Меню Рубрики

Программы по профилактике алкоголизма для психолога

алкогольный зависимость психодиагностический осужденный

Проанализировав литературу по коррекции алкогольной зависимости, мы пришли к выводу, что для успешного лечения необходимы два основных условия:

1) Желание самого больного излечиться.

2) Полное исключение алкоголя из жизни больного.

Исходя из этих условий и учитывая, что наиболее актуальными в нашей системе являются относительно кратковременные психокоррекционные программы, нами была разработана программа по коррекции алкогольной зависимости под названием «Новая жизнь». Программа «Новая жизнь» состоит из трех основных этапов и занимает по времени не более месяца. Первый этап заключается в предоставлении информации по проблеме алкоголизма. Это производится с помощью проведения лекции и показа короткометражных роликов специального содержания. Так как в настоящее время психокоррекция может применяться только на основе добровольного волеизъявления осужденных, этот этап несет в себе очень важную задачу, а именно заинтересовать и подтолкнуть осужденных к участию в программе. В конце лекции проводится анкетный опрос, цель которого выявить число желающих принять участие в программе, а так же узнать впечатление произведенное предоставленной информацией. Первый этап может использоваться отдельно от основной программы, просто как профилактическая лекция.

Второй этап состоит из групповых тренингов направленных на формирование устойчивого позитивного отношения к трезвому образу жизни, повышения самооценки, самопознания, работу с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, проведения основных коррекционных мероприятий (самовнушение, сказкотерапия, мандала).

При групповом методе коррекции главным принципом является сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, то есть групповой динамики, в терапевтических целях Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. 2-е изд. / Под ред. Л.П. Петровской. -М.: Прогресс, 1993, С.78-85.

Главной предпосылкой для развертывания психокоррекционной программы является понимание того, что:

· необходимо воздержание от употребления алкоголя и наркотиков;

· человек в состоянии изменить и совершить перемену в своей жизни;

· изоляция в колонии для алкоголика или наркомана может быть стимулом к изменению своей жизни;

· в психокорекции не применяются никакие медикаменты, программа основана исключительно на психокоррекционных и психотерапевтических мероприятиях;

· у осужденных, начинающих реабилитацию, в большинстве случаев мотивация носит формальный характер, поэтому работа с выявления и формирования устойчивого мотива.

Основными коррекционными методами воздействия на осужденных в нашей программе являются, самовнушение, работа с мандалой и сказкотерапия.

Внушение это подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно-психических процессов. Самовнушение это процесс внушения, адресованный самому себе. Путем самовнушения можно вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывать воздействие на вегетативные функции организма.

Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент вашего подсознания и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения.

Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица повелительным тоном и обязательно в утвердительной форме. Отрицательная частица «не» в словесных формулах исключена. Нельзя говорить «Я не пью». Нужно говорить «Я бросил пить» или «Я перестал пить». Не стоит также произносить длинные монологи. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения желательно ярко представлять то, что внушается.

Наиболее эффективно методы самовнушения действуют, когда активные мысли в виде целевых формул (мысли, несущие четкую осмысленную установку подсознанию) протекают на фоне состояния расслабления организма. Чем сильнее расслаблен организм, тем податливее становится подсознание для целевых установок. Сила самовнушения находится в прямой зависимости от степени желания достижения поставленной конкретной цели, от степени концентрации внимания на установках для подсознания.

В переводе с санскрита «мандала» означает «круг».

К. Г. Юнг интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий самость — глубинную сущность человеческой души.

Бессознательно пространство внутри круга, нарисованного человеком, воспринимается им как проекция его собственной психической структуры. Пространство за линией круга — как окружающий его мир.

Техники работы с Мандалой являются мощным инструментом диагностики и терапии в глубинной психологии.

Символы и художественные образы, цвета и динамика заключенные в мандале обладают не только непостижимым диагностическим потенциалом состояния человека, но и способны оказывать исцеляющее, развивающее, интегрирующее воздействие на психику и физическое тело в целом.

Творя в пространстве мандалы, человек:

-встречается с самим собой на глубине бессознательных переживаний;

-встречается со своей божественной сутью, погребенной под обломками травмирующего опыта, пластами установок и убеждений;

-проходит путь от периферии своего взаимодействия с окружающим миром (маски, роли) к самому центру своего существа, к себе настоящему, осознающему свои поступки, истинные потребности и желания. В процессе работы с мандалой происходит изменение психологических защит, которые проявляются в мыслях, поведении, чувствах. Те, которые устарели и являются дезадаптирующими, мешающими в достижении поставленных целей заменяются на новые, адаптивные к актуальным жизненным ситуациям и отношениям с другими людьми.

Обсуждение и интерпретация изображения позволяет выявить отношение человека к себе, к окружающим людям, к миру в целом, модели поведения с другими членами социума и их причинно-следственные связи.

Терапевтическое воздействие строится на изменении метафорического содержания Мандалы.

Главной целью психотерапии с использованием мандал является раскрытие и единение внутренних сил (ресурсов), которые по разным причинам оказались сдержаны, не доступны человеку, интеграция внутреннего мира и создание внутренней структуры. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.

Показания для использования:

-в кризисных состояниях, обусловленных насилием, травмой, острым стрессом, потерей близкого, патологическим течением внутренних и экзистенциальных кризисов и др.;

-при работе с зависимым и созависимым поведением;

-при работе с пограничными и эндогенными расстройствами;

-для отработки базовых потребностей, укрепления Я, безопасности, опор, адекватного формирования границ, получения ресурса и удовольствия ;

-для интеграции конфликтных частей психики через анализ и простройку их нового взаимодействия.

Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и притчах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.

Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа — формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе взрослого.

Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:

В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.

Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса.

Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами, для раскрытия личностного ресурса клиента.

Сюжет сказки подсказывает психологу стадии терапевтического консультирования, особенности их поведения. Раскрывает ощущения зависимого клиента и помогает сформулировать «мишени» психологической работы. Стадии терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:

1 стадия — поддержка клиента и его близких, убеждение;

2 стадия — проблематизация, усугубление кризисного состояния;

3 стадия — осмысление жизненного опыта;

4 стадия — актуализация и подпитка личностного ресурса клиента;

5 стадия — формирование конструктивного созидательного альтруизма;

6 стадия — профилактика срыва;

7 стадия — формирование созидательной жизненной программы. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. С Пб.: (Электронный учебник)

У сказкотерапии зависимостей есть общие идеи с Программой «Двенадцати шагов», однако материал, при помощи которого осуществляется воздействие, и его способы существенно различаются.

Итак, ровное течение сказки, отвлечение от основного сюжета на детали окружающего мира, добрый совет, счастливый конец — все это снимает психоэмоциональное напряжение и создает условия для начала работы пациента над собой пока на бессознательно-символическом уровне.

Третий заключительный этап заключается в индивидуальной работе с каждым осужденным. Путем беседы — интервью, выясняются планы осужденного. Отношение к алкогольным напиткам, после проведенной коррекции. Какие изменения произошли в сознании. Цели, основная мотивация к трезвому образу жизни. Производится поддержка и поощрение в эмоциональном плане. Обсуждаются возможные проблемы, пути их решения.

Главное, что нужно отметить в этом параграфе это то, что успешное лечение невозможно без желания самого больного излечиться. Следовательно, нужно вызвать это желание, что мы и делаем на первом этапе программы «Новая жизнь». Информационный блок первого этапа направлен на то, чтобы заставить задуматься осужденных с алкогольной зависимостью о последствиях злоупотребления алкоголем, взглянуть на эту проблему со стороны и увидеть реальную действительность не прикрытой всякими самооправданиями и т. п.

Второй этап также не менее важен, так как на этом этапе проводятся основные психокоррекционные мероприятия, направленные на изменение самосознания зависимых осужденных, их образа мышления, формирование устойчивого позитивного отношения к трезвому образу жизни, повышения самооценки и самопознания. Коррекционное воздействие проводится в группах, что дает возможность сознательно и целенаправленно использовать всю совокупность взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками.

Основными коррекционными методами воздействия на осужденных в нашей программе являются, самовнушение, работа с мандалой и сказкотерапия.

По нашему мнению грамотно проводимое самовнушение имеет огромный потенциал и очень эффективно воздействует на человека. Самовнушение это процесс внушения, адресованный самому себе. Путем самовнушения можно вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывать воздействие на вегетативные функции организма. Ярким примером непроизвольного самовнушения является, всем известный, эффект плацебо.

Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент вашего подсознания и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения. Сила самовнушения находится в прямой зависимости от степени желания достижения поставленной конкретной цели, от степени концентрации внимания на установках для подсознания.

Выбор метода Мандалы для нашей программы обусловлен тем, что эта техника являются мощным инструментом диагностики и терапии в глубинной психологии.

Символы и художественные образы, цвета и динамика заключенные в мандале обладают не только непостижимым диагностическим потенциалом состояния человека, но и способны оказывать исцеляющее, развивающее, интегрирующее воздействие на психику и физическое тело в целом.

В процессе работы с мандалой происходит изменение психологических защит, которые проявляются в мыслях, поведении, чувствах. Те, которые устарели и являются дезадаптирующими, мешающими в достижении поставленных целей заменяются на новые, адаптивные к актуальным жизненным ситуациям и отношениям с другими людьми.

Терапевтическое воздействие строится на изменении метафорического содержания Мандалы. Главной целью психотерапии с использованием мандал является раскрытие и единение внутренних сил (ресурсов), которые по разным причинам оказались сдержаны, не доступны человеку, интеграция внутреннего мира и создание внутренней структуры. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.

Сказкотерапия также является эффективным средством индивидуальной и групповой терапии, при работе с зависимостями, она дает шанс духовного излечения, ее основа — формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе взрослого.

В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.

Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса.

Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами, для раскрытия личностного ресурса клиента. Сюжет сказки подсказывает психологу стадии терапевтического консультирования, особенности их поведения. Раскрывает ощущения зависимого клиента и помогает сформулировать «мишени» психологической работы.

Третий заключительный этап заключается в индивидуальной работе с каждым осужденным. Это дает возможность оценить проделанною работу, выяснить планы осужденного на будущее, изменения произошедшие в сознании. На эмоциональном уровне оказывается поддержка и поощрение к продолжению работы над собой. Обсуждается профилактика возможных срывов.

Алкогольсодержащие напитки, с позиции фармакологии, токсикологии и наркологии — наркотические вещества. Фармакологические свойства алкоголя, складываются из токсического эффекта и наркотического. Доказано, что алкоголь — яд паралитического действия. Он оказывает угнетающее действие на большую часть нервных центров в самом начале своего действия. С медицинской точки зрения алкогольное опьянение — это острое отравление этиловым спиртом. Фармакологи и клиницисты относят алкоголь к наркотическим веществам, вызывающим привыкание и болезненное пристрастие. Это подтверждает высказывание В.М. Бехтерева: «Бесспорно, что алкоголь является наркотическим веществом, каковому свойству алкоголь главным образом и обязан своим распространением». Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения по лекарственной зависимости включил этиловый спирт в число веществ алкогольно-барбитурового ряда, вызывающих зависимость (болезненное пристрастие). Алкоголь обладает практически всеми свойствами наркотических веществ: при длительном употреблении вызывает болезненное влечение, при этом нарастает толерантности (устойчивость) к алкоголю; со временем возникает абстинентный синдром; алкоголь обладает способностью вызывать острые, подострые, затяжные и хронические алкогольные психозы, а также нарушения поведения и специфические изменения личности; имеет выраженное обще-токсическое действие которое проявляющееся сначала в функциональных, а в дальнейшем в органических поражениях внутренних органов и нервной системы. Алкоголь по своей сути это — наркотический яд, который разрушает организм и личность человека.

Читайте также:  Чем алкоголизм отличается от хронического алкоголизма

Алкоголизм как прогрессирующее заболевание при своем естественном течении протекает в три последовательно сменяющих друг друга стадии. Переход от одной стадии к другой происходит плавно и незаметно. Установление диагноза хронического алкоголизма является ответственным решением врача и входит в компетенцию специалиста — психиатра-нарколога.

В настоящее время пенитенциарные психологи активно осваивают психокоррекционные программы, направленные на оказание психологической помощи лицам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости. Главной мишенью психологического воздействия при работе с больными алкоголизмом является психологическая зависимость от алкоголя, влечение к употреблению спиртных напитков. По мнению большинства исследователей, психологическая коррекция влечения к алкоголю происходит комплексно и на различных уровнях психической деятельности. В процессе психокоррекции применяются как индивидуальные, так и групповые методы, направленные на выработку положительных, социально психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучение его приемам и способам саморегуляции и саморазвития, формирования необходимых умений и навыков в сфере общения, коррекции и развития системы взаимоотношений, повышения устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям.

Цели психокоррекционной работы определяют направленность усилий психологов и психиатров на изменение и стабилизацию психологического состояния и поведения осужденных страдающих алкогольной зависимостью.

Федеральное казенное учреждение, исправительная колония №1 России по Тульской области, строгого режима отвечает всем требования для проведения научного исследования на тему: «Психодиагностика и коррекция осужденных страдающих алкогольной зависимостью».

Для эмпирического исследования были отобраны 30 осужденных склонных к алкогольной зависимости. Отбор происходил исходя из личных дел осужденных и по результатам индивидуальных бесед. Для предварительного диагностирования были выбраны такие методики: 16-PF Кеттелла, опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич), НПН, STAI, ВСК, специализированные анкеты.

Методики выбранные для предварительного диагностирования осужденных страдающих алкогольной зависимостью, являются надежными и валидными. Их применение целесообразно задачам исследования.

При разработке программы по коррекции алкогольной зависимости у осужденных, особое внимание обращалось на два основных требования:

1) Желание самого больного излечится.

2) Полное исключение алкоголя из жизни больного.

Так же нами учитывалось востребованность в относительно кратковременных коррекционных программах.

источник

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2000 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2010 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2050 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания. Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье. Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

источник

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

профилактика первичного употребления алкоголя;

обогащение учащихся научными знаниями;

формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

организована работа социально-психологической службы;

ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Содержание социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя

Результат реализации функции

Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному.

Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью.

Профилактика, коррекция, реабилитация.

Разработка конкретной социально – педагогической программы

Педагогический консилиум, круглый стол.

Социальная адаптация, коррекция, реабилитация.

Отбор методов социально – педагогической работы

Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры.

Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании.

Деятельность строится на правовой основе

Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего

Координация действий всех специалистов

Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка.

Круглый стол, педагогический консилиум.

Установление контакта с заинтересованными лицами.

Патронаж (посещение на дому).

Предотвращение появления рецидивов появления пьянства.

1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города

1. Совместные заседания МК классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики

Соц. педагог, руководитель МК

Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.

2. Совместные рейды по микрорайону

3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме

4. Заседания совета профилактики

6. Организация «Школы здоровья»

7. Месячник правовых знаний

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея

1. Диагностика социума по проблеме:

а) регулярное употребление;

б) эпизодическое употребление;

в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем

Ежегодно сентябрь — октябрь

Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности

Читайте также:  Народные целители от алкоголизма в башкирии

2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МК классных воспитателей

Зам по ВР, председатель МК

ежегодно сентябрь – октябрь

3. Организация деятельности кружков, студий, секций

4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий

3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя

1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др.

Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)

2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера

3. Диспуты и дискуссии в общежитии

4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи:

б) пути приобщения и форсирования зависимости

г) роль педагогов и родителей

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения

1. Включение учащихся в работу органов самоуправления лицея

Решение проблем занятости учащихся

2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности

3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов:

специальные (меткий стрелок)

секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)

5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

В течение года по запросу

Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.

2. Ученические собрания по фактам употребления алкоголя

В течение года по необходимости

3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

4. Проведение активных тренинговых занятий

5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности группы и лицея

6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания

1. Родительские собрания по проблеме

Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми

2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний

3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска»

4. Оказание социальной и консультативной помощи семье

В течение года по необходимости

а) контроль и коррекция условий проживания учащихся

б) составление характеризующих документов, актов по запросам

в) оказание помощи учащимся

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.

Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2 курсов

Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться.

Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек.

Употребление алкоголя – частая причина распада семьи.

Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь).

Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство.

Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Тематика и содержание бесед для учащихся 3 курса

От вредной привычки к болезни.

Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя.

В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма.

Особенности подростково — юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие.

Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи.

Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

Преимущества трезвого, здорового образа жизни.

Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Зам.директора по ВР К.И.Малахивская

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

— профилактика первичного употребления алкоголя;

— обогащение учащихся научными знаниями;

— формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

— образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

— разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

— формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

— формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

— родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

— предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

— семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

— оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

— учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

— организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

— организована работа социально-психологической службы;

— ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

— составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

— проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

— оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

— проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

— в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

источник

Нормальный образ жизни не предполагает пьянство и наркоманию. Алкогольная зависимость и последующая интоксикация организма всегда ведет к деградации личности и ее моральному и физическому обнищанию. Ущерб от алкоголизма проявляется в социальной среде, затрагивает нравственные аспекты самого пьющего индивидуума, но и в равной степени касается его семьи, близких людей и коллектива, в котором человек работает и проводит время.

Предметом изучения и исследования общественных организаций, медицинских институтов становится проблема лечения и профилактики пьянства и алкоголизма, составление для этого определенных программ по выявлению стадии заболевания и целенаправленного лечения пагубной зависимости.

Профилактика алкогольной зависимости не будет эффективной без понятия патогенеза болезни. Это болезненное состояние является прогрессирующим, в его основе лежит наслаждение от употребления этилового спирта. По сведениям ВОЗ, злоупотребление спиртными напитками становится третьей причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых болезней:

  • тяжелая форма алкогольной интоксикации (отравления) является причиной множества летальных исходов в молодом возрасте,
  • при употреблении высокой дозы спиртного наступает внезапная остановка сердца или нарушения его ритма работы,
  • в состоянии опьянения подростки и взрослые люди наиболее подвержены травматизму в быту или в транспорте и на производстве,
  • желание свести счеты с жизнью возрастает после принятия горячительной дозы, равно как и побуждение отомстить обидчику, убив его или покалечив.

На ранних стадиях заболевания развиваются тяжелые патологии внутренних органов, язвы, травмы, расстройства работы сердца, сосудов, нервной системы. Более поздние стадии ассоциируются с циррозом печени, серьезными нарушениями функционирования мозга. Среди мужского населения у больных алкоголизмом смертность по статистике наступает до 50 лет.

Потребность испытать патологическое наслаждение от принятия спиртного существует у многих современников. В развитии пагубного пристрастия играют роль социальные и личностные конфликты, плохая адаптация человека в обществе, напряженные рабочие и эмоциональные перегрузки. Важная роль в профилактике употребления алкоголя отводится социальному окружению, семейному микроклимату, воспитанию детей и подростков в традициях предков и современников целой страны и народности.

Для алкоголизации является неоспоримым влияние генетической предрасположенности, наследственных факторов, предрасположенности к изменениям метаболизма в организме.

Для алкоголизма характерны некоторые соматические и психические расстройства. В клинике заболевания отмечают три основных стадии болезни с определенными симптомами в каждой из них. Перед началом этих заболеваний у человека обычно проявляется алкоголизм в бытовой стадии, так называемой, продромальной. Для него характерно ситуационное применение горячительных напитков, происходит расслабление от случая к случаю, с приходом гостей, на торжествах.

Человек не напивается спиртным до безобразного состояния, в таком периоде ему не грозят серьезные ослабления здоровья. В это время подросток, мужчина или особы женского пола могут без труда бросить употребление спиртного, и не жаждут пьянства, оставшись наедине. Но если такие распития происходят слишком часто, то развивается первая стадия алкоголизма.

Алкогольная зависимость в этом периоде длится до 5 лет, у человека появляется психическая зависимость от спиртных напитков:

  • постоянные мысли о расслаблении от спиртного,
  • радостное предвкушение выпивки,
  • неудовлетворенность положением дел в трезвом виде.

Растет толерантность, проявляющаяся симптомом измененной реактивности. Увеличивается переносимость спиртного в больших количествах, организм привыкает к похмельному синдрому без рвоты и с забыванием отдельных эпизодов во время пьянства. В этом состоянии на человека можно повлиять с помощью профилактической беседы о вреде алкоголя.

Длится длительно, от 5 до 15 лет, все симптомы утяжеляются, тяга к распитию все чаще возникает спонтанно, становится интенсивной, мотивации находят сами алкоголики, приноравливаясь к различным ситуациям, выпивки становятся постоянными. Толерантность, развиваясь до определенной степени, остается такой длительное время, спутанность воспоминаний в период алкогольного опьянения становится постоянной, все чаще случаются периоды запоя.

Длится 5–10 лет и характеризуется патологическим влечением к принятию спиртного, утрачивается количественное восприятие выпитого, больной становится нетребовательным к месту и времени, личностям собутыльников. Человек теряет чувство достоинства, постоянно не помнит предшествующих событий, у него развивается недостаток витаминов, плохо работают все системы и органы. В таком состоянии пациент не может контролировать количество выпитого, а разрушение организма ведет к летальному исходу.

Система государственных и общественных медицинских, санитарных, педагогических и психологических действий, имеющих целью предупреждение развитие заболевания, является программой профилактики алкоголизма.

Профилактические действия делят на:

  • социально-медицинские,
  • социальные,
  • медицинские.

Между собой они делятся на мероприятия, учитывающие частные цели, затрачивающие определенные средства и по эффекту воздействия. Для профилактических мероприятий выделяют три типа по определению ВОЗ:

  • Первичная профилактика представляет собой программу, направленную на развитие и сохранение условий для здоровой жизни, и устранение неблагоприятных факторов. Первичная профилактика алкоголизма предупреждает плохое влияние алкогольных традиций определенной среды, формирует у людей, тем более у подростков, гигиенических и нравственных привычек, которые исключают возможность злоупотреблять алкоголем. В основе закладывается образ здорового существования, воспитание личности в способности противостоять проблемам алкоголизма.
  • Вторичная профилактика алкоголя выявляет численность населения, которое наиболее подвержено негативным привычкам, особенно важна профилактика алкоголизма в школе, где подростки могут образовывать определенные группы для распития спиртных напитков. Важную роль играет оздоровление микросоциальной сферы в семье и в тесном коллективе.
  • Третичная профилактика проявляется в сфере людей, которые подверглись алкогольной зависимости и их патологическое состояние может прогрессировать. Предпринимаются шаги поддерживающей терапии, используются принципы социальной реабилитации, проводится разъяснительная беседа с родителями о вреде алкоголя и его осложнений.
Читайте также:  Классный час на тему алкоголизм для 5 класса

Все меры по борьбе с пьянством имеют основные направления:

  • Коррекция заключается в прямом воздействии на обычаи распития в определенной среде и среди отдельных лиц, ценообразование в продаже спиртного, административное регулирование мероприятий, создании факторов для трезвого поведения.
  • Компенсация определяет изменение общественных отношений, которые способствуют формированию обычаев использовать алкоголь, замена их на те, что проходят в здоровой эмоциональной среде. С таким направлением профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних принимает большое значение.

Специалисты научных институтов определили семь уровней по степени развития алкогольной зависимости у детей:

  • Нулевая стадия характеризуется тем, что ребенок никогда не пробовал алкоголь, благодаря установке родителей и личному воспитанию жить в полной трезвости. Мотивом служит убеждение во вредном влиянии алкоголя на поведение и здоровье.
  • Начальная стадия характеризуется случайными и редкими случаями распития алкоголя, при этом мотивом служит желание стать ближе ко взрослым и приобщиться к их миру, поступать, как все.
  • Эпизодическая стадия определяет период, когда знакомство с напитками расширяется, и подросток еще скрывает употребление от родителей. Мотив определяется желанием повысить значимость, обрести уверенность, стать более коммуникабельным.
  • Стадия высокого риска расширяет возможность найти огромное количество соответствующих поводов для распития спиртного среди подростков, часто на этом уровне профилактика женского алкоголизма играет роль для избавления от вредной привычки. Мотивацией служит веселое времяпровождение в компании, повышение настроения и тонуса.
  • Дальше, если профилактика алкоголизма в школе не приносит результатов, то зависимость переходит в стадию стабильной тяги к употреблению напитков, причем мотивы изменяются и представляют собой желание подростка уйти на время пьянства от реальности.
  • Дальнейшая стадия определяется, если тяга к алкоголю переходит в стадию физической зависимости. При этом большое количество выпитого переносится довольно легко, но возникает похмельный синдром. Мотивом употребления является желание устранить абстинентный синдром с помощью следующей дозы спиртного.
  • Следующая стадия характеризуется развитием у подростков запойного состояния, когда развивается психическая зависимость от пьянства наряду с физической потребностью, мотивом чаще всего служит желание устранить болезненность и уйти от проблем.

Специфические условия создаются при обучении ребенка в области познаний химических веществ, что дает представление о действии веществ в организме и возникновении химической зависимости. Целью такого обучения является возможность понять процессы в его теле при употреблении спиртного.

Неспецифические мероприятия включают помощь в вопросе самопознания личности, развивают стремление получить знания о своих психофизических способностях. Целью является использование тонких психических материй для развития здорового человеческого мышления.

Социальные мероприятия направлены на помощь в социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, создание здорового образа жизни и комфортного существования посредством трезвого восприятия реальности.

Основные профилактические меры заключаются в действиях социальных работников и специалистов:

  • беседы с родителями и подростками об алкоголизме в виде лекций, частных бесед,
  • формирование осознанной нравственной личности путем осознания важности здорового существования,
  • формирование понятия о специфических чертах личности, подверженной зависимости от алкоголя,
  • чтение подростками специфической литературы о вреде спиртных напитков.

Эти методы успешно используются педагогическим коллективом школы для предупреждения и лечения подросткового алкоголизма. Явление детского и подросткового алкоголизма часто является причинами преступности. Такие проявления распития несовершеннолетними встречаются у неблагополучных родителей. Чтобы приобрести желанные горячительные напитки, дети, которые еще не зарабатывают средства, начинают становиться на путь воровства.

Для лечения таких зависимых ребят существуют специальные клиники, и дети там проходят адаптацию к нормальным жизненным условиям, их учат любить собственный организм, заботиться о своем будущем. В воспитании личности, независимой от алкоголя ведущая роль принадлежит семейному воспитанию, затем идет школьный коллектив педагогов и одноклассников.

Если подросток впервые попробовал алкоголь, родителям не следует впадать в крайность, в это время нужно проводить беседы, но не навязывать их, а стараться заинтересовать ребенка. Важно занять его, чтобы он посещал спортивные секции, трудовые и развивающие кружки, у него появится интерес к творчеству или спортивным победам. С алкоголем такое насыщенное времяпровождения несовместимо, кроме того, появятся единомышленники, поддерживающие друга в трудную минуту.

Целью педагогов и родителей является совместное создание факторов для гармонии подросткового развития, изменение сомнительных ценностей алкогольного угара на вполне радостные события из нормальной жизни, формирование здорового интереса, развитие у ребенка личной ответственности за свои поступки и поведение.

источник

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник