Меню Рубрики

Программа профилактики алкоголизма у детей и подростков

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

профилактика первичного употребления алкоголя;

обогащение учащихся научными знаниями;

формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

организована работа социально-психологической службы;

ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Содержание социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя

Результат реализации функции

Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному.

Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью.

Профилактика, коррекция, реабилитация.

Разработка конкретной социально – педагогической программы

Педагогический консилиум, круглый стол.

Социальная адаптация, коррекция, реабилитация.

Отбор методов социально – педагогической работы

Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры.

Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании.

Деятельность строится на правовой основе

Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего

Координация действий всех специалистов

Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка.

Круглый стол, педагогический консилиум.

Установление контакта с заинтересованными лицами.

Патронаж (посещение на дому).

Предотвращение появления рецидивов появления пьянства.

1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города

1. Совместные заседания МК классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики

Соц. педагог, руководитель МК

Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.

2. Совместные рейды по микрорайону

3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме

4. Заседания совета профилактики

6. Организация «Школы здоровья»

7. Месячник правовых знаний

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея

1. Диагностика социума по проблеме:

а) регулярное употребление;

б) эпизодическое употребление;

в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем

Ежегодно сентябрь — октябрь

Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности

2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МК классных воспитателей

Зам по ВР, председатель МК

ежегодно сентябрь – октябрь

3. Организация деятельности кружков, студий, секций

4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий

3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя

1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др.

Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)

2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера

3. Диспуты и дискуссии в общежитии

4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи:

б) пути приобщения и форсирования зависимости

г) роль педагогов и родителей

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения

1. Включение учащихся в работу органов самоуправления лицея

Решение проблем занятости учащихся

2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности

3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов:

специальные (меткий стрелок)

секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)

5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

В течение года по запросу

Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.

2. Ученические собрания по фактам употребления алкоголя

В течение года по необходимости

3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

4. Проведение активных тренинговых занятий

5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности группы и лицея

6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания

1. Родительские собрания по проблеме

Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми

2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний

3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска»

4. Оказание социальной и консультативной помощи семье

В течение года по необходимости

а) контроль и коррекция условий проживания учащихся

б) составление характеризующих документов, актов по запросам

в) оказание помощи учащимся

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.

Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2 курсов

Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться.

Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек.

Употребление алкоголя – частая причина распада семьи.

Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь).

Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство.

Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Тематика и содержание бесед для учащихся 3 курса

От вредной привычки к болезни.

Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя.

В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма.

Особенности подростково — юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие.

Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи.

Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

Преимущества трезвого, здорового образа жизни.

Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Зам.директора по ВР К.И.Малахивская

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

— профилактика первичного употребления алкоголя;

— обогащение учащихся научными знаниями;

— формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

— образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

— разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

— формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

— формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

— родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

— предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

— семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

— оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

— учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

— организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

— организована работа социально-психологической службы;

— ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

— составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

Читайте также:  Укол от алкоголизма помогает или нет

— проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

— оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

— проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

— в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

источник

скачать Социально — педагогическая программа
МБОУ СОШ №34 г. Красноярск

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»
Социальный педагог Скобина Н.С.

Проблема профилактики алкоголизма, употребления ПАВ, пропаганды ЗОЖ не нова для нашей школы. Сложилась и функционирует система работы по профилактике зависимостей среди учащихся школы и родителей. На данный момент есть необходимость повысить эффективность профилактической работы с учащимися и родителями в плане употребления табака, алкоголя, других ПАВ.

Ежегодно в мире по причинам, так или иначе связанным с употреблением алкоголя, умирают десятки миллионов человек. Алкоголь уносит жизни, разрушает семьи, ввергает человека в неисчислимые страдания, калечит судьбы, делает людей несчастными и больными. Алкоголь — одна из причин подрыва здоровья нации, уничтожения генофонда страны. На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

− «омоложение» контингента употребляющих алкоголь;

− отсутствие учета той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления алкоголя.

Эта проблема комплексная, и ведущая роль в этом процессе остается за системой образования. Именно в

образовательном учреждении, возможно, организовать работу по профилактике употребления алкогольных напитков в ходе

воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные подростками ошибки

Современная профилактика злоупотребления алкоголем должна проводиться одновременно во всех видах коллективов, среди которых важнейшими являются:

семья: формирование нравственности, установление взаимодействия со специалистами учебно-воспитательных учреждений, органов внутренних дел, учреждений здравоохранения, а также общественными организациями в процессе проведения профилактических мероприятий;

согласование с родителями направлений профилактической деятельности, включение их в разрешение конфликтов; а также работа с родителями над проблемами детей; работа с неполными семьями;

школа: включение в воспитательные программы учебно-воспитательных учреждений разделов по профилактике злоупотребления алкоголем;

общественные объединения: проведение профилактической работы среди различных групп населения в целях формирования здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению алкоголя;

культурно-общественные социумы: развитие сети центров внешкольной работы, многопрофильных центров по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, служб социальной помощи молодежи, домов творчества, спортивных секций.

Цели:Социально-нравственное оздоровление молодежной среды:

  • профилактика первичного употребления алкоголя;
  • обогащение школьников научными знаниями;

— формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Задачи : Программа первичной профилактики для родителей и детей предусматривает решение следующих задач:
1) помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;
2) определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;
3) определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);
4) обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми;
5) выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи;
6) выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

Участниками программы «Профилактика употребления алкогольной зависимости у подростков» являются обучающиеся, педагогические работники, родители, администрация, инспектор ОДН ОП №6 МУ МВД России «Красноярское», КДН и ЗП, ЦВСНП, Молодежный центр «Зебра» Свердловского района, городской Молодежный центр профилактики наркомании, городской центр СПИД, студенты Красноярского регионального отделения общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и юридического института ФГУ ВПО СФУ, врачи-наркологи.

Принципы реализации программы

— программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

— личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;
— включения в решение задач программы всех обучающихся техникума, их родителей, всех педагогов.

Формы, методы и приемы профилактической работы

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности (тренинг поведения, личностный тренинг, психогимнастика, элементы психодрамы, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, ролевые игры, обратная связь)
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах, совещаниях и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме (дискуссии, ролевые игры, круглые столы)
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий алкоголизма, наркомании и СПИДа для человеческого организма (беседы, лекции, плакаты, выставки, видео материалы и кинофильмы о вреде алкоголя)
6. Вовлечение учащихся в спортивно — оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни:
• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска»;
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период сентября 2012 года по август 2015 года.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь — ноябрь 2012)

• Анализ состояния профилактической работы за 2011 – 2012учебный год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

II. Практический (декабрь 2012 г.- июнь 2014 г.)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

III. Обобщающий (сентябрь 2014г. — август 2015 г.)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

До начала программы и после ее завершения предполагается проведение тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное (спустя 6 — 8 месяцев после проведения программы) тестирование и проведение межведомственных круглых столов для анализа и подведения итогов работы.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:
образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);
разработку и внедрение общешкольных антиалкогольных мероприятий;
-лекционную работу с привлечением сотрудников ОДН ОП №6 МУ МВД России»Красноярское», студентов Красноярского регионального отделения общероссийской организации «Ассоциация юристов России» и юридического института ФГУ ВПО СФУ, городского Молодежного центра профилактики наркомании, городского центра СПИД, врачей-наркологов, врачей – специалистов по гигиеническому воспитанию, психолога. Профилактическая работа с родителями через:
формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,
родительские и классные собрания, организацию родительской поддержки для «проблемных» семей;
предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;
семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ОДН, КДН и ЗП, служб социальной защиты населения, сотрудников ОП №6 МУ МВД России « Красноярское»,, для оказания помощи «проблемной семье»;
оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Основные формы и средства антиалкогольной помощи семье

  1. Лекционная – через родительские собрания, семинары.

2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из “проблемных” дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

3. Выявление родителей группы “риска” алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.

4.Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.

6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

  • Создание банка данных об обучающихся с риском злоупотребления алкоголя, проведение тестов диагностики;
  • организация взаимодействия между образовательным учреждением, инспектором ОДН ОП №6 МУ МВД России «Красноярское» КДН и ЗП, службой социальной защиты населения и группами родительского актива

Для реализации программы в образовательном учреждении созданы следующие условия:

  • организована социально психологическая работа;
  • ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;
  • составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;
  • проводятся индивидуальные консультации для родителей социальным педагогом, психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;
  • оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;
  • психологом проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;
  • в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного ,административной и уголовной ответственности;

— взаимодействие с различными учреждениями: приют «Забота», ОДН ОП №6 МУ МВД России «Красноярское», КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения, Молодежный центр «Зебра» , городской Молодежный центр профилактики наркомании.

1.Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ОДН ОП №6 МУ МВД России «Красноярское», , КДН и ЗП и др. заинтересованных служб города 1. Совместные заседания МО классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики Соц. педагог, руководители МО, зам.директора по ВР По четвертям Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.
2. Совместные рейды по микрорайону Соц.педагог, классные руководители ,инспектор ОДН Ежемесячно
3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме Зам по ВР, соц.педагоги 2 раза в год
4. Заседания Совета профилактики Руководитель структурного подразделения, соц.педагоги, психолог. Ежемесячно
5. Проведение:
а) недели здоровья:
1. «Сигареты, пиво и мат — это не наш формат!»
2. «Табак и вино с болезнями заодно»
б).Районный семинар «Подросток в мире вредных привычек»
Руководитель структурного подразделения,
Зам по ВР, соц.педагог, психолог, классные руководители
Ежегодно

март

6. Организация лекторской группы школьного лектория «Здоровая планета начинается с меня» Соц.педагоги, психолог, представители Молодежного центра профилактики наркомании…. В течение года
7. Неделя правовых знаний
«Права несовершеннолетних, ответственность, обязанности, своевременное доведение сведений об изменении в ЗКК, КоАП РФ, УК РФ»; «Как уберечься от преступления», «Мой микрорайон»
Инспектор ОДН, уполномоченный по правам ребенка, студенты юридического института ФГУ ВПО СФУ, оперуполномоченные уголовного розыска, дознаватели Ежегодно

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

Руководитель структурного подразделения, кл. руководители В течение года
2.Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся 1. Диагностика социума по проблеме:
а) регулярное употребление;
б) эпизодическое употребление;
в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем
Руководитель структурного подразделения, соц.педагог, психолог Ежегодно Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности
2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МО классных руководителей. Зам по ВР, соц.педагог, психолог Ежегодно сентябрь, январь
3.Привлечение учащихся «группы риска» к культурно-досуговой деятельности. Зам.директора по ВР, соц.педагоги Ежемесячно
4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий Зам директора по ВР, учитель физкультуры, соц.педагоги. В течение года
3.Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя 1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др. Соц.педагог, психолог, кл.руководители, инспектор ПДН, психиатры-наркологи, сотрудники полиции, уполномоченный по правам ребенка, студенты юридического института ФГУ ВПО СФУ, оперуполномоченные уголовного розыска, дознаватели, участковый инспектор. В течение года Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни, обучение педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)
2. Беседы специалистов ОДН ОП №6 МУ МВД России «Красноярское», городского Молодежного центра профилактики наркомании, центра СПИД, врачей-наркологов. Руководитель структурного подразделения, зам.директора по ВР В течение года
3. Диспуты и дискуссии
« Не дай себе погибнуть!»

Зам по ВР, соц. педагог, классные руководители 2 раза в год
4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения 1. Включение учащихся в работу органов самоуправления Зам по ВР, кл. руководители В течение года Решение проблем занятости учащихся
2. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов, факультативов.
-Секции (баскетбола, ОФП, туризм, лыжная подготовка)
-творческие объединения : (вокальная студия, театр – студия, ИЗО — деятельность, ручной труд)
Классные руководители,
учителя физкультуры,
учителя дополнительного образования

В течение года
5.Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя 1. Диагностика:

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

Психолог, социальный педагог В течение года
по запросу
Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.
2. Индивидуальные беседы с учащимися по факту употребления соц.педагог, кл. руководитель, инспектор ОДН, психолог. В течение года
по необходимости
3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия Психолог, соц.педагог В течение года
4. Проведение активных тренинговых занятий психолог В течение года
5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности класса и школы Зам.директора по ВР, соц.педагог, кл. руководители В течение года
6.Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания. 1. Родительские собрания по проблеме Зам директора по ВР 2 раза в год Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми
2. Организация лектория педагогических, медицинских, правовых знаний Зам.директора по ВР,
психолог,
соц.педагог, инспектор ОДН, врач нарколог
В течение года
3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска» психолог,
соц.педагог, инспектор ОДН, врач нарколог
В течение года
4. Оказание социальной и консультативной помощи семье Соц.педагог, администрация В течение года
по необходимости
5. Патронаж семей:
а) контроль и коррекция условий проживания детей
б) составление характеризующих документов, актов по запросам
в) оказание помощи детям
Соц.педагог, психолог, кл.руковдители, инспектор ОДН В течение года
Читайте также:  Эгрегор алкоголизма как избавиться от него

Рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения) Занятия с младшими подростками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.

Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах-с работниками милиции, юристами. В 8-11 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Тематика и содержание бесед для учащихся 5-8 классов

1 занятие Подросток в мире вредных привычек:
1. Как и когда появились первые алкоголики?

2. Мифы и правда об алкоголе.

3.Употребление алкоголя и его отрицательное влияние на работоспособность человека (ухудшение точности, быстроты и координации движений)

2 занятие 1.Причины алкоголизма
2.Влияние алкоголя на развитие молодого организма и психики подростков (проба – привычка-болезнь)
3 занятие К чему может привести однократное сильное опьянение и систематическое употребление алкоголя подростком?
4 занятие Ответственность человека за поступки, совершаемые в состоянии опьянения:
1.Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.
2.Появление человека в общественных местах в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.
Тематика и содержание бесед для учащихся 9-11 классов
1 занятие Алкоголь: что это за зло?
1.Алкоголизм и статистика
2.От вредной привычки к болезни ( О факторах, способствующих началу систематического употребления алкоголя подростками и юношеством.(проба – привычка-болезнь))
3. «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
2 занятие Пивной алкоголизм.
3 занятие Алкоголизм и наследственность
4 занятие Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения:
1.Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.
2.появление человека в общественных местах в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

Основные мероприятия по профилактике употребления алкоголя обучающимися в 2012 -2013учебном году

Ответственный за проведение Частота мероприятий I. Планирование работы на год.
  1. Утверждение программы на МО объединении кл. руководителей
  2. Семинар по проблемам алкоголизации учащихся (группы риска, пути приобщения, направления профилактической работы)
  3. Составление планов работы классных руководителей и включение в планы профилактическую раб. по алкоголю.

кл.руководители.

1 раз в год

II. Предварительное определение подростков группы риска по группам:

  1. Регулярно употребляющие алкоголь
  2. Единичные случаи употребления алкоголя
  3. С проявлением пограничных нервно-психических заболеваний (нервозы, аномалии характера)
  4. Дети и подростки из семей, где отец (мать) злоупотребляют алкоголем
Кл.руководители, III.Научно-методическая работа с педагогами.
  1. Осуществлять контроль за состоянием профилактики алкоголизма в классах
  2. Провести анкетирование учеников об их отношении к употреблению алкоголя. Данные опроса использовать для организации работы с учащимися и их родителями.
  3. Проводить обмен информацией м/д учреждениями системы здравоохранения, ОП №6 МУ МВД России «Красноярское» и соц.защитой по несовершеннолетним, употребляющим алкоголь
  4. Тренинг «Умей сказать «Нет!»»
  5. Подборка материала и организация выставок. по проблемам алкоголизма.
  6. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска».
  7. Использование учителями-предметниками при проведении занятий методических рекомендаций по проведению антиалкогольной пропаганды.
  8. Проведение конкурсов на лучшую разработку классного часа, занятия с учащимися, родительских собраний на тему «О вреде алкоголя»
  9. Использовать технические средства обучения при работе по данной проблеме.
Директор, заместители IV. Работа с родителями.
  1. Родительские собрания (общие, классные)
  2. Беседа с родителями, детей, входящих в группу риска
  3. Патронаж семей группы риска по данной проблеме.
Зам.дир.по ВР,
соц.педагоги, кл.рук., инспектор ОДН 1 раз в чет. V. Работа с обучающимися «группы риска».
  1. Участие в районных молодёжных акциях и конкурсах по ЗОЖ
  • 2. Привлечение учащихся к выпуску плакатов, газет, посвященных профилактике алкоголизма среди учащихся
    3. Привлечение учащихся «группы риска» к созданию презентаций «Подросток в мире вредных привычек»,к фотоконкурсам: «Трезвость — норма жизни»,»Здоровье моей семьи», «Быть здоровым – здорово!»
    4.Индивидуальные беседы с учениками психолога и социального педагога.
    5.Обыгрывание ситуации «Откажись», «Если тебе предлагают»
    6.Индивидуальные беседы по факту употребления алкоголя.
    7.Организация экскурсий:
    ЦВСНП,
  • Кинологическая служба УВД
  • Музей МВД
  • Музей пожарной безопасности
Кл.руководители.

При работе по данной программе ожидаются результаты:
1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами в обществе.

4. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами.
скачать

источник

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2000 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2010 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2050 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Читайте также:  Вшивание ампулы от алкоголизма в ростове

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания. Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье. Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

источник

Нормальный образ жизни не предполагает пьянство и наркоманию. Алкогольная зависимость и последующая интоксикация организма всегда ведет к деградации личности и ее моральному и физическому обнищанию. Ущерб от алкоголизма проявляется в социальной среде, затрагивает нравственные аспекты самого пьющего индивидуума, но и в равной степени касается его семьи, близких людей и коллектива, в котором человек работает и проводит время.

Предметом изучения и исследования общественных организаций, медицинских институтов становится проблема лечения и профилактики пьянства и алкоголизма, составление для этого определенных программ по выявлению стадии заболевания и целенаправленного лечения пагубной зависимости.

Профилактика алкогольной зависимости не будет эффективной без понятия патогенеза болезни. Это болезненное состояние является прогрессирующим, в его основе лежит наслаждение от употребления этилового спирта. По сведениям ВОЗ, злоупотребление спиртными напитками становится третьей причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых болезней:

  • тяжелая форма алкогольной интоксикации (отравления) является причиной множества летальных исходов в молодом возрасте,
  • при употреблении высокой дозы спиртного наступает внезапная остановка сердца или нарушения его ритма работы,
  • в состоянии опьянения подростки и взрослые люди наиболее подвержены травматизму в быту или в транспорте и на производстве,
  • желание свести счеты с жизнью возрастает после принятия горячительной дозы, равно как и побуждение отомстить обидчику, убив его или покалечив.

На ранних стадиях заболевания развиваются тяжелые патологии внутренних органов, язвы, травмы, расстройства работы сердца, сосудов, нервной системы. Более поздние стадии ассоциируются с циррозом печени, серьезными нарушениями функционирования мозга. Среди мужского населения у больных алкоголизмом смертность по статистике наступает до 50 лет.

Потребность испытать патологическое наслаждение от принятия спиртного существует у многих современников. В развитии пагубного пристрастия играют роль социальные и личностные конфликты, плохая адаптация человека в обществе, напряженные рабочие и эмоциональные перегрузки. Важная роль в профилактике употребления алкоголя отводится социальному окружению, семейному микроклимату, воспитанию детей и подростков в традициях предков и современников целой страны и народности.

Для алкоголизации является неоспоримым влияние генетической предрасположенности, наследственных факторов, предрасположенности к изменениям метаболизма в организме.

Для алкоголизма характерны некоторые соматические и психические расстройства. В клинике заболевания отмечают три основных стадии болезни с определенными симптомами в каждой из них. Перед началом этих заболеваний у человека обычно проявляется алкоголизм в бытовой стадии, так называемой, продромальной. Для него характерно ситуационное применение горячительных напитков, происходит расслабление от случая к случаю, с приходом гостей, на торжествах.

Человек не напивается спиртным до безобразного состояния, в таком периоде ему не грозят серьезные ослабления здоровья. В это время подросток, мужчина или особы женского пола могут без труда бросить употребление спиртного, и не жаждут пьянства, оставшись наедине. Но если такие распития происходят слишком часто, то развивается первая стадия алкоголизма.

Алкогольная зависимость в этом периоде длится до 5 лет, у человека появляется психическая зависимость от спиртных напитков:

  • постоянные мысли о расслаблении от спиртного,
  • радостное предвкушение выпивки,
  • неудовлетворенность положением дел в трезвом виде.

Растет толерантность, проявляющаяся симптомом измененной реактивности. Увеличивается переносимость спиртного в больших количествах, организм привыкает к похмельному синдрому без рвоты и с забыванием отдельных эпизодов во время пьянства. В этом состоянии на человека можно повлиять с помощью профилактической беседы о вреде алкоголя.

Длится длительно, от 5 до 15 лет, все симптомы утяжеляются, тяга к распитию все чаще возникает спонтанно, становится интенсивной, мотивации находят сами алкоголики, приноравливаясь к различным ситуациям, выпивки становятся постоянными. Толерантность, развиваясь до определенной степени, остается такой длительное время, спутанность воспоминаний в период алкогольного опьянения становится постоянной, все чаще случаются периоды запоя.

Длится 5–10 лет и характеризуется патологическим влечением к принятию спиртного, утрачивается количественное восприятие выпитого, больной становится нетребовательным к месту и времени, личностям собутыльников. Человек теряет чувство достоинства, постоянно не помнит предшествующих событий, у него развивается недостаток витаминов, плохо работают все системы и органы. В таком состоянии пациент не может контролировать количество выпитого, а разрушение организма ведет к летальному исходу.

Система государственных и общественных медицинских, санитарных, педагогических и психологических действий, имеющих целью предупреждение развитие заболевания, является программой профилактики алкоголизма.

Профилактические действия делят на:

  • социально-медицинские,
  • социальные,
  • медицинские.

Между собой они делятся на мероприятия, учитывающие частные цели, затрачивающие определенные средства и по эффекту воздействия. Для профилактических мероприятий выделяют три типа по определению ВОЗ:

  • Первичная профилактика представляет собой программу, направленную на развитие и сохранение условий для здоровой жизни, и устранение неблагоприятных факторов. Первичная профилактика алкоголизма предупреждает плохое влияние алкогольных традиций определенной среды, формирует у людей, тем более у подростков, гигиенических и нравственных привычек, которые исключают возможность злоупотреблять алкоголем. В основе закладывается образ здорового существования, воспитание личности в способности противостоять проблемам алкоголизма.
  • Вторичная профилактика алкоголя выявляет численность населения, которое наиболее подвержено негативным привычкам, особенно важна профилактика алкоголизма в школе, где подростки могут образовывать определенные группы для распития спиртных напитков. Важную роль играет оздоровление микросоциальной сферы в семье и в тесном коллективе.
  • Третичная профилактика проявляется в сфере людей, которые подверглись алкогольной зависимости и их патологическое состояние может прогрессировать. Предпринимаются шаги поддерживающей терапии, используются принципы социальной реабилитации, проводится разъяснительная беседа с родителями о вреде алкоголя и его осложнений.

Все меры по борьбе с пьянством имеют основные направления:

  • Коррекция заключается в прямом воздействии на обычаи распития в определенной среде и среди отдельных лиц, ценообразование в продаже спиртного, административное регулирование мероприятий, создании факторов для трезвого поведения.
  • Компенсация определяет изменение общественных отношений, которые способствуют формированию обычаев использовать алкоголь, замена их на те, что проходят в здоровой эмоциональной среде. С таким направлением профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних принимает большое значение.

Специалисты научных институтов определили семь уровней по степени развития алкогольной зависимости у детей:

  • Нулевая стадия характеризуется тем, что ребенок никогда не пробовал алкоголь, благодаря установке родителей и личному воспитанию жить в полной трезвости. Мотивом служит убеждение во вредном влиянии алкоголя на поведение и здоровье.
  • Начальная стадия характеризуется случайными и редкими случаями распития алкоголя, при этом мотивом служит желание стать ближе ко взрослым и приобщиться к их миру, поступать, как все.
  • Эпизодическая стадия определяет период, когда знакомство с напитками расширяется, и подросток еще скрывает употребление от родителей. Мотив определяется желанием повысить значимость, обрести уверенность, стать более коммуникабельным.
  • Стадия высокого риска расширяет возможность найти огромное количество соответствующих поводов для распития спиртного среди подростков, часто на этом уровне профилактика женского алкоголизма играет роль для избавления от вредной привычки. Мотивацией служит веселое времяпровождение в компании, повышение настроения и тонуса.
  • Дальше, если профилактика алкоголизма в школе не приносит результатов, то зависимость переходит в стадию стабильной тяги к употреблению напитков, причем мотивы изменяются и представляют собой желание подростка уйти на время пьянства от реальности.
  • Дальнейшая стадия определяется, если тяга к алкоголю переходит в стадию физической зависимости. При этом большое количество выпитого переносится довольно легко, но возникает похмельный синдром. Мотивом употребления является желание устранить абстинентный синдром с помощью следующей дозы спиртного.
  • Следующая стадия характеризуется развитием у подростков запойного состояния, когда развивается психическая зависимость от пьянства наряду с физической потребностью, мотивом чаще всего служит желание устранить болезненность и уйти от проблем.

Специфические условия создаются при обучении ребенка в области познаний химических веществ, что дает представление о действии веществ в организме и возникновении химической зависимости. Целью такого обучения является возможность понять процессы в его теле при употреблении спиртного.

Неспецифические мероприятия включают помощь в вопросе самопознания личности, развивают стремление получить знания о своих психофизических способностях. Целью является использование тонких психических материй для развития здорового человеческого мышления.

Социальные мероприятия направлены на помощь в социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, создание здорового образа жизни и комфортного существования посредством трезвого восприятия реальности.

Основные профилактические меры заключаются в действиях социальных работников и специалистов:

  • беседы с родителями и подростками об алкоголизме в виде лекций, частных бесед,
  • формирование осознанной нравственной личности путем осознания важности здорового существования,
  • формирование понятия о специфических чертах личности, подверженной зависимости от алкоголя,
  • чтение подростками специфической литературы о вреде спиртных напитков.

Эти методы успешно используются педагогическим коллективом школы для предупреждения и лечения подросткового алкоголизма. Явление детского и подросткового алкоголизма часто является причинами преступности. Такие проявления распития несовершеннолетними встречаются у неблагополучных родителей. Чтобы приобрести желанные горячительные напитки, дети, которые еще не зарабатывают средства, начинают становиться на путь воровства.

Для лечения таких зависимых ребят существуют специальные клиники, и дети там проходят адаптацию к нормальным жизненным условиям, их учат любить собственный организм, заботиться о своем будущем. В воспитании личности, независимой от алкоголя ведущая роль принадлежит семейному воспитанию, затем идет школьный коллектив педагогов и одноклассников.

Если подросток впервые попробовал алкоголь, родителям не следует впадать в крайность, в это время нужно проводить беседы, но не навязывать их, а стараться заинтересовать ребенка. Важно занять его, чтобы он посещал спортивные секции, трудовые и развивающие кружки, у него появится интерес к творчеству или спортивным победам. С алкоголем такое насыщенное времяпровождения несовместимо, кроме того, появятся единомышленники, поддерживающие друга в трудную минуту.

Целью педагогов и родителей является совместное создание факторов для гармонии подросткового развития, изменение сомнительных ценностей алкогольного угара на вполне радостные события из нормальной жизни, формирование здорового интереса, развитие у ребенка личной ответственности за свои поступки и поведение.

источник