Меню Рубрики

Тесты для диагностики наркомании и алкоголизма у подростков

1. С чем не сочетается подростковый алкоголизм?
а) шизофренией
б) органическим поражением ЦНС
в) олигофренией
г) эпилепсией
д) невротическими реакциями +

2. Какой метод психотерапии не применяется при лечении алкоголизма:
а) индивидуальной рациональной психотерапии
б) гипнотерапии
в) наркогипнотерапии+
г) эмоционально-стрессовой психотерапии
д) психотерапии ситуационным тренингом

3. Эффективный метод в преодолении анозогнозии у больных алкоголизмом:
а) лекарственная специфическая терапия
б) психотерапия+
в) неспецифическая лекарственная терапия
г) симптоматическая терапия

4. Что отражает симптом утраты количественного и ситуационного контроля у больных алкоголизмом подростков?
а) интенсивность вторичных форм влечения
б) прогредиентность заболевания
в) снижение интеллекта
г) влияние группы, ее моральное и иерархическое давление +

5. Чем выражено соматическое состояние больных алкоголизмом?
а) жировой дистрофией печени, гепатитами, циррозами
б) панкреатитами, гастритами
в) кардиомиопатиями
г) всем перечисленным +

6. Что присуще абстинентному синдрому у подростков, страдающих алкоголизмом?
а) кратковременностью
б) невыраженностью соматовегетативных расстройств, отсутствием тремора
в) сходством с состоянием постинтоксикации у взрослых
г) понижением настроения с раздражительностью
д) всем перечисленным +

7. Специфические соматические осложнения при алкоголизме?
а) кардиомиопатия
б) сосудистая гипертензия
в) жировая дистрофия печени+
г) панкреатиты

8. Как представлены неврологические нарушения у больных алкоголизмом?
а) полиневропатиями
б) синдромом рассеянного энцефаломиелита
в) гипоталамическим синдромом с вегетативно-сосудистыми пароксизмами
г) всем перечисленным +

9. Не является признаком раннего алкоголизма:
а) систематическое злоупотребления алкоголем
б) деградация личности с эйфорической установкой+
в) роста толерантности
г) синдром психической и физической зависимости
д) синдром последствий хронической интоксикации

10. Наиболее специфические неврологические нарушения при алкоголизме:
а) синдром рассеянного энцефаломиелита
б) полиневропатия+
в) гипоталамический синдром с вегетативно-сосудистыми пароксизмами
г) мононевриты

11. Какими обстоятельствами должно сопровождаться лечение, чтобы обеспечить непрерывность и длительность антиалкогольной терапии?
а) постоянным контактом больного с врачом
б) тесной связью врача с родственниками больного и его окружением
в) индивидуальным подбором необходимых лекарственных средств, психотерапевтических методик и иных методов лечения
г) всем перечисленным +

12. Что Не характерно для клиники и динамики алкоголизма в подростковом возрасте?
а) ускоренного развития болезни+
б) недостаточной выраженности и незавершенности многих симптомов болезни
в) малой дифференцированности и отсутствия четких границ между стадиями алкоголизма
г) частоты психических проявлений
д) преобладания дефицитарных симптомов

13. От чего зависят сроки пребывания больного в стационаре?
а) от тяжести абстинентных расстройств
б) от глубины и тяжести соматических неврологических и психопатологических проявлений
в) от установок больного
г) от длительности и тяжести заболевания
д) от всего перечисленного +

14. Какие этапы присутствуют в общей схеме лечения алкоголизма?
а) прерывания запоя и купирования абстинентного синдрома
б) специфического антиалкогольного лечения
в) поддерживающего амбулаторного лечения
г) все перечисленные +

15. От чего будет зависеть этапность проведения лечебно-реабилитационных мероприятий?
а) от тяжести и длительности заболевания
б) от установок больного
в) от микросоциального окружения
г) от всего перечисленного +

источник

Тест на аддикцию (addictus с лат. «связанный долгами») определяет склонность человека к 13 видам зависимостей. Методика Лозовой Г.В. также позволяет диагностировать общую склонность к зависимостям.

  1. Алкогольная зависимость.
  2. Интернет и компьютерная зависимость.
  3. Любовная зависимость.
  4. Наркотическая зависимость.
  5. Игровая зависимость.
  6. Никотиновая зависимость.
  7. Пищевая зависимость.
  8. Зависимость от межполовых отношений.
  9. Трудоголизм.
  10. Телевизионная зависимость.
  11. Религиозная зависимость.
  12. Зависимость от здорового образа жизни.
  13. Лекарственная зависимость.
  14. Общая склонность к зависимостям.

На основании результатов тестирования нельзя ставить диагноз, методика является ориентировочной и показывает общую склонность к той или иной зависимости.

Тест на зависимость (аддикцию) (Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В.):

Вам предлагается тестовый материал, состоящий из 70 вопросов (суждений). Внимательно прочитайте утверждение и, не раздумывая очень долго, выберите один из вариантов ответа.

  1. Нет -1 балл;
  2. Скорее нет – 2 балла;
  3. Ни да, ни нет -3 балла;
  4. Скорее да – 4 балла;
  5. Да – 5 баллов.

Тестовый материал.

  1. Время от времени мне очень хочется выпить, чтобы расслабиться
  2. В свое свободное время я чаще всего смотрю телевизор.
  3. Я считаю, что одиночество – это самое страшное в жизни
  4. Я – человек азартный и люблю азартные игры.
  5. Межполовые отношения – это самое большое удовольствие в жизни.
  6. Я довольно часто ем не от голода, а для получения удовольствия.
  7. Я соблюдаю религиозные ритуалы.
  8. Я все время думаю о работе, о том, как сделать ее лучше
  9. Я довольно часто принимаю лекарства
  10. Я провожу очень много времени за компьютером
  11. Не представляю свою жизнь без сигарет
  12. Я активно интересуюсь проблемами здоровья
  13. Я пробовал наркотические вещества
  14. Мне тяжело бороться со своими привычками
  15. Иногда я не помню произошедшего во время опьянения
  16. Я могу долго щелкать пультом в поисках чего нить интересного по телевизору
  17. Главное чтобы любимый человек всегда был рядом
  18. Время от времени я посещаю игровые автоматы
  19. Я не думаю о межполовых отношения х только когда я сплю
  20. Я постоянно думаю о еде, представляю себе разные вкусности
  21. Я довольно активный член религиозной общины
  22. Я не умею отдыхать, чувствую себя плохо во время выходных
  23. Лекарства – самый простой способ улучшить самочувствие
  24. Компьютер – это реальная возможность жить полной жизнью
  25. Сигареты всегда со мной
  26. На поддержание здоровья не жалею ни сил, ни денег, ни времени
  27. Попробовать наркотик – это получить интересный жизненный урок
  28. Я считаю, что каждый человек от чего то зависим
  29. Бывает что я чуть чуть перебираю когда выпиваю
  30. Телевизор включен большее время моего пребывания дома
  31. Когда я не вместе с любимым человеком, я постоянно думаю о нем
  32. Игра дает самые острые ощущения в жизни
  33. Я готов идти на «случайные связи», ведь воздержание для меня крайне тяжело.
  34. Если кушанье очень вкусное то я не удержусь от добавки
  35. Считаю что религия – единственное что может спасти мир.
  36. Близкие часто жалуются, что я постоянно работаю
  37. В моем доме много медицинских и подобных препаратов
  38. Иногда, сидя у компьютера я забываю поесть или о каких то делах
  39. Сигарета это самый простой способ расслабиться
  40. Я читаю медицинские журналы и газеты, смотрю передачи о здоровье
  41. Наркотик дает самые сильные ощущения из всех возможных
  42. Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо
  43. Алкоголь в нашей жизни – основное средство расслабления и повышения настроения
  44. Если сломался телевизор, то я не буду знать чем себя развлечь вечером
  45. Быть покинутым любимым человеком – самое большое несчастье, которое может произойти
  46. Я понимаю азартных игроков, которые могут в одну ночь выиграть состояние а в другую проиграть два.
  47. Самое страшное это получить физическое увечье, которое сделает невозможным удовлетворить партнера в постели.
  48. При походе в магазин не могу удержаться что бы не купить что нить вкусненькое
  49. Самое главное в жизни – жить наполненной религиозной жизнью
  50. Мера ценности человека заключается в том, на сколько он отдает себя работе
  51. Я довольно часто принимаю лекарства
  52. «Виртуальная реальность» более интересна чем обычная жизнь
  53. Я ежедневно курю
  54. Я стараюсь неотступно соблюдать правила здорового образа жизни
  55. Иногда я употребляю средства, считающиеся наркотическими
  56. Человек – существо слабое, нужно быть терпимым к его вредным привычкам
  57. Мне нравится выпить и повеселиться в веселой компании
  58. В наше время почти все можно узнать из телевизора
  59. Любить и быть любимым это главное в жизни
  60. Игра – это реальный шанс сорвать куш, выиграть много денег
  61. Межполовые отношения – это лучшее времяпровождение
  62. Я очень люблю готовить и делаю это так часто, как могу
  63. Я часто посещаю религиозные заведения
  64. Я считаю, что человек должен работать на совесть, ведь деньги это не главное
  65. Когда я нервничаю, я предпочитаю принять успокоительное
  66. Если бы я мог то все время занимался бы компьютером
  67. Я – курильщик со стажем
  68. Я беспокоюсь за здоровье близких, стараюсь привлечь их к здоровому образу жизни
  69. По интенсивности ощущений наркотик не может сравниться ни с чем
  70. Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни.

Ключ к тесту. Обработка результатов теста.

Суммируйте баллы по отдельным видам склонностей к зависимостям:

1. Зависимость от алкоголя: 1, 15, 29, 43, 57.

2. Телевизионная зависимость: 2, 16, 30, 44 ,58.

3. Любовная зависимость: 3, 17, 31, 45, 59.

4. Игровая зависимость: 4, 18, 32, 46, 60.

5. Зависимость от межполовых отношений: 5, 19, 33, 47, 61.

6. Пищевая зависимость: 6, 20, 34, 48, 62.

7. Религиозная зависимость: 7, 21, 35, 49, 63.

8. Трудовая зависимость: 8, 22, 36, 50, 64.

9. Лекарственная зависимость: 9,23,37,51,65.

10. Зависимость от компьютера (интернета, социальных сетей): 10,24,38,52,66.

11. Зависимость от курения: 11, 25, 39, 53, 67.

12. Зависимость от здорового образа жизни: 12, 26, 40, 54, 68.

13. Наркотическая зависимость: 13, 27, 41, 55, 69.

14. Общая склонность к зависимостям: 14, 28, 42, 56, 70.

Интерпретация (расшифровка -условные нормы):

19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.

Аддиктивное (зависимое) поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

Несмотря на кажущиеся внешние различия, зависимые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще — как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилием зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность.

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний;
  • расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью.

Зависимое поведение совсем не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает обратимые личностные изменения.

Тест на зависимость (аддикцию). Методика определения склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В.

источник

Наркоманов в мире становится с каждым днем все больше. Проблема усугубляется еще и тем, что зависимыми оказываются дети подросткового возраста. Чем раньше выявите наркотическую зависимость, тем больше шансов помочь ребенку излечиться от нее.

Психолог и врач клинической лаборатории рассказали «Летидору», по каким признакам можно выявить наркомана и какие тесты покажут, когда и какие именно наркотики он употреблял.

Екатерина Вашукова, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт

Во все времена моей психологической и клинической практики, а это уже почти 20 лет, мне приходилось иметь дело с подростками-наркоманами. Один из таких пациентов, принудительно попав в реабилитационную программу, сказал фразу: «Мне как будто подрезали крылья». Это высказывание хорошо определяет отличие наркомана-подростка от биологически зрелого пациента.

В то же время на фоне неоформленной личности зависимость овладевает им сильнее. У подростка еще не сформирована ответственность, система ценностей, паттерны (шаблоны) реагирования, и его психика легко становится благодатной почвой для развития зависимости.

Факты, указывающие на наличие зависимости, — это систематическое употребление ПАВ (психоактивные вещества — прим. ред.), неконтролируемые последствия (у подростков это могут быть социальные проблемы в школе, с успеваемостью, приводы в милицию, мелкие кражи дома и у знакомых, физические травмы), употребление тогда, когда не хотел этого делать, вопреки данным обещаниям, сформированное патологическое влечение к психоактивным веществам.

Наркомания, как и депрессия, — болезнь, в которой участвуют три сферы: биологическая, социальная и психологическая. Чем больше предпосылок в одной из сфер, тем меньше нужно двух других, чтобы болезнь сформировалась.

К биологическим предпосылкам относится генетическая предрасположенность, нейромедиаторные нарушения. Последнее означает особенности дофаминово-серотонинового, эндорфинового обмена. При недостатке и некоторых особенностях этого обмена у человека формируется синдром дефицита удовлетворенности.

То есть если обычному ребенку достаточно один раз покататься на карусели, чтобы чувствовать себя радостным, то ребенку с дефицитом удовлетворенности требуется, к примеру, пять. Обычному достаточно одной конфеты, а ребенок с нарушениями нейромедиаторного обмена может объесться сладким, съесть полкоробки конфет и еще мороженое.

Психологические предвестники наркомании чаще всего заключаются в заниженной самооценке, невротизированности, личностной незрелости, психологических травмах.

Читайте также:  Сколько капель чемеричной воды при алкоголизме

Наиболее распространенные социальные — нахождение в среде, где одобряется и приветствуется употребление, воспитание в дисфункциональной семье.

Первое и самое важное — обратиться за помощью к специалисту. Не совершать поступки, руководствуясь чувством вины, и не пытаться сразу исправить все ошибки, которые, как вы теперь (в состоянии стресса) считаете, были допущены. Строго следовать рекомендациям специалиста.

Помните о том, что только контролирующими мерами в отношении подростка (а ваш контроль рано или поздно ослабеет) проблему не решить. Скорее, подросток будет стремиться уйти от контроля и будет становиться хитрее и изворотливее.

Контролирующее поведение, как правило, ведет к негативным последствиям — к отчуждению между контролирующими (строгими) родителями и подростками. Оно мешает чувствовать, видеть реальность, приводит к напряжению во взаимоотношениях, блокирует доверие, обмен теплыми чувствами, любовью.

Важно при помощи специалиста определить наличие зависимости от психоактивных веществ. Если это просто эпизоды употребления на фоне социальных и личностных проблем у подростка, то в этой ситуации достаточно будет ограничиться индивидуальной психотерапией для подростка и семейной терапией. Потому что часто именно на фоне семейных проблем подросток прибегает к использованию ПАВ.

По возможности изолируйте вашего ребенка от группы, где употребляют наркотики.

источник

1.1 Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»

Инструкция: проверь свои знания.

1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.

13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.

18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1

1.2 Анкета «Что мы знаем о курении?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.

1.3 Тест «Мои знания о курении»

Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».

1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно

1.4 Тест «Незаконченное предложение»

Инструкция: продолжите фразу.

2. Сигарета в руке — это показатель.

3. Не курить — это значит не.

4. Курение в нашей семье — это.

5. В моей семье курит лишь — .

1.5 Анкета «Вредно ли курить?»

Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.

Сколько веществ содержится в табачном дыме?

Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма?

Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

1.Курить никогда не было модно.

На сколько лет раньше рискуют умереть женщины, мужья которых курят?

Много ли мужчин осуждает курение женщин?

Из 1000 подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

У кого наибольшая зависимость от табака?

1. У тех, кто начал курить до 20 лет.

2. У тех, кто начал курить после 20 лет.

3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы:1.3, 2.1, 3.1, 4.3, 5.1, 6.1,7.3, 8.3, 9.1.

1.6 Анкета «Отношение к алкоголю»

Инструкция: прочтите эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции.

2.Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу.

3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.).

5. Половина дорожных происшествий является результатом вождения в нетрезвом виде.

6. Алкоголь препятствует быстрой реакции.

7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются).

8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда может вызвать у него умственную отсталость.

9. Большинство алкоголиков — деградировавшие люди с низким уровнем образования.

10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде.

11. Подросток может стать алкоголиком от пива.

12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста.

А теперь оцените свой результат:

1.7 Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

Ваш возраст_______________ Пол_________________

1. Что Вам известно о наркотиках?

2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества?

3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?

4. Пробовали ли Вы сами наркотические или токсические вещества?

5. Если пробовали, то какие?___________________________________________________

6. Что на Ваш взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Липецкой области Вам известно?_________________________________________________________________

8. Наркомания – это:

9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а) да, это диагноз на всю жизнь

б) да, практически неизлечима

г) нет, излечение зависит от человека

10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков

б) изготовление наркотиков

в) хищение или вымогательство наркотических веществ

12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков каннабисной группы (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?

13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными?

Укажите их.___________________________________________________________

1.8 Анкета «Наркотики и подросток»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Много ли у тебя свободного времени?

2. Как ты учишься?

3. Чем занимаешься в свободное время?

— занимаюсь в спортивной секции;

— занимаюсь в кружке, изостудии;

— собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?

6. Если предлагали, то кто?

-знакомый, сам употребляющий наркотики.

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

— знаю, но со мной этого не случится;

— знаю, но я всегда смогу бросить принимать;

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

— достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;

— осознанием гибельности пути употребления наркотиков;

— запретами со стороны родителей и взрослых;

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

— людям, испытавшим на себе действие наркотиков;

— работникам правоохранительных органов;

— средствам массовой информации;

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

— вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;

— вызывает желание попробовать;

— не влияет на мое отношение к наркотикам;

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

— из специальной литературы;

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

— посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;

— сообщил бы классному руководителю;

— поговорил бы с другом и предложил свою помощь;

— ничего бы не сделал, это его личное дело;

1.9 Методика выявления степени информированности о вредных привычках

учащихся 6 – 11 классов

Данная методика предназначена для выявления отношения к вредным привычкам учащихся 6 – 11 классов.

Она состоит из 3 – х частей:

1 часть с вопросами № 1, № 2, №3 основана на методике «Незаконченные предложения», предполагающей свободный ответ на предложенный вопрос.

2 часть с вопросами №4, №5, №6, № 7, №8 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Каждый вариант ответа имеет свою модальность (А – положительную, Б – нейтральную, В – негативную).

Читайте также:  Как вылечить себя гипнозом от алкоголизма отзывы

3 часть с вопросами № 9 и № 10 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Выявляется степень информированности респондента о вредных привычках и мнение об источниках их появления.

1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:

1. По моему мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Последствиями вредных привычек я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

4. Ваше отношение к вредным привычкам?

5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?

А – ничего не будете делать

Б – оставите на сегодняшнем уровне

6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?

А – продолжите с ним общаться

Б – измените к нему отношение

В – перестанете с ним общаться

7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить

8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить

3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?

В – Средства массовой информации

Г – Ближайшее окружение человека

Свой ответ — ______________________________________________________________

10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.10 Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

Ваш пол___________________________ Возраст_____________________________

1. Считаете ли вы серьезной проблему получения школьниками, студентами, молодежью информации о влиянии различных вредных привычек на организм (свой и окружающих)?

2. Как вы считаете, обладаете ли вы достаточной информацией о реальном действии на организм наркотических средств, табака, алкоголя и мерах профилактики, борьбы и лечения? Источник поступления сведений:

А) школьное и студенческое образование
Б) пресса и телевидение
В) общение со сверстниками или укажите другой источник

3. Что вы считаете вредными привычками? (перечислить)

5. Какая (какие) из вредных привычек, на ваш взгляд, является наиболее вредной и почему? (обосновать ответ)

6. Назовите наиболее распространенную вредную привычку среди ваших знакомых и назовите причины, на ваш взгляд, являющиеся основой возникновения этой привычки.

7. Как вы относитесь к наличию вредных привычек у своих близких и друзей?

8. Влияет ли на продолжение дружеских отношений факт приема наркотиков вашим другом (подругой)?

9. Какие причины, на ваш взгляд, могут служить оправданием постоянного приема алкоголя или наркотиков?

10. Есть ли для вас разница, какой именно вид наркотических препаратов принимает человек?

11. Одинаково ли ваше отношение к наличию вредных привычек у мужчин и женщин?

12. Возможно ли, на ваш взгляд, избавиться от вредных привычек самостоятельно?

13. Как вы считаете, нужны ли социальные меры борьбы с вредными привычками, и какие меры, на ваш взгляд, являются наиболее действенными?

14. Имеете ли вы вредные привычки? Если да, то:

А) какие?
Б) в каком возрасте приобретены?
В) при каких обстоятельствах?

15. Испытываете ли вы комфорт или дискомфорт от наличия у вас вредной привычки? Если да, то, что именно вам нравится (не нравится)?

16. Хотите ли вы избавиться от своих вредных привычек? Если да, то что вы пытались предпринять или планируете предпринять в связи с этим?

17. Имеете ли вы личный опыт избавления от вредной привычки? Если да, то, каким способом вам удалось достичь успеха?

18. Ваше отношение к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации?

19. Ваше отношение к наличию у 45% современных школьников России вредных привычек?

20. Если бы вы узнали, что ваш ребенок курит, принимает алкоголь, наркотики, то:

А) какова была бы ваша реакция на это?

Б) какие действия вы бы предприняли (или не предприняли) бы в связи с этим фактом?

21. Как совмещаются занятия спортом с наличием вредной привычки?

22. Каково ваше отношение к употреблению допингов в различных видах спорта?

23. Какое действие на организм оказывает курение?

24. Какое действие на организм оказывает постоянный прием спиртных напитков?

25. Какое действие на организм оказывает прием наркотических препаратов?

26. Каково побочное действие приема допингов спортсменами?

27. Каковы, на ваш взгляд, последствия глобальной наркотизации России на современном этапе?

28. Назовите факторы, способствующие, на ваш взгляд, увеличению числа курящих, пьющих, принимающих наркотики детей в России?

29. В каких странах проблема наркомании стоит столь же остро, как в России и каковы, на ваш взгляд, причины этого явления?

30. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением наркомании в России.

31. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением курения и алкоголя в России.

1.11 Анкета «Что ты знаешь о наркотиках»

1. Наиболее распространенный наркотик в России

2. Какая возрастная группа наиболее подвержена наркотической зависимости?

3. Большинство наркоманов впервые употребили наркотик

4. Какое из перечисленных веществ приносит огромный вред здоровью большинству населения России:

5. Какое из перечисленных веществ представляет наибольшую опасность?

· ингалянты (средства бытовой химии).

6. Что лучше помогает отрезветь пьяному?

7. Как долго остается анаша в организме после курения?

8. Что делает анашу особенно опасной сегодня?

· она широко распространена;

· она может влиять на физическое и умственное развитие;

· дети младшего возраста употребляют ее;

Ответы:
1. Алкоголь. Осторожно – это опасно! Вы можете найти его в киосках, в магазинах, ресторанах, почти в каждом доме. Его даже рекламируют по телевизору. Многие люди, включая подростков, употребляют его, не задумываясь о будущем.

3. За компанию. Большинство людей пробуют наркотик впервые в компании друзей.

4. Сигареты. Миллионы людей курят. Ежегодно тысячи людей умирают из-за привычки курить. Курение приводит к сердечным заболеваниям, заболеваниям легких, раку. Это делает табак самым опасным наркотиком.

5. Ингалянты (средства бытовой химии). Их употребление очень быстро приводит к умственному недоразвитию, тем более, что наркотик часто употребляют дети.

6. Время. Холодная вода, кофе, физическая нагрузка не помогут быстрому отрезвлению. Требуется много времени, чтобы организм освободился от алкоголя.

7. До одного месяца. Тетра-гидроканабиол (наркотическое вещество, содержащееся в конопле) накапливается в жировых клетках организма и обезвреживается очень долго.

8. Все вместе. Этот наркотик очень распространен среди молодежи. Его употребление задерживает физическое и умственное развитие, нарушает память, внимание, способность приобретать знания, что затрудняет, а порой делает невозможным дальнейшее обучение.
Анаша часто является «воротами» для других наркотиков. Она, конечно, не «заставляет» людей применять другие наркотики, но наступает время, когда она не дает прежних ощущений, тем самым, вынуждая принять более сильный наркотик.

1.12 Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы. Ответ помечайте крестиком под одним из утверждений.

источник

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска» .

Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход, в некоторой степени, оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни » 1 .

Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:

· Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);

· Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);

· Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).

Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.

При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.

При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.

Вот пример такой методики для старших подростков:

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

источник

Здравствуйте, читатели блога, Семья и дети! Продолжаем говорить с вами на тему подросткового алкоголизма. В этой статье можно проверить себя, пройдя тест на алкоголизм, ответив всего на 25 вопросов. Также поговорим о последствиях употребления спиртного молодежью и как обезопасить себя от спиртного на вечеринках.

Невероятно, но тестов для диагностики злоупотребления спиртным в подростковом возрасте не так много, как для диагностики взрослых. Возможно, разработчики подобных тестов посчитали, что подростки не сталкиваются с проблемами алкозависимости, как взрослые. Поэтому мне пришлось перелопатить много специальной литературы и медицинских сайтов, чтобы со своим знакомым наркологом по крупицам составить тест, дающий представление какова склонность к алкогольной зависимости у проверяемого.

Взгляните на следующие 25 вопросов теста. Ответьте, да/нет на каждый вопрос. Запишите ваши ответы, проверив, какова ваша склонность к алкоголизму. Главное — это совершенно бесплатно.

  • Выпиваете алкоголь, чтобы почувствовать себя уверенней, например, в клубах, дискотеках?
  • Появляется желание выпить, когда возникают проблемы дома, школе?
  • Пропускали школу из-за алкогольного похмелья?
  • Вам говорили, что вы много пьете? Слыша подобное, вас это беспокоит?
  • Когда употребляли спиртное, искали «приключений?»
  • Спиртные напитки влияют на вашу репутацию, вас осуждали за выпивку знакомые? Ловили себя на мысли, что вам всё равно их мнение о вас?
  • Испытываете чувство вины перед родными за употребления спиртного?
  • Создаете или создавали семье, родственникам проблемы, употребляя спиртное?
  • Вам нравится выпивать компаниями?
  • У вас есть проблемы из-за спиртного с пунктуальностью, какими-то обязательствами?
  • Занимаете/занимали деньги, чтобы купить алкоголь? Выпрашивали у родителей деньги, на спиртное, рассказывая им выдуманные причины, почему нуждаетесь в деньгах?
  • Употребляете алкогольные напитки, чтобы испытывать ощущение власти, вседозволенности?
  • Вы теряли друзей из-за употребления вами спиртного? Они разрывали с вами дружбу?
  • Заключали пари с друзьями, кто больше выпьет, как часто? Заключали пари на бутылку, то есть предмет выигрыша — бутылка спиртного?
  • Можете пить без закусывания просто так?
  • Бывали моменты, когда не могли вспомнить после употребления спиртного, что происходило накануне?
  • Когда-нибудь просыпались в незнакомом месте с вопросом: „Где я, с кем?“, после употребления алкоголя?
  • Попадали в больницу по вине спиртного?
  • Как считаете: вы злоупотребляете алкоголем?
  • Устраивали студенческие попойки, любите их устраивать? Нравится присутствовать на них?
  • Выпивая, пробовали смешивать несколько разных спиртных напитков?
  • Ввязывались в драки или провоцировали их, будучи пьяны, особенно находясь в компании?
  • Появлялось желание после выпивки попробовать легкий наркотик, например, покурить травку?
  • Считаете, что родители преувеличивают свои опасения, выказывая вам свое недовольство по поводу ваших выпивок?
  • Пьете, чтобы вас считали своим человеком в компании?
Читайте также:  Чабрец золототысячник и полынь от алкоголизма отзывы

Итак, если ответили «ДА» на три вопроса, вам стоит задуматься о последствиях.
Ответили «ДА» на 4—5 вопросов — вы находитесь в зоне риска развития алкоголизма в недалеком будущем.
Ответили «ДА» на 6 и большее число вопросов, пришло время обратиться за профессиональной помощью.

Алкоголь среди подростков является серьезной и растущей проблемой, которую многие из молодых людей еще полностью не осознают. Поэтому прочитайте, каким последствиям он приводит.

Вождение в нетрезвом состоянии. 40% ДТП со смертельным исходом связаны с употреблением подростками алкоголя. Пьяному, как говорят «море по колено», поэтому наверняка они не понимают, какой опасности подвергают свои и чужие жизни, садясь за руль в нетрезвом состоянии. Спиртное является причиной неоправданного риска среди молодежи, преуменьшая чувство страха, опасности. Например, пьяные автогонки ночью на улицах города или распитие во время езды.

Алкоголь наносит вред тем, что снижает планку запретов у подростков. Алкогольная интоксикация ухудшает их способность здраво мыслить. Поэтому в состоянии опьянения они могут ввязываться в опасные мероприятия или совершить преступления.

Влияние алкоголя может действовать на подростков подобно «шлюзу», открывающему в дальнейшем для них доступ к употреблению наркотиков. Решив, что употребление спиртных напитков не причиняет им вреда, наоборот, даже расслабляет, они могут ошибочно заключить, что никакой опасности не будет, если попробовать наркотики .

Употребление спиртных напитков почти всегда приводит к плохой успеваемости в школе. У таких подростков существуют проблемы с концентрацией внимания в классе. Также возникают трудности со сверстниками, одноклассниками, преподавателями и представителями власти.

Пьющий подросток чаще других провоцирует семейные проблемы и скандалы. Реакция на переживания родителей сводится к словам «достали своими придирками и учениями». Пьющие подростки становятся грубыми, дерзкими, замкнутыми и часто бесчувственными к переживаниям родителей.

Существуют риски для здоровья, связанные с употреблением спиртного. Например, язва желудка, проблемы с печенью, сердцем, и недоеданием. Обычно эти проблемы возникают у подростков, употребляющих спиртное на протяжении долгого времени. Но, согласитесь, все пристрастившиеся к алкоголю подростки, когда-то не считали, что станут алкозависимыми людьми. Попробовав раз, два со временем пристрастились к спиртному.

Также пьянство, алкоголь может привести к повреждению мозжечка. Что приводит к плохой координации; уменьшает размер гиппокампа. Как следствие — потеря памяти или снижение интеллектуального потенциала, продолжительности концентрации внимания, а также способности понимать и использовать информацию.

Пьющие подростки становятся сексуально-активными более раннем возрасте. Чаще вступают в интимные связи, незащищенный секс. Алкогольные напитки увеличивают риск стать жертвой физического насилия, изнасилования.

Посмотрите этот трехминутный ролик: 7 фактов об алкоголе. Меня впечатлило.

Как видим последствия употребления подростками и молодежью алкогольных напитков не может не волновать родителей, педагогов и политиков. Это далеко идущая проблема, затрагивающая непосредственно или косвенно всех нас. Поэтому не стоит недооценивать вред алкоголя для подростков.

Молодые люди любят проводить время в ночных клубах, различных тусовках, где спиртное — это неотъемлемый атрибут. Как обезопасить себя? Посмотрите памятку.

  1. Лучший способ чтобы сократить риск получения травм, надругательств связанных с алкоголем — быть умеренным в его употреблении.
  2. Можно снизить шансы пострадать, если не смешивать несколько напитков за один раз.
  3. Установите пределы — где, сколько, с кем можете употребить алкоголь.
  4. Собираетесь употребить спиртное? Тогда воспользуйтесь общественным транспортом, такси. Не пытайтесь вести автомобиль в пьяном виде.
  5. Учитесь отказываться от употребления спиртного. Никто не может заставить пить, если сам не хочешь.
  6. Помните, многие бокалы вмещают до трех стандартных норм алкоголя. Поэтому следите, какой у вас бокал.
  7. Не совершайте в подвыпившем состоянии ночные лодочные катания. Почти четверть смертей связанных с такими катаниями происходят из-за спиртного.
  8. Не купайтесь в море, бассейне, когда употребляли спиртное особенно, когда находитесь одни, и никого нет рядом. Вода расслабляет, это может привести к плачевным результатам.
  9. Помните, незаконно продавать алкоголь лицам младше 18 лет. Поэтому продающий, покупающий, оба нарушают закон!

К сожалению, нынешняя молодежь действует, будто они гораздо старше своих лет. Двенадцатилетние одеваются, как шестнадцатилетние. Шестнадцатилетние подростки ведут себя как двадцатипятилетние, с теми же правами, но без обязанностей взрослых. Складывается впечатление, что выпивка среди подростков — своего рода обряд посвящения во взрослую жизнь.

Многие подростки не хотят или боятся разговаривать с родителями, учителями о привычке часто пить алкоголь. Возможно, из-за чувства стыда, вины, страха перед наказанием. Поэтому анонимный тест на алкоголизм — хороший способ помочь подросткам, которые сами смогут обнаружить проблему, пройдя этот тест. Также важно всегда помнить о последствиях, которые приводит с собой употребление спиртного.

С уважением, Андроник Олег!

Завершая эту статью посмотрите еще одно видео о последствиях подросткового алкоголизма.

источник

Наркоманов в мире становится с каждым днем все больше. Проблема усугубляется еще и тем, что зависимыми оказываются дети подросткового возраста. Чем раньше выявите наркотическую зависимость, тем больше шансов помочь ребенку излечиться от нее.

Психолог и врач клинической лаборатории рассказали «Летидору», по каким признакам можно выявить наркомана и какие тесты покажут, когда и какие именно наркотики он употреблял.

Екатерина Вашукова, психолог, сертифицированный гештальт-терапевт

Во все времена моей психологической и клинической практики, а это уже почти 20 лет, мне приходилось иметь дело с подростками-наркоманами. Один из таких пациентов, принудительно попав в реабилитационную программу, сказал фразу: «Мне как будто подрезали крылья». Это высказывание хорошо определяет отличие наркомана-подростка от биологически зрелого пациента.

В то же время на фоне неоформленной личности зависимость овладевает им сильнее. У подростка еще не сформирована ответственность, система ценностей, паттерны (шаблоны) реагирования, и его психика легко становится благодатной почвой для развития зависимости.

Факты, указывающие на наличие зависимости, — это систематическое употребление ПАВ (психоактивные вещества — прим. ред.), неконтролируемые последствия (у подростков это могут быть социальные проблемы в школе, с успеваемостью, приводы в милицию, мелкие кражи дома и у знакомых, физические травмы), употребление тогда, когда не хотел этого делать, вопреки данным обещаниям, сформированное патологическое влечение к психоактивным веществам.

Наркомания, как и депрессия, — болезнь, в которой участвуют три сферы: биологическая, социальная и психологическая. Чем больше предпосылок в одной из сфер, тем меньше нужно двух других, чтобы болезнь сформировалась.

К биологическим предпосылкам относится генетическая предрасположенность, нейромедиаторные нарушения. Последнее означает особенности дофаминово-серотонинового, эндорфинового обмена. При недостатке и некоторых особенностях этого обмена у человека формируется синдром дефицита удовлетворенности.

То есть если обычному ребенку достаточно один раз покататься на карусели, чтобы чувствовать себя радостным, то ребенку с дефицитом удовлетворенности требуется, к примеру, пять. Обычному достаточно одной конфеты, а ребенок с нарушениями нейромедиаторного обмена может объесться сладким, съесть полкоробки конфет и еще мороженое.

Психологические предвестники наркомании чаще всего заключаются в заниженной самооценке, невротизированности, личностной незрелости, психологических травмах.

Наиболее распространенные социальные — нахождение в среде, где одобряется и приветствуется употребление, воспитание в дисфункциональной семье.

Первое и самое важное — обратиться за помощью к специалисту. Не совершать поступки, руководствуясь чувством вины, и не пытаться сразу исправить все ошибки, которые, как вы теперь (в состоянии стресса) считаете, были допущены. Строго следовать рекомендациям специалиста.

Помните о том, что только контролирующими мерами в отношении подростка (а ваш контроль рано или поздно ослабеет) проблему не решить. Скорее, подросток будет стремиться уйти от контроля и будет становиться хитрее и изворотливее.

Контролирующее поведение, как правило, ведет к негативным последствиям — к отчуждению между контролирующими (строгими) родителями и подростками. Оно мешает чувствовать, видеть реальность, приводит к напряжению во взаимоотношениях, блокирует доверие, обмен теплыми чувствами, любовью.

Важно при помощи специалиста определить наличие зависимости от психоактивных веществ. Если это просто эпизоды употребления на фоне социальных и личностных проблем у подростка, то в этой ситуации достаточно будет ограничиться индивидуальной психотерапией для подростка и семейной терапией. Потому что часто именно на фоне семейных проблем подросток прибегает к использованию ПАВ.

По возможности изолируйте вашего ребенка от группы, где употребляют наркотики.

источник

1. Способность наркомана «заражать» наркоманией здоровых людей носит название:

2. Один наркоман в течение года заражает наркоманией в среднем:

3. Вещество, способное влиять на работу центральной нервной системы, меняя при этом состояние психики, называется:

В. наркотически действующим

Г. наркотическим средством

4. Вещества, общее действие которых проявляется успокоением, расслаблением, сонливостью, способностью снимать тревогу, беспокойство, вызывать развитие сна, называются:

А. седативными, снотворными

5. Вещества, общее действие которых выражается в появлении ощущения бодрости, активности, желания действовать, потере потребности в еде, отдыхе, сне, называются:

А. седативными, снотворными

6. Вещества, общее действие которых выражается в появлении на фоне возбуждения и расторможенности обманов восприятия – галлюцинаций (восприятие без реально существующего объекта), называются:

А. седативными, снотворными

7. Что из нижеперечисленного не является веществом седативного действия?

8. Что из нижеперечисленного не является веществом группы психостимуляторов?

9. Что из нижеперечисленного не является веществом группы психодислептиков?

10. Вещество, употребление которого характеризуется особой криминогенностью и социальной опасностью, в связи с чем, вещество занесено в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Российской Федерации», и за любые незаконные операции с ним предусмотрена уголовная или административная ответственность, это:

Б. наркотик в юридическом смысле слова

В. наркотически действующее вещество

11. Что из нижеперечисленного не является признаком I стадии наркомании?

А. адаптация к психоактивному веществу

Г. психическая зависимость

12. Что из нижеперечисленного не является признаком II стадии наркомании?

А. адаптация к психоактивному веществу

Г. психическая зависимость

13. Что из нижеперечисленного не является признаком III стадии наркомании?

А. психическое и физическое истощение

Г. психическая зависимость

1. Для здорового от алкоголизма человека характерна:

А. хорошая переносимость больших (свыше 150 мл водки) доз алкоголя

Б. плохая переносимость больших (свыше 150 мл водки) доз алкоголя

2. Для больного начальной стадией алкоголизма характерна:

А. хорошая переносимость больших (свыше 150 мл водки) доз алкоголя

Б. плохая переносимость больших (свыше 150 мл водки) доз алкоголя

3. Повышение настроения при употреблении алкоголя без связи с обстановкой его употребления (социальной ситуацией) происходит у:

А. здорового от алкоголизма человека

Б. больного I и II стадий алкоголизма

4. Стремление устроить «праздник каждый день» характерное для больного алкоголизмом это проявление:

В. психической зависимости

5. Хорошая переносимость больших (свыше 150 мл водки) доз алкоголя у больных алкоголизмом I, II стадии носит название:

В. психическая зависимость

6. Повышение настроения при употреблении алкоголя без связи с обстановкой его употребления (социальной ситуацией) у больного алкоголизмом I, II стадии носит название:

В. психическая зависимость

7. Окончательное формирование лобных долей коры головного мозга, влияющее на скорость прогрессирования алкоголизма с переходом в его III стадию происходит в возрасте:

8. Определить у человека потенциальную возможность стать больным алкоголизмом можно с возраста:

9. Подростковые неформальные группы, в которых начинается, как правило, злоупотребление алкоголем формируются в возрасте:

10. Что из нижеперечисленного не является признаком I стадии алкоголизма?

А. адаптация к психоактивному веществу

Г. психическая зависимость

11. Что из нижеперечисленного не является признаком II стадии алкоголизма?

А. адаптация к психоактивному веществу

Г. психическая зависимость

12. Что из нижеперечисленного не является признаком III стадии алкоголизма?

источник