Меню Рубрики

Работа по профилактике наркомании и алкоголизма в колледже

Наркомания и употребление психотропных веществ являются важными проблемами нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психотропными веществами в образовательной среде.

В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психотропных веществ составляет более 500 миллионов человек. В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психотропных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населению. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в молодёжной среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Следующим фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача осознать, что борьба с наркоманией должна стать постоянной, эффективной и рассчитанной на длительное время, поэтому так важно не растерять накопленный потенциал, а увеличивать его, совершенствовать формы и методы комплексной антинаркотической деятельности.

В ГБОУ СПО «Белорецкий педагогический колледж организация антинаркотической деятельности осуществляется последовательно и в системе:

• ежегодно разрабатывается план антинаркотических мероприятий;

• план работы «Университета Здоровье», который возглавляет фельдшер колледжа;

• успешно реализуются программы «Здоровье нации в ХХI веке» и план-программа «Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде»;

При выстраивании системы работы по профилактике наркомании и асоциальных явлений учитывались следующие принципы:

1.Принцип комплексности – работа должна проводиться всеми участниками образовательного процесса: студентами, педагогами, руководителями студий, кружков и спортивных секций;

2.Принцип методической обеспеченности – выполнение профилактических мероприятий должно быть обеспечено необходимыми методическими материалами;

3.Принцип использования интерактивных форм и методов профилактической работы делает профилактическую работу более эффективной;

4.Принцип системности – профилактическая работа должна проводиться в системе и последовательно;

5.Принцип дифференцированного подхода – при проведении профилактической работы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого.

Особую актуальность в современных условиях приобретает введение учебных дисциплин по изучению проблем профилактики наркомании у несовершеннолетних. В педагогическом колледже введён спецкурс «Основы медицинских знаний» и изучается раздел «Вредные привычки и их профилактика»;

С целью предупреждения негативных проявлений среди студенческой молодёжи систематически проводится мониторинг наркогенной ситуации, выявляются: «группа риска», проблемы, которые волнуют студентов, направленные на профилактику наркомании; систематически организуется профосмотр; ежегодная диспансеризация составляет 100 процентов;

В колледже имеется мини-сектор по профилактике злоупотребления студентами психоактивными веществами, в состав которого входят: медицинский пункт (кабинет врача и прививочный кабинет) и конференц-зал, оборудованный аудио-, видеоаппаратурой, интерактивной доской. В конференц-зале организуются встречи с врачами-специалистами, проводятся «круглые столы», просмотры фильмов, видеороликов антинаркотической направленности;

В системе проводятся традиционные профилактические мероприятия и используются новые формы организации антинаркотической работы с применением информационных и интерактивных технологий: тематические классные часы «Не допустить беды», «О наркомании всерьёз» и другие, внеклассные мероприятия «Суд над вредными привычками, конференции по ЗОЖ и профилактике наркомании: «Наркомания — знак беды», «Право на жизнь. Осторожно, наркомания!», «Студенты колледжа — за здоровый образ жизни» и другие; тематические «круглые столы», дискуссии, акции «Молодёжь против наркотиков», «Молодёжь за здоровый образ жизни», деловая игра «Профилактика наркомании глазами молодёжи», творческие и антинаркотические фестивали «Вместе в будущее» и другие.

Систематически проводится на классных часах интернет-урок антинаркотической направленности. Студентам предоставлена возможность зайти на официальный интернет-сайт ФСНК России, ознакомиться с интернет-ресурсами территориального органа наркоконтроля, просмотреть версию специально подготовленного видеофильма об опасностях явления наркомании «Территория безопасности», просмотреть фрагмент интернет-урока в режиме видеоконференцсвязи;

В фойе колледжа на мониторе жидкокристаллического телевизора транслируются социальные антинаркотические ролики, спортивные, творческие и исследовательские достижения студентов;

Большая работа проводится по адаптации студентов первых курсов. Разработана Программа организации профессионально-направленной адаптации студентов первых курсов. Одним из направлений данной программы является профилактическая работа. Организуются встречи с врачами-специалистами, проводятся тематические классные часы антинаркотической направленности. Традиционно студенты пятых курсов проводят внеклассное мероприятие «Суд над вредными привычками»;

— Ежегодно Студенческий совет колледжа организует конкурс плакатов «Скажем «нет» наркотикам», «Алкоголь — враг здоровью», выпуск прайс-листовок «Здоровье — привилегия мудрых», «Причина одна, последствий много», фестиваль творчества «Мы за здоровый образ жизни»; акции «Нет вредным привычкам», «День без табака» и другие, спортивные соревнования «Спорт против наркотиков»;

— В рамках акции «Молодёжь против наркотиков», «Здорово жить – здорово» используются различные формы и методы профилактической работы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей и пропаганду здорового образа жизни.

— в колледже и общежитии оформлен стенд Нарко-ВИЧ-пост, где располагается информация по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и пропаганды здорового образа жизни;

Стратегией успеха по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и асоциального поведения является развитие массовости физической культуры, спорта, туризма.

Ежегодно в колледже проводятся спортивные соревнования: лёгкоатлетический кросс, кросс Первокурсника, Первенство колледжа по волейболу, Первенство колледжа по баскетболу, лыжные гонки. Активное участие принимают студенты колледжа в городских, республиканских и всероссийских соревнованиях, занимают призовые места. Это традиционный легкоатлетический кросс на приз газеты «Белорецкий рабочий», лыжные соревнования на приз Героя Советского Союза А.Г.Серебренникова, всероссийские соревнования «Кросс наций» и другие.

Многие студенты, обучающиеся в колледже, имеют I взрослый разряд по разным видам спорта, несколько человек имеют звание КМС, а студентка Гульшат Фазлетдинова — мастер спорта России, участница российских и европейских соревнований.

В колледже работают спортивные секции: «баскетбол» (юноши и девушки), «волейбол» (юноши и девушки), «лёгкая атлетика», «лыжные гонки», активно посещают студенты и городские спортивные секции по лёгкой атлетике, футболу, карате и другие. Общий охват студентов занятиями секций составляет 42 процента, а студентов отделения «Физическая культура» составляет 100 процентов.

Парадигмой антинаркотической профилактической деятельности является организация социокультурного пространства с вовлечением всех интеллектуальных, культурно-нравственных, профессиональных и ценностных ресурсов. Интересно организуется досуг студентов колледжа, где главные организаторы и участники-сами студенты: общеколледжные мероприятия, коллективные творческие дела, фестивали, концерты, конкурсы талантов и исследовательских студенческих работ, праздники, акции, благотворительные концерты.

В колледже функционируют две театральные студии — «Зеркало» (руководитель Хваткова Е.Н.), «Радуга» (рук. Султанова М.М.), вокальная студия «Элегия», кружок кураистов, (рук. Хасанов Д.Б.), танцевальная студия «Fablous», танцевальная группа «Ритмы блюз», танцевальная группа «Восточные танцы», вокальные дуэты и солисты. Общий охват студентов занятиями студий, кружков составляет 72 процента.

Профилактика наркомании рассматривается не только как ключевая социальная задача, но и процесс, опирающийся на идеи социального партнёрства, взаимодействие специалистов различных социальных практик. Успешно реализуется совместный проект по профилактике употребления психоактивных веществ с ГБУЗ БЦРКБ, Межрайонным филиалом ГУЗ РЦПБ со СПИД и ИЗ, ПНД, Республиканским центром социально-психологической помощи семье, детям и молодёжи. Организуется совместная информационно-просветительская работа: лекции, беседы, встречи за «круглым столом», просмотр видеофильмов, видеосюжетов по профилактике наркомании, проводится анкетирование.

Огромную помощь в организации и проведении профилактической работы оказывает студенческий волонтёрский отряд колледжа, который входит в состав городского волонтёрского движения «Вместе». Одно из направлений деятельности волонтёрского движения – организация работы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения через такие формы работы как, тематические классные часы, организация акций, конкурс плакатов «Скажем «нет» — наркотикам», выпуск прайс – листовок «Здоровье – привилегия мудрых», «Здоровое питание», помощь а проведении в колледже мероприятий и спортивных соревнований.

Студенты колледжа, члены волонтёрского движения принимают активное участие в проведении социологических исследований с целью установления масштабов употребления наркотиков и алкоголя, участвуют в городском конкурсе «Волонтёр года», занимают призовые места. Ежегодно волонтёрский отряд принимает участие в республиканской молодёжной социальной экологической акции «Моя республика». Белорецкий педагогический колледж отмечен Благодарственным письмом Регионального общественного молодёжного движения «Вместе» Республики Башкортостан за лучшую организацию работы по волонтёрскому движению.

Студенты колледжа принимают активное участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, конференциях, акциях, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, таких как, всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура», республиканский конкурс на лучшую социальную рекламу «Здоровый образ жизни», Всероссийская олимпиада студенческих работ в сфере профилактики наркомании, занимают призовые места, получают номинации.

Профилактика наркомании рассматривается не только как ключевая социальная задача, но и как процесс, опирающийся на идеи социального партнерства и взаимодействие специалистов.

Педагогический колледж работает в тесном сотрудничестве с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан в Белорецке.

Социальная акция «Молодежь против СПИДа и наркотиков»

План работы наркологического поста

ГБОУ СПО «Белорецкий педагогический колледж» на 2012 — 2013 уч.г.

1. Развитие системного подхода в работе по профилактике злоупотребления наркотиками и психоактивными веществами среди студентов.

1. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения.

источник

об организации работы в АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» с несовершеннолетними обучающимися в сфере профилактики наркомании (употребления наркотических и психотропных средств в немедицинских целях) и вовлечению студентов, проявляющих признаки саморазрушительного поведения, в дополнительную досуговую и иную занятость

Администрацией и педагогическим коллективом АУ ПО ХМАО – Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» (далее – Колледж) проводится систематическая профилактическая работа по предупреждению незаконного оборота наркотических средств и их потребления в молодежной среде. Работа по данному направлению осуществляется в рамках программы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, ежегодного плана воспитательной работы Колледжа.

В колледже осуществляется межведомственное взаимодействие со специалистами учреждений здравоохранения в части организации бесед, лекций, просмотров и обсуждения тематических фильмов, а также просветительской работы по пропаганде ЗОЖ.

С 2013 года колледж тесно сотрудничает (на основании Соглашения о сотрудничестве) с Ханты-Мансийским клиническим психоневрологическим диспансером. В рамках этого соглашения сотрудниками диспансера проводят практические занятия на тему: «Современная молодежь выбирает…», основной целью которых является пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в молодежной среде, занятия с элементами тренинга «Ценность жизни». Так же колледж плодотворно сотрудничает с КУ ХМАО – Югры «Центр СПИД». 2 раза в месяц в течение учебного года специалистами «Центр СПИД» проводятся профилактические мероприятия по сохранению здоровья, тренинги «Знать сегодня – чтобы жить завтра», акции, просмотры и обсуждение фильмов. Специалисты филиала Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия Жизни» г. Ханты-Мансийска проводят встречи с несовершеннолетними студентами с целью профилактики наркотической зависимости по заключенному соглашению, действующему с марта 2016 года по 2019 год.

Также в тесном сотрудничестве ведется работа по данному направлению с различными заинтересованными структурами: МОМВД России «Ханты-Мансийский», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Ханты-Мансийска и района, отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН РФ по ХМАО – Югре; Ханты-Мансийским МРСО СУ СК России по ХМАО – Югре; Прокуратурой ХМАО – Югры; общественной организацией «Трезвый Ханты-Мансийск» и др.

Сотрудники данных ведомств в течение учебного года проводят различные профилактические мероприятия с несовершеннолетними обучающимися Колледжа.

Большую работу по профилактике наркотической зависимости проводит социально-психологическая служба Колледжа. Социальные педагоги, психологи постоянно проводят повышение квалификации по вопросам профилактики употребления ПАВ. 3 специалиста (социальный педагог и 2 педагога-психолога) принимали участие в семинаре-тренинге, проводимом Региональной общественной организацией «Чистый путь» г. Сургута.

С целью определения психологической готовности к употреблению ПАВ в начале каждого учебного года педагогами-психологами Колледжа проводятся диагностические исследования на выявление уровня риска зависимого поведения несовершеннолетних и пропаганды здорового образа жизни с последующей оценкой ситуации. За последние два года (2015-2016) таких студентов в колледже не выявлено. Хотя в 2014 году было выявлено 3 несовершеннолетних студента, допустивших потребление наркотических веществ. Все они состояли на учете в КДН и ЗП г. Ханты-Мансийска, были отправлены на консультацию к врачу-наркологу, и после проведенной работы были сняты с учета в период обучения в колледже. На таких обучающихся, имеющих предрасположенность к аддиктивному поведению, агрессии и насилию, проявляющих признаки саморазрушительного поведения, имеющих низкий уровень социального контроля, неоднократно попадающих в поле зрения полиции за употребление алкоголя, ПАВ, совершающих правонарушения, составляется программа реабилитации и адаптации, согласно которой проводится социально-психологическая профилактическая работа, диагностическая и психо-коррекционная работа педагогами Колледжа во взаимодействии со всеми заинтересованными субъектами системы профилактики города Ханты-Мансийска. За такими студентами закрепляется наставник из числа педагогических работников, который в ежедневном режиме работает со студентом. Постоянно наставниками посещается семья студента по месту проживания, педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации с родителями, специалистам Колледжа удается привлекать таких студентов к занятиям в различных студиях и секциях. Данное направление реализуется через расширение спектра дополнительных образовательных услуг, совершенствование работы секций, студий, клубов, привлечение студентов в активную досуговую деятельность и трудовую деятельность (отделочные ремонтные работы на объектах Колледжа) в каникулярный период в ООО «СтудСтройСервис». В Колледже работает 10 спортивных секций и 7 творческих студий, общий охват студентов составляет 40%. Активизирована деятельность волонтерских групп, в том числе с привлечением студентов «группы риска».

Индивидуальная и групповая профилактическая работа по данному направлению систематически проводится и в общежитиях Колледжа с иногородними студентами, это наиболее сложный участок работы. В общежитиях организована работа психологической службы «Доверие» в вечернее время и выходные дни, где студенты могут получить индивидуальную консультацию педагогов-психологов, для этой формы работы, в том числе привлекается врач-психолог из психоневрологического диспансера. Также действует консультационный психолого-педагогический пункт для родителей в учебном корпусе ул. Уральская, д.11.

В целях пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек в колледже организуются встречи с интересными людьми, способными своим авторитетом и личным примером способствовать формированию у студентов активной жизненной позиции. Так в Колледже состоялась встреча с майором запаса, кавалером Ордена Красной Звезды, лауреатом многих литературных премий писателем В. Николаевым, которая произвела на студентов очень глубокое впечатление. Подобные встречи с разными значимыми людьми проходят в учебных группах, на отделениях, библиотеках Колледжа, студенческих общежитиях.

Периодически сотрудниками Колледжа проводятся рейды в вечернее и ночное время по общежитиям и прилегающей территории, а также местам массового скопления молодежи и развлекательным центрам города с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Для студентов «группы риска» организованы экскурсии в изолятор временного содержания МОМВД России «Ханты-Мансийский». Информация о проведенных мероприятиях, памятки об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних размещены на сайте колледжа и в студенческой газете «Ракурс».

Читайте также:  Алкоголизм родителей как причина умственной отсталости

В целях защиты несовершеннолетних обучающихся от противоправного контента в образовательной среде, во всех учебных корпусах колледжа произведена установка фильтров интернет-трафика и блокировка сайтов, содержащих пропаганду употребления наркотиков.

Проблемы профилактики наркомании и алкоголизма среди обучающихся постоянно обсуждаются на методических объединениях кураторов групп, педагогических советах, совещаниях при директоре учреждения.

Данный опыт работы является эффективным, так как результатом его является дальнейшая успешная профессионально-трудовая социализация студентов.

источник

Аналитическая информация об организации профилактики немедицинского потребления наркотиков среди обучающихся ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Аналитическая информация об организации профилактики немедицинского потребления наркотиков среди обучающихся

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

В колледже работа по профилактике наркомании среди подростков предполагает целый комплекс социально- психологических и педагогических мер, направленных в первую очередь на адаптацию и социализацию учащихся, оздоровление условий семейного и школьного воспитания, а также на индивидуальную психолого- педагогическую коррекцию личности подростка.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

— социально- психологическое сопровождение

— организация дополнительного образования и занятость обучающихся во второй половине дня

В рамках социально- психологическогосопровождения в течение 1 полугодия были организованы следующие мероприятия:

Индивидуальные, подгрупповые и групповые консультации по проблеме разного рода зависимостей (консультирование проводится педагогами- психологами, социальными педагогами, кураторами и преподавателями групп). Обучающимся разъясняются вред и последствия употребления ПАВ. Также консультирование осуществляется с целью оказания психологической помощи ребятам с высокой тревожностью, конфликтами в семье, среди сверстников, с признаками дезадаптации и девиантным поведением.

Тренинги и занятия с элементами тренинга (студенты групп 1 курса), направленные на адаптацию первокурсников и сплочение коллектива группы.

Тренинги, направленные на профилактику зависимостей «Новый взгляд», «Уверенным быть здорово!» (студенты, проживающие в общежитии).

Психогимнастика и упражнения на релаксацию(студенты, находящиеся в состоянии стресса).

Беседа — диспут на темы «Ты и наркотики», «Жизнь без наркотиков» с просмотром видеороликов и фильма.

Конкурс газет к Всемирному Дню борьбы со СПИДом, «Мы выбираем жизнь!»

Оформление стенда с информацией о пагубном влиянии токсикомании, курительных смесей, наркотиков и ответственности вследствие этих правонарушений, информация о телефоне Доверия (по проблеме наркомании)

Экологический марафон «Здоровым жить здорово!» для обучающихся 1-2 курсов

Разъяснительные беседы с обучающимися с целью привлечения внимания к участию в анонимном психологическом и иммунохроматографическом тестировании на предмет употребления наркотических и психоактивных веществ.

Тематические классные часы «День борьбы со СПИДом», «Стоп — наркотики!», «Здоровый образ жизни», «В здоровом теле — здоровый дух», «Паралимпийский урок» и др.

Анкетирование с целью выявления обучающихся, имеющих табачную, алкогольную, наркотическую зависимость.

Лекция – беседа в Центральной Библиотеке «Час откровенного разговора — не умереть молодым!».

Регулярные беседы инспектора ОДН с обучающимися «группы риска».

Интернет — уроки антинаркотичекой направленности во всех группах, в ходе которых раскрывались негативные медицинские, психологические, социальные и морально-нравственные аспекты, связанные с наркоманией.

Общеколледжное мероприятие «Сигарету — меняем на конфету!» (в массовом мероприятии приняло участие 88 человек)

Библиотечные выставки с тематикой «Вред наркотиков и табакокурения»

Организация волонтерского движения «Мир без наркотиков»

По направлению «работа с родителями» основной упор делается на информационно — просветительскую деятельность. Для этого проводятся:

Индивидуальные беседы и консультации с целью расширения знаний о проблеме зависимостей от ПАВ, как распознать признаки потребления наркотических веществ у подростка.

Психологическое консультирование (психологическая помощь членам семьи в сложной жизненной ситуации).

Родительские собрания, лектории с приглашением представителей органов правопорядка и Центра помощи семье и детям (информирование родителей о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушенийи злоупотребления психоактивными веществами.

Систематическое информирование родителей о проблемах в учебе, поведении и посещаемости занятий (личные встречи, телефонные беседы- кураторы групп).

Организация дополнительного образования и занятость обучающихся во второй половине дня осуществляется через

работу кружков дополнительного образования;

Занятия по предметам и дисциплинам в рамках планов работы кабинетов, мастерских, предметно – цикловых комиссий, факультативов.

В колледже реализуются 38 программ дополнительного образования, из них 10 программ художественной направленности, 9 программ физкультурно-спортивной направленности, 12 – научно – технической направленности, 3 – туристско-краеведческой направленности, 1 – военно-патриотической направленности, 2 – социально – педагогической направленности. Количество обучающихся, занимающихся в объединениях дополнительного образования — 541 чел. (73%) Активно привлекаются в деятельность дополнительных объединений обучающиеся, состоящие на профилактических учетах – 14 (67 %); дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — 42 чел. (65%)

Также были проведены следующие спортивные и выездные мероприятия:

o Экскурсия в Троицкий Белбажский монастырь, Феодоровский монастырь

o Участие в областных профильных сменах

o Турслёт в д. Высоково и на базе ДОЛ «Салют», «им. П.И. Гуцева», «Солнечный»

В этом учебном году активизировалась работа по направлению «социальное проектирование». В ходеработы по этому направлению студенты и педагоги участвовали и планируют участвовать в следующих мероприятиях:

Организация и проведение занятий в рамках психологического кружка по программе «Рука в руке» (серия тренинговых занятий «Я и мое здоровье как ценность», «Скажи наркотикам «Нет!»)

Организация деятельности агитбригады «Мы выбираем жизнь!» (участие в районном конкурсе агитбригад с выступлением «Мы против наркотиков!»)

Подготовка к областному конкурсу агитбригад по пропаганде здорового образа жизни (выпуск видеоролика, наглядной агитации)

Подготовка и участие в областной Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (создание и реализация проекта «Школа без наркотиков» на базах практики студентов педагогических специальностей).

Работа по профилактике наркомании будет продолжена в течение 2012-2013 учебного года. Планируются: выпуск информационных листков в помощь педагогам и родителям «Легко ли быть молодым?», «Знай, наркотики рядом!», организация встречи обучающихся с врачом – наркологом района.

источник

В последние годы воспитание как педагогическое явление занимает все большее место в образовательном процессе. Это связано с тем, что сегодня социальная нестабильность и негативное влияние в обществе (криминальная среда, распад семьи), влияние средств массовой информации оказывают серьезное отрицательное воздействие на молодое поколение.

В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

Внеаудиторная деятельность предоставляет большие возможности для самореализации. Это участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных мероприятиях, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в ней происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации техникума, осуществляется культурное обогащение и духовное укрепление личности.
Поскольку внеаудиторная работа является неотъемлемой частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой системы ценностей.

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студента, которые не всегда удается рассмотреть на занятии.
Если у человека сформируется устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающие ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовывать свою деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда молодежь не умеет занять себя в свободное время.

В различных формах внеаудиторной работы студент учится жить в коллективе, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

Содержанием воспитательной внеаудиторной работы является деятельность преподавателей и студентов, которая осуществляется по следующим направлениям: патриотическое и поликультурное, идейно-политическое, профессиональное, нравственно-правовое, культурно-эстетическое, трудовое, физическое.

Важным направлением в воспитательной работе является пропаганда здорового образа жизни. Ежегодный антинаркотический месячник, тематические классные часы о вреде курения, алкоголя, профилактике СПИДа и наркомании, посещение тематических выставок, спортивные соревнования, Дни Здоровья – все это способствует формированию здорового образа жизни.

Подростковый алкоголизм, наркомания и токсикомания получили свое распространение в результате того многогранного кризиса общественной жизни, который охватил нашу страну. Причиной возникновения данной проблемы также стали: неустойчивые социальные и экономические условия жизни населения, породившие неуверенность в завтрашнем дне, разрушившие общепринятые и традиционные идеалы; рост преступности; обесценивание жизни человека.
В связи с этим профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде имеет огромное значение. Она предусматривает целый комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения данных явлений.

Важная роль для решения этой задачи отводится техникуму. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. И это неудивительно. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление. Борьба с детским алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в техникуме является первичной профилактической мерой. Она направлена на работу со студентами, у которых нет опыта приема психоактивных веществ. Задача педагогов заключается в создании у подростков личного иммунитета, направленного на противостояние приему первой дозы. В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родителям некогда следить за изменениями в поведении детей и появлениями сигналов опасности. Эту задачу берут на себя преподаватели, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в техникуме.

Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в стенах образовательного учреждения ставит перед собой задачу формирования у подростков и молодежи следующего: общечеловеческих ценностей; умений и знаний психологической защиты от привлечения к антисоциальной деятельности; здорового образа жизни. Первичная профилактика наркомании в учебных заведениях ориентируется не на саму проблему и ее последствия, а на раскрытие и освоение ресурсов личности и психики, а также оказание помощи подростку в самореализации его личности. Техникум призван воспитывать студентов таким образом, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами и психологическими затруднениями без приема алкоголя и наркотических веществ. А на это способна только психически здоровая и развитая личность.

Во внеурочной воспитательной работе по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании среди студентов рекомендуется использовать такие формы работы, как лекции, беседы, диспуты, обсуждения книг, фильмов, спектаклей, вечера и встречи с психиатрами — наркологами. Программа предупреждающих мер включает привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее.

Система мер по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании у студентов техникума:

• выделение из общего контингента личностей так называемой «группы риска»;
• проведение целенаправленных профосмотров;
• активная пропаганда против алкоголизма, наркомании и токсикомании;
• создание атмосферы нетерпимости в отношении возможной наркотизации в техникуме.

Основных направления работы техникума по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании:

• общая воспитательная педагогическая работа со студентами;
• работа со студентами “группы риска”;
• работа со студентами, употребляющими наркотические вещества;
• работа со студентами, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим коллективом:

• подготовка преподавателей к ведению профилактической работы;
• организационно-методическая работа, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании.

3) Работа с родителями:

• информирование и консультирование родителей по проблеме алкоголизма, наркомании и токсикомании;
• работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
• психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
• поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в техникуме должна сформировать у студентов: навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами); эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения (люди, употребляющие психотропные средства, жалкие и больные, и похожим на них быть не престижно); осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу); собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки или сигареты; умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Моисеенко О. М.

источник

Программа по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа

Актуальность проблемы

Вопросы употребления наркотических веществ и алкоголя среди молодежи тревожат сегодня не только врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, но и общественность. Это объясняется тем, что в нашей стране за последние годы возросло потребление алкоголя, наркотических веществ в подростковой среде, что ведет, в свою очередь, к повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.

Анализ статистических данных приводимых в средствах массовой информации показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в подростковой среде. С каждым годом возраст употребляющих наркотики становится моложе.

Наблюдаются и зарегистрированы случаи употребления алкоголя среди студентов колледжа. Необходимо отметить, что увеличилось количество курящих среди девушек.

В данное время прослеживается такая проблема как неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение строить свою жизненную позицию, что приводит к правонарушениям, раннему алкоголизму среди подростков и молодежи.

Для того, чтобы решить указанные выше социальные проблемы нами была разработана программа по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди студентов Ростовского педагогического колледжа.

Раздел I

Цель программы:

Формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам

  1. Знакомство обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм.
  2. Предупреждение возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества и алкоголь.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

  1. Осведомленность обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм человека;
  2. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и психотропных веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа;

Срок реализации: 2015-2016 г.

Форма реализации: очно-заочная

Целевая группа: несовершеннолетние студенты колледжа

Раздел II. Содержание программы

Содержание программы отвечает следующим принципам:

  1. комплексность или согласованное взаимодействие различных служб;
  2. аксиологичностьформирование у студентов представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. многоаспектностьсочетание различных направлений профилактической работы:
Читайте также:  Кодирование от алкоголизма в сергиевском районе

социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ и алкоголя).

  1. систематичность —работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей.

Этапы реализации программы

1. Организационно — диагностирующий (сентябрь)

Цель: изучение существующих в молодежной среде тенденций употребления наркотических веществ и алкоголя.

  1. Определить степень информированности подростков по проблеме;
  2. Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотических веществ и алкоголя;
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему.

Методы: опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении.

2. Практический (октябрь – март)

Цель: реализация программы по профилактике наркомании и алкоголизма в образовательном учреждении.

  1. Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о алкоголе и наркотиках;
  2. Обучить несовершеннолетних студентов лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
  3. Создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
  1. информационный;
  2. метод поведенческих навыков (анализ конкретных жизненных ситуаций);
  3. конструктивно-позитивный метод (организация тренинговых занятий, направленных на повышение психологической устойчивости).

3. Заключительный (май)

Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике наркомании и алкоголизма.

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
  2. Определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании и алкоголя;
  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании и алкоголизма.

Основные мероприятия по реализации программы

источник

ГБПОУ Аургазинский многопрофильный колледж

В соответствии с «Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» в колледже разработана комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов, составной частью которой является антинаркотическая профилактическая работа.
В ее рамках предусмотрена работа с родителями, педагогическим составом и взаимодействие с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики ПАВ.

Система профилактической работы среди студентов в колледже рассматривается как комплекс мероприятий, направленных не только на информационное обеспечение студентов, консультирование и проведение тематических мероприятий, но и на развитие творческого потенциала студентов, создание в колледже условий для их творческой реализации. Этому способствует развитие системы внеурочной работы со студентами колледжа.

Информационное обеспечение профилактической работы реализуется через систему мер, среди которых:

— проведение тематических классных часов, родительских собраний с приглашением психолога и нарколога;

— распространение среди студентов брошюр и памяток по профилактике употребления наркотических веществ;

— проведение конкурса буклетов, агитбригад по теме «ЗОЖ»;

— выпуск стенгазет соответствующей тематики;

— постоянное обновление информации по профилактике употребления ПАВ в «Уголках здоровья» колледжа и студенческого общежития;

— проведение встреч студентов с представителями правоохранительных органов на тему: «Наказание за незаконный оборот наркотиков. Последствия употребления наркотиков»;

— просмотр студентами видеороликов, короткометражных фильмов антинаркотической направленности с последующим обсуждением;
— организация посещения студентами тематических выставок, спектаклей в районном доме культуры;

— студенческий правовой лекторий;

— организация участия студентов в конкурсах различного уровня.

В колледже разработана и действует система социально-психологического мониторинга, включающая сплошную психодиагностику характерологических особенностей вновь поступивших студентов с целью выявления дезадаптивных проявлений, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявление неблагополучных) мест проживания и досуга студентов, анкетирование по вопросам употребления наркотических веществ. Ежегодно в начале учебного года проводятся психологические тренинги по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора.

На постоянной основе в колледже действует общественный наркологический пост. На заседаниях ОНП рассматриваются современные технологии, изучаются методические рекомендации по организации и совершенствованию работы в области первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Членами ОНП колледжа осуществляется тесное взаимодействие с врачом наркологом, инспекторами ПДН, проводится просветительская, профилактическая работа со студентами колледжа, проживающими в общежитии.

В колледже ведется целенаправленная работа по вовлечению студентов в олимпиадное движение, кружки художественной самодеятельности, рукоделия, спортивные секции.

В рамках реализации комплексной программы профилактики девиантного поведения студентов колледжа ежегодно организуется коллективный просмотр социальных роликов, документальных фильмов антинаркотической направленности.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

ПО АНТИНАРКОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.

Как бы мы ни ограждали детей, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловить кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй — и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты уже взрослый». К такой встрече ребенка надо готовить заранее.

Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно испробованы педагогами и родителями во всем мире и доказали свою эффективность:

1. Разговаривайте с детьми о наркотиках и алкоголе

Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках — первая ступень помощи детям. Использование информации, в том числе и этого web-сайта, поможет вам в разговоре с ребенком. Помните, что нет возраста, когда ребенок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

Ребенок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход из проблемы, отрицающий возможность применения наркотика. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка, во вред ему. Оговорите с ребенком те случаи, которые дают вам право поступить вопреки его желанию (например: очевидный вред здоровью его собственному или его друзей, информации о готовящемся преступлении).

3. Дайте советы, но не давите советами

Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Очевидно, что совет может быть эффективен только в случаях наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребенка.

4. Подумайте о своем примере

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие «невинные» пороки требуют объяснения ребенку.

5. Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации

Пожалуй, это самое важное и трудное.

Все наши советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании . Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена насущной потребностью — быть, состояться как личность, самореализоваться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой прогресс.

Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем более вероятности, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложения испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все.

по организации мероприятий,

направленных на профилактику употребления алкоголя

в юношеско -подростковой среде

Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильностью. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне и неумение или неспособность части населения, особенно детей, подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями — вот те предпосылки, которые обеспечивают алкоголизму прочные позиции в обществе.

Алкоголь прочно укрепился в подростковой и молодежной субкультуре, он оказывает сильное воздействие на их поступки, становится постоянным спутником жизни.

По данным государственной и ведомственной статистики, результаты проведенных исследований свидетельствуют, что проблема вовлечения детей и подростков в употребление алкогольных напитков в настоящее время стоит особо остро и актуально. По информации роспотрепнадзора 33% школьников ежедневно употребляют алкоголь. По статистике МВД ежегодно 30 тыс. подростков в год попадают в тюрьму за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.

В России сегодня нет ни одного города, где бы не было потребителей алкогольных напитков. Особо тревожным фактором является возраст впервые пробующих алкогольные напитки и другие психоактивные вещества. Вкус алкоголя известен уже учащимся 5-6 классов, первые пробы алкоголя осуществляются детьми уже младшего школьного возраста.

Решение проблемы употребления алкогольных напитков на территории Воронежской области признано одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. По данным Воронежского областного наркологического диспансера среди выявленных негативных тенденций в потреблении несовершеннолетними психоактивных веществ можно отметить широко распространенное среди подростков младшего и среднего возраста употребление пива и других слабых спиртных напитков (джин-тоник, сухие вина) и часто в сочетании с «легкими» наркотиками, которые являются стартовыми для употребления «жестких» наркотиков.

Тенденция роста числа подростков, приобщающихся к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, табакокурению, в Воронежской области требует поиска дополнительных мер, новых подходов к организации профилактической работы в образовательных учреждениях в вопросах формирования здорового образа жизни и ответственного поведения у детей и подростков. Профилактика алкоголизма среди подростков неразрывно связана с воспитательным процессом, осуществляемым образовательными учреждениями.

Учитывая прогрессирующее омоложение потребителей алкоголя ярко выраженный эпидемический характер злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков, особая ответственность за ее решение возлагается на образовательные учреждения. Именно они, как социальные институты, располагают всеми возможностями для успешной реализации целей и задач профилактической работы, поскольку просветительскую деятельность можно вести на протяжении всего периода обучения детей и подростков.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Колледж обладает рядом уникальных возможностей для успешной реализации и принципов профилактической работы:

•возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения;

•влияние на уровень притязаний и самооценку;

•свободный доступ к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;

•возможность привлечения специалистов по профилактике.

Организация профилактической работы в образовательной среде должна быть комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное — носить систематический и наступательный характер. Она должна строиться как система специальных мероприятий как для детей и подростков, так и для специалистов всех учреждений и ведомств, занимающихся антиалкогольной профилактической работой и формированием здорового образа жизни, что позволяет повысить эффективность профилактической работы

Одним из этапов создания системы профилактической работы в учреждениях образования является разработка целевых тематических программ и привлечения специалистов, способных их реализовать.

Профилактические программы должны включать в себя определенные виды деятельности по направлениям:

1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.

2. Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.

3. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Практическая реализация антиалкогольных профилактических программ в образовательной среде осуществляется через организацию и проведение тематических мероприятий. Их содержание должно учитывать индивидуальные особенности детей, строиться с учетом накопленных ими знаний об алкоголе и формирования отрицательного отношения к нему. В ходе реализации профилактических мероприятий учащимся должна предоставляться точная и достаточная информация об опасности алкоголя, быть направленной, т. е учитывать пол, возраст, убеждения детей и подростков, учитывать факторы риска и причины начала употребления алкоголя.

Для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) рекомендуется проводить конкурсы рисунков или творческих работ «В здоровом теле – здоровый дух!», «Я и мой мир» и т.д., беседы, игровые занятия, викторины, спортивные эстафеты и соревнования, фестивали детского творчества, занятия – сказки, игры-путешествия, мини-уроки по безопасному поведению и культуре здоровья.

Для среднего школьного звена (11-13 лет) целесообразно проводить следующие мероприятия: занятия с элементами тренинга «Как сказать нет», «Я и окружающий мир», «Я и зависимость» и т.д.; групповые дискуссии и ролевые игры; просмотр и обсуждение документальных видеофильмов об опасности детско-юношеского алкоголизма; однодневные акции, «Сделай правильный выбор», «Мы – будущее», «Быть здоровым модно» и т.д.; тематические ток-шоу.

Для старшеклассников (14-17 лет) интересны мероприятия, проводимые в форме диспутов, дискуссий, ролевых игр, тренингов, а так же подготовка выступлений агитбригад, разработка презентаций по проблемам «За здоровый образ жизни», «У опасной черты» и т.д., участие в КВН, конкурсах художественной самодеятельности, разработка социальных проектов и рекламы, направленных на воспитание негативного отношения к потреблению алкогольных напитков и пропаганду здорового образа жизни, в том числе с использованием Интернет-сети.

Для достижения успеха в профилактической работе с детьми среднего и старшего школьного возраста необходимо главный упор делать на развитие их личностных качеств и социальных навыков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. Занятия должны быть основаны на уважении личности человека, его прав. При этом одновременно должно происходить обучение социально-психологическим навыкам и формированию здорового образа жизни. Для проведения таких занятий группа, как правило, рассаживается в кружок. Подростки — члены группы имеют возможность активно принимать участие в работе группы, а именно: высказывать собственное мнение, не подвергаясь критике; участвовать в активном обсуждении поднимаемых на занятии вопросов; участвовать в упражнениях, «мозговом штурме», групповых дискуссиях. Каждое занятие должно содержать следующие части:

•выяснение знаний и представлений подростков по новой теме;

•сообщение новой информации и обобщение имевшейся;

При проведении занятий используются самые разные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», мини-лекции, ролевая игра, упражнения-активаторы, работа в малых группах — в парах, тройках и т.д. Желательно чередование разных форм работы для повышения интереса учащихся.

«Мозговой штурм» — методика, используемая для выдвижения как можно большего количества разнообразных идей, развивающая творчество. В ходе «мозгового штурма» участники высказывают свои предложения, которые ведущий или 1-2 члена группы записывают на доске. Во время «мозгового штурма» не допускается критика, оценки или обсуждение выдвигаемых идей и предложений. Цель «мозгового штурма» — генериро­вание идей. В ходе занятий метод «мозгового штурма» может использоваться очень часто.

Ролевые игры — это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях, разработать и использовать новые стратегии поведения, отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы. Ролевая игра — это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники занятий. Например, можно проигрывать ситуации, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать спиртное. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.

Упражнения-активаторы необходимо включать в каждое занятие. Они служат для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе. В некоторых случаях эти упражнения могут быть непосредственно связаны с темой занятий и служить для провоцирования интереса к новой теме или использоваться в качестве рабочих упражнений в ходе занятий. В других случаях они не связаны с темой занятия, но, как правило, касаются каких-то специальных не обсуждаемых аспектов взаимоотношений или психических особенностей человека. Нередко они служат для тренировки внимания, отработки навыков работы в малых группах, в парах.

Эффективность профилактической работы в течение учебного года может быть достигнута за счет организации детей и подростков во внеурочное время: посещение кружков художественной самодеятельности, технического и декоративно-прикладного творчества, спортивных секций, предметных объединений и факультативов общеобразовательного и профессионального циклов, различных клубов и т.д. Таким образом, необходимо развитие социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства, поддержка многопрофильных детско-подростковых клубов и учреждений дополнительного образования детей.

В течение учебного года целесообразно в образовательных учреждениях проводить тематические недели, например, «Здоровый образ жизни», «Общее дело», «В здоровом теле — здоровый дух» и т.д. В рамках их проведения организовывать выставки тематической литературы в библиотеках, проводить с подростками дискуссии по рубрикам «Безопасность-здоровье-спорт», «Человек 21 века», «Здоровый человек – здоровое общество», «Интернет-проект о вреде алкоголя», «Мы — против» и т.д.

При наличии в образовательном учреждении педагога-психолога и социального педагога должны быть организованы индивидуальные или групповые консультации для учащихся, педагогических работников по наиболее актуальным проблемам детско-подростковой среды.

В летний период профилактическая работа не заканчивается. В школьных лагерях с дневным пребыванием детей и детских оздоровительных лагерях должны проводиться тематические дни и занятия по профилактике подросткового алкоголизма и формированию здорового образа жизни.

Важным этапом построения системы профилактической работы в образовательных учреждениях всех типов и видов является создание общественных наркологических постов. В их состав должны входить представители администрации учреждения, ученического и студенческого самоуправления, социальные педагоги, медицинские работники, психологи, члены родительского комитета, представители общественности и т.д. Деятельность наркопостов должна быть направлена на:

— оказание консультативно-диагностической и социально-правовой помощи детям и подросткам «группы риска», а также их родителям (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и коррекции последствий злоупотребления психоактивных веществ;

— повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики зависимости от употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения среди детей и подростков;

— оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической помощи детям и подросткам по формированию и развитию жизненных социально-приемлемых навыков.

Для повышения компетентности специалистов системы образования в вопросах организации работы по формированию здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений и употребления психоактивных веществ (в том числе и алкоголя) должны проводиться обучающие семинары, семинары-тренинги, мастер-классы для руководителей образовательных учреждений и других педагогических работников по технологиям профилактической работы «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде», «Факторы риска подросткового алкоголизма», «Система работы образовательного учреждения по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков» и т.д.

Для повышения эффективности профилактической работы необходимо объединение усилий всех структур, разработка межведомственных программ и планов действий. Профилактика пьянства и алкоголизма — общегосударственная задача, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, социологов, психологов, родителей, волонтеров, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций.

Важным фактором успешности профилактической деятельности является привлечение к ней родителей. Именно родители являются теми, кто больше всех заинтересованы в прекращении распространения детско-юношеского алкоголизма. Родительское участие в организации профилактической работы может быть выражено в проведении совместных мероприятий (праздников, спортивных состязаний, тематических вечеров, собраний с участием детей и родителей), общешкольных, районных и областных родительских собраний «Роль семьи в профилактике подросткового алкоголизма», «Вместе – мы сила», «Алкоголь и закон» и т.д., создании общественных организаций родителей «Общее дело», обеспокоенных проблемой алкоголизма и желающих сделать все, чтобы защитить своих детей от алкоголя. Для родителей также должны быть организованы родительские всеобучи, индивидуальные или групповые консультации педагогов-психологов, видеолектории об опасности употребления алкоголя, встречи и беседы с привлечением специалистов правоохранительных органов и медицинских работников, разработаны тематические информационные буклеты и рекомендации по антиалкогольной тематике.

К проведению профилактической работы необходимо привлекать и самих подростков, создавая отряды волонтеров. Особое внимание в работе с волонтерами уделяется развитию групповой сплоченности, навыков самоорганизации, самоконтроля и самооценки, а также выявлению лидерских качеств. Во время осуществления совместной деятельности и обучения у них формируется умение распознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других людей; изучается стратегия выхода из сложных, конфликтных ситуаций, в которых может оказаться любой подросток. Перечисленные умения и навыки необходимы самим детям и подросткам для решения собственных проблем, а также для психологической поддержки и помощи своим друзьям в школе, дворе и т. д. Обучаемые волонтеры-старшеклассники впоследствии могут сами проводить занятия, тренинги и другие мероприятия среди сверстников и учащихся младших классов.

источник