Подростковый возраст — это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18-19 лет, т.е. переходный возраст, т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от незрелости к зрелости пронизывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.
У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. А также ярко выражена неустойчивость нервной системы иногда не выдерживающая сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведущее к вспыльчивости, апатии.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. В такой ситуации он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения, в которой индивид сможет самореализоваться путем взаимодействия с членами данной группы, эта самореализация происходит через общение, а связь между общением и употреблением алкоголя у подростков замечена уже давно.
Предпочтение подросток отдает той среде и группе где он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят и выпивают, что ведет к ранней алкоголизации подростков, которая выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.
Употребление спиртного подростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизации несовершеннолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренного потребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление. Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания, когда без медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т. е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта. Утрата защитного рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает толерантность — переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Подростки не только забрасывают учебу и работу, порывают положительные социальные контакты, но и совершают преступления, главная цель которых раздобыть деньги на спиртное (см. Приложение 2).
В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1 — 3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения — раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.
Таким образом, в этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости подростка
Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости
Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.
«Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
- 1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.
- 2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.
- 3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности.
- 4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу».1
Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.
Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее контингентом является общая популяция детей, подростков и молодых людей, нуждающихся в помощи и решении данной проблемы. Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий:
- 1. информация, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
- 2. формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
- 3. развитие проективных факторов здорового социально эффективного поведения.
- 4. развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушению алкоголизации.
Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:
- 1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.
- 2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).
- 3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).
- 4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).
Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.
Вторичная профилактика алкоголизма.
Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды, воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида — как фактор риска алкоголизма.
По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.
Вторичная профилактика осуществляется с применением различных стратегий:
- 1. формирование мотивации на изменение поведения.
- 2. изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
- 3. формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:
- 1. Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)
- 2. Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)
- 3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Третичная профилактика алкоголизма.
Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления
Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.
Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).
источник
Понятие и виды пьянства и алкоголизма. Причины пьянства и алкоголизма. Пьянство как социальное явление: основные мотивы. Алкоголизм как медицинская категория: виды, последствия. Особенности возникновения и развития пьянства у подростков. Детский и подростковый алкоголизм.
Диагностические границы пьянства и алкоголизма. Стадии развития алкогольной зависимости. Социальные, психологические, биологические факторы пьянства и алкоголизма. Социальные последствия пьянства и алкоголизма.
Организация деятельности социального педагога с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя. Профилактика алкоголизации в подростковой среде. Формы и методы социально-педагогической работы.
Алкоголизм — это заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности. В связи с этим алкоголизм является не только медицинской, но и социальной проблемой. Его социальные последствия, в отличие от медицинских, могут формироваться уже на стадии бытового пьянства.
Существуют различные классификации алкоголизма и пьянства, разработанные с учетом клинических, психологических, юридических и других критериев. Наиболее простой является следующая: 1-я группа – не употребляющие алкогольные напитки; 2-я группа – употребляющие умеренно (беспроблемное пьянство); 3-я группа – злоупотребляющие спиртным (появление проблем, связанных с пьянством, в семье или на работе), но без признаков алкогольной болезни; 4-я группа – больные алкоголизмом.
Алкоголизм возникает вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировавшись, может продолжать развиваться и при воздержании от алкоголя. Алкоголизм характеризуется четырьмя синдромами, последовательное развитие которых определяет стадии болезни.
— Синдром измененной реактивности: изменение переносимости спиртных напитков, исчезновение защитных реакций при передозировке алкоголя, способность к систематическому употреблению спиртного и извращение его действия, амнезии на период опьянения.
— Синдром психической зависимости: влечение к опьянению — так называемое психическое обсессивное (навязчивое), психический дискомфорт в трезвом состоянии и улучшение психических функций в состоянии опьянения.
— Синдром физической зависимости: физическая (неудержимая) потребность в опьянении, потеря контроля за количеством выпитого спиртного, проявления абстиненции, улучшение физических функций в состоянии опьянения.
— Синдром последствий хронической интоксикации в психической, неврологической, соматической сферах и в социальной деятельности.
Хронический алкоголизм – заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков и проявляющееся физической и психической зависимостью от алкоголя, формированием абстинентного синдрома и развитием признаков алкогольной деградации.
В течении алкоголизма выделяют 3 стадии:
I стадия (длительность от 1 года до 4-5 лет)характеризуется повышением толерантности (переносимости) к алкоголю, исчезновением рвотного рефлекса, возникновением психической зависимости с тягой к состоянию опьянения, снижением количественного контроля (передозировка принятого напитка), нарушением приобретенных ранее коммуникативных связей.
II стадия(длительность 5 — 15 лет) сопровождается развитием абстинентного (похмельного) синдрома и необходимостью повторного приема алкоголя для временного облегчения своего состояния. Продолжительность похмельного состояния постепенно нарастает, что приводит к возникновению различных форм пьянства. Наиболее частая – псевдозапойное пьянство (ложные запои), которое характеризуется возникновением запоев, зависящих от социально-психологических факторов (конец рабочей недели, зарплата, «встреча друзей» и т.д.) и оканчивающихся только в результате внешних обстоятельств (отсутствие денег, необходимость выхода на работу, активное противодействие окружающих и т.д.). Появляются признаки алкогольной деградации: лживость, преуменьшение размеров своего пьянства, огрубение, появление «алкогольного юмора», снижением интереса ко всему, кроме выпивки, повышенная раздражительность и, как следствие этих черт, – профессиональная и социальная деградация, потеря семьи, работы. Основными признаками II стадии являются: непреодолимое влечение к алкоголю, максимальное нарастание толерантности, утрата не только количественного, но и ситуационного контроля, появление соматоневрологических нарушений и алкогольных психозов.
III стадия (длительность 5 — 10 лет) характеризуется снижением толерантности к алкоголю, значительным ухудшением соматического состояния вследствие алкогольного поражения внутренних органов и выраженными неврологическими расстройствами, которые доходят до появления в состоянии абстинеции эпилептоподобных припадков и различных алкогольных психозов. Усиливаются черты социальной деградации, интеллектуально-мнестические нарушения, развивается апатическое состояние, которое обычно принято обозначать как алкогольное слабоумие. Зависимость от алкоголя приобретает не столько психический, сколько биохимический характер.
Алкоголизм сопровождается постепенным изменением личности. Эмоциональные реакции больных характеризуются то благодушием и беспечностью, то легко возникающими раздражением, гневливостью, неприязненным и агрессивным отношением к окружающим, прежде всего к членам семьи. Лицам, страдающим алкоголизмом, свойственна бестактность, склонность к грубому юмору, хвастовство и лживость, пренебрежительное отношение к своим обязанностям. Изменение личности является частой причиной совершения различных преступлений.
Алкоголизм, формирующийся в детском и подростковом возрасте (до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. У детей и подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
— быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);
— злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);
— принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);
— быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);
— низкая эффективность лечения.
Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.
Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков. Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах:
1) на первом, начальном этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.;
2) второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат;
3) на третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма;
4) четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя;
5) на пятом этапе развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.
Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя.
Основные технологии и методы профилактики алкоголизма:
1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7. Разработка альтернативных программ досуга людей.
Основные направления социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя:
1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьников, склонных к употреблению спиртных напитков, посредством их личностного развития.
2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
3. Деятельность по социальной реабилитации школьников, имеющих алкогольную психическую или физическую зависимость.
4. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
5. Посредническая деятельность между школьниками и окружающим их социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Социально-педагогическая деятельность при профилактике алкоголизма предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:
— диагностическая — нацелена на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности;
— прогностическая — заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации;
— образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;
— правозащитная, обеспечивающая правовую основу социально-педагогической деятельности, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника;
— организаторская — обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму;
— коммуникативная — заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации;
— предупредительно–профилактическая — обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 3502 | Нарушение авторских прав
источник
Осознание пагубности и вреда алкоголизации населения привело к тому, что во многих странах стали приниматься различные меры, направленные на уменьшение употребления спиртных напитков. В XIX в. в ряде государств возникло так называемое абстентисткое движение — деятельность общественных организаций, направленная на удержание людей от употребления спиртного. Активную роль в удержании народа от тотальной алкоголизации всегда играла религия. Законы ислама запрещают употребление алкоголя. Не употребляют спиртного и некоторые христиане (староверы). Вообще, такие религиозные направления, как христианство и буддизм, поощряют умеренность во всем, скромность и аскетизм. Пьянство и алкоголизм, логическим завершением которого являются психические расстройства и сатанинские видения («допиться до чертиков»), несовместимы с праведной жизнью.
Государственные меры удержания людей от пьянства в XIX и начале XX вв. носили, главным образом, запретительный характер. Справедливости ради следует отметить, что запретительные меры практиковались несколько тысячелетий назад в Древнем Китае. В Древней Спарте в соответствии с законами Ликурга действовал запрет на употребление спиртного. В Древнем Риме употребление спиртного разрешалось лишь мужчинам, достигшим тридцатилетнего возраста. В XIX в. во многих европейских государствах стало популярным так называемое локальное ветго — запрет на продажу и производство спиртного в определенных регионах. Употребление спиртных напитков запрещалось на некоторых предприятиях и даже в целых отраслях промышленности. В 1865 г. в Швеции был принят закон, в соответствии с которым спиртное разрешалось продавать в ограниченном количестве только в специальных харчевнях вместе с горячей пищей. Первым опытом введения сухого закона был в 1912 г. в Исландии полный запрет на производство, ввоз и торговлю алкогольными напитками. В 1919 г. аналогичный закон был принят в Норвегии. Интересно, что отказаться от сухого закона эти страны принудили испанские и французские производители спиртного. Вообще, в алкоголизации населения экономические факторы играют весьма значимую роль.
Опыт введения 18-й поправки к конституции США сегодня в большинстве исследований оценивается крайне негативно. Однако не следует забывать, что первые три года (с 1918 по 1920) действия сухого закона в США ознаменовались значительными успехами: уменьшением травматизма, заболеваемости, преступности, самоубийств, ростом производительности труда. Вероятно, эффективность сухого закона ограничена во времени. Если бы запретительные меры своевременно удалось заменить идеологическими, социальными, экономическими, медицинскими, американский опыт не вошел бы в историю как исключительно негативный.
Несомненно, любые широкомасштабные акции имеют позитивные и негативные последствия. Если позитивные последствия более значимы, чем сопутствующий негатив, меры воздействия следует оценивать как эффективные.
В нашей стране антиалкогольная кампания второй половины 80-х гг. имела немало позитивного. Значительно уменьшилось число умышленных убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, хулиганских действий. Многое из того, что делалось в то время, сегодня заслуживает возрождения:
— мощное антиалкогольное идеологическое воздействие в средствах массовой информации, кинематографе, литературе;
— активная антиалкогольная пропаганда;
— строжайший запрет на рекламу спиртного;
— введение региональных вето на продажу и производство спиртного (в некоторых населенных пунктах эти меры были приняты по инициативе граждан и органов местного самоуправления);
— медицинская профилактика пьянства и алкоголизма;
— развитие сферы досуга, неуклонное повышение рейтинга здорового образа жизни;
— запрет на продажу спиртных напитков несовершеннолетним;
— адекватное усиление карательной практики — привлечение к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство;
— запрет на употребление спиртного на работе;
— активизация общественности, укрепление системы социального контроля;
— государственная поддержка семьи как субъекта профилактики пьянства и алкоголизма (например, зарплату лиц, злоупотребляющих спиртным, получали жены);
— пример государственных руководителей в отказе от спиртного.
В разработке антиалкогольных мер весьма продуктивной в качестве методологической основы может быть теория социальных норм и социальных отклонений. Социальные нормы как элемент культуры — весьма устойчивое социально-психологическое образование. Их целенаправленное изменение -процесс достаточно длительный и трудоемкий. В изменении социальных норм можно выделить следующие этапы:
1) поступок оценивается как социальная норма (начальная фаза);
2) поступок перестает оцениваться как социальная норма (промежуточная фаза);
3) поступок приобретает статус социального отклонения (завершающая
И противоположный процесс: вначале деяние перестает расцениваться как социальное отклонение, затем оно приобретает статус социальной нормы.
Промежуточная фаза имеет большое значение. Именно на этом этапе отрицательная социальная норма практически перестает играть криминогенную роль (хотя и не приобрела еще позитивного статуса).
Одним из положительных аспектов антиалкогольной компании 1985-1987 гг. было то, что вследствие бескомпромиссной оценки алкоголизации как зла, в результате активной идеологической работы с привлечением общественности к антиалкогольной пропаганде, а также посредством ряда административных и дисциплинарных запретов (в частности, жесткого запрета употреблять спиртное на работе) — отказ от употребления спиртного перестал рассматриваться как социальное отклонение. Утратило статус социальной нормы употребление спиртного с начальникам в целях ускорения карьерного роста и условия решения служебных вопросов.
В работе по профилактике пьянства и алкоголизма можно выделить несколько глобальных направлений:
1. Принятие идеологических, воспитательных мер (идеологическая оценка употребления спиртного, пьянства как социального зла; антиалкогольное воспитание в школе и семье, правовое, нравственное, религиозное воспитание; антиалкогольная пропаганда; постепенное изменение культуры народа, избавление от негативных традиций).
2. Принятие медицинских мер профилактики пьянства и лечения алкоголизма, разъяснение населению медицинских аспектов вреда пьянства и алкоголизма, привлечение к санитарно-просветительской деятельности лиц, излечившихся от алкоголизма, разработка эффективных научных методов профилактики и лечения алкоголизма.
3. Принятие организационных мер (развитие сферы досуга, физкультуры и спорта, внедрение в национальную культуру элементов здорового образа жизни, которые могут служить заменителями алкоголя; ограничение производства и реализации спиртного по регионам, по времени суток, по возрастам; повышение качества производимых в стране и импортируемых спиртных напитков, жесткое пресечение производства и импорта недоброкачественных алкогольных продуктов и полуфабрикатов; воздействие на культуру потребления спиртных напитков, пресечение употребления спиртного на улицах и в общественных местах, постепенное вытеснение крепких спиртных напитков малоалкогольными и безалкогольными).
Одним из наиболее перспективных направлений профилактики алкоголизации народа является поиск и внедрение в культуру заменителей алкоголя. Все, что способно успокоить человека, повысить ему настроение, снять напряжение, устранить дискомфорт, но при этом не будет влечь нравственной и физической деградации, может стать заменителем спиртного (спорт, туризм, искусство, прикладное творчество, любимая работа, общение с детьми, дача и т.п.).
Огромную роль в профилактике алкоголизации играет общественность, социальная среда. Терпимость к пьянству (не говоря уже об оценке как достоинства человека его способности «выпить много») является одним из главных факторов пьянства. Вряд ли можно признать удовлетворительной сложившуюся сегодня в России ситуацию, когда отказ от спиртного рассматривается как социальное отклонение. Употребление спиртного как норма жизни — одна из ступеней национальной деградации. В нашей стране среднедушевое потребление алкоголя в два раза превышает норму, которую ученые рассматривают как границу, которую нельзя переступать, поскольку за ее пределами начинаются необратимые процессы утраты здоровья нации и гибели народа под воздействием алкоголизации.*
* См.: Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
В профилактике алкоголизации трудно переоценить значение активизации личной ответственности каждого человека за свою судьбу и за свою семью. Употребление спиртного может снять лишь симптомы тех проблем, с которыми столкнулся человек. На смену временной алкогольной эйфории приходит горькое похмелье и груз нерешенных проблем.
Опасность так называемого культурного употребления спиртного (т.е. в умеренных дозах с умеренной частотой) заключается в том, что найти какие-либо обоснованные границы для нормы здесь невозможно. Граница не видна, поэтому очень велика вероятность перейти ее. Не случайно увеличение дозы принимаемого спиртного — тенденция, которую не удается избежать абсолютному большинству «культурных пьяниц». Настоящая трагедия подстерегает «культурного пьяницу», если он попадает в беду и пытается «залить» свое горе алкоголем. Вероятность трансформации культурного пьяницы в патологического в такой ситуации почти стопроцентная.
Людям следует четко осознать еще одну нехитрую мудрость: все разговоры о пользе спиртного исходят от его производителей. С помощью простого вопроса: кому это выгодно, — древние римляне безошибочно находили преступника. Столь же критично следует относиться к информации о «научных исследованиях», установивших позитивное влияние спиртных напитков на человека (исследования заказываются и оплачиваются производителями алкогольных напитков и торговцами).
Нередко алкоголь используют как седативное, успокаивающее средство. Причиной этого нередко оказывается низкая медицинская просвещенность (фармакологическая промышленность выпускает медицинские препараты, которые снимают последствия стресса, чувство напряженности, дискомфорта или страха более эффективно и без негативных побочных эффектов). Попытка укрепить здоровье и успокоить нервную систему с помощью алкоголя может обернуться «алкогольным рабством», утратой семьи, трагедией детей, лишением профессии, психозами и деградацией личности.
Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 596 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
С проблемой алкоголизма люди сталкиваются по всему земному шару. Эта пагубная привычка может привести к печальным, необратимым последствиям. Чтобы не возникало подобных проблем, нужно проводить своевременную профилактику алкоголизма. Всегда легче предупредить заболевание, чем потом его лечить.
Предотвратить алкоголизм легче, чем вылечить
Профилактика пьянства и алкоголизма – это целый комплекс мероприятий, призванных предупредить привыкание физическое и психологическое к этанолу. С каждым годом эта проблема становится все масштабнее. Большая часть населения умирает от алкоголизма.
На сегодняшний день главной задачей является информирование людей о вреде алкогольной продукции. Ввиду этой программы проводится профилактика алкоголизма, которая работает в разных направлениях, с разными социальными группами и может проводиться в различных формах. Благодаря своевременному вмешательству появляется возможность значительно снизить количество случаев появления алкоголизма в сознательном и подростковом возрасте.
Профилактика алкоголизма среди разных групп населения будет отличаться. Очень важно начинать применять профилактические меры еще на этапе развития личности. Социальная профилактика алкоголизма заключается в прививании молодежи правильных установок с целью сокращения пьющих подростков.
Детская психика легко поддается влиянию. Видя, как взрослые выпивают на праздники и не только, детское сознание со временем начинает принимать это как должное, и ребенок начинает считать, что от одной бутылки пива с ним ничего не случится. Все чаще можно услышать, как школьники обсуждают свои походы на дискотеки, где естественно есть алкоголь, да и на улицах перед выходными можно часто встретить подростков со спиртным.
Социальная программа для школьников предназначена для 2 возрастных подгрупп.
- Младшего школьного возраста.
- Среднего и старшего звена.
Кроме того, программа в каждой школе, лицее рассчитана на определенный контингент. Ежегодно программа должна пересматриваться и обновляться. Вряд ли дети до 11 лет начнут употреблять спиртное, хотя иногда встречаются и такие случаи. Но чаще дети становятся просто наблюдателями родительских попоек.
Школьные педагоги должны уметь вовремя распознавать, что в семьях есть проблемы с алкоголем, и проводить профилактические беседы с родителями, потому как их ребенок попадает в группу риска алкоголезависмых.
Обычно таких детей можно отличить по их попыткам привлечь всеобщее внимание. Они делают это посредством плохих поступков, а не стремясь заработать хорошую оценку и блеснуть своим умом.
Профилактика подросткового алкоголизма
По статистике, в России употребление спиртного среди детского населения распространяется с 14 лет. Далеко не всегда провоцирующим фактором служит семья. Очень часто желание показать себя крутым, подстегивания и насмешки сверстников приводят к развитию алкоголизма.
Алкоголизм и его профилактика среди подростков предполагает уменьшение количества свободного времени. Подростки должны быть заняты в различных школьных делах. Главное, давать детям задания, которые нужно выполнять в школе до того момента, пока родители не вернутся домой. Если они будут выполнять задания дома, у них появится возможность приобрести алкоголь в магазинах.
Пропаганда спорта и активного образа жизни позволяет снизить риски развития алкогольной зависимости. В спортивных мероприятиях должны быть задействованы все дети. При школе должно функционировать несколько разных секций, чтобы дети могли подобрать для себя увлечение.
Меры профилактики алкоголизма принимаются и на общегосударственном уровне. Запрещено продавать слабые алкогольные напитки детям до 18 лет и крепкий алкоголь до 21 года. Но этот закон соблюдают далеко не все. Недобросовестные работники ларьков продают алкоголь всем подряд, поэтому разъяснительные работы о вреде алкоголя должны проводиться на уровне общественности. Важно, чтобы взрослые люди захотели вырастить здоровое, непьющее поколение.
Профилактика пьянства среди подростков и студентов
Женщины намного сложнее поддаются лечению от алкогольной зависимости. Массовая доля воды в женском организме меньше, чем в мужском, на 12%, поэтому он не может полноценно восстановиться после алкогольной интоксикации. Со временем у женщины формируется тяжелая форма зависимости, от которой излечить пациентку практически невозможно. Единственным методом борьбы остается проведение профилактики женского алкоголизма. Она заключается в формировании неприятия алкоголизма как образа жизни, мотивации сохранять свое здоровье еще с молодого возраста.
Мужчины чаще становятся заложниками «зеленого змия». Причинами тому может стать генетическая предрасположенность, проблемы с оценкой себя, как полноценного члена общества, влияние социума вообще.
Меры по устранению тяги к алкоголю могут выглядеть следующим образом:
- профилактические беседы;
- психокоррекция собственных установок;
- переосмысление установок;
- устранение факторов влияния;
- правильное питание;
- умеренные физнагрузки;
- мотивация.
Профилактика алкоголизма производится на 2 уровнях. На уровне социальном, т. е. для всего общества, но с учетом особенностей различных возрастных групп, и на уровне индивида, склонного к пьянству.
Профилактика алкоголизма второго уровня бывает:
В этом случае принимаются меры по предупреждению развития тяги к алкоголю у человека с еще не развившейся зависимостью. Первичная профилактика алкоголизма призвана помочь разобраться в причинах и устранить предпосылки, которые приводят человека в группу риска развития алкогольной зависимости.
Самым подходящим возрастом для проведения первичной профилактики алкоголизма является младший и средний школьный возраст. Молодежь должна быть мотивирована на занятия спортом. Например, за границей учащихся, которые активно участвуют в спортивной жизни школы и показывают хорошие результаты, берут на бюджет в высшие учебные заведения.
Нужно не пропустить момент, когда ребенок начинает формировать свое мировоззрение и пытается показать себя в обществе. Проблемы с алкоголем могут быть вызваны неумением общаться со сверстниками. Для этого в школах должны работать психологи: заниматься коррекционной работой с подростками. В этом нелегком деле должны принимать активное участие и родители. Взрослым нужно также заниматься мотивированием своего ребенка и следить за своим поведением.
Эта профилактическая программа разработана для людей с алкогольной зависимостью на начальных стадиях, когда еще не наступила деградация личности. Вторичная профилактика алкоголизма призвана показать алкоголику всю пагубность воздействия алкоголя на его организм, социальные связи и родных.
На этом этапе проводятся различные клинические беседы не только с самим пациентом, но и с его родными. Так удастся избежать в дальнейшем появления такой привычки у детей индивида.
Человек должен осознавать, что помощь ему нужна. Только тогда беседы с психологом помогут избавиться от зависимости. Индивид должен понять, что послужило причиной такого поведения, и постараться принять меры по их устранению. Во избежание прогрессирования пьянства пациенту рекомендуют полностью отказаться от спиртного.
На этом этапе специалисты стараются повлиять на сильно зависимого человека. В основном такие мероприятия представляют собой работу в группах взаимопомощи. Третичная профилактика алкоголизма призвана мотивировать человека избавиться от зависимости.
Кроме бесед и коррекционной работы пациентам показана медикаментозная терапия. На сегодняшний день существует множество средств, которые помогают снизить тягу к алкоголю. Алкоголикам обычно требуется восстановить функциональность своих внутренних органов.
Третичная профилактика алкоголизма
Профилактика и лечение алкоголизма как у женщин, так и у мужчин, будет успешной только при желании самого индивида. Человек должен четко осознавать, что у него есть проблема, которая мешает ему развиваться и жить полноценной жизнью. На ранних стадиях алкогольной зависимости можно попробовать излечиться самостоятельно.
В первую очередь нужно заняться психологической коррекцией своего восприятия и пересмотреть свои приоритеты. Правильное питание и соблюдение режима помогает эффективно устранить тягу к алкоголю. Меры по предотвращению пьянства предполагают достаточное употребление витаминов и минералов. Снижают тягу к спиртному витаминные комплексы с магнием в составе. Также нужно позаботиться о своевременном восстановлении и поддержке нервной системы. В этом помогут витамины группы В. Антиоксиданты помогают восстановить мышечный тонус и повысить сопротивляемость организма разрушающим факторам.
Можно воспользоваться рецептами народной медицины. В основном это травяные сборы, которые помогают обогатить организм витаминами, снизить нервное перенапряжение, наладить сон и расслабить мышцы. Обычно используют такие травы для лечения алкогольной зависимости:
Работа в анонимных группах помогает человеку быстрее обрести мотивацию. Человек должен найти для себя занятие, которое будет его отвлекать от мыслей об алкоголе и приносить удовольствие.
Меры по устранению алкогольной зависимости при помощи медикаментов считаются самыми эффективными. Препараты могут применяться вне зависимости от психологического настроя больного. Медицинские средства делят на несколько групп:
- устраняющие похмельный синдром;
- снижающие тягу к алкоголю;
- вызывающие отвращение к спиртным напиткам.
Эти препараты должен выписывать врач, многие из них продаются только по рецепту. Важно понимать, что кормить таблетками пьющего человека всю жизнь все равно не выйдет, поэтому медикаментозная терапия должна проводиться в комплексе с психологическим воздействием.
Среди препаратов, избавляющих от похмелья, самыми популярными являются «Метадоксил», «Сульфат магния» в порошке, «Лимонтар». Тягу к алкоголю можно снизить при помощи антидепрессанта «Тианептина». В сложных случаях пациентам прописывают транквилизаторы: колют их или выдают таблетки только под строгим наблюдением врача в стационаре. У алкоголиков часто развивается бессонница, тревожность. Среди самых часто используемых транквилизаторов выделяют «Диазепам», «Фенозепам».
Для восстановления работы мозговых центров используют ноотропные препараты, которые являются поддерживающим средством, которое помогает эффективно восстановить клетки нервной системы. К ноотропам относят «Глицин», «Флюанксол», «Акампросат».
Препараты, вызывающие отвращение к спиртному: «Эспераль», «Тетурам», «Антабус».
Важно запомнить, что подкладывание таблеток в еду или питье пациентам без их ведома может привести к губительным последствиям, вплоть до летального исхода. Многие из этих препаратов нельзя сочетать со спиртными напитками. Подбирать медикаменты должен врач, учитывая особенности организма больного, стадию алкоголизма и степень повреждения органов.
«Антабус» вызывает отвращение к выпивке
Лечение алкогольной зависимости является длительным, сложным процессом, не всегда приносящим желаемый результат. Одним из главных методов борьбы с алкоголизмом среди населения является социальная профилактика. Программа социальной профилактики разрабатывается в соответствии с особенностями различных социальных и возрастных групп. Самым благоприятным возрастом для проведения профилактики алкоголизма является средний и младший школьный возраст.
источник
Алкоголизм среди подростков в наше время стал настоящей трудноразрешимой проблемой. В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка. Среди специалистов в этой области сложилось единое мнение, что даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.
Социальная профилактика — совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
Профилактика подросткового алкоголизма разработана еще недостаточно. Остается крайне низкое внимание к профилактическим мерам – не привлекаются средства массовой информации (или в недостаточном объёме), неэффективные государственные или общественные программы, крайне не эффективные специальные методы борьбы с алкоголизмом и пьянством среди подростков и пр. [5].
Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Первичная, или социальная профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия, на него факторов социальной и природной среды.
Первичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у подростков таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.
Основой первичной профилактики подросткового алкоголизма является здоровый образ жизни. Первичная профилактика алкоголизма состоит в уменьшении частоты появления новых проблем, связанных с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение их возникновения.
Вторичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в выявлении групп подростков, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, максимально ранней формой, полным и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в семье.
Третичная профилактика подросткового алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации подростков [4].
Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактика алкоголизма является осознание форм собственного поведения, развитие, личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Социально-педагогическая деятельность с родителями подростков, склонных к алкоголизму, должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, и всё большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребёнка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы [3].
Поэтому основной акцент работы социального работника с подростками — это работа с группой через следующие направления деятельности:
1.Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом, проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный работник в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный работник выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа [4].
2.Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя.
3.Антиалкогольное воспитание, направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем [2].
4.Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный работник может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла [1].
5.Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.
Содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний об алкоголе и формирование отношения к ним.
В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.
В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма подростков – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального работника, но и всех субъектов деятельности.
Бадмаев П.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.: Магистр, 1999.
Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. — М.: Просвещение, 1979.
Волков Б.С. Психология подростка. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Фомин А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
источник
Аннотация. Тема посвящена изучению технологий профилактики пьянства и алкоголизма в современном обществе. Пристрастие к алкоголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению морально-психологического климата в организации и учреждении. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.
Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы по профилактике пьянства и алкоголизма, рассмотреть основные теории возникновения этого негативного социального явления, выявить основные технологические особенности, пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма.
Острой проблемой российского общества по-прежнему остается пьянство. Злоупотребление спиртными напитками является причиной большого числа происшествий и преступлений, случаев травматизма, многих грубых нарушений производственной дисциплины. Пристрастие к алкоголю, как правило, влечет за собой крайне негативные последствия для самих индивидов, их семей, сослуживцев, ведет к ухудшению морально-психологического климата в организации и учреждении. Поэтому профилактика пьянства и алкоголизма является важной, актуальной и неотложной задачей социальной работы в обществе.
Специалисты по социальной работе должны различать понятия «пьянство» и «алкоголизм». Под пьянством понимается неумеренное потребление спиртных напитков, ведущее к нарушению социальной адаптации индивида. Алкоголизмом же — патологическое влечение к алкоголю, сопровождающееся выраженной зависимостью от него, т. е. болезнь.
В настоящее время существует множество научных теорий, пытающихся объяснить этиологию пьянства и алкоголизма. Одни из них отдают приоритет физиологическим, вторые психологическим, третьи социальным факторам происхождения этого явления 11 . Рассмотрим основные из них.
Физиологические теории исходят из того, что к пьянству человека предрасполагают, во-первых, особая «алкоори-ентированная» психофизиологическая конституция индивида и, во-вторых, «алкоотягощенная» наследственность.
Психологические теории исходят из того, что алкоголь выступает своеобразным средством компенсации человеком его проблем в области психологической адаптации в той или иной социальной группе. При этом представители различных научных школ видят эти проблемы по разному.
Например, сторонники теории личности указывают на конкретные личностные свойства людей, выступающие потенциальной основой для ее последующей алкоголизации. По их мнению, существуют четыре типа личностей, более чем другие предрасположенных к пьянству: личность с завышенной самооценкой, не терпящая критики; агрессивная, асоциальная, жестокая личность с легко возникающим чувством ненависти; неприспособленная, беспомощная личность, склонная к невротическим реакциям; «странная» личность с чертами Репрессивности и параноидальности.
Ученые и практики, стоящие на позициях психодинамичес-кого подхода, считают, что причиной алкоголизма являются чрезмерные ограничения или свобода при воспитании личности, ведущие к формированию у нее неосознанных неудовлетворенных потребностей. В этом случае алкоголь выступает с Редством снятия возникающего психического напряжения,
создания и поддержания у человека ощущения ложного благополучия, силы, уверенности в себе. Действительно, многоплановое психотропное воздействие этанола превращает алкоголь в средство временного достижения расторможенности, релаксации, успокоения, лучшего засыпания, стимуляции активности и др. Так, около 44% россиян употребляют спиртные напитки исключительно в качестве средства развлечения. Однако принятие его в больших дозах вызывает обратный эффект.
Приверженцы трансактного анализа утверждают, что пьянство и алкоголизм — это своеобразная игра, дающая человеку определенные выигрыши в виде сужения круга обязанностей, «смягчения» отношения окружающих к оценке его жизни и деятельности, возможности вести себя «на равных» со значимыми людьми, игнорировать некоторые социальные запреты.
В русле теории научения принято рассматривать алкоголь в качестве средства, позволяющего снимать негативные переживания и психические состояния и тем самым получать своеобразное положительное подкрепление, ведущее к закреплению привычки.
Социальные теории происхождения алкоголизма осно вываются на представлении о том, что алкоголь является продуктом социокультуры, а алкоголизм — результат социализации личности в «алкоориентированной» социальной среде. Так, результаты одного из исследований состояния употребления алкогольных напитков в России показывают, что около 29% россиян принимают спиртное под воздействием ближайшего окружения, 14% реагируют на неприятности по работе, 7% на семейные неурядицы, 7% пьют, поддерживая групповые традиции, отмечая памятные даты, праздники и др.
Учеными выявлен своеобразный «механизм» алкоголизации личности человека, включающий следующие элементы:
• употребление алкоголя создает у человека иллюзию удовлетворения какой-либо важной для него потребности (в безопасности, уважении окружающих, самоуважении), которая, по его мнению, не может быть удовлетворена иным путем;
убеждение в удовлетворенности актуальной потребности закономерно сопровождается переживанием положительных эмоций;
поскольку стремление человека испытывать положительные эмоции весьма велико, у него формируется установка на то, чтобы вновь и вновь переживать их аналогичным способом; на базе таких установок формируется психологическая зависимость от алкоголя;
регулярное употребление спиртного приводит к вплетению алкоголя в биохимические процессы жизнедеятельности организма, превращению его в атрибут существования человека, т. е. к появлению физической зависимости.
Существуют несколько подходов к классификации алкоголизма. В одном из них выделяются три ступени алкоголизации человека:
эпизодическое употребление спиртных напитков, характерное для лиц, не пьющих в силу биологической непереносимости или отрицательной психологической установки к алкоголю и для потребляющих спиртное случайно (под воздействием окружающих), не испытывающих удовлетворения от выпитого;
злоупотребление алкоголем — принятие спиртного один и более раз в неделю или реже, но в значительных дозах (более 200 г);
алкоголизм — хроническое заболевание, характеризующееся непреодолимым, патологическим влечением к спиртному. В развитии болезни выделяются три стадии: на первой Употребление алкоголя становится основным мотивом поведения и содержанием бытия человека; на второй начинают Работать биологические механизмы болезни, порождающие Желание принять повторную дозу после отрезвления и ведущие к алкогольной трансформации личности; на третьей
потребность в спиртном выходит на уровень потребности в еде, сне, безопасности, т. е. жизнь без него становится немыслимой.
На последней стадии алкоголизма поводом для употребления спиртных напитков становится любое событие. Алкоголь принимается «для храбрости», «для снятия усталости», «от болезни», «для крепкого сна», «с горя», для обмывания купленной вещи, изменения социального положения сослуживцев и членов их семей, а также в связи с многочисленными датами, юбилеями и т. п. Со временем причин для пьянства становится все больше. У алкоголиков складывается порочная система самооправдания со множеством алиби, формируется мощная система психологической защиты, происходит алкоголизация сознания — спиртное превращается в цель, высшую ценность и смысл жизни. Одновременно укрепляется вера алкоголика в то, что по его желанию он в любой момент «способен отказаться» от употребления спиртных напитков.
Отметим физические, психологические и социальные лос-ледствия пьянства.
Установлено, что нет ни одного органа в организме человека, на который алкоголь не оказывал бы разрушительного воздействия. До 10% пьющих в конце концов становятся больными хроническим алкоголизмом. Уровень смертности среди этой категории людей в 2-2,5 раза выше среднего. Алкоголь является «провокатором» и катализатором таких заболеваний, как гепатит, цирроз печени, панкреатит, язва желудка. У лиц, систематически употребляющих спиртное, резко возрастает риск заболевания раком полости рта, пищевода, желудка. В среднем алкоголики живут значительно меньше, чем непьющие.
Алкоголь крайне отрицательно воздействует на мозг и всю нервную систему человека. Под его влиянием происходит атрофия мозга, нарушаются обменные процессы между нейронами, что ведет к развитию ряда психических расстройств и заболеваний. Среди них хорошо известные «белая горячка», «алкогольный галлюциноз», «корсаковский синдром» и др.
Припадки белой горячки происходят, как правило, после запоя в вечернее или ночное время и продолжаются 3-5 дней. Больной интенсивно галлюцинирует: ему чудится, что его преследуют животные, насекомые или неизвестные существа. Он вынужден прятаться, убегать, защищаться. Основным симптомом алкогольного галлюциноза является то, что больному слышатся оскорбляющие, угрожающие или дразнящие голоса, порождающие у него страх, агрессивность, ощущение бессилия и безвыходности, а иногда и желание расстаться с жизнью. В результате почти в 30 раз увеличивается риск самоубийств. Такой приступ может продолжаться несколько недель и принимать хронические формы. При корсаковском психозе больные утрачивают способность запоминать происходящие с ними события, теряют ориентировку в пространстве, времени и в собственной личности.
3. Алкоголик — это не только отравитель собственной жизни, он нередко превращает в ад жизнь многих людей. Так, для семьи пьяница — это постоянный источник конфликтов, материальных трудностей, риск производства неполноценного потомства и воспитания асоциальных личностей. Обществу, коллективу алкоголик приносит нарушения общественного порядка, правонарушения, несчастные случаи, аварии и катастрофы, срывы в групповой деятельности, экономический ущерб (затраты на лечение, пособия по нетрудоспособности, охрану порядка, восстановление убытков и др.). Пьяница утрачивает жизненную перспективу, стремление построить служебную карьеру, профессиональное мастерство и т. д.
Таким образом, пьянство и алкоголизм можно отнести к числу наиболее острых негативных социальных явлений в обществе, а в силовых структурах, армии и на флоте и их профилактика выступает в качестве острой и неотложной задачи
командиров, органов воспитательной работы, социальных работников.
Каковы основные технологические особенности, пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма?
Профилактика пьянства и алкоголизма представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности индивидов к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию лечения и психотерапии с алкоголиками, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях.
Индивид попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны руководителей, сослуживцев, членов семьи или самого гражданина, а также при условии формирования соцработником самозаказа по результатам обследования социальных организаций или отдельных граждан.
Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю, и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения индивида ставится диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.
Для постановки точного диагноза социальному работнику важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм — генетически обусловленное заболевание. Им страдает большинство алкоголиков.
Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин в 25 лет и характеризуются неожиданным появлением у человека патологической тяги к спиртному. Вторичный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизненные кризисы.
На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для лечения первичного вида алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детокси-кации (очищению) организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечивания алкоголиков второго вида необходимо в первую очередь избавиться от соответствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.
Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необходима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности, формирование у него прочных установок на трезвость. В противном случае возможны рецидивы.
В последнее время в интересах лечения алкоголиков широко применяются методы выработки у пациентов рефлекторной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью специальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при лечении названными препаратами наступает отравление организма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вызываются тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувство страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу специалиста А.Р. Довженко, где подобно названным препаратам, вшиваемым в тело, в психику челове
ка «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологического барьера на пути к употреблению алкоголя.
Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной (внушение) психотерапии. Социальному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендовать клиентам наиболее приемлемые для них.
Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождаться психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейро-лингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистической психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутогенная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).
Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в трудовых коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекцию социальной структуры социальных подразделений (разведение «теплых компаний», включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» в активную общественную деятельность, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; участие семьи в социальной реабилитации алкоголика.
Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за индивидами, склонными к употреблению спиртных напитков со стороны руководителей, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке (прежде всего в рабочее время), применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.
При работе с пьяницами и алкоголиками социальный работник должен соблюдать ряд правил.
Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с индивидами, изъявляющими желание измениться. В других случае более эффективными окажутся организационные и социальные меры.
В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий.
В-четвертых, для излечения алкоголика мало вызвать у него отвращение к спиртному, надо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву.
В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм — это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или исключительно посредством применения мер принуждения и наказания.
Таким образом, профилактика алкоголизма в трудовых коллективах состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления личностей спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном Разъяснении индивидам и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.
Темы для семинарских занятий
Технологии профилактики пьянства и алкоголизма.
Отечественный и зарубежный опыт медико-социальной помощи и социальной адаптации алкоголиков к нормальной жизни.
Актуальные проблемы эффективной антиалкогольной политики в современной России.
Темы для написания докладов и рефератов
Заболевание алкоголем — главная причина высокой смертности.
Представление о России, как стране пьяниц и алкоголиков, как не соответствующий истории миф.
Государственная политика профилактики пьянства и алкоголизма.
Роль СМИ в борьбе с алкоголизмом.
Проблема доступности качественной реабилитационной помощи алкоголикам.
Основные направления формирования антиалкогольного законодательства.
Система медико-психологической помощи алкозависимым людям.
Основные направления социальной адаптации алкоголиков к нормальной жизни.
Актуальные направления борьбы с пьянством и алкоголизмом среди молодежи.
Жуков В.И. Социальный набат: наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение. — М.: Изд-во РГСУ, 2010.
Немцов А.В. Алкогольная смертность в России. — М., 2001.
Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. — М., 2003.
Немцов А.В., Терохин А.Т. Размеры и диагностический состав алкогольной смертности в России // Наркология, 2007, № 12.
Немцов А.В. Алкогольная история России. Новейший период. — М., 2009.
Протоиерей Илия Шугаев. Свобода и зависимость. Беседы со старшеклассниками о курении, алкоголизме и наркомании. — ИС РПЦ, 2009.
Халтурина ДА, КоротаевА.В. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М.: КомКнига/ 11В55, 2006.
Нужный В.П., Савчук СЛ. Алкогольная смертность и токсичность алкогольных напитков // Партнеры и конкуренты, 2005, № 5.
источник