Меню Рубрики

Решение проблемы детской наркомании и алкоголизма

К сожалению, проблема алкоголизма и наркомании среди подростков достигла уже катастрофических масштабов. Большинство наших детей лет в 12-13 (а то и раньше) уже пробовали пить алкогольные напитки, курили табак и употребляли наркотики. Конечно же, такие увлечения не сказываются благоприятно на их физическом и психическом развитии. А, как известно, полностью здоровых детей сейчас и так не найдешь, а они сами еще усугубляют ситуацию употреблением вредных и токсических веществ и жидкостей.

Думается, что подростки прекрасно знают, чем могут обернуться для них подобные привычки. Однако бравада, стремление быть крутыми среди других ребят, казаться взрослее, чем ты есть, толкает многих из них на путь употребления наркотиков и спиртных напитков.

Кроме того, за такими «активистами» подтягиваются и те мальчики и девочки, кто слабее характером, чтобы «быть как все», не оставаться белыми воронами, чтобы их признали и приняли в свою компанию. Увы, мир подростков жесток и таких хороших и домашних ребят очень часто начинают задирать, унижать, обзывать, бить за то, что они хорошие, а не такие, как все остальные. Зачастую именно по этой причине еще вчера хороший и добрый ребенок оказывается в компании пьющих и курящих сверстников.

Беда таких компаний состоит в том, что все хотят подражать друг другу, стремиться лидировать не по количеству достойных поступков, а по количеству выпитого спиртного, выкуренных сигарет.

Конечно же, основной причиной такого поведения детей и подростков является их безнадзорность. Их родителям некогда или не хочется контролировать своих детей, найти им занятие, записать в кружки и секции, чтобы дети не слонялись без дела.

Реклама спиртных напитков на каждом углу, продажа наркотиков кустарного производства, доступных по цене даже на карманные деньги — все это тоже стимулирует подростков на вхождение в ряды малолетних алкоголиков и наркоманов.

Даже для взрослого человека иногда бывает достаточно малого количества алкоголя для того, чтобы получить опьянение. Что уж говорить о неокрепшем организме подростков? Злоупотребление алкоголем в подростковом возрасте приводит к тому, что ребенок быстро деградирует, он ничего не хочет, ему интересно только тусоваться среди себе подобных и в пьяном угаре гулять и веселиться.

Употребление алкоголя, наркотиков и пребывание в одурманенном состоянии часто выводит подростков на «кривую дорожку». В этом состоянии они могут устраивать драки, грабежи, изнасилования, иные поступки, на которые бы никогда не отважились в трезвом рассудке. Такие приключения во многих случаях заканчиваются очень плачевно: многие гибнут по неосторожности, оказываются раненными в потасовках, заражаются венерическими заболеваниями из-за беспорядочных половых связей и тому подобное.

Увы, до добра такое увлечение не доводит. Подростковый алкоголизм и наркомания наносят урон здоровью как физическому, так и психическому. Кроме того, не знающие меры подростки очень часто гибнут от передозировок наркотиков или от алкогольной интоксикации организма. При тяжелых состояниях опьянения возможна и потеря сознания и летальный исход в случае, если вовремя не доставить подростка в больницу.

Казалось бы, с экранов ТВ и из СМИ постоянно летят отчеты о запрете рекламы алкоголя, о запрете курения в общественных местах, однако, до сих пор очень легко увидеть на улице компанию подростков лет 14, пьющих на ходу пиво, курящих сигареты.

Подростковый алкоголизм и наркомания напрямую зависят от того, как будут действовать взрослые. Если мы на своем примере будем демонстрировать им распитие спиртного, курение, а то и употребление наркотиков, то чего мы сможем добиться от наших детей, как не повторения?

Ужесточение мер по продаже алкоголя и сигарет подросткам, слаженная работа полиции и наркоконтроля могли бы привести к снижению увлечения молодежи этой отравой. Однако пока толком система не работает, да и многие продавцы магазинов ради собственной наживы уродуют жизнь собственных же детей.

В школах социальные педагоги должны усиленно общаться с подростками, рассказывать и на примерах (пусть это очень жестоко) показывать то, во что может превратиться жизнь подростка, если он не прекратит употреблять алкоголь и наркотики. Пусть подросткам станет страшно от увиденного и того, что на месте тех алкоголиков и наркоманов легко могут оказаться они сами.

Введение обязательного теста на употребление наркотиков для школьников — тоже хорошая мера. При выявлении наркоманов среди подростков их нужно незамедлительно направлять на принудительное лечение, пока еще не поздно спасти их жизнь.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

источник

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Как утверждают специалисты, в настоящее время во многих странах, включая Россию, проблема наркомании и токсикомании является приоритетной. Поданным центральной прессы и компетентных органов, с каждым годом число наркозависимых увеличивается, в первую очередь число наркозависимых детей и молодых людей. Этот процесс не поддается статистике. Основной его особенностью считается то, что наркотические средства употребляют дети и подростки, принадлежащие, как правило, к привилегированным группам общества, а не только к социально-экономическим низам, к так называемым группам риска, куда входят неполные семьи, семьи алкоголиков, наркоманов.

По наблюдениям крупного ученого-нарколога А.В. Ларионова, в России людей, употребляющих наркотики, можно достаточно четко сгруппировать по возрастным характеристикам, что во многом отражает проблемы, связанные с ситуацией, реально сложившейся в стране в настоящее время.

Первую группу составляют люди отроческого, юношеского и начала взрослого возраста, т.е. 14-24 лет. В эту группу на основании психологических особенностей включены школьники, студенты и молодые люди, отслужившие в армии. Для них употребление наркотиков связано с «изначальной9raquo; неспособностью функционально адаптироваться к изменившимся условиям внешнего мира по окончании периода детства (незавершенность разрыва отношений мать — дитя и несостоявшаяся индивидуализация).

Во вторую группу входят молодые люди 25-30-летнего возраста. Их объединяет достаточно успешная начальная адаптация к требованиям социума, семьи или системы в подростково-юношеском возрасте. Но этого «запаса прочности» оказывается недостаточно для дальнейшей интеграции и реализации себя в жизни. Для этих людей характерен сниженный объем восприятия, приводящий к относительной пригодности к жизни (психологи обозначают это «концептуальный кретинизм»).

В третью группу входят люди зрелого, 30-50-летнего возраста, которые начачи употреблять наркотики вследствие острого жизненного кризиса, неудовлетворенности жизнью, своей «раздавленности9raquo;, «проданности9raquo; целям, которые им чужды; заметим, что внешне они могут быть очень успешны. Основанием для включения в эту группу является не возраст наркоманов, не их профессиональный статус и социальное положение, а наличие характерной для этой группы психологической проблемы.

Подавляющее число наркоманов принадлежат к первой группе. По данным Ларионова, более половины молодых людей в возрасте 12-25 лет, живущих в крупных городах, имеют опыт употребления наркотических препаратов, а около 10% употребляют наркотики регулярно. В отдельных учебных заведениях число употребляющих психоактивные вещества достигает 100% у юношей и не менее 50% у девушек.

Если «восточный9raquo; вариант потребления наркотиков в России характеризуется рядом строгих ограничений, а «западный9raquo; вариант является в какой-то мере цивилизованным, то российские наркоманы отличаются применением очень мощных, концентрированных и/или синтетических наркотиков, использованием инъекционного пути введения, мотивами употребления, крайностями, употреблением кустарно изготовленных наркотиков.

Специалисты считают, что в возникновении наркомании существенную роль играют факторы биологические, психологические, культурные и социальные.

Психологические факторы. Считается, что ранее употребление наркотиков чаще всего было связано с поиском путей освободиться от состояния эмоционального и физического неблагополучия: боли (физической или эмоциональной), скуки, разочарования, одиночества, тревоги, депрессии и других неприятных ощущений. Сейчас мотивы употребления наркотиков значительно изменились: вместо ритуальных, лечебных, пищевых и других практических причин основным мотивом, по мнению Ларионова, стал мотив эйфории, как бы он ни был замаскирован модой, духовными исканиями или социальным протестом.

Одним из факторов, побуждающих человека принимать наркотики, является отсутствие чувства собственного достоинства. Люди относятся к себе без должного уважения; например, стыдясь себя, пытаются подавить это чувство с помощью алкоголя или наркотиков. Они меньше озабочены вредными последствиями всякого рода злоупотреблений. Их поведение направлено на саморазрушение. Такие люди нуждаются в помощи специалистов, в поддержке друзей и родных. Если родители хотят уберечь своих детей от наркомании, они должны воспитать в них чувство собственного достоинства. Дети должны быть уверены в том, что они любимы и дороги, что их уважают и ценят. Многое в этом направлении должна делать и школа.

В свое время предпринимались попытки связать личностные характеристики со склонностью к алкоголизму и наркомании. Полагали, что неуверенность в себе, неумение преодолевать жизненные трудности, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, импульсивность подталкивают человека к наркотикам. Однако в действительности оказалось, что у множества людей, страдающих разного рода химической зависимостью, эти черты отсутствуют, в то же время люди, обладающие набором всех этих недостатков, вовсе необязательно становятся алкоголиками и наркоманами.

Социальные факторы. Анализируя феномен употребления наркотиков, ученые пришли к выводу, что он не зависит от экономической и политической систем: наркомания распространена как в экономически отсталых, так и в передовых странах с различными политическими системами.

На распространение наркомании в обществе влияют его традиции, культура, внимание средств массовой информации к этой проблеме.

Отношение общества к приему наркотиков играет весьма заметную роль в развитии пристрастия к наркотикам. Общественное мнение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение человека. Мнение окружающих особенно важно для подростков. Движение против применения наркотических средств, набирающее силу в российском обществе, следует расценивать как благоприятную тенденцию, но нельзя забывать, что алкоголь и наркотики по-прежнему служат «пропуском9raquo; в некоторые слои общества, неким ритуальным актом, сопоставимым по значению с обрядом посвящения.

Применение наркотиков противоречит закону, осуждается обществом и, следовательно, сопряжено с риском, но именно последнее и делает его привлекательным для определенных общественных и возрастных групп, особенно подростков. Возбуждение, обусловленное риском, поначалу может служить даже большим вознаграждением, чем эффекты от применяемых средств самих по себе.

Ощущение вместе пережитой опасности сплачивает членов группы наркоманов, и люди, участвующие в реализации программ борьбы с наркоманией, должны учитывать это важное обстоятельство.

На распространение наркомании немалое влияние оказывают кино, средства массовой информации и реклама. В течение многих лет на теле- и киноэкранах зритель видит пьющих и курящих героев; они окружены ореолом мужества и романтики, вызывают, с одной стороны, восхищение и желание подражать им во всем, особенно у молодежи, с другой — протест российской общественности против рекламы алкоголя и табака.

Биологические факторы. В последнее время появляется все больше данных, подтверждающих биологическую природу химической зависимости. Многие случаи алкоголизма и наркомании теперь с уверенностью связывают с врожденными нарушениями определенных мозговых процессов.

Специалисты пришли к выводу, что дискомфорт, который почти постоянно испытывают некоторые люди, обусловлен врожденно низким уровнем эндорфинов. Такие люди чаще впадают в депрессию, менее терпеливы к боли, тяжелее переносят горести и разочарования. Вполне вероятно, что алкоголь и другие психоактивные средства приносят этим людям приятные ощущения, но когда вещество перестает действовать, они чувствуют себя ужасно. Это создает потребность в повторном применении данного средства и приводит к развитию химической зависимости.

Однако вряд ли наследственные факторы могут кого-нибудь заставить впервые взять в руки рюмку или принять наркотик. Но люди с определенными врожденными свойствами с большей вероятностью, чем другие, найдут в этом занятии удовольствие. Безусловно, независимо от того, какие факторы играют решающую роль в развитии химической зависимости от наркотических веществ, ответственность за ее предотвращение или избавление от нее целиком лежит на самом человеке.

Специалисты, отмечая, что человек индивидуален в своем отношении к наркотикам, говорят о существовании общих ситуаций и побуждающих мотивов употребления наркотиков, и это прежде всего касается молодежи. Назовем основные мотивы:

Из любопытства, которое является важнейшей чертой человеческой натуры, и иногда именно оно побуждает подростка выпить первую рюмку, выкурить первую сигарету или принять таблетку. Если приятель в восторге от какого-то средства, может возникнуть соблазн попробовать его просто для того, чтобы узнать, что оно собой представляет. Большинство молодых людей этим и ограничивается, но для некоторых такой случай может стать роковым. Поскольку никто из нас не знает свою реакцию на наркотик, любые эксперименты с ним следует признать весьма опасными;

За компанию: в этом случае эффекты, вызываемые наркотиком или любым другим психоактивным средством, рассматриваются как второстепенные по отношению к главной цели — быть таким, как все, и поддержать компанию. Наиболее часто для этого используют алкоголь, марихуану и кокаин. Многие люди оправдывают употребление наркотических средств именно социальными целями, хотя на самом деле мотивы у них другие;

Ради достижения эффекта: психоактивные вещества могут расслабить и возбудить, заставить забыться и изменить восприятие, и т.д. Однако если случаи употребления наркотика ради достижения желаемого состояния учащаются или необходимая доза возрастает, надо остановиться, чтобы не допустить развития химической зависимости;

Химическая зависимость может быть чисто психологической, но может включать и физиологический компонент. В любом случае человек испытывает настоятельную необходимость выпить спиртное или принять наркотик, даже зная отрицательные последствия этого поступка. Химическая зависимость неизбежно приводит к потере здоровья, ухудшению взаимоотношений с окружающими, краху карьеры и в конечном итоге к деградации личности.

Курение и его влияние на организм человека

Вред курения. Последствия отказа от курения

Курение среди молодежи. Мотивы куренияКурение и женщины Проблема наркомании: факторы и причины наркомании

Наркотики и общество. Борьба с наркоманией: предупреждение и избавление от наркотической зависимости

Наркомания и токсикомания: последствия употребления наркотиков

Алкоголизм: вред и последствия от употребления алкоголя

Профилактика алкоголизма и методы борьбы с алкоголизмом

Влияние алкоголя на организм человека

Пьянство и алкоголизм

Всасывание алкоголя и его расщепление в организме

даже у алкоголика со стажем!»

Статистика – вещь упрямая. Но в наше время все чаще статистика является не только упрямой, но и устрашающей. Почти 70 процентов из всех употребляющих наркотические средства – это молодежь и подростки, утверждают статисты. И еще называют не менее страшные цифры: больше половины подростков-мальчиков пробовали хотя бы раз в жизни наркотик, пятая часть девочек знает вкус токсического вещества. Более того, регулярно принимать токсические препараты решается уже 45 процентов тинэйджеров мужского пола, и практически каждая пятая девчонка – также наркоман со стажем… Наркомания среди подростков приобретает признаков эпидемии. И это не преувеличение.

Читайте также:  Настойка чабреца с полынью от алкоголизма

Разные специалисты называют разные причины популяризации подростковой наркозависимости. Но абсолютно соглашаются в одном: среди нынешней молодежи считается немодным не принимать наркотики. Для тинэйджеров наркосредства стали частью повседневной жизни. Меньше, чем десятилетие тому назад подросток-наркоман был чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня зависимых тинэйджеров подсчитывают уже сотнями. Они – это треть всех наркоманов, решившихся обратится за помощью к врачу. И это не может не ужасать.

Дорогой автомобиль, престижная марка телефона, элитный жилой квартал… Теперь к этому списку удачливости «золотая молодежь» обязательно добавляет и наркотики. Уровень благополучия определяется «престижностью» употребляемого нарковещества, а «кайф» становится неотъемлемой частью «элитной» жизни. И все это подается под не менее модным «соусом» философской концепции обретения духовного опыта. Подростки, принимавшие наркотики, обмениваются друг с другом своими эмоциями, ощущениями, переживаниями от принятия того или иного химического вещества. Они, восхищающиеся творчеством Кастанеды, мечтают также попасть в «волшебный мир» Дона Хуана. Они ищут свой мескалин, боготворят «дымок» и… невероятно быстрыми темпами превращаются в наркоманов со стажем…

Достаточно недолгого разговора со старшеклассником, чтобы понять: он достаточно хорошо осведомлен в вопросах, касающихся наркотических веществ. Подросток вполне доходчиво и очень детально рассказать о разнице между наркотиками, описать ощущения под тем или иным препаратом. И что самое ужасное, большинство из этой информации – не прочитанное в Интернете, а его личный опыт. Многие школьники владеют блестящими знаниями в области фармакологии, зачитываются литературой по наркологии. Большинство из них знает, как и от чего можно получить «кайф». Они без труда покупают желаемые препараты через всемирную сеть, а в аптеках безо всякого рецепта могут приобрести средства, содержащие наркотические вещества.

Бытует мнение, что наркоманами становятся в основном дети из неблагополучных семей, неудачники по жизни. Это заблуждение, основано на истории. Первый мировой всплеск популярности наркотиков произошел еще в 20 годах прошлого столетия. Тогда под влиянием кокаина были в основном беспризорники. Через 70 лет история повторилась, но тогда в наркобизнес уже были вовлечены и дети других категорий. А в нынешнее время значительная часть старшеклассников элитных учебных заведений – опытные наркоманы. Они продолжают верить, что впереди у них светлое будущее, хотя на самом деле в лучшем случае их ждет больничная койка, в худшем… Ладно, не будем о худшем.

Почему все больше детей из вполне удачливых семей становятся наркозависимыми? Почему тинэйджеры мечтают попробовать наркотик? Почему школьники создали из «химии» культ?

Взросление. Психологи утверждают, что в первую очередь причины проблемы стоит искать в эмоциональной составной. Подросток – это еще не сформированная личность. Он все еще любопытен и бесстрашен, желает попробовать что-то новое, не понимая, чем грозит такой опыт. Во-вторых, дети мечтают как можно быстрее повзрослеть, и наркотик, в их понимании, это часть взрослой жизни. Но подростки не в состоянии понять одного, самого главного – такое «взросление» способно погубить всю жизнь.

В большинстве случаев свою первую дозу старшеклассники употребляют в компании друзей. И сделать это он может как на дискотеке, так и в учебном заведении. Первый прием наркотика – первое понимание, что такое на самом деле «кайф», о котором так много рассказывали более «опытные» друзья. Но тинэйджер, как и все начинающие наркоманы, еще не понимает, что наркотический «кайф» быстро заканчивается, но вернуться к обычной жизни после него не так и просто. Не понимает подросток и того, что наркоманы «со стажем» принимают наркотик не ради минутного удовольствия – их главная цель – вернуться к нормальному состоянию обычного здорового человека. Но сделать это им не так легко.

Личные проблемы. Еще одна причина, называемая психологами, — желание избавиться от личных проблем. Но подросток в состоянии психологического расстройства из-за проблем в личной жизни, не желает или не способен понять, что наркотик, как и алкоголь, не способен решить вопрос. Зелье сознает иллюзию, мир без проблем, которого нет на самом деле. И это состояние «затягивает» подростка в пропасть, из которой порой нет дороги назад.

Поиски удовольствия. Эту причину психологи называют самой коварной. Подросток, попробовавший раз психотропное вещество, испытав первый «кайф», желает продлить эти ощущения, повторить их как можно быстрее. И это самая большая опасность – психическая зависимость от наркотиков развивается очень быстро, а лечится труднее всего. Ребенок может еще не ощущать физической «ломки» в отсутствии дозы, но психическая «ломка» заставляет его идти на поиски очередной «дозы кайфа».

Дружба с плохими парнями. Подростковый возраст – это тот этап, когда одним из главных авторитетом для детей являются их друзья. Вот почему столь важно знать с кем дружат ваши дети, где они проводят время, чем занимаются, когда вы их не видите. Если в родном доме старшеклассник не находит понимания, он ищет его среди сверстников и старших товарищей. Не исключено, что кто-то из них может предложить подростку заглушить душевный боль, чувство обиды и непонимания с помощью синтетического средства…

Но не стоит забывать и об иной ситуации. Ребенок может быть из примерной семьи и дружить с хорошими ребятами, но в какой-то день ему захочется стать уважаемым лидером, обрести качества, которых нет ни у кого с его сверстников, и он пробует наркотик, алкоголь, табак… Еще вчера примерный ребенок становится «плохим парнем», но «взрослым» и «уважаемым» в компании тинэйджеров.

Приходилось ли вам видеть 7-летнего ребенка с сигаретой в руках? Еще несколько десятилетий тому назад врачи сказали бы, что это не возможно. Сегодня все мы знаем, что это вполне возможно. Но первоклассник с сигаретой – это не просто малолетний курильщик, это потенциальный наркоман. Родителям ребенка со склонностями к наркотической зависимости нельзя ни дня медлить, надо как можно быстрее обратиться к врачу и обследовать дитя, во-вторых – срочно пройти курс реабилитации у психолога. Если родители смогут вовремя среагировать, шансы уберечь ребенка достаточно высоки.

Родители должны помнить, что зависимость от наркотического вещества, особенно синтетического происхождения, может развиться уже после первого употребления, а первые признаки наркомании – уже через неделю.

Первым «звоночком» должны послужить такие изменения:

  • ребенок начал плохо учиться;
  • учителя жалуются на его поведение;
  • родители и друзья заметили агрессивность в общении;
  • подросток начал приходить домой позже обычного, часто вообще не бывает дома;
  • прогуливает уроки;
  • у ребенка появились новые подозрительный (часто намного старше него) друзья;
  • тинэйджер стал замкнутым и малообщительным;
  • ухудшился аппетит;
  • частое желание «побыть одному»;
  • нарушение сна;
  • резкое и частое изменение настроения без видимых причин.

Среди физических симптомов, указывающих на пристрастие к наркотикам, называют:

  • плохую память и состояние перманентной депрессии;
  • бледность кожи;
  • неясную и невыразительную речь;
  • зрачки – суженные или расширенные при любом осветлении;
  • координация движений – нарушенная.

Есть еще множество других признаков, но эти должны насторожить родителей в первую очередь.

Самое первое и самое важное, что стоит запомнить все родителям, это то, что ни в коем случаи нельзя делать – паниковать и устраивать истерики. Такое поведение родных только еще больше усугубит проблему, сделает ребенка еще больше замкнутым, он еще больше времени будет проводить с теми, кто его «понимает» и «утешает».

Холодный разум – вот что поможет в такой ситуации. В первую очередь, родителям стоит немедленно понять суть ситуации: как долго ребенок принимает наркотические вещества, какие именно препараты отравляют подростка и как он сам оценивает ситуацию. Возможно, тинэйджер попробовал наркотик только раз и он ему не понравился, а значит, у вашего ребенка нет ни малейшего желания продолжать опасные опыты. Тогда родителям надо только поддержать свое чадо, проводить с ним больше времени, деликатно окончательно убедить его, что наркотики – это зло. Лучше всего, если этой работой займутся профессионалы – медики, психологи, работники реабилитационных центров.

Наверное, никто не будет отрицать тот факт, что возраст употребляющих алкоголь, табак и наркотики резко помолодел. Теперь начинающие наркоманы – это не 30-летние, а школьники, уже успевшие до этого узнать вкус сигареты и водки. И это проблема. Проблема, которую можно пустить на самотек, а можно постараться решить. Но самый верный способ решения любой проблемы – не допустить ее возникновения.

Конечно, вы можете быть глубоко уверенны в том, что ваши дети самые умные, и они то точно никогда не додумаются пробовать наркотическое зелье. Дай Бог. Но за такой слепой уверенностью можно пропустить момент, когда подросток начнет путь к «скатыванию», а потом будет уже слишком поздно для спасения. Зато профилактика еще никому не помешала.

Так что же делать, чтоб подросток не решился в поисках новых ощущений на курение зелья?

Если ребенок с рождения наблюдает за курящим отцом или матерью, у него возникает понимание, что это идеальная модель поведения. Курение и алкоголь для него не являются вредными привычками, а частью обычной повседневной жизни. Помните, сознание вашего чада начинает формироваться с первых ней жизни, и только от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок, что для него будет нормой, а что – плохим поведением. Не программируйте малыша на пристрастие к вредным привычкам. Объясните ему, что иллюзия никогда не заменит реальный мир, что проблемы под воздействием алкоголя и наркотиков не исчезают, что мгновенной наслаждение не стоит того, чтобы губить всю свою жизнь.

Средства массовой информации, интернет, книги – все это очень активно влияет на психическое развитие ребенка. Информация, полученная от СМИ, надолго «заседает» в голове подростка. Вот почему столь важно следить за тем, что смотрит и читает ваш ребенок. Постарайтесь, чтоб ему на глаза попадалось как можно больше впечатляющих фильмов и лекций, рассказывающих о вреде наркотиков на реальных примерах реальных людей. Тинэйджеры должны понять, что наркотик – это не просто зло в масштабе одной конкретной жизни, а это пусть к исчезновению всего человечества, это вырождение нации, это проблема не одной отдельно взятой семьи, а все страны, всего мира.

Психологи утверждают, что большинство глупостей человек совершает из-за непонимания. Взрослые не слышат детей, дети – взрослых. Каждый живет в своем мире, а когда эти миры пересекаются – скандала не миновать… Это самый простой способ толкнуть своего ребенка в мир «волшебства» и «дымка». Там подросток будет искать понимание и любовь, которых недополучил в родном доме от родных людей. Общайтесь со своими сынами и дочерями, говорить им о том, как сильно их любите, гордитесь ими, желаете им только добра и счастья. Общайтесь искренно и без масок. Объясните подростку, что мир прекрасен без наркотика и его минутного «кайфа», мир красив без дополнительных «стимуляторов», а иллюзия, созданная зельем – не что иное, как обман, который рано или поздно развеется, оставив по себе только горечь, боль и сломанную жизнь…

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

источник

Психическое здоровье подрастающего поколения. Проблема отклоняющего поведения у подростков. Проблема употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств. Тенденция роста преступности несовершеннолетних. Различные типы воспитания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В условиях стремительного роста преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения подростками в России, особую боль вызывает стремительная тенденция употребления наркотических и одурманивающих средств среди молодёжи. Это остаётся актуальной проблемой вот уже более 20 лет.

В чём же кроются причины такого поведения подростков, а нередко и младших школьников?

Существует множество факторов, влияющих на формирование «отклоняющегося» поведения, причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ

Современные социальные условия и ритм жизни оказывают неблагоприятные воздействия на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Особенно незащищенными от неблагоприятных условий оказываются дети, поскольку они полностью, психологически, физически и материально, зависят от взрослых людей — родителей, учителей и др.

Предрасположенность детей к тем или иным отклонениям в поведении зависит от физиологических, психологических, неврологических факторов. Чаще всего можно встретить не отдельного подростка или юношу, употребляющего наркотики или спиртные напитки, а группу таких же подростков, включённых в некое социальное пространство. В подростковом возрасте наиболее существенна мотивация поведения, определяемая причастностью к группе.

Около половины несовершеннолетних совершают преступление в группе. Показатели групповой преступности несовершеннолетних резко возрастут, если учитывать участие в группе и взрослых лиц (до 66%). Доля групповой преступности по отдельным видам гораздо выше. Например, до 90% разбойных нападений совершаются несовершеннолетними в группах, в том числе совместно с взрослыми.

Все большее количество подростков вовлекается в среду организованной преступности, причем серьезную проблему представляет безнаказанность подростков-правонарушителей и тех, кто привлекает их к преступной деятельности.

В современных условиях в связи с рядом негативных явлений в нашем обществе наблюдается резкий скачок числа общественно опасных действий, совершаемых детьми и подростками. На территории Сибирского федерального округа несовершеннолетними совершено 2605 особо тяжких преступлений, 18772 тяжких преступления, 5008 преступлений средней тяжести, 2743 преступления небольшой тяжести (статистические данные, предоставленные филиалом ВНИИ МВД России по СФО). Особую тревогу вызывает рост числа подростков с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких асоциальных действиях, как алкоголизм, токсикомания, вандализм, мелкое хулиганство, половой аморализм, нарушение общественного порядка. Показатели преступности несовершеннолетних в округе превышают в 0,9 раз средний показатель по России.

Чаще всего криминальной активностью отличаются несовершеннолетние старшей возрастной группы (16-17 лет), на долю которых приходится около 73,6% всех преступлений.

Исследования психологов, работающих с этой проблемой, позволяют судить о том, что количество детей, употребляющих наркотики, спиртные напитки и одурманивающие вещества, с каждым годом нарастает. По их мнению, тяга к такого рода «замене» чаще проявляется у детей из неблагополучных семей и очень обеспеченных.

Читайте также:  Как влияет укол от алкоголизма на организм

Период перехода от подросткового возраста к взрослому является особо критическим. Этот период часто связан с экспериментированием со специфическими видами поведения, порой выходящими за рамки общепринятых норм и правил поведения человека в обществе.

Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. В наркоманию убегают не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни.

Нельзя не учитывать, что большинство подростков и юношей с криминальным поведением становится потенциальным «резервом» взрослой преступности. По мнению Г.М.Миньковского, личность правонарушителя является «кристаллизационным центром» проблемы преступности вообще, а ее изучение и коррекция — одним из узловых вопросов борьбы с этим пороком.

Практика свидетельствует о серьёзном обострении криминальной ситуации в молодёжной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства. Сегодня вне сферы образования в стране оказалось около 1,5 млн детей школьного возраста.

На фоне роста подростковой преступности отмечается повышение криминализации детей младшего возраста. Количество общественно опасных деяний, совершаемых лицами до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, увеличилось до 100 тыс. в год. На учёте в органах внутренних дел состоит 424,3 тыс. подростков, в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ежемесячно доставляется около 2 тыс. детей в возрасте от 11 до 14 лет. Причем лица молодёжного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера либо под воздействием наркотического или алкогольного опьянения.

Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля, но, по некоторым оценкам, в 2010 г. их число могло составить от 1,5 до 6 млн человек, т. е. от 1 до 3% всего населения России. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1 (на Западе — 2:1). Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания — это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), до зрелого возраста не доживает.

Поведение человека, употребляющего наркотические средства, выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Находясь в состоянии наркотической зависимости, подросток не имеет иных целей, кроме как, где раздобыть очередную дозу, и поэтому нередко такой подросток совершает противоправные действия как по отношению к родным людям, так и по отношению к посторонним. Зачастую расстояние от простого, наивного (по мнению молодого человека) пристрастия к наркотикам или алкоголю до совершения первого противоправного действия значительно сокращается под влиянием группы таких же «свободолюбивых» подростков, выражающих протест всему обществу посредствам неодобряемого поведения. И, хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и др.), однако, в конечном счете, уход в наркотики — результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни — «экзистенциального вакуума», по В.Франклу.

Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год) должна заставить задуматься все общественные организации, которые работают с подростками, а также родителей о мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних и выявлении факторов, влияющих на совершение противоправных действий подростками.

Проблема отклоняющего поведения у подростков

За последние годы наблюдается процесс «омоложения» преступности несовершеннолетних: криминальная активность 14 — 15-летних растёт более быстрыми темпами, чем 16-17-летних. Подростками всё чаще осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие как захват заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

Проблема отклоняющего поведения у подростков постоянно находится в центре внимания не только психиатров, но и педагогов, психологов, а также представителей социальных служб. Это делает необходимым комплексный подход к изучению формирования такого поведения с учётом биологических, социальных и психологических уровней.

Особый интерес к проблеме употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств обусловлен резким ростом потребления наркотиков в Российской Федерации, распространением наркотиков в обществе и низкой эффективностью существующих коррекционных и профилактических мероприятий.

Исследования, проведённые филиалом ВНИИ МВД России за 2004-2005гг. по Сибирскому федеральному округу в восьми регионах: Красноярский край, Алтайский край, Республика Тыва, Республика Алтай, Таймырский Автономный Округ, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Хакасия, показывают, что из общего числа подростков в возрасте 14-17 лет 13,8% совершили различные правонарушения. Очень важно обратить внимание на количество подростков, употребляющих наркотические вещества, оно составляет 3,8% от общего числа, кроме того, 4,2% подростков употребляет одурманивающие вещества. Как показало исследование, 15,3% составили подростки, ранее совершавшие опасные деяния, и 15% — ранее судимые.

Одной из форм отклоняющегося поведения и одновременно причиной его проявления является употребление наркотических веществ, которое рассматривается как функция невротических защитных механизмов. Такое поведение выступает как средство преодоления эмоционального напряжения и давления внешнего социального окружения в целях достижения адаптации при расстройствах «Я».

В основе его может лежать явление «поиска ощущений» (вешайоп веектд) — психологическая черта, которая выражается в потребности экспериментировать с различными сложными ощущениями, а также в желании сравнивать как физические, так и социальные виды риска.

Американские исследователи, изучавшие поведение, связанное с употреблением наркотиков, выделили следующие социально-психологические факторы риска его возникновения.

Слабая успеваемость. Подростки, не выполняющие домашние задания и недостаточно связанные со школой, с большей вероятностью могут быть вовлечены в наркоманию.

Исключение из школы. Данный контингент во много раз чаще потребляет нелегальные наркотики по сравнению с теми, кто остаётся в школе. Эти подростки в полтора раза чаще принимают алкоголь ив 5 раз чаще -«тяжёлые» наркотики типа кокаина или героина.

Склонность к правонарушениям и антисоциальному поведению. Правонарушители, замеченные в совершении хулиганских поступков, мелком воровстве, мелком вымогательстве или драках, в четыре раза чаще потребляют наркотики, чем те, кто не имел вышеуказанных проблем, 60% подростков, употребляющих наркотики, имели проблемы с законом.

Преждевременное половое созревание ассоциировано в молодом возрасте с началом курения сигарет, приёмом алкоголя и переходом к нелегальным наркотикам. Данный фактор более актуален для девушек, чем для мальчиков.

Ранняя сексуальная активность. Другая группа поведенческих характеристик, ассоциированных с наркоманией, связана с ранней половой активностью, опасным сексом и подростковой беременностью.

Одним из наиболее достоверных показателей подростковой наркотизации является использование наркотиков сверстниками.

Допущение семьёй приёма алкоголя, увеличение риска подростковой наркомании.

Нарушения психического развития. Некоторые нарушения, например синдром дефицита внимания, сопутствуют токсикомании у подростков.

Анорексия и булимия часто сопутствуют алкогольным проблемам у девушек. Некоторые подростки с пищевыми нарушениями используют героин или амфепрамон, чтобы подавить аппетит.

Бедность и непостоянный доход. Подростки, живущие в бедности, намного чаще принимают наркотики.

Недостаточные связи между соседями. Разъединение общности любого социально-экономического уровня может увеличивать риск наркотизации.

Неправильные типы воспитания. К ним относятся отсутствие родительского внимания, тепла, эмоциональной привязанности к детям (33%), асоциальные проявления в семье (18%), ориентация на престиж и материальный достаток (42%).

поведение подросток наркотический преступность

Различные типы воспитания

На наш взгляд необходимо подробней остановится на различных типах воспитания и их влиянии на становление проблемной личности.

Гиперопека. Одна из важных особенностей воспитания по типу гиперопеки заключается в том, что детям не предоставляется возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Способность детей к самовыражению при таком типе воспитания оказывается резко ограниченной, у них подавляются любознательность, интерес к новому. Встречаясь с трудностями реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, они терпят неудачи, поражения.

Предъявление непомерных требований. От детей чрезмерно требуют порядка, дисциплины, чёткого выполнения своих обязанностей. Ребёнок ставится в позицию взрослого, и с него спрашивают, как со взрослого, без учета возрастных возможностей. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей.

В.Леви, описывая данную ситуацию в своей книге «Нестандартный ребёнок», пишет: «Разбираясь в наиболее печальных историях, видишь одну и ту же схему событий. С раннего детства от него добиваются всего, кроме внутренней независимости. Им управляют — он поддаётся; чем более управляют, тем более поддаётся; чем более поддаётся, тем более управляют. Обе стороны, втянутые в этот круг, не замечают опасной односторонности: непрерывного упражнения внушаемости».

«Ребёнку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочая; ему нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужны периоды пребывания в психологическом вакууме, возможность время от времени распоряжаться собой полностью -нужна, короче, своя доля свободы. Без неё — задохнётся дух».

Воспитание в семьях с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В данном случае речь идёт о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения по отношению к детям. Изменение отношения непосредственно не связано с поведением детей, а обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности Гипоопека. Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности: не формируется духовная сфера, интересы оказываются крайне ограниченными. Уже в подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне поведение, связанное с употреблением наркотиков или спиртных напитков, воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, оно бывает связано с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные, самодостаточные.

Дефицит эмоционального отношения к детям. Недостаток любви и сердечности, гипопротекция связаны с увеличением уровня потребления алкоголя и психоактивных веществ в 13,3 раза.

Нарушения детско-родительских отношений проявляются также в недостаточном контроле за поведением детей, неблагоприятной семейной обстановке.

Практически все обозначенные факторы, ведущие детей к употреблению алкоголя и наркотиков, так или иначе связаны с проблемами в эмоциональной сфере, истоки которых лежат в детстве.

Ещё в дошкольном возрасте под влиянием социальной среды, семейных взаимоотношений, условий развития индивидуальных особенностей личности ребёнка формируется его отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе.

На наш взгляд, немаловажным фактором, влияющим на развитие «отклоняющего» поведения, является несформированность эмоциональной отзывчивости в дошкольном детстве, что приводит как к конфликтам подростков в обществе, так и к внутриличностным конфликтам. Эмоциональная отзывчивость способствует становлению смыслообразующей и оценочной функции сознания. У ребенка в результате проживания различного рода чувственно окрашенных переживаний появляется обновленный взгляд на ситуацию, события, это ведет его к пониманию их нового образа. Эти переживания несут в себе оценку и побуждение к действию, актуализации в сознании личностного смысла, который ребенок находит в том или ином содержании объекта или явлении окружающей действительности. Способность к эмоциональной отзывчивости способствует развитию интересов как особой направленности личности, что побуждает ребенка к активному отношению к действительности, умению преодолевать жизненные трудности, радоваться жизни. Развивая способность к эмоциональной отзывчивости, мы способствуем развитию у ребенка любознательности как движущей силы познания мира, которая будет вести ребенка по жизни, побуждать его задумываться о происходящем вокруг него, познавать мир и, по возможности, преобразовывать его.

По нашему мнению, в период от младенчества до старшего дошкольного возраста формируется эмоциональная жизнь человека, и зачастую взрослые являются «экскурсоводами» в этот удивительный мир человеческих эмоций, собственных, внутренних состояний. В этот период развивается эмоциональная отзывчивость ребёнка на окружающий мир, на переживания других людей, развивается способность участия в жизни других людей. У ребёнка формируется чёткая позиция по отношению ко многим жизненным ситуациям. Ребёнок со сформированным позитивным отношением к окружающему миру, способный правильно реагировать в той или иной ситуации, умеющий не только сопереживать но и сорадоваться другим людям, способен адекватно воспринимать действительность. Наиболее успешное формирование эмоциональной отзывчивости происходит в дошкольный период развития ребёнка (3-5 лет), если для этого созданы наиболее благоприятные условия как внешние, так и внутренние. Несформированность эмоциональной отзывчивости сказывается на проявлении различных форм отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для психопрофилактиктической и психокоррекционной работы.

Поэтому имеется необходимость в создании программ психолого-педагогической коррекции по развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Нами была разработана и апробирована такая программа, которая представляет собой попытку теоретически и практически обосновать систему работы по развитию у ребенка способности к эмоциональной отзывчивости и тем самым сделать шаг к созданию целостной системы развития особого отношения к миру, основанного на чувственном опыте и эмоциональных переживаниях ребенка.

Опыт апробации данной программы в условиях дошкольного учреждения показывает хорошие результаты становления эмоциональной отзывчивости у детей.

1. Алексеев, А.И. Криминология: курс лекций. / А.И.Алексеев; изд. 4-е, испр. и доп. -М: Щит-М, 2011.

2. Галимов, О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве / О.Х.Галимов. -СПб: Питер, 2010.

3. Горлова, М.Ф. Восприятие форм девиантного поведения подростков с высокой степенью индивидуального риска / М.Ф.Горлова //Сборник материалов международной конференции. — Новосибирск, 2007.

4. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Леви, В.Л. Нестандартный ребёнок. Искусство быть другим. Кн. 2-я / В.Л.Леви. -М.: Знание, 2009.

6. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения: монография / Н.В.Дмитриева, Д.В. Четвериков. — Новосибирск, НГПУ, 2009.

7. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А.Донских. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2011.

Читайте также:  Новые лекарственные препараты для лечения алкоголизма

8. Смирнова, Е.Ю. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ю.Смирнова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

9. Состояние преступности в Сибирском федеральном округе за 1997-2004 гг.: аналитический обзор / под ред. С.М.Малькова — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008.

10. Уварова, Г.В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением: автореф. дисс. . канд. психол. наук / Г.В.Уварова. — Ставрополь 2009.

Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних. Закономерности динамики ее роста и условий совершения нарушений. Криминальные группы и склонности.

реферат [31,9 K], добавлен 01.07.2008

Проблема преступности подростков в современной России. Психологическое содержание подросткового периода. Основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями. Меры и методы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 15.02.2011

Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

реферат [44,8 K], добавлен 27.04.2010

Исследование причин и негативных последствий раннего алкоголизма. Характеристика уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Анализ методики проведений занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 24.06.2011

Теоретические подходы к стилю семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка. Выявление основной проблемы семейного воспитания. Разработка путей решения выявленных проблем и направления реализации их решения в семейном воспитании.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 12.07.2011

Алкоголизм, наркомания, сектантство как формы девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте. Анализ результатов диагностики стратегий поведения в конфликте у подростков, склонных и несклонных к аддиктивному поведению. Профилактика и коррекция.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 01.06.2014

Анализ состояния проблемы алкоголизма несовершеннолетних, его причины у детей и подростков. Поведенческие особенности несовершеннолетних потребителей спиртного. Направления профилактической социальной педагогики по предупреждению алкоголизма у детей.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 27.12.2016

Последствия употребления наркотиков. Современные методы организации профилактических мероприятий. Влияние наркотиков на девиантное поведение подростков. Социально-педагогическая деятельность по устранению негативных факторов девиантного поведения.

курсовая работа [180,1 K], добавлен 17.12.2014

Общее представление о девиантном поведении, его причины и формы: алкоголизм, наркомания, курение, проституция. Утрата веры в высокие идеалы, цинизм потребительства, падение социальных нравов. Формирование деформированных и аномальных потребностей.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 27.12.2010

Причины девиантного поведения подростков. Условия преступности несовершеннолетних. Вербальное и невербальное общение. Польза и вред эмоций. Анализ агрессивного поведения и способов его выражения. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде.

дипломная работа [502,3 K], добавлен 09.03.2015

источник

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. В своей работе мы бы хотели остановиться всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18 лет). Вопрос в данной группе стоит особенно остро, поэтому и проблема очень актуальна в наше время.

Социализация — очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности.

Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №9 г.о. Чапаевск

Курение, алкоголизм и наркомания, как главная проблема социализации подростков.

Негативное влияние курения, алкоголизма и наркомании на социализацию личности

Анализ деятельности МЦ «Выбор» по борьбе с курением,

алкоголизмом и наркоманией. 21-22

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. В своей работе мы бы хотели остановиться всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18 лет). Вопрос в данной группе стоит особенно остро, поэтому и проблема очень актуальна в наше время.

Социализация — очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности.

Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.

Цель работы – раскрыть проблемы социализации учащихся: курение, алкоголизм и наркоманию. Теоретически разработать эффективные методы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

  • Изучить теоретический материал и результаты различных исследований по данной проблеме;
  • Доказать необходимость применения различных профилактических мер для остановки развития данных проблем;
  • Разработать комплекс профилактических мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.
  1. Найти нужную для нас информацию.
  2. Составить статистику зависимых людей.
  3. Провести практические мероприятия так, чтобы люди заинтересовались данной темой и поняли всю актуальность проблемы.

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 9 — 15 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных по причинам алкоголизма, курения и наркомании резко возросло.

Теоретический: анализ литературы, обобщение, систематизация данных.

Практический: тестирование, проведение мероприятий, посвященных проблемам алкоголизма, табакокурению и наркозависимости.

Что же такое алкоголизм? Каковы его последствия? И какова его роль в жизни и социализации подростка? В этом мы хотим разобраться в данном разделе нашей работы.

Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления) . В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами.

Всего выделяется три типа алкоголизма и один этап предалкоголизма.

  1. Продромальная (нулевая) стадия алкоголизма – признаков алкоголизма нет, человек периодически употребляет спиртные напитки в компаниях друзей, при этом он редко напивается до потери памяти или других тяжелых последствий. На этом этапе легко отказываться от приема спиртного, не ощущая психологического дискомфорта. Именно такую ситуацию можно считать нормальной для любого здорового человека, но следует помнить, что при каждодневном употреблении алкоголя, продромальный период переходит в первую стадию алкоголизма.
  2. Первая стадия алкоголизма – характеризуется появлением психической зависимости от спиртных напитков. У человека практически каждый день возникают мысли о выпивке, настроение поднимается в предвкушении приема алкоголя, в трезвом виде появляется чувство неудовлетворенности собой.

3) Вторая стадия алкоголизма – патологическое влечение к спиртным

напиткам возникает спонтанно, способность к самоконтролю резко

падает. В пьяном состоянии человек начинает вести себя

непредсказуемо и даже агрессивно. В некоторых случаях могут

наблюдаться алкогольные психозы и галлюцинации.

4)Третья стадия алкоголизма – на этом этапе наблюдаются необратимые

изменения в психике, работе внутренних органов(цирроз печени,

гепатиты), нервной системе. Полностью утрачивается ситуационный

контроль – человеку неважно место, обстоятельства приема спиртного

Для того чтобы разобраться в данной проблеме, мы прочитали информацию о том, как алкоголизм зародился на территории России.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

Постепенно с того времени начало расти количество людей, потребляемых алкогольные напитки. И уже на сегодняшний день эти данные характеризуются колоссальными цифрами.

Проблема алкоголизма существует в России не первый год и даже не первый век. Согласно данным истории, меры по борьбе с пьянством принимаются уже несколько веков: от ограничения продажи алкоголя на человека до увольнения с работы. Однако императивные методы контроля и наказания не возымели успеха на длительное время.

Так, статистика алкоголизма в России показывает, что ежегодно в нашей стране от этой страшной болезни погибает около семи сотен тысяч граждан. (Война в Афганистане унесла жизни 14тыс. солдат). Следовательно, в год мы теряем в 5 раз больше человек от алкоголизма. Причем, данная проблема большинством населения не воспринимается, как явная угроза жизни. Так, «соображая на троих» и полагая, что это не алкоголизм, и бросить можно всегда, внезапно прощаются с жизнью наши отцы, материя, дети и внуки, бабушки и дедушки.

Статистика алкоголизма в России свидетельствует, что ежегодно умирает в три раза больше граждан, чем погибают в дорожно-транспортных происшествиях, в семь раз больше, чем от сигарет. Практически все заключенные, осужденные за хулиганство, совершили преступление в нетрезвом виде. 90 процентов младенцев с умственными отклонениями рождены от родителей, употреблявших алкоголь или имеющих алкоголиков по кровной линии.

Статистика алкоголизма в мире показывает, насколько количество потребляемого алкоголя на человека в России, наглядно иллюстрирует проблему прогрессирования алкоголизма в нашей стране. (Приложение№1) По данным исследований, подростковый алкоголизм статистика Украины иллюстрирует как прогрессирующий и в бывшем государстве-союзнике составляет 40 процентов от всего населения в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Уже в таком юном возрасте подростки регулярно принимают алкоголь. Кроме того, каждый 10-ый житель Украины становится хроническим алкоголиком.

В России же статистика детского алкоголизма иллюстрируется далеко не радостными фактами: сто шестьдесят один ребенок в стране по данным исследований 2009г. в возрасте от десяти до четырнадцати лет уже имеет диагноз «алкоголизм».

Первое знакомство молодежи с алкоголем в последнее время происходит в подростковом возрасте. Все чаще подростки оценивают его как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения. Подростковый алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет, именно в этот период у многих подростков развивается первая стадия заболевания. Постоянные масштабные проверки по стране выявляют огромное число молодых алкоголиков. Правоохранительные органы активно включаются в борьбу за здоровье подрастающего и молодого поколения. Однако, для того чтобы их усилия приносили пользу, требуется изменить законодательство. В России до сих пор нет закона о принудительном лечении детского алкоголизма. Кроме того, считается, что главное в борьбе с проблемой алкоголизма в молодежной среде – это создание и изменение общественного мнения и взгляда на проблему. Только в совокупности данные меры могут сократить число алкоголиков среди молодежи в нашей стране. Однако, нужно заметить, что в комплексе данные меры в стране либо практически не используются, либо единично, либо неэффективно.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее частенько в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков максимально интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период максимально существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Третий период — подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрые развитие болезни. Просто огромное значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя.

При наличии алкоголя в крови у автомобилистов и мотоциклистов наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого эта реакция запаздывает, а у каждого шестого нарушается глубинное зрение, то есть страдает способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшается светоощущение, способность различать цвета (особенно красный).

источник