Меню Рубрики

Психологическая диагностика подростков на алкоголизм тесты

Здравствуйте, читатели блога, Семья и дети! Продолжаем говорить с вами на тему подросткового алкоголизма. В этой статье можно проверить себя, пройдя тест на алкоголизм, ответив всего на 25 вопросов. Также поговорим о последствиях употребления спиртного молодежью и как обезопасить себя от спиртного на вечеринках.

Невероятно, но тестов для диагностики злоупотребления спиртным в подростковом возрасте не так много, как для диагностики взрослых. Возможно, разработчики подобных тестов посчитали, что подростки не сталкиваются с проблемами алкозависимости, как взрослые. Поэтому мне пришлось перелопатить много специальной литературы и медицинских сайтов, чтобы со своим знакомым наркологом по крупицам составить тест, дающий представление какова склонность к алкогольной зависимости у проверяемого.

Взгляните на следующие 25 вопросов теста. Ответьте, да/нет на каждый вопрос. Запишите ваши ответы, проверив, какова ваша склонность к алкоголизму. Главное — это совершенно бесплатно.

  • Выпиваете алкоголь, чтобы почувствовать себя уверенней, например, в клубах, дискотеках?
  • Появляется желание выпить, когда возникают проблемы дома, школе?
  • Пропускали школу из-за алкогольного похмелья?
  • Вам говорили, что вы много пьете? Слыша подобное, вас это беспокоит?
  • Когда употребляли спиртное, искали «приключений?»
  • Спиртные напитки влияют на вашу репутацию, вас осуждали за выпивку знакомые? Ловили себя на мысли, что вам всё равно их мнение о вас?
  • Испытываете чувство вины перед родными за употребления спиртного?
  • Создаете или создавали семье, родственникам проблемы, употребляя спиртное?
  • Вам нравится выпивать компаниями?
  • У вас есть проблемы из-за спиртного с пунктуальностью, какими-то обязательствами?
  • Занимаете/занимали деньги, чтобы купить алкоголь? Выпрашивали у родителей деньги, на спиртное, рассказывая им выдуманные причины, почему нуждаетесь в деньгах?
  • Употребляете алкогольные напитки, чтобы испытывать ощущение власти, вседозволенности?
  • Вы теряли друзей из-за употребления вами спиртного? Они разрывали с вами дружбу?
  • Заключали пари с друзьями, кто больше выпьет, как часто? Заключали пари на бутылку, то есть предмет выигрыша — бутылка спиртного?
  • Можете пить без закусывания просто так?
  • Бывали моменты, когда не могли вспомнить после употребления спиртного, что происходило накануне?
  • Когда-нибудь просыпались в незнакомом месте с вопросом: „Где я, с кем?“, после употребления алкоголя?
  • Попадали в больницу по вине спиртного?
  • Как считаете: вы злоупотребляете алкоголем?
  • Устраивали студенческие попойки, любите их устраивать? Нравится присутствовать на них?
  • Выпивая, пробовали смешивать несколько разных спиртных напитков?
  • Ввязывались в драки или провоцировали их, будучи пьяны, особенно находясь в компании?
  • Появлялось желание после выпивки попробовать легкий наркотик, например, покурить травку?
  • Считаете, что родители преувеличивают свои опасения, выказывая вам свое недовольство по поводу ваших выпивок?
  • Пьете, чтобы вас считали своим человеком в компании?

Итак, если ответили «ДА» на три вопроса, вам стоит задуматься о последствиях.
Ответили «ДА» на 4—5 вопросов — вы находитесь в зоне риска развития алкоголизма в недалеком будущем.
Ответили «ДА» на 6 и большее число вопросов, пришло время обратиться за профессиональной помощью.

Алкоголь среди подростков является серьезной и растущей проблемой, которую многие из молодых людей еще полностью не осознают. Поэтому прочитайте, каким последствиям он приводит.

Вождение в нетрезвом состоянии. 40% ДТП со смертельным исходом связаны с употреблением подростками алкоголя. Пьяному, как говорят «море по колено», поэтому наверняка они не понимают, какой опасности подвергают свои и чужие жизни, садясь за руль в нетрезвом состоянии. Спиртное является причиной неоправданного риска среди молодежи, преуменьшая чувство страха, опасности. Например, пьяные автогонки ночью на улицах города или распитие во время езды.

Алкоголь наносит вред тем, что снижает планку запретов у подростков. Алкогольная интоксикация ухудшает их способность здраво мыслить. Поэтому в состоянии опьянения они могут ввязываться в опасные мероприятия или совершить преступления.

Влияние алкоголя может действовать на подростков подобно «шлюзу», открывающему в дальнейшем для них доступ к употреблению наркотиков. Решив, что употребление спиртных напитков не причиняет им вреда, наоборот, даже расслабляет, они могут ошибочно заключить, что никакой опасности не будет, если попробовать наркотики .

Употребление спиртных напитков почти всегда приводит к плохой успеваемости в школе. У таких подростков существуют проблемы с концентрацией внимания в классе. Также возникают трудности со сверстниками, одноклассниками, преподавателями и представителями власти.

Пьющий подросток чаще других провоцирует семейные проблемы и скандалы. Реакция на переживания родителей сводится к словам «достали своими придирками и учениями». Пьющие подростки становятся грубыми, дерзкими, замкнутыми и часто бесчувственными к переживаниям родителей.

Существуют риски для здоровья, связанные с употреблением спиртного. Например, язва желудка, проблемы с печенью, сердцем, и недоеданием. Обычно эти проблемы возникают у подростков, употребляющих спиртное на протяжении долгого времени. Но, согласитесь, все пристрастившиеся к алкоголю подростки, когда-то не считали, что станут алкозависимыми людьми. Попробовав раз, два со временем пристрастились к спиртному.

Также пьянство, алкоголь может привести к повреждению мозжечка. Что приводит к плохой координации; уменьшает размер гиппокампа. Как следствие — потеря памяти или снижение интеллектуального потенциала, продолжительности концентрации внимания, а также способности понимать и использовать информацию.

Пьющие подростки становятся сексуально-активными более раннем возрасте. Чаще вступают в интимные связи, незащищенный секс. Алкогольные напитки увеличивают риск стать жертвой физического насилия, изнасилования.

Посмотрите этот трехминутный ролик: 7 фактов об алкоголе. Меня впечатлило.

Как видим последствия употребления подростками и молодежью алкогольных напитков не может не волновать родителей, педагогов и политиков. Это далеко идущая проблема, затрагивающая непосредственно или косвенно всех нас. Поэтому не стоит недооценивать вред алкоголя для подростков.

Молодые люди любят проводить время в ночных клубах, различных тусовках, где спиртное — это неотъемлемый атрибут. Как обезопасить себя? Посмотрите памятку.

  1. Лучший способ чтобы сократить риск получения травм, надругательств связанных с алкоголем — быть умеренным в его употреблении.
  2. Можно снизить шансы пострадать, если не смешивать несколько напитков за один раз.
  3. Установите пределы — где, сколько, с кем можете употребить алкоголь.
  4. Собираетесь употребить спиртное? Тогда воспользуйтесь общественным транспортом, такси. Не пытайтесь вести автомобиль в пьяном виде.
  5. Учитесь отказываться от употребления спиртного. Никто не может заставить пить, если сам не хочешь.
  6. Помните, многие бокалы вмещают до трех стандартных норм алкоголя. Поэтому следите, какой у вас бокал.
  7. Не совершайте в подвыпившем состоянии ночные лодочные катания. Почти четверть смертей связанных с такими катаниями происходят из-за спиртного.
  8. Не купайтесь в море, бассейне, когда употребляли спиртное особенно, когда находитесь одни, и никого нет рядом. Вода расслабляет, это может привести к плачевным результатам.
  9. Помните, незаконно продавать алкоголь лицам младше 18 лет. Поэтому продающий, покупающий, оба нарушают закон!

К сожалению, нынешняя молодежь действует, будто они гораздо старше своих лет. Двенадцатилетние одеваются, как шестнадцатилетние. Шестнадцатилетние подростки ведут себя как двадцатипятилетние, с теми же правами, но без обязанностей взрослых. Складывается впечатление, что выпивка среди подростков — своего рода обряд посвящения во взрослую жизнь.

Многие подростки не хотят или боятся разговаривать с родителями, учителями о привычке часто пить алкоголь. Возможно, из-за чувства стыда, вины, страха перед наказанием. Поэтому анонимный тест на алкоголизм — хороший способ помочь подросткам, которые сами смогут обнаружить проблему, пройдя этот тест. Также важно всегда помнить о последствиях, которые приводит с собой употребление спиртного.

С уважением, Андроник Олег!

Завершая эту статью посмотрите еще одно видео о последствиях подросткового алкоголизма.

источник

Стимулирующий материал и его описание.
32 вопроса с вариантами ответов.

1.Вы позволяете себе выпить один раз в неделю:
а) Реже
б) Чаще
2.За один вечер вы обычно выпиваете сто граммов любого алкогольного напитка:
а) Меньше
б) Больше
3.Следующим утром вы просыпаетесь в отличном настроении и готовые к активным действиям:
а) Да
б) Нет
4.Увидев веселую компанию за накрытым столом с напитками, у вас не возникает желание присоединиться:
а) Да
б) Нет
5.Алкоголь на весь вечер улучшает ваше настроение:
а) Да
б) Нет
6.Дома после легкого “расслабления” долго и обстоятельно разговариваете на те темы, что вас волнуют:
а) Да
б) Нет
7.Вы каетесь по поводу “лишней рюмки”, выпитой на кануне:
а) Да
б) Нет
8.Следующим утром вы не жалеете, что не полностью использовали возможность отдохнуть:
а) Да
б) Нет
9.Вы употребляете алкогольные напитки только по праздникам:
а) Чаще
б) Реже
10.За один вечер вы можете выпить пол-литра любого алкогольного напитка:
а) Больше
б) Меньше
11.Утром, после душа и зарядки, к вам не возвращается бодрость духа и готовность преодолевать любые трудности:
а) Да
б) Нет
12.Увидев веселую компанию за столом у вас возникает чувство легкой зависти:
а) Да
б) Нет
13.В компании с друзьями вы внимательно следите, чтобы кому-то не налили больше:
а) Да
б) Нет
14.Дома после вечеринки, не в зависимости от времени, вы сразу ложитесь спать:
а) Да
б) Нет
15.Члены семьи иногда упрекают вас в злоупотреблении алкоголем:
а) Да
б) Нет
16.Вы жалеете, вспоминая прошлый вечер следующим утром:
а) Да
б) Нет
17. Вы «расслабляетесь» с периодичностью один раз на месяц:
а) Реже
б) Чаще
18. Количество выпитого за вечер зависит от обстоятельств, но не превышает двести граммов:
а) Меньше
б) Больше
19.На следующий день вы не приходите в рабочее состояние, опохмеляясь или использовав лекарства:
а) Да
б) Нет
20.Увидев группу людей, которые употребляют спиртное, у вас не возникает непреодолимое желание выпить:
а) Да
б) Нет
21. Легко можете остановиться, когда решили, что уже достаточно:
а) Да
б) Нет
22. После вечеринки начинаете более четко видеть все недостатки вашего быта и подсказывать членам семьи, как их устранить:
а) Да
б) Нет
23. Вы не отстаиваете свои права на право общения с друзьями:
а) Да
б) Нет
24. Следующим утром вы легко можете вспомнить, как очутились дома:
а) Да
б) Нет
25.Вы считаете полезным употребление алкоголя ежедневно:
а) Да
б) Нет
26. Вы любите в компании демонстрировать свои возможности пить много и не опьянеть:
а) Да
б) Нет
27.Вас мучает раздражительность, вызванная сильной головной болью и тошнотой после застолья:
а) Да
б) Нет
28.При мысли об алкоголе и невозможности выпить у вас возникает чувства недовольства и гнева:
а) Да
б) Нет
29.Иногда после веселых встреч вы просыпаетесь в незнакомом месте и не можете вспомнить, как там очутились:
а) Да
б) Нет
30.Дома чувствуете растущее возмущение по любому поводу и непреодолимое желание выплеснуть свое неудовлетворение:
а) Да
б) Нет
31.Вы не отдаете преимущество одному виду спиртного:
а) Да
б) Нет
32.Вы можете проспать на работу (учеба) после вечеринки:
а) Да
б) Нет
Регистрационный бланк — отсутствует

Ключ к тесту-опроснику.
Обработки полученных результатов происходит согласно с ключом, который представлен в таблице.

№ А Б № А Б
1 0 2 17 0 2
2 0 1 18 0 2
3 0 2 19 0 2
4 0 1 20 0 2
5 0 1 21 0 2
6 0 1 22 1 0
7 1 2 23 0 2
8 0 2 24 1 2
9 1 0 25 2 0
10 2 1 26 2 0
11 2 0 27 2 0
12 1 0 28 2 0
13 2 0 29 2 0
14 2 0 30 2 0
15 2 0 31 2 0
16 2 0 32 2 0

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
3 — 11 баллов — Употребление спиртного в разумных пределах. Это не мешает ни жить, ни плодотворно учиться, трудиться, достигая намеченных целей. Полный контроль над ситуацией.

12 — 30 баллов — Склонность к злоупотреблению спиртными напитками. Есть вероятность того, что ситуация выходит из-под контроля. Тяжело бороться с искушением, а главное — своевременно остановиться. Самое время задуматься и попробовать изменить некоторые моменты жизни.

31 — 56 баллов — Если в ближайшее время не остановиться, возможно, даже с помощью врачей и медикаментов, жизнь близких превратится в сплошной кошмар, а респондент постепенно деградирует в моральном плане и вскоре не сможет бороться с необратимыми процессами в организме, которые уже начали его разрушать. Но еще не поздно!

Современный человек достаточно часто прибегает к такому способу решения возникающих психологических проблем, как употребление алкогольных напитков. Поскольку спиртные напитки помогают временно снять эмоциональное и физическое напряжение, употребление алкоголя может стать обычным способом снятия стрессов, на которые так богата наша жизнь.

Постепенно для достижения ощутимого результата требуются всё большие дозы спиртного. С увеличением количества принимаемого алкоголя и частоты его употребления возникают характерные расстройства: мышление человека становится очень ограниченным, его физические реакции ухудшаются, а отношения с людьми портятся. На место старых проблем приходят новые, зачастую намного серьёзнее тех, из-за каких человек принимал алкоголь.

Как же понять, что настала пора остановиться? Существуют ли эффективные способы определения наличия алкогольной зависимости? Вы можете проверить это, сказав себе: «Не больше 50 граммов в день в течение двух месяцев, что бы ни случилось!» Если вы сорвётесь, значит, ваш контроль над употреблением алкоголя уже утрачен. Но если вы не желаете ждать два месяца, а хотите узнать ответ прямо сейчас, пройдите онлайн тест на алкоголь.

Предлагаемый нами тест на алкогольную зависимость может помочь вам выявить вашу предрасположенность к этому серьёзному психологическому и физиологическому заболеванию. Этот тест был разработан Дж. Энглером и Д. Голерманом специально для онлайн самодиагностики тех людей, которые предполагают у себя наличие алкогольной зависимости либо обеспокоены своей генетической предрасположенностью к этой болезни.

В основу этого теста были положены наиболее распространённые жалобы родных и близких людей, имеющих проблемы с алкоголем, а также собственные высказывания алкоголиков о себе. Ответив онлайн на ряд вопросов этого теста, соглашаясь либо не соглашаясь с ними, вы самостоятельно и анонимно можете узнать, есть ли у вас серьёзные причины для беспокойства в связи с употреблением спиртного, или же вы пьёте в меру и все ваши опасения совершенно не обоснованы.

Даже если результаты оказались не слишком утешительными, не расстраивайтесь! Предупреждён — значит вооружён! Не забывайте, что это всего лишь тест. Точно сказать, имеется у вас алкогольная зависимость или нет, может сказать лишь врач-специалист, то есть нарколог.

52. Методы психологической диагностики начальных проявлений алкогольной зависимости.

К проявлениям начальной стадии алкоголизма относятся: влечение к алкоголю (первичное патологическое влечение или тяга к алкоголю); повышение уровня толерантности к алкоголю – способность принимать алкоголь в достаточно больших дозах, появление провалов в памяти, на следующий день после приема алкоголя; утрата защитного рвотного рефлекса. Алкоголизм уже в начальной стадии характеризуется утратой количественного контроля при приеме алкоголя, когда человек не может остановиться после приема како – то дозы спиртного и начинает пить дальше; изменение форм пьянства (прием алкоголя в течение нескольких дней подряд)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АЛКОГОЛИЗМА

Вопрос скрининга расстройств, сваязанных с потреблением алкоголя, выявление лиц повышенного риска развития алкогольной зависимости остаётся собственно актуальным. При этом, в данном случае под скринингом понимается выявление состояний риска или повышенного риска возникновения алкогольной зависимости (АЗ) с помощью психологических тестов и других процедур, которые обеспечивают максимально быстрый ответ. Скрининговые тесты позволяют выявить лиц с вероятным наличием того или иного заболевания среди лиц, не предъявляющих каких-либо жалоб по поводу здоровья (Лисицын, Сидоров, 1990).

Читайте также:  Как при помощи заговоров вылечить от алкоголизма

Исторически одной из самых первых попыток внедрить в наркологическую практику анкетную методику была J-карта, предложенная E. Jellinek (1960), которая достаточно чётко характеризовала отдельные стадии развития алкоголизма и особенности поведения больного.

Поиск поведенческих критериев, критериев изменения профессиональной деятельности характерен в основном для США. Отсюда — обилие психологических тестов. Национальным советом по алкоголизму предложен опросник CRIT (Criteria for the Diagnosis of Alcoholism) — обобщение ряда применяемых США тестов, в т. ч. ARQ (Alcoholism Risk Questionaire), включающий 16 разделов, касающихся психологических, поведенческих и социальных функций опрашиваемого, MAST (Michigan Alcoholism Screening Test) — 25 разделов, о влиянии алкоголя на межличностные отношения, работоспособность, здоровье и т. п. Работа над тестом отнимает 10–15 минут. Оценка проводится в баллах от 1 до 5, наивысший балл соответствует болезни (Amiel-Lebigre, 1988; Tulevski, 1989; Nociar, 1990), чувствительность теста достигает 91,5% (Cyr, Wartman, 1988).

Известны также BMAST (Brief Michigan Alcoholism Screening Test), MAC (MacAndrew Alcoholism Scale), IASI (Iowa Alcoholic Stage Index), включающие 5 разделов (работа, семья, финансы, взаимоотношения с полицией, здоровье) и позволяющие определять ранние, средние и поздние стадии алкоголизма (Hillemand, Moore et al., 1989). По мнению E. Harbutg et al. (1988) BMAST является полезным инструментом в выделении из общей популяции проблемных потребителей алкоголя, беспроблемных потребителей, а также моделей потребления алкоголя среди пьющих.

Известны также тест Мортимера–Филькинза; опросник эссенциально-реактивного алкоголизма; опросник Ландина, который состоит из вопросов, касающихся демографической информации, наследственности, диагностических шкал BMAST и дополнительных шкал, включающих симптоматику алкоголизма (Henzel, 1984); опросники ADS и SADD (Hillemand, Moore et al., 1989; Roberto, Masur, 1986; Allen, Fertig, Towle, 1994), тест употребления алкоголя (Richter, 1993); шкала для оценки влечения к алкоголю (Anton, Moak, 1992); опросник The significant-other behavior Questionnaire (SBQ) (Love et al., 1993); тест выявления нарушений при употреблении алкоголя и др.

В Западной Европе появился основанный на подобных же принципах MALT — Мюнхенский алкогольный тест. Эпидемиологическая группа итальянского алкоголического общества осуществила программу оценки Мюнхенского алкогольного теста, который вследствие быстроты исполнения может использоваться для скрининга населения (Marsili, Traverso, 1988; Gorenc, Feuerlein et al., 1985).

Кроме того, рекомендуется использовать опросник MALT для определения принадлежности к группе высокого риска по алкоголизму (Walburg, 1988; Bernitzki, 1987). По мнению G. B. Modonatti, A. M. Musso, G. Marsili (1988), схема Мюнхенского алкогольного теста позволяет с меньшими ограничениями формулировать диагноз алкоголизма, однако он не имеет преимуществ в отношении простоты исполнения по сравнению с другими тестами (Tulevski, 1989; Boni, Rossi et al., 1988). Этот тест подходит для скрининга населения на алкоголизм (Marsili, Traverso, 1988; Рихтер, Ройтер, 1987), но лишь 62,5% положительных диагнозов, установленных с помощью MALT, подтвердились при использовании DSM-III R (Garzotto, Bertasi, Masili, 1988).

В то же время, оказалось, что критерии DSM-III R злоупотребления алкоголем, высоко коррелирующие друг с другом, слабо коррелируют с характером пьянства по самоотчётам, с количеством и последствиями потребления алкоголя (Tarter, Ama Amesa, Moss, Edwards, 1987; Kruszylski, Miazgowska et al., 1988). Авторы ставят под сомнение специфичность и корректность ценности критериев DSM-III R для диагностики злоупотребления алкоголем.

Использование DSM-III R для диагностики алкоголизма у подростков обнаружило меньшую частоту диагноза алкоголизма, чем у взрослых (Filstead, Parrella, Conlin, 1989), что, по мнению авторов, обусловлено тем, что в руководстве DSM-III R для диагностики зависимости необходимо выявление роста толерантности или абстинентного синдрома.

. Rossetto et al. (1988) при сравнении тестов MAST и MALT отобрали 9 клинических вопросов, составивших новый опросник, рекомендуемый для выявления алкоголизма в итальянских медицинских учреждениях. Диагностическая эффективность этого опросника, в который вошло 7 вопросов, заимствованных из MALT и два вопроса из MAST, составила, по данным авторов, более 80%. Некоторые психологические опросники, например, патохарактерологический диагностический опросник, шкала MacAndrew могут служить и для идентификации лиц из группы высокого риска алкоголизма (Личко, Лавкай, 1987; Knowles, Schroeder, 1990).

H. E. Ross, H. B. Glaser (1989) изменив оценочную систему теста GHO-60 существенно повысили его эффективность в отношении больных алкоголизмом, чувствительность теста в отношении наркологического контингента составила 69%, специфичность — 75%, вероятность положительной динамики — 77%, отрицательной — 66%, общий процент ошибок составил 29%.

Психологические опросники используются не только для диагностики, но и для выработки наиболее эффективной терапевтической тактики (Amiel-Lebigre, 1988). Так, C. P. Appel (1988) предложил новый опросник для оценки эффектов потребления алкоголя, содержащий 14 шкал общих с принятыми опросниками для диагностики алкоголизма. Результаты автор сравнил с существующими опросниками типа MAST, MMAST и CAGE. Оказалось, что новый опросник усиливает интерес больных к участию в лечении в большей степени, чем это делают другие опросники.

G. Richter, P. G. Klemm, M. Zahn (1990) выделили с помощью многофакторного анализа, включавшего 23 переменных, 9 показателей, в т. ч. 5 объективных и 4 субъективных, позволяющих за 10 минут провести диагностику как зависимости от алкоголя, так и злоупотребления ним.

Одним из наиболее распространённых методов является использование опросника MMPI и аналогичных, созданных на его основе (МАС). У больных алкоголизмом отмечается повышение параметров по шкалам: депрессия, истерия, психастения, паранойя, шизофрения, в т. ч. и при сравнении с аналогичными данными у больных токсикоманией (Amiel-Lebigre, 1988; MacAndrew, 1986).

Одной из модификаций MMPI является шкала SAP, представленная двумя типами опросников из 36 и 42 пунктов и позволяющая давать положительное определение алкоголизма в 85% случаев (MacAndrew, 1986).

Э. Е. Бехтелем (1986) были систематизированы исследования по идентификации злостного пьянства с помощью Миннесотского многопрофильного опросника (MMPI). В 50-х годах на его основе были разработаны 3 шкалы. Однако позже было выявлено, что эти шкалы в основном определяют дезадаптацию личности, а не выделяют больных алкоголизмом (Amiel-Lebigre, 1988; MacAndrew, 1986).

C. MacAndrew (1986) также, используя MMPI, создал новую шкалу для определения тяжести алкоголизма. Многократная проверка показала, что шкала выявляла только 60–85% больных алкоголизмом. В дальнейшем были предложены новые шкалы, в том числе и сокращённые, но их результативность не превышала 80%.

Злоупотребление спиртными напитками, как известно, приводит к различным медико-социальным последствиям. Поэтому были предложены шкалы, фиксирующие «симптомы наркомании», «симптоматическое пьянство», шкалы «зависимости», «озабоченности алкоголем» (Richter, 1993; Sawiska, Gaul, Matkowski, 1989; Winters, Stinehtied, Hanly, 1993; Moret, Pécond , Versin, 1993).

Среди представленных диагностических шкал наиболее убедительную проверку временем выдержала шкала МАС, созданная C. MacAndrew. Шкала МАС измеряет устойчивые черты личности и позволяет прогнозировать алкоголизм у 72% начавших злоупотреблять спиртными напитками. По мнению одних специалистов, шкала МАС одинаково эффективна для диагностики алкоголизма среди и мужчин, и женщин, и подростков, и стариков (Preng, Clopton, 1986). Другими авторами показано, что чувствительность метода низкая и зависит от возраста и пол обследуемых. Так, правильная диагностика достигала 90% случаев у больных алкоголизмом мужчин в возрастной группе 18–24 года и только 41% у женщин (Cernovsky, 1994; Davis, Colligan, Morse, Offord, 1987).

По данным D. M. Kagan (1987) наиболее полезны для идентификации больных алкоголизмом показатели когнитивных расстройств и социальной дезадаптации. Однако эти шкалы оказались существенно повышены и в группе компульсивных игроков, но курильщики и игроки имели лучшие показатели по шкале коммуникативности и их отличала большая социальная ориентация.

Наиболее распространённой в настоящее время анкетной методикой является MAST — Мичиганский алкогольный скрининг-тест. Названная методика в целом оправдала своё назначение в качестве инструмента предварительной экспресс-диагностики алкоголизма (Nyström, Parasälo, Salaspuro, 1993; Seppa, Pitkäjärvi, Sillanavkee, 1995), кроме того она может применяться в экспертных условиях. Несмотря на некоторое искажение результатов, больные алкоголизмом в своей массе оказываются не в состоянии полностью диссимулировать реакцию на пункты теста, вероятно в связи с изменением внутренней картины заболевания и нарушением познавательных процессов (Бобров, Шурыгин, 1985). К числу достоинств этого теста относят также простоту его проведения и обработки полученных данных. Однако этот метод пока ещё не может считаться вполне совершенным (Seppa, Pitkäjärvi, Sillanavkee, 1995).

А. Е. Бобровым и А. Н. Шурыгиным (1985) была проведена апробация адаптированного варианта Мичиганского алкогольного скрининг-теста (MAST) и изучена его структура. Применение алкогольного скрининг-теста в группах больных и здоровых лиц показало достаточную валидность теста.

В качестве примера более широкого подхода к разработке диагностической шкалы можно привести скринирующую методику для выявления алкоголизма (СМА), сконструированную В. И. Полтавцом (1985) на базе Мичиганского алкогольного скрининг-теста, Миннесотского многопрофильного личностного опросника, теста для непрямого скрининга алкоголизма, опросника для изучения тяжести алкогольной зависимости, Alcadd-теста. Хорошая валидность приведённой методики, её структурированность, слабая связь результатов с личностными особенностями испытуемых открывают широкие перспективы для практического использования.

Наряду с Мичиганским алкогольным скрининг-тестом довольно широкое распространение получил краткий Мичиганский тест для выявления алкоголизма (Crowley, 1984). Существует ещё одна анкета на основе Мичиганского теста (CAGE), нацеленная на выявление скрытого алкоголизма. Двух положительных ответов достаточно для установления вероятного диагноза алкоголизма. В процессе обследования больных, поступивших в психиатрическую клинику, с помощью CAGE было идентифицировано 95% больных алкоголизмом (Steinweg, Worth, 1993). Сопоставимые данные были получены при обследовании бразильского населения, при этом «чувствительность» составила 88%, а «специфичность» — 83% (Masur, 1986; Duarte da Costa et al., 1986; Melon, 1987).

Полагают (Ewing, 1984; Болотова, Минко, Тверетинов, Беловол, 1988; Cornel, Knibe, Zutphen, Drop, 1994; Bush, Shaw, Cleary et al., 1987), что применение вопросника CAGE позволяет диагностировать не только факт злоупотребления алкоголем, но и стадию алкоголизма. Некоторые исследователи оценивают диагностическую ценность теста CAGE даже при одном положительном ответе на 62% и считают его простым, чувствительным и специфичным скрининг-тестом для выявления злоупотребления алкоголем (Moret, Pécond , Versin, 1993; Bush, Shaw, Cleary et al., 1987). Диагностическая ценность лабораторных тестов (ГГТ, средний корпускулярный объём эритроцитов, трансаминазы печени) составляет 30–36%, а теста CAGE даже при одном положительном ответе — 62%. Авторы считают, что CAGE является простым, чувствительным и специфичным скрининг-тестом для выявления злоупотребления алкоголем. Главным достоинством теста является простота и доступность использования, однозначность получаемой информации и её оценки (Liskow, Campbell, Nickel, Powell, 1995; Чухрова, 1988).

Одну из модификаций CAGE представляет собой опросник о проведении злоупотребляющим алкоголем свободного времени — STAQ. Он использовался в Англии в системе первичной медицинской помощи. В этой анкете фокусирование на алкогольных проблемах пытаются скрыть путём опроса, посвящённого развлечениям (просмотр телевизионных передач, занятия спортом и др.), что повышает его чувствительность до 76,5%. Большую эффективность замаскированных скрининг-методик (типа STAQ) отмечает также Н. Н. Иванец (1988). По его данным такой подход позволяет выявить при кардиологическом обследовании 10% больных алкоголизмом, а при обследовании контингента травматологического пункта до 16% нуждающихся в наркологической помощи.

M. G. Cyr, S. A. Wartman (1988) рекомендуют включать в сбор информации при составлении любой истории болезни 2 скринирующих вопроса: «Имелись ли у вас когда-нибудь проблемы из-за выпивки?», обнаруживших чувствительность 70,2%, а при комбинировании с вопросом «Когда вы выпивали последний раз?» чувствительность достигла 91,5%.

Для диагностики алкоголизма используются также и психологические методики. Например, I. Cserue et al. (1983) использовали тест Wartegg, а А. Е. Личко и И. Ю. Лавкай (1987) для выявления контингента с высоким риском алкоголизации до совершеннолетия с успехом использовали патохарактерологический диагностический опросник; J. V. Musil (1985) — прогрессивные матрицы Равена.

При сравнении надёжности и валидности ряда опросников, направленных на выявление алкоголизма, H. D. Mischke, R. L. Venneri (1987) установили, что наилучшие результаты показал MAST, затем CAGE и опросник Мортимера–Филкинса. Однако совпадение тестовых оценок с оценками специалистов по алкоголизму было недостаточным. Возможные причины этого, по мнению авторов, в различии выборок и неоднородных критериях алкоголизма и алкогольных проблем у разных специалистов.

H. S. Neerken, H. N. Plomp (1987) считают существующие диагностические тесты недостаточно простыми для того, чтобы быть широко используемыми для скрининга алкоголизма в популяции.

В литературе имеются сведения о разработанных клинических опросниках для выявления признаков алкоголизма (К. К. Яхтин, В. Д. Менделевич, 1987). Опросник направлен на раскрытие возможной диссимуляции симптомов алкоголизма, а также определение достоверных начальных признаков алкоголизма и дифференциально-диагностических критериев для отграничения их от донозологических форм бытового пьянства.

А. В. Довгий, В. Н. Петров, М. Я. Водяницкая (1990) предложили анкету из 19 вопросов, каждый из которых содержит от 2 до 9 возможных ответов. Основными критериями для включения в группу риска являются данные об объёме потребления алкоголя за неделю. Достоверность анкеты для выявления группы риска и больных алкоголизмом достигает, по данным авторов, 96,3%.

Описано структурированное диагностическое интервью для определения алкоголизма, включающее 7 разделов: демографическая информация; история жизни с акцентом на антисоциальное поведение, что позволяет поставить диагноз антисоциальной личности; алкогольный анамнез; наркотический анамнез; семейная отягощённость психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманиями; психиатрический анамнез. Надёжность методики колебалась от 0,765 до 1,0. Надёжность оценивали в сравнении с общеупотребимым клиническим интервью SADS. Предлагаемая методика оказалась близкой к SADS и даже более чувствительной в случаях вторичного и осложнённого алкоголизма (Schukit, Irwin, Howard, Smith, 1988).

На основе кооперативного проекта ВОЗ с участием 6 стран разработан тест The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT) (Saunders, Aasland, Babor et al., 1993; Bohn, Babor, Kraurler, 1995), как инструмент для выявления лиц, употребляющих вредное для здоровья количество алкоголя. Он представляет собой опросник из 10 вопросов, касающихся употребления алкоголя, поведения, связанного с употреблением, а также связанных с этим проблем.

В то же время, есть отрицательные оценки скринирующих тестов. Так, например, L. W. Glaze, P. G. Coggan (1987), E. Heck (1995) сделали вывод о том, что использование CAGE в качестве одной из составляющих развёрнутого опросника о здоровье нецелесообразно, поскольку составляющие его вопросы не позволяют идентифицировать значительное число больных, злоупотребляющих алкоголем. В условиях терапевтической клиники этот скринирующий тест обнаружил как слабую чувствительность, так и низкую специфичность. Простые же вопросы, касающиеся количества и частоты употребления алкоголя оказались более эффективными и позволили идентифицировать среди больных 4% лиц, злоупотребляющих алкоголем. По данным американских учёных (Willenbring, Sonnier, Lynch, Bielinski, 1991) шкалу зависимости от алкоголя (ADS) нельзя считать достоверным методом диагностики зависимости от алкоголя.

В. Ю. Завьяловым (1988) разработана методика для диагностики мотивации употребления алкоголя. Включающая 45 вопросов объединённых в 9 мотивационных шкал, позволяющая косвенно судить о степени алкоголизации личности.

Читайте также:  Как найти бабку которая лечит алкоголизм

В. И. Полтавец (1991) (Днепропетровский медицинский институт) считает, что принятые в психиатрии схемы описания психического статуса не дают необходимой информации для построения плана лечения и реабилитации больных. Среди психологических концепций, позволяющих проводить эффективный анализ особенностей поведения больных наркогениями, одно из ведущих мест занимает концепция установки. Им предложены три основных варианта установки на лечение: отрицательная, формальная и положительная. Совместно с Н. А. Ерчковой им разработана и успешно применена на практике методика для диагностики установки на лечение токсикомании, содержащую 127 вопросов объединённых в 6 диагностических шкал (шкала лжи; осознание состояния здоровья; отношение к мерам воздействия со стороны руководства; отношение к спиртным напиткам; отношение к окружающим; отношение к самому себе).

Следует отметить, что среди психодиагностических методик, широкое распространение в клинике алкоголизма получили проэктивные методы — тест Люшера, ТАТ, тест Роршаха, методика незаконченных предложений, рисуночные методы и их различные модификации. Но, следует отметить, что не смотря на свою высокую информативность эти методы достаточно громоздки и трудоёмки, что практически исключает возможность группового исследования и оценки полученных результатов (Завьялов, 1988; Щетинський, Польшин, 1990; Казаков, 1991).

В определённой степени оценка употребления алкоголя больными алкоголизмом зависит от предоставленных вариантов ответов. K. Poikolainen, P. Karkkainen (1985) доказали заниженность суточного употребления алкоголя сильно пьющих людей, опрошенных по лёгкой форме опросника (варианты ответов, устанавливающие лёгкое, умеренное и среднее по частоте употребление алкоголя), влияние типа опросника на ранжирование субъектов по суточному употреблению алкоголя.

Увлечённость психологической диагностикой алкоголизма такова, что допускается самодиагностика болезни, о чём свидетельствует Self-Administrated Alcoholism Screening Test (Hurt, Briones, 1986). Однако европейские наркологи совершенно справедливо полагают, что психологические тесты избыточно трудоёмки, а результат их применения зависит от установки (аггравация–диссимуляция) опрашиваемого (Weinstein, Slaght, 1995).

Несомненно, что все эти подходы показали свою безусловную полезность, но ни один из них ещё не исчерпал свои возможности.

источник

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска» .

Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход, в некоторой степени, оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни » 1 .

Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:

· Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);

· Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);

· Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).

Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.

При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.

При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.

Вот пример такой методики для старших подростков:

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

источник

Тесты, позволяющие определить степень склонности обучающихся к попаданию в зависимость от ПАВ, выявить обучающихся «группы риска», с целью проведения профилактической работы.

Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ»

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.

Каждый имеет право выпивать, сколько он хочет и где хочет.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане, дегустатора вин.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Правы те, кто в жизни следует пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал (а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

Случалось, что мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил (а).

Если человек стремится к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

Чтобы получить удовольствие, можно нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал (а), что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Я бы попробовал (а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные, интересные картины, слышали странные, необычные звуки и др.

В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

Случалось, что по утрам (после того как я накануне употреблял (а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

Часто в состоянии опьянения я испытывал (а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден (а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

Употребляя алкоголь, я часто превышал (а) свою норму.

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

Если вы обнаружили более 10 признаков , можно с высокой вероятностью предположить зависимость к употреблению ПАВ.

Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению

1. Проявляет ли молодой человек низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы № 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

0 – 15 баллов – обучающийся не входит в группу риска.

15 – 30 баллов – средняя вероятность предрасположенности, требуется повышенное внимание.

Свыше 30 баллов – обучающийся находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В)

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление обучающихся группы риска – это начальный этап профилактики и коррекции зависимости. Полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления деятельности и помогут впоследствии оценить эффективность работы, проведенной с обучающимися.

Тест опросника содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей.

Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.

Методика представляет собой анкету с вариантами ответов:

  1. Нет -1 балл;
  2. Скорее нет – 2 балла;
  3. Ни да, ни нет -3 балла;
  4. Скорее да – 4 балла;
  5. Да – 5 баллов.

1. Время от времени мне очень хочется выпить, чтобы расслабиться.

2. В свое свободное время я чаще всего смотрю телевизор.

3. Я считаю, что одиночество – это самое страшное в жизни.

4. Я – человек азартный и люблю азартные игры.

5. Секс – это самое большое удовольствие в жизни.

6. Я довольно часто ем не от голода, а для получения удовольствия.

7. Я соблюдаю религиозные результаты.

8. Я все время думаю о работе, о том, как сделать ее лучше.

9. Я довольно часто принимаю лекарства.

10. Я провожу очень много времени за компьютером.

11. Не представляю свою жизнь без сигарет.

12. Я активно интересуюсь проблемами здоровья.

13. Я пробовал наркотические вещества.

14. Мне тяжело бороться со своими привычками.

15. Иногда я не помню произошедшего во время опьянения.

16. Я могу долго щелкать пультом в поисках чего нить интересного по телевизору.

17. Главное чтобы любимый человек всегда был рядом.

18. Время от времени я посещаю игровые автоматы.

19. Я не думаю о сексе только когда я сплю.

20. Я постоянно думаю о еде, представляю себе разные вкусности.

21. Я довольно активный член религиозной общины.

22. Я не умею отдыхать, чувствую себя плохо во время выходных.

23. Лекарства – самый простой способ улучшить самочувствие.

24. Компьютер – это реальная возможность жить полной жизнью.

25. Сигареты всегда со мной.

26. На поддержание здоровья не жалею ни сил, ни денег, ни времени.

27. Попробовать наркотик – это получить интересный жизненный урок.

28. Я считаю, что каждый человек от чего то зависим.

29. Бывает что я чуть чуть перебираю когда выпиваю.

30. Телевизор включен большее время моего пребывания дома.

31. Когда я не вместе с любимым человеком, я постоянно думаю о нем.

32. Игра дает самые острые ощущения в жизни.

33. Я готов идти на « случайные связи», ведь воздержание от секса для меня крайне тяжело.

34. Если кушанье очень вкусное то я не удержусь от добавки.

35. Считаю что религия – единственное что может спасти мир.

36. Близкие часто жалуются, что я постоянно работаю.

37. В моем доме много медицинских и подобных препаратов.

38. Иногда, сидя у компьютера я забываю поесть или о каких то делах.

39. Сигарета это самый простой способ расслабиться.

40. Я читаю медицинские журналы и газеты, смотрю передачи о здоровье.

41. Наркотик дает самые сильные ощущения из всех возможных.

42. Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо.

43. Алкоголь в нашей жизни – основное средство расслабления и повышения настроения.

44. Если сломался телевизор, то я не буду знать, чем себя развлечь вечером.

45. Быть покинутым любимым человеком – самое большое несчастье, которое может произойти.

46. Я понимаю азартных игроков, которые могут в одну ночь выиграть состояние, а в другую проиграть два.

47. Самое страшное это получить физическое увечье, которое вызовет сексуальную неполноценность.

48. При походе в магазин не могу удержаться, что бы ни купить что нибудь вкусненькое.

49. Самое главное в жизни – жить наполненной религиозной жизнью.

50. Мера ценности человека заключается в том, на сколько он отдает себя работе.

51. Я довольно часто принимаю лекарства.

52. «Виртуальная реальность» более интересна, чем обычная жизнь.

54. Я стараюсь неотступно соблюдать правила здорового образа жизни.

55. Иногда я употребляю средства, считающиеся наркотическими.

56. Человек – существо слабое, нужно быть терпимым к его вредным привычкам.

57. Мне нравится выпить и повеселиться в веселой компании.

58. В наше время почти все можно узнать из телевизора.

59. Любить и быть любимым это главное в жизни.

60. Игра – это реальный шанс сорвать куш, выиграть много денег.

Читайте также:  Кодировка от алкоголизма в нижневартовске отзывы

61. Секс – это лучшее времяпровождение.

62. Я очень люблю готовить и делаю это так часто, как могу.

63. Я часто посещаю религиозные заведения.

64. Я считаю, что человек должен работать на совесть, ведь деньги это не главное.

65. Когда я нервничаю, я предпочитаю принять успокоительное.

66. Если бы я мог, то все время занимался бы компьютером.

67. Я – курильщик со стажем.

68. Я беспокоюсь за здоровье близких, стараюсь привлечь их к здоровому образу жизни.

69. По интенсивности ощущений наркотик не может сравниться ни с чем.

70. Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни.

Обработка результатов теста:

Суммируйте баллы по отдельным видам склонностей к зависимостям:

1. Алкогольная зависимость: 1, 15, 29, 43, 57.

2. Телевизионная зависимость: 2, 16, 30, 44 ,58.

3. Любовная зависимость: 3, 17, 31, 45, 59.

4. Игровая зависимость: 4, 18, 32, 46, 60.

5. Сексуальная зависимость: 5, 19, 33, 47, 61.

6. Пищевая зависимость: 6, 20, 34, 48, 62.

7. Религиозная зависимость: 7, 21, 35, 49, 63.

8. Трудовая зависимость: 8, 22, 36, 50, 64.

9. Лекарственная зависимость: 9,23,37,51,65.

10. Компьютерная зависимость: 10,24,38,52,66.

11. Табачная зависимость: 11, 25, 39, 53, 67.

12. Зависимость от здорового образа жизни: 12, 26, 40, 54.

13. Наркотическая зависимость: 13, 27, 41, 55, 69.

14. Общая склонность к зависимостям: 14, 28, 42, 56, 70.

  1. 5-11 баллов – низкая;
  2. 12-18 средняя;
  3. 19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.

Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.

  1. а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий,

б) Я бы предпочёл работать на одном месте.

  1. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

  1. а) Мне нравятся все запахи человеческого тела,

б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

  1. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие,

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.

  1. а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и счастлив,

б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.

  1. а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.

  1. а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,

б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.

  1. а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы,

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.

  1. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.

  1. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

  1. а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,

б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.

  1. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

  1. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

  1. а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,

б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.

  1. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

  1. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.

Обработка и интерпретация

Полученные ответы соотносятся с ключом:

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым,»щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.

От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с приёмом наркотиков. И правильно сделаете.

«Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими», — писал Маре.

Цель: Помочь подросткам осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и её последствия.

Данный материал раскрывает следующие вопросы:1. Антинаркотическое просвещение в образовательной среде;2. Профилактическая работа в образовательных учреждениях:3. Начало употребления ПАВ несовершенноле.

В данном материале рассматриваются следующие вопросы:1. Антинаркотическое просвещение в образовательной среде2. Начало употребления ПАВ несовершеннолетними3. Профилактическая работа в образовательных .

В помощь классным руководителям для проведения родительского собрания по теме: «Как уберечь ребёнка от приёма психоактивных веществ».

Проводится с целью формирования у несовершеннолетних представления о причинах употребления ПАВ и развития у них осознанной мотивации для отказа от употребления ПАВ.

Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье че.

источник

Тест на аддикцию (addictus с лат. «связанный долгами») определяет склонность человека к 13 видам зависимостей. Методика Лозовой Г.В. также позволяет диагностировать общую склонность к зависимостям.

  1. Алкогольная зависимость.
  2. Интернет и компьютерная зависимость.
  3. Любовная зависимость.
  4. Наркотическая зависимость.
  5. Игровая зависимость.
  6. Никотиновая зависимость.
  7. Пищевая зависимость.
  8. Зависимость от межполовых отношений.
  9. Трудоголизм.
  10. Телевизионная зависимость.
  11. Религиозная зависимость.
  12. Зависимость от здорового образа жизни.
  13. Лекарственная зависимость.
  14. Общая склонность к зависимостям.

На основании результатов тестирования нельзя ставить диагноз, методика является ориентировочной и показывает общую склонность к той или иной зависимости.

Тест на зависимость (аддикцию) (Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В.):

Вам предлагается тестовый материал, состоящий из 70 вопросов (суждений). Внимательно прочитайте утверждение и, не раздумывая очень долго, выберите один из вариантов ответа.

  1. Нет -1 балл;
  2. Скорее нет – 2 балла;
  3. Ни да, ни нет -3 балла;
  4. Скорее да – 4 балла;
  5. Да – 5 баллов.

Тестовый материал.

  1. Время от времени мне очень хочется выпить, чтобы расслабиться
  2. В свое свободное время я чаще всего смотрю телевизор.
  3. Я считаю, что одиночество – это самое страшное в жизни
  4. Я – человек азартный и люблю азартные игры.
  5. Межполовые отношения – это самое большое удовольствие в жизни.
  6. Я довольно часто ем не от голода, а для получения удовольствия.
  7. Я соблюдаю религиозные ритуалы.
  8. Я все время думаю о работе, о том, как сделать ее лучше
  9. Я довольно часто принимаю лекарства
  10. Я провожу очень много времени за компьютером
  11. Не представляю свою жизнь без сигарет
  12. Я активно интересуюсь проблемами здоровья
  13. Я пробовал наркотические вещества
  14. Мне тяжело бороться со своими привычками
  15. Иногда я не помню произошедшего во время опьянения
  16. Я могу долго щелкать пультом в поисках чего нить интересного по телевизору
  17. Главное чтобы любимый человек всегда был рядом
  18. Время от времени я посещаю игровые автоматы
  19. Я не думаю о межполовых отношения х только когда я сплю
  20. Я постоянно думаю о еде, представляю себе разные вкусности
  21. Я довольно активный член религиозной общины
  22. Я не умею отдыхать, чувствую себя плохо во время выходных
  23. Лекарства – самый простой способ улучшить самочувствие
  24. Компьютер – это реальная возможность жить полной жизнью
  25. Сигареты всегда со мной
  26. На поддержание здоровья не жалею ни сил, ни денег, ни времени
  27. Попробовать наркотик – это получить интересный жизненный урок
  28. Я считаю, что каждый человек от чего то зависим
  29. Бывает что я чуть чуть перебираю когда выпиваю
  30. Телевизор включен большее время моего пребывания дома
  31. Когда я не вместе с любимым человеком, я постоянно думаю о нем
  32. Игра дает самые острые ощущения в жизни
  33. Я готов идти на «случайные связи», ведь воздержание для меня крайне тяжело.
  34. Если кушанье очень вкусное то я не удержусь от добавки
  35. Считаю что религия – единственное что может спасти мир.
  36. Близкие часто жалуются, что я постоянно работаю
  37. В моем доме много медицинских и подобных препаратов
  38. Иногда, сидя у компьютера я забываю поесть или о каких то делах
  39. Сигарета это самый простой способ расслабиться
  40. Я читаю медицинские журналы и газеты, смотрю передачи о здоровье
  41. Наркотик дает самые сильные ощущения из всех возможных
  42. Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо
  43. Алкоголь в нашей жизни – основное средство расслабления и повышения настроения
  44. Если сломался телевизор, то я не буду знать чем себя развлечь вечером
  45. Быть покинутым любимым человеком – самое большое несчастье, которое может произойти
  46. Я понимаю азартных игроков, которые могут в одну ночь выиграть состояние а в другую проиграть два.
  47. Самое страшное это получить физическое увечье, которое сделает невозможным удовлетворить партнера в постели.
  48. При походе в магазин не могу удержаться что бы не купить что нить вкусненькое
  49. Самое главное в жизни – жить наполненной религиозной жизнью
  50. Мера ценности человека заключается в том, на сколько он отдает себя работе
  51. Я довольно часто принимаю лекарства
  52. «Виртуальная реальность» более интересна чем обычная жизнь
  53. Я ежедневно курю
  54. Я стараюсь неотступно соблюдать правила здорового образа жизни
  55. Иногда я употребляю средства, считающиеся наркотическими
  56. Человек – существо слабое, нужно быть терпимым к его вредным привычкам
  57. Мне нравится выпить и повеселиться в веселой компании
  58. В наше время почти все можно узнать из телевизора
  59. Любить и быть любимым это главное в жизни
  60. Игра – это реальный шанс сорвать куш, выиграть много денег
  61. Межполовые отношения – это лучшее времяпровождение
  62. Я очень люблю готовить и делаю это так часто, как могу
  63. Я часто посещаю религиозные заведения
  64. Я считаю, что человек должен работать на совесть, ведь деньги это не главное
  65. Когда я нервничаю, я предпочитаю принять успокоительное
  66. Если бы я мог то все время занимался бы компьютером
  67. Я – курильщик со стажем
  68. Я беспокоюсь за здоровье близких, стараюсь привлечь их к здоровому образу жизни
  69. По интенсивности ощущений наркотик не может сравниться ни с чем
  70. Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни.

Ключ к тесту. Обработка результатов теста.

Суммируйте баллы по отдельным видам склонностей к зависимостям:

1. Зависимость от алкоголя: 1, 15, 29, 43, 57.

2. Телевизионная зависимость: 2, 16, 30, 44 ,58.

3. Любовная зависимость: 3, 17, 31, 45, 59.

4. Игровая зависимость: 4, 18, 32, 46, 60.

5. Зависимость от межполовых отношений: 5, 19, 33, 47, 61.

6. Пищевая зависимость: 6, 20, 34, 48, 62.

7. Религиозная зависимость: 7, 21, 35, 49, 63.

8. Трудовая зависимость: 8, 22, 36, 50, 64.

9. Лекарственная зависимость: 9,23,37,51,65.

10. Зависимость от компьютера (интернета, социальных сетей): 10,24,38,52,66.

11. Зависимость от курения: 11, 25, 39, 53, 67.

12. Зависимость от здорового образа жизни: 12, 26, 40, 54, 68.

13. Наркотическая зависимость: 13, 27, 41, 55, 69.

14. Общая склонность к зависимостям: 14, 28, 42, 56, 70.

Интерпретация (расшифровка -условные нормы):

19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.

Аддиктивное (зависимое) поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

Несмотря на кажущиеся внешние различия, зависимые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще — как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилием зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность.

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний;
  • расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью.

Зависимое поведение совсем не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает обратимые личностные изменения.

Тест на зависимость (аддикцию). Методика определения склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В.

источник