Меню Рубрики

Технологии социальной профилактики пьянства и алкоголизма

Интернет-портал Brositpitlegko.ru предлагает узнать, как решить проблему пьянства и предотвратить эту беду. Рассмотрим методы профилактики употребления алкоголя.

Профилактика употребления алкоголя имеет чрезвычайную важность для общества. Ежегодно в России из-за злоупотребления спиртным преждевременно покидают жизнь около полумиллиона человек. Четверть всех смертей, так или иначе, связана с алкоголем. Пьянство — причина 30 % летальных исходов среди мужчин и 15 % — среди женщин.

Почему необходимо уделять достаточно внимания профилактике употребления алкоголя? Продолжительность жизни мужчин в нашей стране меньше аналогичных показателей таких малоразвитых стран, как Гондурас, Бангладеш, Мавритания, Йемен и др. При текущем уровне смертности, согласно прогнозам, лишь 42 % юношей в возрасте 20 лет имеют шанс дожить до 60 лет.

Главная проблема состоит в том, что большинство пьющих не относят себя к алкоголикам. Они полагают, что употребляют горячительные напитки в меру и в любой момент могут это прекратить.

Профилактика приема алкоголя должна учитывать, что большинство алкозависимых считают себя полноценными здоровыми людьми. Длительное пьянство приводит к потере критического взгляда на вещи, человек начинает думать, что окружающие слишком требовательны к нему.

Проблема алкоголизма и пьянства состоит в том, что человек теряет способность признаться даже самому себе, что он алкоголик и нуждается в помощи. Поэтому профилактика должна «пробивать» все эти уровни защиты, достигая своей цели. По этой причине превентивные меры делятся на несколько уровней.

Вы много раз слышали, что заболевание проще предупредить, чем потом лечить, верно? В отношении алкоголизма это утверждении тоже верно. Меры профилактики алкозависимости направлены на следующее:

  • формирование в сознании людей негативного отношения к алкоголю. Это касается всех слоев населения и разных возрастных групп;
  • пропаганду здорового образа жизни, который исключает распитие спиртного;
  • выявление лиц группы риска по отношению к алкоголизму и ведение активной профилактики пьянства среди них (дети родителей-алкоголиков, конфликтные семьи с низким уровнем дохода);
  • увеличение защиты от алкогольной зависимости (забота о моральном и материальном благополучии семей, а также физическом, интеллектуальном и психическом развитии).

Профилактика употребления алкоголя имеет два уровня:

  1. Общегосударственный. Проводится в масштабах государства. Такие меры профилактики алкоголизма включают в себя законодательные, медико-социальные и административные мероприятия.
  2. Личностный. Этот уровень включает меры профилактики алкоголизма для отдельно взятого человека. Они предполагают проведение специальных лекций, бесед, выпуск антиалкогольных телепередач, программ на радио и печатной продукции.

Профилактика приема алкоголя также классифицируется:

Этот комплекс мероприятий направлен на то, чтобы оградить от риска тех, кто еще не столкнулся с проблемой алкозависимости. Меры первичной профилактики служат для того, чтобы предотвратить на раннем этапе причины, способствующие развитию алкоголизма. Лучшим возрастом для такой тактики является младший и средний.

Главная цель первичной профилактики — предупредить развитие зависимости от алкоголя и ее губительных последствий. Для этого используются следующие пути:

  • формирование и усиление мотивации человека на позитивные изменения в собственной жизни и среде, с которой он взаимодействует;
  • поддержка процесса осознания индивидом самого себя, познания поведенческих и эмоциональных проявлений своей личности;
  • усиление адаптационных возможностей человека для противодействия факторам, вызывающим алкозавсимость;
  • уменьшение факторов риска алкоголизации, как мера профилактики алкоголизма;
  • развитие у человека навыков управления всеми аспектами своей жизни (поведением, самосознанием);
  • развитие социально-поддерживающего процесса.

Контингент воздействия для первичной профилактики зависимости от алкоголя — дети и подростки (школьники), учащаяся молодежь, родители, учителя, участники подростковых и молодежных коллективов и групп. Также в состав целевой группы превентивных мероприятий входят дети, не посещающие школу, не имеющие родителей и постоянного места жительства и т. п.

Социальные и педагогические мероприятия включают:

  • работу средств массовой информации;
  • антиалкогольное обучение;
  • организацию детско-подростковой и молодежной активности, как альтернативы употреблению спиртного;
  • учреждение социально-поддерживающих систем (соцслужбы, клубы для молодежи и пр.);
  • организация антиалкогольных акций;
  • работа сектора ювенальной юстиции.

К психологическим технологиям профилактики употребления алкоголя относятся:

  • развитие личностных ресурсов человека;
  • формирование персональной и социальной компетентности;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • содействие формированию семьи.

Медицинские меры профилактики алкоголизма касаются поиска генетических и биологических маркеров группы риска и их коррекция на медицинском уровне.

Этот уровень предполагает работу с людьми, которые уже употребляют спиртное. Вторичная профилактика злоупотребления алкоголем включает в себя мероприятия по раскрытию неблагополучия личности, которое связано с ее алкоголизацией. Также она предусматривает оказание комплексной поддержки в форме клинической беседы, кабинетов анонимной социально-психологической помощи, работы с семьей и окружением алкоголика и др.

Цель вторичной профилактики пристрастия к алкоголю — коррекция дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения человека для формирования модели здорового поведения. Контингент воздействия — дети, подростки, молодежь, взрослые (в том числе организованные и неорганизованные группы), семьи.

Социальные и педагогические меры вторичной профилактики алкоголизма подразумевают:

  • создание мотивации на полный отказ от употребления спиртного;
  • формирование стремления изменить свое поведение.

Психологические методы профилактики тяги к алкоголю:

  • помощь в осознании человеком собственного эмоционального состояния;
  • помощь в понимании формирующейся алкогольной зависимости как проблемы личности;
  • осознание, анализ и развитие личностных ресурсов для преодоления алкозависимости.

Медицинские мероприятия в рамках вторичной профилактики пьянства и алкоголизма включают работу по нормализации физического и психического развития. Также предусматривается установление физиологического и биохимического равновесия в организме человека.

На этом этапе работа педагогов, медиков и психологов направлена на помощь людям, выздоравливающим от алкозависмости. Контингент воздействия комплекса мероприятий по профилактике зависимости — лица, зависимые от алкоголя. Им необходимо помочь обрести мотивацию на отказ от спиртного и для следования здоровому образу жизни. Профилактика пристрастия к алкоголю включает работу с семьями больных, а также создание групп самопомощи и взаимопомощи. Другими словами, развитие социально-поддерживающей сети.

На этом этапе профилактики влечения к алкоголю используются психологические и педагогические стратегии:

  • создание социально-поддерживающей и развивающей среды;
  • формирование мотивации для отказа от спиртного и изменения поведения.

Среди мер третичной профилактики алкоголизма выделяются психологические технологии, которые помогают:

  • осознать личные цели и пути их достижения;
  • признать наличие факта патологического влечения к спиртному и зависимости;
  • изменить жизненный стиль на здоровый;
  • улучшить коммуникативную и социальную компетентность человека;
  • развить личностные ресурсы для борьбы с зависимостью.

Медицинская профилактика алкоголизма включает медикаментозную поддержку на соответствующих этапах преодоления алкозависимости. Также она направлена на нормализацию психофизического состояния, физиологического и биохимического равновесия в организме человека.

Аллен Карр предложил методику, которая используется людьми вне зависимости от того, насколько их коснулась проблема злоупотребления спиртного. «Легкий способ бросить пить» полезен родителям школьников и молодежи, он применим на этапе первичной профилактики тяги к алкоголю.

Книга является мощным мотивирующим фактором для пьющих, и помогает им отказаться от пагубной привычки. Это пособие можно и нужно применять на этапе вторичной профилактики зависимости от алкоголя.

Уже ведя здоровый и трезвый образ жизни и перечитывая книгу, вы укрепляете свою стойкость и уверенность в правильно сделанном выборе. Так что методика А. Карра работает и на третичном этапе профилактики влечения к алкоголю.

Секрет книги кроется в простом и доступном языке изложения, помогающем составить в голове реальную картину вещей и понять, что алкоголь ничего не дает человеку, отнимая возможность прожить долгую и счастливую жизнь.

Хотите знать о признаках абстинентного синдрома? Мы расскажем!

Информация о признаках белой горячки — на сайте.

источник

Злоупотребление спиртным (бытовое пьянство) и алкоголизм не одно и то же. Бытовое пьянство выражается в чрезмерном употреблении спиртных напитков. Они могут употребляться систематически небольшими дозами или нерегулярно большими. При бытовом пьянстве нет тяги к алкоголю, а при алкоголизме есть. Это болезненное состояние, требующее наркологического лечения. Больной не может прекратить или регулировать прием алкоголя. Организм постоянно требует его. Эта болезнь приводит к деградации личности.

Наркомания – это зависимость человека от психоактивных веществ.

Лучшая борьба с алкоголизмом и наркоманией это профилактика. Она м. б. Первичной, вторичной, третичной.

Первичная профилактика может включать в себя технологии:

Информационные технологии — телефонное консультирование:

а) телефон «горячей линии», задача которого — широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией зависимых людей;

б) телефон поддержки для зависимых от алкоголя и наркотиков и членов их семей. Эта служба действует в круглосуточном режиме, на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости;

в) телефон «доверия», отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи.

Также можно назвать такой источник какInternet, который сегодня изобилует антинаркотической и антиалкогольной информацией. По интенсивности воздействия на психику Internet значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование информационного ресурса Internet просто необходимо.

Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики. На любой территории можно внедрить следующие способы:

· Технология «выдавливания» наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается.

· Волонтерское движение. Достаточно специфическая технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ.

· Технология «натравливания». Обладает высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности.

· Группы поддержки, или группы созависимых, — традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, — вторичной профилактики наркомании и алкоголизма во всем мире. Здесь применяется жизненный опыт родственников алкоголиков и наркоманах. Группы поддержки — это массовое движение. Психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

Также к технологиям профилактики алкоголизма и наркомании можно отнести образовательные технологии.К ним относятся:

· Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

· Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов. Основная цель обучения родителей — научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая конфликтов. Освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней. Формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей.

· Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах «Семья». Данный тип образовательных программ строится по принципу «тренинг тренеров». Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики.

· Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике наркомании и алкоголизма в трудовых и творческих коллективах.

Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов. Программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.

Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с негативными явлениями. Сюда можно отнести клубную работу, временное или частичное трудоустройство подростка.

Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, — реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.
Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.
Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

– медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

– образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;

– психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 729 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Аннотация. Тема посвящена изучению технологий профилактики пьянства и алкоголизма в современном обществе. Пристрастие к ал­коголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению мо­рально-психологического климата в организации и учреждении. Поэто­му профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.

Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма, рассмотреть основные теории возникновения этого негативного социального явления, выявить основные технологические особенности, пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма.

Острой проблемой российского общества по-прежнему остается пьянство. Злоупотребление спиртными напитками является причиной большого числа происшествий и преступ­лений, случаев травматизма, многих грубых нарушений произ­водственной дисциплины. Пристрастие к алкоголю, как прави­ло, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению мо­рально-психологического климата в организации и учрежде­нии. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.

Специалисты по социальной работе должны различать понятия «пьянство» и «алкоголизм». Под пьянством понима­ется неумеренное потребление спиртных напитков, ведущее к нарушению социальной адаптации индивида. Алкоголизмом же — патологическое влечение к алкоголю, сопровождающее­ся выраженной зависимостью от него, т. е. болезнь.

В настоящее время существует множество научных тео­рий, пытающихся объяснить этиологию пьянства и алкоголиз­ма. Одни из них отдают приоритет физиологическим, вторые психологическим, третьи социальным факторам происхожде­ния этого явления 11 . Рассмотрим основные из них.

Физиологические теории исходят из того, что к пьян­ству человека предрасполагают, во-первых, особая «алкоори-ентированная» психофизиологическая конституция индивида и, во-вторых, «алкоотягощенная» наследственность.

Психологические теории исходят из того, что алкоголь выступает своеобразным средством компенсации человеком его проблем в области психологической адаптации в той или иной социальной группе. При этом представители различных научных школ видят эти проблемы по разному.

Например, сторонники теории личности указывают на конкретные личностные свойства людей, выступающие потен­циальной основой для ее последующей алкоголизации. По их мнению, существуют четыре типа личностей, более чем дру­гие предрасположенных к пьянству: личность с завышенной самооценкой, не терпящая критики; агрессивная, асоциальная, жестокая личность с легко возникающим чувством нена­висти; неприспособленная, беспомощная личность, склонная к невротическим реакциям; «странная» личность с чертами Репрессивности и параноидальности.

Читайте также:  Лучшие реабилитационные центры для лечения алкоголизма

Ученые и практики, стоящие на позициях психодинамичес-кого подхода, считают, что причиной алкоголизма являются чрезмерные ограничения или свобода при воспитании личнос­ти, ведущие к формированию у нее неосознанных неудовлет­воренных потребностей. В этом случае алкоголь выступает с Редством снятия возникающего психического напряжения,

создания и поддержания у человека ощущения ложного благо­получия, силы, уверенности в себе. Действительно, многопла­новое психотропное воздействие этанола превращает алкоголь в средство временного достижения расторможенности, релак­сации, успокоения, лучшего засыпания, стимуляции активности и др. Так, около 44% россиян употребляют спиртные напитки исключительно в качестве средства развлечения. Однако при­нятие его в больших дозах вызывает обратный эффект.

Приверженцы трансактного анализа утверждают, что пьянство и алкоголизм — это своеобразная игра, дающая че­ловеку определенные выигрыши в виде сужения круга обя­занностей, «смягчения» отношения окружающих к оценке его жизни и деятельности, возможности вести себя «на равных» со значимыми людьми, игнорировать некоторые социальные запреты.

В русле теории научения принято рассматривать алко­голь в качестве средства, позволяющего снимать негативные переживания и психические состояния и тем самым получать своеобразное положительное подкрепление, ведущее к за­креплению привычки.

Социальные теории происхождения алкоголизма осно вываются на представлении о том, что алкоголь является про­дуктом социокультуры, а алкоголизм — результат социализации личности в «алкоориентированной» социальной среде. Так, результаты одного из исследований состояния употребления алкогольных напитков в России показывают, что около 29% россиян принимают спиртное под воздействием ближайшего окружения, 14% реагируют на неприятности по работе, 7% на семейные неурядицы, 7% пьют, поддерживая групповые тра­диции, отмечая памятные даты, праздники и др.

Учеными выявлен своеобразный «механизм» алкоголиза­ции личности человека, включающий следующие элементы:

• употребление алкоголя создает у человека иллюзию удовлетворения какой-либо важной для него потребности (в бе­зопасности, уважении окружающих, самоуважении), которая, по его мнению, не может быть удовлетворена иным путем;

убеждение в удовлетворенности актуальной потребнос­ти закономерно сопровождается переживанием положитель­ных эмоций;

поскольку стремление человека испытывать положи­тельные эмоции весьма велико, у него формируется установ­ка на то, чтобы вновь и вновь переживать их аналогичным спо­собом; на базе таких установок формируется психологическая зависимость от алкоголя;

регулярное употребление спиртного приводит к вплете­нию алкоголя в биохимические процессы жизнедеятельности организма, превращению его в атрибут существования чело­века, т. е. к появлению физической зависимости.

Существуют несколько подходов к классификации алкого­лизма. В одном из них выделяются три ступени алкоголиза­ции человека:

эпизодическое употребление спиртных напитков, харак­терное для лиц, не пьющих в силу биологической неперено­симости или отрицательной психологической установки к ал­коголю и для потребляющих спиртное случайно (под воздейс­твием окружающих), не испытывающих удовлетворения от выпитого;

злоупотребление алкоголем — принятие спиртного один и более раз в неделю или реже, но в значительных дозах (бо­лее 200 г);

алкоголизм — хроническое заболевание, характеризую­щееся непреодолимым, патологическим влечением к спирт­ному. В развитии болезни выделяются три стадии: на первой Употребление алкоголя становится основным мотивом пове­дения и содержанием бытия человека; на второй начинают Работать биологические механизмы болезни, порождающие Желание принять повторную дозу после отрезвления и ве­дущие к алкогольной трансформации личности; на третьей

потребность в спиртном выходит на уровень потребности в еде, сне, безопасности, т. е. жизнь без него становится не­мыслимой.

На последней стадии алкоголизма поводом для употреб­ления спиртных напитков становится любое событие. Алкоголь принимается «для храбрости», «для снятия усталости», «от бо­лезни», «для крепкого сна», «с горя», для обмывания куплен­ной вещи, изменения социального положения сослуживцев и членов их семей, а также в связи с многочисленными датами, юбилеями и т. п. Со временем причин для пьянства становится все больше. У алкоголиков складывается порочная система самооправдания со множеством алиби, формируется мощная система психологической защиты, происходит алкоголизация сознания — спиртное превращается в цель, высшую ценность и смысл жизни. Одновременно укрепляется вера алкоголика в то, что по его желанию он в любой момент «способен отка­заться» от употребления спиртных напитков.

Отметим физические, психологические и социальные лос-ледствия пьянства.

Установлено, что нет ни одного органа в организме че­ловека, на который алкоголь не оказывал бы разрушительного воздействия. До 10% пьющих в конце концов становятся боль­ными хроническим алкоголизмом. Уровень смертности среди этой категории людей в 2-2,5 раза выше среднего. Алкоголь является «провокатором» и катализатором таких заболеваний, как гепатит, цирроз печени, панкреатит, язва желудка. У лиц, систематически употребляющих спиртное, резко возраста­ет риск заболевания раком полости рта, пищевода, желудка. В среднем алкоголики живут значительно меньше, чем не­пьющие.

Алкоголь крайне отрицательно воздействует на мозг и всю нервную систему человека. Под его влиянием проис­ходит атрофия мозга, нарушаются обменные процессы меж­ду нейронами, что ведет к развитию ряда психических рас­стройств и заболеваний. Среди них хорошо известные «белая горячка», «алкогольный галлюциноз», «корсаковский синд­ром» и др.

Припадки белой горячки происходят, как правило, после запоя в вечернее или ночное время и продолжаются 3-5 дней. Больной интенсивно галлюцинирует: ему чудится, что его пре­следуют животные, насекомые или неизвестные существа. Он вынужден прятаться, убегать, защищаться. Основным сим­птомом алкогольного галлюциноза является то, что больному слышатся оскорбляющие, угрожающие или дразнящие голоса, порождающие у него страх, агрессивность, ощущение бесси­лия и безвыходности, а иногда и желание расстаться с жизнью. В результате почти в 30 раз увеличивается риск самоубийств. Такой приступ может продолжаться несколько недель и при­нимать хронические формы. При корсаковском психозе боль­ные утрачивают способность запоминать происходящие с ни­ми события, теряют ориентировку в пространстве, времени и в собственной личности.

3. Алкоголик — это не только отравитель собственной жиз­ни, он нередко превращает в ад жизнь многих людей. Так, для семьи пьяница — это постоянный источник конфликтов, мате­риальных трудностей, риск производства неполноценного по­томства и воспитания асоциальных личностей. Обществу, кол­лективу алкоголик приносит нарушения общественного поряд­ка, правонарушения, несчастные случаи, аварии и катастро­фы, срывы в групповой деятельности, экономический ущерб (затраты на лечение, пособия по нетрудоспособности, охрану порядка, восстановление убытков и др.). Пьяница утрачива­ет жизненную перспективу, стремление построить служебную карьеру, профессиональное мастерство и т. д.

Таким образом, пьянство и алкоголизм можно отнести к числу наиболее острых негативных социальных явлений в об­ществе, а в силовых структурах, армии и на флоте и их про­филактика выступает в качестве острой и неотложной задачи

командиров, органов воспитательной работы, социальных ра­ботников.

Каковы основные технологические особенности, пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма?

Профилактика пьянства и алкоголизма представляет со­бой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных меропри­ятий, направленных на превентивное выявление склонности индивидов к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию лечения и психотерапии с алкоголиками, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, пре­пятствующих развитию подобных явлений в частях и подраз­делениях.

Индивид попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны руководителей, сослуживцев, членов семьи или самого гражданина, а также при условии формиро­вания соцработником самозаказа по результатам обследова­ния социальных организаций или отдельных граждан.

Начальным моментом работы является социальная диа­гностика негативного явления. Целями диагностического эта­па являются: выявление наличия и степени алкогольной за­висимости, причин употребления спиртного, желания и само­стоятельных попыток прекращения пьянства, характера влия­ния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю, и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения индивида ставится диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.

Для постановки точного диагноза социальному работнику важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм — генетически обуслов­ленное заболевание. Им страдает большинство алкоголиков.

Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин в 25 лет и характеризуются неожиданным по­явлением у человека патологической тяги к спиртному. Вто­ричный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизнен­ные кризисы.

На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для лечения первичного вида алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детокси-кации (очищению) организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечивания алкоголиков второго вида необходимо в первую очередь избавиться от соответ­ствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.

Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необхо­дима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности, формирование у него прочных установок на трез­вость. В противном случае возможны рецидивы.

В последнее время в интересах лечения алкоголиков ши­роко применяются методы выработки у пациентов рефлектор­ной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью спе­циальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при ле­чении названными препаратами наступает отравление орга­низма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вы­зываются тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувс­тво страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу специалиста А.Р. Довженко, где подобно названным препаратам, вшиваемым в тело, в психику челове­

ка «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологи­ческого барьера на пути к употреблению алкоголя.

Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной (внушение) психотерапии. Социаль­ному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендо­вать клиентам наиболее приемлемые для них.

Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождать­ся психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и се­мейной психотерапии. При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейро-лингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистичес­кой психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутоген­ная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).

Не менее важными в плане профилактики пьянства и ал­коголизма являются мероприятия социальной терапии, пред­полагающие решение таких задач, как формирование в тру­довых коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекцию социальной структуры социальных подразделений (разведение «теплых компаний», включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изме­нение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» в активную общественную деятельность, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; учас­тие семьи в социальной реабилитации алкоголика.

Организационные формы работы по профилактике пьян­ства заключаются в осуществлении строгого контроля за ин­дивидами, склонными к употреблению спиртных напитков со стороны руководителей, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке (прежде всего в рабочее время), применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.

При работе с пьяницами и алкоголиками социальный ра­ботник должен соблюдать ряд правил.

Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педа­гогического и психологического характера с лицами, находя­щимися в состоянии алкогольного опьянения.

Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с индивидами, изъявляющими желание измениться. В других случае более эффективными окажутся организаци­онные и социальные меры.

В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать со­противления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий.

В-четвертых, для излечения алкоголика мало вызвать у него отвращение к спиртному, надо создать вокруг него та­кую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимос­тью, выставляла барьеры на пути к рецидиву.

В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм — это стойкое заболевание всего организма, не­рвной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или исключительно посредством при­менения мер принуждения и наказания.

Таким образом, профилактика алкоголизма в трудовых коллективах состоит из комплекса организационных, соци­альных, психолого-педагогических и медицинских меропри­ятий. Она заключается в своевременном выявлении и оцен­ке фактов злоупотребления личностей спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном Разъяснении индивидам и членам их семей физических, пси­хологических и социальных последствий пьянства и алкого­лизма.

Темы для семинарских занятий

Технологии профилактики пьянства и алкоголизма.

Отечественный и зарубежный опыт медико-социальной помощи и социальной адаптации алкоголиков к нормальной жизни.

Актуальные проблемы эффективной антиалкогольной политики в современной России.

Темы для написания докладов и рефератов

Заболевание алкоголем — главная причина высокой смертности.

Представление о России, как стране пьяниц и алкоголиков, как не соответствующий истории миф.

Государственная политика профилактики пьянства и алкого­лизма.

Роль СМИ в борьбе с алкоголизмом.

Проблема доступности качественной реабилитационной помощи алкоголикам.

Основные направления формирования антиалкогольного законо­дательства.

Система медико-психологической помощи алкозависимым лю­дям.

Основные направления социальной адаптации алкоголиков к нор­мальной жизни.

Актуальные направления борьбы с пьянством и алкоголизмом среди молодежи.

Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. — М.: Изд-во РГСУ, 2010.

Немцов А.В. Алкогольная смертность в России. — М., 2001.

Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. — М., 2003.

Немцов А.В., Терохин А.Т. Размеры и диагностический состав алко­гольной смертности в России // Наркология, 2007, № 12.

Немцов А.В. Алкогольная история России. Новейший период. — М., 2009.

Протоиерей Илия Шугаев. Свобода и зависимость. Беседы со стар­шеклассниками о курении, алкоголизме и наркомании. — ИС РПЦ, 2009.

Халтурина ДА, КоротаевА.В. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М.: КомКнига/ 11В55, 2006.

Нужный В.П., Савчук СЛ. Алкогольная смертность и токсичность ал­когольных напитков // Партнеры и конкуренты, 2005, № 5.

источник

Профилактика алкоголизма как направление социально-культурной деятельности. Сценарно-режиссерский, организационно-педагогический и организационно-методический анализ развлекательной игровой программы по формированию здорового образа жизни молодежи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки 51.03.03. Социально-культурная деятельность

Направленность (профиль) Социально-культурные технологии в индустрии досуга

Тема: Социально-культурные технологии профилактики алкоголизма в молодежной среде

Караблина Валерия Евгеньевна

Фисюк Т.Т., к.п.м. доцент каф. СКД АГИК

Формирование здорового образа жизни посредством социальных технологий — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни молодого человека. Информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес, хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Учитывая законодательно-правовую базу в сфере молодежной политики и физкультуры и спорта, можно рассчитывать на поддержку государства. Нужны огромные экономические вливания в медико-социальную сферу. Делая медицину изначально коммерческим делом, задача только усложняется. Для реализации каких-либо программ по оздоровлению молодого поколения нужны здоровые, энергичные, предприимчивые и «незакомплексованные усреднением труда и достатка» люди, чьи помыслы и идеи должны быть поддержаны властью.

Власть, государство должны влиять на СМИ. Должно популяризоваться не насилие и разврат, а здоровье и благополучие. [4.54]

Второе важное направление формирования здорового образа жизни — так называемое «обучение здоровью».Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья,в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.[3.76]

Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения. Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека. При этом определяющее влияние оказывают экономические условия семьи, существующие в ней и преобладающие ценностные ориентации и социально-психологические отношения, а также интенсивность и эффективность воздействия внешних стимулов, формирующих социальное поведение членов семьи.[2.76]

Читайте также:  Может кто вылечился от пивного алкоголизма

Объектом исследования является социально- культурные технологии профилактики алкоголизма в молодежной среде.

Предметом исследования является процесс социально- культурных технологий профилактики алкоголизма в молодежной

Цель работы : Выявить современные социально — культурные технологии профилактики алкоголизма в молодежной среде и реализовать культурно — досуговую программу в сельском культурно-досуговом учреждении.

1. Исследовать профилактику алкоголизма как направление социально-культурной деятельности.

2.Изучить специфику молодежной аудитории как участника культурно-досуговой программы.

3. Охарактеризовать деятельность МБУК Каменского района с.Рыбное

4. Разработать культурно-досуговую программу «Здоровый образ жизни- залог успеха».

Гипотеза исследования заключается в предположение, что социально- культурные технологии профилактики алкоголизма в молодежной среде могут быть эффективны при условии:

-использованы теоретические аспекты профилактики алкоголизма как направление социально-культурной деятельности.

— учтена специфика молодежной аудитории как участника культурно- досуговой программы.

— использован опыт деятельности МБУК Каменского района с. Рыбное

— разработана и реализована культурно-досуговая программа « Здоровый образ жизни- залог успеха.

Методологическая база исследования: теоретической основой данного исследования являются труды учёных: С.А Кравченко[21]. , В.Б. Альтшулера[3]. , С.Вилспека , [14]. В.В. Анучкина[2]. и других.

Методы исследования: анкетирование

· Анализ. Предполагает рассмотрение предмета или явления с учетом его индивидуальных свойств или признаков.

· Синтез. Объединяет отдельные элементы (признаки, свойства) в одно целое.

· Моделирование. Существующий объект исследования проектируется на определенную модель.

· Аналогия. Подчеркивает сходство отдельных предметов по каким-либо качествам.

· Индукция. Рассуждение от общего к частному.

· Дедукция. Выводы делаются с учетом множества частных свойств предметов.

· Обобщение. Рассматривается множество признаков, чтобы сделать общий вывод о явлении или предмете.

· Классификация. Предметы или явления делятся на определенные категории по отдельно взятому показателю.

· Наблюдение. Основывается на объективном восприятии происходящего с целью получение определенной информации о качествах и свойствах предметов.

· Сравнение. Предполагает сравнение определенного числа предметов между собой по отдельно взятому свойству.

· Измерение. Основывается на точных расчетах и числовых показателях.

· Эксперимент. Заключается в испытании или тестировании изучаемых объектов или явлений в контролируемых или специально созданных условиях.

База исследования : МБУК Каменского района с. Рыбное

Практическая значимость: внедренные мною технологии профилактики как методы борьбы с алкоголизмом могут предотвратить наступление беды на начальной стадии и также могут быть использованы на практике в различных центрах по профилактике и борьбе с алкоголизмом.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики алкоголизма в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности

1.1 Профилактика алкоголизма как направление социально- культурной деятельности

Развитие ЗОЖ считается основным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья жителей посредством перемены манеры и уклада жизни, его налаживание с применением гигиеничных познаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением негативных сторон, связанных с жизненными ситуациями.[5.99]

Развитие здорового образа жизни человека непосредственно связано с увеличением его единой культуры, что отображает его целое и динамическое положение, обусловленное конкретным уровнем специализированных познаний, физиологической и досуговой культуры, социально-духовных ценностей, полученных в следствии обучения и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, выраженных в фактической жизнедеятельности, а кроме того в физиологическом и психофизическом состояние здоровья. Преподавательский ход развития здорового образа жизни молодого поколения гарантируется концепцией социально-воспитательных событий, нацеленных в формирование, развитие и закрепление направлений здорового образа жизни молодого поколения как особенного вида действия, базирующегося на ценностях сохранения и поддержания самочувствия. Данный ход ориентирован в актуализацию нужд молодого поколения в религиозно- высоконравственном благосостоянии; следовании рационального моторного порядка, оптимального кормления, индивидуальной гигиены; в отказе от вредоносных привычек (табакокурение, использование спиртных эликсиров и газонаркотических элементов); в подборе общественно важных конфигураций самореализации.

Профилактика — это некий комплекс различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение проблемы или явления еще до их возникновения, или же это предотвращение различного рода факторов риска относительно этой же проблематики.[9.109]

Профилактика зависимости от алкоголя — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.

В целях предупреждения злоупотребления алкоголем и профилактики важно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика зависимости от алкоголя, может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни.

Прежде всего, здоровый образ жизни — это создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала; воспитание поведения, направленного на удовлетворение физиологических потребностей человека (безопасности, принадлежности к группе) и основанного на уважении и самоуважении, любви и т.д. При таком воспитании не будет места любой социальной патологии.[6.72]

Особенность современного и антиалкогольного воспитания состоит в инновационных методах обучения, которые заставили педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Педагогическое направление системного подхода к предупреждению наркологических заболеваний, а также их последствий и осложнений подразумевает последовательное противоалкогольное воспитание в школе с 1-го по 11-й классы, формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Важное значение в распространении здорового образа жизни отводится средствам массовой информации и рекламе. Через популяризацию знаний о здоровье с использованием всех средств массовой информации мы стремимся к укреплению психической устойчивости и хорошего самочувствия людей. К сожалению, сегодня реклама зачастую выполняет обратную функцию — воспитание нездорового и деструктивного образа жизни. Принципиальное значение имеет влияние семьи на воспитание здорового образа жизни взрослых и детей. Доказано, что здоровые семейные взаимоотношения являются непременным условием успешности в работе. Дети являются не менее успешными воспитателями своих родителей. Это подтверждается многими примерами: в присутствии детей взрослые уделяют большее внимание своему лексикону и стараются личным примером показать то, что проповедуют. Укажем на некоторые актуальные направления профилактики алкоголизма.[6.98]

Первичная профилактика алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Это может быть достигнуто несколькими путями:

а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего процесса.[12.77]

Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

— воздействие средств массовой информации;

— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

— проведение антинаркотических мотивационных акций;

— организация деятельности социальных работников и волонтеров;

— деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

— развитие личностных ресурсов;

— формирование социальной и персональной компетентности;

— развитие адаптивных стратегий поведения;

— формирование функциональной семьи.[7.23]

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических особенностей и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психо-активных веществ и лиц, проявляющих поведение риска — социального резерва роста заболеваемости алкоголизмом определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика алкоголизма осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

— формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

— формирование мотивации на изменение поведения;

— развитие проблем — преодолевающего поведения;

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем — преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

— анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.[8.93]

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика алкоголизма осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.[5.85]

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

— формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

— формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

— развитие навыков копинг поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

— формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

— осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

— осознание личных целей и путей их достижения;

-осознание влечения и зависимости;

— формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

— изменение жизненного стиля в целом;

— развитие коммуникативной и социальной компетентности;

— развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

-развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

— профилактика в организованных общественных группах населения;

— профилактика с помощью средств массовой информации;

— профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

— систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

— мотивационная профилактическая работа;

— терапия социальной средой;

— профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.[17.94]

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.

молодежь алкоголизм развлекательный игровой

1.2 Специфика молодежной аудитории как участника культурно-досуговой программы

Молодёжь — это люди возраста от 15 до 30 лет. Общение с молодёжью, выступление в молодёжной аудитории, руководство деятельностью молодёжи — это тема отдельного разговора. Ведь никто не будет спорить с тем, что говорить с молодёжью так же, как с людьми «солидного» возраста нельзя. Какова же она, современная молодёжь? Вы, конечно же, замечали, что молодые слушатели часто весьма максималистически смотрят на различные проблемы, в их сознании (а особенно это характерно для людей до 20 лет, тинейджеров, мало полутонов, мир делится на чёрное и белое). Поскольку взросление представителей разных поколений происходит в разных культурно-исторических контекстах (сравните: поколение «родителей» взрослело в 80-е гг., а «детей» — в пору стабилизации и рыночной экономики), часто возникает непонимание между представителями разных поколений. [7.40]

Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Практически невозможно выделить некую группу, ценности и практики социального поведения которой можно было бы назвать доминирующими.

Среди отличий представителей молодого поколения уровень и качество полученного образования, гендерные различия, отношение к политике и общественно полезной деятельности, вхождение в неформальные объединения и отношение к субкультурам.

Современные молодые люди в большинстве своем стремятся к независимости, прежде всего финансовой. Они хотят быть конкурентоспособными, а следовательно, используют все шансы для самосовершенствования и развития своих компетенций. Но вместе с тем, есть значительное число молодых людей, отличающихся апатичностью, не верящих в будущее, невключенных в общественную жизнь. И эта разнородность молодежи предопределяет выбор стратегий общения с такой аудиторией. [19.76]

Работая с молодёжной аудиторией, вы должны помнить о следующем:

1. Молодёжная аудитория быстро понимает, «кто в стае хозяин», то есть издалека видит человека, способного вести за собой, лидера. Некомпетентность и неуверенность раскрываются этой аудиторией безошибочно, поэтому, готовясь выступать перед молодёжной аудиторией, ищите, систематизируйте, анализируйте информацию, чтобы ваш запас знаний был обширным и ни один каверзный вопрос не поставил бы вас в тупик. Ну а уж если такой вопрос встретился, честно признайтесь, что не готовы ответить и можете посвятить этому вопросу новую встречу

2. Излагая информацию значительного объёма, старайтесь выделить в ней микротемы и изложить план выступления, показывайте, когда переходите от одной микротемы к другой. Ведите аудиторию за собой, чтобы в каждый момент вашего выступления аудитория имела четкое представление о том этапе пути, который вам придется пройти совместно. Такой способ изложения темы называется «пунктирным».

3. Молодёжная аудитория не принимает скучных лекторов, бубнящих себе под нос. Динамика и еще раз динамика. Меняйте тон и темп изложения, картины и образы, моделируйте голос. Однако поверхностного изложения, мелькания тем, имен, чисел молодёжь не приемлет.

4. В молодёжной аудитории следует быть современным, идти в ногу со временем и успевать меняться с приходом новых 15-летних. Если вам хочется приводить примеры, то помните, что молодёжная аудитория скорее откликнется на анализ современных событий, а не на «преданья старины далёкой». Да, их надо заинтересовывать. Можно использовать их же стремление к самореализации, желание сказать своё слово в истории, привнести новое в мир. Главное — показать, что именно молодёжь имеет возможности действовать. Тот, кто умеет вселить веру в силы в молодых людей, будет успешным оратором в такой аудитории.

5. Молодёжный язык заслуживает особого внимания. Как говорить с молодёжью? Использовать ли элементы сленга? Или демонстрировать им филигранный литературный язык? Пожалуй, еще ни один оратор, мастерски владеющий литературным языком, не оставил молодёжную аудиторию равнодушной. Однако и умело вставленное несколько вольное (но не грубое и не вульгарное) слово оживит речь и вызовет приятные ощущения в молодёжной аудитории. Надо лишь помнить, что не все говорят языком улицы, есть тысячи молодых людей, прекрасно владеющих языком. Если с ними говорить примитивным языком, то у них создастся впечатление, что их интеллектуальный уровень оценивают ниже, чем он есть на самом деле. Следовательно, язык должен быть доступным, но не примитивным.

6. Молодёжная аудитория весьма восприимчива к образным словам и выражениям. Используйте метафоры, рисуйте словами!

7. Выступая в молодёжной аудитории, используйте современные мультимедийные технологии. Наглядность поможет создать точки опоры, улучшит запоминание.

8. Молодёжь, особенно её социально активная часть, любит быть вовлечённой в процесс обсуждения. Задавайте вопросы, обращайтесь к аудитории, применяйте деловые игры и другие активные методы.[5.87]

Алкоголизм особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развиваются опасные болезни, а также сохраняется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между молодежью, употребляющим алкоголь и разными уровнями его социального окружения. Анализ материалов, свидетельствует, что за последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5 % больных до 20 лет и 8-10 % больных до 25 лет в России, около 90 % учащихся 7-9 классов употребляли слабые алкогольные напитки. В России 3 % детей 8 -10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживались милицией.[12.65]

Читайте также:  Темы бесед с подростками по профилактике алкоголизма

Многие исследователи подчеркивают, что формирование алкоголизма в значительной мере зависит от того, в каком возрасте произошло приобщение к алкогольным напиткам. Чем раньше ребенок впервые приобщился к алкогольным напиткам, а затем стал их систематически употреблять, тем короче период формирования алкогольной болезни. Раннее приобщение детей к алкоголю является одним из факторов, способствующих развитию пьянства и алкоголизма в старших возрастных группах.

Состояние опьянения у молодежи отличается первоначально большой индивидуальностью. Сначала устойчивость к действию алкоголя молодежи не велика (75-100мл. водки) и чем моложе возраст, в котором произошло первое опьянение, тем она меньше.[13.39]

Иногда уже первое знакомство с алкоголем молодежь оценивают как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения. Со временем расширяется круг возможных поводов к приему алкоголя. Спиртные напитки употребляются «от нечего делать», «для поиска уличных приключений», «за компанию», «для храбрости» перед танцами.

При употреблении алкоголя до 2-3 раз в месяц устойчивость молодежи к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы духа», отличающей лидера.

Аналогично формируется психологическая готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Употребление алкоголя в дальнейшем становится регулярным (2-3 раза в неделю). Естественной нормой поведения считается употребление спиртных напитков перед танцами, в выходные дни, при появлении денег, при встрече с друзьями и т.д.[4.98]

У молодежи утрачивается не только определенность в вопросах профессиональной ориентации, но и сама установка на трудовую деятельность. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной» компании.

С увеличением устойчивости к употреблению спиртного до 4-5 кратного уровня (относительно первоначальной) утрачивается биологические защитные механизмы: не возникает уже чувства отвращения при передозировке, исчезает защитный рвотный рефлекс. Появление этих симптомов не оценивается должным образом подростками, имеющими перед собой пример более «опытных» товарищей, зачастую сформировавшихся алкоголиков. Влияние порочных алкогольных обычаев наиболее полно проявляется в таких формах опьянения, когда напиваться до состояния оглушения, является нормой.[17.66]

Для несовершеннолетних характерна наигранность, бесцеремонность, развязность, которая в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиненностью. Подростки все более полагаются на случай, «везение». У них наблюдаются легковерность и поверхностность суждений, повышенная самооценка, недостаточная критика к своему заболеванию.

В молодости алкоголизм протекает в более тяжелой форме и труднее поддается лечению. Непременное условие лечения — абсолютный отказ от употребления алкоголя, как во время лечения, так и после выздоровления.

У молодежи алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением организма);

— злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

— принятие больших доз алкоголя (принятие алкоголя молодежью не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

— быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

— низкая эффективность лечения.[9.13]

Пьянство среди молодежи тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для них опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам подростков и молодежи наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.[18.74]

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период — подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка. Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

В организме молодого человека алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность молодого человека, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма. Согласно статистике, 5-7% отравлений у молодежи приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у молодых людей развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

Таким образом, в первой главе автором выпускной квалификационной работы были изучены теоретические аспекты проблемы профилактики алкоголизма в молодежной среде.

Можно сделать следующий выводы:

Исследована профилактика алкоголизма как направление социально-культурной деятельности. Изучена специфика молодежной аудитории как участника культурно-досуговой программы.

Глава 2. Разработка авторской программы профилактики алкоголизма в молодежной среде.

2.1 Анализ деятельности МБУК Каменского района с. Рыбное по профилактике алкоголизма в молодежной среде.

Филиал МБУК «ЦКС» с. Рыбное считает своей целью — удовлетворение духовных потребностей и культурных запросов населения Рыбинского сельсовета, создание условий для развития творческой инициативы и организации отдыха людей, проживающих на территории.

Реализуя эти цели, филиал МБУК «ЦКС» с. Рыбное осуществляет свою деятельность дифференцированно, на основе конкретных запросов и потребностей населения, активно используя средства и формы организации досуга, расширяя спектр культурных услуг и качество создаваемого культурного продукта.

Задачу свою мы видели в том, чтобы поддержать тех, для кого занятия всеми видами творчества становятся предпочтительным времяпрепровождением (во всех возрастных группах).

Приоритетными направлениями деятельности филиала МБУК «ЦКС» являются: патриотическое воспитание, возрождение и развитие традиционной народной культуры, работа с детьми, молодежью, семьей, пожилыми людьми.

Многолетнее сотрудничество сложилось с различными структурами и организациями поселения. В постоянном и тесном контакте находимся со школой, детским садом, детской школой искусств, библиотекой.

Главной целью этой программы является активизация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактики алкоголизма.

-Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

-Поднятие престижа здоровой, активной жизни у молодёжи и взрослого населения;

— Ориентация детей, подростков и молодёжи на здоровый образ жизни, как необходимое условие развития человека;

— Повышение ответственности родителей за воспитание физически и нравственно здорового поколения путем привлечения родителей и детей к спортивным семейным праздникам;

— Воспитание в юношах и девушках позитивного отношения к жизни;

— Формирование системы информированности населения о вреде, безнравственности и социальной опасности алкоголизма;

— Профилактика алкоголизма путем вовлечения детей, подростков и молодёжи в культурно-досуговую деятельность.

Работа по здоровому образу жизни планируется совместно с МКОУ РСОШ и ведется в течение года.

-ноябрь месяц — это месячник ЗОЖ, мы принимали участие в районном конкурсе на лучшую организацию работы по ЗОЖ, приняли участие в конкурсе видеороликов, отмечены грамотой.

— Провели товарищескую встречу по волейболу между учащимися и родителями. В декабре, совместно со школой прошли «Веселые старты», в которых приняли участие учащиеся младших классов и их родители, которые в свою очередь были отмечены на родительском общешкольном собрании благодарственными письмами.

В зимний период действует каток, ребята вместе с взрослыми его заливают и поддерживают в хорошем состоянии. К катку подведен свет, так что в вечернее время приходят целыми семьями.

Безусловно, большая работа проводилась и проводится по профилактике правонарушений в КДУ по привлечению детей из семей СОП. Ребята из таких семей посещают кружки, выступают на сцене, участвуют в сценках.

В феврале 2016 года приняли участие в краевом смотре -конкурсе на лучшее клубное учреждение по организации работы по профилактике преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае «ХХI век — век здорового поколения!» Были представлены 2 проекта в номинации реализованный проект клубного учреждения (воплощенный в 2016-2017 гг.):

— «Наше будущее в наших руках» (организация отдыха детей и подростков в летнее время)

Реализация проекта особенно актуальна в наше время — время информационных технологий и «поглощением » интернет ресурсами нашего подрастающего поколения.

23сентября проводился Всероссийский флешмоб «Мы против алкоголя». Ребята агитбригады «Джем» подготовил программу и вместе с учащимися старших классов Рыбинской СОШ провели танцевальный флешмоб.

Для привлечения детей, подростков и молодёжи в филиале МБУК «ЦКС» с. Рыбное работает студия эстрадного пения, танцевальный кружок «Импульс», театральный кружок «Маски», возрождается такой забытый жанр, как вокально-инструментальное творчество (ВИА «Слайды»), студия игры на гитаре и т.д.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную защиту детей, снизить количество подростков и молодежи с девиантным поведением, позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Проект был отмечен дипломом участника.

В целях реализации программы «Молодёжь Каменского района на 2016-2020 годы». «Комплексные меры по профилактике алкоголизма в Каменском районе Алтайского края на 2016-2018г.г.», «Культура Каменского района на 2013-2017 г.г.» в КДЦ разработаны планы по работе с молодёжью.

В филиале работают клубные формирования, ориентированные на молодежь, клуб молодого избирателя «Юность» (1 раз в квартал заседание клуба), в рамках которого прошли следующие мероприятия:

— в январе вместе с ребятами, членами клуба мы подготовили и выпустили памятку «Молодого избирателя»;

Мы решили идти в ногу со временем и провели с будущими молодыми избирателями выборы. Мы выбрали форму проведения сюжетно — ролевая игра и проведена она с ребятами РВО. Им предстояло провести настоящие выборы будущего короля государства, были свои претенденты на престол и их команда, им предстояло подготовить предвыборную речь. Выступить перед своими избирателями. причем каждый к этому выбору подошел серьезно. В общем борьба среди кандидатов развернулась нешуточная, в итоге победила дочь царя Елизавета.

Целью организованной ролевой игры является формирование у подрастающего поколения образного мышления и умения творчески решать поставленные задачи, обретения навыков ведения дискуссии.

При филиале уже не один год работает агитбригада «Джем», ребята являются постоянными участниками, районных и краевых конкурсов. Не раз отмечались грамотами и благодарственными письмами.

Созданная в декабре 2015 году студия фото и видеомонтажа «Pixel» набирает свои обороты и в этом году руководитель студии Н.В. Рясный принял участие в XVI краевых Дельфийских игр «Вместе лучше!», в номинации: конкурс любительских фильмов «В кадре наша жизнь»., также в районном слете педагогических и студенческих отрядов в номинации «Синема, синема …» был показан видео фильм о жизни РВО.

На заключительном этапе краевого смотра -конкурса на лучшее клубное учреждение по организации работы по профилактике преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае «ХХI век — век здорового поколения!», проходившем в с. Поспелиха, проект в номинации реализованный проект клубного учреждения (воплощенный в 2014-2015 гг.): «Шаг в будущее» (Креативность в работе с подростками и молодежью.) (авторы проекта Артамонова Татьяна Николаевна, Рясный Николай Васильевич) стал победителем.

Проект является одной из ступеней в работе с подростками и молодежью по пропаганде и профилактике преступлений и иных правонарушений в Каменском районе и в частности в нашем селе, поднимет престиж культурно-досугового центра в глазах жителей села.

Возраст участников проекта составляет от 14 до 24лет.

Проект «Шаг к будущему» (креативность в работе с молодёжью) поможет объединить подростков и молодёжь, раскрыть их творческие способности, увидеть мир без розовых очков, через призму объектива. Совместная работа культурно-досугового учреждения, школы, и библиотеки поможет не только объединиться в одном проекте, но и показать всем наглядно, что такое помощь, взаимовыручка, совместная работа, показать, что село Рыбное — это не только отдельные личности, но и единый монолит.

Три года назад пришла идея проводить в августе месяце районный фестиваль-конкурс молодежной песни «Оранжевое лето». Цели и задачи Фестиваля:

выявление молодых, талантливых исполнителей, содействие реализации их творческих способностей гармоничного развития личности, а также популяризация различных жанров и направлений творческой деятельности молодежи, наполнения их новым содержанием. Фестиваль выходит за рамки района и в этом году принимали участие Завьяловский район, г. Камень-на-Оби. Для награждения конкурсантов приглашаются предприниматели и организации, находящиеся на территории Рыбинского сельсовета.

В конце октября были проведены «Бал у Мефистофеля», на котором все желающие могли приобщиться к традициям древнего языческого праздника кельтских племён Хэллоуина и молодёжная вечеринка «На пороге Новый год!».

Надо также отметить работу культорганизатора, который на протяжении года, проводит товарищеские встречи, конкурсы, вместе с молодежной командой с.Рыбное приняли участие в летней Олимпиаде спортсменов Каменского района и ежегодном Кубке села по волейболу (20 декабря). В зимний период заливается каток, работает прокат коньков. И конечно же мы сохранили подростковую хоккейную команду «Next». В 2017 году мы планируем принять участие в товарищеской встрече с. Крутиха Крутихинского района.

Сравнительный анализ 2015 и 2016годов показал, что в 2016 году участие и посещение молодёжи в культурно-массовых мероприятиях снизился на 1,2%. Причины падения роста показателей и социально-экономическом развитии села, уменьшение численности работоспособного населения.

2.2 Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел культурно-досуговой программы «Здоровый образ жизни -залог успеха» профилактики алкоголизма в молодежной среде

Программа профилактики алкоголизма в молодежной среде «Здоровый образ жизни — залог успеха»

Данная программа рассчитана на 2016-2017год

Место реализации: МБУК Каменского района с. Рыбное

Субъект: Специалисты центра МБУК Каменского района с. Рыбное

Цель программы: Формирование здорового образа жизни в молодежной среде Каменского района с. Рыбное средствами социально- культурной деятельности

— сформировать отношения к здоровому образу жизни

— создать условия для здорового образа жизни

— вовлечь молодежь в спортивную деятельность, которая бы способствовала здоровому образу жизни

В программе включены такие мероприятия как: «здоровый образ жизни- залог успеха», « В здоровом теле — здоровый дух» и др.

Формы реализаций мероприятий являются: игровая программа, беседа, медиа-презентация, посиделки и др.

Из разработанного автором выпускной квалификационной работы плана мероприятий для проверки целесообразности программы была реализована развлекательно-игровая программа «Здоровый образ жизни- Залог успеха!»

Определение проблемы по выбранной теме.

Высокий уровень напряженности, малоподвижный образ жизни перезагрузка учебного процесса, несбалансированное питание.

Причины возникновения проблемы и способы их решения:

Закомплексованность детей, не зная правильного понятия здоровый образ жизни, не соблюдая режима дня, отсутствие здорового образа жизни в семьях.

Организационно- педагогический замысел:

Создание клуба молодежи по формированию здорового образа жизни

Формирование ЗОЖ средствами социально- культурных программ: развитие двигательных функций.

Субъект воздействия: зам. Директора МБУК Каменского района с. Рыбное; педагог дополнительного образования; автор выпускной квалификационной работы.

Объект воздействия: молодежь с.Рыбное

Место проведения развлекательной игровой программы.

Холл отдела МБУК Каменского района с. Рыбное

Обоснования выбора формы: Через такую форму как игра, проще всего эффективнее всего можно объяснить и показать молодежи, что такое здоровый образ жизни, и как нужно жить, чтобы всегда соблюдать здоровый образ жизни.

4. Конкурс « С чего начинается утро»

8. Конкурс « Продолжи фразу»

11. Вручение участникам сертификатов « Самый здоровый человек- 2017года»

Организационно- методический замысел

Название отдела, обязанности члена оргкомитета

источник