Меню Рубрики

Темы бесед профилактика алкоголизма и наркомании

Профилактические мероприятия против национального алкоголизма должна проводиться в России с упорным постоянством, поскольку на сегодняшний день число смертей из-за алкогольной зависимости составляет около полумллиона в год. При этом, умерших по этой причине среди мужчин — 30%, а среди женщин — 15%. Но женская половина зависимых от алкоголя также с каждым годом неуклонно увеличивается. Кроме того, более 60% жестоких преступлений в России также совершается под воздействием алкоголя. А повальный подростковый алкоголизм и того паче ведет к неизбежной деградации нации в третьем поколении. Именно поэтому стоит уже сегодня предпринимать меры профилактики алкоголизма, чтобы предотвратить национальную беду.

Основная проблема россиян заключается в том, что практически 80% пьющих людей не причисляют себя к алкоголикам и считают, что способны самостоятельно остановиться в любой момент. Однако употребление алкоголя как минимум три раза в неделю (если за раз принято хотя бы по бутылке пива) уже можно считать первой стадией алкоголизма, на фоне которой человек уже теряет адекватную оценку действительности и считает, что окружающие просто чрезмерно придирчивы и требовательны к нему. Именно поэтому предупреждение пьянства лучше проводить с детьми и подростками ещё на уровне семьи, а не государства, чтобы предостеречь подрастающего человека от пагубного пристрастия.

Важно: все меры по предупреждению алкоголизма должны быть направлены как на подрастающее поколение, так и на людей, уже пьющих. Причём во втором случае придётся упорно пробивать броню из сложившегося у человека ложного впечатления о своей нормальности и адекватности при частом злоупотреблении спиртными напитками.

Стоит понимать, что профилактика алкоголизма населения может проводиться на двух уровнях:

  • Общегосударственный. Подразумевает активную пропаганду против употребления алкоголя. А также включает в себя такие профилактические мероприятия как административная ответственность (штраф за употребление алкоголя), законодательные акты против алкоголизации населения и медико-социальные мероприятия.
  • Личностный. Здесь предупреждение пьянства и алкоголизма распространяется на конкретную личность. В этом случае высокую актуальность имеет частная беседа по профилактике алкоголизма, выпуск специальных программ на телевидении на тему алкоголизм, трансляция радиопередач на ту же тематику и сокращение антисоциальной рекламы с пропагандой спиртного.

Чтобы мероприятия на тему «алкоголизм и его профилактика» имели эффективное воздействие на все слои населения, их разработчики должны учесть, что программа по предупреждению пьянства алкоголизма должны охватывать и реализовывать такие цели:

  • Формирование у всех возрастных групп населения негативного отношения к распитию спиртных напитков;
  • Пропагандирование здорового и активного образа жизни как внутри семьи, так и внутри коллектива;
  • Определение лиц из группы риска с целью ведения профилактических мероприятий именно в их кругу (дети алкоголиков, семьи с низким уровнем дохода и высокой конфликтностью);
  • Предупреждение провоцирующих алкоголизм факторов (создание условий для увеличения дохода семьи, организация здорового досуха, мероприятия по развитию интеллекта и творческих способностей человека).

При этом профилактика по борьбе с алкоголизмом делится на три типа:

Ниже разберем подробно каждый из них.

Этот тип активных мероприятий проводится среди тех слоёв населения, которые еще не испробовали на себе действие алкоголя. Чаще всего это дети, подростки, молодые люди, руководители детских коллективов, дети без постоянного места жительства и дети, не посещающие школу. Здесь беседа по профилактике алкоголизма будет как нельзя актуальной.

Важно: желательно проводить такие беседы по профилактике алкоголизма и употребления алкоголя у детей в возрасте 6-10 лет. Именно в этом возрасте авторитет взрослых для маленьких человечков еще не утрачен.

Также помимо бесед в комплекс первичных профилактических мероприятий должны входить:

  • Психологические тренинги, направленные на усиление позитивного настроя, осознание себя, как целостной гармоничной личности.
  • Занятия по развитию поведенческих навыков и контролю эмоционального состояния.
  • Занятия по обучению маленьких детей навыкам общения с людьми и умению грамотно разрешать/переживать конфликтные ситуации.
  • Создание спортивных секций, кружков и пр., призывающих детей и молодежь грамотно строить свой досуг и направлять свой потенциал в творческое русло.
  • Трансляция теле- и радиопередач на тему алкоголизм среди детей и его негативные последствия.

Кроме того, для профилактики алкоголизма населения среди подростков и детей необходимо сделать так, что факторы защиты от алкоголизма были значительно выше, чем факторы риска развития зависимости. К факторам защиты относят:

  • Здоровую и неконфликтную атмосферу в кругу семьи;
  • Возможность для ребенка развивать свои творческие и интеллектуальные способности;
  • Хороший или хотя бы средний уровень дохода семьи;
  • Формирование достаточной самооценки у подрастающего человечка;
  • Проживание семьи в антикриминальном регионе/районе;
  • Обучение ребенка моральным и этическим нормам.

Важно: первичная профилактика алкоголизма населения (в частности детей) должна проводиться и на уровне семьи. Так, первая беседа по профилактике алкоголизма должна исходить из уст родителей. Но здесь стоит помнить, что важен и положительный пример. Поэтому, если родители будут вещать о вреде алкоголя, держа в руках бокал с вином, вряд ли это предупредит в дальнейшем детский или подростковый алкоголизм.

Подобные мероприятия направляют на людей, которые уже испытали на себе негативное воздействие алкоголя, но еще не стали 100%-но зависимыми. Цель таких мер — выявление социально-неадекватных типов личностей, склонных к злоупотреблению спиртным. В этом случае по отношению к данным лицам для борьбы с алкоголизмом проводят такие мероприятия:

  • Тренинги по созданию жесткой мотивации для отказа от алкоголя;
  • Создание установок на трезвый и здоровый образ жизни, в котором алкоголизм профилактика просто не существуют;
  • Помощь алкоголезависимым в решении психологических проблем и осознании своего состояния на уровне эмоций;
  • Помощь в нахождении нового себя и умении решать проблемные ситуации здоровыми способами.

Важно: в этом случае к профилактической работе по профилактике алкоголизма населения подключаются психологи, психотерапевты, наркологи, которые усиливают предупреждающий зависимость барьер.

Такие меры для профилактики алкоголизма населения направлены не только на работу с самим алкоголезависимым человеком, но и на все его окружение. То есть работа проводится в том числе и в кругу семьи для создания положительного отношения к больному и его стремления выздороветь. На фоне работы с зависимым психотерапевты работают и с каждым членом семьи, предупреждая возможные психологические срывы, упреки и обвинения в адрес больного, что может спровоцировать новый этап болезни.

В частности помимо медицинских профилактических мероприятий (кодирование, детоксикация и пр.) по отношению к больному и членам его семьи проводится психологическая работа, направленная на:

  • Создание крепкого эмоционального фона у каждого из окружения алкоголика и у самого больного;
  • Осознание личных здоровых целей и нахождение путей их достижения;
  • Изменение образа жизни на здоровый и активный, чтобы больше не принимать никаких психостимуляторов;
  • Улучшение коммуникативных способностей человека при работе с ним для профилактики алкоголизма населения в целом;
  • Развитие личностных качеств и творческих способностей.

Совет: чтобы предупредить алкоголизма или независимо от степени алкогольной зависимости каждый человек в качестве меры для предотвращения алкоголизма может читать и перечитывать книгу известного американского специалиста Аллена Карра «Легкий способ бросить пить». В издании не только описаны механические и психологические процессы, происходящие в организме алкоголика, но и чётко указаны более глубокие мотивы к прекращению пьянства. Прочитав эту книгу, человек будто смотрит на себя со стороны и учится управлять своими мыслями по-другому, что приводит к полному выздоровлению. Таким образом, происходит не только излечение больного, но и предупреждение от пьянства алкоголизма.

источник

Тематика классных часов по профилактике употребления алкоголя в 2014/2015 учебном году

Классный час «Проблема табакокурения, алкоголя, наркомании»

Беседа «Вся правда об алкоголе»

Классный час «Вредные и полезные напитки

Беседа «Думаем о будущем сегодня»

Беседа «Вино вину творит. Хмель шумит, ум молчит»

Беседа «Влияние алкоголя на состояние здоровья»

Беседа «Правда и ложь об алкоголе»

Беседа «Вся правда об алкоголе»

«Моя жизнь – моя ответственность»

Беседа «Последствия употребления алкоголя»

Беседа «Алкоголь и потомство»

Классный час «Пиво и пивной алкоголизм»

Беседа «Алкоголь – злейший враг человечества»

Тематика классных часов по профилактике табакокурения в 2014/2015 учебном году

Беседа с игровыми элементами «Сигарету на конфету»

Беседа «Злой волшебник – табак»

Беседа» Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет»

Беседа «Болен – лечись, а здоров – берегись!»

Беседа «Курение – вредная привычка»

Классный час «Я умею выбирать»

Классный час «Курить или жить»

Классный час «Как медведь трубку курил»

Беседа « Курить – здоровью вредить»

Беседа « Курить – здоровью вредить»

Беседа «Откуда родом курильщики»

Беседа «Минздрав предупреждает: «Курение вредит вашему здоровью»

Круглый стол «Курить – здоровью вредить» Выпуск стенгазеты.

Классный час «Суд над сигаретой»

Конкурсная программа «Здоровье в наших руках»

Беседа «Курение – вред не только себе»

Кл час «Из истории табакокурения. Курить – здоровью вредить»

Классный час «Не отнимай у себя завтра»

Урок – дискуссия «Я против табакокурения»

Тематика классных часов по профилактике употребления наркотиков в 2014/2015 учебном году

Классный час «Формирование здорового образа жизни. Вредные привычки в подростковой среде»

Классный час «Мы за здоровый образ жизни»

Классный час «Выбираю здоровье»

Беседа «Мы против наркотиков»

Беседа «Мы против наркомании»

Беседа «Скажем, НЕТ вредным привычкам»

Классный час «Жизнь со знаком +»

Вечер «Сохрани здоровье смолоду»

Классный час «Жизнь со знаком +»

Классный час «Мы против наркотиков»

Классный час «Скажи наркотикам – нет»

Классный час « Наркотикам – нет»

Тематика классных часов по профилактике социально значимых инфекций (ВИЧ/СПИД) в 2014/2015 учебном году

Беседа «СПИД – чума ХХI века»

Беседа «ВИЧ – причина смерти»

Беседа «СПИД – реальность и миф»

Беседа « Правда и ложь о СПИДе»

Устный журнал «ВИЧ. СПИД – реальность нашего времени»

Классный час «СПИД – смертельная угроза человечеству»

Беседа «Задумаемся о СПИДе»

Тематика родительских собраний

по профилактике употребления ПАВ.

Детство без вредных привычек

Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте

Профилактика употребления ПАВ

Как сохранить здоровье школьника

Курительные смеси и подросток

Беседа с родителями о вреде употребления ПАВ

Беседа «Что надо знать родителям о профилактике зависимости ребенка от психоактивных веществ

Беседа «Методы профилактики приема ПАВ и лечение зависимости от них»

Здоровые дети – здоровая нация

Наркотики и ВИЧ – реальность нашего времени

Родительский лекторий «Об этом с тревогой говорят родители… психотропные и наркотические вещества»

источник

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.
классный час (7, 8, 9 класс) на тему

Заняти проводится в форме тренинга. Цель занятия: сформировать у подростков негативное отношение к никотину, алкоголю, наркотикам.Расчитано на учащихся 7-9 классов.

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Учитель биологии: Попова М.Б.

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к табаку, алкоголю и наркотикам.

  1. Вступительная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас поприветствуем друг друга

Все участники разбиваются на 3 группы и приветствуют друг друга по-японски (кланяются), по-английски (пожимают руки) и по-африкански (трутся носами).

И так давайте начнем наше занятие — тренинг.

  1. Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: « Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой и жестами: они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь — каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений , поэтому, если кто-то будет, пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко .

Ребята, представьте, что в этой коробочке находятся вещества, которые вызывают расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пробовать это вещество?

Читайте также:  Какие могут приступы быть при алкоголизме

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам вещество неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались пробовать.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, о никотине, алкоголе и наркотиках.

  1. Для начала как вы относитесь к себе и своим близким: Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

  1. Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра.

Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».

Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы:

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

5. Конверт «ЗАВИСИМОСТЬ» а сейчас я предлагаю высказать свою точку зрения
Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам.
Предложите свой вариант предложения, начало которого:
— когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя.
— в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает.
— свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через.
— когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю.
— ситуация, в которой я мог бы стать зависимым.
— когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я.
— быть независимым для меня означает.
— я понимаю, что зависимость — это.

Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали. общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытали, когда рассказывали и слушали.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Читайте также:  Настойка на клопах от алкоголизма отзывы

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Алкоголизм – опасная болезнь, связанная с физической и психической тягой к приему спиртных напитков. Хотя эта проблема наблюдается во всех странах мира, в России алкоголизм приобрел масштабы национального бедствия. Многочисленные примеры алкогольной деградации населения видно не только из сообщений СМИ – эти примеры буквально окружают любого человека, независимо от особенностей среды проживания.

Проблема алкоголизма существовала с начала возникновения человечества, и уже тогда болезнь была свойственна не только так называемым маргиналам, но и высшему свету. Правители государств время от времени пытались принимать жесткие меры относительно контроля за трезвостью общества, но чаще всего такие меры воспринимались как репрессии. Такое общественное неприятие, к примеру, сложилось в ходе знаменитых и относительно недавних горбачевских антиалкогольных реформ перестройки в 1985-1991 годах.

Под профилактикой алкоголизма понимают такие способы, которые направлены на формирование негативного отношения к спиртному. Главной задачей является формирование такого образа жизни у человека, в котором у него не будет тяги к алкоголю. Выделяют три этапа профилактики алкоголизма.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения алкоголизма. Такие мероприятия обычно направлены на рассказ, о пагубных действиях алкоголя. Чтобы в результате у человека сформировалась альтернативная жизнь, в которой алкоголь не будет играть никакой роли. Ведь доказано, что самым лучшим методом профилактики алкоголизма, является формирование сознания личности человека так, что алкоголь больше не является ценностью в жизни.

Вторичная профилактика направлена уже на лечение больных алкоголизмом. В эту программу входит работа с семьёй больного, его встреча с бывшими алкоголиками, собеседование и широкая социально-психологическая помощь.

Третичная профилактика направлена на оказание помощи выздоравливающим от алкоголизма людям. Хронический алкоголизм и его профилактика заключаются в реабилитации людей с возможной дегенерацией и деградацией личности, но имеющих стремление избавиться от пагубной привычки. Основные методы заключаются в проведении собраний анонимных алкоголиков, оказании взаимопомощи и поддержки, восстановлении общественного статуса.

Наркомания – болезненное пристрастие к какому-либо веществу, входящему в группу наркотических препаратов, вызывающему эйфорическое состояние или меняющему восприятие реальности. Проявляется неодолимой тягой к употреблению наркотика, увеличением толерантности, развитием физической и психической зависимости. Наркомания сопровождается постепенным ухудшением физического здоровья, интеллектуальной и моральной деградацией. Диагноз выставляется на основании анамнеза, опроса, осмотра и результатов тестов на наркотики. Лечение – длительная реабилитация в клинике с применением медикаментозной терапии, психотерапии и трудотерапии.

Лечение наркомании часто не дает положительных результатов, поэтому профилактика наркомании – один из важнейших путей ее предупреждения. И начинать следует с семьи, где пример родителей и их трезвый образ жизни имеют немаловажное значение. Доверительные отношения, открытое общение между детьми и родителями – залог профилактики наркомании. Равнодушие, грубая и диктаторская практика в семейных отношениях делают ребенка незащищенным от плохих соблазнов, в том числе и от наркотиков. Если у подростка назревают проблемы в общении, замкнутость, действенную помощь ему могут оказать психологические тренинги.

Кроме того, профилактика наркоманий включает в себя ужесточение законодательства, улучшение социума, сокращение контактов с наркотиками.

источник

Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией. Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны. Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.

Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой. Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы. Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.

Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.

Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить. С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.

Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:

  • нарушается сердечная деятельность;
  • разрушается печень;
  • страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
  • происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает:

  • антиалкогольное обучение;
  • работу средств массовой информации;
  • организацию детской и молодежной активности;
  • развитие личностных ресурсов;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • формирование социальной компетентности.

Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов. Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.

Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма. Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.

Это общество анонимных алкоголиков. Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.

Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе. Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью. Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.

Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет. Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях. Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше. Меры пресечения детского алкоголизма:

  • здоровое питание;
  • излечение от спиртного родителей;
  • антиалкогольное воспитание;
  • полноценный сон;
  • приобщение к спорту.

Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители. Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю. Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков. Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.

Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма. Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход. Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга. Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.

Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения. Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим. Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы. К ним относятся:

  1. Психо-эмоциональная лабильность. Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
  2. Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя. Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
  3. Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток. Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).

К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков. Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю. Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.

По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский. С годами он стремительно молодеет. В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам. Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.

Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние. Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии. Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей. У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы. Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.

Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры. В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт. Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.

Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта. Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.

На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день. Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу. Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни). Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.

источник

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.

Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся «потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всех: государства, школы, родителей.

Читайте также:  Как помочь себе и мужу при алкоголизме

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства имеют и некоторые сельскохозяйственные культуры, например мак, конопля.

Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вдыхание некоторых ядовитых веществ, как например, испарений минеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и комаров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Наркотические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсические вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто получает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.

Наркомания возникает в ответ на возросшую напряженность личной и общественной жизни как способ ухода от реальной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются защитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность общественного прогресса.

Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравственно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, другие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — вынуждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это болезнь века.

Мнения относительно того, что есть наркомания, разделились. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболеванием, возникающим от перенапряжения психики. У одних отношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и педагогические подходы к профилактике и лечению наркомании. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увещевать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.

Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом возвращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней совсем. Они утрачены для себя, своих близких, для общества. Наркотики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.

Общественная опасность наркомании еще и в том, что ежедневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, пристрастившийся к наркотикам, становится никудышным работником. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью, удовлетворять свои потребности он уже не может. Поэтому наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.

Винить человека в том, что он начинает искать и употреблять наркотики, нельзя. Если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или преднамеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической зависимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) человек будет привязан к таблетке, шприцу.

И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На этот вопрос мы не найдем более убедительного ответа, чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна наркомании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произрастать и дальше.

Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркотиком. Социологические обследования выявляют все более тревожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.

Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее идущего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики начальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.

Перед учителем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикомании среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю необходимо выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.

В состоянии наркотического опьянения дети и подростки могут совершать не только асоциальные поступки, но и правонарушения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей контроля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их будущему.

С наркоманией нужно бороться всеми доступными средствами. Но для этого должны быть в первую очередь устранены главные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напряженности; сопутствующие — увеличение числа людей, потребляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.

Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается физиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. Поэтому основные направления деятельности учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастных групп.

Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготовлена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.

В учительской среде все еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасением учеников-наркоманов, в частности информировать учеников о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос этот действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спровоцировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрезмерная старательность педагога при объяснении сущности наркотизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специалисты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителей, родителей, но, прежде всего, государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой.

Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для компетентного антинаркотического воспитания. Им необходимо хорошо ориентироваться в том, что представляют из себя наркотические вещества: каковы их свойства, признаки действия, последствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителей имеет об этом весьма смутное представление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает наркомании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителей называют радио, телевидение, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и коррекционную работу.

По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:

—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;

—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;

—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;

—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;

—состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.

Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:

• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);

• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);

• плохой запах изо рта, от волос и кожи;

• стремление уйти, спрятаться;

• неустойчивая, шатающаяся походка;

• агрессия или, наоборот, апатия;

• неадекватные реакции на ситуацию;

• заторможенность речи, мышления, действий;

• плохая память, отсутствие интересов;

Конечно, такие признаки могут быть вызваны и другими причинами. Но, наблюдая подобное состояние своего ученика, учитель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жизни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с реБенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.

Алкоголизм — другой не менее страшный, опасный и коварный враг. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 г. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гг. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетнего возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в России среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в начальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47 % бракоразводных дел. Среди правонарушителей алкоголиков более 60 %.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влияние. Во-первых, дети и без того отличаются расторможенностью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усиливает эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за город — вино. Возникает своего рода психологическая зависимость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием веселого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физиологической зависимости.

Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:

· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;

• внимательно следить за развитием ситуации. Если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;

• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;

• проводить групповую антиалкогольную терапию;

• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.

Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.

Обсудим профессиональный секрет

Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макаренко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удастся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культуре пития. И это дало гораздо больше положительных результатов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков.

Конечно, никто не призывает учителя начальных классов организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вредность употребления алкоголя и наркотиков.

источник