Меню Рубрики

Центры по лечению алкоголизма в церкви

Злоупотребление алкоголем провоцирует физическую и психологическую зависимость. От первой избавиться легче, чем от второй. Чтобы побороть такую тягу, нужно много времени и работы над собой. Человек должен хотеть исцелиться и вложить все силы в это. Только тогда получится побороть пагубное пристрастие.

Справляются с алкоголизмом люди с огромной силой воли и верой. Важное место в выздоровлении играет духовность. В борьбе с зависимостью от спиртного помогают женские и мужские монастыри.

В учреждениях оказывают помощь в борьбе не только с алкоголизмом, но и с наркоманией, токсикоманией, игроманией. Их задачей является устранение психологической зависимости.

  • переосмысливает свою жизнь;
  • оценивает все преимущества отказа от пагубных пристрастий;
  • изучает проблемы, повлиявшие на формирование тяги.

Учреждение подобного типа бывает платным и бесплатным. Центр реабилитации не выводит из запоев и не лечит от возникших на фоне зависимости патологий.

Его задачей является укрепление эффекта от уже пройденной терапии, снижение риска рецидивов, помощь в адаптации к трезвой жизни.

Лечение в монастыре алкоголик проходит под добровольным согласием. Не получится поместить его туда насильно. Больной в период терапии живет в храме.

Алкозависимый изолируется за стенами монастыря. Там отсутствует привычная для него среда, напоминания о спиртном. Он полностью отгорожен от пьянства, соблазнов, собутыльников. В храме человек в полной мере ощущает свою слабость, вызванную тягой к выпивке.

В монастыре больной пересматривает свои жизненные приоритеты. Анализирует моменты, где проявлял малодушие, не решал проблемы, а пытался уйти от них.

Именно здесь начинается духовное возрождение.
Разговоры с самим собой, с Богом, духовными наставниками помогают осознать, что пьянство — ложное удовольствие. На самом деле это мучение, падение вниз, грех.

Таким образом проявляется неуважение к себе, близкими, обществу.

Человек живет монашеским бытом — участвует в службах, занимается работой. Физический труд заставляет алкоголика забыть о своем пристрастии. Отличная мотивация — пример исцелившихся, вернувшихся к трезвости.

Терапия осуществляется не только с проживанием, но и амбулаторно.

  • священные службы;
  • разговоры с духовенством;
  • обет на отказ от спиртного;
  • паломничество;
  • метод «двенадцати шагов»;
  • цветочная терапия;
  • помощь специалистов.

Лечение с круглосуточным нахождением в православном соборе включает:

  • трудовую деятельность на открытом воздухе;
  • духовные практики;
  • регулярное чтение молебнов;
  • разговоры с другими зависимыми;
  • свободное время для размышлений;
  • рациональное питание;
  • поддержку священнослужителей.

Человек оказывается полностью изолированным от своей привычной жизни. В таких условиях ему легче побороть зависимость.

  • Кавинтон — расширяет сосуды в мозге;
  • Пирацетам — возвращает память, внимательность;
  • Никотиновая кислота — улучшает циркуляцию крови в мозге;
  • Глицин — снижает влечение к этанолу;
  • витамины — благоприятно воздействуют на организм в целом.

Медикаментозная терапия в монастыре не совершается. Для этого существуют специализированные клиники и больницы.

Этот метод лечения помогает:

  • обрести покой;
  • справиться со страхом перед новой жизнью;
  • сформировать ценности;
  • изменить отношение к существованию;
  • обрести уверенность в своих силах;
  • поставить цели, задачи;
  • понять необходимость ЗОЖ.

Всему способствует физическая работа, беседы с людьми с аналогичными бедами, ведение правильного образа жизни.

Такая помощь заключается в:

  • Таинствах Соборования, Причастия, Покаяния;
  • держании постов;
  • восхвалении Божьей Матери;
  • молебнах мученику Вонифатию;
  • чтении сборника песнопений.

Психологическая поддержка является обязательным пунктом в пути к исцелению.

Больной, при нахождении в храме, живет по расписанию монахов:

  • раннее пробуждение;
  • соблюдение режима;
  • тяжелая работа на открытом воздухе;
  • обучение специальности;
  • возможность наблюдать за результатом своего труда.

Физическая деятельность помогает перестать думать о пьянках, восстановить потерянные навыки. Человек может приобрести даже новую профессию.

Нахождение алкозависимого в монастыре обладает плюсами:

  • Человек попадает в атмосферу, далекую от привычной. Он общается с людьми с аналогичными бедами.
  • Верующие относятся к алкоголику без презрения и брезгливости. От них он получает моральную поддержку.
  • Терапия продолжается несколько недель, месяцев. Больной пребывает в храме до полного исцеления. Можно проходить лечение и амбулаторно, посещать монастырь только в обговоренное время.
  • В храме реабилитация проходит добровольно.

В монастыре алкоголик знакомится с людьми, исцелившимися от зависимости. Их положительный пример прекрасно мотивирует больного.

Зависимые люди обращаются к Господу за следующим:

  • для реабилитации, чтобы закрепить результат медикаментозной терапии и снизить риск срывов;
  • положиться на волю Господа и бескорыстное участие верующих, когда своих сил уже не остается;
  • для помощи Бога, при вере, что он поможет справиться с пагубным пристрастием без медикаментов, гипноза и т.д.

В храме получится исцелиться от алкоголизма только добровольно. Алкозависимый должен понять, что болен и захотеть вылечиться.

Учреждения для женщин, в которые можно обратиться:

Месторасположение Реабилитация
Свято-Введенский Иваново Общая молитва, трудовая деятельность
Александро-Невский Маклаково Погружение в быт монахов
Рождества Пресвятой Богородицы Рядом с г. Уссурийск Деятельность на приходах, богослужения
Название Месторасположение Методики терапии
Православное братство древности при храме Флора и Лавра Московская обл. Труд в мастерских, в огороде, чтение молебнов
ПО «Ерино» Московская обл. Монастырский распорядок с круглосуточным нахождением до 3 лет
Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Разговоры со священнослужителем, общие молитвы, трудовая деятельность

Православные центры реабилитации и методики их лечения:

источник

Как подбирать реабилитационный центр, кому помогать в начале и как правильно относиться к близкому, попавшему в зависимость, мы посвятили в “Фоме” Вопрос номера: “Жить с зависимым. Бежать или бороться?”.

Практически во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы реабилитационные центры для людей с зависимостями от алкоголя и наркотических средств.

Если вы или ваши близкие нуждаются в помощи – обратитесь в ближайшее учреждение:

Основной упор программы сделан на оздоровление души и тела человека. В первую очередь это участие в жизни Церкви, посещение богослужений, лекции священнослужителей о христианском образе жизни. Много времени уделяется физическому развитию и восстановлению в тренажерном зале.

Реабилитация стационарная, принимаются только мужчины.

Адрес: Московская обл., Раменский район, с. Речицы, ул. Полевая, 33

Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение»

Основан в 2010 году, директор – протоиерей Иоанн Суворов.

Индивидуальный план лечения разрабатывают опытные психиатры – наркологи.

Реабилитация стационарная. Центр – это закрытое лечебное заведение, что повышает шансы на полное выздоровление.

Адрес: Белгородская область, Прохоровский район, с. Малые Маячки, ул. Центральная 29

Основано в 2014 году при отделе социального служения и благотворительности Калининградской епархии. Духовник – иерей Сергий Василевский.

Реабилитация амбулаторная. Стационарная проводится общиной святого праведного Иоанна Русского для бездомных в п.Холмогорье Правдинского района. Руководитель – Дубровин Артур.

Адрес: г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, дом 23

Благотворительный фонд «Диакония»

Два реабилитационных центра: «Пошитни» и «Сологубовка» открыты в 1995 и 2012 годах на базе православных приходов. Руководитель программы реабилитации – иерей Алексей Жигалов.

Реабилитация стационарная. Основные направления: психотерапевтические и воспитательные методики, основы православной веры, трудовые послушания на территории центров.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная реки Монастырки дом 1, помещение 248

Осуществляет реабилитацию зависимых по трем основным направлениям: духовное, психолого-терапевтическое и социальное. Проводятся постоянные встречи с духовенством, участие в жизни Церкви и богослужениях.

Адрес: г. Ставрополь, Школьный переулок, 12

Областная общественная организация «Ростов без наркотиков»

Основана в 2007 году, на сегодняшний день существует при Ростовской-на-Дону епархии.

Реабилитация стационарная. Предусматривает крестьянский труд в подсобном хозяйстве, регулярное посещение богослужений, физическое и духовное восстановление.

Адрес: г. Ростов-на-Дону, 2-я Краснодарская улица, 96/7.

Основан в 2004 году при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Настоятель и руководитель – протоиерей Александр Новопашин.

Реабилитация стационарная, проходит в загородных домах под руководством настоятеля. Обязательное участие в жизни общины и Церкви, посещение богослужений, помощь в ведении хозяйства на территории центра.

Адрес: г. Новосибирск, ул. Советская, 1а

Православный реабилитационный центр «Дом»

Устроен по типу православного общежития. Проводятся постоянные консультации с врачами, психологами, духовником. Возможно посещение спортзала на территории центра.

Реабилитация стационарная, принимаются только мужчины.

Адрес: г. Воронеж, ул. 25 Октября 17а

Общество трезвости при храме свт. Николая при Уральском государственном горном университете (УГГУ)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева 39

Действует с 2011 года. С зависимыми работают специалисты центра – священники, психологи, психотерапевты, инструкторы. Реабилитация стационарная. Воспитанницы живут в загородном доме, трудятся на различных послушаниях, участвуют в Богослужениях и церковных Таинствах, изучают Священное Писание.

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Отдыха 93

Также вы можете обратится за консультацией в информационно-справочную службу об адресах помощи алкоголезависмым при Координационном центре по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по благотворительности.

Впервые День трезвости был проведен 11 сентября (новый стиль) 1911 году в Санкт-Петербурге. В этот день празднуется Усекновение главы Иоанна Предтечи , который в русской православной традиции сопровождается строгим постом (который подразумевает в том числе полный отказ от алкоголя). В 1914 году Священный Синод своим постановлением закрепил за этой датой празднование Всероссийского Дня Трезвости. Оно заключалось в служении молебнов Иоанну Предтечи (святой при жизни никогда не пил спиртное), крестных ходах и проведении общественных лекций о пользе трезвого образа жизни. В этот день закрывались все учреждения торгующие спиртными напитками.

В России День трезвости был восстановлен в 2014 году . По решению Священного Синода в этот день священники служат молебны о страдающих от алкогольной зависимости людях, произносят проповеди о важности трезвого образа жизни.

Министерство здравоохранения России поддержало инициативу проведения Всероссийского Дня трезвости. В ряде регионов в этот день проводятся спортивные мероприятия, конференции и другие мероприятия связанные с профилактикой алкоголизма.

источник

Алкоголизм уже давно стал проблемой мирового уровня. Этот опаснейший синдром не только полностью губит физическое здоровье человека, но и капитально подкашивает его психическое состояние. Причем страдает как сам алкозависимый, так и члены его семьи. Именно поэтому родственники больного всеми силами пытаются помочь близкому справиться со смертельным пристрастием.

В ход идут все средства, медикаменты, психотерапевтические сеансы, кодирование, народная медицина. И в очень частых случаях единственными помощниками становятся реабилитационные организации, часто христианской направленности. А как именно проходит лечение алкоголизма в церквях и монастырях либо иных учреждениях подобной направленности? Что нужно учитывать, выбирая такую терапию?

цель реабилитационных центров — помочь в социальной реабилитации бывшего алкоголика

В таких организациях проходят терапию люди, подверженные всем видам зависимости: наркоманы, токсикоманы и игроманы. Терапия предусматривает работу над психологической частью зависимости. То есть человек может:

  • переосмыслить собственное бывшее существование;
  • понять все преимущества жизни, где нет места пагубным пристрастиям;
  • углубленно изучить причины, которые подтолкнули его к появлению зависимости.

Но при выборе любого реабилитационного центра, следует учитывать и его специфику. Все предназначенные для этого учреждения (коммерческие либо бесплатные) не выводят зависимого из запойных состояний и не излечивают от самой патологии.

На данный момент в целях реабилитационной помощи бывшим алкозависимым, в нашей стране функционируют различные организации. Существуют они благодаря финансовым взносам неравнодушных к этой проблеме людей. Некоторые организации работают по финансовой поддержке государства. Также многие православные реабилитационные центры для алкоголиков бесплатно предлагают подобного вида услуги.

В таких учреждениях с людьми сотрудничает опытный психотерапевт. Сама программа функционирует при помощи поддержки бывших алкозависимых. Встречи проходят на базе бесед людей, которые уже успешно избавились от зависимости и лиц, только проходящих реабилитацию.

Как проходят занятия в группе анонимных алкоголиков

В основном беседы проводятся 2—3 раза еженедельно. Благодаря таким встречам человек получает следующее:

  • лучшее переосмысление своей старой жизни;
  • полезные советы от руководителя-психотерапевта;
  • всестороннюю поддержку людей, участников бесед;
  • понимание, что с подобной бедой сталкивается очень много людей;
  • умение рассматривать происходящие ситуации взглядом со стороны;
  • рекомендации от людей, которые смогли полностью распрощаться со своим пристрастием.

В подобного рода организациях человек, страдающий от алкозависимости, может получить многоплановую помощь. В частности, ему при необходимости окажут защиту следующего рода:

Практически всегда наибольшую сложность для людей, борющихся с алкоголизмом, представляет социализация. То есть восстановление утраченных связей, обретение нового смысла в жизни. Ведь за время своей болезни личность, как правило, теряет все: друзей, работу, уважение окружающих и родственников.

цель реабилитационных программ — помочь человеку вернуться в нормальный социум

В главные задачи государственных центров реабилитации и становится помощь к возврату здорового социума. Специалисты, работающие в этих учреждениях, помогают бывшим алкозависимым заново найти утерянный смысл существования и реанимировать собственные права в нормальном, трезвом обществе.

При выборе терапии в стенах госцентра реабилитации, который предоставляет свои услуги бесплатно, следует учитывать один нюанс. Качество предлагаемых услуг далеко не во всех случаях будет оправдывать надежды близких пациента.

Многие медики и бывшие алкозависимые рекомендуют обращаться в реабилитационный центр для алкоголиков при монастыре. Они функционируют при многих Храмах и монастырях. В любом регионе проживания алкозависимого можно отыскать действующие христианские организации.

Восстановление акозависиомго осуществляется с условием нахождения лечащего в Божьем Доме. Считается, что данная реабилитация является наиболее эффективной, так как Божья близость хорошо способствует исцелению от алкопристрастия, помогает осознать все, что происходит с человеком и приводит к полному исцелению как духовному, так и телесному.

Большинство православных реабилитационных программ сходи с теми, которые используют в государственных центрах

Если из всех существующих в вашем регионе реабилитационных центров, вы предпочли пройти программу восстановления в коммерческих либо бесплатных государственных учреждениях, следует быть осторожным. Очень много случаев, когда в данных организациях неграмотно подходили к задуманной программе и ничем не помогали человеку.

Поэтому во избежание разочарования и бессмысленной потери денег, следует при первом посещении данного центра и предварительного разговора с руководством, обратить внимание на некоторые моменты. А именно:

  1. Работающий центр реабилитации обязан иметь всю необходимую документацию. В особенности обладать лицензией на право ведения данной деятельности.
  2. Все специалисты, работающие в этих организациях, обязаны обладать соответствующими дипломами. Также все справки, подтверждающие квалификацию работников, должны иметь государственный образец.
  3. Если программа предусматривает длительное нахождение бывших алкозависимых на территории учреждения, убедитесь в наличии квалифицированной охраны.
  4. Обязательно ознакомьтесь с предлагаемой программой. Специалисты советуют останавливать выбор на тех центрах, которые базируются на работе с помощью государственной программы, одобренной Министерством здравоохранения. А вот различные экспериментальные разработки желаемый эффект могут и не дать. Большинство из них еще не проверено временем.

Кстати, будьте готовы к тому, что при приеме нового пациента, руководство центра может попросить об оказании посильной финансовой помощи. В этом нет ничего страшного и незаконного. Учитывайте, что бюджетное финансирование бесплатных реабилитационных центров крайне ограничено.

Именно эти сотрудники и способны оказать неоценимую помощь таким же больным. Имея богатый опыт в борьбе с зависимостью, они способны стать настоящими ценными помощниками новым постояльцам. Именно своим примером волонтеры и направляют пациентов на путь трезвой и благополучной жизни.

Программы, по которым работает большинство данных центров, имеют многоступенчатую структуру. Это обязательно для всестороннего воздействия на личность, которая поставила перед собой цель навсегда избавиться от алкозависимости.

Программы предусматривают активное участие пациентов в жизни и мероприятиях Храмов и монастырей

Курсовые занятия базируются на проверенных и уже изученных программах. Именно они наиболее распространены в подобного рода организациях:

  • занятия по оздоровительной физкультуре;
  • консультации и тренинги с психотерапевтами;
  • трудотерапия, включающая общественно-полезные занятия;
  • групповые обучающие занятия (группы включаются в себя 5—10 человек);
  • вспоминание утерянных навыков существования в здоровом, трезвом социуме;
  • благотворительными занятиями, это помогает лучшему освоению будущей новой жизни.
Читайте также:  Химическое кодирование от алкоголизма побочные эффекты

Когда с алкоголизмом сталкивается верующий человек, лучшим выходом для него становится лечение от алкоголизма в монастыре с проживанием. Такие организации работают бесплатно и не отказывают никому. Программа данных центров по своей сути схожа с функционированием бюджетных государственных учреждений.

Основы реабилитации бывшего алкозависимого в Божьем Доме базируются на применении различной трудотерапии и активном подключению в христианскую жизнь данного монастыря либо Храма. Суть восстановления заключается в следующем:

  1. Изучение слова Божьего.
  2. Участие во всех церковных службах.
  3. Выполнение отведенных обязанностей.

К несомненному плюсу нахождения в христианских восстановительных центрах относится то, что такие общины расположены обычно вдали от населенных пунктов. То есть исключают возможность раздобыть себе алкоголь и вновь пуститься в запойную жизнь. В среднем время пребывания человека в христианском реабилитационном центре составляет около 5—6 месяцев.

Большинсвто бывших постояльцев возвращаются в реабилитационные центры в качестве волонтеров

За этот период бывший алкозависимый успешно осваивает какую-либо новую специальность (чаще с ремесленным уклоном) и становится глубоко верующей личностью. Следует знать, что насильно человека никто в стенах монастыря либо Храма удерживать не станет. Все нахождение там основано чисто на добровольной основе и искреннего желания покончить с прежней жизнью.

Родственникам, да и самому бывшему алкозависимому следует тщательно и основательно подходить к выбору подходящего монастыря. Бывали случаи, когда люди попадали к сектантам и впоследствии выходили оттуда с надломленной психикой. Помните, что настоящий православный центр помощи алкоголикам функционирует только под покровительством (эгидой) русской христианской церкви.

В России успешно функционируют реабилитационные центры для бывших алкозависимых в разных регионах. Вот лишь небольшой список таких православных домов, двери которых открыты для всех желающих вернуться в трезвую жизнь:

Название Адрес Особенности реабилитации
Неупиваемая чаша Волгоградская область, деревня Саушки продолжительное проживание с трудотерапией и религиозным уклоном
Реабилитационный центр Владивосток участие во всех церковных мероприятиях, трудотерапия
Подвижник Свердловская область, город Полевской нахождение в стенах монастыря с соблюдением всех установленных правил
Душепопечительский центр Иркутск углубленная помощь в социализации, подключается трудотерапия в местных больницах
Центр им.Михаила Лекторского Краснодарский край, город Армавир групповые встречи
Общественное движение при участии Приходского православного Храма Всесвятского благочиния Московской епархии. Москва занятия в Общине трезвости (семейные клубы)
Душепопечительский центр при Крутицком подворье программа основана на современных методиках
Метанойя при Свято-Даниловском монастыре жизнь и восстановление в монастырских условиях
Православная община при Храме Покрова Божьей Матери Московская область, село Ерино длительное нахождение на территории (срок около 2-3 лет)
Общество трезвенников при Храме Святителя Николая Московская область, село Ромашково еженедельные групповые занятия
Реабилитационный центр при соборе Александра Невского Новосибирск проживание в самом центре, активное и непосредственное участие в мероприятиях Епархии
Братство трезвости Радонеж при Храме преподобного Сергия Радонежского Самара групповые занятия

Современная реабилитация с помощью функционирующих христианских Храмов и монастырей в последнее время приобретает все больше популярности. Такими услугами может воспользоваться любой страждущий покончить со своей прежней жизнью. Но следует помнить, что для получения гарантированного результата, необходимо искренне желание духовного самоочищения.

Это заболевание доставляет страдания не только пьющему человеку, но и всем близким людям.

Справиться алкогольной зависимостью можно в лечебницах, реабилитационных центрах, нередко практикуется лечение алкоголизма в монастырях и церквях.

С применением каких методик происходит возвращение к нормальной жизни, насколько эффективна православная помощь – с этими вопросами предстоит разобраться.

Когда человек злоупотребляет спиртными напитками, у него развивается алкоголизм. Это заболевание, характеризующееся деградацией личности, разрушением здоровья, отличается психологической зависимостью в необходимости быть пьяным. Различают виды алкоголизма:

  • хронический – ежедневное употребление до полного опьянения;
  • запойный – алкоголик пьет без остановки несколько дней;
  • пивной – развивается при постоянном употреблении пива;
  • женский – трудноизлечимая форма болезни;
  • детский – приводит к серьезным проблемам развития.

Лечение алкоголизма – задача сложная, напрямую зависящая от человека. Алкоголезависимые люди часто не признают своей болезни, не желают менять жизнь. Запои вызывают:

  • развитие заболеваний сердца, печени, рака;
  • снижение работоспособности;
  • похмелье;
  • пренебрежение нравственными ценностями;
  • перемены во внешности – алкоголики выглядят старше своих лет;
  • нечистоплотность;
  • изменение поведения – агрессию, злость;
  • ухудшение материального достатка;
  • проблемы в семье;
  • нервные расстройства у близких людей.

Проблема алкогольной зависимости настолько серьезна, что ее занимаются государственные, общественные организации, частные клиники и приюты. Лечение алкоголизма практикуют в монастырях и церквях. К современным методам реабилитации относятся:

  • терапия медикаментозными препаратами, вызывающими неприятные симптомы при совместном употреблении с алкоголем;
  • детоксикация – очищение организма от продуктов распада спиртного.

Важный фактор эффективности лечения – желание человека измениться. Реабилитация пациентов, зависимых от алкоголя, выполняется при помощи:

  • метода Шичко;
  • психотерапии – групповой семейной, индивидуальной;
  • методики «12 шагов»;
  • коррекции образа жизни;
  • методов гипноза;
  • духовных бесед в церкви со священником;
  • трудовых послушаний в монастыре;
  • молитв;
  • таинств церкви;
  • поклонения иконам.

Алкоголезависимые люди могут получить помощь в специальных бесплатных центрах. В них можно восстановиться, избавиться от психологических, физических расстройств. Православный реабилитационный центр для алкоголиков может действовать при монастырях, церквях, общественных организациях. Основная особенность:

  • отсутствие медикаментозных методов лечения;
  • индивидуальный подход к человеку;
  • проведение реабилитации алкоголиков под контролем специалистов;
  • добровольное желание исцелиться.

Длительность восстановительного периода зависит от запущенности, тяжести заболевания. Зачастую такие центры располагаются в церквях, монастырях вдалеке от города, чтобы человек избегал нежелательных соблазнов. При этом важно, чтобы к нему для поддержки могли приезжать близкие люди – с ними тоже проводится работа. Программы курса реабилитации решают задачи:

  • психологической коррекции личности;
  • социальной адаптации алкоголезависимого;
  • восстановления трудовых навыков.

Лечение алкоголизма в монастырях и церквях проходит на добровольной основе. В процессе исцеления важную роль играет желание человека измениться. К сожалению, многие алкоголики не осознают необходимости возвращения к нормальной жизни. Родственникам приходится заниматься их принудительным лечением в частных клиниках, бесплатных государственных лечебницах. Помощь предполагает два этапа:

  • выведение из запоя – очистка организма от токсинов капельницами;
  • терапия, обеспечивающая отсутствие рецидивов, длительное воздержание от алкоголя.

В стационарах или амбулаторных условиях применяются такие способы лечения:

  • использование гипноза;
  • кодирование с помощью лекарств, которые при употреблении алкоголя вызывают неприятные симптомы;
  • психотерапия, когда больной не переносит медикаментозные препараты;
  • применение средств, действующих на участок мозга, ответственный за тягу к спиртному;
  • употребление препаратов, формирующих отвращение к алкоголю.

Совсем недавно существовала государственная практика принудительной помощи алкоголикам. Были медицинские вытрезвители, куда пьяного привозили с улицы и в течение суток приводили в чувство.

Лечебно-трудовые профилактории по решению суда принимали людей на срок до трех лет. Там пациенты лечились под контролем врачей и при этом работали.

Сейчас происходит медленное восстановление этих традиций:

  • создаются частные приюты для алкоголиков;
  • появляются государственные центры – аналоги вытрезвителей, где можно получить первую помощь, привести себя в порядок, выспаться.

Православная помощь алкоголикам имеет давние традиции. Служители церкви с Божьей помощью, молитвами, обращениями к иконам святых, духовными беседами, помогают справиться с пьянством.

Чтобы попасть в реабилитационный центр для алкоголиков при монастыре, нужно обратиться в ближайшую епархию. Важно, чтобы место находилось недалеко от дома – для поддержки родственниками. Лечение должно быть добровольным, человек – верующим.

Помощь алкоголикам при монастыре продолжается от полугода, включает:

  • изоляцию от мира, соблазнов;
  • тяжелый труд;
  • бытовые ограничения;
  • молитвы.

Важная особенность церковной помощи при алкоголизме – анонимность, ощущение дружелюбной атмосферы. Существуют две формы организации лечения. Одна из них – амбулаторная, которую используют православные общины и монастыри. Такая программа включает:

  • участие в богослужениях;
  • беседы со священником;
  • обет на отказ от алкоголя;
  • паломничество;
  • методику «12 шагов»;
  • цветотерапию;
  • консультации психологов, наркологов.

Лечение от алкоголизма в монастыре с проживанием отличается полным отрывом человека от пьющих друзей, привычной среды обитания. Главное, чтобы он не был атеистом и добровольно решил вылечиться. Алкоголику приходится привыкать к резкому изменению обстановки, новому распорядку. Размеренная монашеская жизнь включает:

  • работу на свежем воздухе;
  • духовные практики;
  • постоянные молитвы;
  • общение с людьми, имеющими такую же проблему;
  • наличие времени для размышлений о своей жизни;
  • правильное питание;
  • психологическую помощь священников.

Для лечения алкоголизма в монастырях и церквях медицинские препараты не используются. Этим занимаются только клиники и лечебницы, имеющие лицензирование. При хроническом алкоголизме назначается медикаментозное лечение, используют:

  • Кавинтон, расширяющий сосуды головного мозга;
  • Пирацетам, восстанавливающий память, внимание;
  • Никотиновую кислоту, улучшающую мозговое кровообращение;
  • Глицин, уменьшающий тягу к алкоголю;
  • витаминные комплексы, облегчающие общее состояние.

Реабилитация алкоголиков в монастыре помогает человеку избавиться от страха перед возвращением к привычному порядку. Этому способствует труд, здоровый образ жизни, общение с людьми, избавившимися от пагубной привычки. Социальной реабилитации в условиях монастыря, церкви помогают:

  • обретение состояние покоя;
  • преодоление страха перед будущей жизнью;
  • формирование нравственных ценностей;
  • изменение отношения к жизни;
  • обретение уверенности;
  • постановка новых целей;
  • понимание необходимости здорового образа жизни.

Эффективное лечение алкоголизма включает оказание психологической помощи. Реабилитация алкоголиков в монастыре происходит с использованием таинств и обрядов, бесед со священниками. Церковь лечит при помощи:

  • молитвы;
  • Таинства Покаяния;
  • постов;
  • Таинства Причастия;
  • акафиста Богородице;
  • молебнов великомученику Вонифатию от пьянства;
  • чтения Псалтыря о здравии;
  • таинства Соборования.

Многие люди, пристрастившиеся к алкоголю, бросают работу, их не интересуют материальные блага, содержание семьи, – остается необходимость добыть спиртное.

Программе реабилитации монастырей важную роль играет трудовая деятельность, помогающая вернуться к привычной жизни, оставить мысли о пьянстве, восстановить утраченные навыки.

Начинается существование по распорядку монахов, который включает:

  • ранний подъем;
  • четкий режим дня;
  • тяжелый физический труд на свежем воздухе;
  • приобретение профессии;
  • возможность видеть результаты своей работы.

Поскольку, кроме лечения алкоголиков, в монастырях практикуется работа с членами их семей, важный момент – месторасположение недалеко от дома. Религиозную общину удобно выбрать, обратившись в храм поблизости. Можно пройти реабилитацию в монастырях Ленинградской области, недалеко от Москвы, небольших городов. Важные моменты:

  • существование программы восстановления;
  • наличие гостиницы для приема пациентов.

Лечение алкоголизма при монастырях помогает тем, кто из-за пьянства лишился дома и семьи. Отшельническая жизнь в обществе людей с похожими судьбами способствует возвращению к нормальному существованию. Помощь оказывают монастыри:

Расположение Программа
Православное братство трезвости при храме Флора и Лавра Московская область работа в мастерских, на огороде, молитвы
Православная община «Ерино» проживание до трех лет, монастырский режим
Высоцкий мужской монастырь г.Серпухов беседы со священником, совместные молитвы, трудотерапия

К сожалению, встречаются случаи женского алкоголизма. Чтобы справиться с проблемой, необходимо иметь желание. Помощь можно получить при женских монастырях:

Расположение Программа
Свято-Введенский Иваново совместная молитва, труд
Александро-Невский Маклаково, Московская область участие в монашеской жизни
Рождества Пресвятой Богородицы под Уссурийском помощь на работах прихода, церковные службы

При храмах Москвы и других городов, при православных приходах, организуются центры помощи больным алкоголизмом. Реабилитация зависимых проходит на анонимных условиях. Главное – желание человека изменить свою жизнь. Известные центры при церквях и монастырях:

Расположение Программа
«Метанойя» Свято-Данилов монастырь, Москва молитвы, духовные беседы
«Неупиваемая чаша» Волгоградская область, село Саушки изоляция от общества, трудотерапия
Душепопечительский центр Иркутск работа в больнице, церковная служба

Быть трезвым – естественное состояние человека. Именно это мы вспоминаем 11 сентября, празднуя Всероссийский День трезвости.

К сожалению, культура питья спиртных напитков в стране практически отсутствует, что вызывает серьезные опасения не только со стороны официальных властей, но и со стороны Церкви.

Как подбирать реабилитационный центр, кому помогать в начале и как правильно относиться к близкому, попавшему в зависимость, мы посвятили в “Фоме” Вопрос номера: “Жить с зависимым. Бежать или бороться?”.

Практически во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы реабилитационные центры для людей с зависимостями от алкоголя и наркотических средств.

Если вы или ваши близкие нуждаются в помощи – обратитесь в ближайшее учреждение:

Основной упор программы сделан на оздоровление души и тела человека. В первую очередь это участие в жизни Церкви, посещение богослужений, лекции священнослужителей о христианском образе жизни. Много времени уделяется физическому развитию и восстановлению в тренажерном зале.

Реабилитация стационарная, принимаются только мужчины.

Адрес: Московская обл., Раменский район, с. Речицы, ул. Полевая, 33

Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение»

Основан в 2010 году, директор – протоиерей Иоанн Суворов.

Индивидуальный план лечения разрабатывают опытные психиатры – наркологи.

Реабилитация стационарная. Центр – это закрытое лечебное заведение, что повышает шансы на полное выздоровление.

Адрес: Белгородская область, Прохоровский район, с. Малые Маячки, ул. Центральная 29

Основано в 2014 году при отделе социального служения и благотворительности Калининградской епархии. Духовник – иерей Сергий Василевский.

Реабилитация амбулаторная. Стационарная проводится общиной святого праведного Иоанна Русского для бездомных в п.Холмогорье Правдинского района. Руководитель – Дубровин Артур.

Адрес: г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, дом 23

Благотворительный фонд «Диакония»

Два реабилитационных центра: «Пошитни» и «Сологубовка» открыты в 1995 и 2012 годах на базе православных приходов. Руководитель программы реабилитации – иерей Алексей Жигалов.

Реабилитация стационарная. Основные направления: психотерапевтические и воспитательные методики, основы православной веры, трудовые послушания на территории центров.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная реки Монастырки дом 1, помещение 248

Осуществляет реабилитацию зависимых по трем основным направлениям: духовное, психолого-терапевтическое и социальное. Проводятся постоянные встречи с духовенством, участие в жизни Церкви и богослужениях.

Адрес: г. Ставрополь, Школьный переулок, 12

Областная общественная организация «Ростов без наркотиков»

Основана в 2007 году, на сегодняшний день существует при Ростовской-на-Дону епархии.

Реабилитация стационарная. Предусматривает крестьянский труд в подсобном хозяйстве, регулярное посещение богослужений, физическое и духовное восстановление.

Адрес: г. Ростов-на-Дону, 2-я Краснодарская улица, 96/7.

Основан в 2004 году при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Настоятель и руководитель – протоиерей Александр Новопашин.

Реабилитация стационарная, проходит в загородных домах под руководством настоятеля. Обязательное участие в жизни общины и Церкви, посещение богослужений, помощь в ведении хозяйства на территории центра.

Адрес: г. Новосибирск, ул. Советская, 1а

Православный реабилитационный центр «Дом»

Устроен по типу православного общежития. Проводятся постоянные консультации с врачами, психологами, духовником. Возможно посещение спортзала на территории центра.

Реабилитация стационарная, принимаются только мужчины.

Адрес: г. Воронеж, ул. 25 Октября 17а

Общество трезвости при храме свт. Николая при Уральском государственном горном университете (УГГУ)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева 39

Действует с 2011 года. С зависимыми работают специалисты центра – священники, психологи, психотерапевты, инструкторы. Реабилитация стационарная. Воспитанницы живут в загородном доме, трудятся на различных послушаниях, участвуют в Богослужениях и церковных Таинствах, изучают Священное Писание.

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Отдыха 93

Каждому, кто пострадал от дружбы с зеленым змием и хочет избавиться от зависимости, необходимо научиться жить заново, и этому содействует социальная реабилитация алкоголиков.

Она помогает бывшим пациентам адаптироваться в обществе, учит обходиться без спиртного, возвращает самоуважение и уверенность в собственных силах.

И что особенно важно – человек, получивший психологическую и социальную поддержку, тверже противостоит прежним соблазнам.

Достичь полного излечения заболевания сложно из-за того, что в течение продолжительного приема горячительных напитков в организме меняются биохимические процессы, их осуществление становится невозможным без спиртного. На физиологическом уровне развивается стойкая зависимость, схожая с наркотической. Как бы сильно ни хотел больной избавиться от нее, сделать это лишь на одном желании подчас невозможно.

Читайте также:  Молитва против пьянства и алкоголизма сына

Каким бы ни было успешным лечение, какие бы современные методы ни применялись, на первых порах после выздоровления человек чувствует отстраненность от общества.

Приложивший немало душевных и физических сил для преодоления сильнейшей зависимости, он вдруг осознает, что получил только выздоровление, но не возврат в нормальную жизнь.

Лишившись главного смысла – рюмки, он не представляет, что делать дальше.

Поэтому, несмотря на улучшение здоровья, отсутствие похмельного синдрома, бывший алкоголик, не сумев найти себя в новой, пугающей реальности, может вновь вернуться в старую компанию, подружиться с бутылкой.

Чтобы лечение не оказалось напрасным, избежать подобного сценария можно только при получении помощи по социализации. Она необходима, чтобы бывший пациент почувствовал себя здоровым психологически. Конечно, изменения не произойдут мгновенно, для этого потребуется какое-то время, понимание и поддержка близких.

Эти вопросы решают реабилитационные центры, специализирующиеся на социальной адаптации бывших больных. В них обращаются мужчины и женщины с разной степенью выздоровления: одни с полным запретом употребления алкоголя, другие – с частичным разрешением небольших доз.

Во время прохождения курса:

  • Идет высвобождение от влияния сохраняющихся в организме остатков алкоголя, которые провоцируют заболевание;
  • Больные получают психологическую поддержку, укрепляющую их стремление к здоровому образу жизни и закрепляющую независимость от спиртного.

Многие специальные учреждения, как государственные, так и частные, содействуют бывшим больным в возвращении в общество. Но особенно действенные результаты (около 80 % ремиссии) показывают реабилитационные центры при монастырях и церквях.

Как и в светских учреждениях, в них помогают избавиться от последствий употребления спиртного, стать полноценным членом социума. Также сотрудники проводят профилактическую работу среди детей и молодежи. Привлекательны они и тем, что помощь оказывается бесплатно.

  • В православных реабилитационных центрах, в отличие от мирских наркологических клиник, не занимаются выводом из запоя и лечением болезни, не применяют медицинские и психотерапевтические методы. В них работают с душевным состоянием человека: помогают определить причину, толкнувшую его к зависимости, устранить ее и сформировать новые взгляды на жизнь.
  • Для этого существует множество программ, рассчитанных на различные временные сроки: от нескольких месяцев до трех лет. Есть и такие заведения, которые не ставят определенных рамок, а работают с пациентами до полного выздоровления.
  • В основе работы православных реабилитационных центров – приобщение к духовной жизни, обязательное участие в церковных службах, трудотерапия, а для пришедших к Богу – получение духовного образования.
  • Бывшие алкоголики изучают Библию, знакомятся с духовной литературой, наставники-священнослужители регулярно проводят с ними беседы о смысле жизни, понимании греха, обретении себя. Во время реабилитационного курса пациенты участвуют в богослужениях, паломничествах, дают обеты трезвости, отрекаются от сектантства, принимают крещение.

Обратиться за помощью в реабилитационный православный центр может любой человек – после лечения в наркологической клинике или нет. Единственное условие – он должен сам этого захотеть. Вся работа построена на добровольном решении человека.

Во многих организациях помогают не только бывшим пьяницам, но и членам их семей – так называемым созависимым. Для них проводятся консультации и профилактически беседы, помогающие совместно с бывшим алкоголиком перестроиться на новую жизнь.

Амбулаторная форма поддержки подразумевает постоянное присутствие лишь в дневное время, ночевать уходят домой:

  • Для бывших больных предусмотрены консультации наркологов, психологов, терапевтов, иных специалистов. Регулярно проводятся беседы с духовным наставником, люди участвуют в богослужениях, церковных таинствах (крещении, венчании, отпевании).
  • Одна из действенных форм поддержки – семейные клубы трезвости, на собрания приглашаются все члены семьи. Занятия проходят регулярно, помимо духовников, в них участвуют и психологи.
  • Также хорошие результаты дает работа в группах, построенных по принципу клуба анонимных алкоголиков.

Стационарная реабилитация считается наиболее эффективной формой восстановления. Группы могут быть смешанными либо отдельными для мужчин и женщин. Количество людей в них ограничено: от 5 до 40 человек, в зависимости от возможностей заведения.

Бывшие алкоголики живут на закрытой территории недалеко от монастыря либо на его территории. Они не имеют контакта с внешним миром, часто находятся вдалеке от дома, что резко ограничивает возможность срыва, употребления спиртного, общаются лишь с верующими людьми.

Обязательное условие – неукоснительное соблюдение дисциплины.

Основные этапы восстановления:

  1. Определенное время, которое оговаривается заранее, пострадавшие от зависимости живут при монастыре. Под наблюдением наставника-священнослужителя осмысливают прежнюю жизнь и стараются ее изменить.
  2. Обязательно занимаются трудотерапией: работают в подсобных хозяйствах, мастерских, строительстве, обустраивают территорию храма или заведения. Это дает бывшим больным осознание своей востребованности, полезности обществу. Кроме того, приобретенные трудовые навыки помогают реализовать себя в дальнейшей жизни.
  3. Бывший алкоголик живет самостоятельно, сам распоряжается финансами, но его все еще курирует духовный наставник.

Один из самых важных вопросов, волнующих людей, переживших алкоголизм и их близких, – сколько стоит такая помощь, во что обходится пребывание в стационаре во время исправления:

  • В христианских реабилитационных центрах исходят из того, что любой страждущий (мужчина или женщина) имеет право на участие, независимо от своего достатка.
  • Центры содержатся на пожертвования спонсоров, родственников, просто неравнодушных граждан. Помощь в социализации оказывается бесплатно, но остальное зависит от возможностей учреждения. В одних – питание за счет организации, в других – требуется некоторая сумма на продукты, а также собственная рабочая одежда и постельное белье.
  • При необходимости предусматривается внесение денег на медицинское обслуживание, которые необходимо пополнять по мере расходования.
  • При поступлении могут запросить помимо паспорта, справку из кожвендиспансера, флюорографию.
  • Иногородние должны иметь при себе деньги на обратный билет до места проживания. Во избежание соблазна купить спиртное, все средства сдаются сотрудникам на хранение и выдаются по окончании срока пребывания.
  • Те, кто решил обратиться за содействием, не пройдя предварительного лечения, должны не пить минимум неделю.

Реабилитация алкоголика – это, прежде всего, содействие в выстраивании правильных отношений с обществом, нахождении своего места в жизни. Православные реабилитационные центры возвращают человеку веру в себя, дают силы на дальнейшее существование без алкоголя.

Волгоградская область
Православный реабилитационный центр «Неупиваемая чаша» Реабилитация алкоголиков и наркоманов Адрес: Волгоградская обл., Клетский р-н, хутор Саушки, ул. Монастырская 1. Тел. 8-927-251-69-65

Руководитель: Иванов Алексей Геннадьевич Духовник — игумен Савин (Аганин).

Действует с 1998 года при Кременско-Вознесенском монастыре. Центр работает по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Пациенты — мужчины и женщины.

Стационар расчитан на 15 человек (к концу 2009 года планируется расширить число пациентов до 100 человек).

Реабилитация проходит по методике: «Длительная изоляция с религиозным уклоном», включающая в себя работу с алко- и нарко-зависимыми психологов, занятия спортом, трудотерапию, аромо-терапию, воцерковление, участие в таинствах. Курс рассчитан на полгода.

Владивосток
Центр реабилитации наркоманов и алкоголиков при приходе во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского
Центр реабилитации алкоголиков и наркоманов

Адрес: г. Владивосток, Океанский просп., д. 44. Телефон: (4232) 40-26-28, 40-17-91.

Руководитель и духовник: протоиерей Александр Талько.

Центр существует с 2003 года и рассчитан на 30 мест.
В основе реабилитации участие в богослужениях и церковных таинствах, трудотерапия.При необходимости консультации с наркологом и психиатром.

Есть также два подворья: на Русском острове и в деревне Новодевице в 220 км от Владивостока. Там одновременно могут проживать 10-12 мужчин. Женщин живут в монастыре Рождесства Пресвятой Богородицы, расположенном под Уссурийском.

При храме реабилитируемые помогают приходу, на Русском острове занимаются ремонтом и охраной, в монастыре — сельским хозяйством.

Екатеринбург, Свердловская область
Реабилитационный центр «Подвижник»
для наркозависимых, алкоголиков и игроманов

Адрес: Свердловская обл., г. Полевской, ул. Фрунзе, 25. Тел.: 8 (34350) 2-34-32, 8(343)219-71-21

Руководитель: Вячеслав Боровских, врач-нарколог и психотерапевт.

Духовник: прот. Сергий Рыбчак.

Реабилитационный центр (стационар) предназначен для мужчин, открыт в 2001 году при храме свв. апп. Петра и Павла, курс реабилитации рассчитан на год.

Чтобы стать пациентом Центра, нужно приехать туда на консультацию или проконсультироваться в интернете по указанному выше адресу. Максимальная загруженность центра- 25 человек. В основе реабилитации – приобретение навыков жизни

православного христианина. Режим приближен к монастырскому: утренние и вечерние молитвы, трудовое послушание, чтение духовной литературы.

Иркутск
Душепопечительский православный центр реабилитации пострадавших от всех видов зависимости во имя Святителя Иннокентия Иркутского при Князь-Владимирском монастыре Адрес: г.Иркутск, ул. Каштаковская 52 Тел. 8-914 -8 -951011, 8(3952)732-116, 8(3952)708-234

Духовник и руководитель — иерей Владимир Кокорин Центр действует с 2000 года. Пациенты — мужчины. Реабилитация амбулаторная и в стационаре (40 мест). В основе духовно – психологической реабилитации лежит участие в Таинствах Церкви, регулярная исповедь, Причастие, соборование и крещение (для некрещеных).

При необходимости проводится чин отречения от оккультизма и сектантского учения. Для всех обязательны: посещение богослужений, утренних и вечерних молитв, которые читаются совместно и по очереди, пение акафистов и т.д.

С зависимыми проводятся духовные беседы о смысле жизни, понятиях греха, страсти и о христианских добродетелях.

За трапезой обязательное чтение духовно-исторической литературы. Имеется библиотека с широким выбором книг. Просматриваются видеофильмы духовно-исторического содержания. Достойные несут клиросное (пение в церковном хоре) и алтарное послушание, звонят в колокола.

Одна из форм реабилитации — трудотерапия (работа на с/х ферме, строительство столярной мастерской, работа в автомастерской). При необходимости оказывается помощь психолога.

Краснодарский край
Душепопечительский Православный Центр Реабилитация алкоголиков и наркоманов Адрес: Краснодарский край, станица Пластуновская, ул.Красная, д.107, Свято-Вознесенский храм Тел. 8- 86162-37-0-48 Руководитель и духовник: протоиерей Сергий Максимец

Помощь оказывается в условиях стационара и только мужчинам. Центр рассчитан на 30 мест. В основе реабилитации участие в церковных таинствах, бесседы с духовенством, трудотерапия (слесарные мастерские, строительство часовни, подсобное хозяйство). Срок пребывания в стационаре до полугода.

Духовно-оздоровительный православный центр священномученика Михаила Лекторского Реабилитация людей страдающих наркотической, алкогольной и игровой зависимостью Адрес: Краснодарский край г.Армавир ул.Луначарского 18 5 (Свято-Троицкий собор). Тел/факс (86137)7 41 94 Руководитель: протоиерей Сергий Токарь Духовник: иерей Павел Калинин

Центр создан в 2005 году. Помощь оказывается амбулаторно. Консультации специалистов (нарколог,психотерапевт) и групповые занятия. Реабилитация длиться один год и рассчитана на воцерковление. В группах 15-20 человек. В течении года при Центре занимаются одна-две группы. Центр так же проводит профилактику зависимости в школах.

Москва и Московская область

Межрегиональное общественное Движение в поддержку семейных клубов трезвости

источник

Пьянство, алкоголизм. Эти слова болью врезаются в жизнь многих людей, и зависимых, и их ближних. Здоровые, крепкие, красивые люди вдруг превращаются в подобие человека, который отдаст многое за стакан горячительной жидкости.

Что нужно алкоголику, чтобы перестать им быть? Желание и правильный подход, считает Игумен Иона (Займовский), духовный руководитель программ психологической и социальной реабилитации алко- и наркозависимых при Даниловом монастыре, руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками православного центра по реабилитации зависимых «Метанойя».

– Отец Иона, на протяжении многих лет Вы занимаетесь реабилитацией людей с химической зависимостью. Как много людей в России, на Ваш взгляд, подвержены недугу алкоголизма?

– Не хочу оперировать цифрами статистики. Я не очень люблю эту сложную дисциплину, потому что с ней можно играть по-разному. Но алкоголизм у нас развит гораздо больше, чем думает каждый из нас. Да, мы можем утром ехать на работу и видеть людей, от которых не пахнет спиртным. Мы смотрим на вполне адекватное окружение и думаем, что у большинства таких проблем нет. Ничего подобного. Алкоголизм имеет разные формы. Есть традиционная для русского человека форма, когда зависимый пьет запоями и все теряет: работу, семью, при этом дебоширит и даже совершает преступления. Но очень много алкоголиков не таких явных. К примеру, довольно часто, особенно среди вполне благополучных домохозяек, встречается женский алкоголизм. Случается и так, что многие годы алкоголик мастерски скрывает, что он пьет. У меня был знакомый прихожанин, вдруг пришла его жена и сказала, что он умер. Оказалось, что он от алкоголизма и умер. Вот так, не до сильного алкогольного опьянения мужчина выпивал каждый день в течение многих лет. И в один из дней этот мир сказал ему «до свиданья».

– Но многие алкоголики не признаются даже себе в том, что у них есть эта проблема, между тем, их близкие продолжают страдать…

– Могу сказать, что некоторым зависимым для «пробуждения» нужно достичь своего дна. Причем у каждого свое дно. Один священник был на Пасху выпивший, ему прихожанин сделал замечание. Это было его дно. И он стал прилагать усилия к выздоровлению. Для кого-то дно – три вокзала. Там он сидит весь черный, пьяный, пьет паленую водку. А для кого-то и это не дно. Человек превращается в бомжа, перестает в принципе быть трезвым и искренне оскорбляется, что его называют пьяницей: «Кто, я? Да нет, это вот он алкоголик». Но, действительно, алкоголизм – это болезнь, которой сопутствует анозогнозия, то есть отрицание болезни. Он не понимает, что он алкоголик, что он разрушает себя и все, что вокруг себя. Все губит, а многое уже разрушено, и все равно не признается, что это происходит из-за его тяги к водке. Личность деградирует. Чем больше он пьет, тем больше деградирует.

– Вы упомянули о выпивающем священнике. Как часто такой недуг встречается среди духовенства и почему, на Ваш взгляд?

– В интернет-пространстве существует группа взаимопомощи «Меридиан», в которой участвуют люди из разных точек земного шара, стран и даже континентов. Например, из США, Якутска, Иркутска, Москвы, Донецка и других мест. Членами этой группы являются страдающие алкоголизмом священники, диаконы и монахи. Вообще, по статистике священники и врачи – это очень проблемные категории. Почему это происходит со священнослужителями? Наверное, потому что священнику очень трудно перестроить взаимоотношения с Богом и сделать их более живыми, настоящими, горящими. Многие из духовенства в семинарии, на приходе, из литературы почерпнули много мыслей о Боге, о Церкви, о духовном мире, которые они сочли своими. Они оперируют этими мыслями, искренне считая их личными. Но нет своего открытия, собственных переживаний о Боге. И такой формализм может привести к унынию и, к сожалению, совсем не безобидному прикладыванию к бутылке. Священники не всегда быстро выздоравливают.

– А вообще верующие пьют меньше?

– Все-таки, конечно, меньше. Потому что есть, так называемые, бытовые или проблемные любители выпить, которые не являются алкоголиками, но они люди распущенные и пьют, может быть, не только из-за распущенности, но из-за отсутствия каких-либо высших идеалов, отсутствия точки опоры, то есть Христа. Пустота на месте духовной жизни заполняется суррогатом. Таинства дают нам благодать, дополнительные силы в борьбе с любыми немощами. Мы обретаем силы жить по-другому. Многие бросают пить, просто становясь чадами Церкви и обретя духовную опору, то есть, отыскав смысл жизни. Высший смысл.

– Вы один из немногих людей, которые знают эту проблему изнутри. На Ваш взгляд, что может помочь обрести людям свободу от пагубной страсти?

Читайте также:  Заговор от алкоголизма сибирской целительницы натальи степановой

– Для начала нужно понять, что алкоголизм – смертельное, прогрессирующее заболевание. Это то, что убивает. Это не только физическая, социальная, и не конкретно психологическая или духовная проблема. В некоторых социальных центрах считают, что человека достаточно социализировать: одеть, причесать, устроить на работу – и он перестанет пить. Ничего он не перестает, он не может перестать. В нем болезнь сидит, это как рак, как диабет. Давайте диабетика сводим в великолепный вегетарианский ресторан – он перестанет быть диабетиком? Алкоголизм – мультидисциплинарная, многоуровневая патология. Как говорил апостол Павел о духе, душе и теле, добавьте сюда еще и социальную составляющую, получается болезнь в целом – био-психо-социодуховная. То есть совокупность повреждения всех сфер существования. Даже если зависимый человек не употребляет алкоголь длительное время и пытается вернуться к нормальной обстановке, вдруг в определенный момент опять начинает снова спиваться и оказывается в той же луже. Такие случаи известны. Люди срываются иногда даже сильнее именно на больших сроках воздержания. Бывает, люди выздоравливают, но в целом мы имеем дело с тяжелой болезнью, с кризисом личности.

Цель тех, кто занимается реабилитацией зависимых людей, – не разобщаться, руководствуясь исключительно собственными методиками, а взаимодействовать. Я готов взаимодействовать и даже направлять людей, которым бы был полезен тот или иной подход, в разные группы, наиболее качественно себя зарекомендовавшие. На мой взгляд, «Анонимные алкоголики» – одна из самых действенных, эффективных программ выздоровления.

– Как работает эта методика, чем она Вам интересна?

– Там люди помогают друг другу. У них есть 12 шагов. Двенадцатый шаг – это шаг апостольский, когда один алкоголик помогает безвозмездно другому. Он везет его в наркологическую больницу, навещает его, приходит в самые критические ситуации. Так начинались анонимные алкоголики.

Иногда, когда смотришь со стороны на собрание «Анонимных алкоголиков», кажется, что это просто общество сумасшедших. Но на самом деле с ними проводится очень качественная работа. Это сообщество миллионам людей дает жизнь. Благодаря «Анонимным алкоголикам» были созданы и параллельные профессиональные сообщества, такие как «анонимные наркоманы», «группы созависимых родственников», «взрослые дети алкоголиков», «анонимные игроки» и другие содружества, где действительно люди находят поддержку, вместе выходят из беды.

Если мы имеем дело с прогрессирующим хроническим заболеванием, то оно повторяется. Это означает, что больному человеку нужна постоянная подпитка, он должен выбрать: регулярно пить или регулярно посещать группы. На ранних сроках происходят довольно частые срывы, на поздних – редкие, позже этот человек может опекать новичков. Такие группы можно создавать везде. А вот создать общество трезвости или иную ячейку реабилитационной модели или православной программы не так просто. Подразумевается, что предводителем там должен быть священник или человек подготовленный. В «Анонимных алкоголиках» же два алкоголика и чайник – уже группа. Чайник – потому что они пьют чай. И эта группа интересна тем, что она легко тиражируется. Они могут быть где угодно, в любой точке мира.

Процесс выздоровления в этой системе очень интересный. Это не просто скучное куда-то хождение, какие-то безумные давания зароков, клятвы. Какие тут зароки? Это болезнь. Разве кто-то может себе сказать: «Я два года не буду болеть»? Можно просто каждый день осторожно ставить плюсик: «Сегодня я не пил». По ступенечке, шаг за шагом освобождаться от этой напасти.

Даниловский монастырь более 11 лет сотрудничает с анонимными алкоголиками. Причем сотрудничает активно, творчески, неформально.

– Какие есть православные формы помощи зависимым? Расскажите подробней о группах помощи, которые Вы окормляете. Чем они интересны?

– На территории Даниловского монастыря существуют две группы Анонимных алкоголиков: «Утро» и «Лоза». На территории молодежного патриаршего центра находится группа АА «Преображение». Участники группы молодежного центра включают сотрудничество с другими группами.

Много сил мы потратили на то, чтобы наши группы при монастыре были качественные. Профессиональные группы играют крайне важную роль в выздоровлении алкоголика. Монастырь и группы сотрудничают плодотворно.

Также при Даниловом монастыре есть своя православная программа «Метанойя» (в пер. с греческого означает «покаяние»). Мы щедро делимся с другими группами своим опытом выздоровления. В основе «Метанойи» лежит православное окормление выздоравливающих алкоголиков, наркоманов, а также их родственников.

Очень важен элемент точной направленности зависимого и определения того, что именно ему нужно. Есть зависимые, которые продолжают пить, колоться и погибать, при этом причащаясь, посещая паломнические места и будучи довольно воцерковленными. Они приходят к нам. И мы этих людей направляем в сообщество «Анонимные алкоголики» или в «Анонимные наркоманы», чтобы человек в этих местах получал главное – трезвость. А люди, которые приходят, допустим, в «Анонимные алкоголики», как правило, уже получили трезвость, но не обрели еще средство высшей силы – Христа, у них не четкое представление о Боге, мы им открываем сокровищницу Церкви Христовой: Евангельское учение, таинства. Помимо этого, мы стараемся каждого профессионально направить. Я работаю вместе с профессиональными психологами, специалистами в области зависимости.

Причем мы занимаемся не только конкретно зависимыми. В своей работе мы рассматриваем и такую проблему как созависимость. Потому что созависимость – это ад, проблемы родственников, которые живут с алкоголиками тоже нужно решать. 90 % созависимых – это женщины: матери, жены, взрослые дочери. Иногда они понимают, что все, конец, их психическое состояние становится хуже, чем у самих алкоголиков. И им без помощи не обойтись.

Рассматриваем и такую нетрадиционную проблему, как «сухое пьянство», когда зависимый человек на короткий период перестает пить – он начинает пить эмоционально, это еще хуже. Мы видим, что одни люди активно занимаются служением, делятся помощью с другими алкоголиками, имеют наставника, окормителя, активно читают литературу. А есть люди, которые остаются трезвыми, но ничего не делают, или делают что-либо одно. Их больше называют сухими, чем трезвыми. Он во всем остался таким же безответственным, распущенным, лживым, инфантильным, эгоистичным. А что происходит с людьми, которые активно работают? Они преображаются. Много есть среди них глубоко церковных, скромных, но без демагогической психопатии. Но есть и те, кто бьет себя в грудь и говорит: «Я православный, наша Русь – святая», а потом лезет тебе в карман и крадет кошелек. И при этом крестится.

– Какие существуют еще, не только в России, но и в мировом сообществе, методики по борьбе с зависимостью наиболее удачно зарекомендовавшие себя?

– Мне интересны те модели, которые сподвигли наших наркологов сдаться и признать, что реабилитация не может быть только медикаментозной. Качественная реабилитация предполагает изменение личности с помощью научения. Это как учеба другой жизни. В Польше есть национальная модель, так называемая «Монары». В Америке родилась модель «Дейтоп», великолепная, на мой взгляд, методика. Мне больше всего нравится Миннесотская модель, которая ориентирует страждущего на выздоровление в группах самопомощи и работе по 12 шагам, включение в полное активное выздоровление.

Сначала человека информируют о том, с чем, вообще, он имеет дело. Его учат, ему показывают, что это за болезнь. Чтобы алкоголик понял, что он болен более серьезно, чем он предполагал, что нужно потратить много усилий и времени, чтобы исцелиться. И что исцелиться – это значит измениться. Это не просто перестать пить и все, как мечтает каждый алкоголик: «Не трогайте меня, я лишь хочу не пить». Но в жизни нет стерильных условий, всякое бывает, и он продолжает пьянствовать. Он должен измениться.

В идеале реабилитация должна быть долгосрочной, хотя бы два – полтора года. Такие реабилитационные центры существуют в Польше. И директорами некоторых из них являются священники, ксендзы. Это важное слияние, синергия между церковью и медициной. У них это называется «эдиктология», от слова «adiction» (англ.) – «зависимость».

У нас же, в основном, – жесткая, мертвая, советская наркология. Но тем ни менее даже у нас главный врач наркологического диспансера № 11 Сергей Васильевич Долгий обратился с предложением помочь ему создать православную реабилитационную программу, подобную нашей «Метанойи». Радует, что сами врачи понимают, что само по себе медикаментозное лечение мало эффективно, и что любая химическая зависимость лечится в групповой работе, а не индивидуально. И психотерапия в основном не имеет отношения к Богу, к христианской жизни.

Хочу обратить внимание еще на один важный момент: в книге американского адиктолога А.Спиккарда «Страсть к спиртному» говорится то, с чем я полностью согласен: если есть достойное сопротивление человеку со стороны его окружения, его можно вырвать из лап алкоголизма. За рубежом практикуется так называемая интервенция, когда родные, близкие, с помощью профессионалов просто, образно говоря, припирают алкоголика к стене и настаивают на реабилитации. Но интервенция может быть сделана профессионально – и в то же время не дать результата, потому что нужно учитывать и то, что болезнь эта «сладкая» и расстаться с ней крайне болезненно. С одной стороны, больной понимает, что спивается, а с другой, пьянство сделалось неотъемлемой частью его жизни.

Интересен опыт Бетти Форд, жены экс-президента США. У нее была двойная зависимость: алкоголь и наркотики. В книге «Бетти: счастливое пробуждение» она рассказывает, как стала выздоравливать с помощью именно интервенции. Причем интервенция проводилась с участием всех членов семьи: взрослых детей, мужа, других близких родственников. Собрались родственники, консультант по химической зависимости, домашний врач, просто крепкие мужики, потому что когда человек ищет, где бы ему опохмелиться, он начинает себя агрессивно вести. С таким участием можно и выздороветь.

– Допустим, человек осознал свое состояние и всей душой захотел избавиться от зависимости, с чего ему начать?

– Вообще выздоровление, мне кажется, очень важно начать с молитвы. Например, в Даниловском монастыре есть икона «Неупиваемая чаша», точная копия чудотворной иконы Серпуховского Высоцкого монастыря. Ее написал тот же иконописец Александр Соколов размер в размер. Или же можно съездить в сам Серпухов. Это очень важно.

Есть у нас и новая икона, которую создали выздоравливающие алкоголики, наркоманы и их родственники. Икона называется «Иисус Христос – Лоза Истинная». На ней изображен традиционный образ Спасителя, но у Него в деснице вместо Евангелия виноградная лоза, которая символизирует всех этих несчастных, которых, конечно, огромное количество. Данилов монастырь заботится о прославлении этого образа.

– Если человек все-таки не излечивается, чья в этом вина?

– Не скажу насчет вины, скажу о заслуге, о том, что вызывает уважение. Вы знаете, почему я начал интересоваться этой темой? Мой близкий друг, я назову его неким отцом Павлом, священник живой и реальный, только с другим именем, пришел в «Анонимные алкоголики». Он был первый из священников, кто пошел по непроторенной тропе. Но он мне говорил: «Я выбрал жизнь». Началось у него все, примерно с того, что утром он служил литургию, а вечером его куда-то приглашали, где он напивался. Утром он просыпался и говорил себе: «Я священник, я напился, я вошел в запой, я могу сделать все, что угодно: изменить жене, украсть деньги, я не вменяем, не имею права служить». Для любого человека это кошмар, для него – вдвойне.

Священник должен быть примером, но если он пьет, он является соблазном. К нему приходят люди и говорят: «Батюшка, помоги!», – а он сам себе помочь не может. Для священника, дьякона или монаха – это позор, стыд и вина в кубе. Но он не захотел спиваться, как его отец, который умер от белой горячки. Он не захотел умирать под забором, не захотел слез своей жены, не захотел запрета на служение. Сейчас, после многих лет активного лечения, он практически решил эту непростую проблему. То есть важно само желание, воля. У каждого есть выбор: бороться с недугом или погибать.

– А когда можно расслабиться и сказать: «Все это было, но в прошлом, теперь я здоров»?

– Как диабет, как рак, алкоголизм не может быть излечим навсегда. Человек находится в группе риска и ему надо это постоянно осознавать. Он не может выпить, к примеру, вместе с сослуживцами после работы по бутылочке пива или по бокалу вина. Ему даже смотреть опасно на эти напитки. Кого-то это расстраивает или даже унижает, но нужно раз и навсегда понять, что ему нельзя, иначе болезнь вернется. Это заболевание можно только приостановить, но не полностью излечить. Со временем, с годами, когда все давно прошло, больной и его окружение могут забыть, что он пил, и пил ужасно. Даже жена может сказать: «Дорогой, ты уже не пьешь 20 лет, выпей рюмочку!». И все. Это гильотина, которая приводит хроническое заболевание стадии ремиссии – в острое. В содружестве «Анонимных алкоголиков» это видно. И на протяжении долгих лет, хотя бы раз в год, люди ходят туда уже на профилактические посещения, которые так же необходимы. Алкоголик хочет пить, даже алкоголик в состоянии ремиссии. Но кто-то имеет желание с этим бороться. А вообще, каждый случай рассматривается отдельно. Под общий итог трудно все привести.

– Что дает силы не возвращаться к выпивке?

– Если я, к примеру, будучи алкоголиком, просто живу и не пью – жизнь становится невыносимой. Необходим постоянный духовный рост. К примеру, делиться опытом выздоровления с другими. Нужно видеть, как люди отчаявшиеся и потерянные возвращаются к нормальной жизни. Это дает силы и желание дальше расти. Нужен бесконечный рост, как в Церкви, с Христом. Человеку нужно развиваться и видеть результаты, окрыляющие результаты.

– Над чем Вы сейчас трудитесь, что хотели бы воплотить?

– Учитывая, что в Москве нет ни одного толкового реабилитационного центра, вместе с Синодальным отделом по Церковной благотворительности и социальному служению в подмосковном селе Долматово, где находится подворье Даниловского монастыря, мы пытаемся открыть реабилитационный центр. Года четыре назад там открылись первые, пока еще разобщенные группы реабилитации зависимых. С годами туда стали приезжать как алкоголики, так и специалисты по борьбе с алкогольной зависимостью, постепенно появилось реабилитационное пространство, группа АА. Совместно с фондом «НАН» (нет алкоголизму и наркомании) стала создаваться и политическая платформа, благодаря которой можно привлечь финансы.

А еще моя старая мечта – создать клуб трезвости с группами взаимопомощи. Такие клубы я видел в Польше. Хочется создать подобный православный клуб или братство. Чтобы там могли получить помощь люди любой зависимости: алкоголики, наркоманы, созависимые родственники, игроки, вплоть до каких-нибудь анонимных эмоционалов и сексоголиков. Хочется, чтобы у людей, помимо выздоровления от зависимости, была возможность и в паломнические поездки съездить, и поучаствовать в интересных мероприятиях. Надеюсь, это когда-нибудь с Божьей помощью осуществится.

– Помоги Господи, отец Иона, в Ваших трудах, в Вашем благом деле.

источник