Меню Рубрики

Работа библиотек по профилактике наркомании алкоголизма

Важным направлением работы библиотек Дятьковского района является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Библиотекари в своей работы ставят перед собой задачи, направленные на расширение информационного кругозора детей, подростков и молодёжи, а также системную профилактику вредных привычек.

«Начни с себя — живи безопасно» — в преддверии всемирного Дня без табака библиотекарем Дятьковской центральной библиотеки Мавриной В.П. была проведена беседа о здоровом образе жизни «Начни с себя — живи безопасно». На мероприятии присутствовали учащиеся ДСОШ №2. Ребятам рассказали о сомнительных удовольствиях, получаемых курильщиком, о необратимых последствиях от табакокурения. Специально для мероприятия в качестве раздаточного материала были подготовлены буклеты «Дыши свободно: О курении на чистоту».

Дятьковской центральной библиотекой, с целью профилактики наркомании и других вредных привычек, для учащихся 9 класса МБОУ ДСОШ № 5 прошел информационный час «Это важно знать». Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6-7 лет. Ребята с большим удовольствием обсуждали тему здорового образа жизни. В ходе мероприятия, зав. ПЦПИ Подстольная А.Е раздала всем участникам мероприятия закладки и буклеты по данной тематике, разработанные и изготовленные Дятьковской центральной библиотекой. Итогом информационного часа стали такие выводы:

• здоровье во многом зависит от каждого человека, от его образа жизни;

• каждый является хозяином своей жизни и своего здоровья;

• всегда надо помнить о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

Специалисты Дятьковской центральной библиотеки провели уличную волонтерскую акцию против распространения и употребления наркотиков «Не попасть в зависимость». Для этого были подготовлены целый ряд буклетов по профилактике наркомании. Буклеты раздавались на улицах города. Участниками акции стали подростки 12+ и родители с детьми. Розданы более 30 буклетов и закладок-памяток.

«У черты, за которой мрак» — для учащихся одиннадцатого класса Дятьковской городской гимназии и для восьмиклассников ДСОШ №1 библиотекарями Дятьковской центральной библиотеки были проведены видео-уроки по профилактике наркомании. Ребятам был показан фильм, основная мысль которого: стать наркоманом легко, но как это страшно — быть наркоманом. Специально для мероприятия были оформлены буклеты: «Легенды и мифы о наркотиках», «Наркотики и подросток», «У края бездны», памятка о вреде наркомании.

Библиотекарем Березинской поселенческой библиотеки Головановой С. Е был проведен час полезной информации «Жизнь прекрасна – не губи ее». Целью мероприятия была пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с последствиями употребления наркотиков, формирование негативного отношения к пробе наркотических средств и навыков безопасного поведения с лицами, употребляющими наркотические вещества и пытающимися увлечь других наркотиками. Ребятам была представлена электронная презентация, с помощью которой они вспомнили о полезных привычках и о наиболее опасных для здоровья вредных, таких, как курение, алкоголь, наркомания и токсикомания. Подростки активно включились в разговор, приводили примеры из жизни о том, как вредные привычки пагубно влияют на здоровье и поведение человека, размышляли над тем, стоит ли связывать свою жизнь с употреблением алкоголя и других психотропных веществ. Вместе с библиотекарем подростки «развеяли» некоторые мифы о наркомании, научились твёрдо отвечать: «Нет!» на предложение закурить и единодушно высказались за здоровый образ жизни.

В Любохонской поселенческой библиотеке состоялся шок-урок «Темнота тоже распространяется со скоростью света». В начале мероприятия ребят познакомили с историей происхождения наркотических средств, о методах борьбы с ними в разных странах мира и у нас, в России. Основные вопросы, которые обсуждались во время беседы: кто и как затягивает молодых людей в наркотический омут, как противостоять тем, кто предлагает попробовать психоактивные вещества, зависимость человека от наркотиков, распад личности в результате их употребления. В ходе диалога учащиеся поделились своими мечтами о счастье, учебе, хорошей работе, семье. Ведущий подвел к выводу, что для исполнения мечты им необходимо крепкое здоровье, а наркотическая зависимость – не для них. На мероприятие был приглашен участковый поселка Любохна Петроченко А.Н. Он разъяснил ребятам ответственность за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ различного происхождения.

Библиотекарь Верховской поселенческой библиотеки Сидоренко Н. А. для учащихся Верховской школы провела час полезной информации «С аттестатом здоровья» — о здоровом образе жизни, о вредных привычках, о том, что необходимо современному человеку, чтобы сохранить своё здоровье. Цели мероприятия: воспитывать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам, внимательное отношение к своему здоровью, развивать знание учащихся о здоровье, здоровом образе жизни, формировать чувства личной ответственности за здоровый образ жизни.

Сотрудниками Дятьковской детской библиотеки внестационарно (в ДСОШ №2) была проведена беседа с электронной презентацией «Здоровью — Да! Наркотикам – Нет!», направленная на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни. Целью мероприятия было предостеречь подростков от употребления наркотиков, показать пагубность их воздействия на организм человека на примерах знаменитых певцов, музыкантов, актёров, умерших от передозировки наркотиков. Ребята также узнали: о психической и физической зависимости от наркотических средств, возникающей, как правило, уже с первого раза;о правилах поведения, чтобы случайно не оказаться под воздействием наркотика;о видах группового давления– чтобы знать, и не поддаться на провокации, суметь противостоять;об административной ответственности занезаконный оборот наркотиков,употребление наркотиков без назначения врача; об уголовной ответственности за распространение, хранение, изготовление наркотических веществ (При этом, по ст. 229 Уголовного Кодекса РФ ответственность наступает уже с 14 лет!); Едином всероссийском телефоне доверия, сайте «Голос ребёнка», куда можно обращаться за помощью, в случае принуждения к употреблению наркотиков; благотворительной организации «Возрождение», оказывающей помощь тем, кто уже зависим (бесплатно, анонимно). Были развенчаны мифы, в том числе и заблуждение, что «у других возникнет зависимость от наркотиков, а я попробую и откажусь». Это иллюзия. Что необходимо помнить — с первого приёма наркотики начинают управлять человеком, не дают ему мыслить самому за себя, толкают людей на преступления, дают фальшивое представление о счастье, часто приводят к несчастным случаям, разрушают семьи, уничтожают дружбу, приводят к уродству детей. Лучшей защитойот наркомании является категорический отказ «один раз попробовать». Наркотики – это путь в никуда. Каждый человек должен осознать, что его здоровье, жизнь – это то, что он получил от прошлых поколений, и то, что он спустя время должен передать грядущим поколениям.

Ещё была проведена беседа-игра «Наркомания – бич нашего времени». Ребята узнали о разрушительном действии наркотиков, о причинах их употребления, развенчали мифы о наркотиках, в ходе игры получили «прививку» от наркомании, узнали о простых способах сказать «нет» на предложение попробовать наркотики. И традиционно, познакомились с информацией на стенде по профилактике наркомании, где в том числе указаны: телефон доверия, сайт «Голос ребёнка», куда можно обратиться за помощью.

Также заведующей отделом обслуживания Дятьковской детской библиотеки Сердечко Т. И. была проведена беседа с электронной презентацией «Ваше здоровье – в ваших руках». На мероприятии присутствовали дети из группы продлённого дня ДСОШ № 1. Ребята узнали о правилах здорового образа жизни, о вредных и полезных привычках, о правильном питании, отвечали на вопросы интерактивной викторины.

В ДСОШ № 2 Дятьковской детской библиотекой была проведена беседа с электронной презентацией «Даже не пробуй! Это опасно!», направленная на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни. Беседа шла о том, какое пагубное воздействие наркотики оказывают на организм человека, завершающееся смертельным исходом; какое социальное зло наркомания наносит обществу; какие есть правила, чтобы не поддаться на провокацию и суметь сказать «нет». Поговорили о том, помогают ли наркотики творчеству? На примерах известных певцов, музыкантов и актёров, убедились, что нет — увидев печальную статистику. Рассмотрели правовые аспекты наркомании – административную и уголовную ответственность, которая наступает уже с 14 лет. И уже традиционно, напомнили ребятам, что есть Единый всероссийский телефон доверия, сайт «Голос ребёнка», куда можно обращаться за помощью, в случае принуждения к употреблению наркотиков; благотворительная организация «Возрождение», оказывающая помощь тем, кто уже зависим (бесплатно, анонимно). На протяжении всего мероприятия звучало предупреждение, что ни при каких обстоятельствах нельзя пробовать наркотики, потому как зависимость возникает даже с первого раза, и что это иллюзия – «что беда может случиться с кем-то, а я попробую и откажусь…»

«Спорт – это судьба!»Старская поселенческая библиотека провела информационный час о спорте. Библиотекарь рассказала о спорте, о знаменитых спортсменах, какие бывают виды спорта, о здоровом образе жизни. Дети отгадывали загадки, послушали пословицы о здоровом образе жизни.

Библиотекарь Березинской поселенческой библиотеки начала урок здоровья «От вредных привычек откажись, выбери здоровую жизнь» с того, что каждый человек имеет склонность к вредным привычкам. У кого-то они кажутся безобидными, а у других появляются серьезные проблемы из-за них. Но на самом деле все вредные привычки оказывают негативное влияние на его организм и поведение. Вредные привычки появляются легко, а хорошие можно в себе воспитывать, и это требует усилий. На встрече ребята узнали, что же такое привычка, какие привычки считаются полезными, а какие мешают быть здоровыми. В непринужденной беседе, сопровождающейся презентацией «Вредные привычки», девчонки и мальчишки рассуждали о причинах появления и о последствиях вредных привычек. В завершении мероприятия библиотекарь призвала учащихся вести здоровый образ жизни, не поддаваться пагубным пристрастиям.

Подводя итоги антинаркотической информационно — просветительской работы библиотеками Дятьковского района было проведено 108 массовых мероприятий, их посетило 1175 человек. Оформлено выставок, стендов и электронных презентация – 32. Библиотекарями выпускались буклеты, закладки, информационные листки по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании, которые раздавались детям и их родителям.

Здоровый образ жизни сегодня – это требование времени. Быть здоровым стало модно и престижно. Современный подход в решении данной проблемы говорит о том, что наряду с активным просвещением в вопросах различных видов зависимостей, обучением безопасному для здоровья поведению должна идти пропаганда здорового образа жизни. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения.

источник

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

(Методические рекомендации в помощь работе библиотек

наркомании, СПИД среди молодежи)

Материал подготовлен научно-методическим отделом Тульской ОУНБ

Люди победили чуму, малярию, тиф. Но современное общество терзают пьянство,

наркомания, СПИД — социальные бедствия нашего времени. Страшные болезни

человечества — алкоголизм, наркомания, СПИД — приняли масштаб, характер и последствия эпидемий. Оставаясь в значительной степени острой медицинской проблемой, эти болезни становятся проблемой социальной, экономической и политической. Поэтому борьба с этими общечеловеческими бедами состоит в круге задач различных социальных институтов: медицинских и юридических служб, школ и общественных организаций.

Библиотеки, как культурные, информационные и просветительские центры, призваны оказывать действенную помощь в этой борьбе, ведя предупредительную, разъяснительную, профилактическую работу среди населения, особенно среди подростков и молодежи, используя свои фонды, оформляя выставки, организуя массовые мероприятия, проводя индивидуальную работу с читателями.

Сегодня многие библиотеки России пытаются осуществлять новую функцию — библиотерапевтическую. Библиотерапия (книголечение) — направление деятельности, оказывающее при помощи специально подобранной литературы профилактическое, психогигиеническое и лечебно-реабилитационное воздействие на личность. Именно библиотеки могут предоставить нуждающимся «лекарство для души», способны помочь человеку скорректировать негативные последствия социальных и личных изменений. Речь идет в первую очередь об индивидуальной работе с конкретным человеком, читателем.

Формы массовой работы библиотеки, как всегда, разнообразны: тематические вечера, уроки здоровья, уроки-предупреждения, устные журналы, беседы, лектории, презентации книг и журналов и другие.

Так как, необходимо объединение усилий специалистов и организаций, призванных решать вышеназванные проблемы, библиотеки должны активно включаться в областные и районные целевые программы типа «Профилактика пьянства, наркомании, СПИД среди несовершеннолетних на. годы».

Предлагаемые методические рекомендации содержат:

Семинар для библиотекарей ЦБС «Задачи и функции библиотек в профилактике • пьянства, наркомании, СПИД»;

Сценарий урока здоровья для учащихся 6-7 классов «Не привыкай к плохому»;

• Рекомендации по проведению вечера-предупреждения для подростков «Зайди, надо • поговорить»;

Примерную программу лектория для родителей.

• Рекомендуя в данном методическом пособии проведение различных мероприятий, мы предполагаем, что литературу к своей работе библиотекари подберут самостоятельно, исходя из возможностей своих фондов, поэтому в конце пособия мы приводим краткий список книг по данной тематике, имеющихся в фонде областной библиотеки.

Помимо книг хорошим подспорьем библиотекарю могут служить журналы «Человек и закон», «Трезвость и культура», «Студенческий меридиан», «Семья и школа», «СОЦИС».

«Предупреждение», «Милиция», газета «Комсомольская правда» и другие. Богатым материалом по проблемам наркомании располагает журнал «ОБЖ. Основы Безопасности Жизни».

При подготовке мероприятий не забудьте о рекламе. Объявления в местной газете, на местном радио, афиши и приглашения в местах посещаемых молодежью — шаг к заинтересованности подростков в мероприятиях, проводимых библиотекой.

Рекомендуем провести для библиотекарей ЦБС семинар:

«Задачи и функции библиотек в профилактике пьянства, наркомании, СПИД».

На семинар необходимо пригласить специалистов (врачей, учителей, юристов), в компетенции которых находятся обсуждаемые вопросы.

Примерная программа семинара:

1. Состояние дел в. районе по профилактике пьянства, наркомании, СПИД в молодежной среде.

Доклад специалиста по здравоохранению при районной администрации.

2. Пагубные пристрастия молодежи — причины, методы профилактики и борьбы.

3. Задачи и функции библиотек в профилактике пьянства, наркомании, СПИД. Формы и методы работы по пропаганде литературы о здоровом образе жизни среди населения.

Консультация методиста ЦБС.

В консультации также необходимо осветить вопросы взаимодействия библиотек с различными организациями и учреждениями, которые занимаются данными проблемами (составление совместных планов работы, проведение совместных мероприятий и т.п.).

4. Обзор литературы по проблемам алкоголизма, наркомании, СПИДа. (С целью повышения уровня знаний библиотекарей по вышеназванным проблемам).

5. Обмен опытом работы библиотекарей в направлении пропаганды здорового образа жизни и популяризации литературы по этой теме.

Совместно со школой предлагаем провести урок здоровья: Не привыкай к плохому.

(Сценарий урока здоровья для учащихся 6-7 классов в форме игры-путешествия).

Создать условия для формирования у учащихся:

— научных знаний об отрицательном воздействии наркотических веществ на организм человека с биологической, генетической, медицинской и социальной точек зрения;

— нетерпимого отношения к пьянству, курению, наркотикам;

— «психологической сопротивляемости» отрицательным примерам;

— стремлению к здоровому образу жизни.

Данный урок можно провести в библиотеке, или же в школе, на каком-то конкретном школьном уроке совместно с учителем.

К мероприятию оформите книжно-иллюстративную выставку, с тем же названием, что и урок здоровья, разделами которой станут обсуждаемые темы (о вреде курения, пьянства, о страшном зле — наркомании). Не допускайте формального подхода к подборке литературы, т.е. книги и журналы должны быть адаптированы к возрасту детей, присутствующих на мероприятии и уровню знаний в данном вопросе учащихся.

Проводят урок: Ведущий (учитель), Добрый молодец, 2 ученика и библиотекарь.

Читайте также:  Таблетки при абстинентном синдроме при алкоголизме

К мероприятию изготавливается муляж пня с указателями.

Ведущий. О проблемах курения, пьянства, наркомании в последнее время говорят очень много. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема распространения пагубных привычек среди молодежи продолжает обостряться. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этих бедствий становятся дети. Сегодня, на этом уроке, мы обсудим эти серьезные вопросы и примем решение о том, какой же образ жизни нам более подходит, что мы выбираем. Провести урок мне помогут: сказочный герой — Добрый молодец и два помощника — ученика.

На сцену выходит Добрый молодец, два ученика садятся за стоящую в углу сцены парту (ученический стол).

Ведущий. Как в тридесятое царство, в тридевятое государство Добрый молодец, да по имени не Илья Муромец, а по имени. (называется имя ученика, играющего роль молодца) в школу на уроки да отправляется. На пути ему старый пень встречается. А на пне-то том указатели: «Если прямо пойдешь, в дымную страну попадешь, если налево пойдешь, то гремучей воды испробуешь, а направо отправишься — отречешься от жизни сей и с «мультяшками» повстречаешься». Призадумался Добрый молодец. Почесал затылок свой.

Добрый молодец. Эх! Была, не была! А пойду-ка я по прямой дороженьке, никуда не сворачивая.

Добрый молодец идет вперед, подходит к стене, где висят плакаты, иллюстрации, фотографии, показывающие вред и последствия курения (например, изображения хилого, сморщенного человечка, легкие курильщика, больного у дверей кабинета врача и т.п.) Ведущий. Ребята! С чем же встретился наш Добрый молодец? Где он оказался?

1-й ученик. Он попал в страну, где курят, т.е. употребляют табак. А ведь курение — это частое употребление сигарет, оказывающее отрицательное воздействие на сердечно сосудистую систему человека.

Ведущий. А чем же опасен табачный дым?

2-й ученик. А опасен он, прежде всего тем, что содержит в себе наркотическое вещество — никотин, а также окись углерода, аммиак, эфирные масла, канцерогенные углеводороды и другие, опасные для здоровья человека, вещества.

Ведущий. К каким заболеваниям приводит употребление табака?

1-й ученик. Это приводит к заболеваниям бронхолегочной системы, к снижению сопротивляемости организма, бронхитам, аллергии, витаминной недостаточности, злокачественным опухолям, к рождению нездорового потомства.

Ведущий. Что еще вы можете сообщить об этом «мраке табачного дыма»?

2-й ученик. Колумб Америку открыл, великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил он всех курить табак.

От трубки мира у костра, раскуренной вождем, Привычка вредная пошла в масштабе мировом.

1-й ученик. А я хочу сказать о вреде курения так:

Знать не зря говорят, пишут в объявлениях, Что куренье — это яд, опасное явление!

Ведущий. А можно ли избавиться или вообще обойтись без этой пагубной привычки?

2-й ученик. Конечно, можно избавиться! Бросить курить под силу каждому. Этому могут помочь приобщение к спорту, занятия музыкой или нужно просто заняться любимым делом, чтобы не страдать от безделья.

Библиотекарь. Ребята, а я хочу привлечь ваше внимание к первому разделу оформленной для вас книжно-иллюстративной выставки. (Библиотекарь дает краткий обзор литературы о вреде курения) Ведущий. Ну что, Добрый молодец, хочешь ли ты остаться в этом мраке?

Добрый молодец. Да чего ж там хорошего?! Нет! Сверну-ка я лучше налево, хоть водицы испробую.

Добрый молодец идет налево, подходит к стене, где висят плакаты, иллюстрации, фотографии, показывающие вред и последствия пьянства.

Ведущий. И пошел Добрый молодец гремучей воды испробовать. А оказалось, что идти-то далеко и не надо. И невдомек еще Добру молодцу, что под гремучей-то водой люди издавна подразумевали алкогольные напитки, содержащие спирт. Именно эти напитки считаются похитителями рассудка. А что же опасного таят в себе эти напитки?

1-й ученик. Алкоголь обладает опьяняющими свойствами. Пьяный человек теряет рассудок, часто даже не может контролировать свои поступки. Он становится угрозой для окружающих. Алкоголики болеют циррозом печени, а еще заболевают страшной болезнью — белой горячкой, поэтому их приходится изолировать от общества, помещая в психиатрические больницы.

2-й ученик. Пьяницы частенько получают травмы на производстве. А сколько аварий на дорогах по вине пьяных людей!

Ведущий. Но если это так опасно и люди об этом знают, почему же тогда они пьют эту «гремучую» воду?

1-й ученик. Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьба и развод, мороз, охота, новый год, выздоровленье, новоселье, печаль, раскаянье, веселье, успех, награда, новый чин и просто пьянка без причин.

(Р. Бернс в переводе С.Я. Маршака) Ведущий. Да, ребята, повод для выпивки можно всегда найти. Сказанные с сарказмом слова английского поэта Роберта Бернса сохраняют актуальность и в наше время. А можно ли как-то бороться с этим злом и совсем избавиться от этого?

2-й ученик. Я думаю, что запретить вообще пить нельзя, так как обычно именно запретный плод всегда сладок. Но если заняться спортом, найти любимое для себя дело, читать умные и полезные книги, общаться с интересными людьми, то поймешь, что пить спиртные напитки — просто ни к чему, мало того, что это вредно, да еще — это безумная трата времени и денег.

1-й ученик. Не знаю, кто меня поймет, и кто мне даст совет — Что делать, если папа пьет, а мне — 12 лет?

Мне жаль его, когда домой приходит пьяным он, Ведь это все же папа мой и бывший чемпион.

Ходили вместе мы в кино, и мяч я с ним гонял, Но он меня уже давно на водку променял.

А ведь когда-то он не пил, и в прошлые года Всегда он с мамой ласков был, а грубым — никогда.

Что водка — это тоже яд, об этом знаю я.

Не зря соседи говорят: «Несчастная семья!».

Я вам пишу, а папа спит, не сняв ботинок с ног.

На днях он где-то был избит, а где — сказать не смог.

Он обещал: «Я брошу пить!», но слова не сдержал!

Когда бы мог один я жить,— из дома бы сбежал!

Мне это горько вам писать, но пьянству нет конца, Так что же делать, как спасать запойного отца.

Ведущий. Вот видите, ребята, как пьянство отражается не только на тех, кто пьет, но и на окружающих, как болезненно это воспринимается детьми. Вы хотите еще что-то добавить?

2-й ученик. А вот что говорит народная мудрость о пьянстве: «Работа денежку копит, а хмель денежку топит», «День пируют, а неделю голова с похмелья болит»;

«Пыль столбом, дым коромыслом: а изба не топлена, не метена», «Сведет так домок, что не нужен и замок», «Гулять смолоду — помирать под старость с голоду», «Пошел к куме, да засел в тюрьме», «С этого веселья каково-то похмелье», «Попей, попей — увидишь чертей», «Пей, да ума не пропей», «Вина напиться — бесу предаться», «Кто винцо любит, тот сам себя губит», «Вино с разумом не ладит», «Со хмелиной спознаться — с честью расстаться», «Вино вину творит», «Пьяный, что бешеный. Кто пьет, тот и горшки бьет».

Библиотекарь. Рекомендую вам, ребята, почитать следующие книги. (Краткий обзор литературы второго раздела выставки — о вреде пьянства) Ведущий. Ну что, Добрый молодец, нравится тебе эта дорожка? Пойдешь-таки дальше?

Добрый молодец. Что вы, что вы! Не хочу я разума лишиться, да болезни приобрести.

Уж лучше я пойду на «мультяшки» погляжу.

Добрый молодец подходит к стене, на которой висит большой лист бумаги, закрашенный в черный цвет.

Ведущий. И отправился Добрый молодец направо. Что же ожидает его там? А повстречался он там с пропастью, которая называется наркоманией и токсикоманией. Вы знаете, что это такое?

1-й ученик. Наркомания — это страшная болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков. А токсикомания — это болезнь, проявляющаяся психической, а иногда физической зависимостью от токсического вещества (не являющимся наркотиком).

2-й ученик. Наркотики — сильнодействующие вещества, преимущественно растительного происхождения, парализующие деятельность центральной нервной системы и вызывающие искусственный сон и безболезненность.

1-й ученик. У тех, кто употребляет наркотики, появляются лекарственная зависимость, бесконтрольность своих действий, заторможенность, агрессивность. Наркомания часто приводит к смерти.

2-й ученик. У наркоманов появляются галлюцинации, реальный окружающий их мир исчезает, и они оказываются во власти видений, как бы в потустороннем мире. Им мерещатся различные нереальные картины, так называемые «искусственные мультяшки».

Ведущий. А скажите, ребята, что же общего есть у всех наркотических веществ?

1-й ученик. Я думаю, это то, что все они отрицательно влияют на здоровье людей, приводят к заболеванию всех органов человека, разрушают их. И у больных людей не может родиться здоровое потомство. А все это приводит к уничтожению нашей нации.

2-й ученик. А я хотел бы обо всем этом сказать стихами нашей современницы Бутенко Маши, которой всего 16 лет:

Трудно в этой жизни не сломаться, Трудно выжить, но надо выживать, Что же делать, как в ней разобраться, Какой путь, скажите, выбирать.

Есть такой: наркотики и водка.

Принимая их, забудешь обо всем, А на утро ты опять проснешься, Будешь снова думать, для чего живем?

Вечером ты снова весь в угаре, И жизнь кажется в розовых цветах.

Ты не думаешь, что будет с тобой завтра, А на завтра то же самое опять.

Но подумай, что в один прекрасный вечер По-другому ты захочешь жить, Но как трудно будет это сделать:

Найти силы в себе что-то изменить.

Библиотекарь. Ребята, предлагаю вам прочесть книги, о которых я сейчас расскажу.

(Краткий обзор литературы, о проблемах наркомании, вреде наркотиков, жизни без этой пагубной привычки).

Ведущий. Вот видишь, Добрый молодец, куда ведут все эти тропинки. Так что же делать? Куда идти?

Добрый молодец. А я придумал! Сейчас я уберу эти указатели, и прикреплю указатель «Здоровый образ жизни», чтобы все ребята нашей школы выбрали правильный путь!

Ведущий. Так что же мы выбираем, ребята?

Все. (Хором). Мы выбираем здоровый образ жизни!

В заключение урока можно зачитать лучшие школьные сочинения по теме «Мое отношение к алкоголю, курению, наркотикам», написанные накануне проведения этого мероприятия.

(За основу взят сценарий В. Булатовой «Не привыкай к плохому» (обобщающий урок для 6-7 классов в форме игры-путешествия по теме «Профилактика вредных привычек»), опубликованный в журнале Основы Безопасности Жизни, 2000 г., № 11, С. 21.) Предлагаем провести для подростков более старшего возраста вечер-предупреждение «Зайди, надо поговорить!», который может иметь подрубрики:

(О пагубных пристрастиях и возможностях самоизбавления от них).

Данное мероприятие проводят библиотекарь и врач. Основной разговор поведет врач, а библиотекарь проиллюстрирует беседу врача необходимой литературой. В основу беседы можно взять материалы периодического издания «Факультет здоровья» за 1988 год, № 7-8.

(Бондарчик М.Я. «О возможностях самоизбавления от болезненных пристрастий». (С. 33)).

(Это издание есть в фонде областной библиотеки).

Речь пойдет о наркотических препаратах, о табакокурении и токсикомании, о применении гипноза и различных методик самовнушения в преодолении болезненных влечений к наркотикам.

Можно предложить подросткам тест «Предрасположен ли ты к наркомании?»:

1. Табак, сигареты в нашей жизни дело не такое уж необычное, хотя никотин «атакует» не только твои легкие, но и сердце, и кровообращение. Так как ты относишься к «голубому дымку» и курильщикам?

A) Я считаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков.

Б) Каждый должен сам решать, где ему курить, всякие ограничения излишни.

2. Скоро экзамены. Вы с товарищами нервничаете, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принес успокоительные таблетки и предлагает их тебе. Возьмешь?

A) Да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я уже совсем «в ауте».

Б) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз.

B) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокоении.

3. На вечеринке по кругу идет сигарета с «травкой». И вот настала твоя очередь. Как ты поступишь?

A) Я в любом случае хоть разок попробую.

Б) Нет, я не буду курить эту сигарету, лучше уйду с этой вечеринки.

B) Сигарету не возьму, а над этими дураками посмеюсь.

4. Собралась веселая компания, настроение становится все более приподнятым. Все смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда гости уже выпили. Как ты поведешь себя?

А) Выпью две-три рюмки, чтобы «догнать» других.

Б) Я терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит от выпивки, я побуду немного и уйду.

В) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого хорошее настроение хорошее и без того.

5. Некоторые говорят: «В наркотиках нет ничего страшного, нужно лишь правильно обращаться с ними». А ты в это веришь?

А) Тот, кто так считает, обманывает самого себя.

Б) Да, это так, за исключением особо сильных наркотиков.

6. Существует мнение, что «крутую» музыку и наркотики нельзя разделить. А как ты считаешь?

A) Можно делать прекрасную музыку, и не прибегая к наркотикам.

Б) Приняв наркотики, вообще нельзя воспринимать музыку.

B) Да, все музыканты что-нибудь принимают.

7. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать ему некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему деньги?

B) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.

8. Ты влюбился. С твоей новой пассией вы проводите вечер вместе с ее компанией. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая и твою любовь, не прочь пропустить рюмку другую, а то и принять что-нибудь похлестче. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

A) Если там весело, почему бы и нет.

Б) Не обязательно часто время проводить в компании.

B) Эта компания вредит моей любви.

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По этой таблице подсчитай число очков. По сумме определяется твой тип.

А Б В 1 10 0 2 5 0 3 0 10 4 0 10 5 10 0 _ 6 10 5 7 0 10 8 0 5 0-20 очков:

Ты ведешь себя так, словно проблем с наркотиками вообще не существует в природе.

Кажется, ты совсем не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин и кокаин. Обрати внимание, что большинство наркоманов алкоголики. Задумайся еще раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы поговорить с тем, кому доверяешь,— с учителем, с кем-то из родителей, со знакомым врачом.

Ты относишься к группе риска.

Нельзя утверждать, что ты такой уж трезвенник. Время от времени ты не прочь пропустить рюмку, но считаешь, что тебе ничто не угрожает, что ты контролируешь ситуацию. Но тебе надо быть начеку, т.к. под воздействием компании ты можешь поддаться искушению и попробовать наркотики.

Наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали. Конечно, не надо игнорировать проблемы, но не стоит делать из мухи слона.

Речь пойдет об инфекциях, о профилактике СПИДа, о ранних признаках заболевания СПИДом, о новостях в диагностике и лечении этой страшной болезни, о риске сомнительного поведения в быту и в интимной жизни и т.п.

Читайте также:  Кто из актрис умер от алкоголизма

В основе беседы можно использовать вышеназванное издание.

(Правовые аспекты профилактики пьянства, наркомании, СПИДа).

На обсуждение этой темы приглашаются юристы, работники органов внутренних дел.

Библиотекарь оформляет книжную выставку под примерным названием «Закон и нравственность», «Законопослушному гражданину» и т.п.

Речь пойдет о существующих законодательных актах, о видах и мерах наказания за правонарушения, об ответственности несовершеннолетних.

Темы можно объединить в рамках одного мероприятия, провести его по типу: вопрос — ответ, когда присутствующие подростки задают интересующие их вопросы, а врач, юрист, библиотекарь отвечают на эти вопросы, дают советы, рекомендуют полезную и интересную литературу.

Определенная работа в библиотеках должна проводиться с родителями. Для них может быть организован лекторий, под общим названием «У опасной черты», «Не допустить беды», «Убережем детей от страшной бездны» и т.п. Для участия в лектории необходимо привлечь педагогов, медиков, юристов, так как, круг обсуждаемых вопросов довольно широк — начиная от истории употребления человеком табака и наркотических средств и заканчивая практическими советами и психологической помощью родителям, чьи дети уже переступили опасную черту.

Предлагаем примерные темы для занятий в лектории:

Цикл лекций по теме «Беда нашего времени: Алкоголизм»:

• «Питейные традиции: история и современность»;

• «Как уберечь наших детей от пагубного пристрастия»;

• «Алкоголь и растущий организм»;

• «Досуг наших детей и пагубность безделья»;

• «Причины пьянства и борьба с ними»;

• «Целебные травы против водки» и т.п.

Цикл лекций по теме «Беда нашего времени: Наркомания»:

«Наркотики и человечество, или Давно ли люди начали себя отравлять». (ОБЖ., 2000. • № 1.- С. 27);

«Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках». (ОБЖ.- 2000.- № 3.- С. 28);

• «Многоликое снадобье беса: Кое-что о классификации наркотиков». (ОБЖ.- 2000.- № • 9.- С. 46);

«Что такое наркотики и наркомания». (ОБЖ. — 2000. — №4. — С. 17);

• «Как возникает опасная страсть». (ОБЖ.-2000. — №5. — С. 39);

• «Факторы риска, или Кто чаще всего становится наркоманом». (ОБЖ. — 2000. — №8. • С. 22);

«В преддверии опасности, или Как распознать начало наркомании». (ОБЖ. — 2000. — № • 10. — С. 24);

«Психотерапия -помощь наркоману». (ОБЖ. — 2000. -№ 12. — С. 26);

• «Куда обращаться за помощью, если пришла беда»;

• «Профилактика наркомании в семье»;

• «Возможности современной медицины в лечении наркомании»;

Темы лекций можно объединить или разнообразить;

материал, предлагаемый в скобках, рекомендуем расширить, опираясь на источники, имеющиеся в фондах вашей библиотеки.

Цикл лекций по теме: «Беда нашего времени: СПИД»:

• «История возникновения и распространения СПИД»;

• «Что такое СПИД и при чем здесь наши дети?»;

• «СПИД — грозящая катастрофа»;

• «Как поговорить с ребенком на деликатную тему?»;

• «Профилактика СПИДа: роль родителей в половом воспитании детей»;

• «СПИД — следствие распущенности или наивности»;

• «СПИД: вопросы и ответы» и т.п.

В заключение рекомендаций позвольте дать вам, уважаемые библиотекари, совет, прямым образом не связанный с темой данного пособия, но который может помочь сделать вашу библиотеку более популярной среди юного местного населения. Юных граждан бывает нелегко заинтересовать проводимыми в библиотеке мероприятиями. Призовите в помощники одно из человеческих свойств — любопытство. Предлагаем завести в библиотеке импровизированную «Доску объявлений и посланий», на которой местная молодежь могла бы оставлять свои объявления, послания и обращения к кому бы они захотели. Широко прорекламируйте «Доску объявлений», привлеките для этого и читательский актив. На наш взгляд, подросткам будет любопытно лишний раз зайти в библиотеку, чтобы просмотреть интересующую их информацию или оставить на «Доске» что-то свое. Тем самым вы можете достигнуть более частых посещений библиотеки подростками, вести с каждым индивидуальную работу, лучше узнать их читательские и информационные потребности, заинтересовать мероприятиями, которые готовит библиотека. Не забудьте об оснащении «Доски» — должны быть в наличие бумага и ручка. Располагаться «Доска объявлений»

должна на самом видном месте.

Но это уже лирическое отступление от данной темы. Желаем вам успеха в работе!

1. Азбука СПИДа: Пер. с англ. / Под ред. М. Адлера.— М.: Мир, 1991.— 69 с.

2. Бездна: Бич XX века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С. Артюхов.— М.: Мол.

3. Бенюмов В.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пос. для учителя.— Киев:

4. Бородкин Ю.С. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика.— Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987.— 157 с.

5. Борьба с наркоманией: Проблемы и перспективы: Монография.— Кишинев, «Штиинца», 1990.— 211 с.

6. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 80 с.

7. Габиани А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы.— М.: Мысль, 1990.— 220 с.

8. Генкова Л.Л. Почему это опасно.— М.: Просвещение, 1989.— 94 с.

9. Гурски С. Внимание — наркомания! — М.: Медицина, 1988.— 138 с.

10. Дидковская СП. Наркомания: Уголовно-правовые и медицинские проблемы.— Киев: Вища шк. Изд-во при Киев. ун-те, 1989.— 155 с.

11. Дроздов Э.С. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов.— 2-е изд., доп.— М.: Сов.

12. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя.— М.:

13. Колесов Д.В. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании.— М.: Педагогика, 1988.— 160 с.

14. Кудрин А.Н. Злейший враг: О последствиях токсикомании и наркомании.— М.:

15. Лалаянц И.Э. СПИД: катастрофа XX века.— М.: Знание, 1990.— 64 с.

16. Лебедев Б.А. Алкоголь и семья.— 2-е изд., перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1986.

17. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя.— М.: Просвешение, 1991.

18. Левин Б.М. Не оступись. Алкоголизм и наркомания в молодежной среде.— М.:

19. Матвеев В.Д. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 93 с.

20. Матышевский П.С. Правовые и медицинские меры борьбы с пьянством и алкоголизмом.— Киев: Вища шк., 1987.— 166 с.

21. Мороз О.П. Группа риска: О СПИДе.— М.: Просвещение, 1990.— 94 с.

22. Новиков П.Л. Вич-инфекция.— Минск: Вышейш. шк., 1989.— 30 с.

23. Покровский В.В. СПИД: вопросы и ответы.— М.: Знание, 1988.— (Нар. ун-т Факультет здоровья;

24. Предупреждение наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие.— М.:

25. Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков и юношества: Сб. науч. трудов.— М.: АПН СССР, 1987.- 158 с.

26. Смирнов В.Е. Наркомания: Знак беды.— М.: Знание, 1988.— 60 с.

27. Смит Э. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.— 125 с.

28. Ткачевский Ю.М. Правовые аспекты борьбы с наркоманией и алкоголизмом.— М.:

29. Углов Ф.Г. В плену иллюзий.— М.: Мол. гвардия, 1985.— 264 с.

30. Хасанов Ф.Т. Расплата за дурман (социально-правовые аспекты борьбы с наркоманией).— Алма-Ата: Мектеп, 1989.— 64 с.

31. Шевердин С.К. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголя.— М.:

32. Чайка Н.А. СПИД — чума XX века.— Л.: Лениздат, 1989.— 109 с.

33. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя.— М.: Просвешение, 1989.

Материалы, используемые при составлении данных методических рекомендаций:

1. ОБЖ. Основы Безопасности Жизни, 2000 г.— № 1-12.

2. Тест «Предрасположен ли ты к наркомании? // Закон и нравственность:

Методические материалы в помощь работе библиотек с детьми и подростками / Орловская обл. публич. б-ка им. И.А. Бунина, Орловская обл. детская б-ка им. М.М. Пришвина.— Орел, 1998.

Закон: знать, применять, отстаивать. Правовой тренинг Составила Бучнева Г.С., зав. ПЦПИ Новомосковской ЦРБ Разминка Символы России.

1. Как называется Основной Закон государства?

(Конституция) 2. Что означают цвета на флаге России?

(Белый — чистота помыслов, Синий — стремление к миру, Красный — верность государству) 3. Что изображено на Гербе России?

(Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите,— серебряный всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.) 4. Из какой страны пришел в Россию прообраз современного герба?

(Из Византии) 5. Что символизируют две головы у орла изображенного на Гербе?

(Две головы орла символизируют, что Россия находится в двух частях света — Европе и Азии) 6. Что означают три короны на гербе России?

(Три ветви власти) 7. Всадник, изображенный на гербе, поражает дракона. Что означает этот символ?

(Победа добра над злом, готовность всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, если такой объявится.) 8. Что символизируют скипетр и держава в руках у орла?

(Сильную власть и защиту государства, его единство.) 9. Первый официальный гимн России был создан в начале XIX века знаменитым поэтом Жуковским. Он назывался «Молитва русских». Какими словами начинался этот гимн?

(Боже, царя храни. ) 10. Кто автор слов и музыки современного гимна России?

(Слова Михалкова, музыка Александрова) 1 конкурс «Потребительская лингвистика»

Это — развлекательная словесная игра. Смысл ее заключается в том, чтобы путем перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, образовать понятия, связанные с основами потребительского законодательства.

1. НЫРОК = место купли-продажи товаров и услуг, заключение торговых сделок.

(Рынок) 2. ЕНОТ+КОТ+САД = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).

(Недостаток) 3. ЛАК+ МЕРА = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок. (Реклама) 4. ТЕСТО + МИР + САН = набор одноименной продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д. (Ассортимент) 5. ТРАСТ + ДАН = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

(Стандарт) 6. ОВОД + РОГ добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключенное на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам. (Договор) 7. ТИФ+КИТ+СЕРА = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям. (Сертификат) 8. ЗОБ+ПАСТЬ+СЕНО = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п. (Безопасность) 9. РВОТА = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. (Товар) 10. НИТЬ+ПОЛЕ+ЛИС = организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.

(Исполнитель) 2 конкурс «Ты избиратель»

1. Кто может участвовать в выборах?

(Гражданин РФ, достигший 18 лет).

2. Кто может выдвигать свою кандидатуру на выборы Президента РФ?

(Гражданин РФ, не моложе 35 лет, дееспособный, несудимый) 3. Каким голосованием проводятся выборы Президента РФ?

(Тайным) 4. Кто может быть избран Депутатом Государственной Думы?

(Гражданин РФ, не моложе 21 года, дееспособный, несудимый) 5. Кто имеет право избирать губернатора Тульской области?

(Гражданин РФ, достигший 18 лет и постоянно проживающий на территории области) 6. Кто может быть избран губернатором Тульской области?

(Гражданин РФ, не моложе 25 лет, несудимый, дееспособный) 7. А вы знаете, что такое дееспособность?

(Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их).

8. На какой срок избирается губернатор Тульской области?

(На 4 года) 9. Назовите Президентов РФ (Б.Н. Ельцин, В.В. Путин) 10. Назовите кандидатов в губернаторы Тульской области в 2001 году?

(Стародубцев, Соколовский, Самошин, Брежнев, Нечаев) 3 конкурс «Назови термин»

Я вам зачитываю определение, а вы должны назвать что это?

1. Отрасль права, регулирующая трудовые отношения работников с организациями (Трудовое право) 2. Отрасль права, нормами которой регулируются товарно-денежные, иные имущественные отношения, некоторые личные неимущественные отношения, как с участием граждан, так и между организациями на основе юридического равенства участников этих отношений (Гражданское право) 3. Совокупность людей, осознающих необходимость взаимодействия, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями (Общество) 4. Кодификационный акт, объединяющий основные положения по регулированию трудовых отношений (Трудовой кодекс) 5. Обязательные денежные удержания со всех видов заработка родителя, не участвующего в воспитании детей, не проживающего с детьми либо лишенного родительских прав, на содержание несовершеннолетних детей (Алименты) 6. Юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности (Брак) 7. Соглашение двух или нескольких лиц о передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг и т.п., т.е. установление гражданских прав и обязанностей (Договор) 4 конкурс «Знаете ли Вы?»

1. Назовите основные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, гражданско-процессуальное, трудовое, экологическое, административное, уголовное, уголовно-процессуальное) 2. Назовите виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая) 3. Какие виды правонарушений вы знаете? (преступление, административный проступок, дисциплинарный проступок, гражданское правонарушение (деликт)) 4. Назовите, какие формы вины бывают? (умысел и неосторожность) 5. Кто является субъектом административной ответственности? (вменяемые лица, достигшие 14 лет) 6. Какие виды наказаний применяются к несовершеннолетним? (общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред, штраф, лишение свободы) 7. В чем отличие терминов «граждане» и «физические лица»? (физические лица — все люди, находящиеся на территории государства, граждане — только те, кто имеет гражданство РФ) 8. Какими юридическими свойствами обладает Конституция РФ? (верховенство, высшая юридическая сила, юридическая база законодательства, демократия) 9. Как раскрывается принцип презумпции невиновности? (1). Человек предполагается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное, т.е. виновность не будет установлена приговором суда, вступившего в законную силу. 2). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против самого себя. 3). Бремя доказывания его вины лежит на органах дознания, предварительного следствия, прокуратуры.) 10. Какие принципы правового государства вы знаете? (Верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод гражданина, взаимная ответственность гражданина и государства) 11. Назовите признаки демократии (Выборность и сменяемость государственных и должностных лиц;

Подотчетность и подконтрольность перед избирателем;

Принятие решений большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

Равноправие граждан и гарантированность их прав) 12. Назовите основные виды государственных органов (Законодательные, исполнительные, судебные) 13. Чем отличается федерация от конфедерации? (Федерация: единая территория, единое гражданство, единые органы государственной власти и управления, издающие обязательные акты, единые вооруженные силы и система налогов, стабильный постоянный союз;

Конфедерация: у каждого государства своя территория, свое гражданство, наличие лишь координирующих органов, которые издают только рекомендательные акты, свои вооруженные силы и система налогов, временный нестабильный союз) 14. Какие формы государственного устройства вы знаете? (Унитарное государство, федерация, конфедерация) 5 конкурс «История права в вопросах и ответах»

1. Как называется древнейший сборник законов? (Русская Правда) 2. Республиканское законодательство в 15 веке завершилось изданием в России кодексов. Как они назывались? (Новгородская и Псковская Судные Грамоты) 3. В 50-е годы 16 века в Русском государстве укреплялись законодательные основы всех сфер общественно-политической жизни. В феврале 1551 года на церковном Соборе в Москве Иван 4 выступил с речью, в которой изложил 69 вопросов к церкви и просил дать ответы на них «по правилам Святых Отцов». Ответы деятелей церкви составили книгу, разделенную на 100 глав, в основном по вопросам канонической жизни. Как называлась эта книга? (Стоглав) 4. В те же, 50-е годы в царском окружении был составлен сборник бытовых, нравственно-моральных и юридических правил поведения. Как он назывался? (Домострой) 5. Первый печатный кодекс в России, который разошелся тиражом более тысячи экземпляров назывался. (Соборное уложение 1649 года) 6. В каком году было отменено крепостное право в России? (1861 год) 6 конкурс «Конкурс капитанов»

Читайте также:  Употребление вина может ли привести к алкоголизму

1. Какой из указанных признаков общественной власти был характерен для первобытнообщинного строя?

а) наличие аппарата управления;

б) слитность прав и обязанностей членов общества;

в) наличие аппарата подавления;

2. Какие из указанных функций являются регулятивными?

д) социальная 3. Чем монархия отличается от республики?

в) образованием правительства на парламентской основе;

г) передачей власти главы государства по наследству 4. Выделите источники права а) правовой обычай;

г) экономический базис общества;

д) юридический прецедент 5. Укажите нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой а) указы президента;

б) постановления правительства;

г) местные акты 6. Что регулирует и охраняет система правовых норм?

г) правовой порядок 7. Какие из указанных элементов входят в состав правонарушения?

д) противоправность 8. Какой из ниже перечисленных признаков не является чертой трудовых правоотношений:

г) государственно-властные полномочия государства.

Библиотека. Экология. Книга. Анкета для юношества Подготовила1 Л.В. Зинеева, ведущий методист ТОУНБ 1. Почему вас беспокоят проблемы экологии?

• Это нужно мне для учебы • Это пригодится в моей будущей профессии • Это важно для моего здоровья В разработке анкеты использовались материалы, предоставленные Ясногорской ЦБС.

• Просто интересно • Другое_ 2. Какие, на ваш взгляд, проблемы в нашем районе (городе) нужно решать в первую очередь • Загрязнение воздуха • Очистка водоемов • Истощение земельных ресурсов • Охрана лесных массивов • Уничтожение бытовых и промышленных отходов • Другое_ 3. Из каких источников вы чаще всего получаете необходимую вам информацию • Периодические издания (журналы и газеты) • Книги • Интернет • Телевидение, радио 4. Помогает ли вам библиотека сориентироваться в современной экологической ситуации?

• Да • Нет • Не вполне 5. В какой библиотеке вы чаще всего находите нужную вам информацию • В центральной районной библиотеке • В областной научной библиотеке • В областной детской библиотеке • В библиотеке учебного заведения В _ библиотеке • • Нужные мне издания обычно покупаю или беру у друзей и знакомых 6. Отвечает ли вашим потребностям в экологической литературе фонд чаще всего посещаемой вами библиотеки • Да, вполне • Да, но мне приходится так же обращаться в другие библиотеки • Нет, я не могу найти достаточно информации ни в одной из библиотек 7. Какие издания из перечисленных ниже вы чаще всего читаете для получения нужной информации Газеты • Зеленый мир • Российский Чернобыль • Природно-ресурсные ведомости Другие • Журналы Вестник экологического образования в России • • Лесная новь • Природа • Экологический вестник России • Экология и жизнь • Экология человека • Экос-Информ • Экология и промышленность России 8. Сколько книг по вопросам экологии и охране окружающей среды вы прочитали за последний год?

• От 0 до • От 3 до • От 5 до 9. Какая книга, или статья, прочитанная в последнее время, вам запомнилась больше всего 10. Какие энциклопедии вам оказались наиболее полезны в получении необходимой информации?

11. Читаете ли художественную литературу о природе, животных, об экологических проблемах?

• Да • Нет • В детстве читал, сейчас мне это не интересно • Все интересные мне книги я уже прочел, а новых не написали 12. Кого из этих писателей вы знаете (отметить +), чьи книги вам было особенно интересно читать (отметить +!) В. Бианки • Дж. Даррелл • • К. Паустовский • В. Песков • Э. Сетон-Томпсон Г. Скребицкий • Другие писатели • 13. Какие мероприятия в библиотеке, посвященные проблемам экологии вы с удовольствием посещали бы • Книжные выставки • Игровые программы (викторины, конкурсы) • Информационные обзоры • Диспуты, обсуждения • Встречи со специалистами и интересными людьми • Театрализованные представления и литературно-музыкальные вечера 14. Какое мероприятие вы предлагаете организовать в библиотеке в ближайшее время 15. Сколько вам лет _ 16. Где вы учитесь Большое спасибо за участие. Если вам интересно будет общие узнать результаты анкетирования, мы ждем вас в библиотеке2 _ Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.— М.: Юрид. лит., 1993.— 61с.

2. О государственном флаге Российской Федерации: Федер. Конституционный Закон РФ от 20.12.2000 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.— 2000.— № 52. Ч. 1.— Ст.

3. О государственном гербе Российской Федерации: Федер. Конституционный Закон РФ от 20.12.2000 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.— 2000.— № 52. Ч. 1.— Ст.

4. О государственном гимне Российской Федерации: Федер. Конституционный Закон РФ от 20.12.2000 № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.— 2000.— № 52. Ч. 1.— Ст.

5. Герб и Флаг России X — XX века.— М.: Юрид. лит., 1997.— С.402- 6. Клименко С.В. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юрид.

ВУЗы.— М.: Зерцало, 1997.— 354 с.

7. Основы права: Учебник для сред. проф. образования / Под ред. А.В. Мицкевича.— М.: Норма — ИНФРА М, 1998.— 317 с.

8. Сонина М. Основы потребительских знаний // Основы государства и права.— 2000.

9. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред.

М.Ю.Тихомирова.— М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 1998.— 526 с.

10. Шкатулла В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская;

Шкатуллы.— М.: Издательский центр «Академия», 1999.— 336 с.

Итоги анкетирования можно огласить на очередном мероприятии, организованном библиотекой, или вывесить на информационном стенде. Предлагаемую строку вы можете использовать как приглашение.

Методика организации и проведения библиографического обзора Подготовила АД. Афанасова, зав. информационно-библиографическим отделом ТОУНБ Библиотечная практика разработала немало эффективных форм пропаганды книги.

В первую очередь это наглядные и устные формы пропаганды.

В работе с книгой часто возникает необходимость охарактеризовать несколько изданий в виде связного рассказа. Связанный рассказ (устный или печатный) о книгах и других произведениях печати получил название библиографического обзора литературы.

Печатные библиографические обзоры появились несколько веков назад. Один из 1-х обзоров литературы был напечатан в Венеции в 1633 г.

Устные обзоры получили распространение сравнительно недавно. В библиотеках нашей страны их стали активно использовать с 20-х гг. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». Название мероприятия, где проходили обзоры новинок советской научной и художественной литературы, подчеркивало доходчивость этой формы пропаганды книги, Устный библиографический обзор — распространенная библиотечная форма массовой работы, один из основных видов пропаганды книги и ее изучения в библиотеках.

Значимость устных обзоров объясняется тем, что они позволяют оперативно пропагандировать лучшие новинки литературы, своевременно откликаться на актуальные темы современности, с большей полнотой характеризовать литературу, учитывать уровень подготовки читателей (слушателей), характер их запросов.

Согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография»

библиографический обзор определяется как «библиографическое пособие в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование».

В узком значении библиографический обзор представляет собой сообщение о заранее отобранных библиотекарем изданиях в сочетании с их наглядным показом.

Цель обзора — заинтересовать слушателей, вызвать у них желание прочитать рекомендуемую литературу, привлечь в библиотеку новых читателей.

По характеру организации обзор может быть самостоятельным, или как часть комплексного мероприятия (День информации, День специалиста, День библиографии и т.д.). Их проводят в стенах библиотеки и вне ее. Обзор может быть обращен к самой разнообразной по численности аудитории. В том числе и к 1-2 читателям.

По содержанию обзоры бывают:

• новых поступлений (универсальные);

Наиболее эффективны и целенаправленны тематические и отраслевые обзоры, которые проводятся для однородной группы читателей эти обзоры проводятся чаще всего от частного к общему, а при раскрытии новинок от легкого к трудному.

Основные критерии качества библиографического обзора:

• актуальность темы, соответствие ее интересам той группы читателей для которых он проводится;

текст и изложение обзора должны строго соответствовать его целевому и читательскому назначению.

• тщательный отбор литературы;

• содержательность характеристик издания;

• продуманная последовательность рассмотрения отдельных изданий (внутренняя связь);

• живость и лаконичность изложения, т.е. материал излагается четко и ясно, без длиннот и повторов, язык общения близок к разговорному.

Начинается обзор с выявления и отбора литературы с учетом читательской аудитории и типа обзора.

Количество отбираемых изданий зависит от задачи обзора, темы, от наличия литературы по данному вопросу, продолжительности обзора, аудитории, обстановки, в условиях которой он проводится.

В зависимости от этого обзор продолжается от 15—20 мин до 1 часа.

Точно установлено: обзор, продолжающийся больше 20 мин, психологически воспринимается плохо, аудитория устает, рассеивается внимание, и не воспринимается текст.

Анализ отобранных изданий начинается с изучения ОГЛАВЛЕНИЯ, ПРЕДИСЛОВИЯ или ПОСЛЕСЛОВИЯ, просмотра текста. Обязательно, представляя издание, нужно называть автора, заглавие произведения, сведения о жанре, стиле, времени написания.

В процессе анализа выявляются: соответствие обзора теме обзора, целевому и читательскому назначению. В результате анализа составляется РАЗВЕРНУТАЯ АННОТАЦИЯ рекомендательного характера. Если дается общая оценка нескольким изданиям, близким по содержанию следует применять аналитические и групповые аннотации.

Составив аннотации на все отобранные издания, можно приступить к составлению текста, или развернутого плана обзора.

Нельзя рассчитывать на память, эрудицию. И то и другое может подвести. Поэтому подготовить письменно общий текст или план обзора просто необходимо. Но не следует читать текст обзора в процессе его проведения, его нужно рассказывать, сверяясь с планом.

На структуру обзора влияет его содержание. План обзора состоит, как правило, из трех частей:

характеристика изданий (основная часть);

Вступительная беседа начинается со взаимного знакомства, обосновывается необходимость проведения обзора. Здесь же договариваетесь с аудиторией о том, в каком порядке вы будете отвечать на возникающие у слушателей вопросы (по ходу обзора, или по его окончании).

Характеристика изданий (основная часть) начинается с общего описания изданий, представленной в обзоре.

Затем переходите к характеристике отдельных изданий. В зависимости от количества изданий, представляемых в обзоре и времени, которым вы располагаете, вы можете давать характеристики как каждому изданию, так и группируя издания по какому-либо признаку.

При этом в группе, как правило, выделяется наиболее значимое издание. Практика показывает, что отдельные характеристики нужно давать не более 5-6 изданиям. Остальные издания в обзоре лучше группировать.

Составляя план, тщательно продумайте логику построения обзора, взаимосвязь и соподчиненность его частей, аспекты раскрытия отдельных вопросов, переходы от характеристики одного издания к другому. Это не мелочь. Переходы должны быть логичными, вытекать из содержания издания. Недопустимы постоянно повторяющиеся от издания к изданию переходы типа «в следующей. », «а еще. », «хочу предложить вашему вниманию …».

Эти вводные фразы можно использовать, но не перед каждой характеристикой.

Перед тем как перейти к следующему изданию, необходимо дать рекомендации — как аудитория может использовать данное издание. Если ваш обзор представлен аудитории библиотечных работников — ваших коллег, обязательно нужно помнить, что такие рекомендации нужно делать исходя из практического применения издания в обслуживании читателей, в том числе — справочно-библиографическом и информационном. Обращайте внимание коллег на имеющийся в издании вспомогательный аппарат: списки литературы, словари терминов и понятий, сведения об авторах, различные указатели, иллюстративный материал.

В процессе подготовки обзора непременно нужно разбираться в терминологии, заранее подготовиться по словарям, справочникам.

Если вы решили в своем обзоре зачитать отдельные фрагменты изданий, нужно отметить и назвать страницы, откуда цитируется текст. В книге заранее сделайте закладку, так как зачитывать цитаты лучше непосредственно из издания, даже если вы сделали предварительные выписки. Цитируемый фрагмент не должен быть пространным.

Для эффективности обзора большое значение имеет сочетание устного рассказа с наглядной иллюстрацией (показом), музыкальным сопровождением. Все это содействует не только эмоциональному восприятию обзора, но выработке у слушателей умения применять полученные знания на практике.

В заключении обзора коротко обобщается материал. Останавливайте внимание слушателей на ключевых моментах обзора. Если обзор тематический или отраслевой можно рекомендовать библиографические пособия по теме.

В целях обеспечения высокого качества обзора текст желательно предварительно прослушать и обсудить.

Подготовка и проведение библиографического обзора: Метод. Рекомендации / ГБЛ, Отдел СБО.— М., 1988.— 15 с.

Методика оценки устного обзора в областной универсальной научной библиотеке:

Метод. рекомендации / ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.— Л., 1989.— 32 с.

Инструкция О работе дежурного консультанта на центральном справочном пункте Дежурство на центральном справочном пункте (ЦСП) организуется с целью оказания библиографической и консультационной помощи потребителям библиотеки, а также их информирования об информационных ресурсах и порядке работы структурных подразделений библиотеки.

К дежурству привлекаются сотрудники, имеющие высшее специальное образование или большой опыт работы:

• отдела комплектования и обработки литературы;

• отдела СБО (ИБО), библиограф, библиограф МБО;

• организации и использования единого фонда.

Данная инструкция является примерной. Для использования ее в вашей библиотеке необходимо в текст внести соответствующие изменения согласно организации справочно-библиографической работы и штатному расписанию вашей ЦБС. Инструкция утверждается директором ЦБС и вводится в действие приказом по ЦБС. В приказе все сотрудники, выполняющие обязанности дежурного, должны расписаться «с приказом ознакомлен».

К инструкции прилагается список дежурных на центральном справочном пункте.

Эти сотрудники должны хорошо знать:

• фонд и СБА библиотеки в целом и ее структурных подразделений;

• порядок работы структурных подразделений библиотеки;

• возможности использования информационных ресурсов других библиотек региона.

Дежурство организуется по графику, утвержденному директором библиотеки.

Обязанности дежурного консультанта 1. Выполнять библиографические справки (тематические, уточняющие, адресные) и фактографические по каталогам, картотекам и электронным библиографическим БД;

при необходимости рекомендовать пользователям использовать другие источники.

Примечание: при поступлении запросов, которые нельзя полноценно удовлетворить по СБА ЦСП, необходимо обращаться в СБО, (ИБО), МБО, библиографу.

2. Консультировать пользователей по вопросам самостоятельного использования каталогов, картотек, электронных библиографических БД.

3. Информировать пользователей о фонде, правилах и условиях обслуживания в библиотеке:

— об информационных ресурсах других библиотек региона.

4. Записывать замечания сотрудников библиотеки и пользователей о состоянии каталогов, картотек, электронных библиографических БД, о потребностях в доукомплектовании фонда библиотеки, либо предоставлять им для записи «Журнал замечаний и предложений»:

Организация работы дежурного 1. Дежурство осуществляется по графику в.

При необходимости дежурного подменяет, как правило, сотрудник того же отдела.

2. Начиная работу, дежурный обязан проверить документацию, состояние СБА на ЦСП и записать в «Тетрадь передачи смен», замеченные им недостатки.

3. Выполненные справки и консультации дежурный в течение смены регистрирует в «Журнале учета справок и консультаций».

4. Ответственность за организацию дежурства возлагается на: зам. директора библиотеки, (зав. СБО, ИБО, МБО) и библиографа.

Документация ЦСП 1. График дежурств.

2. Тетрадь передачи смен 3. Журнал учета справок и консультаций 4. Журнал записи замечаний и предложений. Анализ записей в журнале проводится еженедельно заместителем директора библиотеки, заведующим отделом комплектования и обработки, заведующим (СБО, ИБО, МБО), библиограф.

5. Тетрадь (картотека) записи предложений о доукомплектовании единого фонда ЦБС.

6. Список библиотек города (поселка).

7. Инструкция о работе дежурного консультанта.

источник