Меню Рубрики

Темы родительских собраний на тему алкоголизм

Для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!”.
Ведущий нарколог России,
доктор медицинских наук
Эдуард Арменакович Бабаян

Подростковый алкоголизм – это та проблема, от которой никуда не денешься. С ней следует бороться, ведь количество ребят в возрасте от 12 до 18 лет, которые употребляют спиртное, с каждым годом растет.

Мотивы употребления алкоголя подростками:

а) нравится, приятно — 45,1- 60,6%;
б) влияние компании ровесников — 1l,2-22,5%;
в) снятие напряжения — 12-15,4%.

Причины употребления алкоголя подростками

Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских коктейлей, пива, крепких напитков бросаются в глаза, они доступны и относительно дешевы.

б) Безнадзорность и вседозволенность в семьях (равнодушие).

По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей.

Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.

Большое значение имеет и подростковый конформизм – подражание себе подобным в кругу друзей. При этом если в пьющей пиво компании находится кто-то отказывающийся от этого напитка, то он подвергается в этой среде насмешкам, презрению и, в конечном итоге, изгоняется из группы.

Стремясь оградить ребенка от всех трудностей, всячески потакая ему во всем, родители воспитывают морально слабое, безвольное существо, которое попадая в другую среду, легко поддается дурным влияниям, поскольку у него отсутствуют моральные тормоза.

Большое значение при раннем употреблении спиртных напитков имеют взрослые и, прежде всего, родители. Если в семье еженедельно устраивается коллективная пьянка, то ребенок воспринимает это естественным и в последующем начинает себя вести точно так же. В таких семьях дети рано приобщаются к алкоголю. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет.

Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, встречается 5,7% семей, в которых употребляют алкоголь оба родителя, 58,1% семей, в которых употребляет спиртное только отец. И нет ни одной семьи, в которой вообще бы не употреблялись алкогольные изделия.

д) Социально неустойчивые семьи.

91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих.

По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них, и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

До 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для «аппетита», «лечат» вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т.д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и прочее.

Влияние алкоголя на подростков

По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния по улицам, просиживания в подъездах, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков книг почти не читают.

В начале века были проведены опыты по изучению влияния алкоголя на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учеников в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

Кроме того организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам, к алкоголю. Поэтому ранее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению внутренних органов.

Из заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, у подростков следует назвать гепатиты и панкреатиты, заболевания эндокринной системы, нарушения работы сердца, проблемы с артериальным давлением, появление различного рода легочных заболеваний, снижение устойчивости к различного рода инфекционным заболеваниям и особенно расстройства со стороны центральной нервной системы и психики.

Лечение детей, больных алкоголизмом осуществляется в специализированных палатах или отделениях наркологического диспансера, чтобы исключить контакт и влияние взрослых алкоголиков.

Исходя из выше изложенного, профилактика подросткового алкоголизма имеет очень большое значение. Заключается она прежде всего в воспитательных и организационных мерах, направленных на то, чтобы подросток знал о пагубном действии алкоголя и стремился активно избегать контакта с ним и с пьющими. А со стороны родителей важно занять свободное время ребёнка, поощрять и стимулировать различного рода здоровые увлечения, повышать его интерес к образованию и получению профессии.

А главное, родителям следует помнить, что безвредных для организма подростка спиртных напитков не существует.

Список используемой литературы

  • Еникеева Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков, М., 1999
  • Заиграева Г.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения, М., 1986
  • Медицинская энциклопедия, М., 2003 г.
  • источник

    Сценарий и презентация родительского собрания на тему: Вред алкоголя для здоровья подроста.

    Быстро растут наши дети. При этом в их организмах происходят сложнейшие процессы. Формируется их характер, происходит становление личности. Многими вопросами и проблемами встречает жизнь растущего человека. Он жадно и с большим интересом впитывает всё то, что ему предложено окружающими людьми, книгами, радио и телевидением. Многие знания из полученных необходимы. Но далеко не всё, что воспринимает наш ребёнок, полезно.

    Многие дети массу времени проводят у экрана телевизора, в интернете. Они смотрят всё подряд. И среди этого «подряд» много «питейных» сцен, иногда безобразных (что тоже вызывает нездоровый интерес и повышенный уровень любопытства), иногда красиво оформленных застолий, с яркими героями, застольными речами и нарядами. Ах, как волнующе. Как хочется подражать! И они подражают. Не с этого ли всё начинается? С непреодолимого желания быть таким же красивым и уверенным в себе и так же непринуждённо потянуться к рюмке?

    А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях, которые предоставлены самим себе и пагубным соблазнам нашего мира.

    «А что мы знаем о подростковом алкоголизме»? Да, многие знают, что алкоголь опасен для здоровья. Но не всегда можем объяснить, в чём заключается эта опасность. Уже давно установлено, что самому жестокому разрушительному воздействию алкоголя подвергается детский организм. Страдают все органы и системы организма. Чем моложе организм, тем меньше его сопротивление губительному воздействию.

    Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьёзнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в это время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно приведёт к ужасным результатам.

    Отметим лишь некоторые из этих последствий:

    Поражается, прежде всего, центральная нервная система.

    Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

    Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

    Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).

    Нарушение деятельности сердечнососудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).

    Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких).

    Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

    Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

    Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

    Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

    Советский педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».

    В семье подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Антиалкогольное воспитание в школе обернётся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо семьям знать — будущее ваших детей в ваших руках. Не забывайте, что дети всё время смотрят на вас, берут с вас пример. Стремятся подражать. Поэтому, прежде всего, откажитесь от употребления алкоголя. «Пьяный быт» разлагающе действует на ребенка. Конечно, сила личного положительного примера имеет большое значение, но это далеко не все. Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребёнка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие по интересам в кружках и секциях и т.д. Правильная организация свободного времени, интересный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью, скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.

    В наши дни очень актуальна проблема

    После одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток

    При употреблении алкоголя исчезают запреты, беспокойство и волнение, они уступают место ощущению эйфории; ухудшается зрение, речь и координация движений.

    У сильно пьющих людей развивается алкогольный гепатит и цирроз печени, увеличивается селезенка

    Последствия алкоголизма: поражение мозга, пищеводное кровотечение из варикозных сосудов, функциональная почечная недостаточность, анемия, нарушение свертываемости крови

    Алкоголь, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает нормальное функционирование ее половых органов

    Будущим мамам следует задуматься

    Дети и подростки, употребляющие алкоголь подвержены инфекционным заболеваниям

    Под действием спиртного у подростков нарушается работа ритма сердца, выработка ферментов в печени, нарушается фильтрующая функция почек, ухудшается память и мышление

    Задержка умственного развития детей — одно из главных последствий алкоголизма родителей

    Продолжительность жизни сильно пьющих на 10 – 12 лет меньше средней

    Подростковый алкоголизм возникает и при чрезмерном употреблении пива

    Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками

    источник

    Родительское собрание . «Пагубное влияние алкоголя».

    Цели: актуализировать проблему алкоголизма у подростков;

    выяснить: какова роль родителей в формировании негативного отношения детей к употреблению алкоголя.

    Задачи: обозначить масштабы подросткового алкоголизма;

    определить причины подросткового алкоголизма;

    выработать способы реагирования на случаи употребления алкоголя детьми.

    Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся, психолог, юрист, медицинский работник, учитель биологии.

    Подготовительный этап: проведено анкетирования учащихся с целью выявления случаев употребления алкоголя учащимися класса (Анкета. Приложение 1), презентация по теме собрания (Приложение 3)

    Оформление: на слайде написано высказывание:

    «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство»

    Классный руководитель: В подростковом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, легкость в общении, отвлечься от своих проблем.

    Опросы, проводимые среди подростков, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет знаком с алкоголем. И наши дети не являются исключением. (результаты анкетирования, вопросы 1, 2, 4)

    Выступление медицинского работника: Из истории алкоголизма

    «Алкоголь» в переводе с арабского означает нечто эфирное. Напитки, которые содержат спирт, называются алкогольными. Чем выше крепость алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие. Пиво тоже считается алкогольным напитком. В пиве содержание алкоголя может быть различным: от 0 до 10% и более. Среднее содержание алкоголя в пиве 3,5%, по западной статистике 5%. Это значит, что при употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя.

    Спирт является сильным ядом, который, попадая в организм, не только пьянит, но вызывает зависимость и разрушает организм. Смертельная доза для подростка составляет 50-100 г. Эксперты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что потребление более 8 литров алкоголя в год на душу населения считается опасным для психического и физического развития нации. В России эта цифра достигает 14 литров.

    Медики пришли к выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее. Пиво является самым агрессивным из легальных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому часто пивные вакханалии заканчиваются драками, насилием, убийствами.

    Пивной алкоголизм ведёт к деградации поколений, с наглядным проявлением чего мы уже сталкиваемся на каждом шагу во дворах, в транспорте, на улице. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, так сказал об этом: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». По статистике Минздрава РФ 60% молодёжи в России страдает пивным алкоголизмом.

    Выступление психолога: Причины подросткового алкоголизма

    Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребёнка к алкоголю.

    Первая группа – биологические факторы. До сих пор учёными не установлено, существует ли наследственная предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли виноваты? Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.

    Читайте также:  Как и чем лечить алкоголизм на дому

    К биологическим факторам риска раннего приобщения к алкоголю относят различные нарушения внутриутробного и послеродового развития ребёнка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорождённого,- всё это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Это способствует формированию ощущения физиологического дискомфорта. Став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для снятия этого ощущения. Это может явиться причиной употребления алкоголя.

    Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка (психологические факторы риска). Для детей с неустойчивой психикой характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. Начиная какое–то дело, они часто не доводят его до конца. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем.

    Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю. Реализуется ли этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребёнка. Если они сумеют научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

    Выступление юриста: 7 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовленных на его основе». Действие закона распространяется на продажу пива с содержанием этилового спирта более 0,5%. На пиво безалкогольное ограничения не распространились.

    Также вступил в силу Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

    Теперь продавать и распивать пиво в общественных местах, детских и медицинских учреждениях, в учреждениях культуры, на улице и на транспорте запрещено. А несовершеннолетним нельзя продавать пиво даже в барах и магазинах. Несовершеннолетним запрещено посещать торговые точки, где ведется продажа алкоголя на разлив. Однако вопреки закону на улице по-прежнему можно встретить подростков, распивающих пиво.

    По результатам анкетирования употреблению пива подростками способствуют следующие факторы риска:

    1. их знакомство с этим алкогольным напитком, происходит в том возрасте, когда уровень самоконтроля недостаточен, система ценностей неразвита;
    2. друзья употребляют пиво, а подростки, как известно подвержены влиянию сверстников;
    3. употребление пива родителям в присутствии детей.

    Способствует приобщению подростков к алкоголю и реклама пива.

    Многие подростки считают, что употребление алкоголя, в том числе и пива, не только вредно, но и полезно. Это говорит о недостатке у них знаний о влиянии пива на организм.

    Классный руководитель: Мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. Это влияние на подростка компании старших по возрасту ребят, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие интереса подростка к учебе, труду, общественной жизни. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

    Учитель биологии и химии: Алкоголь, принятый внутрь, через 5 -10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются все физиологические процессы в организме, а это приводит к тяжелым заболеваниям печени, почек, сердца, сосудов, головного мозга, нарушается работа нервной системы.

    Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

    Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

    Потребление алкоголя тяжело сказывается на деторождении. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении, но и к другим психическим заболеваниям детей, например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией.

    Пьянство укорачивает жизнь человека на 15-20 лет.

    Классный руководитель: Роль семьи в формировании отрицательного отношения детей к употреблению алкогольных напитков

    Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

    Советский педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».

    В семье подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Антиалкогольное воспитание в школе обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо в семьях знать — будущее ваших детей в ваших руках. Не забывайте, что дети всё время смотрят на вас, берут с вас пример. Стремятся подражать. Поэтому, прежде всего, откажитесь от употребления алкоголя. «Пьяный быт» разлагающе действует на ребенка. Конечно, сила личного положительного примера имеет большое значение, но это далеко не все. Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребёнка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие по интересам в кружках и секциях и т.д. Правильная организация свободного времени, интересный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью, скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.

    А сейчас мы с вами попытаемся подобрать правильные способы реагирования на случаи употребления алкоголя вашими детьми. Я предлагаю вам разделиться на две группы и дать свои варианты ответов.

    1. Ваш ребёнок пришёл со школьного вечера поздно, разговаривая с ним, вы почувствовали от него запах алкоголя. Как вы поступите в данном случае?

    Совет классного руководителя:( Объяснить ребенку, как алкоголь влияет на организм человека. Конечно, безнаказанным оставлять нельзя. Но наказание должно быть гуманным, не унижающим чести и достоинства подростка)

    1. От постороннего человека вы узнаёте, что ваш ребёнок употребляет алкоголь. Вы просите его честно в этом признаться, но он всё отрицает. Что вы будете делать?

    Совет классного руководителя: (Привести убедительные доводы, что вы верите человеку, сообщившему вам об употреблении ребенком алкоголя, т.к. у него нет причин вас обманывать. Далее поступить как в первой ситуации)

    1. Ваши друзья – взрослые — на Новогоднем празднике за столом вашему ребёнку наливают в бокал шампанское. Как вы на это отреагируете?

    Советы классного руководителя: (Сделать тактичное замечание другу и вежливо сказать, что шампанское тоже является алкогольным напитком, а детям алкоголь употреблять нельзя)

    1. Ваша дочь встречается с молодым человеком, который часто употребляет пиво. Какими будут ваши действия?

    Советы классного руководителя: (Попросить дочь собрать информацию о вреде пива и поделиться ею с молодым человеком)

    Классный руководитель: Мы рассмотрели несколько примеров, как реагировать, если ваши подозрения подтвердились, и вы убедились, что ваш ребенок употребляет алкогольные напитки. Думаю, что в таких ситуациях вам поможет Памятка для родителей (Приложение 2)

    Решение родительского собрания:

    1. Научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье.
    2. Родителям дать первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления.
    3. Воспитывать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков.
    4. Вести контроль со стороны родителей за проведением свободного времени ребенком, повышать мотивацию к учебе, интересоваться личной жизнью подростка.
    5. Быть в тесном контакте со школой в вопросах воспитания детей.

    А.Н. Маюров «Антиалкогольное воспитание», М., «Просвещение», 1987 г.

    Н.А. Касаткина «Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе», Волгоград, «Учитель», 2003 г.

    А.В. Давыдова «Классные часы-8 класс», М., «Вако», 2010г.

    Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007 г.

    Собрание подготовила и провела Магина Людмила Геннадьевна.

    источник

    Родительское собрание «Алкоголизм и будущее нации» размещено в помощь коллегам

    Родительское собрание на тему:

    «Алкоголизм и будущее нации»

    Тема: «Алкоголизм и будущее нации».

    Цель: подготовить родителей к антиалкогольному семейному воспитанию.

    Задачи: 1. Ознакомить родителей с опасными последствиями употребления алкоголя.

    2. Разобраться в причинах появления подросткового алкоголизма.

    3. Дать рекомендации родителям по осуществлению профилактических мер подросткового алкоголизма.

    Вино губит телесное здоровье людей,

    губит умственные способности,

    губит благосостояние семей

    губит душу людей и их потомство.

    Быстро растут наши дети. При этом в их организмах происходят сложнейшие процессы. Формируется их характер, происходит становление личности. Многими вопросами и проблемами встречает жизнь растущего человека. Он жадно и с большим интересом впитывает всё то, что ему предложено окружающими людьми, книгами, радио и телевидением. Многие знания из полученных необходимы. Но далеко не всё, что воспринимает наш ребёнок, полезно.

    Многие дети массу времени проводят у экрана телевизора. И смотрят всё подряд. И среди этого «подряд» много «питейных» сцен, иногда безобразных (что тоже вызывает нездоровый интерес и повышенный уровень любопытства), иногда красиво оформленных застолий, с яркими героями, застольными речами и нарядами. Ах, как волнующе. Как хочется подражать! И они подражают. Не с этого ли всё начинается? С непреодолимого желания быть таким же красивым и уверенным в себе и так же непринуждённо потянуться к рюмке?

    Подростки тратят своё свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки на улицах, просиживание в барах или в кино. Приём алкогольных напитков принимает регулярный характер и становиться непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребления спиртного незаметно становиться практически главным смыслом жизни.

    А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях , которые предоставлены самим себе и пагубным соблазном нашего мира.

    Как же уберечь взрослеющих подростков от пагубной привычки?

    Давайте попробуем определим свою родительскую роль и сформулируем свои действия в некоторых типичных воспитательных ситуациях. И сразу возникает вопрос: «А что вы знаете о подростковом алкоголизме»? (ответы родителей). К сожалению, по вашим высказываниям ясно, что вы далеко не всё знаете об алкоголе. Да, многие знают, что алкоголь опасен для здоровья. Но не всегда можете объяснить, в чём заключается эта опасность. Уже давно установлено, что самому жестокому разрушительному воздействию алкоголя подвергается детский организм. Страдают все органы и системы организма. Чем моложе организм, тем меньше его сопротивление губительному воздействию.

    Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьёзнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в это время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно. Приведёт к ужасным результатам.

    Отметим лишь некоторые из этих последствий:

    Поражается, прежде всего, центральная нервная система.

    Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

    Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

    Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).

    Нарушение деятельности сердечнососудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).

    Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).

    Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких).

    Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

    Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

    Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.

    Изменение состава крови, анемия и т.д.

    Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

    Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы. И как результат – раннее ослабление половых функций.

    Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.

    Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьёзным осложнениям.

    Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путём, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией
    Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Большую роль в получении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

    Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная её дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приёма таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

    Ещё одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребёнка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

    негативные межличностные отношения внутри семьи;

    чрезмерная опека со стороны родителей;

    поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребёнка и т.д.

    Но самой серьёзной причиной является отрицательный пример родителей. Если вы пьёте, ваши дети наверняка будут делать тоже самое. Ведь пример родителей особенно опасен и не редко именно родители предлагаю своему ребёнку первую рюмку.

    К сожалению, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

    Почему не смотря на запреты, алкоголь распространился так широко? (Приносят огромные доходы производителям и торговцам этого зелья).

    Профилактика подросткового алкоголизма:

    Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего. С детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

    Читайте также:  На сколько лет сокращается продолжительность жизни больных алкоголизмом

    Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

    Во-первых, профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет. Запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00. Предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения. Запрет приёма несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

    Во-вторых, профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизм, осуществление санитарно-просветительской работы и т.п.

    В-третьих, профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

    В заключении хотелось бы сказать. Все взрослые, а родители в первую очередь, отвечают за воспитание своих детей и именно Вы первыми должны показать пример вашим детям отказаться от злоупотребления алкоголя. Поэтому умение родителей создать здоровую обстановку в семье, правильно подходить ко всем вопросам воспитания ваших детей, является вашей главной задачей.

    Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать всё на самотёк. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

    источник

    Для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!”.
    Ведущий нарколог России,
    доктор медицинских наук
    Эдуард Арменакович Бабаян

    Подростковый алкоголизм – это та проблема, от которой никуда не денешься. С ней следует бороться, ведь количество ребят в возрасте от 12 до 18 лет, которые употребляют спиртное, с каждым годом растет.

    Мотивы употребления алкоголя подростками:

    а) нравится, приятно — 45,1- 60,6%;
    б) влияние компании ровесников — 1l,2-22,5%;
    в) снятие напряжения — 12-15,4%.

    Причины употребления алкоголя подростками

    Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских коктейлей, пива, крепких напитков бросаются в глаза, они доступны и относительно дешевы.

    б) Безнадзорность и вседозволенность в семьях (равнодушие).

    По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей.

    Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.

    Большое значение имеет и подростковый конформизм – подражание себе подобным в кругу друзей. При этом если в пьющей пиво компании находится кто-то отказывающийся от этого напитка, то он подвергается в этой среде насмешкам, презрению и, в конечном итоге, изгоняется из группы.

    Стремясь оградить ребенка от всех трудностей, всячески потакая ему во всем, родители воспитывают морально слабое, безвольное существо, которое попадая в другую среду, легко поддается дурным влияниям, поскольку у него отсутствуют моральные тормоза.

    Большое значение при раннем употреблении спиртных напитков имеют взрослые и, прежде всего, родители. Если в семье еженедельно устраивается коллективная пьянка, то ребенок воспринимает это естественным и в последующем начинает себя вести точно так же. В таких семьях дети рано приобщаются к алкоголю. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет.

    Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, встречается 5,7% семей, в которых употребляют алкоголь оба родителя, 58,1% семей, в которых употребляет спиртное только отец. И нет ни одной семьи, в которой вообще бы не употреблялись алкогольные изделия.

    д) Социально неустойчивые семьи.

    91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих.

    По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

    По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них, и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

    До 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для «аппетита», «лечат» вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т.д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и прочее.

    Влияние алкоголя на подростков

    По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

    Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

    Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния по улицам, просиживания в подъездах, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков книг почти не читают.

    В начале века были проведены опыты по изучению влияния алкоголя на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учеников в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

    Кроме того организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам, к алкоголю. Поэтому ранее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению внутренних органов.

    Из заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, у подростков следует назвать гепатиты и панкреатиты, заболевания эндокринной системы, нарушения работы сердца, проблемы с артериальным давлением, появление различного рода легочных заболеваний, снижение устойчивости к различного рода инфекционным заболеваниям и особенно расстройства со стороны центральной нервной системы и психики.

    Лечение детей, больных алкоголизмом осуществляется в специализированных палатах или отделениях наркологического диспансера, чтобы исключить контакт и влияние взрослых алкоголиков.

    Исходя из выше изложенного, профилактика подросткового алкоголизма имеет очень большое значение. Заключается она прежде всего в воспитательных и организационных мерах, направленных на то, чтобы подросток знал о пагубном действии алкоголя и стремился активно избегать контакта с ним и с пьющими. А со стороны родителей важно занять свободное время ребёнка, поощрять и стимулировать различного рода здоровые увлечения, повышать его интерес к образованию и получению профессии.

    А главное, родителям следует помнить, что безвредных для организма подростка спиртных напитков не существует.

    Список используемой литературы

  • Еникеева Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков, М., 1999
  • Заиграева Г.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения, М., 1986
  • Медицинская энциклопедия, М., 2003 г.
  • Родительское собрание . «Пагубное влияние алкоголя».

    Цели: актуализировать проблему алкоголизма у подростков;

    выяснить: какова роль родителей в формировании негативного отношения детей к употреблению алкоголя.

    Задачи: обозначить масштабы подросткового алкоголизма;

    определить причины подросткового алкоголизма;

    выработать способы реагирования на случаи употребления алкоголя детьми.

    Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся, психолог, юрист, медицинский работник, учитель биологии.

    Подготовительный этап: проведено анкетирования учащихся с целью выявления случаев употребления алкоголя учащимися класса (Анкета. Приложение 1), презентация по теме собрания (Приложение 3)

    Оформление: на слайде написано высказывание:

    «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство»

    Классный руководитель: В подростковом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, легкость в общении, отвлечься от своих проблем.

    Опросы, проводимые среди подростков, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет знаком с алкоголем. И наши дети не являются исключением. (результаты анкетирования, вопросы 1, 2, 4)

    Выступление медицинского работника: Из истории алкоголизма

    «Алкоголь» в переводе с арабского означает нечто эфирное. Напитки, которые содержат спирт, называются алкогольными. Чем выше крепость алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие. Пиво тоже считается алкогольным напитком. В пиве содержание алкоголя может быть различным: от 0 до 10% и более. Среднее содержание алкоголя в пиве 3,5%, по западной статистике 5%. Это значит, что при употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя.

    Спирт является сильным ядом, который, попадая в организм, не только пьянит, но вызывает зависимость и разрушает организм. Смертельная доза для подростка составляет 50-100 г. Эксперты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что потребление более 8 литров алкоголя в год на душу населения считается опасным для психического и физического развития нации. В России эта цифра достигает 14 литров.

    Медики пришли к выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее. Пиво является самым агрессивным из легальных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому часто пивные вакханалии заканчиваются драками, насилием, убийствами.

    Пивной алкоголизм ведёт к деградации поколений, с наглядным проявлением чего мы уже сталкиваемся на каждом шагу во дворах, в транспорте, на улице. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, так сказал об этом: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». По статистике Минздрава РФ 60% молодёжи в России страдает пивным алкоголизмом.

    Выступление психолога: Причины подросткового алкоголизма

    Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребёнка к алкоголю.

    Первая группа – биологические факторы. До сих пор учёными не установлено, существует ли наследственная предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли виноваты? Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.

    К биологическим факторам риска раннего приобщения к алкоголю относят различные нарушения внутриутробного и послеродового развития ребёнка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорождённого,- всё это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Это способствует формированию ощущения физиологического дискомфорта. Став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для снятия этого ощущения. Это может явиться причиной употребления алкоголя.

    Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка (психологические факторы риска). Для детей с неустойчивой психикой характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. Начиная какое–то дело, они часто не доводят его до конца. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем.

    Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю. Реализуется ли этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребёнка. Если они сумеют научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

    Выступление юриста: 7 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовленных на его основе». Действие закона распространяется на продажу пива с содержанием этилового спирта более 0,5%. На пиво безалкогольное ограничения не распространились.

    Также вступил в силу Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

    Теперь продавать и распивать пиво в общественных местах, детских и медицинских учреждениях, в учреждениях культуры, на улице и на транспорте запрещено. А несовершеннолетним нельзя продавать пиво даже в барах и магазинах. Несовершеннолетним запрещено посещать торговые точки, где ведется продажа алкоголя на разлив. Однако вопреки закону на улице по-прежнему можно встретить подростков, распивающих пиво.

    По результатам анкетирования употреблению пива подростками способствуют следующие факторы риска:

    1. их знакомство с этим алкогольным напитком, происходит в том возрасте, когда уровень самоконтроля недостаточен, система ценностей неразвита;
    2. друзья употребляют пиво, а подростки, как известно подвержены влиянию сверстников;
    3. употребление пива родителям в присутствии детей.

    Способствует приобщению подростков к алкоголю и реклама пива.

    Многие подростки считают, что употребление алкоголя, в том числе и пива, не только вредно, но и полезно. Это говорит о недостатке у них знаний о влиянии пива на организм.

    Классный руководитель: Мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. Это влияние на подростка компании старших по возрасту ребят, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие интереса подростка к учебе, труду, общественной жизни. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

    Учитель биологии и химии: Алкоголь, принятый внутрь, через 5 -10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются все физиологические процессы в организме, а это приводит к тяжелым заболеваниям печени, почек, сердца, сосудов, головного мозга, нарушается работа нервной системы.

    Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

    Читайте также:  Методы лечения алкоголизма с биологически ориентированным воздействием

    Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

    Потребление алкоголя тяжело сказывается на деторождении. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении, но и к другим психическим заболеваниям детей, например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией.

    Пьянство укорачивает жизнь человека на 15-20 лет.

    Классный руководитель: Роль семьи в формировании отрицательного отношения детей к употреблению алкогольных напитков

    Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

    Советский педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».

    В семье подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Антиалкогольное воспитание в школе обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо в семьях знать — будущее ваших детей в ваших руках. Не забывайте, что дети всё время смотрят на вас, берут с вас пример. Стремятся подражать. Поэтому, прежде всего, откажитесь от употребления алкоголя. «Пьяный быт» разлагающе действует на ребенка. Конечно, сила личного положительного примера имеет большое значение, но это далеко не все. Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребёнка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие по интересам в кружках и секциях и т.д. Правильная организация свободного времени, интересный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью, скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.

    А сейчас мы с вами попытаемся подобрать правильные способы реагирования на случаи употребления алкоголя вашими детьми. Я предлагаю вам разделиться на две группы и дать свои варианты ответов.

    1. Ваш ребёнок пришёл со школьного вечера поздно, разговаривая с ним, вы почувствовали от него запах алкоголя. Как вы поступите в данном случае?

    Совет классного руководителя:( Объяснить ребенку, как алкоголь влияет на организм человека. Конечно, безнаказанным оставлять нельзя. Но наказание должно быть гуманным, не унижающим чести и достоинства подростка)

    1. От постороннего человека вы узнаёте, что ваш ребёнок употребляет алкоголь. Вы просите его честно в этом признаться, но он всё отрицает. Что вы будете делать?

    Совет классного руководителя: (Привести убедительные доводы, что вы верите человеку, сообщившему вам об употреблении ребенком алкоголя, т.к. у него нет причин вас обманывать. Далее поступить как в первой ситуации)

    1. Ваши друзья – взрослые — на Новогоднем празднике за столом вашему ребёнку наливают в бокал шампанское. Как вы на это отреагируете?

    Советы классного руководителя: (Сделать тактичное замечание другу и вежливо сказать, что шампанское тоже является алкогольным напитком, а детям алкоголь употреблять нельзя)

    1. Ваша дочь встречается с молодым человеком, который часто употребляет пиво. Какими будут ваши действия?

    Советы классного руководителя: (Попросить дочь собрать информацию о вреде пива и поделиться ею с молодым человеком)

    Классный руководитель: Мы рассмотрели несколько примеров, как реагировать, если ваши подозрения подтвердились, и вы убедились, что ваш ребенок употребляет алкогольные напитки. Думаю, что в таких ситуациях вам поможет Памятка для родителей (Приложение 2)

    Решение родительского собрания:

    1. Научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье.
    2. Родителям дать первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления.
    3. Воспитывать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков.
    4. Вести контроль со стороны родителей за проведением свободного времени ребенком, повышать мотивацию к учебе, интересоваться личной жизнью подростка.
    5. Быть в тесном контакте со школой в вопросах воспитания детей.

    А.Н. Маюров «Антиалкогольное воспитание», М., «Просвещение», 1987 г.

    Н.А. Касаткина «Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе», Волгоград, «Учитель», 2003 г.

    А.В. Давыдова «Классные часы-8 класс», М., «Вако», 2010г.

    Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007 г.

    Собрание подготовила и провела Магина Людмила Геннадьевна.

    Государственное общеобразовательное учреждение

    «Среднеахтубинская специальная (коррекционная)

    Общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Тема: «Алкоголь наш общий враг»

    Тема: «Алкоголь наш общий враг».

    Цель: подготовить родителей к антиалкогольному семейному воспитанию.

    Задачи: 1. Ознакомить родителей с опасными последствиями употребления алкоголя.

    2. Разобраться в причинах появления подросткового алкоголизма.

    3. Дать рекомендации родителям по осуществлению профилактических мер подросткового алкоголизма.

    Показатели роста пьянства среди детей и подростков в последние десятилетия уже не вызывают сомнения. Борьба со страшным злом, которое часто сравнивается с эпидемией, алкоголизмом, уже многие годы не теряет актуальность. Подростки наша смена, будущее работоспособное население нашей страны. Разве это может не волновать нас всех, а в первую очередь родителей. Поэтому мы выносим этот вопрос на обсуждение с вами, уважаемые родители.

    В III четверти в нашей школе интернате проходит акция «Защити себя сам». Родители, заходя в интернат или при входе на второй этаж школы, видели план мероприятий проводимых с учащимися школы-интерната. Многие из этих мероприятий уже выполнены, но есть ещё мероприятия, которые предстоит выполнить педагогам школы-интерната.

    На кануне мы провели анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Детей просили ответить на 12 вопросов. В анкетирование принимали участие 80 детей.

    Ты рассказываешь своим родителям, что ты делаешь в свободное время?

    Да – 40 человек. Нет – 40 человек.

    В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь?

    По праздникам – 25ч. Не употребляют – 55ч.

    Считаешь ли ты пиво алкоголем?

    Кто-нибудь тебе уже предлагал алкогольные напитки?

    Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?

    Какие причины могут побудить тебя принимать алкоголь?

    За компанию – 30ч. День рождение – 20ч. Плохое настроение – 10ч. От безделья – 12ч. Не употребляют вообще – 8ч.

    Как ты думаешь, по каким причинам люди впервые употребляют алкоголь?

    Смерть близких 10ч. Не знаю — 15ч. Праздники – 40ч. Для интереса 15ч.

    Ты уже бывал на вечеринке, где принято употреблять алкоголь?

    Когда ты попробовал впервые алкоголь?

    Не помню – 36ч. 7-12 лет – 10ч. 12-13 лет – 16ч. 14 -16 лет – 6 ч. Не пьют – 12ч.

    Как ты думаешь, родители должны знать об этом?

    Да – 40ч. Нет – 23ч. Не помню – 17ч.

    Если все в компании пьют, ты тоже пьёшь?

    Да – 28ч. Не всегда – 13ч. Только пиво – 16ч. Джин тоник – 8 ч. Нет – 15ч.

    Результаты опросов, проводившиеся в школе, показали, что большая часть учащихся уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактором является то, что детей «угощал» алкоголем отец, брат или кто-то из родственников. К 7-ому классу количество подростков , принимающих алкоголь, возрастает, а к концу 9-х классов употребление алкоголя происходит практически при любой возможности . И всего лишь 4 процента опрошенных учащихся ни разу не пробовали алкоголь.

    Быстро растут наши дети. При этом в их организмах происходят сложнейшие процессы. Формируется их характер, происходит становление личности. Многими вопросами и проблемами встречает жизнь растущего человека. Он жадно и с большим интересом впитывает всё то, что ему предложено окружающими людьми, книгами, радио и телевидением. Многие знания из полученных необходимы. Но далеко не всё, что воспринимает наш ребёнок, полезно.

    Многие дети массу времени проводят у экрана телевизора. И смотрят всё подряд. И среди этого «подряд» много «питейных» сцен, иногда безобразных (что тоже вызывает нездоровый интерес и повышенный уровень любопытства), иногда красиво оформленных застолий, с яркими героями, застольными речами и нарядами. Ах, как волнующе. Как хочется подражать! И они подражают. Не с этого ли всё начинается? С непреодолимого желания быть таким же красивым и уверенным в себе и так же непринуждённо потянуться к рюмке?

    Подростки тратят своё свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки на улицах, просиживание в барах или в кино. Приём алкогольных напитков принимает регулярный характер и становиться непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребления спиртного незаметно становиться практически главным смыслом жизни.

    А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях , которые предоставлены самим себе и пагубным соблазном нашего мира.

    Как же уберечь взрослеющих подростков от пагубной привычки?

    Давайте попробуем определим свою родительскую роль и сформулируем свои действия в некоторых типичных воспитательных ситуациях. И сразу возникает вопрос: «А что вы знаете о подростковом алкоголизме»? (ответы родителей). К сожалению, по вашим высказываниям ясно, что вы далеко не всё знаете об алкоголе. Да, многие знают, что алкоголь опасен для здоровья. Но не всегда можете объяснить, в чём заключается эта опасность. Уже давно установлено, что самому жестокому разрушительному воздействию алкоголя подвергается детский организм. Страдают все органы и системы организма. Чем моложе организм, тем меньше его сопротивление губительному воздействию.

    Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьёзнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в это время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно. Приведёт к ужасным результатам.

    Отметим лишь некоторые из этих последствий:

    Поражается, прежде всего, центральная нервная система.

    Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

    Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

    Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).

    Нарушение деятельности сердечнососудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).

    Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).

    Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких).

    Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

    Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

    Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.

    Изменение состава крови, анемия и т.д.

    Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

    Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы. И как результат – раннее ослабление половых функций.

    Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.

    Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьёзным осложнениям.

    Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путём, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.

    Причины подросткового алкоголизма:

    Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Большую роль в получении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

    Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная её дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приёма таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

    Ещё одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребёнка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

    негативные межличностные отношения внутри семьи;

    чрезмерная опека со стороны родителей;

    поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребёнка и т.д.

    Но самой серьёзной причиной является отрицательный пример родителей. Если вы пьёте, ваши дети наверняка будут делать тоже самое. Ведь пример родителей особенно опасен и не редко именно родители предлагаю своему ребёнку первую рюмку.

    К сожалению, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

    А теперь давайте обсудим ситуации, в которых вы можете оказаться или уже оказывались.

    Вы увидели вашего ребёнка с бутылкой пива. Ваши действия? (Попросите объяснить; отберёте; отчитаете; откажете в удовольствие в виде наказания).

    Что делать, если вам сказали, что видели вашего ребёнка в алкогольном опьянение в компании друзей? Или ваш ребенок пришёл домой пьяный? (Попросите объяснить его поведение) Ответ нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли он строит взаимоотношения с ребёнком. А причины могут быть разные — тут и неорганизованный досуг, любопытство, влияние друга, не умение отказаться…Ребёнок должен понимать, что за честным признанием не последует грубого наказания.

    Почему не смотря на запреты, алкоголь распространился так широко? (Приносят огромные доходы производителям и торговцам этого зелья).

    Профилактика подросткового алкоголизма:

    Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего. С детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

    Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

    Во-первых, профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет. Запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00. Предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения. Запрет приёма несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

    Во-вторых, профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизм, осуществление санитарно-просветительской работы и т.п.

    В-третьих, профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

    В заключении хотелось бы сказать. Все взрослые, а родители в первую очередь, отвечают за воспитание своих детей и именно Вы первыми должны показать пример вашим детям отказаться от злоупотребления алкоголя. Поэтому умение родителей создать здоровую обстановку в семье, правильно подходить ко всем вопросам воспитания ваших детей, является вашей главной задачей.

    Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать всё на самотёк. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

    источник