Меню Рубрики

Родительское собрание по профилактике алкоголизма в школе

Для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!”.
Ведущий нарколог России,
доктор медицинских наук
Эдуард Арменакович Бабаян

Подростковый алкоголизм – это та проблема, от которой никуда не денешься. С ней следует бороться, ведь количество ребят в возрасте от 12 до 18 лет, которые употребляют спиртное, с каждым годом растет.

Мотивы употребления алкоголя подростками:

а) нравится, приятно — 45,1- 60,6%;
б) влияние компании ровесников — 1l,2-22,5%;
в) снятие напряжения — 12-15,4%.

Причины употребления алкоголя подростками

Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских коктейлей, пива, крепких напитков бросаются в глаза, они доступны и относительно дешевы.

б) Безнадзорность и вседозволенность в семьях (равнодушие).

По статистике, 53% подростков, часто употребляющих алкоголь, лишены внимания и контроля со стороны родителей.

Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.

Большое значение имеет и подростковый конформизм – подражание себе подобным в кругу друзей. При этом если в пьющей пиво компании находится кто-то отказывающийся от этого напитка, то он подвергается в этой среде насмешкам, презрению и, в конечном итоге, изгоняется из группы.

Стремясь оградить ребенка от всех трудностей, всячески потакая ему во всем, родители воспитывают морально слабое, безвольное существо, которое попадая в другую среду, легко поддается дурным влияниям, поскольку у него отсутствуют моральные тормоза.

Большое значение при раннем употреблении спиртных напитков имеют взрослые и, прежде всего, родители. Если в семье еженедельно устраивается коллективная пьянка, то ребенок воспринимает это естественным и в последующем начинает себя вести точно так же. В таких семьях дети рано приобщаются к алкоголю. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет.

Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, встречается 5,7% семей, в которых употребляют алкоголь оба родителя, 58,1% семей, в которых употребляет спиртное только отец. И нет ни одной семьи, в которой вообще бы не употреблялись алкогольные изделия.

д) Социально неустойчивые семьи.

91% семей, где подростки часто употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи. Среди семей подростков, часто употребляющих алкоголь, процент неполных семей и повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у не потребляющих.

По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

По статистике, мальчики в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, нежели девочки. Приобщение к алкоголю девочек протекает медленнее. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, знакомятся с алкоголем, в более старшем возрасте происходит у них, и наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

До 11-летнего возраста первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для «аппетита», «лечат» вином, а то и сам ребенок из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами и, первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, день рождения, прием гостей и т.д. С 14-15 лет появляются такие доводы, как «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и прочее.

Влияние алкоголя на подростков

По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния по улицам, просиживания в подъездах, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков книг почти не читают.

В начале века были проведены опыты по изучению влияния алкоголя на поведение и способности детей. Были отобраны 25 учеников в возрасте от 7 до 15 лет, все они были вполне здоровы и хорошо учились. Детям в зависимости от возраста давали 1-2 рюмки вина и наблюдали за ними на уроках. Сразу после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались в поступках и на словах. Они быстрее читали, но в письме отмечалась неровность почерка, в арифметических действиях они допускали грубые ошибки. Выучивание наизусть давалось труднее. Характерно, что 13-15-летние мальчики были не в состоянии передавать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех изменялся характер: дети становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

Кроме того организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам, к алкоголю. Поэтому ранее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению внутренних органов.

Из заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, у подростков следует назвать гепатиты и панкреатиты, заболевания эндокринной системы, нарушения работы сердца, проблемы с артериальным давлением, появление различного рода легочных заболеваний, снижение устойчивости к различного рода инфекционным заболеваниям и особенно расстройства со стороны центральной нервной системы и психики.

Лечение детей, больных алкоголизмом осуществляется в специализированных палатах или отделениях наркологического диспансера, чтобы исключить контакт и влияние взрослых алкоголиков.

Исходя из выше изложенного, профилактика подросткового алкоголизма имеет очень большое значение. Заключается она прежде всего в воспитательных и организационных мерах, направленных на то, чтобы подросток знал о пагубном действии алкоголя и стремился активно избегать контакта с ним и с пьющими. А со стороны родителей важно занять свободное время ребёнка, поощрять и стимулировать различного рода здоровые увлечения, повышать его интерес к образованию и получению профессии.

А главное, родителям следует помнить, что безвредных для организма подростка спиртных напитков не существует.

Список используемой литературы

  • Еникеева Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков, М., 1999
  • Заиграева Г.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения, М., 1986
  • Медицинская энциклопедия, М., 2003 г.
  • источник

    Родительское собрание. Алкоголь и подросток. Цель Повешение уровня педагогических знаний родителей по вопросам профилактики подросткового алкоголизма. — презентация

    Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМария Федяхина

    Презентация на тему: » Родительское собрание. Алкоголь и подросток. Цель Повешение уровня педагогических знаний родителей по вопросам профилактики подросткового алкоголизма.» — Транскрипт:

    1 Родительское собрание. Алкоголь и подросток

    2 Цель Повешение уровня педагогических знаний родителей по вопросам профилактики подросткового алкоголизма. Повешение уровня педагогических знаний родителей по вопросам профилактики подросткового алкоголизма.

    3 Задачи: Обсудить причины появления вредных привычек; Раскрыть механизм привыкания; Дать рекомендации для работы с подростками по проблеме; Привлечь родителей к профилактической работе по предупреждению алкоголизма зззззззз

    4 Мотивы употребления алкоголя: — Специфические дефекты воспитания (отрицательный пример родителей, разрешение родителей принимать алкоголь в их присутствии). — Специфические дефекты воспитания (отрицательный пример родителей, разрешение родителей принимать алкоголь в их присутствии). — Обычаи и традиции социальной среды (праздничные застолья). — Обычаи и традиции социальной среды (праздничные застолья). — Недостатки в воспитательной работе (организация отдыха и досуга подростков). — Недостатки в воспитательной работе (организация отдыха и досуга подростков). — Достаточно снисходительное отношение в обществе к употреблению алкогольных напитков (плюс сравнительная доступность и стоимость). — Достаточно снисходительное отношение в обществе к употреблению алкогольных напитков (плюс сравнительная доступность и стоимость). — Оценка отказа выпить как проявление недоброжелательности по отношению к другим. — Оценка отказа выпить как проявление недоброжелательности по отношению к другим. — Давление компании. — Давление компании. — Нравственная незрелость подростков.. — Нравственная незрелость подростков..

    5 Три стадии опьянения 1 стадия – лёгкое опьянение. 1 стадия – лёгкое опьянение. 2 стадия – опьянение средней тажести. 2 стадия – опьянение средней тажести. 3 стадия – тяжёлая степень опьянения. 3 стадия – тяжёлая степень опьянения.

    6 Развитие алкоголизма: 1 этап – начальная адаптация к алкоголю. 2 этап – усвоение стереотипов алкогольного опьянения. 3 этап – психическая зависимость от алкоголя. 4 этап – физическая зависимость от алкоголя.

    7 Психическая зависимость: Раздражительность. Раздражительность. Возбудимость. Возбудимость. Частая смена настроения. Частая смена настроения. Конфликтность. Конфликтность. Агрессивность. Агрессивность. Суточная доза алкоголя возрастает. Суточная доза алкоголя возрастает.

    8 Физическая зависимость: Похмельный синдром. Похмельный синдром. Тревожно подавленное состояние. Тревожно подавленное состояние. Повышение потливости. Повышение потливости. Мелкая дрожь в руках. Мелкая дрожь в руках. Сердцебиение. Сердцебиение. Плаксивость. Плаксивость. Нарушение памяти. Нарушение памяти.

    9 Факторы, повышающие риск знакомства с алкоголем: Биологический: Биологический: Характерологический. Характерологический. Стремление постоянно быть в центре внимания окружающих. Стремление постоянно быть в центре внимания окружающих. Особенности семейного воспитания: Особенности семейного воспитания: -гипоопека -гипоопека -гиперопека -гиперопека

    10 Памятка – раздатка 1.В борьбе с употреблением подростками алкоголя следует действовать последовательно: Изучить всё об алкоголе и последствия его употребления. Не ждать беды. Предупредить её появление. Быть примером для ребёнка. Научить уверенному отказу, убедить его в праве сказать «нет». Слушать ребёнка, услышать его; поддерживать, любить, а не просто материально обеспечивать.

    11 2.Проводя профилактические беседы, ознакомить подростков со следующими последствиями употребления алкоголя: Происходит истощение организма, нервной системы и психики. Личность деградирует. Разрушаются отношения с родителями, родными и друзьями, учителями. Совершаются преступления. От алкоголиков рождаются неполноценные дети. На ранней стадии употребления алкоголя подросток может проявить волю и сам отказаться от его употребления; более поздние стадии вызывают зависимость и необходимость лечения. Алкоголь не поможет разрешить противоречия и жизненные проблемы, а только усугубит их. Алкоголизм – это оцепенение и бездушие, это шаг в бездну..

    источник

    Выступление на родительском собрании «Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании»
    материал на тему

    Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.

    Фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте. Заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и навыков первой помощи, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем культуры самосохранения.

    Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических средств. Провозглашенный еще врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГБОУ СПО МО

    «ШАТУРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

    Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения .

    1. Важность профилактических мероприятий в детском возрасте. 4

    2. Рекомендации для взрослых по работе с подростками . 5

    4. Употребление алкоголя. 9

    5. Употребление алкоголя. 12

    Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.

    Фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте. Заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и навыков первой помощи, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем культуры самосохранения.

    Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических средств. Провозглашенный еще врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

    Важность профилактических мероприятий в детском возрасте

    Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как легко она появляется и насколько

    трудно с пей бороться, просто недостаточно развита.

    Период юности — это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Неотъемлемыми чертами юности являются эксперименты и рискованные действия, и злоупотребление психоактивными веществами является идеальной предпосылкой для такого поведения. Весьма значительно в этот период влияние сверстников, особенно молодежи старшего возраста. Часто сверстники оказывают давление на молодых людей, принуждая их употреблять табак, алкоголь, наркотики.

    Поп-культура и средства массовой информации склонны придавать употреблению алкоголя, табака определенную привлекательность.

    Принятие свободного и сознательного решения не употреблять алкоголь, табак и наркотики и следование этому решению, особенно в условиях давления со стороны сверстников и других факторов, способствующих наличию вредных привычек, является весьма сложным процессом.

    Школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике зависимостей. Это связано с тем, что комплексный подход на долговременной основе, сочетающий политику, экологические аспекты, просвещение и

    услуги в области здравоохранения, самым эффективным образом обеспечивает борьбу с этими предрасполагающими факторами, формируя у молодежи знания, установки и навыки, необходимые для сохранения здорового образа жизни.

    Основная цель профилактической работы с детьми и подростками — отказ от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания.

    В профилактической работе учителям и родителям необходимо поставить следующие задачи:

    • дать детям объективную информацию о действии химических и растительных веществ на организм;
    • ориентировать детей на сохранение здорового образа жизни;
    • дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, способствующими делать свой собственный выбор.

    Рекомендации для взрослых по работе с подростками

    1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.

    2. Осознайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.

    3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить и мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними, как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь, они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

    4. Объясняйте, что именно Вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы.

    Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила.

    Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они решат не соблюдать эти правила.

    Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

    Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений.

    Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они

    Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

    Монополистическое производство табака и табачных изделий, широкая торговля ими и реклама этих изделий, огромные доходы от торговли и рекламы, а также напряженный ритм современной жизни — именно это ведет к увеличению количества курящих людей.

    Установлено также, что нижняя возрастная граница появления пристрастия к курению все время снижается. Средний возраст начала курения в России резко снизился до 10—11 лет.

    Возраст первой пробы (начала) потребления табака различается у разных детей. Первая проба происходит в возрасте от 6 до 16 лет включительно.

    Почему крайне вредно употребление табака для растущего организма?

    Курение замедляет физическое и психическое развитие, организму в эти годы нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками: как физическими, так и умственными. Действие никотина, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно- сосудистой системе.

    Курение отрицательно влияет на скорость мыслительных процессов, а значит, на качество обучения. Число неуспевающих возрастает в тех группах, где больше курящих.

    У курящих ребят хуже память, понижен слух, они отличаются нервозностью и раздражительностью.

    Как известно, навыки, привычки, усвоенные в раннем возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше ребенок приобщается к курению, тем быстрее наступает привыкание к нему, и в дальнейшем труднее отказаться от курения.

    Причины, по которым начинают курить подростки

    У мальчиков причинами начала курения являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности.

    У девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться мужчине.

    Практически каждый ребенок имеет комплекс неполноценности, который доставляет ему переживания и не дает покоя даже во время досуга и развлечений, а родители слишком заняты, чтобы с этим разобраться или же сами являются источником такого комплекса, часто не догадываясь об этом. Сигарета, таким образом, является самым доступным и дешевым средством для того, чтобы справиться с потоком негативных эмоций, вызванных и комплексом, и другими упомянутыми причинами, отвлечься, а также снижает барьеры для завязывания новых знакомств в надежде найти поддержку.

    Читайте также:  Постабстинентный синдром при алкоголизме сколько длится

    Некурящие дети ошибочно считают, что если они начнут курить, они расширят свой круг общения, добьются уважения и признания со стороны окружающих, компании. Они думают, что курение поможет справиться с жизненными трудностями, учебным стрессом. Но в течение 2—3 недель экспериментирования с курением, у детей развивается дорогостоящая табачная зависимость, подрывающая их силы, освободиться от которой очень трудно.

    Большинство детей вынуждены скрывать свое курение от родных и близких людей, вести двойную жизнь. Поэтому наше отношение к курению должно быть как к болезни.

    Как предотвратить детское курение

    Лучше всего начинать профилактику курения у детей с того возраста, когда маленький человек начинает что-то понимать и задавать вопросы. В это время он доверяет родителям, и постоянные ненавязчивые разговоры о взрослой жизни, о том, что ребенок будет делать, а чего не будет, когда вырастет, прочно запишутся у него в подсознании. По мере взросления и накопления информации, нужно продолжать приводить новые и новые аргументы в пользу здорового образа жизни, усложняя их постепенно. Поверьте, никого, кроме родителей, не заботит будущее ребенка. Всем остальным, как это не грустно, его курение даже выгодно. В доме, где родители или другие взрослые сами курят, удержать от курения ребенка сложно вдвойне. Но, все же попытайтесь нарочито театрально сваливать вину за все недомогания на курение, никогда не оставляйте сигареты в доступных местах, окурки в пепельнице, по возможности избавьте ребенка от пассивного курения.

    Широко известно, что лучшим средством против курения является спорт. Если ребенок регулярно, в идеале каждый день, имеет индивидуально дозированную, не до изнеможения, физическую нагрузку, у него идет постоянная подпитка эндорфином, так называемым «гормоном счастья». Это тоже в каком-то роде наркотическое вещество, но только выработанное организмом от естественной стимуляции и потому органичное и полезное для здоровья. Того же можно достичь с помощью медитации, серьезных занятий искусством, но это уже для более взрослых. Сигарета вызывает выработку эндорфина в организме как реакцию на никотин и другие алкалоиды табачного дыма.

    При выборе вида спорта обязательно необходимо учитывать интересы ребенка. Если ребенок бросает спорт в подростковом возрасте, вероятность начала курения возрастает. Кроме того, спорт повышает самооценку и ускоряет физическое развитие, так что возникает меньше необходимости в дополнительных атрибутах взрослости.

    Что делать, если ребенок закурил?

    Если ребенок уличен в курении, то можно быть уверенным — это далеко не первая его сигарета, что бы он ни говорил.

    Запретить подростку курить, наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому. Что случилось — то случилось, но, возможно, еще не упущено время, чтобы оградить его от алкоголя и наркотиков, т.е. самое важное грубыми окриками не оттолкнуть ребенка от себя. Стоит попытаться понять, какие проблемы мучают ребенка, а не кричать на него, лишать карманных денег и запрещать встречаться с друзьями. Может быть, даже лучше поинтересоваться, какие сигареты он курит, сколько штук в день, как давно, хочет ли бросить, и чем вы можете ему помочь.

    При уличении в курении ребенка необходимо родителям и педагогам постараться сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка, но и не скрывать, что расстроены, и вам это далеко небезразлично. Если в семье есть человек, отношения с которым у ребенка в данный момент лучше, чем с родителями, и который имеет авторитет, можно попросить его прояснить ситуацию, по-дружески пообщавшись с ребенком. Убедитесь, что ребенок действительно знает реальные причины, почему курение наносит вред организму, какой именно вред. Если не знает, спокойно объясните ему, но не пугайте, укажите лишний раз на индивидуальность реакции каждого организма, напомните, что «яд — не вещество, а доза» (это сказал еще Парацельс). Т.е. любым способом давайте понять, что исправить такую ситуацию можно, но под силу это только ему самому, нужно лишь понять, что для него более важно (имидж сейчас или здоровье потом). Так или иначе, эта неприятность — не повод воспитывать в ребенке комплекс вины, делать его пребывание дома невыносимым из-за постоянных нотаций и поучений. Не забывайте, что подростку особенно необходим дом со спокойной обстановкой, уважительным и доверительным отношением к нему родителей.

    Помощь в борьбе с табакокурением у детей можно получить у врачей, занимающихся лечением табачной зависимости.

    источник

    Разработка родительского собрания в 9 классе. Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания)

    Цель: отработка с родителями педагогически обоснованных подходов к профилактике зависимостей.

    Задачи: выявление источников приобщения подростков к вредным привычкам; освоение навыков адекватного ситуации продуктивного взаимодействия родителей с детьми по профилактике зависимостей.

    Форма проведения: дискуссия, работа в группах.

    Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

    Подготовительный этап: родителям предлагается дома познакомиться с повестью Джека Лондона «Джон — Ячменное зерно».

    Оформление помещения

    «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак).

    «Не пейте вина, не огорчайте сердца табачищем и проживете столько, сколько прожил Тициан» (И.П. Павлов).

    Историческая справка: Тициан прожил почти сто лет.

    I. Вступительное слово классного руководителя

    Взрослеют наши дети. Более серьезными становятся их проблемы, и их все труднее нам решать. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, поговорить о том, как можно уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Может быть, мы не найдем твердого ответа на вопрос, как справиться с этой проблемой, но попробуем все же разобраться.

    История несчастной лошади, которую убила капля никотина, рассказана уже столько раз, что сегодня едва ли кто решится выступить в защиту курения. Тем не менее, миллионы людей продолжают отравлять себя и окружающих табачным дымом. При этом большинство из них курит не потому, что это доставляет большое удовольствие, а потому, что у них сформировалась сильная потребность в курении, которая, если ее не удовлетворить, обрекает человека на душевные и телесные муки. Мало найдется таких курильщиков, кто хоть раз не задумывался: «Надо бы бросить. » Увы, далеко не все обладают для этого достаточной силой воли. И продолжают курить, выискивая неуклюжие оправдания. Впрочем, даже у заядлых курильщиков порой возникает горькая мысль: «Не надо было начинать. » Такие мысли, к сожалению, не посещают человека в юные годы, когда рука впервые тянется к сигарете. Долг взрослого — предотвратить перерастание детской «забавы» в изнурительное пристрастие. Как этого добиться?

    Прежде всего, уважаемые родители, вы должны отдавать себе отчет вот в чем: если кто-то из взрослых членов семьи курит, ребенка очень нелегко убедить в пагубности курения. Исследователи установили, что дети курящих родителей вдвое чаще, чем некурящих, сами становятся курильщиками. Поэтому родителям в поисках внутренних сил для отказа от вредной привычки стоит вспомнить об очень важном аргументе: сделать это надо ради блага детей.

    Родители (как курящие, так и некурящие) бывают огорчены, узнав, что их сын или дочь попробовали ядовитого дыма. Первая и, казалось бы, естественная реакция — строго наказать. Но лучше разобраться в ситуации спокойно.

    В каком возрасте ребенок может позволить себе эту «шалость»? Как выясняется, в любом. Считается, что, курение — одна из многих проблем подросткового возраста. Однако иногда приходится сталкиваться и с тем, что сигарету берет младший школьник или даже дошкольник. Зачем он это делает? Ответ, как правило, прост: ребенок, стремящийся в игре приобщиться к миру взрослых, желает ощутить себя ведущим машину, строящим дом и. курящим или пьющим. К многочисленным атрибутам игры добавляется еще один — сигарета или бутылка.

    Если вы застали ребенка с сигаретой (или так или иначе узнали о его поступке), не торопитесь судить и карать. Объясните ему, что табак не приносит удовольствия (в это он охотно поверит, опираясь на свой опыт), что некоторые взрослые привыкли к сигаретам, но страдают от этого. Воспринимая курение как отклонение от нормы, ребенок, по крайней мере, на несколько ближайших лет воздержится от него. Чем старше ребенок, тем более серьезной становится для него проблема курения. В каком-то смысле курение для школьника еще игра.

    Однако сам он это так не воспринимает. Для подростка уже недостаточно изображать взрослого. Он осознает в глубине души всю условность этой игры. Подросток уже стремится действительно быть как взрослый или, по крайней мере, максимально походить на него. Легче всего кажется (и оказывается) перенять внешние приметы взрослого мира, явно отличающие взрослого от ребенка.

    Главный механизм курения подростка — подражание (взрослым или тем сверстникам, кто уже приобщился). В любом возрасте первая затяжка физически неприятна, однако у подростка психологические мотивы уже достаточно сильны, чтобы побороть отвращение, которое к тому же с каждой следующей сигаретой постепенно угасает.

    Еще одна вредная привычка — алкоголь. В нашей стране развернута агрессивная, направленная на молодежную среду реклама пива, что вполне объяснимо безудержным стремлением к обогащению производителей. Но пиво, при всех своих достоинствах, очень опасная вещь.

    «Пивной алкоголизм» формируется более незаметно и обманчиво. Среди молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, больных алкоголизмом, потребители так называемых легких алкогольных напитков — пива, коктейлей составляют 73,5%.

    Один литр пива равноценен по крепости и воздействию на организм 120 граммам водки. Сегодня на одного россиянина, включая новорожденных детей и стариков, приходится 40 литров пива в год.

    Как воспрепятствовать формированию любой вредной привычки? Как и в большинстве иных ситуаций, насилие наименее эффективно. Данное утверждение особенно справедливо для тех случаев, когда властное и жесткое отношение родителей к детям стало преобладающим педагогическим стилем. Пусть это не покажется чрезмерным обобщением, но чем более ровные и доброжелательные отношения поддерживаются в семье, тем меньше вероятность того, что самоутверждение подростка примет искаженные формы. Те подростки, которые, несмотря на кризисный характер своего возраста, сохранили уважение и доверие к родителям, менее склонны следовать негативному примеру сверстников. Если же родители воспринимаются как чуждая, несправедливая и враждебная сила, то чем упорнее и жестче настаивают они на своих запретах, тем сильнее ответное стремление обойти их.

    II. Работа родителей в группах

    Мы, взрослые люди, прекрасно знаем пагубное влияние алкоголя, курения. Владеют такой информацией и наши дети. Они прекрасно знают, что курильщики страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком органов дыхания. Наверняка многое известно им о вреде алкоголя. Поэтому взрослые свое внимание должны акцентировать на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.

    Сейчас я хочу предложить найти выход из жизненных ситуаций. После нескольких минут обсуждения каждая группа представит свое решение.

    Ситуация 1. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей у открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после напряженного учебного дня. Ваши действия?

    Ситуация 2. Ваш ребенок нашел информацию о курении: в России курят 65% мужчин и 30% женщин и задает вам такой вопрос: «Если курить так вредно, почему же так много людей курят?» Что вы ответите?

    Ситуация 3. Однажды вечером Ваня возвращался из кино домой. В темном переулке его догнала компания старших ребят. Они начали приставать и требовать деньги. Один ударил. Ваня упал. К счастью, на помощь пришел незнакомец, который быстро разогнал хулиганов. Он назвался Сергеем. Ваня и Сергей начали общаться, потом подружились. Как-то раз Сергей познакомил Ваню со своими друзьями. Один из них достал из сумки банку пива и стал протягивать каждому по очереди. Ваня знает, что пиво вредно для здоровья, но в то же время ему не хочется обидеть и потерять друга, который выручил в трудную минуту. Как поступить Ване?

    Ситуация 4. Скажите, пожалуйста, что делать, если ребенок в 14 лет начал курить. Семья полная, благополучная, но папа курит. Когда я узнала, то пыталась контролировать, но сын все равно умудрялся втихую покурить. В очередной раз я рассказала все мужу, и он накормил ребенка табаком! Не уверена, что это правильно, но какие есть еще способы? Простые разговоры о вреде курения не помогают!

    Сейчас мы послушаем отрывок из книги Ф. Углова «Сердце хирурга».

    . У них была небольшая и дружная семья. Отец работал на заводе, она на фабрике. Сын Ваня десяти лет перешел в четвертый класс. Он хорошо развивался, учился на «отлично», проявлял способности к рисованию.

    Отец увлекался рыбалкой, и сын нередко рыбачил в летнее время вместе с ним. Зимой отец уходил со своими приятелями на подледный лов и сына, как правило, с собой не брал. В этом году Ваня упросил взять его с собой. Когда пришло время обеда, все товарищи отца собрались вместе, достали термосы с горячей пищей. Кроме того, каждый вытащил по бутылке водки. Как говорят злые языки, весь интерес зимней ловли для рыбака заключается в том, чтобы выпить на морозе. И в этот раз всем налили по стакану водки! Мальчику тоже поднесли стакан, наполовину наполненный водкой. Он испугался, так как знал, что вино вредно. Мать неоднократно ему об этом говорила.

    — Я не буду пить. Мне мама запретила, — робко возразил он. Но его сразу же стали уговаривать все мужчины.

    — При чем тут мама? Ты же мужик! Надо привыкать быть в компании!

    — С мороза обязательно надо выпить, чтобы согреться!

    — Я не замерз, — продолжал сопротивляться мальчик.

    — Зачем уговариваете мальчишку? Надо радоваться, что он не хочет пить, — возразил кто-то из компании.

    — Пускай привыкает, на то он и мужик, — настаивали другие.

    — Ничего, сынок, выпей, раз старшие просят, — согласился отец, на которого мальчик все время поглядывал, как бы ища у него защиты.

    Ваня выпил немного и тут же, закашлявшись, поставил стакан.

    — Нет, брат, давай выпей как следует, чтобы согреться.

    — Пей, это сначала водка кажется горькой, а потом сладкой будет! Первая рюмка колом, вторая соколом, — гоготали мужики и настояли на том, чтобы Ваня выпил.

    За второй прием он сделал еще несколько глотков, но, не допив до конца, оставил стакан. По словам отца, выпито было не более одной трети стакана. Ему дали закусить, но руки у него дрожали, его мутило, и есть ему не хотелось. Мужики, довольные своей шуткой, отстали от мальчика, занялись другими разговорами, угощая друг друга. Мальчик же, посидев немного, вдруг повалился на снег и потерял сознание. Отец подбежал к нему, а тот лежит бледный, глаза закрыты, дышит прерывисто. Опомнившись, отец схватил сына на руки и, благо у одного из рыбаков была машина, срочно повез ребенка в больницу.

    Врачи спасали ребенка, делали уколы, вливания. Но ничего не помогало. Поздно вечером врач вышла усталая, бледная и сказала, что Ваню спасти не удалось, он умер, не приходя в сознание.

    Отец тяжело переживал смерть своего единственного любимого сына, которую он, что называется, сам ему уготовил. В недоумении разводил руками: неужели из-за такого малого количества спиртного может наступить смерть? Ведь он не выпил и полстакана?

    К сожалению, взрослые подчас действительно мало осознают всю опасность алкоголя, а употребление алкогольных напитков зачастую начинается по вине взрослых.

    Вам было предложено дома познакомиться с повестью Джека Лондона «Джон — Ячменное зерно». Знаменитый английский писатель на себе испытал действие губительного напитка. Что же мешало Джеку Лондону устоять против соблазна, против питейных обычаев? Он сам объясняет это очень хорошо: пили его друзья, настоящие парни, люди хорошие, общительные, открытые товариществу, прямодушные и честные.

    «И тут я должен подчеркнуть еще один грех Хмельного, — пишет Джек Лондон. — В его сети попадают именно такие люди, которым ничто человеческое не чуждо, — люди широкого размаха, с горячим сердцем и воображением и со всеми человеческими слабостями.

    Я делал то, что делали мои товарищи и что в таких же условиях делают миллионы людей по всему свету; и делал я это потому, что к этому вела моя дорога, что я был обыкновенным юнцом, верным продуктом своей среды, и что я не был ни чахоточным, ни богом. Я был самым обыкновенным человеком и делал то, что вокруг меня делали люди, к которым я относился с уважением и которым подражал».

    Таким образом, по мнению писателя, покоряются Джону — Ячменное Зерно и в конце концов спиваются прежде всего хорошие люди.

    Сейчас вы получите карточку с фрагментом текста, затем представите его присутствующим. Попробуйте высказать свои впечатления. Они могут начинаться с фраз: «Это странно, но я подумал. », «Мне показалось, что. », «Я вдруг подумал. »

    Читайте также:  Кодирование от алкоголизма при помощи уколов

    Карточка 1. В первый разя напился, когда мне было пять лет. Отец пахал в поле. Меня послали отнести ему пива. Почему это пиво считается такой драгоценностью. Сперва я лизнул пену. Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость. Ну и дрянь же! Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые ошибались. Меня тошнило. Я чувствовал себя отравленным.

    Карточка 2. Семь лет. Нас встретили радушно. Всех угостили красным вином. Хозяева предложили и мне выпить за компанию, ноя отказался. Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина. Лицо его приняло суровое выражение. Я испытал леденящий ужас. Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь удержать в себе этот яд. В глазах плыло. Стало трудно дышать.

    Карточка 3. Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг.

    Карточка 4. Мне стукнуло 17 лет. Я подписал контракт на работу матросом на промысловой шхуне. Плавание в течение 51 дня без привычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить.

    Карточка 5. Когда я вспоминал о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь — сиамские близнецы. Они срослись воедино.

    Карточка 6. Привычка пить укоренилась в моем сознании и осталась на всю жизнь.

    (Материал см.: Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма // Классный руководитель. 2000. № 1.)

    III. Творческие задания

    Наши дети знают, о чем мы сегодня говорим на собрании. И, наверно, думают, что, вернувшись с собрания, вы приметесь за нравоучения и нотации. Давайте покажем и докажем нашим детям, что мы не только заинтересованные, но и творческие люди. Предлагаю каждой группе выполнить задания. А завтра дети познакомятся с вашими работами.

    Задание первой группе: написать стихотворение о вреде курения.

    Задание второй группе: написать листовку о вреде наркотиков.

    Задание третьей группе: нарисовать плакат о вреде алкоголя.

    Задание всем группам. Как известно, на пачках сигарет печатают: «Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит вашему здоровью». Разработайте слоганы о вреде курения и предложите список товаров, на которых они могут быть напечатаны.

    IV. Подведение итогов

    Давайте, объединив усилия, поможем нашим детям избежать вредных привычек!

    Мифы и факты о табаке

    По статистике курит меньшая часть населения

    В нашей стране не курят 50% мужчин и 75% женщин

    Большинство курильщиков безуспешно стараются бросить курить. Половина курильщиков пыталась бросить хоть один раз

    Курение опасно только для того, кто курит

    Врачами установлено, что курение опасно не только для здоровья тех, кто курит, но и тех, кто, находясь рядом, вдыхает чужой дым

    Мифы и факты об алкоголе

    Алкоголь стимулирует, придает силы

    Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма

    Выпившие люди дружелюбны и общительны

    Обычно напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех преступлений, в частности убийств, связана со злоупотреблением алкоголя

    Алкоголь не основная причина смертности среди молодежи

    Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкоголя и наркотиков

    Алкоголь — пищевой продукт

    Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг

    Алкоголь может «прочистить мозги»

    Алкоголь нарушает нормальную работу головного мозга

    По статистике больше людей умирает от наркотиков, чем от алкоголя

    По статистике от злоупотребления алкоголя умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков

    Мифы и факты о пиве

    Пиво полезно, потому что там много витаминов и минеральных веществ

    Витамины и минеральные соединения поступают в пиво из солода и с водой, однако в процессе приготовления, при сбраживании их содержание резко падает. Кроме того, при употреблении пива отмечается интенсивное мочеотделение, что влечет за собой усиленное выведение из организма натрия и хлора, что приводит к деминерализации организма

    Пиво способствует очищению кровеносных сосудов

    Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносное русло. При большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Сердце становится дряблым, его функция «живого мотора» теряется безвозвратно. Возникает синдром «пивного сердца», или «капронового чулка»

    Пиво, в отличие от крепкого алкоголя, не вредно для организма

    При сбраживании в пиве образуются особые вещества (кадаверин, путресцин и др.), которые являются клеточными ядрами, поэтому при злоупотреблении пивом возникают дистрофия сердечной мышцы, гепатиты, цирроз печени.

    В хмеле, растительном сырье для приготовления пива, содержатся канцерогенные вещества, значительно повышающие риск возникновения злокачественных опухолей (прямой кишки, желудка). Биогенные амины, содержащиеся в пиве, вызывают гипертензию, головную боль, приводят к поражению почек

    Пиво — напиток для «настоящих мужчин»

    В хмеле содержатся фитоэстрогены — аналоги женских половых гормонов. Их содержание в 1 кг сырья колеблется от 20 до 300 мг. Этого количества вполне достаточно, чтобы оказать видимое гормональное воздействие на организм. У мужчин появляются женские признаки: широкий таз, избыточный вес, «пивной» живот, увеличение молочных желез. У женщин появляются мужские признаки: грубый голос, оволосение по мужскому типу

    Пиво не вызывает зависимости

    Все сорта, кроме безалкогольных, содержат различные концентрации алкоголя. Пивная зависимость развивается по тем же законам и имеет те же проявления, что и зависимость, возникающая при употреблении крепких сортов алкоголя. Пивная алкоголизация создает ложное впечатление благополучия, потребность выпить пива не вызывает тревогу у человека. Пивной алкоголизм более коварен, он развивается незаметно, вызывая сильное навязчивое влечение

    Анкета «Предрасположенность к курению»

    Инструкция. Ниже приводятся утверждения, которые обычно высказывают подростки, молодые люди по поводу курения. Внимательно прочитайте их. Не спешите с ответами, будьте искренними. Помните, что в анкете нет правильных или неправильных ответов. Вы отмечаете только свое мнение.

    Обозначьте степень вашего согласия с каждым утверждением.

    источник

    Сейчас особенно много говорят о подростковом алкоголизме и активно ищут решение этой проблемы. Профилактика подросткового алкоголизма, разработанная еще в прошлом веке, не работает, пора это признать и отказаться от шаблонных методов влияния на школьников при помощи лекций и фильмов. Прежде всего нужно разобраться, по каким причинам возникает эта проблема, а затем начать искать решение.

    Детский алкоголизм нуждается в активной профилактике

    Пьющие дети вызывают отвращение или слезы жалости у прохожих, но мало кто задумывался, почему этот ребенок пьян. Не нужно винить рекламу, продавцов, что продали бутылку спиртного подростку. Государство не вливает насильно в детей алкоголь, интернет не пестрит заголовками «Выпей и ты станешь счастливее».

    У маленького человека начались проблемы взросления, он не знает, как их решить самостоятельно, поэтому смотрит на взрослых, пытаясь найти ответ. Родители – главный объект внимания подростка. Все свои проблемы большинство взрослых заливают алкоголем, таким же образом поступает и ребенок.

    Из поколения в поколение привычка выпивать при первых же незначительных трудностях предавалась. Некоторые матери до сих пор верят, что если добавить пару капель коньяка в бутылочку младенцу, он будет крепче спать. Более варварского отношения к грудным детям нельзя придумать.

    Детский алкоголизм является бичом всего мира, немало страдающих от зависимости и в России. Не всегда эти дети происходят из неблагополучных семей. Часто это всем обеспеченные, но брошенные на произвол судьбы подростки, которые вступают на неверную дорогу.

    Множество неизлечимых на сегодняшний день алкоголиков начали пить в 10-13 лет. Каждый второй в возрасте 14 лет пробовал алкоголь. Каждый третий употребляет его не реже, чем раз в неделю!

    Причины, по которым дети начинают пить и становятся зависимыми от алкоголя:

    • родители сами позволяют детям в возрасте до 10 лет выпить в 60% случаев;
    • плохо успевающие по школьной программе дети, искренне верящие в свою ничтожность, это 70% случаев;
    • малая занятость и слабая мотивация среди молодежи стала причиной 40% случаев;
    • 91% алкозависимых детей из неблагополучных семей, иногда с одним или двумя пьющими родителями;
    • 53% алкозависимых детей недополучают внимания своих родителей.

    На данный момент профилактика алкоголизма среди подростков начинает приносить свои плоды. Многие подростки приобщились к ЗОЖ и предпочитают с пользой проводить свое время: читать, ходить в кино и т. д.

    Мода на спорт и правильное питание растет с каждым днем не только среди взрослых, но и среди детей. Уже сегодня тысячи людей стараются излечиться от алкозависимости, чем подают хороший пример подрастающему поколению.

    Пить и курить больше не круто, но старые привычки все еще крепко тянут подростков на социальное дно.

    Причины алкоголизма среди детей

    Значительный вклад в профилактику алкоголизма среди подростков вносят педагоги. В школе у ребенка возникают первые проблемы с социальной адаптацией и половым созреванием. Там же подросток впервые пробует алкоголь в компаниях. Очень большая ответственность ложится на плечи педагога, учитывая, что в классе обычно больше 20 детей, каждого из которых нужно индивидуально простимулировать к стремлению быть лучше.

    Основная задача школы – правильно сформировать у учащихся цель жизни. Прежде всего подрастающему поколению необходимо привить отвращение к алкоголю, стремление к здоровому и крепкому телу, желание достичь больших результатов.

    Принципы профилактики алкоголизма у подростков в школе:

    1. организация системы противоалкогольного воспитания: необходимо проводить мероприятия и конкурсы против алкогольной зависимости на протяжении всего обучения;
    2. противоалкогольное воспитание должно предусмотреть постепенное просвещение о минусах опьянения и влиянии алкоголя на организм, необходимо учесть возрастную категорию и психологические особенности учащихся;
    3. если имеется возможность, пригласить на открытый урок медика, полицейского, человека, преодолевшего проблему. Можно попросить их рассказать детям об особенностях алкогольной зависимости и ее последствиях;
    4. необходимо подключить родителей к воспитанию отвращения к алкоголю.

    В начальной школе профилактика детского алкоголизма проводится в несколько этапов. Детям младших классов даются антиалкогольные уроки при изучении темы «Охрана здоровья». С 5 класса проводятся беседы с приглашенными людьми, рассказывающими о вреде алкоголя и о том, как он влияет на жизнь человека.

    В 8-11 классе проводятся отдельные лекции на тему бесплодия из-за алкогольной зависимости, о том, к чему приводит опьянение.

    Также школа может влиять на судьбу родителей-алкоголиков. Профилактика алкоголизма в школе затрагивает и такую тему, как лишение родительских прав, штрафы. Здесь можно использовать профилактические беседы с психологом. Часто страх потерять самое дорогое заставляет непутевых родителей отказаться от спиртного и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

    Если с рождения ваш малыш наблюдает за поведением пьяного отца или матери, не раз поднимающими бокал или рюмку, его ждет та же участь алкоголика. Некоторые матери употребляют горячительное еще при вынашивании ребенка и кормлении грудью, в этом случае зависимость приобретает врожденный характер, и от нее уже не избавиться.

    Чтобы избежать беды, необходимо создать благоприятную среду для вашего чада в семье:

    • наладить отношения со всеми родственниками;
    • научить подростка правильному отношению к своему здоровью;
    • мотивировать его на поступки и проявлять интерес к его увлечениям и достижениям;
    • проводить беседы о вреде алкоголя как можно чаще, но делать это ненавязчиво;
    • подавать пример трезвой жизни, поскольку ваши дети стремятся быть похожими только на вас.

    То, что он встал на ноги и пошел в школу, не значит, что он больше не нуждается в вашей защите и поддержке. Учебная организация не может воспитать достойного человека в одиночку. Проявляйте интерес к своему ребенку, спросите, как прошел его день, выслушайте. Это ваше чадо, и только вы несете ответственность за то, что с ним случится в будущем.

    Профилактика подросткового алкоголизма

    Иногда лидером группы подростков становится алкозависимый ребенок, пытающийся приобщить к вредной привычке своих друзей. В этом случае стоит обратить внимание на его поведение. Можно выделить следующие странности:

    • резкая смена настроения;
    • появление секретов от родителей и учителей;
    • потеря интереса к хобби;
    • резко упавшие оценки;
    • неожиданно ему потребовалось больше карманных денег без какой-либо причины.

    Если от него пахнет спиртным, вы нашли в его рюкзаке бутылку пива, не стоит тешить себя самообманом – у вашего ребенка зависимость.

    Вы должны донести всю суть дела, помочь решить проблему и вернуть его на правильный жизненный путь. Задача любого родителя – не оставаться в стороне.

    Карманные деньги ребенок может тратить на алкоголь

    Последствия подросткового алкоголизма не исцелить, здоровье навсегда останется поврежденным. Расстройства ЖКТ, тахикардия, варикоз, повышение артериального давления, аритмия. Иммунитет сильно ослабевает. Самое опасное и необратимое последствие детского алкоголизма – нарушение функций головного мозга, личность необратимо деградирует.

    Профилактика алкоголизма у подростков – одна из актуальных тем у родителей и общеобразовательных учреждений. Несмотря на все принятые меры для запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, ограничения на отпуск продукции после 22:00, проблема детского алкоголизма остается важной и сегодня.

    Беда детской зависимости в том, что она оставляет непоправимый след, поскольку растущий организм с легкостью привыкает к яду.

    Наивно полагать, что проблема разрешится сама собой нельзя. Сегодня ваш подросток только попробует, а потом алкоголь уничтожит его жизнь и здоровье. Не позволяйте и вашему чаду стать жертвой этой вредной привычки.

    источник

    Вредные привычки и их последствия — это проблема, которая волнует и тревожит наше обшество. Наши подростки представляют группу повышенного риска.В семье родители должны учить ребенка критически относиться к пагубным привычкам.

    Просмотр содержимого документа
    «Лекция к родительскому собранию «Профилактика зависимостей: курения, алкоголизма и наркомании. «»

    «Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания)»

    (Для родителей старшеклассников)

    Пояснительная записка: Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше волнует и тревожит наше общество. Подростки и юношество представляют собой группу повышенного риска. Как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни сложится такая ситуация, когда ему предложат попробовать первую сигарету, алкоголь, наркотическое средство. И мы не знаем, как ребёнок поведёт себя в данной ситуации, сможет ли он противостоять уговорам. Роль семьи в профилактике вредных привычек очень велика. Родители должны учить ребёнка критически относиться к пагубным привычкам, расширять круг полезных потребностей и интересов детей. В первую очередь они должны своим образом жизни показывать пример своим детям. Родителям необходимо помнить, что их ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки их жизненного пути. Данное родительское собрание должно помочь родителям выявлять вредные привычки и правильно проводить их профилактику.

    Цель: отработка с родителями педагогически обоснованных подходов к профилактике зависимостей.

    Задачи: 1. Выявление источников приобщения подростков к вредным привычкам.

    2.Освоение навыков продуктивного взаимодействия родителей с детьми по профилактике зависимостей.

    Форма проведения: дискуссия, работа в группах.

    Участники: классный руководитель, родители.

    Подготовительный этап: анонимное анкетирование учащихся (Приложение 1); приглашение родителей на собрание; подбор материала, оформление кабинета.

    Оформление: плакаты с высказываниями по данной проблеме: «Сигара даёт возможность ограниченному человеку возместить недостаток в нём мыслей и идей» (Шопенгауэр); «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство» (Л.Н. Толстой)

    1.Мотивация (постановка проблемы).

    3.Изучение и обсуждение проблемы.

    4.Рефлексия (подведение итогов).

    Актуальность выбранной темы: Необходимо родителям вести профилактическую работу с детьми, призывать их к здоровому образу жизни.

    Слово классного руководителя:

    Сегодня мы с вами поговорим о вредных привычках, о том, как можно уберечь своего ребёнка от курения, алкоголя, наркотиков. В настоящее время эта проблема очень актуальна, она не может нас не волновать, так как наши дети могут приобщиться к этим вредным привычкам. Наша задача – попытаться разобраться в данной проблеме, выявить источники приобщения к вредным привычкам, проводить профилактику зависимостей. Конечно, влияние сверстников, телевидения, рекламы играет большую роль, но всё-таки родители могут повлиять на формирование мировоззрения своего ребёнка, чтобы он смог избежать пагубного воздействия вредных привычек.

    Информация о влиянии никотина на организм человека.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. Если тенденции нарастания распространённости курения не будут снижаться, то, по прогнозам, к 2020 году ежегодно будут преждевременно умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти.

    Ущерб, вызванный использованием табака, включает заболевания, поражающие сердце и легкие: курение является одним из основных факторов риска развития сердечных приступов, инфарктов, болезни лёгких, рака (в частности, рак легких, гортани, полости рта и поджелудочной железы).

    Но факт остаётся фактом: в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, а в нашей стране складывается иная ситуация. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает. Легко ли отучить ребят от этой дурной привычки? Нет, нелегко. Но в любом случае надо начинать лечить: здесь любой метод хорош (иглотерапия, специальными препаратами или с помощью кропотливой работы над самим собой).

    Сегодня мы не случайно затронули одну из главных тем безопасности жизни человека – проблему курения. Я думаю, что многие из вас считают, что проблему курения детей необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения проблемы.

    Работа родителей в группах.

    Читайте также:  Слушать кашпировского про лечение от алкоголизма

    Классный руководитель: я предлагаю вам жизненную ситуацию, а вы должны найти правильное решение.

    Ситуация: Вы увидели, что ваш ребёнок курит. Вы в панике, но он нисколько не смутился, сделал вид, что ничего не произошло. Как вы поступите?

    Ситуация: Вы увидели, что ваш ребёнок курит. Он в панике, что вы его застали с сигаретой, не может произнести и слова. Как вы поступите?

    Ситуация: Ваш ребёнок задаёт вам вопрос: «Если курить так вредно, почему так много людей курят?» Что вы ответите?

    Советы педагога: «Как помочь бросить курить?»

    Родители должны первыми освободиться от курения.

    Родители должны помочь ребёнку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – всё это способствует отказу от курения.

    Надо поддерживать своих детей, утверждать, что всё получится, если человек чего-то хочет добиться. Не бояться компании своего ребёнка, а помогать и им бороться с соблазном курения.

    Миф: курят все. Факт: курит меньшая часть населения.

    Миф: курение опасно для того, кто курит. Факт: курение опасно для тех, кто находится рядом с курящим и вдыхает чужой дым.

    Информация о влиянии алкоголизма на организм человека.

    В наши дни ни один праздник не обходится без застолья и вина. Радостно, что во многих семьях вино — только праздничный атрибут, им не злоупотребляют. В таких семьях детям рассказывают, почему алкогольные напитки им употреблять нельзя. И хотя рано или поздно спиртное попробует каждый, но лучше, если это произойдёт как можно позже и с полным осознанием того, насколько это вредно для организма человека.

    Алкоголь — этиловый, или винный, спирт — это наркотический яд. Принятый внутрь алкоголь всасывается в кровь уже через 5—10 минут. Кровеносные сосуды расширяются, насыщенная алкоголем кровь приливает к мозгу и вызывает резкое возбуждение нервных центров. В это время у человека меняется настроение, появляется болтливость и нарушается координация движений.

    Это происходит потому, что алкоголь, проникая в живые клетки организма, отравляет их и расстраивает работу тканей головного мозга и других органов. Сгорает алкоголь в организме человека быстро, но при этом он отнимает у живых клеток кислород и воду, вследствие чего их жизнедеятельность затрудняется. А если принимать алкоголь часто, то клетки различных органов в конце концов погибают или перерождаются.

    Алкоголизм — это очень тяжёлая болезнь, которая поддаётся лечению с большим трудом. Алкоголь — это наркотик, и организм, привыкая, попадает в зависимость от него. Человеку требуется ежедневное употребление алкоголя, а это постепенно наносит непоправимый вред его здоровью.

    Особенно опасен алкоголь для детей. У ребёнка, выпившего даже очень небольшое количество вина, наступает сильное отравление. Известен не один случай, когда из-за подобных отравлений организма дети умирали. Для десятилетнего ребёнка достаточно всего лишь 100 граммов вина, чтобы его организм получил острое отравление. Конечно же, совсем не случайно наши предки считали единственными пригодными напитками для детей только воду, соки и молоко. Если начать употреблять алкоголь уже в подростковом возрасте, неокрепший организм будет отставать в своём росте и развитии. Алкоголь плохо влияет на кожу лица, на рост и состояние волос, вызывает перхоть и появление угрей. Мы видим наших детей, гуляющих вечерами или в выходные дни с баночкой пива, и не одной, просиживающих с алкогольными напитками в подъездах. А задаём ли мы себе вопросы, что делаю я, чтобы мой ребёнок смог отказаться от принятия дозы алкоголя? Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребёнку, чтобы в нём формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.

    У меня вопрос к Вам: «Ваш ребёнок вернулся домой «навеселе». Что Вы будете делать сразу и спустя время?»

    — Деньги открыто лежать не должны: подросток думает, что раз они так лежат, значит их можно брать.

    — Обратите внимание: ваш ребёнок излишне активен. Это очень ценное качество в человеке. Используйте его в мирных целях. Если есть упорство в желании что-то совершить, значит, надо просто найти поле деятельности для такого активного ребёнка.

    — Проводите наблюдение за досугом своих детей.

    — Сделайте всё возможное, чтобы у подростков было меньше свободного времени.

    — Заполняйте его хорошим, интересным для вашего ребёнка содержанием.

    3) Мифы и факты об алкоголе.

    Миф: алкоголь стимулирует, придаёт силы. Факт: Алкоголь угнетает нервную систему.

    Миф: пиво не вызывает зависимости. Факт: пивной алкоголизм более коварен, он развивается незаметно, вызывая сильное навязчивое влечение.

    Миф: от наркотиков люди умирают чаще, чем от алкоголя.

    Факт: смерть людей от алкоголя в несколько раз больше.

    4)Тестирование родителей «Искусство жить с детьми»

    1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

    2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?

    3.Интересуются ли они вашей работой?

    4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

    5.Бывают ли они у вас дома?

    6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных делах?

    7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?

    8.Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание?

    9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

    10. А детские праздники предпочитают ваши дети проводить вместе?

    11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телепередачи и фильмы?

    12.Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

    13Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?

    14.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

    Ответы «да» — оцениваются 2 балла

    Результаты: Более 20 баллов — отношения с детьми можно считать благополучными.

    От 10 до 20 баллов – отношения с детьми удовлетворительные, но их нужно улучшить. Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению отношений.

    3. Информация о влиянии наркотиков на организм человека.

    В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

    Наркотиком принято называть вещество естественного или искусственного происхождения, который может изменить психические функции организма, а при многократном употреблении приводит к психической и физической зависимости, т.е. к наркомании.

    Кто же те люди, которые становятся наркоманами?

    У людей, не сталкивающихся с этой проблемой непосредственно, складывается мнение о наркоманах на основе информации из СМИ, как о жестоких бандитах, садистах, безжалостных убийц и коварных грабителях, которые готовы за очередную дозу задушить собственную мать. Или возникает образ совершенно опустившихся, безвольных, потерявших всё в своей жизни людей, которые уже и на людей не похожи и которые живут в мрачных наркоманских притонах. Или другой образ наркомана: вам видятся весьма решительные и уверенные в себе бритоголовые накаченные парни, для которых регулярная доза наркотика — частичка их образа «сладкой жизни».

    И действительно, все эти варианты «наркоманских типажей» имеют место быть в реальности. Но если вам приходится постоянно общаться с наркоманами в повседневной жизни, вам станет хорошо известно, что наркоманы могут быть и совсем другими.

    Очень многие из них – молодые люди, выглядят вполне благополучно, они не потеряли ни семью, ни работу, ни интеллект, часто симпатичны в общении, производят впечатление вполне «нормальных», иногда кажутся особенно одаренными. При взгляде со стороны на таких наркоманов вряд ли можно отличить от других людей. Их «изнанка» личности раскрывается лишь в близком общении – прежде всего в семье, откуда наркоман тайком или явно крадет деньги, вещи, когда ему нужны средства на очередную порцию наркотиков, и куда он приносит горе, страдание, даже смерть.

    Очень важно понять: наркомания – это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии, это известно давно, и они признают этот факт безоговорочно. Болезнь под названием «наркомания» включена в медицинские справочники и каталоги болезней наряду с любыми другими заболеваниями. Такое понимание наркомании существует с 19 века, хотя в обыденном сознании все еще прочно сидит стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому – его «непутевость», безответственность, порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение зачастую может быть проявлением болезни, нередко забывают.

    Поскольку зависимость у наркомана проявляется от химических веществ — наркотиков, то наркоманию еще называют химической зависимостью, которая специалистами подразделяется на зависимость физическую и психическую.

    Стать наркоманом, т.е. попасть в зависимость, можно даже попробовав наркотик только один раз. Тому есть тысячи примеров. Кто из пациентов наркологических клиник собирался стать наркоманом? Наверное, никто. Все хотели «только попробовать». А попробовав однажды, захотели попробовать еще…..

    Наркоманами становятся не только слабые и безвольные, не только социально запущенные, не только дети неблагополучных семей. Наркоманом может стать любой, кто решит попробовать.

    Врачи наркологи считают, что наркоманом человек становится не тогда, когда он взял в руки шприц, а тогда, когда он разрешил себе это сделать. Если начать более подробно интересоваться психологическими причинами возникновения наркомании, то в специальной литературе можно найти много подтверждений тому, что наркоманами люди становятся еще до того, как они первый раз попробовали наркотик.

    Кто же предрасположен к химической зависимости?

    Статистика считает, что во все времена какой-то % от людской популяции является алкоголиками или наркоманами. К алкоголизму изначально, т.е. с момента своего рождения, предрасположено примерно 20-30% населения Земли. Из них 15% становятся алкоголиками, наркоманом может стать каждый, но становятся 8-10% населения.

    Во — первых у 30% современных подростков имеют место быть неврологические заболевания, и в этом случае химическая зависимость формируется на заранее подготовленной почве.

    Во — вторых, так называемая отягощенная наследственность (потомки алкоголика или наркомана).

    В — третьих, среди причин наркомании часто называют индивидуальные особенности характера. Например, слабохарактерные, безвольные, мягкие дети с «патологической» добротой так же становятся наркозависимыми.

    Работа родителей в группах.

    Ситуация: Представьте, что вы подросток. Вам предложили наркотик. Как вы себя поведёте?

    Ситуация: Приятели, наркоманы по стажу, говорят о приятном состоянии наркотика, утверждают, что это безвредно. Что вы им ответите на это?

    Ситуация: Вы узнали, что приятели вашего ребёнка употребляют наркотики, хотя за своим ребёнком этой привязанности не наблюдали. Что вы будете делать в этой ситуации?

    Вы должны бить тревогу, если ваш ребёнок:

    Стал исчезать из дома, не может внятно объяснить, где он бывает.

    За короткий промежуток времени у него поменялся круг друзей. Новых друзей вы никогда не видите.

    Перестал интересоваться семейными проблемами.

    Резко меняется настроение ребёнка.

    Потерял свои прежние интересы, не читает книг, не смотрит фильмы, не делает уроки.

    Как сказать «нет», если предлагают друзья закурить, выпить или попробовать наркотическое средство.

    2.Когда мне понадобится, я дам тебе знать.

    3.Я и без этого прекрасно себя чувствую.

    4.Я не хочу конфликтов с родителями.

    5. Мне ещё предстоит заниматься.

    Признаки и симптомы употребления наркотиков

    Покрасневшие или мутные глаза.

    Нарушение координации движения.

    Состояние опьянения без запаха алкоголя.

    Следы от уколов, сладковатый запах от одежды.

    Педагог сообщает результаты анкетирования учащихся.

    Классный руководитель: Причины приобщения подростков к вредным привычкам могут быть разные. Это и конфликты с родителями, и неблагополучие в семье, и стремление себя утвердить, выделиться, и неразделённая любовь. Рассказывайте своим детям убедительно и спокойно о воздействии вредных привычек на организм, о механизме привыкания. Расскажите о сломанных судьбах, разрушенных семьях. Обязательно научите ребёнка отказываться от предложения покурить или выпить. Если вам удастся убедить ребёнка в том, что именно отказ от наркотиков – признак взросления, то ваш ребёнок будет защищён от страшной беды.

    Рефлексия. На доске родители прикрепляют разноцветные листочки (в форме сердца).

    Красное — бессмысленный разговор.

    Жёлтое — полезная информация, но не очень интересно.

    Зелёное — полезная информация, очень интересно.

    Анкета « Предрасположенность к вредным привычкам»

    1.Скоро экзамен. Все нервничают. Кто-то из друзей предлагает успокоительное средство. Как вы поступите?

    Б) Нет, потому что не буду знать, где его взять, если оно мне снова понадобится

    В) Я не нуждаюсь в искусственном успокоении.

    2. Вы пришли на вечеринку в разгар веселья. Будете ли вы навёрстывать упущенное?

    А) Выпью несколько рюмочек.

    В) Выпью, но нагонять упущенное не буду.

    3. Каково ваше отношение к сигаретам и курильщикам?

    В) Каждый сам решает, что делать

    4. Ваш друг попросил деньги, и вы знаете, что он их потратит на выпивку,

    наркотики. Вы одолжите ему эту сумму?

    В) Конечно, ведь ему плохо без «дозы»

    5. Согласны ли вы с утверждением, что наркотики вовсе не опасны, если их

    6. На вечеринке все курят «травку», дошла и до вас очередь. Как вы поступите?

    7. Крутую музыку и наркотики нельзя разделить. Как вы считаете?

    А) Все рок – музыканты принимают наркотики.

    Б) Приняв наркотики, невозможно воспринимать музыку.

    0-10 баллов. Проблема наркотиков в вашем обществе вообще не существует. А вот алкоголь и никотин вы пока что вредными не считаете. Пристраститься к выпивке или курению вполне можете, если пойдёте на поводу у обстоятельств. Выбор за вами, только не следует забывать, что всякая дрянь может навредить вашим врождённым достоинствам и способностям, а это вряд ли пойдёт на пользу.

    10-15 баллов. Вы можете отнести себя к «группе риска». У вас уже возникал соблазн попробовать наркотики. Пока что сия чаша вас миновала, но не пытайтесь отпить из неё, поскольку есть опасение, что затем придётся выпить до дна.

    15- 50 баллов. Вы, по всей вероятности, попробовали какие- то наркотические средства Трезвость – на ваш образ жизни. Хуже того: вы считаете, что у вас всё в полном порядке и вам это не навредит. Кроме того, вы слишком зависимы от мнения компании. Вам необходимо иметь свою точку зрения на различные ситуации.

    50-60 баллов. Вас можно поздравить: наркотики, алкоголь, курение – это не ваш стиль жизни. Остаётся верить, что вас большинство.

    Тест для родителей «Искусство жить с детьми»

    Ответы: да, нет, иногда, отчасти.

    1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

    2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?

    3.Интересуются ли они вашей работой?

    4.Знаете ли вы друзей ваших друзей?

    5.Бывают ли они у вас дома?

    6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?

    7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?

    8.Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание:

    9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

    10. А в «детских праздника» -предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?

    11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телепередачи и фильму?

    12.Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?

    13Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?

    14.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

    Ответы «да» — оцениваются 2 балла

    Более 20 баллов — отношение с детьми можно считать благополучным.

    От 10 до 20 баллов – отношение с детьми удовлетворительное, но его нужно улучшить.

    Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.

    Самоанализ родительского собрания.

    На родительском собрании ставился очень актуальный вопрос- профилактика вредных привычек у подростков. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только узнать информацию по данной теме, но и определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери при проведении профилактики вредных привычек. Собрание включает в себя несколько информационных блоков, каждый из которых содержит сообщение об одном из видов вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), групповую работу, советы психолога, тестирование родителей, анализ анкетирования детей.

    Данное родительское собрание прошло на должном методическом и организационном уровне. В ходе собрания была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес родителей к поставленной проблеме, что подкреплялось высокой организованностью, чётким выполнением всех видов деятельности. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Собрание я провела в форме дискуссии, работы в группах, так как считаю нетрадиционные формы более интересными для родителей. Большой интерес у родителей вызвала групповая форма работы, когда они должны были по предложенным ситуациям высказать свою точку зрения. Некоторые группы затруднялись сразу ответить, так как не знали, как нужно правильно повести себя в сложной ситуации, чтобы не навредить своему ребёнку. В подобной ситуации вопрос выносился на всеобщее обсуждение, все вместе решали, как поступить. Было много споров, размышлений, что подтверждает, что данная проблема является очень сложной и её необходимо обсуждать. На собрании рассматривались жизненные ситуации, произошедшие с родителями в подростковом возрасте. Анализ анкетирования учащихся, а также тестирование родителей заставили многих задуматься над тем, что нравственному воспитанию ребёнка, работе по профилактике вредных привычек необходимо уделять больше внимания. В конце родительского собрания была проведена рефлексия, которая показала, что тема родительского собрания была интересна и полезна. Мероприятие прошло успешно. Все поставленные задачи удалось реализовать. Цель данного мероприятия была достигнута в полном объёме. Я рекомендую это родительское собрание моим коллегам, так как они, работая над этой проблемой, могут воспользоваться необходимым материалом, который вызвал у них наибольший интерес (групповая работа, информационный блок, анкеты для учащихся, тестирование родителей) при проведении своего родительского собрания.

    источник