Меню Рубрики

Влияние алкоголизма родителей на нервно психическое развитие ребенка

В развитии каждого ребенка главную роль играют его родители, а именно их психологическое и эмоциональное состояние. Соответственно, на здоровье и психике малыша сказываются такие факторы алкоголизма в семье. Такой недуг может повлечь за собой большие проблемы для маленького человечка. И если в семье сложилась такая ситуация, нужно срочно обратиться за психологической помощью. На практике встречаются различные ситуации. Злоупотреблять алкоголем может мать или, наоборот, отец. Относительно того, кто из членов семьи страдает зависимостью, меняется влияние на ребенка.

На плечи матери ложится тяжелая ноша. Мало того, что она старается компенсировать все своей кровинке, что он не получает от папы, так она еще и старается сгладить его грубое отношение, невнимательность, пытаться оградить ребенка от такой действительности. Вследствие этого, отношение к ребенку может отличаться. Мама относится к нему с большой любовью и опекой, а отец, наоборот. В таких ситуациях дети в алкогольной семье становятся не устойчивыми, их настроение постоянно меняется. Малыш может использовать отношение, матери в эгоистичных целях.

Ситуация складывается намного сложнее, когда алкогольной зависимостью страдает мать. Зависимость в семьях матери, очень сильно влияет на психику ребенка, на его развитие. Это может привести к различным психическим нарушениям, нервным расстройствам. Зачастую дети страдают задержкой развития в такой ситуации, особенно подвержено влиянию личностное развитие.

Зависимость от алкоголя оказывает колоссальное влияние, которое распространяется на такие сферы жизнедеятельности:

  • дети растут с пониманием, что алкоголь это не есть плохо. Родители, как бы наглядным примером, показывают ребенку, что ничего плохого в алкоголе нет. Детям свойственно считать, что их родители всегда правы. Это может привести к раннему алкоголизму ребенка. Он видит веселье родителей за принятием спиртного. И когда малыш видит это, но не может получить, то стремиться, как можно раньше попробовать алкоголь. Считая, что так быстрее достигнет зрелости;
  • естественно алкоголизм в семье приводит к ссорам и даже рукоприкладству. При чем, последствия таких побоищ могут быть катастрофическими. Увидев хотя бы одну сцену насилия, психика ребенка мгновенно подрывается. Малыш не только сильно пугается, в такой ситуации. Также он может получить психологическую травму, на всю оставшуюся жизнь;
  • частые посиделки за столом, могут привести к нарушению внутренней дисциплины маленького человечка. Это может привести к низкой успеваемости, плохому поведению в школе иди саду;
  • если говорить о рукоприкладстве, то часто возникают ситуации, когда кто-то из родителей не контролирует себя. Маленькому человечку наносится не только моральный вред, но и физический;
  • стоит сказать и о том, что зависимые от алкоголя люди, тратят все доступные средства на спиртное. Нередко, это является причиной разорения семей. Дети не только не получают должного внимания, но и должного обеспечения. В такой ситуации у них может развиться комплекс не полноценности. Естественно, не получая даже должного питания, страдает здоровье малыша.

Внимание! Для полного понимания ситуации, стоит быть осведомленным в стадиях алкоголизма.

Начнем с алкоголизма в начальной стадии. Эта стадия выглядит, как обычная попойка, за исключением того, что количество алкоголя растет с частотой его употребления. Человек уже не контролирует дозировку принятого спиртного. На данной стадии проявляется постоянное увеличение потребности в алкоголе. Зависимость растет. В случаях непринятия спиртного увеличивается раздражительность, проявляется плохое самочувствие.

В средней стадии алкоголизма можно наблюдать, слабость, галлюцинации, разбитое состояние во время неприема спиртного. Зависимый человек постоянно пытается получить новую дозу алкоголя, дабы облегчить свое самочувствие. Если данная стадия алкоголя наблюдается у человека в течение нескольких лет, то наступление последней стадии алкоголизма неизбежно!

На последней стадии начинают снижаться функции внутренних органов. Чаще всего это печень и поджелудочная железа. Человек уже не способен употреблять алкоголь в больших количествах. На последней стадии алкоголизма, человек может прожить от двух до четырех лет. Рассмотрев стадии алкоголизма, теперь стоит поговорить о его влиянии на маленького члена семьи в разные периоды жизни. Итак, если мать пьет во время беременности:

  • недоразвитие плода;
  • рождение слабого или недоношенного ребенка;
  • смерть плода внутри утробы;
  • рождение детей с уродствами;
  • рождение детей с плохо развитыми внутренними органами.

Принятие алкоголя во время грудного вскармливания может привести:

  • к расстройству нервной системы ребенка;
  • нарушению психики;
  • заболеванию внутренних органов;
  • заторможенности умственного развития.

Важно! Если мать употребляет спиртное во время грудного вскармливания, алкоголь может попасть в организм малыша. Такая ситуация может привести к множеству последствий. Например: беспокойство ребенка, судороги, припадки эпилепсии.

Принятие алкоголя родителями при детях раннего воспитания тоже несет за собой неприятные последствия. В таких ситуациях у деток наблюдаются плохое интеллектуальное развитие. Изменения личности. Ранний интерес к алкоголю. Обычно в таких случаях родители безразлично относятся к воспитанию своего ребенка.

Алкогольная зависимость у родителей подростков вызывает раннее привыкание детей к алкоголю. Впоследствии это может развить алкоголизм и у ребенка. Генетически, шансы стать зависимыми у таких детей выше. Такие дети теряют интерес к своей жизни, у них возникают проблемы с построением собственного быта. Также существует и проблема принятия важных решений, в том числе, избавиться от алкогольной зависимости.

Разобравшись подробнее в этом вопросе, мы должны понимать, что трудности из детства впоследствии проявятся во взрослой жизни. Поэтому, если вы заметили такую проблему у ваших знакомых или родственников, нужно срочно прийти им на помощь. Ведь выросшей личности в семье с алкогольной зависимостью, очень сложно восстановиться без оказания психологической помощи. Скорее всего, он будет обречен на повтор судьбы родителей.

источник

Тема алкогольной зависимости вряд ли станет когда-нибудь не актуальной для общества. Конечно, находятся люди, незнакомые с этим недугом, и к счастью, тех, кто заботится о своем здоровье, не приемля алкоголь, все больше. Но вопрос алкогольной зависимости и ее негативного влияния на человеческую жизнь остается одним из главных. Сегодня мы поговорим об алкоголизме в семьях и разрушительном влиянии, которое он оказывает на психическое здоровье ребенка, чьи родители злоупотребляют спиртным. Одним словом, как пьянство родителей влияет на детей, передается ли алкоголизм по наследству?

Дети и алкоголь: главные вопросы

Каким образом родительское пристрастие к алкоголю отражается на личности и характере детей? Станет ли ребенок алкоголика пьющим, когда вырастет? Что делать, если подросток пришел домой пьяным? Ответы на самые важные вопросы о детях и алкоголе дают эксперты.

Как пьянство родителей влияет на ребенка?

Детство в семье, где есть пьющий родитель, становится бедой на всю жизнь. Некоторые исследователи считают, что психологические травмы таких детей похожи на то, что переживают ветераны войны, когда возвращаются домой – посттравматическое стрессовое расстройство. Причем причиной страданий ребенка становится не только пьющий родитель, но и его супруг, которого называют «созависимым» (ведь он тревожен, часто раздражен и измучен).

Э то было рядом со мной с самого детства. Помню один случай, мне тогда было лет 12. Родители возили меня с собой на гастроли, они артисты. Мы с друзьями – такими же актерскими детьми – играли в коридоре гостиницы. И вдруг мне кричат: «Неля, иди сюда, твоего папу несут!» Я испугалась, что его убили. И когда прибежала к выходу, увидела – его действительно несли, в таком состоянии он был. И, хотя такое встречалось уже не в первый раз в моей жизни, я была готова провалиться сквозь землю…

Валентина Москаленко, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национального научного центра наркологии Росминсоцздрава, рассказывает о том, что происходит с ребенком, который растет в такой семье. Поскольку родители и другие члены семьи отдают много сил борьбе с алкоголизмом, ребенку постоянно недостает внимания. Он чувствует себя ненужным и недостойным любви.

Кроме того, ребенок живет в совершенно непредсказуемом мире, в ожидании новых неприятностей, и это замедляет личностное развитие, воспитывает страх перед любым конфликтом. Дети из семей, где есть алкоголик, часто бывают очень покладистыми, старательными, хорошо учатся – не приносят дополнительных проблем и без того страдающей семье.

В тех семьях, где предпочитают делать вид, что ничего не происходит, сохраняют благопристойный «фасад» перед окружающими, ребенок перестает доверять своим глазам и чувствам, у него формируется привычка к обману. Из-за страха быть разоблаченными многие дети замыкаются, перестают приглашать домой друзей, предпочитают компании собственный выдуманный мир – и так может продолжаться до тридцати или даже сорока лет.

Одно из самых тяжелых переживаний для ребенка – это чувство вины. «Дети в пьющих семьях, – говорит Валентина Москаленко, – часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство отца или матери. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родители и пьют. Став взрослым, такой человек продолжает испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. Взрослые дети алкоголиков входят в кабинет врача или начальника с уже готовыми извинениями на устах».

Словом, во взрослый мир ребенок из алкогольной семьи вступает неуверенным, не доверяющем никому, в том числе и себе, склонным к депрессиям и вспышкам гнева. Женщина, видя перед собой материнский сценарий поведения, подсознательно ищет мужчину, с которым она сможет этот сценарий воплотить – и, по статистике, около 60% дочерей алкоголиков выходят замуж за мужчин, уже больных этим недугом, либо за тех, кто станет алкоголиком в перспективе. Причем, это происходит даже в случае развода матери с пьющим отцом, потому что жизненный сценарий записывается в подсознание до 6 лет.

Вообще, развод с пьющим родителем не решает многих психологических проблем и практически не влияет на риск появления алкоголизма у ребенка. Конечно, от физического и морального насилия ребенка нужно ограждать быстро и решительно. Но для того чтобы залечить душевные травмы, родителям нужно признать и осознать, что происходит в их семье и какие чувства испытывает ребенок. «Самое лучшее, что можно сделать, – говорит Валентина Москаленко, – это обоим родителям пойти на длительную психотерапию. Но об этом никто не знает и знать не хочет».

Помогает психотерапия и выросшим детям, родители которых были алкоголиками. Осознание своих проблем, обсуждение их в группе или с психотерапевтом – первая и важная часть исцеления, за которой неизбежно следуют перемены к лучшему.

Как алкоголизм передается по наследству?

Будет ли ребенок алкоголика тоже пьющим? Ответить на этот вопрос достоверно не сможет никто. С одной стороны, действительно, по наследству передаются и некоторые психологические, и физиологические свойства человека.
Известный генетик Светлана Боринская, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилов РАН рассказывает о том, что не так давно обнаружены гены, которые во многом отвечают за употребление алкоголя.

Все дело в том, что алкоголь, попадая в организм, сначала под воздействием особого фермента превращается в токсичный ацетальдегид, который вызывает неприятные ощущения – головокружение, тошноту, сердцебиение и так далее. А затем второй фермент окисляет ацетальдегид, превращая его в безвредное вещество. Так вот, скорость этих двух реакций определяется генетически: если первый этап проходит быстро, токсичное вещество накапливается, человек чувствует себя так плохо, что физически не в состоянии много выпить. А если накопление проходит медленно, то человек пьет , не чувствуя никакого дискомфорта.

Есть и другие, менее изученные гены, которые регулируют передачу нервного импульса и влияют на поведение и эмоциональное состояние человека. Они тоже в какой-то степени связаны с вероятностью появления зависимости от алкоголя и наркотиков.

Перечисленные выше медицинские факты лишь объясняют появление предрасположенности, которая может проявиться, а может – и нет. Все остальное зависит от среды, в которой растет ребенок, и от отношения к нему родителей. Истинной причиной зависимости в большинстве случаев становится не генетика, а родительская гиперопека (или, наоборот, игнорирование родителями), психическое или физическое насилие в семье.

В моей семье никто никогда не пил. Выпивали, конечно, за праздничным столом бокал-другой вина, но вот этого жуткого пьянства, с водкой, потерей ориентации и похмельем, не было. В семье бывшего мужа, отца моей дочери, было именно так – по любому поводу у них доставалась водка и дальше без остановки. Муж долгие годы вообще ни капли в рот не брал. А теперь я очень боюсь за дочь. Ей 15, и уже скоро она наверняка попробует алкоголь – как отзовется наследственность?

Раздражение, неудовлетворенность ищут выхода – и окружающий мир предлагает легкий способ «снятия стресса». В этом случае алкоголиком может стать и ребенок с безупречной наследственностью. «При плохих условиях воспитания в детстве, – говорит Светлана Боринская, – генетические различия проявляются, и «рисковые» варианты оказывают свое действие: например, люди оказываются более склонны к депрессии, или у них более высока вероятность появления асоциального поведения. В хороших условиях генетические различия нивелируются».

Что делать, если подросток пришел домой пьяным?

Если ребенок напился, самое главное правило в этой ситуации – не обобщать. Для этого надо постараться хотя бы ненадолго забыть о дурной наследственности, о том, что и когда вы ему говорили, и где допустили ошибки. Рано или поздно каждый человек встречается с алкоголем, и в 90% случаев это происходит именно в подростковом возрасте. Причинами чаще всего становятся желание почувствовать себя взрослым и быть принятым коллективом, любопытство и дух противоречия. Но от того, как вы поведете себя в первый раз, зависит очень многое.

Как реагировать на появление ребенка пьяным? Прежде всего, позаботиться о его здоровье. Даже небольшие дозы этанола могут вызвать серьезное отравление у подростка. Проверьте пульс и дыхание, если кожа бледная, с испариной, отсутствует реакция на раздражители, вызовите «Скорую помощь».

Спокойно выясните, сколько и что выпил ребенок. Даже если он выглядит вполне сносно, алкоголь еще, возможно, находится в желудке, поэтому полезно выпить как можно больше воды, а затем вызвать рвоту. Затем, если нужно, покормите подростка и уложите спать. Кричать, ругать, наказывать в этот момент бессмысленно и вредно; он лишь утвердится в мысли, что его не понимают.

Уже потом, после того, как ребенок придет в себя, нужно обязательно обсудить произошедшее. Психологи советуют строить разговор с позиции не обвинения, а анализа: «Почему тебе захотелось?», «Что ты почувствовал?», «Что говорили ребята?»

Если вы постараетесь удержаться от обвинений и запугиваний, сохраните доверие подростка, это может спасти его от множества проблем в будущем. Нельзя, конечно, впадать и в другую крайность – жалеть и представлять его исключительно жертвой дурной компании, или же вообще сделать вид, что ничего не произошло.

Может быть, стоит иногда понемногу наливать подростку дома, чтобы научился пить под присмотром? Этот вопрос возникает у многих родителей, но он весьма спорный.

Во-первых, это преступление: как и в большинстве развитых стран, у нас за вовлечение в систематическое распитие алкогольных напитков детей с недавних пор предусмотрена уголовная ответственность. Во-вторых, даже небольшие дозы алкоголя наносят вред здоровью ребенка – надо ли делать это собственными руками?

Гораздо полезнее, если ребенок видит: в семье к алкоголю относятся спокойно, нет ни чрезмерного увлечения, ни строгих запретов и панических страхов. Бокал вина за ужином с друзьями или шампанское в честь важного события – если вы позволяете себе выпивать нечасто, по радостным поводам, а не для «снятия стресса», то и подростком алкоголь не будет восприниматься как средство убежать от проблем и неприятностей.

источник

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Читайте также:  Где от алкоголизма лечатся наши звезды

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

Стадии потребления алкоголя:

  • начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст. Реакция на первые приемы алкоголя в значительной степени влияет на дальнейшее поведение в этой сфере
  • экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта
  • социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам. Сформированы предпочтения и формы употребления, вполне осознаются его негативные и позитивные последствия. На этом этапе останавливается большинство людей, но возможен переход на следующий этап
  • привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. Увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность.
  • чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. В связи с этим алкоголь все чаще принимается с целью снятия «похмелья». Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы.
  • зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя.

Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

Психологические особенности ребенка из алкогольной семьи

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Эти дети не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

С первых дней рождения у ребёнка нередко возникает дефицит общения с матерью – первым и главным представителем социальной среды, тем, кто призван обеспечить его безопасность и защиту. Этот дефицит включает недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий. Как алкогольные семьи, так и дети, воспитывающиеся в них, отличаются друг от друга. Отличия обусловлены рядом причин: кто из родителей пьёт (отец, мать или оба); есть ли в семье другие дети; отношениями с родственниками, бабушками и дедушками; пьют ли родители с раннего детства ребёнка (или один из них); работают пьющие родители (родитель) или они (он, она) оставили работу; как ведёт себя мама, если пьёт отец и т.д. и т.п.

В зависимости от развития семейной ситуации, а лучше – семейного сценария, составленного двумя или одним родителями(ем ), выделяют следующие особенности поведения детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор; так называемые «забияки» и «драчуны»; поведение детей (ребёнка) непредсказуемо, что вызвано соответствующими действиями родителей. Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции. Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.

Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки. Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» — берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» — хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все устраивающие» — пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» — ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.

Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер. Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях. Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать.Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает психологическое здоровье, т.е. душевное, личностное развитие. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере. Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями.Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам. Родительское предпочтение спиртному отражается на ребёнке хуже, чем сами эпизоды пьянства или количество выпитого: у детей вырабатывается своё отношение к обстановке в семье, ребёнок так или иначе приспосабливается, находит способы преодоления возникающих трудностей в учёбе, в отношениях с другими детьми. Взаимоотношения с окружающими, как правило, неадекватны. Переживая поверхностны, неустойчивы и существенно не влияют на мотивационную, аффективную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в аналогичных ситуациях в будущем. Переживания не являются достоянием опыта и регулятором поведения, так как недостаточно осознаются детьми. Не попадая в фокус сознания, они быстро забываются, поэтому дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. Обычно у таких детей в школе часто бывают конфликты, которые заканчиваются прогулами занятий, побегами из дома и т.п. Такой своеобразный протест неадекватных требований среды к ребёнку, не способному их выполнить в силу незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, к подростковому возрасту приобретает активный характер. При получении доступных удовольствий асоциальным путём в асоциальных компаниях у них происходит псевдокомпенсация осознаваемых отрицательных переживаний теми положительными, которые они там получают.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируетсясложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка

Несомненно, огромным является влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка. Как бы ни проявлялся алкоголизм в семье, и каким бы путем он не пробирался, он все равно оставит свой значимый след. Проблема алкоголизма не только родителей, но и всего населения вызывает особую тревогу. Меньше людей умирают от болезней и эпидемии, чем от алкоголя! Почему? Наверное, это именно потому, что мы так к нему привыкли, что не умеем распознать алкоголизм, считаем, что принимать алкоголь – это норма, выводим собственные понятия слов «много» и «мало». Употребление алкоголя матерью приводит к разнообразным дефектам развития органов и систем ребенка. Наиболее часто встречается разрушение центральной нервной системы, поскольку именно она в наибольшей степени страдает от алкоголя во всех аспектах. При семейном алкоголизме у детей наблюдается не только умственная отсталость, мозговая деградация, нарушения центральной нервной системы, но и эмотивные нарушения, психологические отклонения, нарушения внимания и памяти, а также социальная нестабильность, дезориентация. Дети алкоголиков не приспособлены к жизни и значительно отличаются от других детей.

Последствия постоянного влияния алкоголя на нервно-психологическое развитие детей поистине ужасающе. С психологической точки зрения у детей формируются психопатические состояния, асоциальные формы поведения. Вероятность, что такой ребенок в будущем станет преступником или психически больным человеком намного выше, чем у других детей. Вот к чему ведет алкоголизм родителей, отчего страдают не только они, но и их дети и внуки. Не стоит забывать также о том, что алкоголизм передается по наследству и вероятность того, что склонность к употреблению алкоголя у детей будет намного выше – несомненна. Что же представляет собой само понятие алкоголизма? Это болезненное пристрастие к алкоголю, которое влечет за собой негативные последствия, как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Алкоголизм признан семейной болезнью, поскольку от него страдает не только сам алкоголик, но и другие члены семьи, иногда даже больше, чем он сам. В любом случае алкоголизм не проходит ни для кого безнаказанно. Влияние алкоголя на ребенка имеет некоторые формы, он может вредить биологически, в том случае если родители принимали алкоголь до рождения ребенка. Так же несомненный вред ребенку наносится психологический, нанося ему психотические и моральные травмы, приводя его к стрессам и невротическим срывам.Наверное, многим кажутся далекими такие последствия, да и сами они не считают себя алкоголиками. Это не так, даже самый «последний алкоголик», как мы их называем, не признает себя им. Нет даже такого понятия, как злоупотребление алкоголем, потому что если вы имеете в виду «злое употребление», то есть то, что несет за собой негативные последствия, то в случае употребление алкоголя мы не сможем найти другое значение, которое значило бы «доброе употребление». Алкоголь наносит вред в любых его количествах, и нет такого понятия как норма его употребления, есть социальный стереотип, что по праздникам употреблять алкоголь можно, и можно даже напиваться. Употребляя алкоголь даже в самых малых количествах, вы уже наносите вред своему ребенку. Если один из членов семьи страдает алкоголизмом, обстановка в семье становится просто невозможной, ведь алкоголизм меняет и самого человека, делает скверным его характер. Возникают постоянные ссоры, конфликты, скандалы, грубость и насилие со стороны родителей. Это приведет не только к психологическому, но и к физическому недоразвитию детей. Ребенок не может нормально развиваться и действовать, любить и познавать себя в окружении, где оба или один из родителей страдают алкоголизмом и так меняются под его воздействием.

Есть случаи, что у людей, страдающих ранней стадией алкоголизма, появляются «вполне нормальные дети». Поэтому другие алкоголики, несомненно, верят в свою удачу и в то, что у них, конечно, родятся нормальные дети, и, конечно же, алкоголизм на них никак не влияет. «Почему бы мне не пить, если я знаю, что у таких же моих знакомых или друзей рождаются вполне нормальные дети, ничего такого устрашающего с ними не случится»,- думают другие. Но это совсем не доказательство безвредности алкоголизма, нужно также учитывать то, что он проявляется в совокупности с другими факторами. Кроме того, у этих «нормальных детей»во время взросления рано или поздно проявятся нарушения и довольно серьезные проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах.

Алкоголизм родителей ведет также к соматическим проблемам, разным патологиям. В нашей стране статистика доказывает, что дети с каждым поколением рождаются все более и более неспособными к труду, умственной работе, учебе, они хуже мыслят, чем предыдущее их поколение, да и аномалии и случаи патологий возникают намного чаще. И все это объясняется тем, что алкоголь с каждым поколением становится все более популярным, а его употребление – нормой. Мы утопаем в море социальных стереотипов на счет алкоголя, и сами убиваем не только свою жизнь, но и здоровье наших будущих детей. За постоянным весельем и шутками скрываются черное будущее наших поколений, деградация человека. Народ убивает изнутри себя и своих детей, и самое страшное здесь – это их эгоизм и психологически-социальная недоразвитость. Из этого и имеем, что 40-60 процентов детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Дети плохо оценивают ситуацию, неспособны к качественному ее анализу. Эмоции поверхностные, действия социально неадаптированные. Подобные аномалии могут объясняться также медленным развитием центральной нервной системы. Если говорить о эмотивно-психологических последствиях – дети алкоголиков очень впечатлительны, долго держат в себе обиду, склонны накапливать негативные чувства.

Нервно-психологическое развитие и здоровье малыша напрямую зависят от того, есть ли у него в семье человек, злоупотребляющий спиртными напитками. Употребляя алкоголь, задумайтесь не только о себе, но и о своих будущих детях.

Подумайте о том, что вы и никто другой будете виновны в их бедах, сможете ли вы нести эту ношу всю жизнь? Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, страны, родных и будущих детей.

Читайте также:  Алкоголизм и его последствия для потомства

источник

Несомненно, огромным является влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка. Как бы ни проявлялся алкоголизм в семье, и каким бы путем он не пробирался, он все равно оставит свой значимый след. Проблема алкоголизма не только родителей, но и всего населения вызывает особую тревогу. Меньше людей умирают от болезней и эпидемии, чем от алкоголя! Почему? Наверное, это именно потому, что мы так к нему привыкли, что не умеем распознать алкоголизм, считаем, что принимать алкоголь – это норма, выводим собственные понятия слов «много» и «мало». Употребление алкоголя матерью приводит к разнообразным дефектам развития органов и систем ребенка. Наиболее часто встречается разрушение центральной нервной системы, поскольку именно она в наибольшей степени страдает от алкоголя во всех аспектах. При семейном алкоголизме у детей наблюдается не только умственная отсталость, мозговая деградация, нарушения центральной нервной системы, но и эмотивные нарушения, психологические отклонения, нарушения внимания и памяти, а также социальная нестабильность, дезориентация. Дети алкоголиков не приспособлены к жизни и значительно отличаются от других детей.

Фотогалерея: Влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка

Последствия постоянного влияния алкоголя на нервно-психологическое развитие детей поистине ужасающе. С психологической точки зрения у детей формируются психопатические состояния, асоциальные формы поведения. Вероятность, что такой ребенок в будущем станет преступником или психически больным человеком намного выше, чем у других детей. Вот к чему ведет алкоголизм родителей, отчего страдают не только они, но и их дети и внуки. Не стоит забывать также о том, что алкоголизм передается по наследству и вероятность того, что склонность к употреблению алкоголя у детей будет намного выше – несомненна. Что же представляет собой само понятие алкоголизма? Это болезненное пристрастие к алкоголю, которое влечет за собой негативные последствия, как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Алкоголизм признан семейной болезнью, поскольку от него страдает не только сам алкоголик, но и другие члены семьи, иногда даже больше, чем он сам. В любом случае алкоголизм не проходит ни для кого безнаказанно. Влияние алкоголя на ребенка имеет некоторые формы, он может вредить биологически, в том случае если родители принимали алкоголь до рождения ребенка. Так же несомненный вред ребенку наносится психологический, нанося ему психотические и моральные травмы, приводя его к стрессам и невротическим срывам.

Наверное, многим кажутся далекими такие последствия, да и сами они не считают себя алкоголиками. Это не так, даже самый «последний алкоголик», как мы их называем, не признает себя им. Нет даже такого понятия, как злоупотребление алкоголем, потому что если вы имеете в виду «злое употребление», то есть то, что несет за собой негативные последствия, то в случае употребление алкоголя мы не сможем найти другое значение, которое значило бы «доброе употребление». Алкоголь наносит вред в любых его количествах, и нет такого понятия как норма его употребления, есть социальный стереотип, что по праздникам употреблять алкоголь можно, и можно даже напиваться. Употребляя алкоголь даже в самых малых количествах, вы уже наносите вред своему ребенку. Если один из членов семьи страдает алкоголизмом, обстановка в семье становится просто невозможной, ведь алкоголизм меняет и самого человека, делает скверным его характер. Возникают постоянные ссоры, конфликты, скандалы, грубость и насилие со стороны родителей. Это приведет не только к психологическому, но и к физическому недоразвитию детей. Ребенок не может нормально развиваться и действовать, любить и познавать себя в окружении, где оба или один из родителей страдают алкоголизмом и так меняются под его воздействием.

Есть случаи, что у людей, страдающих ранней стадией алкоголизма, появляются «вполне нормальные дети». Поэтому другие алкоголики, несомненно, верят в свою удачу и в то, что у них, конечно, родятся нормальные дети, и, конечно же, алкоголизм на них никак не влияет. «Почему бы мне не пить, если я знаю, что у таких же моих знакомых или друзей рождаются вполне нормальные дети, ничего такого устрашающего с ними не случится»,- думают другие. Но это совсем не доказательство безвредности алкоголизма, нужно также учитывать то, что он проявляется в совокупности с другими факторами. Кроме того, у этих «нормальных детей»во время взросления рано или поздно проявятся нарушения и довольно серьезные проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах.

Алкоголизм родителей ведет также к соматическим проблемам, разным патологиям. В нашей стране статистика доказывает, что дети с каждым поколением рождаются все более и более неспособными к труду, умственной работе, учебе, они хуже мыслят, чем предыдущее их поколение, да и аномалии и случаи патологий возникают намного чаще. И все это объясняется тем, что алкоголь с каждым поколением становится все более популярным, а его употребление – нормой. Мы утопаем в море социальных стереотипов на счет алкоголя, и сами убиваем не только свою жизнь, но и здоровье наших будущих детей. За постоянным весельем и шутками скрываются черное будущее наших поколений, деградация человека. Народ убивает изнутри себя и своих детей, и самое страшное здесь – это их эгоизм и психологически-социальная недоразвитость. Из этого и имеем, что 40-60 процентов детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Дети плохо оценивают ситуацию, неспособны к качественному ее анализу. Эмоции поверхностные, действия социально неадаптированные. Подобные аномалии могут объясняться также медленным развитием центральной нервной системы. Если говорить о эмотивно-психологических последствиях – дети алкоголиков очень впечатлительны, долго держат в себе обиду, склонны накапливать негативные чувства.

Нервно-психологическое развитие и здоровье малыша напрямую зависят от того, есть ли у него в семье человек, злоупотребляющий спиртными напитками. Употребляя алкоголь, задумайтесь не только о себе, но и о своих будущих детях. Подумайте о том, что вы и никто другой будете виновны в их бедах, сможете ли вы нести эту ношу всю жизнь? Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, страны, родных и будущих детей.

источник

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, ^напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Читайте также:  Что может быть если провал памяти при алкоголизме

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Об отрицательном влиянии алкоголя, а также алкоголизма родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Основоположник античной медицины Гиппократ указывал, что виновниками эпилепсии, идиотизма и других нервно-психических заболеваний детей являются родители, которые употребляли алкоголь в день зачатия. Изречение Плутарха «Ebrii ebrois gignunt» («Пьяницы рождают пьяниц») стало пословицей. Таким образом, еще в древности люди знали, что от пьяниц могут рождаться дети с физическими и психическими уродствами. Это даже дало основание в древней Спарте издать закон, запрещающий молодоженам под страхом тяжкого наказания прием крепких спиртных напитков в день свадьбы. Научная же литература по этим вопросам появилась значительно позже, примерно со второй половины XIX века. На протяжении всего этого периода появляются работы обращающие внимание на роль наследственности в развитии алкоголизма.

Еще до недавнего времени существовали две противоположные точки зрения на вопрос о значении генетических факторов при возникновении алкоголизма. Сторонники одной из них полагали, что наследственные факторы не имеют существенного значения в формировании заболевания алкоголизмом и что все зависит от средового фактора. Другая точка зрения, наоборот утверждает, что основную роль в формировании механизмов возникновения болезни играют генетические факторы, а среда является лишь пусковым механизмом. Однако в последнее время эти полярные точки зрения сблизились, и теперь уже никто не отрицает значение наследственности в развитии алкогольной болезни и что самое главное — все признают отрицательное влияние алкоголя и алкоголизма родителей на их потомство. А это уже генетический аспект проблемы.

Поэтому совершенно обоснован интерес к генетическим исследованиям, т.е. к исследованиям, позволяющим определить степень риска заболевания алкоголизмом.

Мировую науку интересует вопрос о состоянии деятельности основных процессов высшей нервной деятельности у детей, рожденных от алкоголиков, т.е. сыновей и дочерей больных алкоголизмом родителей (одного или обоих). А именно эти дети как раз и составляют группу «высокого» риска заболевания алкоголизмом.

В конце 80х годов появились работы, давшие возможность еще раз оценить важность и необходимость подобного рода исследований (Москаленко В.Д. с соавт, 1991; Parsons О., 1990 и др.).

Показано, что злоупотребление алкоголем родителей оказывает как прямое влияние на здоровье детей из-за токсического воздействия этанола на репродуктивную систему плода (например, при алкоголизации матери во время беременности), так и косвенное — вследствие нарушения взаимопонимания в семье.

К числу прямых последствий относится, в том числе, и повышенная частота у женщин, злоупотребляющих алкоголем, преждевременных родов и рождение детей с низкой массой тела, с алкогольным синдромом, врожденными аномалиями.

Нервно-психические расстройства разной тяжести выявляются почти у всех детей, матери которых злоупотребляют алкоголем.

Алкоголизм отцов неблагоприятно воздействует на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, ухудшает успеваемость, ведет к возникновению девиаций в поведении в подростковом возрасте.

Наличие алкоголизма у одного из родителей увеличивает риск заболевания алкоголизмом потомства в 4-6 раз. При определенных формах алкоголизма отцов вероятность возникновения его у сыновей составляет 88%, а у дочерей 16%. Дети алкоголиков значительно чаще сталкиваются с трудностями при обучении в школе, а также имеют разнообразные невротические нарушения. У них затруднено общение со сверстниками, высок риск дезадаптации во взрослой жизни: для них характерны частые суициды, наличие проблем в интимной жизни, нестабильность семей.

Дети, растущие в семьях алкоголиков, во много раз чаще подвергаются различным видам жестокого обращения. Проведенные исследования на базе приюта для детей и подростков показали, что подавляющее большинство детей-жертв различного рода насилия проживали в семьях, где пристрастие к алкоголю занимает одно из первых мест в иерархии ценностей. Вообще алкоголизм является наиболее частой причиной патологии детского возраста и умственной отсталости у детей. [2]

С давних пор люди предполагали предрасположенность врожденной предуготовленности развития алкоголизма. Священники не упускали случая поучать прихожан тому, что не искупленный грех отцов обуславливает передачу пьянства и алкоголизма от поколения к поколению. Религиозная и медицинская литература XIX века имела частые ссылки на семейные аспекты алкоголизма. Однако только во второй половине XX века были предприняты серьезные научные исследования так называемой «семейной трансмиссии» то есть передачи алкоголизма. Наиболее известны работы Дональда Гудвина. Из них следует, что наличие алкоголизма в семье увеличивает шанс стать алкоголиком в четыре — пять раз. Значительное количество случаев алкоголизма можно отнести к «семейным».

Дети алкоголиков обладают повышенной готовностью к алкоголизму (более предрасположены), независимо от того, воспитывают ли их родители — алкоголики или здоровые усыновители. Эти дети восприимчивы только к алкоголизму, никакие другие психические заболевания у них не наблюдаются.

Это касается «семейного алкоголизма, который отличается от «несемейного» тем, что всегда имеет «семейную историю алкоголизма», алкоголизм развивается в более молодом возрасте, протекает более злокачественно и требует специального лечения, риск увеличен только по отношению к алкоголизму, а не к другим психическим заболеваниям.

В.И. Полтавцев выделил четыре группы с учетом генетической предрасположенности к алкоголизму: [17]

1. Лица, имеющие выраженную предрасположенность к алкоголизму и высокую интенсивность алкоголизации

2. Лица с низкой генетической предрасположенностью к алкоголизму и небольшой интенсивностью к алкоголизации

3. Лица, имеющие выраженную предрасположенность к алкоголизму, но низкий уровень алкоголизации

4. Лица с интенсивной алкоголизацией, но без наследственной предрасположенности к алкоголизму.

Изучение условий семьи и раннего развития у больных алкоголизмом показывает, что очень часто будущий алкоголик уже первые годы жизни сталкивается с тяжелыми обстоятельствами семейной жизни, которые квалифицируются как депривация, то есть лишение эмоциональной поддержки, лишение личности нормальных условий развития.

Большое количество разводов между родителями в анамнезе алкоголиков. Но даже и в полных семьях взаимоотношения между родителями были напряженными и конфликтными.

Острые конфликты между отцом и матерью, которых ребенок одинаково любит и в любви которых нуждается, оказывают очень сильное негативное воздействие на эмоциональное состояние детей, а частые конфликты на общее психическое развитие.

Наблюдая конфликты между родителями или пассивно участвуя в них, когда один из родителей привлекает ребенка «на свою сторону» (например, мать защищается ребенком, как щитом от агрессивного мужа и т.д.), маленький человек психологически «разрывается на части», поскольку не может (до определенного времени) отдать предпочтение одному из родителей — ему нужны оба. Ребенок становится главной жертвой «семейной баталии».

Известна роль супружеских конфликтов и напряжений в развитии неврозов, задержках психического развития и других отклонениях в здоровье и поведении детей.

Рассматривая определенный тип воспитания в семье, наиболее специфический для развития алкогольной зависимости, можно сказать следующее: наиболее часто выявляется состояния эмоционального неприятия ребенка (или меняющееся, непостоянное отношение) со слабым контролем (гипоопека), доходящим иногда до полной безнадзорности детей. Враждебно разрешающий тип воспитания, т.е. эмоциональное неприятие, отсутствие любви и ласки, сочетающее с предоставлением ребенку «свободы», а, по сути, отказ направлять и контролировать жизнедеятельность, приводит к развитию личности ребенка таких черт, как импульсивность, агрессивность, трудно контролируемое поведение, плохая социальная приспособляемость и другие, которые все вместе и каждое в отдельности ведут к конфликтам.

Бесконтрольный (гипоопека) тип воспитания приводит к различным социальным депривациям личности в будущем: правонарушениям, амбральности, асоциальности и другим формам отклоняющего поведения. Одним из главных факторов развития алкоголизма является социальная депривация. К ней относятся такие признаки, как недостаток самокритики, социальная тревога, чувство вины, которое провоцирует необычное поведение: отсутствие стабильности интересов, удовлетворения в повседневных занятиях, предпочтения ближайших, а не отдаленных целей, неумения самостоятельно решать жизненные проблемы.

Среди больных алкоголизмом встречаются лица, формирующиеся при других типах воспитания, в том числе и в условиях чрезмерной опеки, или опеки с эмоциональным принятием.

Весьма характерным для формирования личности тех, кто имеет склонность к алкоголизму, является альтернирующее, непостоянное, эмоциональное отклонение родителей, особенно матери к ребенку в раннем детстве. Ребенка воспитывают в атмосфере непоследовательности, противоречивости отношения родителей к нему, когда мать то дает ребенку колоссальное утешение и одобрение (осыпает поцелуями, захваливает, бурно играет с ребенком, подбрасывает вверх — «жизнь великолепна»), то надолго исчезает, бросает ребенка (утешения нет), а когда приходит — он невыносим, надоедлив, мать отталкивает его о себя. Ребенок плачет и снова идет к матери. Мать ударяет его. Криком и плачем, ребенок усыпляет себя. Трудно ребенку понять, что происходит с матерью, когда она меняет одну личность на другую. Не найдя смысла в периодических изменениях ее настроения, ребенок впоследствии не ищет смысла в периодических изменениях настроения у самого себя. В дальнейшем такая незрелая в эмоциональном отношении личность может прибегать к алкоголю, чтобы временами испытывать повышение настроения, регулировать собственное психическое состояние, не задумываясь над причинами эмоциональных колебаний.

Большое значение имеют и такие факторы, как пассивная роль отца, доминирования в семье матери, противоречивые воспитательные установки у родителей, «безотцовщина», конфликтные отношения между детьми в семьях, когда старшие дети (по примеру родителей) издеваются над младшими.

Наиболее глубокие корни алкоголизма кроются в семье, в тех условиях воспитания, которые создают предпосылку к «психологической уязвимости».

В пьющих семьях создаются все условия для раннего привыкания детей к алкоголю. У них быстро образуются соответствующие рефлексы. Постоянное наличие алкоголя в семье, введение в обиход и пример пьющих родителей ускоряет заболевание детей алкоголизмом. В детском возрасте напряженное состояние нервной системы детей вызывает реакции астенического типа. Позднее психика детей алкоголиков принимает уродливые формы и дает картинку патологического развития личности с неправильным поведением (агрессивность, злобность, уходы из дома и т.д.). Злоупотребление алкоголем на протяжении 4-5 лет мужчинами влечет за собой умственную недостаточность у потомства при вполне удовлетворительном физическом развитии детей.

Алкоголизация родителей способствует возникновению психических заболеваний у детей, низкую успеваемость в школе и неправильное поведение со сверстниками и взрослыми. Такие дети не имеют возможность регулярно заниматься и полноценно отдыхать. Они живут в атмосфере постоянного страха, оскорблений, стыда перед окружающими за поведение родителей. Это ведет к тому, что дети становятся нервными, плохо владеют своими эмоциональными реакциями, не могут выбрать правильный тон в общении с окружающими. Обычная школьная нагрузка на фоне развивающего невроза оказывается для них чрезмерной, успеваемость снижается. [9]

В раннем детстве под влиянием пьянства родителей у детей возникают те или иные симптомы невроза, которые закрепляются в дальнейшем. Довольно часто из-за этого на протяжении всей последующей жизни дети остаются в постоянной готовности к развитию невроза при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах.

У неуравновешенных, эмоционально неустойчивых, плохо контролирующих свои поступки родителей дети особенно уязвимы по отношению к различного рода неблагоприятным ситуациям в личной или профессиональной сфере, что в свою очередь повышает восприимчивость их к алкогольным соблазнам. Если ребенок больного алкоголизмом сумел избежать вредного влияния социальной микросреды и примера родителей, то в силу своей личности, формировавшейся в условиях многолетней жизни с родителями — алкоголиками, он передаст своим детям повышенную восприимчивость к неблагоприятным воздействиям и неадекватность реакции на них. [18]

Обнаружено также, что у родителей, страдающих алкоголизмом, довольно часто отмечается низкий уровень образования. У них отсутствуют правильные ценностные установки. Они довольно равнодушно относятся к пьянству детей, склонные к грубым угрозам или пространным поучениям.

Дети предпринимают попытки самоубийства. У них меняется характер, начинает преобладать взрывчатость, возбудимость, неприязнь к окружающим, нередко такие дети склонны к агрессивным действиям.

Такие дети в 7-8 лет менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. У детей плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. В отношении с взрослыми дети чувствительны к угрозам, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Дети пытаются компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью и быть принятым оказывает на него разрушающее влияние. Ребенок ощущает себя неумным, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Обычный ребенок как субъект общения характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусам и уровнем адаптации в группе сверстников.

У детей, растущих в семье алкоголиков, просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у детей возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.

Ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным.

Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. У такого ребенка часто возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в любых видах деятельности, которое распространяется и на отношение к окружающим. [1, 5, 9]

Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выходом из тупика — хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к релаксации обуславливают низкий статус ребенка в классе.

Учебная деятельность у таких детей характеризуется следующими особенностями: неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-психологических качеств личности, низкий уровень развития культуры, познавательных интересов и мотивации, неподготовленность к обучению.

Социально — психологическая дезадаптация в школе, проявляющаяся в слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушение общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и, как следствие, негативное психоэмоциальное состояние.

Типы поведения, свойственнее детям алкоголиков

Психологи составили несколько типажей поведения, которое избирают для себя дети из семей алкоголиков:

· «Героическая натура». Родители и дети меняются местами. Ребенок становится хозяином дома и выполняет все обязанности. Он обустраивает быт и заботится о нерадивых родителях.

· «Крайний». Ребенок становится в семье «козлом отпущения», на которого постоянно обрушивается беспочвенный гнев или раздражение нетрезвых родителей.

· «Витающий в облаках». Такой ребенок живет в мире фантазий, потому что ему неуютно в реальной жизни. Он затрудняется в определении своего места в семейной жизни и в мире вообще, и уже не стремится это делать.

· «Мне можно все». Избалованный ребенок, которому родители, пытаясь загладить свою вину, ни в чем не отказывают. Таким детям неведомы правила межличностного этикета и поведения в обществе.

Дети алкоголиков более склонны к наркомании и безбрачию. По данным опроса только 56% мальчиков и 60% девушек из семей алкоголиков воздерживались от употребления наркотиков. Дети, воспитанные в семьях людей, злоупотребляющих спиртным, гораздо реже вступают в брак, чем их сверстники из непьющих семей, потому что они менее адаптированы к социальным отношениям и излишне романтизируют супружество.

Взрослые дети алкоголиков выносят из неспокойного детства (если его можно таковым назвать) многочисленные комплексы, низкую самооценку и тревожность, что очень мешает им в жизни. Какую бы тактику поведения для себя ни выбрал ребенок, растущий среди пагубного пристрастия к алкоголю, попытка скрыть семейную трагедию от окружающих подобна замкнутому кругу. Выхода из него нет. Разорвать этот круг можно лишь, обратившись за помощью к психотерапевту или психологу. Грамотный специалист сможет оказать помощь и поддержку самому пьющему человеку, и его семье, а главное — детям. Если эта помощь будет оказана вовремя, дети из семей алкоголиков имеют шансы вырасти полноценными людьми, адекватными по отношению к себе и людям.

источник