Меню Рубрики

Программа по профилактике алкоголизма среди родителей

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2000 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2010 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2050 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания. Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье. Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

источник

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

· Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;

· Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;

· Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;

· Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;

· Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;

· Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;

· Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма — взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость.
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

Читайте также:  Может ли от проклятий быть алкоголизма

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

источник

Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних «Мы выбираем жизнь!»

Название программы Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!”
Авторский коллектив Яковлева Светлана Геннадьевна, педагог — психолог Белоногова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе
Срок реализации 2010-2013 гг.(три года)
Участники программы Учащиеся МБОУ Марининской СОШ № 16, педколлектив МБОУ Марининская СОШ № 16, педагоги дополнительного образования, родители учащихся
Кадры Педколлектив МБОУ Марининской СОШ № 16, педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей
Методическое обеспечение “Методическая копилка классного руководителя” за 5 лет, журналы “Классный руководитель”, “Справочник классного руководителя”, “Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе”, “Классные часы” (1-11 кл.), ресурсы школьной библиотеки, Интернета

Программапрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!” разработана на основании информационного письма Агентства образования администрации Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае”, информационно-методического материала “Организация профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае” (утвержденном на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав при Правительстве Красноярского края 04.12.2009 года).

Правовую основу Программы профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма несовершеннолетних составляют:

— Конституция Российской Федерации;

— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;

— Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— законы и другие нормативные правовые акты края.

Проблема употребления наркотических, токсических веществ и алкоголя весьма актуальна для жителей Красноярского края: уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в крае достаточно высокие. Курагинский район также является территорией повышенного риска: сказывается влияние федеральной железной дороги, автомагистрали, приближенность к краевому центру, к центру республики Хакасия, высокий уровень безработицы среди молодежи. Муниципальное общеобразовательное учреждение Марининская средняя школа № 16 расположена на территории администрации Марининского сельсовета и обучает детей из трёх деревень: Маринино, Байдово, Прудный – 168 человек. Градообразующие организациина территории администрации Марининского сельсовета – ЗАО “Курагинское” (с/х предприятие, предоставляющее примерно 200 рабочих мест), школа (46 рабочих мест), Марининский “Теплоэнергоресурс” (32 рабочих места), детский сад (19 рабочих мест).В наших селах проживает 1437 человек, из них детей школьного возраста – 190, работающего населения – 331 человек, неработающего населения – 449 человек, пенсионеров – 284. Из 190 детей школьного возраста 174 – из малообеспеченных семей. В селе Маринино нет клуба. Школа является единственным местом, способным организовать досуг и летнюю занятость детей. По данным анонимного анкетирования в нашей школе 23 человека пробовали наркотики. Из 82 старшеклассников, участвовавших в анкетировании, 64 человека проявили отрицательное отношение к ПАВ, 14 – нейтральное, 4 – положительное только из интереса.

При составлении Программы мы опирались на диссертацию Орловой Ирины Анатольевны “Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе”, изучали часть литературы, использованной ею для своей работы, познакомились с методологией и методикой исследования в педагогических науках (JI.C.Зорилова, Т.Г. Киселёва, М.И. Рожков, B.C. Садовская); с педагогическим осмыслением проблем личности (А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, М.И. Буянов, JI.C. Выготский, Н.Н. Ярошенко); с методологическими принципами превентивной педагогики (Т.И. Бакланова, Д.В. Колесов, Б.М. Левин, А.С. Каргин); с научными концепциями: теорией «доступности-склонности» (Р. Смарт), экзистенциальной теорией наркотической зависимости (Г.Гревис), теорией наркотических субкультур (Б. Джонсон), теорией формирования жизненных навыков (Г.Ботвин), этиологией зависимости (О.Л.Романова).

В процессе работы над Программой мы использовалиследующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической, медицинской литературы;

— изучение аддитивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование);

— педагогическое моделирование профилактической работы в школе.

Цель программы: создание социальной и культурно-досуговой защиты учащихся от распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма, повышение эффективности деятельности ученического самоуправления и организации дополнительного образования детей в школе.

— формировать у учащихся навыкиздорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ;

— распространять знания об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья;

— организоватьдосуговую занятость учащихся через совместное взаимодействиес районными учреждениями дополнительного образования детей;

— оказать психолого-педагогическую помощь родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь;

— организовать летний отдых и оздоровление детей;

— выявлять и учитывать несовершеннолетних, относящихся к группе риска.

Программа состоит из 6 блоков:

— “Работа с учащимися группы риска”,

— “Летнийотдых и оздоровление учащихся”.

Основные направления Программы соответствуют направлениям Программы воспитания школьников МОУ Марининская средняя общеобразовательная школа №16 “Я — гражданин России” на 2008-2013 годы.

  1. “Самоуправление”.
  2. “Патриот”.
  3. “Интеллект”.
  4. “Наш путь к здоровью”.
  5. “Досуг”.
  6. “Семья”.

Информационный блок направлен на распространение знаний среди учащихся и их родителей об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике наркомании По планам воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители Зам. директора по ВР
2 Оформление и обновление информационных стендов “Наркопост”, “Права ребенка”, “Информация для родителей”, “Информдесерт” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги Зам. директора по ВР, уполно- моченный по правам ребенка в школе
3 Выпуск школьной газеты “Школа.ru” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги Педагог-координатор
4 Организация видеолектория По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов Педагог-психолог
5 Организация совместной работы со специалистами ОВД, УСЗН, КДН и ЗП, ЦРБ По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, узкие специалисты Зам. директора по ВР

Дополнительное образование направлено на организацию досуговой занятости учащихся через совместное взаимодействие с районными учреждениями дополнительного образования детей, на формирование функционально грамотной личности, на развитие интеллектуального, творческого, нравственного и физического потенциала ребенка.Учитывая интересы и потребности учащихся, школа осуществляет взаимодействие со следующими районными и местными организациями:

Благодаря сотрудничеству с районным ресурсным центром, районным Домом детского творчества, Центром ЗОЖ, районной Детско-юношеской спортивной школой ЗОЖ, домами культуры сёл Байдово и Прудный мы будем иметь выход на районные, краевые, российские конкурсы, повышать профессиональное мастерство педагогов, более эффективно осуществлять дополнительное образование детей.

Работа с родителями направлена на распространение знаний об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей; наоказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, на консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь.

Совместно со специалистами Курагинского ОВД, КДН и ЗП, Курагинской ЦРБ, УСЗН и администрацией Марининского сельсовета в школе организуется профилактическая работа с учащимися, находящимися в СОП, состоящими на учете в ОПДН, их родителями:

1. Разработан план совместных действий школы с ОПДН (рейды, профилактические беседы);

2. Организована работа службы психолого-социальной поддержки учащихся, создан банк данных на учащихся, находящихся в социально-опасном положении;

3. Действует программа профилактики правонарушений.

Работа с учащимися группы риска направлена на выявление и учет учащихся, относящихся к группе риска, на организацию их занятости в классных и внеклассных мероприятиях, занятости во внеурочное время, на контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием.

Мероприятия Сроки Участники Ответст-е
1 Анкетирование. Общее анкетирование По планам педагога-психолога, классных руководителей Учащиеся 1-11 классов, родители Педагог-психолог, зам.директора по ВР
2 Характерологический диагностический опросник для подростков По плану педагога-психолога Учащиеся 1-11 классов, родители Педагог-психолог
3 Определение тревожности детей по тест-опросникам Спилбергера ,Филлипса, самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку По плану педагога-психолога Учащиеся 1-11 классов Педагог-психолог
4 Составление базы данных. Контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием. По плану работы соц. педагога, воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, классные руководители Соц. педагог, зам. директора по ВР
5 Оформление документации на учащихся, состоящих на учете в СОП и в ОПДН По мере выявления Учащиеся 1-11 кл, соц. педагог, психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР Соц. педагог

Блок направлен на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению ПАВ.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике ПАВ По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, узкие специалисты Зам. директора по ВР
2 Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования По плану работы спорт клуба “Старт” Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, учителя физвоспитания Руководитель спортклуба “Старт”
3 Конкурсы рисунков, плакатов, слоганов, буклетов, творческих работ по теме “Мы за здоровый образ жизни!” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники Старший вожатый
4 Акции, подготовка и выступление агитбригад на тему здорового образа жизни По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники Старший вожатый
5 Работа волонтерского отряда “Позитив” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 6-11 классов, кл. руководители, ст. вожатый Старший вожатый
6 Работа спортивных секций По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, тренеры-преподаватели Зам. директора по ВР

Блок направлен на организацию летнего отдыха и оздоровления детей. Организованный отдых – это, прежде всего, возможность формирования у детей разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности для творческого развития и роста детей, обогащения их духовного мира и интеллекта. Организованный отдых является одной из форм социальной защиты и воспитания социально полезной личности.

Сочетание видов досуга с различными формами образовательной и трудовой деятельности позволяет решить проблемы занятости детей в свободное время и уменьшить степень возникновения и проявления девиантного поведения детей.

1 Лагерь дневного пребывания детей на базе школы
2 Летний трудовой отряд старшеклассников
3 Трудовой отряд старшеклассников
4 Районные военно-полевые сборы “Орлёнок” для юношей 10-х классов
5 Районный летний образовательный модуль СТЭК (спортивный, туристический, экологический, краеведческий)
6 Районный летний реабилитационный лагерь “Фортуна”
7 Районная летняя экологическая школа “Подрост”
8 Пришкольный участок
9 Экскурсии в г. Абакан, п. Курагино
10 Оздоровление учащихся в загородных лагерях и санаториях
11 Выпускные вечера, мероприятия в Дни защиты детей

— Увеличится количество учащихся, занятых в дополнительном образовании.

— Снизится количество учащихся, состоящих на учете в ОПДН.

-Увеличится количество учащихся, осознающих преимущества здорового образа жизни, заботящихся о своём психофизическом здоровье.

— Учащиеся получат определенные положительные навыки и приобретут опытв социально- значимой и полезной деятельности.

источник

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна — социальный педагог.

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна — социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Читайте также:  Что значит вшить ампулу от алкоголизма

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

— открытости и информированности;

— добровольности и сотрудничества;

— системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел — черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» — по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог — психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

источник

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Читайте также:  Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «ПРАВИЛА ЖИЗНИ»

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    на педагогическом совете № 2

    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    и правонарушений среди несовершеннолетних

    Цель и задачи программы………………………………………………. 6

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «Правила жизни»

    Дата утверждения программы

    Решение педагогического совета ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    Социальный педагог Жукова Е.Н.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде

    Сроки реализации программы

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

    Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Участники реализации программы

    Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, воспитатели, мед.работник, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, тренинги, элементы индивидуальной работы

    В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно дети находятся в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодое поколение зачастую не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий, что способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний, например, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы Центра выявил, что в «группу риска» попадают обучающиеся из-за дисгармоничных отношений в семьях, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации обучающихся.

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде.

    Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к табаку, алкоголю, ПАВ. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных, и способствуя влиянию положительных.

    Профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

    I Подготовительный этап (январь 2017г. — июнь 2017 г.)

    — планирование реализации основных направлений программы;

    — создание условий реализации программы;

    — начало реализации программы.

    II. Основной этап (сентябрь 2017г. – декабрь 2018г.)

    — поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

    — промежуточный мониторинг результатов;

    — корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

    III. Аналитический этап (январь 2019г. – май 2019г.)

    — завершение реализации программы;

    — анализ результатов и обобщение опыта.

    Механизм реализации программы осуществляется через:

    мониторинговые исследования и определение перспектив.

    взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН.

    внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

    привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

    повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

    1. Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Примерный диагностический инструментарий:

    Тест Дж. Морено – социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений)

    Тест К. Томаса «Конфликтный ли вы человек»

    Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении»

    Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов

    Тест «Какова ваша самооценка» в модификации Л.П. Пономаренко

    Проективные методики: Дж. Бук «Дом. Дерево. Человек», А.Л. Венгер «Несуществующее животное»

    Критерии оценки результативности программы по целевым группам

    Целевая группа – обучающиеся:

    увеличение числа обучающихся отрицательно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

    снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (выявление группы риска наркотизации);

    уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;

    динамика роста посещаемости обучающимися кружков, секций и клубов по интересам;

    разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

    Целевая группа – педагоги образовательного учреждения:

    повышение уровня развития педагогического коллектива;

    положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности.

    сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;

    поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.

    Управление, контроль, мониторинг

    Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

    источник