Меню Рубрики

Социальный педагог в школе профилактика алкоголизма

В данной дипломной работе будет рассмотрена одна из методик профилактики алкогольной зависимости среди учащихся средней школы. Так как данная проблема очень остро стоит в последнее время, в связи с открытым доступом к спиртным и слабоалкогольным напиткам. Борьба с алкоголизмом — крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

Ребенок с бутылкой пива на улице. Зрелище, стремительно и незаметно ставшее обыденным. Попробуйте провести эксперимент: найдите в летнем городе компанию гуляющих подростков без пива. Удалось?! Специалисты-наркологи утверждают: детский алкоголизм как болезнь формируется в организме в течение года, если выпивать три раза в неделю по банке джин-тоника или пива. Вы об этом знали?!

У подростков, страдающих алкоголизмом, вспышки агрессивности очень быстро развиваются и часто возникают в кругу родных и близких, иногда такие случаи происходят даже при посторонних. Подросток постепенно отдаляется от своего родного окружения, становится замкнутым и недоверчивым, перестает быть внимательным к своим близким и прежним друзьям, становится неискренним. Действительное спокойствие и непринужденность молодой алкоголик начинает чувствовать только в кругу таких же молодых алкоголиков, считая всех трезвых сверстников ущемленными и неполноценными.

Особое значение в профилактике алкогольной зависимости подростков, а также в реабилитации подростков, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социальным педагогам. Деятельность, которых направлена на оказание помощи индивидам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в том числе и алкогольной зависимости. Нынешнее состояние общества, алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Объект исследования — деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости

Предмет исследования — социально-педагогическая программа по профилактике алкогольной зависимости

Цель исследования — противодействие употреблению алкоголя школьниками

Гипотеза – социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления ими алкогольных напитков.

— рассмотреть сущность понятия подросткового алкоголизма;

— рассмотреть факторы, причины и мотивы, влияющие на алкоголизацию подростков;

— рассмотреть содержание работы по профилактике алкоголизма;

— раскрыть содержание деятельности социального педагога на базе практики;

— разработать структуру социально педагогической деятельности по профилактики подросткового алкоголизма.

Обзор литературы по профилактике алкоголизма

Профилактика, по определению ВОЗ, это действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшение нетрудоспособности. В более широком контексте — это разносторонняя деятельность, препятствующая распространению нелегальных наркотиков в обществе.

Профилактика алкоголизма среди учащихся предусматривает снижение спроса на алкоголь у данной категории населения.

Проблемы профилактики алкоголизма рассматриваются в медицинском, психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах.

Специалисты — медики (Н.А. Сирота, Е.А. Кошкина, В.М. Ялтонский) выделяют шесть основных подходов к профилактике алкоголизма и наркомании в мире:

· подход, основанный на распространении информации об алкоголе;

· подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении;

· подход, основанный на влиянии социальных факторов;

· подход, основанный на формировании жизненных навыков;

· подход, основанный на развитии альтернативной употреблению алкоголю деятельности;

· подход, основанный на укреплении здоровья [1] .

Разработка творческим коллективом под руководством профессора Н.А.Сироты превентивного подхода к вопросам первичной профилактики (копинг-профилактика) «имеет целью формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения, направленных на преодоление стресса и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами на основе мультикомпетентных программ» [2] .

Цели профилактики рассматриваются как:

1. . отработка неосознанных поведенческих навыков на требование социальной Среды;

2. . развитие процесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности и его закрепление» [3] .

Достижение целей профилактики позволит индивиду, осознав себя, как самодостаточную личность, избежать приема психоактивных веществ.

Рассматривая психологические методы профилактики, учитывая активность самой личности как субъекта (а не только как объекта) профилактики, копинг-профилактику можно отнести к широкому значению психологических методов профилактики алкоголизма и наркомании: «В широком значении — методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к алкоголю и наркотикам» [4] .

Транстеоретическая модель Велисер В.Ф. и Прочаска Я.О. «. объединяет основные компоненты поведенческих изменений и дает объяснения тем комплексным механизмам, понимание которых ранее было затруднительно» [5] .

В настоящее время не существует общепринятой единой дефиниции алкоголизма. Наличие трудностей в определении и путанице основных понятий отмечают В.Ю.Завьялов, В.Т.Кондратенко, Н.Я.Копыт, Ц.Т.Короленко [6] .

На сегодняшний день алкоголизм принято рассматривать как сложное заболевание, характеризующееся медико-биологическими, психологическими и социальными составляющими (А.И.Донцов, В.И.Корченов, Ю.П.Лисицын, С.В.Дворяк, П.Сироло) [7] .

Н.В.Канторович (1954) определял хронических алкоголиков как людей, у которых в результате систематического или спорадического злоупотребления спиртными напитками развилось влечение к алкоголю, произошло нарушение трудоспособности, семейных отношений, физического и психического здоровья.

С представлениями о том, что алкоголизм является болезнью, согласуются данные о наследственной предрасположенности к нему [8] .

Как отмечает С.В.Дворяк, «алкоголизм — это не только сам алкоголь, но и реакция на него данного организма, которая всегда индивидуальна. Алкоголик. даже если он воздерживается достаточно долгое время, остается алкоголиком, что выражается в его синдроме алкогольной зависимости и приведет к немедленному срыву, как только он расслабится снова» [9] .

Однако, как отмечают Д.Сироло, Р.Шейдер, Э.Сироло, Д.Гринблат, Л. фон Мольтке, рассмотрение алкоголизма как заболевания вовсе не означает, что он обусловлен какой-то одной причиной. Кроме того, «не следует думать, что больной алкоголизмом не способен контролировать употребление спиртного и свое поведение. Как и при большинстве заболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертония), поведение больного сильно влияет на течение болезни» [10] .

В качестве основной причины алкогольной зависимости Ю.П.Лисицын и В.Д.Москаленко выделяют эйфоризирующее действие алкоголя [11] .

Под воздействием алкоголя человек становится более раскованным, развязным, складывается ощущение, что все проблемы и трудности легко преодолимы. Именно это наркотическое свойство алкоголя и заставляет людей часто употреблять его. Следствием данной точки зрения являются такие меры профилактики алкоголизма, как запрет на реализацию спиртных напитков, а также организация обществ трезвости. Однако не все употребляющие алкоголь и ощущающие на себе его способность создавать настроение удовольствия становятся алкоголиками. Действительно, большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что алкогольные напитки сами по себе не являются основной причиной алкоголизма. В качестве причин, порождающих алкоголизм, можно выделить целый ряд факторов как психопатологического, так и психологического, а также микро- и макросоциального характера.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Причины и последствия детского алкоголизма

Возрастной период Причины Последствия
раннее детство 0-3 года 1 . пьяное зачатие 2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности 3. потребление алкоголя в период кормления грудью эпилепсия, слабоумие аномалии физического развития аномалии психического развития
дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет 1 . педагогическая неграмотность родителей 2. семейные алкогольные традиции алкогольное отравление организма формирование интереса к спиртному
подростковый и юношеский возраст 9- 18 лет 1 . неблагополучие семьи 2. самоутверждение 3. позитивная реклама в средствах массовой информации 4. незанятость свободного времени 5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма 6. психологические особенности личности 7. уход от проблем формирование влечения к алкоголю формирование привычки к употреблению спиртных напитков выработка стереотипа алкогольного поведения совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы алкогольная зависимость

Из приведенной таблицы, составленной по результатам исследования П.Анисимова, видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста[12] .

источник

Сейчас особенно много говорят о подростковом алкоголизме и активно ищут решение этой проблемы. Профилактика подросткового алкоголизма, разработанная еще в прошлом веке, не работает, пора это признать и отказаться от шаблонных методов влияния на школьников при помощи лекций и фильмов. Прежде всего нужно разобраться, по каким причинам возникает эта проблема, а затем начать искать решение.

Детский алкоголизм нуждается в активной профилактике

Пьющие дети вызывают отвращение или слезы жалости у прохожих, но мало кто задумывался, почему этот ребенок пьян. Не нужно винить рекламу, продавцов, что продали бутылку спиртного подростку. Государство не вливает насильно в детей алкоголь, интернет не пестрит заголовками «Выпей и ты станешь счастливее».

У маленького человека начались проблемы взросления, он не знает, как их решить самостоятельно, поэтому смотрит на взрослых, пытаясь найти ответ. Родители – главный объект внимания подростка. Все свои проблемы большинство взрослых заливают алкоголем, таким же образом поступает и ребенок.

Из поколения в поколение привычка выпивать при первых же незначительных трудностях предавалась. Некоторые матери до сих пор верят, что если добавить пару капель коньяка в бутылочку младенцу, он будет крепче спать. Более варварского отношения к грудным детям нельзя придумать.

Детский алкоголизм является бичом всего мира, немало страдающих от зависимости и в России. Не всегда эти дети происходят из неблагополучных семей. Часто это всем обеспеченные, но брошенные на произвол судьбы подростки, которые вступают на неверную дорогу.

Множество неизлечимых на сегодняшний день алкоголиков начали пить в 10-13 лет. Каждый второй в возрасте 14 лет пробовал алкоголь. Каждый третий употребляет его не реже, чем раз в неделю!

Причины, по которым дети начинают пить и становятся зависимыми от алкоголя:

  • родители сами позволяют детям в возрасте до 10 лет выпить в 60% случаев;
  • плохо успевающие по школьной программе дети, искренне верящие в свою ничтожность, это 70% случаев;
  • малая занятость и слабая мотивация среди молодежи стала причиной 40% случаев;
  • 91% алкозависимых детей из неблагополучных семей, иногда с одним или двумя пьющими родителями;
  • 53% алкозависимых детей недополучают внимания своих родителей.

На данный момент профилактика алкоголизма среди подростков начинает приносить свои плоды. Многие подростки приобщились к ЗОЖ и предпочитают с пользой проводить свое время: читать, ходить в кино и т. д.

Мода на спорт и правильное питание растет с каждым днем не только среди взрослых, но и среди детей. Уже сегодня тысячи людей стараются излечиться от алкозависимости, чем подают хороший пример подрастающему поколению.

Пить и курить больше не круто, но старые привычки все еще крепко тянут подростков на социальное дно.

Причины алкоголизма среди детей

Значительный вклад в профилактику алкоголизма среди подростков вносят педагоги. В школе у ребенка возникают первые проблемы с социальной адаптацией и половым созреванием. Там же подросток впервые пробует алкоголь в компаниях. Очень большая ответственность ложится на плечи педагога, учитывая, что в классе обычно больше 20 детей, каждого из которых нужно индивидуально простимулировать к стремлению быть лучше.

Основная задача школы – правильно сформировать у учащихся цель жизни. Прежде всего подрастающему поколению необходимо привить отвращение к алкоголю, стремление к здоровому и крепкому телу, желание достичь больших результатов.

Принципы профилактики алкоголизма у подростков в школе:

  1. организация системы противоалкогольного воспитания: необходимо проводить мероприятия и конкурсы против алкогольной зависимости на протяжении всего обучения;
  2. противоалкогольное воспитание должно предусмотреть постепенное просвещение о минусах опьянения и влиянии алкоголя на организм, необходимо учесть возрастную категорию и психологические особенности учащихся;
  3. если имеется возможность, пригласить на открытый урок медика, полицейского, человека, преодолевшего проблему. Можно попросить их рассказать детям об особенностях алкогольной зависимости и ее последствиях;
  4. необходимо подключить родителей к воспитанию отвращения к алкоголю.

В начальной школе профилактика детского алкоголизма проводится в несколько этапов. Детям младших классов даются антиалкогольные уроки при изучении темы «Охрана здоровья». С 5 класса проводятся беседы с приглашенными людьми, рассказывающими о вреде алкоголя и о том, как он влияет на жизнь человека.

В 8-11 классе проводятся отдельные лекции на тему бесплодия из-за алкогольной зависимости, о том, к чему приводит опьянение.

Также школа может влиять на судьбу родителей-алкоголиков. Профилактика алкоголизма в школе затрагивает и такую тему, как лишение родительских прав, штрафы. Здесь можно использовать профилактические беседы с психологом. Часто страх потерять самое дорогое заставляет непутевых родителей отказаться от спиртного и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Если с рождения ваш малыш наблюдает за поведением пьяного отца или матери, не раз поднимающими бокал или рюмку, его ждет та же участь алкоголика. Некоторые матери употребляют горячительное еще при вынашивании ребенка и кормлении грудью, в этом случае зависимость приобретает врожденный характер, и от нее уже не избавиться.

Читайте также:  Какие препараты применять при кодировании от алкоголизма

Чтобы избежать беды, необходимо создать благоприятную среду для вашего чада в семье:

  • наладить отношения со всеми родственниками;
  • научить подростка правильному отношению к своему здоровью;
  • мотивировать его на поступки и проявлять интерес к его увлечениям и достижениям;
  • проводить беседы о вреде алкоголя как можно чаще, но делать это ненавязчиво;
  • подавать пример трезвой жизни, поскольку ваши дети стремятся быть похожими только на вас.

То, что он встал на ноги и пошел в школу, не значит, что он больше не нуждается в вашей защите и поддержке. Учебная организация не может воспитать достойного человека в одиночку. Проявляйте интерес к своему ребенку, спросите, как прошел его день, выслушайте. Это ваше чадо, и только вы несете ответственность за то, что с ним случится в будущем.

Профилактика подросткового алкоголизма

Иногда лидером группы подростков становится алкозависимый ребенок, пытающийся приобщить к вредной привычке своих друзей. В этом случае стоит обратить внимание на его поведение. Можно выделить следующие странности:

  • резкая смена настроения;
  • появление секретов от родителей и учителей;
  • потеря интереса к хобби;
  • резко упавшие оценки;
  • неожиданно ему потребовалось больше карманных денег без какой-либо причины.

Если от него пахнет спиртным, вы нашли в его рюкзаке бутылку пива, не стоит тешить себя самообманом – у вашего ребенка зависимость.

Вы должны донести всю суть дела, помочь решить проблему и вернуть его на правильный жизненный путь. Задача любого родителя – не оставаться в стороне.

Карманные деньги ребенок может тратить на алкоголь

Последствия подросткового алкоголизма не исцелить, здоровье навсегда останется поврежденным. Расстройства ЖКТ, тахикардия, варикоз, повышение артериального давления, аритмия. Иммунитет сильно ослабевает. Самое опасное и необратимое последствие детского алкоголизма – нарушение функций головного мозга, личность необратимо деградирует.

Профилактика алкоголизма у подростков – одна из актуальных тем у родителей и общеобразовательных учреждений. Несмотря на все принятые меры для запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, ограничения на отпуск продукции после 22:00, проблема детского алкоголизма остается важной и сегодня.

Беда детской зависимости в том, что она оставляет непоправимый след, поскольку растущий организм с легкостью привыкает к яду.

Наивно полагать, что проблема разрешится сама собой нельзя. Сегодня ваш подросток только попробует, а потом алкоголь уничтожит его жизнь и здоровье. Не позволяйте и вашему чаду стать жертвой этой вредной привычки.

источник

Работа социального педагога по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков
статья на тему

На современном этапе развития общества обострились проблемы необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем — возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков .
В работе представлен опыт работы по профилактике алкоголизации, табакокурения.

Тема : Работа социального педагога по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков

1. Введение. Актуальность проблемы. 3-4

2. Способы и средства педагогической

профилактики алкогольной предрасположенности

3. Система работы социального педагога МОУ

«СОШ № 15» г.Энгельса по профилактике

алкогольной предрасположенности среди подростков 9- 11

7. Презентации по формированию ЗОЖ

Актуальность проблемы . На современном этапе развития общества обострились проблемы необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем — возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков [6,10, 13,15].

В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным ВОЗ(Всемирная организация здравоохранения) суммарное количество больных с заболеваниями , вызванными приемами различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек[1,5,6].

Игорь Бестужев-Лада, академик –секретарь Российской академии образования , председатель Президиума Педагогического общества России, доктор исторических наук, президент Международной академии исследований будущего сказал: «Алкоголизм — это порок, уносящий жизни наших сограждан, обрекающий на несчастья семьи, приводящий к ущербному потомству. Футурологи рассчитали: так повально пьянствовать , как у нас сегодня, России осталось 20-30 лет…

По сути, речь идет о том, чтобы либо поставить алкоголю и наркотикам как можно скорее надежный заслон, либо- Россия исчезнет с лица земли»[11].

Нарастающая привлекательность алкоголя кроется в неосознаваемом — иллюзорном эффекте. Не сам алкоголь, как таковой, а проекция ожидания, создает в сознании подростка картину, что алкоголь обладает «уникальными» свойствами: облегчает процесс общения, снимает напряжение, «открывает» творческое сознание, придает уверенность в себе, поднимает настроение, т.е. создает «зону комфорта» .

Статистика фиксирует небывалый рост числа алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; 61,6% знакомы и употребляют спиртные напитки [5, 14, 15, 1,21]. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни — многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что алкоголизация является «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед школой, перед педагогическими коллективами исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками [5, 14, 15, 16,21].

Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества — семьи.

Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики алкогольной предрасположенности у подростков представляется мне чрезвычайно актуальной.

2. Способы и средства педагогической профилактики алкогольной предрасположенности подростков.

Ранняя алкоголизация подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе, в организме самого подростка.

Анализируя причины, способствующие употреблению алкоголя среди обучающихся школы, нами было выявлено следующее:

— отсутствие четкой государственной программы, направленной на систему ранней профилактики возникновения алкоголизации у подростков;

— ослабление роли семьи как главного института социализации подростков; увеличение числа семей, ведущих асоциальный образ жизни; семей с неправильным типом воспитания;

— социально-экономические факторы: низкий уровень доходов большинства населения; высокий уровень безработицы;

— несформированность в обществе установок на здоровый образ жизни;

— слабая осведомленность родителей и педагогов по проблемам употребления алкоголя ; низкая психолого-педагогическая культура; особенности характера (высокий уровень тревожности и агрессивности; несформированность ценностных ориентаций; низкий уровень мотивации к успеху; неадекватная самооценка и др.) и обусловливающие их типы семейного воспитания;

— табачная и алкогольная рекламная компания, создающая «ментальное клеше», неосознанно воспроизводящееся подростками;

— отсутствие целостной системы подготовки кадров для организации и проведения профилактической работы[4,17].

К факторам риска ранней алкоголизации в подростковом возрасте относятся: медицинские предпосылки (патология беременности и осложненные роды; тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте; сотрясение головного мозга и др.); объективные факторы (экономическое, социальное напряжение в обществе; миграционные проблемы; рост объемов алкогольной продукции и их доступность; алкогольная рекламная компания; алкогольные традиции семьи и общества); субъективные факторы (предрасположенность к ранней алкоголизации подростков из асоциальных семей; особенности характера (акцентуации) (высокий уровень тревожности и агрессивности; неадекватная самооценка; отсутствие ценностных ориентаций; низкая терпимость к стрессовым ситуациям; подростковые реакции-группирования, подражания) и обусловливающие их типы семейного воспитания; недостатки педагогического процесса (нарушение стиля управления, деформация или отсутствие профессионально — важных качеств личности педагога, отсутствие реализации принципов обучения, воспитания; преобладание методики негативного стимулирования поведения и деятельности подростков), предопределяющие учебную и социальную дезадаптацию[12,15,17].

Педагогическая профилактика ранней алкоголизации подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников[4,8, 17,24,25].

Следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ранней алкоголизации важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении: начинаться она должна в младших классах, когда условно- рефлекторная деятельность по отношению к алкоголизации и курению еще не сформирована и заканчиваться в выпускных, с учетом возрастных и психологических особенностей личности. Профилактические программы должны являться частью учебной программы, то есть реализовываться с учетом принципа парциальности[17,20,25]. Эти программы, на мой взгляд, должны быть: многоплановыми, включать «уроки жизненных навыков» (например, противодействия первой пробе алкоголя ); давать возможность детям младших возрастных периодов в игре и через игру формировать у себя установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей; давать возможность старшим подросткам развивать у себя формы активного индивидуального группового противодействия негативным предложениям. Главный мотив убеждения должен быть позитивным. Большой эффект имеет умеренное, максимально правдивое сообщении фактов о последствиях данной проблемы, что располагает подростков к доверительному общению со взрослыми.

Необходим учет основных принципов первичной профилактики зависимого поведения подростков:

В основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации подростков должна быть применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая:

-развитие социальной и личной компетенции (обучение эффективному общению, критическому мышлению, формирование адекватной самооценки и самоуважения);

-становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды);

-развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.

Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога и подростков с учетом принципов:

Как уже было сказано, многие факторы риска в развитии склонности к употреблению алкоголя носят внутриличностный характер, а внешние обстоятельства в данном случае выступают как «запускающий механизм». Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана, с процессом самовоспитания — осознанной и сознательной деятельности человека по совершенствованию своей личности и специально организованного педагогического воздействия, направленного на формирование механизмов социальной адаптации, альтернативных вредным привычкам[5, 7, 8, 16,21].

Система профилактики, включает в себя: профилактическое пространство, основой которого является первичная профилактика; работа с подростками, основаннаю на превентивном обучении, в которой тесно сочетаются все форы целесообразных социальных, педагогических, медицинских, психологических, правовых воздействий на личность несовершеннолетних и окружающих их условия; выявление детей группы риска; подготовку педагогов к проведению профилактических работ; работу с семьей; работу с организациями, обеспечивающими трудоустройство и профориентацию подростков; организацию педагогом досуга подростков; организацию совокупности педагогических условий [9, 13, 15, 16,21].

Как активный метод системы профилактики используется комплекс информационно — обучающих тренингов, активизирующий осознание сущности и последствий собственного поведения, ответственности за сделанный выбор, активации самопознания и самовоспитания.

3. Система работы социального педагога МОУ «СОШ № 15» г.Энгельса по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков . В школе отдельно работа по профилактике алкогольной предрасположенности подростков не проводится. Эта работа включена в комплекс мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ.

В школе работает комплексная социально-психологическая программа по профилактике зависимостей «Сделай свой выбор» ( см.приложение), разработанная социально-психолого-педагогической службой школы, которая помогает в целенаправленной работе педагогического коллектива по уменьшению числа зависимых от вредных привычек среди учащихся.

Основные задачи программы:

  1. Предоставление учащимся объективной информации о влиянии алкоголя, табака, наркотиков и других ПАВ на организм человека.
  2. Формирование у них негативного отношения к наркотизму( курению, распитию спиртных напитков и употреблению наркотических веществ).
  3. Формирование умения противостоять давлению сверстников.

Программа «Сделай свой выбор» используется педагогами школы для самостоятельного планирования занятий, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям- различным формам воспитательной работы. Работа по этой программе , проводимая в школе уже не первый год, стала составным звеном в деятельности школы по формированию ЗОЖ.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей и вредных привычек можно выделить следующие направления деятельности и осуществляемые по их реализации мероприятия:

-создание условий для здорового образа жизни и его пропаганды (программа «Сделай свой выбор», работа интернет-сайта «Откровенный разговор»), развитие системы дополнительного образования в школе, работа по просвещению родителей;

Читайте также:  Лечение от алкоголизма у вас дома

-обучение умению справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведение( занятия для учащихся «Твоя профессиональная карьера», «Азбука здоровья», «Психологическая азбука»)

-оказание подросткам асоциального поведения психолого-социальной поддержки( индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия с детьми)

-вовлечение учащихся в спортивную и общественно-значимую деятельность(участие в спортивных соревнованиях, акциях, разработка и реализация социально значимых проектов. В 2005 году учащимися школы разработан и реализован проект, занявший 3 место в номинации «Права молодежи в Саратовской области» -«Защита детей и подростков от вреда, приносимого падением нравов», где в частности были предложены меры по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков.

Ежегодно для учащихся школы проводятся общешкольные классные часы по формированию ЗОЖ.

-«Всемирный день борьбы с туберкулезом»

-«Всемирный день отказа от курения»

-«Всемирный День без табачного дыма»

-«Всемирный День борьбы со Спидом»

-«Международный День памяти умерших от ВИЧ и СПИДА»

В ходе мероприятий организовываются конкурсы плакатов ,выставки книг, материалов периодической печати, выпуск материалов по антинаркотической , антиалкогольной пропаганде в школьном пресс-центре. Также были подготовлены материалы о вреде токсикомании, табакокурения.

Вопросы, связанные с профилактикой наркомании, токсикомании, алкоголизма , табакокурения , СПИДа рассматриваются на МО классных руководителей и на совещании при директоре ,на заседаниях Совета профилактики.

Работа по формированию здорового образа жизни дала следующие положительные результаты:

-уменьшилось количество обучающихся, употребляющих табачные изделия,

-в школе нет обучающихся, употребляющих алкоголь, токсические и наркотические вещества.

источник

Профилактика подросткового алкоголизма. Причины и последствия подросткового алкоголизма. Формирование антиалкогольной установки подростков в условиях общеобразовательной школы. Профилактика подросткового алкоголизма в работе социального педагога.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    ВВЕДЕНИЕ 2
  • ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛЕ 4
  • 1.1.Причины и последствия подросткового алкоголизма 4
  • 1.2.Формирование антиалкогольной установки подростков в условиях общеобразовательной школы 9
  • 1.3. Профилактика подросткового алкоголизма в работе 17
  • социального педагога 17
  • ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКРГОЛИЗМА(на примере Юкаменской средней общеобразовательной школы) 24
  • 2.1. Социальный паспорт Юкаменской школы и характеристика 24
  • подростков группы риска алкоголизации 24
  • 2.2. Исследование отношения учащихся 8-9 классов 24
  • к употреблению алкоголя 27
  • 2.3.Разработка программы антиалкогольного воспитания сельских школьников. 32
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают пить в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя. Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подросткового кризиса, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.


· определение основных направлений работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков;


Гипотеза: целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога о вреде алкоголизма направит их на путь здорового образа жизни.


Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме предупреждения вредных привычек подростков, в том числе алкоголизма: Братусь В.С., Еникеева Д.Д., Змановской Е.В., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Уракова И.Г., Толстых Н.Н., Копыт Н.Я., Сидорова П.И. и др.


Изучение употребления алкоголя среди подростков в России во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые проводились в конце XIX — начале XX в.в. и велись в следующих направлениях:


В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» аппетита и сна.


Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.


Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об «успокаивающем», «питательном» воздействии спиртсодержащих продуктов.


Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:


С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека («потребность саморазрушения», оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.


Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.


1. Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.


2. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Стадия длится 1-2 месяца.


3. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Длительность периода 3-4 месяца.


4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4-12 месяцев.


5. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Формируется в течение 1, 5 лет.


6. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления алкоголя.


7. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическая зависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние [18].


В исследованиях Б.С. Братусь, П.И. Сидорова отмечены следующие виды мотивации в развитии алкогольного поведения подростков:


· Атарактическая мотивация — стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;


· Субмиссивная мотивация — нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;


· Псевдокультурная мотивация — стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать «изысканный вкус» [2].


Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами — таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков.


Рассмотрим физиологический характер влияния алкоголя на организм человека, который давно и подробно изучен физиологами и медиками. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.


По данным В. Ф. Матвеева с соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвращение. Со временем, с увеличением «стажа» употребления алкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим «стажем» считали мотивами употребления алкоголя является: ощущение прилива сил, чувство довольства, комфорта, повышение настроения, появляются те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию.


В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. И. Л. Злотников и другие авторы отмечают рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов и В. В. Веселовский находят у юношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых — агрессивности.


Итак, подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны — бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью [4].


Подведем итог анализу нарушений деятельности и смысловой сферы подростков при алкоголизме: установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий; установка на избежание ответственности за совершаемые поступки; установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями; установка довольствоваться временным, не вполне адекватным потребности результатом деятельности.


Итак, в ходе употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.


Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Задачей дальнейших социально-психологических исследований будет разработка системы методов вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростков группы риска.


1. Образовательная модель профилактики — основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.


2. Медицинская модель профилактики — основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании — заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.


3. Психосоциальная модель профилактики — основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ [15].


В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.


«Первичная профилактика — это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Программы первичной профилактики включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.» [13].


Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм аддиктивности должны проводить специально подготовленные педагоги и социальные педагоги.


1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).


3. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).


Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять алкоголь, наркотические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер.


· Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов, создание программ для работы с ними);


· Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию;


· Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).


Третичная профилактика — это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом. Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя и помощь малоэффективна.


Специфический — дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.


Неспецифический — помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.


2. Психологический компонент — коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.


Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.


3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.


Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности [10].


3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;


· Рациональная организация учебной деятельности и режима дня школьников, учитывающая состояние здоровья детей, индивидуальные и возрастные психофизиологические особенности, динамику работоспособности.


· Проведение оздоровительных мероприятий на всех уроках: физкультминуток, тренингов для снятия напряжения и активизации резервных возможностей детей и т.д.


· Максимальная индивидуализация образования в соответствии с возможностями, способностями, уровнем развития и состоянием здоровья каждого ребенка.


· Внедрение научно-обоснованных принципов организации образовательного процесса: положительное эмоциональное подкрепление в ситуации успеха, личностно-ориентированное взаимодействие, межпредметная интеграция, наглядность, групповые, проблемные, игровые, диалоговые и др. прогрессивные формы работы.


· Формирование восприятия ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения. Развитие способности рефлексии собственных состояний и действий.


· Обучение навыкам поддержания хороших межличностных отношений — навыки эмпатии, понимание других людей, независимо от социального происхождения.


· Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.


· Становление гражданских качеств личности, воссоздание структур детского самоуправления, развитие педагогически организованной деятельности учащихся (трудовой, спортивной, досуговой, культурной и др.).


· Сформировать умения предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия своих поступков в отношении собственного здоровья.


· Воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.


· Разработка и реализация комплексных программ взаимодействия с семьей: консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям.


В общеобразовательных школах необходимо целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с алкоголизмом, распространённой среди подростков. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения, сформировать здоровый образ жизни. В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент новые информационные технологии. Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.


Итак, в общеобразовательных школах необходимо создавать антиалкогольные профилактические программы для подростков группы риска, вести целенаправленную работу среди родителей и педагогов по обучению их разным формам и методам антиалкогольной пропаганды и здорового образа жизни.

Для этого прежде всего необходимо индивидуальное изучение подростков:

Читайте также:  Заговоры алкоголизма в домашних условиях без ведома больного

1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.

2. Выявление недостатков его личности и организма.

3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения — определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9].

Первое условие комплексного подхода — оценка его развития в условиях общения, познания и труда.

Второе условие — сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.

Третье условие — сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе — схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него. Пять главных условий определяют успех беседы:

2. Правильный выбор места и времени беседы.

3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4. Умение не только говорить, но и слушать.

5.Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких — то отдельных сторон личности.

2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества — рисунков, картин, стихов и др.

Итак, основными задачами профилактики в данном возрасте являются:

1. Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;

2. Умение противостоять давлению сверстников;

3. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.

Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.

2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане — взаимоотношении ребенка с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.

5. Посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные формы.

Анкетирование — широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные.

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся — беседа. Если ее цель — лишь получение каких- то сведений — это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга.

Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком.

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия — один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют какую — то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.

Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.

В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, — это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.

Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков — тоже важный момент профилактики.

Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и «прикольными». Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни. Здесь все зависит от психолога, который ведет тренинг: как он поведет себя, на что обратит внимание подростков и т.д. во многом определяет его эффективность.

Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по следующим вопросам: причины алкоголизма; признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком.

Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [4].

Итак, убедить — нельзя. Заставить — нельзя. Запугать — нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не алкоголиком для него лучше, чем быть наркоманом. Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать. Дети, принимающие алкоголь, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства [8].

Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой — то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.

Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным [5].

Итак, для проведения антиалкогольной профилактики стоит помнить следующее:

Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков — это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе — это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной.

ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКРГОЛИЗМА (на примере Юкаменской средней общеобразовательной школы)

источник