Меню Рубрики

Работа классного руководителя по профилактике наркомании и алкоголизма

Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей

В третьей редакции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся») говорится о том, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, создает условия для охраны здоровья обучающихся. Охрана здоровья обучающихся предполагает

  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни
  • профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Но первыми педагогами являются все-таки родители. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ»). В основе этой задачи лежит необходимость выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с семьей — одним из субъектов социализации. Значит, забота о здоровье учащихся невозможна без постоянной и тесной связи с родителями.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Закладывание основ здорового образа жизни, пресечение и искоренение вредных привычек — это тоже труд.

Работа нашей школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Общеизвестно, что наиболее продуктивной эта деятельность будет лишь в том случае, если мы будем сотрудничать с учащимися и с их родителями, используя различные формы работы, что должно обеспечить

  • внутреннюю установку личности на определенное поведение, основанное на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • осознание безусловной ценности семьи;
  • понимание и поддержание нравственных устоев семьи: любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Опыт работы классного руководителя (34 года) показал, что взаимодействие с родителями по профилактике вредных привычек в семьях, воспитывающих глухих детей, является очень сложным, поскольку требует

  • большого такта
  • максимально корректной постановки вопросов
  • уважительного и внимательного отношения к участникам общения
  • доверительного отношения друг к другу
  • учета специфических особенностей семейных отношений в системе семья — школа
  • выработки стойкого уважения и доверия к школе.

Моя система просветительской работы по профилактике вредных привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения) с семьями, воспитывающими глухих детей доказала свою эффективность тем, что большинство моих выпускников получили дальнейшее образование (ПТУ при ЧТЗ г. Челябинска, ПТУ г. Владимира по различным специальностям, факультет машиностроения Владимирского государственного университета). Многие из них создали свои семьи, работают, поддерживают отношения со школой.

Что же представляет собой система и как она работает?

№ п\п Уровень системы Содержание системы
1 Концептуальный (основание для создания системы) 1. Общая характеристика семьи.

2. Выявление проблемы.

2 Структурный (из чего состоит система) 1. Знание законодательной базы:

ФЗ «Об образовании в РФ», «Конвенция о правах ребенка», Устав школы.

2. Авторская программа по профилактике детского и подросткового алкоголизма и наркомании.

3. Индивидуально ориентированный подход к занятиям с родителями.

4. Комфортный климат занятий.

3 Субстратный (как работает система) Выбор оптимальных моделей работы:

— вовлечение родителей в совместную деятельность через кружок, «Школу для родителей»,

— воздействие на сложившийся тип взаимоотношений через индивидуальные консультации, практикумы для родителей,

— трансформация способов коммуникации родителей — детей через встречи с социальным педагогом школы, школьным психологом.

1 .Общая характеристика семей учеников школы показала, что большинство из них являются

— неполными, проблемными, есть и неблагополучные.

— Имеет место нарушение семейного воспитания.

— В некоторых семьях преобладают либо гипопротекция, либо потворствующая гиперпротекция, в отдельных случаях имеет место эмоциональная отверженность.

— Встречаются специфические особенности семейных отношений в системе семья — школа.

В большинстве семей алкоголем злоупотребляет отец, иногда и мать. Но чаще всего явных противоречий между семьей и школой нет, хотя порой связь между ними носит формальный характер, то есть, должного согласования нет. Бывают случаи, когда семья и вовсе не стремится к сотрудничеству.

Большинство детей впервые попробовали спиртное дома. Курить многие попробовали уже в 10- 12 лет, т. к. курят и папа и мама. Реакция родителей: «Ну и что? На Руси всю жизнь пили и ничего. «

Предлагаю обратиться к фактам. Действительно, алкоголь повышает настроение, вселяет силу, уверенность в себе. Исчезают застенчивость, скованность. Это плюсы. А теперь минусы:

  • пьянство родителей отравляет в семье атмосферу;
  • угнетающе действует на детей;
  • вырабатывает в них отрицательные привычки.

Большинство тяжких преступлений против личности совершается именно на почве алкоголизма.

О вредных свойствах спиртного было известно еще в давние времена. Древние арабы называли его «аль кеголь», что в переводе означает «одурманивающий». В древнем Риме, учитывая, что именно в молодом возрасте употребление алкоголя наиболее опасно, мужчине моложе 30 лет запрещалось пить вино.

Опасным злом считали пьянство и на Руси. В одном из журналов, выходившем в 18 веке, писали: «Пьянство есть порок срамнейший и вреднейший, как бы ни рассуждать о нем. Действие или употребление разума тем пресекается. А когда разум быть перестанет, тогда оскудевают у человека силы. И так от пьянства приключаются болезнь, срамота и убыток, да и совсем жизни лишиться можно».

2. В структурном уровне системы ознакомление с законодательной базой проводится в форме

Эффективной формой является создание проблемной ситуации с последующим обсуждением. И главная мысль, которую извлекают родители, познакомившись с положениями закона — родители несут ответственность за своих детей, за их жизнь и здоровье.

Большой интерес родителей вызываеттематика кружка «Тропинка кздоровью» по авторской программе по профилактике детского и подросткового алкоголизма и наркомании, разработанной мною совместно с социальным педагогом школы:

— Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.

— Как алкоголь влияет на организм человека?

— Почему люди употребляют алкоголь?

— Привычка сохранять здоровье.

Знакомство родителей с рисунками детей на кружке, с результатами анкетирования порой приводят их в замешательство. Нередко я слышу от родителей: «Ну, я ему покажу!», «Вот я ей дома устрою. » или «Силой родительского авторитета заставлю. » и т.д. Предлагаю провести родительское собрание-практикум на тему «Что такое родительский авторитет и как он работает в семье»

I. Родителям предлагается вопросник.

1. Всегда ли слушаются вас ваши дети?

2. Считаете ли вы, что авторитет родителей — особый талант, который дается от природы?

3. Считаете ли вы, что авторитет и послушание — главная цель воспитания?

4. Вы пользуетесь авторитетом у своих детей?

5. Как вы используете свой авторитет?

II. Рассмотрим проблемную ситуацию: ребенок не слушается, часто обманывает.

Выясняется, что чаще всего родители используют авторитет подавления (наказание за каждый поступок), авторитет любви (ты меня не слушаешься, значит, ты меня не любишь). Родителям следует знать, что в этой линии много опасных мест, т. к. ребенок быстро сообразит, что взрослого можно легко обмануть, что к людям можно подыгрываться. В семье вырастает неискренний, лживый эгоист.

Авторитет подкупа — послушание просто покупается подарками, обещаниями. Разумеется, в семье возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование за хорошую учебу, за выполнение какой — либо трудной работы, но ни в коем случае нельзя детей премировать за хорошее отношение к родителям. Часто родители бывают непоследовательными в своих действиях по отношению к ребенку (сегодня накричал, завтра признается в любви и обещает кучу подарков).

Жизнь показывает, что главным основанием родительского авторитета является сама жизнь родителей, их поведение.

Когда родители в курсе того, чем живет, что любит (не любит) их ребенок, чем интересуется, с кем дружит, как относится к школе, к учебе, тогда они смогут предугадать и предупредить конфликт или неприятность. Следовательно, на первый план выступают доверительные отношения. Но для этого нужно внимание к детям, к их жизни. Внимание даст родителям знание.Авторитет знания приведет родителей к авторитету помощи.

В жизни ребенка вообще, а особенно глухого ребенка часто встречаются ситуации, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в совете, в помощи, но не может о ней попросить, т. к. не умеет. Здесь родители сами должны прийти с помощью. Эта помощь может быть оказана в форме

— какого — либо другого способа, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, потому что родители несут ответственность за своих детей.

В этой линии ответственности родителей за детей лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях требование может быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. А поведение самих родителей служит примером и образцом поведения для детей. Когда родитель сможет посмотреть на самого себя и задуматься над собственной судьбой и судьбой своего ребенка, тогда мы сможем говорить о положительном результате воспитания. А. С. Макаренко называл это «воспитанием совести«, потому что «. легко научить человека поступать правильно . в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, — это очень трудно».

3. На третьем уровне системы я столкнулась с определенными трудностями, т к. родители интернированных детей проживают далеко от места учебы детей и не имеют возможности часто приезжать в школу. Совместные родительские собрания хотелось бы проводить чаще. На первый план здесь выступают индивидуальные консультации, индивидуальные беседы с родителями.

Родители детей, проживающих недалеко от школы, охотно идут на контакт, принимают активное участие в работе по профилактике вредных привычек у детей: совместно с учителем и

— в посещении выставок, музеев;

— в просмотре фильмов определенной направленности;

— в спортивных праздниках и днях здоровья, которые регулярно проводятся в школе;

— в поездках вместе с детьми на спортивные соревнования в другие города по линии ВОГ.

Родителям предоставлена возможность посетить любое занятие кружка «Тропинка к здоровью», встретиться с медработниками школы, с социальным педагогом, психологом.

Считаю, что в системе просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек с семьями, воспитывающими глухих детей латинская пословица «Капля точиткамень не силой, а частым падением» приобретает особую актуальность.

Список литературы.

  1. Андреев Ю. А. Откровенный разговор. — М., 1986 г.
  2. Быкова Л. М., Горбунова Е. А.,Зыкова Т. С., Носкова Л. П. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. — М.. 1991 г.
  3. Захарова Т. Н., Суровикина Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. — Волгоград, 2006 г.
  4. Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. Социально — бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. М., 2003 г.
  5. Иванов М. А. Прежде всего мы — родители. М., 1986 г.
  6. «Конвенция о правах ребенка».
  7. Макаренко А. С. О воспитании. — М., 1988 г.
  8. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979 г.
  9. Устав школы.
  10. ФЗ «Об образовании в РФ».

источник

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.
методическая разработка (9 класс) на тему

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна классным руководителям.

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Только за последние пять лет возраст начала потребления наркотических средств в России снизился с 17 до 14,5 лет, а злоупотребления алкоголем – до 11 лет. На педагогов возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – профилактика злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами у несовершеннолетних.

Причина особой остроты проблемы употребления алкоголя и ПАВ несовершеннолетними заключается в том, что психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, психические расстройства.

Дети – это наше будущее, и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и ПАВ. Надо убедить детей, уберечь их от пагубного влияния вредных привычек.

Задачи профилактической работы с подростками в школе заключаются в следующем:
— дать учащимся объективную информацию о действии химических веществ на организм;
— сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор;
— дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
— сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
Профилактическая работа по употреблению алкоголя и ПАВ может включать в себя три компонента:
1. Образовательный компонент — дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость; помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цели: научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ; формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент — коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Читайте также:  Стадии алкоголизма у женщин таблица признаки

Профилактические мероприятия должны быть направлены на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизненные трудности без употребления алкоголя и ПАВ.

Я являюсь классным руководителем 9б класса. Профилактика употребления алкоголя и других наркотических веществ несовершеннолетними в школе может быть эффективной тогда, когда она осуществляется комплексно и системно. Поэтому с 5-го класса я систематически провожу такого рода профилактические мероприятия.

Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять алкоголь и ПАВ. В начале учебного года я провожу работу с детьми и их родителями по вовлечению детей в спортивные секции и кружки, функционирующие в школе и в городе. В начале года почти все учащиеся посещают те или иные кружки и секции, затем интерес нередко пропадает. Учащиеся, в лучшем случае, меняют кружок на другой или совсем перестают его посещать. Это связано с неустойчивостью и поверхностью интересов наших детей. Привлекаю учащихся к активному участию в «днях Здоровья», различных спортивных соревнованиях на школьном и городском уровнях. Большое внимание уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

Тематика классных часов и бесед

  1. Полезны ли полезные привычки?
  2. Учись говорить «нет».
  3. Как возникает зависимость человека от психоактивных веществ?
  4. Влияние табака, алкоголя и наркотиков на организм человека.
  5. Последствия употребления психоактивных веществ.
  6. Курить или жить?
  7. Безвреден ли алкоголь?
  8. Почему первый раз наркотик предлагают бесплатно?
  9. Почему так трудно отказаться от наркотиков?
  10. Заблуждения о безвредности табака, алкоголя и наркотиков.
  11. Наркотики и закон.
  12. Коварная ловушка
  13. Пивной плен

В прошлом уч.году наши дети участвовали в проекте «Скажи мне кто твой друг?», направленном на выработку умений выбирать себе друзей по интересам, отказаться от предложения попробовать алкоголь или другой наркотик, правильно организовать свой досуг. В рамках этого проекта были проведены различные занятия, психологические тренинги, экскурсии. Дети посетили воспитательную колонию в п. Высокая гора, где узнали, за какие правонарушения попадают сюда несовершеннолетние, познакомились с условиями содержания осужденных, организацией участия в учебном процессе, повседневного быта и отдыха . Посещение исправительных учреждений является ярким примером того, каким не должно быть будущее каждого из них. Кроме того, провожу индивидуальные беседы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Это дети или их семьи ,состоящие на учете в ПДН или КДН и ЗН. Вызов учащихся на ШСПП – также одна из форм работы кл. рук-ля по профилактике нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;

-невыполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

В работе по данному направлению сотрудничаем со специалистами: посещаем встречи с детским врачом- наркологом, сотрудниками полиции. Недавно такая встреча состоялась в ЦРДИ. Психологом проводится анкетирование на предмет употребления алкоголя и ПАВ. Обработанные данные доводятся до сведения родителей, учитываются мной при составлении плана ВР. Считаю, что профилактической работой будет являться и приобщение учащихся к миру прекрасного, к духовной культуре. Этой работе уделяю особое внимание в каникулярное время. Со своими учащимися я посетила Воскресенский собор, Музей Русского Патриаршества, музей горного дела и спелеологии, историко- художественный музей с целью расширения кругозора детей, пробуждения интереса к истории, воспитания любви к родному краю, его прошлому и людям, заботящимся о его процветании.

Профилактическая деятельность в образовательном учреждении, даже осуществляемая высокими профессионалами с помощью новейших технологий, будет абсолютно неэффективна, если в нее, помимо самих несовершеннолетних, не будут включены родители. Родители осуществляют необходимое профилактическое воздействие на детей за пределами образовательного учреждения. Результат появится в том случае, если и педагоги и родители будут действовать одновременно, достигая единые цели.

Основными формами взаимодействия между педагогом и родителем являются родительское собрание, индивидуальная беседа, посещение семей на дому, рейд в семьи «Родительский патруль». Привлечь родительскую аудиторию в русло профилактической деятельности можно, лишь обратившись к волнующим их вопросам, дав необходимые знания и навыки профилактической деятельности. На родительских собраниях провожу беседы и выступаю с «мини-лекциями» по следующим темам:

  • Физкультура и спорт в жизни школьника.
  • Карманные деньги: за и против.
  • Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».
  • Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять.
  • Увлечения и интересы ребёнка.
  • Подростковая депрессия. Суицид.
  • Подростковый возраст: риск первой пробы.
  • Как научить сына или дочь говорить «нет».
  • Семья – здоровый стиль жизни.

Весь комплекс мероприятий помогает ребёнку осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получения радости и удовольствия без употребления алкоголя и психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья.

1.Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. — СПб, 19 Леонтьев, А. Н.

2. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. — Т. I. M., 1983.

3.Школа без наркотиков. Книга для педагогв и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой – СПб., 2001.

4.Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних/Под ред. Л. М. Шипицыной; — Мин-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 .

5.Созависимость: характеристики и практика преодоления: Методическое пособие / Авт-сост. Н. В. Шокурова. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.

6.«Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.

7.Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко «Справочник классного руководителя», М.: ВАКО, 2009 г.

8.Алоева М. А. «Классные часы в 5 – 7 классах», Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.

источник

1 Технологии работы классного руководителя по профилактике наркомании Использование педагогом широкого спектра антинаркотических технологий является важным условием профилактической работы. Любая технология прежде всего должна нести в себе определенный импульс, толчок, побуждающий ребенка к самоанализу и само изменению, она должна ставить ребенка в новые условия, востребовать у него новую модель поведения, увлекать, заставлять ребенка испытывать легкий стресс, игру творческих сил, радость общения с окружающими. В числе таких технологий: 1.Технология использования видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. Данная технология является эффективным средством воздействия на эмоционально-ценностную сферу человека. Основные ее преимущества: — Способствует формированию у учащихся негативного отношения к наркотикам, состоянию наркотического опьянения, обычаям и атрибутам употребления наркотических веществ; — Позволяет отразить неприглядность различных сторон жизни человека, употребляющего наркотики; — Стимулирует процесс осознания учащимися краткосрочности и во многом иллюзорности действия наркотических веществ; Основным недостатком использования данной технологии является краткосрочность произведенного показом эмоционального воздействия, поэтому основным

2 условием ее использования в работе по предупреждению наркомании является подкрепление произведенного показом эмоционального воздействия с помощью других антинаркотических технологий. 2.Технология анализа наркогенных ситуаций. Наркогенная ситуация- это такая ситуация, в которой человек стоит перед выбором: употреблять или нет то или иное наркотическое вещество. Преимущества использования данной технологии: — Позволяет отработать навыки отказа от предложения попробовать наркотик. При отборе содержания наркогенных ситуаций необходимо учесть: характер ценностей, наиболее значимых для детей и подростков; наиболее распространенные механизмы привлечения к употреблению наркотических веществ; характер наиболее доступных для данной группы наркотических веществ. Приведем примеры ситуаций, в которых отражена вероятность приобщения молодых людей к так называемым «легким» наркотикам. «Твой друг предлагает: «Пойдем в подъезд, покурим. У меня сегодня особые, с «травкой». Или ты боишься?» «После бесконечной недели наступили долгожданные выходные. Наконец-то можно увидеться со своим парнем. Решили пойти в клуб. Раньше ты здесь никогда не была. Парень познакомил тебя со своим друзьями, и новая компания оказалась замечательной. Вы много танцевали, и когда в середине вечера, твой парень протянул тебе на ладони таблетку: «Попробуй, второе дыхание откроется»

3 «Друг просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома» «Друг предлагает парню, от которого ушла любимая девушка и который мучительно переживает разрыв, уколоться и забыться». «Наркотик предлагается девушке парнем, в которого она влюблена. Парень шантажирует ее, говоря, что их дальнейшие отношения возможны, только если она вместе с ним будет курить марихуану». 3.Игровые технологии Преимущества использования игровых технологий: — Активизируют интерес учащихся к мероприятиям с антинаркотической направленностью; — Способствуют осознанию учащимися последствий употребления наркотических веществ; — Оказывают влияние на характер взаимоотношений между учащимися и педагогом, способствуют преодолению коммуникативных барьеров, так как игроки вместе продвигаются к цели, переживают одинаковые эмоциональные чувства, оценивают самих себя и партнеров, самоутверждаются как личности; — Способствуют формированию у учащихся навыков безопасного поведения в ситуации предложения пробы наркотических веществ; — Позволяют педагогу диагностировать степень риска наркотизации учащихся, характерные для данной подростковой группы, мотивы употребления наркотических

4 веществ, степень вовлечения учащихся в наркогенную субкультуру и пр. Например: Игра «Мифология и современность». Игрокам предлагается ряд утверждений «мифов», которые они должны подтвердить или опровергнуть. Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться. Миф2.Наркотики дают ощущение удовольствия. Миф 3. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет. Миф 4. Наркотики бывают легкими и тяжелыми. «Травка»- легкий наркотик, не вызывающий привыкания. Миф 5. Попробуй пробуют все. Игра «Почему некоторые спешат попробовать наркотики», «Спасибо, нет» и т.д Обязательными элементами игры с антинаркотической направленностью являются: — Игровые цели, которые необходимы для создания мотивации и соответствующего эмоционального фона; — правила игры как нормы поведения участников; — Средства достижения поставленной цели; — Методическое обеспечение игры; — Сценарий игры; 4. Информационные технологии. В основе данных технологий лежит информирование: — О негативных влияниях наркотиков на различные стороны жизни человека; — О губительных последствиях наркомании для здоровья;

5 — Об уровне смертности, заболеваемости СПИДом и других количественных данных о наркоманах; О неприглядных сторонах жизни наркомана ( бродяжничество, проституция и т.д); — О деградации людей, употребляющих наркотики, и проблемах, с этим связанных ( распад семьи, рост числа преступлений и т.д); Основные принципы использования информационных технологий. Принцип 1: «Не навреди!». Это самое главное правило, которым педагог должен руководствоваться при реализации антинаркотической профилактики. Случайное слово или неудачно выбранная педагогом формулировка могут повлечь за собой глобальные последствия, стать причиной формирования у учащихся неверных представлений о наркотиках. Принцип 2: Каждый человек имеет право не только знать, но и не знать о наркотиках ( принцип «запретной информации».) Особенности использования информационных технологий: — Отбор антинаркотических материалов должен осуществляться на основе результатов предварительной диагностики; — В ходе профилактической работы должны соблюдаться правила подачи информации о наркотиках;

6 Правила подачи информации о наркотиках. 1.Не выходите за рамки представлений о наркотиках, которые уже известны учащимся (Не следует упоминать названия неизвестных им ранее наркотиков, лучше ограничиться обобщающим словом-«наркотик»). 2. В предлагаемых материалах не допускается конкретных сведений о методах выращивания соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических веществ. 3. Антинаркотические материалы должны быть нейтральными в отношении какой-либо социальной прослойки, национальности, возраста. 4.Нельзя использовать информацию о положительных моментах, которые могут возникнуть на первых этапах употребления наркотических средств. Исключается употребление таких терминов, как «эйфория», «состояние блаженства» и т.д. 5. Не ссылайтесь на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов и прочих «кумиров» молодежи, страдающих наркоманией, даже если хотите привести примеры негативных последствий приема наркотиков. 6. Не используйте опыт приглашения бывших наркоманов. ( Ваша задача- показать, что наркомания это путь в никуда. Психологическая зависимость от наркотиков сохраняется практически навсегда.) 7. Будьте готовы к тому, что вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы, начиная с истории появления наркомании.

7 8. Если вы не знаете ответа на прозвучавший вопрос, лучше откровенно в этом признаться и уточнить информацию к следующему занятию. 9.Не рассказывайте о способах диагностики наркомании. 10.Акцентируйте внимание на риске заражения потребителей наркотиков ВИЧ инфекциями, гепатитами В и С и различными венерическими заболеваниями. 11. Сделайте акцент на факте сложности лечения наркомании. 12. Расскажите учащимся о юридической ответственности, которую влекут за собой любые операции с наркотиками. 13. Обязательно сообщите информацию о том, куда ученик может обратиться за помощью в случае столкновения с проблемой. 14.Постарайтесь получить как можно больше научной информации по теме. 15. Акцентируйте внимание на актуальных для учащихся темах и вопросах. Темы, которые могут быть предложены учащимся при обсуждении проблемы наркомании: — Что делать, если ваш любимый (любимая) употребляет наркотики; — Что делать, если у твоего друга началась ломка; — Как сказать наркотикам «нет»; — Лучший друг мне предлагает попробовать наркотики; — Если ты решил бросить наркотики; 16. Не увлекайтесь рассказами о том, что употребление наркотиков негативно отражается на здоровье. Молодые люди мало задумываются о своем здоровье. В рейтинге

Читайте также:  Кто из российских звезд страдает алкоголизмом

8 важнейших жизненных ценностей современных молодых людей здоровье занимает десятое место. 17. Будьте искренни, постарайтесь просто быть самим собой. Иначе лекции о наркомании так и останутся пустой болтовней, банальными фразами. Важной целью педагогической работы по предупреждению наркомании является: воспитание психически и физически здорового и личностно развитого человека, обладающего социально- психологическими навыками противостояния наркогенному давлению и способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не прибегая к использованию наркотических веществ.

9 Литература: 1.О.В. Грибанова «Информационные технологии профилактики наркомании». Издательство «Учитель», 2014г. 2. На крючке: Наркотики, алкоголизм, курение Как мы становимся зависимыми и как могли бы исцелиться. Семья и школа- 1998г, 1 3. Психологические основы профилактики наркомании в семье, под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого. Самара, 2001г 4.Колесов Д.Б. «Антинаркотическое воспитание» : учебнометодическое пособие, Воронеж, 2001г 5.

источник

Работа классных руководителей по предотвращению употребления ПАВ, профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма.

Недопущения случаев распространения наркоманиии, табакокурения, алкоголизма и связанных с ними преступлений и правонарушений.

Просмотр содержимого документа
«Работа классных руководителей по предотвращению употребления ПАВ, профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма.»

Филиал МБОУ «Большеокуловская СШ» — «Поздняковская ОШ»

Выступление на ШМО классных руководителей

Тема: «Работа классных руководителей по предотвращению употребления ПАВ, профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма.»

Учитель начальных классов

Поздняково 2018 – 19 учебный год.

Работа классных руководителей по предотвращению употребления ПАВ, профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма.

Цель: недопущение случаев распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения, токсикомании и связанных c ними преступлений и правонарушений.

— сформировать положительное отношение к трезвому и здоровому образу жизни;

— вовлечь обучающихся в профилактические мероприятия.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикомания, алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть? К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом.

Одна из таких проблем — возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.

Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.

Понятие и принципы об алкоголизме, табакокурении, наркомании и токсикомании.

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Согласно этому определению, наркомания — это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, т.е. желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, так как без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость. Зависимость от токсических веществ.

В большинстве случаев токсикомания вызывает зависимость психическую, реже физическую. Употребление дурманящих веществ влечет за собой изменения в поведении личности, мышлении, могут случаться расстройства разного рода.

Как определить, что ваш друг, знакомый или даже родственник столкнулся с проблемой токсикомании? Важно проследить некоторые изменения в его внешнем виде, самочувствии, поведении, мышлении. Вот некоторые признаки данной зависимости:

Зависимость от мнений и поступков окружающих;

Низкий уровень воспитания;

Плохое окружение, вызывающее подозрение у близких.

Все выше перечисленные признаки и факторы формируют личность токсикомана таким образом, что он уже больше становится похож на курильщика и алкоголика со стажем, а не на обычного здорового человека с устойчивой психикой.

Также в ходе лечения применяется метод социальной интеграции и «лечение трудом». Врачи подключают к лечению родных и друзей больного, чтобы отвлекать его, разговаривать с ним, постепенно направлять его жизненные приоритеты в нужное для выздоровления русло. В ходе восстановления здоровья используются приемы психотерапии, проводится социальная и трудовая терапия. Врачи просят близких и родных помочь им в этот период и оградить больного от бывших «партнеров по вредной привычке», изменить жизненные приоритеты.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. «Алкогольная зависимость» развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Табакокурение — вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет.

Табачный дым содержит психоактивные вещества-алкалоиды никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты от воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.
Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию — желания попробовать дурман.
Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками.

Методы оценки эффективности и качества результатов профилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности.

1.2 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, токсикомании, алкоголизму, наркомании.

Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» — алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей — таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости. Но. По нашим исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.
Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» — вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними — цель психического развития подростка. При этом перед молодым человеком встает выбор — принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны».

1.3 Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя

Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях — там, где есть только мама (реже — отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации (по нашим данным, больше 60%), живут вместе с обоими родителями. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер

атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка, если в первом случае взаимоотношения людей напоминают непрекращающуюся борьбу, а во втором случае ребенок окружен нежностью, любовью, заботой.

Чаще всего (и раньше всех) подвергаются наркогенному заражению несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Гипоопека может иметь не только психологический, но и вполне материальный — социально-экономический фундамент. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. Взрослые вынуждены проводить на работе основную часть времени, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым.
В этом случае можно рекомендовать родителям составить хорошо продуманный и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки — пусть у ребенка будет полная свобода выбора. Он должен знать — времени на безделье и скуку у него нет.

Для приобщения к наркотикам или алкоголю опасна не только гипоопека, но и, казалось бы, прямо противоположный тип семьи, связанный с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок или превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности — предмет неистощимого восхищения, или становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить.

Организация профилактической работы предполагает:

Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.

Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.

Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения

Табакокурение, алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ – ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив в воспитательной работе.

источник

Доклад на ШМО кл.руководителей «Профилактическая работа по предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения»

ГБОУ «ПЕСТРЕЧИНСКАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ»

Выступление на ШМО классных руководителей

Тема: «Профилактическая работа по предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения».

Подготовила: Муллахметова Р.А.

Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

Читайте также:  Укол под лопатку при лечении алкоголизма

Цель : недопущение случаев распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения, токсикомании и связанных c ними преступлений и правонарушений.

— сформировать положительное отношение к трезвому и здоровому образу жизни;

— вовлечь обучающихся в профилактические мероприятия.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикомания, алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть? К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом.

Одна из таких проблем — возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.

Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.

Понятие и принципы об алкоголизме, табакокурении, наркомании и токсикомании.

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Согласно этому определению, наркомания — это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, т.е. желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, так как без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость.

В большинстве случаев токсикомания вызывает зависимость психическую, реже физическую. Употребление дурманящих веществ влечет за собой изменения в поведении личности, мышлении, могут случаться расстройства разного рода.

Как определить, что ваш друг, знакомый или даже родственник столкнулся с проблемой токсикомании? Важно проследить некоторые изменения в его внешнем виде, самочувствии, поведении, мышлении. Вот некоторые признаки данной зависимости:

Зависимость от мнений и поступков окружающих;

Низкий уровень воспитания;

Плохое окружение, вызывающее подозрение у близких.

Все выше перечисленные признаки и факторы формируют личность токсикомана таким образом, что он уже больше становится похож на курильщика и алкоголика со стажем, а не на обычного здорового человека с устойчивой психикой.

Также в ходе лечения применяется метод социальной интеграции и «лечение трудом». Врачи подключают к лечению родных и друзей больного, чтобы отвлекать его, разговаривать с ним, постепенно направлять его жизненные приоритеты в нужное для выздоровления русло. В ходе восстановления здоровья используются приемы психотерапии, проводится социальная и трудовая терапия. Врачи просят близких и родных помочь им в этот период и оградить больного от бывших «партнеров по вредной привычке», изменить жизненные приоритеты.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. «Алкогольная зависимость» развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Табакокурение — вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет.

Табачный дым содержит психоактивные вещества-алкалоиды никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты от воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.
Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию — желания попробовать дурман.
Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками.

Методы оценки эффективности и качества результатов профилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности.

1.2 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, токсикомании, алкоголизму, наркомании.

Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» — алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей — таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости. Но. По нашим исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.
Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» — вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними — цель психического развития подростка. При этом перед молодым человеком встает выбор — принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны».

1.3 Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя

Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях — там, где есть только мама (реже — отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации (по нашим данным, больше 60%), живут вместе с обоими родителями . По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер

атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка, если в первом случае взаимоотношения людей напоминают непрекращающуюся борьбу, а во втором случае ребенок окружен нежностью, любовью, заботой.

Чаще всего (и раньше всех) подвергаются наркогенному заражению несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Гипоопека может иметь не только психологический, но и вполне материальный — социально-экономический фундамент. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. Взрослые вынуждены проводить на работе основную часть времени, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым.
В этом случае можно рекомендовать родителям составить хорошо продуманный и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки — пусть у ребенка будет полная свобода выбора. Он должен знать — времени на безделье и скуку у него нет.

Для приобщения к наркотикам или алкоголю опасна не только гипоопека, но и, казалось бы, прямо противоположный тип семьи, связанный с гиперопекой в воспитании . В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок или превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности — предмет неистощимого восхищения, или становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить.

Организация профилактической работы предполагает:

Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.

Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.

Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения

Табакокурение, алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ – ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив в воспитательной работе.

по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения .

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

Составление социального паспорта школы и классов.

Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции)

Заместитель директора школы по ВР, классные руководители

Проведение рейдов «Подросток»

В течение всего периода реализации программы

Лекционно-просветительная работа с учащимися

Кл. часы «Подросток и закон»

«Правонарушения и ответственность за них» (5-7 классы),

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

руководители, учитель обществознания

Круглый стол «Бездна, в которую нужно заглянуть» (9класс)(о наркомании)

Заместитель директора школы по ВР, медработник

Беседы с юношами и девушками по формированию этики отношений между юношами и девушками (8-9 классы)

Классные руководители, медработник

просмотр видеофильмов по графику (1-9 классы)

В течение всего периода реализации программы(декабрь)

Беседы о профилактике ВИЧ инфекции

В течение всего периода реализации программы(декабрь)

Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением

Беседа «Правда и ложь об алкоголе» (5-9 классы)

Классные руководители, учитель биологии

Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду»

Воспитательная работа с учащимися

Проведение тематических классных часов:

«Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»

(по плану классных руководителей)

Конкурс рисунков и плакатов «Молодежь против наркотиков».

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

Заместитель директора школы по ВР

Игра – соревнование «Баланс положительных и отрицательных сторон курения» (5-8 классы)

Заместитель директора школы по ВР

Конкурсы по антиалкогольной и антинаркотической тематике

Заместитель директора школы по ВР,

Тематический вечер «Любовь – волшебная страна»

заместитель директора школы по ВР

заместитель директора школы по ВР

Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь»

Заместитель директора школы по ВР

Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

Систематически выявлять учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об

ограничении курения табака», Законы МО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО»,

Заместитель директора школы, педагог-организатор

Спортивно- оздоровительные мероприятия

Министерство спорта школьной Республики, учитель физкультуры

В течение года (согласно графику проведения соревнований)

Согласно планов работы классных руковод.

Общешкольные собрания для родителей:

Заместитель директора школы по ВР, классные руководители

Консультации родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий

Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков».

Заместитель директора школы по ВР, классные руководители

Анкетирование родителей и учащихся «Я за ЗОЖ или нет?».

Профилактические рейды в семьи, состоящие на ВШУ.

источник