Меню Рубрики

Программа педагога по профилактике наркомании и алкоголизма

Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних «Мы выбираем жизнь!»

Название программы Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!”
Авторский коллектив Яковлева Светлана Геннадьевна, педагог — психолог Белоногова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе
Срок реализации 2010-2013 гг.(три года)
Участники программы Учащиеся МБОУ Марининской СОШ № 16, педколлектив МБОУ Марининская СОШ № 16, педагоги дополнительного образования, родители учащихся
Кадры Педколлектив МБОУ Марининской СОШ № 16, педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей
Методическое обеспечение “Методическая копилка классного руководителя” за 5 лет, журналы “Классный руководитель”, “Справочник классного руководителя”, “Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе”, “Классные часы” (1-11 кл.), ресурсы школьной библиотеки, Интернета

Программапрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!” разработана на основании информационного письма Агентства образования администрации Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае”, информационно-методического материала “Организация профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае” (утвержденном на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав при Правительстве Красноярского края 04.12.2009 года).

Правовую основу Программы профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма несовершеннолетних составляют:

— Конституция Российской Федерации;

— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;

— Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— законы и другие нормативные правовые акты края.

Проблема употребления наркотических, токсических веществ и алкоголя весьма актуальна для жителей Красноярского края: уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в крае достаточно высокие. Курагинский район также является территорией повышенного риска: сказывается влияние федеральной железной дороги, автомагистрали, приближенность к краевому центру, к центру республики Хакасия, высокий уровень безработицы среди молодежи. Муниципальное общеобразовательное учреждение Марининская средняя школа № 16 расположена на территории администрации Марининского сельсовета и обучает детей из трёх деревень: Маринино, Байдово, Прудный – 168 человек. Градообразующие организациина территории администрации Марининского сельсовета – ЗАО “Курагинское” (с/х предприятие, предоставляющее примерно 200 рабочих мест), школа (46 рабочих мест), Марининский “Теплоэнергоресурс” (32 рабочих места), детский сад (19 рабочих мест).В наших селах проживает 1437 человек, из них детей школьного возраста – 190, работающего населения – 331 человек, неработающего населения – 449 человек, пенсионеров – 284. Из 190 детей школьного возраста 174 – из малообеспеченных семей. В селе Маринино нет клуба. Школа является единственным местом, способным организовать досуг и летнюю занятость детей. По данным анонимного анкетирования в нашей школе 23 человека пробовали наркотики. Из 82 старшеклассников, участвовавших в анкетировании, 64 человека проявили отрицательное отношение к ПАВ, 14 – нейтральное, 4 – положительное только из интереса.

При составлении Программы мы опирались на диссертацию Орловой Ирины Анатольевны “Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе”, изучали часть литературы, использованной ею для своей работы, познакомились с методологией и методикой исследования в педагогических науках (JI.C.Зорилова, Т.Г. Киселёва, М.И. Рожков, B.C. Садовская); с педагогическим осмыслением проблем личности (А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, М.И. Буянов, JI.C. Выготский, Н.Н. Ярошенко); с методологическими принципами превентивной педагогики (Т.И. Бакланова, Д.В. Колесов, Б.М. Левин, А.С. Каргин); с научными концепциями: теорией «доступности-склонности» (Р. Смарт), экзистенциальной теорией наркотической зависимости (Г.Гревис), теорией наркотических субкультур (Б. Джонсон), теорией формирования жизненных навыков (Г.Ботвин), этиологией зависимости (О.Л.Романова).

В процессе работы над Программой мы использовалиследующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической, медицинской литературы;

— изучение аддитивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование);

— педагогическое моделирование профилактической работы в школе.

Цель программы: создание социальной и культурно-досуговой защиты учащихся от распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма, повышение эффективности деятельности ученического самоуправления и организации дополнительного образования детей в школе.

— формировать у учащихся навыкиздорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ;

— распространять знания об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья;

— организоватьдосуговую занятость учащихся через совместное взаимодействиес районными учреждениями дополнительного образования детей;

— оказать психолого-педагогическую помощь родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь;

— организовать летний отдых и оздоровление детей;

— выявлять и учитывать несовершеннолетних, относящихся к группе риска.

Программа состоит из 6 блоков:

— “Работа с учащимися группы риска”,

— “Летнийотдых и оздоровление учащихся”.

Основные направления Программы соответствуют направлениям Программы воспитания школьников МОУ Марининская средняя общеобразовательная школа №16 “Я — гражданин России” на 2008-2013 годы.

  1. “Самоуправление”.
  2. “Патриот”.
  3. “Интеллект”.
  4. “Наш путь к здоровью”.
  5. “Досуг”.
  6. “Семья”.

Информационный блок направлен на распространение знаний среди учащихся и их родителей об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике наркомании По планам воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители Зам. директора по ВР
2 Оформление и обновление информационных стендов “Наркопост”, “Права ребенка”, “Информация для родителей”, “Информдесерт” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги Зам. директора по ВР, уполно- моченный по правам ребенка в школе
3 Выпуск школьной газеты “Школа.ru” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги Педагог-координатор
4 Организация видеолектория По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов Педагог-психолог
5 Организация совместной работы со специалистами ОВД, УСЗН, КДН и ЗП, ЦРБ По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, узкие специалисты Зам. директора по ВР

Дополнительное образование направлено на организацию досуговой занятости учащихся через совместное взаимодействие с районными учреждениями дополнительного образования детей, на формирование функционально грамотной личности, на развитие интеллектуального, творческого, нравственного и физического потенциала ребенка.Учитывая интересы и потребности учащихся, школа осуществляет взаимодействие со следующими районными и местными организациями:

Благодаря сотрудничеству с районным ресурсным центром, районным Домом детского творчества, Центром ЗОЖ, районной Детско-юношеской спортивной школой ЗОЖ, домами культуры сёл Байдово и Прудный мы будем иметь выход на районные, краевые, российские конкурсы, повышать профессиональное мастерство педагогов, более эффективно осуществлять дополнительное образование детей.

Работа с родителями направлена на распространение знаний об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей; наоказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, на консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь.

Совместно со специалистами Курагинского ОВД, КДН и ЗП, Курагинской ЦРБ, УСЗН и администрацией Марининского сельсовета в школе организуется профилактическая работа с учащимися, находящимися в СОП, состоящими на учете в ОПДН, их родителями:

1. Разработан план совместных действий школы с ОПДН (рейды, профилактические беседы);

2. Организована работа службы психолого-социальной поддержки учащихся, создан банк данных на учащихся, находящихся в социально-опасном положении;

3. Действует программа профилактики правонарушений.

Работа с учащимися группы риска направлена на выявление и учет учащихся, относящихся к группе риска, на организацию их занятости в классных и внеклассных мероприятиях, занятости во внеурочное время, на контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием.

Мероприятия Сроки Участники Ответст-е
1 Анкетирование. Общее анкетирование По планам педагога-психолога, классных руководителей Учащиеся 1-11 классов, родители Педагог-психолог, зам.директора по ВР
2 Характерологический диагностический опросник для подростков По плану педагога-психолога Учащиеся 1-11 классов, родители Педагог-психолог
3 Определение тревожности детей по тест-опросникам Спилбергера ,Филлипса, самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку По плану педагога-психолога Учащиеся 1-11 классов Педагог-психолог
4 Составление базы данных. Контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием. По плану работы соц. педагога, воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, классные руководители Соц. педагог, зам. директора по ВР
5 Оформление документации на учащихся, состоящих на учете в СОП и в ОПДН По мере выявления Учащиеся 1-11 кл, соц. педагог, психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР Соц. педагог

Блок направлен на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению ПАВ.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике ПАВ По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, узкие специалисты Зам. директора по ВР
2 Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования По плану работы спорт клуба “Старт” Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, учителя физвоспитания Руководитель спортклуба “Старт”
3 Конкурсы рисунков, плакатов, слоганов, буклетов, творческих работ по теме “Мы за здоровый образ жизни!” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники Старший вожатый
4 Акции, подготовка и выступление агитбригад на тему здорового образа жизни По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники Старший вожатый
5 Работа волонтерского отряда “Позитив” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 6-11 классов, кл. руководители, ст. вожатый Старший вожатый
6 Работа спортивных секций По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, тренеры-преподаватели Зам. директора по ВР

Блок направлен на организацию летнего отдыха и оздоровления детей. Организованный отдых – это, прежде всего, возможность формирования у детей разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности для творческого развития и роста детей, обогащения их духовного мира и интеллекта. Организованный отдых является одной из форм социальной защиты и воспитания социально полезной личности.

Сочетание видов досуга с различными формами образовательной и трудовой деятельности позволяет решить проблемы занятости детей в свободное время и уменьшить степень возникновения и проявления девиантного поведения детей.

1 Лагерь дневного пребывания детей на базе школы
2 Летний трудовой отряд старшеклассников
3 Трудовой отряд старшеклассников
4 Районные военно-полевые сборы “Орлёнок” для юношей 10-х классов
5 Районный летний образовательный модуль СТЭК (спортивный, туристический, экологический, краеведческий)
6 Районный летний реабилитационный лагерь “Фортуна”
7 Районная летняя экологическая школа “Подрост”
8 Пришкольный участок
9 Экскурсии в г. Абакан, п. Курагино
10 Оздоровление учащихся в загородных лагерях и санаториях
11 Выпускные вечера, мероприятия в Дни защиты детей

— Увеличится количество учащихся, занятых в дополнительном образовании.

— Снизится количество учащихся, состоящих на учете в ОПДН.

-Увеличится количество учащихся, осознающих преимущества здорового образа жизни, заботящихся о своём психофизическом здоровье.

— Учащиеся получат определенные положительные навыки и приобретут опытв социально- значимой и полезной деятельности.

источник

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Читайте также:  Пивной алкоголизм у женщины как помочь

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «ПРАВИЛА ЖИЗНИ»

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    на педагогическом совете № 2

    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    и правонарушений среди несовершеннолетних

    Цель и задачи программы………………………………………………. 6

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «Правила жизни»

    Дата утверждения программы

    Решение педагогического совета ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    Социальный педагог Жукова Е.Н.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде

    Сроки реализации программы

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

    Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Участники реализации программы

    Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, воспитатели, мед.работник, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, тренинги, элементы индивидуальной работы

    В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно дети находятся в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодое поколение зачастую не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий, что способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний, например, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы Центра выявил, что в «группу риска» попадают обучающиеся из-за дисгармоничных отношений в семьях, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации обучающихся.

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде.

    Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к табаку, алкоголю, ПАВ. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных, и способствуя влиянию положительных.

    Профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    Читайте также:  Что меняется в лице при алкоголизме

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

    I Подготовительный этап (январь 2017г. — июнь 2017 г.)

    — планирование реализации основных направлений программы;

    — создание условий реализации программы;

    — начало реализации программы.

    II. Основной этап (сентябрь 2017г. – декабрь 2018г.)

    — поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

    — промежуточный мониторинг результатов;

    — корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

    III. Аналитический этап (январь 2019г. – май 2019г.)

    — завершение реализации программы;

    — анализ результатов и обобщение опыта.

    Механизм реализации программы осуществляется через:

    мониторинговые исследования и определение перспектив.

    взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН.

    внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

    привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

    повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

    1. Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Примерный диагностический инструментарий:

    Тест Дж. Морено – социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений)

    Тест К. Томаса «Конфликтный ли вы человек»

    Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении»

    Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов

    Тест «Какова ваша самооценка» в модификации Л.П. Пономаренко

    Проективные методики: Дж. Бук «Дом. Дерево. Человек», А.Л. Венгер «Несуществующее животное»

    Критерии оценки результативности программы по целевым группам

    Целевая группа – обучающиеся:

    увеличение числа обучающихся отрицательно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

    снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (выявление группы риска наркотизации);

    уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;

    динамика роста посещаемости обучающимися кружков, секций и клубов по интересам;

    разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

    Целевая группа – педагоги образовательного учреждения:

    повышение уровня развития педагогического коллектива;

    положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности.

    сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;

    поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.

    Управление, контроль, мониторинг

    Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

    источник

    bio.na5bal.ru > Документы > Программа

    Комплексное решение проблем профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ — инфекции

    Срок реализации Программы

    Исполнители мероприятий Программы

    Директор школы, классные руководители, социальный педагог

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

    — увеличение количества детей, отрицательно относящихся к наркомании, алкоголю, курению и ВИЧ — инфекции

    — уменьшение количества учеников, пробовавших курить, употреблять спиртное

    ПРИНЯТО
    на заседании Педагогического совета

    МОУ ООШ д Новое Задубенье
    от «__ 30 __» августа 2016 г.

    ПРОГРАММА
    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ — инфекции

    Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ – инфекции: «Мой выбор»

    Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

    Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

    Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

    Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ — инфекции

    Программа предусматривает решение следующих задач:
    — формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку СПИДу

    — формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    -повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;

    — активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ – инфекции;

    -внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни;

    — проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    -повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    -предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    — обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Основные направления реализации Программы

    Комплексная Программа предусматривает систему работы всех участников образовательного процесса с привлечением специалистов КДН, ПДН, больницы, социального педагога и других учреждений социума по следующим направлениям:

    — Нет наркотикам! (профилактика наркомании)

    — Жизнь без табака (профилактика табакокурения)

    — Трезвость – норма жизни (профилактика алкоголизма)

    — Здоровая личность (профилактика ВИЧ — инфекции)

    Механизм реализации Программы

    Организационное сопровождение осуществляет МО классных руководителей МОУ ООШ д Новое Задубенье, директор школы, социальный педагог, фельдшер Жуковского ФАП

    Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании форм и методов работы МОУ ООШ д Новое Задубенье по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и ВИЧ — инфекции
    Реализация содержания программы воспитания предполагает использование следующих педагогических технологий :
    — технология дифференцированного обучения и воспитания,
    -личностно-ориентированная технология,
    — технология обучения и воспитания без насилия,
    — технология педагогической поддержки,
    — технология психолого-педагогического сопровождения.
    Формы работы:
    Анкетирование

    Дни здоровья
    Встречи с медработниками

    Изучение положения ребенка в семье

    Конкурсы рисунков, плакатов

    Критерии отслеживания эффективности Программы
    Предлагается два способа отслеживания эффективности:
    1 способ: Отслеживание эффективности всей программы в целом.
    Критерии:
    — увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению, ВИЧ — инфекции
    — результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;
    — активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
    2 способ: Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.
    После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей, обучающихся в мероприятиях.

    — Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

    — Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ, алкоголя, табака;

    — Отказ от курения, употребления алкоголя.

    по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения и ВИЧ — инфекции

    среди учащихся МОУ ООШ д Новое Задубенье

    Лекционно-просветительная работа с учащимися

    Ноябрь

    Воспитательная работа с учащимися

    4.

    Наименование мероприятия Срок Ответственные
    Организационные вопросы
    1. Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой Сентябрь — октябрь Классные руководители, социальный педагог
    2. Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

    Сентябрь — октябрь Классные руководители, социальный педагог
    3. Диагностирование школьного микрорайона с целью выявления микроучастков, отрицательно воздействующих на детей. сентябрь-

    социальный педагог школы
    4. Составление картотеки индивидуального учета подростков группы риска Сентябрь -октябрь Социальный педагог
    5. Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции) Сентябрь- октябрь классные руководители
    6. Проведение рейдов «Подросток». В течение года Классные руководители, социальный педагог
    1. Кл. часы «Подросток и закон» 1 раз

    в 2 месяца

    Социальный педагог, классные руководители.
    2. Беседы:

    «Правонарушения и ответственность за них» (5-7 классы),

    «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

    (8-9 класс)

    Октябрь Классные

    руководители, учитель обществознания

    4. Круглый стол «Бездна, в которую нужно заглянуть» (9класс) Директор школы, инспектор ИДН, фельдшер,

    социальный педагог школы

    5. Беседы с юношами и девушками по формированию этики отношений между юношами и девушками (9 классы) Январь — февраль Классные руководители
    6. «За здоровый образ жизни»

    просмотр видеофильмов по графику (6-9 классы)

    Февраль — март Классные руководители
    7. Беседы о вреде курения В течение года Классные руководители
    8. Беседы о профилактике ВИЧ инфекции В течение года Фельдшер , учитель ОБЖ
    9. Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением

    Библиотекарь

    10. Беседа «Правда и ложь об алкоголе» (8-9 классы) март Классные руководители, учитель биологии
    11. Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду» Октябрь — декабрь Классные руководители
    1. Проведение тематических классных часов:
    • «День против курения»;
    • «Здоровье- это жизнь»;
    • «Личность и алкоголь»;
    • «Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»
    • Книжная выставка: «Зловещая тень над миром» (ВИЧ)
    • Осенний марафон: «Мы выбираем здоровье»;

    — «Пристрастия, уносящие жизнь» —

    в течение года

    (по плану классных руководителей)

    Классные руководители
    2. Конкурс рисунков и плакатов «Молодежь против наркотиков».

    1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

    Интерактивное занятие: «ВИЧ/ СПИД проблема, касающаяся каждого» (8-9кл)

    сентябрь

    ноябрь

    Учитель ИЗО, биологии, классные руководители
    3. Игра – соревнование «Баланс положительных и отрицательных сторон курения» (6-8 классы) ноябрь Учитель ОБЖ
    Конкурсы по антиалкогольной, антинаркотической тематике, профилактике ВИЧ — инфекции
    • Плакатов и стенгазет
    • Рефератов и докладов
    • Стихотворений и песен
    • Сочинений
    Ноябрь — апрель

    Классные руководители, библиотекарь, учителя литературы
    5. Тематический вечер «Любовь – волшебная страна» (8-9 кл)

    февраль Классные руководители
    6. Акция «Нет табачному дыму!»

    ноябрь Классные руководители
    7.

    8.

    Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению
    Систематически выявлять учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы МО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма и ВИЧ – инфекции среди несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и применять меры воспитательного воздействия

    В течение года

    Директора школы, Совет профилактики правонарушений
    Спортивно- оздоровительные мероприятия
    1. Спортивный марафон

    «Я выбираю жизнь»

    Ноябрь-декабрь Учитель физкультуры,

    Классные руководители

    2. День здоровья Декабрь,

    Учитель физкультуры, классные руководители
    3. Спортивные соревнования В течение года (согласно графику проведения соревнований) Учитель физкультуры, классные руководители

    Работа с родителями.

    1. Родительские собрания:

    «Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

    -Что нужно знать детям о ВИЧ — инфекции

    Согласно планов работы классных руковод.

    Классные руководители 2. Лекторий для родителей:

    классы «Адаптация первоклассника».

    5-6 классы «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста».

    7 класс «Возрастные особенности подросткового периода».

    источник

    Автор: Колпакова Анастасия Владимировна, социальный педагог, МБОУ «Школа №156 им. Б.М. Рябцева», Нижний Новгород

    и правонарушений среди несовершеннолетних»

    Колпакова Анастасия Владимировна

    программы
    «Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних».
    Дата

    программы
    Решение педагогического совета №1 от 04.11.2014
    Разработчики

    программы
    Социальный педагог Колпакова Анастасия Владимировна
    Назначение

    программы
    Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.
    Цель программы
    Создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде.
    Задачи программы
    — развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни; — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; — обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; — привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
    Сроки реализации

    Читайте также:  Алкофинал препарат для лечения алкоголизма отзывы

    программы
    2015г. -2018г.
    Ожидаемые

    социальная
    1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни. 2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду 2

    эффективность
    здорового образа жизни. 3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. 4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения. 5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. 6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком). 7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
    Участники

    программы
    Учащиеся 1-9 классов, классные руководители, КДН и ЗП, ОДН, родители.
    Управление,

    контроль
    Мониторинг школы
    Формы и методы

    программы
    Групповые и индивидуальные занятия, анкетирования, беседы, лекции, просмотр фильмов, мозговые штурмы, социальные проекты. 3

    Пояснительная записка
    Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике. Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути. Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности. Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Разработанная профилактическая программа призвана 4
    оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
    Цель:

    – с
    оздание в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде; — развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
    Актуальность данной программы
    состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
    — развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни; — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; — привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.
    Этапы реализации комплексно-целевой программы:

    I Подготовительный этап.
    1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению. 2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.
    II. Основной этап.
    1. Реализация мероприятий программы. 2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач: 1. Участие в городской акции «Верить. Жить. Творить». 2. Декада здоровья (комплекс мероприятий). 3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни. 5
    4. Спортивные мероприятия. 5. Круглые столы с приглашением специалистов. 6. Классные часы, беседы по данной проблеме. 7. Социальный проект «Чистая книга».
    III. Аналитический этап
    1. Социальный прогноз. 2. Анализ реализации программы. 3. Оформление отчётов. 4. Оценка результатов.
    Механизм реализации программы
    осуществляется через:  мониторинговые исследования и определение перспектив.  взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с ОВД и ПДН, КДН и ЗП.  психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.  внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.  привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.  повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
    Участники программы
    Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании.
    Управление, контроль, мониторинг
    Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы. 6

    Методы реализации программы:

    Мозговой штурм.
    Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.
    Ролевые игры.
    Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.
    Развитие мнений через обсуждение и дебаты.
    Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.
    Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы.
    Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.
    Истории.
    Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по- разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.
    Работа с неформальными лидерами.
    Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.
    Работа в группах и парах.
    Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто- либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков. 7

    Метод диагностики личности и семьи.
    Диагностика личности подростка и его социальных связей; Диагностика на предмет выявления склонности к вредным привычкам ; Анкета «Проблема наркомании, курения и алкоголизма»; Анкета «Социализация для школьников «Моя семья»; Анкета « Я и мои друзья»; Тест на выявление уровня развития коммуникативных умений» (Л. Михельсон ).
    Словесные методы рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция):
    Лекции «Наркотикам-нет»; «Административная и уголовная отвественность несовершеннолетних»; «Правила поведения в общественных местах»; «Правила поведения в школе»; «Вред спайса на организм человека»; « Нарушение требований по ограничению пребывания детей в общественных местах».
    Методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, мотивация,

    приобщение к действию):
    Мотивация детей группы риска на занятиях в системе дополнительного образования ( кружок « Тяжелая атлетика»).
    Организационно- распорядительные методы (инструктирование, контроль,

    проверка исполнения, регламентирование:
    выход в семью в целях выявления и контроля жилищно-бытовых условий проживания, психологического климата и внутрисемейных отношений; контроль посещаемости учебных занятий; развитие обратной связи с родителями;
    Интерактивные методы (тренинги, ролевые игры):
    тренинговые упражнения «Испорченный телефон», «Коллективный счет», «Моя карточка», «Умеешь ли ты общаться»; показ и обсуждение документальных фильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Курительная смерть», «Закон против наркотиков», «Терроризму –нет»; конкурс видеороликов и мультимедийных призентаций «Полезные призвычки как путь к жизненному успеху».
    Методика повышения мотивации к познанию у педагогически запущенных

    детей:
    диагности измерения интеллектуальных способностей учащихся, имеющих проблемы в обучении; анкета «Выявление мотивов учебной деятельности»; мониторинг уровня формирования познавательных способностейучащихся. 8

    Программа предполагает:
    1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе. 2. Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях. 3. Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ. 4. Индивидуальную работу с учащимися. 5. Работу с родителями.
    Организация профилактической работы предполагает:

    1.
    Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
    2.
    Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы.
    3.
    Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
    4.
    Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
    5.
    Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
    6.
    Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
    7.
    Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
    8.
    Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
    9.
    Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
    10.
    Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения. 9
    10

    источник