Меню Рубрики

Учебная программа по алкоголизму и наркомании

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник

    Школьная комплексная программа

    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»

    Основные разработчики Программы

    Заместитель директора школы по воспитательной работе

    Комплексное решение проблем профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании

    Срок реализации Программы

    Исполнители мероприятий Программы

    Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, Совет ученического коллектива школы, социальный педагог

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

    — увеличение количества детей, отрицательно относящихся к наркомании, алкоголю, курению

    — уменьшение количества учеников, пробовавших курить, употреблять спиртное

    Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Есть такая притча. «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. То стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

    «Разве тебе безразлична судьба детей» — спросили спасатели.

    Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

    Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы.

    Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

    Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

    Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

    Тем более что в Октябрьской школе стоит острая проблема «трудных» детей. Именно они более других склонны к курению, к употреблению алкоголя, наркотиков. Детей, которые обучаются в Октябрьской школе можно называть «педагогически запущенные», дети «группы риска», чаще же мы называем их «трудными». В психологической литературе выделяют три существенных признака понятия «трудные» дети.

    в книге «Психология трудных школьников» характеризует следующим образом «трудных» детей:

    во-первых, «трудные» дети — это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы, для их характеристики можно использовать термины:

    «деликвентность» — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьёзных криминальных преступлений,

    «девиантность» — отклонения от принятых в обществе норм. Примерами девиантного поведения служат нарушения режима и дисциплины в школе, создание конфликтов между учениками или педагогами, учинение драк, прогулы занятий, отказ от учебы, неповиновение старшим, курение, употребление наркотических веществ, а также употребление алкоголя;

    во-вторых, «трудные» дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию;

    в-третьих, «трудные» дети, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

    Сложность контингента обучающихся в школе детей подтверждает «Социальный паспорт школы»:

    — Ежегодно сменяемость контингента школьников составляет от 30% до 50%. Большинство обучающихся переходят в Октябрьскую школу из-за сложностей в общении с учителями или одноклассниками. Каждые два года контингент обучающихся обновляется полностью. В школе обучаются от 3 до 15 % школьников из многодетных семей, сироты, до 30% обучающихся из неполных семей, до 14% обучающихся из неблагополучных семей. На учете в ИДН состоят от 7 до 15% обучающихся, на внутришкольном учете состоят от10 до 16,6% обучающихся. Количество преступлений, совершаемых обучающихся, составляет от 3 до 8 за календарный год. Отдельные обучающиеся, совершившие правонарушения и преступления, поступают в школу по решению КДН при администрации района.

    В целом же детей, обучающихся в Октябрьской школе можно характеризовать, как детей, особо нуждающихся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

    Для того чтобы активизировать работу школы в области профилактики, обобщить имеющийся положительный опыт работы социального педагога, классных руководителей, школы в целом было решено создать комплексную Программу по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.

    Правовая основа Программы

    Правовую основу комплексной Программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения составляют:

    ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

    Федеральная целевая программа по профилактике наркомании

    Областная целевая Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на гг.»

    Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.

    Программа предусматривает решение следующих задач:

    ü формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку;

    ü формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    ü повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;

    ü активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;

    ü внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни;

    ü проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    ü повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    ü предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    ü обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Основные направления реализации Программы

    Комплексная Программа предусматривает систему работы всех участников образовательного процесса с привлечением специалистов КДН, ПДН, больницы, социальных педагогов и других учреждений социума по следующим направлениям:

    v Нет наркотикам! (профилактика наркомании)

    v Жизнь без табака (профилактика табакокурения)

    v Трезвость – норма жизни (профилактика алкоголизма)

    Механизм реализации Программы

    Организационное сопровождение осуществляет МО классных руководителей, заместитель директора по воспитательной работе.

    Главными исполнителями Программы являются классные руководители, Совет ученического коллектива, обучающиеся школы, родители обучающихся.

    Читайте также:  Справка о прохождении кодирования алкоголизма форма

    Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании форм и методов работы школы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

    Реализация содержания программы воспитания предполагает использование следующих педагогических технологий:

    — технология адаптивной школы,

    — технология дифференцированного обучения и воспитания,

    — технология обучения и воспитания без насилия,

    — технология педагогической поддержки,

    — технология психолого-педагогического сопровождения.

    Ø Просветительские беседы

    Ø Встречи с медработниками

    Ø Вечера вопросов и ответов

    Ø Изучение положения ребенка в семье

    Ø Педагогическое наблюдение

    Ø Конкурсы рисунков, плакатов, буклетов

    Критерии отслеживания эффективности Программы

    Предлагается два способа отслеживания эффективности:

    1 способ: Отслеживание эффективности всей программы в целом.

    — изменение количества подростков, пробовавших спиртное;

    — изменение количества учеников, курящих сигареты;

    — увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

    — результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;

    — активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.

    2 способ: Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.

    После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей, обучающихся в мероприятиях.

    ü Адекватная оценка учащимися своего поведения;

    ü Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

    ü Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ, алкоголя, табака;

    ü Отказ от курения, употребления алкоголя.

    Организационные мероприятия по выполнению Программы

    — Координация деятельности участников Программы

    — Осуществление контроля профилактической работы в рамках Программы

    Практические занятия и семинары для классных руководителей по вопросам организации профилактической работы

    Проведение консультаций для классных руководителей по вопросам организации профилактической работы

    Организация выставок методической литературы по вопросам профилактики

    Разработать и внедрить в практику работы школы Методические рекомендации по организации профилактической работы среди обучающихся и родителей

    Создание методической копилки мероприятий, памяток по профилактике

    Создание банка форм работы и мероприятий по профилактике

    Обобщение опыта работы школы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    Организация тематических встреч педагогов с работниками правоохранительных органов и органов здравоохранения по вопросам профилактики

    Совещания классных руководителей:

    — «Проблема вредных привычек у обучающихся»

    МО классных руководителей:

    — «Профилактика наркомании – главная задача воспитательного процесса с «трудными» обучающимися;

    — «Роль педагога в формировании у учащихся ценностного отношения к здоровью»

    — Педагогический совет по итогам реализации программы «Порог восприимчивости»

    Изучение нормативных документов по профилактике

    Планирование работы с классными руководителями

    Планирование работы классных руководителей с обучающимися по направлениям Программы

    Планирование работы со специалистами ПДН, ОЦРБ, ОВД и других социальных учреждений

    Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни (разработки, методические материалы, памятки)

    Оформление стендов в фойе школы:

    — «Профилактика употребления ПАВ»

    — «В здоровом теле — здоровый дух»

    — «Хочешь быть здоровым – будь им»

    Распространение справочно-информационных бюллетеней, буклетов, памяток

    источник

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «ПРАВИЛА ЖИЗНИ»

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    на педагогическом совете № 2

    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    и правонарушений среди несовершеннолетних

    Цель и задачи программы………………………………………………. 6

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «Правила жизни»

    Дата утверждения программы

    Решение педагогического совета ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    Социальный педагог Жукова Е.Н.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде

    Сроки реализации программы

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

    Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Участники реализации программы

    Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, воспитатели, мед.работник, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, тренинги, элементы индивидуальной работы

    В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно дети находятся в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодое поколение зачастую не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий, что способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний, например, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы Центра выявил, что в «группу риска» попадают обучающиеся из-за дисгармоничных отношений в семьях, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации обучающихся.

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде.

    Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к табаку, алкоголю, ПАВ. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных, и способствуя влиянию положительных.

    Профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

    I Подготовительный этап (январь 2017г. — июнь 2017 г.)

    — планирование реализации основных направлений программы;

    — создание условий реализации программы;

    — начало реализации программы.

    II. Основной этап (сентябрь 2017г. – декабрь 2018г.)

    — поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

    — промежуточный мониторинг результатов;

    — корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

    III. Аналитический этап (январь 2019г. – май 2019г.)

    — завершение реализации программы;

    — анализ результатов и обобщение опыта.

    Механизм реализации программы осуществляется через:

    мониторинговые исследования и определение перспектив.

    взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН.

    внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

    привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

    повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

    1. Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Примерный диагностический инструментарий:

    Тест Дж. Морено – социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений)

    Тест К. Томаса «Конфликтный ли вы человек»

    Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении»

    Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов

    Тест «Какова ваша самооценка» в модификации Л.П. Пономаренко

    Проективные методики: Дж. Бук «Дом. Дерево. Человек», А.Л. Венгер «Несуществующее животное»

    Критерии оценки результативности программы по целевым группам

    Целевая группа – обучающиеся:

    увеличение числа обучающихся отрицательно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

    снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (выявление группы риска наркотизации);

    уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;

    динамика роста посещаемости обучающимися кружков, секций и клубов по интересам;

    разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

    Целевая группа – педагоги образовательного учреждения:

    повышение уровня развития педагогического коллектива;

    положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности.

    сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;

    поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.

    Управление, контроль, мониторинг

    Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

    источник

    Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

    Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

    После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

    Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

    • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
    • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
    • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
    • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
    • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

    Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи программы:

    • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
    • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
    • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
    • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
    • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

    Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

    Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

    – Центр медицинской профилактики;
    – Центр по проблемам семьи – Кордея;
    – Центр «Анти-СПИД»;
    – Центральная библиотека;
    – Городские поликлиники;
    – Центр Детского Творчества;
    – Образовательные учреждения города.

    Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
    Это:

    – семинары;
    – конференции;
    – лектории;
    – беседы;
    – диспуты;
    – просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
    – игровые ролики;
    – тренинги.
    – экскурсии.
    – встречи:
    а) с медицинскими работниками учреждений города;
    б) с работниками правоохранительных органов;
    в) с духовными наставникам;
    г) с социальными педагогами;
    д) с психологами;
    е) с родителями учащихся школы;
    – статьи в школьной прессе;
    – уроки здоровья;
    – волонтёрские площадки;
    – элективные курсы;
    – классные часы.

    Направление деятельности

    1 Психологи – индивидуальное консультирование;
    – оказание методической и практической помощи
    в подготовке и проведении классных часов,
    индивидуальных бесед;
    – освещение результатов мероприятий и
    работы психолога в целом
    по профилактике алкоголизма,
    наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
    – оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
    – изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    – анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
    – формирование единой информационно-статистической базы по школе;
    – проведение социальных исследований;
    – индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
    – организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
    а) классно-урочную систему;
    б) внеклассные мероприятия;
    в) экскурсии.
    – выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
    – показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
    – индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
    – проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
    – организация воспитательной работы в классе;
    – пропаганда здорового образа жизни;
    –организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
    учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
    – выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
    – проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
    – проведение дней здоровья;
    – организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
    – организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
    – проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
    1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
    а) охрана здоровья
    б) профилактика наркомании
    в) профилактика табакокурения
    г) «Алкоголь и его последствия»
    д) «Чума века – СПИД»
    е) «Венерические заболевания, их профилактика»
    ж) пропаганда здорового образа жизни
    з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
    а) охрана здоровья
    б) профилактика наркомании
    в) профилактика табакокурения
    г) «Алкоголь и его последствия»
    д) «Чума века – СПИД»
    е) «Венерические заболевания, их профилактика»
    ж) пропаганда здорового образа жизни
    з) оформление выставки к тематическим месячникам.

    Первый этап – организационный.

    Читайте также:  Иглоукалывание польза и вред при алкоголизме

    На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

    Второй этапвнедренческий

    Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

    Третий этап

    Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

    Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
    Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
    Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

    Ожидаемые результаты:

    1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
    2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
    3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
    4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
    5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
    6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

    Формы профилактической работы с классом.

    Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

    – планом работы школы и класса;
    – собранием учащихся класса;
    – главным советом корпорации класса «пятерка»;
    – родительским собранием, родительским комитетом.

    источник

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» для специальности 030302 — «Клиническая психология»

    Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

    Проректор по учебной работе,

    Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 — «Клиническая психология».

    Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

    «____» ______________2011г., протокол № ______

    Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота

    Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 — «Клиническая психология»

    «___» _________ 2011 г., протокол № ______

    Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота

    Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

    (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____

    Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич

    Цель: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических прикладных практических основах профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости. Формирование знаний о зависимом (аддиктивном) поведении как одной из распространенной форм психосоциальной дезадаптации. Обучение некоторым практическим навыкам моделирования и выполнения профилактических программ, техник и технологий.

    Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

    Основные теоретические положения психологии зависимости, теоретические основы профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

    Современные теории этиологии и патогенеза зависимости от алкоголя и наркотиков, а также концептуальных моделях профилактики.

    Характеристика симптомов и синдромов зависимости от психоактивных веществ.

    Знакомство с клинической картиной и клинико-психологической динамикой ее формирования при злоупотреблении алкоголем, стимуляторами, гашишем и галлюциногенами.

    Основные стратегически организационные и практические программы профилактики зависимости от психоактивных веществ.

    Умение моделировать и проводить программы профилактики алкоголизма и наркомании.

    Формирование навыка взаимодействия с целевыми группами профилактики. Умение взаимодействовать с организационными структурами по созданию профилактической школьной политики

    Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

    а) Студень должен знать и уметь использовать:

    Принципы построения профилактических программ.

    Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от психоактивных веществ.

    Медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии реабилитации.

    б) Студент должен иметь навыки:

    Профилактики зависимостей от психоактивных веществ.

    Практического применения подходов и технологий профилактики рецидивов.

    Психологического тестирования и интервьюирования зависимых от психоактивных веществ.

    Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

    в) Студент должен иметь представление о:

    Факторах риска и протективных факторах, способствующих и препятствующих формированию зависимости.

    Легальных и нелегальных психоактивных веществах.

    Клинико-психологической динамике формирования зависимостей в результате злоупотребления психоактивных веществ.

    Первичной, вторичной и третичной профилактике зависимости от психоактивных веществ.

    Стратегиях и тактике работы психолога в реабилитационных программах.

    г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

    нейро и патопсихологии, психиатрии, психодиагностике, теориям и методам психотерапии.

    Объем дисциплины и виды учебной работы

    Общая трудоемкость дисциплины

    Самостоятельная работа (СР)

    Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

    Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

    Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.

    Разделы дисциплины и виды занятий

    Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

    Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

    Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    4.2. Содержание разделов дисциплины

    Раздел 1. Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Место клинико-психологического направления исследований зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в системе психологических наук. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Основные понятия зависимости.

    Раздел 2. Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

    Основные теории формирования зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как нарушенного процесса личностно-средового взаимодействия.

    Раздел 3. Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

    Поведение, ведущее к зависимости от наркотиков (аддиктивное поведение). Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей.

    Раздел 4. Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Концептуальные модели профилактики зависимости. Структурные подходы к изучению мотивации на изменение поведения в аспекте терапии зависимости. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ.

    Раздел 5. Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ. Терапия зависимости от психоактивных веществ. Задачи реабилитации. Реабилитационные технологии.

    1. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Социальные, психологические и клинические аспекты зависимости от психоактивных веществ. Факторы риска и протективные факторы, способствующие формированию зависимости. Юридическая и личная ответственность.

    2. Теория социального научения и самоэффективности, трансакциональная теория стресса и копинга, теория проблемного поведения.

    3. Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей в результате злоупотребления алкоголем, опиатами, стимуляторами, гашишем, галлюциногенами, другими психоактивными веществами.

    4. Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от алкоголя, наркотиков, и других психоактивных веществ. Мотивация на изменение поведения в аспекте профилактики и терапии зависимости. Концептуальные и структурные подходы к изучению мотивации. Исследование профилактики рецидивов зависимости от психоактивных веществ. Концепция социальной поддержки в структуре реабилитации.

    5. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Принципы построения профилактических программ. Основные направления профилактической работы. Технологии, профилактика, принципы и практические модели их реализации. Эффективность профилактических программ. Методы измерения эффективности. Задачи реабилитации лиц зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Профилактика рецидивов. Практические подходы, технологии.

    4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.

    Легальные и нелегальные психоактивные вещества. Алкоголь, наркотики – их характеристики и действие на организм, психику и процесс социально-психологической адаптации человека. Общая характеристика симптомов и синдромов зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Исследования зависимости в медицине. Нозоцентрические исследовательские подходы. Проблема интеграции психологического, социального и нозоцентрического (медико-биологических) подходов. Современные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследлванию зависимости.

    Клинико-психологическая характеристика динамики формирования аддиктивного поведения. Процесс выздоровления от зависимости. Его стадии и принципы.

    Трансакционная модель превенции, модели антисоциального и проблемного поведения, модель адаптивного функционального копинг-поведения, модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения, модель дезадаптивного дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ: медико-социальная, медико-психологическая, медико-педагогическая и т.д.

    Соотношение медикаментозной и психотерапии. Психотерапевтические программы. Мотивационная терапия. Медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии реабилитации. Психологическое тестирование и интервьюирование как метод измерения эффективности результатов и как метод определения актуальных задач терапии и реабилитации.

    источник

    Проректор по учебной работе и международным связям Профессор Рабинович С.А.

    тематического усовершенствования «Профилактика наркомании и алкоголизма»

    для специалистов в области первичной профилактики употребления ПАВ – педагогических психологов, клинических психологов, социальных педагогов, наркологов, специалистов центров здоровья.

    Кафедра Клинической психологии Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 — «Клиническая психология».

    Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «» 2009г., протокол № Зав. кафедрой, профессор _Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 — «Клиническая психология»

    «_» _ 2009 г., протокол № Председатель комиссии:

    Профессор Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «_» _ 2009 г., протокол №_ Председатель ЦМС:

    Член-корр. РАМН, профессор Э.В. Луцевич 1. Цель и задачи курса:

    Цель: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических прикладных практических основах профилактики. Формирование знаний о зависимом (аддиктивном) поведении как одной из распространенной форм психосоциальной дезадаптации. Обучение некоторым практическим навыкам моделирования и выполнения профилактических программ, техник и технологий.

    Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

    Основные теоретические положения психологии зависимости.

    Современные теории этиологии и патогенеза зависимости от ПАВ, концептуальные модели профилактики зависимости от ПАВ.

    Основные практические подходы профилактики зависимости от психоактивных веществ.

    Критерии эффективной профилактической работы.

    Комплексные программы первичной профилактики.

    Организационные и методологические подходы к разработке и внедрению эффективных программ профилактики Компетентность:

    Умение моделировать и проводить программы профилактики алкоголизма и наркомании.

    Формирование навыка эффективного взаимодействия с целевыми группами. Умение взаимодействовать с организационными структурами по созданию профилактической среды.

    2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

    а) Слушатель должен знать и уметь использовать:

    Концептуальные модели профилактики поведения риска и зависимости от психоактивных веществ.

    Основные практические подходы к профилактике поведения риска и зависимости от психоактивных веществ.

    Принципы построения профилактических программ Критерии эффективности профилактической работы б) Слушатель должен иметь навыки:

    Сбора, анализа и внедрения в практику современных достижений в области профилактики Разработки программы эффективной профилактики с учетом специфики целевой группы Организации и внедрения программы эффективной профилактики Оценки эффективности профилактической программы в) Слушатель должен иметь представление о:

    Факторах риска и протективных факторах, способствующих и препятствующих формированию зависимости.

    Первичной, вторичной и третичной профилактике зависимости от психоактивных веществ.

    Клинико-психологической динамике формирования зависимости от ПАВ Классификации психических и поведенческих расстройств, возникающих в результате употребления ПАВ Синдромологии, клинических проявлениях и походах к лечению психических и поведенческих расстройств, возникающих в результате употребления ПАВ г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

    Знания о психофизиологических особенностях развития – возрастная психология, медикобиологических дисциплинах – наркология, психотерапия.

    3. Объем курса в виде учебной работы.

    Презентация самостоятельно-разработанной программы первичной профилактики употребления ПАВ.

    Супервизия практических навыков проведения занятия профилактической программы.

    4.1 Разделы дисциплины.

    Тема: Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Тема: Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

    Тема: Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

    Тема: Понятие профилактики. Виды профилактики.

    Современное состояние профилактической науки.

    Тема: Концептуальные модели профилактики зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    Тема: Практические подходы к профилактике зависимости Тема: Факторы риска употребления ПАВ и протективные факторы препятствующие употреблению.

    Тема: Критерии эффективной профилактической работы.

    Тема: Принципы разработки эффективных профилактических программ. Понятие целевой группы.

    10. Тема: Принципы и условия организации профилактической 1 5 профилактической программы 4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1 (темы 1-3).

    Рассматриваются вопросы о месте клинико-психологического направления исследований зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в системе психологических наук. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Основные понятия зависимости.

    Основные теории формирования зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как нарушенного процесса личностно-средового взаимодействия.

    Поведение, ведущее к зависимости от наркотиков (аддиктивное поведение). Клиникопсихологическая динамика формирования зависимостей.

    Постоянные и не прекращающиеся перемены, происходящие в любом обществе, развитие знания и науки делают невозможным создание универсальной концептуальной модели профилактики употребления ПАВ. Требуется непрерывное обновление и усовершенствование профилактических подходов. Тем не менее, существует ряд общепризнанных концептуальных моделей, позволяющих ориентироваться в различных профилактических программах.

    Данный раздел рассматривает Концептуальные модели профилактики зависимости.

    Структурные подходы к изучению мотивации на изменение поведения в аспекте терапии зависимости. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ.

    В данном разделе рассматриваются конкретные технологии, помогающие специалисту, работающему в области профилактики, используя свой опыт разработать программу профилактики, соответствующую мировым стандартам эффективности.

    Организовать процесс внедрения этой программы и провести ее. А также оценить эффективность проводимой профилактической программы.

    1. Тема: Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    2. Тема: Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

    3. Тема: Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

    4. Тема: Понятие профилактики. Виды профилактики. Современное состояние профилактической науки.

    5. Тема: Концептуальные модели профилактики зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

    6. Тема: Практические подходы к профилактике зависимости от ПАВ 7. Тема: Факторы риска употребления ПАВ и протективные факторы препятствующие употреблению.

    8. Тема: Критерии эффективной профилактической работы. Доказательства эффективности.

    9. Тема: Принципы разработки эффективных профилактических программ. Понятие целевой группы.

    10. Тема: Принципы и условия организации профилактической работы 11. Тема: Умения и навыки проведения профилактической программы 12. Тема: Мониторинг и оценка эффективности профилактической программы 4.3. Тематический план семинарских занятий.

    Цели, задачи профилактической программы Целевая группа, особенности программы с учетом целевой группы Содержание профилактической программы, блоки.

    Понятие блока личностной компетенции Понятие блока социальной компетентности Особенности информирования о ПАВ, выработка антинаркотических установок Структура занятия в профилактической программе Организация благоприятных условий проведения профилактической программы Мотивация на участие в профилактической программе, особенности работы с детьми и подростками группы риска.

    10. Тренинг, условия эффективности, навыки проведения 11. Формы проведения занятий в профилактической программе 12. Оценка эффективности профилактической программы 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    Читайте также:  Кодирование алкоголизма ростов на дону отзывы

    Рекомендуемая литература а) Основная литература:

    1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления.

    Учебное пособие//Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 476 с.

    2. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Вопросы разработки системы мониторинга и оценки действий по профилактике ВИЧ/СПИДа на региональном уровне. В рамках проекта «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ИППП среди молодежи в Российской Федерации. Серия рабочих материалов по мониторингу и оценке в области ВИЧ/СПИДа. Выпуск 2. ПРООН, ЮНЭЙДС.

    3. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска.// -М.: УНП ООН, 4. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум.// -М.: УНП ООН, 5. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие.// -М.: УНП ООН, 6. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками. (Ричард Джон Айвс. Pompidou Group, Council of Europe) Автор адаптированного варианта русского перевода Ольга Федорова, Екатеринбург 2003.

    7. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания 8. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. Изд. ЦСПА «Генезис», 2001.

    9. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ среди детей и подростков. НКО Фонд «Система профилактических программ», 10. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. НКО Фонд «Система профилактических программ», Москва 2004.

    11. Современные подходы к профилактике злоупотребления ПАВ среди молодежи. По заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы) М.

    12. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков// Вопросы наркологии. 1993 №3 с.48-53.

    13. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций передающихся половым путем. Авторы: Яшина Е., Камалдинов Д и др. «Гуманитарный проект», Новосибирск, 2000.

    Б) Дополнительная литература 1. Анализ образовательно-просветительских программ в области профилактики ВИЧ/СПИДа в России. Рабочая группа Акимов В.Г., Гериш А.А., Мазус А.И. Бюро ЮНЕСКО в Москве. 2004. Центр межнационального образования «Этносфера».

    2. Аналитическое исследование Обучение жизненным навыкам. Аннотированный отчет. Исследование, проведенное по заказу ЮНИСЕФ Научно-методическим центром Диагностика Адаптация Развитие им. Л.С. Выготского.

    3. Волкова Т.В., Яшин Д.П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12 – 15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ», Москва 2003., М.: МАКС Пресс, 2004 59с.

    4. Дубровинская Е.И., Вуколова П.М. Мультикомпонентная программа профилактики нарушенных форм адаптации детей младшего школьного возраста «Корабль», под ред. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского. НКО Фонд «Система профилактических программ», Москва 2005.

    5. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1, 2, 3, 4 классе (серия 4 книги)/Под ред.

    С.В. Кривцовой.- М.: Генезис, 2005.

    6. Здоровый образ жизни. Обзорное пособие по учебным программам средней школы США. Институт развития регионального образования. Москва 1998.

    7. Кружкова И, Морозова Н. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу. Руководство для сотрудников интернатов и детских домов. РОО «СПИД инфосвязь». М. 2002.

    8. Общие принципы и основные понятия мониторинга и оценки в области ВИЧ/СПИДа. Серия рабочих материалов по мониторингу и оценке в области ВИЧ/СПИДа. Выпуск 1. ПРООН, ЮНЭЙДС.

    9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под. ред. С.В.Березиной, К.С.Лисецкого, И.Б. Орешниковой.-М.: Издательство Института Психотерапии 2000.-256с.

    10. Программа формирования здорового жизненного стиля. «Работающие программы», выпуск 5. Научно – методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им.

    Л.С. Выговского. М.: 11. Руководство на основе широкого участия для Программ предотвращения наркомании среди молодежи: Пособие для развития и совершенствования. Офис ООН по наркотикам и преступности (UNODC) и Глобальная молодежная сеть, г., http://www.unodc.org/youthnet/youthnet_ youth_drugs.htm 12. Сердюк А. А. Обзор зарубежных антинаркотических программ [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. — Харьков, 2002. — Режим доступа:

    13. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста 11-13 лет «Поддержка». НКО Фонд «Система профилактических программ», Москва 2004.

    14. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики ВИЧ\СПИДа и злоупотребления психоактивными веществами у подростков 15-17лет. НКО Фонд «Система профилактических программ», Москва 15. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для подростков. (Программа подготовки лидеров-сверстников). Изд. ЦСПА «Генезис», 2001.

    16. Сказка о тебе и о других. Программа «Избирательной профилактики по потреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей.

    Методические рекомендации по проведению программ для администрации школы, школьных психологов, социальных педагогов, дефектологов. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие.» им. Л.С. Выготского. Под общей ред.

    А.А. Михеевой, С.М. Чечелицкой. М. 2003.

    17. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации.

    /Под научной ред. А.Ф. Шадуры – Спб.: Издательство «Речь», 2005. – 176 с.

    18. Advances in School-Based prevention: Effects on Multiple Health Behavior, Gilbert G.

    Botvin, September 2007, Third symposium on addictive and health behavior research.

    http://conferences.dce.ufl.edu/docs/Addiction/Web%20Presentations/Botvin%20FL%209pdf 19. Annual Review of Drug Prevention. Universal Drug Prevention. National Collaborating Centre for Drug Prevention. http:/www.drugpreventionev >

    1. Учебные комнаты.

    2. Учебно-методическая литература.

    3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.

    8. Материально-техническое обеспечение.

    Учебные классы Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.

    9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

    В процессе обучения основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

    Практическое занятие состоит из следующих этапов:

    Презентация самостоятельно подготовленных профилактических программ Реферативные сообщения по темам соответствующим презентации Проведение тренинга занятий профилактических программ На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

    Рабочая учебная программа тематического усовершенствования «Профилактика алкоголизма и наркоманий» составлена доктором медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Сирота Натальей Александровной, доцентом кафедры клинической психологии к.м.н. Воробьевой Татьяной Викторовной, является инновационной и отражает современные теоретические и практические разработки авторов.

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет Новокузнецкий институт (филиал) Факультет гуманитарный РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.8 Психология личности для специальности 030301.65 Психология специализации 020408 Психология труда и инженерная психология 020403 Социальная психология Новокузнецк 2013 Сведения о разработке и утверждении рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины ОПД.Ф.8 Психология личности федерального. »

    «ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт педагогики и психологии образования ПРОГРАММА вступительных испытаний для абитуриентов (на базе СПО), поступающих на направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, Программа подготовки Психология и педагогика дошкольного образования Москва 2014 Пояснительная записка Настоящая. »

    «Примерная основная образовательная программа основного общего образования, содержащая не менее 6 разделов Примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего. »

    «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ МОСКВА М03АИКА-СИНТЕЗ 2010 ББК 74.100 Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова — Т. С. Комарова. Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. »

    «ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с У Т В Е Р Ж ДАЮ : государственными требованиями к ми н и м у м у с о д е р ж а ни я и у ро вн ю Ректор А.Р. Дарбинян подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением Об УМК Д “_”_ 2012г. РАУ. Институт гуманитарных наук Кафедра: Психологии АВТОР: КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ Казданян С.Ш. У Ч Е Б Н О — М Е ТО ДИ Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С Дисциплина:Б2.В4 Психология политического лидерства. »

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Кафедра государственного и муниципального управления УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе С.Т. Князев _ _2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ Учебный план очной формы обучения № _ Учебный план. »

    «Секция 4. Образование в пространственной и временной перспективе Формирование временной перспективы у девушек – воспитанниц школ-интернатов Мышинская Л. П., педагог-психолог ГОУ г. Москвы ЦПМСС Юго-Восток Я представляю ГОУ ЦПМСС Юго-Восток, руководителем которого является Янковская Наталия Анатольевна. Специалисты нашего Центра вот уже много лет сотрудничают с администрацией интерната № 55 для детей сирот и детей лишенных родительского попечения и проводят большую работу по их социальной. »

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет Утверждено Советом факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ Протокол № 3 от 27 ноября 2008 г. Председатель Совета факультета Ильина И.И. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ Специальность: 050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования Пермь ПГГПУ 2013 Авторы-составители: Григорьева Юлия Сергеевна Программа итоговой государственной аттестации по специальности. »

    «Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт кадрового развития и менеджмента Кафедра акмеологии и психологии управления РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Основы организации труда для ООП 080400.62 – Управление персоналом (профиль Служба персонала и кадровое консультирование) по циклу Б.3. – профессиональному циклу. »

    «ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ АУ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ) Составители: Полывянная М.Т., зав. кафедрой педагогики и психологии АУ Институт развития образования Ивановской области, канд. соц. наук; Уварова О.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии АУ Институт развития образования Ивановской области, канд. пед. наук. Рецензенты: Антонова О.Г., заместитель начальника Департамента. »

    «Структура ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300.62 Психология и профилям подготовки: 1. Психология образования 2. Психология управления персоналом 3. Социально-психологическая реабилитация 4. Перинатальная психология и психология родительства 5. Психология и психотерапия семьи 6. Пенитенциарная психология 1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по. »

    «Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Социальный институт Кафедра социальной педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Проектирование и экспертиза образовательных систем 0504000.68 Психолого-педагогическое образование Квалификация (степень) выпускника – магистр Профили подготовки – Психология и социальная педагогика Форма обучения -. »

    «ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва мозаика-Синтез 2005 Авторы-составители А. В. Антонова, доктор педагогических наук; И. А. Лрапова-Пискарева; //. Е. Веракса, доктор психологических наук; В, В. Гербова, кандидат педагогических наук; О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М.Б. Зацепина, кандидат. »

    «Ф ТПУ 7.1 -21/01 Рабочая программа учебной дисциплины ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ: Декан ГФ В. Г. Рубанов _ 2004 г. СОЦИОЛОГИЯ Рабочая программа (специальность 350400 Связи с общественностью) Факультет гуманитарный (ГФ) Обеспечивающая кафедра Кафедра социологии, психологии и права Курс Семестр Учебный план набора 2004 года Распределение учебного времени Лекции. »

    «Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет Институт кадрового развития и менеджмента Кафедра акмеологии и психологии управления УТВЕРЖДАЮ: Ректор УрГПУ _ Б.М. Игошев 2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Бюджетирование консультационных услуг для ООП 080200.68 – Менеджмент по циклу М.2.В.ОД.2 – профессиональный цикл. »

    «МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ветеринарной медицины профессор_А.А.Лысенко _ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Психология и педагогика для специальности 111201 Ветеринария факультет ветеринарной медицины Ведущая кафедра – кафедра психологии Вид учебной Дневная форма обучения Заочная форма. »

    «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, проректор по учебной работе _С.Н. Туманов _22__062012 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Направление подготовки 030300.62 – Психология Разработчик: доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, Стрельцова Е.В. Саратов- Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на. »

    «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, проректор по учебной работе _С.Н. Туманов 22 июня 2012 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Направление подготовки 030300.62 – Психология Разработчик: доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, Стрельцова Е.В. Саратов- Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден. »

    «УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского д-р геогр. наук, профессор _ А.Н. Чумаченко 28 марта 2014 г. Программа вступительного испытания в магистратуру на направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Технологическое образование в системе профессиональной подготовки) в ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского в 2014 году Саратов – 2014 Пояснительная записка Вступительное испытание Технология в. »

    «Программа стажировки Система оценки качества начального общего образования как инструмент создания ситуации успеха и формирования мотивации к достижению успеха в МБОУ Гимназия №2 г. Сарова 1. Информационный блок программы. Разработчики программы: Афанасьева Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей категории, Крюкова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебной работе, Клюшева Элла Валентиновна, учитель начальных классов высшей категории, Ожиганова Наталья Ильинична, педагог -. »

    © 2013 www.diss.seluk.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

    источник