина во время беременности пила алкоголь, то, скорее всего, она не задумывалась о риске, которому подвергла своего еще не рожденного малыша. Между тем, употребление даже незначительной дозы может привести к невынашиванию, рождению маловесного плода, а в худшем случае – к развитию фетального алкогольного синдрома или ФАС.

Алкоголь и продукты его распада, например, ацетальдегид, с кровотоком будущей мамы попадают в плаценту, откуда напрямую поступают в организм зародыша. Нормальное кровоснабжение плаценты нарушается, а шансы на выкидыш или кровоизлияние в плаценте многократно возрастают.

Нарушенное кровоснабжение неизбежно приводит к кислородному голоданию, плод на всех стадиях развития недополучает питательные вещества, а это приводит, как минимум, к задержке в умственном и физическом развитии эмбриона. Причем это еще не все. Влияние алкоголя на развитие зародыша очень коварно, ведь последствия такого действия могут проявиться спустя многие годы после рождения малыша.

Научные исследования последних лет доказали, что негативный эффект того, что женщина во время беременности пила алкоголь, часто проявляется в пубертатный период у подростков. Во время полового созревания идет огромная гормональная нагрузка на все системы ребенка, его организм «перенастраивается» на новый этап жизни. Получается так, что психика подростка не выдерживает, и спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в неуправляемого, наглого и ленивого сорванца. Родители в растерянности и не могут понять причин такого внезапного превращения, а они лежат на поверхности. Все генетические поломки, которые стали результатом влияния алкоголя на развитие зародыша, запустились с наступлением гормональной перестройки детского организма.

Последние данные Института медицины США свидетельствуют о том, что из-за употребления женщинами алкоголя во время беременности, на свет ежегодно рождается примерно 12 000 детей с синдромом ФАС. Наши медицинские заведения не называют никаких цифр по этому поводу, но и самостоятельно не трудно догадаться о текущем положении дел в России, тем более по уровню употребления алкоголя наша страна, как это ни печально, уже давно в лидерах.

Взгляд на подрастающее поколение, на его умственное и физическое развитие без научных трудов говорит об истинном положении дел. Женщины, страдающие алкоголизмом, в 40% случаев рожают детей с синдромом ФАС.

Среди причин, вызывающих умственное отставание у детей, алкогольный синдром развития стоит на первом месте. Избежать пагубного влияния алкоголя на развитие зародыша очень просто – будущей маме не нужно пить спиртные напитки. Принятие алкоголя оказывает негативное влияние на всех стадиях развития эмбриона, поэтому нет такого органа, который бы не пострадал и избежал каких-либо последствий. Уже на этапе закладки некоторые органы формируются с нарушениями, особенно страдают сердце, печень, почки и центральная нервная система. После рождения такие дети плохо прибавляют в весе, позже начинают ходить и отстают в речевом развитии.

Влияние алкоголя на развитие плода не ограничивается психическими расстройствами или патологиями внутренних органов. Дети матерей-алкоголичек похожи друг на друга и внешне. Вот основные признаки детей с синдромом ФАС:

  • Короткий нос, вздернутый вверх;
  • Узкие глазные щели;
  • Увеличенное расстояние от носа до верхней губы.

Алкогольный синдром неизлечим, он остается на всю жизнь, поэтому не стоит рисковать, и лучше полностью отказаться от любых доз алкоголя, как в первом, так и в последнем триместре беременности.

Случается так, что будущая мама отлично осведомлена об отрицательном влиянии алкоголя на развитие зародыша, но узнает о том, что беременна значительно позже, чем бросает употреблять «горячительные» напитки. Да, так бывает, но это жизнь, в которой далеко не каждая женщина может спланировать зачатие за несколько месяцев до его фактического наступления.

Медицине неизвестно точного влияния алкоголя на эмбриональное развитие плода на самых ранних сроках беременности, поэтому лучше отказаться от него полностью еще до беременности. Если же вы не планировали зачатие, но забеременели, то необходимо прекратить прием любых спиртных напитков сразу же после того, как стало известно о беременности. Не употребляйте их вплоть до окончания периода лактации. Лишь в этом случае можно с уверенностью сказать, что вы действительно любите своего малыша и желаете ему здоровой и счастливой взрослой жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

источник

Экзогенными называют пороки, возникшие под влиянием тератогенных факторов (лекарственные препараты, пищевые добавки, вирусы, промышленные яды, алкоголь, табачный дым и др.), т.е. факторов внешней среды, которые, действуя во время эмбриогенеза, нарушают развитие тканей и органов.

Историческими вехами являются работы Ц. Стоккарта в начале XX в., впервые показавшего тератогенное действие алкоголя, и работы офтальмолога Н. Грегга, открывшего тератогенное действие вируса краснухи (1941). Очень страшное событие имело место в 1959—1961 гг., когда после применения беременными талидомида в ряде стран Запада родились несколько десятков тысяч детей с тяжелыми врожденными пороками.

Поскольку средовые экзогенные факторы в конечном итоге оказывают влияние на биохимические, субклеточные и клеточные процессы, механизмы возникновения врожденных пороков развития при их действии такие же, как при генетических причинах. В результате фенотипическое проявление экзогенных и генетических пороков бывает весьма сходным, что обозначается термином фенокопия. Для выявления истинных причин возникновения пороков в каждом конкретном случае следует привлекать множество различных подходов и критериев.

Мультифакториальными называют пороки, которые развиваются под влиянием как экзогенных, так и генетических факторов. Вероятно, скорее всего, бывает так, что экзогенные факторы нарушают наследственный аппарат в клетках развивающегося организма, а это приводит по цепочке ген — фермент — признак к фенокопиям. Кроме того, к этой группе относят все пороки развития, в отношении которых четко не выявлены генетические или средовые причины.

В зависимости от стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, все нарушения, происходящие в пренатальном онтогенезе, подразделяют на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии. Если нарушения развития на стадии зиготы (гаметопатия) или бластулы (бластопатия) очень грубые, то дальнейшее развитие, видимо, не идет и зародыш погибает. Эмбриопатии (нарушения, возникшие в период от 15 суток до 8 недель эмбрионального развития) как раз составляют основу врожденных пороков (врожденные пороки сердца, центральной нервной системы, органов пищеварения, пороки развития почек, врожденные пороки лица). Фетопатии (нарушения, возникшие после 10 недель эмбрионального развития) представляют собой такие патологические состояния, для которых, как правило, характерны не грубые морфологические нарушения, а отклонения общего типа: в виде снижения массы, задержки интеллектуального развития, различных функциональных нарушений. Очевидно, что наибольшее клиническое значение имеют эмбриопатии и фетопатии.

В зависимости от последовательности возникновения различают первичные и вторичные врожденные пороки. Первичные пороки обусловлены непосредственным действием тератогенного фактора, вторичные — являются осложнением первичных и всегда патогенетически с ними связаны. Выделение первичных пороков из комплекса нарушений, обнаруженных у пациента, имеет большое значение для медико-генетического прогноза, поскольку риск определяется по основному пороку.

По распространенности в организме первичные пороки подразделяют на изолированные, или одиночные, системные, т.е. в пределах одной системы, и множественные, т.е. в органах двух систем и более. Комплекс пороков, вызванный одной ошибкой морфогенеза, называют аномаладом.

По клеточным механизмам, которые преимущественно нарушены при том или ином врожденном пороке развития, можно выделить пороки, возникшие в результате нарушения размножения клеток, миграции клеток или органов, сортировки клеток, дифференцировки, а также гибели клеток. Нарушение перечисленных клеточных механизмов может привести к слишком малым или, наоборот, слишком большим размерам органов или их частей, к недостаточному или, напротив, очень сильному рассасыванию тканей в органах, к изменению положения отдельных клеток, тканей или органов относительно других органов и тканей, к нарушениям дифференцировки, так называемым дисплазиям.

По филогенетической значимости можно все врожденные пороки развития разделить на филогенетически обусловленные и не связанные филогенезом, т.е. нефилогенетические.

Филогенетически обусловленными называют такие пороки, которые по виду напоминают органы животных из типа Хордовые и подтипа Позвоночные. Если они напоминают органы предковых групп или их зародышей, то такие пороки называют анцестральными (предковыми) или атавистическими. Примерами могут служить несращение дужек позвонков, шейные и поясничные ребра, несращение твердого нёба, персистирование висцеральных дуг и др. Если пороки напоминают органы родственных современных или древних, но боковых ветвей животных, то их называют аллогенными. Филогенетически обусловленные пороки показывают генетическую связь человека с другими позвоночными, а также помогают понять механизмы возникновения пороков в ходе эмбрионального развития.

Нефилогенетическими являются такие врожденные пороки, которые не имеют аналогов у нормальных предковых или современных позвоночных животных. К таким порокам можно отнести, например, двойниковые уродства и эмбриональные опухоли, которые появляются в результате нарушения эмбриогенеза, не отражая филогенетических закономерностей.

Установление причины врожденных пороков имеет большое прогностическое значение для носителя этих пороков и профилактическое — в отношении последующего потомства. В настоящее время медицинские генетики и патологоанатомы существенно продвинулись в области так называемого синдромологического анализа. Синдромологический анализ — это обобщенный анализ фенотипа больных с целью выявления устойчивых сочетаний признаков. Овладение им помогает в установлении причины возникновения пороков и основных патогенетических механизмов.

Типы врожденных пороков развития

Принято выделять 4 типа врожденных пороков развития:

1. Мальформация — морфологический дефект органа, части органа, или большого участка тела в результате внутреннего нарушения процесса развития (генетические факторы)

2. Дизрупция — морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внешнего препятствия или какого-либо воздействия на изначально нормальный процесс развития (тератогенные факторы и нарушение имплантации).

3. Деформация — нарушение формы, вида или положения части тела, обусловленные механическими воздействиями.

4. Дисплазия — нарушенная организация клеток в ткани и ее морфологический результат (процесс и следствие дисгистогенеза).

К врожденным порокам развития относят также следующие нарушения эмбрионального морфогенеза:

· Агенезия — полное врожденное отсутствие органа.

· Аплазия — врожденное отсутствие органа с сохранением его сосудистой ножки.

· Гипоплазия — недоразвитие органа с дефицитом его массы или размера более чем на 2 сегмента, отличающееся от средних для данного возраста показателей. При этом простая гипоплазия, в отличие от диспластической, не сопровождается нарушением структуры органа.

· Гипертрофия (гиперплазия) — врожденное увеличение массы и размеров органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.

· Макросомия (гигантизм) — увеличение длины тела (или отдельных органов).

· Гетеротопия — присутствие клеток или тканей одного органа в тех зонах или даже в другом органе, где их быть не должно (островки хряща из бронхиальной стенки в легких).

· Гетероплазия — нарушение дифференцировки клеток в пределах ткани. Например, обнаружение клеток плоского эпителия пищевода в дивертикуле Меккеля.

· Эктопия — расположение органа в необычном для него месте (например, расположение сердца вне грудной клетки).

· Удвоение или увеличение в числе органа или его частей: полидактилия — увеличение числа пальцев, полиспления — наличие нескольких селезенок и т.д.

· Атрезия — отсутствие естественного канала или отверстия (атрезия пищевода, сильвиевого водопровода, ануса).

· Стеноз — сужение канала или отверстия.

· Неразделение (слияние) — органов или однояйцовых близнецов. Название пороков этой группы начинаются с приставки «syn» или «sym»: синдактилия, симфалагизм.

· Персистирование — сохранение в органе эмбриональных структур.

· Дисхрония — нарушение темпов развития органа или его структур.

Заболевания, внутриутробная смерть плода

Гидроцефалия — водянка головного мозга — это избыточное накопление цереброспинальной жидкости, которая омывает головной и спинной мозг, в желудочках мозга. Количество жидкости бывает различным, иногда достигает 2-3 литров. Под влиянием накапливающейся жидкости головка увеличивается, швы расходятся, мозг подвергается атрофии от давления жидкости. Гидроцефалия может быть результатом порока развития или вызвано инфекцией (сифилисом, менингитом).

Читайте также:  Где можно лечить от алкоголизма в башкирии

Анэнцефалия — отсутствие у плода свода черепа и большей части головного мозга, лицевая часть черепа достаточно развита; маленькая голова расположена непосредственно на плечевом поясе. Анэнцефалы рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения.

Мозговая грыжа — выпячивание мозга в области большого родничка, затылка или переносицы. Плод может рождаться живым, но обычно умирает в период новорожденности.

Волчья пасть — расщепление верхней губы, верхней челюсти и твердого неба. Расщепление вызывают хромосомные дефекты и аномалии развития.

Заячья губа — расщепление верхней (челюсти) губы. Эти аномалии не препятствуют правильному развитию ребенка. Они устраняются путем пластических операций.

Многопалость — больше чем обычно, число пальцев на руках и ногах. Добавочные пальчики иногда бывают плохо развиты.

Различные варианты расщелины позвоночника как бы соответствуют очень древнему примитивному строению его у низших позвоночных. Скрытая расщелина позвоночника (spina bifida occulta) — это дефект в виде аплазии спинных дужек и остистых отростков (рис.2, А). Дужки позвонков при нормальном развитии образуются из мигрирующих клеток склеротомов под индуцирующим влиянием со стороны хорды, спинного мозга и спинномозговых узлов. При описываемом пороке происходит остановка их развития, что, вероятно, может быть связано с нарушением необходимых индуцирующих воздействий.

Скрытые формы расщелины первого крестцового позвонка встречаются среди людей с частотой около 10%, а первого шейного — с частотой около 3%. Как правило, спинной мозг и спинномозговые нервы не изменены и не имеется никаких серьезных нарушений. Кожа над дефектом также не изменена, но иногда порок можно заподозрить по небольшой ямочке или пучку волос над ним. Чаще всего дефект выявляется как рентгенологическая находка. О возможной наследственной природе порока свидетельствуют такие данные: скрытые формы расщелины дужек позвонков встречаются у 14,3% матерей, у 6,1 % отцов и у 26,8% сибсов пробандов с различными формами несращения нервной трубки и позвонков.

Более грубым пороком являются кистозная расщелина позвоночника (spina bifida cystia) и полный рахисхиз. Кистозная расщелина характеризуется наличием грыжевого мешка (рис.2, В, Г), а полный рахисхиз — дефектом мозговых оболочек, мягких покровов и лежащим открыто в виде пластинки или желоба спинным мозгом (рис.2, Б). В последнем случае нервные валики не соединяются в трубку либо из-за ослабления индуцирующего влияния подлежащей хорды, либо из-за действия тератогенных факторов на нейроэпителиальные клетки.

Рис.2. Различные варианты расщелины позвоночника. А — скрытая расщелина; Б —полный рахисхиз; В, Г — кистозная расщелина:

1—кожа, 2—пучок волос, 3—твердая мозговая оболочка, 4— субарахноидальное пространство, 5—спинной мозг, 6—тело позвонка, 7—открытая нервная пластинка, 8—спинной чувствительный узел

Пороки развития звукопроводящей системы среднего уха могут быть причиной врожденного нарушения слуха наряду с нарушениями других отделов слухового анализатора. Врожденная фиксация стремечка приводит к врожденной проводниковой глухоте при нормальном развитии уха в остальном. Дефекты молоточка и наковальни часто сочетаются с синдромом первой дуги. Механизмами возникновения подобных пороков развития могут быть нарушения рассасывания (гибели) молодой соединительной ткани в барабанной полости и остановка развития всей области первой висцеральной дуги. Большинство видов врожденной глухоты обусловлены генетически и носят наследственный характер.

Атрезия наружного слухового прохода возникает из-за ослабления процесса канализации (рассасывания пробки наружного слухового прохода) в области первого жаберного кармана. Этот врожденный порок также часто сочетается с синдромом первой дуги.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Женщина, которая употребляет алкогольные напитки, наносит вред своему еще неродившемуся ребенку. Алкоголь попадает в кровь плода от матери, нарушая деление клеток, при этом более чувствительными считаются клетки головного и спинного мозга. Термин «расстройства фетального алкогольного спектра» показывает степень влияния алкоголя на ребенка и его последствия варьируются от легкой до тяжелой формы. Алкоголь вызывает нарушение физического и умственного развития ребенка, которые наблюдаются на протяжении всей жизни.

Влияние алкоголя на развитие плода:

  • Специфические черты лица: у ребенка может быть маленькая голова, плоское лицо, узкие глаза, при этом нарушения развития формы головы и лица становятся более заметными к 2-3 годам.
  • Нарушение роста: дети, которые были подвержены влиянию алкоголя в утробе матери, меньше ростом по сравнению с их сверстниками.
  • Трудности поведения и обучения.
  • Врожденные дефекты, а именно, нарушение развития глаз, ушей, сердца, костей и мочеполовой системы.
  • Чрезмерное употребление алкоголя во время беременности может спровоцировать выкидыш, замирание плода или вызвать преждевременные роды.

Когда беременная женщина употребляет алкоголь, определенная его часть попадает ребенку. Чрезмерное его употребление (5 или больше рюмок за раз) беременной женщиной нарушает развитие плода. На сегодняшний день исследования не дали весомых доказательств того, что небольшое количество алкоголя безопасно для плода. Алкоголь влияет на людей по-разному, поэтому никто не может точно сказать, какая доза считается безопасной.

Риск развития дефектов повышается при злоупотреблении алкоголем, но даже незначительное его количество негативно сказывается на будущем ребенке. Когда беременная женщина употребляет алкоголь, происходит нарушение развития плода, но степень тяжести зависит от многих факторов:

  • как часто, сколько и на каком сроке беременности женщина употребляет алкогольные напитки: серьезные нарушения развития ребенка связывают со злоупотреблением алкоголя (5 или больше рюмок за раз);
  • принимала ли мать другие наркотические средства, курила или имела проблемы со здоровьем: в этом случае ребенок более подвержен риску развития определенных дефектов;
  • наследственность играет очень важную роль, хотя некоторые дети имеют больше отклонений, нежели другие. Не ясно, почему это случается, но, возможно, существует генетическая связь.

Постарайтесь честно рассказать об этом врачу. Чем раньше Вы это сделаете, тем больше будет шансов родить здорового ребенка. Если врач знает, что нужно обратить внимание на возможные отклонения в развитии плода, он будет более внимательным как до так и после рождения ребенка, а именно, во время беременности будет назначено дополнительное обследование и тестирование.

Если Вы зависите от алкоголя, проконсультируйтесь с врачом, психологом или с кем-то еще. Такой шаг поможет Вам взглянуть на проблему алкоголизма и его влияние на разные сферы жизни, включая саму беременность. Отец ребенка также как и друзья и члены семьи должны помочь беременной женщине отказаться от употребления алкогольных напитков.

Признаки «расстройств фетального алкогольного спектра» не всегда определяются при рождении. Врач может увидеть серьезные отклонения, но такие последствия алкоголя как проблемы с поведением или плохая память проявляются в школьном возрасте. Иногда аномалии определяются еще до рождения. Если врач знает, что Вы употребляли алкоголь во время беременности, он назначит ультразвук, с помощью которого определяются дефекты сердца или задержка развития. Причина этих отклонений может быть не установлена, но результаты обследования укажут на необходимость специального ухода или помощи ребенку после рождения.

Уход за ребенком с расстройствами фетального спектра требует терпения и выдержки. Ребенку понадобится помощь в учебе, общении со сверстниками, в профессиональном обучении. Социальные службы окажут финансовую и эмоциональную поддержку в воспитании ребенка.

Определение отклонений в развитии на раннем этапе беременности, даже если влияние алкоголя незначительное, увеличивает шансы ребенка на полноценную жизнь, помогает избежать проблем в обучении и нарушения психического здоровья, например, злоупотребления алкоголем и наркотиками, депрессии и беспокойства.

  • Специфические аномалии лица. У ребенка маленькая голова с узкими разрезами глаз, коротким курносым носом, гладкой носо-губной складкой и тонкой верхней губой. Эти черты, как правило, становятся более заметными к 2-3 годам жизни. В подростковом и зрелом возрасте они нивелируются, хотя нос может казаться больше обычного.
  • Недостаточный вес или задержка в развитии. Новорожденные с симптомами алкогольного синдрома весят меньше 2.5 кг. Дети с менее серьезными аномалиями развития, как правило, весят больше, тем не менее, они меньше ростом.
  • Заболевания центральной нервной системы. Отклонения в развитии, особенно это касается навыков, требующих мышечной силы и координации, являются первым признаком заболеваний центральной нервной системы. Ребенок, который в утробе подвергался влиянию алкоголя, может иметь слабую силу сжатия руки и нарушение зрительно-моторной координации.
  • Поведенческие и когнитивные нарушения. Новорожденные с алкогольным синдромом обычно раздражительны, плохо развит рефлекс сосания и имеют трудности коммуникации с родителями или няней. В школьные годы ребенок становится невнимательным, постоянно нарушает поведение и плохо запоминает новый материал.
  • Врожденные дефекты. Часто наблюдаются структурные нарушения глаз, ушей, сердца, костей и мочеполовой системы.
  • Умственные отклонения. Много детей и подростков более склонны к депрессии, приступам паники или беспокойства.

Когда беременная женщина употребляет алкоголь, происходит нарушение развития плода, но степень тяжести зависит от многих факторов:

  • как часто, сколько и на каком сроке беременности женщина употребляет алкогольные напитки: серьезные нарушения развития ребенка связывают со злоупотреблением алкоголя (5 или больше рюмок за раз);
  • принимала ли мать другие наркотические средства, курила или имела проблемы со здоровьем: в этом случае ребенок более подвержен риску развития определенных дефектов;
  • наследственность играет очень важную роль, хотя некоторые дети имеют больше отклонений, нежели другие. Не ясно, почему это случается, но, возможно, существует генетическая связь.

Наследственные патологии и другие заболевания могут также проявляться симптомами, которые характерны алкогольному синдрому. Часто они наблюдаются после применения матерью противосудорожных средств.

Определение состояния ребенка

Педиатр ставит диагноз «расстройство фетального алкогольного спектра» на основании:

  • медицинской истории матери и ребенка. Мать спрашивают, о количестве и частоте употребления алкоголя во время беременности. В медицинскую историю ребенка включают краткий обзор развития, вопросы о способности к обучению, модели поведения и зрительно-моторной координации.
  • физического осмотра ребенка: вес, рост и окружность головы записывают в карточку. Врач также должен определить, есть ли у ребенка специфические аномалии лица, свойственные алкогольному синдрому.

Врач может назначить ультразвук с целью выявления патологий (аномалии развития сердца или отставание в развитии) еще до рождения ребенка, при этом часто причина не совсем ясна, но результаты обследования укажут на необходимость специального ухода или помощи ребенку после рождения.

Если врач знает об употреблении беременной женщиной алкоголя, он будет держать ребенка под особым наблюдением, чтобы обнаружить нарушение развития как можно раньше.

Форма отклонений в развитии при алкогольном синдроме варьируются от легкой степени до более серьезной. К тому же, часто они сразу не определяются. Незначительные симптомы наблюдаются в школьном возрасте, когда возникают поведенческо-когнитивные проблемы.

Тяжелая форма отклонений в результате алкогольного синдрома определяется на 2-3 году жизни, а иногда — вскоре после рождения. Этот диагноз сопровождается следующими симптомами:

  • Специфические аномалии лица. У ребенка маленькая голова с узкими разрезами глаз, коротким курносым носом, гладкой носогубной складкой и тонкой верхней губой.
  • Замедленное развитие. Дети с алкогольным синдромом имеют показатели перцентеля ниже 10 в весе и росте до и после рождения. Это значит, что эти дети короче и весят меньше, чем 90 из 100 детей одного возраста и пола. В целом, рождение ребенка с весом меньше 2.5кг считается недостаточным. До рождения вес и рост ребенка определятся с помощью ультразвука.
  • Нарушения развития центральной нервной системы. Симптомом является маленький размер головы. К тому же, поведенческо-когнитивные нарушения также свидетельствуют о таком отклонении от нормы.

Поведенческие проблемы вследствие алкогольного синдрома наблюдаются и у детей постарше. Учителям и родителям, а также няням предлагается заполнить специальные анкеты, касающиеся поведения ребенка. Для исключения других причин этих симптомов часто проводится хромосомный анализ и генетическое тестирование. При отсутствии симптомов любой ребенок, чья мама, как выяснилось, злоупотребляла алкоголем во время беременности, нуждается в полном обследовании в возрасте 18 месяцев. В дальнейшем ребенка нужно постоянно показывать врачу вплоть до 3 лет. Во время осмотра определяются языковые, когнитивные и адаптационные навыки.

Если Вы употребляли алкоголь во время беременности и не знаете, нужно ли обследовать ребенка на признаки алкогольного синдрома, поговорите с врачом. То, о чем Вы расскажите врачу, поможет определить аномалии развития как можно раньше. Если Вы не готовы открыто поговорить с врачом, найдите другого, с которым Вы будете чувствовать себя более комфортно. Специалист должен относится с уважением и желать сотрудничать с Вами. Он также должен постараться помочь Вам справиться с алкогольной зависимостью.

Если лечащий врач подозревает, что у Вас проблемы с алкоголем, он попросит Вас заполнить анкету или пройти тест. При положительном результате Вас могут направить в наркологический диспансер для лечения и профилактики.

Избавление от алкогольной зависимости поможет предотвратить рождение ребенка с алкогольным симптомом в будущем.

Важно во время поставить ребенку диагноз алкогольного синдрома и оказать необходимую медицинскую помощь. Диагностика также поможет и другим людям, которые принимают участие в воспитании и обучении ребенка понять спектр проблем и потребностей.

Читайте также:  Где можно пройти курс лечения от алкоголизма

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Лечение «расстройства фетального алкогольного спектра» зависит от возраста, когда ребенку поставили этот диагноз и его потребностей.

Обследуйте ребенка, дальше найдите педиатра, у которого уже есть опыт лечения детей с алкогольным синдромом и который сможет выявить проблемы развития как можно раньше и назначить курс лечения. Он также сможет направить Вас в определенную социальную службу, которая оказывает эмоциональную и психологическую поддержку семьям, у которых дети родились с «расстройством фетального алкогольного спектра». Уход и воспитание ребенка с алкогольным синдромом требует терпения и много выдержки. Ребенок может быть очень чувствителен к звукам и свету, поэтому нужно создать тихую и спокойную обстановку. Кормление может занимать немного больше времени обычного, поскольку у таких детей слабо развит рефлекс сосания. Помогайте ребенку развивать навыки говорения, мышления, рассказывайте, читайте, держите на руках и позволяйте ребенку играть с другими детьми.

Если в семье есть алкоголик, направьте его на лечение. Если таковым является мать, следует отказаться от этой вредной привычки, чтобы предотвратить алкогольный синдром у будущих детей. Необходимую поддержку беременной женщине должны оказать супруг, друзья или члены семьи, а также помочь ей избавиться от алкогольной зависимости.

Курс лечения детей с алкогольным синдромом будет меняться по мере их взросления и развития. Нужно регулярно посещать врача для планового осмотра, чтобы можно было наблюдать за прогрессом ребенка и определить возможные нарушения в его развитии. Подростков и детей с синдромом «расстройства фетального алкогольного спектра» нужно поддерживать, помогать им в учебе и наблюдать за их развитием. Иногда ребенку требуется специальная терапия: физическая, трудовая и логопедическая, которую следует начинать как можно раньше. Ребенок может испытывать трудности в учебе, а именно, плохо запоминать, концентрировать внимание и общаться со сверстниками.

Детей постарше и подростков нужно обучать навыкам социального общения, и тому, как вести себя в обществе.

Трудотерапия готовит подростка к будущей профессии. Подросток с серьезными нарушениями нуждается в постоянном надзоре, как на рабочем месте, так и дома. Но многие из них могут жить самостоятельно.

Психологическая помощь или определенное медикаментозное лечение может быть необходимо в случае поведенческих проблем или психических нарушений. Люди, рожденные с алкогольным синдромом, находятся в группе риска по развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, депрессии, беспокойства или алкогольной/ наркотической зависимости.

Если у ребенка наблюдаются проблемы со зрением, нужно приобрести корригирующие очки. Детям с врожденными дефектами нужно делать операцию или проводить лечение (например, логопедическое лечение).

Дети с алкогольным синдромом могут иметь низкую самооценку, в таком случае их нужно поощрять, постоянно напоминая о том, что ребенок очень нужен, как членам семьи, так и обществу.

[11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Проконсультируйтесь со специалистами, если Вы думаете, что ребенок не делает прогресса или появляются тревожные признаки. В таком случае необходимо тщательное обследование.

Поговорите с врачом, если Вы беременны и переживаете, что у ребенка может быть «расстройство фетального алкогольного спектра». Если Вы не можете открыто рассказать врачу об этом, найдите другого, с кем Вам будет более комфортно. Специалист должен относится с уважением и желать сотрудничать с Вами. Он также должен постараться помочь Вам справиться с алкогольной зависимостью.

Если у ребенка алкогольный синдром, Вы сами можете помочь ему следующим образом:

  • Избавьтесь от алкогольной зависимости, и обеспечьте дома чувство стабильности и безопасности, которые так необходимы ребенку для полноценного развития.
  • Научитесь ухаживать за ребенком, который подвергся еще в утробе воздействию алкоголя. Дети с тяжелой формой алкогольного синдрома более чувствительны к внешней стимуляции (прикасании, звукам и свету), у них недоразвит рефлекс сосания и они испытывают трудности выполнения развивающих заданий. Если ребенок раздражительный в результате коликов, постарайтесь успокоить его в тихой спокойной комнате. Постарайтесь не брать ребенка в людные и шумные места. Если возникают проблемы во время кормления, делайте это чаще и в небольших количествах. Если кормите с помощью бутылочки, купите специальную соску для недоношенных детей.
  • Поощряйте малыша или дошкольника вести себя соответственным образом и воспитывайте независимость. Для этого необходимо разработать режим дня и обратиться за помощью к специалистам.
  • Систематически посещайте врача для текущего осмотра и мониторинга симптомов алкогольного синдрома. Лечение на ранней стадии снизит до минимума негативное влияние алкоголя на развитие ребенка.
  • Запишите ребенка в специальное учреждение как можно раньше. Законы гарантируют всем детям право на образование. Сюда также входят и дети, которые испытывают трудности обучения по причине алкогольного синдрома. Родители имеют права на полную информацию о педагогических решениях, которые относятся к их детям и могут оспаривать любое из них. Свяжитесь с отделом образования и узнайте, куда можно записать ребенка.
  • Помогите ребенку или подростку адаптироваться к новым обязательствам. Ребенку полезно пройти курс обучения социальным навыкам, что подразумевает психологическую помощь в случае психических нарушений или депрессии. Программы трудотерапии направлены на обучение подростка трудовым навыкам и подготовку к будущей профессии. Молодые люди с тяжелой формой алкогольного синдрома нуждаются в постоянном присмотре, как на рабочем месте, так и дома. Но многие из них могут жить и самостоятельно.

Дети с алкогольным синдромом могут иметь низкую самооценку, в таком случае нужно исправить ситуацию путем поощрения, постоянно напоминая о том, что ребенок очень нужен, как членам семьи, так и обществу.

Одним из важных моментов оказания помощи ребенку с алкогольным синдромом считается забота о самом себе. Поговорите с врачом и узнайте, куда можно обратиться за помощью Вам и Вашему ребенку. Позитивный настрой и хорошее самочувствие способствует созданию теплого домашнего очага. Эти качества необходимы ребенку для дальнейшего развития своего потенциала. Вас может сильно беспокоить состояние ребенка, и Вы можете быть не в состоянии справиться со своими чувствами. Обратитесь за помощью к психологу в случае необходимости. Откажитесь от спиртного или направьте на лечение члена семьи, который им злоупотребляет. Принимайте контрацептивны, чтобы избежать беременности во время лечения.

Любое количество алкоголя может повлиять на развитие ребенка, хотя риск намного увеличивается в случае алкоголизма. Ни один медицинский препарат не может уберечь ребенка от негативного воздействия спиртного, а последствия необратимы.

Алкогольного синдрома можно избежать, отказавшись от алкогольных напитков в период беременности. Министр здравоохранения настоятельно рекомендует будущим мамам отказаться от употребления спиртных напитков во время беременности.

источник

Онтогенезом человека принято считать процесс его индивидуального развития от момента формирования зародыша до самой смерти. Весь жизненный цикл человека делится на периоды, причем некоторые из них являются критическими. К таковым относятся:

  • оплодотворение;
  • имплантация зародыша;
  • плацентация и развитие зачатков органов;
  • развитие головного мозга;
  • формирование основных систем организма;
  • рождение;
  • возраст до 1 года;
  • период полового созревания (10-20 лет).

В указанные промежутки времени растущий организм очень восприимчив к любому негативному воздействию. В статье рассмотрим вредное действие алкоголя на онтогенез человека.

Исторические факты подтверждают, что о негативном влиянии алкогольных напитков на потомство человечество знает уже тысячи лет. В древнегреческой мифологии существует повествование о том, что богиня Гера родила хромого бога Гефеста от опьяневшего громовержца Зевса. С подачи философа Плутарха на домах алкоголиков делали надпись о том, что от пьяниц рождаются пьяницы, чтобы свахи не рассматривали их, как потенциальных женихов.

Научно доказано, что употребление спиртосодержащих напитков непосредственно перед зачатием ребенка может повлиять на появление отклонений в его дальнейшем развитии. Канадские ученые опровергли теорию о том, что алкоголь, выпитый мужчиной перед половым актом, не сказывается на будущем ребенке, поскольку в оплодотворении участвуют сперматозоиды трехмесячной давности. Исследования показали, что этанол практически сразу же начинает оказывать влияние на сперматическую жидкость, поддерживающую жизнеспособность мужских половых клеток. В результате полноценные сперматозоиды становятся менее подвижными, а риск оплодотворения яйцеклетки дефектными клетками (которые существуют в норме и у здоровых мужчин) возрастает в несколько раз.

Это касается даже единичного случая выпивки перед половым актом, не говоря уже про мужчин, страдающих алкоголизмом.

Ситуация с женщинами неоднозначная. Исследования, проводимые в Дании, выдали следующий результат: женщины, употреблявшие в день до 150 г красного вина, беременели в два раза быстрее, чем женщины-алкоголички и непьющие вообще. При этом осложнения во время вынашивания ребенка и родов у них возникали реже. Полностью объяснить этот факт не удалось, но появилось предположение, что женщина может пить натуральные некрепкие алкогольные напитки перед беременностью, не рискуя вызвать этим аномалии развития у будущего ребенка.

Чтобы не рисковать, будущим мамам от алкоголя лучше отказаться вообще, особенно в период беременности. Еще лучше, если пара перестанет пить даже в малых дозах за 3 месяца до зачатия. Людям, имеющим алкогольную зависимость, прежде чем планировать ребенка, сначала нужно избавиться от нее. Для этого существует масса эффективных средств, которые можно купить в интернете.

Оплодотворенная яйцеклетка считается первой стадией развития человеческого эмбриона. Уже с этого момента алкоголь может оказывать негативное воздействие на дальнейшую судьбу эмбриона. Например, он может помешать проникновению зародыша в матку и прикреплению к ее стенке.

Центральная нервная система, мозг и другие органы развиваются на протяжении всего периода внутриутробного роста ребенка, потому этанол может повредить их на любом сроке. Самым уязвимым считается первый триместр беременности, когда органы и системы только начинают формироваться. Алкоголь способен поражать растущие клетки, уменьшать их количество и нарушать взаимодействие между ними. Ранняя потеря нужных клеток приводит к задержке развития плода и рождению недоношенных детей. Женщины, злоупотребляющие алкоголем, подвергаются угрозе выкидыша во втором триместре. Во время третьего триместра плод усиленно растет, а алкоголь снижает скорость роста, а также развитие нервных клеток.

Вместе с беременной женщиной алкоголь пьет и ребенок, ведь этанол быстро поступает в его организм через плаценту. Скорость переработки этанола организмом еще не рождённого ребенка намного ниже, чем у взрослого, потому пагубный фактор действует на него более длительное время.

Во второй половине ХХ века в обиходе врачей появился термин алкогольное расстройство плода (АРП). Он включает в себя целый комплекс симптомов, возникающий у детей, чьи матери злоупотребляли спиртосодержащими напитками во время беременности. АРП включает аномалии, которые проявляются сразу после рождения (алкогольный синдром плода) и отклонения, которые становятся заметны на более поздних жизненных этапах (алкогольные эффекты плода).

К первой группе аномалий относятся:

  • задержка развития (отставание в росте и весе, часто на протяжении всей жизни);
  • аномалии лицевого черепа (маленькие глаза, косоглазие, расщелина нёба);
  • отклонения костно-мышечной системы (нарушение подвижности пальцев, аномалии грудной клетки, врожденные вывихи бедра);
  • недоразвитие половых органов;
  • отклонения в сердечнососудистой системе;
  • дефекты нервной системы (раздражительность, судорожность, плохая координация, нарушение сосательного рефлекса).

Последствия выпивки во время вынашивания ребенка могут проявиться и через несколько лет в виде гиперактивности и низкого коэффициента умственного развития. Последний может на всю жизнь остаться на уровне начальной школы. Дети, получающие дозы алкоголя еще в утробе матери, неспособны освоить точные науки, у них возникают проблемы с абстрактным мышлением, пониманием причинно-следственных связей. В будущем у них может проявиться склонность к алкогольной зависимости.

Подростковый или пубертатный период является периодом активного взросления и формирования зрелого организма. Он длится примерно с 10 до 20-ти лет и является одним из критических периодов онтогенеза человека. Много людей не подозревают, что формирование организма не заканчивается в утробе матери. В этот десятилетний промежуток происходит не только половое созревание, но и оформление некоторых разделов головного мозга, удваивается масса сердца и количество выбрасываемой им крови, совершенствуется дыхательная система. Только в возрасте 14-15-ти лет у девушек и 15-16-ти у юношей завершается развитие печени и желчного пузыря. Подростковый возраст – важный этап для становления психики, в частности перехода от индивидуального сознания к общественному, формирования перспективного мышления.

В целом функционирование организма подростков характеризуется неустойчивостью и повышенной восприимчивостью к вредным факторам внешней среды. Алкоголь – вредоносный фактор, влияние которого обусловлено интенсивным обменом веществ в растущем организме и повышенным содержанием воды в его клетках. Как известно, этанол прекрасно растворяется в воде и отбирает ее у тканей организма.

Токсическое воздействие алкоголя на растущий организм, прежде всего, направлено на деятельность нервной системы. Даже небольшие дозы способствуют нарушению передачи нервных импульсов. Также происходят нарушения в работе сосудов мозга, вплоть до кровоизлияний в его ткань. Таким образом, даже однократный прием алкоголя в подростковом возрасте может привести к серьезным нарушениям психики.

Даже безобидные, по мнению юношей и девушек, коктейли и пиво при частом употреблении очень быстро приводят к циррозу печени, язве желудка, заболеваниям сердца и алкоголизму.

источник