Меню Рубрики

Социально педагогическая деятельность с детьми склонными к алкоголизму

Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Социально-педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством:

  • — изучения развития личности и окружающего его социума;
  • — поиска адекватных способов общения с ребёнком;
  • — выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

  • — индивидуально-личностный подход к ребёнку;
  • — опора на положительные стороны личности ребёнка;
  • — объективность подхода к ребёнку;
  • — конфиденциальность.

Целью социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

  • 1. Индивидуально — психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития;
  • 2. Индивидуально — соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии;
  • 3. Социальный, внешкольный: включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье;
  • 4. Социально школьный, где в качестве составляющих включены следующие составляющие: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы, низкий статус группы.

Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:

  • 1. Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка;
  • 2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы;
  • 3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений;
  • 4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки;
  • 5. Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий;
  • 6. Формирование основ правовой культуры ребёнка;
  • 7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Второй компонент структуры деятельности — это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители. Третий компонент — это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети в алкоголизации.

Четвёртый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются три:

  • 1. Социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком;
  • 2. Социально — обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации;
  • 3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности.

Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию. Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма. Последний компонент структурной деятельности — формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели. Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим содержание деятельности социального педагога со школьниками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности. Особенности решения социально-педагогической проблемы — алкоголизма, с различными возрастными категориями детей.

Можно выделить основные направления в социально-педагогической деятельности при работе с детьми склонными к употреблению алкоголя:

  • 1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;
  • 2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая антиалкогольное обучение и воспитание подростков с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
  • 3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
  • 4. Деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих алкогольную, психическую или физическую зависимость;
  • 5. Посредническую деятельность между подростком и его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на:

  • — ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя;
  • — изучение и оценивание разных особенностей его личности;
  • — выявление информации о семье школьника;
  • — изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию;
  • — определение алкогольных лидеров;
  • — изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка;
  • — изучение влияния на школьника микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей.

Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же:

  • — методов ее осуществления;
  • — определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;
  • — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых;
  • — восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника.

Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия в действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы, создает условия для проведения свободного времени и досуга, организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.

Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации. В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

  • 1) советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет;
  • 2) консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики, консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье;
  • 3) защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социальных педагогов со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности.

Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы. В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким.

Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя — это признак выносливости и возмужания.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста.

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители.

Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Побудительным мотивом употребления спиртного ребенком в этом возрасте чаще всего выступает социально-психологический механизм подражания взрослым.

Если в этот период жизни у ребенка заложены негативные установки, в том числе, одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться коррекции.

Представление о том, что такое спиртные напитки и как они действуют, у детей возникает очень рано. Уже 3-4-летние дети, играя в «прием гостей», устраивают застолье, разливают по чашечкам воду, чокаются, а потом изображают подвыпивших гостей.

По данным исследований Ю.Ф. Приленского и Н.Д. Иванюженко, в детских садах в такие игры играли 32% мальчиков и 7% девочек. Из них пробовали пиво 23-34% девочек и 32-43% мальчиков, вино -13-26% и 21-27%, а водку — 7-13% и 11-16% соответственно. Уже в этом возрасте вино понравилось 13% девочек и 16% мальчиков.

Таким образом, первые впечатления об алкоголе у детей формируются уже в дошкольном возрасте, причем почти у трети на основе собственного опыта: систематическое присутствие на застольях взрослых, которые не стесняются напиваться допьяна, личное «знакомство» со вкусом спиртных напитков. В то же время отношение к пьянству и пьяным у детей все же отрицательное. Так, 99% детей в возрасте 3-4 лет ответили, что пьяные им не нравятся. В 7 лет аналогично ответили 88% мальчиков и 77% девочек.

Социально-педагогическая деятельность с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста, должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с детьми младшего школьного возраста нацелена на:

  • 1) формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребёнок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьёзные проблемы с успеваемостью в школе и желанием учиться;
  • 2) формирование и развитие качеств личности, таких, как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, интересам.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрации, сюжетно-ролевая игра.

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, и всё большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребёнка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога со школьниками этого возраста — это работа с группой через следующие направления деятельности:

  • 1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно;
  • 2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое;
  • 3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром;
  • 4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни;
  • 5. Посредническая деятельность социального педагога — подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников полиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности;
  • 6. Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема детского алкоголизма — проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Работа с семьёй, отягощенной алкогольной зависимостью.

Алкоголизм — болезнь в основном семейная.

Во-первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение.

Читайте также:  Препарат который помогает избавиться от алкоголизма

Во-вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы созависят от него.

Созависимость — это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.

В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории.

Существует обильная информация различных целителях, которые кодируют от алкоголизма. Помощь, однако, нужна не только больным;она крайне необходима и членам их семей.

Организация социально-педагогической помощи семьям, имеющим алкогольную созависимость, строится по следующим направлениям:

  • — выявление алкогольной зависимости в семье, определение нуждаемости семьи в помощи социального педагога, нарколога, психолога, в критических ситуациях — защита прав ребёнка, консультирование семьи по вопросам помощи, информирование о наличии наркологических служб;
  • — работа по профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди подростков;
  • — работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению.

При работе с семьей существует ряд препятствий:

  • — первое препятствие связанно со сложившимся в нашей культуре отношением к алкоголикам как к морально несостоятельным людям, которые должны быть поставлены вне общества. Понятно, что человеку легче отрицать всё, чем признать себя алкоголиком. Поэтому публикации в местной печати, передачи на местном телевиденье, радио должны быть посвящены пагубным последствиям алкоголизма как специфической болезни, а не этической категории;
  • — второе препятствие связанно с отсутствием достаточной мотивировки у алкоголика для обращения за помощью по решению своих проблем;
  • — третье препятствие связанно с заблуждением всей семьи алкоголика в том, что её задача — заставить алкоголика не пить, не меняясь самой. Чтобы преодолеть такое заблуждение, проводится большая работа социальным педагогом. Его основная задача — доказать членам семьи необходимость таких изменений и настроить их для обращения за соответствующей помощью к психологу. Социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Социально-педагогическая работа по профилактике детского алкоголизма. «Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить», — неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика — это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. Перечислю их кратко:

  • — Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения;
  • — При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон;
  • — Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни);
  • — Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма;
  • — Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

Однако на современном этапе мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических правилах, его надо научить определенному режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

  • — разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;
  • — на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;
  • — воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;
  • — воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;
  • — широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;
  • — способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека; социальный педагогический алкоголизация
  • — помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил.

А строилась на доказательных научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства слушателей. Очень важно, чтобы она была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

источник

Характерные особенности социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между членами;

4) деятельность по социальной реабилитации;

5) посредническая деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

— советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

— консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

— защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

22 вопрос: Современное состояние отечественной социальной педагогики характеризуется многообразием подходов к определению её сущности, целей и задач. Социальную педагогику понимают как одну из функций или направлений социальной работы (И.А. Зимняя), теоретический базис профессии «социальная работа» (В.Г. Бочарова), часть общей педагогики, фокусирующей внимание на проблемах социального воспитания (А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов и др.). Одна из причин данного явления заключается в недостаточной исследованности объективных причин и источников формирования социально-педагогических подходов, особенностей их реализации в конкретных социокультурных условиях. Развитие идеи и становление социально-педагогической науки в России шло в органичном общемировом, педагогическом контексте, обладая при этом несомненными особенностями. Вопросы социального воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось

особенностями социокультурного развития России: свойствами национального характера, формируемого всем патриархально-православным, общинным образом жизнедеятельности;

своеобразием отечественной культурной (прежде всего философской) традиции, ориентированной на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного;

многовековым опытом воспитания, отражавшимся в педагогических традициях, которые были направлены на подготовку молодого поколения к жизни в общине, а также — традициями призрения и благотворительности;

многочисленными попытками отечественных педагогов решить проблему взаимоотношений личности и общества в воспитании

особую роль приобретают следующие элементы социально-педагогической традиции, представляющие интерес в современных условиях.

1. Главным системообразующим элементом социально-педагогических подходов в России выступает гуманистическая и демократическая ориентация, направленная на повышение эффективности возможностей социума в интересах каждой личности. Это стало действенной методологией, которая и определяла цели и задачи отечественной социальной педагогики. На рубеже веков Е.Н. Медынский характеризует воспитание в качестве непрерывного процесса, сопровождающего развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека и включающего в себя весь комплекс положительных и отрицательных влияний. При таком понимании речь идет о воспитании, не ограниченном пределами конкретного возраста, пола, сословной принадлежности, учитывающем всё многообразие факторов социализации и воспитания.

2. Традиция отечественной социальной педагогики опирается на серьёзное рассмотрение социальных аспектов воспитания, акцентируя внимание на социальной среде, как важнейшем факторе развития личности. При постановке воспитательных задач социальная среда понималась не только в узком смысле как конкретная сфера жизнедеятельности, ближайшее окружение, но и в широком смысле как социокультурный, исторический контекст развития и формирования личности (П.Ф. Каптерев). Причем, отношения среды и воспитанника должны быть двусторонние — отмечали последователи «свободного воспитания»: следует не только создавать вокруг ребенка соответствующую среду, но и готовить его к жизни в окружающем мире.

3. Потребность общества в педагогике, исследующей социальную функцию воспитания и актуализирующей воспитательный потенциал общества находит свое выражение в идее общественного воспитания, определяя ведущий принцип, положенный в основу всех социально-педагогических концепций: принцип общественности. Суть последнего — необходимость соотнесения педагогических задач с потребностями общества путем установления гармонии интересов личности и общества. В соответствии с данным принципом во главу угла ставилась проблема участия различных сил в решении воспитательных задач. Вопросами социального воспитания были заняты как государственные структуры, так и общественно-педагогические организации, различные институты общества, для которых воспитательная деятельность не являлась основной. Оптимальный характер взаимодействия мог быть достигнут на основе общего понимания целей и строгого разделения участников социально-педагогического процесса по задачам, которые они могли решать. Ведущая роль отводилась общественности в лице органов земского, городского самоуправления, различных общественных организаций, частных лиц, родителей.

4. Особенность социально-педагогической стратегии в России неразрывно связана с образовательной сферой. Необходимость скорейшего, повсеместного осуществления всеобщего начального образования стало основным условием для решения всего комплекса российских задач, в том числе и сугубо педагогических. Основным средством достижения данной задачи, оправдавшим себя в истории, стала активизация воспитательных возможностей общества (деятельность земств, общественно-педагогических организаций). Причём следует учитывать, что понятие «образование» в социально-педагогических подходах понималось традиционно широко: не только как непосредственная деятельность по ликвидации неграмотности, но и как привнесение основ культуры в народную жизнь.

23 вопрос: Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркотизм, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Виды социальных отклонений.
1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.
* индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
* групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).
3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.
* сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
* особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
* сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
* личностные качества — личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
* счастливый случай. Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
24 вопрос:В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.
2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы: * конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; * новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные); * ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;* изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики) * мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Читайте также:  Кодирование от алкоголизма в караганде иванченко отзывы

25 вопрос: Организация социального опыта проявляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; создание возможностей самодеятельности в формализованных группах и воздействие на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт в самом широком смысле – совокупность различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образованиескладывается из: системы обучения, просвещения, т. е. распространения и несения культуры; стимулирования самообразования.

Индивидуальная помощьосуществляется в процессе содействия человеку в разрешении проблем; создания определенных специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т. д.

Индивидуальная помощь – это сознательное влияние на человека в приобретении знаний, установок и навыков, которые нужны для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения таких же потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии благотворительности по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии душевного чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и автоно-мизации в социуме.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи) различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

26 вопрос:Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. (О тех и о других речь шла в главе 3.) Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач — естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические, а также источники опасностей — семья, общество сверстников, воспитательные организации.

В соответствии в выделенными тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать норме возрастного физического развития; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности — фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой в случае возникновения у человека проблем, связанных с самопознанием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

В детстве, отрочестве, юности наиболее типичными и серьезными источниками опасности для ребенка, подростка, юноши можно считать семью, общество сверстников, воспитательные организации. Возможное или реальное столкновение с различными опасностями может породить многочисленные проблемы, часть которых могут быть в какой-то мере решены в случае оказания индивидуальной помощи человеку педагогами.

Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них (либо в связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни, либо стиля отношения к детям); агрессивность к родителям и (или) окружающим; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к родителям или способов компенсации и самоутверждения.

Общество сверстников благодаря исходящим от него опасностям может породить проблемы, частично аналогичные тем, о которых шла речь выше, а также ряд специфических проблем: просоциальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения; полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии других групп членства, ощущения одиночества; сексуального и иных видов насилия. (Часть этих проблем может порождаться у ребенка, подростка, юноши как следствие контактов с антисоциальными или криминальными взрослыми.)

Воспитательные организации как социально-психологические группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы. Воспитательным организациям, как таковым, свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрессивного (избегающего) поведения по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностных конфликтов, порождаемых неуспехами в значимой для человека или для значимых лиц сферах жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого самоуважения, неприятия себя; отсутствия или потери перспектив.

Приведенный перечень проблем, в решении которых человеку может быть оказана индивидуальная помощь в воспитательных организациях, во-первых, неполон, а во-вторых, содержательно эти проблемы имеют половозрастную специфику. И то и другое изучено недостаточно, особенно половозрастная специфика.

Особенно плохо разработана методика оказания индивидуальной помощи. Фактически пока можно назвать лишь самые общие способы этой работы:

источник

Структура социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя

алкоголизм подросток спиртной наркомания

Социально-педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов обобщения с ребенком; выявление средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

— индивидуально-личностный подход к ребенку,

— опора на положительные стороны личности ребенка;

— объективность подхода к ребенку;

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает несколько относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов.

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор — индивидуально психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор — индивидуально-соматический — предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор — социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка, со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка, и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.

2. Формирование у подростка позитивных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлечение подростков в социально полезную деятельность. Формирование у него разносторонних увлечений и интересов.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление психического и физического здоровья у ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой культуры ребенка.

7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Второй компонент структуры деятельности — это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того. В данном случае могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.

Третий компонент — это объект, для которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.

Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются:

Читайте также:  Жить здорово про алкоголизм 2015 год

1) Социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создания благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком;

2) Социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации;

3) Правозащитная, предусматривающая соблюдение прав и защиту ребенка, склонного к алкоголизму.

Следующие две функции может выполнять специалист по социальной работе. К его компетенции могут относится такие функции, как:

1) Социально-бытовая, предусматривающая оказание необходимой помощи и поддержки семье ребенка в улучшении их быта, жилищных условий;

2) Социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.

Валеолог — специалист, обучающий детей здоровому образу жизни, выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего спиртные напитки.

Психолог реализует социально-психологическую функцию, предусматривающую различные виды психологического тестирования, консультирования ребенка и родителей, а также, коррекции в межличностных отношений в значимом для ребенка социуме.

И наконец, воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребенка, в полной мере должны реализовывать родители как наиболее значимые субъекты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы, которые зависят от специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня его вовлеченности в процесс алкоголизации.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально значимые качества личности подростка, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма. Метод — это способ действия или способ достижения какой-либо цели [25, 27].

Последний компонент структуры деятельности — формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами. В практической деятельности социальный педагог использует различные методы:

— методы диагностики личности, семьи, социума;

— словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

— методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, положительный пример и.т.д.)

— организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и.т.д.)

Знание методов позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, четко поставить конкретные цели и реализовать поставленные задачи в решении данной проблемы [25, 26].

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельности разных специалистов, направленную на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм, применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога с детьми, склонными к алкоголизму, и выявим ее характерные особенности.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка имеющего алкогольную психическую и физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих функций:

Первая функция деятельности социального педагога — диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному,- реализуется путем сбора информации о ребенке, склонного к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявление информации о семье ребенка; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка, изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка [18, 98].

Результаты реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функцияпрогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает поэтапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функцияобразовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога — правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функцияорганизаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы, создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функциякоммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функцияпредупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи, с отклоняющимися поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

Таким образом, в процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя — это признак взрослости и возмужания [12, 307].

Дети дошкольного и младшего возраста.

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Побудительным мотивом употребления спиртного ребенком в этом возрасте чаще всего выступает социально-педагогический механизм подражания взрослым.

Если в этот период жизни у ребенка заложены негативные установки, в том числе одобряемое употребление алкоголя, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться коррекции.

Работа с родителями строится в двух направлениях:

1) формирование культуры отношений между членами семьи, так как только в условиях гармоничных семейных отношений реализуются нравственные антиалкогольные установки. Необходимо добиваться оптимальных форм поведения родителей для формирования у детей младшего школьного и дошкольного возраста установки на трезвый образ жизни;

2) формирование здоровой среды жизнедеятельности ребенка, включая выработку общего отрицательного отношения к алкоголю и пьющим людям, моральное осуждение этого явления.

Родителям необходимо внушить, что раннее начало потребления алкоголя ребенком связанно с их собственными ошибками в воспитании.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна строится в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы является семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Социальный педагог должен придать нравственный смысл усилиям родителей и их союзникам. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на коррекцию связей ребенка со сверстниками, на вовлечение детей в позитивную деятельность, на восстановление значимого статуса в семье.

Итак, социально педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму должна заключаться в оказании помощи родителям в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с ребенком нацелена на:

1) формирования младшего школьника потребности в обучении, так как если ребенок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьезные проблемы с успеваемостью в школе и нежеланием учиться;

2) формирование и развитие качеств личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте — это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирования группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с употреблением алкоголя и давлением сверстников.

В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребенка, обучения умения противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе [12, 313].

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умению противостоять давлению сверстников [14, 23].

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; беседа. Методы, которыми запугивают детей применять нецелесообразно.

2) Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростками алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

3) Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, злоупотребляющего алкоголем.

Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здорового пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром.

4) Антиалкогольное просвещение педагогического коллектив школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательной программой учащихся подросткового возраста социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно преподавать следующий раздел: «Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем» и др. в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивания» и др.; в курсе «Биология» необходимо рассказывать о влиянии алкоголя на все системы организма и др. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомства, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

5) Посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и работников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности.

6) Преодоление социально — педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.)

В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15 — 17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа.

Однако преобладает ранимость, неустойчивость, кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог сосредотачивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к злоупотреблению алкоголя через:

1) проведение индивидуальных консультаций с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка;

2) социально обучение личности включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением алкогольных напитков. Социальный педагог через упражнения помогает старшекласснику усвоить нормы социально-положительного поведения. Социальному педагогу необходимо научить его освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи в школьном коллективе.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относятся: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой коллективной), лекции.

Вспомогательные методы самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах — семье, школьном коллективе, компании подростка [12, 213].

Таким образом, СПД реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятиях, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

источник